Налоги в российской империи

Опубликовано: 15.05.2024

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

НАЛОГИ, обязательные платежи, взимаемые государством с частных лиц и организаций.

В Российской Империи основное место в системе налогообложения составляли косвенные налоги и среди них — доход от винной монополии, составлявший почти четверть всех поступлений. Подоходный налог в России отсутствовал, он был введен только с 1 янв. 1917.

Отсутствие общегосударственных налогов в России в какой-то степени компенсировалось налогом на недвижимые имущества в городах и местечках, введенным в 1863 в виде заменительного вследствие отмены с этого года подушной подати с мещан, т. к. мещанство составляло большинство в таких поселениях (по крайней мере более мелких). Но налог этот уплачивался лицами всех сословий и не только с жилых помещений, но и со всей недвижимой собственности (дворовых мест). Налог этот был раскладочный, т. е. составлял заранее определенную сумму, устанавливаемую законодательным порядком на 10 лет вперед и распределяемую на отдельные поселения (городского характера), а внутри них — между отдельными владельцами — органами городского и соответственного управления сообразно имевшимся у них собственным данным для целей местного обложения.

Промысловое обложение в России в виде самостоятельных налогов появилось в XVIII в. Правда, издавна существовали разные торговые сборы, но они имели вид косвенных налогов (на товары), пошлин за право торговли, передвижение и т. п. или, наконец, таможенных пограничных и внутренних сборов. Начало взимания промысловых налогов следует отнести к эпохе Петра I в связи с созданием им торговых гильдий и цехов, но учреждения эти, конечно, преследовали цели не столько финансовые, сколько полицейско-правовые. Гильдейские пошлины, установленные с этого времени, сообщали уплачивавшим их лицам сословные купеческие права, и так продолжалось до введения промыслового налога 1898.

В 1898 система промыслового налогообложения была изменена. По новой системе государственному промысловому налогу подлежали: 1) торговые предприятия, в т. ч. кредитные и страховые, торговое посредничество, подряды и поставки; 2) промышленные предприятия: фабрично-заводские (в т. ч. горнозаводские), ремесленные и перевозочные; 3) личные промысловые занятия. Без уплаты государственного промыслового налога разрешалась торговля вразнос и из передвижных помещений, а по уплате промыслового свидетельства 4-го разряда (низшего) — и из небольших постоянных помещений следующими товарами: 1) всякого рода сельскохозяйственной продукцией и строительными материалами; 2) съестными припасами в сыром или изготовленном для потребления виде; 3) изделиями кустарного и домашнего производства (кроме золотых и серебряных вещей и из драгоценных камней); 4) простонародной одеждой, обувью и принадлежностями к ним вроде простого галантерейного товара; 5) сельскохозяйственными простыми и ручными орудиями и инструментами; 6) смолой, дегтем, рогожами, мочалами, пухом, перьями, щетиной и т. д.; 7) спичками; 8) цветами, растениями и певчими птицами; 9) газетами, книгами, другими произведениями печати и картинами. Кроме того, от уплаты промыслового налога освобождались казенные и некоторые общественные предприятия (общеполезные), вспомогательные и т. п. кассы, лечебные и учебные заведения, библиотеки, издательства произведений печати и торговля ими (последнее — кроме столицы и местностей 1-го разряда), театры и другие публичные зрелища, сельскохозяйственные первичные обработки собственных продуктов и еще особо перечисляемые занятия и промыслы.

Промысловый налог разделялся на основной и дополнительный.

Основной налог уплачивался посредством выборки промысловых свидетельств; для определения размера налога все местности империи разделялись на классы, а предприятия и промыслы по их доходности — на разряды: 5 — для торговых предприятий, 8 — для промышленных и 7 категорий (крупных) — для личных промысловых занятий. Комбинацией классов, местностей и разрядов определялся размер основного налога (от 1500 до 2 руб.).

Дополнительный налог взимался по-разному с акционерных предприятий и предприятий, обязанных публичной отчетностью, и со всех остальных. А именно, с двух первых: а) в виде налога с капитала по 15 коп. с каждой сотни рублей основного капитала (если общая сумма этого сбора превышала размер основного налога); б) в виде процентного сбора с прибыли, превышающей 3% на капитал, с прогрессивным его увеличением. Получавшие чистую прибыль св. 10% уплачивали сверх 6% еще 5% с той суммы чистой прибыли, которая превышала 10% на основной капитал.

С остальных предприятий взимался дополнительный сбор в двух видах: а) раскладочный, устанавливаемый в законодательном порядке ежегодно вперед в общей сумме для империи, а внутри ее — Министерством финансов для отдельных местностей (губерний и др.). Внутри них раскладка по видам промышленности и торговли и отдельным предприятиям производилась казенными палатами, податными присутствиями и другими местными учреждениями; б) процентный с прибыли в размере 12 руб. с каждых 30 руб. той части или излишка прибыли, которая превышала увеличенный в 30 раз оклад основного налога, уплаченного за данное предприятие или личное промысловое занятие.

Видом прямых налогов в России была подушная подать. Введена была она Петром I в качестве военного налога вместо займов на военные надобности и прежних «стрелецких» денег, распределявшихся между населением очень неравномерно. Из слов самого Петра I, сказанных им на торжестве в Шлиссельбурге по случаю окончания войны со шведами, явствует, что он вел свои войны, не обременив народ ни копейкой государственных займов. Первоначально сбор этой подати был поручен полковым командирам и офицерам, а полученные суммы оставались прямо в полках или пересылались в Военную коллегию. Всеми предшествовавшими и последовавшими за установлением подушной подати указами и регламентами Петр I систематически проводил мысль о подоходном начале в обложении, так что ревизская душа должна была служить лишь внешним или отправным пунктом и основанием для расчета средней или приблизительной нормы оклада. Таковы были указы и регламенты 1705 и 1710, а равно и непосредственно касавшийся подушной подати указ 1718, в котором перечислялись лица, обязанные ее платить и освобождавшиеся от нее. Тут не было и речи об одних крестьянах (см.: Крестьянство) как о плательщиках. Когда говорилось о них, то имелись в виду или уже имевшие землю, или подлежавшие наделению ею в достаточном количестве; распределение же платежей должно было происходить сообразно имуществам и доходам плательщиков («зело крепко по состоянию натуры и обстоятельствам провинций, по цене полевых продуктов и по иным потребным резонам», 1719).

Чисто подушный и сословный (крестьянский) характер подать эта приобрела только после смерти Петра I при Екатерине I, когда собранному ею совету «из шляхетства и иных знатных господ» был поставлен вопрос, «почем впредь крестьянам с души платить» (до 1863 подушную подать платили, правда, еще и мещане). Главным недостатком этого налога было несоответствие размера его платежным силам населения, т. к. сбор постоянно увеличивался, а проектированного Петром I достаточного наделения землей сделано не было. Об этом недостатке говорилось очень давно; так, еще в 1762, т. е. в год издания Жалованной грамоты дворянству, генерал-прокурор Глебов подавал в Сенат заявление о неудобстве подушной подати и предлагал ее отмену. Но серьезно вопрос о преобразовании ее встал только через 100 лет в связи с освобождением крестьян от крепостной зависимости; в 1860 была учреждена податная комиссия для пересмотра системы податей, которая принципиально высказалась за отмену подушной подати. Проект этот, опубликованный в 1869, был представлен на рассмотрение только что учрежденных тогда земств, которые в значительном большинстве высказались в том же смысле, но только предлагали различные заместительные налоги. Вопрос долгое время не решался и, казалось, совсем заглох. Тем выше должна быть признана заслуга министра финансов Н. Х. Бунге, который сумел провести отмену подушной подати. Сначала он предполагал сделать это постепенно, начиная с 1882 в течение семи лет, отыскивая исподволь заменявшие ее источники доходов. В таком смысле и состоялось Высочайше утвержденное 18 мая 1882 мнение Государственного Совета; но затем Бунге решил произвести отмену сразу, что и было осуществлено по закону 1885, суть которого заключалась в следующем: подать подлежала отмене по всей России, кроме Сибири и некоторых окраин; для возмещения же недобора от оставшейся в то время суммы поступлений от подушной подати (из-за происшедшей ранее частичной отмены ее, уменьшившейся приблизительно с 50 млн до 37) предложены были две меры: увеличение на 1 коп. акциза со спирта (9 вместо 8) и повышение оброчной подати для государственных крестьян на величину слагаемой с них подушной, с тем, однако, чтобы это повышение не превзошло величины выкупных платежей бывших помещичьих крестьян (в одних и тех же губерниях), т. к. в средних расчетах по губерниям эти платежи были выше. Оброчная подать по всем губерниям составляла в среднем 56 коп. на десятину, выкупные же платежи бывших помещичьих крестьян (из-за общего и добавочного их понижения) составляли 1 руб. 35 коп., а удельных — 74 коп. Т. к. государственные крестьяне платили подушной подати только 38 коп., значит, с увеличением оброчной на оклад подушной платежи их (56+38=94) были бы в среднем ниже выкупных помещичьих крестьян. Расчеты эти, однако, существенно изменялись при применении их к отдельным губерниям и уездам, а именно, оказывалось, что в некоторых из них выкупные платежи бывших помещичьих крестьян были бы ниже, чем оброчные в совокупности с подушной податью государственных крестьян. Очевидно, тут нельзя было бы повышать оброчную подать на величину отменяемой подушной, не нарушая вышеуказанного взаимоотношения между теми и другими разрядами крестьян. Поэтому при обсуждении вопроса в Государственном Совете был установлен и другой предел: увеличение оброчной подати не должно превышать 45% прежней ее величины. Вместе с тем в состав оброчной подати был как бы включен процент погашения стоимости оплачиваемых ею государственных земель, так что подать эта была превращена в выкупной платеж.

В законодательстве русском н. XX в. под общим названием «Подати» перечислялись частично существующие тогда, частично отмененные, почти личные налоги, а именно: 1) подушная и оброчная; 2) сбор с евреев-земледельцев; 3) подымная подать в Закавказье; 4) подать со скота у киргизов; 5) кибиточная подать; 6) ясак-подать с некоторых бродячих инородцев, уплачиваемая большей частью в натуре мехами и т. п. (мягкой рухлядью). Сбор этот шел в доход государя; 7) заменительные подати вместо исполнения в натуре воинской повинности на Кавказе (своего рода военный налог); 8) особый сбор с приезжавших на Макарьевскую ярмарку в Н. Новгород (сборы с приезжавших на время в другие города и местечки, напр. на различные курорты, не назывались податями или налогами, как идущие на местные нужды, а не в казну; они были или чисто личные, как, напр., в Ялте, или уплачивались сообразно стоимости занимаемого жилого помещения). Характер подушной подати имели все паспортные сборы, т. е. сборы с видов на жительство, кроме местных прописочных, больничных и адресных сборов и разных сословных платежей.


В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключительно фискальную и перераспределительную функции. Сюда относится самый древний и простой вид налогообложения — подушное. В Российской империи для содержания армии в мирное время подушное налогообложение было введено Петром I после переписи мужского населения в 1718—1724 гг. В 1724 г. величина подушной подати была определена вв размере 74 коп. в год (делением 5,4 млн податных душ на ежегодные расходы для содержания армии в 4 млн руб.). Подушная подать для основной массы населения России была отменена только 14 мая 1883 г. [c.96]

В Российской империи под акцизом понимался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. [c.103]


Раскладочный сбор являлся одним из видов дополнительного подоходного налога для предприятий, не обязанных публичной отчетностью. Общая сумма поступлений по раскладочному сбору устанавливалась в Российской империи на каждые три года в законодательном порядке. Эта сумма раскладывалась ежегодно между губерниями и областями в соответствии со степенью развития в них торговли и промышленности. Эту раскладку осуществляли особые по промысловому налогу присутствия, состоявшие при Департаменте торговли и мануфактур. В начале каждого года назначенная на губернию или область сумма раскладочного сбора распределялась общим присутствием Казенной палаты между податными участками, в которых образовывались раскладочные по промысловому налогу присутствия. Эти присутствия возглавлялись местным податным инспектором, в них также входили представитель акцизного (а иногда и горного) ведомств и шесть лиц, избиравшихся из числа плательщиков раскладочного сбора городскими думами, уездными земскими собраниями, купеческими и биржевыми обществами. В столицах и других местностях со значительно развитой торговлей и промышленностью раскладочный сбор мог распределяться не между податными участками, а между отдельными отраслями торговли и промышленности. В таком случае [c.149]

В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары — они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами. [c.153]


РЕВИЗСКАЯ ДУША — применявшаяся с 1718 по 1887 гг. в Российской Империи единица учета мужского населения, подлежавшего обложению подушной податью (подушным налогом). [c.391]

В 1875 г. в Российской империи появился полноправный государственный П.н., которым облагались все земли, кроме казенных. Для каждой губернии, области, края общая величина этого налога устанавливалась приказом министра финансов и утверждалась законодательно. Величина оклада П.н. варьировалась в зависи- [c.164]

Автор надеется, что законодательства о недрах, о геологической информации, о разделе продукции, о концессиях, о налогах будут в ближайшее время и далее регулярно совершенствоваться, что материалы для такой работы будут публиковаться и периодически обобщаться, как это было с Горным уставом Российской Империи. Иначе потраченные автором усилия не будут иметь никакого смысла, кроме как для историков проблемы. [c.5]

Налоговая система Российской империи до Первой мировой войны вследствие слабости развития рыночных отношений и высокой степени государственного монополизма базировалась не столько на налоговых, сколько на доналоговых поступлениях. В бюджетных доходах доминировали поступления от государственного хозяйства (в отдельные годы их удельный вес доходил до 65% одна казенная винная монополия приносила около 25% доходов бюджета). Второе место по значимости поступлений приносили косвенные налоги (акцизы на соль, сахар, чай, спички, керосин, табак и т. д.) третье ме- [c.101]

Основу взимания гильдейского сбора в 1863—1917 гг. составляло Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов (отнесенное к V т. Свода законов Российской империи, установленное Законом от 1 января 1863 г. и действовавшее в соответствии с изменениями, внесенными в 1865 г.). В соответствии с этим Положением предприниматели всех торгово-промышленных действий, не освобожденных от налога, обязаны были ежегодно брать особые свидетельства, которые разделялись на купеческие или гильдейские и просто промысловые. Лицо, взявшее купеческое или гильдейское свидетельство, кроме права производить в известных пределах торговлю или промысел, приобретало еще личные права и преимущества, присвоенные купеческому состоянию. [c.136]

До 1917 г. в городах Российской империи бюджеты подразделялись на обыкновенный и чрезвычайный. Источником доходов обыкновенного бюджета были налоги и сборы,. доходы от городских предприятий и имуществ, поступления в возврат расходов города (возмещение расходов, осуществленных ранее за счет городского бюджета). [c.185]

Для налоговой системы Российской Империи основное фискальное значение имели косвенные налоги и среди них доход от винной монополии, который в 1909-1913 гг. составлял 28,6% всех поступлений в государственный бюджет. Крупные доходы приносили акцизы на сахар и другие предметы массового потребления, а также таможенные пошлины. Значительно меньшую роль играли прямые налоги поземельный налог, промысловый налог и др. Отдельные сборы, взимавшиеся в национальных окраинах, представляли собой прямой пережиток крепостничества оброчная подать с крестьянства и кочевого населения Сибири, Средней Азии, Закавказья сборы с нерусского населения, например ясак, кибиточная подать. [c.272]

Бунте Н.Х. (1823—1895) — русский экономист и государственный деятель, министр финансов Российской империи (1881—1887). На посту министра финансов пытался осуществить целую систему мер, призванную оздоровить российскую экономику. При нем была утверждена фабричная инспекция и принято первое фабричное законодательство (1882), изданы правила найма и надзора над предприятиями (1886), снижены выкупные платежи и отменены некоторые налоги на крестьян, был создан государственный Крестьянский поземельный банк (1883). Были осуществлены два крупных поворота в экономической политике государство взяло в свои руки подавляющую часть железных дорог и стало проводить протекционистскую политику в целях защиты и стимулирования национальной промышленности. В результате средний уровень таможенного обложения российского импорта возрос с 14% в 1870-х гг. до 33% в 1890-х гг. Пытался теоретически обосновать необходимость восстановления металлического обращения в России в рамках проведения денежной реформы. Одной из главных его заслуг в качестве министра финансов являлась попытка перейти к взиманию подоходного налога, особенно с наиболее богатых слоев населения. На необходимость введения подоходного налога он впервые указал в докладе, приложенном к бюджету ( росписи ) на 1884 г. Были проведены меры по переходу к системе взимания подоходного налога, включавшие введение налога на доходы от процентных бумаг, налога на имущество, переходящее к другим владельцам в форме дарений, наследства и т.д. Отставка с поста министра финансов не позволила ему до конца осуществить намеченные преобразования. С его отставкой с политической сцены России уходит поколение либеральных деятелей, начинавших свою карьеру в 1860-е гг. Помимо финансовых проблем он занимался проблемами общей экономической теории и [c.7]

В качестве заслуг Бунге как министра финансов нередко выделяется его стремление к введению в Российской империи подоходного налога. В докладе императору 1884 г. Бунге в категорической и определенной форме признал подоходный налог наиболее целесообразным и справедливым способом обложения . Однако, опасаясь коренной ломки хозяйственных отношений, он не решился сразу приступить к введению подоходного налога и на первое время установил ряд частных налогов, имевших значение мер, подготовлявших введение единого подоходного налога. [c.100]

Бумажные деньги. На рубеже 60-70-х гг. XVIII в. Российская империя вновь оказалась в ситуации финансового кризиса непрерывные войны, рост городов, промышленности, расширение внутреннего рынка вызывали денежное напряжение. К этому времени медная монета заняла главенствующее положение (во внут-риторговых расчетах, в платежах государственных налогов и т.д.), обеспечивая размен крупной монеты. Однако с начала второй половины века медная монета стала вытеснять серебряную монету, а это уже повлекло за собой отрицательные последствия. [c.132]

По компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов налоги можно подразделить на взимаемые на всей территории государства и взимаемые только на определенных территориях. Налоги, взимаемые на всей территории государства, — это, как правило, налоги, вводимые на общегосударственном (федеральном и конфедеральном) уровне. При этом на общегосударственном уровне могут устанавливаться какие-либо ограничения по взиманию налогов на отдельных территориях. Такая практика была широко распространена в Российской Империи в XIX — начале XX столетия, когда отдельные виды общегосударственных налогов и сборов [c.304]

Значительный интерес представляют взгляды историка и видного государственного деятеля первой половины XVIII в. В.Н. Татищева3 на существовавшую налоговую систему и налоговую политику Российской империи. Относясь к сбору налогов как к государственной необходимости, Татищев считал, что размер налогов должен быть не [c.56]

В 1885 г. Бунге вошел в Государственный совет с представлением о повсеместной (кроме Сибири) отмене с 1 января 1886 г. подушной подати, составлявшей со времени Петра I краеугольный камень финансовой системы Российской империи. Эта мера должна была уменьшить ресурсы государственного казначейства на 57 млн руб., часть которых предполагалось возместить увеличением налога на спирт (с 9 коп. за градус), а часть — увеличением оброчной подати с государственных крестьян (от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет). Государственный совет, однако, решил перевести государственных крестьян на выкуп, который представлял собой -В действительности не что иное, как замаскированное увеличение оброчной подати. Законом 12 июня 1886 г. был установлен обязательный выкуп для государственных крестьян. Отмена подушной подати должна была повлечь за собой и отмену круговой поруки. И в [c.96]

Преемники Петра оказались совершенно не готовы продолжать дело императора. Задавленное поборами население решительно уклонялось от уплаты налогов: люди бежали с тех мест, где их внесли в ревизские «сказки», либо попросту не платили. На «национальных окраинах» вспыхивали восстания, которые угрожали не просто центральной власти, но и самой империи. Организованная в экстренных условиях налоговая система остро нуждалась в реформировании.

Велика Россия, всё не соберёшь…

Наследники Петра I столкнулись с двумя главными проблемами имперской налоговой системы – недоимками и бегством податных. Для поиска беглых применяли даже войска, что напоминало «облаву на народ» (В.О. Ключевский). Но настоящей проблемой стали недоимки. Новая ревизия (перепись населения) прошла в 1742-1747 годах, после чего было решено проводить их раз в 15 лет. Впрочем, и это проблему не решило.

Власти были вынуждены искать новые источники доходов. В этом особо преуспел граф Пётр Иванович Шувалов, который не только восстановил соляную и винную монополии государства, но и поставил под контроль торговлю табаком. Серьезные перемены произошли и в системе таможенных пошлин. По предложению Шувалова внутренние таможенные пошлины были отменены, а сами внутренние таможни упразднены. Так здравый смысл победил алчность. По мнению Шувалова, развитая внутренняя торговля могла принести больший доход казне. Одновременно вводился 13-процентный сбор на импортные и экспортные товары для защиты российской промышленности.

Новые веяния просветителей и физиократов практически не повлияли на российскую налоговую систему. Единственным исключением стал новый налог с капитала, которым облагались купцы с 1775 года. Величина капитала определяла принадлежность купца к одной из трёх гильдий. Окончательный порядок обложения купцов выявляла екатерининская «Жалованная грамота городам». В остальном вплоть до Александра I налоговая система в России не претерпела серьёзных изменений.

Ускоренное развитие страны и активная внешняя политика, как и прежние времена, отрицательно сказывались на российской налоговой системе. Власти просто не успевали проводить продуманные реформы, предпочитая пользоваться неплохо зарекомендовавшими себя чрезвычайными мерами.

Как сбалансировать бюджет, если чиновники воруют: фискальная наука Егора Канкрина

С учреждением министерств Александром I (1801-1825) контроль за сбором налогов сосредоточило Министерство финансов, но это никак не повлияло на механизм взимания налогов. По-прежнему подавляющее большинство жителей империи платило подушную подать. Неудачным оказался «План финансов» М.М. Сперанского, который привёл лишь к очередному росту налогов. Отечественная война 1812 года окончательно похоронила либеральные идеи Сперанского, спровоцировав очередной скачок налоговых поборов.

Столь нелюбимый либералами Николай I (1825-1855) оказался достаточно мудрым финансистом и неплохо умел подбирать кадры. Новый этап финансовых реформ связан с деятельностью выдающегося министра финансов Канкрина. Экономный Егор Францевич стремился сократить расходы государства: «В государственном, как и в частном быту, необходимо помнить, что разориться можно не столько от капитальных расходов, как от ежедневных мелочных издержек. Первые делаются не вдруг, по зрелом размышлении, а на последние не обращаешь внимания, между тем копейки растут в рубли». Этот принцип лёг в основу политики Канкрина, которая была нацелена исключительно на упорядочение и рационализацию государственных финансов.

В очередной раз были повышены ввозные пошлины, отменена не оправдавшая себя система казенного управления питейными сборами и восстановлена система откупов, а также введен табачный акциз. С 1840 года по указу Николая I все расчёты стали проводить в серебре. В высоких таможенных пошлинах министр финансов видел не только способ покровительства российской промышленности, но и средство пополнения казны за счет привилегированных сословий, которые и были основными потребителями импортных товаров.

Коснулась реформа и «земских повинностей», которые не вносились в государственный бюджет и не имели четкой системы. На них содержались школы, больницы, местная полиция, ремонтировались дороги, обслуживались проезжие чиновники. Суть реформы состояла в переложении части общегосударственных расходов на земские средства.

Как солдаты коллекторами стали

Отличился Канкрин и «выбиванием» недоимок. Именно министр финансов предложил использовать солдат в качестве коллекторов. Военные люди использовались не для поиска беглых налогоплательщиков, а для устрашения должников. Однако за время экзекуций накопление недоимок лишь увеличилось. Когда нечего отдавать, то и солдат не страшен.

И всё же реформа налоговой системы дала положительные результаты. Когда уже тяжело больной Егор Францевич попросил императора об отставке, Николай I ответил: «Ты знаешь, что нас двое, которые не можем оставить своих постов, пока живы: ты и я». Безупречный министр пробудет на посту с 1823 по 1844 год и уйдёт в отставку лишь незадолго до своей смерти в 1845-м и не увидит того крымского позора, который свёл в могилу российского императора.

Для налогов не должно быть исключений

Поражение России в Крымской войне открыло глаза власти на плачевное положение дел в стране. Касалось это и налоговой системы. Великие реформы Александра II (1855-1881) обещали не менее великое будущее России, но для этого нужно было упорядочить налоги и разобраться с запутанными финансами. Занялся этим министр финансов в 1862-1878 годах Михаил Христофорович Рейтерн, которому для ознакомления с бюджетным делом пришлось поездить по заграницам.

Рейтерн отменил подушную подать с мещан, заменив её специальным налогом на городские недвижимые имущества, и ввёл в 1875 году государственный поземельный налог. Теперь налогом облагались все земли, кроме казённых. Главные же нововведения были в области косвенных налогов: винные откупа заменили акцизом, вводился новый устав о гербовом сборе и сбор со страхований, с пассажирских билетов и грузов большой скорости.

Однако либеральные «опыты» с налоговой системой продолжались ровно столько, сколько правил император Александр II. 1 марта 1881 года 20-летие Великих реформ оборвал взрыв на Екатерининском канале, в результате которого царь-освободитель скончался.

Налоги платят все

Александр III (1881-1894) был не только менее лояльным в отношении к либералам, но и более твёрдым в реализации своих целей. Парадоксально, но для российских финансов именно период так называемых «контрреформ» стал временем преобразований.

Главной реформой стала отмена подушной подати и ликвидация сословности налогообложения. Министр финансов в 1882-1886 годах Николай Христианович Бунге уничтожил не только стержень российской налоговой системы со времён Петра, но и фискальную базу для сословного деления российского общества. Теперь в России не должно было остаться привилегированных слоёв. Отныне платить были обязаны все. Постоянным стал налог на наследство, в 1885 году был введён новый налог с денежных капиталов. Одновременно правительство увеличило обложение торговых и промышленных предприятий и повысило таможенные пошлины.

Затронула реформа систему сбора податей и учёта объектов налогообложения. Бунге добился введения в России должности податных инспекторов в количестве 500 человек, которые должны были контролировать налоговые поступления.

Уничтожение сословной налоговой системы и привилегированных сословий, а также отмена крепостного права окончательно поставили Россию на путь модернизации.

Пусть платит бизнес

Министры Иван Алексеевич Вышнеградский (1887-1892) и Сергей Юльевич Витте (1892-1903) продолжили политику Бунге: в России был введен квартирный налог и вновь восстановлена винная монополия. Кроме того, Витте ввёл золотое обращение. С его деятельностью связан новый этап усиления налогового бремени. Министр был уверен, что сдержанность имеет свои пределы и в итоге может угрожать «серьезными затруднениями нормальному развитию экономической жизни страны». Поэтому Витте выступил за последовательное повышение косвенных налогов: на 50 % повысили налог с пива и табачный сбор, вдвое подняли ставки налога со спичек, был повышен налог с недвижимого имущества.

Не чужда была Витте и идея прогрессивного налогообложения. Он был уверен, что фискальная политика должна строиться на принципе подоходности налогообложения. Впервые этот принцип был применён в промысловом обложении. Теперь плата за право торговли и промыслов превратилась в имущественный налог, который зависел от разряда предприятия. Стоит сказать, что предприниматели ответили Витте «тройной бухгалтерией» и утаиванием прибылей. Тем не менее именно Сергей Юльевич стал последним крупным реформатором налоговой и финансовой системы Российской империи.

Конец XIX века оказался наиболее благоприятным для налоговых преобразований. Последовавшие в начале ХХ в. обострение международной обстановки, русско-японская война, первая русская революция и, наконец, Первая мировая война положили конец всяким начинаниям в налоговой сфере.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

date image
2015-03-20 views image
5620

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Состояние государственных финансов России в 19 в. еще более ухудшилось. В результате войн и непомерных затрат царского двора расходы превышали поступление средств по налогам и пошлинам. Все более значительным источником казны становится эмиссия бумажных денег. Растет бюджетный дефицит. Если с 1801 по 1810 г. он составил 442 млн. руб., то после Крымской войны он достиг 798 млн. руб., а государственный долг составил 1246 млн. руб. Отмена крепостного права и проведение ряда реформ отразилось и на финансах. В начале 60- х гг. были внесены изменения в налоговую систему государства.

Прямые налоги. В 1863 г. подушная подать с мещан была заменена подомовым налогом, который взимался в форме оценочного сбора (налога) с недвижимого имущества. Этот налог взимался в размере до 10% с суммы чистого дохода с недвижимого имущества. Чистая доходность определялась при оценке имущества следующим образом: сначала оценщик устанавливал на основе договоров о найме валовой доход владения, из которого затем вычитал эксплуатационные расходы. Полученная разница определяла чистый доход.

Оценка промышленных заведений оценивалась по доходности, определяемой на основе стоимости зданий, земельных участков и оборудования. Чтобы определить цену зданий и сооружений, необходимо было учесть вид здания, его назначение, стоимость материала, из которого изготовлены стены, вид отопления и т.д. Оценка оборудования производилась по прейскурантам с учетом изношенности, оценка земли- на основе цен, существующих в конкретном городе.

В действовавший с конца 18 в. промысловый налог в 1863- 1865 гг. вносятся изменения. Вместо ставки с купеческого капитала в 1% вводится патентная система обложения. Промышленники и торговцы были обязаны выкупать свидетельства (патенты) на право заниматься соответствующей деятельностью. В 1898 г. в порядок взимания этого налога снова вносятся изменения: промышленные предприятия делились на 8 разрядов, отнесение их к определенному разряду зависело от числа рабочих; торговые предприятия делились на 5 разрядов в зависимости от размера капитала, оборота, арендной платы и др.

Налог состоял из двух частей (основной налог и дополнительный налог). Основной налог взимался по твердым ставкам в рублях в зависимости от разряда предприятия. Дополнительный налог платали в виде налога на прибыль по процентным прогрессивным ставкам и в виде налога на основной капитал по 15 коп. с каждых 100 руб.

По Городовому положению органы самоуправления имели право на с б о р ы в пользу города: сборы с торговли и промыслов, сборы с площадей и экипажей, сборы за право пользования городскими площадями и проездами, пошлины местного значения и др.

Существенным по размеру налогом был сбор с заведений трактирного промысла. Особенностью этого налога было то, что он являлся раскладчиком. Это означало, что все налогоплательщики были подразделены по видам заведений на группы. На каждую группу городская Дума ежегодно устанавливала определенную сумму налога. Эту сумму владельцы сами разверстывали между собой.

Важное место среди налогов по размерам поступлений занимает сбор с извозного промысла. Согласно ст. 127 и 134 Городового положения этот налог взимался в размере 10 руб. с лошади легкового и грузового извоза.

К следующей категории городских налогов следует отнести п о ш л и н ы. Это были нотариальные сборы: сбор за прописку с лиц, приезжающих в город; сбор, взимаемый в судебно- мировых учреждениях за ведение гражданских дел; сбор за утверждение планов и чертежей на постройки; сбор за взвешивание на весах общественного пользования; сбор за справки, выдаваемые из адресного стола, и, наконец, сбор с аукционных продаж движимого имущества.

Как источник доходов городских бюджетов особо следует выделить больничный сбор.

Этот сбор имел целевое назначение, и средства, полученные по нему, шли на финансирование здравоохранения. На основании закона от 21 мая 1890 г. размер налога был определен ежегодно в 1 руб. 25 коп. с человека. От этого сбора освобождались лишь те рабочие на предприятиях, для которых по закону от 23 мая 1912 г. были образованы больничные кассы.




Значительным источником доходов городских бюджетов был сбор за разрешение на прокладку труб и проводов по улицам и площадям. Этот источник с каждым годом увеличивался вместе с расширением сети городских коммуникаций.

Кроме этих поступлений, в доходы городских бюджетов взимались сборы с мест торга и увеселительных заведений на народных гуляньях, доходы с рек, каналов и прудов, которые состояли из сборов с причалов для катания на лодках, с перевозов, с мест выкалывания льда и добывания песка, с катков на реках и прудах.

Из приведенной картины налогового обложения в пользу городов видно, что главным источником их бюджетов был о ц е н о ч н ы й с б о р, т.е. основными плательщиками были владельцы недвижимого имущества. В подавляющем большинстве это были домовладельцы.

В и1875 г. вместо подушной подати с дворцовых и удельных крестьян стали взимать поземельный налог. В 1887 г. подушная подать отменена со всех крестьян.

Поземельный налог взимался с помещичьих земель. Ставка налога колебалась от 0,25 коп. до 17 коп. за десятину. Величина этого налога устанавливалась отдельно для каждой губернии и распределялась земской управой между всеми земельными владельцами. Основную сумму (свыше 75%) вносили крестьяне.

Косвенные налоги.Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, в основном получаемые в виде питейных доходов, от акцизов и винной монополии.

Питейные доходы были весомым доходом российского бюджета. В 1819 г. они составляли 16%, в 1826 г.- 21%, в 1858 г.- 33% всех доходов. Питейные доходы поступали в казну сначала путем отдачи на откуп, затем путем установления казенной продажи вина.

Акцизы на вино в России были введены в 1861 г. Кроме винно- водочных изделий акцизами облагались табак, чай, сахар, соль, спички, нефтепродукты, хлопок, перевозка грузов по железной дороге и др. Число облагаемых акцизом товаров постоянно увеличивалось, росли акцизные ставки. Этот налог тяжелым бременем ложился на бюджет населения.

В 1894 г. в России была установлена винная монополия. Официально царское правительство объясняло введение такой монополии как борьбу с общенародным пьянством, для чего надо было ликвидировать частную торговлю вином.

С введением винной монополии ректификация спирта, розничная и оптовая торговля спиртными напитками были сосредоточены в казенных заведениях. Производство спирта- сырца разрешалось частным лицам. С расширением казенных питейных заведений и увеличением цен на спиртные напитки питейный доход стал важным источником бюджета. Если в 1900 г. чистый доход от винной монополии составил 85 млн. руб., или 11,0% всех доходов бюджета, то в 1913 г.- 750 млн. руб., или 22.1% бюджетных доходов.

В 1913 г. доля акциза и питейных доходов в бюджете составляла около 48%. В этом году прямые, косвенные налоги и пошлины дали в бюджет 1904 млн. руб., или свыше 55% всех доходов. Предпринимались попытки ввести подоходное обложение. В апреле 1916 г. был принят указ о подоходном налоге. Но налог не был взыскан, т. к. срок его уплаты начинался с октября 1917 г.

Наряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьяне, несли мирские повинности в натуральной и денежной формах. В 1851- 1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Эти налоги взимались по раскладке среди населения. Устанавливались они либо государством (почтовая повинность, ремонт дорог), либо земствами (сбор на содержание больниц, школ и т. д.).

Управлением налогами вместо коллегий с 1802 г. стало заниматься Министерство финансов. Местными учреждениями министерства в губерниях стали казенные палаты, а в уездах- казначейства. Казенные палаты вели учет налогоплательщиков и раскладку земских повинностей, наблюдали за поступлением налогов. Казначейства вели прием, хранение и выдачу бюджетных средств. В 1818 г. казенным палатам поручили заведывание казенными магазинами по торговле вином и контроль за изготовлением спирта на частных предприятиях.

Участие России в первой мировой войне, неудержимый рост военных расходов, разруха в экономике губительным образом отразились на налогооблагаемой базе государства. Довоенная налоговая система не справлялась с обеспечением бюджетных доходов. Царскому правительству пришлось идти на повышение налогов, введение акцизов, но это не улучшило положение. Выросла эмиссия бумажных денег (количество денег в обращении увеличилось в 11,5 раз), что привело к гиперинфляции, разному наделению курса рубля.

В краткосрочное правление Временного правительства финансовое положение государства еще более усугубилось. Попытки решения проблемы за счет введения новых налогов (например, подоходного, единовременного налогов) вряд ли помогли бы, т. к. в условиях развала хозяйства взимание новых налогов было нереально.

Такова была экономическая и финансовая обстановка в стране на момент свершения Октябрьской революции.

На русской земле были правители разного пошиба. Некоторые вошли в историю, как покровители рабочих и крестьян, другие, как взбалмошные личности, вводившие налоги на бороды, цвет глаз, бездетность и пр.

В связи с этим интересно будет сравнить и проанализировать, как обстояли дела с налогами при царе Российской Империи и президенте Российской Федерации, а также порассуждать при ком рабочий люд «дышит» лучше и почему налоги — это хорошо.

Что государство давало за налоги

Для начала ответим на вопрос: зачем мы вообще платим налоги? За эти деньги государство предоставляют:

  • защиту (армия, полиция, ФСБ, Россгвардия);
  • доступное образование (бесплатные школы, бюджетные места в университетах);
  • судебную систему, как регулятор социальных отношений;
  • заботу о социально-незащищенных слоях населения (пенсии, пособия, стипендии).

Также на наши деньги выстраивается инфраструктура общего пользования (дороги, вокзалы, аэропорты), регулируется качество потребляемых нами товаров и лекарств, разрабатываются программы развития тех или иных институтов (поддержка малого бизнеса, спорта, культурного развития) и т.д.


Краткий экскурс в историю налогообложения на Руси и пара интересных фактов

Понятно, что 200 лет назад не было никаких Фондов социального страхования или НДС. Первые «налоги» на Руси появились еще в IV веке, когда князь Олег объединил разрозненные княжества и сделал столицей Киев.

Все покоренные земли обязаны были платить дань. Ее размер определялся на основе благосостояния тех или иных земель.

После крещения Руси в IX веке, церковь стала играть государствообразующую роль. Так, по библейским заветам, славяне начали платить «десятину». Примерно в то же время появился земельный налог.

Также постепенно вводились пошлины на провоз товаров через горные заставы и реки, плата за возможность иметь склады.

Чуть позже появилась судебная система и полицаи. Граждане платили за поиски убийц и проценты за принесенный ими ущерб.


Налогообложение в последние 110 лет

Теперь перенесемся на 110 лет назад, во времена правления Романовых. И тут оказывается, что никаких прямых налогов практически не было. Доходы шли с таких позиций:

  • акциз на алкоголь — 70%;
  • акциз на сахар — 30%;
  • акциз на сигареты — 1.9% (за пачку);
  • сделки по недвижимости — 4% от суммы;
  • гербовый сбор (пошлина за оформление документов) — 0.5%;
  • сбор с продажи ж/д билетов — 15%;
  • пошлина с добычи и реализации нефтепродуктов — 50%;
  • операции по ценным бумагам — 5%;
  • за внесение записей в актовые и крепостные книги (крепостная пошлина) — 4% от сделки.

В результате, как отмечают эксперты, средняя налоговая нагрузка на граждан составляла 6.5-8% от дохода.

Сравним с сегодняшними

Теперь обратим внимание на современную Россию. Как вы все знаете, только подоходный налог у нас составляет 13%, а нашумевший недавно НДС – 20%. Кроме этого мы платим:

  • 22% в ПФР;
  • 5% – медстрахование;
  • 3% – соцстрах;
  • табак – 45-60% (в зависимости от марки сигарет) + НДС;
  • алкоголь – около 65% (в зависимости от вида и литража);
  • бензин – 71% (НДС+НДПИ+акциз).

Получается, что только с зарплаты мы отдаем государству

52% (НДФЛ+НДС+ПФР+страховки). А если человек водит автомобиль, курит и периодически выпивает (на что имеет полное право) с зарплаты уходит еще больше налогов.


Но посмотрим, сколько государство за это теперь дает

Итак, 52%. Но давайте оставим возмущения на потом, а подумаем вот о чем:

  • уровень предоставления медицинских услуг лучше? Лучше (появилась реанимация, прививки, кареты скорой помощи, увеличилось количественное и качественное оснащение медика);
  • темпы строительства инфраструктуры и дорог лучше? Лучше (как минимум, есть муниципальный транспорт, строятся трассы федерального значения, устанавливаются светофоры и т.д.);
  • развиты силовые структуры (затраты на армейское снаряжение, эффективность структур МВД, борьба с терроризмом и т.д.). Сюда же запишем пожарников и МЧС;
  • пенсия, выплаты по инвалидности, пособия на детей (при Николае II пенсию получали только работники бюджетной сферы).

Список можно продолжать, но смысл понятен. Раньше государству не нужно было заботиться о многих вещах, потому что их априори не было.

Не нужно было думать об информационных атаках, полетах в космос, ядерном сдерживании, количестве бомбардировщиков, разнообразии молока на полках, заботе об экологии, утилизации ядерных отходов и т.д.


Подводя итог, сегодня мы платим больше налогов, чем когда-либо. Но и у государства появились десятки новых обязанностей. Благодаря налогам, медики продлевают нашу жизнь, пожарники ее спасают, армия и полиция ее берегут.

В Царской России народ и близко не жил в тех условиях и не ощущал тех благ, что мы сегодня, и все благодаря увеличению налоговой нагрузки.

Мне понравилось, как сказал один блогер. Да, в Европе налоги могут достигать и 75%, но если за это население получает качественную медицину, дороги, продукты на полках, беспристрастные суды и неподкупных полицейских, то никто не будет против.

Как вам такая позиция? Или лучше получать 100% своих денег и рассчитывать только на свои силы?

Читайте также: