Налоги по порядку зачисления в бюджет

Опубликовано: 02.05.2024

СТ 40 БК РФ

1. Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

По запросу финансовых органов субъектов Российской Федерации, финансовых органов муниципальных образований органы Федерального казначейства предоставляют информацию из расчетных документов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, о поступивших от юридических лиц платежах, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета (в том числе консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, консолидированного бюджета муниципального района, консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением).

2. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Комментарий к Ст. 40 Бюджетного кодекса РФ

Пункт 1 комментируемой статьи определяет порядок, в соответствии с которым определяется момент, когда доходы будут считаться уплаченными. Этот порядок различается для налоговых и неналоговых доходов.

Налоговые доходы считаются уплаченными с момента, который определяется в Налоговом кодексе РФ.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Налоговым кодексом РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Особое значение по данному вопросу имеет практика Конституционного Суда РФ, который Постановлением от 12 октября 1998 г. N 24-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" признал положение пункта 3 статьи 11 упомянутого Закона о том, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, соответствующим Конституции Российской Федерации, поскольку оно означает, с учетом конституционных норм, уплату налога налогоплательщиком - юридическим лицом со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.

Вместе с тем указанное положение пункта 3 статьи 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Конституционным Судом РФ было признано неконституционным с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления соответствующих сумм в бюджет и тем самым допускающее возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов.

В связи с ходатайством Министерства РФ по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 года было принято Определение, в котором разъяснено, что содержащиеся в резолютивной части упомянутого Постановления Конституционного Суда РФ положения касаются только добросовестных налогоплательщиков, что предполагает обязанность налоговых органов и других органов государства осуществлять контроль за исполнением налоговых обязательств в установленном порядке, проводить проверку добросовестности налогоплательщиков и банков и в случаях выявления их недобросовестности обеспечивать охрану интересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты.

При этом Конституционный Суд РФ исходил из того, что из признания банков и налогоплательщиков недобросовестными вытекает, что на них не распространяется правовая позиция Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой конституционная обязанность каждого налогоплательщика считается исполненной в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика средств в уплату налога, поскольку, по существу, они от исполнения данной обязанности уклонились.

Что касается неналоговых доходов и иных поступлений, то они считаются уплаченными в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда) с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации (п. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи Бюджетного кодекса РФ денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда) с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда).

Уплата налогов и сборов - это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет.

Правовые аспекты определения порядка уплаты налогов и сборов

Своевременная оплата налогов и сборов – одна из основных обязанностей плательщика налога, неисполнение которой влечет за собой привлечение нарушителя к юридической ответственности, поэтому вопросы порядка и условий произведения соответствующих платежей, исчисления их размеров и сроков выполнения данной операции довольно актуальны.

Порядок уплаты налогов и сборов, наряду с субъектом и объектом обложения, налоговой базой и налоговой ставкой, - один из основополагающих элементов системы налогообложения, на основании которого осуществляется реализация налоговой политики РФ.

Основополагающие принципы, используемые при уплате налогов и сборов

Порядок и форма уплаты налогов и сборов, обязательства и права плательщиков регламентированы ст. 58 НК РФ.

Согласно с предписаниями данной нормы права:

  • оплата налога, произведенная в надлежащей форме, осуществляется разово и в полном объеме. Законом допускается перечисление предварительных платежей, однако они не обладают основными свойствами налога, поэтому нарушение сроков их проведения и порядка исчисления не является достаточным основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности, в частности к административной;
  • плательщик налога (налоговый агент) или его уполномоченный представитель должен перечислять всю сумму налога или сбора в срок, установленный соответствующими нормами права;
  • соблюдение порядка исчисления и уплаты предварительных платежей, установленных НК РФ, является обязательным для плательщиков налогов;
  • допускается проведение платежа наличными и в безналичной форме;
  • порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога устанавливается НК РФ, а также налоговыми законами отдельных субъектов РФ и подзаконными актами муниципальных органов.

Правоотношения, возникающие после корректного исчисления и уплаты налогоплательщиком обязательных налогов и сборов, что предусматривает надлежащее исполнение ним налоговой обязанности, регулируются бюджетными актами правотворчества.

Способы уплаты налогов и сборов и особенности их реализации

НК РФ установлено несколько способов взимания налога, к числу которых относят:

  • уплата налога на основании декларации;
  • взимание налогового платежа с источника дохода;
  • кадастровый способ взимания налогового платежа;
  • взимание налога во время реализации дохода;
  • исполнение обязанности по уплате налога в процессе использования имущества: как движимого, так и недвижимого.

Рассмотрим некоторые способы более детально.

1. Уплата налогового сбора по декларации.

Взимание налогового платежа производится на основании декларации.

Использование данного метода предполагает обязанность налогоплательщика предоставить в соответствующий налоговый орган информацию о полученных за определенный период доходах.

Сведения, на основании которых производится исчисление налога, необходимо подать в надлежащем виде и в установленный срок. После исполнения налогоплательщиком своего обязательства по уплате налогов, орган, принявший платеж, должен вручить плательщику уведомление об оплате.

Следует отметить, что способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через декларацию является недостаточно эффективным, в силу безответственности некоторых граждан и стремления неблагонадежных налогоплательщиков уклониться от выполнения обязанности. К тому же, анализ и обработка данных, представленных в декларации, требует немалых усилий и времени.

2. Уплата налога с источника дохода.

Для данного способа характерен следующий порядок взимания налога: налоговый платеж удерживается с дохода лиц до того момента, как он переходит в их собственность.

То есть уплата налогового сбора производится автоматически, что делает его более эффективным, в отличие от предыдущего способа.

3. Кадастровый способ.

Кадастровый способ взимания налога реализуется с помощью использования кадастровых реестров (домового, земельного, имущественного, промыслового и прочих), содержащих перечни типичных объектов налогообложения, которые классифицируются по внешним признакам. Кадастровый способ позволяет определить среднюю доходность конкретного объекта налогообложения.

Для данного способа характерно установление фиксированных сроков, до истечения которых налогоплательщик обязан произвести оплату. Скажем, налог на имущество физических лиц требуется уплачивать равными частями в сентябре и октябре, до 15 числа каждого месяца.

Обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей

В некоторых случаях нормами налогового права устанавливается обязанность налогоплательщика произвести оплату предварительного платежа по налогу, так называемого авансового платежа.

Необходимость внесения авансового платежа обоснована необходимостью обеспечить равномерное наполнение бюджета, что требуется во избежание кассового разрыва.

Особенности, связанные с уплатой авансовых платежей:

  • порядок уплаты авансового платежа аналогичен тому, который предусмотрен для уплаты самого налога;
  • обязанность по уплате предварительного платежа считается выполненной надлежащим образом в случае исполнения ее в порядке, предусмотренном законодательством;
  • некорректное исчисление размера авансового платежа и нарушение порядка его уплаты не является основанием для привлечения плательщика к юридической ответственности по причине ненадлежащего исполнения налогового законодательства.

Обязанности представителей местной администрации и организаций почтовой связи РФ

В соответствии с 4 пунктом 58 статьи НК РФ организации почтовой связи и органы местной администрации должны:

1. Принимать и своевременно производить перечисление денежных сумм, основным предназначением которых является уплата налогов и сборов, в бюджет РФ. Следует отметить, что взимание вышеперечисленными органами платы за прием денежных средств на оплату налога законодательством не предусмотрено;

2. Вести учет денежных средств, перечисленных в бюджет РФ в счет уплаты налога;

3. Обеспечивать выдачу налогоплательщику (налоговому агенту), оплатившему налог, документа, подтверждающего исполнение обязательства надлежащим образом. Как правило, после оплаты налога плательщик получает соответствующую квитанцию;

4. По требованию должностных лиц налоговых органов предоставлять информацию, имеющую отношение к перечислению (исчислению) налогоплательщиком или налоговым агентом средств в счет оплаты налога в бюджет государства.

Юридическая ответственность местной администрации и почтовых организаций РФ за невыполнение обязанности и нарушение порядка уплаты налогов и сборов

На перечисление наличных средств, принятых органами местной администрации от плательщиков налогов, в банк либо организацию почтовой связи РФ отводится пять дней. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, данный срок может быть продлен до момента их устранения.

Неисполнение органами местной администрации или организациями почтовой связи возложенных на них обязательств является основанием для их привлечения к юридической ответственности, предусмотренной законодательными актами РФ. При этом от надлежащего исполнения обязательства по перечислению средств, принятых от налогоплательщика (налогового агента), нарушитель не освобождается.

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства по перечислению средств банком или другим финансовым учреждением предусмотрена КоАП РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту по отношению к нарушителям применяются такие штрафные санкции:

  • от 10 до 30 тысяч рублей для должностных лиц;
  • в процентном соотношении к сумме перечисления (от 1 до 5%) для юридических лиц.

Определение порядка и сроков уплаты разных видов налогов и сборов

Исчисление и уплата конкретных налогов осуществляются в порядке, предусмотренном такими нормативно-правовыми актами:

  • в отношении региональных налогов применяются предписания актов правотворчества, принятых уполномоченными органами субъектов федерации;
  • исчисление и оплата местных налоговых сборов осуществляются на основании правовых актов муниципальных органов;
  • федеральные налоговые сборы – в соответствии с нормами Налогового кодекса.

На выполнение налогового обязательства законом отводится срок в один месяц, истечение которого начинается с момента получения налогоплательщиком соответствующего извещения из органа налоговой службы.

Исключение составляют случаи, когда в извещении установлен более длительный период для проведения платежа.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 60 процентов;
акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
абзац ; утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 4 октября 2014 года N 283-ФЗ ;
абзац утратил силу с 1 января 2009 года - Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 310-ФЗ ;
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 12 процентов;
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов ;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов ;
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов ;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов ;
водного налога - по нормативу 100 процентов;
абзац утратил силу с 1 января 2010 года - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ ;
государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацем двадцать восьмым настоящей статьи) - по нормативу 100 процентов;
абзац ; утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 374-ФЗ ;
государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 50 процентов.

Комментарий к статье 50 БК РФ

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 41 Кодекса), согласно ст. 13 части первой НК РФ (в ред. от 1 июля 2005 г.), к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К специальным налоговым режимам в соответствии с п. 2 ст. 18 части первой НК РФ (в ред. от 29 июля 2004 г.) относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Статья 50 Кодекса о налоговых доходах федерального бюджета (как и ст. 56 Кодекса о налоговых доходах бюджетов субъектов РФ, и ст. 61 Кодекса о налоговых доходах местных бюджетов) изложена полностью в новой редакции в соответствии с Законом 2004 г. N 120-ФЗ. В результате внесенных изменений Кодексом (а не принимаемым ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете) установлены единые для каждого уровня бюджетной системы нормативы отчислений от федеральных налогов, что позволяет повысить предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, создать стимулы для экономического развития территорий, повышения эффективности использования бюджетных средств.

В то же время принимаемыми ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете устанавливались нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам. Так, приложением 3 к Закону о федеральном бюджете на 2007 г. устанавливались нормативы таких отчислений в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ на 2007 г.

Поскольку в силу общей нормы п. 2 ст. 184.1 Кодекса в законе (решении) о бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ в случае, если они не установлены бюджетным законодательством РФ, приложением 1 к Закону о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. утверждены Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. В этом приложении, как и ранее, установлены нормативы распределения:

в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов;

в части погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Нормативы зачисления налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты субъектов РФ, бюджеты поселений, бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов установлены в п. 2 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 61.1 и ст. 61.2 Кодекса соответственно.

Зачисление в федеральный бюджет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам, установленным комментируемой статьей, осуществляется органами Федерального казначейства в порядке, установленном ст. 40 Кодекса.

Следует отметить, что при принятии Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. при прогнозе доходов федерального бюджета в 2008 г. в размере 6644,4 млрд. руб. (или 18,98% к ВВП) в структуре доходов федерального бюджета предусмотрены налоговые доходы в сумме 4226,0 млрд. руб. (12,07% к ВВП) и неналоговые доходы федерального бюджета в сумме 2417,2 млрд. руб. (6,91% к ВВП).

При этом рассчитаны следующие поступления в 2008 г. в федеральный бюджет налоговых доходов:

налог на прибыль организаций - 524,8 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 577,5 и 635,0 млрд. руб.;

налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории России, - 1296,2 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 1791,2 и 2072,3 млрд. руб.;

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории России, - 121,03 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 138,1 и 158,2 млрд. руб.;

налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию России, - 872,3 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 1006,4 и 1149,4 млрд. руб.;

акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию России, - 28,5 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 32,6 и 37,1 млрд. руб.;

налог на добычу полезных ископаемых - 868,5 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 851,9 и 849,9 млрд. руб.;

регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) - 12,3 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 18,8 и 17,5 млрд. руб.;

сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов - 4,7 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 4,7 млрд. руб. ежегодно;

водный налог - 13,0 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 12,5 и 12,2 млрд. руб.;

государственная пошлина - 32,2 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 34,5 и 36,6 млрд. руб.;

таможенные пошлины - 2050,7 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 2086,7 и 2130,0 млрд. руб.

Другой комментарий к статье 50 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 50 БК РФ полностью остается в прежней редакции и содержит исчерпывающий перечень налоговых доходов федерального бюджета (ст. 13 НК РФ - "Федеральные налоги и сборы") и указание на то, в каком проценте каждый вид федеральных налогов и сборов должен поступать в федеральный бюджет (оставшийся процент предполагается к перечислению в доходы бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты).

Таким образом осуществляется бюджетное регулирование с целью реализации принципа бюджетного федерализма для достижения минимальной бюджетной обеспеченности каждого бюджета и выравнивания уровня доходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Такой фиксированный (на уровне статьи БК РФ) подход к перераспределению налоговых доходов был введен с 2005 г. Ранее налоговые доходы считались закрепленными на постоянной основе за бюджетами соответствующего уровня налоговым законодательством. Однако ежегодно, с целью проведения мероприятий по бюджетному регулированию, в очередном федеральном законе о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год содержалась статья, устанавливающая проценты (или приложение, содержащее ту же информацию), в которых тот или иной вид налоговых платежей подлежал поступлению в федеральный бюджет. Те налоговые доходы, которые подлежали передаче (полностью или частично) в доходы нижестоящих бюджетов, назывались регулирующими. Современное бюджетное законодательство не оперирует этим термином, хотя, по сути, ситуация остается прежней, несмотря на то что нормы, содержащие требования к перераспределению федеральных налогов и сборов, выведены из федерального закона о бюджете на предстоящий финансовый год на уровень статьи БК РФ.

Следует обратить внимание на двоякий подход законодателя к механизму перераспределения процентов по налоговым доходам. Так, по всем видам, за исключением налога на прибыль, указание на процент (например, акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%) непосредственно означает, что оставшийся процент (50% акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья) передается на нижестоящие уровни бюджетной системы.

Что же касается налога на прибыль, то указанный норматив по нему в размере 100% не означает, что налог на прибыль полностью (ст. 284 НК РФ) по ставке 24% перечисляется в федеральный бюджет. В ст. 284 НК РФ установлено, что (по общему положению) налоговая ставка устанавливается в размере 24% (за исключением отдельных случаев, оговоренных в той же статье). При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5%). Таким образом, указание, содержащееся в ст. 50 БК РФ, на то, что в федеральный бюджет поступает 100% налога на прибыль, означает, что поступает 100% от 6,5%, а не от 24%.

Комментарии и консультации юристов по ст 50 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 50 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Первичка

Кумеков С.А.
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"

Отметим, что сведения, которые нужно отражать в новых полях, должны указываться в платежках на перечисление налогов уже более года. Но если раньше все они вписывались в поле «Назначение платежа», то теперь каждому из них отведено отдельное поле.

Рассмотрим нововведения в форме. Начнем с поля 101, расположенного в правом верхнем углу платежки. В нем указывается двузначный показатель, который определяет юридическое лицо, оформившее платежное поручение. Он может принимать значения от «01» до «08». Нас интересуют следующие значения:

-- «01» -- налогоплательщик (плательщик сборов);

-- «02» -- налоговый агент.

В полях 60 и 61 указываются значения ИНН плательщика и получателя платежа. В полях 102 и 103 указывается КПП плательщика и получателя платежа. С ИНН и КПП плательщика вопросов, как правило, не возникает, а вот о получателе нужно сказать особо.

Новые поля в платежном поручении (выделены цветом)


71 -- Дата списания денег со счета (заполняет банк)

101 -- Статус плательщика

60 -- ИНН плательщика

102 -- КПП плательщика

61 -- ИНН получателя

103 -- КПП получателя

104 -- Код бюджетной классификации

105 -- Значение ОКАТО муниципального образования

106 -- Основание платежа

107 -- Налоговый период

108 -- Номера документ

109 -- Дата документа

110 -- Тип платежа

Таблица. Взаимосвязь значений полей 106--109 платежного поручения

Получателем платежей в бюджетную систему РФ является орган федерального казначейства или иной финансовый орган, исполняющий бюджет субъекта РФ или муниципального образования. В поле «Получатель» приводится его сокращенное наименование. Однако в полях, предназначенных для ИНН и КПП получателя, отражаются ИНН и КПП не этого органа, а налоговой инспекции или иного государственного органа (например, таможни), контролирующего поступление платежа. В скобках указывается сокращенное наименование данного контролирующего органа.

В полях 104--110 содержится информация, позволяющая определить, какой именно платеж перечислен:

-- 104 -- код налога (сбора) по бюджетной классификации (КБК), утвержденной Минфином России в соответствии с действующим законодательством;

-- 105 -- код ОКАТО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему РФ;

-- 106 -- основание платежа;

-- 107 -- информация о налоговом периоде;

-- 108 -- номер документа, на основании которого перечисляется платеж;

-- 109 -- дата документа;

-- 110 -- тип платежа.

Если какое-либо значение в полях 105--110 указать невозможно, в соответствующем поле проставляется ноль («0»). Незаполненных полей в платежном поручении на перечисление налоговых платежей в бюджет быть не должно!

При заполнении полей104 и 105 (КБК и ОКАТО) трудностей, скорее всего, не возникнет.

В поле 106 нужно указать основание платежа в виде двузначного кода:

-- «ТП» -- платежи текущего года;

-- «ЗД» -- добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налога со стороны налогового органа;

-- «ТР» -- погашение задолженности по требованию об уплате налога со стороны налогового органа;

-- «PC» -- погашение рассроченной задолженности;

-- «ОТ» -- погашение отсроченной задолженности;

-- «РТ» -- погашение реструктурируемой задолженности;

-- «ВУ» -- погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления;

-- «ПР» -- погашение задолженности, приостановленной к взысканию;

-- «АП» -- погашение задолженности по акту проверки;

-- «АР» -- погашение задолженности по исполнительному документу.

В поле 107 указывается информация о налоговом периоде -- так же в виде кода. Он состоит из трех частей, разделенных точками.

В первых двух знаках шифруется периодичность уплаты налога:

-- «Д1» -- платеж за 1-ю декаду месяца;

-- «Д2» -- платеж за 2-ю декаду месяца;

-- «Д3» -- платеж за 3-ю декаду месяца;

-- «МС» -- месячные платежи;

-- «KB» -- квартальные платежи;

-- «ПЛ» -- полугодовые платежи;

-- «ГД» -- годовые платежи.

Вторые два знака отводятся:

-- по декадным и месячным платежам -- под номер месяца текущего отчетного года (от 01 до 12);

-- по квартальным платежам -- под номер квартала (от «01» до «04»);

-- по полугодовым платежам -- под номер полугодия («01» или «02»).

При уплате налога один раз в год ставятся два нуля («00»).

В третьей части показателя указывается год, за который производится платеж. Например, платеж за III квартал 2003 года обозначается так: «КВ.03.2003».

При досрочной уплате налога в поле 107 указывается первый предстоящий налоговый период, за который должен уплачиваться налог. Если в ранее представленной декларации обнаружена ошибка и производится доплата налога за истекший налоговый период, в этом поле указывается период, за который доплачивается налог.

В некоторых случаях в поле 107 отражается не налоговый период, а конкретная дата в формате «ДД.ММ.ГГГГ». Например, в платежке указывается срок, до которого налогоплательщик должен исполнить требования об уплате налога (подробнее см. в таблице).

Кроме того, конкретная дата указывается, если законодательство предусматривает по годовому платежу более одного срока уплаты налога и установлены конкретные даты уплаты налога для каждого срока. В этом случае в поле 107 вписывается соответствующая дата.

В поле 108 отражается номер документа, на основании которого производится платеж, а в поле 109 -- его дата (подробнее см. в таблице).

В поле 110 указывается один из следующих типов платежа:

-- «НС» -- налог или сбор;

-- «АВ» -- авансовый платеж или предоплата (в том числе декадные платежи);

-- «ПЦ» -- проценты (например, за отсрочку уплаты налога);

-- «СА» -- налоговые санкции, установленные Налоговым кодексом;

-- «АШ» -- административные штрафы;

-- «ИШ» -- иные штрафы.

В поле «Назначение платежа» можно указать также другую дополнительную информацию, необходимую для идентификации платежа.

Примеры заполнения платежного поручения в различных ситуациях приведены на с. 52--54.

Кроме того, основные нормативные документы по правилам заполнения новых платежных поручений и образцы заполнения платежных поручений размещены на сайте МНС России (www.nalog.ru) в разделе «Налоговая отчетность». Также указанную информацию можно найти на сайтах управлений МНС России по субъектам РФ.

В заключение несколько слов об «обычных» расчетах -- не связанных с перечислением обязательных платежей в бюджетную систему РФ. В этом случае поля 101 и 104--110 не заполняются.


ЗАО «Трейдер» состоит на учете в ИМНС России по Центральному району г. Барнаула Алтайского края (код ОКАТО -- 01401370000). Оно должно перечислить в бюджет НДС за май 2003 года в размере 25 000 руб. Налоговая декларация за этот месяц подписана генеральным директором и главным бухгалтером ЗАО 15 июня. Налог перечислен платежным поручением от 16.06.2003 № 255 (здесь и далее ИНН и КПП организации и налоговой инспекции, наименования банков и номера счетов, а также другие реквизиты -- условные).


ЗАО «Трейдер» удержало из заработной платы работников за май 2003 года налог на доходы физических лиц в размере 10 000 руб. Деньги на выплату зарплаты получены в банке 5 июня 2003 года. Одновременно с этим организация представила в банк платежное поручение от 05.06.2003 № 241 на уплату налога.


ЗАО «Трейдер» недоплатило в бюджет НДС за май 2003 года в размере 5000 руб. В соответствии со статьей 69 НК РФ налоговая инспекция направила организации требование об уплате налога от 07.07.2003 № 1. Согласно требованию ЗАО до 14 июля 2003 года должно перечислить в бюджет недоимку в размере 5000 руб. Чтобы погасить долг перед бюджетом, ЗАО «Трейдер» представило в банк платежное поручение от 10.07.2003 № 300.


По итогам 1-го полугодия 2003 года ЗАО «Трейдер» должно доплатить в федеральный бюджет налог на прибыль в размере 7500 руб. Налоговая декларация за этот период подписана генеральным директором и главным бухгалтером ЗАО 20 июля 2003 года. Авансовый платеж перечислен платежным поручением от 25.07.2003 № 340.


ЗАО «Трейдер» обнаружило ошибку в декларации по налогу на прибыль, поданной за 2002 год. В результате ошибки была занижена налоговая база и образовалась недоимка за 2002 год в сумме 2400 руб. (в том числе в федеральный бюджет -- 750 руб.). Ошибка была обнаружена 29 июня 2003 года. В тот же день была составлена и подписана уточненная налоговая декларация за 2002 год. Налог в федеральный бюджет доплачен платежным поручением от 30.06.2003 № 281.

Елизавета Кобрина

Если заполнить платёжку с ошибками, деньги не дойдут до получателя. С 1 мая 2021 года закончился переходный период и все перешли на новые реквизиты, будьте внимательны. Ещё больше новых правил начнёт действовать с июля 2021 года. Мы подготовили подробный разбор всех нововведений.

Новые реквизиты платёжных поручений

С начала 2021 года ФНС перешла на систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты. Поэтому в платёжках мы теперь указываем два счёта, а также новые БИК (приказ Казначейства от 01.04.2020 № 15н).

Изменения коснулись четырёх полей платёжного поручения:

  • поле 13 — уточнено название банка получателя;
  • поле 14 — изменился БИК банка получателя;
  • поле 15 — теперь указывается номер счёта банка получателя, входящий в состав единого казначейского счёта (ЕКС), раньше это поле заполнялось нулями;
  • поле 17 — добавлен номер казначейского счёта (ЕКС).

В Экстерне платёжки по налогам формируются автоматически.

ФНС говорила о переходном периоде с 1 января по 30 апреля 2021 года. На практике же он все равно почти ни у кого не работал. С 1 мая платёжки со старыми реквизитами принимать окончательно перестанут, они будут попадать в невыясненные.

Для каждого региона будут свои реквизиты — всего их 85. ФНС представила информацию о реквизитах в таблице, которая дана в письме от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504@. Вот часть из них:

Субъект РФ Наименование банка получателя БИК банка получателя Номер счёта банка получателя Номер казначейского счёта
поле 13 поле 14 поле 15 поле 17
Москва ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва 004525988 40102810545370000003 03100643000000017300
Московская область ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ г. Москва 004525987 40102810845370000004 03100643000000014800
Санкт-Петербург СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург 014030106 40102810945370000005 03100643000000017200
Ленинградская область ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЕ БАНКА РОССИИ//УФК по Ленинградской области г. Санкт-Петербург 014106101 40102810745370000006 03100643000000014500
Свердловская область УРАЛЬСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург 016577551 40102810645370000054 03100643000000016200
Краснодарский край ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар 010349101 40102810945370000010 03100643000000011800
Новосибирская область СИБИРСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск 015004950 40102810445370000043 03100643000000015100
Ростовская область ОТДЕЛЕНИЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ БАНКА РОССИИ//УФК по Ростовской области г. Ростов-на-Дону 016015102 40102810845370000050 03100643000000015800
Челябинская область ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК БАНКА РОССИИ//УФК по Челябинской области г. Челябинск 017501500 40102810645370000062 03100643000000016900

Образец платёжного поручения с новыми реквизитами с 1 мая 2021 года


Новые правила заполнения полей платёжного поручения

Поправки к правилам оформления платёжек о переводах в бюджет утверждены Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 199Н. Изменения вступают в силу с 1 января, но часть из них начнёт действовать позже.

Поле 60 «ИНН»

Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами. Поправка вступает в силу с 1 января 2021 года.

При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2021 года.

Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2021 года.

Поле 101 «Статус налогоплательщика»

Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2021 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.

Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:

  • «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
  • «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.

Поле 106 «Основание платежа»

С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшится. Исчезнут коды:

  • «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
  • «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
  • «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
  • «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.

Вместо них нужно будет указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.

Также с 1 октября удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.

Поле 108 «Номер документа — основания платежа»

В этом поле указывается номер документа, который является основанием платежа. Его заполнение зависит от того, как заполнено поле 106.

Новый код для основания платежа в четырёх утративших силу случаях — «ЗД». Но несмотря на это, удалённые коды будут фигурировать в составной части номера документа — первые два знака. Заполняйте поле в следующем порядке:

  • «ТР0000000000000» — номер требования налоговой об уплате налогов, сборов, взносов;
  • «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
  • «АР0000000000000» — номер исполнительного документа.

Например, «ТР0000000000237» — требование об уплате налога № 237.

Поле 109 «Дата документа — основания платежа»

Порядок заполнения поля 109 меняется для погашения задолженности по истекшим периодам. При указании кода «ЗД» нужно вписать в поле дату одного из документов, который является основанием платежа:

  • требования налоговой;
  • решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • решения о приостановлении взыскания;
  • исполнительного документа и возбуждённого исполнительного производства.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: