Налогообложение бюджетных учреждений 2019

Опубликовано: 22.09.2024

С 2019 года вступили в силу новые порядки по применению кодов бюджетной классификации. Изменения коснулись в том числе и расчетов по НДС.

В данной статье эксперты компании «Учёт в БГУ» рассмотрят операции по учету НДС бюджетными учреждениями с 2019 года.

Компания «Учёт в БГУ» с 1996 года специализируется на оказании профессиональных услуг в сфере бухгалтерского учета и отчетности для учреждений государственного сектора. Наш блог www.grnt.ru/blog, наш сайт www.ubgu.ru.

Бюджетная классификация по операциям с НДС с 2019 года

С 2019 г. операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по уплате НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг относятся на статью 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ (пп. 12.1.7 п. 12 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, п. 9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н)..

Вместе с тем, на момент публикации данной статьи на регистрации в Минюсте находится приказ Минфина России от 13.05.2019 № 69н, который вносит изменения в Порядок № 209н. Согласно положениям данного приказа по подстатье 189 КОСГУ отражается только уплата НДС, в отличии от налога на прибыль. Это говорит о том, что начисление НДС в учете в 2019 году может отражаться, как прежде, по тем кодам, за счет которых получен доход (к примеру, по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 131 КОСГУ, если речь идет о доходах об оказании платных услуг).

Данный вывод также подтверждается следующим. Согласно проекту изменений инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее — Инструкция № 33н), применяемой бюджетными и автономными учреждениями при составлении отчетности, в Отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130, за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Отсюда следует, что порядок формирования строки 040 Отчета (ф. 0503721) не изменился.

Таким образом, операции по НДС с 2019 г. могут отражаться следующим образом:

  • Дебет ХХХХ00000000001Х0 2 401 10 1ХХ Кредит ХХХХ0000000000180 2 303 04 731 — начислен НДС (п. 131 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), п. 159 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н);
  • Дебет ХХХХ0000000000180 2 303 04 831 Кредит 2 201 11 610, уменьшение 17 (КДБ 180, КОСГУ 189) — уплачен НДС в бюджет (п. 73 Инструкции № 174н, п. 73 Инструкции № 183н).

Операции по уплате НДС в Отчете (ф. 0503737)

Показатели возврата налогов, уплачиваемых за счет прибыли, отражаются по соответствующим кодам аналитики раздела «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) (п. 42 Инструкции № 33н). Следовательно, в Отчете (ф. 0503737) уплата НДС отражается путем уменьшения кода аналитики 180 в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737).

Отметим, что в действующих нормативно-правовых актах нет запрета на формирование отрицательных показателей в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737). Поэтому операции по перечислению НДС могут отражаться в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) с «минусом».

Плановые показатели по НДС в Плане финансово хозяйственной деятельности

Общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (далее - Требования № 81н). Положения Требований № 81н не разъясняют, в каких строках Плана ФХД необходимо отражать плановые показатели по уплате НДС в бюджет.

Вместе с тем, общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения на 2020 год утверждены приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (далее — Требования № 186н). Согласно положениям Требований № 186н плановые показатели по уплате НДС в бюджет могут отражаться по коду строки 3000 «Выплаты, уменьшающие доход» со знаком «минус».

Таким образом, по аналогии, считаем, что в 2019 году планирование сумм НДС, подлежащего уплате в бюджет, может быть отражено по коду 180 «Прочие доходы» (строка 160 таблицы 2 Плана ФХД) со знаком «минус».

Отметим, что порядок заполнения плановых поступлений также может быть предусмотрен учредителем (п. 2 Требований № 81н).

Резюме

В данной статье мы рассмотрели порядок отражения операций по НДС с 2019 года. Если ранее у бюджетных и автономных учреждений была возможности выбирать, по каким кодам будет отражена уплата НДС в бюджет (131 или 189 КОСГУ), то с 2019 года уплата НДС однозначно должна отражаться по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ. В свою очередь, операции по начислению НДС в связи с вступлением в силу новых порядков по применению кодов бюджетной классификации не изменился.

Самые важные новшества 2019 года по налогам, применению КОСГУ и других КБК для организаций госсектора
AndreyPopov / Depositphotos.com

6. Коды видов доходов, расходов и источников

Привычные Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, с 1 января 2019 г. утратили силу (письмо Минфина России от 10 августа 2018 г. № 02-05-11/56735). Дело в том, что в целях отнесения доходов, расходов и источников на соответствующие коды с 2019 года применяется Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утв. приказом Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н (далее – Порядок № 132н).

Наименования некоторых статей аналитической группы подвида доходов бюджета (далее АнКВД) с 2019 года изменились. В связи с этим отдельные доходы "перекочевали" из одной статьи в другую. Покажем некоторые перемены на примерах.

Ст. 110 "Налоговые доходы" АнКВД теперь называется "Налоговые доходы и таможенные платежи". На нее также относится доход от таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, который в соответствии с Указаниями № 65н относился на ст. 180 "Прочие доходы" АнКВД.

Из ст. 180 АнКВД "переместились" в ст. 150 "Безвозмездные денежные поступления" АнКВД гранты, пожертвования, иные безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц в силу того, что она изменила наименование с "Безвозмездных поступлений от бюджетов" на более общее. Обратите внимание, что Порядок № 132н не детализирует ст. 150 АнКВД подстатьями.

Перечни доходов были дополнены некоторыми видами поступлений. Например, Порядок № 132н однозначно устанавливает, что:

  • доходы в части земельного и транспортного налога относятся на ст. 110 "Налоговые доходы и таможенные платежи" АнКВД;
  • доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации относятся на ст. 120 "Доходы от собственности" АнКВД;
  • доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет относятся на ст. 130 "Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат" АнКВД.

Анализ положений Порядка № 132н в части применения кодов видов расходов (далее КВР) показывает, что многие перечни расходов дополнены. Поэтому при отнесении в 2019 году расходов на КВР необходимо тщательно просмотреть Порядок № 132н.

Приведем примеры изменения некоторых КВР.

В перечень выплат, относящихся на КВР 111 "Фонд оплаты труда учреждений", 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов", 131 "Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания", 141 "Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов", добавлены выплаты (п. 51.1 Порядка № 132н):

  • единовременного денежного поощрения, в том числе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
  • задолженности по заработной плате за время вынужденного прогула на основании вступившего в законную силу решения суда.

Приведены примеры не относящихся к заработной плате пособий, компенсаций и иных дополнительных выплат, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом получателей (п. 51.1 Порядка № 132н). Заметим, что аналогичные расходы содержались в Указаниях № 65н в описании подстатьи 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.

Значительно расширился перечень расходов, относимых на КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 51.2.4.4 Порядка № 132н).

В перечень расходов, относимых на КВР 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда", добавлена уплата процентов за пользование чужими денежными средствами (п. 51.8.3.1 Порядка № 132н).

Расширен перечень расходов, относимых на КВР 853 "Уплата иных платежей", в части расходов (п. 51.8.5.3 Порядка № 132н):

  • по пеням за несвоевременную уплату обязательных платежей и (или) взносов собственниками помещений многоквартирного дома в целях оплаты работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества;
  • по плате оператору в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и др.

Некоторые статьи аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (далее – АнКВИ) в Порядке № 132н называются иначе, чем в Указаниях № 65н. В то же время основные приемы отнесения на статьи АнКВИ не изменились. Смена наименований статей объясняется вступлением в силу федеральных стандартов и вводимых ими понятий. То есть наименования статей приведены в соответствие положениям федеральных стандартов для государственного сектора.

7. Новые принципы отнесения хозяйственных операций на статьи (подстатьи) КОСГУ

Утратившие силу с 1 января 2019 года Указания № 65н в части применения статей (подстатей) КОСГУ заменяет Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н, далее – Порядок № 209н (письмо Минфина от 10 августа 2018 г. № 02-05-11/56735). Методические рекомендации к Порядку № 209н доведены письмом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 02-05-10/45153.

Обратите внимание: в целях применения Порядка № 209н под сектором государственного управления понимаются (п. 2 Порядка № 209н):

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • государственные (муниципальные) учреждения;
  • иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств.

А под организациями государственного сектора понимаются (п. 9.5 Порядка № 209н):

  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • государственные корпорации и компании;
  • публично-правовые компании;
  • корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения.

Поэтому при работе с Порядком № 209н следует разграничивать названные понятия, чтобы правильно интерпретировать его положения.

Отметим, что теперь общих принципов при выборе статьи (подстатьи) КОСГУ стало больше. Принцип отнесения операций на коды в зависимости от экономического содержания остается действующим и в 2019 году, так как закреплен в Порядке № 209н (п. 3 Порядка № 209н). К нему добавляется разграничение операций по следующим их видам / критериям (п. 7 Порядка № 209н, Методические рекомендации № 02-05-10/45153):

  • поступления, выплаты в денежной / натуральной формах (безвозмездные поступления; выплаты персоналу (подстатьи 212 / 214, 266 / 267 КОСГУ); пособия по социальной помощи населению (подстатьи 262 / 263 КОСГУ); выплаты бывшим работникам (264 / 265 КОСГУ));
  • текущие / капитальные поступления, перечисления (безвозмездные поступления; безвозмездные перечисления (ст. 240 / ст. 280 КОСГУ); иные выплаты физическим и юридическим лицам (подстатьи 296 / 298, 297 / 299 КОСГУ);
  • выплаты социального / несоциального характера (выплаты персоналу (подстатьи 212, 214 / 266, 267 КОСГУ); физическим лицам (ст. 260 / подстатьи 296, 298 КОСГУ);
  • перечисления финансовым / нефинансовым организациям (более подробно указано в п. 2.3 Методических рекомендаций № 02-05-10/45153).

Вместе с тем, порядок применения ст. 250 "Безвозмездные перечисления бюджетам" КОСГУ, в том числе подстатей, ее детализирующих, не изменен по сравнению с порядком, установленным Указаниями № 65н в 2018 году. Он не предусматривает обособление перечислений на перечисления текущего и капитального характера.

Не сложно заметить, что такое деление повторяет существенные требования и условия отнесения расходов на КВР. Это вполне логично, учитывая, что коды КОСГУ и КВР применяются во взаимной увязке. Увязка кодов КОСГУ в части Порядка № 209н и КВР согласно Порядку № 132н осуществляется в соответствии с Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемой начиная с 1 января 2019 года.

8. Особенности отнесения доходов и расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ

С 2019 года статьям (подстатьям) КОСГУ присваиваются уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, К, S, Т, Z (п. 5 Порядка № 209н).

Перечни доходов и статей (подстатей) КОСГУ для их отнесения значительно расширены. Основная масса доходов относится на те же коды, на которые относилась и в соответствии с Указаниями № 65н. В то же время поменялись сами принципы отнесения доходов и расходов, были добавлены новые коды, некоторые коды были переименованы. Поэтому часть доходов и расходов была "перенесена" с привычных кодов на вновь введенные или ранее уже использовавшиеся. Наглядно такой "переход", а также доходы и расходы, оставшиеся без изменений, представлены в информации Минфина России от 2 июля 2018 г. "Сопоставительная таблица порядка применения КОСГУ, установленного приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (2018 г.), и порядка применения КОСГУ, установленного приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н (2019 г.)". Так что по этой таблице бухгалтер госсектора легко сможет проследить все немалые изменения в части применения КОСГУ. Также примеры отнесения на соответствующие подстатьи КОСГУ отдельных операций приведены в п. 4 Методических рекомендаций № 02-05-10/45153.

На некоторых особенностях применения кодов КОСГУ в 2019 году остановимся подробнее.

Порядок № 209н не устанавливает бухгалтерам бюджетных и автономных учреждений выбора кода КОСГУ для отражения начисления:

  • налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения;
  • налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость;
  • налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет.

Такие доходы относятся однозначно на подстатью 189 "Иные доходы" (п. 9 Порядка № 209н).

В прошлые годы бухгалтеры госсектора смело относили расходы, связанные со служебными командировками, на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. С 2019 года на эту подстатью относятся только расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства в служебных командировках (например, суточные). Остальные командировочные расходы (расходы по проезду, по найму жилых помещений и иные, произведенные в командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя) относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Интересные изменения претерпела группа 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ:

  • группа 300 КОСГУ была дополнена ст. 360 "Увеличение стоимости биологических активов" КОСГУ;
  • статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ была детализирована подстатьями КОСГУ с 341 по 347 и 349 по виду поступления материальных ценностей.

Симметричные изменения были внесены и в статьи (подстатьи) группы 400 "Выбытие нефинансовых активов" КОСГУ.

На вновь введенные подстатьи КОСГУ Порядком № 209н были перенесены расходы, результатом которых является получение материальных ценностей. Ранее такие расходы не отражались по статьям группы 300 КОСГУ.

1) Расходы на приобретение бутилированной воды при определенных условиях, ранее относимые на подстатью 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ, с 2019 года относятся на подстатью 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения" КОСГУ.

2) Из перечня расходов подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в целях перенесения на подстатью 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения" КОСГУ исключены расходы на приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности.

3) Из перечня расходов подстатьи 296 "Иные расходы" КОСГУ в целях перенесения на подстатью 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения" КОСГУ исключены расходы на приобретение (изготовление):

  • подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи (поздравительных открыток и вкладышей к ним, приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и тому подобное, цветов и иной подарочной и сувенирной продукции);
  • специальной продукции.

Согласно Порядку № 209н расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных относятся на статьи 352 "Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования" или 353 "Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования" КОСГУ в зависимости от того, определен ли срок их полезного использования (п. 11.5.2-11.5.3 Порядка № 209н).

Обратите внимание: такое отнесение расходов будет применяться с 1 января 2021 года (п. 2 Приказа Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н).

В настоящее время и до 1 января 2021 года расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

9. Налог на имущество организаций

С 1 января 2019 года движимое имущество исключено из состава объектов обложения налогом на имущество организаций (п. 19 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ). Это находит отражение и в порядке представления форм налоговой отчетности, в которые внесены соответствующие изменения (смотрите, например, письмо ФНС России от 1 ноября 2018 г. № БС-4-21/21319@).

Кроме того, введение данной нормы заставит бухгалтеров госсектора задуматься о классификации имущества в качестве движимого или недвижимого, а также об исключении движимого имущества из числа объектов налогообложения по налогу на имущество организаций. В первую очередь, такие вопросы возникают в отношении имущества, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и отнести однозначно которое на основании норм Гражданского кодекса к движимому или недвижимому затруднительно. Судебные споры с участием налоговых органов, предметом которых была квалификация основных средств в качестве движимых или недвижимых вещей, приведены в письме ФНС России от 18 октября 2018 г. № БС-4-21/20327@ "О судебных спорах о квалификации объектов в качестве недвижимых вещей".

10. НДС и реализация макулатуры

По 31 декабря 2018 года включительно не подлежала налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождалась от налогообложения) реализация макулатуры на территории Российской Федерации (подп. 31 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 2 июня 2016 г. № 174-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

С 1 января 2019 года п. 8 ст. 161 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость) макулатуры налоговая база определяется, исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"). То есть порядок НДС при реализации макулатуры с 1 января 2019 года будет аналогичен порядку, применяемому в отношении сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Кузнецова И. Ю.

Расскажем, как вести раздельный учет, когда, по какой форме учитывать пожертвования и вести отчетность

Разберем вопросы об учете пожертвований, которые задавали слушатели Контур.Школы в сервисе «Вопрос эксперту».

Учреждения могут иметь такой источник дохода, как пожертвования. Чтобы принимать пожертвования, не нужно чье-либо разрешение или согласие (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Пожертвование — это дарение имущества или денежных средств в общеполезных целях. Физические и юридические лица могут сделать пожертвования медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания, научным организациям и фондам, музеям и учреждениям культуры, другим некоммерческим организациям.

Как вести раздельный учет, расходовать пожертвования и вести отчетность

Вопрос: бюджетное учреждение в следующем году получит денежное пожертвование от физического лица, гражданина другой страны на проведение литературной премии. Что значит вести раздельный учет средств? Как расходовать эти средства? Должны ли быть какие-то отчеты по расходованию этих средств перед учредителем или налоговой?

Ответ: юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Если в договоре пожертвования определены цели и порядок расходования денег, используйте пожертвование так, как указано в договоре с жертвователем.

Порядок расходования пожертвований в целом можно утвердить во внутренних документах учреждения. Рекомендуем прописать в локальном акте документы, которыми учреждение подтвердит целевое направление денежных средств. Отчитываться о целевом направлении средств следует перед тем, кто пожертвовал деньги на определенные цели (проведение литературной премии), а не перед учредителем.

По окончании налогового периода необходимо представить в налоговую отчет о целевом использовании полученного благотворительного пожертвования в составе налоговой декларации по налогу на прибыль (п. 14 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

Пожертвование не учитывайте в составе доходов для налога на прибыль, если одновременно соблюдены три условия (п. 2 ст. 251 НК РФ):

  1. Деньги соответствуют определению пожертвования по гражданскому законодательству, договор заключили по правилам.
  2. Пожертвование имеет целевой характер.
  3. Учреждение ведет раздельный учет доходов и расходов по целевым поступлениям.

Учреждения, которые получили целевые средства, обязаны вести раздельный учет таких доходов и произведенных за их счет расходов (абз. 1 подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ).

  • Как организовать раздельный учет, в законодательстве не сказано. Поэтому учреждение решает самостоятельно, какие регистры использовать . Можно использовать данные аналитического учета: специальные ведомости, таблицы, справки и т.д.

Выбранный порядок ведения раздельного учета закрепите в учетной политике учреждения для целей налогообложения.

Как учесть пожертвования автономному учреждению

Вопрос: на лицевой счет автономного учреждения поступили пожертвованные денежные средства. Подскажите, как отразить их в учете?

Ответ. Безвозмездные денежные поступления от физических и юридических лиц (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) могут быть текущего и капитального характера — это подстатьи КОСГУ 155 и 165.

В Письме от 21.03.2019 № 02-05-10/18947В Минфин России разъяснил, что добровольные пожертвования от физических или юридических лиц в соответствии с пунктом 9.5.5 Порядка № 209н отражаются по подстатье 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)».

Для учета пожертвований применяйте КФО 2.

На основании пп. 39, 40 СГС «Доходы» безвозмездные поступления денежных средств признаются в бухгалтерском учете:

  1. Полученные без условий — в качестве доходов текущего отчетного периода.
  2. Полученные на условиях — в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений.

Бухгалтерские записи при отражении операций

  • без условий:
ПроводкаЧто означает
Дт 2 205 5Х 56Х Кт 2 401 10 15Хв сумме пожертвования на текущие цели на дату заключения договора
Дт 2 205 6Х 56Х Кт 2 401 10 16Хв сумме пожертвования на капитальные цели на дату заключения договора
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 ХХ 66Хпожертвования поступили на счет учреждения
Дт 2 201 34 510 Кт 2 205 ХХ 66Хпожертвования поступили в кассу учреждения
  • с условиями:
ПроводкаЧто означает
Дт 205 5Х 56Х Кт 2 401 40 15Хв сумме пожертвования на текущие цели на дату заключения договора
Дт 2 205 6Х 56Х Кт 2 401 40 16Хв сумме пожертвования на капитальные цели на дату заключения договора
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 ХХ 66Хпожертвования поступили на счет учреждения
Дт 2 201 34 510 Кт 2 205 ХХ 66Хпожертвования поступили в кассу учреждения
Дт 2 401 40 1ХХ Кт 2 401 10 1ХХпо мере реализации условий на доходы текущего периода

Когда и по какой форме учитывать целевые взносы

Вопрос: музыкальная школа получает на счет учреждения целевые взносы — добровольные пожертвования, которые платят родители каждый месяц. С каждым родителем заключен договор пожертвования, в нем указаны цели, на которые эти деньги пойдут. Поступившие средства относим на счет Дебет 2.205.55 155 Кредит 2.401.40.155. А когда относить эти суммы на счет 401.10? Какой документ должен быть? Отчет? Есть какая-то форма?

Ответ: основание признания текущих доходов — это когда достигли цели, на которые произведены пожертвования.

Если вы можете документально подтвердить, что те цели, которые объявлены в договоре с родителем, действительно достигнуты, то этот документ и есть основание для бухгалтерской справки по отражению текущих доходов.

Никакой унифицированной формы в этом случае нет. Вам нужно определить этот документ своей учетной политикой.

Обратите внимание: если образовательное учреждение установит фиксированные суммы для пожертвований — это будет нарушение Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).

Как оформить финансирование премии и какой вид финансового обеспечения выбрать

Вопрос: у нас ГБУК СО. Физическое лицо, гражданин другой страны выразил желание профинансировать премию нашего литературного журнала с условием, что она будет названа в честь определенного поэта, в память о нем. Как оформить эту премию: как пожертвование, спонсирование или еще что-то? Какой КОСГУ выбрать? Какой вид финансового обеспечения это будет?

Ответ: согласно Порядку № 209н безвозмездные поступления текущего характера относят на подстатью 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ, в том числе гранты, пожертвования, в том числе денежные пожертвования и безвозмездные поступления от физических и (или) юридических лиц.

Специалисты Минфина разъясняли, что подстатья 158 «Поступления текущего характера от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций)» КОСГУ применяется только для юридических лиц.

Рекомендуем оформить договор пожертвования, доходы будут относиться к доходам приносящей доход деятельности (КФО 2).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль


Кому повезло?

В летнюю сессию законодатели приняли целый перечень законов, в том числе Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ, которым внесены изменения в гл. 25 НК РФ.

Некоторые изменения касаются автономных учреждений:

  • сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0 % для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан;
  • предусматривается ставка 0 % по налогу на прибыль для музеев, театров и библиотек.
Указанные изменения вступают в силу 01.01.2020.

Учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять ставку 0 % и после 01.01.2020

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395 ФЗ указанные нормы должны были действовать с 01.01.2011 по 01.01.2020. Статьей 2 Федерального закона № 210 ФЗ из этого правила исключены слова «по 01.01.2020».

Таким образом, образовательным и медицинским учреждениям предоставлено право применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (при выполнении условий, перечисленных в ст. 284.1 НК РФ).

Если учреждение ранее не применяло нулевую ставку и (при наличии оснований) планирует это сделать с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, а затем перешли на общую (20 %), вправе снова вернуться к нулевой ставке не ранее чем через пять лет начиная с налогового периода, в котором был переход на общую ставку. Например, с 2020 года могут использовать ставку 0 % только те учреждения, которые перешли на применение ставки 20 % с 2015 года и ранее.

Бессрочное применение нулевой ставки для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464 ФЗ указанные нормы должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Федерального закона № 210 ФЗ, и учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять ставку 0 % бессрочно.

Если учреждение не применяло ставку 0 % и хочет сделать это с 01.01.2020, не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 этой статьи. (Учреждениям, которые облагали прибыль по ставке 0 % в 2019 году, для продолжения применения этой ставки в 2020 году представлять заявление в налоговый орган не нужно.)

Обращаем ваше внимание, что если учреждение ранее применяло ставку 0 %, а затем перешло на общую ставку, то оно, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки.

Музеям, театрам и библиотекам — нулевая ставка по налогу на прибыль с 01.01.2020

При этом ставка 0 % применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия:

Указанная льгота носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.

Так, согласно п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования ставки 0 % вышеназванные налогоплательщики в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, подают в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 данной статьи. Форма для представления сведений будет утверждена ФНС.

Имейте в виду: указанные учреждения, применяющие ставку 0 %, не освобождаются от обязанности ведения налогового учета и представления налоговой декларации.


Л. В. Сологубова
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению в бюджетных организациях

6 законопроектов будущего

Министерство финансов подготовило 6 законопроектов, которые повлияют на работу бухгалтеров бюджетных организаций в следующем году. Проекты вносят поправки в Бюджетный кодекс РФ.

  • Первый законопроект расширяет права публичных образований при работе с судебными исками. Муниципалитетам разрешат направлять регрессивные иски к лицам, чьи действия привели к ущербу для бюджета муниципалитета.
  • Второй документ расширяет сферу государственного (муниципального) финансового контроля. Планируется ввести более четкое описание организации внутреннего финансового контроля (ВФК) и внутреннего финансового аудита (ВФА) и разработать новые федеральные стандарты в области государственного (муниципального) финансового контроля.
  • Третий законопроект введет регламент по распределению штрафов между бюджетами бюджетной системы нашей страны.
  • Четвертый касается казначейского обслуживания. В том числе – казначейского сопровождения заключаемых контрактов. Также документ предусматривает, что остатки средств бюджетов всех уровней будут размещаться Федеральным казначейством России централизованно, и доходы будут распределяться пропорционально.
  • Пятый документ вводит и описывает институт оценки долговой нагрузки публичных правовых образований страны.
  • Последний из перечня законопроектов касается межбюджетных отношений. Он вводит понятие «горизонтальные субсидии». Они могут быть направлены от региона к региону или от муниципалитета к муниципалитету.

Более того - дальнейшее развитие получат вопросы развития муниципальных финансов, стратегическое и территориальное планирование на местном уровне, градостроительная деятельность, качество городской среды, устойчивое развитие муниципалитетов, использование лин-технологий, реализация принципов смарт-сити («умный город») и другие.

Новые коды КОСГУ

С 1 января 2019 года бухгалтеры в счетах учета будут применять детализированные коды КОСГУ. Появятся новые статьи доходов. Например, статья 190 «Операции с нефинансовыми активами и прочие безвозмездные поступления в бюджет» КОСГУ. По ней необходимо учитывать доходы от оприходования излишков при инвентаризации, объекты активов с забалансовых счетов, разукомплектованное имущество, а также доходы от безвозмездного поступления активов. А по статье 450 «Уменьшение права пользования» КОСГУ – отражать доходы от выбытия права пользования имуществом, которое находится в аренде или безвозмездном пользовании, либо неисключительных прав.

Планируют расширить и коды расходов. Например, статью 210 «Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ дополнят подстатьей 214 «Прочие выплаты персоналу в натуральной форме». По ней нужно будет учитывать расходы на выплаты сотрудникам в натуральной форме, которые не относятся к заработной плате. Например, компенсацию расходов на проезд и провоз багажа при переезде.

В статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ включат две новые подстатьи: 296 «Иные выплаты физическим лицам текущего характера» и 297 «Иные выплаты организациям текущего характера». По ним предстоит учитывать возмещение судебных издержек и морального ущерба физическим лицам и организациям. Расходы на компенсацию за пользование личным транспортом в служебных целях, проезд и проживание в командировках надо учитывать будет по подстатьям 222 «Транспортные услуги» и 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. На подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ останутся только суточные.

Новые федеральные стандарты бюджетного учета

С 1 января 2019 года расширится перечень действующих федеральных стандартов бюджетного учета государственного сектора:

  • Федеральный стандарт "Доходы", утвержденный Приказом Минфина России от 27.02.2018 г. №32н;
  • Федеральный стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 г.274н;
  • Федеральный стандарт "События после отчетной даты", утвержденный Приказом Минфина России 30.12.2017 г. №275н;
  • Федеральный стандарт "Отчет о движении денежных средств, утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 г. №278н

Эти стандарты необходимо применять при ведении бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений с 1 января 2019 года, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений, начиная с отчетности 2019 года.

Поэтому формировать учетную политику на 2019 год учреждению нужно с учетом правил, предусмотренных этими стандартами.

В СГС "Учетная политика" (пункт 7) сказано, что субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий и (или) функций, руководствуясь законодательством Российской Федерации, СГС "Учетная политика", иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.

Бухгалтерам следует также обратить внимание на создание резервов, и не только по оплате отпусков. Так, например, пунктом 302.1 Инструкции № 157н в учетной политике учреждения предусмотрены резервы предстоящих расходов. Однако следует помнить, что учреждение само решает, создавать резервы или нет. А также определяет их виды. Свое решение оно фиксирует в учетной политике согласно п. 302.1 Инструкции №157н.

Пока Минфин не привел методику расчета величины чистых активов (ЧА) в государственном секторе. Поэтому сегодня бюджетные и автономные учреждения могут рассчитать величину своих чистых активов, ориентируясь на порядок определения их стоимости как для коммерческих организаций (приказ Минфина РФ от 28.08.2014г. №84н). Этот приказ распространяется на АО, ООО, государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), производственные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, хозяйственные партнерства, организаторов азартных игр. Стоимость чистых активов определяется по данным бухгалтерского учета (п. 7 порядка 84н). При этом активы и обязательства принимаются к расчету по стоимости, которую отражают в бухгалтерском балансе (в нетто-оценке за вычетом регулирующих величин), исходя из правил оценки соответствующих статей бухгалтерского баланса. Аналогичное требование есть и в СГС «Представление отчетности» (п. 32). Где сказано, что показатели чистых активов учреждения раскрываются в нетто-оценке, т.е. за вычетом любой накопленной амортизации амортизируемых активов, убытков от обесценения, резервов под снижение стоимости материальных запасов и по сомнительным долгам.

Изменения в налоговом учете

С 2019 года основная ставка НДС вырастет с 18 до 20% (ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 № 303‑ФЗ). Льготные ставки 0 и 10 % не изменятся. Вместо расчетной ставки 15,25%, которая действует сейчас, нужно будет применять ставку 16,67%.

НДС по новым ставкам 20 и 16,67% компании и ИП начнут платить по тем товарам, которые отгрузят с 1 января 2019 года. Поэтому по отгрузкам на стыке лет выгоднее завершить поставку до начала 2019 года. С нее заплатить НДС необходимо по прежней ставке 18%.

В 2019 году на 4% вырастут ставки за негативное воздействие на окружающую среду (постановление Правительства от 29.06.2018 № 758). Например, ставка платы за выброс в атмосферный воздух сероводорода вырастет с 686,2 руб. до 713,65 руб. за 1 тонну.

Читайте также: