Налоги в беларуси в 2019 году

Опубликовано: 13.05.2024

Фото с сайта
Фото с сайта finance.zacks.com

С 2019 года бизнес-сообщество работает по новым налоговым правилам. Некоторые из них устанавливают льготы и преференции, некоторые — ужесточают уже существующие правила игры. О каких изменениях в Налоговом кодексе Беларуси нужно помнить директорам и собственникам в текущем году, чтобы принимать правильные решения по налоговому планированию, рассказывает учредитель компании «БелАудитАльянс» Елена Жугер.

— Многие нормы в Налоговом кодексе (НК-2019) я считаю прогрессивными, многие из них устанавливают новые правила, их поясняют, в некоторых случаях — ужесточают. На мой взгляд, требуются некоторое время и практика, чтобы эти нормы стали понятными и заработали на всех уровнях.

Елена Жугер
Директор и учредитель компании «БелАудитАльянс»

Но директора и собственники уже сейчас работают в новых условиях: корректируют с их учетом налоговые схемы, выстраивают безопасную работу бизнеса. Думаю, главное в этой ситуации — отследить новации, которые повлекут изменения в работе бизнеса. Вот, на мой взгляд, наиболее существенные из них.

О новых правилах

1. Введен принцип презумпции добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин). Это значит, что плательщик налогов признается добросовестным, пока иное не будет доказано документально. С 2019 года этот принцип распространяется на все отношения между налоговыми органами и плательщиками. Эта норма существовала и ранее, но вопрос в том, что она, на мой взгляд, не работала. Как налоговики будут исполнять ее на практике — покажет время.

2. Плательщики обязаны проверять контрагентов на благонадежность. Для такой проверки можно использовать любую информацию из открытых источников, не составляющую налоговую тайну. Например, МНС РБ сделал бесплатную подборку сервисов на своем сайте по проверке бизнес-партнеров. Но лично я предпочитаю пользоваться платными.

Я считаю, что эта норма перекладывает ответственность на плательщика за партнера-контрагента. Исходя из уже сложившейся практики, названный принцип должен выражаться в получении плательщиком максимальной информации из открытых источников о потенциальном контрагенте. И чем больше информации получено о нем, тем больше аргументов у плательщика в споре с налоговой.

Регулируется такой процесс в организации внутренними регламентами с четким распределением обязанностей между исполнителями о порядке сбора информации, ее применения и хранения.

3. Изменились правила представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы. Теперь среди отчетов, подлежащих обязательной сдаче в налоговые органы, -разделительный баланс или передаточный акт в случае реорганизации компании, который подается в течение пяти рабочих дней со дня реорганизации. По моему мнению, с точки зрения внутреннего контроля эта норма очень эффективна, поскольку на практике до настоящего времени такие документы никуда не представлялись. Даже более того — они не составлялись в принципе либо содержали недостоверную информацию.

4. Теперь плательщики обязаны вести учет дебиторской задолженности и представлять перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности и истечение срока исполнения обязательств дебиторов перед плательщиком. В НК-2019 определен перечень документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности. Обратите внимание, что среди них больше нет акта сверки.

Эта норма актуальна для организаций, применяющих УСН и ведущих учет в книге учета доходов и расходов (КУДИР). Учет дебиторки у таких организаций не велся (только кредиторской в разделе III КУДИР), и сейчас его следует организовать.

5. НК-2019 обязывает плательщика сообщать в налоговый орган следующие сведения:

  • Об участии в белорусской или иностранной организации
  • Об открытии или закрытии счета в банке и иной кредитной организации за пределами Беларуси
  • О принятии решения о ликвидации или реорганизации организации
  • О принятии решения о создании или ликвидации филиала юридического лица в Беларуси
  • О наступлении обстоятельств, в связи с которыми возникает или прекращается обязанность филиала белорусской организации по исполнению налоговых обязательств этой организации
  • Об изменении места нахождения организации со дня такого изменения.

Сроки и форма представления документов будут дополнительно установлены законодательными актами.

Фото с сайта

Фото с сайта thebuyersguide.com.au

6. Плательщики обязаны не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о движении денежных средств по открытым белорусскими организациями счетам в банке и иной кредитной (финансовой) организации за пределами Беларуси. Такая норма введена впервые и делает открытой информацию о доходах плательщиков за границей.

7. В обязанности плательщиков введена норма из 488-го указа (п. 1.9): обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, проверять принадлежность их отправителю товара и действительность бланка такого документа. Это не является нововведением. Как и ранее, плательщик обязан быть бдительным и проверять партнеров-контрагентов на предмет принадлежности выписанных ими первичных документов.

8. Теперь разрешено исполнять налоговые обязательства за плательщика иному лицу, которое не вправе требовать возврата (зачета) из бюджета уплаченных за плательщика налогов. Это значит, что фактически любой желающий может заплатить налоги вместо плательщика. При этом права претендовать на их возврат у него нет.

9. С 2019 года ФСЗН Беларуси обязан представлять в Министерство по налогам и сборам информацию о доходах физических лиц за истекший календарный год не позднее 1 июня года, следующего за истекшим календарным годом. Теперь информация о всех доходах (в ФСЗН сдаем отчет ПУ-3 с расшифровкой доходов по месяцам) будет и у контролеров.

О льготах и преференциях

1. Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней может быть проведен не позднее пяти лет со дня уплаты. Ранее было — не позднее трех.

Например: налоговой проверкой в 2019 году за период 2014—2018 годы (5 последних лет) установлено, что в 2014 году компания переплатила НДС на $ 5000. А в 2015-м на эту же сумму налог недоплачен. По правилу 2018 года (и ранее) компании пришлось бы заплатить в бюджет налог $ 5000 и штрафные санкции. По правилу 2019-го сумму переплаты по НДС 2014 года зачтут в сумму недоплаты 2015 года. Штрафных санкций не будет.

2. С 2019 года решение о зачете либо об отказе в проведении зачета налога, сбора (пошлины), пеней принимается не позднее трех рабочих дней (было — 5), в отношении государственной пошлины — не позднее 15 рабочих дней (было — 30). Я уверена, что такое существенное сокращение сроков принятия решения способствует улучшению морально-делового климата в отношениях с налоговой.

3. Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней может производиться по заявлению плательщика (при отсутствии у него задолженности перед бюджетом) в счет исполнения налогового обязательства иного лица, уплаты начисленных такому лицу пеней. Ранее такой нормы в законе не было.

Я лично таких примеров на практике не встречала, когда платят налоги за другого плательщика. Но это история про дружбу :)

4. Решение о возврате налога либо об отказе в проведении возврата принимается не позднее 15 рабочих дней (ранее — 30) со дня подачи плательщиком заявления о возврате. На мой взгляд, аналогично с нормой по сокращению сроков рассмотрения заявления о зачете налогов эта норма — прогрессивная.

Фото с сайта

Фото с сайта anotherdayintheministry.blogspot.com

5. С 2019 года налоговые органы будут применять приостановление операций по счетам (электронным кошелькам) при неисполнении в установленный срок налогового обязательства, неуплате пеней в отсроченные сроки:

  • Если плательщик в течение шести календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором допущена задолженность, исполнял налоговые обязательства в установленные законодательством сроки, то решение о приостановлении операций по его счетам принимается не ранее десяти рабочих дней

Например: срок уплаты налога — 22-е число. На эту дату денег у компании нет — собственник (директор) положил в картотеку платежное поручение на уплату налога. Требование о приостановлении операций по счетам налоговая в банк выставит не 22-го числа, а через десять рабочих дней. Но фактически, пока не исполнится платежное поручение, компания не сможет совершать расходные операции независимо от того, есть требование налоговой или нет.

  • Если плательщик в течение шести календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором допущена задолженность, не допускал ее на каждое 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем, то решение о приостановлении операций по его счетам, электронным кошелькам принимается не ранее пяти рабочих дней

Важно обратить внимание на то, что такой порядок не применяется к уплате налогов и штрафных санкций по результатам проверки.

6. НК-2019 предусмотрены новые способы обеспечения налогового обязательства по итогам налоговых проверок: залог имущества, поручительство и банковская гарантия.

На мой взгляд, это цивилизованное решение для бизнеса, которое дает возможность урегулировать многие ситуации.

Залог, поручительство и банковская гарантия распространяются как на плановые проверки, так и на камеральные, на срок не более трех месяцев. В период залога имущества, поручительства или банковской гарантии налоговой не принимаются решения о взыскании налога, о приостановлении операций по счетам и не проводятся мероприятия по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов.

7. Размер пеней, начисленных на сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора, не должен превышать сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога.

Например: до 2018 года, когда проверки проводились за большое количество лет, зачастую сумма налога была незначительная, а сумма пени многократно ее превышала. Я знаю пример, когда у клиента проверка проводилась за 1998 год. Налога по ее результатом начислили $ 40, а пени — $ 40 000. Новое решение о размере пеней исключает подобные ситуации.

Приведенные изменения в НК-2019 — лишь малая часть того, что изменилось в законодательстве. Чтобы принимать правильные решения по налоговому планированию — обязательно отслеживайте изменения в НК.

Налоговая система Белорусской Республики была сформирована на классических принципах налогообложения.

Налоговый Кодекс БР включает в себя 2 части: общую и особенную. Первая часть была принята и утверждена 19 декабря 2002 года. В ней прописывается, что налоговое законодательство включает в себя законодательные акты Налогового Кодекса и международных переговоров, а также акты Президента и органов государственной и местной власти.

В общей части Налогового Кодекса прописываются основные термины и понятия относительно налогообложения в Беларуси.

Об уровне жизни в Беларуси подробнее здесь.

Налоговый кодекс Беларуси

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь введена в действие 1 января 2004 г.

Спустя 7 лет после утверждения общей части правительством была утверждена особенная часть Налогового Кодекса, которая включается в себя описание всех налогов и сборов в Республике Беларусь. Особенная часть была принята 29 декабря 2009 года.

Классификация налогов в Беларуси:

  1. Местные.
  2. Республиканские.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

НДС

Ставка НДС в Беларуссии

  • 20% – общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% – ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на прибыль

Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.

Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:

  1. Производство высокотехнологических товаров – 12%.
  2. Дивиденды – 12%.
  3. Производство лазерной и оптической техники – 10%.

Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.

Налог на прибыль

Налог на прибыль в Белоруссии в сравнении с другими странами

Подоходный налог с физлиц

Подоходный налог оплачивается гражданами с ежемесячной зарплаты. Налог формирует почти 10% государственного бюджета Белорусской Республики.

Кроме этого, если у человека имеются вклады в финансовых учреждениях или банках, то он обязан платить налог на депозит. Размер налогового взноса равен 13% от дохода, полученного от депозита.

Расчёт налоговой ставки зависит от вида деятельности человека. Так если резидент РБ получает дивиденды, то он обязан выплачивать 13%. Доход от предпринимательской, адвокатской или нотариальной деятельности облагается сбором в размере 16%. Единая ставка подоходного налога для физических лиц на все остальные виды деятельности – 13%.

Подоходный налог обязаны выплачивать также лица, сдающие в аренду квартиры и дома с целью получения дохода.

Короткий видеоролик о налогах в Беларуси

Размер ставки за сдачу квартиры зависит от области и города.

Таблица: размер налога за сдачу квартир

Город Размер налоговой ставки (выражено в белорусских рублях)
Брестская область
Брест 29.0
Барановичи 21.5
Пинск 21.5
Города районного подчинения 10.7
Другие территории 7.5
Витебская область
Витебск
Центральная зона 27.0
Переходная зона 26.0
Города областного подчинения 10.0
Орша 15.0
Полоцк 15.0
Другие территории 8.0
Гомельская область
Гомель От 29.20 до 30.20
Жлобин 22.20
Мозырь 22.20
Речица 22.20
Светлогорск 22.20
Калинковичи 12.60
Рогачев 12.60
Другие территории 11.20
Гродненская область
Гродно 28.20
Волковыск 18.00
Лида 18.00
Новогрудок 18.00
Слоним 18.00
Сморгонь 18.00
Другие города Гродненской области 13.00
Минская область
Жодино 15.30
Другие города 15.00
Могилёвская область
Могилев 27.20
Бобруйск 23.30
Горки 15.50
Кричев 15.50
Осиповичи 15.50
Другие города 11.70
Минск по зонам
1 планировочная 30.50
2 планировочная 25.50
3 планировочная 21.50
4 планировочная 21.50
5 планировочная 17.50

Налоги с физлиц

Налоги, взимаемые с физических лиц

Вычеты подоходного налога

Стандартным налоговым вычетом называется сумма, на которую уменьшается подоходный налог. Вычеты – это льготы на подоходный налог, воспользоваться которыми могут такие граждане РБ, как:

  1. Резиденты РБ с ежемесячным окладом ниже установленного предела (563 белорусских рублей). Возврат подоходного налога составляет 93 белорусских рублей.
  2. Родитель, воспитывающий ребёнка до 18 лет в одиночку. Вычет – 52 белорусских рублей.
  3. Родители, на иждивении которых находится больше 2 детей. Возвращается 52 белорусских рублей.

Налоговый сбор на недвижимость

Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.

Объекты, подлежащие налогообложению:

  1. Квартиры.
  2. Комнаты в собственности.
  3. Гаражи.
  4. Места для парковки машин.

Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.

Плательщики налога на недвижимость

Кто обязан платить налог на недвижимость в Республики Беларусь

Согласно закону, человек имеет право выбирать, за какую недвижимость он будет платить налог. Для этого необходимо написать заявление в налоговую инспекцию. Если заявление человек не напишет, то облагаться сбором будет та недвижимость, которая первой появилась в собственности у резидента БР.

От уплаты налога освобождаются:

  1. Многодетные семьи (больше 3 детей).
  2. Ветераны ВОВ.
  3. Люди пенсионного возраста.
  4. Нетрудоспособные резиденты РБ.
  5. Особы с 1 и 2 группами инвалидности.

Недвижимость, которая находится в сельской местности налоговыми платежами, не облагается.

Налог на недвижимость обязаны платить все лица, которые используют недвижимость для предпринимательской деятельности.

Налоговая ставка равна 0,1 процента от полной стоимости недвижимости. Уплата сбора осуществляется через банк, почту или налоговую инспекцию до 15 ноября каждого года.

В Белорусской Республике также имеется налог на прибыль от продажи недвижимости, но здесь есть свои нюансы. Чтобы их лучше понять, нужно рассмотреть ситуацию на примере. В этой стране налога на наследство нет, поэтому даже если человек получил квартиру или дом в наследство, то ему ничего платить не придётся.

Структура налоговых поступлений

Доля налогов на недвижимость в общей массе налоговых поступлений составляет 5%

Если он эту квартиру или дом (или какую-нибудь другую недвижимость) захочет продать в первый раз, то он также не уплачивает никаких налогов. Но если резидент РБ продаёт второй объект недвижимость на протяжении 5 лет, то он обязан выплатить государству подоходный налог с его продажи. Размер налога равен 13 процентам от суммы разницы между ценой приобретения недвижимости и её продажи.

Например: человеку достался в наследство дом (или он сам его купил) за 50 000 долларов, а продал он его за 60 000 долларов, это означает, что 13% от 10 000 долларов человек оплачивает в госбюджет.

Узнайте, как получить паспорт Беларуси, здесь.

Земельный налог

Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.

Таблица: налоговые ставки земельного налога

Кадастровая стоимость участка Налог (выражено в белорусских рублях)
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар 20.72
Больше 20720 белорусских рублей за гектар 0.1 процент от кадастровой стоимости

Земельный налог в Беларуси

Как рассчитывается земельный налог в Республике Беларусь

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  2. Хранение или захоронение отходов производства.
  3. Сброс сточных вод.

Налоговый взнос на добычу природных ресурсов

Налогами облагаются такие виды деятельности, как:

  1. Добыча калия.
  2. Добыча нефти.

Не облагается налогами:

  1. Добыча нефтяного попутного газа.
  2. Добыча песка.
  3. Добыча грунта.
  4. Добыча подземных и поверхностных вод.

Налоги на добычу природных ресурсов регламентируются гл. 20 НК РБ

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

  • 15% – передача международным организациям.
  • 20% – выдача копий простых и переводных векселей.

Если вы думаете некоторое время пожить в Беларуси, прочтите, как оформить ВНЖ в этой стране.

НАЛОГИ БЕЛАРУСИ 2019: ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Корректировка налоговой базы

Налоговый кодекс Беларуси (НК) дополнен нормой, которая оставляет довольно широкие возможности для нахождения оснований на доплаты налогов.

Если основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата/неполная уплата и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), то налоговая база по таким операциям подлежит корректировке по результатам проверки.

Наличие данных оснований устанавливается с учетом доказательств, собранных органом, проводившим проверку, и (или) представленных правоохранительными органами.

Данная норма скорее всего станет заменой рычагов давления на бизнес при отмене президентского Указа № 488.

Критерии взаимозависимости

Введены новые критерии взаимозависимости (статья 20 НК): организации, учредителями (участниками) которых являются взаимозависимые физические лица (состоят в соответствии с законодательством в браке, отношениях близкого родства), владеющие не менее 20% долей в этих организациях. Пример: одному супругу принадлежат 30% долей в компании А, а другой супруг владеет 20% долей в компании Б. По новым правилам компании А и Б будут взаимозависимыми и на них будут распространяться ограничения, связанные с трансфертным ценообразованием и правилами тонкой капитализации.

Суду предоставлено право признавать лица взаимозависимыми и по иным основаниям чем те, что предусмотрены в НК, если отношения между этими лицами оказывают и (или) могут оказывать непосредственное влияние на условия и (или) экономические результаты их деятельности.

Трансфертное ценообразование

· увеличена годовая сумма сделок, которые подлежат контролю (по наиболее распространенным сделкам со 100 000 BYN до 400 000 BYN);

· исключена возможность 20%-ого отклонения от рыночных цен;

· ограничены случаи контроля по сделкам с недвижимостью (только сделки с между взаимозависимыми лицами и с лицами, применяющими особые режимы налогообложения);

· документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененных цен будет представляться по установленным МНС формам;

· некоторые категории плательщиков вправе обратиться в МНС с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании.

Налоговые проверки

В НК добавлено оcнование, при котором может быть проведена выездная налоговая проверка: при реорганизации плательщика.

При ликвидации не проводятся налоговые проверки, если при ликвидации организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, отсутствует движение денежных средств по счетам, открытым в банках, электронным кошелькам и (или) отсутствуют указанные счета, электронные кошельки в течение 36 месяцев подряд перед началом процедуры ликвидации.

Признание физического лица налоговым резидентом Беларуси

Новый НК предусматривает, что если физическое лицо не является налоговым резидентом ни одного государства, то оно признается налоговым резидентом Республики Беларусь при наличии гражданства Республики Беларусь или разрешения на проживание в Республике Беларусь.

Нормируемые затраты

Введено понятие нормируемых затрат. Расходы на управленческие услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения ограничены 8-кратным размером средней зарплаты по организации.

Нормируемые затраты включают в себя особую категорию прочих затрат, перечень которых закреплен НК и является закрытым. Например, к таким затратам отнесены: выплаты членам совета директоров; представительские расходы; компенсации за использование личных ТС/арендной платы; членские взносы; проценты по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам.

Совокупный размер прочих затрат, учитываемых при налогообложении, составляет 1% от выручки с учетом НДС.

Таким образом, плательщики смогут включать в состав затрат некоторые расходы, которые раньше не могли (к примеру, проценты по просроченным кредитам). С другой стороны, некоторые расходы, которые раньше могли быть полностью включены в состав затрат (к примеру, представительские расходы при наличии подтверждающих документов) будут с 2019 года лимитироваться.

Инвестиционный вычет

Увеличен размер инвестиционного вычета: для зданий, сооружений, передаточных устройств - с 10% до 15% от первоначальной стоимости, а для машин и оборудования - с 20% до 30%.

Правило тонкой капитализации

Установлены одинаковые правила определения контролируемой задолженности как перед белорусскими, так и перед иностранными учредителями (их взаимозависимыми лицами): состав и лимит контролируемой задолженности становится одинаковым и не должен превышать 3-кратный размер собственного капитала.

Налогообложение дивидендов

Установлена ставка налогообложения 6% - в отношении дивидендов, если в течение 3 предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между резидентами Беларуси и 0% - в отношении дивидендов, если в течение 5 предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между резидентами Беларуси.

Исходя из прочтения нормы, распределение прибыли между нерезидентами не препятствует к применению льготных ставок.

Индексация налоговых пределов

Критерий выручки и доходов для признания плательщиками НДС индивидуальных предпринимателей увеличен с 40 тыс. евро до 420 тыс. белорусских рублей (BYN).

Для применения УСН увеличились критерии валовой выручки:

Для организаций, работающих с НДС – с 1 851 100 BYN до 1 949 208 BYN.

Для организаций, работающих без НДС – с 1 270 100 BYN до 1 337 415 BYN.

Для ИП – с 202 700 руб. до 420 000 BYN.

С 2019 года не вправе применять УСН организации и ИП, осуществляющие операции с цифровыми знаками (токенами) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и их обмен на иные цифровые знаки (токены).

С 2019 года в валовую выручку при сдаче недвижимого имущества в аренду не включаются суммы возмещаемых арендодателю (лизингодателю, наймодателю) расходов по приобретению коммунальных услуг.

Налог на недвижимость и земельный налог

Из состава объектов налога на недвижимость и земельного налога по повышенной ставке исключены случаи сверхнормативного незавершенного строительства.

При исчислении налога на недвижимость и земельного налога с момента приемки созданного капитального строения в эксплуатацию (для возведенных после 1 января 2019 года) организациями будут применяться понижающие коэффициенты от 0,2 до 0,8.

Отменено право местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за земельные участки, занятые такими объектами.

В отношении самовольно занятых, не возвращенных в срок участков, используемых не по целевому назначению 10-кратный повышающий коэффициент для ставки земельного налога с 2019 года также не применяется.

Налог на доходы иностранных организаций

Налоговым периодом станет календарный квартал вместо месяца.

Представление физическими лицами налоговой декларации по подоходному налогу

Налоговую декларацию ОБЯЗАНЫ представить физические лица, получившие в 2018 году следующие доходы:

1. от продажи или иного возмездного отчуждения (мена, рента) опредленного имущества (напрмер, второй автомобиль, более одного объекта недвижимости и т.п.);

2. в виде дарения от физических лиц сверх допустимого размера;

3. от сдачи внаем жилых и нежилых помещений сверх установленного размера;

4. доходы, полученные из-за или за границей;

5. в виде возврата денежных средств при прекращении строительства жилья;

6. в виде погашения (досрочного погашения) жилищных облигаций денежными средствами;

7. иные доходы (ст. 219 НК)

В некоторых ситуациях возможно при подаче декларации ВЕРНУТЬ уплаченный налог.

С 2019 года срок представления налоговой декларации по подоходному налогу продлен до 1 апреля 2019 года. При этом декларацию можно будет представить в любой налоговый орган независимо от места регистрации плательщика. Срок уплаты налога продлен до 3 июня 2019 года.

Аудиторская компания UHY БизнесКоллегия оказывает консультации и помощь в составлении и представлении налоговых деклараций по подоходному налогу.

Обзор подготовлен руководителем налоговой практики

Аудиторской компании UHY БизнесКоллегия, налоговым консультантом


Изменение налогового законодательства, произошедшее в начале 2019 года, открыло новые перспективы в проведении налогового планирования в Республике Беларусь. Принятие новой редакции Налогового кодекса наряду с изменением подходов к проведению государственного выборочного контроля открывают перед белорусским бизнесом новые возможности для оптимизации уровня налоговой нагрузки в рамках действующего законодательства. При этом пожалуй впервые совокупный экономический эффект от мероприятий налогового планирования будет зависеть не только от знаний особенностей белорусского налогового законодательства, но и от особенностей организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии, порядка доступа сотрудников предприятия к конфиденциальной информации. Только комплексный подход к налоговому планированию позволит бизнесу достичь реальной оптимизации уровня налоговой нагрузки на предприятия.

Налоговое планирование и Налоговый кодекс 2019

Принятие новой редакции Налогового кодекса в 2019 году существенно изменило порядок налогообложения в Республике Беларусь. При этом новации налогового законодательства настолько существенны и многочисленны, что в настоящее время их достоверно не знают не только представители бизнеса, но и сами налоговые инспектора. Чтобы адаптировать новую редакцию Налогового кодекса к белорусской практике потребуется не один год. А значит, на протяжении этого времени у бизнеса есть хорошая возможность оптимизировать уровень налоговой нагрузки в условиях сложившейся налоговой неопределенности. Для того, чтобы сделать это эффективно необходимо знать следующие особенности налогового планирования в Беларуси.

На практике основу налоговой нагрузки белорусского бизнеса формируют два налога: налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Именно налоговое планирование этих двух обязательных платежей зачастую является основой налоговой оптимизации белорусского бизнеса.

Налоговое планирование НДС тесно увязано с порядком предоставления электронных счетов-фактур по НДС (далее – ЭСЧФ). Особенностью предоставления ЭСЧФ является их двойной контроль со стороны продавца и покупателя. Исключением являются случаи выставления ЭСЧФ контрагентам, которые не являются плательщиками НДС в Беларуси: иностранные контрагенты, физические лица, субъекты предпринимательства, работающие на упрощенной системе налогообложения без НДС и т. д.

В этой связи налоговое планирование НДС в 2019 году должно базироваться на работе с контрагентами, не являющимися плательщиками НДС, или налоговое планирование НДС должно производиться в увязке с поставщиками и покупателями. То есть речь идет о комплексном налоговом планировании, когда предприятие контролирует сумму входного НДС и НДС, начисленного к уплате на основании ЭСЧФ.

Касательно налогового планирования налога на прибыль в 2019 году следует отметить изменение в новой редакции Налогового кодекса подходов к нормированию затрат, а также изменение перечня затрат, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. В этой связи налоговая оптимизация налога на прибыль должна учитывать не только новации налогового законодательства по порядку исчисления налога на прибыль, но и новые методы налогового контроля, вступившие в силу в 2019 году.

Налоговое планирование других налогов, как то налог на недвижимость, земельный налог и так далее, должны проводиться с учетом новаций Налогового кодекса. Как правило, на практике готовых рецептов нет. Необходимо учитывать особенности работы предприятия, а также применяемую на предприятии систему налогового и бухгалтерского учета.

Новые методы контроля

Второй особенностью налогового законодательства 2019 года является введение новых методов налогового контроля, которые закреплены в пункте 4 статьи 33 Налогового кодекса. Законодательством установлено три случая возможной корректировки налоговой базы в пользу государства. В этой связи налоговое планирование должно учитывать неблагоприятные возможности налогового контроля и минимизировать их последствия для предприятия.

Так, при налоговом планировании следует избегать ситуаций, когда контролирующими органами могут быть установлены факты искажения сведений о совершении хозяйственных операций или об объектах налогообложения. На практике, как правило, речь идет о ситуациях несовпадения данных в бухгалтерском и (или) налоговом учете и данных, отраженных в налоговых декларациях. В этой связи более эффективным для предприятия могут быть случае не выработки схем налоговой оптимизации, а организации правильной системы бухгалтерского и налогового учета, проведение периодических аудиторских проверок для избегания нарушений налогового законодательства.

Второй метод налогового контроля заключается в определении хозяйственных операций, основной целью совершения которых является уход от уплаты налогов. На практике речь идет о «нетипичных» хозяйственных операциях или операциях, без которых предприятие «вполне могло бы и обойтись».

Например, зачем предприятию проводить маркетинговые исследования, если это не приводит к росту продаж или прибыли. Или зачем платить деньги дорогостоящим консультантам или управленцам, если это не сказывается на эффективности бизнеса, а только уменьшает сумму исчисленного налога на прибыль. Именно на такие ситуации обращают внимание контролеры во время проверок. И именно таких ситуаций следует избегать.

Третий метод налогового контроля связан с реальным отсутствием совершения хозяйственной операции, когда договора заключаются с лжепредпринимателями. Сразу же следует отметить, что это самый неэффективный и затратный метод налогового планирования, поэтому на практике его применять не следует.

Правда на практике бывают ситуации, когда предприятие пытаются наказать, используя методы и положения указа № 488. В этом случае без помощи внешних консультантов зачастую не обойтись, так как необходимо доказывать не только факт совершения хозяйственной операции, но и оспаривать сумму возможных штрафных санкций. Без грамотной юридической и экономической помощи сделать это бывает практически невозможно. Поэтому, чтобы избежать излишнего государственного контроля, необходимо воспользоваться новациями порядка проведения выборочных проверок, вступившими в силу в 2019 году.

Выборочный государственный контроль

С 1 января 2019 года изменились подходы государства к проведению планового государственного контроля. Переход на плановые выборочные проверки не только существенно сократил количество проверок, но и повысил результативность данной формы контроля, то есть каждая налоговая проверка должна по идее сопровождаться и большей суммой штрафных санкций.

В этой ситуации для избегания излишнего налогового контроля каждое предприятие должно знать положения приказа Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 февраля 2018 года № 20 «Об утверждении критериев оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки». Знание особенностей данного нормативного документа существенно сократит вероятность проведения выборочной налоговой проверки белорусского предприятия или индивидуального предпринимателя.

Во вторых следует помнить, что положения пункта 5.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства». Данным положением утвержден 5-летний срок исковой давности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Исключение предоставлено только в случаях, когда налоговая проверка проводится за более длительный срок в соответствии с законодательством. Речь идет о проверках, назначенных по поручению Президента и иных высокопоставленных чиновников, или проверках, проводимых в рамках возбужденного уголовного дела. Также 5-летний период не применяется в тех случаях, когда в налоговые декларации вносились изменения и дополнения.

В этой ситуации важно, чтобы белорусское предприятие или индивидуальный предприниматель создавали как можно меньше поводов для назначения выборочной проверки, тогда не будет необходимости отстаивать свою правоту по результатам налогового планирования. В случае же, если выборочная проверка будет назначена, то необходимо быть готовым к отстаиванию своих прав в ходе налогового контроля.

В заключение отметим, высокоэффективным налоговое планирование будет только в том случае, когда оно проводится комплексно и им занимаются специалисты предприятия, которые владеют знаниями налогового законодательства, бухгалтерского учета, хозяйственного права и особенностей государственного контроля. При этом весь экономический эффект от налогового планирования существенно нивелируется в ситуации, когда информацией о методах налогового планирования владеют многие сотрудники. Это повышает риск утечки информации в контролирующие органы в случае увольнения сотрудников или их недовольства своим положением на предприятии.

В этой ситуации, если узкого специалиста по налоговому планированию на предприятии нет, то более предпочтительным является привлечение внешних консультантов по налоговому планированию, которые устранят проблему возможной утечки конфиденциальной информации. Главным фактором в этом случае является доверие к внешним консультантам и готовность следовать советам консультантов по налоговому планированию. В противном случае лучше не заниматься налоговым планированием бизнеса, а сразу следовать совету контролирующих органов: «Платите налоги и спите спокойно».

Налоги Беларуси № 28 2019

НАЛОГИ БЕЛАРУСИ № 28 (556)/2019/26 июля

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ

С. ГРЕКОВА. Бизнес и государство: диалог, который делает сильнее

«Правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности в Республике Беларусь» — так была обозначена тема круглого стола, организованного прокуратурой г. Минска, общественным объединением «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» и Минским городским отделением общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов».
Участие принимали представители бизнес-сообщества, органов государственного управления, прокуратуры, территориальных органов принудительного исполнения, адвокаты, нотариусы, судьи, руководители партнерских предприятий Минского столичного союза предпринимателей и работодателей.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И КОММЕНТАРИИ

ДЕКРЕТ Президента Республики Беларусь от 16 июля 2019 г. № 4 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 апреля 2019 г. № 22 «Об изменении постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 и от 24 января 2011 г. № 4» (извлечение)

ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

И.С. КРИВОРОЩЕНКО. Подоходный налог: особенности налогообложения доходов по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с иностранными организациями

В Налоговом кодексе Республики Беларусь, в редакции вступившей в силу с 1 января 2019 г., упрощен алгоритм определения налоговой базы подоходного налога по доходам, полученным от операций с ценными бумагами по договорам, заключенным с иностранными организациями. В данной статье автором рассмотрен порядок определения такой налоговой базы на примере доходов, полученных в 2019 и в 2018 гг.

Е.А. ШЕРИЙ. Прочие нормируемые затраты: заполняем декларацию по налогу на прибыль правильно

Налоговым кодексом Республики Беларусь установлено, что совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих нормируемых затрат не может превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов с учетом налога на добавленную стоимость. Затраты, превышающие указанный предел, при налогообложении прибыли не учитываются и в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибы не отражаются.
На практике возникают сложности при расчете совокупного размера учитываемых при налогообложении прочих нормируемых затрат и при их отражении в декларации по налогу на прибыль.
В данной статье рассмотрена на отдельных примерах методика расчета совокупного размера учитываемых при налогообложении прочих нормируемых затрат и порядок их отражения в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль.

ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

В.И. СТЕПАНЕНКО. «Ежовые рукавицы» руководителя: применяем меры ответственности за нарушения дисциплины труда

В качестве одного из видов ответственности трудовое право определяет дисциплинарную ответственность работников за нарушения трудовой дисциплины, которую работники обязаны соблюдать. Так, статья 53 Трудового кодекса Республики Беларусь устанавливает в качестве одной из обязанностей работника подчинение правилам внутреннего трудового распорядка и иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда. С другой стороны, это требование подкреплено установлением обязанности нанимателя обеспечивать в том числе трудовую дисциплину. Данное требование закреплено в статье 55 Трудового кодекса. И более того, статьей 12 Трудового кодекса нанимателю предоставлено право привлекать работников к дисциплинарной ответственности в установленном законодательством порядке.
Предлагаемая статья систематизирует основные аспекты законодательства о труде, касающиеся применения дисциплинарных взысканий: наниматель обязан соблюсти установленный порядок их наложения. Знание таких правовых положений позволит исключить споры о дисциплинарных взысканиях, об увольнении работника за нарушение трудовой дисциплины и др.

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

Т.Н. РЫБАК. Консолидированная бухгалтерская отчетность за первое полугодие 2019 года

Консолидированная бухгалтерская отчетность составляется организациями в соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 46 (НСБУ № 46). При составлении данной отчетности принимаются во внимание изменения и дополнения, внесенные в НСБУ № 46 постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 74 (вступило в силу с 01.01.2019).
В представленном материале рассмотрен порядок составления и представления консолидированной бухгалтерской отчетности за 1-е полугодие 2019 г.

В.В. РАКОВЕЦ. Конверсия иностранной валюты: бухгалтерский и налоговый учет

Конверсия иностранной валюты представляет собой обмен банками одного вида иностранной валюты субъекта валютных операций, банка, банка-нерезидента на другой вид иностранной валюты по установленному обменному курсу и относится к валютно-обменным операциям, порядок совершения которых определен Инструкцией о порядке совершения валютно-обменных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июля 2005 г. № 112.
В данном материале рассмотрен порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете различных ситуаций по конверсии иностранной валюты.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Г.И. КЕВРА. Ценообразование при осуществлении оптовой торговли в рыночных условиях

В представленном материале на конкретных примерах рассмотрен порядок определения размера оптовой надбавки, устанавливаемой с учетом конъюнктуры рынка (на основе оценки конкурентных цен), а также порядок определения цены (стоимости), применяемой оптовой организацией при осуществлении оптовой торговли товаром, в отношении которого данная организация не является производителем или импортером.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Налоговый календарь для плательщиков-организаций на август 2019 года

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 июля 2019 года

Читайте также: