Налоги сборы и платежи за природопользование в советское время

Опубликовано: 07.05.2024

Марина Крицкая

Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложения Не объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.


Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Настоящая статья раскрывает сущность принципа платности природопользования и порядок определения платежей.

Принцип, предполагающий платность природопользования, входит в состав основных принципов в экологическом праве. Все платежи в данной сфере базируются на делении природопользования на позитивное и негативное. Исходя из этого, различается понятие платы за пользование природными ресурсами и возмещение отрицательного влияния на окружающую природу.

Общая характеристика принципа платности природопользования

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» деятельность всяких хозяйствующих субъектов, осуществляемая на территории Российской Федерации, должна совершаться с учетом принципов платного природопользования и компенсирования вреда, нанесенного природной среде, если хозяйствование оказывает малейшее влияние на окружающую среду. Посредством платного пользования природой обеспечивается экономическое стимулирование рационального пользования природными ресурсами. Понятие ключевой мотивации платности природопользования предполагает экологический мотив, способствующий более бережному отношению к природным благам. Но существует и мотивация фискальная, носящая целевой характер. Полученные в счет оплаты средства направляются на сохранение окружающей среды, а также на восстановление и воспроизводство затраченных ресурсов. Говоря о платном природопользовании, надлежит отличать формы оплаты. В частности: • плата за пользование природой; • оплата за отрицательное влияние на окружающую среду; • компенсирование в качестве покрытия вреда окружающей среде.

Плата за использование природных ресурсов

Платное пользование природными ресурсами помогает решить экологические задачи, направленные на эффективное использование ресурсов природы. Это обеспечивает материальную заинтересованность со стороны непосредственных природопользователей. Они более заинтересованы в сохранении природных ресурсов и их воспроизводстве. Получение платежей способствует получению дополнительного капитала на охрану природы и поддержанию ее естественного состояния. Применение нормативов платной формы регулируется на правительственном уровне. Так платежи за пользование недрами определяются ст. 39 Федерального закона «О недрах». При этом различается плата за разовое использование, регулярное пользование, за получение геологической информации, добычу разнообразных полезных ископаемых и т.д. Формы платы за водные ресурсы регламентированы гл. 25.2 Налогового кодекса РФ. В гл.13 Лесного кодекса РФ определены нормы платы за пользование лесным фондом, как за краткосрочное использование, так и аренду участков лесного фонда. Платежная политика за использование животного мира базируется на ст.52 Федерального закона «О животном мире». При этом учитывается не только пользование фауной, но также нерациональность и сверхлимитность использования.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

В ст.16 закона «Об охране окружающей среды» предопределяются формы отрицательного влияния на природу. К таковым причисляются:

  • выбросы в атмосферную среду, обладающие загрязняющим характером;
  • сбрасывание загрязнений в водную среду, причем не только в воды поверхностного вида, но и в подземные воды или водосборные резервуары;
  • процессы, загрязняющие почвенную среду и недра;
  • размещение производственных отходов и разнообразных остатков потребления;
  • загрязнение природы посредством теплового, шумового, ионизирующего, электромагнитного или другого типа физического воздействия; • прочее отрицательное влияние.

Законодателем предусмотрено, что оплата за отрицательное влияние на природу не становится для хозяйствующих субъектов освобождением от реализации мероприятий, направленных на сохранность среды и компенсацию нанесенного ущерба. Получение платежей за отрицательное влияние на природную среду становится источником пополнения соответствующего бюджета. В это же время платность природопользования стимулирует предприятия к сокращению объемов вредных выбросов и образованию отходов. Тем самым минимизируется вред для природы и здоровья населения.

Система правовых форм платы за природопользование

На сегодня система правовых форм по реализации платы состоит из:

  • налоговых сборов;
  • оплаты за пользование природными ресурсами.

К налоговым платежам причисляются:

  • формы платежей федерального значения – налоговые платежи за добычу различных полезных ископаемых, водопользование, использование мира животного и биологических водных ресурсов;
  • местные налоги. Например, земельный налог.

Подробно объекты налогообложения определяются в гл. 25.1 «О пользовании животным миром и водными биологическими ресурсами», гл.25.2 «О водном налоге», гл.26 «О налоге на добычу полезных ископаемых», гл.31 «О земельном налоге» Налогового кодекса РФ. Оплата за распоряжение природными ресурсами предполагает платежи за аренду природных объектов и за разовое использование. Граждане обладают правом на бесплатное и свободное пребывание на определенных природных объектах. Законом дозволено осуществление заготовки питательных природных ресурсов. Исключение представляют древесные лесные ресурсы. Принцип платности природопользования таков, что любое коммерческое пользование ресурсами природы подлежит оплате.

Порядок определения платежей

Размеры платежей за природопользование учреждаются для хозяйствующих субъектов государственными органами власти. Формы платы могут устанавливаться органами местного самоуправления при непосредственном участии региональных представительств Роспотребнадзора, Ростехнадзора и самого загрязнителя. Органы представительной власти, определяющие ставки за природопользование, могут поднимать коэффициенты по экологии. При сверхлимитности загрязнения природы оплата для организации увеличивается. Например, в больших промышленных центрах ставка оплаты может увеличиваться на 20 %. Хозяйственное распоряжение природными ресурсами в областях экологического бедствия, в оберегаемых заповедниках, на территориях государственных национальных парков или в курортных районах предполагает двойную оплату. Платежи за загрязнение атмосферы выбросами и разместительство производственных отходов реализуются за счет параметров себестоимости производимой продукции. Сверхлимитное загрязнение компенсируется из доходов загрязнителя. Сроки оплаты регулируются местными органами по охране природной среды.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Ильюшихин И.Н.
Генеральный директор
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64

Платежи за природопользование

Общая характеристика. Система платежей за природопользование в наиболее общем виде была сформирована 27 декабря 1991 года Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Согласно подпункту "и" пункта 1 статьи 19 указанного Закона к числу федеральных налогов относятся платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Помимо этого, Закон "Об основах налоговой системы" отнес к числу налогов субъектов РФ лесной доход (подпункт "б" пункта 1 статьи 20), а к числу местных налогов - земельный налог (подпункт "б" пункта 1 статьи 21).

В дальнейшем система платежей за природопользование была сформирована исходя из видов специального пользования природными ресурсами*, обретя следующую форму:

* Как указывает О.Л.Дубовик: "По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различаются общее и специальное право природопользования. Первое характеризуется: производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких-либо юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов - обоснованным опытом, здравым смыслом (например, право на сбор дикорастущих ягод для личного использования), т. е. личностным характером пользования, и вызванных наличием специальных прав у других субъектов. Специальное природопользование осуществляется только на основании предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением, наряду с предоставлением права, и обязанностей" (Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2001. С.76 - 77).

- Плата за загрязнение окружающей среды;

- Платежи, связанные с пользование водными объектами;

- Платежи за пользование лесным фондом;

- Платежи за пользование недрами;

- Платежи за пользование животным миром.

Понятно, что обложение платежами реализацию права общего природопользования не могло производиться, поскольку такой платеж парализовал бы реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ) и свободу передвижения (статья 27 Конституции РФ), а также в связи с тем, что затраты на осуществление контроля за реализацией гражданами права общего природопользования существенно превысят доходы от поступления сумм налогов в бюджет.

В свою очередь, каждый из элементов системы платежей за природопользование в свою очередь имеет внутреннюю структуру:

- Плата за загрязнение окружающей среды взимается в двух видах:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

- Плата за землю взимается в виде:

а) Земельного налога;

б) Арендной платы за землю.

- Платежи, связанные с пользованием водными объектами взимаются в виде:

а) Плата за пользование водными объектами (водный налог);

б) Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

- Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде:

а) Лесных податей;

б) Арендной платы за аренду участков лесного фонда.

- Платежи за пользование недрами взимаются в виде:

а) Налога на добычу полезных ископаемых;

б) Разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

в) Регулярных платежей за пользование недрами;

г) Платы за геологическую информацию о недрах;

д) Сбора за участие в конкурсе (аукционе);

е) Сбора за выдачу лицензий.

- Платежи за пользование животным миром взимаются в виде:

а) Платы за пользование животным миром;

б) Штрафов за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

г) Сбора за выдачу лицензии на пользование животным миром.

Элементы каждого из платежей, входящих в систему платежей за природопользования, были установлены конкретными нормативными - правовыми актами:

- Платежи за пользование животным миром - статьи 52 и 53 Федерального закона "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ.

Библиографическая ссылка на статью:
Бочкарева И.А., Бобылев А.Ю. Плата за пользование недрами // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2138 (дата обращения: 13.04.2021).

Всем известно, что наша страна в первую очередь является сырьевой: нефть, природный газ, – все это добывается в недрах нашей земли и вывозится за границу. Государство, несомненно, получает от этого пользу: прибыль от экспорта и налог за пользование природными ресурсами. Данный вид налога занимает важное место среди природоресурсных платежей в системе доходов бюджета, как по объему правового регулирования, так и по поступающим денежным средствам. Для того чтобы оценить вклад данных платежей в бюджеты, необходимо определить их систему и характерные особенности.

Налогообложение за пользование недрами регулируется Налоговым Кодексом, а просто пользование недрами – Федеральным Законом “О недрах” от 21.02.1992 №2395-2, согласно которому недра являются частью земной коры, находящейся ниже почвенного слоя, а в случае отсутствия данного слоя – ниже земной поверхности, а также ниже дна водоемов и водостоков, который распространяются до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Среди налогов и платежей за пользование недрами можно выделить следующие:

- платежи за пользование объектами животного мира;

- плата за выбросы вредных веществ сверх нормы;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- платежи за пользование лесным фондом;

- платежи за пользование водными объектами;

- земельный налог. [1]

1. Налог на добычу полезных ископаемых.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с 26 главой НК РФ.

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, которые признаются государством как пользователи недр.

- полезные ископаемые из недр на территории страны;

- полезные ископаемые из отходов добывающего производства.

Дадим пояснение, что такое полезные ископаемые. Полезными ископаемыми признается продукция, полученная добывающими отраслями промышленности, которая содержится в добытом из недр минеральном сырье. Надо заметить, что к полезным ископаемым будет относиться только та продукция, которая соответствует государственному стандарту РФ, а так же продукция, которая получена из минерального сырья путем его переработки.

Налоговая база: стоимость полезных ископаемых определяется каждым налогоплательщиком самостоятельно, исходя из:

- цен реализации добытой продукции;

- цен реализации без учета субвенций государства;

- расчетной стоимости продукции.

Налоговая ставка: она определяется отдельно по видам полезных ископаемых в соответствии с 342 статье НК РФ. [5]

Комментарий: хотя данный вид налога и является федеральным, распределяется он следующим образом:

- налог по необщераспространенным полезным ископаемым – 40% – федеральный бюджет, 60% – региональный;

- налог по углеводородному сырью: 80% – федеральный; 20 – региональный;

- налог по общераспространенным полезным ископаемым: 100% – региональный бюджет.

2. Платежи за пользование водными объектами.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Водным Кодексом РФ и Федеральным Законом “О плате за пользование водными объектами”.

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие использование водных объектов с применением различных технических устройств и средств.

Объект налога: пользование водными объектами.

- объем продукции, произведенной при использовании водного объекта;

- объем воды, забранный из водного объекта;

- площадь используемых акваториальных объектов;

- объем сточных вод.

Налоговая ставка: ФЗ определены минимальные и максимальные налоговые ставки. Они делятся по категориям в зависимости от вида использования водного объекта и его состояния. [4]

Заметим, что если у водного объекта нет соответствующей лицензии, то ставки увеличиваются в пять раз.

Комментарий: данный вид налога идет полностью в региональный бюджет, в дальнейшем эти средства используются на восстановление и охрану водных объектов.

3. Платежи за пользование лесным фондом.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Лесным Кодексом РФ и Постановлениями Правительства.

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, которые осуществляют пользование лесным фондом.

Заметим, что плата не взимается за общее природопользование в лесах: отдых, сбор плодов и ягод и так далее.

От уплаты налога освобождаются участники ВОВ, инвалиды первых и вторых групп и так далее.

- культурно-оздоровительные и спортивные цели.

Отметим, что к объектам налога не относится проведение государственными органами научных и исследовательских работ.

Налоговая ставка: определяются минимальные ставки платы за древесину. Они устанавливаются в рублях за единицу ресурса или за единицу площади. [6]

Комментарий: платежи могут осуществляться в двух видах:

- лесные подати – при краткосрочном пользовании;

- арендная плата – при аренде участков на длительные сроки.

Денежные средства, полученные по этому налогу, направляются на проведение лесовосстановительных работ.

4. Платежи за пользование объектами животного мира.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Федеральным Законом “О животном мире” и Постановлением Правительства

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, которые осуществляют пользование животным миром на территории страны.

Объект налога: право пользования объектами животного мира.

Налоговая база: определяется отдельно в отношении каждого вида животного мира. [3]

Комментарий: объектами живого мира можно пользоваться не обязательно постоянно. Для этого существует практика выдачи лицензий. Они, как правило, разовые, выдаются органами по охране объектов животного мира.

Что интересно: от оплаты налога освобождаются организации и лица, которые осуществляют изъятие объектов животного мира в целях охраны здоровья населения и предохранения заболеваний животных.

Средства от сбора налога, поступающие в бюджет, используются на охрану воспроизводства животного мира.

5. Плата за выбросы вредных веществ сверх нормы.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства.

Налогоплательщики: предприятия и физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с природопользованием.

- выборы в атмосферу вредных веществ;

- сброс вредных веществ в поверхностные и подземные воды;

- выбросы в пределах установленных лимитов;

- выбросы в пределах допустимых нормативов.

Комментарий: к отдельным регионам могут применяться коэффициенты к базовой нормативной плате, которые будут учитывать экологические и другие факторы.

Поступления от сбора налога направляется в федеральный бюджет (19%) и региональный (81%). Впоследствии они направляются на финансирование программ по охране окружающей среды.

6. Земельный налог.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ и Федеральным Законом “О плате за землю”.

Налогоплательщики: землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов), собственники земли.

Объект налога: земля, находящая во владении собственников.

Налоговая ставка: устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в год. Ставки пересматриваются в связи с изменением условий хозяйствования.

Комментарий: Данный вид налога условно можно разделить на две части:

1. Плата за земли сельскохозяйственного назначения, которая включает в себя:

- земельный налог на сельскохозяйственные участки;

- земельный налог на подсобное хозяйство.

2. Плата за земли несельскохозяйственного назначения, которая включает в себя:

- налог за городские земли;

- налог за земли, расположенные за границами населенного пункта, в размере 20% от средней ставки;

- налог за земли водного фонда;

- налог за земли лесного фонда. [2]

Что интересно: при уплате данного налога к налогоплательщикам применяется механизм зачета расходов предприятий на ведение природоохранительных мероприятий. Данный механизм заключается в том, что платеж уменьшается на сумму, потраченную на охрану окружающей среды.

Как уже отмечалось выше, средства со сбора данных налогов направляются на реализацию природоохранных мероприятий.

Наиболее серьезной проблемой платежей за пользование недрами как стимула рационального природопользования, является их низкий уровень. В ФЗ “Об охране окружающей природной среды” предусмотрена плата за сверхлимитное и нерациональное использование ресурсов, в целях бережного отношения к благам природы, но в природоресурсном законодательстве данная мера не нашла своего отражения.

Чтобы оценить финансовый вклад платежей за пользование недрами, сопоставим их объем с доходами бюджета в целом (на примере федерального бюджета): 8-17% доходов приходится на природоресурсные платежи. Среди которых наибольшую долю в свою очередь имеет налог на добычу полезных ископаемых. К тому же немалую долю в доходах бюджета имеют доходы от продажи природных ресурсов за границу.

Таким образом, на данный момент большая доля доходов бюджета государства приходится на доходы от продажи природных ресурсов. Вырученные деньги покрывают общественно важные расходы бюджета, но при этом стоит опасаться возможности экономического спада вследствие масштабного экспорта природных ресурсов.

Библиографический список

  1. Закон Российской Федерации “О недрах” (в ред. от 3 марта 1995 г.) (с изменениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г.);
  2. Оценка стоимости недвижимости / Библиотекарь.ру // URL: bibliotekar.ru (Дата обра-щения 28.01.12);
  3. Регулярные платежи за пользование недрами / Российский налоговый курьер // URL: http://www.rnk.ru (Дата обращения 29.01.12);
  4. Соломатина И.Е. Налоги и платежи за пользование природными ресурсами / Недвижи-мость и инвестиции. Правовое регулирование № 3-4 (16-17) Декабрь 2003г.;
  5. Экологическое право / Все о праве // URL: http://www.allpravo.ru (Дата обращения 28.01.12)
  6. Экологическое право (право окружающей среды) / Библиотекарь.ру // URL: bibliotekar.ru (Дата обращения 29.01.12).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Читайте также: