Налоги на потребление это

Опубликовано: 14.05.2024

Понятие «акцизы», как уже отмечалось, может иметь как расширенное, так и узкое толкование.

Акцизы могут взиматься не только центральным правительством, но также и региональными властями и органами местного самоуправления. Централизованное взимание акцизов обычно применяется в унитарных государствах. Наделение региональных властей и органов местного самоуправления правом взимать акцизы, устанавливать или изменять их ставки характерно для федеративных и конфедеративных государств.

Плательщиками акцизов обычно выступают предприятия, производящие подакцизную продукцию. Иногда обязанность по уплате акцизов возлагается также на оптовых покупателей и продавцов подакцизных товаров.

Могут устанавливаться следующие виды ставок акцизов: единые — для однородных товаров (соль, сахар, спирт); дифференцированные — для товаров, классифицируемых по различным признакам: качеству, содержанию алкоголя и т.д. (вина, масла, ткани, нефтепродукты); пропорциональные — для товаров одной группы, имеющих разные уровни цен (табачные изделия).

Ставки акцизов подразделяются на: твердые (специфические), устанавливаемые в абсолютной сумме за единицу обложения; адвалорные, устанавливаемые в процентах к ценам реализации товаров или услуг.

Акцизы используются в тех случаях, когда производство подакциз-ных товаров осуществляется частными производителями. Однако в ряде стран государство объявляет производство подакцизных товаров государственной монополией. Государственная фискальная монополия представляет собой монополию государства на производство и реализа-цию товаров массового потребления (табак, спички, соль и т.п.). Объек-тами государственной монополии могут быть также внешняя торговля, производство и реализация алкогольных напитков, табачных изделий и т.д.

Государственная фискальная монополия может быть полная, когда государство монополизирует и производство, и реализацию какого-то товара, или частичная, при которой монополизировано только произ-водство или только реализация.

Государственная фискальная монополия устанавливается с целью получения возможно больших доходов в государственный бюджет, при этом государство получает не налог, а предпринимательский доход. Государственная фискальная монополия возникла из регалии — исключительного права государства (главы государства) на определенный вид деятельности. В современных условиях государственная фискальная монополия имеет место в Италии (табак, соль, спички), Германии (вино), Франции (табак, спички, пиво, спирт), Японии (соль, табак, спирт, опий) и других странах.

Под налогами с оборота понимается группа косвенных налогов, взимаемых с оборота товаров (работ, услуг) предприятий и организаций (юридических лиц), а в некоторых случаях и с объема реализации товаров (работ, услуг) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В отличие от акцизов, взимаемых с отдельных видов товаров или услуг, налогами с оборота облагаются производство и реализация всех товаров (работ, услуг), за исключением освобождаемых от налогообложения.

Налог с оборота получил широкое распространение в период Первой мировой войны 1914—1918 гг. первоначально в Германии и Франции, а затем и в других странах. Введение налога преследовало фискальные цели: удовлетворить потребности в дополнительных средствах, покрыть острый дефицит бюджета. Рост поступлений по этому виду налогообложения обеспечивается автоматически за счет повышающихся в условиях инфляции цен, а также в результате расширения объектов обложения.

Первоначально налогом облагалась стоимость валового оборота то-вара предприятия многоступенчатым (каскадным), или так называемым кумулятивным, методом, при котором налог взимался на каждой стадии производства или обращения товара (исключая обороты внутри компании). Такая система действовала в ФРГ, Бельгии, Австрии и других государствах до конца 1960-х гг. Многократность обложения обременяла товар налогами и затрудняла организацию платежа, так как требовала использования большого количества документов. Более простой способ обложения, к которому перешло большинство государств, — взимание налога с оборота один раз — на стадии производства, оптовой или розничной торговли, но по более высокой ставке. Однократное обложение по обороту товара в производстве, с одной стороны, сдерживает централизацию промышленных и торговых предприятий, так как возрастает сумма налога в связи с обложением не только производственных, но и реализационных расходов; с другой стороны, стимулирует объединение торговых фирм, так как крупные магазины имеют меньше издержек обращения, а следовательно, их облагаемый оборот уменьшается.

Распространение налогов с оборота в развитых странах объясняется не только их фискальным значением, но и возможностью использования для воздействия на процесс производства. Освобождая экспортеров от обложения налогами с оборота, государство стимулирует экспорт товаров.

Обложение оборота предприятий, производящих и реализующих товары (работы, услуги), может осуществляться по единым или индивидуальным ставкам.

С начала 1960-х гг. во многих странах происходило преобразование налога с оборота в налог на добавленную стоимость (НДС). НДС используется в налоговых системах более 50 государств, в частности во всех странах Европейского союза. Установление НДС — одно из условий членства в Европейском союзе. Впервые этот налог был введен во Франции в 1954 г. Из ведущих промышленно развитых стран единственной страной, не использующей НДС, являются США. Важно отметить также, что НДС, используемый в Канаде, Японии, Новой Зеландии и некоторых других странах, существенно отличается от НДС, применяемого в странах Европейского союза.

В странах — членах Европейского союза НДС применяется с целью унификации национальных систем косвенного обложения (в со-ответствии с Римским договором) и для создания единой доходной базы бюджета Европейского союза, главным доходным источником которого с 1975 г. были поступления от НДС в размере 1% суммы налога (с 1986 г. — 1,4%), собранного каждой страной-членом.

При обложении НДС обычно используются стандартная (основная) ставка и пониженные ставки. Во многих странах для товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, используется нулевая ставка налога.

Испания и др.) используются повышенные ставки НДС, применяющиеся к предметам роскоши и отдельным видам услуг.

Расчет налоговых обязательств по НДС может осуществляться следующими методами: а) прямым аддитивным; б) косвенным аддитивным; в) методом прямого вычитания; г) зачетным методом (косвенное вычитание, или инвойсный метод). Наиболее широко применяется зачетный метод, при котором размер НДС, подлежащего уплате, рассчитывается как разница между НДС, полученным от покупателей, и НДС, уплаченным продавцом. (Данный метод определения налоговых обязательств по НДС стал основным в Российской Федерации).

Использование НДС в налоговых системах нередко порождает целый ряд проблем. Достижение наибольшей эффективности во взимании НДС возможно только при условии тотального контроля налоговых органов за всеми налогоплательщиками, находящимися в экономической цепочке от добычи сырья до реализации изделий конечному потребителю. Для эффективного взимания индивидуальных акцизов достаточно только наличия жесткого контроля над производителями подакцизных товаров, число которых по сравнению с плательщиками НДС меньше в десятки, а иногда и в сотни раз.

Наибольшие и стабильные поступления НДС в бюджет дают круп-ные промышленные и торговые предприятия. Как правило, проблемной сферой при применении НДС являются предприятия розничной торговли, особенно в тех случаях, когда розничная торговля ведется индивидуальными предпринимателями. НДС представляет собой налог, по которому практически полностью отсутствуют легальные способы минимизации налоговых выплат. Но если налоговые органы не в состоянии обеспечить одновременный контроль за покупателями и по-ставщиками товаров (работ, услуг), то могут возникнуть многочисленные возможности по уклонению от уплаты налога, в частности путем составления фиктивных счетов-фактур.

Налог с продаж представляет собой косвенный налог, объектом обложения которым выступают обороты по реализации товаров и (или) услуг. Налоги с продаж могут подразделяться на общие и специальные. Специальные налоги с продаж, по сути, представляют собой разновидность акцизного налогообложения. В отличие от НДС налог с продаж обычно взимается только в сфере реализации товаров (работ, услуг), а объектом реализации выступает весь совокупный оборот предприятия (физического или юридического лица), осуществляющего розничную торговлю или предоставляющего услуги населению. Наиболее широко данный налог применяется в США, где он устанавливается законодательными органами отдельных штатов. Поступления по налогу с продаж в общих налоговых поступлениях составляют около трети. Одновременное взимание и НДС, и налога с продаж применялось в Российской Федерации до 1 января 2004 г.

Таможенные пошлины и сборы взимаются с провозимых через на-циональную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Таможенные пошлины подразделяются на вывозные (взи-маемые государством при экспорте товаров), ввозные (взимаемые с импортируемых товаров) и транзитные (взимаются при переходе ино-странного груза через границу данной страны, следующего через ее тер-риторию для потребления в третьей стране). В зависимости от целей та-моженные пошлины и сборы подразделяются на фискальные (играющие значительную роль в доходах бюджета), протекционистские (защища-ющие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров),.ан- тидемпиговые (разновидность протекционистских пошлин), преферен-циальные (льготные пошлины, обычно устанавливаемые в отношении товаров, происходящих из определенных государств, в соответствии с условиями договоров). Фискальное значение таможенных пошлин и сбо-ров в развитых странах, как правило, невелико.

Что такое потребительский налог?

Налог на потребление – это налог на покупку товара или услуги. Налоги на потребление могут принимать форму налогов с продаж, тарифов, акцизов и других налогов на потребляемые товары и услуги.

Налог на потребление может также относиться к системе налогообложения в целом, в которой люди облагаются налогом в зависимости от того, сколько они потребляют, а не от того, сколько они добавляют в экономику (подоходный налог).

Ключевые выводы

  • Налоги на товары и услуги обычно называют налогами на потребление.
  • Налог с розничных продаж и налог на добавленную стоимость являются примерами налога на потребление.
  • Налог на потребление взимается, когда потребители тратят деньги, а подоходный налог взимается с заработанных денег.

Понятие потребительского налога

Примеры налогов на потребление включают налоги с розничных продаж, акцизы, налоги на добавленную стоимость, налоги на использование, налоги на валовую выручку от бизнеса и импортные пошлины. Эти налоги несут потребители, которые платят более высокую розничную цену за товар или услугу.

Более высокая цена включает налог на потребление, который взимается продавцом и перечисляется соответствующему федеральному, государственному или местному правительству. Налоги на потребление часто взимаются по разным ставкам с разных товаров в зависимости от того, считается ли товар необходимостью (например, еда) или предметом роскоши (например, драгоценностями).

Налог на потребление – идея не новая.Правительство США использовало налог на потребление на протяжении большей части своей истории, прежде чем заменить его налогом на прибыль.Администрация Буша поддержала одну из версий этого, хотя предложение было отклонено.В предложении содержится призыв к Соединенным Штатам перейти от преимущественно прогрессивной системы подоходного налога к национальной налоговой системе, которая использует исключительно налоги на потребление.

В идеале, правильно разработанная система налога на потребление будет вознаграждать вкладчиков и наказывать расточителей. Хотя в США нет национального налога на потребление, во многих странах мира введен национальный налог на потребление в той или иной форме.

Япония, например, добавила 3% налог на потребление к своему подоходному налогу в 1989 году. Японский налог на потребление (JCT) вырос до 5% в 1997 году.  В 2012 году увеличение налога на две части в два раза увеличило налог в первую очередь. в апреле 2014 г. на8% первоначально он был запланирован рост на 10% в октябре 2015 года, но две задержки толкнул его в октябре 2019 года  Есть исключения,которые включают всебя продукты питания, газеты, а такженекоторые другие ежедневные вещи,чтобы сохранить налог на потребление под 8% для этих товаров.

Виды потребительских налогов

Налог на добавленную стоимость

В большинстве европейских стран и Канаде действует система потребительского налога в виде НДС или налога на добавленную стоимость.В Канаде НДС называется налогом на товары и услуги (GST) в некоторых провинциях и гармонизированным налогом с продаж (HST) в других.

НДС – это налог на разницу между тем, что производитель платит за сырье и рабочую силу, и тем, что производитель взимает за готовую продукцию. Следовательно, этот потребительский налог взимается с «добавленной стоимости» товаров и услуг от стадии производства до стадии конечного потребления.

Акцизный налог

Акциз является налог с продаж, который относится к определенному классу товаров, как правило, алкоголь, табак, бензин или туризма. Некоторые акцизы взимаются, чтобы воспрепятствовать поведению или покупке определенных товаров, которые считаются вредными для экономики. Эти акцизы более известны как налоги за грех. Другие акцизы взимаются с людей, получающих выгоду от программы или инфраструктуры. Например, налоги на бензин взимаются с водителей для содержания дорог, автомагистралей и мостов.

Импортные пошлины

Импортные пошлины – это налоги, взимаемые с импортера за товары, ввозимые в страну. Импортер перекладывает налоги на конечных потребителей за счет более высоких затрат. Размер этого потребительского налога, подлежащего уплате, сильно варьируется в зависимости от импортируемого товара, страны происхождения и ряда других факторов. Ввозные пошлины могут рассчитываться как процент от стоимости импортируемых товаров или на основе количества, веса или объема импортируемых товаров.

Налог с розничных продаж

Налог с продаж обычно является адвалорным, то есть рассчитывается путем применения процентной ставки к налогооблагаемой цене продажи. Хотя в США существует налог с продаж, это форма налога штата, а не федерального налога. Кроме того, государственные налоги с продаж освобождают от всех видов расходов, таких как продукты питания, здоровье и жилье. Страны, которые ввели налог с продаж в качестве федерального налога на потребление, облагают налогом почти все потребление.

Налог на потребление против налога на прибыль

Налог на потребление взимается с людей, когда они тратят деньги. Подоходный налог взимается с людей, когда они зарабатывают деньги или когда они получают проценты, дивиденды или прирост капитала от своих инвестиций.

Сторонники налога на потребление утверждают, что он стимулирует сбережения и инвестиции и делает экономику более эффективной, в то время как налогообложение доходов наказывает вкладчиков и вознаграждает тех, кто тратит средства. Таким образом, они утверждают, что справедливо, что люди облагаются налогом на то, что они извлекают из ограниченного пула ресурсов посредством потребления, а не на то, что они вносят в пул, используя свой доход.

С другой стороны, противники утверждают, что налог на потребление отрицательно сказывается на бедных, которые по необходимости тратят больше своих доходов. Они заявляют, что, поскольку налог на потребление является формой регрессивного налога, богатое население потребляет меньшую часть своего дохода, чем более бедные домохозяйства.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


Но есть одно маленькое «но». Я впервые вижу, что ФНС России признала налог на добавленную стоимость «налогом на потребление».

Цитирую выдержку из этого Письма: «данный налог, будучи формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения, является косвенным налогом (налогом на потребление); при этом реализация товаров (работ, услуг) производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога, а бремя его уплаты, соответственно, ложится на приобретателя товаров (работ, услуг), которому, в свою очередь, предоставлено право уменьшить собственное налоговое обязательство на величину налоговых вычетов в размере суммы налога, предъявленной ему продавцом к уплате при реализации товаров (работ, услуг)…».

Но это относится только к бизнесу. Если покупатель – физическое лицо или просто конечный покупатель, то, по сути дела, бремя уплаты налога на добавленную стоимость ложится на конечного покупателя. И каждый гражданин РФ, что бы он ни покупал и где бы он ни покупал, платит этот «налог на потребление», который теперь с нового года будет 20% от добавленной стоимости по основным товарам. Льготы по-прежнему сохранятся: я имею в виду нулевую ставку НДС и ставку НДС 10%.

Но давайте скажем правду. Вы купили сливочное масло, где НДС 10%, но, чтобы масло привезти, кто-то покупал топливо, кто-то покупал запчасти, а там уже НДС 20%… Поэтому не важно, что мы покупаем, воду или рубашку, мы являемся плательщиками этого «налога на потребление».

К чему это я? Я слышал такое мнение, что в США полное безобразие: куда ни приди, везде цены без налога с продаж. Смотришь на ценник – 10$, приходишь на кассу – с тебя требуют 11$, потому что налог с продаж в ценах не указан, и это полное безобразие. Я сам сталкивался с таким безобразием.

Свой первый компьютер я покупал в США, и стоил он где-то 990$. Прихожу на кассу, а с меня берут 1150$. Я спросил: «Как так?» А мне ответили: «Налог с продаж». Минимум сотку сверху вынь и отдай… Конечно, это неприятно. Но я слышал такую версию, что у нас хорошо, а в Америке плохо: у них дурацкий налог с продаж. У нас тоже есть налог на потребление, только в Америке этот налог до 10%, в зависимости от штата может быть 5%, 3%, а у нас он будет 20% с нового года. В Москве еще есть торговый сбор. И субъекты федерации имеют право ввести этот торговый сбор по всей стране. Если честно, совокупное налогообложение у нас больше, чем в Америке. Хотя в Америку я никогда не поеду жить, но это совершенно другая история…

Итак, если вы являетесь плательщиками налога на добавленную стоимость, то вам надо проштудировать этот документ вдоль и поперек. Меня это Письмо заинтересовало только тем, что я впервые вижу, чтобы ФНС признавала налог на добавленную стоимость налогом на фактическое потребление. Спасибо налоговикам за честность.

Возникает вопрос: что же делать НДС? Пока еще есть возможность законно снижать НДС. Либо снижать НСД такими способами, чтобы вам за это ничего не было.

Конечно, никаких гарантий я вам не дам. По той лишь простой причине, что Даниил Егоров, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса клятвенно пообещал, что легализует всех, отрасль за отраслью. Я доверяю Егорову: если он сказал, он это сделает. Это очень хороший специалист.

Что делать с НДС? Готовиться. По опросам «Альфа-Банка» пока только 14% бизнесменов стали менять способы работы, им приходится легализовать свой бизнес из-за давления со стороны налоговиков. Что называется, не до всех дошло…

Я считаю, что 2019 год в этом отношении будет ключевым в плане легализации бизнеса: у меня есть все основания так полагать.

  • Налоговая служба
  • Печать доходов
  • Налоговая оценка
  • Налогооблагаемый доход
  • Налоговое удержание
  • Возврат налога
  • Налоговый щит
  • Налоговая резиденция
  • Налоговая подготовка
  • Налоговое расследование
  • Налоговое убежище
  • Сбор частных налогов
  • Налоговое сельское хозяйство
  • Налог на финансовые операции
  • Налог на валютные операции
  • Единая консолидированная база налогообложения корпораций Европейского союза (CCCTB)
  • Налог Тобина
  • Налог Spahn
  • Налоговое выравнивание
  • Договор о налогообложении
  • Постоянное учреждение
  • Трансфертное ценообразование
  • Европейский Союз FTT
  • Правило иностранных доходов
  • Церковный налог
  • Восемь на тысячу
  • Teind
  • Десятина
  • Фискус Иудейский
  • Leibzoll
  • Храмовый налог
  • Налог на толерантность
  • Джизья
  • Харадж
  • Хумс
  • Нисаб
  • Закят

Налог на потребление является налог , взимаемый с расходами на потребление товаров и услуг. Налоговая база такого налога деньги тратятся на потребление . Налоги на потребление обычно косвенные, например налог с продаж или налог на добавленную стоимость . Однако потребительский налог также может быть структурирован как форма прямого личного налогообложения, например, фиксированный налог Холла – Рабушки .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Типы
    • 1.1 Налог на добавленную стоимость
    • 1.2 Налог с продаж
    • 1.3 Акцизный налог
    • 1.4 Налог на расходы
  • 2 История
    • 2,1 США
    • 2.2 Япония
  • 3 Эффект экономии
  • 4 Практические соображения
  • 5 Экономический эффект
    • 5.1 Уильям Гейл
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Внешние ссылки

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость применяется к рыночной стоимости, добавленной к продукту или материалу на каждом этапе их производства или распространения. Например, если розничный торговец покупает рубашку за двадцать долларов и продает ее за тридцать долларов, этот налог будет применяться к разнице в десять долларов между двумя суммами. Простой налог на добавленную стоимость был бы пропорционален потреблению, но также имел бы тенденцию быть регрессивным в отношении дохода на более высоких уровнях дохода, поскольку потребление имеет тенденцию падать в процентном отношении к доходу по мере роста дохода. Сбережения и инвестиции откладываются от налогов до тех пор, пока они не станут потреблением. Налог на добавленную стоимость может исключать определенные товары, чтобы сделать его менее регрессивным по отношению к доходу. Это навязывается в странах Евросоюза .

Налог на добавленную стоимость - это налог на потребление, который взимается каждый раз, когда стоимость товара увеличивается в процессе производства до точки продажи.

В Австралии , Канаде , Индии , Новой Зеландии и Сингапуре он называется «налогом на товары и услуги». В Канаде его также называют Гармонизированным налогом с продаж, когда он сочетается с провинциальным налогом с продаж.

Налог с продаж

Налог с продаж является частью государственных доходов и обычно представляет собой потребительский налог, применяемый к продажам товаров и услуг . Правительством принято собирать налог с продаж розничным продавцом и затем перечислять его на счет государства. Налог с продаж обычно применяется к продаже товаров, а иногда и к продаже услуг. Налог взимается в точке продажи. Законы могут разрешать продавцам указывать налог отдельно от цены товаров или услуг, или они могут требовать, чтобы он был включен в цену. Сумма налога обычно является адвалорной , то есть рассчитывается путем применения процентной ставки к налогооблагаемой цене продажи. Когда налог на товары или услуги уплачивается руководящему органу непосредственно потребителем, это обычно называется налогом на использование . Часто законы предусматривают освобождение определенных товаров или услуг от налогов с продаж и использования.

Акцизный налог

Акциз является налог с продаж , который относится к определенному классу товаров, как правило , алкоголь, табак, бензин (бензин), или туризм. Ставка налога варьируется в зависимости от типа товара и количества приобретенного и обычно не зависит от лица, которое его покупает.

Налоги на грех - это разновидность акцизного налога, взимаемого с предметов, которые считаются вредными для общества, с целью снизить их потребление за счет повышения цен.

Налог на расходы

Прямой налог на личное потребление может принимать форму налога на расходы , то есть подоходного налога, который вычитает сбережения и инвестиции , например, фиксированный налог Холла – Рабушки. Прямой налог на потребление может называться налогом на расходы, налогом на потоки или налогом на потребляемый доход и может быть фиксированным или прогрессивным . Налоги на расходы в прошлом кратко вводились в Индии и Шри-Ланке .

Эта форма налога применяется к разнице между доходом физического лица и увеличением / уменьшением его сбережений. Как и другие налоги на потребление, простые налоги на личное потребление имеют тенденцию быть регрессивными по отношению к доходу. Однако, поскольку этот налог применяется на индивидуальной основе, он может быть таким же прогрессивным, как и прогрессивный подоходный налог с населения. Так же, как ставки подоходного налога увеличиваются с ростом личного дохода, ставки потребительского налога растут с ростом личного потребления. Экономисты от Милтона Фридмана до Эдварда Грамлиха и Роберта Х. Франка поддержали прогрессивный налог на потребление.

История

Налоги на потребление, в частности акцизы, были отмечены в нескольких знаменательных исторических событиях. В Соединенных Штатах гербовый сбор , налог на чай и налоги на виски вызвали восстания, первые два - против британского правительства, а вторые - против нового федерального правительства. В Индии акцизный налог на соль привел к проведению знаменитого « Соляного марша» Мохандаса Ганди , главного события Индийского движения за независимость .

Соединенные Штаты

В начале Соединенных Штатов налоги взимались в основном с потребления. Александр Гамильтон , один из двух главных авторов анонимных The Federalist Papers , выступал за налоги на потребление отчасти потому, что их труднее поднять до конфискационного уровня, чем подоходный налог. В «Записках федералиста» ( № 21 ) Гамильтон писал:

Важным преимуществом налогов на предметы потребления является то, что они сами по себе содержат защиту от превышения. Они устанавливают свой собственный предел, который не может быть превышен без нарушения предложенной цели, то есть увеличения дохода. Применительно к этому объекту столь же остроумно высказывание, что «в политической арифметике два и два не всегда равны четырем». Если пошлины слишком высоки, они уменьшают потребление; коллекция ускользает; и доход казны не так велик, как если бы они были ограничены надлежащими и умеренными рамками. Это создает полную преграду против любого материального угнетения граждан налогами этого класса и само по себе является естественным ограничением возможности их взимания.

Хотя личные и корпоративные подоходные налоги обеспечивают основную часть доходов федерального правительства, налоги на потребление по-прежнему являются основным источником дохода для правительств штатов и местных органов власти. Одно из первых подробных предложений о налоге на личное потребление было разработано в 1974 году Уильямом Эндрюсом.

Япония

Либерально - демократическая партия правительство Масаеси Охира попытался ввести налог на потребление в 1979 году Охира встретил много оппозиции внутри его собственной партии и отказался от своей попытки после его партия сильно пострадала в 1979 году выборов. Десять лет спустя Нобору Такешита успешно провел переговоры с политиками, бюрократами, бизнесом и профсоюзами о введении налога на потребление, который был введен в размере 3% налога на потребление в 1989 году.

В апреле 1997 года при правительстве Рютаро Хашимото он был увеличен до 5%. 5% составляют национальный налог на потребление в размере 4% и местный налог на потребление в размере 1%. Вскоре после введения налога Япония впала в рецессию , в которой одни обвиняли повышение налога на потребление, а другие - азиатский финансовый кризис 1997 года .

Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми заявил, что не собирался повышать налог во время своего правительства, но после своей крупной победы на выборах 2005 года снял запрет на его обсуждение. В последующие годы ряд политиков ЛДП обсуждали его дальнейшее развитие, в том числе премьер-министры Синдзо Абэ , Ясуо Фукуда и Таро Асо .

Демократическая партия пришла к власти на выборах в августе 2009 года с обещанием не повышать налог на потребление в течение четырех лет. Первый премьер-министр ДПЯ Юкио Хатояма был против, но Наото Кан заменил его и призвал поднять налог на потребление. Следующий премьер-министр Ёсихико Нода "поставил на карту свою политическую жизнь" повышением налога. Несмотря на внутреннюю битву, в результате которой бывший лидер и соучредитель ДПЯ Ичиро Одзава и многие другие члены диеты ДПЯ проголосовали против законопроекта, а затем покинули партию; 26 июня 2012 г. нижняя палата парламента Японии приняла закон об удвоении налога до 10%.

Несмотря на значительную оппозицию и попытку вотума недоверия со стороны незначительных оппозиционных партий, законопроект был успешно принят верхней палатой 10 августа 2012 г., в результате чего налог был увеличен до 8% в апреле 2014 г. и до 10% в октябре 2019 г. (дважды переносился с первоначальной даты октября 2015 года).

Эффект экономии

Налоги на потребление не облагаются налогом на сбережения, что позволяет инвестированным активам расти быстрее. Если в отсутствие налогов один доллар сбережений откладывается на пенсию под девятипроцентный сложный процент, то через двадцать четыре года сбережения вырастут до 7,91 доллара. В качестве альтернативы, если принять ставку налога в тридцать три процента, тот же доллар уменьшается примерно до шестидесяти семи центов после уплаты налогов при заработке. После этого эффективная процентная ставка снижается до шести процентов, поскольку остальная часть дохода выплачивается в виде налогов.

Через двадцать четыре года баланс увеличивается только до 2,73 доллара. Совокупные налоги в последнем случае составляют 1,02 доллара. Остальные 4,16 доллара не теряются экономикой ни в каком смысле, поскольку 4,16 доллара - это то, что правительство заработало бы в виде процентов, если бы оно вложило свои налоговые поступления в те же инвестиции. Если первоначальная инвестированная сумма не облагается налогом при получении, но прибыль облагается налогом после этого, совокупные уплаченные налоги остаются такими же, но распределяются более равномерно по периоду. Эти результаты в первую очередь зависят от нормы прибыли; например, при трехпроцентной доходности большая часть налоговых поступлений поступает от налога на первоначальный доллар.

В той степени, в которой налогообложение чего-либо приводит к его уменьшению (будь то доход или потребление), налогообложение потребления вместо дохода должно стимулировать как работу, так и накопление капитала, что приведет к ускорению экономического роста, одновременно препятствуя потреблению. Во-вторых, налоговая база будет больше, потому что все потребление будет облагаться налогом.

Некоторые критики утверждают, что налоги на потребление могут переложить налоговое бремя на менее обеспеченных. Отношение налоговых обязательств к доходу имеет тенденцию сокращаться по мере увеличения дохода, поскольку люди с высокими доходами, как правило, потребляют пропорционально меньше своего дохода. Лицо, не способное экономить, будет платить налоги со всего своего дохода, но лицо, которое откладывает или инвестирует часть своего дохода, будет облагаться налогом только с оставшейся части дохода.

Практические соображения

Многие предлагаемые налоги на потребление имеют общие черты с системами подоходного налога . В соответствии с этими предложениями налогоплательщикам будут предоставлены льготы и / или стандартный вычет, чтобы гарантировать, что бедные не будут платить никаких налогов. В случае чистого налога на потребление эти другие вычеты не допускаются.

Также может быть введена система удержания для оценки общих налоговых обязательств. Многим налогоплательщикам будет трудно не платить налог в течение всего года, а в конце года они столкнутся с большим налоговым счетом.

Налог на потребление может также исключить понятие основы при расчете стоимости инвестиций. Весь доход, вложенный в инвестиции (например, недвижимость, акции, сберегательные счета), не будет облагаться налогом. По мере роста стоимости актива он не будет облагаться налогом. Налог налагается только тогда, когда доходы от инвестиций израсходованы. Это контрастирует с системой подоходного налога, где, если земля покупается и продается с прибылью, прибыль облагается налогом. Налог на потребление облагается налогом только на потребление, поэтому, если инвестиция продается для покупки другой инвестиции, налог не взимается.

Эндрюс отмечает врожденную проблему с жильем . Арендаторы обязательно «потребляют» жилье, поэтому они будут облагаться налогом на расходование аренды. Тем не менее, домовладельцы также потребляют жилье таким же образом, но при выплате ипотечного кредита выплаты классифицируются как сбережения, а не как потребление (поскольку собственный капитал встроен в актив).

Несоответствие объясняется так называемой вмененной арендной стоимостью дома. Домовладелец может сдавать дом в аренду другим лицам в обмен на деньги, но вместо этого предпочитает жить в доме, исключая всех возможных арендаторов. Таким образом, домовладелец также потребляет жилье, не разрешая съемщикам оплачивать жилье и занимать его. Сумма денег, которую домовладелец может получить в виде арендной платы, является условно исчисленной арендной стоимостью дома.

Истинный потребительский налог будет облагать вмененную арендную стоимость дома (которая может быть определена таким же образом, как оценка производится для целей налога на имущество) и не будет облагать налогом увеличение стоимости актива (дома). Эндрюс предлагает игнорировать этот метод налогообложения вмененной арендной стоимости из-за его сложности. В Соединенных Штатах домовладение субсидируется федеральным правительством, разрешая ограниченные вычеты на процентные расходы по ипотеке и прирост капитала. Следовательно, одинаковое отношение к арендаторам и домовладельцам при уплате потребительского налога может оказаться здесь невозможным.

Эта проблема не возникнет в связи с налогом на расходы, поскольку все списания средств с инвестиционного счета до налогообложения рассматриваются как налогооблагаемое потребление, независимо от того, используются ли эти средства для выплаты арендной платы, покупки дома или выплаты основной суммы ипотеки. Человек может купить дом за счет до уплаты налогов, но ему не будет разрешено там жить.

Кроме того, налог на потребление может использовать прогрессивные ставки для поддержания «справедливости». Больше потребления означает больше налоговых обязательств.

Экономическое влияние

Тем не менее, временная нейтральность налога на потребление заключается в том, что само потребление облагается налогом, поэтому с точки зрения распределения ресурсов не имеет значения, какой товар или услуга потребляются. Единственно возможное влияние на нейтралитет - это баланс между потреблением и экономией. Теоретически налогообложение только потребления должно приводить к увеличению сбережений.

Многие экономисты и налоговые эксперты предпочитают налоги на потребление налогам на прибыль в целях экономического роста .

В зависимости от реализации (например, учета амортизации) и обстоятельств налоги на прибыль либо благоприятствуют, либо не благоприятствуют инвестициям. (В целом считается, что американская система не благоприятствует инвестициям.) Не оказывая неблагоприятного воздействия на инвестиции, налог на потребление увеличил бы основной капитал, производительность и, следовательно, увеличил бы размер экономики. Потребление также более точно отслеживает средний долгосрочный доход. Доход человека или семьи часто может сильно различаться из года в год. Продажа дома, разовое вознаграждение за работу и различные другие события могут привести к временному высокому доходу, который подтолкнет человека с низким или средним доходом к более высокой налоговой категории. С другой стороны, более состоятельный человек может быть временно безработным и не получать дохода.

Уильям Гейл

В контексте Соединенных Штатов Уильям Гейл, содиректор Центра налоговой политики Урбан-Брукингс, предлагает упрощенный способ понимания налога на потребление: предположим, что нынешняя налоговая система США останется прежней, но снимет ограничения на внесение и снятие средств. с традиционного индивидуального пенсионного счета (IRA). Таким образом, у человека, по сути, будет банковский счет, на который он сможет разместить не облагаемый налогом доход в любое время, но несохраненные (или потребленные) снятия средств будут подлежать налогообложению. Наличие неограниченного IRA в рамках нынешней системы будет примерно соответствовать налогу на потребление на федеральном уровне.

Почему налог с продаж – один из самых живучих?

Полтора года назад в Румынии произошел курьезный случай. В октябре 2010 года депутаты парламента по ошибке проголосовали за снижение налога с продаж продуктов питания вместо его повышения. Любопытно, что всего несколькими месяцами ранее, в июле 2010 года, они же подняли этот налог с 19 до 24%, чтобы удержать дефицит бюджета в пределах 6,8% от ВВП. «Румыны на несколько дней стали богаче» — так прокомментировал эту ситуацию румынский телеканал «Реалитатя».

Увеличение налогов на потребление зачастую бывает крайней мерой, которую применяет государство, отчаявшееся пополнить свои запасы иными способами. Да и с общечеловеческой точки зрения налог с продаж несправедлив. Его платит потребитель в момент приобретения товара или услуги — платит с тех денег, которые уже были обложены налогом на доходы (иногда даже не единожды). Однако история показывает, что косвенные налоги — самые живучие. Общество не раз бунтовало против акцизов и пошлин, отказывалось платить дань иноземным захватчикам или возражало против подушных налогов. А вот к налогу с продаж люди во все времена относились более чем терпимо.

Налог с продаж существовал еще в Древнем Риме, который вообще можно назвать историческим рекордсменом по количеству и разнообразию существовавших сборов и пошлин. В иные времена римлянам приходилось совершать более двух тысяч различных налоговых платежей, среди которых можно было встретить, например, «сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати». И налог с продаж, который в те времена назывался «налогом за закрепление сделки» и в основном касался купли-продажи рабов, был среди них далеко не самым обременительным.

Известно, что его величина составляла 4% от стоимости раба и 1% от стоимости любого другого товара, при этом за освобождение невольника хозяину следовало заплатить государству больше — 5% от его рыночной стоимости. Что характерно, одними из наиболее активных торговцев живым товаром были сами сборщики налогов, которые имели возможность забирать в рабство должников, не заплативших вовремя налоги в государственную казну.

Налог с продаж действовал в Риме на протяжении нескольких веков, и лишь в 40 г. н. э. император Калигула его упразднил. Но налоговая оттепель длилась недолго. Последующие императоры восстановили налоговое бремя в полном объеме, а затем продолжали его увеличивать до тех пор, пока не рухнула сама Римская Империя. Историки уверены, что именно непомерно высокие налоги явились одной из причин ослабления и распада этого некогда могучего государства.

Средневековые европейцы были не слишком покладистыми налогоплательщиками и довольно активно выражали свое негативное отношение к введению новых сборов. Поэтому в крупнейших европейских державах власти были вынуждены пойти на уступки и законодательно закрепить демократический принцип: все налоги могут вводиться только «с согласия нации». Под нацией понималось некое общее собрание авторитетных персон.

Пионером демократизации налоговой сферы стала Англия. Еще в 1215 г. король Иоанн Безземельный под давлением восставших баронов подписал «Великую хартию вольностей», где в числе прочего утверждалось, что «ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». С тех пор этот принцип закреплен в британском законодательстве, и окончательное утверждение всех налогов и сборов осуществляет парламент. В соседней Франции право устанавливать и отменять налоги парламент получил только в 1791 году — после Французской революции.

Второй по значимости

С развитием экономики и экономической науки обновлялось и налогообложение. С конца 18 века в Европе стали активно создаваться и обсуждаться различные теории взимания и распределения налогов. В 1770 году министр финансов Франции аббат Тэрре писал в одном из писем, что больше старается добиться «равенства в распределении налогов, чем точной уплаты двадцатины».

К слову сказать, именно он явился одним из главных европейский пропагандистов взимания косвенных налогов. Тэрре считал, что налоги на расходы наименее обременительны, так как взимаются постепенно и незаметно. Кроме того, для разных типов товаров он ввел разные ставки по налогу с продаж, так как предпочитал дифференцированный подход. К примеру, зерно, как и другие продукты первой необходимости, по Тэрре, должны были освобождаться от этого налога, дешевые товары, например грубая ткань, облагаться по минимальной ставке, а предметы роскоши — по максимальной.

19 век стал временем появления крупных компаний и появления новых финансовых инструментов, что повлекло за собой смену приоритетов государства в области взимания налогов. Теперь главным объектом налогообложения стал переход ценностей от одного субъекта к другому: налоги на оборот, на заключение сделок, на проценты по вкладам или займам и т. д. И налоги на потребление заняли в этой системе свое достойное место.

Дифференцированная система взимания налога с продаж укрепилась по всей Европе. Власти многих государств, отдавая регионам права на установление и сбор многих прямых налогов, часто оставляли за собой право определять размер налога с продаж и забирать большую его часть в основной бюджет. К примеру, в 1871 году, при образовании Немецкой империи, установление всех основных прямых налогов осталось в ведении входящих в нее государств (нынешних земель), а центральная власть определяла таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль.

В 20 веке перечень косвенных налогов пополнился новым пунктом: одна за другой страны стали вводить в свои налоговые системы налог на добавленную стоимость (НДС). Экономисты посчитали, что введение НДС параллельно взиманию традиционного налога с продаж станет слишком большой нагрузкой для потребителей. Поэтому правительства разных стран сделали выбор в пользу одного из налогов. Что характерно, в постреформенной России некоторое время оба этих налога существовали одновременно.

По пути выбора НДС пошла Франция — родоначальница практического применения этого налога. А германская система налого­обложения сохранила традиционную схему и оставила налог с продаж. Любопытно, что в Германии этот налог служит своеобразным регулятором финансового положения регионов: за счет него происходит выравнивание финансового положения земель, так как он распределяется сразу по трем уровням: в федеральный бюджет, в бюджет земли (области) и в местную казну. Пропорции часто меняются. Применяется не только вертикальная (от центра к регионам), но и горизонтальная система выравнивания доходов. Высокодоходные земли, такие как Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям: Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейну.

В целом же налог с продаж в Германии является вторым по значимости после подоходного налога и составляет примерно треть от общего количества всех государственных налоговых сборов. Его общая ставка составляет 14%, однако основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%.

«Налог — это цена, которую мы платим за свободу» — гласит надпись на фасаде здания Федерального налогового управления США. В этой стране налог с продаж — один из главных источников налоговых поступлений. Нынешняя американская налоговая система ведет свое начало с 1909 года, и налог на продажу для корпораций был первым сбором, который установил Конгресс.

Величина налога с продаж зависит от штата. В большинстве случаев он составляет 3–8% от стоимости товара. А в некоторых регионах — на Аляске, в штатах Орегон и Делавер — данный вид налога не взимается. На всей территории страны им не облагаются товары первой необходимости, например лекарства, отпускаемые по рецепту.

В настоящее время главная коллизия, связанная со сбором налога с продаж в США, касается работы интернет-магазинов. По американским законам данный налог взимается в тех случаях, когда продавец или магазин имеет физическое присутствие в штате покупателя. Соответственно, если магазин работает только в виртуальном пространстве и не имеет физического представительства на территории штата покупателя, налог с продаж с потребителя не берется.

Это вызывает крайнее недовольство традиционных магазинов, которые не только несут издержки по содержанию торговых площадей, но еще и вынуждены увеличивать стоимость своих товаров. Возможность введения общефедерального налога с продаж для интернет-магазинов в США постоянно обсуждается, но окончательного решения по этому вопросу еще не принято.

В России у налога с продаж трудная судьба. Он был введен Петром Первым, который активно перенимал в Европе и налоговые традиции. В годы его правления был введен так называемый оброчный налог, который взимался с торговцев и с хозяев питейных заведений. Доходы от его сборов впоследствии составляли чуть меньше половины бюджета, и эта статья сохранялась на протяжении всего существования Российской империи.

В СССР первая попытка ввести налог с продаж была предпринята в 1991 году, когда был принят соответствующий закон, определяющий его ставку в 5%. Просуществовал он меньше года. В налоговой системе новой России, которая начала функционировать с 1 января 1992 года, этого налога уже не было.

Вторая попытка внедрить налог с продаж на российскую почву была предпринята в 1998 году. За основу был принят американский вариант, предполагающий свободу для субъектов федерации в принятии решения о введении данного сбора и определении его ставки. Максимальный размер устанавливался вновь на уровне 5%.

Московская область была одним из немногих регионов, не торопившихся вводить этот налог на своей территории. Даже принятый местными властями закон о налоге с продаж предусматривал громадный перечень исключений, в результате чего налогом не облагалось две трети реализуемых товаров и услуг. В этом был свой резон. Область лишалась части потенциальных доходов, но налоговая льгота вызвала бурный рост торговли в приграничных с Москвой территориях: крупные ритейлеры начали активное строительство больших торговых центров вблизи МКАД.

Все это время не прекращалось обложение товаров и услуг налогом на добавленную стоимость. В конце концов правительство приняло решение отменить налог с продаж, оставив в налоговой системе только НДС. И с 1 января 2004 года налог с продаж прекратил свое существование в России.

Однако в последнее время перспектива его повторного введения вновь замаячила на налоговом горизонте. Так что сейчас — самое время потреблять.

Читайте также: