Налоги на товары работы услуги реализуемые на территории российской федерации 2017

Опубликовано: 24.04.2024

Кто и как платит, как посчитать, как получить вычет

Судя по форумам предпринимателей, больше всего вопросов возникает по НДС. С помощью этой статьи вы вряд ли сможете заполнить декларацию по НДС, зато узнаете все самое важное о налоге: кто платит, как рассчитать и получить налоговый вычет.

Что вы узнаете

  • Что такое НДС
  • Кто его платит
  • Какие есть льготы по НДС
  • Как рассчитывается
  • Сроки уплаты НДС
  • Как получить налоговый вычет
  • Что будет, если не уплатить НДС

Что такое НДС

НДС — налог на добавленную стоимость. Его платят, когда компания реализует товары, работы, услуги и имущественные права.

Продает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, компания продала помидоры или офисное помещение — она обязана уплатить НДС.

Безвозмездно передает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, одно юрлицо безвозмездно передает другому промышленный цех или дарит по акции в магазине микроволновку при покупке холодильника — со всех сделок надо уплатить НДС по рыночной стоимости.

Ввозит товары на территорию РФ из-за границы. Например, привозит шоколад из Японии или одежду из Китая, чтобы потом продать в России. С каждой поставки надо уплатить НДС.

Выполняет строительно-монтажные работы для себя. Своими силами строит здание, цех или делает ремонт в помещении.

В законе это называется реализацией, мы же для простоты будем называть продажей.

НДС — косвенный налог. Обычно бизнес не платит его из своего кармана, а выставляет счет конечному покупателю. Покупатель уплачивает сумму налога, а компания передает эти деньги налоговой. Возможно, вы замечали, что в чеке магазина отдельно указана цена товара и отдельно НДС. Но если товар не продали, а подарили по акции, предпринимателю все равно придется уплатить с него НДС — уже из своих денег.

Налог начисляется на добавленную стоимость. Например, предприниматель купил килограмм огурцов у поставщика за 100 рублей, а продал за 150 рублей. Если поставщик огурцов тоже плательщик НДС, то предприниматель уплатит налог только с 50 рублей разницы.

Кто платит НДС

НДС платят компании и ИП на общей системе налогообложения, а также все, кто ввозит товары через границу, то есть занимается импортом.

Кто такие налоговые агенты по НДС

Мы сказали, что НДС платят компании, которые работают на общей системе. Но есть одно исключение. Платить НДС обязаны все компании, если становятся налоговыми агентами. Вот несколько примеров, когда придется это сделать.

Купили товар или услугу на территории России у иностранных фирм, не состоящих на налоговом учете. Например, приобрели оборудование в России у иностранной компании.

Купили металлолом, макулатуру или сырые шкуры животных у продавцов — плательщиков НДС.

Продали товары, имущество или услуги иностранца по договору комиссии, поручения или агентскому договору. Например, помогли продать квартиру иностранцу и взяли за это комиссию с продажи, а расчеты проходили через ваш счет.

Арендуете государственное или муниципальное имущество. Например, сняли помещение напрямую у комитета по управлению городским имуществом.

Занимаетесь продажей конфискованного имущества. Если государство уполномочило продавать конфискованное имущество, надо будет уплатить с цены продажи НДС.

Купили или получили государственное имущество. При этом имущество не должно быть закреплено за государственными или муниципальными учреждениями.

Льготы по НДС

По НДС существуют льготы. Некоторые компании могут вообще не платить налог, другие — только по отдельным операциям.

Не обязаны платить НДС некоторые компании и ИП:

  1. ИП на ЕНВД, УСН и патенте.
  2. Участники проекта «Сколково».
  3. ИП и компании на любых системах налогообложения, если за последние три месяца их выручка меньше 2 млн рублей. Даже если компания на общей системе налогообложения. Чтобы получить такое освобождение, придется подавать дополнительные документы.

Компании на ЕСХН работают с особыми условиями. С 2019 года они платят НДС, если заработали за год больше определенной суммы:

  • 100 млн рублей за 2018 год;
  • 90 млн рублей за 2019 год;
  • 80 млн рублей за 2020 год и т. д.

Чтобы получить льготу для ЕСХН, нужно подать документы на освобождение. Если этого не сделать, компания должна будет платить НДС при любых доходах.

Отдельные операции. Не нужно платить НДС по таким операциям, как:

  • денежные займы;
  • реализация медицинских товаров и услуг;
  • перевозка пассажиров;
  • торговля акциями.

Когда льготы не действуют

Бывает, что формально компания подходит под льготы, но получить их не может.

При импорте. Если ИП на УСН или другом спецрежиме захочет ввезти товар через границу, ему придется уплатить НДС.

Если выставлен счет с НДС. Предприниматель на упрощенке или другом спецрежиме при желании клиента может выставить ему счет с НДС. Но тогда предпринимателю надо будет в конце квартала подать декларацию и уплатить этот НДС в бюджет.

Как рассчитывается НДС

В статье мы рассмотрим базовый вариант расчета НДС. На деле есть много тонкостей, с которыми сможет разобраться только профессиональный бухгалтер.

НДС, который нужно уплатить налоговой, считают по такой формуле:

Исходящий НДС — сумма налоговой базы, умноженная на ставку НДС.

Налоговая база — сумма реализованного товара, то есть все, что компания продала или подарила. Товары, которые участвуют в акциях, тоже принимаются к учету. Если вы дарите покупателям фен за покупку дрели, со стоимости фена тоже придется уплатить НДС.

Ставка НДС — процент от налоговой базы, который определяет государство в зависимости от вида операции.

Восстановленный НДС — часть входящего НДС, которую в определенных ситуациях компании должны вернуть в бюджет. Например, если они перешли с общего режима налогообложения на УСН и у них остались товары на складе, с которых они до этого делали вычет. Подробнее — в п. 3 ст. 170 НК РФ.

Например, ООО покупает одежду у поставщика, а потом продает ее в розницу. Ставка НДС для них — 20%.

ООО закупило партию за 300 тыс. + 60 тыс. рублей НДС, а продало за 500 тыс. рублей + 100 тыс. рублей НДС.

Исходящий НДС в этом случае — 100 тыс. рублей. ООО покупало товар у поставщика с НДС, поэтому входящий НДС — 60 тыс. рублей.

ООО могут вычесть входящий НДС из суммы налога: 100 тыс. − 60 тыс. = 40 тыс. рублей. В этом примере нет восстановленного НДС. В итоге в налоговую надо уплатить 40 тыс. рублей.

Ставки НДС. Размер ставки зависит от вида операции:

  • 0% — при экспорте;
  • 10% — при продаже еды, товаров для детей, журналов и книг, медицинских товаров;
  • 20% — во всех остальных случаях.

Если нет входящего НДС. Расчет НДС выглядит как цепочка. Грубо говоря, каждый следующий поставщик вычитает из своего налога деньги, которые он заплатил предыдущему.

Проблема возникает тогда, когда в этой цепочке появляется компания, которая НДС не платит, например ИП на упрощенке. Тогда компания, которая купила у такого ИП, не может принять НДС к вычету.

Рассмотрим тот же пример, что и выше, но теперь счет для ООО выставляет ИП на упрощенке, который не платит НДС. ООО оплачивает счет, а потом перепродает товар дороже кому-то еще.

Со своих продаж ООО обязано уплатить НДС. Они продают товар за 500 тыс. + 100 тыс. рублей НДС. Исходящий НДС — 100 тыс. рублей.

ООО могло бы от исходящего НДС отнять входящий, но отнимать нечего: поставщик не предъявлял им НДС. Поэтому в налоговую придется уплатить все 100 тыс. рублей.

Обычно компаниям на общей системе налогообложения такой расклад не нравится, поэтому они стараются не работать с предпринимателями без НДС.

Чем отличается ставка 0% от отсутствия НДС и что такое возмещение НДС

Ставка 0% применяется при экспорте. Например, если компания что-то произвела в России и продала за рубеж. Но между ставкой 0% и просто освобождением от уплаты НДС есть большая разница.

Разберем на примере, но для начала вспомним упрощенную формулу расчета НДС:

Когда они продают оборудование в Канаду, они платят НДС по ставке 0%. Исходящий НДС — 0 рублей.

В конце квартала они заполняют налоговую декларацию и рассчитывают НДС по стандартной формуле: 0 − 20 млн = −20 млн рублей. Сумма налога к уплате отрицательная, значит, налоговая должна вернуть компании 20 млн рублей. Это называется возмещением.

Если бы компания была просто освобождена от уплаты НДС, она бы не подавала декларацию — потраченный до этого НДС ей никто не вернул бы .

Чтобы получить возмещение, надо представить пакет документов, который подтвердит, что сырье и материалы были задействованы в производстве именно того оборудования, которое продали за границу, и что эта продажа на самом деле состоялась.

Еще компания может отказаться от возмещения — перенести вычет на следующий период или вообще отказаться от ставки 0% при экспорте. В некоторых случаях это выгоднее, чем сбор документов и прохождение проверок ради небольшой суммы возмещения.

Когда можно получить возмещение, а когда нет

Налоговый вычет Документы
Ставка 0% Можно получить возмещение Надо подать декларацию и подтвердить ее документами
Отсутствие НДС Нет возмещения Не надо сдавать отчетность

Сроки уплаты НДС

Чтобы заплатить НДС, надо заполнить и сдать декларацию в налоговую. Сроки сдачи декларации — до 25 числа месяца следующего за отчетным кварталом. Например, за 1 квартал 2020 года надо сдать декларацию до 25 апреля.

Всю сумму налога одновременно со сдачей декларации платить не надо. По закону НДС делят на 3 равные части и платят до 25 числа каждого месяца следующего квартала. Когда предприниматель 25 апреля подает декларацию за первый квартал, он платит только ⅓ от суммы налога. Остаток выплачивает равными частями до 25 числа следующих двух месяцев.

Отчетный период (квартал), за который платим Когда надо сделать платеж
4 квартал 2019 года 27 января 2020 (25 января — суббота)
25 февраля 2020
25 марта 2020
1 квартал 2020 года 27 апреля 2020 (25 апреля — суббота)
25 мая 2020
25 июня 2020
2 квартал 2020 года 27 июля 2020 (25 июля — суббота)
25 августа 2020
25 сентября 2020
3 квартал 2020 года 26 октября 2020 (25 октября — воскресенье)
25 ноября 2020
25 декабря 2020

Сумма выплат округляется до рублей. Первые два транша — в меньшую сторону, последний — в большую. По желанию можно заплатить НДС досрочно — сразу всю сумму или ⅓ часть в первом месяце, а весь остаток во втором.

Налоговый вычет по НДС

Налоговый вычет — это право компании уменьшать сумму налога на НДС, который ей предъявили поставщики.

Проблема в том, что некоторые компании заключают сделки только на бумаге, чтобы заплатить меньше, и обманывают налоговую. Это незаконно. Чтобы выявлять таких предпринимателей, налоговая следит за сделками, по которым оформляют вычет.

Как именно налоговая следит за сделками — тема для отдельной статьи. Здесь мы не будем рассказывать об этом, но дадим рекомендации, как оформить вычет так, чтобы налоговая была довольна.

Условия получения вычета по НДС. Вы можете включить в декларацию на вычет НДС, который уплатили, в следующих случаях:

  1. НДС предъявили поставщики за товары, работы или услуги.
  2. Вы уплатили НДС таможне при ввозе товара из-за границы.
  3. Налог предъявили продавцы имущественных прав.

Чтобы получить вычет, надо подтвердить документами следующие условия:

  1. Сделка состоялась на самом деле.
  2. Товары купили для операций, на которые начисляется НДС.
  3. Товары поставили на учет.

Не надо отправлять документы сразу — только по требованию налоговой.

НДС можно вернуть только с расходов бизнеса

Компания может рассчитывать на вычет, только если совершала покупки для бизнеса.

Например, если владелец купил новое оборудование для бизнеса и поставил его на учет, может смело включать в декларацию вычет НДС.

А если предприниматель купил жене новую машину, чтобы она возила детей в детский сад, эта покупка бизнеса не касается. Предприниматель — конечный потребитель этого товара и уплачивает НДС из своего кармана. Его в декларацию включать нельзя.

Документы для вычета НДС. Чтобы подтвердить вычет, нужны такие документы:

  1. Счета-фактуры от поставщиков.
  2. Первичные документы от поставщиков, которые подтверждают, что сделка состоялась. Это товарные накладные, акты выполненных работ и т. д.
  3. Документы, подтверждающие постановку товаров, работ или услуг на учет. Это могут быть акты приемки, выписки из КУДиР.

Счета-фактуры от поставщиков надо зарегистрировать в книге покупок, а счета-фактуры , которые выставляли сами, — в книге продаж.

Для вычета за импорт и экспорт предусмотрен особый порядок оформления документов. Лучше обратиться к профессионалу, например таможенному брокеру.

Как получить вычет по НДС. Чтобы получить вычет, нужно заполнить налоговую декларацию в электронном виде. В ней указывают входящий и исходящий НДС, сумму налога к уплате.

Налоговая проверяет декларации в рамках камеральной проверки. Она проходит без участия компании.

Проверяют в специальной программе «АСК НДС 3». Она выявляет разрывы в цепочке поставщиков, когда информация о сделке в декларациях поставщика и покупателя расходится. Разрывы — это не единственный признак, по которому налоговая может счесть сделку подозрительной. Инспекторы говорят, что таких признаков около двухсот.

Во время проверки возможны несколько ситуаций.

Если по сделкам все чисто, налоговая просто принимает декларацию и уплаченный НДС. Компании ничего дополнительно делать не нужно.

Если компания или контрагент вызвали у налоговой подозрение, налоговая проверяет всю цепочку партнеров. Просит прислать подтверждающие документы, пояснения или прийти в налоговую лично, чтобы доказать чистоту сделок.

Если компания не смогла объяснить и подтвердить сделку, налоговая приходит с выездной проверкой. Если в процессе проверки инспектор выявит нарушения, то налоговая обратится в суд с иском об уплате скрытой части налогов, штрафов и пеней.

Чем больше вычет, тем большие подозрения он вызывает у налоговой. Но это не значит, что инспекторы сразу придут с проверкой. Проверка грозит, только если налоговая заподозрит сомнительную сделку.

Как не попасть под подозрения налоговой

Налоговая не объявляет точных критериев, когда считает сделку подозрительной. Но вот несколько правил, которые помогут себя обезопасить.

Не пользоваться услугами компаний, которые предлагают заключить фиктивные сделки. Некоторые компании предлагают заключить сделку на бумаге, как будто поставляли товар или оказывали услугу. По ней можно принять НДС к вычету. Но это незаконно. И если налоговая обнаружит такую сделку, будут проблемы.

Проверить контрагента перед сделкой. Соберите информацию о партнере перед началом работы: как давно работает компания, настоящий ли директор, совпадает ли юридический адрес с реальным. Если нет, то не находится ли по этому адресу много других юрлиц. На юридическом языке это называется «проявить должную осмотрительность».

Сохраните все документы, которые могут подтвердить факт проверки контрагента. Сделайте скрины с сайтов, на которых видно дату и время. Если придется доказывать свою правоту через суд, вам надо будет показать, что вы проверяли контрагента перед сделкой и не нашли ничего подозрительного.

Бывают случаи, когда компании выигрывают суд, доказав, что проявили должную осмотрительность.

Что будет, если не уплатить НДС

Если компания не уплатила НДС вовремя, то по закону ей начислят пени. А если она неправильно рассчитала налог в меньшую сторону, то будут пени и штраф. Если затянуть с оплатой или вовсе отказаться платить, налоговая снимет деньги с расчетного счета в принудительном порядке.

Пени и штраф начисляются на сумму недоимки. Если компания уплатила часть налога, процент рассчитают только на остаток.

Пени начисляются за каждый день просрочки. Размер ставки — 1/300 от ключевой ставки. Сейчас ставка — 7%, а значит, пени — 0,023% от суммы неуплаты в день. Для ИП эта ставка действует всегда, для ООО — до 30 дней. После 30 дней процент становится в 2 раза больше — 1/150 от ключевой ставки в день.

Штраф грозит, если компания неправильно посчитала НДС и этот факт обнаружил инспектор во время проверки. Если предприниматель посчитал в декларации правильно, но не уплатил вовремя, штрафа не будет, только пени.

Размер штрафа зависит от того, специально предприниматель скрыл налоги или ошибся в расчетах. Если это случайная ошибка, то штраф — 20% от суммы недоимки. Если налоговая докажет, что предприниматель скрыл налоги умышленно, штраф увеличится до 40%.

Блокировка счета. Если компания не платит вовремя, налоговая выставляет требование, в котором указан точный срок, до которого надо успеть погасить долг.

Если не исполнить требование, налоговая выставляет инкассовое поручение — присылает в банк требование списать сумму долга и блокирует расчетный счет, пока на нем не будет достаточно денег.

Если не погасить инкассовое, налоговая передает долг судебным приставам. Они найдут способ забрать деньги: продадут недвижимость, оборудование, машины и другое ценное имущество.

Если забирать нечего, компанию или предпринимателя признают банкротом. До таких крайностей лучше никогда не доводить.

Рис. 5.1. Структура доходов государства в 2012 г., %

(по данным Федерального Казначейства)

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

- поступления средств от централизованного экспорта;

- таможенные пошлины и сборы (главным образом – вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты);

- доходы, поступающие в виде компенсации РФ за участие российских воинских контингентов в миротворческих операциях ООН, получаемые за рубежом;

Налоги на товары, реализуемые на территории РФ:

- НДС (налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации).

Налоги, сборы за пользование природными ресурсами:

- налог на добычу полезных ископаемых;

- регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья;

- сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- водный налог(уплачивается организациями и физ. лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование).

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ:

- НДС на товары, ввозимые на территорию РФ;

- акцизы на продукцию, ввозимую на территорию РФ (табачная, алкогольная продукция, автомобили, мотоциклы, бензин, моторные масла, дизтопливо).

Налоги на прибыль, доходы:

- налог на прибыль организаций, НДФЛ;

Доходы от использования государственного имущества:

- дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муни­ципальным образованиям;

- доходы от сдачи в аренду гос. имущества (арендная платазапользование лесным фондом, за земли с/х и нес/х назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);

- доходы от оказания услуг или компенсации затрат государ­ства;

- перечисление прибыли Центрального банка Российской Фе­дерации;

- платежи от государственных и муниципальных организаций и др.

- доходы от продажи гос. имущества, (поступления от приватизации; от продажи государством принадлежащих ему акций, и пр.).

- плата за негативное воздействие на окружающую среду;

- патентные и иные пошлины, и пр.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1990 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и др. Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей. В нем в частности говорится, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Сущность налога составляет изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Экономисты и занимающиеся налоговой реформой специалисты считают, что состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Результатом первого этапа налоговой реформы явилось принятие Налогового Кодекса Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу с 1 января 1999 года. В новом НК РФ, разграничились понятия налог и сбор. Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сборотличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий (например, выдача лицензии).

НК РФ определяет общие принципы и понятия налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов, состав налоговых правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним и порядок взыскания сумм штрафов, пеней и недоимок.

Основные параметры системы налогообложения: объекты, цели, база, единица исчисления, срок начисления и уплаты.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога[5].

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Источником налоговых поступлений государства являются доходы граждан и организаций. Однако объектами налогообложения могут быть не только доходы, но также имущество, принадлежащее налогоплательщику, приобретенные или проданные им товары, использованные ресурсы и т. д., если по отношению к ним определяются налоговые обязательства - установленные законом обязанности по уплате налога, например, в расчете на единицу прибыли, объем продаж изделий или площадь земельного участка.

Выбирая тот или иной объект налогообложения и распределяя налоговые обязательства, государство стремится не только использовать разнообразные пути пополнения бюджета, но и воздействовать на поведение плательщиков.[6]

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Нало́говая ба́за (нало́гооблага́емая ба́за) - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.

Единица исчисления налога – налоги имеют денежную форму.

Классификация налогов строится, прежде всего, с учетом объектов обложения. Так, различаются прямые и косвенные налоги. Первыми облагаются непосредственно физические и юридические лица, их доходы или имущество, вторыми - ресурсы, деятельность, товары и услуги. В Российской Федерации наибольшее значение среди прямых налогов имеют налог на прибыль предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Среди важнейших косвенных налогов следует НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Функции налогового механизма:

- фискальная – способ сбора финансовых ресурсов в госбюджет;

- распределительная – перераспределение доходов между группами населения, территориями, сферами производства, настоящими и будущими поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением;

- стимулирующая, антицикличная, антиинфляционная, стабилизационная – с помощью налоговых льгот и снижения налоговых ставок создаются стимулы к труду, обеспечивается экономическая заинтересованность в увеличении объемов производства, его обновлении, проведении НИОКР. Налоги выполняют функцию стабилизаторов, нацеленных на увязку налоговых поступлений в связи с изменением экономической конъюнктуры;

- социально-воспитательная – высокие акцизные налоги на вино-водочные изделия и табак призваны ориентировать население на здоровый образ жизни; налоговые льготы для учреждений социально-культурной сферы призвано способствовать увеличению культурно-образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья;

- контрольно-учетная – учет доходов предприятий и групп населения, объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

Налоговые льготы:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы.

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.

В РФ взимаются: федеральные налоги; налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автон. области, автон. округов; местные налоги.

Федеральные налоги:

1- налог на добавленную стоимость все суммы поступлений от налогов зачисляются в федеральный бюджет
2- акцизы на отдельные группы и виды товаров
3- налог на доходы банков
4- налог на доходы от страховой деятельности
5- биржевой налог
6- налог на операции с ценными бумагами
7- таможенная пошлина
8- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы кроме отчислений, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий для самостоятельн. финансирования геолого-разведочных работ, зачисляются в федеральный бюджет
9- платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в федеральный бюджет, в бюджеты республики РФ, краев и областей, и др.
10- подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним зачисляются в бюджеты республики РФ, краев и областей, авт. области и др.
11- подоходный налог с физических лиц
12- налоги, служащие источниками образования дорожных фондов зачисляются в дорожные фонды
13- гербовый сбор зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено законом.
14- государственная пошлина
15- налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения
16- сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» зачисляются в федеральный бюджет

Местные налоги:

1-налог на имущество физических лиц устанавливаются законодательными актами РФ. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов гос. власти краев, областей, и т.п.
2-земельный налог
3-регистрационный сбор с физ. лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
4-налог на строительство объектов произв. назначения в курортной зоне суммы платежей зачисляются в районные бюджеты
5-курортный сбор
6-сбор за право торговли уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и зачисляется в бюджет
7-целевые сборы с граждан, предприятий на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и др. ставка сборов в год не может превышать 3 % от 12 размеров МРОТ в месяц для физ. лица и 3 % от годового фонда заработной платы для юр. лица
8-налог на рекламу могут устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти — местных Советов народных депутатов. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти — в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов
9-налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и ПК
10-сбор с владельцев собак
11, 12 -лицензионные сборы за право торговли винно-водочными изделиями, проведения местных аукционов и лотерей
13-сбор за выдачу ордера на квартиру
14-сбор за парковку автотранспорта
15-сбор за право использования местной символики
16, 17, 18 -сбор за участие в бегах на ипподромах, за выигрыш в бегах, за участие в тотализаторе на ипподроме, 19-сбор со сделок, совершаемых на биржах, кроме предусмотренных закон. актами о налогообложении операций с ценными бумагами, 20-сбор за право проведения кино- и телесъемок, 21-сбор за уборку территорий населенных пунктов, 22-сбор за открытие игорного бизнеса, 23-налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в пунктах 7, 8, 14, 20, 21 и 23, относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога - на себестоимость продукции (работ, услуг), остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).

Дата добавления: 2016-05-11 ; просмотров: 1897 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Основание и правовые основы НДС

НДС является одним из основных налогов в РФ. Он был введен в 1992 г. Именно тогда начала формироваться налоговая система в стране. Налог на добавленную стоимость применяется к организациям и индивидуальным предпринимателям. Основной документ, регулирующий его применение, - Налоговый кодекс. НДС посвящена глава 21 части II НК РФ. Также ряд норм, посвященных этому виду налогообложения, закреплен в Таможенном кодексе Таможенного союза, Постановлениях правительства. Министерство финансов и Федеральная налоговая служба РФ издают письма, разъясняющие неоднозначные ситуации. Сами эти письма не устанавливают правовых норм, но помогают правильно трактовать закон. Поэтому имеют для юристов и бухгалтеров очень большое значение.

Налогоплательщики

Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщиками НДС являются:

  • Организации (российские и иностранные, а также международные организации и их филиалы и представительства на территории России);
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, деятельность которых связана с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Условно всех налогоплательщиков НДС можно разделить на две группы:

  1. налогоплательщики "внутреннего" НДС, т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;
  2. налогоплательщики "ввозного" НДС, т.е. НДС, уплачиваемого на таможне при ввозе товаров на территорию РФ.

Лица, которые перемещают товар через таможенную границу Таможенного союза, платят НДС только тогда, когда такая обязанность установлена для них Таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Органы государственной власти и местного самоуправления также признаются плательщиками НДС. Соответствующие разъяснения даны в письмах Минфина РФ от 07.12.2007 N 03-07-11/616, от 30.11.2007 N 03-03-04/7.

Не признаются налогоплательщиками НДС (не уплачивают ни "внутренний", ни "ввозной" налог):

  • Иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, иностранные маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета – в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения указанных олимпийских и паралимпийских мероприятий (они освобождены от уплаты НДС с 1 января 2008 г. по 1 января 2017 года).
  • Официальные вещательные компании, освещающие проведение олимпийских и паралимпийских игр в г. Сочи - в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации (в том числе по осуществлению официального теле- и радиовещания), совершаемых в течение периода проведения данных игр (они освобождены от уплаты НДС с 1 января 2008 г. по 1 января 2017 года).
  • c 1 октября 2013 г. плательщиками НДС не признаются Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) и ряд других организаций, участвующих в подготовке и проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.

Налоговым кодексом также предусмотрены случаи, при которых организации и предприниматели освобождаются от уплаты НДС - ст. 145, 145.1 НК РФ. Следует помнить, что освобождение от обязанностей плательщиков НДС предоставляется при соблюдении определенных условий и на ограниченный срок. И действует оно только в отношении уплаты "внутреннего" НДС.

Постановка плательщиков на налоговый учет

Постановка на учет в налоговом органе происходит автоматически при регистрации юридического лица. Она не требует от налогоплательщиков каких-либо специальных действий. Общий порядок постановки на налоговый учет предусмотрен статьями 83 и 84 Налогового кодекса РФ.

Обязательна постановка на учет в налоговом органе:

  • организаций - по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения, расположенного на территории РФ;
  • индивидуальных предпринимателей - по месту жительства.

Иностранные организации также платят НДС. Особенности постановки их на учет установлены Минфином РФ.

Ели иностранная организация имеет несколько подразделений на территории РФ, то для представления налоговых деклараций она может выбрать одно из них. Налог взимается по операциям всех подразделений, однако документы передает лишь одно. Налоговые органы, территориально относящиеся к каждому из обособленных подразделений, должны быть письменно уведомлены о выборе организации.

Объекты налогообложения НДС

Только при наличии объекта налогообложения у организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан возникает обязанность уплатить налог.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

    Реализация товаров (работ, услуг) и передача имущественных прав на территории РФ.

Под реализацией товара подразумевается передача права собственности на него. Работы реализуются путем выполнения их одним лицом для другого, таким же образом, как и услуги.

Эти операции признаются реализацией независимо от того, каким способом они осуществляются: на возмездной основе или безвозмездно. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд.

Передача товаров, работ, услуг для собственных нужд облагается НДС только, если расходы на приобретение этих товаров не включаются в расходы по налогу на прибыль. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Согласно разъяснениям Минфина, строительно-монтажными работами для собственного потребления признаются работы, которые носят капитальных характер и выполнены собственными силами налогоплательщика. Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (исключительная экономическая зона и континентальный шельф РФ, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты).

В данном случае речь идет о действиях, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза, до их выпуска таможенными органами.

К операциям, не подлежащим налогообложению НДС, относятся:

  • обращение российской или иностранной валюты;
  • передача основных средств, нематериальных активов и имущества организации ее преемнику при реорганизации;
  • передача имущества (в том числе ОС и НМА) некоммерческим организациям для осуществления их уставной деятельности, не связанной с предпринимательской;
  • изъятие имущества путем конфискации;
  • наследование имущества;
  • безвозмездная передача домов, детских садов, санаториев, дорог, электрических, газовых сетей и пр. - органам государственной власти или местного самоуправления;
  • передача имущества госпредприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • операции по реализации земельных участков;
  • операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), связанные с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.;
  • операции по реализации имущества (имущественных прав) должников, признанных в соответствии с законодательством России несостоятельными (банкротами);
  • и другие операции.

Полный перечень операций, не облагаемых НДС, приведен в ст. 146 НК РФ.

Место реализации товаров, работ (услуг)

Реализация товаров (работ, услуг) облагается НДС только в случае, если она совершается на территории РФ.

МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ

Местом реализации товаров признается территория РФ, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, при этом не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (искусственные острова, установки и сооружения).

Обращаем внимание!

Российская Федерация не признается местом реализации товара, если он приобретается в одном иностранном государстве для перепродажи другом государстве, и при этом следует транзитом через Россию.

При соблюдении определенных условий территория РФ признается местом реализации товаров в виде углеводородного сырья, добытого на морском месторождении указанного сырья, а также продуктов его технологического передела (стабильного конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов). Эти условия таковы:

  • товар находится на континентальном шельфе РФ и (или) в ее исключительной экономической зоне либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря и не отгружается, и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на континентальном шельфе РФ и (или) в ее исключительной экономической зоне либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.

МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТ (УСЛУГ)

Местом реализации работ, услуг признается территория РФ, если:

  • работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ;
  • работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ;
  • услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
  • услуги по перевозке и/или транспортировке, услуги (работы) непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой), а также услуги по предоставлению во фрахт воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания оказываются (выполняются) российскими организациями или предпринимателями, при этом пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ;
  • услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, при перевозке товаров от места прибытия на территорию России до места убытия с территории государства выполняются предпринимателями или организациями, местом осуществления деятельности которых признается территория РФ;
  • услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории РФ оказываются российскими организациями;
  • деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ;
  • покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

МЕСТО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ

Местом реализации работ (услуг) считается место деятельности исполнителя этих работ или услуг - таково общее правило.

Местом деятельности исполнителя признается территория России, если организация или предприниматель фактически ведут деятельность в России - на основании государственной регистрации. Если государственной регистрации по каким-то причинам нет, то место осуществления деятельности определяется на основании:

  • места, указанного в учредительных документах организации; места управления организацией;
  • места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
  • места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство);
  • места жительства ИП.

МЕСТО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОКУПАТЕЛЯ

В пп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ перечислены ситуации, когда местом реализации работ (услуг) считается территория России, если местонахождением покупателя тоже является Россия. Это определяется на основе государственной регистрации организации или ИП, а при отсутствии регистрации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, места жительства физического лица.

Россия является местом деятельности покупателя следующих работ и услуг:

  • по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
  • по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации;
  • консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также оказываемых при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • по предоставлению персонала, в случае если он работает в месте деятельности покупателя;
  • по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
  • по передаче единиц сокращения выбросов (прав на единицы сокращения выбросов);
  • услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания и выполнения вышеперечисленных услуг и работ.

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ИМУЩЕСТВА

В целях налогообложения НДС по месту нахождения имущества определяется место реализации:

  • Работ (услуг), связанных непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории России. К ним относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде.
  • Работ (услуг), связанных непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории России. К ним относятся монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.

Обращаем внимание!

Российская Федерация не признается местом реализации работ (услуг), если:

  • работы (услуги) связаны непосредственно с движимым и недвижимым имуществом, находящимся за пределами РФ;
  • услуги фактически оказываются за пределами РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физкультуры, туризма, отдыха и спорта;
  • покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории РФ;
  • услуги по перевозке и транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в подпунктах ст. 148 НК.

Территория РФ признается местом реализации работ (услуг), если выполнение работ, оказание услуг осуществляются в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ. Это положение распространяется на работы и услуги, перечисленные в п. 2.1 ст. 148. К ним, в частности, относятся:

  • работы (услуги) по добыче углеводородного сырья, в том числе по строительству (бурению) скважин;
  • работы (услуги) по подготовке (первичной обработке) углеводородного сырья;
  • работы (услуги) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пунктов отправления, находящихся на континентальном шельфе РФ и (или) в исключительной экономической зоне РФ.

Для подтверждения выполненных работ (услуг) необходимо предъявить контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ (услуг).

Налоговая база по НДС

По общему правилу налоговая база по НДС определяется как стоимостная характеристика объекта налогообложения. Чаще всего исчисляется исходя из стоимости реализованных товаров или переданных работ (услуг). Однако для некоторых операций установлен особый порядок определения налоговой базы.

Общие правила определения налоговой базы:

  1. По операциям, облагаемым по одной ставке НДС, налоговая база - общая.
  2. По операциям, облагаемым по разным ставкам НДС, налоговая база - разная.
  3. Сумма доходов, полученных от реализации работ, услуг, имущественных прав, как в денежном, так и в натуральном выражении, - это налоговая база по НДС.
  4. Налоговая база всегда исчисляется в рублях. Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ.

Налоговая база по НДС зависит от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне товаров.

Особенности определения налоговой базы по НДС в разных хозяйственных ситуации:

  • При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, в т.ч. по товарообменным (бартерным) операциям, а также на безвозмездной основе, при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю в случае неисполнения обязательства, при передаче товаров (результатов работ, услуг) в счет оплаты труда в натуральной форме - как их стоимость с учетом акцизов и без учета НДС.
  • При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с уплаченным НДС, - как разница между ценой реализуемого имущества (с учетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью имущества с учетом переоценок.
  • При реализации сельхозпродукции, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, и продуктов ее переработки по Перечню Правительства РФ - как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и ценой приобретения данной продукции.
  • При реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья - как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов и без включения в нее НДС.
  • При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи - как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и ценой приобретения указанных автомобилей.
  • При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам - как их стоимость, непосредственно указанная в договоре (контракте), но не ниже стоимости, исчисляемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ и действующей на дату определения налоговой базы, с учетом акцизов и без учета НДС.
  • При реализации товаров (работ, услуг) с учетом бюджетных субсидий с применением государственных регулируемых цен или с учетом льгот - как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
  • При реализации товаров в многооборотной таре залоговые цены не включаются в налоговую базу, если указанная тара подлежит возврату продавцу.

Особенности определения налоговой базы по различным видам операций подробно изложены в статьях 154-162.1 НК РФ.

Увеличение стоимости (без учета налога) отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав, учитывается при определении налогоплательщиком налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур.

Момент определения налоговой базы (МОНБ)

Моментом определения налоговой базы признается дата, на которую необходимая сумма сформирована для того, чтобы с нее исчислить и уплатить НДС. На эту дату и учитывается совершенная хозяйственная операция при определении налоговой базы, и по ней должен быть начислен НДС.

По общему правилу моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ и услуг, передачи имущественных прав.

Дата публикации: 28.01.2021

Дата изменения: 28.01.2021

Прикрепленный файл: docx, 80.09 кБ

Настоящие рекомендации разработаны в целях применения субъектами Российской Федерации единых подходов при формировании информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов субъектов Российской Федерации (далее – Информация), предоставляемой в Минфин России в порядке и в сроки, установленные общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. № 796 (далее – Общие требования):

– до 1 июня текущего года – Информацию в соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Общих требований;

– до 20 августа текущего года – уточненную Информацию (в том числе с учетом результатов проведенной сверки данных по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций) в соответствии с подпунктом «з» пункта 8 Общих требований.

Сроки предоставления информации взаимоувязаны с процессом распределения межбюджетных трансфертов, осуществляемым Минфином России, в связи с чем обязательны к соблюдению всеми субъектами Российской Федерации.

Обращаем внимание, что Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) дополнена новым пунктом 11, согласно которому в целях урегулирования вопросов, связанных с предоставлением налоговыми органами сведений, необходимых для проведения оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составляющих налоговую тайну, руководителем соответствующего органа власти (в том числе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) определяется круг должностных лиц, имеющих доступ к таким сведениям (в форме правового акта).

В информации к 1 июня данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за год, предшествующий отчетному, и иные отчетные периоды заполняются на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, предоставленных уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункт 8 Общих требований. Данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный год, на текущий год, на очередной год и плановый период формируются (оцениваются, прогнозируются) уполномоченными органами субъекта Российской Федерации самостоятельно.

В информации к 20 августа в Форме уполномоченными органами субъектов Российской Федерации на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, сформированных по итогам обработки данных налоговой отчетности за отчетный год, уточняются данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный период. Также при необходимости (в том числе по результатам проведенной сверки) актуализируется информация за предыдущие отчетные периоды. При этом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации может быть уточнена оценка объемов налоговых расходов за текущий год и прогноз на очередной год и плановый период.

Ячейки Формы, в которых проводилась корректировка информации, выделяются цветом (используется заливка ячеек). Если информация корректируется впервые – используется желтая заливка ячеек, при повторной корректировке – оранжевая, третья корректировка – красная.

Информация предоставляется в Минфин России в электронном виде по форме, прилагаемой к настоящим Рекомендациям, в формате xls (xlsx) (далее – Форма) на официальный электронный адрес Минфина России 23dep@minfin.gov.ru. Одновременно с электронным файлом направляется сопроводительное письмо субъекта Российской Федерации. В теме электронного письма в обязательном порядке указывается полное наименование субъекта Российской Федерации без уточняющих дополнений (пример, тема: Нижегородская область).

Начиная с 2021 года, информация о налоговых расходах субъекта Российской Федерации формируется из 2-х блоков:

1. Основной блок информации - действующие налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. действующие с отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному.

2. Дополнительный блок информации - архивные налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному.

При этом ежегодно базовым годом в части учета сведений об объемах выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, является 2011 год.

Формирование информации по действующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации

В текущем году сбор и учет Информации осуществляется в отношении налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями (далее – льготы), установленными законодательством субъектов Российской Федерации и действующими в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году.

В целях объективной оценки выпадающих доходов региональных бюджетов на текущий год и прогнозе на плановый в Информацию также включаются льготы с началом действия с 1 января текущего года и позже. При этом субъектом Российской Федерации по таким льготам необходимо указывать оценку/прогноз выпадающих доходов от их применения.

Учет Информации о льготах в Форме ведется, начиная с шестого года, предшествующего отчетному. При этом следует учитывать, что корректировка данных об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетные периоды может проводиться органами Федеральной налоговой службы за три последних года на основе уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками.

Дополнительно по действующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации, также ведется учет объемов выпадающих доходов, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, начиная с базового 2011 года (архивная информация). В 2021 году в архивную информацию будут включены графы с данными об объемах выпадающих доходов за 2011-2013 годы. Далее количество «архивных» граф ежегодно будет увеличиваться на 1 год (в 2022 году – 2011-2014 гг.; в 2023 году – 2011-2015 гг. и т.д.). Соответственно ежегодно будут корректироваться годы, включаемые
в период при проведении оценки налоговых расходов в текущем году (графы №№ 24-34 формы) в соответствии с Общими требованиями.

В перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации включаются все льготы (включая льготы по инвестиционному налоговому вычету, право на применение которого введено статьей 286.1 Налогового кодекса начиная с 01.01.2018 по 31.12.2027 и реализуется при наличии принятого субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта (далее – НПА), льготы по налогу на имущество организаций, установленные НПА субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.2 статьи 380 Налогового кодекса, льготы в соответствии с пунктами 21 и 24 статьи 381 Налогового кодекса, в отношении которых статьей 381.1 Налогового кодекса предусмотрено принятие соответствующего НПА субъекта Российской Федерации), действующие в соответствии с НПА субъекта Российской Федерации в отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному году, установленные по следующим видам налогов:

– налог на прибыль организаций;

– налог на имущество организаций;

– налоги, подлежащие уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (УСН, патентная система налогообложения, ЕНВД, ЕСХН);

– земельный налог (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

– налог на имущество физических лиц (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

– торговый сбор (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Льготы, утратившие силу до 1 января года, предшествующего отчетному году, в Информации отражаются в блоке архивных налоговых расходов

Для льгот длящегося характера, действующих в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, в Форме отражается информация (структурные единицы НПА, наименование льготы, условия и срок ее применения, код вида экономической деятельности и т.д.), соответствующая редакции положений НПА, действующих в отчетном году.

При отражении в Форме сведений об оценке объема конкретного налогового расхода субъекта Российской Федерации за текущий год, прогнозе объема этого налогового расхода на очередной год и плановый период необходимо учитывать дату прекращения действия льготы и период ее действия (например, норма в отношении льготы прекратила свое действие, но может продолжать применяться налогоплательщиком до срока окончания действия соглашения о реализации инвестиционного проекта, т.е. льгота имеет длящийся характер). Год, в котором льгота является не действующей, в Форме всегда отмечается знаком «Х».

Данные об оценке и прогнозе объема налогового расхода в Форме указываются в виде целого числа (при этом ячейка не должна содержать формул и ссылок на другие ячейки таблицы).

Расчет совокупного бюджетного эффекта в отношении стимулирующих налоговых расходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций осуществляется за год, предшествующий отчетному.

При заполнении Формы следует учитывать следующее.

Не являются новой льготой случаи, связанные с уточнением положений по действующей льготе (например, изменение размера льготной ставки; изменение требований к объему инвестиций; изменение периода применения льготы; введение/изменение условий для получения льготы и т.д.), а также случаи переутверждения действующих льгот (в том числе с уточнениями) в новом «долгосрочном» региональном НПА (например, в связи с большим количеством поправок в ранее действующем НПА или необходимостью изменения внутренней структуры НПА). Соответственно, такие изменения по льготе отражаются в Форме в одной строке.

Льгота длящегося характера, утверждаемая решением субъекта Российской Федерации ежегодно новым НПА, заполняется одной строкой.

Льгота, имеющая разные размеры пониженной ставки в течение срока ее применения, заполняется одной строкой (например, льгота по налогу на прибыль на резидентов ТОСЭР в течение первых пяти налоговых периодов и далее в течение следующих пяти налоговых периодов).

При отражении в Форме информации о льготах следует избегать обобщения множества целевых категорий получателей в одну строку, особенно в случаях, когда у таких целевых категорий разная дата вступления в силу положений НПА о льготе (например, согласно ст.4 п.1 пп.1 Закона Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге» целевые категории получателей в отношении льготы в форме освобождения от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) вкл. с 1 января 2019 года пополнились новой категорией «физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года», информацию по которой следует отразить в Форме в отдельной строке) или конкретная льгота прекращает действовать только для одной целевой категории получателей из общей группы. При этом, в случае отсутствия возможности разделения общего объема налогового расхода (а также численности получателей) между целевыми категориями получателей, допускается объединение в таблице соответствующих ячеек по отдельным строкам (графы №№ 24-34, а также графы №№ 35-41 Формы).

Дополнительно в отношении данных, размещаемых до 1 августа текущего года для проведения сверки на официальном сайте Минфина России (подпункт «ж» пункта 8 Общих требований), уполномоченным органам субъектов Российской Федерации необходимо учитывать следующее.

При проведении сверки данных об объемах налоговых расходов субъектов Российской Федерации стимулирующего характера (по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций), имеющих положительный бюджетный эффект, используются данные Федеральной налоговой службы (т.е. центрального аппарата ФНС России), представленные в Минфин России до 25 июля текущего года в соответствии с подпунктом «ж» пункта 8 Общих требований.

В случае наличия расхождений в сверяемых данных уполномоченному органу субъекта Российской Федерации необходимо инициировать урегулирование проблемы с органом Федеральной налоговой службы по соответствующему региону. При этом необходимо учитывать, что Минфином России к учету принимаются исключительно сведения, предоставляемые Федеральной налоговой службой (в том числе уточненные, при необходимости, на основе данных органов Федеральной налоговой службы в период с 1 по 20 августа текущего года).

Если период действия льготы стимулирующего характера составляет менее 6 лет, то субъект Российской Федерации при расчете совокупного бюджетного эффекта такого налогового расхода использует свои прогнозные данные за отчетный год и позднее, а также данные, представленные органом Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации за отчетный период. В случае отсутствия прогнозных данных субъекта Российской Федерации на отчетный год и позднее совокупный бюджетный эффект по таким годам считается нулевым. Соответственно совокупный бюджетный эффект считается по имеющимся данным.

В отношении льгот, принятых субъектом Российской Федерации в 2020 году в целях поддержки экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и утративших силу по состоянию на 1 января 2021 года, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о нецелесообразности проведения оценки совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых расходов, обусловленных указанными льготами, учитывая 5-летний период самоокупаемости, предусмотренный в Общих требованиях.

Формирование информации по архивным налоговым расходам субъекта Российской Федерации

Ведение информации об архивных налоговых расходах субъекта Российской Федерации осуществляется в сокращенном виде и представляет собой учет нормативных / целевых показателей налогового расхода, а также данных об объемах выпадающих доходах бюджета.

Субъектом Российской Федерации ежегодно проводится инвентаризация дат прекращения действующих налоговых расходов, по результатам которой льготы, утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному, переносятся в блок архивных налоговых расходов субъекта Российской Федерации.

Комментарии к заполнению отдельных граф Формы

Если вы работаете с иностранными контрагентами, налоги приходится платить немного иначе. Рассмотрим особенности налогообложения ВЭД по импорту и экспорту товаров и услуг.

Особенности налогообложения

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Новых налогов при ведении внешней торговли не возникает. Вы, как всегда, должны будете уплатить НДС, налог на прибыль и акцизы. Но при ВЭД есть 4 отличия по этим налогам:

  • изменяется порядок исчисления и взимания налогов;
  • право на вычет сохраняется, но изменяется порядок его получения и перечень необходимых документов;
  • вводиться понятие таможенной стоимости, которая является налоговой базой;
  • операции с определенными группами товаров имеют особенности.

Помимо налогов для ввоза или вывоза товара придется уплатить и таможенную пошлину. Таможня — это еще один контролер вашей деятельности помимо ФНС. Она отвечает за валютный контроль операций российских лиц с иностранными партнерами. Рассмотрим каждый налог по импорту и экспорту товаров.

Налог на добавленную стоимость при экспорте

Налогообложение ВЭД

Как и во внутренней деятельности, НДС по ВЭД — самый сложный налог. При экспорте товаров есть несомненный плюс — ставка НДС равняется 0%: экспортные операции налогом на добавленную стоимость не облагаются (подп.1 п.1 ст.164 НК РФ). Не забывайте подтверждать право на применение «нулевой» ставки — предоставляйте в налоговую вместе с декларацией по НДС документы, подтверждающие вывоз товара за территорию РФ:

  • внешнеторговый контракт;
  • таможенную декларацию;
  • копию транспортных и товаросопроводительных документов.

При экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению или Киргизию пакет документов для подтверждения другой:

  • договор, согласно которому в страну ЕАЭС импортируют продукцию;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
  • транспортные и товаросопроводительные документы.

Подробно перечень необходимых для подтверждения документов расписан в статье 165 НК РФ. На сбор всех документов у вас есть 180 календарных дней со дня помещения товаров на таможенную процедуру экспорта.

Ставка 0% не освобождает вас от обязанности сдавать декларации по НДС и не лишает права на вычет входящей суммы налога. Просто при заполнении декларации укажите ставку 0%.

Вы имеете право на возмещение или зачет НДС. При успешном возмещении заявленную сумму перечислят на ваш расчетный счет. При зачете сумму к возмещению можно учесть в качестве предстоящих обязательных платежей. Не забывайте пользоваться этим правом — это поможет вам сэкономить. Получив аванс не забудьте начислить на эту сумму НДС. Размер базы определяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки или получения оплаты.

Важно! Законодатель обязывает вести раздельный учет НДС по экспортным и внутренним операциям. Раздельный учет «входного» НДС по товарам или услугам нужен только экспортерам сырьевых товаров (абз.3-4 п.10 ст.165 НК РФ).

Внимательно определяйте момент формирования налогооблагаемой базы по НДС. Это будет самая ранняя из дат:

  • момент отгрузки товаров или услуг или передачи имущественных прав;
  • момент получения полной или частичной оплаты.

Налог на добавленную стоимость при импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Все ввозимые в Россию товары облагаются НДС. Статья 146 НК РФ не щадит никого: уплачивать его должны все импортеры, даже освобожденные от НДС, и лица на налоговых спецрежимах. Но некоторые категории импортируемых товаров налогообложению не подлежат, они перечислены в статье 150 НК РФ.

Ставка НДС по импорту не отличается от внутренней — 0%, 10% или 20%. Основная сложность состоит в определении налоговой базы по НДС. Тут есть два варианта:

  1. Импорт из стран ЕАЭС. Если вы ввозите товар из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, сложностей с базой по НДС не возникает. Она равна стоимости приобретенных товаров плюс уплаченные акцизы. Момент формирования базы — дата оприходования товара складским учетом. Срок на подачу декларации и уплату НДС — 20 дней по истечении квартала, за который вы отчитываетесь.
  2. Импорт из других стран. Налоговая база — это таможенная стоимость + таможенная пошлина + акцизы. Таможенная стоимость определяется декларантом, но правильность ее формирования контролирует таможня. По своей сути это стоимость товара по договору увеличенная на затраты по доставке груза до таможни, в том числе на страхование, транспортировку, лицензирование. В этом случае НДС уплачивается в момент подачи таможенной декларации или в течение 15 дней с момента поступления товара на таможню.

Особое внимание уделите импорту услуг. Если иностранное лицо оказало вам услугу на территории РФ, то необходимо выступить в роли налогового агента. Удержите сумму НДС из вознаграждения иностранца. Если оказанные услуги подпадают под статью 149 НК РФ, то удерживать ничего не нужно.

Вы имеете право запросить налоговый вычет на сумму уплаченного НДС. Для этого нужно соблюсти следующие условия:

  • ввозимые товары и услуги используются в России и деятельности, облагаемой НДС;
  • груз ввозится для перепродажи;
  • вычет запрашивается в том квартале, в котором товар принят к учету;
  • есть документы, подтверждающие ввоз груза;
  • НДС был уплачен.

Если во внутренней деятельности вы освобождены от НДС или находитесь на спецрежиме, вычет вы не получите. Включите налог в стоимость приобретенных товаров и услуг.

Налог на прибыль при экспорте и импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Прибыль по ВЭД облагается налогом по ставке 20%. Доход — это результат экспорта, так как мы продаем товар иностранному контрагенту. Импорт дохода не приносит — это наши расходы.

При экспорте продукции партнеры будут перечислять вам иностранную валюту. Для целей налогообложения необходимо пересчитать ее по курсу Центрального Банка.

Затраты на импорт — это расходы, которые уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому к их расчету подходите внимательно. Все затраты, связанные с импортом товаров, вплоть до затрат на услуги таможенного брокера, должны иметь подтверждающие документы. Только тогда их можно признать в качестве расходов.

Оплачивать товары и услуги вы будете иностранной валютой. Для расчета налоговой базы пересчитайте все затраты по курсу ЦБ РФ.

При ВЭД будут возникать курсовые разницы,которые могут быть вашим доходом или расходом. Подробнее про курсовые разницы можете прочитать в нашей статье о бухгалтерском и налоговом учете ВЭД.

Акцизы на импортный товар

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Акцизы — это косвенный налог, который уплачивается на таможне. Если товар прибыл из стран ЕАЭС и не подлежит обязательной маркировке, оплачивайте акциз в налоговую. Маркировке подлежит табачная и алкогольная продукция.

Акцизом облагается таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на таможенную пошлину. Уплачивает налог лицо, декларирующее груз. Ставки акциза бывают трех видов: адвалорная, специфическая или комбинированная.

  • Адвалорные. Ставки в процентах от стоимости реализованных товаров. В чистом виде в Российском законодательстве отсутствуют.
  • Специфические (твердые). Ставки в рублях за физическую единицу товара. Это самый распространенный вид. Например, сигары облагаются акцизом в размере 207 рублей за 1 штуку, а табак по ставке 5 808 рублей за 1 кг.
  • Комбинированные. Объединяет специфические и адвалорные ставки. Например, сигареты и папиросы облагаются акцизом по ставке 1 890 рублей за 1 000 штук плюс 14,5% от максимальной розничной цены, но не менее 2 568 рублей за 1 000 штук.

Полный перечень ставок по акцизам изложен в статье 193 НК РФ. На стоимость ввозимого груза с учетом акциза в дальнейшем начисляется налог на добавленную стоимость.

Таможенная пошлина

Пошлина, уплачиваемая на таможне, это не налог, а обязательный платеж в связи с перемещением товаров через границу. Пошлина уплачивается до момента выпуска товара с таможни. Ее размер зависит от ввозимого или вывозимого товара, его количественных и качественных характеристик. Определяется размер пошлины по коду ТН ВЭД — специальному закодированному обозначению импортируемых или экспортируемых товаров. Например, код 0101 21 000 0 — это чистопородные племенные лошади.

Чтобы избежать ошибок в налогах при ВЭД, воспользуйтесь облачным сервисом Контур. Бухгалтерия. С его помощью вы сможете вести бухгалтерский и налоговый учет ВЭД и внутренней деятельности. Первый месяц работы в сервисе бесплатен.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Читайте также: