Налоги уплаченные торговой сетью магнит будут поступать в местный бюджет

Опубликовано: 08.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В бюджеты какого уровня зачисляются денежные средства (налоги), взимаемые в связи с применением УСН и уплатой ЕНВД?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Доходы от ЕНВД полностью зачисляются в доходы местных бюджетов (бюджеты муниципальных районов либо городских округов).

Обоснование вывода:

Пунктом 1 ст. 12 НК РФ в РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные (ст. 13 НК РФ), региональные (ст. 14 НК РФ) и местные (ст. 15 НК РФ). При этом нормы НК РФ не связывают вид налога с видом бюджета, в который он подлежит зачислению.

Кроме того, ст. 18 НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, к которым относятся в том числе УСН и ЕНВД.

В силу п. 7 ст. 12 НК РФ установленные НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. То есть из норм п. 7 ст. 12 НК РФ следует, что налоги, исчисляемые в рамках специальных налоговых режимы, являются разновидностью федеральных налогов.

Представители Минфина России со ссылкой на п. 7 ст. 12 НК РФ также относят налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, к федеральным, не указанным в ст. 13 НК РФ (письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30 (направлено территориальным налоговым органам для руководства и использования в работе письмом ФНС России от 10.05.2006 N ММ-6-19/481@)).

А в письме от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3 представители Минфина России при рассмотрении вопроса о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного НДФЛ в счет уплаты налога, взимаемого в связи с применением УСН, сообщили, что сумма излишне уплаченного одного федерального налога может быть зачтена в счет недоимки по другому федеральному налогу, тем самым подтвердив отнесение единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, именно к федеральным налогам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 40 БК РФ платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в частности доходы от федеральных налогов, должны зачисляться на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Так на основании п. 2 ст. 56 БК РФ налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%.

При этом доходы от ЕНВД, также по нормативу 100%, подлежат зачислению в доходы местных бюджетов - бюджеты муниципальных районов (городских округов) (п. 2 ст. 61.1 БК РФ, п. 2 ст. 61.2 БК РФ).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

7 ноября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В регионах, озабоченных наполнением своих бюджетов, которые изрядно потрепал кризис, снова заговорили о необходимости обязать филиалы и отделения крупных компаний платить налоги в регионе, а не по месту регистрации головного офиса.

Эту идею не раз высказывали в Челябинской области. Сейчас ее активно обсуждают в Брянской области. Губернатор Николай Денин поинтересовался у представителя самой крупной торговой сети, представленной в Брянске тремя гипермаркетами, сколько налогов корпорация платит в местный бюджет. Оказалось, всего по 2,7 миллиона рублей в месяц, притом что средняя сумма, выбиваемая на кассах магазинов, превышает 500 рублей. Весьма скромные отчисления идут и в бюджет Челябинской области от металлургических и энергетических компаний.

Причина известна. Челябинские предприятия состоят на учете в межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы в Москве. В Самарской области ситуация аналогичная. Управляющий Самарским филиалом крупной федеральной торговой сети Владимир Рыжков говорит, что действительно все налоги платит головная компания в Москве, а потом они лишь частично возвращаются в региональные бюджеты. А торговая корпорация, работающая в Брянске, зарегистрирована в Орле, в области у нее - филиалы без образования юридического лица. Председатель комитета Брянской областной Думы Иван Медведь убежден, что настала пора применить принцип "где работаешь - там и платишь налоги".

Однако идею - жестко привязать филиалы к региону - поддерживают далеко не все губернаторы. У регионов, считают они, есть немало возможностей, чтобы заинтересовать крупный бизнес добровольно регистрировать свои филиалы в регионе, а значит, платить налоги по полной программе.

"Не надо придумывать новые запреты и ограничения для крупных или мелких предприятий, - считает директор департамента финансов Тверской области Алексей Каспржак. - Наоборот, регионам надо честно конкурировать за инвесторов льготными и удобными условиями". Здесь установлен ряд субсидий, которые предоставляются инвесторам, создающим и регистрирующим новые производства на территории региона. А в Краснодарском крае власти готовы предложить предприятиям, испытывающим затруднения в связи с кризисом, даже финансовую поддержку в обмен на обязательства обеспечить определенный налоговых поступлений в бюджет.

В Ярославской области, борясь за филиалы крупных компаний, пошли несколько иным путем. Региональный закон о государственном регулировании инвестиционной деятельности ставит жесткое условие: предприятие должно быть зарегистрировано на территории региона. "Но за это в процессе реализации инвестпроектов оно получает серьезные налоговые льготы: на пять лет освобождаются от уплаты налога на вновь созданное имущество, полностью - от транспортного налога, на 4,5 процента для них снижена ставка налога на прибыль", - объяснил заместитель председателя комитета инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности, начальник отдела государственного регулирования и господдержки инвестиционной деятельности департамента экономического развития Дмитрий Мартынов. Сегодня в области реализуют инвестиционные проекты два предприятия, которые являются филиалами компаний, расположенных на других территориях - в Санкт-Петербурге и Москве, и все налоги они платят в Ярославской области.

Впрочем, есть среди местных властей и те, которых проблема "иногородних крупных налогоплательщиков" вообще мало волнует. Почему? Владимир Никонов, заместитель губернатора, руководитель департамента стратегического управления и планирования Новосибирской области, поясняет: "Доходная часть нашего регионального бюджета не имеет прямой зависимости от наличия или регистрации в области крупных компаний. У нас хорошо развит малый и средний бизнес - по этому показателю мы одни из лучших в России, что делает нашу экономику более устойчивой".

Сергей Беляков, директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства минэкономразвития:

- На мой взгляд, чтобы предприятия стремились формировать свои налоги в местные бюджеты, должны постараться сами регионы, стимулируя их инвестиционную активность. В этом налоговое законодательство предоставляет им хорошие возможности.

Во-первых, регионы могут на 4,5 процента снижать ставку налога на прибыль для компаний. И сегодня некоторые российские территории этой нормой активно пользуются (например, Пермский край), переманивая в хорошем смысла слова к себе для регистрации предприятия, которые в конечном счете концентрируют именно у них центры прибыли.

Время от времени возникает тема, где и в каком регионе должны уплачивать налоги крупные вертикально-интегрированные компании. И здравое зерно в ней есть. Вопрос, который ставят некоторые губернаторы, вполне логичен: если вы получаете доход в одном месте, то почему налог платите в другом? Но здесь важно не допустить перекосов. С одной стороны, не ограничить здоровую конкуренцию регионов за бизнес, а с другой - не стимулировать нездоровое поведение компаний, которые "гоняют" прибыль между регионами. Отчасти решить второй вопрос поможет механизм контроля за трансфертными ценами при обоснованности сделок между аффилированными компаниями, расположенными в разных регионах, но он требует доработки.

Владимир Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института переходного периода:

- Любое столичное или иное предприятие, имеющее подразделение (филиалы, штаб-квартиры) в регионах, обязано зарегистрировать их как обособленные представительства без образования юридического лица либо по желанию - оформить как самостоятельные компании с образованием юридического лица.

В первом случае они платят налог на прибыль исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения в соответствующих показателях в целом по компании. Во втором - каждое юрлицо уплачивает налог на прибыль самостоятельно.

В обоих случаях у головной компании есть некоторые возможности перемещать "центры прибыли". В случае обособленных представительств можно влиять на параметры, в соответствии с которыми происходит распределение прибыли между филиалами. В случае формально независимых лиц - использовать механизм трансфертного ценообразования. В стремлении "поджать" налогооблагаемую базу они "сдвигают" точки прибыли в те регионы, в которых есть, к примеру, инвестиционные льготы по уплате налога, и в итоге снижают эффективную ставку этого налога. Однако в Налоговом кодексе на этот счет установлены ограничения - 20-процентный коридор, в рамках которого колебания цен признаются допустимыми.


Миллиардер Сергей Галицкий перечислил в консолидированный бюджет Краснодарского края 15,1 млрд рублей в виде налогового платежа от продажи 29,1% акций розничной сети «Магнит». Об этом рассказал вице-губернатор Игорь Галась.

По его словам, из этой суммы 3,3 млрд рублей получил бюджет кубанской столицы. Также Галась отметил, что в т.ч. благодаря налогам Галицкого доходы консолидированного бюджета региона в 2019 году выросли на 21,7% (+38 млрд рублей), достигнув отметки в 214 млрд рублей. Поступления от налога на доход физических лиц увеличились на 40%.

В мэрии кубанской столицы РБК Краснодар факт поступления налоговых платежей от Галицкого подтвердили: деньги поступили в июле 2019 года.

Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края, согласно последней редакции, установлены в 2019 году на уровне 327,7 млрд рублей. Поступления от налога на доходы физических лиц запланирован в 2019 году на уровне 96,2 млрд рублей.

Доходы бюджета Краснодара на 2019 год запланированы на уровне 32 млрд рублей. Из них на НДФЛ приходится 9,29 млрд рублей.

С чего все началось

Как сообщал РБК Краснодар, в феврале 2018 года основатель и совладелец ПАО «Магнит» Сергей Галицкий продал 29,1% акций компании госбанку ВТБ за 138 млрд рублей. Спустя несколько дней ретейлер сообщил, что налоги от продажи Галицким почти трети акций поступят в бюджеты Краснодарского края и Краснодара. Так как сделка облагается НДФЛ в размере 13%, сообщалось, что регион может получить 18 млрд рублей.

По данным администрации Краснодара, в настоящее время кубанская столица получает 22% от объема уплаченного налога на доходы физических лиц. Таким образом, при общей сумме в 18 млрд рублей городская казна должна была получить около 4 млрд рублей.

На что пойдут деньги

В апреле 2018 года администрация Краснодара сообщала, что власти города обсудят с Сергеем Галицким как будут потрачены деньги, которые поступят в бюджет кубанской столицы в качестве налогов после продажи акций сети «Магнит».

«С учетом того, что Сергей Николаевич очень много делает для Краснодара и является крупнейшим меценатом и почетным гражданином города, очень важно будет расходную часть именно этого налога обсудить в том числе и с ним», — заявлял глава Краснодара Евгений Первышов.

Вице-губернатор Кубани Игорь Галась подтвердил, что на уровне администрации региона переговоры с бизнесменом также ведутся, однако отметил, что власти не разделяют деньги Галицкого и другие источники дохода.

«Это его пожелания, которые мы рассматриваем. Он уважаемый гражданин города и крупнейший налогоплательщик. Но мы не говорим, что это рубль Галицкого, и мы его направим туда. Мы общаемся и слушаем в том числе его видение развития города», — отметил замглавы региона.

По словам Галася, в числе проектов, которые планируют реализовать за счет дополнительных налоговых поступлений в бюджет края — это благоустройство Кубанской набережной, а также развитие общественного транспорта.

«Сергей Николаевич хотел бы видеть город более благоустроенным, с современной транспортной инфраструктурой, с комфортной набережной. Поэтому один из проектов, который мы сейчас готовим — это как раз таки реконструкция Кубанской набережной, от Тургеневского моста в сторону Юбилейного. Это комплексная реконструкция, в том числе, по предложению Галицкого — он этот проект поддерживает. Тот же общественный транспорт — он у нас заложен, но в том числе благодаря нашим возможностям по доходам», — пояснил Игорь Галась.

Вице-губернатор добавил, что сейчас формируется проектно-сметная документация реконструкции набережной. Проект будет поделен на два этап ­– берегоукрепление и благоустройство территории. В качестве эталона, по его словам, рассматривается проект аллеи 80-летия Краснодарского края в микрорайоне Юбилейный.

Как сообщал РБК Краснодар, в ноябре 2018 года в Краснодаре утвердили проект берегоукрепления реки Кубань от Тургеневского моста до Рождественского парка. Планируется, что он станет первым этапом создания единой пешеходной набережной.

Стоимость проекта составит 2,5 млрд рублей, по предварительным расчетам, строительство займет 3-5 лет. На территории от Тургеневского моста до Рождественского парка планируется провести берегоукрепление в виде вертикальной железобетонной стенки протяженностью почти 4 км.

На этом участке создадут набережную общей длиной 5 км, проведут компенсационное озеленение и высадят более 2 тыс. деревьев. В проекте предусмотрены три спуска к воде — сходы будут располагаться в районе улиц Харьковской, Рождественская набережная и 70-лет Октября. Общая площадь полосы временного земельного отвода, предоставляемой для проведения работ по берегоукреплению — более 11 га.


Миллиардер Сергей Галицкий перечислил в консолидированный бюджет Краснодарского края 15,1 млрд рублей в виде налогового платежа от продажи 29,1% акций розничной сети «Магнит». Об этом рассказал вице-губернатор Игорь Галась.

По его словам, из этой суммы 3,3 млрд рублей получил бюджет кубанской столицы. Также Галась отметил, что в т.ч. благодаря налогам Галицкого доходы консолидированного бюджета региона в 2019 году выросли на 21,7% (+38 млрд рублей), достигнув отметки в 214 млрд рублей. Поступления от налога на доход физических лиц увеличились на 40%.

В мэрии кубанской столицы РБК Краснодар факт поступления налоговых платежей от Галицкого подтвердили: деньги поступили в июле 2019 года.

Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края, согласно последней редакции, установлены в 2019 году на уровне 327,7 млрд рублей. Поступления от налога на доходы физических лиц запланирован в 2019 году на уровне 96,2 млрд рублей.

Доходы бюджета Краснодара на 2019 год запланированы на уровне 32 млрд рублей. Из них на НДФЛ приходится 9,29 млрд рублей.

С чего все началось

Как сообщал РБК Краснодар, в феврале 2018 года основатель и совладелец ПАО «Магнит» Сергей Галицкий продал 29,1% акций компании госбанку ВТБ за 138 млрд рублей. Спустя несколько дней ретейлер сообщил, что налоги от продажи Галицким почти трети акций поступят в бюджеты Краснодарского края и Краснодара. Так как сделка облагается НДФЛ в размере 13%, сообщалось, что регион может получить 18 млрд рублей.

По данным администрации Краснодара, в настоящее время кубанская столица получает 22% от объема уплаченного налога на доходы физических лиц. Таким образом, при общей сумме в 18 млрд рублей городская казна должна была получить около 4 млрд рублей.

На что пойдут деньги

В апреле 2018 года администрация Краснодара сообщала, что власти города обсудят с Сергеем Галицким как будут потрачены деньги, которые поступят в бюджет кубанской столицы в качестве налогов после продажи акций сети «Магнит».

«С учетом того, что Сергей Николаевич очень много делает для Краснодара и является крупнейшим меценатом и почетным гражданином города, очень важно будет расходную часть именно этого налога обсудить в том числе и с ним», — заявлял глава Краснодара Евгений Первышов.

Вице-губернатор Кубани Игорь Галась подтвердил, что на уровне администрации региона переговоры с бизнесменом также ведутся, однако отметил, что власти не разделяют деньги Галицкого и другие источники дохода.

«Это его пожелания, которые мы рассматриваем. Он уважаемый гражданин города и крупнейший налогоплательщик. Но мы не говорим, что это рубль Галицкого, и мы его направим туда. Мы общаемся и слушаем в том числе его видение развития города», — отметил замглавы региона.

По словам Галася, в числе проектов, которые планируют реализовать за счет дополнительных налоговых поступлений в бюджет края — это благоустройство Кубанской набережной, а также развитие общественного транспорта.

«Сергей Николаевич хотел бы видеть город более благоустроенным, с современной транспортной инфраструктурой, с комфортной набережной. Поэтому один из проектов, который мы сейчас готовим — это как раз таки реконструкция Кубанской набережной, от Тургеневского моста в сторону Юбилейного. Это комплексная реконструкция, в том числе, по предложению Галицкого — он этот проект поддерживает. Тот же общественный транспорт — он у нас заложен, но в том числе благодаря нашим возможностям по доходам», — пояснил Игорь Галась.

Вице-губернатор добавил, что сейчас формируется проектно-сметная документация реконструкции набережной. Проект будет поделен на два этап ­– берегоукрепление и благоустройство территории. В качестве эталона, по его словам, рассматривается проект аллеи 80-летия Краснодарского края в микрорайоне Юбилейный.

Как сообщал РБК Краснодар, в ноябре 2018 года в Краснодаре утвердили проект берегоукрепления реки Кубань от Тургеневского моста до Рождественского парка. Планируется, что он станет первым этапом создания единой пешеходной набережной.

Стоимость проекта составит 2,5 млрд рублей, по предварительным расчетам, строительство займет 3-5 лет. На территории от Тургеневского моста до Рождественского парка планируется провести берегоукрепление в виде вертикальной железобетонной стенки протяженностью почти 4 км.

На этом участке создадут набережную общей длиной 5 км, проведут компенсационное озеленение и высадят более 2 тыс. деревьев. В проекте предусмотрены три спуска к воде — сходы будут располагаться в районе улиц Харьковской, Рождественская набережная и 70-лет Октября. Общая площадь полосы временного земельного отвода, предоставляемой для проведения работ по берегоукреплению — более 11 га.


  • Федеральные налоги и сборы
  • Региональные налоги
  • Местные налоги и сборы
  • Чем отличается налог от сбора
  • Налоги и специальные режимы
  • Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2021 году (таблица)
  • Страховые взносы
  • Итоги

Федеральные налоги и сборы

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.

А порядок действий при совершении ошибки в КБК подробно рассмотрен экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Региональные налоги

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Чем отличается налог от сбора

Отличия налога от сбора заключается в следующем:

  1. Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
  2. Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
  3. Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.

Выделяют следующие режимы:

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

  • режим для сельскохозяйственных производителей;

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

  • соглашение о разделе продукции;
  • патентная система.

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

Читайте также: