Проверка расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей

Опубликовано: 16.05.2024

АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Этот объект проверки имеет особое значение, поскольку определяет полноту выполнения обязательств хозяйствующего субъекта перед государством.

По каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами аудитор должен проверить:

• состояние внутреннего контроля этих расчетов (путем тестирования);

• правильность определения налогооблагаемой базы (с помощью таких приемов контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров учета);

• правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);

• правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения особенностей организации и т.д.);

• правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам (путем прослеживания, изучения первичных документов, пересчета арифметических данных);

• полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности (путем проверки платежных документов, налоговых расчетов и т.д.);

• правильность оформления первичных платежно-расчетных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (путем сканирования, сверки данных различных регистров учета).

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются расчетные ведомости по начислению заработной платы, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 68, 69, 70, 76, 84, 90, 91, 99 и др., Главная книга, Баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам и пр.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудитор должен помнить, что налогооблагаемая база, ставки и другие параметры начисления налогов в предыдущем периоде могли меняться, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными материалами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.

Учитывая нестабильность налогового законодательства РФ, аудитор еще на стадии предварительного этапа аудиторской проверки должен выяснить, какие налоги должен платить аудируемый объект, насколько полно он выполняет свои обязательства и какими нормативными документами пользуется при расчете налогов.

Полезно также ознакомиться с результатами предыдущих налоговых проверок предприятия налоговыми органами. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

Детальной проверки требуют расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, НДС, акцизам, налогам с продаж, налогу на доходы физических лиц, налогам, сборам во внебюджетные государственные фонды. Именно на долю этих налогов приходится основная масса платежей предприятия в бюджет, а также нарушений налогового законодательства и обусловленных этими нарушениями финансовых санкций (штрафов, пеней и др.). Если предприятие является участником внешнеэкономической деятельности, то углубленному анализу должно быть подвергнуто и налогообложение экспортно-импортных операций.

Аудитору следует помнить, что учет расчетов с бюджетом по налогам ведется на счете 68 «Расчеты с бюджетом»; по сборам во внебюджетные фонды (социальное страхование, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования) осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет организуется по каждому налогу и сбору на соответствующих субсчетах указанных счетов.

Поскольку налогооблагаемая база для косвенных налогов (акцизов и НДС) связана с оценкой реализации продукции, то при аудите косвенных налогов проверяющий опирается на данные проверки учета реализации продукции.

Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли предприятия, заработной платы персонала).

В соответствии с действующим налоговым законодательством учет реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения может осуществляться одним из двух методов: по начислению или кассовым методом. Доходы от внереализационных операций подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления (признания) независимо от поступления денежных средств. Расходы по этим операциям учитываются для целей налогообложения, как правило, при условии фактической оплаты.

В заключение аудитор должен установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 и 69 с данными синтетического учета в Главной книге и в отчетности.

При проведении налоговых расчетов выявляются следующие типичные ошибки:

• неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

• неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии указания на него в расчетно-платежных документах отдельной строкой.

Выявленные в ходе проверки нарушения регистрируются в рабочей документации аудитора.

Налогооблагаемой базой для расчета сборов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц является фонд начисленной заработной платы. При проверке правильности учета этих налогов необходимо, во-первых, проверить правильность учета заработной платы и выделения той ее части, которая облагается соответствующими начислениями. Аудитор руководствуется правилом, что начисления на заработную плату проводятся по всем основаниям, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, используемой для расчета пенсий, выплат отпускных пособий и больничного листа.

При аудите начисления сборов во внебюджетные фонды аудитор учитывает формы договора, заключенного с физическим лицом и как следствие – те социальные гарантии, за предоставление которых организация несет ответственность. Например, выплаты по договору подряда не учитываются при определении базы для начислений в фонд социального страхования.

С введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организации» учет расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), должен обеспечиваться системой налогового учета организации.

Основным источником информации являются налоговая декларация и регистры налогового учета.

При проверке аудитору следует учитывать наличие различий между правилами бухгалтерского и налогового учета. В этой связи основными источниками информации на данном этапе проверки являются аналитические регистры учета.

Перечень расходов, связанных с производством и реализацией, определен ст. 253 Налогового кодекса РФ. К данным расходам относятся расходы, связанные с изготовлением, производством, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на их поддержание в исправном состоянии; расходы на освоение природных ресурсов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, обязательное и добровольное страхование, прочие расходы.

Проверяя расходы, связанные с производством и реализацией, аудитор должен знать, какие расходы учитываются для целей налогообложения, а какие не принимают участия в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Кроме перечисленных, к прочим расходам относятся суммы налогов и сборов, начисленные в соответствии с законодательством РФ; расходы на сертификацию продукции и услуг; расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; расходы на оплату услуг по охране имущества; расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ; расходы на канцелярские товары; расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты и информационных систем; расходы на текущие исследования конъюнктуры рынка и другие расходы.

Определенная группа расходов, которая связана с производством и реализацией продукции (работ, услуг), учитывается при налогообложении в пределах установленных законодательством норм и условий. Такие ограничения действуют в отношении командировочных и представительских расходов, некоторых видов расходов на рекламу, расходов работодателей по договорам долгосрочного страхования жизни работников, по пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению, а также расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.

Расходы на подготовку и переподготовку кадров учитываются для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:

а) услуги должны оказываться российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию;

б) подготовку, переподготовку проходят работники, которые числятся в штате организации;

в) программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации работника и соответствует деятельности организации.

В ходе аудита особого внимания заслуживают расходы предприятия, которые в соответствии со ст. 270 Налогового кодекса не учитываются для целей налогообложения. К ним относятся расходы, связанные с приобретением и созданием амортизируемого имущества; материальная помощь, премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения; оплата дополнительно предоставляемых (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам; надбавки к пенсиям; единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда; расходы, связанные с организацией развлечений, отдыха, лечения сотрудников; платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, и некоторые другие расходы.

По итогам проверки аудитор формулирует выводы о качестве организации налогового учета расходов, связанных с производством, реализацией продукции (работ, услуг); соблюдении норм налогового законодательства в части определения расходов, участвующих в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

При проведении налоговых расчетов выявляются следующие типичные ошибки:

• неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

• ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.);

• нарушение сроков платежей по налогам.

1. Задачи аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

2. Тестирование средств внутреннего контроля при аудите расчетных операций с бюджетом и внебюджетными фондами.

3. Аудит системы бухгалтерского учета расчетов с бюджетом.

4. Оценка и факторы внутрихозяйственного риска при аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

5. Аудиторские процедуры при аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

6. Аудит платежей налога на добавленную стоимость.

7. Аудит платежей налога на прибыль.

8. Аудит платежей в государственный пенсионный фонд.

1. При проверке правильности расчета налога на прибыль основным источником информации являются:

а) данные отчета о прибылях и убытках;

б) регистры налогового учета;

в) регистры бухгалтерского учета.

2. Учет расчетов по уплате налогов ведется на счете:

3. При проверке правильности начислений в государственные внебюджетные фонды аудитор использует в качестве базы для пересчета начислений:

а) общую величину фонда оплаты труда;

б) общую величину фонда оплаты труда за минусом сумм, выплачиваемых за счет чистой прибыли организации;

в) только ту часть фонда оплаты труда, которая является базой для начислений.

4. Для проверки правильности уплаты косвенных налогов аудитор должен изучить данные, характеризующие:

а) величину имущества организации;

б) реализацию продукции (работ, услуг);

в) величину расходов на оплату труда.

5. В учетной политике организации выбран метод начисления налога на добавленную стоимость по оплате. В этом случае сумма налога на добавленную стоимость с реализованной, но не оплаченной покупателем продукции в бухгалтерском учете:

а) не учитывается;

б) отражается на счете 68;

в) отражается на счете 76.

6. При проверке правильности начислений в государственные внебюджетные фонды аудитор учитывает:

а) форму договора, заключенного с работником;

б) срок договора, заключенного с работником;

в) трудовые функции работника, предусмотренные договором.

7. Из перечисленных ниже налогов к косвенным относятся:

а) налог на прибыль;

б) налог на добавленную стоимость;

б) налог на имущество.

8. Для исчисления налога на прибыль установлены нормативы для включения в расходы:

а) всех расходов на рекламу;

б) некоторых видов расходов на рекламу;

в) расходов на рекламу в прессе, радио– и телевещании.

9. Какие из перечисленных видов расходов принимаются для исчисления прибыли в полном объеме:

а) сумма компенсации за неиспользованный отпуск;

б) сумма компенсации командировочных расходов;

в) сумма компенсации за использование личных легковых автомобилей.

10. Суммы выплаченной работнику материальной помощи при расчете налога на прибыль организации:

а) учитываются в полном объеме;

б) учитываются в пределах установленного норматива;

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

В ходе аудиторской проверки, по каждому уплачиваемому предприя­тием в бюджет и внебюджетные фонды налогу, сбору и платежу ауди­торы должны проверить:

—правильность исчисления налогооблагаемой базы;

—правильность применения налоговых ставок;

—правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;

—правильность начисления, полноту и своевременность перечисления

—правильность ведения аналитического и синтетического учета по
счетам 68, 69;

—правильность составления налоговой отчетности.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фон­дами, аудиторы должны пользоваться нормативными документами, с уче­том всех внесенные в них изменений и дополнений.

1. Гражданский кодекс РФ, ч. 1 и 2.

2. Налоговый кодекс РФ, ч. I и 2.

3. Трудовой кодекс РФ 6 ч.

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (в редакции изменений от 28.09.10.)

5. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции изменений от 28.12.2010.)

6. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» №82-ФЗ от 19.06.2000 (в редакции изменений от 24.07.09.)

7. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» №81-ФЗ от 19.05.1995. (в редакции 07.03.2011)

8. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» №255-ФЗ от 29.12.2006. (в редакции изменений от 25.02.2011.)

9. Постановление Правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» №922 от 24.12.2007. (в редакции от 11.11.2009.);

10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» №375 от 15.06.2007. (в редакции изменений от 01.03.2011.)

11. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.) (в редакции изменений от 25.10.10.)

12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его при­менению (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31 ок­тября 2000 г.) (в редакции изменений от 08.11.10.)

13. Методические указания по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств (Приказ Министерства финансов РФ № 49 от 13 июня 1995 г.) (в редакции изменений от 08.11.10.).

14. Положение о безналичных расчетах в Российской Федера­ции (письмо Центрального банка РФ от 03 октября 2002 г. №2-П) (в редакции №1964-У от 22.01.08.)

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются: Положение по учетной политике организации, бухгалтерская отчетность, декларации по отдельным налогам и платежам, расчетные ведомости по начислению заработной платы, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 19, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99 и др., Главная книга и др.

При аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами направления проверки выделяются по каждому виду налога, сбора или платежа.

На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Так, для учета расчетов с бюджетом в бухгалтерском учете используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», к которому могут быть открыты следующие субсчета:

■ расчеты по налогу на доходы с физических лиц;

- расчеты по налогу на прибыль;

■ расчеты по налогу на имущество;

■ расчеты по налогу на рекламу и др.

Начиная проверку, следует ознакомиться с результатами предыду­щих аудиторских и налоговых проверок предприятия. Это позволит вы­яснить характер ошибок, если такие были допущенные в учете в пре­дыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля. В процессе подтверждения правильности исчисления отдельных на­логов аудиторы, выполняют расчет налогооблагаемой базы и сравнива­ют полученные показатели с данными предприятия. Правильность при­менения на предприятии ставок по различным налогам и сборам уста­навливается аудиторами путем сравнения фактических ставок с их зна­чениями, регламентированными нормативными документами для соответ­ствующих условий (виды деятельности, группы продукции и товаров, льготы и т.д.).

Выясняя правильность начисления, полноту и своевременность пере­числения налоговых платежей, аудиторы изучают записи в учетных ре­гистрах по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет орга­низуется по каждому налогу, сбору и платежу на соответствующих суб­счетах указанных счетов. Особое внимание должно быть уделено ус­тановлению правильности отнесения налогов на соответствующие источ­ники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложе­ния, заработной платы персонала).

При осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов ауди­торам необходимо проверить правильность применения цен по сделкам. . В соответствии с Налоговым кодексом РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг) указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Однако, при отклонении цен более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), ауди­торы должны рекомендовать руководству предприятия доначислить на­лог на прибыль и пени.




Важное значение придается и проверке учета доходов от прочих операций, которые подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления (признания), независимо от поступления денежных средств. Расходы же по этим операциям учитываются для целей налогообложе­ния, как правило, при условии фактической оплаты.

Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудиторы проверяют наличие в ней всех установленных форм, полноту их запол­нения, производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаим­ную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности. Кроме того, аудиторы должны установить соответствие данныханалитического учета по счетам 68 «Расчеты по нало­гам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию» данным синтетического учета в Главной книге и показателям от­четности.

В ходе проверки аудитор расчетов по налогу на прибыль применяет следующие процедуры:

• сопоставление остатка по счету учета налога на прибыль с данны­ми Главной книги;

• подготовку расчета по остаткам задолженности по налогу на при­быль и выверку остатков;

• анализ расчета налога на прибыль, сделанного клиентом, и всех значительных расхождений между фактической и расчетной сумма­ми налога на прибыль;

• обсуждение с клиентом факторов, повлиявших на расчет налога.

• пересчет и проверку правильности подсчетов по данным налогового учета;

• сверку авансов по налогу на прибыль по предварительной и окон­чательной сумме налога.

В ходе аудита расчетов по социальному страхованию и обеспече­нию аудитор проверяет своевременность отчислений и уплаты взносов во внебюджетные фонды. Аудит предполагает проверку рас­четов сумм отчислений и их налогооблагаемую базу, правомерность ее формирования из различных уплачиваемых работникам сумм — для про­верки используются данные счетов 69 «Расчеты по социальному страхо­ванию и обеспечению» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Аудиторская проверка НДС включает следующие процедуры:

■ анализ налоговых деклараций за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение рекоменда­ций по этим вопросам;

■ сравнение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений;

■ сравнение фактических ставок за текущий период и анализ значи­тельных или необычных отклонений;

■ анализ уплаты платежей в бюджет за отчетный период;

■ проверка правомерности применения налоговых вычетов по НДС;

■ проверка правомерности и правильности применения льгот по НДС. При проверке правильности учета полученного НДС, включаемого в стоимость реализуемых товаров, работ и услуг, и соответствия задол­женности по НДС перед бюджетом аудиторы должны:

• выверить остатки по Главной книге;

• составить сводную ведомость и проанализировать данные счета рас­четов по НДС;

• выверить данные по декларациям, представленным в налоговые орга­ны;

• проанализировать правильность применения ставок налога;

• пересчитать задолженность по НДС за отчетный период;

• проанализировать правильность применения льгот по НДС в соответ­ствии с законодательными актами;

• определить периодичность уплаты НДС;

• провести выборочную проверку правильности составления докумен­тации и расчетов по налогу путем сравнения с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов.

Особое внимание аудитор должен уделить правомерности примене­ния налоговых вычетов по НДС. Согласно правилу (стандарту) (методика) аудитор­ской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» выполнение работ по аудиту налоговых вычетов может, быть разделено на два эта­па, На первом этапе проводится предварительная оценка существующей в организации системы исчисления НДС. На втором этапе осуществля­ется проверка правильности учета НДС по приобретаемым ценностям, работам, услугам и правомерности налоговых вычетов.

Предварительная оценка заключается в анализе элементов системы налогообложения и определения факторов, влияющих на налоговые по­казатели. Аудитор выясняет:

■ как определен порядок исчисления НДС в учетной политике в целях налогообложения;

■ как организована работа по исчислению НДС;

■ каков порядок подготовки, оборота и хранения документов налого­вого учета и налоговой отчетности, отражения облагаемых оборотов в регистрах бухгалтерского и налогового учета, каким образом про­исходит обобщение этих данных и как определяется налоговая база;

■ при проведении каких операций наиболее велик риск возникнове­ния ошибок;

■ ведется ли раздельный учет и какова его методика;

■ осуществляются ли операции, освобождаемые от налогообложения;

■ представлены ли в налоговые органы соответствующие докумен­ты, подтверждающие право организации на освобождение согласно ст. 145 НК РФ или применение налоговых вычетов;

■ производится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами (книгой покупок и журналом учета полученных счетов-фактур) должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера, началь­ником отдела и т.п.) в конце отчетного периода.

Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками,которые выявляются в ходе проверки расчетов с бюджетом и внебюд­жетными фондами, являются следующие;

—неверное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

—неправомерное отражение налоговых вычетов по НДС;

- ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, из­держек)

—неправильное определение налоговых льгот;

—несоответствие данных аналитического учета по отдельным налогам данным синтетического учета и показателям отчетности;

—нарушение сроков платежей по налогам;

—неправильное использование принципов бухгалтерского учета, зако­нодательных актов и инструкций при расчете налогов;

—применение неверной ставки налога;

—неточный учет пеней и штрафов;

—искажение или сокрытие данных, представляемых налоговым орга­нам;

—неправильные классификация или расчет доходов, учитываемых при налогообложении в качестве освобожденных от налогообложения, при определении задолженности бюджету;

- проведение в учете фиктивных сделок по расчетам между материн­скими и дочерними структурами для получения льгот по налогообло­жению.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Целью проверки расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей.

Проверка данных видов расчетов должна осуществляться по следующим направлениям:

- проверка правильности начисления, полноты и своевременности перечисления отчислений в государственные целевые бюджетные фонды;

- проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты республиканских налогов и сборов;

- проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты областей и г. Минска;

- проверка местных налогов и сборов;

— проверка расчетов с государственным внебюджетным Фондом социальной защиты населения Республики Беларусь.

По каждому виду расчетов с бюджетом ревизор (аудитор) должен проверить:

— состояние внутреннего контроля этих расчетов;

— правильность определения налогооблагаемой базы;

— установить правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

— правильность применения ставок налогов, сборов и отчислений;

— правильность применения льгот при расчете и уплате налогов;

— правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ценностям;

— полноту и своевременность начисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности;

— причины просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;

— правильность оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей.

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются: расчетные ведомости по начислению заработной платы, выписки банка с приложенными к ним документами, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 90, 91, 92, 68, 69, 70, 99 и др., Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1). отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам, акты проверок, проведенных налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения, регистры налогового учета и др.

При проверке расчетов с бюджетом следует руководствоваться действующей законодательной и нормативной правовой базой Республики Беларусь в области налогообложения (Указы, Декреты Президента Республики Беларусь, закон о бюджете, законы о налогах, постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инструкции областных Советов депутатов и др.).

На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким на логам и платежам организация ведет расчеты с бюджетом, а также ознакомится с результатами предыдущих налоговых проверок организации инспекцией Министерства по налогам и сборам. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

На следующем этапе контроля целесообразно установить достоверность сальдо расчетов по каждому виду уплачиваемых налогов. Для этого необходимо сопоставить данные аналитического учета по каждому налогу, отраженного в ведомостях-машинограммах, с налоговыми декларациями, с записями в Главной книге по отдельным субсчетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этой цели можно также использовать материалы актов сверки расчетов с налоговыми службами.

В ходе проверки особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли организации, заработной платы персонала).

При проверке правильности исчисления НДС особое внимание необходимо обратить на расчет НДС по недостачам, хищениям и порче товаров сверх норм естественной убыли, прочему выбытию основных средств и нематериальных активов, по излишкам основных средств и нематериальных активов, принятым на учет по результатам инвентаризации, и обоснованность налоговых вычетов по НДС, так как исходя из анализа материалов проверок налоговых органов наибольшее число ошибок, допускаемых организациями, приходится на эти ситуации.

При проверке исчисления налога на прибыль детальной проверке должен быть подвергнут состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, а также обоснованность применения льгот по суммам прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного и жилищного назначения.

Типичные ошибки по расчетам с бюджетом:

— неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

— неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии его указания в расчетно-платежных документах отдельной строкой или в случае отсутствия счет-фактуры по НДС по работам и услугам, по которым в законодательном порядке предусмотрено ее оформление;

— ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.);

— нарушение сроков платежей по налогам.

К государственным внебюджетным фондам относятся отчисления в Фонд социальной защиты населения (далее — Фонд).

При проверке расчетов с данным Фондом необходимо установить:

— правильность определения объекта для расчета отчислений в указанный Фонд;

— правильность определения ставок по отчислениям в Фонд;

— обоснованность и законность произведенных в организации выплат за счет средств Фонда;

- правомерность операций по расчетам с работающими пенсионерами;

- полноту и своевременность перечисления причитающихся Фонду средств;

- своевременность предоставления отчетности Фонду.

4. Проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению. Основными задачами проверки является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, правильность отражения в бухгалтерском учете этих операция и составления отчетности.

· правильность определения фонда оплаты труда для начисления страховых взносов;

· правильность применения тарифов страховых взносов;

· своевременность и обоснованность начисления пособий, пенсий и т.д., выплачиваемых из средств социального страхования;

· правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению взносов и их перечислению;

· соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” записям в главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета);

· правильность и своевременность составления форм отчетности по видам страховых взносов и своевременность их сдачи в соответствующие фонды.

Общей задачей проверки по всем видам платежей во внебюджетные фонды является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей, правильности ведения бухгалтерского учета по этим операциям и составления отчетности.

Исходя из вышеперечисленных задач необходимо проверить:

· правильность определения объекта налогообложения;

· правильность применения ставок налогов;

· законность и обоснованность применения льгот по уплате налогов;

· своевременность и полноту перечисления взносов;

· правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению платежей и их перечислению;

· правильность и своевременность составления форм отчетности по видам внебюджетных платежей, представляемых в налоговую.

Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении проверки расчетов с бюджетом, являются:

· полнота и правильность определения налогооблагаемой базы;

· правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей;

· законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов в Федеральный бюджет и бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РФ;

· полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет;

· правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей;

· правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию форм отчетности по видам платежей;

· правильность ведения аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия.

5. При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками особое внимание следует обратить на:

· правильность оплаты или получения сумм за принятые или отгруженные материальные ценности;

· наличие оправдательных документов при совершении этих операций и правильность их оформления;

· полноту оприходования и правильность списания полученных ценностей;

· при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;

· числится ли на счетах расчетов просроченная задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию;

· проводилась ли инвентаризация расчетов. В необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;

· при проверке расчетов с подрядчиками следует установить: обеспечены ли объекты источником финансирования; имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты; нет ли приписок объемов выполненных работ (при необходимости провести контрольный обмер объемов выполненных работ);

· проверить правильность ведения аналитического и синтетического учета по счету 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками»; соответствие данных журналов-ордеров по этим счетам данным, указанным в главной книге и балансе; правильность составления бухгалтерских проводок по счетам расчетов.

6. При проверке расчетов с прочими дебиторами и кредиторами нужно установить:

· правильность и обоснованность удержаний по исполнительным листам в пользу других предприятий и лиц, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателю;

· правильность расчетов с квартиросъемщиками и лицами, проживающими в общежитиях, ведомственных гостиницах, за пользование общежитиями, квартирами, гостиницами и коммунальными услугами;

· правильность расчетов за товары, проданные в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений-обязательств покупателей, порядок погашения кредита и т.д.;

· полноту и правильность расчетов по выданным членам трудового коллектива беспроцентным ссудам. Необходимо проверить обоснованность выдачи этих ссуд, правильность оформления документов на выдачу ссуд (кроме суммы, должен быть установлен срок и порядок погашения ссуды);

· полноту и правильность расчетов по ссудам, выданным на индивидуальное жилищное строительство;

· своевременность и полноту начисления и поступления взносов родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;

· правильность составления бухгалтерских проводок по расчетом с дебиторами и кредиторами;

· правильность ведения аналитического учета по счетам 73; 76;

· соответствие записей аналитического учета по счету 76 записям в журнале-ордере №8, главной книге и балансе.

Как было отмечено выше, к расчетам по нетоварным операциям относятся расчеты, не связанные с приобретением или реализацией товарно-материальных ценностей, работ или услуг. К таким расчетам относятся, в частности, расчеты организаций с бюджетом по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды.

Организации рассчитываются с бюджетом по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость, акцизам по некоторым видам продукции, налогам, удерживаемым с физических лиц, пеням и штрафам за искажение отражения и исчисление налогов и др.

Для оформления организацией перечислений в бюджет и во внебюджетные фонды используются платежные поручения.

Для учетного отражения отношений организации по расчетам с бюджетом используют синтетический счет 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам».

Для бухгалтера важно показать в учете не только сумму начисленных налогов, но и источники их возмещения, т.е. что является источником уплаты налогов, сборов, пошлин.

По данному признаку различают следующие основные источники возмещения налогов:

включаемые в расходы на производство продукции, работ и услуг (счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.) — взносы в государственные социальные фонды, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, транспортный налог, на добычу полезных ископаемых, земельный налог и др.;

включаемые в оплату труда (счег 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») — налог на доходы физических лиц;

относимые на счета реализации (счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы») — налог на добавленную стоимость, акцизы;

относимые на счета прочих доходов и расходов (счет 91 «Прочие доходы и расходы») — налог на имущество организаций, налог на рекламу, налог на игорный бизнес и др.;

уплачиваемые за счет прибыли (счет 99 «Прибыли и убытки») — налог на прибыль.

Начисление налогов и сборов производится в декларациях (расчетах) на основе правил формирования налогооблагаемой базы и ставок, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, отражение начисленных налогов и сборов в системе счетов бухгалтерского учета показывается:

Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и др.

К-т 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам».

Перечисление этих платежей в бюджет показывается:

Д-т 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»

К-т 51 «Расчетные счета».

В соответствии с частью второй Налогового Кодекса РФ введен единый социальный налог (ЕСН), суммы которого зачисляются в государственные внебюджетные фонды.

В гл. 24 Налогового кодекса РФ дан перечень объектов обложения ЕСН, изложена характеристика налоговой базы, указаны доходы, не подлежащие налогообложению, и налоговые льготы. В Ме-тодических рекомендациях о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (письмо Пен- сионного фонда РФ от 11 марта 2002 г. № МЗ-09-25/2186) определены ставки ЕСН.

В бухгалтерском учете для обобщения информации по состоянию расчетов с внебюджетными фондами используют счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К этому счету открываются субсчета, на которых показываются состояния расчетов отдельно по каждому фонду.

С сумм начисленной оплаты труда организации производят отчисления в вышеперечисленные государственные внебюджетные фонды. Начисление сумм отчислений в фонды отражается одновременно с включением их в затраты и относится на те счета, на которые были отнесены суммы оплаты труда:

Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные произ-водства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (по соответствующим субсчетам).

Единый социальный налог отчисляют не только с сумм оплаты труда работников, занятых производством продукции (оказанием услуг, выполнением работ), но и работников непроизводственной сферы (жилищно-коммунального хозяйства, детских садов, медицинских учреждений и пр.). Отчисления ЕСН, как и начисление оплаты труда этих работников относят на счета целевых источников, предусмотренных сметами расходов на содержание этих объектов.

Суммы, зачисляемые в составе ЕСН в Фонд социального страхования, уменьшаются налогоплательщиками на произведенные ими расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

Д-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Оставшуюся часть сумм отчислений перечисляют органам социД-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (по соответствующим субсчетам)

К-т 51 «Расчетные счета».

Организации перечисляют авансовые платежи по единому социальному налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если не представлены платежные поручения на перечисление ЕСН.

Кроме того, к группе расчетов по налогам и сборам относятся начисления и выплаты средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые также учитываются на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» на самостоятельном субсчете.

Читайте также: