Налоги в сфере природопользования рб

Опубликовано: 14.05.2024

Вы здесь: Главная
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 10. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
10.8. Экологический налог

Плательщиками экологического налога (далее в настоящей главе – плательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- сброс сточных вод;

- хранение, захоронение отходов производства;

- ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

- выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- сбросов сточных вод;

- отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

- озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к ввозу на территорию Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и дающего право на ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Ставки экологического налога по объектам налогообложения устанавливаются в размерах согласно приложениям 6-8 НК.

К ставкам экологического налога применяются различные коэффициенты, предусмотренные ст. 207 НК.

Ставка экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ устанавливается в размере 23 000 белорусских рублей за 1 килограмм озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь.

Налоговым периодом экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, признается календарный квартал.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются плательщиками – владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу.

Уплата экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ производится до осуществления ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Уплата экологического налога владельцами объектов захоронения отходов производится в размере фактически полученных от собственников отходов производства сумм экологического налога за захоронение отходов производства.

Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства, за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Плательщиками экологического налога признаются организации и ИП при наличии объектов налогообложения.

Экологический налог не уплачивают:

— организации — плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

— плательщики, применяющие УСН.

Однако при приобретении ими права собственности на отходы производства в целях их последующего захоронения они будут являться плательщиками экологического налога на захоронение отходов производства .

Экологический налог за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом исчисляют и уплачивают только организации .

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются :

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в соответствующих разрешениях;

Примечание

Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу необходимо получать при производстве выбросов от стационарных источников .

Обратите внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

2) сброс сточных вод на основании соответствующих разрешений;

Обратите внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега, а также сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий на территории населенных пунктов, сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов. х объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

3) хранение отходов производства;

Обратите внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом:
— хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
— хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки 1 транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов;
— хранение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы. х объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

4) захоронение отходов производства;

Внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом:
— захоронение отходов, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения 50 и менее тонн в год;
— захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

5) транспортировка по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (далее — транспортировка нефти и (или) НП).

Налоговая база

Налоговая база экологического налога определяется исходя из фактических объемов :

1) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При расчете фактических объемов выбросов суммируются выбросы по всем классам (группам) опасности веществ, указанным в разрешениях, без разбивки на отдельные вещества. При общих суммарных объемах выбросов более 3 тонн в год налогом облагается весь объем выбросов;

2) сбросов сточных вод, который осуществляется на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;

3) отходов производства, подлежащих хранению. Если фактический объем накопленных отходов на конец квартала превышает 1 транспортную единицу, с превышения уплачивается налог;

4) отходов производства, подлежащих захоронению. При общем объеме захоронения более 50 тонн в год налог исчисляется с фактического объема отходов, включая объем отходов, подобных отходам жизнедеятельности населения.

Организации и ИП при осуществлении деятельности обязаны вести учет выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке и в случаях, установленных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь .

На заметку
Субъекты хозяйствования (за исключением ИП и микроорганизаций), осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение .

Внимание!
Правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды, порядка природопользования, законодательства об обращении с отходами влечет административную ответственность в виде наложения штрафа на организацию, должностное лицо организации, ИП .

Налоговая база экологического налога в отношении транспортировки нефти и (или) НП определяется как произведение фактического количества нефти и (или) нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами транзитом, в тоннах и расстояния транспортировки в километрах .

Ставки экологического налога

Ставки экологического налога на 2020 год установлены :

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в приложении 4 к Указу N 503;

— за сброс сточных вод в приложении 5 к Указу N 503;

— за захоронение, хранение отходов производства в приложении 6 к Указу N 503.

Ставка экологического налога за перемещение 1 тонны нефти и (или) нефтепродуктов на 100 километров составляет 0,35 руб. .

Налоговые льготы

Исчисленная сумма экологического налога уменьшается плательщикам ежеквартально на сумму произведенных расходов на финансирование капвложений (за исключением капвложений, финансируемых из бюджета) в строительство, реконструкцию :

— газоочистных установок, установок по использованию возобновляемых источников энергии, а также в создание автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— сооружений, установок и (или) устройств, предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, обработки осадка и выпуска очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты;

— собственниками отходов объектов хранения, объектов захоронения, объектов обезвреживания и (или) объектов по использованию отходов.

Кроме того, к ставкам налога в некоторых случаях могут применяться понижающие коэффициенты .

Налоговый период

Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал .

Порядок исчисления размера экологического налога

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства рассчитывается по формуле :

Н= НБ x С x К,

где Н — сумма экологического налога;

НБ — налоговая база;

С — ставка налога;

К — понижающий коэффициент (при наличии оснований).

Расчет экологического налога производится за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение отходов производства по выбору плательщика :

1) ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов, сбросов, хранения в отчетном квартале;

2) раз в год исходя из годовых объемов выбросов, сбросов, хранения, установленных в разрешениях, с последующим уточнением фактических объемов по истечении отчетного года.

На заметку
При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу объемы выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ или комплексных природоохранных разрешениях, суммируются без разбивки на отдельные вещества .

Экологический налог за транспортировку нефти и (или) НП рассчитывается по формуле :

Н = НБ x С / 100,

где Н — сумма экологического налога;

НБ — налоговая база;

С — ставка налога.

Сроки подачи декларации по экологическому налогу

Налоговая декларация по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение отходов производства представляется:

1) если расчет налога производился исходя из фактических объемов :

ежеквартально — тип декларации «квартальная» — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

2) если расчет налога производился исходя из годовых объемов, установленных в разрешениях :

— единовременно — тип декларации «годовая» — не позднее 20 апреля отчетного года;

— единовременно — тип декларации «годовая по фактическим объемам» — не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом. Расчет представляется на основании фактических годовых объемов.

Владельцами объектов захоронения отходов налоговая декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом .

За транспортировку нефти и (или) НП налоговая декларация представляется :

— за I — III кварталы — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;

— за IV квартал — не позднее 20 марта года, следующего за истекшим кварталом.

Внимание!
За нарушение срока представления декларации может быть наложен штраф на должностное лицо организации, ИП. За просрочку представления декларации до 3 рабочих дней должностному лицу организации и ИП может быть вынесено предупреждение .

Сроки уплаты экологического налога

Экологический налог уплачивается за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства:

1) исходя из фактических объемов :

ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

2) исходя из годовых объемов, установленных в разрешениях, по выбору плательщика :

— один раз в год в размере исчисленной суммы за год — не позднее 22 апреля календарного года;

— ежеквартально — не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной годовой суммы налога. Не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим отчетным годом, на основании фактических годовых объемов производится доплата либо возврат (зачет) налога в порядке, установленном ст. 66 НК.

Собственники отходов производства перечисляют экологический налог за захоронение отходов владельцам объектов захоронения отдельным платежным поручением непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. При неперечислении экологического налога в указанный срок собственники отходов производства уплачивают налог в 3-кратном размере. Владельцы объектов захоронения перечисляют в бюджет экологический налог на захоронение отходов в пределах сумм, поступивших от собственников отходов .

За транспортировку нефти и (или) НП уплата экологического налога производится за I — III кварталы не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, за IV квартал — не позднее 22 марта года, следующего за истекшим кварталом .

Обратите внимание!
За неуплату (неполную уплату) налога может быть наложен штраф на организацию, должностное лицо организации, ИП. За каждый календарный день просрочки начисляется пеня, включая день уплаты налога .

Учет экологического налога

Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства включаются :

— организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— ИП в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога.

В бухучете организаций экологический налог отражается проводками :

Д-т 20, 23, 25, 26, 44 — К-т 68/1 — начисление налога для уплаты в бюджет;

Д-т 20, 23, 25, 26, 44, 90/10, 91/4 — К-т 60 (76) — сумма предъявленного к возмещению налога.

Суммы экологического налога за транспортировку нефти и (или) НП не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и во внеррасходы, учитываемые при налогообложении .

Ильюшихин И.Н.
Генеральный директор
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64

Платежи за природопользование

Общая характеристика. Система платежей за природопользование в наиболее общем виде была сформирована 27 декабря 1991 года Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Согласно подпункту "и" пункта 1 статьи 19 указанного Закона к числу федеральных налогов относятся платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Помимо этого, Закон "Об основах налоговой системы" отнес к числу налогов субъектов РФ лесной доход (подпункт "б" пункта 1 статьи 20), а к числу местных налогов - земельный налог (подпункт "б" пункта 1 статьи 21).

В дальнейшем система платежей за природопользование была сформирована исходя из видов специального пользования природными ресурсами*, обретя следующую форму:

* Как указывает О.Л.Дубовик: "По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различаются общее и специальное право природопользования. Первое характеризуется: производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких-либо юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов - обоснованным опытом, здравым смыслом (например, право на сбор дикорастущих ягод для личного использования), т. е. личностным характером пользования, и вызванных наличием специальных прав у других субъектов. Специальное природопользование осуществляется только на основании предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением, наряду с предоставлением права, и обязанностей" (Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2001. С.76 - 77).

- Плата за загрязнение окружающей среды;

- Платежи, связанные с пользование водными объектами;

- Платежи за пользование лесным фондом;

- Платежи за пользование недрами;

- Платежи за пользование животным миром.

Понятно, что обложение платежами реализацию права общего природопользования не могло производиться, поскольку такой платеж парализовал бы реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ) и свободу передвижения (статья 27 Конституции РФ), а также в связи с тем, что затраты на осуществление контроля за реализацией гражданами права общего природопользования существенно превысят доходы от поступления сумм налогов в бюджет.

В свою очередь, каждый из элементов системы платежей за природопользование в свою очередь имеет внутреннюю структуру:

- Плата за загрязнение окружающей среды взимается в двух видах:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

- Плата за землю взимается в виде:

а) Земельного налога;

б) Арендной платы за землю.

- Платежи, связанные с пользованием водными объектами взимаются в виде:

а) Плата за пользование водными объектами (водный налог);

б) Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

- Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде:

а) Лесных податей;

б) Арендной платы за аренду участков лесного фонда.

- Платежи за пользование недрами взимаются в виде:

а) Налога на добычу полезных ископаемых;

б) Разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

в) Регулярных платежей за пользование недрами;

г) Платы за геологическую информацию о недрах;

д) Сбора за участие в конкурсе (аукционе);

е) Сбора за выдачу лицензий.

- Платежи за пользование животным миром взимаются в виде:

а) Платы за пользование животным миром;

б) Штрафов за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

г) Сбора за выдачу лицензии на пользование животным миром.

Элементы каждого из платежей, входящих в систему платежей за природопользования, были установлены конкретными нормативными - правовыми актами:

- Платежи за пользование животным миром - статьи 52 и 53 Федерального закона "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ.

Принципиально новая система платности природопользования, ориентированная на формирование рыночных отношений в экономике, стала складываться в нашей республике с начала 90-х годов. Постановлением Совета Министров БССР с 1 июля 1990 г. впервые были введены платежи за выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн и их сбросы со сточными водами в водные источники, а 23 декабря 1991 г. платность природопользования в Беларуси была закреплена законодательно принятием закона “О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)”. С этого времени все природопользователи независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности стали облагаться экологическим налогом, который состоит из платежей за пользование природными ресурсами и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Ставки налога и лимиты добываемых природных ресурсов и допустимых выбросов в окружающую среду определены в соответствии с утвержденными нормативами. Так, были установлены ставки налога за фактический объем добычи калийной и каменной соли, строительного и формовочного песка, песчано-гравийной смеси, глины, доломита, торфа, сапропелей, строительного и облицовочного камня, воды из поверхностных и подземных источников, минеральных вод, а также ставки налога за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные источники.

Внесенные суммы налога за природопользование в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, то есть включаются в себестоимость продукции, а сверх установленных лимитов — изымаются из прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей. За превышение установленных объемов добычи природных ресурсов экологический налог взимался в 3-кратном размере, а за выбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов — в 5-кратном.

Суммы налога за использование природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ полностью зачислялись в доходы местных бюджетов, за исключением налога за добычу нефти, калийной и поваренной соли, 50% которого подлежали зачислению в доход государственного бюджета.

В соответствии со ст. 83 Закона «Об охране окружающей среды», общее природопользование является бесплатным. Специальное природопользование осуществляется на платной основе, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Платежи за природопользование включают платежи за использование природных ресурсов и платежи за вредное воздействие на окружающую среду.

Платежи за вредное воздействие на окружающую среду взимаются за:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества;

- иные виды вредного воздействия на окружающую среду, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Внесение платы за использование природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую среду не освобождает природопользователя от осуществления мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, что предусмотрено Гражданским кодексом Республики Беларусь.

В систему платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды входят: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования; льготы по налогообложению прибыли.

Центральным звеном экономического механизма природопользования на современном этапе является система платности.

Платность природопользования в Беларуси была закреплена законодательно с 23 декабря 1991 г. принятием Закона «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)». С этого времени все природопользователи облагаются экологическим налогом.

Согласно указанному законодательному акту:

Экологический налог состоит из:

─ платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов в пределах и сверх установленных лимитов;

─ платежей загрязнение окружающей среды в пределах и сверх установленных лимитов;

─ платежей за переработку, перемещение по территории республики нефти и нефтепродуктов;

─ платежей за геологоразведочные работы, выполненные за счет бюджета;

─ платежей за размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения;

─ платежей за производство или импорт пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду.

Стоит отметить, что основными видами экологических платежей являются: платежи за использование природных ресурсов и платежи за вредное воздействие на окружающую среду. К первой группе платежей относятся платежи за землю, воду и другие природные ресурсы. Ко второй — платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, размещение отходов.

В Республике Беларусь платежи за пользование природными ресурсами устанавливаются нормативными актами, регулирующими природопользование (например, Водным, Лесным Кодексами, Кодексом о недрах, Законом «О платежах за землю»), а также Указом Президента Республики Беларусь «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» и определяются следующим образом:

где Эн испол. — экологический налог за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, руб.;

Сн испол. — нормативная ставка платы за использование 1га, 1т. или 1 м 3 i-го природного ресурса, руб.;

Vi — объем используемого i-го природного ресурса, га, т, м 3 ;

i=1…n — количество используемых природных ресурсов.

В Республике Беларусь экологический налог взимается за пользование земельными и лесными ресурсами, водой, недрами, растительным и животным миром, за потребление атмосферного воздуха в производственных целях (табл.15.1).

Таблица 15.1 Платежи за использование природных ресурсов, взимаемые на территории Республики Беларусь

№ п/п Наименование платежа За что взимается налог
1. Плата за землю (земельный налог, арендная плата) За пользование землями сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; лесного фонда, водного фонда
2. Плата за недра За добычу полезных ископаемых; за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; за геологоразведочные работы и пользование геологической информацией.
3. Плата за лесные пользования (такса) За заготовку древесины на корню, живицы, второстепенных лесных ресурсов; за пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических или спортивных целях; за пользование участками лесного фонда, предоставленными для нужд охотничьего хозяйства.
4. Плата за пользование водой За забор воды; за водопользование для целей гидроэнергетики; за использование акватории водных объектов
5. Платежи в области обращения с объектами растительного мира За пользование объектами растительного мира; за удаление объектов растительного мира; за ввоз в Республику Беларусь или вывоз из Республики Беларусь дикорастущих растений, их частей; за выдачу разрешений в области обращения с объектами растительного мира.
6. Платежи за пользование животным миром За пользование животным миром; за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира, сверхлимитное изъятие объектов животного мира.

Методика определения платежей за загрязнение окружающей среды, принятая в Республике Беларусь, базируется в основном на следующих факторах:

─ объеме сбросов или выбросов загрязняющих веществ;

─ наименовании загрязняющих веществ;

─ классе опасности вещества;

─ месте сброса или выброса загрязняющих веществ.

Определение размера платы осуществляется на основании формулы:

где Эн загр — экологический налог за загрязнение окружающей среды, руб.;

Сн загр — нормативная ставка платы при сбросе (выбросе) i-го загрязняющего вещества за 1т. или 1 м 3 , руб.;

mi — объем сброса (выброса) i-го загрязняющего вещества, т, м 3 ;

i=1…n — количество загрязняющих веществ.

Внесенные суммы экологического налога в пределах установленных лимитов включаются в себестоимость продукции, а сверх установленных лимитов — изымаются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий-природопользователей. При этом следует отметить, что за превышение установленных объемов добычи природных ресурсов экологический налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога, а за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ сверх установленных лимитов — в 15-кратном.

За счет экологических платежей, штрафов за нарушение природоохранного законодательства и средств, полученных в возмещение вреда, причиненного природной среде формируются бюджетные фонды охраны природы, являющиеся одним из источников финансирования мероприятий по охране окружающей среды.

Читайте также: