Налоги технологическая карта урока 8 класс

Опубликовано: 09.05.2024

Варлапова Ольга Васильевна

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Предметные результаты. Научатся: характеризовать налоговую политику государства, понимать необходимость своевременной уплаты налогов.

Получат возможность научиться: работать в группах, высказывать собственное мнение, суждения, проявлять активную гражданскую позицию.

Познавательные УУД: Владеть приемами осмысленного чтения, преобразовывать и интерпретировать информацию, представленную в графической форме.

Регулятивные УУД: Вырабатывать критерии оценки и самооценки

Коммуникативные УУД: Понимать другие позиции (взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Личностные УУД: Ценность социализации (солидарности).

ВложениеРазмер
nalogi_urok_kompleksnogo_primeneniya_znaniy_i_umeniy.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Тема: «Налоги: система налогов, их функции»

Предметные результаты. Научатся: характеризовать налоговую политику государства, понимать необходимость своевременной уплаты налогов.

Получат возможность научиться: работать в группах, высказывать собственное мнение, суждения, проявлять активную гражданскую позицию.

Познавательные УУД: Владеть приемами осмысленного чтения, преобразовывать и интерпретировать информацию, представленную в графической форме.

Регулятивные УУД: Вырабатывать критерии оценки и самооценки

Коммуникативные УУД: Понимать другие позиции (взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Личностные УУД: Ценность социализации (солидарности).

1. Организационный этап.

Здравствуйте, дорогие юные экономисты! Сегодня мы с вами проведем урок в необычной обстановке. У нас присутствуют гости. Когда к нам в дом приходят гости, мы стараемся предложить им самое лучшее, что у нас есть, показать себя с самой лучшей стороны. Вот и сейчас, давайте с вами сделаем так, чтобы нашим гостям было приятно у нас на уроке.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Определимся с темой. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из мультфильма «Чиполлино» созданный в 1961 году режиссёром-мультипликатором Борисом Дёжкиным по мотивам сказки «Приключения Чиполлино» итальянского писателя Джанни Родари . (демонстрация фрагмента)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока. «Налоги: система налогов, их функции»

Какова цель урока, зачем нам изучать эту тему? «Осознать значение налогов для общества, научиться понимать необходимость своевременной уплаты налогов»

Что является основным источником поступления доходов в городской бюджет? (налоги). Значит главная задача государства обеспечить, чтобы все граждане своевременно и в полном объеме платили налоги. У нас есть группа художников. Вам предлагаю отдельное задание. Разработать проект рекламного плаката, призывающего к уплате налогов.

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Прежде чем, мы начнем разговор по нашей теме давайте повторим материал, который мы уже изучили.

Фронтальный опрос д/з. За каждый правильный ответ вы получаете жетон, кто наберет 5 жетонов за сегодняшний урок, получит оценку 5, 4 жетона – 4, при отказе от ответа или неправильные ответы вы можете получить удовлетворительные и неудовлетворительные оценки, но я надеюсь, что этого не произойдет. Причем, оценки вы можете получить не только за ответы по домашнему заданию, но и за работу на уроке. Нужен человек, ответственный за выдачу жетонов.

Вопросы: 1. Что такое бюджет?

3. Источники доходов бюджета?

4. Статьи расходов бюджета.

5. Что такое налоги?

7. Функции налогов.

8. Виды систем налогообложения.

4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовое)

Задание: рассмотрите таблицу представленную на экране. Скажите, какой вид бюджета имел наш город за последние 3 года? (дефицитный)

Что это значит? (что доходы были меньше расходов и денег в бюджете города не хватало)

Это неправильно, и государство должно эту проблему решать. Давайте попробуем представить, как можно решить эту проблему.

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Деловая игра «Налогообложение»

Итак, представим воображаемую ситуацию. Вы – депутаты парламента, органа, который может внести изменения в систему налогов. Правительство страны для решения проблемы дефицита бюджета внесло законопроект, в котором ставка подоходного налога (НДФЛ) увеличивается в 2 раза. Вы разделены на 2 группы.

1 группа: сторонники увеличения налога.

2 группа: противники данной меры, то есть выступаете против повышения налоговой ставки.

Вы должны в течение 5 минут посовещаться в группе и разработать аргументы (5-6) за и против повышения налогов. Затем по очереди мы будем эти аргументы высказывать, опровергать и предлагать свои.

По итогам дискуссии мы должны предложить как можно больше вариантов повышения доходов бюджета, их можно записать на доске.

Работа в группах.

Общая дискуссия. Аргумент – контраргумент – новый аргумент и т.д.

Вывод: Нельзя просто так повышать налоги, делать это до бесконечности. Это может вызвать обратный эффект. Если налоги слишком высокие, то граждане начинают больше уклоняться от их уплаты, скрывать доходы. У них пропадает стимул больше зарабатывать.

Кривая Лаффера. Идею о вредности слишком сурового налогообложения выдвинул американский экономист Артур Лаффер. Как только налоговые ставки (особенно для подоходного налога) превышают определенный предел, начинает сокращаться налоговая база, что ведет к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет. Кривая Лаффера исходила из здравого смысла, а не из статистических данных. но впоследствии многие экономисты пытались рассчитать оптимальную ставку налога в разных странах. Большинство считает, что стимулы к росту доходов исчезают при ставке > 35%

Пути повышения доходов:

1. Ввести прогрессивную систему налогообложения, то есть доходы увеличатся за счет людей, имеющих высоки заработки. Это даже выгодней, т.к. с высоких доходов будет больше собираться налогов, при этом основная часть граждан не пострадает.

2. Повысить не прямые налоги, а косвенные. Особенно акцизы. Это сохранит доходы граждан, которые не покупают табак и алкоголь, то есть не имеет вредных привычек, повысит доходы бюджета. И возможно сократит потребление социально вредных товаров.

3. Расширять производство, содействовать открытию малых и средних предприятий. Это расширит налоговую базу.

4. Сократить расходы бюджета, но это может вызвать недовольство населения, т.к. это снизит финансирование социальных программ.

5. Наладить систему контроля и преследования (ужесточить наказание) за уклонение от уплаты налогов, и т.д. Воспитывать сознательное отношение граждан к уплате налогов.

А чтобы повысить сознательность граждан, наша особая группа разработала рекламный плакат. Предоставим им слово.

Перед вами тест. Он маленький. Состоит всего из двух заданий. Это задания из Основного Государственного экзамена № 24 и 25. Давайте их выполним. (см. Приложение)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Напишите небольшое сочинение по одной из предложенных тем.

1. «Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов» (Франческо Саверио Нити).

2. «Государство прекращает войну всех против всех, и налоги являются ценой, которой покупается общественный мир» ( Томас Гоббс).

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

На листочке запишите количество набранных вами баллов. За правильные ответы на вопросы теста прибавьте себе еще по одному баллу. А пока вы записываете, я прошу вас ответить на вопросы.

Выберите начало фразы и закончите предложение:

  • сегодня я узнал(а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я научился(лась)…
  • у меня получилось …
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Заключительное слово. Спасибо всем за плодотворную, творческую работу. Надеюсь, сегодняшний разговор будет способствовать тому, что в нашем государстве (возможно в будущем) станет больше добросовестных налогоплательщиков. Закончить наш урок я хотела бы словами.

«Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Оливер Уэнделл Холмс-старший, американский судья

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по обществознанию с применением ИКТ: «Деньги, их функции» класс 7Цель: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости .

План - конспект урока с применением кейс технологии.


Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»- Сформировать з.

Материал содежрит подробный конспект, отвечающий всем требованиям.


Презентация к уроку «Налоги: система налогов, их функции»

Презентация включает в себя фрагмент из мультфильма «Чиполлино» созданный в 1961 году режиссёром-мультипликатором Борисом Дёжкиным по мотивам сказки «Приключения Чиполлино» ита.

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби.


Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человек в системе экономических отношений"

Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человк в системе экономичексих отношений".

Разделы: Экономика

Урок «Принципы и методы налогообложения», изучается в 8 классе (на профильном уровне) или в 9 классе общеобразовательной школы по программе «Экономика. Программа для 9-10 классов общеобразовательных школ», (8-9 классов на профильном уровне) И.В.Липсица 2008 года, является 1 уроком раздела «Государственные финансы». К началу урока дети имеют представление о том, что такое налоги, знакомы с понятиями «выручка», «общие затраты», «прибыль».

Цели урока направлены на формирование новых знаний, развитие умений сбора и анализа статистической информации, умений работы с понятиями, выявление собственных позиций, формирование информационно-коммуникативной, исследовательской, социальной компетенций.

На уроке использованы фронтальная, групповая формы работы.

В ходе работы используются, элементы технологий КМД, проблемного обучения.

Данный урок построен с позиции деятельностного подхода, что является необходимым условием современного образования. Особое внимание на уроке уделено метапредметам понятие и знак.

Логика урока: актуализация знаний, определение целей деятельности, ключевых вопросов урока.

Организация работы с различными источниками информации, перевод ее из текста в графическое изображение, направлены на решение практических задач, выход на цели и задачи метода, формирование понимания системы налогов в РФ. Применение полученной информации способствует воспитанию правильной гражданской позиции учащихся.

Цели урока:

  • Образовательная – сформировать представление учащихся о системе налогов в РФ; создать условия для усвоения учащимися понятий «налог», видов налогов, ставок налогообложения;
  • Развивающая – совершенствование навыков анализа конкретной ситуации, умений применять информацию при решении практических задач;
  • Воспитательная – воспитание гражданской позиции и ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии, методы, приемы: урок основан на технологии КМД, проблемного обучения, исследовательский метод. Урок построен с позиции деятельностного подхода.

Оборудование и материалы: проектор, 4 компьютера (с выходом в Интернет), экран, раздаточный дидактический материал, экономические справочники, учебник «Экономика. Основы экономической теории. 10-11 класс. Профильный уровень образования» (С.И.Иванов).

Формы работы: фронтальная, групповая.

Планируемы результаты:

Предметные – знают понятие «налог», виды налогов, умеют применить знания для решения практических задач.

  • личностные: умеют соотносить поступки с существующими нормами, ориентироваться в социуме;
  • регулятивные: сами определяют цели, действуют по алгоритму, осознают уровень усвоения материала;
  • познавательные: умеют анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, ставить и разрешать проблемы, используют знако-символические средства;
  • коммуникативные: умеют договариваться, приходят к общему решению в совместной деятельности.

Ход урока

I. Организация целевого пространства

1. Создание эмоционального настроя.

Здравствуйте, будущие экономисты! Приглашаю вас в увлекательный мир экономики. Сегодня на уроке вам пригодится хороший настрой, умение достигать цели, умение быстро и точно считать.

2. Создание общей зоны целей (выделение и формулировка проблем, создание проблемной ситуации, определение целей).

- Я предлагаю вам решить следующую задачу. Перед группами лежат листки с условием задачи:

«Решил как-то колобок денег заработать, чтобы помочь деду с бабой. Зарегистрировал он частное индивидуальное предприятие по продаже лесных даров. Купил у ежа 5кг грибов стоимостью 100 рублей за кг, а продал по 120 рублей. Купил у медведя малины 10 кг, заплатил 200 рублей за кг. Продал малину задорого. Аж за 250 рублей за кг. Белка орехи дешево продавать отказалась. Сговорились на 300 руб. за кг. Купил 3 кг орехов колобок, ну и продал еще дороже – за 360 рублей. Доставка у колобка, как известно, бесплатная! Какую чистую прибыль получил колобок?»

- Попробуйте решить ее.

Учащиеся отмечают, что не могут решить задачу.

Ребята отвечают, что не знают всех затрат колобка.

- Я предлагаю вам четко выделить, что вам известно, чего вы не знаете, а затем выстроить стратегию дальней шей работы на уроке.

Ребята отмечают, что знают, как рассчитать прибыль, посчитать затраты колобка, знают, что каждый предприниматель платит налоги. Однако, какие налоги должен заплатить колобок, как их рассчитать у учащихся вызывает затруднение.

Учащиеся ставят цель урока, составляют план работы: узнать, какие виды налогов существуют в РФ, как рассчитать сумму налога, зная налоговую ставку. (Слайды 1, 2).

3. Определение зоны поиска, средств решения проблемы.

- Скажите, каким образом мы можем достичь цели? Где можно найти необходимую информацию?

- В учебнике, в справочнике, в Интернете, можем обратиться за помощью к учителю.

II. Организация поискового пространства

1. Определение метода решения проблемы

- Определите, какие источники информации вы хотели бы использовать для поиска и исследования, распределите работу между участниками группы.

- Мы сформулировали проблему, давайте попробуем выдвинуть гипотезу.

2. Исследование проблемы и ее разрешение

- Результаты вашего поиска необходимо оформить в специальных бланках, предложенных вам в папке. Каждая группа выбирает сама задание из кейс-документов (приложение 1).

  1. http://www.nalog2000.ru/
  2. http://rnk.ru/
  3. http://money.rin.ru/

3. Обсуждение результатов в микрогруппе, общее обсуждение, вывод научной нормы.

Участники групп представляют результаты исследования. Каждое выступление сопровождается слайдом, отражающим содержание работы (слайды № 3,4,5,6,7)

- Давайте вернемся к задаче. Проведя исследование, сможете ли вы ее решить?

Дети отвечают, что справятся. Решают задачу (решение задачи также отображается на слайде №8).

- Вы все молодцы! Справились!

- Подводя первые итоги урока, я хочу предоставить слово президенту РФ – В.В.Путину (включается видеоролик – фрагмент новостей 1 канала, в котором президент говорит о налоговой системе России (http://www.deloros.ru/main.php?mid=213&doc=21782). На экране слайд № 9 с высказыванием В.В.Путина «Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что у нас должна быть такая налоговая система, которая обеспечивала бы интересы государства. Интересы государства заключаются не в том только, чтобы содрать налоги, а в том, чтобы всем участникам этого процесса было удобно и комфортно работать, с тем, чтобы наши инструменты, в том числе и фискального характера, стимулировали экономическую активность, а не подавляли её».

- Скажите, ребята, а лично вас касается затронутая тема налогов?

Учащиеся отвечают, что им всем придется платить налоги, даже если они и не станут предпринимателями.

- А какие налоги вы будете обязаны платить в будущем? Какие налоги платят ваши родители?

Ученики в первую очередь должны отметить подоходный налог.

- Я хочу предложить вам решить еще одну задачу:

«Налоговый инспектор установил, что фактический доход гражданина N за прошлый месяц составил 5000 рублей, в то время как сумма уплаченного подоходного налога составила 620 рублей. Какую сумму дохода скрыл гражданин N, если в стране действует прогрессивная система налогообложения, представленная в таблице:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Цели урока: раскрытие сущности и роли налогов в жизни человека, общества, госудраства.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока обществознание по теме: "Налоги".»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Ф.И.О. учителя: Карпов Аркадий Владимирович

Класс: 7 Дата проведения: ____________ Предмет: Обществознание

Тема: Налоги

Тип урока: комбинированный.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Цели урока: раскрытие сущности и роли налогов в жизни человека, общества, государства.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, сформированные деятельностью учителя и ученика

I. Организацион-ный этап.

Приветствие учителя, друг друга.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний.

Постановка целей и задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Задание: посмотрите на слайд (слайд №1) на доске, вы видите различные высказывания политических деятелей, все они посвящены одной тематике.

Вопросы по высказываниям:

- расскажите немного из биографии любого понравившегося вам политического деятеля, чье изречение представлено на слайде

- раскройте основной смысл каждого высказывания?

- какова тема нашего сегодняшнего урока?

- каким образом вы определили тему? (Слайд № 2)

Просматривают высказывания на слайде презентации и отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему, цель и задачи урока

Познавательные УУД: выделение нужной информации из высказываний;

актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

Умение давать ответы на вопросы.

III. Повторение темы «Налоги»

2.Работа по подготовке к ЕГЭ

3,4. Фронтальная устная работа

5. Групповая работа с карточками

7. Групповая работа с неадаптированным текстом

8. Индивидуальная работа с терминами

1. На столах у вас Налоговый Кодекс РФ, ваша задача:

1.найти и первым пунктом кратко записать в тетрадь определение понятия «Налоги»

2.Из определения, которое дано в НК РФ вычленить основные признаки налогов и записать их вторым пунктом в тетради.

После данной работы проверяем результаты работы и сверяем его с данными на слайдах презентации (слайд № 3,4)

2. Давайте с вами вспомним основные виды налогов и выполним типовое задание ЕГЭ по обществознанию (слайд № 5)

3. Почему данные налоги называются косвенными?

Что такое акциз?

Какие товары в нашем государстве облагаются акцизом?

4. Налоги делятся не только по объекту налогообложения, но по другим признакам. Назовите этот признак и соответствующее деление запишите в тетради четвертым пунктом.

5. Разделитесь на группы и выполните задания в карточках на тему «Типы налогов»

(приложение № 1)

6. Каковы основные функции налогов?

7. В группах поработайте с неадаптированным текстом и раскройте суть каждой функции налогов (Приложение №2)

8. На слайде представлены различные термины, связанные с темой Налоги. Составьте Кластер из данных терминов (слайд № 6)

1.Ребята работают с литературой и формируют понятия о налогах и его основных чертах и признаках.

После индивидуальной работы, сверяем результаты в тетрадях и на слайдах.

2. Учащиеся называют два вида налогов: прямые и косвенные.

Выполняют в тетрадях задание по типу ЕГЭ, проверяем задание.

В тетради учащиеся третьим пунктом записывают виды налогов: а) прямые, б) косвенные.

3,4. Учащиеся отвечают устно на вопросы учителя. В тетради четвертым пунктом записывают Типы налогов по территориальному признаку: а) федеральные, б) региональные, в) местные

5.Учащиеся делятся на группы и выполняют задание

6.Учащиеся перечисляют функции налогов и записывают их пятым пунктом в тетради

7. Учащиеся в группах работают с текстом научной статьи И.А. Макаровой «Функции налогов» Устное обсуждение

8.Учащиеся составляют кластер

Познавательные УУД: Умение выделять нужную информацию из текста.

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей.

Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.

Познавательные УУД: умение ставить и решать проблемы

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

IV. Закрепление знаний. Применение знаний при подготовке к ЕГЭ

Просмотр видеоролика «Просто о Налогах» (приложение № 3)

Обобщите весь материал и оформите его согласно структуре задания ЕГЭ Часть 2 № 28 (слайд № 7)

Учащиеся просматривают ролик и обобщают полученные знания

Учащиеся в тетради выполняют задание, составляют развернутый план по теме на слайде.

Задание: Закончите фразу (по выбору)

У меня получилось…

Выбирают фразу и письменно отвечают в тетрадях.

Коммуникативные УУД:

Умение полно и точно выражать свою мысль.

VI. Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания. Выполнить задание по типу ЕГЭ № 29. Выберите любое высказывание (слайд № 8), запишите его в тетрадь и по нему напишите эссе в соответствии с критериями.

Учащиеся выбирают высказывание, записывают его в тетради.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Аюпова Зульфия Абдулмагдановна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №5»

Место занятия в структуре образовательного процесса

Урок 30 в тематическом планировании, урок 3 в разделе «Экономика» (всего 10 часов отводится на тему)

Тема урока по учебно-тематическому плану

Государственный бюджет. Налоги.

Урок открытия нового знания

Обществознание 8 класс, учебник под ред. Л.Н.Боголюбова

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения ранее полученных компетенций в знакомой и новой учебной ситуациях; возможности для соотнесения учащимися ранее полученных знаний с приобретёнными на уроке

Объяснять смысл понятий «Государственный бюджет», «Налоги». Характеризовать и конкретизировать примерами бюджет и налоги. На основе анализа текста уметь классифицировать расходные и доходные статьи бюджета, виды налогов Продемонстрировать результаты выполнения опережающего задания по теме «Налоги». Приводить примеры расходных и доходных статей государственного бюджета, видов налогов.

Планируемые образовательные результаты

Знание ключевых понятий по теме;

Преобразовывать (анализировать, обобщать, систематизировать) изучаемый материал в соответствии с решаемой задачей;

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, уметь ставить учебные цели и задачи; уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре, находить общее решение и уметь вести диалог с напарником по заданию, предложенному учителем;

Информационные: Поиск и организация хранения информации ( искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители, вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

Познавательные: смысловое чтение учебного текста;

умение создавать, применять и преобразовывать учебный текст в графическую форму; давать оценку праву собственности; давать определение понятиям «государственный бюджет», общественные блага «прямые налоги», «косвенные налоги», «доходные и расходные статьи бюджета»; формировать информационно- коммуникационные компетенции

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Основные понятия, изучаемые на уроке

Государственный бюджет, общественные блага, доходы государства, .расходы государства, состояние бюджета ,н алоги

виды налогов, налоговые системы

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Учебник, тетрадь, оригинальные тексты, интернет

Методическое назначение средств ИКТ

Учебник для работы с новой информацией, тетрадь для получения новых знаний, оригинальные тексты для работы с новой информацией

Аппаратное и программное обеспечение

Операционная система Windows;

мультимедийный проектор и интерактивная доска;

Образовательные Интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Метапредметные

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Учитель предлагает учащимся прием «Ассоциативный ряд»

Учащиеся обсуждают задание, связывают его с темой урока

Видеоролик «Пластилиновая история о бюджете.

Видеоролик об общественном благе.

Внимательно посмотрите видеоролики. Определите на основе данных роликов, о чем на уроке пойдет речь?

Регулятивные:

уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий; Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Познавательные:

смысловое чтение иллюстративного текста;

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Учитель предлагает учащимся проблемный вопрос: На какие деньги создаются общественные блага?

Учащиеся обсуждают его и подходят к пониманию важности темы.

Кто должен следить за дорогами,

школами ? Где взять деньги для создания общественных благ? Кто составляет план доходов и расходов государства? Кто их исполняет?

II. Этап актуализации и пробного учебного действия

Учитель предлагает учащимся прием «диалог»

Учащиеся работают над предложенным заданием в парах, подходят к пониманию уровня знания и не знания,

Учитель предлагает дать определения понятию, принадлежащей новой теме «Государственный бюджет» и выделить ключевые слова.

1 група-составить самим

2 группа- на основе анализа оригинального текста

3 группа.-на основе текста учебника

Овладение умением изучать, анализировать информацию

Регулятивные:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, уметь ставить учебные цели и задачи;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

III. Этап выявления места и причин затруднений

Учитель предлагает понять в чем, и почему ученики испытывают затруднения. Для этого предлагают ответить на вопросы.

Учащиеся анализируют и выявляют затруднения и причины этих затруднений

Какие вопросы вызвали у вас затруднение? Почему вы не смогли ответить на них?

Каким образом можно решить данную проблему?

Анализируется учебный и оригинальный текст представленный учащимися выполнить

Предлагается определить источники дохода государства

1 гр-на основе оригинального текста

2 группа анализа учебного текста

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, уметь ставить учебные цели и задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Коммуникативные: работать индивидуально и в паре, находить общее решение и уметь вести диалог с напарником

Познавательные:

смысловое чтение учебного текста;

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

IV. Этап построения проекта выхода из затруднений

Учитель предлагает составить индивидуальные планы для решения возникших затруднений. Помогает сформулировать цели работы, определить средства достижения цели и способов решения проблемы.

Учащиеся составляют индивидуальные планы для решения возникших затруднений. Формулируют индивидуальные цели работы; определяют средства достижения цели и способы решения проблемы

Примеры индивидуальных целей учащихся:

Изучить термины по теме;

Определить что такое государственный бюджет?

Составить МОДЕЛЬ ФРЕЕРА

Состояние бюджета (3 разновидности)

Прочитать учебник, найти в интернете?

Записать в схему

Средства для достижения целей: учебник, выводы из анализа оригинальных текстов

Способ достижения: заполнение МОДЕЛИ ФРЕЕРА как решается проблема (перечитать нужный текст, обратиться за помощью к одноклассникам, найти ответы в интернете, выписать непонятные слова, обсудить с соседом по парте).

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

V . Этап реализации построенного проекта

Учитель наблюдает и направляет учащихся

Учащиеся самостоятельно работают по построенному проекту

Цель: изучить термины по теме

Средства: учебник, интернет, рабочая тетрадь

Способ достижения: прочитать параграф в учебнике и/или в интернете, записать в рабочую тетрадь, сравнить с соседом,

Составить МОДЕЛЬ ФРЕЕРА

Учитель предлагает записать в тетрадь определение понятия и выделить ключевые слова. «Налоги»

Материал о налогах рассказывают группы учащихся на основе опережающего задания.

1 гр- Налоги и их виды

2 гр-Косвенные и прямые налоги

3 гр-Налоговые системы

В тетради составляют кластеры

Овладение умением изучать и преобразовывать учебную текстовую информацию в графическую форму

Познавательные:

смысловое чтение учебного текста;

умение создавать, применять и преобразовывать учебный текст в графическую форму; давать оценку важности собственности у человека; давать определение понятиям; формировать информационно – коммуникационные :

Информационные: Поиск и организация хранения информации ( искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных;

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Учитель наблюдает и направляет учащихся

Учащиеся представляют материал, который у них получился по теме

Проводится проверка терминологии.

Обучающие представляют свое графическое понимание государственного бюджета

Обучающие классифицируют расходные и доходные статьи.

Проводится анализ фактических данных, имеющихся в учебном пособии.

Определяются источники государственного бюджета и расходы гос-ва. Виды налогов. Налоговые системы

Овладение умением изучать и преобразовывать учебную текстовую информацию в графическую форму

Регулятивные: корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учитель предлагает поработать с извлечениями из учебного текста и выполнить к ним задания

Учащиеся выполняют задание

Происходит переосмысление полученных знаний, коррекция заданий с помощью учителя или детей, оценивания уровня выполнения учеником

1. Заполняют пропущенные слова

2.Находят обобщающие слова

3.Исключают лишние слова в предложенном ряду.

Овладение умением изучать и преобразовывать учебную текстовую информацию на более высоком уровне

Познавательные:

смысловое чтение учебного текста;

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель предлагает изученный материал перевести на практический уровень и привести примеры доходов и расходов государства, косвенных и прямых налогов, налоговых систем. Тем самым возвращает учащихся к проблемному вопросу

Учащиеся приводят примеры по группам:

3. Прямые налоги

4.Пропорциональная налоговая система

5.Регрессивная налоговая система

6.Прогрессивная налоговая система

Овладение умением переводить учебную информацию на практический уровень в форме примеров

Познавательные: давать определение понятиям; формировать информационно- коммуникационные компетенции

Коммуникация и социальное взаимодействие (осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации)

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

IX . Этап рефлексии деятельности на уроке

Учитель предлагает учащимся закончить предложение (прием « Незаконченное предложение»

Учащиеся заканчивают предложенные фразы

Сегодня я узнал…

Я выполнял задания…

У меня получилось…

Коммуникативные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению


Финансы и банковские услуги
Экономика
Капитал
Документы
Финансы
Финансовая грамотность
Технологические карты уроков

Групповой проект выполнили:

МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»

МБОУ «Лицей № 000»

МБОУ «Гимназия №3»

МБОУ «Профильный лицей №24» г. Рубцовска

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Финансовая грамотность Класс: 8

Место урока по теме

Урок «Деньги: что это» является первым уроком при изучении

Раздела I Управление денежными средствами семьи.

Формы, приемы, методы

Открытие новых знаний

Фронтальная, индивидуальная и групповая работа;

проблемно-диалогическая технология, технология критического мышления. Беседа. Практикум.

Сформировать у учащихся представления о деньгах их формах и функциях

Актуализировать понятие: деньги. Определять формы и функции денег в современном обществе.

● самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока;

● самостоятельно ориентироваться в учебнике;

● самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для

● принимать и сохранять учебную задачу;

● учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

● закреплять умения контролировать и корректировать свою

деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

● формировать культуру общения между собой, учиться работать

● представлять результаты деятельности группы.

III. Личностные результаты:

● применять правила делового сотрудничества;

● оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения;

● анализировать своё эмоциональное состояние.

-знать основные понятия темы, определять формы и функции денег

- различать виды денег;

- определять функции денег;

- извлекать информацию из текстовых источников и обобщать их по заданной теме; - строить свои взаимоотношения с членами группы, высказывать свое мнение.

    мультимедийная установка, экран.

аспекты компетенции/ УУД

I этап: Мотивационно-целевой

Мотивация к учебной деятельности.

1.1. Организует приветствие и ситуацию самооценки готовности к уроку.

- Здравствуйте ребята. Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наше занятие.

1.2. Определение темы урока.

Загадка: Слайд 4

Не любовь, а душу согревают.

Не здоровье, а без них чувствуешь себя не важно.

Не магнит, а притягивают.

Не господин, а подчиняют.

Не слуга, а служат. (Деньги)

Учитель поясняет, конкретизирует, направляет.

Оценивают готовность к уроку.

Проверяют наличие учебных принадлежностей

Высказывают свои предположения.

Определяют тему урока.

Запись темы урока в тетрадь

Эмоциональный настрой на урок.

Включение в учебный процесс.

Формирование интереса к познавательной деятельности на занятии.

II Этап: постановка проблемы и поиск решения 2 минуты

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

- Обратите внимание, перед вами лежит раздаточный материал, заполните его.

Цель: вспомним, что такое деньги;

определим формы и функции денег.

Испытывая определённые трудности совместно с учителем формулируют цель предстоящей деятельности.

Предлагают варианты, приходят к выводу, что целью занятия станет:

определить формы и функции денег.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Диалог с учащимися, формирование проблемы

Поиски путей решения.

Появление проблемы, мотивации к её разрешению.

II этап: Актуализация знаний

Определить уровень владения материалом.

Предлагаю посмотреть видеосюжет и вспомнить: Слайд 9

Что такое деньги?

- это особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом стоимости других товаров и услуг.

Какие деньги использовали в древности?

Всё, что вы перечислили – это товарные деньги. Товарные деньги одна из форм денег.

Для чего использовали деньги?

Обмен – это одна из функций денег.

Смотрят видеосюжет, готовят ответы на поставленные вопросы.

Вспоминают, что такое деньги, сравнивают свои знания с эталоном – определение дано на доске.

Определяют форму (товарные деньги-ракушки, меха и т. д.) и функции денег в древности (обмен).

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Восприятие содержания сюжета.

Диалог с учащимися.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

IV этап: совместное исследование проблемы

Открытие нового знания в результате беседы с опорой на социальный опыт.

Первичное закрепление материала

Открытие нового знания в результате поисково-исследовательской деятельности

Организация познавательной деятельности

- Обсудите в парах, какие ещё формы денег существуют в современном мире?

Учитель поясняет, конкретизирует, направляет - обратитесь к учебнику стр. 20-21, какие формы денег мы не назвали.

Занесите формы денег в схему № 1

Учитель предлагает задачу: «Саша с папой пришли в магазин с целью покупки ноутбука. Выбрав нужную модель, узнали, что терминал не работает. Как поступить, если ноутбук нужен сегодня?»

Учитель подводит к выводу

2. Функции денег.

Вспомните видеосюжет и одну из функций денег – функцию обмена, как вы думаете, изменились ли функции денег сегодня?

Учитель предлагает поработать в группах.

Планирование работы в группе.

Формулирует задачу группам - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае?

В случае затруднения обратитесь к учебнику стр.15-16.

Приступаем к работе.

1 группа – карточка № 1

Единственное их занятие – торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают и получают назначенную цену деньгами. (средство обмена)

2 группа –карточка № 2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марка серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. (мера стоимости)

3 группа – карточка № 3

В руках воинов – купцов, разбогатевших за счёт выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства (средство

4 группа – карточка № 4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за работу (средство платежа)

В случае затруднения обратитесь к учебнику стр.15-16.

Оказание консультационной помощи.

- Представьте результаты вашей деятельности.

Корректирует, поясняет ответы.

Заполните схему № 2 Функции денег.

Называют известные формы денег (бумажные, монеты).

Обращаются к учебнику, читают материал. Дополняют. Делают записи в схеме № 1 (бумажные, банковская карта, электронные)

Высказывают своё мнение.

Вспоминают алгоритм работы в группе, обсуждают, задают вопросы, принимают учебную задачу.

Учащиеся, получив карточки с ситуациями определяют, какую функцию играют деньги в каждом случае, в случае затруднения ищут ответы на вопросы в учебнике, записывают ответы и готовят мини-сообщение.

Группа высказывает свою точку зрения по предложенной ситуации.

По результатам выступления каждый учащийся заполняет схему № 2 Функции денег.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Беседа с учащимися.

Работа с практико-ориентированными заданиями.

Осознают свой вклад в общий результат

Формируются навыки публичного выступления

Поиски путей решения.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Умение использовать информацию для решения учебной задачи.

V этап: Закрепление

Решение конкретно-практических задач.

Определите какие функции денег иллюстрируют ситуации.

Высказывают своё мнение. Определяют функцию денег, предложенную в ситуации.

Диалог с учащимися

Определение овладение материалом

VI этап: задание на дом

Систематизация знания, полученного на уроке, развитие творческого подхода к выполнению задания.

- Вспомнить пословицы и поговорки о деньгах, объяснить их смысл.

-Написать эссе «Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга»

- разобрать с родителями алгоритм снятия денег с банковской карты и практически потренироваться.

- Выберите то задание, которое вам по силам.

Задают вопросы, выбирают для себя задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Диалог с учащимися.

Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей

Творческие работы детей по теме

VI I этап: итоги урока, рефлексия результатов деятельности

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Достигли мы цели занятия?

-Какой вклад внесла ваша группа в достижение общего результата.

Читайте также: