Налоги юридических лиц в украине

Опубликовано: 16.05.2024


Каждый гражданин Украины обязан вовремя платить налоги, которые могут быть общегосударственными и местными. В первом случае деньги отправляются в казну страны, во втором — остаются в области.

Какие налоги нужно платить в Украине

С системой налогообложения разобраться не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Все виды налогов в Украине перечислены ниже.

К группе общегосударственных налогов относят:

  • Единый социальный взнос (ЕСВ) — 22% от дохода физического лица;
  • Налог на добавленную стоимость (НДС) — 20% по общему правилу, 7% для медицинских товаров;
  • Акцизы — для производства и реализации отдельных групп товаров (табак, алкоголь, топливо и т.д.). Как и НДС, акцизы влияют на конечную стоимость товаров;
  • Экологический налог — для предприятий, деятельность которых негативно влияет на окружающую среду;
  • Рентные платежи — плата за право пользования ресурсами Украины (добыча и транспортировка полезных ископаемых, пользование водными ресурсами и др.);
  • Налог на доходы физического лица (НДФЛ) — 18%. Работнику не нужно самостоятельно перечислять НДФЛ государству — за него это сделает руководитель. Налог платится не только с зарплаты, но и с других доходов, которые нужно указать в налоговой декларации и передать ее в государственный орган;
  • Пошлины;
  • Военный сбор (ВС) — 1,5% от дохода;
  • Налог на прибыль предприятий — 18%.

К местным налогам относятся:

  • Парковочный сбор — в некоторых городах (особенно крупных) придется уплатить в местную казну налог за парковочные места;
  • Туристический сбор — некоторые регионы берут плату с туристов;
  • Налог на имущество;
  • Единый налог — его платят предприниматели, которые выбрали для себя упрощенную систему налогообложения.

Какие налоги нужно уплатить с заработной платы

Для того чтобы разобраться, какой налог платит работодатель за работника в Украине, нужно выяснить, из чего состоит заработная плата:

  • К основной зарплате относят оклад и командировочные выплаты;
  • Дополнительная зарплата включает в себя премии, отпускные, доплаты за стаж, компенсации за неиспользованный отпуск и т.д.

Все остальные выплаты (материальная помощь, больничные, компенсации и т.д.) не относятся к зарплате, но налоги с них удерживаются по тем же правилам.

С зарплаты работодатель удерживает 2 вида налогов: на доходы (18%) и военный сбор (1,5%).

Предприятие в свою очередь обязано уплатить единый социальный взнос с собственных средств за каждого трудоустроенного. Раньше бухгалтеру приходилось самостоятельно рассчитывать, сколько платить в пенсионный фонд за каждого сотрудника. Теперь все страховые взносы платятся вместе — их объединили в ЕСВ, который составляет 22% по общему правилу.

Пример расчета налогов с зарплаты

Василий за октябрь заработал 7000 гривен. С его зарплаты удержали НДФЛ и военный сбор. На руки он получит: 7000 − (7000 * 19,5%) = 5635 гривен. Дополнительно работодатель уплатил за него ЕСВ: 7000 * 22% = 1540 гривен. Государство получило больше половины (51,5%) той суммы, которую получил Василий.

Если бы зарплата Василия не превышала прожиточный минимум в 1,4 раза, он мог бы претендовать на налоговую социальную льготу. Базовая льгота вычисляется по формуле: минимальный прожиточный минимум/2.

Зарплата Василия за месяц — 2800 гривен. Чтобы определить, может ли Василий претендовать на налоговую льготу, умножим прожиточный минимум на 1,4: 2189 * 1,4 = 3064 гривны. Работник может претендовать на льготу, поэтому НДФЛ он заплатит со следующей суммы: 2800 − (2189 / 2) = 1705 гривен. Налоговая льгота не действует на военный сбор — его придется уплатить с полной зарплаты. Работодателю при этом придется внести ЕСВ не с 2800 гривен, а с минимальной зарплаты, размер которой определен государством, т.е. с 5000 гривен.

Налог на недвижимость


Не всем владельцам недвижимости нужно платить налоги. Если площадь квартиры не превышает 60 кв.м. (для частного дома — 120 кв.м.), налог платить не нужно. В случае если площадь превышает максимальную, нужно заплатить только за ту площадь, которая выходит за рамки. Например, владелец квартиры площадью 100 кв.м. заплатит только за 40 кв.м.

Для владельцев недвижимости, используемой для получения прибыли, правило максимальной площади не действует. Они будут обязаны заплатить за квартиру или дом любой площади, даже за 20 кв.м.

Ставка налога определяется местными органами власти, но она не может превышать 1,5% от минимальной зарплаты, установленной государством.

Те, у кого в собственности есть недвижимость, площадь которой превышает максимально установленную в 5 раз, будут платить больше. За каждый такой объект придется заплатить на 25 тысяч гривен больше.

Налог на автомобиль

Транспортный налог нужно платить не всем владельцам автомобилей, а только тем, чье авто выпущено в последние 5 лет, а его стоимость превышает 375 минимальных зарплат.

Все платят одинаковый налог, считать ничего не нужно: 25 000 гривен. Налог нужно платить не ежемесячно, а только раз в год. За право пользования автомобилем платят не только физические лица, но и организации, на балансе которых стоят транспортные средства.

Налог на депозит

Владельцы вкладов в банках обязательно платят налоги: НДФЛ 18% и военный сбор 1,5%. Налог рассчитывается не со всего вклада, а только с дохода.

Например, у Василия есть вклад в банке — 10 000 гривен. Он его открыл на 1 год, не пополнял в течение этого года, а депозитная ставка была 12% годовых. За год Василий получит прибыль — 1200 гривен. С этой прибыли он должен уплатить налог: 1200 * 19,5% = 234 гривны.

Налоги физического лица-предпринимателя (ФЛП)

В Украине предприниматели могут выбрать систему налогообложения, по которой они будут работать: общая или упрощенная. Если ФЛП выбрал общую систему, он будет платить налог на прибыль: 5% или 3%, если он является плательщиком НДС. На упрощенной системе налогообложения ФЛП не платит налог на прибыль, вместо него применяют единый налог. При этом размер единого налога зависит от группы налогообложения, к которому относится предприниматель.

Вне зависимости от того, какую систему налогообложения использует ФЛП, он уплачивает «за себя» налог в пенсионный фонд для частных предпринимателей, который включили в состав единого социального взноса.

Предприниматель уплачивает ЕСВ в размере 22% от годового дохода. Но эта сумма не может быть меньше МРОТ (минимальный размер оплаты труда) * 22%.

Размер единого налога

Государство определяет, сколько платить единый налог предпринимателям по следующей схеме:

  • Предприниматели, входящие в первую группу налогообложения, платят налог в зависимости от размера минимального прожиточного минимума, но не более 10%. Процентная ставка определяется местными органами власти;
  • Вторая группа предполагает уплату налога в сумме, не превышающей МРОТ * 20%. Размер также определяет местное правительство;
  • Третья группа платит 5% от дохода или 3%, если ФЛП платит НДС;
  • Четвертая группа платит налог с каждого гектара земли, используемой для предпринимательской деятельности. Размер налога зависит от типа земель и их расположения: не более 6,33% кадастровой стоимости.

Для того чтобы определить, какие группы налогообложения может применять предприниматель, необходимо изучить требования. Правительство Украины регламентирует максимальный размер выручки и вид деятельности, которым может заниматься ФЛП в каждой группе.

Где взять деньги на уплату налогов

В Украине платить налоги обязан каждый гражданин. Если не заплатить вовремя обязательный взнос в казну страны, можно получить штраф, который может превышать размер налога многократно. Иногда проще оформить небольшой кредит и растянуть платежи во времени, чем заплатить весь налог сразу и думать, где взять деньги на повседневные нужды. Можно оформить заем в Быстрозайм на привлекательных условиях.

Системы налогообложения для Юридических лиц

Действующее в Украине законодательство позволяет предприятиям выбрать максимально приемлемую для них систему налогообложения с учетом схемы работы, планируемого вида деятельности, оборотов, прочих существенных моментов осуществления хозяйственной деятельности.

На сегодня существует две системы налогообложения:

Законодательство разрешает использовать специальные режимы налогообложения с льготами:

  • Фиксированный сельскохозяйственный налог
  • Неприбыльные организации

Общая система налогообложения

Данную систему налогообложения избирают все юридические лица, которые добровольно не избрали другую систему налогообложения, или для которых установлены ограничения относительно выбора системы налогообложения.

Юридические лица, которые находятся на общей системе, платят согласно налогового кодекса следующие основные налоги, сборы и другие обязательные платежи:

  • налог на прибыль предприятий 18%;
  • налог на добавленную стоимость 20%;
  • военный сбор 1,5%;
  • акцизный сбор;
  • экологический налог;
  • таможенная пошлина;
  • плата (налог) на землю;
  • сбор за первую регистрацию транспортного средства;
  • прочие налоги и сборы, в соответствии с законодательством Украины.

Общая система налогообложения самая сложная в ведении бухгалтерского и налогового учета, она имеет множество спорных вопросов, пробелов, не решенных на законодательном уровне.

Упрощенная система налогообложения


Термин «упрощенная система налогообложения» изначально подразумевал простую систему просчета налогов. Юридическим лицам разрешалось вести упрощенный учет, предприниматели освобождались от ведения учета. Единый налог рассчитывается в процентах от оборота или в фиксированном размере, установленном в национальной валюте. Со временем этот термин утратил свое первоначальное значение и стал воплощать в себе просто «некую другую систему налогообложения, отличную от общей системы». К единщикам стали предъявлять все новые требования, которые расширяли круг обязанностей налогоплательщиков, усложнили учет и налогообложение.

Последние изменения в упрощенной системе произошли в 2015 году, которые уменьшили количество групп единого налога с 6-ти групп до 4-х.

Более подробно об упрощенной системе налогообложения для юридических и физических лиц можно прочитать в отдельной страничке.

Ставка единого налога для юридических лиц предусмотрена в размере 5% или 3 % от суммы дохода в случае уплаты Налога на добавленную стоимость (НДС).

Вновь созданные и зарегистрированные в установленном порядке субъекты малого предпринимательства, которые предоставили в государственную налоговую службу по месту их регистрации заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, считаются плательщиками единого налога с того квартала, в котором проведена их государственная регистрация.

Обратите внимание, не все субъекты предпринимательской деятельности, могут быть плательщиками единого налога. Например: не могут быть плательщиками предприятия и организации, которые занимаются обменом валюты, аудитом, финансовым посредничеством и т.п.

Такова краткая характеристика общей и упрощенной системы налогообложения юридических лиц. Если Вас интересуют системы налогообложения для физических лиц, то Вы можете ознакомиться на страничке для частных предпринимателей.

Фиксированный сельскохозяйственный налог как специальный режим налогообложения - IV группа

Специальный налоговый режим - фиксированный сельскохозяйственный налог (далее ФСН), преимущественно используют сельскохозяйственные товаропроизводители. С 01.01.11 г. уплата ФСН регулируется главой 2 раздела ХІV НКУ, а вся терминология содержится в ст. 14 раздела I НКУ. До принятия НКУ порядок обложения ФСН регулировался Законом об ФСН, утратившим силу с 01.01.11 г.

С 2015 года ФСН считается IV группой единого налога.

Согласно п. 14.1.256 НКУ под ФСН понимают налог, который взимается с единицы земельной площади в процентах ее нормативной денежной оценки и уплата которого заменяет уплату отдельных налогов и сборов. Существенным новшеством с вступлением в силу НКУ стал тот факт, что согласно п. 308.6.2 НКУ при выявлении по результатам документальной проверки нарушения требований ФСН плательщик ФСН обязан со следующего месяца после месяца, в котором было установлено такое нарушение, перейти на уплату налогов по общей системе налогообложения. Скорее идет речь о переходе со следующего месяца, после составления налоговиками акта о выявленном правонарушении.

Налоговым кодексом Украины определены условия для регистрации сельскохозяйственных товаропроизводителей плательщиками фиксированного сельхозналога, а именно:

  • п. 301.1 ст. 301 НКУ предусмотрено, что плательщиками налога с учетом ограничений, установленных п. 301.6, могут быть сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна, или превышает 75 процентов;
  • п. 301.6 ст. 301 установлено, что не может быть зарегистрировано в качестве налогоплательщика:
    • Предприятие, у которого более 50 процентов дохода, полученного от продажи сельхозпродукции собственного производства и продуктов ее переработки, составляет доход от реализации декоративных растений (за исключением срезанных цветов, выращенных на землях, принадлежащих сельскохозяйственному товаропроизводителю на праве собственности или предоставленные ему в пользование, и продуктов их переработки), диких животных и птиц, меховых изделий и меха (кроме пушного сырья);
    • Предприятие, осуществляющее деятельность по производству подакцизных товаров, кроме виноматериалов виноградных (коды согласно УКТ ВЭД 2204 29 - 2204 30), произведенных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, использующих такие виноматериалы для производства готовой продукции;
    • Предприятие, на 1 января базового (отчетного) года имеет налоговый долг (п. 14.1.175 НКУ), за исключением безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Среди льгот для сельхозпроизводителей можно назвать возможность находиться на специальном режиме по НДС, который утвержден в ст. 209 НКУ.

Учет в неприбыльных организациях

Существует еще один специальный режим налогообложения: налогообложение юридических лиц, которые имеют статус «неприбыльных организаций». Неприбыльными являются определенные виды учреждений и организаций, которые по своей сущности имеют право на получение льгот по налогу на прибыль. Такие юридические лица осуществляют свою деятельность без цели получения прибыли.

К неприбыльным организациям традиционно относят:

  • органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления, а также созданные ими учреждения и организации, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов;
  • благотворительные фонды (организации);
  • общественные организации, созданные в соответствии с Законом Украины «Об объединениях граждан» для проведения экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, а также творческие союзы, политические партии и общественные организации инвалидов;
  • научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения III-ІV уровня аккредитации (внесенные в Государственный реестр научных учреждений, которым предоставляется поддержка государства), заповедники, музеи-заповедники;
  • кредитные союзы и пенсионные фонды;
  • иные, нежели указанные в абзаце «б», юридические лица, деятельность которых не предусматривает получения прибыли в соответствии с нормами соответствующих законов (например, гаражные кооперативы, садоводческие товарищества);
  • союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц, созданные для представления интересов учредителей, которые не ведут хозяйственную деятельность и содержатся за счет взносов учредителей;
  • религиозные организации;
  • жилищно-строительные кооперативы, объединения совладельцев многоквартирных домов;
  • профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов.

Для реализации права на применение льготного порядка налогообложения уставные документы перечисленных учреждений и организаций должны соответствовать не только законам, в соответствии с которыми они созданы («Об объединениях граждан», «О благотворительности и благотворительных организациях», «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома» и др.), но и всем требованиям Налогового Кодекса Украины.

Нельзя сказать, что вступление в силу Налогового Кодекса Украины не внесло изменения в режим налогообложения неприбыльных организаций. Главное нововведение заключается в требовании к неприбыльным организациям и учреждениям облагать налогами средства и имущество, использованные не по целевому назначению (п. 157.14 НКУ).

НКУ не дает определения термина «нецелевое использование средств». На данный момент формализованных в нормативных документах критериев определения соответствия или несоответствия использования средств уставным целям не существует. Неприбыльные организации во время осуществления своей деятельности обычно несут сопутствующие расходы на аренду офиса, оплату коммунальных услуг, приобретение автомобиля, заработную плату работникам, оплату услуг юристов и аудиторов и т.п. Поэтому без установления четких критериев организации будут принимать решения относительно таких расходов на свое личное усмотрение, рискуя при этом, что их исключат из Реестра неприбыльных организаций и учреждений и обложат налогом доходы. А налоговые органы будут оценивать соответствие расходов уставным целям на основании лишь своего субъективного понимания. И все, кто хоть однажды сталкивался с проверками налоговых органов, могут ясно себе представить, к чему это приведет. Единственной спасательной палочкой для организаций остается обращение в налоговый орган за письменной налоговой консультацией каждый раз, когда у них появляются сомнения относительно правомерности использования имущества и средств.

Учитывая это, неприбыльным организациям лучше избегать использования средств и имущества как не на уставные цели, так и не по целевому назначению. Рекомендуем обращаться в налоговую службу за налоговыми консультациями в случаях, когда возникает сомнение относительно правомерности их использования.

По сравнению с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» Налоговый кодекс ввел новые правила налогообложения неприбыльных организации и учреждений, которые состоят в следующем:

Новшества Кодекса в конечном счете привели к тому, что любую неприбыльную организацию можно исключить из Реестра неприбыльных организаций и учреждений на основании использования имущества и средств на цели, не предусмотренные уставом, или не по целевому назначению. В таком случае:

Приведенные новшества говорят только об одном получение права на льготы не бессрочное. Нужно досконально знать выбранную предприятием систему налогообложения и уметь лавировать в рамках законодательства, чтобы не потерять это право.

Выбор системы налогообложения

Сегодня мало уделяется должного внимания выбору оптимальной системы налогообложения. Зачастую это связано с недостатком знаний относительно преимуществ каждого вида системы налогообложения.

От выбранной системы налогообложения, зависит:

  • налоговая нагрузка предприятия – размеры налогов;
  • штат бухгалтерии;
  • квалификация бухгалтеров – и как следствие - фонд оплаты труда, размера налога с дохода физических лиц, взносов в фонды;
  • содержание материальной базы бухгалтерии – наличие необходимых сформированных рабочих мест;
  • степень риска наличия ошибок при ведении учета и составлении отчетности, и соответственно - размеры штрафных санкций;
  • наличие прочих накладных расходов, как следствие вышеперечисленных причин.


Поэтому вопрос выбора оптимальной системы налогообложения всегда актуален для предприятия, особенно при открытии, реорганизации, смене вида деятельности, изменении штата сотрудников и т.д. Если при выборе у Вас возникают вопросы или Вы столкнулись с трудностью выбора, обращайтесь к специалистам, имеющим практический опыт в налогообложении. Зачастую оптимальный выбор системы налогообложения позволяет экономить значительную часть средств предприятия.

Вы можете обратиться к специалистам Компании "Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг" и мы поможем Вам оптимально выбрать систему налогообложения.

Группы, виды и формы налогообложения предприятий, организаций. Оптимизация и принципы налогообложения. Как выбрать общую или упрощенную систему налогообложения бизнеса. Изменения в Налоговый Кодекс Украины согласно налоговой реформе.

  1. Системы налогообложения в Украине
  2. Упрощенная или общая система налогообложения субъектов малого предпринимательства: оцениваем преимущества и недостатки
  3. Переход на упрощенную систему налогообложения
  4. Налоговое законодательство. Налоговый Кодекс
  5. Стоимость юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса
  6. Какие налоги платит юридическое лицо в Украине:
    1. НДС
    2. Налог на прибыль
    3. Акцизный налог
    4. Единый налог
    5. ЕСВ
    6. Налог на репатриацию
    7. Рентная плата

Видео путеводитель

Системы налогообложения в Украине

Система налогообложения - совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджеты и взносов в государственные целевые фонды, взимаемых в установленном Налоговым кодексом порядке.

В Украине устанавливаются общегосударственные и местные налоги и сборы.

К общегосударственным относятся:

  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • экологический налог;
  • рентная плата;
  • пошлина.

К местным налогам относятся:

  • налог на имущество;
  • единый налог.

К местным сборам относятся:

  • сбор за места для парковки транспортных средств;
  • туристический сбор.

В Украине наряду с общей системой налогообложения, действует упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности - особый механизм взимания налогов и сборов, устанавливающий замену уплаты отдельных налогов и сборов, , на уплату единого налога в порядке и на условиях, определенных Налоговым Кодексом, с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности.

Юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель может самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям, установленным Налоговым Кодексом, и регистрируется плательщиком единого налога.

Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по таким налогам и сборам:

  1. налог на прибыль предприятий;
  2. налог на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности плательщика единого налога первой - четвертой группы (физического лица) и обложенных единым налогом;
  3. налога на добавленную стоимость по операциям по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, кроме налога на добавленную стоимость, уплачиваемого физическими лицами и юридическими лицами, избравшими ставку единого налога, определенную подпунктом 1 пункта 293.3 статьи 293 НКУ (3% +НДС), а также уплачиваемого плательщиками единого налога четвертой группы;
  4. налога на имущество (в части земельного налога), кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются плательщиками единого налога первой - третьей групп для осуществления хозяйственной деятельности и плательщиками единого налога четвертой группы для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства;
  5. рентной платы за специальное использование воды плательщиками единого налога четвертой группы.

Упрощенная или общая система налогообложения субъектов малого предпринимательства: оцениваем преимущества и недостатки

Физическое лицо – предприниматель, упрощенная система налогообложения

Преимуществом является простота учета. Требования к упрощенцам установлены НКУ.

Ставки фиксированного налога невысоки.Ставки единого налога для плательщиков первой группы устанавливаются в процентах к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, второй группы - в процентах к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных общин для физических лиц - предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, из расчета на календарный месяц:

1) для первой группы плательщиков единого налога - в пределах до 10 процентов размера прожиточного минимума;

2) для второй группы плательщиков единого налога - в пределах до 20 процентов размера минимальной заработной платы.

Процентная ставка единого налога для плательщиков третьей группы устанавливается в размере:

1) 3 процента дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость;

2) 5 процентов дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Предприниматель – упрощенец не освобождается от уплаты единого социального взноса, предусмотренного Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» в размере не ниже минимального (22% от минимальной заработной платы).

Физическое лицо – предприниматель, общая система налогообложения

Предприниматель – неупрощенец является плательщиком подоходного налога по ставке, определенным в пункте 167.1 статьи 167 Налогового Кодекса Украины (18%).

Безусловным плюсом является то, что налогом облагается чистый доход, за вычетом документально подтвержденных затрат от предпринимательской деятельности физического лица.Следует отметить, что к таким затратам относятся только те, которые непосредственно связанны с хозяйственной деятельностью предпринимателя. Перечень таких затрат установлен п.177.4 ст.177 НКУ.

Не включаются в состав расходов предпринимателя:

  • расходы, не связанные с осуществлением хозяйственной деятельности таким физическим лицом - предпринимателем;
  • расходы на приобретение, самостоятельное изготовление основных средств и расходы на приобретение нематериальных активов, подлежащих амортизации;
  • расходы на приобретение и содержание основных средств двойного назначения;
  • документально не подтвержденные расходы.

Ставки ЕСВ для предпринимателя – неупрощенца такие же, как и для единщика. Однако базой для начисления ЕСВ в данном случае будет чистый, облагаемый налогом доход. При этом, минимальный размер отчислений установлен на том же уровне, что и для единщиков.

Самым негативным моментом для этой системы налогообложения является необходимость оплачивать подоходный налог авансом ежеквартально.

Авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с фактическими данными, указанными в Книге учета доходов и расходов, каждого календарного квартала и уплачиваются в бюджет до 20 числа месяца, следующего за каждым календарным кварталом (до 20 апреля, до 20 июля и до 20 октября). Авансовый платеж за четвертый календарный квартал не рассчитывается и не уплачивается. Если результатом расчета авансового платежа за соответствующий календарный квартал является отрицательное значение, то авансовый платеж за такой период не уплачивается.

К минусам можно отнести также необходимость использования регистраторов расчетных операции (РРО) в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».

Физические лица - предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Форма Книги учета доходов и расходов и порядок ее ведения утверждены Приказом Министерства доходов и сборов.

ФЛП на общей системе налогообложения подают годовую налоговую декларацию в течение 40 календарных дней, которые наступают за последним днем отчетного года.

Юридическое лицо, упрощенная система налогообложения

Компания с объемом годовой выручки до 5 млн. гривен может избрать один из двух вариантов единого налога:

  • 3% от выручки + НДС;
  • 5% от выручки.

Юридические лица – единоналожники также не освобождаются от уплаты единого социального взноса. Размер ЕСВ составит 22% от фонда оплаты труда.

Основной минус этого варианта налогообложения очевиден: базой налогообложения является весь объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), не уменьшенный на стоимость затрат производства. Поэтому такой способ налогообложения, при всей своей простоте, может быть выгоден лишь для очень ограниченного круга представителей малого бизнеса.

Юридическое лицо, общая система налогообложения

Если субъект малого предпринимательства – юридическое лицо избрало общую систему налогообложения, то кроме налога на прибыль он может являться также плательщиком таких налогов, как НДС, земельный налог, акцизный налог, экологический налог, рентная плата.

Базовая ставка налога на прибыль составляет 18%.

Налогообложению подлежит чистая прибыль, уменьшенная на сумму затрат, однако некоторые из видов затрат не учитываются при определении размера облагаемой налогом прибыли или учитываются лишь частично.

Что касается единого социального взноса, то он составит 22% фонда оплаты труда.

Таким образом, ни один из описанных способов налогообложения не имеет однозначного преимущества над другими. Экономически самым выгодным остается фиксированный налог, оплачиваемый физическим лицом – предпринимателем. Однако в этом случае есть ограничения по видам деятельности, годовому объему выручки и количеству наемных сотрудников.

Переход на упрощенную систему налогообложения

Для избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения субъект хозяйствования подает в контролирующий орган заявление.

Заявление подается по выбору налогоплательщика, одним из следующих способов:

  1. лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
  2. направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  3. средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством;
  4. государственному регистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации, подаваемого для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя . Электронная копия заявления, изготовленная путем сканирования, передается государственным регистратором в контролирующий орган одновременно со сведениями заявления о государственной регистрации на проведение государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя согласно Закону Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований "

Зарегистрированные в установленном порядке физические лица - предприниматели, которые до окончания месяца, в котором произошла государственная регистрация, подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для первой или второй группы, считаются плательщиками единого налога с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла государственная регистрация.

Зарегистрированные в установленном законом порядке субъекты хозяйствования, которые в течение 10 дней со дня государственной регистрации подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для третьей группы, которая не предусматривает уплату налога на добавленную стоимость, считаются плательщиками единого налога со дня их государственной регистрации.

Субъект хозяйствования, который является плательщиком других налогов и сборов, может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления в контролирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала. Такой субъект хозяйствования может осуществить переход на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года

Налоговое законодательство. Налоговый Кодекс

Налоговое законодательство Украины состоит из Конституции Украины; Налогового Кодекса; Таможенного кодекса Украины и других законов по вопросам таможенного дела в части регулирования правоотношений, возникающих в связи с налогообложением пошлиной операций по перемещению товаров через таможенную границу Украины; действующих международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины и которыми регулируются вопросы налогообложения; нормативно-правовых актов, принятых на основании и во исполнение Налогового Кодекса и законов по вопросам таможенного дела; решений Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным Налоговым Кодексом.

Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, применяются правила международного договора.

Налоговый кодекс Украины является основным кодифицированным актом в сфере налогообложения и регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время администрирования налогов, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

Общегосударственные, местные налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено Налоговым Кодексом, уплате не подлежат.

Основные принципы налогового законодательства Украины

  • всеобщность налогообложения - каждое лицо обязано уплачивать установленные законодательством налоги и сборы, плательщиком которых оно является соответствии с положениями Налогового Кодекса;
  • равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала;
  • неотвратимость наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства;
  • презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа;
  • фискальная достаточность - установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями;
  • социальная справедливость - установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков;
  • экономичность налогообложения - установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование;
  • нейтральность налогообложения - установление налогов и сборов способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика;
  • стабильность - изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года;
  • равномерность и удобство уплаты - установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками;
  • единый подход к установлению налогов и сборов - определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога.
Поиск юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса

Итак, Вы заказали услугу регистрация ООО и перед Вами возникла дилемма какое налогообложение ООО выбрать. Следует отметить, что налогообложение ООО в Украине ничем не отличается от налогообложения других организационно-правовых форм хозяйствования.

Общеизвестно, что в Украине вступил в силу новый Налоговый кодекс, который значительно изменил и унифицировал систему налогообложения ООО, налогообложение СПД и пр. Общества с ограниченной ответственностью могут применять системы налогообложения как общую, так и упрощенную, т.е. быть на едином налоге по фиксированной процентной ставке.

Принятие нового НК не принесло ожидаемой стабильности налоговой системы Украины, наоборот, ежегодно в правила налогообложения обществ с ограниченной ответственностью вносятся десятки изменений - только за предыдущий год таковых было более десятка, при несложных подсчетах становится ясным, что изменения вносились фактически ежемесячно.

Кардинальных изменений в перечне налогов, подлежащих уплате в Украине не предусмотрено. Изменения больше носят уточняющий характер либо относятся к узкопрофильным предприятиям, так среди изменений можно выделить следующее:

1. пересмотрен порядок использования кассовых аппаратов

2. уточнен перечень юрлиц, которые не могут быть на едином налоге

А также увеличен порог выручки для единоналожников.

Разделение труда - вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить - пакет БИЗНЕС - ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ - платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

Анна Кравченко

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Все системы налогообложения можно разделить на три условные группы:

  1. Общая система налогообложения
  2. Упрощенная система налогообложения ООО
  3. Льготное налогообложение

Рассмотрим их все более детально:

Общая система налогообложения ООО в Украине

Основным налогом в этой системе является налог на прибыль . Основное отличие такой системы является в том, что налогооблагаемой базой (т.е. базой с которой платится налог на прибыль) является прибыль - сумма, которая вычисляется путем отнимания от величины всех доходов (выручки) суммы понесенных расходов. Такая модель налогообложения предусматривает более кропотливую систему бухгалтерского учета. Заказав комплекс бухгалтерских услуг в Киеве вам не за что будет переживать.

Ставка налога на прибыль - в 2021 году составляет 18% (ставка в 2020 году составляла 18%). В вопросе сроков оплаты налога законодательство разделяет предприятия на две категории в завсисмости от размера годовой выручки:

а) менее 40 млн. - такие предприятия платят налог раз в год по итогу подачи годовой декларации;

б) более 40 млн. - такие ООО оплачивают налог на прибыль ежеквартально.

Следует также отметить, что ООО на общей системе дополнительно уплачивают такие виды налогов:

Налог на дивиденды – 5% для предприятий на общей системе налогообложения (9% для единоналожников). С 2015 года начисленные дивиденды дополнительно подпадают под начисление и удержание военного сбора (1,5%)

НДС - ставка – 20% подробнее об НДС в Украине

ЕСВ и налог на прибыль физлиц , военный сбор - налоги, связанные с начислением заработной платы и подобных платежей.

экологический налог - для некоторых предприятий, например, за выбросы в атмосферу вредных веществ и т.п.

и прочие налоги, описанные в нашем материале налоги в Украине .

Упрощенная система налогообложения ООО

В отличие от общей системы налогообложения, базой для начисления налога является единый весь доход (выручка и пр.).

Единый налог начисляется по фиксированной ставке, размер которой засисит от группы налогоплательщика. Группа плательщика единого налога зависит от таких показателей ООО:

3-я группа - введены два критерия:

  1. граничный лимит такого ООО не превышает 7 млн. грн. дохода в год
  2. годовое среднестатистическое количество наемного персонала не ограничено

Плательщиками 4-ой группы могут быть исключительно предприятия, которые ранее платили фиксированный сельхозналог

Льготное налогообложение ООО

С введением в действие НК, законодатель предусмотрел ряд льгот для предприятий:

  1. Для малого бизнеса - ставка налога на прибыль 0%. Детальнее читайте в нашем материале регистрации безналогового ООО.
  2. Для субъектов программной индустрии. Ставка налога на прибыль - 5% и свобождение от уплаты НДС.

Сравнительная таблица способов налогообложения ООО в Украине

Расширенное описание читайте в нашем материала Единый налог в Украине

Единый налог 3 группа

Упрощенное налогообложение ООО не применяется при таких видах деятельности:

Ограничения на применение упрощенной системы налогообложения предприятий распространяются на такие компании:

Общая система бухучета

  • НДС
  • ЕСВ

- налог на прибыль
- НДС
- ЕСВ
- удержания с зарплат
+ прочие налоги

- единый налог
- ЕСВ
- удержания с зарплат

- единый налог
- ЕСВ
- удержания с зарплат

1. Обязательно при превышении выручки 1 млн. грн. за прошедший год.

2. Добровольный порядок регистрации

невозможно
обязательно

Применение РРО обязательно, кроме осуществления торговли продукцией собственного производства, за исключением:

1. предприятий общественного питания и торговли,

2. реализация технически сложных товаров, подлежащих гарантийному ремонту по перечню КМУ.

3. реализация лекарственных препаратов и товаров медицинского назначения

4. реализация ювелирных и бытовых товаров из драгоценных/полудрагоценных металлов и камней

При исключительно безналичных расчетах - необязательно.


Общая система налогообложения - это основная система, которая предусмотрена Налоговым Кодексом Украины (НКУ). Мы имеем большой опыт в предоставлении бухгалтерского и юридического обслуживания крупного и среднего бизнеса. Поэтому с егодня мы поговорим про базовые вещи, которые Вам, как предпринимателю, нужно знать про общую систему налогообложения, а также дадим несколько советов тем, кто на ней находится.

Какими нормами регулируется общая система налогообложения?

Становясь на учет в налоговую, предприятие или предприниматель автоматически является плательщиком налогов на общих основаниях. Однако сразу же можно подать заявление для перехода на упрощенную систему налогообложения.

Есть ряд требований, согласно которых предприятия не могут выбрать иную систему налогообложения, кроме общей системы:

  • некоторые виды деятельности (такие как: азартные игры, лотереи, работа с подакцизными товарами, нерезиденты и другие). Их перечень четко обозначен законодательством;
  • годовой доход предприятия более чем 7 миллионов в год;
  • плательщики с налоговым долгом, как с финансовым, так и с документальным;
  • юридические лица или предприятия нерезиденты.

В НКУ определено, что расчет налогов базируется на данных бухгалтерского учета. В свою очередь, бухгалтерский учет регулируется на Положениями (стандартами) бухгалтерского учета (ПсБУ). Получается, два основных документа в бухгалтерском и налоговом учете предприятий на общей системе налогообложения в Украине - это Налоговый кодекс и ПсБУ.

ПсБУ регулирует порядок определения доход и расходов предприятии, порядок ведения документооборота и формы документов.

Как рассчитать налоги на общей системе налогообложения в Украине?

Для правильного расчета налогов на общей системе налогообложения, очень важно правильно определить состав доходов и грамотно определить расходы. Расходы могут быть:

  • переменные (такие которые непосредственно входят в цену товара – сырье, доставка и другие);
  • постоянные (аренда, амортизация и много других).

И вот тут и таится главная задача бухгалтера-профессионала - правильно определить расходы.

На общей системе налогообложения ООО платит налоги, например НДС и налог на прибыль. Есть и другие налоги и сборы, которые применяются при определенных условиях:

  • ЕСВ – на заработную плату сотрудников;
  • налог на землю;
  • акцизный сбор;
  • за использование полезных ресурсов;
  • загрязнение и другие – при определенных условиях.

Налог на добавленную стоимость (НДС) составляет 20% от базы налогообложения, которая определяется V разделом НКУ и корректируется на «полученный» НДС от других плательщиков данного налога.

Налог на прибыль предприятий регулируется III разделом НКУ и составляет 18% от расчетной прибыли, согласно ПсБУ.

Важно! ФЛП также может быть на общей системе налогообложения и уплачивать налог на доходы физических лиц. Расчет такого налога будет регулироваться IV разделом.


Кому выгодно выбрать общую систему налогообложения?

В Украине кроме общей системы существует еще и упрощенная система. Как же выбрать систему налогообложения предприятия? Если оборот предприятия менее 7 миллионов в год, то можно использовать и упрощенное налогообложение, но нужно ли это?

Предприятие покупает товар по цене 300 гривен за единицу + 60грн (20% НДС), общая цена 360 грн. Продает данный товар по 420 грн в т.ч. НДС 70грн (350+70). При таких цифрах формируются следующие налоги:

  • на едином налоге без НДС – единый налог 5% - 21 грн;
  • на едином налоге с НДС – единый налог 3% - 10,5 грн и 10 грн НДС;
  • на общей системе налогообложения - 10грн НДС и 9 грн налог на прибыль. Кроме того, налог на прибыль уменьшается на другие затраты согласно ПсБУ, и может быть меньше.

Как видим, находиться на общей системе налогообложения при данных цифрах немного выгоднее, и это без учета постоянных расходов, которые также уменьшают налог на прибыль.

А вот если предприятие оказывает услуги, то в большинстве случаев, больше подойдет упрощенная система.

Конечно, чтобы разобраться во всех принципах бухгалтерского и налогового учета одной статьи будет недостаточно.

Наша компания может обеспечить Вам:

  • квалифицированное ведение бухгалтерского учета, включая начисление ЗП, социальных взносов, налогов и т.д.;
  • ведение и хранение кадровой документации;
  • юридическое сопровождение хозяйственной деятельности (предоставление консультаций, анализ и составление договоров, представление интересов перед государственными органами и т.д.).

Мы предлагаем Вам комфорт и сотрудничество с одним партнером вместо нескольких. К тому же, на начальных этапах развития бизнеса иметь штат бухгалтеров или отдел кадров может быть невыгодно, тогда как мы предоставим все эти услуги в комплексе, добавив юридическую экспертизу.

Если у Вас есть вопросы относительно выбора системы налогообложения для Вашего бизнеса или организации бухгалтерского учета предприятия - звоните нам.

Мы готовы Вам помочь!

Свяжитесь с нами по почте [email protected], по номеру телефона +38 044 499 47 99 или заполнив форму:

Читайте также: