Налоги при николае 1

Опубликовано: 30.04.2024

Россия Николая II - налоговая нагрузка на доходы граждан.

Краткие тезисы. Никаких прямых налогов с доходов граждан, а также любого рода отчислений от фонда заработной платы в России эпохи Николая II не существовало. Это не значит, что граждане не платили налоги. Просто все налоги были косвенными (или прямыми, но на имущество). Владельцы недвижимости платили государственный налог на недвижимое имущество и земские\городские сборы с того же имущества. Получатели доходов от ценных бумаг и банковских владов - государственный сбор с доходов от денежных капиталов.
Косвенным налогом был также гербовый сбор - оборотный налог от сделок, совершаемых в письменном виде. При поездках по железной дороге уплачивался государственный сбор с пассажиров. Существовал также еще ряд разнообразных мелких пошлин.
Более существенный доход казне приносили акцизы. Акцизом (а точнее, комплексом из акцизов и различных примыкающих сборов) были обложены сахар, табак, спички и нефтепродукты для целей освещения (т.е. керосин).
Но крупнейшим источником дохода для государства была казенная винная монополия. Этот источник состоял из нескольких компонентов (прибыль при казенной продаже питей, акцизы с частных участников производственной цепочки).
Всего с частных лиц было собрано 805.1 млн. руб. На душу населения - 5.07 руб. Частные лица платили в налоги около 6.2% от своих доходов.

Сколько было собрано налогов.

Прямое обложение.
Государственный налог на недвижимое имущество и примыкающие к нему мелкие подати на национальных окраинах (подымная подать в Польше, кибиточная подать, сбор с народов Кавказа, не проходящих службу в армии) были собраны в 1909 году в размере 30.6 млн. руб. Налог собирался только с имуществ, находящихся в городах, посадах и местечках. Налогом облагались и жилая, и коммерческая недвижимость. Имеется статистика, по которой земства собирали с коммерческой недвижимости 65% земских сборов, с жилой - 35%. Предполагая, что пропорция государственного налога была близкой, можно считать, что с жилой недвижимости было собрано 10.7 млн. руб. Налог был раскладочным, т.е. законодательно устанавливалась общая сумма налога, и затем она последовательно раскладывалась по губерниям, уездам и отдельным владельцам пропорционально оценочной стоимости их имуществ. П.Грегори оценивает стоимость городских жилищ как 15 млрд. руб., т.е. реальный размер налога составлял менее 0.1% от стоимости жилища.
Государственный квартирный налог был собран в 1909 году в размере 6.6 млн. руб. Квартирный налог платили лица, занимающие любого рода индивидуальные жилые помещения в городах. Все города делились на 6 разрядов, внутри каждого разряда квартирный налог собирался в виде процента от вмененного размера арендной квартирной платы, по прогрессивной шкале. По оценке П.Грегори, общий размер арендной платы в городах составлял около 1 млрд. руб., т.е. реальный размер налога был около 0.7% от арендной платы.
Сбор с доходов от денежных капиталов. Все доходы от банковских вкладов, дивиденды и прибыль от процентных бумаг облагалась сбором (освобождалась прибыль от некоторых государственных ценных бумаг) Сбор составлял 5% от дохода. В 1909 году было собрано 23.4 млн.руб. Выделить доходы, полученные частными лицами, невозможно (не велось соответствующей регистрации). Я условно предполагаю, что с частных лиц было собрано 50% сбора, т.е. 11.7 млн. руб.
Земские и городские сборы с недвижимых имуществ жилого назначения составляли в 1909 году: земские сборы 10.9 млн. руб., городские сборы 11.3 млн. руб. (исходя из предположения, что на жилые помещения пришлось 35 налога), земские сборы в неземских губерниях - 3.5 млн. руб. Итого были собрано 25.7 млн. руб. Формы и ставки земских и городских сборов были очень разнообразны, и можно только пользоваться сводными данными дореволюционной статистики.

Косвенное обложение.
Гербовый сбор. С письменных сделок собирался своеобразный вид косвенного налога - гербовый сбор. Метод сбора был простым - закон признавал акты действительными, если они были составлены на гербовой бумаге (или на них была наклеена гербовая марка). Тарифы и правила были сложными, но в целом со сделок-купли продажи имущества брали 0.5%, а с векселей (расчет векселями - предшественник безналичного расчета в торговом обороте) - 0.15% от суммы сделок. Сбор в 1909 году составил 64.6 млн. руб. Сбором облагались все сделки, а так как марки продавали всякому без регистрации, выявить долю частных лиц в сборе невозможно. Я условно предполагаю, что от частных лиц поступило 20% сбора, т.е. 12.9 млн. руб.
Табачный доход составлял 48.9 млн.руб. Доход состоял из собственно табачного акциза, акциза с папиросной бумаги и гильз, патентных сборов с производителей. На 1 кг табака приходилось в среднем 52 коп. акциза, на современную пачку из 20 сигарет - 1 копейка (около 3 руб. в современных ценах).
Сахарный доход составлял 107.4 млн. руб. На 1 кг потребленного сахара приходилось около 10 коп. акциза (около 30 руб. в современных ценах), что составляло в среднем 30-35% от цены товара.
Спичечный доход составлял 17.2 млн. руб.
Доход от казенной винной монополиии. В 1909 году казна получила 712.6 млн. руб от продажи казенных питей. Однако, казна несла и расходы на связанную с этим доходом хозяйственную деятельность. Если предположить, что казна предпочла бы не установить монополию, а просто собирать акциз, коммерческие производители понесли бы те же расходы и получили бы еще прибыль (условно считаем прибыль в 15%). Учитывая, что расходы казны х 1.15 составляли 35% от доходов, мы получаем сверхприбыль (аналог акциза) от казенной винной операции в размере 463.2 млн. руб. Кроме этой суммы, еще на 40.1 млн. руб было собрано акцизов с питей и патентного сбора с торговли алкоголем. Итого, казной было получено 503.3 млн. руб. , т.е. 3.16 руб на душу населения. Из настоящей суммы исключены доходы от продажи технического спирта. На душу населения приходилось 7.1 л крепких спиртных напитков, приведенных к 40-градусной водке, 6.4 литра водки. Виноградное вино производилось и продавалось свободно, акцизами не облагалось.
Нефтяной доход составил 41.8 млн. руб. Нефтяной доход представлял собой акциз на нефтепродукты, предназначенные для освещения. Я условно предполагаю, что с частных лиц было собрано 50% сбора, т.е. 20.9 млн. руб.
Сбор с пассажиров и грузов, перевозимых пассажирскими и товарно-пассажирскими поездами составил 22.8 млн. руб. Сбор брался с пассажиров и частного багажа в размере 15% от цены билета.
Крепостных пошлин было собрано 34.0 млн. руб. Крепостная пошлина - налог при сделках с любым недвижимым имуществом в размере 4% от его оценочной стоимости. Я условно предполагаю, что с частных лиц было собрано 50% сбора, т.е. 17,0 млн. руб.

Итоги.
Итого, налогообложение физических лиц дало в 1909 году казне, земствам и городам 805.1 млн. руб. Из этой суммы менее 7% приходилось на прямые налоги, остальные поступления были получены от косвенных налогов и акцизов. Чемпионом было налогообложение торговли крепкими напитками, принесшее 63% от всех сборов.
На душу населения было собрано 5.07 руб. Личное потребление составляло, по оценке П.Грегори, 13.0 млрд. руб., таким образом частные лица платили в налоги около 6.2% от своих доходов.
Недостатком данной схемы обложения было то, что оно, по существу, являлось регрессивной. Более 3\4 сборов составляли поступления от акцизов на такие товары, объем потребления которых мало зависит от состоятельности налогоплательщика. Таким образом, приемлемая сумма в 6% от дохода для беднейших слоев общества могла превращаться в 10-15% - чувствительные для бедняка деньги.
Вторвм недостатком была негибкость дохода от казенной винной монополии - стоимость казенной водки была настроена не по фискальным нуждам, а по поведению потребителя: при уменьшении цены была опасность усиления народного пьянства, при увеличении - опасность развития нелегального самогоноварения.
В целом, именно с налогообложением частных лиц казна справилась довольно удачно.
Продолжение, ранее опубликованы посты про налоговую нагрузку на крестьян и бизнесы.

Правление императора Николая I началось восстанием декабристов и его разгромом и завершилось в разгар неудачной для России Крымской войны 1853–1856 гг. Николай I поставил себе задачу ничего не менять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью практического законодательства. Граф Канкрин был министром финансов более 20 лет (с 1823 по 1844 г.). В своей практической деятельности Е. Ф. Канкрин руководствовался следующими принципами: 1) не брать займов, особенно иностранных; 2) сократить выпуск ассигнаций; 3) сократить государственные расходы; 4) по возможности не вводить новых налогов; 5) проводить политику протекционизма в таможенной политике и поддерживать отечественную промышленность, торговлю и сельское хозяйство. За этот период окончательно сложилась система государственных финансов. Основой системы была подушная подать. За время службы Канкрина министром финансов сумма поступления прямых налогов была увеличена на 10 млн руб. серебром за счет привлечения инородцев к уплате подушной подати, увеличения гербового сбора, введения сбора за проезд по дороге Москва – Петербург, сборов с пассажиров железных дорог, пароходов и т.п., за счет реформы гильдейского сбора. Вместе с тем акцент в налоговой системе был сделан на развитие косвенного налогообложения, были введены акцизы на предметы массового потребления: в 1839 г. – на табак, а затем в 1848 г. – на сахар и др. В 1827 г. Канкрин добился отмены государственной монополии на производство алкогольных напитков и восстановления винных откупов. Были установлены новые правила взаимоотношений казны и продавцов вина. В 1838 г. была упразднена монополия на продажу табака и введен акциз на нюхательный и курительный табак. В 1827 г. была проведена реформа гильдейского сбора. Использование свидетельства на общий капитал (семейный капитал) позволяло нескольким лицам пользоваться всеми преимуществами торговли, уплатив стоимость только одного свидетельства. Теперь по новому закону нераздельный капитал могли иметь только близкие родственники, живущие совместно. Таким способом была расширена налоговая база по гильдейскому сбору за счет лиц, не входящих в семейный капитал. Во второй четверти XIX в. были осуществлены некоторые изменения в системе взимания горной подати. В 1840 г. подать с золота увеличивается до 20%, кроме того, устанавливается дополнительная подать в размере 4 руб. с фунта золота. Для вновь открытых богатых россыпей по реке Удерея размер подати был установлен еще выше – 24%. С 1849 г. вводится подвижная система взимания подати с золота. Все прииски были разделены на десять разрядов по количеству добываемого золота и установлена прогрессивная шкала по разрядам приисков – от 5 до 35%. Денежная горная подать также была определена по разрядам – от 4 до 10 руб. золотом с каждого фунта золота. В результате наибольшая тяжесть обложения приходилась на прииски высших разрядов. Как следствие этого общее количество добываемого золота резко уменьшилось – с 1936 пудов в 1847 г. до 878 пудов в 1853 г. В 1854 г. подать с золота была снижена: прииски были распределены по четырем разрядам и обложены податью в 5, 10, 15, 20%. Эта мера привела к увеличению добычи с 878 до 1275 пудов. Законом от 14 апреля 1858 г. подать с золота была еще раз снижена до 5–15% с разделением приисков на три разряда. После этого уровень добычи золота достиг показателей 1847 г., а затем и превысил их. С именем Канкрина связано восстановление металлического денежного обращения. В 1839–1843 гг. была проведена финансовая реформа и введен в качестве основы денежного обращения серебряный рубль. Был установлен обязательный курс ассигнаций. Важнейшим событием в годы царствования Николая I была реформа земских повинностей. Под земскими повинностями, в отличие от общинных (городских и мирских), в российском законодательстве понимались натуральные и денежные повинности, которые возлагались на население целых губерний или областей, а также уездов, и имели целью удовлетворение преимущественно местных потребностей этих административно-территориальных образований. Земские повинности подразделялись на денежные и натуральные. Денежные повинности фактически представляли собой разновидности региональных и местных налогов. Натуральные повинности заключались в обязанности населения производить установленные виды работ бесплатно. Земские повинности в той или иной форме существовали на всех этапах российской истории, однако их законодательное оформление произошло только в начале XIX в. В 1805 г. было принято "Предварительное положение о земских повинностях", которое действовало 45 лет. При Николае I система земских повинностей неоднократно подвергалась реформированию с целью добиться более равномерного их распределения. В 1851 г. новые правила взимания земских повинностей были определены Уставом о земских повинностях. В соответствии с Уставом повинности были разделены на общие (государственные) и местные. Общие повинности предназначались "на удовлетворение общих для всех частей империи потребностей". Местные предназначались "на надобности или для пользы общей какой-либо губернии или области, или же нескольких губерний или областей". Местные повинности подразделялись на губернские и частные. Главным источником дохода для удовлетворения земских потребностей были земские сборы. По Уставу 1851 г. обложению этими сборами подлежали торговые и промышленные свидетельства, земли и податные лица. Обложение первых двух объектов было законодательно ограничено. Ограничение размера обложений торговых свидетельств и земли приводило к тому, что рост земельных потребностей покрывался за счет увеличения налогового бремени для податных сословий, главным образом крестьян. По сметам губернских повинностей после введения Устава сборы по объектам обложения распределялись следующим образом: – с торгующих сословий – 7%; – с земель – 35%; – с душ – 58%. Как видим, основная налоговая нагрузка (более 90%) земских повинностей ложилась на крестьян.

Финансовые и налоговые реформы Александра II. Реформа финансовых учреждений.

19 февраля 1861 года – крестьянская реформа. Крепостные крестьяне освобождались от крепостной зависимости без выкупа земли. Земля была отдана крестьянам в постоянное пользование с уплатой за нее определенного сбора в пользу помещика деньгами или трудом. По своему желанию крестьяне могли выкупать свои усадьбы у землевладельца, уплачивая казне выкупные платежи, рассроченные на 49 лет. Изменилась система обложения промысловым налогом. Основу взимания гильдейского сбора составило «Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов», установленное законом в 1963г. Для того, чтобы заниматься торгово-промышленной деятельностью, предприниматели должны были ежегодно покупать гильдейские или промысловые свидетельства. Первое отличалось тем, что предоставляло личные права и преимущества, присвоенные купеческому сословию. Дворяне, взявшие гильдейские свидетельства, несли обязанности и по своему купеческому званию, и по дворянскому званию. Второй формой налогов на право торговли и промыслов являлись билеты на торговые и промышленные заведения. Введен поземельный налог вместо земского сбора. Величина устанавливалась для каждой губернии и определялась как произведение подлежащей обложению территории на оклад налога с десятины удобной земли или леса. Распределение налога между отдельными владельцами земли осуществлялось земскими органами управления. Установлен налог с городской недвижимости вместо подушной подати. Облагались жилые дома, заводы, фабрики, бани, складские помещения, другие строения, сады, огороды, пустующие земли. Отменены винные откупа и введен акцизный сбор со спиртных напитков. Акциз выплачивался заводчиком в момент выпуска спирта в продажу. Право винокурения было предоставлено каждому, взявшему патент и уплатившему сбор. Была продолжена политика увеличения косвенных налогов. Помимо акцизов на спиртные напитки, были введены акцизы на табак, соль, керосин, дрожжи. В сфере управления государственными финансами был установлен контроль за расходованием бюджетных средств. В 1862 году Александр 1 утвердил новые бюджетные правила, вводившие единую систему бюджетного учета и отчетности. Все финансовые ресурсы сосредотачивались в казначействе. В губерниях создавались контрольные палаты. Каждое министерство и ведомство было обязано представлять подобные сметы с указанием отдельных статей. В 1962 году были изданы правила о составлении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств. Впервые деятельность министерств была поставлена в зависимость от министра финансов, государственного контроля и государственного совета. Тогда же введена гласность государственной росписи доходов и расходов. В 1963 г. в основу кассового устройства России положен принцип единства кассы. Ведомственные казначейства были упразднены, а в министерстве финансов был создан департамент государственного казначейства, органами которого на местах были губернские и уездные казначейства. За счет принятых мер в начале 1870-х бюджетный дефицит удалось ликвидировать.

Реформа Александром II промыслового налога и питейного налога.

С именем Александра2 связаны самые значительные преобразования в экономике и полит. Жизни России 19 столетия. Одним из важнейших была крестьянская реформа 1861г. В связи с проведением этой реформы, в налоговую систему также были внесены изменения:

Была изменена система сбора промыслового налога

Введенно налогообложение земли

Устанавливается подомовой налог

Вводятся земские налоги и сборы

Винные откупа заменяются винным акцизом

При этом сохранилась важная роль в системе гос.доходов таких видов налогов , как: подушной налог, питейные и таможенные сборы, соляные сборы, акцизы на дрожи, керосин, табак.

Промысловый налог-введен в конце 18 века в форме гильдейского сбора. Представлял собой прямой налог на промышленные торговые и кустарные предприятия. Система взимания налога была усложнена: налог стал подразделяться на основной (прежний патентный сбор) и дополнительный. Основной устанавливался в твердых ставках в зависимости от разряда предприятия и класса местности. Дополнительный налог предприятия, обязанные представлять отчетность, платили в виде налога на прибыль по процентным прогрессивным ставкам (процентный сбор) и налога на основной капитал по твердой пропорциональной ставке; из прибыли предприятий, не обязанных представлять отчетность, вычитался 30-кратный (позднее 20-кратный) оклад основного промыслового налога и с каждых 30 руб. оставшейся прибыли взимался 1 руб. налога; кроме того, эти предприятия облагались дополнительным раскладочным сбором.

Питейный налог- замена винных откупов питейным акцизом (1863). Винные откупа — специфическая форма взимания косвенного налога,при которой государство отдавало частным предпринимателям право торговли спиртными напитками. Масштабное развитие в России они получили в XVIII в.Система винных откупов способствовала недопоступлению в бюджет огромных финансовых средств, массовому казнокрадству, повышению цен на спиртное. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образованы акцизные управления.Первоначально они занимались организацией сбора только питейного акциза, в последующие годы — акцизными сборами по другим товарным группам. Права и полномочия акцизных управлений были достаточно широкими. Например, на территориях казенной продажи алкогольных напитков акцизные управления заведовали их производством и реализацией. В штат губернских акцизных управлений входили управляющий, ревизоры, техники, юристы. Была налажена система надзора за спиртовыми заводами силами контролеров и надсмотрщиков,состоящих при акцизном управлении. В отдельных губерниях действовала корчемная стража для усиления акцизного контроля и борьбы с контрабандой спиртного.

Финансовая и налоговая политики Александра III: таможенная политика, государственная монополия в сфере производства и оборота спирта, политика в сфере железнодорожного транспорта.

1. Таможенная политика (повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50%. В 1891 г. был осуществлен общий пересмотр таможенного тарифа с целью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов. В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета).

2. Государственная монополия в сфере производства и оборота спирта (увеличены акцизы на спирт; заводчики получали поощрительные премии за вывоз за границу спирта).

3. Политика в сфере жд транспорта (огромное внимание правительство уделяло развитию железнодорожного транспорта, которому придавалось не только хозяйственное, но и стратегическое значение. С 80-х годов развернулось строительство новых и выкуп в казну частных железных дорог. К середине 90-х годов 60% всей железнодорожной сети оказалось в руках государства. Общая протяженность государственных железных дорог в 1894 г. составила 18 776 верст, всего же к 1896 г. было построено 34 088 верст. В 80-х годах развивается сеть железнодорожных линий у западных границ России. Строительство великого сибирского жд пути).

Реформа Александром III промыслового налога.

Наиболее радикальным изменениям при Александре III подверглась система промыслового налога, которая давно уже была объектом острой критики многих практиков и ученых финансистов.

В 1883 г. Бунге предложил ввести дополнительное промысловое обложение всех гильдейских предприятий в размере 3% с излишков чистого дохода, т.е. обложению подлежал чистый доход, превышающий известную сумму, например, для 1-й гильдии — с дохода свыше 18.850 рублей. Даже эта весьма умеренная попытка ввести начала подоходного обложения встретила возражения Госсовета. Главным аргументом была якобы невозможность вычисления чистого дохода частных предприятий.

28 ноября 1884 г. министр финансов представил новый проект дополнительных сборов в двух видах: процентного в размере 3% чистой прибыли предприятий, обязанных публичной отчетностью (т.е. те, которые публиковали свои финансовые отчеты), и раскладочного, который должны были платить все остальные частные гильдейские предприятия.

От введения 3%го сбора ожидалось увеличение государственных доходов на 5 млн. руб. Предусматривалось налоговое облегчение для мелких предприятий: отмена пошлин за свидетельства на мещанские промыслы и изменение правил обложения ремесленных заведений. От этих новшеств государство теряло 458 тыс. руб., но от изменения правил мелочной торговли должно было получить около 1 млн. руб. В целом реорганизация промыслового налога обещала приток в казну дополнительно 5669 тыс. руб. На этот раз Госсовет утвердил предложения Бунге. В 1889 г. к раскладочному сбору были привлечены и негильдейские предприятия. Уже в 1885 г. промысловые сборы составили около 25,7

Квартирный налог. Налог на денежный капитал. Реформа налога на наследование и дарение.

1.1 Квартирный налог.

Квартирный налог был введен 14 мая 1893 г. и вошел в силу с 1 января 1894 года. Его введение - это попытка ввести прогрессивное налогообложение доходов физических лиц. Поэтому налоговой базой была определена наемная цена квартиры, а ставка налога дифференцировалась в зависимости от наемной цены.

Для взимания налога города и поселения были разделены на пять классов в соответствии с величиной платы за жилое помещение. В пределах каждого класса квартиры подразделялись на разряды, в зависимости от их наемной цены. Для каждого разряда помещений в каждом классе были установлены особые оклады налога.

К первому (высшему) разряду были причислены две столицы (Москва и Санкт-Петербург), ко второму – 10 наиболее крупных городов того времени (Варшава, Вильно, Казань, Киев, Кишинев, Одесса, Рига, Ростов-на-Дону, Саратов и Харьков), к третьему – 67 городов (главным образом губернских, а также наиболее значительные уездные города), к четвертому – более 140 менее крупных уездных городов, к пятому классу – все остальные города и поселения.

Обложению подлежала наемная плата, превышающая 300 руб. в городах первого класса, 225 руб. – для второго класса, 150 руб. – для третьего класса, 120 руб. – для четвертого класса и 60 руб. – для пятого класса. В городах первого класса устанавливалось 35 разрядов (ставки налогов составляли от 5 руб. – для наемной цены от 300–360 до 560 руб.; для цены, превышавшей 6000 руб., вводилась ставка 10%). Ставки (оклады) увеличивались прогрессивно в среднем от 1,4 до 10% в зависимости от наемной цены.

В городах второго класса устанавливалось 36 разрядов (оклады от 3,5 руб. до 404 руб.). В городах третьего класса – 27 разрядов (оклады от 2,5 руб. до 225 руб.), в городах четвертого класса – 29 разрядов (оклады от 2 руб. до 221 руб. ), в городах пятого класса – 19 разрядов (оклады от 1 руб. до 101 руб. ).

При этом в наемную плату за квартиру для целей налогообложения не включалась плата за отопление и меблировку. Если отопление входило по договору найма в состав наемной платы, то при определении оклада налога из наемной платы вычиталось 5%.

От квартирного налога освобождались: духовенство христианского исповедания, дипломатические представители, члены императорского дома, жилища рабочих при фабриках. Кроме того, были установлены отдельные льготы для чиновников и офицеров. Налог вносился в местное казначейство и контролировался местными казенными палатами, но целиком поступал в государственный бюджет. В 1895 г. в казну за счет этого налога поступило 2,8 млн руб., в 1908 г. – более 6 млн руб.

Налог на денежный капитал.

В 1885 г. был введен налог на денежный капитал. Многие рассматривали введение этого налога как попытку простого уменьшения процента по государственным займам и ставили под сомнение право на введение этого налога. Высказывались опасения, что это вызовет падение курса процентных бумаг (как государственных, так и частных) и отток

капитала за границу. Опасения не оправдались, тем более что в западных странах данный налог повсеместно взимался и по более высоким ставкам.

В России ставка была установлена в размере 5%. Объектами обложения были:

– доходы от процентных бумаг всех наименований;

– доходы от вкладов в кредитных учреждениях.

От обложения освобождались проценты по вкладам в сберегательных кассах и доходы по акциям, облагаемым процентным сбором в составе промыслового налога.

Общая сумма поступлений от этого налога в первый год введения в 1886 г. составила 10 млн руб., а в 1890 г. – 12 млн руб.

Реформа налога на наследование и дарение.

В 1882 г. были внесены существенные изменения в налогообложение наследств и дарений. Законом от 15 июня 1888 г. был введен налог на переход имуществ безвозмездными способами (налог на дарения и наследства). Установление этого налога следует считать шагом к усилению обложения высших классов. Новый налог должен был взиматься со всех наследств, а его ставка устанавливалась в зависимости от степени родства пропорционально оценочной стоимости наследуемого имущества. Так для:

- наследников по прямой линии и супругов ставка налога составляла 1 %;

-для братьев, сестер, племянников, пасынков, падчериц – 4%;

-для родственников по боковой линии – 6%;

- для лиц, не имеющих родства, – 8%.

Наследство стоимостью не выше 1 тыс. руб. от налога освобождалось. Не облагались этим налогом сельскохозяйственные земли, отходившие к лицам сельского состояния, а также имущество, поступающее казне, церкви, учебным заведениям. Не распространялся налог на домашнее движимое имущество, не приносящее дохода (кроме денежной наличности).

Фискальное значение наследственных пошлин было сравнительно невелико. На рубеже XIX–XX вв. ежегодные поступления от них составляли от 5 до 6 млн руб.

Преемники Петра оказались совершенно не готовы продолжать дело императора. Задавленное поборами население решительно уклонялось от уплаты налогов: люди бежали с тех мест, где их внесли в ревизские «сказки», либо попросту не платили. На «национальных окраинах» вспыхивали восстания, которые угрожали не просто центральной власти, но и самой империи. Организованная в экстренных условиях налоговая система остро нуждалась в реформировании.

Велика Россия, всё не соберёшь…

Наследники Петра I столкнулись с двумя главными проблемами имперской налоговой системы – недоимками и бегством податных. Для поиска беглых применяли даже войска, что напоминало «облаву на народ» (В.О. Ключевский). Но настоящей проблемой стали недоимки. Новая ревизия (перепись населения) прошла в 1742-1747 годах, после чего было решено проводить их раз в 15 лет. Впрочем, и это проблему не решило.

Власти были вынуждены искать новые источники доходов. В этом особо преуспел граф Пётр Иванович Шувалов, который не только восстановил соляную и винную монополии государства, но и поставил под контроль торговлю табаком. Серьезные перемены произошли и в системе таможенных пошлин. По предложению Шувалова внутренние таможенные пошлины были отменены, а сами внутренние таможни упразднены. Так здравый смысл победил алчность. По мнению Шувалова, развитая внутренняя торговля могла принести больший доход казне. Одновременно вводился 13-процентный сбор на импортные и экспортные товары для защиты российской промышленности.

Новые веяния просветителей и физиократов практически не повлияли на российскую налоговую систему. Единственным исключением стал новый налог с капитала, которым облагались купцы с 1775 года. Величина капитала определяла принадлежность купца к одной из трёх гильдий. Окончательный порядок обложения купцов выявляла екатерининская «Жалованная грамота городам». В остальном вплоть до Александра I налоговая система в России не претерпела серьёзных изменений.

Ускоренное развитие страны и активная внешняя политика, как и прежние времена, отрицательно сказывались на российской налоговой системе. Власти просто не успевали проводить продуманные реформы, предпочитая пользоваться неплохо зарекомендовавшими себя чрезвычайными мерами.

Как сбалансировать бюджет, если чиновники воруют: фискальная наука Егора Канкрина

С учреждением министерств Александром I (1801-1825) контроль за сбором налогов сосредоточило Министерство финансов, но это никак не повлияло на механизм взимания налогов. По-прежнему подавляющее большинство жителей империи платило подушную подать. Неудачным оказался «План финансов» М.М. Сперанского, который привёл лишь к очередному росту налогов. Отечественная война 1812 года окончательно похоронила либеральные идеи Сперанского, спровоцировав очередной скачок налоговых поборов.

Столь нелюбимый либералами Николай I (1825-1855) оказался достаточно мудрым финансистом и неплохо умел подбирать кадры. Новый этап финансовых реформ связан с деятельностью выдающегося министра финансов Канкрина. Экономный Егор Францевич стремился сократить расходы государства: «В государственном, как и в частном быту, необходимо помнить, что разориться можно не столько от капитальных расходов, как от ежедневных мелочных издержек. Первые делаются не вдруг, по зрелом размышлении, а на последние не обращаешь внимания, между тем копейки растут в рубли». Этот принцип лёг в основу политики Канкрина, которая была нацелена исключительно на упорядочение и рационализацию государственных финансов.

В очередной раз были повышены ввозные пошлины, отменена не оправдавшая себя система казенного управления питейными сборами и восстановлена система откупов, а также введен табачный акциз. С 1840 года по указу Николая I все расчёты стали проводить в серебре. В высоких таможенных пошлинах министр финансов видел не только способ покровительства российской промышленности, но и средство пополнения казны за счет привилегированных сословий, которые и были основными потребителями импортных товаров.

Коснулась реформа и «земских повинностей», которые не вносились в государственный бюджет и не имели четкой системы. На них содержались школы, больницы, местная полиция, ремонтировались дороги, обслуживались проезжие чиновники. Суть реформы состояла в переложении части общегосударственных расходов на земские средства.

Как солдаты коллекторами стали

Отличился Канкрин и «выбиванием» недоимок. Именно министр финансов предложил использовать солдат в качестве коллекторов. Военные люди использовались не для поиска беглых налогоплательщиков, а для устрашения должников. Однако за время экзекуций накопление недоимок лишь увеличилось. Когда нечего отдавать, то и солдат не страшен.

И всё же реформа налоговой системы дала положительные результаты. Когда уже тяжело больной Егор Францевич попросил императора об отставке, Николай I ответил: «Ты знаешь, что нас двое, которые не можем оставить своих постов, пока живы: ты и я». Безупречный министр пробудет на посту с 1823 по 1844 год и уйдёт в отставку лишь незадолго до своей смерти в 1845-м и не увидит того крымского позора, который свёл в могилу российского императора.

Для налогов не должно быть исключений

Поражение России в Крымской войне открыло глаза власти на плачевное положение дел в стране. Касалось это и налоговой системы. Великие реформы Александра II (1855-1881) обещали не менее великое будущее России, но для этого нужно было упорядочить налоги и разобраться с запутанными финансами. Занялся этим министр финансов в 1862-1878 годах Михаил Христофорович Рейтерн, которому для ознакомления с бюджетным делом пришлось поездить по заграницам.

Рейтерн отменил подушную подать с мещан, заменив её специальным налогом на городские недвижимые имущества, и ввёл в 1875 году государственный поземельный налог. Теперь налогом облагались все земли, кроме казённых. Главные же нововведения были в области косвенных налогов: винные откупа заменили акцизом, вводился новый устав о гербовом сборе и сбор со страхований, с пассажирских билетов и грузов большой скорости.

Однако либеральные «опыты» с налоговой системой продолжались ровно столько, сколько правил император Александр II. 1 марта 1881 года 20-летие Великих реформ оборвал взрыв на Екатерининском канале, в результате которого царь-освободитель скончался.

Налоги платят все

Александр III (1881-1894) был не только менее лояльным в отношении к либералам, но и более твёрдым в реализации своих целей. Парадоксально, но для российских финансов именно период так называемых «контрреформ» стал временем преобразований.

Главной реформой стала отмена подушной подати и ликвидация сословности налогообложения. Министр финансов в 1882-1886 годах Николай Христианович Бунге уничтожил не только стержень российской налоговой системы со времён Петра, но и фискальную базу для сословного деления российского общества. Теперь в России не должно было остаться привилегированных слоёв. Отныне платить были обязаны все. Постоянным стал налог на наследство, в 1885 году был введён новый налог с денежных капиталов. Одновременно правительство увеличило обложение торговых и промышленных предприятий и повысило таможенные пошлины.

Затронула реформа систему сбора податей и учёта объектов налогообложения. Бунге добился введения в России должности податных инспекторов в количестве 500 человек, которые должны были контролировать налоговые поступления.

Уничтожение сословной налоговой системы и привилегированных сословий, а также отмена крепостного права окончательно поставили Россию на путь модернизации.

Пусть платит бизнес

Министры Иван Алексеевич Вышнеградский (1887-1892) и Сергей Юльевич Витте (1892-1903) продолжили политику Бунге: в России был введен квартирный налог и вновь восстановлена винная монополия. Кроме того, Витте ввёл золотое обращение. С его деятельностью связан новый этап усиления налогового бремени. Министр был уверен, что сдержанность имеет свои пределы и в итоге может угрожать «серьезными затруднениями нормальному развитию экономической жизни страны». Поэтому Витте выступил за последовательное повышение косвенных налогов: на 50 % повысили налог с пива и табачный сбор, вдвое подняли ставки налога со спичек, был повышен налог с недвижимого имущества.

Не чужда была Витте и идея прогрессивного налогообложения. Он был уверен, что фискальная политика должна строиться на принципе подоходности налогообложения. Впервые этот принцип был применён в промысловом обложении. Теперь плата за право торговли и промыслов превратилась в имущественный налог, который зависел от разряда предприятия. Стоит сказать, что предприниматели ответили Витте «тройной бухгалтерией» и утаиванием прибылей. Тем не менее именно Сергей Юльевич стал последним крупным реформатором налоговой и финансовой системы Российской империи.

Конец XIX века оказался наиболее благоприятным для налоговых преобразований. Последовавшие в начале ХХ в. обострение международной обстановки, русско-японская война, первая русская революция и, наконец, Первая мировая война положили конец всяким начинаниям в налоговой сфере.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Данная статья является продолжением цикла статей о России XIX века. Предыдущую статью цикла, посвященную восстанию декабристов, можно найти и почитать здесь .

Император Николай I Павлович, брат Александра I, пришедший к власти одновременно с тяжелым и кровавым мятежом 14 декабря 1825 года , управлял страной почти ровно 30 лет и своими преобразованиями заложил основы для отмены крепостного права и других великих реформ Александра II.

Жизнь Николая Павловича до вступления на престол

Николай I родился в 1796 г. и был третьим, самым младшим сыном императора Павла I и потому воспитывался не как наследник престола, а скорее готовился к военной карьере. В 1814 г. Николай вместе с Александром I победоносно въезжал в Париж. Спустя три года будущий император женился на немецкой принцессе Шарлотте, прозванной в России Александрой Федоровной.

По характеру Николай был по-военному прямолинеен и также в других людях ценил прямолинейность и исполнительность. Он прекрасно понимал необходимость реформ в стране, и даже осознавал, что крепостное право тормозит развитие России и должно быть отменено. В то же время, восстание декабристов так сильно потрясло Николая уже в самом начале его правления, что задачу сохранения стабильности в обществе он считал не менее важной, чем реформирование тормозящих развитие империи элементов. В этой связи, разработка практически всех более или менее важных реформ при Николае I осуществлялась в обстановке даже большей секретности, чем при предыдущем императоре.

Социально-экономическое развитие России при Николае I

Несмотря на то, что крепостное право продолжало оставаться тормозом экономики России, именно в годы правления Николая I в России начался первый промышленный переворот (в Западной Европе он, к тому моменту, уже завершился). Однако, промышленный переворот в России, в отличие от стран Западной Европы, осуществлялся в условиях господства феодально-крепостнической системы.

Промышленный переворот в России выражался не только в техническом переоснащении производства и росте числа промышленных предприятий, но и в появлении железных дорог. Первой железной дорогой России стала дорого из Санкт-Петербурга в Царское Село, построенная в 1837 г . В 1848 г. железной дорогой были связаны Варшава (находившаяся на тот момент в составе России) и Вена, а в 1851 г. была построена так называемая Николаевская железная дорога, соединившая Москву и Санкт-Петербург . Вместе с железнодорожным транспортом, развивалось и речное пароходство. Благодаря промышленному перевороту в стране начале появляться новые города, значительно увеличилась доля городского населения.

Приступая к социально-экономическим реформам, Николай I всегда помнил, что главная проблема России – это крепостное право. Проекты по масштабному реформированию крестьянского хозяйства России при Николае I обсуждались в рамках 9 секретных комитетов, собираемых в разные периоды правления императора.

Не имея возможности сразу реформировать положение всех, особенно крепостных крестьян, император решил начать с улучшения условий жизни государственных крестьян . Разработать и провести необходимые реформы было поручено так называемому Пятому отделению Собственной Его Императорского Величества Канцелярии , созданному в 1835 г. во главе с генералом П.Д. Киселевым . В 1837 г. отделение было преобразовано в Министерство государственных имуществ во главе всё с тем же П.Д. Киселёвым, который в 1837-1841 гг. претворял разработанные реформы в жизнь.

Главный смысл реформ 1837-1841 гг. заключался во введении крестьянского самоуправления, а также развитии социальной инфраструктуры села. Было пересмотрено налогообложение государственных крестьян с учетом их реальной платежеспособности. Им стали доступны небольшие кредиты. В деревнях начали строиться школы и больницы. Избыточное население из некоторых регионов страны переселялось на свободные земли в восточные части страны. Для того, чтобы предотвратить опасность голода, государство начало насаждать среди крестьян необходимость выращивать картошку, которая для самих крестьян была еще чем-то непривычным и малознакомым, что в начале 1840-х гг. привело к волне картофельных бунтов .

По итогам данной реформы положение государственных крестьян заметно улучшилось, особенно по сравнению с крепостными. Это, как ни странно, вызвало недовольство помещиков, которые боялись, что реформы начатые в государственной деревне могут перерасти в либеральные преобразования по отношению к крепостным крестьянам. Недовольство помещиков очередной раз показало Николаю I как трудно в России осуществить полную отмену крепостного права, даже несмотря на то, что это так необходимо.

И всё же лёд тронулся: Николай I запретил продавать крепостных за долги, запрещалась «розничная» продажа членов одной крестьянской семьи, а в 1842 г. был принят главный указ всей крестьянской политики Николая I – указ об обязанных крестьянах . Во многом этот указ был похож на указ Александра I «О вольных хлебопашцах». Согласно указу об обязанных крестьянах, помещики могли освобождать крестьян по соглашению с ними и при условии предоставления крестьянам земельных наделов в наследственное пользование. Крестьяне же, в свою очередь, должны были выполнять ряд повинностей в пользу помещика. Крайне малое количество крестьян было освобождено в соответствии с этим указом. Впоследствии Николай I разрешил помещикам освобождать крестьян без земли, но и эта мера не дала практически никакого эффекта.

По закону 1847 г. крестьяне имели право выкупить свою свободу, если имение, к которому они принадлежали, выставлялось на продажу за долги. А в 1848 г. крестьянам было разрешено даже покупать незаселенные земли и строения. В тот же период в западных губерниях страны, где помещиками были в основном поляки-католики, а крестьянами – православное население, была проведена инвентарная реформа , в соответствии с которой строго определялись права и обязанности крестьян и помещиков по отношению друг к другу, что весьма улучшило положение крестьян.

Товарно-денежные отношения всё глубже и глубже проникали в сельское хозяйство, разрушая, тем самым, крепостное право изнутри. Наряду с массой разорившихся от непосильных барщины и оброка крестьян, формировался новый слой так называемых «капиталистых» крестьян, которые успешно занимались торговлей и ростовщичеством, инвестировали денежные средства в промышленное производство.

Помимо крестьянского вопроса, император был также весьма сильно обеспокоен продолжающим усиливаться обнищанием дворянского сословия. Для того, чтобы хоть как-то приостановить это обнищание, Николай I запретил дробление крупных имений (не менее 400 крестьянских дворов) при наследовании.

На новый уровень развития вышла и торговля. Если раньше торговля в России велась в основном на ярмарках, то в годы правления Николая I торговля стала постоянной и начала осуществляться через рынки и магазины. Переход от ярмарочной торговли к рыночно-магазинной также стал одним из свидетельств развития в России индустриального общества. Росла и внешняя торговля. Россия всё больше импортировала машины и сырье и всё меньше готовые продукты. Постепенно укреплялись торговые связи России и с Азией.

Благодаря финансовой реформе министра финансов Е.Ф. Канкрина , значительно окрепла денежная система России. Реформа Е.Ф. Канкрина проводилась в несколько этапов с 1839 по 1843 гг. Старые ассигнационные рубли обменивались на новые серебряные по курсу 3,5:1. Таким образом, рубль стал гораздо более прочной и стабильной валютой. Реформа завершилась, фактически, введением серебряного стандарта рубля. Государственный бюджет России впервые за многие годы стал профицитным.

Система образования вновь стала возвращаться в консервативное русло и с 1828 г. в средние и высшие учебные заведения было разрешено принимать только детей дворян и чиновников.

В целом, благодаря принятым мерам, авторитет и роль дворянства в жизни страны были повышены.

В следующей статье начнем рассматривать реформы Николая I в сфере управления.

Обязательно вступайте в нашу группу в vk ! Там еще много интересного и полезного для подготовки к ЕГЭ по истории!

Краткое содержание:

  • Основные реформы
  • Финансовая реформа
  • Промышленная реформа
  • Помещичье землевладения
  • Крестьянская реформа
  • Образовательная реформа
  • Реформа в области цензуры
  • Обсуждение

Император Николай I царствовал в Российской империи 30 лет, с конца 1825 до начала 1855 года. Его правление началось относительно успешно. До середины XIX века в России был проведен ряд реформ при общем консервативном курсе царствования.


Основные реформы

Основные реформы, проведенные в период его правления:

-Реформа в области цензуры.

Финансовая реформа

Первой реформой, которую провел Николай I, была финансовая реформа, или реформа Канкрина, называвшаяся так из-за Канкрина, министра финансов при Николае I.

Суть финансовой реформы заключалась в замене обесцененных ассигнаций кредитными знаками. Реформа улучшила экономическую ситуацию в стране и помогла России избежать одного из крупнейших финансовых кризисов.

Промышленная реформа

Российская промышленность на период правления Николая I была уже довольно окрепшая. Мануфактурный совет при Министерстве финансов, учрежденный в 1828 году, имел право контролировать состояние промышленности.

В 1829 году прошла первая промышленная выставка. А уже в 1831 году открывается Петербургский технологический институт, который готовил инженеров. В 1835 году появилось первое акционерное общество хлопчатобумажного производства, а в 1837 году открылась железная дорога.


Помещичье землевладения

Реформы о помещичьем землевладении включали в себя усовершенствование прав и обязанностей помещиков. Одним из главных последствий реформы стала отмена телесных наказаний помещиков, а также сокращение количества податей.

Крестьянская реформа

Крестьянский вопрос оставался одним из главных и во время правления Николая I.

Для отмены крепостного права было создано 10 секретных комитетов, но ничего из запланированного не реализовалось. Несмотря на это, было предпринято несколько мер, которые улучшили положение крестьян:

-Нераспространение крепостничества на крайние районы России;

-Возможность официального освобождения части крестьян;

-Создано крестьянское самоуправление;

Образовательная реформа

Образовательная реформа была менее удачной. Николай I ввел сословное образование и разделил школы на 3 вида: приходские, уездные и гимназии. На первый план вышли латинский и греческий языки, остальные же предметы преподавались в качестве дополнительных.

Университеты также потерпели преобразование. Отныне ректора, проректора и профессора выбирались Министерством народного просвещения. Обучение в высших учебных заведениях стало платным, а обязательными предметами на всех факультетах были церковное право, богословие и церковная история.

Положительным последствие образовательной реформы было увеличение количества различных учебных заведений.

Реформа в области цензуры

Николай I очень боялся, что его авторитет понизится с публикацией какого-либо произведения, поэтому появилась жестокая цензура. С публикации были сняты множество журналов, были запрещены писатели и поэты, многие произведения подвергались жестокой правке, в результате которой смысл произведения мог меняться.

Содержание реформ Николая I удобно представить в таблице:


С правлением Николая I связано развитие промышленности в Российской империи и начало промышленного переворота. Хотя страна и отставала от европейских лидеров, например, Англии, но к 1851 году была построена железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом. Император лично прокатился на поезде по случаю 25-летия своей коронации.

Николай I провел множество реформ, не все из которых принесли успех. Но это лишь положило начало совершенствованию тех областей, которые потерпели неудачу.

Читайте также: