Налоги в 1991 году

Опубликовано: 22.09.2024

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции "Справедливая Россия", был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

История НДФЛ в России

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1. Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

3. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.

1. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - коэффициент-дефлятор). Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор

До 300 000 рублей (включительно)

До 0,1 процента (включительно)

Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно)

Свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно)

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно)

2. Исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

3. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военной образовательной организацией, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

3. Исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.

Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

2. Налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

2.1. Для объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

3. Исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

5. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 17.07.1999 N 168-ФЗ.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

6. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

7. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

8. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

9. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

10. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

11. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

12. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ


Этот обзор будет полезно прочитать и новичкам, и уже опытным специалистам.

Историческая справка

У налога на доходы физических лиц очень богатая история. Не будем углубляться в те времена, когда с простого люда собирались дань или подати. Хотя, вероятно, именно такие сборы можно считать прародителями современного подоходного налога.

Первыми в мире ввели подоходный налог англичане. Однако Англии потребовалось более сорока лет (1798-1842 гг.) для того, чтобы налог стал постоянным и занял свое почетное место среди других. Американцам потребовалось и того более, внедрение НДФЛ в налоговую систему страны заняло полвека (1862-1913 гг.), а Франция пыталась ввести подоходный налог на протяжении почти семидесяти лет (1848-1914 гг.). Рекордсменом по срокам внедрения подоходного налога стала наша страна, у нас эта история длилась почти сто лет (1812-1916 гг.).

В начале XIX века, а точнее 11 февраля 1812 года был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов». По своей сути это был временный сбор с доходов помещиков. Ставки были установлены прогрессивным способом, возрастая на 1% каждый раз при увеличении дохода на 2 000 рублей. Контроля со стороны государства за правильностью исчисления и уплаты налога не было. В тот период времени подоходный налог можно считать "скорее добровольным приношением, основанным на гражданской чести, нежели принудительным налогом, основанным на гражданской обязанности« (Алексеенко М.М. Подоходный налог и условия его применения. Харьков, 1885

До отмены крепостного права вопрос о подоходно).м налоге в России более не поднимался.

В период реформ 60-х годов XIX века комиссия, созданная при Министерстве финансов, попыталась ввести подоходный налог, однако проект так и не был реализован.

В 1905 году проект закона о подоходном налоге был рассмотрен на уровне правительства. Законопроект обсуждался, дописывался и переписывался более 10 (!) лет.

Наконец, 6 апреля 1916 года на представленном Законе «О государственном подоходном налоге» императором Николаем II была собственноручно наложена краткая резолюция: «Быть по сему». С этого начинался новый этап налогообложения доходов населения в России, однако события 1917 года так и не дали в полной мере реализовать нормы этого закона.

Закон «О государственном подоходном налоге» является основой законодательства о подоходном налогообложении физических лиц, многие его положения актуальны и в настоящее время.

В период с 1916 по 1990 гг. в нашей стране произошло много событий, которые серьезно отразились на системе налогообложения в целом. Например, в 1926 году было устранено деление подоходного налога на основной и дополнительный. В 20-е и 30-е годы менялась шкала ставок налога и росла нагрузка на лиц, получающих нетрудовые доходы.

В годы Великой Отечественной Войны был введен специальный военный налог. Плательщиками военного налога были все граждане, достигшие 18-летнего возраста, независимо от наличия источников доходов. После окончания войны государство отменило этот налог.

В годы тяжелейшей войны государство ввело чрезвычайный налог («налог на бездетность»), который изначально был временным, однако благополучно просуществовал вплоть до 90-х. Налогоплательщиками являлись холостяки, одинокие и малосемейные граждане СССР, таким способом государство поддерживало многодетные семьи.

С моей точки зрения, следующим этапом становления подоходного налога в нашей стране стало принятие Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» от 23 апреля 1990г. (вступил в силу 1 июля 1990 г.). В новом законе были прописаны одинаковые условия налогообложения доходов, как от предпринимательской деятельности, так и от доходов в виде заработной платы и была законодательно закреплена система вычетов из доходов.

В советские времена было введено и закреплено понятие «налоговый агент», многие установленные тогда льготы по подоходному налогу действуют и сейчас.

Но основным законодателем современного подоходного налогообложения я считаю Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (введен в действие с 1 января 1992 г.). Новый закон определил годовой период исчисления подоходного налога со всех категорий плательщиков (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР) и установил единый подход к системе льгот и прогрессивной шкалы ставок.

Закон претерпел многочисленные правки в части налоговых ставок и льгот и просуществовал почти 10 лет вплоть до принятия в 2000 году второй части Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В НК РФ была внесена глава 23 «Налог на доходы физических лиц». Хочу обратить ваше внимание — ранее налог назывался по-иному.

Наше время

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего кодекса (ст. 210 НК РФ).

Основная налоговая ставка в течение уже довольно длительного периода времени — 13 %. Плоская шкала была введена для повышения собираемости налога. Предполагалось, что люди с большим доходом будут декларировать доходы целиком, а работодатели с «серыми» зарплатами выйдут из тени.

Дискуссии по поводу увеличения ставки налога не прекращались никогда. В 2010 году в Госдуму поступили законопроекты о введении прогрессивной шкалы. Однако депутаты не поддержали инициативу, и законопроект был отклонен. А в июне 2013 года Президент России Владимир Путин заявлял, что плоская шкала НДФЛ не введена «на века». В свою очередь, законодатели прогнозировали увеличение ставки НДФЛ не ранее 2018 года. В феврале 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в одном из своих интервью сказал, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

Но в своем очередном обращении к гражданам России 23 июня 2020 года Владимир Путин предложил ввести повышенную ставку налога на доходы физлиц в размере 15%. Обложению по повышенной ставке подлежала только та часть годового дохода, которая превысит 5 млн. рублей. И с 1 января 2021 года вступили в действие соответствующие изменения в ст.224 Налогового Кодекса РФ.

В большинстве стран мира действует прогрессивная ставка налога — чем выше годовой доход, тем выше ставка. Например, в Австралии размер налога на доходы физических лиц может достигать 47%, а в Великобритании до 40%. Установленные в нашей стране ставки НДФЛ — одни из самых низких в мире. "Задача хорошего пастуха стричь своих овец, а не сдирать с них кожу« (Сергеев В. С. Принципат Тиберия // Вестник древней истории). Однако есть страны, где подоходного налога нет вовсе. Среди «счастливчиков» Объединенные Арабские Эмираты, Монако и Саудовская Аравия, а также Бахрейн, Кувейт, Оман и Катар.

Ставки

Налоговым кодексом установлено пять видов ставок по НДФЛ: 9, 13, 15, 30, 35%. Размер ставки налога зависит от вида дохода и получателя (налоговый/неналоговый резидент).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Ставку 9% используют при определении налога со следующих доходов налоговых резидентов:

  • проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
  • доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием по сертификатам участия, выданным до 1 января 2007 года.

Ставку 15% применяют к доходам физических лиц-нерезидентов, если они получают выплаты в виде дивидендов от российских организаций. Рассчитывает, удерживает и уплачивает НДФЛ налоговый агент. Уменьшить базу для расчета НДФЛ на суммы поступивших налоговому агенту дивидендов нельзя.

Однако не всегда нерезиденты применяют эту ставку. Поскольку международные договоры об избежании двойного налогообложения имеют приоритет над российским законодательством, то применять нужно их нормы. Впрочем, сейчас Россия ведет активные и довольно успешные переговоры с зарубежными партнерами по поводу изменения условий договоров об избежании двойного налогообложения. В частности, с Кипром, Мальтой и Люксембургом договориться удалось, и большая часть доходов будет облагаться налогом по единой ставке в 15%. А вот достичь согласия с Нидерландами не получилось и договор с этой страной денонсируется.

Ставку 30% применяют к доходам по ценным бумагам, кроме дивидендов, которые выпустили российские организации, в следующих случаях:

  • доходы по ценным бумагам учитывают на счете депо иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя или на счете депо депозитарных программ;
  • получатель дохода не предоставил налоговому агенту информацию в соответствии с требованиями ст. 214.6 кодекса.

Исключения закреплены в пункте 8 статьи 214.6 НК РФ. Также ставку НДФЛ 30% применяют к доходам нерезидентов. Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют (п. 4 ст. 210, п. 3 ст. 226 НК).

Самая высокая ставка налога 35% (п. 2 ст. 224 НК). Применяется для налогообложения доходов резидентов (любые выигрыши и призы, полученные в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, а так же суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ). Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные.

С 21 мая 2021 года вступают в силу изменения законодательства, предусматривающие возможность получения гражданами вычетов по НДФЛ за предыдущий налоговый период в сокращенные сроки без необходимости направления в налоговые органы декларации 3-НДФЛ и подтверждающих документов. Изменения внесены Федеральным законом от 20.04.2021 № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Информация по применению упрощенного порядка размещена на сайте ФНС в разделе «Упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ». Впрочем, налоговые вычеты — серьезная и объемная тема, ее следует обсуждать отдельно.

В настоящее время НДФЛ является (после налога на добавленную стоимость) основной доходной частью бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В таблице приведены статистические данные, которые говорят сами за себя.

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2019-2020 гг.

О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Статья 1. Плательщики налогов

1. Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

3. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Статья 2. Объекты налогообложения

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.

Статья 3. Ставки налога

1. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - коэффициент-дефлятор). Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор

До 300 000 рублей (включительно)

До 0,1 процента (включительно)

Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно)

Свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно)

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно)

2. Исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

3. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Статья 4. Льготы по налогам

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военной образовательной организацией, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

3. Исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

Статья 5. Порядок исчисления и уплаты налогов

1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.

Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

2. Налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

2.1. Для объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

3. Исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

5. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 17.07.1999 N 168-ФЗ.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

6. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

7. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

8. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

9. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

10. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

11. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

12. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Москва, Дом Советов РСФСР

9 декабря 1991 года

Судебная практика и законодательство — Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 (ред. от 02.11.2013) "О налогах на имущество физических лиц"

"Н2" - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 статьи 408) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 НК РФ, либо сумма налога, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 НК РФ начиная с 1 января 2015 года.

До 2015 года пенсионеры в отношении всех объектов недвижимости, принадлежащих им на праве собственности, освобождались от уплаты налога (Закон N 2003-1 от 09.12.1991).

С 2015 года льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется для пенсионеров в отношении одного объекта каждого из пяти видов объектов. Подробную информацию можно посмотреть в разделе https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/imuch2016/.

где, Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 статьи 408 Кодекса) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 Кодекса, либо сумма налога, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 Кодекса начиная с 1 января 2015 года.

До 01.01.2015 в отношении указанных объектов, не относящихся к жилым строениям, хозяйственным строениям (сооружениям), могла применяться при наличии оснований налоговая льгота, предусмотренная статьей 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (утратил силу).

Гражданин Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2.1 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункту 1 статьи 1, статье 2 и пункту 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и нарушают его права по уплате законно установленных налогов и сборов. Как указывает заявитель, органы технического учета (БТИ) систематически представляют в налоговые органы сведения не о жилых домах, а о домовладениях, которые не являются объектами налогообложения, ссылаясь при этом на оспариваемый Порядок.

Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2.1 Порядка, предусматривающего, что оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности. В подтверждение требования указал, что названное нормативное положение противоречит статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункту 1 статьи 1, статье 2 и пункту 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон о налогах), нарушает его право на уплату законно установленных налогов и сборов. Ссылаясь на Порядок, органы технического учета представляют в налоговые органы сведения не о жилых домах, а о домовладениях, которые не являются объектами налогообложения.

Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года;

Исходя из указанных норм Кодекса и статей 3 и 4 Федерального закона N 95-ФЗ следует, что представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) осуществляют свои полномочия по земельному налогу в соответствии с главой 31 "Земельный налог" Кодекса, налогу на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налоге на имущество физических лиц" (далее - Закон Российской Федерации N 2003-1).

Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу с 02.01.2014 пункта 2 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"), предусматривающего возможность подачи физическим лицом заявления на получение патента на право применения патентной системы налогообложения (далее - патент) одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, поручает управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации в целях реализации указанных положений Кодекса организовать работу нижестоящих налоговых органов с учетом следующего.

В целях реализации положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31), статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (Российская газета, N 36, 14.02.1992), статьи 397 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4840), статьи 363 главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3027) приказываю:

(с изменениями на 3 июля 1991 года)

___________________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи отменой с 1 января 1992 года
Закона СССР "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан
и лиц без гражданства" от 23 апреля 1990 года N 1443-I на основании
Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"
от 7 декабря 1991 года N 1998-1.
____________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Настоящий Закон на основании Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики определяет изъятия и дополнения, с учетом которых на территории РСФСР применяется Закон СССР "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства".

Статья 3. Доходы, не подлежащие налогообложению

1. В облагаемый налогом доход не включаются:

в) стипендии студентов высших учебных заведений, аспирантов и ординаторов, слушателей духовных учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, назначаемые им этими учебными заведениями, а также стипендии, учреждаемые из средств предприятий, организаций и учреждений, а также из средств фондов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;

ж) доходы членов артелей старателей, получаемые за работы, связанные со старательской деятельностью по добыче золота и других драгоценных, редких и цветных металлов по перечню, определяемому Советом Министров РСФСР, а также по добыче янтаря и пушнины;

н) выигрыши по облигациям государственных займов СССР и РСФСР и по лотереям;

о) проценты и выигрыши по вкладам в учреждениях банков в РСФСР и по государственным казначейским обязательствам СССР и РСФСР и других республик (подпункт в редакции Федерального закона от 3 июля 1991 года N 1534-1 - см. предыдущую редакцию);

ф) суммы, перечисленные по заявлениям граждан на благотворительные цели, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, народного образования, здравоохранения и социального обеспечения, полностью или частично финансируемым из бюджета.

Статья 4. Льготы по налогу

1. От уплаты налога освобождаются полностью:

в) подпункт утратил силу - Федеральный закон от 3 июля 1991 года N 1534-1 - см. предыдущую редакцию;

г) члены крестьянских хозяйств в течение пяти лет, начиная с года образования крестьянского хозяйства, - по доходам, получаемым от этого хозяйства;

д) на территории РСФСР не применяется;

м) матери-героини - по всем получаемым ими доходам и родители, воспитывающие четырех и более детей, - по суммам их доходов, являющихся объектом налогообложения в главах II и III Закона;

о) проживающие в сельской местности мужчины, достигшие 60 лет и женщины, достигшие 55 лет, - по всем видам доходов, если хозяйства этих граждан освобождены от уплаты сельскохозяйственного налога или платы за землю (подпункт в редакции Федерального закона от 3 июля 1991 года N 1534-1 - см. предыдущую редакцию);

п) студенты высших учебных заведений, учащиеся средних учебных заведений, направляемые в составе студенческих отрядов, сформированных на основании доверенностей республиканских, краевых, областных, Московского и Ленинградского городских штабов студенческих отрядов и трудовых объединений молодежи, на работы в организации, учреждения и на предприятия, а также преподаватели, сотрудники, аспиранты, ординаторы этих учебных заведений, назначенные в установленном порядке руководителями студенческих отрядов по заработной плате и другим выплатам, получаемым в названных организациях за производимые работы.

с) следующие категории граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, по всем видам получаемых ими доходов:

- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями чернобыльской катастрофы, а также аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

- инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа: граждан (временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных или выехавших в добровольном порядке из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения;

- граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы, включая летный состав гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения;

- граждане, эвакуированные или выехавшие добровольно в 1986 году из зоны отчуждения;

(Подпункт дополнительно включен с 1 мая 1991 года Федеральным законом от 3 июля 1991 года N 1534-1)

т) граждане, зарегистрированные в качестве ищущих работу, - по суммам пособий по безработице, не превышающим 210 рублей в месяц, а также по суммам стипендий, получаемых в период профессионального обучения и переобучения из Государственного фонда занятости населения РСФСР (подпункт дополнительно включен с 1 июля 1991 года Федеральным законом от 3 июля 1991 года N 1534-1);

у) студенты и учащиеся дневной формы обучения высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведений, начальных, неполных средних и средних школ, слушатели духовных учебных заведений - по размеру заработной платы и другим видам выплат, получаемых ими за работу на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности (подпункт дополнительно включен с 1 июля 1991 года Федеральным законом от 3 июля 1991 года N 1534-1);

ф) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии (подпункт дополнительно включен с 1 июля 1991 года Федеральным законом от 3 июля 1991 года N 1534-1).

2. Сумма налога понижается:

ж) для граждан, занимающихся всеми видами деятельности, не запрещенной законодательством, имеющих на иждивении трех и более человек, - на 30 процентов по всем получаемым ими доходам;

з) для одиноких родителей, имеющих двух и более детей до 16 лет, - на 30 процентов по всем получаемым ими доходам.

4. Советы Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполнительные комитеты краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов имеют право освобождать отдельные категории плательщиков и отдельных плательщиков от обложения подоходным налогом или снижать его размер.

Исполкомы сельских и поселковых Советов народных депутатов имеют право с учетом материального положения освобождать отдельных плательщиков от обложения подоходным налогом, а также понижать для отдельных плательщиков размеры налога.

Статья 7. Категории плательщиков налога и объекты
налогообложения

г) граждане, работающие в религиозных организациях, включая священнослужителей.

Статья 8. Ставки налога

С доходов рабочих, служащих и граждан, приравненных к ним по налогообложению, налог взимается в следующих размерах:

от 1001 до 2000 руб. 94 руб.80 коп. + 15% с суммы,
превышающей 1000 руб.

от 2001 до 3000 руб. 244 руб.80 коп. + 20% с суммы,
превышающей 2000 руб.

(Статья 8 в редакции Федерального закона от 3 июля 1991 года N 1534-1 - см. предыдущую редакцию)

Статья 13. Порядок удержания и перечисления
в бюджет налога

1. Подоходный налог с заработков и других доходов в денежной и натуральной форме, предусмотренных в настоящей главе Закона, начисляется и удерживается предприятиями, учреждениями и организациями, производящими эти выплаты.

2. На территории РСФСР не применяется.

3. Предприятия, учреждения и организации одновременно с получением в учреждениях банка средств на выплату причитающихся гражданам сумм перечисляют в бюджет суммы начисленного налога.

Организации, выплачивающие заработную плату из выручки от реализации продукции и оказания услуг, вносят исчисленные суммы налога в учреждение банка на следующий день после выплаты заработной платы.

4. Запрещается уплата налога с заработков граждан за счет средств предприятий, учреждений и организаций.

5. В порядке, предусмотренном настоящей статьей, производится удержание и перечисление в бюджет сумм налога предпринимателями и другими гражданами, выплачивающими заработную плату и другие виды доходов занятым у них по найму рабочим и служащим (пункт дополнительно включен Федеральным законом от 3 июля 1991 года N 1534-1).

Глава III. Налогообложение доходов, получаемых от выполнения
разовых работ и других выплат не по месту основной работы

Статья 14. Ставки налога

В соответствии с положениями настоящей главы Закона подлежат налогообложению:

а) заработная плата и другие доходы в денежной и натуральной форме, получаемые от предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц за работу по совместительству, за выполнение разовых и других работ не по месту основной работы;

б) суммы материальной помощи, если размер такой помощи превышает 1000 рублей в год, а также дивидендов по акциям, выплачиваемые предприятиями, учреждениями и организациями не работающим в них гражданам.

---------------------------------------------------------------------
Размер месячного дохода Сумма налога
---------------------------------------------------------------------
от 5 до 30 руб. 2% с суммы дохода
от 31 до 70 руб. 0 руб.60 коп. + 5% с суммы,
превышающей 30 руб.
от 71 до 150 руб. 2 руб.60 коп. + 8% с суммы,
превышающей 70 руб.
от 151 до 1000 руб. 9 руб.00 коп. + 12% с суммы,
превышающей 150 руб.
от 1001 до 2000 руб. 111 руб.00 коп. + 15% с суммы,
превышающей 1000 руб.
от 2001 до 3000 руб. 261 руб.00 коп. + 20% с суммы,
превышающей 2000 руб.
от 3001 руб. и выше 461 руб.00 коп. + 30% с суммы,
превышающей 3000 руб.
---------------------------------------------------------------------

(Подпункт "б" в редакции Федерального закона от 3 июля 1991 года N 1534-1 - см. предыдущую редакцию)

Статья 15. Порядок налогообложения

На территории РСФСР не применяется.

Статья 16. Категории плательщиков и объекты
налогообложения

В порядке и размерах, предусмотренных в настоящей главе Закона, привлекаются к уплате налога:

а) авторы произведений науки, литературы и искусства - по суммам авторского вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование либо предоставление права использования этих произведений;

б) авторы переводов произведений науки, литературы, искусства по суммам авторского вознаграждения;

в) авторы открытий, изобретений и промышленных образцов - по суммам вознаграждения;

г) правопреемники и наследники авторов произведений и переводов науки, литературы и искусства, открытий, изобретений или промышленных образцов;

д) граждане, осуществляющие редактирование и рецензирование произведений науки, литературы и искусства, - по суммам авторского вознаграждения.

е) другие граждане, получающие авторское вознаграждение в соответствии с законодательством об авторском праве, - по суммам авторского вознаграждения (подпункт дополнительно включен Федеральным законом от 3 июля 1991 года N 1534-1).

Статья 17. Ставки налога

С сумм вознаграждений, выплачиваемых гражданам, перечисленным в статье 16 настоящего Закона (включая наследников авторов, чьи произведения, переводы, открытия, изобретения или промышленные образцы используются впервые), налог по месту выплаты в течение года взимается в следующем размере:

от 361 до 840 руб. 7 руб.20 коп. + 5% с суммы,
превышающей 360 руб.

от 841 до 1800 руб. 31 руб.20 коп. + 8% с суммы,
превышающей 840 руб.

от 1801 до 12000 руб. 108 руб.00 коп. + 12% с суммы,
превышающей 1800 руб.

от 12001 до 24000 руб. 1332 руб.00 коп. + 15% с суммы,
превышающей 12000 руб.

от 24001 до 36000 руб. 3132 руб.00 коп. + 20% с суммы,
превышающей 24000 руб.

Читайте также: