Налоги в боснии и герцеговине
Опубликовано: 16.05.2024
Если вы подыскиваете перспективный вариант для вложения инвестиций, а также открытия бизнеса в 2021 году, то регистрация компании в Боснии и Герцеговине, а также открытие счета в банке Боснии и Герцеговины может стать довольно перспективной идеей.
Ближайшими соседями государства являются: Черногория, Сербия, Хорватия.
Экономика страны базируется на развитии следующих отраслей: добыча полезных ископаемых (каменная соль, уголь), черная и цветная металлургия, химическая промышленность, текстильная промышленность, электроника, машиностроение, пищевая индустрия, туризм.
Столица государства – Сараево. Крупнейшие города: Зеница, Тузла, Мостар и другие.
Государственные языки: боснийский, хорватский и сербский. Население страны – более 3,7 миллионов человек. Государственная валюта – боснийская марка (BAM), относящаяся к CКВ.
Босния и Герцеговина входит в состав ООН, ОБСЕ, Совет Европы, ВТО и других международных организаций.
Ключевые преимущества юрисдикции
Если вы собираетесь зарегистрировать фирму в Боснии и Герцеговине удаленно, то представляем вашему вниманию следующий список ключевых преимуществ открытия бизнеса в данной юрисдикции:
- Конкурентоспособная экономика;
- Стабильное социальное и политическое положение страны;
- Развитый банковский сектор;
- Лояльное налогообложение;
- Высокий уровень заинтересованности в иностранных инвестициях;
- Наличие большого числа выгодных государственных программ, направленных на развития всех видов бизнеса;
- Современная высокоразвитая инфраструктура;
- Наличие соглашений DTA с более чем 40 странами.
Основные виды бизнеса
- Компания с ограниченной ответственностью (D.O.O./LLC)
- Акционерная компания (D.D./JSC)
- Коммандитное товарищество с ограниченной ответственностью (K.D./LP)
- Общество с неограниченной ответственностью (D.N.O.)
- Представительство (RO)
- Филиал (B).
Основными их плюсами можно назвать простую и быструю процедуру регистрации, а также удобные и выгодные условия развития бизнеса. Если вы захотите зарегистрировать компанию в Боснии и Герцеговине, то рекомендуем вам остановить свой выбор на одной из данных ОПФ.
Требования Регулятора
Для того чтобы успешно открыть фирму в Боснии и Герцеговине, вам потребуется детально ознакомиться с условиями местного регистратора, в особенности:
- Уникальное название (в конце обязательно указать выбранную ОПФ в полном варианте или в виде аббревиатуры);
- Число директоров/акционеров: от 1 и более (физическое/юридическое лицо). Минимум 1 человек (работник/директор должен иметь статус резидента);
- Число учредителей: от 1 и более;
- Минимальный уставной капитал: 2 тысячи BAM для D.O.O. и 4 миллиона BAM для D.D.;
- Получение специальной визы для директора-нерезидента.
Налогообложение
Перед тем как оформить компанию в Боснии и Герцеговине, потребуется также подробно изучить особенности налоговой системы данной страны. В Боснии и Герцеговине, действуют следующие налоги:
- Ставка корпоративного налога: 10%;
- Налог на дивиденды: 0%;
- Налог на репатриацию капитала: 10%;
- НДС: 17%;
- Налог на экологию: 1%.
Предприятия, зарегистрированные в Боснии и Герцеговине, платят налог на прибыль, полученную за пределами страны, в то время, как предприятия, не имеющие статуса резидента платят налог с дохода, полученного у источника.
Как начать бизнес в Боснии и Герцеговине
Если вы намерены удаленно зарегистрировать компанию в Боснии и Герцеговине, то обратившись к экспертам IQ Decision, вы получите полный спектр услуг, включающий в себя получение лицензии на предпринимательство, а также помощь в оформлении документов.
Часть III. Босния и Герцеговина
Одним из узловых центров противоречий на Балканах сегодня остается Босния и Герцеговина (БиГ), которую, к сожалению, сложно назвать сформировавшимся и устойчивым государством из-за особенностей ее политического устройства, перманентного политического и экономического кризиса, а также сложной этноконфессиональной обстановки. Сегодня вся жизнь БиГ, которая формально является конфедерацией, организована по этническому и религиозному принципам. Сербы живут в Республике Сербской (РС), почитают своих святых, голосуют на выборах за сербские партии, а хорваты и бошняки (боснийцы-мусульмане) занимают большую часть БиГ и всячески пытаются сделать всё для того, чтобы РС перестала существовать как самостоятельное политическое образование. При этом единственное, что объединяет всех в Боснии и Герцеговине - это близкое к нищете существование и полная зависимость от иностранных игроков: с одной стороны, Сербии и России, поддерживающих РС, а с другой - США и ЕС, главным стремлением которых является укрепление собственных экономических и политических интересов в пику Москве и Белграду.
По имеющейся информации, на сегодня население БиГ на 40% состоит из безработных, большая часть которых - молодые люди. Если вспомнить, что идеи радикального ислама, ваххабизма и прочие экстремистские течения уже давно пустили в Боснии и Герцеговине свои корни (на стороне «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусры» (запрещённые в РФ террористические организации - EADaily) официально воевало более 700 граждан этой страны, а по соотношению количества боевиков ИГ к численности населения БиГ занимает первое место в мире), а значительная часть безработных (до 60%) это молодежь, то становится ясно, что ситуация в БиГ крайне важна не только для Юго-восточной Европы, но и для всего Евросоюза в целом. И совсем не случайно Брюссель, который в сентябре 2016 года наконец-то от БиГ принял заявку на вступление, до сих пор не может ответить на вопрос о возможных сроках присоединения этой страны к Союзу. Европейцам статус БиГ как полноправного члена ЕС может принести куда больше проблем, чем нынешнее положение этой страны, которую в случае необходимости можно обнести колючей проволокой, и которой можно управлять за счет сформированных ранее экономических инструментов контроля.
В Боснии и Герцеговине, которая, по сути, уже более 20 лет является протекторатом международного сообщества, действительно слишком много проблем - не только политического, но и экономического характера. И поэтому в стране, где нет единого правительства и единой системы управления, а этноконфессиональная ситуация оставляет желать лучшего, ничего более приемлемого, чем удаленный контроль, западные страны придумать не смогли. При этом такая позиция Евросоюза, США и прочих ведущих игроков мира самим боснийцам особой выгоды так и не принесла.
Одним из основных ударов по и так слабой экономике БиГ в свое время стала программа приватизации, которую всемерно поддерживали западные финансовые и политические круги. В данном случае интересен тот факт, что если на территории РС объекты промышленного сектора были практически полностью уничтожены в ходе военных действий 1990-х годов, то на территории Федерации Боснии и Герцеговины крупные заводы в массе своей сохранялись (в районе города Тузла). В результате приватизации 2000-2010 годов эти предприятия были проданы частным инвесторам, представлявшим в основном западноевропейские и американские компании, для реструктуризации и повышения прибыльности. Однако оказалось, что значительная часть заводов и фабрик не была модернизирована, а новые владельцы предпочли максимизировать прибыль и сократить объем инвестиций. Более того, к моменту подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом в 2008 г., доходы, полученные субъектами приватизации в виде наличных денег, были незначительными, а государство получило только около 1 млрд евро наличными от общей стоимости приватизации, составившей более 5 млрд евро.
После подписания соглашения об ассоциации ситуация не только не улучшилась, но и начала ухудшаться, что было связано с неконкурентоспособностью местных товаров на европейском рынке. Результатом этого стали массовые увольнения и постепенная стагнация остатков промышленности БиГ. По оценкам специалистов, к 2012 году промышленность Боснии и Герцеговины практически перестала функционировать, а предприятия оказались не в состоянии даже платить налоги.
С 2013 года, по данным международных организаций, экономика Боснии и Герцеговины начала восстанавливаться: ВВП страны вырос на 0,5-0,6%. Однако назвать подобный рост, который, чередуясь с периодами спадов, наблюдается в стране и по сей день, улучшением ситуации крайне сложно. Фактически Босния и Герцеговина по-прежнему остается одной из самых депрессивных стран Европы, обремененной громоздкой, дорогостоящей и неэффективной государственной системой. Впрочем, европейцы в последнее время стараются открыто не говорить об этом, а Всемирный банк и вовсе бодро рапортует о том, что ВВП в БиГ в 2018 году вырастет на 3,2%, а в 2019 на 3,4%. Хотя эксперты все же признают, что ключевой экономический проблемой Боснии и Герцеговины является несбалансированность экономической модели страны: преобладание государственного сектора экономики над частным, потребления над инвестициями, импорта над экспортом, а так же значительная зависимость от внешних финансовых вливаний.
Проблема в данном случае заключается еще и в том, что в БиГ на настоящий момент ни иностранных, ни местных инвесторов не интересует социальная обстановка в стране, что можно связать с наблюдающимся там сращиванием бизнеса с властью. Более того, по мнению большинства аналитиков, очевидным является тот факт, что западный капитал идет по пути захвата полного контроля над стратегическими ресурсами государства.
Известно, что в БиГ есть запасы угля, железа, меди, свинца, ртути, бокситов, марганца и серебра. Поэтому горнодобывающая промышленность играет определяющую роль в ее экономике. И совершенно не удивительно, что именно сюда устремлены взоры иностранных инвесторов, которые, фактически прибрав к рукам большую часть данной отрасли, уже не раз пытались диктовать свои условия руководству БиГ. Показательной в данном случае является недавняя ситуация с группой ArcelorMittal, которая владеет в Боснии интегрированным металлургическим комбинатом Zenica (получает железорудное сырье из двух источников - горно-обогатительных комбинатов Prijedor и Ljubija). По требованию МВФ правительство Республики Сербской, на территории которой находится Ljubija, объявило о приватизации государственного пакета акций ГОКа, но сделало выбор в пользу зарегистрированной в Израиле израильско-российско-казахско-африканской инвестиционной группы Israeli Investment Group (IIG), которая предложила более выгодные условия, чем ArcelorMittal. Последняя сразу же выступила с претензиями в адрес правительства РС, угрожая ему «правовыми последствиями», если государственный пакет акций крупнейшего в стране железорудного предприятия Ljubija будет продан не ей, а другой компании. Мыслимо ли подобное в западноевропейских странах или США? По всей видимости, нет. Однако никто в Брюсселе или Вашингтоне и не думает обращать на такие «мелочи» внимания, заявляя о необходимости «правового» решения вопроса согласно международным нормам.
Вероятно именно потому, что долгожданный приход европейцев и американцев в качестве инвесторов в БиГ так и не принес процветания этой стране, конфедерация в последние годы все чаще стала искать иные пути выхода из сложившейся ситуации. И здесь, как и в иных странах региона, снова встал вопрос расширения сотрудничества с Китаем и Россией. В этом отношении интересен тот факт, что в 2016 году в БиГ был завершен первый крупный инфраструктурный проект, реализованный через привлечение специального кредита КНР в размере $ 10 млрд в рамках сотрудничества «16+1» и ставший одним из первых результатов, достигнутых в рамках «Пояса и пути» - строительство тепловой электрической станции «Станари», подрядчиком для которого выступала китайская компания. В 2017 году в Пекине с удовлетворением отметили, что Босния и Герцеговина обладает особыми ресурсными преимуществами в рамках инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь 21-го века», а взаимная выгода и обоюдный выигрыш стали очевидными особенностями двусторонних отношений. Сегодня обе стороны проводят довольно активные консультации по сотрудничеству в области энергетики и транспортной инфраструктуры, а также обсуждают совместное строительство экономических зон и налаживание сотрудничества в сфере планирования развития промышленности.
Что касается России, то ее место и роль в жизни БиГ и по сей день невелики. По большей части Москва сотрудничает с Республикой Сербской, что в определенной мере накладывает свой отпечаток на ее действия и не позволяет более активно участвовать в экономической жизни всей конфедерации. Например, еще в 2007 году «НефтегазИнКор» выкупила за 119 млн евро неработающий (с 2005 года) нефтеперерабатывающий завод «Босански Брод» (65% акций), завод по изготовлению моторных масел «Модрича» (62,3%), а также сеть АЗС компании «Петрол». В 2012 году «Сбербанк России» приобрел австрийский Volksbank International (VBI), который на тот момент входил по размеру активов в ТОП-10 банков Боснии и Герцеговины. Весной 2016 года Республика Сербская заявила о своей готовности предоставить России возможность участвовать в процессе приватизации своих компаний. В конечном счете, усиление двухсторонних торговых отношений, даже несмотря на антироссийские санкции и ответные меры Москвы, привели к росту экономического сотрудничества двух стран: за девять месяцев 2017 года товарооборот России с Боснией и Герцеговиной составил $ 125 646 207, увеличившись на 40,93% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Однако, несмотря на это, влияние России в БиГ остаётся незначительным. Основными экономическими, а, значит, и политическими партнерами Сараево по-прежнему являются ЕС и США, которые продолжают контролировать боснийское руководство, подминая под себя остатки экономики и ресурсов страны.
Общая цель перечней ЕС заключается в улучшении надлежащего налогового урегулирования во всем мире и обеспечение того, чтобы международные партнеры ЕС придерживались тех же стандартов, что и государства-члены ЕС по налоговой прозрачности, справедливого налогообложения, осуществления мер финансовой безопасности. Критерии перечней согласованные государствами-членами в 2016 году. В «черный список» вошли страны, которые не приняли достаточных мер по изменению законодательства и по борьбе с уклонением от налогов по просьбе ЕС. В «серый» список ЕС входят страны, которые еще не соответствуют требованиям ЕС, но показали, что готовы измениться и соблюдать налоговой прозрачности и честности. Что касается конкретных санкций в отношении стран и их резидентов конкретных решений ЕС не принято, однако попадание в «черный список» само по себе может нести репутационные риски. Кроме того, как отдельные государства-члены ЕС, так и другие государства и субъекты права могут вводить собственные ограничительные политики в отношении указанных в списках юрисдикций и / или их резидентов.
Общая цель перечней ЕС заключается в улучшении надлежащего налогового урегулирования во всем мире и обеспечение того, чтобы международные партнеры ЕС придерживались тех же стандартов, что и государства-члены ЕС по налоговой прозрачности, справедливого налогообложения, осуществления мер финансовой безопасности. Критерии перечней согласованные государствами-членами в 2016 году. В «черный список» вошли страны, которые не приняли достаточных мер по изменению законодательства и по борьбе с уклонением от налогов по просьбе ЕС. В «серый» список ЕС входят страны, которые еще не соответствуют требованиям ЕС, но показали, что готовы измениться и соблюдать налоговой прозрачности и честности. Что касается конкретных санкций в отношении стран и их резидентов конкретных решений ЕС не принято, однако попадание в «черный список» само по себе может нести репутационные риски. Кроме того, как отдельные государства-члены ЕС, так и другие государства и субъекты права могут вводить собственные ограничительные политики в отношении указанных в списках юрисдикций и / или их резидентов.
В целях защиты международной финансовой системы от рисков отмывания денег и финансирования терроризма на международном уровне, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) определила перечень юрисдикций, в национальных режимах противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма которых стратегические недостатки, представляющие угрозу международной финансовой системе. Это так называемый «черный список». FATF настоятельно рекомендует всем государствам обращать особое внимание своих финансовых институтов на деловые отношения и операции с компаниями и финансовыми институтами с юрисдикцией «черный список», а также на необходимость усиленной проверки клиентов при осуществлении ими операций с субъектами из этих юрисдикций и связанными с ними лицами. ООН, ЕС, США и рядом других стран и международных организаций принимаются соответствующие санкции в отношении лиц, которые сотрудничают с резидентами из «черного списка» FATF. Банки и другие финансовые учреждения (в т.ч. Украина) блокируют финансовые транзакции клиентов с контрагентами, связанными с субъектами из «черного списка» FATF. Сотрудничество с контрагентами, партнерами которых являются лица из указанных юрисдикций может быть объектом усиленного внимания органов государственного надзора (контроля), а также привлекать внимание правоохранительных органов и нести репутационные риски.
FATF также определила перечень юрисдикций, в национальных режимах противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма которых стратегические недостатки, которые подлежат пересмотру FATF в соответствии с согласованными этапов и сроков. Это так называемый «серый список» FATF. FATF рекомендует всем государствам обращать особое внимание своих финансовых институтов на деловые отношения и операции с указанными юрисдикциями, включая их компании и финансовые институты, а также на необходимость проверки клиента при осуществлении операций с субъектами из этих юрисдикций и связанными с ними лицами. Банки и другие финансовые учреждения (в т.ч. Украина) осуществляют финансовый мониторинг операций с контрагентами, связанными с субъектами из «серого списка» FATF и в зависимости от результатов мониторинга могут блокировать финансовые транзакции. Сотрудничество с контрагентами, партнерами которых являются лица из указанных юрисдикций само по себе может нести репутационные риски. Также не исключается возможность введения отдельными государствами-членами FATF и другими государствами и субъектами права собственных политик ограничений в отношении таких субъектов и / или их партнеров.
В целях защиты международной финансовой системы от рисков отмывания денег и финансирования терроризма на международном уровне, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) определила перечень юрисдикций, в национальных режимах противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма которых стратегические недостатки, представляющие угрозу международной финансовой системе. Это так называемый «черный список». FATF настоятельно рекомендует всем государствам обращать особое внимание своих финансовых институтов на деловые отношения и операции с компаниями и финансовыми институтами с юрисдикцией «черный список», а также на необходимость усиленной проверки клиентов при осуществлении ими операций с субъектами из этих юрисдикций и связанными с ними лицами. ООН, ЕС, США и рядом других стран и международных организаций принимаются соответствующие санкции в отношении лиц, которые сотрудничают с резидентами из «черного списка» FATF. Банки и другие финансовые учреждения (в т.ч. Украина) блокируют финансовые транзакции клиентов с контрагентами, связанными с субъектами из «черного списка» FATF. Сотрудничество с контрагентами, партнерами которых являются лица из указанных юрисдикций может быть объектом усиленного внимания органов государственного надзора (контроля), а также привлекать внимание правоохранительных органов и нести репутационные риски.
FATF также определила перечень юрисдикций, в национальных режимах противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма которых стратегические недостатки, которые подлежат пересмотру FATF в соответствии с согласованными этапов и сроков. Это так называемый «серый список» FATF. FATF рекомендует всем государствам обращать особое внимание своих финансовых институтов на деловые отношения и операции с указанными юрисдикциями, включая их компании и финансовые институты, а также на необходимость проверки клиента при осуществлении операций с субъектами из этих юрисдикций и связанными с ними лицами. Банки и другие финансовые учреждения (в т.ч. Украина) осуществляют финансовый мониторинг операций с контрагентами, связанными с субъектами из «серого списка» FATF и в зависимости от результатов мониторинга могут блокировать финансовые транзакции. Сотрудничество с контрагентами, партнерами которых являются лица из указанных юрисдикций само по себе может нести репутационные риски. Также не исключается возможность введения отдельными государствами-членами FATF и другими государствами и субъектами права собственных политик ограничений в отношении таких субъектов и / или их партнеров.
В 2017 году в Налоговый кодекс Украины (статья 39) были внесены уточнения по начислению налога на прибыль в трансфертном ценообразовании. 27.12.2017 Кабмином был принят новый Перечень соответствующих государств (территорий). В этот перечень вошли 63 из 65 оффшоров, определенных предыдущим Перечнем оффшоров (Распоряжение КМУ от 16.09.2015 №977-р отменено), а также ряд других государств / территорий (всего 85). Некоторые из этих государств не являются «классическими оффшорами» в общепринятом понимании, однако принадлежность к ним контрагента-нерезидента является признаком для отнесения хозяйственных операций с ними к «контролируемым» и применения соответствующих принципов налоговой корректировки. Изначально в Перечень были внесены Болгария, Грузия, Эстония, Латвия, Мальта и Венгрия, однако впоследствии Постановлениями КМУ от 31.01.2018 № 108, от 11.04.2018 № 295 эти позиции были исключены.
В соответствии с порядком проведения контролирующими органами встречных сверок (Постановление КМУ от 27.12.2010 №1232), контролирующие органы могут проводить необходимые встречные сверки с целью получения налоговой информации, необходимой в связи с проведением проверок налогоплательщиков. В частности, относительно контрагентов, участвующих в цепочке поставок товаров (работ, услуг), являющихся предметом контролируемых операций. Информация, полученная по результатам таких сверок, может быть основанием для проведения соответствующих внеплановых проверок и / или обращения в правоохранительные органы.
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» отнести в перечень офшорных зон государства согласно приложению, Постановление Кабмина «Об отнесении государств в перечень офшорных зон» от 23.02.2011 №143-р для целей осуществления финансового мониторинга, относит ряд государств в офшорные зоны.
Банки и другие финансовые учреждения Украины осуществляют финансовый мониторинг операций с контрагентами из указанных юрисдикций и в зависимости от результатов мониторинга имеют право останавливать осуществления соответствующих финансовых операций на 2 рабочих дня. Государственная служба финансового мониторинга в случае возникновения подозрений может принять решение о приостановлении расходных финансовых операций на срок до 5 рабочих дней. Кроме этого, в случае остановки финансовых операций Госфинмониторингом, немедленно сообщаются правоохранительные органы, уполномоченные принимать решения в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины. Таким образом, сотрудничество с контрагентами, в составе которых есть лица с «офшорного списка» Украины, может «по цепочке» привлекать внимание правоохранительных органов и само по себе нести репутационные риски.
Босния и Герцеговина (англ. - Bosnia and Herzegovina) - федеративное государство Южной Европы, состоящее из Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской.
Карта Боснии и Герцеговины, ее административное деление и устройство
Политическое и административное устройство государства | |
---|---|
Столица | Сараево (население - 275,5 тыс. по данным 2013 года), что сопоставимо с Ниццей (342,5 тыс), Грозным (301,5 тыс.), Вероной (257,3 тыс.), Луцком (213,9 тыс.). |
Территория | 51 129 кв. км (125-я в мире), между Хорватией (56 542 кв. км) и Коста-Рикой (51 100 кв. км). В Европе - 26-я между Хорватией (25) и Словакией (27). |
Население | 3,511 млн. по оценке на 2016 год (133-я в мире), между Молдовой (3,546 млн.) и Эритреей (4,497 млн.). |
Крупнейшие города | Самый крупный город Боснии и Герцеговины - Сараево. Далее расположились Мостар, Баня-Лука, Бихач, Шкодер. |
Телефонный код | +387 |
Форма правления | Парламентская республика. У Республики Сербской существуют свои органы власти и своя Конституция, из-за чего Боснию и Герцеговину неофициально называют конфедерацией. Парламент Боснии и Герцеговины (Парламентская ассамблея) - двухпалатный. Нижняя - Палата представителей, 42 места в ней равно поделена между сербами, хорватами и босняками, верхняя - Палата народов, в ней 15 мест. У Боснии и Герцеговины сразу 3 президента - члены Президиума, по одному представителю от сербов, хорватов и босняков. Реальной исполнительной власти Президиум Боснии и Герцеговины не имеет. Правительство Боснии и Герцеговины - Совет министров во главе с Председателем (Зоран Тегельтия - с 2019 года). |
Административное деление | Босния и Герцеговина состоит из двух энтитетов - Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, а округу Брчко предоставлен особый статус. |
Сухопутные границы | Босния и Герцеговина имеет небольшой прибрежный участок - всего около 20 км. Соседи по суше - Черногория, Сербия, Хорватия. |
Визовый режим | У страны безвиз с Шенгенской зоной. Не нужна виза Боснии и Герцеговины также россиянам и украинцам. |
Предоставление ВНЖ за инвестиции | ВНЖ Боснии и Герцеговины предоставляется инвесторам при покупке недвижимости и даже при ее долгосрочной аренде (от полугода). В первый раз его выдают сразу на 3 года. ВНЖ также дают владельцам работающих компаний. |
Гражданство и ПМЖ для инвесторов | Инвесторы в недвижимость могут получить ПМЖ Боснии и Герцеговины лишь спустя 10 лет проживания по ВЖН при отсутствии нарушений местного законодательства, но владельцы прибыльных компаний, стабильно отчисляющих налоги, получают такое право всего через 2 года. Получить гражданство Боснии и Герцеговины в ускоренном порядке за инвестиции нельзя. |
Босния и Герцеговина на Google Map:
Визовый режим Боснии и Герцеговины
Стратегическая цель Боснии и Герцеговины - вступление в Евросоюз. Еще в 2008 году ЕС и БиГ подписали соглашение об "ассоциации", в 2016 году подана официальная заявка на вступление и в 2018 году началось обсуждение "дорожной карты".
В 2010 году Брюссель открыл Шенгенскую зону для граждан БиГ, разрешив им путешествовать без виз в Чехию, Польшу, Венгрию, Францию и другие страны "шенгена", а также не входящие в "шенген" Болгарию и Румынию. Гражданам РФ и Украины виза Боснии и Герцеговины для краткосрочных визитов тоже не нужна.
Финансы в экономике Боснии и Герцеговины
Национальные символы Боснии и Герцеговины: флаг и герб
Флаг Боснии и Герцеговины синего цвета, посередине желтый равнобедренный треугольник и белые звезды вдоль одной его стороны.
- синий цвет на флаге Боснии и Герцеговины - цвет ООН (изначально был более светлым);
- желтый равнобедренный треугольник на флаге Боснии и Герцеговины - равенство босняков, сербов и хорватов;
- белые звезды на флаге Боснии и Герцеговины - символ Европы.
Дата утверждения - 4 февраля 1998.
Герб Боснии и Герцеговины: щит синего и желтого цвета с белыми полосами.
Цвета и звезды на гербе имеют тоже значение, что на флаге.
В нынешнем виде утвердили 18 мая 1998
Население Боснии и Герцеговины
Босния и Герцеговина - многонациональное государство. Численность населения с 1992 года значительно сократилась. Причина резкого сокращения населения - бегство из страны во время балканской войны и отток населения в богатые европейские страны после открытия границы.
Население Боснии и Герцеговины:
- 4,333 млн. - 1991;
- 3,473 млн. - 2013;
- 3,427 млн. - 2018.
На 20,9% (906 тыс.) сократилось население Боснии и Герцеговины с 1991 по 2018 год.
В 2018 году в стране проживало 3,427 млн. жителей. Из них:
- 2,196 млн. - в Федерации Боснии и Герцеговины;
- 1,47 млн. - в Республике Сербской;
- остальные в округе Брчко.
- 50,11% - босняки;
- 30,78% - сербы;
- 15,43% - хорваты.
- ок. 40% - мусульмане;
- ок. 31% - православные;
- ок. 15% - католики.
Большинство босняков исповедуют ислам, сербов - православие, хорватов - католицизм.
На фото - босняки, самый численный народ Боснии и Герцеговины.
Экономика Боснии и Герцеговины
Босния и Герцеговина - страна со стабильной рыночной экономикой, относится к среднеразвитым аграрно-индустриальным государствам, т.е. аграрный сектор развит более выразительно, чем индустриальный.
Как для Евросоюза, экономика Боснии и Герцеговины развита слабо, и это один из факторов затягивания процесса ее вступления в единое европейское сообщество. Другой фактор - политическая нестабильность (частые разговоры об отсоединении Республики Сербской и отсутствие единства по ряду ключевых вопросов между ней и Федерацией Боснии и Герцеговины).
Сильные стороны экономики Боснии и Герцеговины:
- низкий уровень инфляции;
- дешевая, но при этом квалифицированная рабочая сила;
- стабильная рыночная экономика;
- тесное сотрудничество с Евросоюзом;
- привязка курса конвертируемой марки к евро.
Слабые стороны экономики Боснии и Герцеговины:
- высокий уровень безработицы;
- политическая нестабильность;
- высокий уровень коррупции;
- отсутствие больших ресурсных запасов.
Показатели экспорта/импорта в экономике Боснии и Герцеговины (2018):
- экспорт товаров и услуг: $8,494 млрд. (+14,40% за год);
- импорт товаров и услуг: $11,519 млрд. (+11,14% за год);
- внешнеторговое сальдо: -$3,025 млрд.
Полезные ископаемые и промышленность в экономике Боснии и Герцеговины
В Боснии и Герцеговине добывают:
- уголь;
- лигниты;
- железные руды (рудники в Вареше и Любии);
- свинец (р-н Сребреницы);
- цинк (р-н Сребреницы);
- марганец (р-н Босанска-Крупа).
Добывающий сектор развит слабо и не оказывает весомое влияние на экономику БиГ. В общей структуре промышленного производства его доля - всего 5%.
Ок. 74% приходится на обрабатывающую промышленность. Города Сараево, Мостар и Тешань - центры машиностроения, в Вогошче налажено производство автомобилей немецкого бренда VW (малыми партиями).
Крупные предприятия:
- Зеницкий сталелитейный завод;
- Зворникский глиноземный завод;
- Мостарский алюминиевый комбинат.
Сараево - крупнейший центр легкой промышленности страны.
На фото - белорусский карьерный самосвал БелАЗ в Боснии и Герцеговине.
Туризм в экономике Боснии и Герцеговины
Для экономики Боснии и Герцеговины туризм - как второе дыхание. Отрасль весьма перспективная и способная принести немалый доход казне и гражданам.
БиГ пока сложно конкурировать с грандами туризма. По данным за 2019 год страну посетило 1,990 млн. туристов, что является невысоким показателем, если сравнивать с Болгарией и Чехией, куда приезжает свыше 10 млн. туристов каждый год.
Но есть рост, и это позволяет смотреть в будущее с хорошей перспективой. Хорошие возможности для инвестиций в туристический бизнес - отели, хостелы, рестораны, кафе, экскурсионные туры и т.д.
С 2015 по 2019 год произошел двукратный рост турпотока:
- ок. 1 млн. - 2015;
- 1,148 млн. - 2016;
- 1,307 млн. - 2017;
- 1,609 млн. - 2018;
- 1,990 млн. - 2019.
Страна не имеет протяженной береговой линии, она в этой стране всего 20 км. Поэтому туры в Боснию и Герцеговину завлекают другим - посещением исторических, религиозных и культурных мест, отдыхом на природе. Безвизовый режим со многими странами тоже дал положительный эффект.
В 1984 году в Сараево прошла зимняя Олимпиада. Многие спортивные объекты разрушились, но некоторая инфраструктура сохранилась и развивается, в частности, горнолыжные олимпийские курорты Белашница, Ягорин, Игман.
Популярные направления туров в Боснию и Герцеговину:
- Олимпийский городок в Сараево;
- Старый город Мостар;
- Баня-Лука;
- водопады на реке Уна;
- основанный боснийскими королями город Яйце;
- Вышеград;
- место паломничества католиков - храм Пресвятой Богородицы в Меджугорье;
- горнолыжные курорты;
- озеро Модрак;
- историческая деревня Почитель и др.
На фото - Старый мост через реку Дрина в Вышеграде.
Крупнейшие внешнеторговые партнеры Боснии и Герцеговины
ТОП-10 партнеров Боснии и Герцеговины по экспорту (2019 год):
- Германия - 14,5% ($959 млн).
- Хорватия - 12,1% ($801 млн).
- Сербия - 11,4% ($751 млн).
- Италия - 11,3% ($744 млн).
- Австрия - 9,48% ($623 млн).
- Словения - 8,75% ($575 млн).
- Черногория - 3,54% ($232 млн).
- Турция - 2,54% ($167 млн).
- Венгрия - 2,34% ($154 млн).
- Франция - 2,3% ($151 млн).
Основные экспортируемые товары: электроэнергия, мебель, изолированные провода, металлоконструкции, лесоматериалы, обувь, запчасти, горячекатаные прутки.
ТОП-10 партнеров Боснии и Герцеговины по импорту (2019 год):
- Германия с долей 11,9% ($1,33 млрд).
- Италия с долей 11,9% ($1,33 млрд).
- Сербия с долей 11% ($1,23 млрд).
- Хорватия с долей 10,3% ($1,15 млрд).
- Китай с долей 7,43% ($829 млн).
- Турция с долей 4,94% ($551 млн).
- Словения с долей 4,64% ($518 млн).
- Австрия с долей 3,69% ($412 млн).
- США с долей 3,45% ($386 млн).
- Польша с долей 2,99% ($334 млн).
Основные импортируемые товары: нефть и нефтепродукты, автомобили, лекарственные средства, природный газ, кожа, алюминий, мясо крупного рогатого скота.
Банки Боснии и Герцеговины
На 31 октября 2016 года лицензию от Центробанка на работу на территории в Боснии и Герцеговины имели 20 коммерческих банков.
Коммерческие банки Боснии и Герцеговины:
- Addiko Bank (австрийский капитал),
- Bosna Bank International (саудовский),
- Intesa Sanpaolo Banka (итальянский),
- Investiciono-komercijalna banka (местный),
- Komercijalna banka (сербский),
- Komercijalno-investiciona banka (местный),
- MF banka (местный),
- NLB Banka (сербский),
- Nova banka (местный),
- Pavlovic Internacional Bank (местный),
- Privredna banka Sarajevo (местный),
- ProCredit Bank (немецкий),
- Raiffeisen Bank (австрийский),
- Razvojna banka Federacije BiH (местный),
- Сбербанк (российский),
- Sparkasse Bank (австрийский),
- UniCredit Bank (итальянский),
- Union Banka (местный),
- Vakufska Banka (местный),
- ZiraatBank BH (турецкий).
На фото - отделение Сбербанка в Сараево.
В чем причины стагнации боснийской экономики
Трейдеры Академии Masterforex-V о причинах проблем экономики Боснии и Герцеговины:
- разрушенная во время войны промышленность и другой нанесенный урон;
- бюрократия, сильно раздутый госаппарат;
- высокая безработица;
- недостаточный приток иностранных инвестиций из-за политических рисков;
- импорт сильно превышает экспорт.
Курс конвертируемой боснийской марки на рынке форекс и экономике Боснии и Герцеговины
Курс доллара к конвертируемой марке в Боснии и Герцеговине
Курс USD BAM - определяющий для конвертируемой марки на валютном рынке Форекс. Он формирует другие валютные пары с боснийскими фиатными деньгами.
- Доллар США - основная мировая валюта, в которой происходят расчеты на фондовых, фьючерсных, сырьевых биржах. Доллар включают в золотовалютные резервы, в долларах выдают кредиты МВФ, Всемирного банка и других финансовых доноров, в т.ч. Центральному банку Боснии и Герцеговины . В долларах приходят многие инвестиции в фондовую биржу БиГ и ее экспортные товарные фьючерсы (покупаются за конвертируемую марку) и др.
- Кросс-курсы валют на Forex и бирже автоматически пересчитывается по их соотношению к USD.
USD BAM имеет долгосрочный бычий тренд, означающий девальвацию боснийской конвертируемой марки к доллару США. Онлайн график котировок текущего курса данной валютной пары см. в основной статье USD BAM.
Как зарабатывают профессиональные трейдеры Masterforex-V на изменениях курса боснийской конвертирумой марки и остальных валют
Трейдеры и инвесторы на форексе и биржах формирует свой доход (профит) по разнице котировок (корреляции и волатильности) между ценой покупки и продажи финансовых инструментов - индексных фьючерсов, криптовалют и валютных пар, контрактов CFD, обыкновенных акций и префов, фьючерсов, опционов и т.д.
Без хороших знаний основ и современных реалий сложно (невозможно) рассчитывать на успех. Краткосрочная прибыль может быть обусловлена везением, но не стоит рассчитывать на него в долгосрочной перспективе, особенно, ставя на кон крупную сумму.
Академия Masterforex-V качественно обучает трейдингу. Занятия ведут опытные специалисты с хорошей (прибыльной на длинной дистанции) торговой историей.
Авторские материалы в свободном доступе (это лишь небольшая часть):
Нажмите на ссылку внизу прямо сейчас и сделайте свой первый шаг на пути к покорению финансовых рынков!
С уважением, wiki Masterforex-V - курсы бесплатного (школьного) и профессионального обучения Masterforex-V для работы на форексе, фондовых, фьючерсных, товарных и криптовалютных биржах.
- Гимн:«Državna himna Bosne i Hercegovine» принят 25 июня 1999 г. законом «О национальном гимне Боснии и Герцеговины» с заменой старого «Jedna si jedina», который не приняли сербская и хорватская общины страны. Автором музыки стал композитор Душан Шестич. На протяжении 10 лет гимн исполнялся без слов и лишь в 2009 г. правительством Боснии и Герцеговины был утверждён текст, написанный Душаном Шестичем в соавторстве с Беньямином Исовичем. В качестве государственного гимна использовался ещё до окончательного утверждения — с 10 февраля 1998 г.
- Государственный язык: боснийский, сербский, хорватский.
- Географическое положение: расположена на юго-востоке Европы. Площадь страны составляет около 51,1 тысячи кв. км. Самую протяжённую границу она имеет с Хорватией (932 км) — на севере, западе и юге, с Сербией она граничит на востоке (357 км), с Черногорией — на юго-востоке (249 км). Территория: 51 тысяча кв. км.
- Административно-территориальное деление: Федерация Боснии и Герцеговины, Республика Сербская и самоуправляемый округ Брчко.
- Столица: Сараево. Крупнейшие города: Сараево, Баня-Лука, Тузла, Зеница, Мостар.
- Государственное и политическое устройство: Босния и Герцеговина является парламентской республикой. Глава государства — Президиум (коллегиальный орган), состоит из трех членов, по одному от каждого из государствообразующих народов (сербов, хорватов, босняков), избирается прямым голосованием сроком на 4 года. Каждый член Президиума поочередно занимает должность Председателя на протяжении 8 месяцев. Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту (Парламентской ассамблее), состоящему из Палаты народов и Палаты представителей. В Палату народов входят 15 депутатов, в Палату представителей — 42 депутата. Члены обеих палат избираются парламентами Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской по пропорциональному признаку: две трети — от Федерации Боснии и Герцеговины и одна треть — от Республики Сербской. Срок полномочий депутатов — 4 года. На должности председательствующих обеих палат Парламента депутаты избираются на 8 месяцев по ротационной схеме. Исполнительная власть осуществляется Советом Министров во главе с Председателем, назначаемым Президиумом и утверждаемым Палатой представителей. Внешняя политика: приоритетными направлениями являются сохранение территориальной целостности государства в рамках признанных границ; курс на евроатлантическую интеграцию; стремление к вступлению в Евросоюз; участие в многосторонних мероприятиях, в частности, в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), Совета Европы (СЕ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и др.; продвижение в качестве партнера в международных экономических отношениях для дальнейшего вступления (приема) во Всемирную торговую организацию (ВТО) и другие международные организации и ассоциации.
- Население: 3,83 миллиона человек (июнь 2014 г.).
- Религия: ислам (40%), православие (31%), католицизм (15%) и другие (в т.ч. атеизм) — иудаизм, протестантство, свидетели Иеговы.
- Национальная валюта: конвертируемая марка.
- ВВП: 15,5 миллиарда долларов США.
- Часовой пояс: GMT/UTC +1.
- Телефонный код: +387.
- Штрих-код: 387.
Экономическое положение и условия доступа на рынок
Экономическое положение (2015 г.):
- Рост ВВП — 3,1 процента;
- ВВП на душу населения — 4,1 тысячи долларов США;
- Инфляция — 0,1 процента;
- Уровень безработицы — 27,5 процента (по методике МОТ);
- Экспорт — 5,1 миллиарда долларов США;
- Импорт — 9 миллиардов долларов США.
Основная экспортная составляющая:
- продукция металлургии;
- продукция деревообработки;
- продукция химической и угольной промышленности;
- обувь;
- текстиль.
Информация об условиях доступа на рынок Боснии и Герцеговины
По информации Агентства по косвенному налогообложению (АКН), при импорте товаров в БиГ взимаются следующие косвенные налоги:
- таможенные пошлины;
- НДС;
- акцизы и дорожные сборы (подробная информация).
В двусторонней торговле с Беларусью применяется режим наибольшего благоприятствования.
По данным АКН, в соответствии с действующим Законом БиГ об акцизах облагаемыми товарами являются:
- нефтепродукты;
- табачные изделия;
- безалкогольные напитки;
- алкоголь и алкогольные напитки (включая пиво и кофе).
Полезные ссылки:
- Таможенные тарифы Боснии и Герцеговины (доступно лишь на боснийском языке; колонка, касающаяся товаров из Республики Беларусь — № 4);
- Закон о налоге на добавленную стоимость НДС в БиГ (информация на английском языке);
- Методика подсчета НДС (информация на английском языке);
- Торгово-промышленная палата Боснии и Герцеговины (информация на английском языке);
- Перечень выставочных мероприятий на 2017 г.
Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Венгрии, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Боснии и Герцеговины и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.
Читайте также:
- Государственные казенные учреждения государственная пошлина
- Договор предоставления персонала налоги
- Расходы на капитальное строительство налоговый учет
- 22 марта европарламент проголосовал за введение углеродного налога
- Способом уплаты земельного налога является а кадастровый б декларационный в у источника выплаты