Нарушение налогового законодательства диссертация

Опубликовано: 12.05.2024

--PAGE_BREAK--2.1. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица[6]
2.2. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.[7]
Сроки давности определяются статьей 113 НК РФ. 1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122НК РФ.
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.
2.3. Обстоятельства смягчающими и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.[8]
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
При наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем вдвое, а при наличии отягчающих обстоятельств он увеличивается на 100%. Имеет место давность взыскания налоговых санкций.
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения и составления соответствующего акта.
Вместе с тем при нарушении своих прав налогоплательщики вправе обжаловать действия налоговых органов и их должностных лиц. По усмотрению налогоплательщика с обжалованием или жалобой можно обратиться в вышестоящий налоговый орган или в суд. Организации и индивидуальные предприниматели подают иски в арбитражные суды в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом, физические лица (в том числе частные нотариусы, частные охранники, частные детективы) — в суды общей юрисдикции. Налогоплательщик может обжаловать в суде не только решение налогового органа, но и документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Налогоплательщик вправе обжаловать в суде требование об уплате налога, пени и налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. В соответствии с Налоговым кодексом РФ возможна компенсация убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) работников налоговых органов. В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях к должностным лицам налогоплательщиков могут быть применены административные санкции за налоговые нарушения в виде наложения административных штрафов. Административные штрафы налагаются в соответствии со ст.ст.15.3-15.9., 19.6, 19.7 и ч.1 ст.ст.19.4 и 19.5 Административного кодекса и устанавливаются в кратности к минимальному размеру оплаты труда. Протокол об административных нарушениях составляется должностными лицами налоговых органов.
В случае если налоговая и административная ответственность наступают в результате совершения одного и того же нарушения, нарушитель не может быть привлечен одновременно и к налоговой, и к административной ответственности.

Глава 3. Ответственность за налоговые правонарушения
3.1 Налоговые санкции.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах. Ответственность за вину (так называемое субъективное вменение) является принципом материального права, презумпция невиновности — процессуального. Именно поэтому в уголовно-правовой сфере, где материальные и процессуальные нормы образуют самостоятельные отрасли права, эти принципы закреплены раздельно: ответственность за вину — в УК РФ, презумпция невиновности — в УПК РФ.
При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков как в судебном порядке (если больше 5 тыс. рублей) так и по решению руководителя налогового органа (зависит величины штрафа).
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе возникает в случае несвоевременной подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган.
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Если срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе просрочен более чем на 90 дней, то штраф взыскивается в двукратном размере.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иным основаниям.
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе карается взысканием штрафа в размере 10% доходов, полученных в результате ведения деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 тыс. руб.
Если такая деятельность осуществляется более трех месяцев, то взыскивается штраф в размере 20% от полученных доходов.
Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
В соответствии с действующим законодательством налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны в 10-дневный срок письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета об открытии или закрытии банковского счета.
Непредставление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащего уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Если налоговая декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней, то штраф взыскивается в размере 30% суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации и 10% суммы налога, подлежащего уплате, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Наличие на дату уплаты налога на лицевом счете переплаты или факта уплаты налога не влияет на применение к налогоплательщику ответственности за нарушение им установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком — физическим лицом на основании подаваемой им декларации, исчисляется с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате этому физическому лицу дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
Моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, следует считать день фактической подачи в налоговый орган декларации и регистрации в налоговом органе представленного с просрочкой документа.
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
Если эти правила нарушены в течение более одного налогового периода, то взыскивается штраф в размере 15 тыс. руб.
Если грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения повлекло занижение налоговой базы, то штраф взыскивается в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога.
Если неуплата или неполная уплата сумм налога совершены умышленно, то штрафная санкция удваивается.
При применении этой санкции необходимо иметь в виду, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом или внебюджетным фондом по уплате конкретного налога. Если в предыдущем налоговом периоде у налогоплательщика имеется переплата какого-либо налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд) и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности в части уплаты конкретного налога.
При наличии переплаты налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, если он внесет изменения в налоговую декларацию и уплатит пени. Пени в данном случае начисляются в период от возникновения недоимки до появления переплаты.
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Указанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, если он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. Взыскание штрафа за неправомерное неперечисление или неполное перечисление сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана им у налогоплательщика.
Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, наказывается штрафом в размере 10 тыс. руб.
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. При применении указанной ответственности к налоговым агентам следует исходить из того, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе.
Налоговые агенты также должны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги в том случае, если эти индивидуальные предприниматели не предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговом органе. При непредставлении индивидуальными предпринимателями этих документов у налогового агента нет оснований считать, что данное физическое лицо является предпринимателем, а следовательно, в данном случае налоговый агент является источником дохода и обязан исчислить и удержать налог из доходов налогоплательщика при их фактической выплате за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, и уплатить сумму налога в бюджет. Таким образом, непредставление налоговыми агентами сведений о доходах этих физических лиц и суммах исчисленных и удержанных налогов в соответствии со ст.230 НК РФ влечет за собой применение соответствующей налоговой санкции.
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа, отказ, уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями для налогоплательщиков — организаций (за исключением банков) влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., для физических лиц — 500 руб.
Ответственность свидетеля предусмотрена в случае неявки или уклонения от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. В данном случае взыскивается штраф в размере 1 тыс. руб.
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний караются штрафом в размере 3 тыс. руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--

Попова Дарья Олеговна – студент магистратуры Крымского филиала Российского государственного университета правосудия; специалист 1 разряда правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым.

Аннотация: В этой статье исследуется проблема, которая долгие годы оставалась в центре внимания юридической науки и практики налогового регулирования - уклонение от уплаты налогов. Каждый налогоплательщик старается максимально сократить свои расходы, для чего часто осуществляется минимизация налоговых платежей в бюджет, в том числе в виде полной неуплаты налогов. Поэтому в статье подробно рассматриваются проблемы незаконного уклонения от уплаты налогов, несовершенство законодательства и пути решения этих проблем на государственном уровне.

Ключевые слова: Налоги, уклонение от уплаты, налоговое законодательство, налоговые преступления, бюджет.

Проблемы налогового контроля и ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в настоящее время находятся в центре внимания юридической науки и российской практики налогового регулирования.

Для экономики современной России проблема уклонения от уплаты налогов имеет первостепенное значение.

Актуальность данной темы обусловлена относительной распространенностью в последние годы в нашей стране налоговых преступлений, их высокой общественной опасностью, выражающейся в нанесении значительного ущерба финансовой системе государства и налоговому администрированию.

Новизна статьи заключается в том, что в ней всесторонне исследованы особенности ответственности за уклонение от уплаты налогов с учетом последних изменений в законодательстве и судебной практике.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой уменьшение налоговых платежей путем умышленного избегания уплаты налогов, сокращение их выплат, как правило, способами, противоречащими законодательству [8, с. 687]. Уклонение считается умышленным, когда лицо осознанно совершило действия (бездействие), повлекшие за собой негативные последствия.

По последним данным с официального сайта Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 января 2019 года задолженность по налогам в консолидированный бюджет Российской Федерации составляет 1 897 100 000 рублей. Этот показатель является индекатором большой проблемы для страны, ограничивающий ее экономические ресурсы.

Уклонение от уплаты налогов обусловлено:

  • ухудшением финансового положения бизнеса:
  • общим снижением доходов населения;
  • наличием спорных вопросов и недостатков в налоговом законодательстве и налоговой политике;
  • отсутствием стимулирующих условий для обеспечения конкурентоспособности [6].

Положения, касающиеся наложения санкций за правонарушения в налоговой сфере, закреплены в следующих нормативных правовых актах:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) (статья 122 - неуплата или неполная уплата сумм налога, сбора, страховых взносов).
  • Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) (статья 15.5 - ответственность за несвоевременное оформление декларации).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) (статья 199 - санкции за намеренное уклонение от налоговых выплат).

Согласно нормам налогового законодательства, на граждан и организации налагаются штрафы. Таким образом, правонарушитель наказывается, а государство увеличивает сумму бюджета.

Налоговый кодекс фиксирует два вида преступлений в указанной области:

  • непредставление налоговой декларации (статья 119 НК РФ). В этом случае штраф составляет 5 процентов от неуплаченной в установленный налоговым законодательством суммы налога (страховых взносов), подлежащих уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 1 000 рублей [1, ст. 119];
  • неуплата или неполная уплата налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (статья 122 НК РФ). Размер денежной санкции (штрафа) составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога. При намеренном совершении таких действий - сумма увеличивается до 40 процентов [1, п. 1,3 ст. 122].

В соответствии с нормами КоАП РФ, ответственность может быть применена только за несвоевременное оформление декларации. За указанное правонарушение наказываются должностные лица предприятия. Согласно положениям статьи 15.5 КоАП РФ, на них налагается штраф в размере от трехсот до пятисот рублей [2, ст. 15.5].

Несмотря на широко развитое нормативно-правовое регулирование налоговых правонарушений, скрытность налоговых преступлений по-прежнему остается на высоком уровне. Это связано со сложностью квалификации факта уклонения от уплаты налогов, проблемами доказывания совершения этого противоправного деяния, нестабильностью и несогласованностью действующего законодательства.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации - преступление, предусмотренное статьей 199 УК РФ, которое заключается в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, или путем включения недостоверной информации в налоговую декларацию.

Способы, используемые для того, чтобы избежать уплаты налогов или уменьшить их размер, весьма разнообразны и многочисленны. Налоговые преступления часто совершаются работодателями и предпринимателями, занимающими руководящие должности в организациях, действующих в качестве налоговых агентов. С каждым годом используемые методы становятся все более изощренными, а налоговые преступления, как утверждается в литературе, раскрываются все реже и реже [4, с. 4]. В настоящее время существует более двухсот способов.

Необходимость комплексного изучения уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента определяется проблемой выявления посредством использования различных методов, приемов и способов, а также сотрудничества со специалистами в области бухгалтерского учета, финансов и налогообложение [3].

Налоговые органы и органы внутренних дел имеют различные методы выявления противоправных действий (бездействия) в сфере налогообложения. У первых они являются контрольными, у вторых - оперативно-розыскными и уголовно-процессуальными.

Реализации уголовной ответственности за налоговые преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов, препятствует тот факт, что деятельность по выявлению таких преступлений серьезно осложняется неразрешенностью уголовно-процессуальным законодательством некоторых довольно важных вопросов, таких как вопрос предварительной проверки сообщений о преступлениях , поскольку успешное осуществление целей и задач уголовного судопроизводства во многом обусловлено тем, насколько своевременно, законно и обоснованно правоохранительными органами было принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. В то же время, основным недостатком предварительной проверки является неполнота установления признаков преступления в событии, что является основной целью предварительной проверки заявлений и сообщений.

Сложность квалификации преступления также препятствует реализации уголовной ответственности, по крайней мере потому, что его диспозиция является бланкетной. В самом уголовном законе прямо не определены признаки преступления, а содержатся лишь отсылки на законы в других областях права [7, с. 10].

Для выявления рассматриваемых налоговых преступлений наиболее эффективными являются методы контр сверки документов и операций; анализ всех направлений хозяйственной деятельности и балансовых счетов в их взаимосвязи; проверка соответствия списания материальных ценностей нормам затрат; сравнение объяснений всех лиц, осуществляющих хозяйственные операции и др. [5, с. 350].

При этом затягивание сроков расследования в процессе проверки вышеуказанных документов может повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности на основании статьи 78 УК РФ в связи с истечением сроков давности, что на деле довольно часто случается [9, с. 55].

Таким образом, участие органов, осуществляющих уголовно-процессуальные функции в защите налоговой системы возможно только совместно с налоговыми органами.

Эффективность взаимодействия органов следствия с налоговыми органами лучше всего проявляется в вопросе оценки качества материалов, содержащих информацию о признаках налоговых преступлений, которые были направлены налоговыми органами для предварительного расследования.

Основным недостатком является то, что они направляются на основании формальных признаков величины неисчисленных и не перечисленных налогов. В то же время работники налоговых органов, которые не являются сотрудниками правоохранительных органов, не уделяют должного внимания фиксированию следов совершенных преступлений, документированию обстоятельств, свидетельствующих о наличии соответствующего умысла, что часто затягивает расследование и отрицательно влияет на его результаты.

По большей части материалов принимается окончательное решение об отказе в возбуждении уголовного дела вследствие отсутствия состава преступления. Что касается ряда других отдельных материалов, то принятие какого-либо процессуального решения является затруднительным, поскольку необходимые документы отсутствуют, в результате чего такие материалы возвращаются обратно в налоговые инспекции.

Уклонение от уплаты налогов, несомненно, является одной из наиболее значительных и социально опасных проблем любого современного государства. Однако, на мой взгляд, полностью решить эту проблему крайне сложно, если и вовсе невозможно. Но существуют способы, позволяющие минимизировать негативные последствия этой проблемы. Необходимо как можно быстрее и эффективнее внедрять в профессиональную среду профильную информацию, подкрепленную управленческими решениями, которая будет являться сдерживающим фактором для любой организации.

Министерство образования Российской Федерации

Московский Государственный Индустриальный Университет

По предмету «Налоговое право России»

«Ответственность за нарушения налогового законодательства»

Выполнил: Ермилов Ю.А., гр. 8722

Сдано «____»__________________ 2002 года.

Научный руководитель: ст.преп. Никишина О.А.

Проверено «____»______________ 2002 года.

СЕРГИЕВ ПОСАД

Уплата налогов - одна из важнейших экономических обязанностей каждого гражданина. Конституция РФ, в своей 57 статье, прямо говорит о том, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Именно из этой обобщающей нормы мы вполне можем сделать вывод о том, что граждане обязаны выполнять законные и обоснованные требования органов государства, ответственных за взимание налогов. И именно отсюда следует ответственность, которая наступает для нарушителей норм налогового законодательства.

Ответственность за нарушения налогового права предусмотрена двумя основополагающими документами - Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 16 - «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение») и Кодексом об административных правонарушениях РФ (глава 15 - «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг»). Данное регулирование двумя различными по своей сути документами вполне оправдано: первый кодекс предусматривает ответственность налогоплательщиков (то есть - самих организаций, учреждений, предприятия), в то время как второй устанавливает пределы и размеры ответственности непосредственно должностных лиц проштрафившихся юридических лиц. И еще одна важная особенность общего характера - ПБОЮЛ несут ответственность по указанным правонарушениям лишь В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - нормы административной ответственности к ним в этом случае не применяются.

Что характерно, некоторые нормы указанных документов в части квалификации наказуемых деяний и ответственности за их совершение - полностью повторяют друг друга. Таким образом создается некая юридическая двойственность, которая, впрочем, все же носит исключительный характер. Итак, разберем указанные в законодательстве нарушения.

1. НАРУШЕНИЕ СРОКА ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ (ст.15.3 КоАП РФ, ст.116 НК РФ) И УКЛОНЕНИЕ ОТ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ (ст.117 НК РФ).

Срок подачи заявления о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе составляет 10 дней (с момента государственной регистрации юридического лица или ПБОЮЛ) и установлен статьей 83 Налогового кодекса РФ. Исчисление срока проводится со дня, следующего за днем внесения вновь созданного юридического лица в Единый реестр. Нарушение срока (т.е. - подача указанного заявления после истечения предусмотренного срока) влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а сам налогоплательщик (юридическое лицо) подвергается штрафу в размере пяти тысяч рублей.

При просрочке более чем на 90 дней - налогоплательщик штрафуется на сумму в десять тысяч рублей.

Если при этом налогоплательщик еще и осуществлял деятельность, предусмотренную в уставных целях своего создания, то это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двад-цати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

К указанным и разобранным правонарушениям очень тесно прилегает и уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Очевидно, что такая постановка необходима для учета налогоплательщиков, прогнозирования сумм, полученных с них в виде налогов и сборов и, в государственном масштабе, играет несомненно важную роль в формировании «налоговой» части государственного бюджета. Поэтому при ведении деятельности без постановки на учет карается взысканием штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в тече-ние указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей. При этом если такая деятельность имеет место вот уже более трех месяцев, то штраф значительно увеличивается и составляет уже 20 процентов доходов.

2. НАРУШЕНИЕ СРОКОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ОБ ОТКРЫТИИ СЧЕТА В БАНКЕ ИЛИ ИНОЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ст.15.4 КоАП РФ, ст.118 НК РФ).

Если налогоплательщик нарушает установленные сроки и не сообщает налоговому органу об открытии счета в кредитной организации (равно как и о закрытии такового), то он штрафуется на сумму в пять тысяч рублей. Ответственность при этом несут и должностные лица организации, пропустившей сроки сообщения по факту открытия (закрытия) счета в кредитной организации, причем ответственность эта установлена в рамках коридора штрафа от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

3. НАРУШЕНИЕ СРОКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (ст.15.5 КоАП РФ, ст. 119 НК РФ).

Если нарушен срок предоставления налоговой декларации, то должностные лица провинившегося юридического лица штрафуются на сумму от трех до пяти минимальны размеров оплаты труда.

Само же юридическое лицо при этом теряет дополнительно 5% суммы налога, подлежащего уплате с этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

При этом в случае, если декларация не предоставлена в налоговый орган в течение более чем 180 дней по истечении установленного законодательством срока, то с нарушителя взыскивается 30% суммы налога, подлежащей уплате с декларации, и 18% за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня. При этом необходимо иметь ввиду, что это - штраф, который при обязательности своей уплаты не освобождает от подачи самой декларации и оплаты суммы налога, рассчитанного на ее основе.

4. НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ (ст.15.6 КоАП РФ и ст.126 НК РФ).

Необходимо иметь ввиду, что данная норма предусматривает ответственность не только за непредставление сведений, необходимых налоговым органам для проведения полного и всестороннего налогового контроля, но и за их неполное представление. Ответственность - наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -- от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Организация при этом штрафуется на пятьдесят рублей за каждый непредоставленный документ, если нарушение состоит в неполном предоставлении требуемой документации.

Если же юридическое лицо вовсе отказывается предоставить налоговому органу предусмотренные законодательством документы, либо предоставляет документацию с заведомо ложными сведениями, то с нее взыскивается пять тысяч рублей.

5. НАРУШЕНИЕ СРОКА ИСПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЯ О ПЕРЕЧИСЛЕНИИ НАЛОГА ИЛИ СБОРА (ст.15.8 КоАП РФ).

Указанная данной нормой мера ответственности (административный штраф от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда) применяется к должностным лицам банков и иных кредитных организаций, если они нарушили установленный законодательством срок исполнения поручения (также - инкассового поручения) налогоплательщика о перечислении налога или сбора (или, например, пеней и штрафов).

6. ГРУБОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ (ст.15.11 КоАП РФ и ст.120 НК РФ).

Оговорено, что под грубым нарушением бухгалтерского учета понимается такое нарушение, которое привело либо к искажению сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 19%, либо к искажению любой строки формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. За подобные действия (а также за нарушение правил хранения учетных документов) виновные должностные лица штрафуются на сумму от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

К указанному правонарушению примыкают нормы ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. В данном случае под грубым понимается такое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообло-жения, которое привело к отсутствию первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отраже-ние на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. За такие нарушения налогоплательщик штрафуется на пять тысяч рублей - при условии, что подобные действия имели место в течение одного налогового периода. Если подобное допущено в течение более, чем одного налогового периода, то сумма штрафа возрастает в три раза и составляет пятнадцать тысяч рублей.

Отдельно оговорено о наказании за то же искажение бухгалтерской отчетности, если таковое повлекло за собой занижение налоговой базы: в данном случае взыскивается штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

7. НЕУПЛАТА ИЛИ НЕПОЛНАЯ УПЛАТА СУММ НАЛОГА (ст.122 НК РФ).

Здесь возможно нарушение по двум направлением - либо путем занижения налогооблагаемой базы, либо связанное с транспортировкой товаров и услуг через территорию РФ и по территории РФ. Налогоплательщик, допустивший подобную оплошность неумышленно, карается штрафом в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Однако же, если он действовал целенаправленно, т.е. ставил себе цель сократить уплаты налогов, то штраф уцчве6личивается в два раза и составляет 405 от неуплаченной суммы налога.

8. НЕЗАКОННОЕ ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ДОСТУПУ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА НАЛОГОВОГО ОРГАНА НА ТЕРРИТОРИЮ ИЛИ В ПОМЕЩЕНИЕ (ст.124 НК РФ).

Подобные действия в отношении лица, проводящего налоговую проверку, если они носят незаконный характер (законодательством четко установлено, когда, при каких случаях и имея при себе какие документы, налоговый работник имеет право требовать допуска своей персоны на территорию предприятия) караются штрафом в пять тысяч рублей.

9. НЕПРАВОМЕРНОЕ НЕСООБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ НАЛОГОВОМУ ОРГАНУ (ст.129.1 НК РФ).

Закон выделяет два возможных нарушения: во-первых, неправомерное несообщение (т.е. в том случае, если налогоплательщик обязан предоставить налоговому органу какие-либо сведения, данные, и уклоняется от их передачи), а во-вторых - несвоевременное сообщение (т.е. такой случая, когда налогоплательщик в разумный или установленный законодательством срок не предоставил требуемых сведений, а произвел это лишь после истечения срока). В случае с налоговой ответственностью за эти два вида нарушения взыскивается одинаковый по размеру штраф - 1000 рублей. При этом, в случае повторений подобных действий неоднократно в течение года за каждое последующее нарушение организация заплатит уже по пять тысяч рублей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Гуреев В.И. Российское налоговое право. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997. - 383 с.

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации // «Библиотечка «Российской газеты», №2, 2002. - 256 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая. // «Официальные документы в образовании» (бюллетень), №9, 2000. - 112 с.

4. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРАМ, 1999. - 271 с.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 24.12.2018 2018-12-24

Статья просмотрена: 567 раз

Библиографическое описание:

Мельцова, А. Э. Существующие проблемы правового регулирования привлечения субъектов налогового права к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах / А. Э. Мельцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55074/ (дата обращения: 21.05.2021).

В данной статье рассматриваются порядок и процедуры привлечения налогоплательщиков к ответственности за нарушение налогового законодательства, а также проблемы, возникающие в данном процессе. Приведены примеры несоответствия формулировок в тех или иных законодательных актах.

Ключевые слова: налоговое законодательство, налоговый кодекс, налоговое правонарушение.

Налоговая тематика всегда была значимой для Конституционного Суда РФ, по статистическим данным, представленным за 2017 г. в области финансов было 225 обращений из них 149 в области налогового права. Такой поток жалоб обусловлен в значительной мере плохой работой законодателей, которым приходится переписывать собственные акты, что вносит сумятицу в судебную практику. Если налоговые органы обнаружат в действиях (бездействии) фирмы или предпринимателя нарушения, предусмотренные Налоговым кодексом, они вправе оштрафовать их, привлечь к налоговой ответственности.

При этом привлечь фирму к налоговой ответственности можно только в том случае, если она совершила правонарушение. Привлекая фирму или предпринимателя к ответственности, налоговый орган обязан следовать принципам, в том числе и принципу «никого нельзя привлечь к ответственности дважды за одно и то же налоговое правонарушение».

Как отметил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, «отступление от данного принципа приводило бы к явно чрезмерным ограничениям, не соответствующим целям защиты конституционно значимых интересов и, по сути, к умалению конституционных прав и свобод». Но на практике не всегда этот принцип соблюдается. Так, например, иногда возникают ситуации, при которых материалы одной и той же налоговой проверки становятся основанием, как для возбуждения уголовного дела, так и для привлечения к налоговой ответственности. В таких случаях за неуплату налога в крупном размере налогоплательщик привлекается сначала к уголовной ответственности по статье 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица», а потом, после исполнения наказания, с него взыскивают штраф и недоимку уже в рамках привлечения к налоговой ответственности.

Отметим, что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 сентября 2009 г. N 9664/09 указал на недопустимость привлечения предпринимателя к налоговой ответственности при наличии приговора суда общей юрисдикции. Арбитражные суды, однако, не всегда придерживаются данной позиции.

При обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, должностным лицом налогового органа должен быть составлен акт, подписываемый им и лицом, совершившим налоговое правонарушение. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение.

По истечении 10 дней (период представления письменных возражений) в течение следующих 10 дней руководитель (или его заместитель) налогового органа рассматривает акт, документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

Акт рассматривается в присутствии налогоплательщика (или его представителя). Неявка налогоплательщика не лишает возможности руководителя (или его заместителя) налогового органа рассмотреть акт в его отсутствие.

Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта. При рассмотрении акта заслушиваются его объяснения, исследуются другие доказательства. При рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении к участию в рассмотрении свидетеля, эксперта или специалиста.

В результате рассмотрения акта, документов и материалов руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит одно из решений — о привлечении или об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

На основании решения о привлечении лица к ответственности ему направляется требование об уплате пеней и штрафа. Решение налогового органа о привлечении лица к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом в случае несоблюдения должностными лицами налоговых органов процедурных требований, нарушения существенных условий процедуры рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля, других нарушений процедуры рассмотрения материалов, если только они привели (или могли привести) к принятию неправильного решения.

Но сначала инспекторы направят нарушителю требование о добровольной уплате налоговых санкций. В нем должен быть указан срок исполнения.

Если налогоплательщик не заплатит штраф вовремя, инспекторы могут взыскать его принудительно. Для этого в течение двух месяцев с момента, когда истек срок добровольной уплаты, контролеры направят в банк требование о взыскании денег со счетов фирмы или предпринимателя.

Согласно этой точки зрения получается, что юридическим актом признания лица виновным в совершении налогового правонарушения и привлечения его к ответственности выступает решение налогового органа. Суд выступает лишь в качестве органа, осуществляющего исполнение этого акта. Между тем, решение налогового органа, хотя оно и именуется в Налоговом кодексе «решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», таковым вовсе не является, и на основании этого решения никого ни к какой ответственности привлечь невозможно. Привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде наложения налоговых санкций может только суд. Что сказано и в НК РФ в пункте 7 статьи 114: «налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке». И исполняться будет не решение налогового органа, а решение суда, по поводу чего в Налоговом кодексе сказано: «исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве Российской Федерации».

Между тем, нарушения указанного законодательства могут совершить и налоговые органы государства — вторая сторона налогового правоотношения (например, необоснованное взыскание налога). Тем не менее, какой-либо ответственности этих органов Налоговый кодекс не предусматривает. Получается, что если налогоплательщик не уплатит налог, то это формирует состав налогового правонарушения, а если налоговый орган незаконно, т. е. с нарушением налогового законодательства, взыщет этот налог, то и налогового правонарушения никакого нет. Все это свидетельствует о явно одностороннем и предвзятом характере данного вида юридической ответственности.

Таким образом, органом, применяющим налоговую ответственность, является налоговый орган, а не суд, в отличие от уголовного процесса. Исполняя требование об уплате штрафа, налогоплательщик соглашается с мнением налогового органа о наличии в своих действиях состава налогового правонарушения, признавая свою вину в совершении налогового правонарушения и добровольно несет расходы по оплату сумм штрафной санкции, пени и недоимку, причем недоимку и пени платят в первую очередь, а штраф — во вторую.

Так же Российское налоговое законодательство содержит много неясностей и противоречий. Так Винницкий Д. В. указывает на то, что все несоответствия можно разделить на несколько групп, определив степень их значимости и влияния на налоговую систему. Первую группу составляют неточности, неясные формулировки, вторую противоречия между нормами закона и третья группа касается взаимоотношений с налогоплательщиками.

Довольно большая группа статей не раскрывают порядок процедур, не дают определения используемым понятиям в НК РФ.

Например, согласно статьи 90 НК должностным лицам налоговых органов при проведении налогового контроля предоставлено право вызывать свидетелей для дачи показаний, но не ясен вопрос о том, каким образом вызывается свидетель, должно ли должностное лицо налогового органа перед получением показаний выяснить все необходимые сведения о лице, дающем показания в качестве свидетеля и другие вопросы?

Так же должностное лицо налогового органа должно перед получением показаний по налоговому делу разъяснить свидетелю его права и обязанности. При этом ни одна норма НК не называет конкретных прав и обязанностей такого свидетеля.

По сей день существуют нормы, которые содержат прямые или скрытые противоречия, служат основанием для многочисленных исков в арбитражные суды.

Казалось бы, незаметный союз «или» в статье 255 НК РФ, предполагает некую альтернативу, позволяет отнести планируемые выплаты к расходам на оплату труда при условии отражения их «или» в трудовом договоре «или» в коллективном договоре. Но пункт 21 статьи 270 содержит требование, при котором не прописанные в трудовом договоре вознаграждения нельзя учесть при расчете налога на прибыль. При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы: «в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов)» и подтверждением являются: Письмо Минфина России от 19.03.07 № 03–03–06/1/158; Письмо УФНС по г. Москве от 04.02.2008 N 20–12/009705; Письмо Минфина России от 05.02.08 № 03–03–06/1/81.

По мнению контролирующих ведомств, затраты, прописанные только в коллективном договоре или положении об оплате труда, можно учесть при расчете налогооблагаемой прибыли лишь тогда, когда о них будет сказано в трудовом договоре. При этом вознаграждения, совсем не редко, занимают существенный процент в оплате труда работников.

Есть ряд вопросов и к операциям, совершаемым налоговыми агентами. Ответственность налоговых агентов регулируется статьей 123 НК РФ. Статья 24 НК РФ закрепляет правовой статус налогового агента и его обязанности, ими признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Ответственность налогового агента по статье 123 НК РФ наступает за невыполнение обязанности по перечислению налогов. Под неисполнением обязанности понимается невыполнение возложенной обязанности в полном объеме.

Под несвоевременным исполнением обязанности понимается ее исполнение с нарушением установленного срока.

Таким образом, понятия «неисполнение обязанности» и «несвоевременное исполнение обязанности» не являются идентичными. Следовательно, несвоевременное перечисление налоговым агентом удержанных налогов в бюджет нельзя расценивать как неисполнение обязанности по перечислению налогов. Ответственность же по статье 123 НК РФ установлена только за неисполнение указанной обязанности.

Несвоевременное перечисление влечет начисление пени, а не применение налоговых санкций. В определении от 15.12.2008 № 16206/08 ВАС РФ также указал, что статья 123 НК РФ не предусматривает ответственности налогового агента за несвоевременное перечисление НДФЛ.

Минфин России в письме от 13.10.2008 № 0302–07/2–177 указал, что не только нарушение срока перечисления налога налоговым агентом, но и нарушение срока уплаты налога налогоплательщиком арбитражными судами справедливо не признаются налоговыми правонарушениями, поскольку отсутствуют соответствующие составы правонарушений.

Наличие неточностей в законодательстве позволяет недобросовестным налогоплательщикам уходить от ответственности при неверных расчетах сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет, предъявляя в суде различные трактовки законодательных документов. Но, с другой стороны, из-за двояких формулировок могут пострадать и те налогоплательщики, которые в полном объеме исполняют свои обязанности по исчислению и уплате налогов. Ведь налоговый орган при проведении мероприятий налогового контроля может неправомерно наложить штрафные санкции на налогоплательщика, и чтобы не вступать в долгие судебные разбирательства, не поставить под угрозу течение своей предпринимательской деятельности налогоплательщики вынуждены оплачивать штрафы, пени в бюджет.

Существуют проблемы во взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур — один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным произволом

Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений имели четкие механизмы их реализации. Например, если на налоговый или другой государственный орган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа.

По мнению В. Д. Зорькина «большинство налоговых конфликтов возникает в стране по причине несовершенства налоговой базы. Наибольшее количество нареканий вызывают нечеткость и неясность законодательства о налогах и сборах. В отсутствие понятных и однозначных законов суды часто принимают противоречивые решения, и налогоплательщикам приходится отвечать за брак в работе законодателя, за ошибочное истолкование законов, а не за виновное неисполнение налоговых обязательств».

В статье 57 Конституции РФ определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Граждане России, на которых основным законом страны возложены обязанности по уплате налогов, вправе требовать от правительства создания и эффективного функционирования налоговой системы как инструмента государственного регулирования экономики, направленного на развитие и процветание экономики и общества.

Крайняя сложность и неопределенность налогового законодательства вызывает большие проблемы, как у налоговых инспекций, так и у налогоплательщиков. Сложность российского налогового законодательства, его непрерывные изменения приводит к большому количеству споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Анализируя изложенный материал, можно прийти к выводу о том, что нестабильность наших налогов и неточности налогового законодательства, несомненно, играют отрицательную роль в развитии экономики страны.

Законодательные пробелы приводят к многочисленным правовым «казусам», попытка разрешения которых на практике предпринята судебными органами ввиду отсутствия должного правового регулирования.

Для создания эффективного контроля в сфере налогообложения необходимо взаимодействие уголовной, административной и налоговой ответственности, устранение пробелов и противоречий в нормативно-правовой базе, регулирующей данные правоотношения, развитие и модернизация действующего законодательства, соответствующие современным тенденциям роста числа и способов нарушения налогового законодательства.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 — ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7 — ФКЗ, от 05.02.2014г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014г. № 11 — ФКЗ;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195 — ФЗ (ред. от 05.12.2016г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016г.);
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 (НК РФ ч.1) 31.07.1998г. № 146 — ФЗ;
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) 5.08.2000г. № 117 — ФЗ;
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197 — ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016г.);
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63 — ФЗ (ред. от 22.11.2016г.);
  7. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402 — ФЗ (действующая редакция, 2016г.);
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции»;
  9. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2009 г. № 9664/09;
  10. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»;
  11. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2006 г. N А56–28039/2005
  12. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.07.2008 N А19–566/08–20-Ф02–3528/08 по делу N А19–566/08–20;
  13. Постановление ФАС Московского округа от 21.12.2006, 26.12.2006 N КА-А40/12463–06-П по делу N А40–46892/05–127–359;
  14. Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2008 № А55–15020/07;
  15. Определение ВАС РФ от 15.12.2008 № 16206/08;
  16. Борисов А. Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок: Практические рекомендации. М.: Юстицинформ, 2009
  17. Грозовский Б. Без вины виноватые // Ведомости. — 2006. — № 5 (1532);
  18. Колесниченко Ю. Ю. Меры административного принуждения за нарушения законодательства о налогах и сборах — классификация и условия применения// Журнал российского права. 2002 № 7;
  19. Теория государства и права: учебник / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 634 с. — Серия: Основы наук;

Введение 3

Глава I. Ответственность налогоплательщиков 9

1. Развитие института ответственности в Российской

2. Феномен налоговой ответственности 22

3. Особенности юридической ответственности за
налоговые правонарушения
48

Глава И. Налоговое правонарушение как основание
правовой ответственности
62

1. Состав и виды налоговых правонарушений по

Российскому законодательству 62

2. Субъекты налоговых правонарушений 79

Глава III. Виды ответственности за

нарушения налогового законодательства 96

1. Налоговая ответственность юридических

и физических лиц 96

2. Административно-правовая ответственность

за нарушения налогового законодательства 114

3. Уголовная ответственность за налоговые

Заключение 148

Список использованной литературы 155

Актуальность темы исследования обусловлена переводом российской экономики на рыночные отношения, превращением налогов в доминирующий по своему значению и составу источник бюджетных поступлений. Доля налоговых поступлений в федеральном бюджете России имеет тенденцию к повышению с 88,1 % в 2000 г. до 92,7 % в 2001, а при принятии части П Налогового кодекса - до 93,4 %'. Очевидна значимость предотвращения или уменьшения тех негативных последствий, которые могут возникнуть у государства в связи с нарушениями налогового законодательства: сокрытием дохода или объекта налогообложения; занижением дохода; отсутствием или ведением учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка; непредставлением или несвоевременным представлением в налоговый орган необходимых документов и др. В результате нарушения налогового законодательства в 2000 г. государству причинен ущерб в размере 68 млрд. руб., что в 2,1 раза превышает аналогичный показатель в 1999 г. Причем 90% от выявленной суммы ущерба (61,3 млрд. руб.) составляют нарушения налогового законодательства в крупных и особо крупных размерах. В 2000 г. органами налоговой полиции совместно с другими государственными службами проведено 65 тыс. 830 проверок налогоплательщиков. В результате выявлено 44 тыс. 290 нарушений налогового законодательства, в том числе 28 тыс. 572 нарушений в крупных и особо крупных размерах 2 .

Сложность исследуемой в диссертации проблемы заключается в том, что нарушения налогового законодательства могут служить основанием для привлечения налогоплательщика к различным видам правовой ответственности: финансовой, административной, уголовной и

1 Налоги и налогообложение/ Под ред. Романовского M.B., Врублевской О.В. - СПб.: Питер, 2000. - С. 23.

Данные были приведены на всероссийском совещании руководителей налоговых органов и органов налоговой полиции. См.: РосБизнесКолсантинг. - 13.02.2001.

щ дисциплинарной. Соответственно, установленные налоговые правила, нарушения которых образуют конкретные составы, закреплены помимо Налогового кодекса, во множестве нормативных актов, принятых в условиях совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Не завершен окончательно процесс приведения закрепленных в них норм в соответствие с Налоговым кодексом, но уже требуется приведение отдельных норм в соответствие с новым Кодексом об административных, правонарушениях,

^. вступившем в силу с 1.07.2002 г. Налоговые правонарушения, обладающие

повышенной латентностью, сопровождаемые несовершенством налогового законодательства, требуют более пристального внимания к проблеме налоговой ответственности, не имеющей в настоящее время однозначного толкования и отождествляемой с административной либо финансовой ответственностью. В юридической науке и нормотворческой практике сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, налоговая ответственность не является общепризнанным видом юридической ответственности; с другой стороны, в научной литературе, учебниках по

^ праву, законодательных актах, решениях арбитражного суда и др. термин «налоговая ответственность» применяется, причем по смыслу противопоставляется административной ответственности за нарушения налогового законодательства. Назрела необходимость специального исследования феномена налоговой ответственности.

Степень научной разработанности темы. Вопросам

административной, уголовной, финансовой ответственности

налогоплательщиков и других субъектов налоговых правоотношений, совершенствования правоприменительной деятельности органов налогового Щ контроля и законодательства в этой части посвящены монографии, диссертационные исследования, отдельные публикации в периодической печати. Проблемы юридической ответственности исследовали Е.А.Агеева,

щ; А.П.Алехин, Т.Д.Зражевская, Н.А.Боброва, С.Н.Братусь, О.Э.Лейст, А.И.Санталов, О.М.Якуба и др.

За последние годы были опубликованы монографии О.Н.Горбуновой, Н.И.Химичевой, С.Г.Пепеляева, В.И.Гуреева, Д.В.Винницкого и др.; защищены кандидатские диссертации М.Ю.Орловым, В.А.Егоровым, Л.Ю.Кролис, И.И.Кучеровым, А.В.Передерниным, И.Н.Соловьевым, О.И.Юстус и др., в которых в разной степени затронута проблема фк ответственности за нарушения налогового законодательства. В 2002 г. Мачехиным В.А. была защищена диссертация на тему «Налоговая ответственность налогоплательщиков».

Проблеме налоговой ответственности физических лиц налогоплательщиков, организаций, налоговых агентов; анализу налоговых споров в практике арбитражных судов и др. уделяется достаточное внимание в периодической печати (Российская юстиция, Законность, Законодательство, Юридический мир, Налоговый вестник, Налоги Экономика и жизнь, Хозяйство и право, Бухгалтерский учет и др.). Вместе с тем, пока еще ^ недостаточно специальных исследований, посвященных комплексному изучению проблем ответственности налогоплательщиков РФ с позиций признания формирующейся отраслевой самостоятельности налогового права, что обусловило выбор целей и задач диссертационной работы.

Цель исследования состоит в комплексном изучении и отражении современного состояния проблем и закономерностей ответственности налогоплательщиков в Российской Федерации, разработке рекомендаций по улучшению ее законодательного регулирования.

Поставлены следующие основные задачи исследования: Ш - рассмотреть понятие налогового правонарушения как основания

различных видов ответственности, исследовав при этом элементы его

состава, причинный комплекс и др.;

Щ - исследовать систему мер административного и финансового принуждения, используемых в России для борьбы с налоговыми правонарушениями;

выявить правомерность выделения налоговой ответственности в
качестве самостоятельного вида юридической ответственности;
изучить практику налоговых коллизий и споров по вопросам налоговой
ответственности, возникающих в связи с противоречиями налоговых
^ законов, проблемами взаимодействия налогового права с другими

разработать научно-практические рекомендации по квалификации налогового правонарушения, совершенствования правоприменительной практики.

Объектом диссертационного исследования является система нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих ответственность за нарушения налогового законодательства.

Предмет исследования составляют нормы налогового

ак законодательства, регулирующие вопросы правовой ответственности за налоговые правонарушения и практика их применения.

Методологическая, нормативно-правовая и научная база исследования. В процессе исследования проблемы ответственности за налоговые правонарушения и ее основания - проступка - автор применил комплекс методов научного познания явлений общественной жизни: формально-логический, конкретно-социологический, метод сравнительного анализа и др. Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых. При написании диссертации Щ' использовано действующее законодательство России, нормативные акты. Поскольку диссертационное исследование носит в значительной мере межотраслевой характер, его нормативная база включает нормы

конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного права.

Научная новизна исследования связана с исследованием отдельных вопросов зарождающейся науки налогового права в России, еще не разработанной в достаточной мере. Систематизировано действующее налоговое законодательство по вопросу ответственности за налоговые правонарушения, рассмотрены варианты таких важнейших проблем, как создание условий и средств для реализации ответственности, как налогоплательщиков, так и государства. Проведена попытка комплексной теоретической разработки общего учения об ответственности за налоговые правонарушения в налоговом праве Российской Федерации. Сформулировать и обосновать определение такой фундаментальной правовой категории, как налоговая ответственность.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие новые или содержащие элементы новизны положения:

анализируются в виде сравнительно-правового анализа различные признаки ответственности, закрепленные в Налоговом Кодексе РФ, Гражданском Кодексе, Уголовном Кодексе и Кодексе об административных правонарушениях, впервые выявляются существенные признаки, отличающие налоговую ответственность от других видов юридической ответственности;

выявляются особенности юридической ответственности за налоговые правонарушения, установленные Налоговым Кодексом РФ, в том числе отмечается необходимость устранения имеющихся недостатков с целью последовательной реализации принципа презумпции невиновности налогоплательщика;

3. впервые выделяются специфические признаки, присущие налоговому
правонарушению, отличные от административного, уголовного,
гражданско-правового правонарушения;

4Ц 4. на основе анализа действующего законодательства предлагается отнесение должностных лиц организаций, банков и обособленных подразделений российских юридических лиц к самостоятельным субъектам налоговых правонарушений, что будет способствовать повышению их ответственности за деяния, совершенные в налоговой сфере;

отмечается необходимость на законодательном уровне разработать меры, направленные на усиление позитивного аспекта ответственности за нарушение налогового законодательства;

проводится анализ и дается классификация налоговой ответственности за правонарушения, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ;

выявляется специфика, особенности содержания административной ответственности за нарушения налогового законодательства в соответствии с КоАП РФ, анализируются вопросы разграничения административной и налоговой ответственности.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования. Содержащиеся в работе теоретические w выводы и практические положения могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов «Налоговое право», «Ответственность за нарушения налогового законодательства Российской Федерации»; могут представлять интерес для работников налоговых и правоохранительных органов, всех налогоплательщиков.

Апробация результатов исследования. Положения диссертационного исследования использовались автором при подготовке к проведению семинаров по курсу «Финансовое право».

Содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка законодательных и иных нормативных правовых актов, использованной литературы.

Читайте также: