Налоги в японии и россии

Опубликовано: 14.05.2024


Японская налоговая система отличается множеством обязательных отчислений, зафиксированных законодательно. Взимать налоги в Японии могут все территориальные органы управления. Предельные ставки налоговых выплат регулируются законом.

Органы налогообложения

Основным внешним органом японского Министерства финансов является Национальное управление. Под его контролем находится 12 бюро по разным регионам страны. Чтобы осуществлять администрирование были созданы 525 органов, контроль над которыми обеспечивают региональные бюро.

Налоги в Японии

Национальные органы

Оценивает доходы и обеспечивает правильный сбор вычетов управление по налогам. Свою работу управление начало 1.06.1949. Его основная функция – обеспечить беспрепятственное выполнение своих обязанностей всем налогоплательщикам и отвечать за должный учёт, прозрачность и эффективность выполнения своих обязательств.

Организация имеет трехуровневую структуру, которая включает:

  1. Головной офис.
  2. Региональные бюро.
  3. Другие органы.

Из четырёх отделов состоит и Кокудзэй-тё – штаб-квартира организации:

  1. Секретариата комиссара.
  2. Налогового департамента.
  3. Отдела по уголовному розыску и экспертизы.
  4. Управления сборами.

На заметку: отдел угрозыска и экспертизы занимается изучением налогов потребителей. В их число входят все, начиная от простых граждан и заканчивая крупными предприятиями. Отдел также проводит расследования при выявлении случаев уклонения от налогов.

Местные органы

Местные отделения налогового управления являются административными органами. Их создание было направлено на обеспечение сборов внутренних налогов и совершение тесного контакта с плательщиками. Обязанности службы – оценка и работа по сбору уплат в пределах того региона страны, за который она несёт ответственность.

Структура организации зависит от масштабов региона. В каждом местном управлении имеются такие отделы:

  • управление доходами;
  • имущественный отдел;
  • отдел корпораций;
  • сбор налогов;
  • отдел для физических лиц.

Виды налогов

Среди основных видов налогов японской системы налогообложения следует выделить резидентский и подоходный. Большую часть поступлений дают именно эти виды выплат. Корпоративные налоги занимают второе место по величине.

Налоги в Японии платят на всё: и потребление, и доходы. Установлен даже налог на выезд. Об особенностях каждого из них далее.

Бюджет Японии

Подоходный налог

В стране установлен прогрессивный вид налогообложения. Это значит, что выплаты начисляют только на чистый доход каждого физического лица. Производить налоговые выплаты необходимо раз в год.

Принимают выплаты муниципальные, префектурные и национальные учреждения. Основа способа взимания средств – статус резидента. Его определяет время, в течение которого тот жил в Японии.

  • Нерезиденты. К ним относятся те, кто иммигрировал в Японию и жил там меньше 12 месяцев. Такие граждане платят налог только на тот доход, который они имели в этой стране.
  • Непостоянные резиденты. Это люди без японского гражданства, но проживающие в стране от 5 до 10 лет. Они также должны делать налоговые отчисления, но только на полученную зарплату в Японии. Если имеются доходы за пределами государства, с них должны отчисляться средства только в том случае, если заработок переводится в Японию.
  • Резиденты. Таковыми являются граждане с ПМЖ. Налогом облагаются все их доходы, независимо от территориального расположения.

Вычитание подоходного налога в Японии осуществляется ежемесячно автоматически. Сумма вычета зависит от размера дохода. Применяется подобная система налогообложения и в других странах.

В таблице представлена информация о сумме вычетов из общего чистого дохода:

Размер дохода, подлежащего налогам (в иенах) Размер ставки налога
1 950 000 5%
1 950 000 – 3 350 000 10%
3 350 тыс. – 6 900 тыс. 20%
6 900 тыс. – 9 000 тыс. 24%
9 млн. – 18 млн. 33%
18млн. – 40 млн. 40%
40 млн. и больше 45%

Для проведения расчётов учитываются все виды поступлений:

  • дивиденды;
  • зарплаты;
  • пенсии;
  • доходы от сдачи в аренду недвижимости;
  • доходы от деятельности коммерческих фирм.

Обычно те, кто трудится в разных компаниях, не занимаются подачей налоговой декларации – это обязана делать компания-работодатель. Конечно, для этого нужно заполнить несколько форм, чтобы подтвердить свой статус, количество иждивенцев, место жительства, другие данные.

Составлением налоговой декларации нужно заниматься тем, у кого:

  • размер годового заработка составляет более 20 млн. иен;
  • трудятся на двух работах;
  • есть вторичный доход (дивиденды и т. д.) размером более 200 тыс. иен/год;
  • имеют работу за пределами своей страны.

Если предстоит зарубежная поездка на протяжении финансового года, необходимо также подать декларацию.

Подоходный налог в странах мира

Налог на недвижимость

Недвижимостью в Японии считается дом, дача, другие типы зданий, а также земля. Налог на любой вид амортизируемых активов нужно ежегодно платить до начала января. Счета приходят обычно от начала апреля, до окончания июня. Сумму налога, указанную в уведомлении, можно уплатить или за один раз, или разделить её на 4 части и оплачивать каждый квартал.

В общую сумму налога входят два вида выплат – муниципальный и основной.

Их обоснование – стандартизованная оценка структуры и имущества:

  • Размер основной ставки налога зависит от вида недвижимости. Он составляет 1,4% от стоимости имущества. Точную цену конкретного актива можно узнать в «Книге налогов».
  • Сумма муниципального налога не превышает 0,3% цены налогооблагаемого объекта. Обычно указанная цена ниже рыночной стоимости. Применяют данное требование не ко всем недвижимым объектам, а только к тем, что расположены в определённых частях города. Такие районы установлены законодательством Японии, касающимся зонирования.
  • Чтобы определить точную сумму налога конкретного объекта, учитывают в первую очередь стоимость самого земельного участка, которая зависит от таких параметров, как наличие транспортных развязок – дорог, железнодорожных линий. При оценке здания учитываются строительные материалы, возраст постройки, длительность её эксплуатации в будущем и другие параметры.

На заметку: кондоминиумы обычно имеют более высокую стоимость, хотя и занимают меньше земли – считается, что они долговечнее, чем дома. То же касается и домов, обозначенных как наиболее прочные – их оценочная стоимость также обычно выше.

Центральное правительство определяет размер ставок, но только местные власти могут осуществлять контроль. Им соответственно, остается 52% дохода. Оставшиеся 48% делят префектуры и центральное правительство.

Жители большинства населённых пунктов, обозначенных как городские зоны, должны платить дополнительный налог – городской. Это плата за наличие инфраструктуры и возможность пользоваться ею.

Установленная сумма имущества должна подвергаться конвертированию каждые 3 года, хотя на практике такое происходит редко.

Налоги на бизнес

Корпоративный и подоходный налог наполняют госбюджет на 72–74%. Причём, вносить выплаты в бюджет страны должны как местные, так и зарубежные фирмы, которые получают в Японии прибыль.

Платят налог на прибыль корпораций в Японии со следующих видов доходов:

  • процентных доходов с ценных бумаг, выданных как государственными органами, так и корпорациями;
  • процентов на займы;
  • дивидендов от акций;
  • сдачи в наём движимого и недвижимого имущества;
  • зарплат, премий, разного рода вознаграждений;
  • выходных пособий, пенсий;
  • доходов от передачи прав на патенты или авторство;
  • доходов от рекламной деятельности;
  • доходов от хозяйственной деятельности;
  • прибыли от погашения облигаций страны;
  • других видов доходов.

В зависимости от того, какой объём имеет облагаемая прибыль, устанавливается в Японии размер корпоративного налога. Он может для японских фирм составлять 20–30%, а для иностранных 29–41%.

Налоги в Японии

В 2020 году налог составляет 30,62 %

А также размер корпоративного налога зависит от того, где расположена компания, насколько она большая, как давно открыта.

Каждая корпорация со своей прибыли должна платить 4 вида налогов:

  • национальный (корпоративный);
  • местный. Платят корпоративные клиенты;
  • местный, который выплачивает предприятие;
  • специальный корпоративный. Данный вид выплат является национальным, но декларацию на него подают в местные органы.

После того, как закончится финансовый год, каждая компания на протяжении 60 дней должна подготовить и представить в налоговую компанию декларацию. В случае проведения бухгалтерского аудита или других непредвиденных ситуаций, сотрудники налогового учреждения могут продлить срок сдачи декларации на определённый период.

Крупные компании, заработавшие за первое полугодие более 100 000 иен, должны представить дополнительно ещё одну декларацию.

Подробнее о налогах в Японии смотрите в следующем видео.

Особенности налогообложения физических лиц

У каждого жителя страны есть немало налоговых обязательств. Подоходный налог – один из них. Причём, платить нужно не по месту трудоустройства в Японии, а по месту проживания. Вычет производится с чистого дохода. Размер муниципального налога не превышает 6%, префектурного – 4%.

Процесс вычисления размера налога для конкретного лица довольно сложный:

  • подсчитывается общая сумма годового дохода;
  • отчисляют предусмотренный законом процент уплаты;
  • умножают сумму на установленную ставку;
  • вычитают налоговые льготы из полученного результата.

Самому произвести все подобные расчёты очень нелегко, поэтому приходится обращаться к налоговому консультанту. Востребованность в стране на услуги представителей данной профессии привела к тому, что они сегодня зарабатывают немало и пользуются почётом и уважением.

Налоги на транспорт

Есть два вида налога на транспорт. Один из них дзидося дзюро-дзэй. Это налог на вес авто. Выплаты необходимо производить 1 раз в 2 года после осмотра машины. Другой вид налога – автомобильный, дзидося-дзэй.

Законодательно установлена неизменная основная формула. Именно по базовым показателям в Японии высчитывают размер транспортного налога. Для этого берётся такой показатель, как рабочий объём мотора. Этот налог платят все, у кого на автомобиле есть белые номера. На специальный транспорт – велосипеды, мопеды, мини-авто и другие виды с жёлтыми номерами установлен меньший налог.

Независимо от цвета номерных знаков, пожилым людям и инвалидам предоставляются скидки на автомобильный налог.

Для автобусов и грузовых машин имеется отдельная статья.

Согласно ей оценка происходит следующим образом:

  • Автобусы. Учитывается количество мест;
  • Грузовики. Учитывается общий тоннаж (без груза).

А также есть отдельная схема для оценки таких видов транспорта как прицепы, кемперы, мобильные краны. Не облагаются налогом специальные автомобили правительственных, национальных, муниципальных организаций.

Во время приобретения машины нужно будет уплатить префектурный налог.

Больше фактов о расходах на автомобили в Японии смотрите далее.

Потребительский налог

Данный вид выплат более известен как НДС. Этот вид потребительского налога является общеобязательным. Его ставка равняется 8%. Из суммы выплат 1,7% идёт в местный бюджет, а остальные 6,3% в национальный.

Платят налог на добавленную стоимость конечные потребители. Это те, кто пользуется услугами и приобретает различные товары. Поэтому данный вид обязательных выплат сразу вводится в стоимость.

До 2014 года размер налога на потребление не превышал 5%. Но в 2015 году его размер был повышен. В настоящее время идёт обсуждение в правительстве о повышении ставки НДС до 10%. Причиной этого стал большой государственный долг, который необходимо погасить. И это не предел. В дальнейшем планируется ещё повысить размер налога с продаж в Японии.

Другие виды налогов

Как и правительства других стран, японцы установили много видов налогов. Среди них налог на табачные изделия, алкоголь, бензин и т. д. Обычно их включают в стоимость перечисленной продукции. Нужно платить также за полученные в наследство недвижимость, дорогие вещи, имущество, активы, денежные средства.

Кроме того, имеются и другие виды обязательных налогов:

  • туристический;
  • на развитие энергоресурсов;
  • корабельный;
  • таможенный;
  • экологический и другие.

Есть в стране и непривычный для русского человека налог – на лишний вес. Так правительство страны борется с проблемой ожирения.

Установлен в Японии и налог на собак. Благодаря этому, прежде чем завести в доме животное японец много раз подумает, согласен ли он платить за это деньги. Такой подход позволяет избежать и проблемы с бездомными животными – здесь не выбрасывают на улицу взятых собак или котов, так как далеко не каждый может себе позволить содержать питомца.

Налоговые льготы и субсидии

В Японии применяются самые разные налоговые льготы. Это целая система, которую составляют различные меры, цель которых уменьшить размер налогов или полностью освободить от них конкретного человека.

К таковым мероприятиям относятся стимулы, субсидии. Утверждено несколько видов субсидий, которые назначаются местными или национальными органами самоуправления. Так, получают субсидии:

  • компании, перенесшие производственные мощности в регионы, где мало производственных предприятий;
  • фирмы, создающие социальные инфраструктуры;
  • при создании инфраструктур, защищающих окружающую среду.

Какую субсидию будет получать юридическое лицо – решают соответствующие органы, исходя из размеров освоенных площадей.

Региональные учреждения назначают субсидии при предоставлении рабочего места в регионах, где степень занятости считается малой. Это касается и вновь созданных предприятий, и расширенных, которые уже работали да этого. Выдаётся субсидия на год.

Существуют различные налоговые льготы обычным плательщикам – инвалидам, лицам у которых прибыль в Японии составляет 5 000 иен и т. д.

Чтобы привлечь инвесторов из-за границы, для иностранных компаний также предлагаются самые разные стимулы и субсидии.

Вторая часть видео о налогах в Японии.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ

Автор: Ирина Артемова

Практически во всех развитых странах объектами налогообложения у физических лиц является одно и то же: заработная плата и другие доходы (рента, проценты, выигрыши и др.), имущество, транспорт, унаследованное и подаренное имущество. Сходством систем налогообложения также является тот факт, что подоходный налог с физических лиц обеспечивает существенную долю поступлений прямых налогов в бюджет.

Однако принципы налогообложения и налоговые ставки существенно различаются от страны к стране. В качестве примера рассмотрим налоговые системы США, Великобритании и Японии.

Налогообложение физических лиц в США

Налогоплательщики и виды налогов

В целом, система налогообложения физических лиц в США на федеральном уровне весьма типична для развитых стран. Ее характерной чертой, является прогрессивная шкала налогов и система вычетов, имеющая ярко выраженную социальную направленность.

Граждане США, а также физические лица, постоянно проживающие в США, уплачивают следующие налоги:

  • налог на доходы, который делится на федеральный (от 10 до 35%), налог штата и местный налог. При этом сумма уплаченного налога штата и местного налога является вычетом по федеральному
  • налоги на наследование и дарение (от 18 до 50% — федеральный налог, власти штатов также имеют право устанавливать дополнительный налог штата на наследование). Данные налоги имеют необлагаемый минимум, а также прогрессивную шкалу. Учитывают степень родства.
  • взносы в фонды социального страхования (7,65% с работников)
  • налог на недвижимость (1—2,5%)
В целом, со своей заработной платы работник уплачивает от 17,65 до 42,65% за минусом вычетов.

Особенностью налогообложения физических лиц в США является тот факт, что налог на доходы физических лиц уплачивается с доходов, полученных в любой стране мира, всеми гражданами США, в том числе не проживающими в стране. Более того, если гражданин отказывается от гражданства США, то еще 10 лет после этого он остается плательщиком подоходного налога в бюджет США. Не платить налог с доходов, полученных за пределами США, можно только если он уже уплачен в стране, с которой у США заключен договор об избежании двойного налогообложения. В частности, такое соглашение заключено между США и РФ, и в нем указано, какие виды доходов облагаются подоходным налогом в РФ, а какие — в США.

Подоходный налог уплачивается также иностранцами, проживающими в США, но только с доходов, полученных ими в США.

Заметим, что в определении круга налогоплательщиков подоходного налога система США существенно отличается от российской. В США уплата подоходного налога зависит от гражданства физического лица, в России же — от статуса резидента или нерезидента, то есть времени фактического пребывания в РФ в течение календарного года. Еще одно отличие — в России ставка налога зависит от вида налогооблагаемого дохода, в США налог исчисляется с каждого вида доходов отдельно, но применяемая ставка зависит от суммы каждого вида доходов, а не от его вида или источника получения.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц

К облагаемым доходам относятся: заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, пособия и пенсии, выплачиваемые государством (свыше определенной суммы) или частными фондами, алименты, доходы по ценным бумагам, призы, награды, фермерский доход, доходы от недвижимости и др.

Ставка налога

Подоходный налог в США является прогрессивным, взимается либо с индивидуального налогоплательщика (одного человека), либо с семьи (супругов, совместно заполняющих декларацию). Ставки федерального подоходного налога для физических лиц следующие:

Уровень дохода для индивидуальных плательщиков, долларов

Ставки федерального налога, %

  • необлагаемый минимум, который зависит от возраста и семейного положения лица
  • подоходные налоги и налоги на недвижимость, взимаемые штатами
  • деловые издержки, связанные с получением дохода (например, расходы на транспорт, связь и др.)
  • расходы на медицинское обслуживание (в пределах 7,5% от облагаемого дохода)
  • пенсионные взносы в установленных пределах
  • проценты по ипотечным кредитам на первый и второй по счету дома
  • взносы в благотворительные, религиозные, научные организации, пожертвования политическим партиям, не связанные с извлечением прибыли
  • расходы по уходу за детьми и престарелыми
  • убытки от пассивных инвестиций (инвестиции, в управлении которыми инвестор не принимает личного участия). Эти убытки уменьшают только налогооблагаемую сумму доходов от пассивных инвестиций.
Налогообложение физических лиц в Японии

Налогоплательщики и виды налогов

Физические лица в Японии уплачивают:

  • государственный налог на доходы (от 5 до 37%)
  • префектурный и муниципальный налог на доходы, уплачиваемый по месту проживания (так называемый «налог на проживание») — 10%
  • подушевой налог — фиксированная сумма за проживание в городе с определенным пределом численности
  • налог на наследование и дарение — от 10 до 50%, по прогрессивной шкале, предусмотрены существенные вычеты
  • налог на имущество — 1,4% от стоимости
В целях уплаты налогов на доходы физические лица в Японии делятся на три категории:

  • постоянные резиденты — те, кто имеет постоянное место жительства в Японии. Сюда относятся те, кто проживает в Японии свыше пяти лет, а также те, кто проживает свыше года, но до пяти лет и заявил намерение стать постоянным резидентом. Подоходным налогом облагается весь их доход, вне зависимости от места извлечения
  • непостоянные резиденты — те налогоплательщики, которые обладали статусом резидента в Японии менее пяти лет, но при этом не выразили намерения быть постоянными резидентами Японии. У непостоянных резидентов не облагается доход, который выплачивался за пределами Японии и фактически не перечислялся в страну впоследствии..
  • нерезиденты — лица, не имеющие статуса постоянного либо непостоянного резидента. У них облагается налогом только тот доход, который получен на территории Японии
Налоговая база по налогу на доходы физических лиц

Облагаются налогом следующие доходы:

1. Проценты по вкладам
2. Дивиденды
3. Доходы от недвижимости
4. Доходы от предпринимательской деятельности
5. Заработная плата
6. Бонусы
7. Выходные пособия, пенсии
8. Случайные доходы
9. Смешанные, разносторонние доходы
10. Доходы от капитала

В целях налогообложения и расчета вычетов эти доходы делятся на валовый доход от занятости, доход от прироста капитала, инвестиционный доход.

Ставка налога

Государственный подоходный налог в Японии начисляется по прогрессивной шкале:

Ставки государственного налога

от 1,95 до до 3,3

Таким образом, минимальная ставка налога для дохода до 1,95 млн. иен составляет 15%, максимальная — для дохода свыше 18 млн. иен — 47%. Налогоплательщики обязаны ежегодно представлять декларацию по подоходному налогу, за исключением тех, чей доход не превышает сумму вычетов, и лиц, чья зарплата выплачивается у одного работодателя.

Вычеты

Японская система налогообложения имеет сложную и разветвленную систему вычетов по государственному подоходному и местному налогу на проживание. Государство поощряет рост доходов от занятости, поэтому для таких доходов предусмотрен существенный необлагаемый минимум:

Стандартный вычет, млн. иен

Непроизводственные расходы, такие как взносы по социальному страхованию, затраты на медицинское обслуживание, благотворительность, страховые премии подлежат вычету в установленных пределах у всех физических лиц.

Также для физических лиц предусмотрена «персональная скидка» — вычет, который прибавляется к необлагаемой сумме и зависит от состава семьи. Персональные скидки применяются при расчете государственного подоходного налога, а также местного налога на проживание.

Скидка (вычет) по подоходному налогу, тыс. иен

Скидка (вычет) по налогу на проживание, тыс. иен

Все налогоплательщики — резиденты (базовый вычет)

Супруг(а) в возрасте старше 70 лет

Иждивенцы в возрасте 16-22 лет

Иждивенцы в возрасте старше 70 лет

Родитель налогоплательщика в возрасте от 70 лет, или его/ее супруг(а), проживающий(ая) с ним совместно

Доходы от прироста капитала (от продаж ценных бумаг определенных видов) облагаются налогом отдельно по фиксированной ставке 26% (20% уплачиваются в государственный и 6% в местный бюджет). По нему также есть вычеты и скидки.

Такая особенность Японии, как перенаселенность, обусловила введение подушевого налога с физических лиц, то есть налога, который уплачивается за сам факт проживания в городах Японии. Это фиксированная сумма к уплате в год, которая составляет:

Сумма налога, иен

От 50,000 до 500,000

В целом, для Японии характерна весьма сложная система начисления и предоставления вычетов по налогам с физических лиц. Вычеты имеют целью не только поддержку определенных групп населения, но и поощрение определенного поведения граждан.

Налогообложение физических лиц в Великобритании

Налогоплательщики и виды налогов

Физические лица в Великобритании уплачивают:

  • налог на доходы
  • гербовый сбор — 0,5% при купле-продаже акций, от 0 до 4% при продаже жилья и другой недвижимости
  • налог на прирост капитала — взимается при продаже активов (недвижимого имущества, кроме жилья — основного места проживания, ценных бумаг и др.). Облагается стоимость проданного в течение года имущества за вычетом стоимости его приобретения и фиксированного вычета в 10 100 фунтов. При этом первые 35000 фунтов дохода облагаются по ставке 18%, а все, что свыше — по ставке 28%.
  • налог на наследство. Наследуемое имущество стоимостью до 325 000 фунтов освобождается от налога на наследование, свыше этой суммы взимается налог 40%. Также освобождается от налога на
  • наследование имущество, переданное по завещанию пережившему супругу. Передача имущества по наследству детям, другим родственникам облагается налогом без каких-либо скидок. Облагаются налогом подарки, сделанные наследодателем менее, чем за 7 лет до его смерти.
  • взносы на социальное страхование — для работающих исчисляются еженедельно, причем на доходы до 139 фунтов взнос не начисляется, на доход от 139 до 817 фунтов в неделю начисляется взнос 12%, на доход свыше 817 фунтов в неделю начисляется еще 2%. Отдельные ставки предусмотрены для предпринимателей, благотворителей и замужних неработающих женщин
  • налог на недвижимость — является местным налогом
Для определения статуса налогоплательщика — физического лица в Великобритании используется не только понятие «резидент», но и понятие «домицилий». Это специальный термин, означающий официально признанное постоянное место проживания. Домицилий бывает по рождению и по выбору. Отличие домицилия от резиденства в том, что лицо может признаваться одновременно резидентом нескольких стран, а домицилий может быть только один. Лица, прожившие в Великобритании в статусе резидента 17 из 20 лет, автоматически приобретают домицилий Великобритании.

Резиденты с домицилием в Великобритании, платят налог на доход, полученный по всему миру. Резиденты Великобритании, имеющие домицилий в другой стране, платят налоги только на доходы, полученные на территории Великобритании или перечисленные в Великобританию. Нерезиденты платят налог только на доходы, полученные на территории Великобритании.

Налогоплательщикам также следует помнить о том, что налоговый год в Великобритании продолжается с 6 апреля по 5 апреля следующего года.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц

  • Облагаются подоходным налогом:
  • Доходы от работы по найму
  • Доходы от предпринимательской деятельности
  • Инвестиционные доходы
  • Доходы по опционным планам
  • Доходы по вкладам в пенсионные фонды
  • Другие доходы
Ставка подоходного налога

Подоходный налог имеет прогрессивную шкалу, причем ставки различаются для дивидендов и других доходов.

Японский флаг

Япония – одна из самых высокоразвитых в экономическом и технологическом плане стран мира. Однако внутренний уклад и функционирование этого государства в целом заметно отличаются от других стран, чья экономика развивается не менее успешно. По форме правления Япония является конституционной монархией. При этом государство делится на 47 префектур и насчитывает около 2000 муниципалитетов. В этой статье мы расскажем о том, как устроена и работает налоговая система Японии.

Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

  1. Первая — это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.
  2. Вторая — прямые налоги на имущество.
  3. Третья — прямые и косвенные потребительские налоги.

Всего в Японии 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно подразделить на три крупные группы: прямые подоходные налоги с физических и юридических лиц, прямые налоги на имущество, прямые и косвенные потребительские налоги.

В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами:

Также особенностью является то, что финансовый год и налоговый период в Японии заканчивается в марте, а в апреле начинается новый.

Подробно рассмотрим некоторые виды налогов.

Подоходный налог уплачивают физические лица, признаваемые постоянными и временными резидентами Японии, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, в отношении доходов, полученных от источников в Японии.

Все ставки дифференцированы по сумме доходов, получаемых гражданами, колеблются в интервале:

национальные — от 10% до 50%;

префектурные — от 2% до 4%;

муниципальные — от 3% до 12%.

Финансовый год в Японии заканчивается в марте, поэтому данная таблица сформирована в апреле 2015 года. Видим, реализованы налоги на 86,6% от плана. Из них «перевыполнили» план на 5% поступления подоходного налога. На 2% от планируемого увеличились поступления налога на наследство, это напрямую связанно с введением новой системы налогообложения наследства. В целом, план выполнен на 90% по отдельным видам налогов.

Сведения о размере налогов и сборов (апрель, 2015) (в млн йен, %)

Какие налоговые органы действуют в Японии


Несмотря на то что Япония – это унитарное государство, страна имеет хорошо развитое местное самоуправление, обладающее значительными полномочиями, в том числе и в плане введения различных налогов и их сбора. Фактически налоговые поступления в центральный и местные бюджеты примерно равны: соотношение собранных средств составляет примерно 53 на 47% в пользу центрального бюджета. Особенности налоговой системы Японии обусловили формирование двухуровневой системы налоговых органов.

Национальный уровень

На общегосударственном уровне налогообложение в стране находится в ведении Министерства финансов. В его структуру входят два подразделения: Налоговое бюро и Бюро по таможенным сборам и тарифам. Эти подразделения занимаются в первую очередь вопросами планирования налоговой политики государства. Реализацией этой политики непосредственно занимается Национальное налоговое управление (ННУ), которое также входит в состав Министерства финансов страны. ННУ – очень мощная организация, имеющая в своем штате 56 466 сотрудников, распределенных между центральным аппаратом, 12 региональными налоговыми бюро, Региональной налоговой инспекцией на острове Окинава и 524 налоговыми инспекциями. Кроме того, в состав ННУ входит собственный колледж и Национальный налоговый трибунал, в котором можно обжаловать неверное начисление сборов. Именно эта организация и осуществляет налоговый контроль в Японии.

Все структурные подразделения ННУ разбиты на три отдела:

  • Отдел по налогообложению.
  • Отдел по сборам налогов.
  • Отдел, занимающийся проверками и расследованиями в случаях, связанных с уклонением от налогообложения.

Практической работой по выявлению нарушений в налоговой сфере и их пресечению руководит именно последний отдел. С этой целью в него входят подразделения по аудиту, расследованию и международному сотрудничеству в сфере борьбы с налоговыми нарушениями. При подготовке законодательных изменений в сфере налогообложения тесно сотрудничают Государственная налоговая комиссия при премьер-министре, аналогичная комиссия правящей партии либерал-демократов и Штаб по проведению структурных реформ, возглавляемый премьер-министром страны.

Ужесточение налоговой политики и налоговые льготы в Японии находятся в ведении этих трех организаций. В сфере сбора средств основной организацией является Министерство финансов. Каждый вид сборов в Стране восходящего солнца регламентируется отдельным законом. Следует учесть, что законы в этой области весьма объемны и трудны для понимания непрофессионалами, поэтому в стране действует институт уполномоченных налоговых консультантов. Это лицензированные специалисты, которые на платной основе готовят и подают большую часть отчетных налоговых документов в стране. Уполномоченные консультанты по сборам обслуживают как физических, так и юридических лиц.

Местный уровень

Япония Фудзи

Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере определяются специальными законами. Несмотря на постоянный рост объемов местных сборов их не хватает на финансирование всех местных нужд, поэтому часть расходов финансируется из центрального бюджета.

Для покрытия дисбаланса между потребностями и возможностями местных бюджетов налоговые поступления перераспределяются. Так, регионы получают по 32% от подоходного налога, налога на спиртное и налога на юридических лиц. С налога на табак государство передает регионам 25%, а с налога на потребление – 24%. В отличие от целевых субсидий и дотаций полученные доли налогов местные органы используют по своему усмотрению. Кроме того, существует система «уступаемых налогов», когда специальные национальные налоги, например на содержание сети дорог, передаются местным органам власти. Налогообложение в Японии организовано таким образом, что в структуре расходов граждан уплата налогов редко превышает 20%.

Для развитых стран это достаточно низкий уровень. Причем при нехватке средств правительство предпочитает брать взаймы, а не повышать налоги для своих граждан. По этой причине государственный долг Японии составляет порядка 200% ее годового ВВП.

Существуют местные налоги:

  1. На проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%.
  2. За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу.
  3. Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.

Основные виды налогов

Всего в стране действует порядка пятидесяти налогов, большую часть которых можно разбить на несколько основных групп. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Налоги на ведение бизнеса

Корпоративный налог Японии в паре с подоходным налогом с физических лиц обеспечивают около 70% поступлений в государственный бюджет. Все международные корпорации, получающие прибыль в Японии, обязаны платить налоги в этой стране.

Япония сакура
В частности, налогообложению подлежат:

  1. Процентные доходы с ценных бумаг государства и корпораций.
  2. Проценты, начисляемые на займы, выданные субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность в стране.
  3. Дивиденды от акций.
  4. Встречное удовлетворение за использование движимого и недвижимого имущества.
  5. Все виды вознаграждений (зарплаты, премии и т.п.) за оказание услуг в стране.
  6. Пенсии и выходные пособия.
  7. Доходы от передачи авторских и патентных прав.
  8. Доходы от сдачи в аренду оборудования и машин.
  9. Доходы от рекламной деятельности.
  10. Прибыль от погашения японских облигаций.
  11. Распределение прибыли.
  12. Доходы от хозяйственной деятельности.

Все эти доходы считаются прибылью, и это еще не полный список. Налог в Японии на прибыль, в зависимости от объема облагаемой прибыли, может составлять для местных компаний от 22 до 30%, а для иностранных юридических лиц – от 29,33 до 40,87%.

Обложение налогом недвижимости

Недвижимость в Японии дорогая, и все ее владельцы, независимо от их физического или юридического статуса, ежегодно уплачивают на нее налог в размере 1,4% полной стоимости, определяемой местными властями. Дополнительно взимается 0,3% этой стоимости на местные нужды.

Система поощрений

Деньги Японии

В Японии существует довольно хорошо развитая система поощрений как национальных, так и иностранных инвестиций, основные цели которой можно свести к созданию благоприятных условий для дальнейшего развития осуществляемой в рамках национальной экономики структурной перестройки, а также для ускорения экономического роста относительно менее развитых регионов страны. Для иностранной предпринимательской деятельности в Японии наиболее важное значение имеет система поощрения инвестиций в периферийных районах страны. Многие иностранные предприниматели, имеющие значительный опыт работы на японском рынке, знают, что организация производственной деятельности в таких районах требует не только намного меньших затрат, но может быть осуществлена в более сжатые сроки и относительно проще.

Основными средствами поощрения инвестиций, желательных с точки зрения содействия решению стоящих перед страной экономических задач, являются налоговые льготы, субсидии и финансовые льготы.

Система налоговых льгот

Система налоговых льгот, действующая в настоящее время, базируется на различных рода законах о региональном развитии и заключается в основном в мероприятиях по уменьшению или даже полному освобождению от обложения местными налогами.

Субсидии

Субсидии подразделяются на национальные и местных органов самоуправления. Национальные субсидии применяются при переносе производственных мощностей из «промышленно избыточных» регионов и при создании социальной инфраструктуры и инфраструктуры защиты окружающей среды: величина субсидии от размеров расширения или вновь построенных заводских площадей. Система при субсидировании региональной занятости основывается на дотациях — от 18 тыс. до 29 тыс. иен в месяц — на каждого работника, который получает работу в регионах с малой степенью занятости в результате строительства новых или расширения действующих производственных или иных мощностей и дается сроком на один год.

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.

Как и в любой другой стране в Японии все компании обязаны платить налоги с прибыли, которую они получают в результате своей деятельности.

В Японии сейчас существует порядка пятидесяти различных налогов, которые подразделяются на центральные и местные, прямые и косвенные, обычные и целевые. Не мудрено, что в этой системе можно заплутать. Ведь даже чтобы элементарно купить машину платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.


Как и в любой другой стране в Японии все компании обязаны платить налоги с прибыли, которую они получают в результате своей деятельности. Однако налоговое бремя на многонациональные корпорации, которые ведут свою деятельность в стране в форме делового присутствия, власти Японии несколько смягчили.

Как и сколько платить

Многонациональные корпорации, осуществляющие деятельность, приносящую прибыль в Японии, осуществляют расчет и уплату налогов с использованием процедуры удержания у источника или процедуры самостоятельного расчета налоговых обязательств.

Объем дохода, облагаемого корпоративным налогом на прибыль, меняется в зависимости от характера деятельности корпорации. Термин «доходы, полученные внутри страны», определяются следующим образом:

1) Проценты по государственным и корпоративным облигациям, проценты по сберегательным и срочным вкладам, полученные офисами корпорации в Японии

2) Проценты по займам, выданные на финансирование хозяйственной деятельности в Японии

3) Дивиденды по акциям или другим ценным бумагам инвестиционных доверительных фондов внутренних корпораций

4) Встречное удовлетворение за использование недвижимого или иного аналогичного имущества в Японии; передача в аренду морских или воздушных судов резидентам или внутренним корпорациям

5) Оклады, заработная плата, премии и другие виды вознаграждения за оказание услуг на территории Японии

6) Выходные пособия или пенсии, выплачиваемые за услуги, оказанные резидентами

7) Встречное удовлетворение за услуги внештатных экспертов в Японии

8) Встречное удовлетворение за личные услуги, оказанные эстрадными артистами, внештатными экспертами, техническими экспертами и т.д.

9) Плата за использование или встречное удовлетворение за передачу патентных прав, «ноу-хау», авторских прав и т.д. в связи с оказанием услуг в Японии

10) Плата за использование машин и оборудования в связи с оказанием услуг в Японии

11) Вознаграждение, предлагаемое в Японии за услуги в области публичной огласки/рекламы

12) Пенсии, выплачиваемые на основании соглашений, заключенных в Японии

13) Прибыль от погашения дисконтных облигаций, выпущенных в Японии

14) Доход, эквивалентный фиксированному процентному доходу

15) Определенные типы доходов от передачи недвижимости в Японии

16) Распределение прибыли в соответствии с соглашениями с пассивными компаньонами (соглашениями типа «Токумэй Кумиаи») или иными аналогичными соглашениями, заключенными в Японии

17) Определенные типы доходов, отличные от перечисленных выше и связанные с управлением, владением или передачей активов в Японии

18) Доход от хозяйственной деятельности

Определение доходов, на которые распространяется действие налога с иностранных юридических лиц, осуществляются в порядке, регламентирующем расчет и уплату корпоративного налога. Иностранные юридические лица платят налог не только с суммы дохода, но и на подушной основе с использованием в качестве налоговой базы показателей размера капитала и количества работающих в ней сотрудников.

Корпорации с оплаченным капиталом свыше100 млн иен платят налог авансом с коэффициентом 1/4.

Доход, который был начислен в течение налогового года, становится налоговой базой в целях расчета суммы корпоративных налогов (к ним относятся корпоративные налоги на ликвидационный доход, корпоративные налоги на резервы, на пенсию по старости и т.д.).

Что касается ставок местных налогов, то они могут меняться в зависимости от объемов деятельности компании, а также от решений местных органов власти, в чьей юрисдикции она находится.



Стоит отметить, что в случае если «представительство», через которое иностранная компания работает в Японии, выполняет вспомогательные функции (например, поддержание связей с общественностью, реклама, распространение информации и т.п.), то доход с деятельности такого «представительства» налогом не облагается. Также не облагается налогом японские офисы иностранных компаний, которые используются в целях закупки или хранения имущества.

Сумма дохода, который используется в качестве налоговой базы для уплаты корпоративных налогов на доходы за каждый налоговый год, расчитывается путем внесения корректировок в сумму корпоративной прибыли.

Издержки и расходы, которые получаются в процессе получения прибыли, вычитаются из налоговой базы. Стоит отметить, что иностранные корпорации готовят подробные отчеты о произведенных за рубежом издержках и расходах, вычитаемых из налоговой базы. Далее данные издержки и расходы распределяются в соответствии с принципом отсутствия заинтересованности.

Примеры издержек и расходов, на которые распространяются ограничения по
изъятию из налоговой базы:

— Корпоративные налоги и штрафы

— Суммы пожертвований, не вычитаемые из налоговой базы

— Представительские расходы, не вычитаемые из налоговой базы

— Суммы переданных резервов

— Сумма превышения амортизируемого лимита амортизируемых и отложенных активов

— Списания стоимости активов

— Премии, дополнительные выплаты и пенсионные пособия директоров

Денежные переводы, которые производит филиал иностранной компании на счет главного офиса, не облагаются налогом. То есть со стороны филиала данный перевод не квалифицируется как расходы, а со стороны получателя — как доходы.

Согласно принятому порядку, в течение двух месяцев после завершения каждого налогового года иностранные компании должны готовить итоговую налоговую декларацию по уплате из суммы получаемого ими дохода корпоративного налога, налога с иностранных юридических лиц и налога с предприятий.

Суммы дохода и налога в налоговой декларации расчитываются на основании данных финансовой отчетности. Полученная сумма налога должна быть уплачена в течение вышеупомянутого периода.

Налоговые декларации представляются компанией с использованием синих или белых форм. Синияя форма дает право на некоторые налоговые льготы. Разрешение на использование данных форм выдает соответствующий национальный налоговый орган. Для этого компания должна подать заявку не позднее дня, предшествующего первому дню налогового года. Компании, только что учрежденные, должны подавать такую заявку не позднее дня, предшествующего дню, который наступает через три месяца после даты учреждения корпорации, либо последнему дню первого налогового года корпорации после учреждения компании с использованием более ранней из двух указанных дат.

Подоходный налог взимается в двух формах: самостоятельно начисляемый подоходный налог и подоходный налог, взимаемый у источника. В отличие от самостоятельно начисляемого, подоходный налог, взимаемый у источника, начисляется на суммы платежей независимо от того, осуществляются ли они. Сумма дохода, облагаемого подоходным налогом, взимаемым у источника, определяется с учетом налоговой категории получателя дохода.

Лица, выплачивающие доход, который подпадает под подоходный налог, удерживаемый у источника, обязаны перечислять на счет налогового органа сумму такого налога не позднее десятого дня месяца, следующего за месяцем, в течение которого был выплачен доход.

Типы доходов, которые облагаются подоходным налогом, взимаемым у источника:

1) Проценты (включая прибыль, полученную от выкупа определенных дисконтных облигаций)

3) Оклады, заработная плата, премии и аналогичные типы вознаграждения

4) Пенсионные пособия

5) Определенные компенсации, комиссии и т.д., выплачиваемые лицам, не являющимся сотрудниками плательщика

Типы дохода, которые облагаются подоходным налогом, взимаемым у источника:

1) Проценты (включая прибыль, полученную от выкупа определенных дисконтных облигаций)

3) Выигрыши, выплачиваемые владельцам скаковых лошадей по результатам скачек

4) Выплаты в счет распределения прибылей по контракту типа «Токумэй Кумиаи» (только когда в состав «Токумэй Кумиаи» входит 10 и более лиц)

Учреждение компаний и регистрация в налоговых органах

После учреждения в Японии в соответствии с действующим законодательством корпорации или филиала владелец должен в установленные сроки зарегистрировать юрлицо в налоговых органах. Заявка на регистрацию должна подаваться в случаях, когда иностранная корпорация получает доход, облагаемый корпоративным налогом в Японии, или когда иностранная корпорация осуществляет хозяйственную деятельность с помощью средств и лиц, соответствующих изложенным ниже условиям:

1) Когда срок выполнения строительно-монтажных или иных работ или надзора за выполнением таких работ превышает один год (регистрация производится по месту выполнения таких работ)

2) Когда иностранная корпорация прибегает к услугам следующих агентов:

— Лиц, которые имеют и часто используют право заключать деловые соглашения от имени такой иностранной корпорации

— Лиц, которые осуществляют хранение имущества от имени такой иностранной корпорации в объеме/количестве, соответствующем обычному уровню спроса со стороны клиентов, и доставку такого имущества по требованию клиентов

— Лиц, которые регулярно выполняют большой объем работ, необходимой для привлечения клиентов, проведения консультаций и осуществления иной деятельности, направленной на заключение деловых соглашений исключительно или преимущественно от имени такой иностранной корпорации


Договоры об избежании двойного налогообложения

Япония заключила со многими странами договоры, преследующие своей целью избежание двойного налогообложения доходов и предотвращение уклонения от уплаты налогов.


Корпорации, которые заключают внутренние сделки, и стороны импортных сделок должны готовить налогоые декларации и платить налоги, насчисленные на соответствующие фиксированные налоговые базы.

Для того, чтобы избежать двойного налогообложения на этапах производства и распределения работает схема, в рамках которой допускается вычет суммы налога на потребление, который берется с приобретаемых товаров, из суммы налога на потребление, взимаемого с реализуемых товаров.

Сумма налога на потребление может вычитаться при расчете суммы подлежащего уплате налога на потребление. При этом сумма таких вычетов ограничена в зависимости от процентной доли налогооблагаемых продаж. Если сумма налогооблагаемых продаж в течение базового периода не превышала 50 млн иен, произведение суммы выручки от реализации товаров и определенной процентной ставки, устанавливаемой отраслевыми соглашениями, может квалифицироваться как сумма обязательства по уплате налога на потребление с приобретаемых товаров за текущий налоговый год и вычитаться из налоговой базы в случае направления соответствующего уведомления.

Предприятия, освобожденные от уплаты налога

Корпорации, сумма налогооблагаемых продаж которых в течение базового периода не превышала 10 млн иен, вправе по своему усмотрению отказаться от использования описан ной выше налоговой льготы, вместо этого избрав продедуру вычета или возмещения сумм мы налога на потребление, уплаченного ими с приобретаемых товаров. Однако, стоит отметить, что только что учрежденные компании, капитал которой равен 10 млн иен или превышает эту сумму, в течение первого и второго налоговых годов не освобождается от уплаты налога на потребление.

Система личных налогов

Все физические лица делятся на резидентов и нерезидентов. Согласно принятым законам, резидентами являются лица, которые имеют постоянное место жительство в стране, или лица, которые живут в Японии в течение одного года. Весь доход резидентов облагается подоходным налогом.

Непостоянные резиденты — резиденты, которые не намереваются постоянно проживать на территории Японии и имеют постоянное или непостоянное место жительства в Японии в течение менее пяти лет. Их доходы облагаются налогом в соответствии с тем же порядком что и резиденты. Однако, если доход не выплачивался в Японии и не перечислялся в эту страну, он не облагается налогом.

Нерезиденты — лица, которые не являются резидентами. Начисление японского подоходного налога с нерезидентов осуществляется на сумму доходов, полученных на территории Японии.


Резиденты каждый год представляют декларацию по уплате подоходного налога. Налог уплачивается в период с 16 февраля по 15 марта следующего за отчетным года.

Декларацию могут не предоставлять лица, совокупный доход которых не превышает общую сумму налоговых вычетов, а также те лица, зарплата которых выплачивается в одном месте.

При этом нерезиденты, которые покидают территорию Японии, не назначив налогового агента, и уведомляют об этом начальника соответствующего налогового органа, обязаны представить декларацию по уплате подоходного налога и уплатить налог до отъезда из Японии.

Индивидуальные налоги

Термин «индивидуальные налоги, уплачиваемые по месту проживания», относится ко всем налогам, взимаемым с личного дохода местными органами государственного управления или органами местного самоуправления. Платить данные налоги должны все лица, которые постоянно проживают в Японии.


Прочие основные налоги

Помимо указанных выше налогов, в Японии действует еще несколько других налогов и сборов, взимаемых с дохода, стоимости имущества, стоимости сделок по приобретению имущества, сделок купли-продажи и других сделок.

Компании, будучи владельцами имущества, платят налог на основные средства и налог на цели городского планирования. Земельные участки, строения и амортизируемое имущество, которая компания использует в своей деятельности, облагаются налогом на основные средства по ставке 1,4%.

Налог на цели городского планирования представляет собой надбавку к налогу на основные средства и взимается по ставке 0,3% с площади земельных участков и строений, расположенных в градостроительных зонах.

Корпорации, работающие в крупных городах и имеющие помещения с общей площадью больше 1000 кв.м и/или имеют более 100 сотрудников, платят налоги на офисные помещения. Расчет данных налогов производится из расчета 600 иен за один квадратный метр площади и 0,25% фонда заработной платы.

Также действует налог на выдачу регистрационных свидетельств и лицензий, а также гербовый сбор за оформление определенных типов документов. Компаниям, работающим в Японии, также помнить о налоге на дарение, налоге на наследство и ряде других специальных налогов.

Читайте также: