Налоги как фактор финансовой безопасности диплом

Опубликовано: 04.05.2024

Описание файла

Файл "Диплом" внутри архива находится в следующих папках: Налоги как фактор финансовой безопасности предприятия (на примере ООО СВ-Транзит, Шульга. Документ из архива "Налоги как фактор финансовой безопасности предприятия (на примере ООО СВ-Транзит", который расположен в категории "готовые вкр 2017 года". Всё это находится в предмете "дипломы и вкр" из восьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве ДВГУПС. Не смотря на прямую связь этого архива с ДВГУПС, его также можно найти и в других разделах. .

Онлайн просмотр документа "Диплом"

Текст из документа "Диплом"

1 Теоретические аспекты финансовой безопасности предприятия 7

1.1 Роль налогов и налоговой политики в системе экономической 7

безопасности государства 7

1.2 Проблемы и способы управления налоговыми рисками на 17

1.3 Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления 26

2 Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия 43

1.2 Организационно-экономическая характеристика ООО «СВ-Транзит» 43

2.2 Анализ прибыли и рентабельности торговой организации 54

3. Налоговое планирование как основной инструмент, влияющий на обеспечение финансовой безопасности предприятия 57

3.1 Анализ формирования и исполнения налоговых обязательств 57

3.2 Снижение налоговой нагрузки на примере оптимизации 69

налогообложения ООО «СВ–Транзит» 69

4. Информационная безопасность и способы ее обеспечения в компании ООО «СВ–Транзит» 72

Список литературы 87

Приложение А Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2016 года 92

Приложение Б Отчет о финансовых результатах за 2016 год 94

Проблема экономической безопасности и ее налоговой составляющей в последние годы приобретает в Российской Федерации особую актуальность, так как налоговая преступность, отток капиталов за рубеж, недоимки по платежам в консолидируемый бюджет, повсеместно распространенная коррупция представляют собой серьезную угрозу безопасности российского государства. Решение этой проблемы имеет важное научно-практическое значение для развития экономики России.

Налоговые обязательства организаций представляют одну из категорий налогового права, относительно которой складываются налоговые правоотношения между организациями и государством.

Налоговые обязательства возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с НК РФ. Налоговый кодекс рассматривает налоговые обязательства в качестве модели, некоего образца правомерного поведения лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы. Вместе с тем законодательное закрепление состава фактов хозяйственной жизни организаций, лежащих в основе возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов (сборов и других обязательных платежей), а также механизма исполнения данной обязанности, придает налогообложению «прозрачность», позволяющую обязанным лицам четко видеть границы своего правового статуса в имущественных отношениях с государством.

Одной из основных обязанностей любой организации является уплата налогов или сборов. В этой связи представляется необходимым рассмотреть отдельно вопросы, касающиеся формирования (возникновения, изменения) и исполнения (прекращения) налоговых обязательств, а так же соответствующих способов их обеспечения.

Налоговые обязательства являются одной из разновидностей обязанностей, которые возлагает государство на своих подданных — физических и юридических лиц. Заключаются они в обязанности заплатить в определенном размере и в установленный срок налог или сбор. Определенное сходство с налоговыми обязательствами проявляют, например, воинская повинность, обязательная сдача (продажа) государству добытых из недр драгоценных металлов или репатриация и продажа валютной выручки на внутреннем рынке. Отличительной особенностью налоговых обязательств является то, что предусматриваются они законодательством о налогах и сборах, а их исполнение обеспечивается силой государственного принуждения, осуществляемого налоговыми органами.

Обязанность по уплате налогов или сборов возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательством о налогах и сборах (ч. 1 ст. 44 НК РФ).

Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопряжена с многочисленными рисками, управление которыми является важным фактором повышения и поддержания стабильности финансового положения организаций. Одной из значимых групп рисков являются налоговые, поскольку с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организаций.

Высокая актуальность управления налоговыми рисками определяется существенной долей налоговых платежей в общей величине как расходов, так и денежного оттока. В связи с этим необходима рациональная и эффективная организации учета и планирования налоговых издержек организаций. Речь в данном случае идет о научно обоснованной и практически целесообразной системе налогового менеджмента, способной в той или иной мере сгладить риски, возникающие в связи с налогообложением хозяйственной деятельности организаций.

Эффективная система налогового менеджмента в организациях способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического менеджмента организаций как тактического, так и стратегического.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что экономическая устойчивость любой организации во многом зависит от величины её налоговых затрат, которые складываются из текущих налоговых обязательств, претензий налоговых органов и затрат на консультационное обслуживание по спорным ситуациям в сфере налогообложения. Каждое предприятие заинтересовано в снижении налоговых затрат с целью увеличения собственных средств, это достигается через планирование и оптимизацию налоговых обязательств.

Объектом исследований является формирование и исполнение налоговых обязательств организаций, а так же способы обеспечения налоговых обязательств.

К предмету исследования можно отнести понятие налоговых обязательств, порядок их формирования и исполнения, понятие налоговой нагрузки.

В связи с этим целью данной работы является изучение проблемы обеспечения налоговой безопасности предприятия. Исследование теоретических и практических аспектов формирования и исполнения налоговых обязательств на примере конкретной организации.

К задачам исследования можно отнести следующие:

1. Анализ налогового законодательства о возникновении, изменении и прекращении налоговых обязательств, способах обеспечения исполнения налоговых обязательств.

2. Анализ формирования и исполнения налоговых обязательств организации.

3. Анализ налоговой нагрузки предприятия и пути ее снижения.

4. Анализ налоговых рисков организации.

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

кономическая безопасность – фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. В России. доктрина экономической безопасности одобрена и внедрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Пример готовой дипломной работы по предмету: Финансы

Содержание

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ НАЛОГОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 6

1.1 Сущность и факторы экономической безопасности 6

1.2 Налоги и налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности 11

1.3 Анализ законодательной базы в области налогообложения и ее влияние на возникновение рисков и угроз экономической безопасности 16

ГЛАВА 2 Методический аспект оценки влияния налогового фактора на экономическую безопасность 27

2.1 Основные инструменты российской налоговой системы в обеспечении экономической безопасности государства 27

2.2 Методология оценки влияния состояния налоговой системы на экономическую безопасность 33

2.3 Методика оценки влияния ущерба со стороны системы налогообложения на экономическую безопасность 46

ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 60

3.1 Задачи налоговой системы с учетом возникновения новых угроз экономической безопасности 60

3.2 Оптимизация налогообложения как фактор повышения экономической безопасности 64

3.3 Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности России 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80

Выдержка из текста

Экономическая безопасность присутствует практически во всех сферах деятельности и является составляющей всех уровней экономических отношений. В экономической сфере политика государства складывается из финансовых, кредитно-денежных, бюджетных и налоговых компонентов.

Налоговая политика оказывает существенное влияние на экономическую безопасность России. Сущность налогов определяет их значение для обеспечения экономической безопасности, поскольку их возникновение связано с появлением государства и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством своих функций.

В современных экономических системах налоги играют исключительно важную роль. Они являются составляющей частью всех звеньев финансовой системы, с помощью налогов формируются основная часть доходов бюджетов бюджетной системы и финансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами. Эффективность деятельности основных звеньев экономики, развития предпринимательской активности и удовлетворения основных потребностей государства целиком зависят от продуманности и адекватности налоговой системы в рамках государственной экономической политики. Это обуславливает закономерность установления в российских условиях налогов и налоговой политики как важнейшего объекта и направления рыночных реформ.

Среди проблем налоговых отношений в обеспечении экономической безопасности государства справедливо выделяют две основных, заключающихся в систематизации налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и стимулирование деловой активности экономических субъектов. От их решения зависит наличие и рост налогового потенциала.

Важнейшим направлением налоговой политики является наполнение бюджетов средствами с помощью налогов. Уровень и объем налоговой составляющей в бюджете страны существенно влияет на способность национальной системы экономической безопасности обеспечивать сопротивление внутренним и внешним угрозам. Для создания в России экономики инновационного типа, радикального повышения ее эффективности, необходима устойчивая, «агрессивная» налоговая система, способная обеспечить формирование достаточного объема финансовых ресурсов, сбалансированность бюджетных доходов и обязательств.

Поэтому задачей современной налоговой политики является определение такого механизма функционирования налоговых отношений, который способствовал бы поступлению налогов в доходы бюджетов в соответствии с современными экономическими условиями. Для этого необходимо проведение анализа проблем функционирования указанных отношений относительно потенциально присутствующих в них рисков.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы. Объектом исследования являются налоговые аспекты формирования и развития экономики Российской Федерации.

Предметом исследования являются отношения в процессе разработки и проведения налоговой политики в целях обеспечения экономической безопасности государства.

Цель работы состоит в исследовании налоговой системы РФ и налоговой политики как фактора экономической безопасности и предложение направлений совершенствования системы налогообложения с целью повышения экономической безопасности.

Достижение указанной цели требует постановки и решения следующих задач:

  • исследовать теоретические аспекты изучения роли налогов в обеспечении экономической безопасности;
  • охарактеризовать основные инструменты российской налоговой системы в обеспечении экономической безопасности государства;
  • провести анализ оценки влияния состояния налоговой системы на экономическую безопасность и оценки влияния ущерба со стороны системы налогообложения на экономическую безопасность;
  • разработать предложения повышения уровня экономической безопасности на основе реформирования системы налогообложения, включающие в себя оптимизацию налогообложения и совершенствование налогового контроля.

При написании работы использованы следующие методы исследования: статистические, наблюдения, сравнение, системный и факторный анализ, экономико-математические методы, обработка информации посредством синтеза и анализа.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Теоретической и методологической базой работы явились разработки и исследования отечественных и зарубежных ученых и исследователей в изучаемой области, Федеральные Законы и Кодексы, Законы субъектов Федерации в области экономической безопасности и налогообложения, статистическая информация в области налогообложения, периодическая литература, относящаяся к данному исследованию.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от

1. декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. —

2. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ от

3. июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. — № 31. — Ст. 3823.

3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от

3. июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. — № 31. — Ст. 3824.

4. Закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

5. Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от

3. июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». – Электрон. текстовые дан. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

6. Соглашения от

1. октября 2010 г. № 1/8656 (МВД РФ) и № ММВ 27-4/11 (ФНС) о взаимодействии между МВД РФ и ФНС

7. Борох А.К. Налоговые инструменты воздействия на экономическое развитие государства // Финансы и кредит. 2011. № 36.-С.70-75

8. Богданович А.Е. Теневая экономика продолжает рост: Эксперт. 2012. № 42.№ 43.

9. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012. 296 с.

10. Брызгалин А.В. Налоговые проверки, Виды, процедуры, ограничения.- М.: Эксмо-Пресс, 2012, 160 с.

11. Верстова, М. Е. Проблемы взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами в процессе совершенствования обязанностей по уплате налогов и сборов. – Электрон. текстовые дан. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – Загл. с экрана.

12. Гализдра С.В. Налоговое администрирование необходимо совершенствовать. / // Финансы.2010. № 3

13. Главной задачей ФНС России остается качество администрирования налогов//материалы заседания коллегии ФНС//Финансы.2011.№ 3.

14. Година Т.А., Терехова А.Е. Современные информационные системы управления финансовой деятельностью предприятия.// «Промышленные АСУ и контроллеры».2005.№ 9

15. Гребнев Л.Ф. Экономика. Учебник. М.: Логос, 2011.

16. Дадашев А.З. Налоговый фактор финансово-экономической безопасности государства// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012.33(174)

17. Дадашев, А. З. Налоговый контроль в Российской Федерации / А. З. Дадашев, И. Р. Пайзулаев. – М.: КноРус, 2009, 128 с.;

18. Демин А.В. Налоговое право России. Учебное пособие. М.: РИОР, 2008

19. Дуканов С.С. От фирм однодневок к компаниям минимальных требований.// Налоговая политика и практика.-2012-№ 1

20. Журавков И.А. Государственное управление регионами России в сфере экономической безопасности // Менеджмент в России и за рубежом. 2009.№ 6. С. 24-29

21. Ильина И.Л. Влияние налогового администрирования на собираемость налогов // Финансовое право. 2011. № 4. С. 20-23

22. Качур О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.–М.: Прогресс,2007, 304с.

23. Кириллова С. С. Аналитическая работа налоговых органов // Налоги и налогообложение. 2009. № 2. С. 23-26.

24. Коровяковский, Д. Г. Правовые основы информационного взаимодействия налоговых органов с таможенными и финансовыми органами субъектов Российской Федерации, МВД России и с банками // Бухгалтер и закон. 2009. № 5. С. 5– 9.

25. Коршунова М.В. Налоговые проверки на современном этапе развития налогового контроля//Финансы.-2011.-№ 10.-с.39

26. Кривцов А.И. Концептуальный подход к обеспечению налоговой безопасности организаций // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века : материалы II Международной научно-практической конференции, 5 марта – 26 сентября 2012 года : в 2-х ч. Ч. 2 / отв. ред. Е. Н. Шереметьева. – Самара: Самарский институт (фил.) РГТЭУ, 2012. – 392 с.

27. Кузнецов К.. Раскрытие информации российскими акционерными обществами — требования законодательства и особенности деловой практики// Общество и экономика.2008.№ 1.с.130

28. Курочкин В.В. Басиев М.К. Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления//Финансы.-2010-№ 1

29. Ликвидация проблемных юридических лиц: криминогенные аспекты // Налоговая политика и практика.2011.№ 12

30. Макеева И.А. Проблемные аспекты правового регулирования налоговых проверок, проводимых с участием органов внутренних дел//Налоги и финансовое право.2010.№ 11

31. Малис Н.И. Социальный аспект налогового реформирования// Финансы.2012.№ 5

32. Малис Н.И. Совершенствование элементов налогового механизма// Финансы.2012.№ 12.с.34

33. Малис Н.И. Повысить собираемость налогов в современных условиях можно и нужно//Финансы.2010.№ 5, с.43

34. Мациевский Н. С. Социально –экономический анализ теневой экономики в современной России // Известия ИГЭА. 2011. № 2.

35. Мешков Р.А. Тенденции в динамике и структуре задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ // Налоговый вестник. 2007. № 8.

36. Минаков А.В. Модели анализа и прогнозирования налоговой базы и налоговых поступлений // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 10.

37. Мистинеева Н.Ю. Пути совершенствования механизма урегулирования образовавшейся налоговой задолженности / Н. Ю. Мистенеева // Экономика. Налоги. Право. 2009. № 2. С. 100-107.10

38. Мишустин М. В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования / М. В. Мишустин // Российский налоговый курьер. – 2010. № 13− 14. – С. 22 – 27.

39. Мишустин М.В.Налоговые итоги года//Бюджет.2013.№ 3

40. Налоговое администрирование: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. – М.: КноРус, 2009. 448 с.

41. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов: практ. пособие / под ред. Н. О. Овчинникова. – М. : Проспект, 2009. – 125 с.

42. Налоговые и полицейские проверки/. Чего ждать от 2012 года?// Финансы.2012. № 4.с.42

43. Николаев, И. А. Взаимодействие налоговых органов и органов милиции / И. А. Николаев // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 11. С. 31– 36.

44. Паскачеев А.Б. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика/ А. Б. Паскачев, Ф. К. Садыгов, В. И. Мишин, Р. А. Саакян [и др.]; под ред. Ф. К. Садыгова. – М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2004. – 232 с.

45. Пименов Н.А. Фискальные риски в системе налоговой безопасности предприятий и государства // Налоги. 2010. № 5.

46. Петрова, Н. А. МВД и ФНС продолжают взаимодействовать / Н. А. Петрова // Налоговая проверка. № 1. 2011.

47. Подоляко М.Н. Налоговые проверки в системе налогового контроля//УЭкС.2011.№ 4

48. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.

49. Романовский М.В.Врублевская О.В.Налоги и налогообложение: Учебник для вузов.- Питер: ЮГ,2008, 528 с.

50. Сайфиева С.Н. Российская финансовая и налоговая политика: современное состояние и перспективы развития // Эко. 2012. № 2. С. 97-115

51. Самушенок Т. В. Современные угрозы экономической безопасности. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 406.

52. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс.- М: Дело, 2005.-896

53. Тимофеева И.Ю. Экономический анализ, классификация и оценка налоговых рисков в период декриминализации налоговых отношений // Экономический анализ. 2010. № 25. С. 23.

54. Тимофеева И. Ю. Недобросовестные налогоплательщики и налоговая безопасность государства //Бухгалтер и закон.2010.№ 8С.35-38

55. Тимофеева И. Ю. Налоговые режимы для малого бизнеса: советы предпринимателям. Смоленск: Универсум, 2011. 190 с.

56. Улюмджиева Е. В. Налоговый контроль в сегодняшних условиях развития налоговой системы // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).

Т. I. М.: РИОР, 2011. С. 75-77.

57. Фелюст А.А. Налоговая сфера экономики как один из источников финансовой безопасности// Вестник АКСОР.2009.№ 4

58. Феофилова, Т. Ю.Риски и угрозы экономической безопасности :идентификация, оценки и противодействие влиянию//Бизнес, менеджмент и право. -2010. № 1. С. 19 – 23

59. Филон И.Л. Налоговый контроль как специфическое направление финансового контроля // Финансы и кредит. 2010. № 8-(392)

60. Чипуренко Е.В. Налоговый анализ: новое научное направление // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 14. С. 28-36.

61. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров: АСА, 2007.

62. Г.Я. Чухнина. Взаимодействие налоговых, таможенных органов и полиции//Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер.

3. Экон. Экол. 2012. № 2 (21)

63. Якубова Ю.Налоговая инспекция: итоги и долги//Бизнес.2011.№ 5

В статье рассматриваются налоги в качестве одного из факторов финансовой безопасности. Также в статье автор рассматривает роль налогов в экономической системе в целом. Авторы проводят оценку современного состояния налоговой системы Российской Федерации, обозначает проблемы в данной области и возможные пути их решения.

Под экономической безопасностью предприятия принято понимать комплекс мер, направленных на поддержание высокого уровня различных видов безопасности, среди которых информационная, финансовая, кадровая и пр. Чаще всего экономическую безопасность рассматривают как экономику частного предпринимательства, в настоящее время это преобладающий метод организации экономики для производства товаров и услуг[6]. При этом поддержание финансовой безопасности на высоком уровне является главной задачей экономического субъекта, поскольку указанная функциональная составляющая системы экономической безопасности представляет собой всецелое звено, принимающее участие в функционировании любой из областей деятельности государства, и по сути своей организует движение различных финансовых потоков, на которых базируется государственный бюджет страны.

Последнее пятилетие для нашей страны было достаточно сложным во многих аспектах, включая экономический аспект. Так, резкое падение цены на нефть (на 44%) в 2014 г. привело к началу экономического кризиса, который усугубился введением санкций, вызванных обострением внешнеполитической обстановки.

Кризисные процессы, происходящие в последние годы в российской и мировой экономике, а также процессы глобализации и информатизации мирового сообщества значительно повышают актуальность изучения вопросов экономической безопасности. Поскольку именно экономическая безопасность являет собой гарант автономности государства и стабильности социально-экономических процессов, протекающих в обществе. Экономическая безопасность, неотъемлемой часть которой является финансовая безопасность, преследует своей задачей эффективно отражать внешние и внутренние угрозы страны с целью сохранения ее социальной, экономической и политической безопасности.

Налогам в данном случае отводится особая роль, поскольку общеизвестным является факт, что налоги есть основа существования любого демократического государства и наше государство не исключение. Налоговая система, в свою очередь, представляет собой финансовый источник и важный инструмент государственного регулирования [2].

От того, насколько эффективно выстроена государственная система налогообложения, продумана государственная налоговая политика и прочна основа финансового и кредитного механизма государственного регулирования экономики, во многом зависит результативность функционирования народного хозяйства страны в целом.

В экономике рыночного типа налогам отводится настолько важная роль, что можно с уверенностью утверждать, что без должным образом налаженной и четко функционирующей налоговой системы, соответствующей условиям развития общественного производства, не представляется возможным выстроить результативную рыночную экономику.

В большинстве развитых стран налоги выполняют, помимо прочего, стимулирующую функцию, то есть используются как инструмент снижения и/или ликвидации социальной напряженности и недовольства. Управление налоговым бременем позволяет руководству страны формировать благополучные условия для экономического роста и развития, а также повышения уровня благосостояния и качества жизни общества за счет сокращения разницы в доходах различных слоев населения.

Налоги как ресурсный фактор могут также использоваться как средство обеспечения безопасности при условии роста налогового потенциала. Однако при условии снижения или утрате налогового потенциала налоги могут стать причиной усиления угроз и рисков экономической безопасности страны [4].

Для того, чтобы система экономической безопасности страны в целом и составляющий ее налоговый механизм в частности были эффективны необходимо соблюдение таких принципов, как: продуктивность, прозрачность и справедливость [3, с. 141].

Российская налоговая система сегодня несовершенна и соблюдение вышеуказанных принципов является не полным, что приводит к тому, что отечественная система значительно уступает налоговым системам развитых европейских стран.

Так, к примеру, на сегодняшний день существует достаточно большое количество случаев, когда положения НК РФ неправильно толкуются и применяются налоговыми органами. Достаточно упомянуть о ставшей в последнее время правилом практике разглашения налоговыми органами (что противоречит положениям статьи 102 НК РФ [1]) сведений о состоянии и размере налоговой задолженности налогоплательщиков. Разглашение данных сведений может привести не только к нанесению ущерба репутации, но и к значительному снижению конкурентоспособности, что, в свою очередь, является нарушением прав налогоплательщика на свободу экономической деятельности и конкуренцию, гарантом которых выступает Конституция РФ.

Также реформирования требует государственная фискальная политика.

Сегодня основным источником пополнения государственной казны являются косвенные налоги, что по сути своей подрывает доверие к государству со стороны населения, повышает угрозы и риски экономической безопасности страны, а также вступает в противоречие с самой сущностью и принципами налогов.

Следует отметить, что в развитых странах, отличающихся высоким уровнем жизни населения, таких как Норвегия, Швейцария и др. доля косвенных налогов не превышает 4%, в то время как удельный вес прямых налогов варьируется в пределах 70-80%, тогда как в России данный показатель равен 37% [4].

Рационализация косвенных налогов в бюджете нашей страны позволит не только снизить социальную напряженность, но и значительно снизить последствия экономического и эпидемиологического кризиса, что в свою очередь позволит создать условия для экономического и финансового роста.

По мнению автора, решением сложившейся ситуации может стать пересмотр и более четкая координация налоговой и кредитно-банковской государственной политики, в рамках которой будут предусмотрены определенные преференции экономическим субъектам, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели [4].

Также, по мнению автора, руководству нашей страны необходимо сфокусироваться на проблеме вовлечения предпринимательского сектора в решение ключевых экономических задач, что позволит развивать и повышать эффективность внутреннего производства. Развитие внутреннего производства, в свою очередь, позволит не только удовлетворить потребность населения в широком перечне товаров, работ и услуг, но станет стимулом развития внешнеэкономической торговли.

Важным направлением государственной налоговой политики должно оставаться создание и поддержание благоприятных налоговых и финансовых условий для развития малого предпринимательства во всех секторах экономики. Именно поддержание и развитие малого предпринимательства позволит значительно улучшить инвестиционный климат нашей страны.

И, наконец, при разработке налоговой политики необходимо опираться на опыт других стран, поскольку любой опыт, как положительный, так и отрицательный позволит выявить наиболее эффективные пути для развития отечественной налоговой политики.

Таким образом, в период политической и экономической нестабильности, как внутри нашего государства, так и на мировой арене в целом, развитие и реформирование налогового механизма позволит значительно повысить уровень экономической безопасности страны, что, в свою очередь, отразится на росте конкурентоспособности страны, а также станет основой для положительных изменений в социально-экономической сфере.

Библиографическая ссылка на статью:
Дуванов Н.В. Ключевые аспекты финансовой безопасности предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/03/16475 (дата обращения: 12.04.2021).

Научный руководитель: Жоголев Алексей Анатольевич
доцент кафедры «Экономическая безопасность»
Российский технологический университет

В настоящее время для стабильного существования предприятия необходимо грамотно подходить к оценки финансового состояния, благодаря этому возможно обеспечение экономического роста предприятия, достижение стабильных результатов деятельности предприятия, достижение целей, которые отвечают интересам собственников и общества в целом.

Так как оценка уровня финансовой безопасности позволяет комплексно определить все аспекты финансовой деятельности предприятия, выделить имеющиеся проблемы в этом направлении, что дает возможность руководителям предприятий своевременно принимать решения по улучшению эффективности деятельности предприятия, а также разработать меры по предупреждению негативных последствий, которые могут повлиять на финансовую устойчивость предприятия.

Если не уделять должного внимания вопросам финансовой безопасности предприятия это может привести к потере доходности организации, а также к высокой зависимости предприятия от внешних источников финансирования (заемные средства), а в худшем случае к ликвидации или банкротству предприятия.

Цель – раскрыть понятия финансовой безопасности в целом, рассмотреть финансовую безопасность предприятия, а также систему показателей, за счет которых осуществляется контроль за финансовой безопасностью организации. Отдельное внимание следует уделить таким показателям, как финансовая устойчивость, ликвидность предприятия, платежеспособность.

Финансовая безопасность – это состояние финансов и финансовых институтов, при котором обеспечивается гарантированная защита экономических интересов, гармоничное и социально направленное развитие экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовых отношений и процессов в государстве, готовность и способность финансовых институтов создавать системы реализации и защиты интересов развития национальных финансов, поддержка социально-политической стабильности общества, а так же формируются необходимый и достаточный экономический потенциал и финансовые условия для сохранения целостности и единства финансовой системы при различных вариациях развития событий, даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности. [8]

Финансовая безопасность предприятия – это неотъемлемая часть экономической безопасности, рассматриваемая как способность субъекта экономической деятельности обеспечивать финансовое равновесие и высокую эффективность в условиях изменения внешней среды и наличия множества финансовых рисков, которые могут встать на пути к стабильному существованию у предприятия.

Характеризуется наличием регулярного дохода и других ресурсов, которые позволяют предприятию стабильно существовать в текущий момент, а также в будущем. Включает в себя:

  • Платежеспособность;
  • Планирование будущих денежных потоков экономического субъекта;
  • Безопасность занятости и устойчивого, стабильного дохода сотрудников.

Финансовая безопасность предприятия можно рассматривать с разных сторон, можно выделить три основных подхода:

  1. Финансовый подход (авторы: Ю.Н. Воробьев, Е.И. Воробьева, А.П. Бондарь). Основные аспекты – необходимо разделять понятия финансовой и экономической безопасности – финансовая безопасность является частью экономической безопасности; построение эффективной финансовой системы; защита от угроз; возможность выполнения финансовых обязательств; финансовое обеспечение деятельности. [2]
  2. Комплексный подход (авторы: К.С. Горячева, Д.Д. Буркальцева, Т. Парфенова).
    Основные аспекты – часть экономической безопасности фирмы; реализация финансовых интересов; достижение финансовой устойчивости; защита экономической безопасности фирмы.
  3. Ресурсный подход (авторы: Н.И. Реверчук, Л.Г. Мельник, А. Кириченко)

Основные аспекты – стабильное функционирование и эффективное развитие предприятия; наиболее эффективное использование имеющихся у предприятия ресурсов.

Исходя из принципов стратегии экономической безопасности России, можно перейти к рассмотрению системы финансовой безопасности экономического субъекта. Основным механизмом является система финансовых показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность субъекта, в число которых входит: финансовая устойчивость, ликвидность предприятия, количественные и качественные характеристики сотрудников, соотношения собственного и заемного капитала и другие, складываемые в понятие «финансовая безопасность». [7]

Финансовая устойчивость.

Финансовая устойчивость и финансовая безопасность предприятия неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга. Финансовая устойчивость – необходимое, но недостаточное условие финансовой безопасности предприятия. Но в случае, когда предприятие, обладающее финансовой безопасностью, обладает и финансовой устойчивостью, верно, то предыдущее утверждение не будет верным. Обеспечение финансовой безопасности может быть только на основе финансово устойчивого развития предприятия, в котором созданы условия для реализации такого финансового механизма, который способен приспособиться к изменениям внешней и внутренней среды. Другими словами, можно сказать, что финансовая устойчивость является неотъемлемой частью финансовой безопасности предприятия. [5]

Для оценки финансовой устойчивости предприятия используются абсолютные и относительные показатели:

Таблица 1 – Абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости предприятия

Абсолютные показатели

Относительные показатели

Абсолютный прирост совокупных активов (пассивов, валюты баланса)

Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общей сумме баланса)

Абсолютный прирост собственных средств (собственного капитала) предприятия

Коэффициент финансирования (отношение собственного капитала к заёмному)

Наличие собственных оборотных средств

Коэффициент финансового рычага (отношение заемного капитала к собственному капиталу)

Обеспеченность материальных оборотных активов (запасов) устойчивыми источниками формирования

Коэффициент маневренности (отношения суммы собственных оборотных средств к общей сумме собственных средств)

Абсолютный прирост чистой выручки

Абсолютный прирост чистой прибыли

Абсолютный прирост чистого денежного потока (разность между совокупным поступлением и совокупным выбытием денежных средств по операционной деятельности)

Ликвидность предприятия

Ликвидность предприятия – это индикатор финансовой стабильности предприятия. Ликвидность и платежеспособность предприятия — это суть одного и того же.

Платежеспособность предприятия – покрытие денежных долгов перед поставщиками товаров или услуг с сохранением устойчивости компании.

Предприятие считается ликвидным, если оно может погасить свою краткосрочную кредиторскую задолженность за счет реализации оборотных (текущих) активов.

Анализ платежеспособности позволяет:

- эффективно использовать собственные или заемные денежные средства;

- построить прогноз развития предприятия в будущем;

- выявлять и предупреждать негативные последствия;

- объективно оценить экономическое состояние предприятия на текущий момент; [4]

Таблица 2 – показатели ликвидности и платежеспособности предприятия [2]

Наименование показателя

Содержание показателя

Коэффициент абсолютной ликвидности (коэффициент срочности)

Показывает, какую часть текущей задолженности можно погасить в ближайшее время.

Коэффициент уточненной ликвидности (промежуточная ликвидность)

Показывает часть текущей задолженности, погашаемой за счет наличных средств и дебиторских поступлений.

Коэффициент общей ликвидности

Показывает достаточность оборотных средств для покрытия краткосрочных обязательств

Коэффициент собственной платёжеспособности

Показывает способность капитала покрыть краткосрочные обязательства за счет свободных средств в обороте.

Так же необходимо уделить внимание угрозам финансовой безопасности предприятия, к примеру автор – Л.А. Запорожцева выделяет следующие виды угроз:

  1. Угроза потери ликвидности;
  2. Угроза потери финансовой устойчивости предприятия;
  3. Угроза снижения эффективности деятельности предприятия;
  4. Угроза наращивания долгов по причине замедления инкассации дебиторской задолженности;
  5. Угроза неплатежеспособности предприятия;
  6. Угроза снижения доходности и рыночной стоимости предприятия;
  7. Угрозу разрушения стоимости предприятия;

Для противостояния данным угрозам необходимо прибегать к использованию основных коэффициентов финансового состояния предприятия, они показывают реальное финансовое положение предприятия, как на текущий момент, так и на будущий период.

Для финансовой безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых приводит к финансовой неустойчивости, препятствует нормальному ходу развития различных элементов производства, приводит к появлению негативных последствий. Система показателей, выражаемая количественным способом, позволяет заблаговременно своевременно выявить и предупредить негативные последствия. Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что вся система показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений. Соответственно, можно сделать вывод, если финансовые показатели предприятия «вышли» за предел пороговых значений, то предприятие теряет способность к устойчивости, динамичному саморазвитию, конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках.

Таблица 3 – Основные индикаторы финансовой безопасности предприятия

Показатель

Пороговое значение

Примечание

Коэффициент покрытия (оборотные средства/краткосрочные обязательства)

Значение показателя должно быть не менее порогового

Коэффициент автономии (собственный капитал/валюта баланса)

Значение показателя должно быть не менее порогового

Уровень финансового левериджа (долгосрочные обязательства/собственный капитал)

Значение показателя должно быть не менее порогового

Рентабельность СК (чистая прибыль/собственный капитал)

Значение показателя должно быть не менее порогового

Средневзвешенная стоимость капитала

Значение показателя должно быть не менее порогового

Показатель развития предприятия (отношение валовых инвестиций к амортизационным отчислениям)

Значение показателя должно быть не менее порогового

Временная структура кредитов

Кредиты, сроком до 1 года

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Налоговая политика существенно влияет на экономическую и общую государственную безопасность нашей страны. Значение налогов в финансово-экономической безопасности определяется сущностью налогов, возникновение которых неразрывно связано с появлением государства и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством функций, важнейшей из которых исторически является обеспечение безопасности страны. На ранних этапах становления и развития государства его безопасность рассматривалась прежде всего как способность отражать внешние угрозы (военное нападение со стороны других государств). Соответственно роль налогов наиболее отчетливо проявлялась в формировании финансовых фондов, за счет которых содержались вооруженные силы страны.

В современном мире характер угроз и формы их проявления изменились, однако роль налогов как источника финансовых ресурсов, безусловно, сохранилась и, более того, усилилась. Без явных изменений осталась лишь видимая, фискальная сторона налоговых отношений, заключающаяся в аккумулировании средств в бюджетной системе для финансирования государственных расходов, направляемых на обеспечение безопасности государства.

В условиях рыночной экономики роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство. Налоги - главный источник финансовых ресурсов, централизуемых государством для общественно необходимых и законодательно установленных потребностей. Предоставление государством общественных благ и услуг

членам общества, связанных с созданием новых рабочих мест и поддержанием общей занятости, социальным обеспечением и социальной защитой, образованием и здравоохранением, охраной природной среды и безопасностью, их количество и качество практически всецело зависят от масштабов налогового потенциала страны, эффективности, устойчивости и справедливости налоговой системы. С налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только всего общества и государства, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций.

Исключительно важное значение в современных условиях имеет обеспечение экономической безопасности государства. Применительно к налоговым отношениям это означает, что объем налоговых поступлений, аккумулируемых в бюджетной системе государства, с одной стороны, должен быть достаточным для полноценного выполнения государством функций. С другой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности реального сектора, т.е. способствовать осуществлению простого и расширенного воспроизводства на технико-технологической основе, соответствующей мировым стандартам и тенденциям. В современных условиях резко возросло значение стимулирующей функции налогов, реализуемой как посредством либерального налогообложения (понижения общего уровня налогов на предприятия реального сектора), так и посредством системы налоговых льгот и финансовых преференций, стимулирующих развитие приоритетных отраслей и видов экономической деятельности или создающих приемлемые финансовые условия для отдельных секторов экономики, которые по объективным причинам находятся в неблагоприятных обстоятельствах.

Роль налоговой системы в экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической, в том числе финансовой, безопасности.

Таким образом, налоговая система включена в систему экономической и финансовой безопасности, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий. В налогах и налоговой политике необходимо видеть две стороны: ресурсы и инструмент обеспечения экономической и финансовой безопасности, с одной стороны, и фактор риска и зависимости - с другой. Роль налогов как позитивна, так и негативна (фактор риска). Как ресурсный фактор налоги могут оборачиваться для государства и средством обеспечения безопасности (рост налогового потенциала), и фактором усиления угроз и рисков (утрата налогового потенциала в силу объективных и субъективных причин).

Роль налогов как фактора экономической безопасности зависит от конкретной ситуации, особенностей социально-экономического развития страны, которое она переживает, характера проводимой экономической политики, стабильности государственной власти. Кризисное состояние государства и экономики, ошибки в экономической политике и общая слабость системы государственного управления с неизбежностью ведут к кризису налоговой системы, превращая ее в реальную или потенциальную угрозу государству, по-литическому строю и органам власти, лишая их дееспособности и финансовых ресурсов.

Читайте также: