Налогообложение банков и страховых организаций

Опубликовано: 30.04.2024

Раздел 3. Налогообложение кредитных организаций

Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации

Тема 2. Особенности уплаты налога на прибыль кредитными организациями

Тема 3. Особенности уплаты кредитными организациями налога на добавленную стоимость (НДС)

Тема 4. Налог на имущество кредитных организаций

Тема 5. Прочие виды налогов и сборов, уплачиваемых кредитными организациями

Тема 6. Единый социальный налог

Тема 7. Налог на доходы с физических лиц

Тема 8. Контрольная работа налоговых органов

Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации

Определение налога и сбора. Функции налогов: фискальная, регулирующая, контрольная. Планирование и прогнозирование налоговых платежей. Сущность налогов. Основные принципы налогообложения. Роль налогов в регулировании экономики.

Налоговая политика в условиях рыночной экономики. Налоговый кодекс Российской Федерации и основные направления совершенствования налогообложения. Налоговые льготы. Объект налогообложения и налоговая база. Налоговый период.

Состав и структура налоговой системы Российской Федерации и ее эволюция.

Основные виды налогов: прямые, косвенные.

Классификация налогов по уровням государственного управления: федеральные, региональные и местные.

Распределение налогов между федеральными, региональными и местными бюджетами. Налоги закрепленные и регулирующие.

Налогообложение юридических и физических лиц. Права и обязанности налогоплательщиков. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.

Виды санкций за нарушение налогового законодательства. Налоговый кодекс Российской Федерации о новых формах взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Контроль кредитных организаций за соблюдением клиентами налогового законодательства.

Обязанности и функции кредитных организаций как самостоятельных налогоплательщиков. Виды налогов, уплачиваемых кредитными организациями.

Роль и функции кредитных организаций как налоговых агентов.

Ответственность кредитных организаций за совершение налоговых правонарушений.

Тема 2. Особенности уплаты налога на прибыль кредитными организациями

Методика определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль кредитными организациями. Доходы и расходы, формирующие финансовые результаты деятельности банков, и их влияние на налоги банков. Расходы, включаемые в себестоимость оказываемых банками услуг, и иные расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль. Методика исчисления налога на прибыль коммерческого банка.

Состав доходов, включаемых в облагаемый оборот. Необлагаемые доходы по налогу на прибыль.

Ставка налога на прибыль кредитных организаций. Льготы по налогу на прибыль, условия их применения.

Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль кредитной организации.

Тема 3. Особенности уплаты кредитными организациями налога на добавленную стоимость (НДС)

Методика определения объекта обложения и налоговой базы по НДС.

Перечень банковских операций, освобождаемых от уплаты налога на добавленную стоимость. Ставка налога, сроки уплаты в бюджет.

Методика исчисления и уплаты НДС кредитными организациями.

Тема 4. Налог на имущество кредитных организаций

Методика определения налоговой базы при исчислении налога на имущество кредитных организаций.

Ставки налога, порядок и сроки уплаты его в бюджет.

Тема 5. Прочие виды налогов и сборов, уплачиваемых кредитными организациями

Методика определения транспортного налога. Ставка, порядок уплаты. Методика определения налоговой базы при исчислении земельного налога. Ставка налога, порядок его уплаты, льготы.

Методика исчисления налога на операции с ценными бумагами. Методика определения налогообложения доходов по ценным бумагам. Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по ценным бумагам.

Налог на рекламу. Порядок исчисления и уплаты. Ставка налога. Льготы по налогу.

Тема 6. Единый социальный налог

Порядок уплаты кредитными организациями единого социального налога. Ставка налога. Перечень выплат, на которые не начисляется ЕСН.

Тема 7. Налог на доходы с физических лиц

Методика определения налоговой базы при исчислении налога на доходы с физических лиц. Ставка налога и порядок его уплаты. Система вычетов. Порядок декларирования доходов граждан.

Особенности заполнения декларации о доходах физических лиц.

Особенности обложения доходов физических лиц, полученных в виде материальной выгоды.

Тема 8. Контрольная работа налоговых органов

Виды, формы и направления контрольной работы налоговых органов.

Задачи камеральной проверки.

Регламент выездных проверок, методика их ведения.

Оформление результатов выездных проверок.

Порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.


>
Финансы кредитных организаций: менеджмент и анализ
Содержание
Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Страхование

Настоящая статья представляет собой краткий обзор налоговых последствий, возникающих у компании и ее руководителей при заключении договоров добровольного страхования ответственности должностных лиц.

А.А. Никифоров, старший юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

При этом в соответствии со статьей 931 ГК РФ может быть застрахован риск ответственности не только страхователя, но и иного лица. Это правило не распространяется на страхование ответственности по договору — в этом случае может быть застрахован только риск ответственности страхователя.

Приведенный анализ вопросов налогообложения распространяется на случаи страхования риска ответственности директоров и иных должностных лиц по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (включая страхователя-работодателя). Страхование ответственности директоров и должностных лиц возможно, если такая ответственность может быть на них возложена (п. 1 ст. 931 ГК РФ).

В соответствии со статьей 71 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», а также статьей 44 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» директор компании несет ответственность перед компанией в случае причинения обществу убытков его виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами. О необходимости возмещения прямого действительного ущерба говорит также статья 277 Трудового кодекса РФ, предусматривающая полную материальную ответственность руководителя. Следовательно, речь может идти о страховании ответственности директора компании за причинение убытков компании в виде уменьшения или ухудшения имущества компании или третьих лиц, если компания несет ответственность за сохранность этого имущества.

В отношении иных должностных лиц можно отметить следующее. В случае если эти лица входят в состав коллегиального исполнительного органа Общества, то сделанные выше выводы в отношении ответственности директора распространяются и на них (с уточнением, что материальная ответственность таких сотрудников регулируется общими правилами главы 39 ТК РФ и неполученные доходы взысканию не подлежат). Если такие лица не входят в состав указанного органа, то правовое основание для возмещения прямого действительного ущерба определяется только положениями главы 39 ТК РФ.

Налогообложение страховой премии у компании

В рассматриваемом случае страхователем является компания и перечисляемая плата — ее расход. Порядок признания затрат при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль установлен статьей 252 НК РФ.

Понесенные компанией расходы уменьшат сумму полученных доходов, если затраты будут документально подтверждены, экономически обоснованы и потрачены на деятельность, направленную на получение дохода.

В соответствии с пунктом 3 статьи 252 НК РФ положениями главы 25 НК РФ «Налог на прибыль» могут быть установлены особенности признания тех или иных расходов.

Согласно статье 263 НК РФ страховые взносы (премии) по договорам обязательного страхования признаются в целях налогообложения. Договор страхования ответственности не относится к обязательному страхованию. Статья 263 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов договоров добровольного страхования, страховые премии по которым могут признаваться в целях налогообложения [ сноска 1 ] .

Тем самым законодатель устанавливает, что взносы по другим договорам не признаются расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль. Перечень не допускает уменьшения суммы дохода на страховые взносы по договору добровольного страхования ответственности директоров и иных должностных лиц. Следовательно, такие расходы не признаются в целях налогообложения.

Налог на добавленную стоимость. Сумма входного НДС за услуги страховой организации отсутствует, поскольку операции по страхованию освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

Единый социальный налог. Услуга по страхованию ответственности директоров и иных должностных лиц оказывается страховой организацией в пользу указанных лиц.

Согласно статьям 235 и 236 НК РФ у компании-страхователя при выплате страховой премии страховщику возникает объект налогообложения ЕСН, поскольку при определении налоговой базы учитывается, в частности, полная оплата любых услуг, предназначенных для физического лица — работника.

Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 236 НК РФ выплаты в пользу работников освобождаются от налогообложения, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном налоговом периоде.

Расходы по оплате страховой премии не признаются в целях налогообложения при исчислении налога на прибыль, поэтому у компании отсутствует обязанность уплаты ЕСН с суммы страховой премии.

Налогообложение страховой премии у директора или иного должностного лица

В связи с этим в соответствии со статьей 209 НК РФ у налогоплательщика (директора и иного должностного лица) возникает обязанность уплатить налог на доходы физических лиц. Освобождение от налогообложения суммы страховых взносов по договору добровольного страхования ответственности работников статьей 213 НК РФ не предусмотрено.

Согласно положениям статьи 226 НК РФ компания-страхователь участвует в налоговых правоотношениях в качестве налогового агента. Следовательно, обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц исходя из ставки 13% возложена на страхователя. Правовой анализ пунктов 4 и 6 статьи 226 НК РФ позволяет сделать вывод, что исчисленная сумма налога с дохода в виде оплаты компанией страховой премии подлежит удержанию за счет «любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику». Таким образом, сумма налога должна быть удержана за счет заработной платы директора или иного должностного лица (при этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% заработной платы). Налог должен быть уплачен в бюджет не позднее дня, следующего за днем фактического удержания суммы налога с заработной платы сотрудников.

В случае если компания-страхователь не удержала сумму налога, то с нее взыскивается штраф в размере 20% от суммы подлежащего перечислению налога (ст. 123 НК РФ). Сумма налога при этом не может быть взыскана с налогового агента.

Удержание налога, но неперечисление его в бюджет влечет взыскание суммы недоимки (в размере удержанного налога), пени и штрафа.

Налогообложение страховых выплат у компании

По нашему мнению, сумма такого дохода должна признаваться в целях налогообложения внереализационным доходом (ст. 250 НК РФ) только в части превышения суммы выплат над суммой убытков, полученных в результате причинения вреда действиями директора или иных должностных лиц.

Вывод сделан нами с учетом следующих положений законодательства.

Убытки компании-страхователя согласно пункту 2 статьи 265 НК РФ не будут признаваться в целях налогообложения в качестве внереализационных расходов. Эта норма содержит неполный перечень убытков, которые уменьшают сумму доходов налогоплательщика. Поименованные виды расходов подразумевают признание в целях налогообложения некомпенсируемых по объективным причинам убытков (невозможно установить виновных лиц и пр.). Поскольку в рассматриваемой ситуации сумма убытков будет возмещена страховщиком, то внереализационный расход у налогоплательщика отсутствует.

В случае возмещения страховой компанией суммы убытков в меньшем размере некомпенсируемая часть может быть признана в целях налогообложения в качестве внереализационного расхода (при отсутствии правовой возможности взыскания этой суммы с директора или иных должностных лиц).

Налогообложение страховых выплат у директора и иных должностных лиц (а также директоров — нерезидентов РФ)

В нашем случае согласно пункту 3 статьи 931 ГК РФ выгодоприобретателем считается лицо, которому причинен вред.

Мы уже отмечали, что в соответствии со статьей 71 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», а также со статьей 44 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» директор компании несет ответственность перед компанией. Иные должностные лица несут ответственность согласно положениям главы 39 НК РФ также перед компанией.

При уменьшении или ухудшении имущества третьих лиц, если компания несет ответственность за сохранность этого имущества, в целях страхования вред считается причиненным компании. Таким образом, страхователь, являющийся одновременно выгодоприобретателем, получит сумму страхового возмещения.

Итак, налогообложение страховых выплат у директора и иных должностных лиц отсутствует. Обязанность исчисления и уплаты налога на прибыль возлагается на компанию-страхователя.

Конечно, нужно помнить о норме, содержащейся в подпункте 8 пункта 1 статьи 263 НК РФ, о том, что расходы по добровольному страхованию могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на основании норм международного права.

О налогообложении банков
и страховых организаций

_______________________________________
Фактически утратило силу в связи с изменением законодательства
_______________________________________

Министерство финансов РСФСР сообщает следующие разъяснения о порядке налогообложения специализированных, коммерческих и кооперативных банков, а также страховых организаций.

I. Налогообложение банков.

1. Коммерческие банки, созданные путем преобразования специализированных банков, несут полную ответственность по расчетам с бюджетом бывших специализированных банков и должны уплатить доначисленные по ним суммы и штрафные санкции в бесспорном порядке.

При выявлении занижения облагаемой налогом прибыли за счет отнесения фонда заработной платы, образованного по нормативу, а не фактически начисленных сумм, по специализированным банкам - за 1991 год и коммерческим банкам - за 1990-1991 год, доначисленные платежи взыскиваются в порядке, предусмотренном подпунктом "з" пункта 1 статьи 1 Закона СССР "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций" и пунктом 8 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР".

При взыскании доначисленных сумм налога на прибыль по бывшим специализированным банкам, допустившим при определении балансовой прибыли за 1990 год отнесение на расходы банка фонда заработной платы, образованного по нормативу, а не фактических расходов на заработную плату, следует руководствоваться телеграммами Минфина РСФСР от 23.07.91 N 16/227 В и от 21.08.91 N 16/268 В.

В случаях, когда занижение прибыли за 1990 год за счет неправильного отнесения на расходы банка расходов на заработную плату установлено в специализированном банке, который при преобразовании в коммерческий банк перечислил Центральному банку РСФСР остатки неиспользованных фондов экономического стимулирования, коммерческому банку необходимо после перечисления в бюджет доначисленных платежей обратиться в Центральный банк РСФСР для решения вопроса о возмещении уплаченных сумм.

2. По тем фактам, когда коммерческие банки за счет средств, остающихся в распоряжении банка после уплаты налога на прибыль, определяют пай трудового коллектива и вносят его в уставной фонд банка, этот пай следует распределить по конкретным работникам и причитающиеся суммы считать их личными доходами, подлежащими обложению подоходным налогом с рабочих и служащих в составе заработка месяца выплаты (начисления) этой суммы по ставкам статьи 8 Закона РСФСР "О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства" (с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в него). При начислении дивидендов на вложенный в уставный фонд пай подоходный налог удерживается в аналогичном порядке по ставкам статьи 8 названного Закона РСФСР.

Если работнику при увольнении или по другим причинам выплачивают внесенный им в уставной фонд пай, который он приобрел за счет своих доходов, с которых удержан подоходный налог с рабочих и служащих, повторно этот налог не взимается.

Именные акции могут приобретаться только юридическими и физическими лицами, так как трудовой коллектив банка не может быть отнесен ни к тому ни к другому, он не имеет права приобретать именные акции за счет фондов, создаваемых из прибыли, остающейся в распоряжении банка после уплаты налога на прибыль. Если именная акция приобретена членом трудового коллектива банка за счет фондов, создаваемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка, средства направляемые на приобретение именной акции являются доходом этого члена трудового коллектива и облагаются подоходным налогом с рабочих и служащих в вышеуказанном порядке по ставкам статьи 8 названного Закона РСФСР.

3. Приобретение банками машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества для лизинговых операций осуществляется за счет уставных фондов и других собственных источников, также за счет привлеченных средств, к которым относятся и кредиты других банков, выданные на эти цели. Уплаченные проценты за кредиты включаются в расходы банка при определении балансовой прибыли.

4. Согласно пункта 8 раздела Ш инструкции по применению Положения о порядке иссчисления и уплаты налога с продаж (Приложение N 2 к письму Минфина РСФСР от 14.03.91 N 16/62) налог с продаж на приобретаемые материальные ценности, на расходы банка при определении балансовой прибыли не относится.

5. Проценты, выплачиваемые банками предприятиям и организациям за размещение временно свободных средств на депозитных счетах, не облагаются налогом на доходы, включаются предприятиями в состав доходов от внереализационных операций и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

6. Вносимые коммерческими банками платежи в фонд страхования депозитов в коммерческих банках, фонд страхования коммерческих банков от банкротств и фонд компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках, а также резервные фонды, на сумму которых уменьшается облагаемая налогом прибыль в 1991 году, не должны превышать 25 процентов оплаченного уставного фонда.

7. Коммерческие банки, филиалы которых не имеют самостоятельного баланса, в связи с чем на них не распространяется действие пункта 10 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР "О порядке применения законодательных актов РСФСР в части налогообложения граждан и предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам" от 19.04.91 N 1044-1 и п.1 письма Минфина РСФСР от 01.07.91 N 16/196 Б, вносят суммы налога на прибыль по итогам работы за 1991 год в централизованном порядке.

При централизованном порядке расчетов по налогу на прибыль коммерческие банки уплату сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты республик в составе РСФСР, автономных областей и округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, по месту нахождения филиалов, производят непосредственно со своего расчетного счета или дают своим филиалам поручения на взнос в указанные бюджеты причитающихся платежей.

Налог с сумм прибыли сверх предельного уровня рентабельности исчисляется в целом по банку и зачисляется в установленных соотношениях в республиканский бюджет РСФСР и местный бджет по месту нахождения банка.

8. Компенсации коммерческими банками, а также Промстройбанком дополнительных расходов, связанных с переоценкой денежных средств населения, производится за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты в бюджет налога на прибыль.

9. Приобретение и аренда брокерских мест на биржах производится за счет прибыли остающейся после уплаты налога на прибыль. Стоимость приобретенных брокерских мест относится к нематериальным активам. На расходы банка при определении балансовой прибыли может относиться износ материальных активов, который определяется ежемесячно по нормам, рассчитанным банком, исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования их, но не более срока деятельности банка. В случае, когда невозможно определить срок полезного использования, норма износа устанавливается в расчете на 10 лет, но не более срока деятельности банка.

При выбытии нематериальных активов до полного перенесения их стоимости на затраты банка производится доначисление износа до величины, разной первоначальной (балансовой) стоимости с отнесением на счет прибылей и убытков.

Расходы по аренде брокерского места относятся банками на расходы в размере начисленного износа.

Подпункт 3 раздела I инструкции Минфина РСФСР от 18.03.91 N 16/71 В "Об особенностях порядка исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль и отдельные виды доходов на территории РСФСР в 1991 году" следует понимать так, что на расходы банка при определении прибыли относятся затраты на приобретение патентов, лицензий и на патентование собственных изобретений, которые связаны с научно-техническим прогрессом. Плата за выдачу лицензий на совершение банковских операций, взимаемая с банков и других кредитных учреждений Центральным банкам РСФСР, относится за счет прибыли, остающейся после уплаты налога.

10. Действие льготы при исчислении налога на прибыль, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" и подпунктом "а" пункта 24 инструкции Минфина СССР от 29.12.90 N 145 на банки не распространяется.

11. Коммерческие банки с участием советского и иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов, получившие лицензии от Центрального банка РСФСР в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" уплачивают налог на прибыль по строкам, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", подпунктом "б" статьи 2 Закона РСФСР "О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" и подпунктами "б" и "е" пункта 1 постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1043-1 "О введении на территории РСФСР временного порядка взимания налогов с предприятий, объединений, организаций и граждан" при условии фактического внесения иностранным участником вклада в уставной капитал по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, при уровне рентабельности до 50%, определенном как отношение фактической балансовой прибыли к общей сумме активов банка, в том числе:

- если доля иностранного участника 30 % и менее - за 1 квартал 1991 года по ставке 45 %, за II-IV кварталы 1991 года - по ставке 35 процентов;

- если доля иностранного участника более 30 %, а также иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов - за 1 квартал 1991 года по строке 30 % (совместные банки, созданные в Дальневосточном экономическом районе по ставке 10 процентов), на прибыль, полученную, начиная со II квартала 1991 года - по ставке 25 % (совместные банки, созданные в Дальневосточном экономическом районе по ставке 10 процентов).

В случае превышения установленного уровня рентабельности, прибыль, соответствующая этому превышению облагается налогом по ставке 75 процентов.

II. Налогообложение страховых организаций

Совет Министров РСФСР распоряжением от 23 марта 1991 года N 237-р установил, что в соответствии с Законом РСФСР от 25 декабря 1990 года "О предприятиях и предпринимательской деятельности" каждый вид страховой деятельности может осуществляться предприятиями, учреждениями и организациями на территории РСФСР на основании специального разрешения (лицензии), выданного Министерством экономики и финансов РСФСР.

Государственные страховые организации, акционерные общества и другие предприятия, занимающиеся страховой деятельностью, при исчислении налога на прибыль руководствуются Законом СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", Законом РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", Постановлениями Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1043-1 "О введении на территории РСФСР временного порядка взимания налогов с предприятий, объединений, организаций и граждан" и N 1044-1 "О порядке применения законодательныфх актов РСФСР в части налогообложения граждан и предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам", инструкцией Минфина СССР от 29 декабря 1990 года N 145 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль и отдельные виды доходов", Методическими рекомендациями о порядке определения налога на прибыль и средств, направляемых на потребление в органах государственного страхования (письмо Минфина СССР от 14.03.91 N 35-05-27), а также инструкцией Минфина РСФСР от 18 марта 1991 года N 16/71В "Об особенностях порядка исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль и отдельные виды доходов на территории РСФСР в 1991 году", письмами Минфина РСФСР от 1 июля 1991 года N 16/196В "О внесении изменений в инструкцию Министерства финансов РСФСР от 18 марта 1991 года N 16/71В" и от 16 августа 1991 года N 16/2578 "О порядке расчета налога в бюджет от прибыли".

Организации, занимающиеся страховой деятельностью, уплачивают налог на прибыль в части, превышающей предельный уровень рентабельности 50 процентов, который исчисляется как отношение прибыли к расходам (строки 16 и 15 расчета балансовой прибыли по результатам работы приложения N 6 к методическим рекомендациям Минфина СССР от 14.03.91 N 25-05-27).

Пунктом 3 статьи 2 Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" и статьей 7 Закона РСФСР "О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" предусмотрено, что при исчислении облагаемой прибыли балансовая прибыль акционерных обществ уменьшается на сумму отчислений в резервный или аналогичные по назначению фонды, но не более 25 процентов уставного фонда. Поэтому при исчислении облагаемой налогом прибыли по акционерным обществам, занимающимся страховой деятельностью, необходимо уменьшать балансовую прибыль на суммы отчислений в резервные, страховые и аналогичные по назначению фонды, формируемые за счет прибыли. Страховые, резервные (запасные) фонды, формируемые за счет страховых платежей, в расчете налога на прибыль не принимаются.

Доход, полученный государственными страховыми организациями от использования средств резерва платежей по накопительным видам страхования (страхование жизни, дополнительной пенсии, ремонта квартир и т.д.) на инвестиции, до налогообложения уменьшается на сумму начисленных процентов из расчета 3-х процентов годовых на вложенные средства, поскольку целевым порядком направляется на пополнение резерва платежей для предстоящих расчетов со страхователями в полном объеме (Письмо Правления Госстраха СССР от 18.03.91 N 35-08-08/7 "Об изменениях в бухгалтерском учете страховых органов в связи с введением нового порядка налогообложения предприятий, учреждений и организаций).

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ОТ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 1. Плательщики налога

1. Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности, осуществляемой на основе лицензии, считаются предприятия, учреждения, организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая предприятия с иностранными инвестициями.

2. Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности являются также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют в установленном порядке страховую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.

Под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимается бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления страховой деятельности, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации.

Иностранное юридическое лицо подлежит учету в налоговом органе по месту нахождения его постоянного представительства.

3. Предприятия, учреждения и организации, указанные в настоящей статье, именуются в дальнейшем - страховые организации.

Статья 2. Объект обложения налогом.

1. Объектом обложения налогом является доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включаемых в себестоимость страховых услуг. При этом затраты на оплату труда штатных работников в себестоимость страховых услуг не включаются.

2. Доход от страховой деятельности представляет собой сумму страховых платежей (премий), получаемых по договорам страхования, перестрахования, а также иных поступлений доходов, связанных со страховой деятельностью.

3. Доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с доходом от страховой деятельности в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия.

4. Страховые организации, получившие доход от иной деятельности, уплачивают налог от этой деятельности в порядке, установленном законами о налогах на прибыль и доход предприятий, а также другими законодательными актами о налогах.

5. Налог на доходы от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих страховой организации, а также от долевого участия в других предприятиях взимается у источника этих доходов.

Статья 3. Расчет налогооблагаемой базы

В целях налогообложения доход, определенный в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, уменьшается на сумму следующих расходов:

а) выплаченных страховых сумм и страховых возмещений;

б) комиссионных вознаграждений, выплаченных посредникам (страховым агентам, страховым брокерам) по операциям страхования и перестрахования;

в) страховых платежей (премий), переданных в перестрахование;

г) возврата перестраховщикам их доли специальных страховых резервов предыдущего года;

д) отчислений в специальные страховые фонды и резервы, образуемые в соответствии с законодательными актами;

е) сумм, вносимых в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также других обязательных платежей;

ж) сумм, причитающихся к уплате в бюджетную систему Российской Федерации в виде налога на имущество страховой организации, земельного налога и целевых налогов на покрытие затрат на финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования;

з) расходов, включаемых в себестоимость страховых услуг и определяемых в соответствии с законодательными актами о налогообложении прибыли (дохода) предприятий;

и) амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периода по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

к) суммы износа нематериальных активов, начисленной по нормам, рассчитанным плательщиком налога исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности плательщика. Норма износа нематериальных активов, срок полезного использования которых невозможно определить, устанавливается в расчете на десять лет, но не более срока деятельности страховой организации;

л) по аренде основных фондов - в размере амортизационных отчислений на полное их восстановление, а нематериальных активов - в размере суммы начисленного износа. Страховые организации с иностранными инвестициями, их филиалы, находящиеся за пределами Российской Федерации, страховые организации, осуществляющие страховую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, производят амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и начисление суммы износа нематериальных активов по нормативам и в порядке, установленным для российских предприятий, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации и бывшего СССР, межреспубликанскими договорами Российской Федерации и действующим законодательством;

м) других расходов, связанных с особенностями страховой деятельности.

При определении налогооблагаемой базы страховых организаций, получающих доходы от иной деятельности, отнесение расходов на страховую деятельность, за исключением предусмотренных пунктами "а" - "д" настоящей статьи, производится исходя из доли дохода от этого вида деятельности в общей сумме дохода страховых организаций.

Уточнение состава доходов и расходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы, производится Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Налоговые ставки

Налогооблагаемая база, исчисленная в соответствии со статьями 2 и 3 настоящего Закона, облагается налогом по ставке 25 процентов.

Ставка налога, установленная настоящим Законом, может изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

Статья 5. Льготы по налогу

1. Налогооблагаемая база, исчисленная в соответствии со статьями 2 и 3 настоящего Закона, уменьшается на суммы:

а) затрат, производимых страховой организацией в соответствии с нормативами, утверждаемыми местными органами государственной власти, на содержание находящихся на балансе этой организации объектов и учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, а также детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда и затрат на эти цели при долевом участии страховой организации в содержании указанных объектов и учреждений. Затраты страховой организации при долевом участии принимаются в пределах норм, утверждаемых местными органами государственной власти, на территориях которых находятся указанные объекты и учреждения;

б) взносов на благотворительные цели, в экологические, оздоровительные, образовательные и другие фонды (общественные объединения), общественным организациям инвалидов, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, а также сумм, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, но не более 1 процента налогооблагаемого дохода.

Указанные фонды, предприятия, учреждения и организации, получившие такие средства, по окончании отчетного года представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению в доход федерального бюджета в установленном порядке взыскивается сумма в размере этих средств;

в) затраты на техническое перевооружение, а также на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры.

Эта льгота предоставляется при условии полного использования сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.

2. Ставки налога на доход страховой организации понижаются на 50 процентов, если от общего числа ее работников инвалиды составляют не менее 50 процентов либо инвалиды и (или) пенсионеры - не менее 70 процентов.

При определении права на льготу, предусмотренную настоящим пунктом, в среднесписочную численность включаются работники, состоящие в штате страховой организации, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате страховой организации (выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско - правового характера).

3. Для страховых организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), часть доходов, направленных на его покрытие, освобождается от уплаты налога в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством).

4. Налоговые льготы, установленные пунктами 1 и 3 настоящей статьи, не должны уменьшать фактическую сумму налога, начисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов.

5. Страховые организации, указанные в пункте 2 статьи 1 настоящего Закона, пользуются правами и льготами в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации и бывшего СССР.

Данные страховые организации, имеющие в соответствии с международными договорами право на льготное обложение налогом доходов от источников в Российской Федерации, в течение года со дня получения дохода подают заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Государственной налоговой службой Российской Федерации. Заявления, поданные по истечении указанного срока, рассмотрению не подлежат.

6. Доходы, полученные страховыми организациями от инвестирования временно свободных средств по долгосрочному страхованию, уменьшаются на сумму, исчисленную на весь объем резерва, находящегося в распоряжении страховой организации, по проценту, предусмотренному в структуре тарифной ставки.

7. По страховым организациям, имеющим также доходы от иной деятельности, отнесение льгот, указанных в настоящей статье, к страховой деятельности производится исходя из удельного веса дохода от страховой деятельности в общей сумме дохода.

8. Налоговые льготы могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

Статья 6. Особенности обложения налогом доходов страховых организаций различных организационно - правовых форм

1. Доход государственной страховой организации облагается налогом по ставке, установленной статьей 4 настоящего Закона.

2. Доход страховой организации, учрежденной частным лицом, облагается налогом по ставке, установленной статьей 4 настоящего Закона.

3. Доходы учредителя страховой организации от выполнения им трудовых обязанностей в этой организации, а также иные доходы, полученные от этой организации, облагаются налогом в соответствии с Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".

4. При осуществлении страховой деятельности смешанным товариществом его доход облагается налогом по ставке, установленной статьей 4 настоящего Закона.

5. Доходы, полученные участниками страховой организации в форме смешанного товарищества, облагаются: у юридического лица - в составе общей суммы валового дохода (прибыли), у физического лица - в соответствии с Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".

6. Доходы страховой организации в форме акционерных обществ открытого типа и товариществ с ограниченной ответственностью (акционерных обществ закрытого типа) облагаются по ставке, установленной статьей 4 настоящего Закона.

Доходы (дивиденды, проценты), получаемые акционерами и участниками товарищества, облагаются: у юридического лица - в составе общей суммы валового дохода (прибыли), у физического лица - в соответствии с Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".

Статья 7. Зачисление налоговых платежей в бюджет

1. Зачисление налоговых платежей в бюджет осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами.

2. Сумма налогового платежа при переводе доходов за границу уплачивается в валюте перевода.

Статья 8. Порядок исчисления и сроки уплаты налога

1. Суммы налога определяются страховой организацией на основании бухгалтерской отчетности самостоятельно в соответствии с положениями настоящего Закона.

2. В течение квартала страховая организация производит авансовые взносы налога исходя из предполагаемой суммы дохода за налогооблагаемый период и ставки налога.

Авансовые взносы налога производятся страховой организацией не позднее 10 и 25 числа каждого месяца равными долями в размере одной шестой квартальной суммы налога на доход.

По ходатайству страховой организации, имеющей незначительную сумму налога на доход, орган исполнительной власти по месту нахождения организации может установить один срок уплаты - 20 числа каждого месяца, в размере одной трети квартальной суммы налога.

По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года страховая организация исчисляет сумму налога нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученного ею дохода, подлежащего налогообложению, и ставки налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.

3. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

Страховая организация обязана до наступления срока платежа сдать в соответствующие учреждения банка платежные поручения на перечисление налога в бюджет, которые исполняются в первоочередном порядке.

4. Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются страховой организации в десятидневный срок со дня получения ее письменного заявления.

5. Страховая организация представляет налоговым органам по месту своего нахождения расчеты суммы налога на доход по формам, утверждаемым Государственной налоговой службой Российской Федерации, а также бухгалтерские отчеты и балансы.

6. Страховая организация с иностранными инвестициями в течение года вносит квартальные авансовые платежи в размере одной четверти годовой суммы платежей - не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 декабря.

Уплата налога по фактически полученному доходу за год производится в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

7. Страховые организации, указанные в пункте 2 статьи 1 настоящего Закона, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляют в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства отчет о деятельности в Российской Федерации, а также декларацию о доходах, которая подлежит ежегодной проверке аудитором, получившим в установленном порядке лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации. При прекращении деятельности до окончания календарного года указанные документы должны быть представлены в течение месяца со дня ее прекращения.

Налог на доход указанных страховых организаций исчисляется в рублях ежегодно налоговым органом по месту нахождения постоянного представительства. На сумму исчисленного налога организации выдается платежное извещение по форме, утверждаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации.

Налог уплачивается в безналичном порядке в сроки, указанные в платежном извещении.

Налог на доход указанных страховых организаций от источников в Российской Федерации удерживается предприятиями, учреждениями и организациями, выплачивающими им доходы, с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа.

Статья 9. Договоры и обязательства по вопросам налогообложения

Если международным договором Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Настоящий Закон не затрагивает налоговых привилегий, установленных общепризнанными нормами международного права и специальными соглашениями Российской Федерации или бывшего СССР с другими государствами.

Взимание налогов на доходы страховых организаций, указанных в пункте 2 статьи 1 настоящего Закона, может быть прекращено или ограничено на основе принципа взаимности в случаях, если в соответствующем иностранном государстве аналогичные меры применяются к российским юридическим лицам.

Запрещается включать в договоры и контракты налоговые оговорки, в соответствии с которыми страховая организация, в том числе иностранная, берет на себя обязательства нести расходы по уплате сумм налога других плательщиков налогов.

Статья 10. Устранение двойного налогообложения

1. Сумма дохода, полученная за пределами Российской Федерации, включается в общую сумму дохода, подлежащую налогообложению в Российской Федерации, и учитывается при определении размера налога.

2. Уплаченная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств сумма налога на доход страховой организации, полученный на территориях этих государств, засчитывается при уплате страховой организацией налога на доход в Российской Федерации. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога на доход, подлежащей уплате в Российской Федерации по доходу, полученному за ее пределами.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России.
13 декабря 1991 года.
N 2028-1

федеральный налог по Закону об основах налоговой системы (пп. «г» п. 1 ст. 19), введенный Законом РФ от 13 декабря 1991 г. «О налогообложении доходов от страховой деятельности». В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 с 1 января 1994 г. действовавший порядок налогообложения страховых организаций был отменен, доходы от страховой деятельности стали объектом обложения налогом на прибыль предприятий и организаций.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по законодательству РФ уплачивают предприятия, учреждения, организации, обладающие правами юридического лица (в т.ч. с иностранными инвестициями), осуществляющие страховую деятельность на основе лицензии, выданной в установленном порядке, а также компании, фирмы, другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют страховую деятельность на территории РФ через постоянные представительства. Для целей налогообложения под постоянным представительством понимаются бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления страховой деятельности, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в РФ. Объектом налогообложения является доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включающих себестоимость страховых услуг. При этом затраты на оплату труда штатных работников в себестоимость страховых услуг не включаются. Доход от страховой деятельности представляет собой сумму страховых платежей (премий), получаемых по договорам страхования и перестрахования, а также иных поступлений доходов, связанных со страховой деятельностью. Расчет налогооблагаемой базы, налоговые ставки, а также порядок исчисления и уплаты НАЛОГА НА ДОХОДЫ ОТ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ определяются законом.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

введен в РФ с 1 янв. 1992. Отменен с 1 янв. 1994. Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности, осуществляемой на основе лицензии, являлись предприятия, учреждения, организации, признававшиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая предприятия с иностр. инвестициями, а также компании, фирмы, любые др. организации, образованные в соответствии с законодательством иностр. государств, осуществлявшие в установленном порядке страховую деятельность в РФ через постоянные представительства. Объект обложения – доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включавшихся в себестоимость страховых услуг (без учета затрат на оплату труда штатных работников). К доходам от страховой деятельности относились: страховые платежи по договорам страхования и перестрахования; комиссионные вознаграждения по перестрахованию; доля перестраховщиков в выплаченных страховых суммах и страховых возмещениях; суммы возврата специальных страховых резервов предыдущего года; иные доходы, связанные со страховой деятельностью (включая доходы от инвестирования временно свободных денежных средств и размещения их на счетах в банках). Доходы, полученные страховой организацией в иностр. валюте, подлежали налогообложению вместе с доходами от страховой деятельности, полученными в рублях (путем пересчета в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на день получения дохода). Страховые организации, получившие доход от иной деятельности, уплачивали налог от этой деятельности в порядке, установленном законами о налогах на прибыль и доход предприятий, а также др. законодательными актами о налогах. Налог на доходы от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежавших страховой организации, а также от долевого участия в др. предприятиях взимался у источника выплаты этих доходов. В целях налогообложения доход от страховой деятельности (определенный в соответствии с указанным выше порядком), уменьшался на сумму след. расходов: выплаченных страховых сумм и страховых возмещений; комиссионных вознаграждений, выплаченных посредникам (страховым агентам, страховым брокерам) по операциям страхования и перестрахования; страховых платежей, переданных в перестрахование; возврата перестраховщикам их доли специальных страховых резервов предыдущего года; отчислений от страховых платежей (премий) в спец. страховые фонды и резервы, образуемые в соответствии с законодат. актами; платежей, внесенных в гос. соц. внебюджетные фонды, а также др. обязательных платежей; сумм, причитавшихся к уплате в бюджет в виде налогов (налога на имущество страховой организации, земельного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств); амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периода по нормам, утвержденным Правительством РФ; сумму износа нематериальных активов, начисленную по нормам, рассчитанным плательщиком налога исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности плательщика (норма износа нематериальных активов, срок полезного использования к-рых невозможно было определить, устанавливался в расчете на 10 лет, но не более срока деятельности страховой организации); расходов по аренде основных фондов в размере амортизац. отчислений на полное их восстановление, а нематериальных активов – в размере суммы начисленного износа; др. расходов, связанных с особенностями страховой деятельности и включавшихся в себестоимость страховых услуг (кроме расходов на заработную плату) в соответствии с законодат. актами о налогообложении прибыли (дохода) предприятий. При определении налоговой базы страховых организаций, получавших доходы от иной деятельности, отнесение расходов на страховую деятельность производилось исходя из доли дохода от этого вида деятельности в общей сумме дохода страховых организаций. Налоговая база уменьшалась на суммы: затрат, осуществленных в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления нормативами на содержание находившихся на балансе страховых организаций объектов жилищной и социально-культурной сферы (объекты здравоохранения, дома престарелых и инвалидов, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, спортивные сооружения, образовательные учреждения и др.), а также затрат страховых организаций на эти цели при их долевом участии в содержании указанных объектов (в пределах норм, утвержденных органами местного самоуправления, на территориях к-рых находились указанные объекты и учреждения); взносов, направленных на благотворительные цели (в частн., в экологич., оздоровит., образоват. и др. фонды и общественные объединения, общественным организациям инвалидов, домам престарелых и инвалидов, религиозным объединениям, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта) в пределах 1% налогооблагаемого дохода. Фонды, предприятия, учреждения и организации – получатели таких средств – по окончании отчетного года были обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании (суммы, использованные не по назначению, изымались в доход федерального бюджета); затрат на техническое перевооружение, а также на строительство и реконструкцию объектов соц. инфраструктуры (льгота предоставлялась при условии полного использования сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату). Для страховых организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бух. отчета), часть доходов, направленных на его покрытие, освобождалась от уплаты налога в течение последующих 5 лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и др. аналогичных по назначению фондов, создание к-рых было предусмотрено законодательством). Налоговые льготы не должны были уменьшать фактическую сумму налога, начисленную без учета льгот, более чем на 50%. Доходы, полученные страховыми организациями от инвестирования временно свободных средств по долгосрочному страхованию, уменьшались на сумму, исчисленную на весь объем резерва, находившегося в распоряжении страховой организации, по проценту, предусмотренному в структуре тарифной ставки. Для страховых организаций, имевших также доходы от иной деятельности, отнесение льгот к страховой деятельности производилось исходя из уд. веса дохода от страховой деятельности в общей сумме дохода. Основная ставка налога составляла 25%. Ставки налога на доход страховой организации понижались вдвое, если от общего числа ее работников инвалиды составляли не менее 50% либо инвалиды и(или) пенсионеры – не менее 70%. Сумма налога определялась страховой организацией на основании бухгалтерской отчетности самостоятельно и выплачивалась авансом ежемесячно. Налог на доходы зачислялся в федеральный бюджет. Излишне внесенные суммы налога засчитывались в счет очередных платежей или возвращались страховой организации в 10-дневный срок со дня получения ее письменного заявления. Страховая организация представляла налоговым органом по месту своего нахождения расчеты суммы налога на доход по формам, утвержденным Госналогслужбой РФ, а также бухгалтерские отчеты и балансы. Сумма дохода, полученная за пределами России, включалась в общую сумму дохода, подлежавшую налогообложению в России, и учитывалась при определении размера налога. Уплаченная за пределами России в соответствии с законодательствами др. государств сумма налога на доход страховой организации, полученного на территориях этих государств, засчитывалась при уплате страховой организацией налога на доход в России. При этом размер засчитываемой суммы не мог превышать суммы налога на доход, подлежавшего уплате в России по доходу, полученному за ее пределами. С 1 янв. 2002 регулируется гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (ст. 254–269, 275, 293, 294)

Читайте также: