Источники информации для аудита расчетов по налогам

Опубликовано: 14.05.2024

В качестве источников информации для проверки расчетов по налогам и сборам служат следующие документы:

первичные документы бухгалтерского учета;

регистры бухгалтерского учета;

расчеты, справки, сведения;

договоры с контрагентами;

протоколы решений общего собрания учредителей, акцио­неров;

протоколы решений совета директоров;

приказы исполнительной дирекции;

учетная политика организации в целях налогообложения;

другие, например, первичные налоговые документы, реги­стры налогового учета, налоговые расчеты, декларации по налогам.

Планирование аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам осуществляется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. В качестве направлений проверки можно выделить следующие:

- проверка начисления и уплаты федеральных налогов;

- проверка начисления и уплаты региональных налогов;

- проверка начисления и уплаты местных налогов.

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности расчетов по налогам и сборам аудитор может применять следующие способы получения доказательств:

- пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица);

Инспектирование представляет собой проверку записей и документов при проверке учета и отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором про­цесса или процедуры, выполняемой другими лицами по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов по налогам и сборам.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете операций, выявление причин таких ошибок и искажений по расчетам с бюд­жетом и внебюджетными фондами.

19. Аналитические регистры НУ, их название и требование к содержанию.

Аналитические регистры налогового учета (налоговые регистры) – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Аналитические регистры налогового учета содержат данные из первичных документов или регистров бухгалтерского учета.

Аналитические регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях либо в электронном виде.

Формы аналитических регистров налогового учета налогоплательщик разрабатывает самостоятельно, утверждая их в виде приложения к учетной политике.

НК РФ устанавлены обязательные реквизиты, которые должны содержать налоговые регистры:

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименования хозяйственных операций;

- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

В тех случаях, когда налогоплательщик совершает экономические операции, учитывающиеся одинаково и в бухгалтерском, и в налоговом учете, то необходимости разрабатывать специальные налоговые регистры нет и допустимо использовать данные бухгалтерского учета. В противном случае, необходимо, согласно НК РФ, использовать налоговые регистры, либо дополняя регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами либо разрабатывая собственные налоговые регистры.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведутналоговый учет следующих показателей деятельности:

- учет доходов, если они применяют объект налогообложения «доходы»;

- учет доходов и расходов – если они выбрали объект налогообложения «доходы минус расходы».

Приказом Минфина России от 31 декабря 2008 года № 154н утверждены две формы налогового учета – книга учета доходов и книга учета доходов и расходов.

Книга учета доходов применяется для осуществления налогового учета индивидуальными предпринимателями, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Книга учета доходов и расходов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения в общем порядке;

Книга учета доходов и расходов является регистром налогового учета для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений, а исправление ошибок в регистре налогового учета необходимо обосновывать и подтверждать с указанием даты и заверением подписью внесшего исправление ответственного лица.

НК РФ объявляет содержание данных налогового учета налоговой тайной и устанавливает обязанность лиц, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, хранить налоговую тайну.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Одним из средств регулирования экономических процессов хозяйственной жизни государства, являются налоги, служащие основой финансовой системы и основным источником доходной части государственного бюджета. Таким образом, трудно переоценить актуальность и важность проведения аудита расчётов с бюджетом по налогам и сборам на предприятиях, который является составной частью аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Цели и задачи аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 4
2. Нормативно-правовая база и источники информации 7
3. Организация аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 11
3.1 Общий план и программа аудиторской проверки по налогам и сборам 11
3.2 Методика проведения аудита расчетов по налогам и сборам 15
4. Типичные ошибки при проведении аудита расчетов по налогам и сборам… 19
5. Расчет уровня существенности 20
Заключение 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Филиал ЮУрГУ в г. Сатке

По дисциплине: Аудит

На тему: «Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам»

1. Цели и задачи аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 4

2. Нормативно-правовая база и источники информации 7

3. Организация аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 11

3.1 Общий план и программа аудиторской проверки по налогам и сборам 11

3.2 Методика проведения аудита расчетов по налогам и сборам 15

4. Типичные ошибки при проведении аудита расчетов по налогам и сборам… 19

5. Расчет уровня существенности 20

Список литературы 24

Одним из средств регулирования экономических процессов хозяйственной жизни государства, являются налоги, служащие основой финансовой системы и основным источником доходной части государственного бюджета. Таким образом, трудно переоценить актуальность и важность проведения аудита расчётов с бюджетом по налогам и сборам на предприятиях, который является составной частью аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий.

Проверка взаимоотношений с бюджетом является для аудитора объектом особого внимания, так как его заключение, подтверждающее правильность расчетов и реальность задолженности, может быть принято налоговой инспекцией, а может быть и не принято - поставлено под сомнение. Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если ею будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов бюджета.

Эффективность аудиторской работы во многом зависит от знания методов проверки и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами.

Аудит расчетов с бюджетом является одним из сложных участков аудиторской проверки, хотя само налогообложение нельзя назвать объектом аудита как таковым. Более точно определить его в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» как аудит расчетов с бюджетом по соответствующим налогам.

Целью курсовой работы является ознакомление с методикой проведения аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

При проведении аудиторской проверки по налогам и сборам можно выделить 2 основные цели:

- установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций.

- подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.

Задачами проверки исчисления и уплаты НДС являются:

- полнота определения объектов налогообложения (реализация товаров, работ, услуг; передача товаров, работ, услуг для собственных нужд; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров в РФ);

- обоснованность определения места реализации товаров, работ, услуг для целей обложении НДС;

- соответствие операций, освобожденных от обложения НДС, перечням, установленным НК РФ;

- ведение раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и освобожденных от обложения НДС;

- правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам;

-правильность определения налоговой базы организацией, выступающей в качестве налогового агента;

- правильность применения налоговой ставки;

-соответствие операций, по которым применены ставки 0% и 10%, перечням, установленным НК РФ;

-соответствие составления счетов-фактур, ведения журналов учета, книг продаж и покупок порядку, установленному НК РФ;

- правильность применения налоговых вычетов (неприменение налоговых вычетов в отношении операций, не включаемых в объект налогообложения);

- подтвержденность налоговых вычетов установленными документами (счетами-фактурами, денежными документами);

- правильность заполнения налоговых деклараций, соответствие приведенных в них данных данным книг продажи покупок; а также данным учетных регистров;

- правильность определения суммы и своевременность уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений;

- правильность отражения в учете сумм начисленного и предъявленного к вычету НДС;

- своевременность и правильность отражения в учете сумм налога, зачтенных налоговым органом на уплату недоимок, пени, штрафных санкций и др.

Задачами при проверке исчисления налога на прибыль являются:

- последовательности применения учетной политики в отношении принятого метода определения доходов и расходов;

- установлении учетной политикой для целей налогообложения порядка ведения налогового учета;

- экономической оправданности и документальной подтвержденности расходов, принимаемых для целей налогообложения;

- соответствие установленному перечню расходов, не учтенных в целях налогообложения (не уменьшивших налоговую базу);

- последовательности применения учетной политики в отношении материальных расходов при списании сырья и материалов (по себестоимости единицы запасов, по средней себестоимости);

- соответствии расходов на оплату труда условиям трудовых, коллективных, гражданско-правовых договоров, требованиям законодательных и нормативных актов РФ;

- правильности начисления сумм амортизации по амортизируемому имуществу;

- своевременности и правильности определения доходов и расходов;

- правильности применения налоговой ставки

- соответствии отраженной в отчетности задолженности по налогу на прибыль данным учетных регистров и инвентаризации (сверки).

Задачами проверки и уплаты страховых взносов являются:

- полнота определения налоговой базы по страховым взносам;

- обоснованность не включения в налоговую базу сумм, не подлежащих налогообложению;

- обоснованность применения налоговых льгот по страховым взносам;

- правильность применения налоговой ставки и исчисления страховых взносов;

- правильность применения тарифов и исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

- обоснованность и правильность уменьшения страховых взносов в части, уплачиваемой в Фонд социального страхования РФ, на суммы производственных расходов, и в части, уплачиваемой в федеральный бюджет РФ, на суммы начисленных страховых взносов;

- своевременность и правильность уплаты страховых взносов;

- правильность заполнения налоговой декларации по страховым взносам и своевременность представления их в налоговый орган;

-своевременность представления отчета в Фонд социального страхования РФ и сведений в Пенсионный фонд РФ;

- ведение налогового учета сумм начисленных страховых взносов по каждому работнику;

- соответствие отраженной в отчетности задолженности по страховым взносам данным учетных регистров и инвентаризации (сверки).

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

При проведении аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам необходимо руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок учета и налогообложения и действующими в настоящее время.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:

1) Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за совершение налоговых правонарушений;

- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

2) Основным нормативно-правовым документом, определяющим порядок и правила организации бухгалтерского учета в Российской Федерации является Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями). В нем определены состав хозяйствующих субъектов обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность; правовые основы бухгалтерского учета; содержание, принципы и организацию бухгалтерского учета; порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

3) Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают порядок учета и оценки определенного объекта или совокупности объектов. ПБУ конкретизируют закон о бухгалтерском учете. В настоящее время при организации бухгалтерского учета необходимо руководствоваться следующими ПБУ:

- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Данным Положением установлен состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций.

- ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия», устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций.

- ПБУ 9/99 «Доходы организации». Данное Положение устанавливает, как должна формироваться в бухгалтерском учете информация о доходах коммерческих организаций, а также о доходах от предпринимательской и иной деятельности, полученных некоммерческими организациями (кроме бюджетных учреждений).

- ПБУ 10/99 «Расходы организации». Данным Положением установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, а также расходов по предпринимательской и иной деятельности некоммерческих организаций.

- ПБУ «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Данное Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений).

Применение ПБУ 18/02 позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Источники информации аудита расчетов по налогам и сборам, включает:

1) приказ об учетной политике организации;

Аудитор должен ознакомиться с методологией учета, а также с применяемым на предприятии методом определения выручки от реализации и налога на добавленную стоимость для целей налогообложения.

Порядок определения суммы выручки от реализации для целей налогообложения установлен главой 25 Налогового Кодекса [1]. Выручка от продаж может определяться для целей налогообложения двумя способами:

При методе начисления выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете в момент перехода права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) от продавца (исполнителя) к покупателю (заказчику).

При кассовом методе выручка от продаж отражается в учете по мере оплаты покупателями отгруженных товаров (т.е. в момент фактического поступления денежных средств или зачета взаимных требований).

Метод определения выручки по НДС установлен ст.167 Налогового Кодекса. Налогоплательщик вправе выбрать метод по отгрузке или по оплате. Выбранное решение отражается в учетной политике.

date image
2018-02-13 views image
1624

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Цель проверки расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами – это подтверждение достоверности бухгалтерской отчётности проверяемой организации в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и сборам и перед внебюджетными фондами по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию.

Во время проведения проверки расчетов по налогам, сборам и платежам аудиторы руководствуются Налоговым Кодексом РФ, инструкциями и методическими рекомендациями финансовых и налоговых органов, связанными с составлением налоговых деклараций, исчислением и уплатой отдельных налогов и сборов.

Источниками информации являются первичные учётные документы: счета – фактуры, книги покупок, книги продаж, расчётно – платёжные ведомости, лицевые счета, банковские выписки, платежные поручения, журналы – ордера, машинограммы по счетам 68, 69, 70, 76, 84, 90, 91, 99 и др., налоговые карточки, налоговые декларации и др.

В ходе аудиторской проверки аудитору необходимо проверить:

1) правильно ли исчислены налогооблагаемые базы,

2) правильно ли применены ставки налогов и платежей,

3) своевременно ли и полностью уплачены платежи в бюджет и во внебюджетные фонды,

4) правильно ли и обоснованно применены льготы,

5) правильно ли ведётся аналитический и синтетический учёт по счёту № 68 « Расчеты по налогам и сборам» и счёту № 69 « Расчёты по социальному страхованию и обеспечению»,

6) соответствуют ли записи аналитического и синтетического учёта записям в главной книге и балансе организации.

При аудите расчетов с бюджетом по НДС аудитор руководствуется главой 21 НК РФ, который устанавливает законодательные основы для расчёта и уплаты НДС. Учёт расчётов с бюджетом по НДС должен вестись на отдельном субсчете к счёту № 68. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммами НДС, полученными от покупателей, и суммами НДС, фактически уплаченными поставщикам за приобретённые (оприходованные) ТМЦ. Сумма НДС, полученная от покупателей от реализации продукции, товаров, работ, услуг и имущества учитывается по ДТ 90, 91, Кт 68. Суммы НДС, подлежащие уплате поставщикам, учитываются по Дт 19, а затем после получения выписки банка о фактической оплате счета поставшика, списываются в уменьшение задолженности Дт 68 Кт 19 .

При аудите расчетов по налогу на прибыль организаций аудитор руководствуется главой 25 НК РФ. Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в соответствии с НК РФ признаётся полученный доход, уменьшенный на величину обоснованных и документально подтверждённых расходов. В первую очередь прибыль используют на уплату налога на прибыль. Начисление налога на прибыль отражается бухгалтерской записью Дт 99 Кт 68. Использование прибыли на другие цели учитывается по Дт сч. 84 в корреспонденции с кредитом различных счетов.

Порядок налогообложения физических лиц установлен главой 23 НК РФ.

Налог на доходы удерживается с совокупного дохода физических лиц, исчисленного нарастающим итогом с начала года. В состав доходов включаются все виды основной и дополнительной заработной платы, доплаты, пособия, премии и другие выплаты, полученные как в денежной, так и в натуральной форме. Каждый работник имеет право на уменьшение совокупного дохода на суммы стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов для целей исчисления налога на доходы. При проверке аудитору необходимо удостовериться в правильности расчета совокупного дохода, а также в правильности и обоснованности применения льгот. Для проверки льгот необходимо проверить наличие документов: справок о составе семьи, с места работы, копии свидетельств о рождении, заявления работника и др. Для проверки суммы исчисленного налога на доходы используются документы: расчетно – платежные ведомости, лицевые счета, налоговые карточки, платежные поручения на уплату налога на доходы.




Порядок исчисления и уплаты платежей во внебюджетные фонды, т.е. ЕСН установлен главой 24 НК РФ. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения за исключением государственных пособий (временная нетрудоспособность, безработице, беременности и родам) и всех видов компенсационных выплат. Учет налоговой базы и сумм налога, относящегося к ней, ведется по каждому физическому лицу нарастающим итогом с начала года. Сумма налога исчисляется плательщиком отдельно в отношении каждого фонда по соответствующим ставкам: ПФ РФ – 20%, ФСС РФ – 2,9%, ФФОМС – 1,1%, ТФОМС – 2%. При проверке аудитору необходимо проверить правильность расчетов по исчислению платежей исходя из налоговой базы, ставки и своевременность уплаты. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца отдельными платежными поручениями в каждый фонд. Сумма платежей уменьшается на сумму произведенных организацией самостоятельно расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за больным ребенком. Расчёты о суммах начисленных и уплаченных авансовых платежей предоставляются в налоговый орган до 20 – го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, сопоставляет фактические ошибки с предельно допустимыми, делает выводы и корректирует при необходимости план проверки.

Контрольные вопросы:

1. Как определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет?

2. Назовите источники информации для проведения аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

3. Как определяется совокупный доход физических лиц?

4. Назовите источники информации для проведения аудита расчетов с внебюджетными фондами.

В качестве источников информации для проверки расчетов по налогам и сборам служат следующие документы:

1) первичные документы бухгалтерского учета;

2) регистры бухгалтерского учета;

4) расчеты, справки, сведения;

5) договоры с контрагентами;

6) протоколы решений общего собрания учредителей, акционеров;

7) протоколы решений совета директоров;

8) приказы исполнительной дирекции;

9) учетная политика организации в целях налогообложения;

10) другие, например, первичные налоговые документы, реги­стры налогового учета, налоговые расчеты, декларации по налогам.

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. В качестве направлений проверки можно выделить следующие проверки начисления и уплаты налогов:

Для составления плана и программы проверки аудитору необхо­димо получить ответы на следующие вопросы, касающиеся тех налогов и сборов, обязанность по которым возникает у проверяемого экономического субъекта, а именно:

1) Кто отвечает за налоги и сборы на проверяемом экономиче­ском субъекте?

2) Имеется ли утвержденная приказом учетная политика в об­ласти налогообложения?

3) Имеется ли приказ о назначении ответственного за расчеты по налогам и сборам?

4) Какое подразделение отвечает за расчеты по налогам и сборам?

5) Компьютеризирован ли учет по расчетам по налогам и сборам?

6) Какие федеральные налоги должен платить проверяемый эконо­мический субъект?

7) Какие региональные налоги должен платить проверяемый эконо­мический субъект?

8) Какие местные налоги должен платить проверяемый экономиче­ский субъект?

9) Какие сборы должен платить проверяемый экономический субъ­ект?

10) Когда наступает обязанность по уплате налога и (или) сбора?

11) Когда исполнена обязанность по уплате налога и (или) сбора?

12) Что является объектом по уплате налога и (или) сбора?

13) Каков состав налоговой базы по налогу и (или) сбору?

14) Каков налоговый период налога и (или) сбора?

15) Каковы налоговые ставки налога и (или) сбора?

16) Каков порядок исчисления налога и (или) сбора?

17) Каков порядок уплаты налога и (или) сбора?

18) Какие сроки уплаты налога и (или) сбора?

19) Какие налоговые льготы имеются у проверяемого экономи­ческого субъекта?

20) Какие имеются основания для использования льгот по на­логам и (или) сборам у проверяемого экономического субъекта?

21) Имеется ли налоговое освобождение у проверяемого эконо­мического субъекта?

22) Имеется ли отсрочка у проверяемого экономического субъекта?

23) Имеется ли рассрочка у проверяемого экономического субъекта?

24) Имеется ли налоговый кредит у проверяемого экономиче­ского субъекта?

1) Имеется ли инвестиционный налоговый кредит у проверяе­мого экономического субъекта?

В общем случае по результатам опроса у аудитора оказываются сформированными план и программа проведения проверки расчетов по налогам и сборам и намечается состав аудиторских процедур.

Планом счетов бухгалтерского учета для учета расчетов по нало­гам и сборам предусмотрен счет 68 «Учет расчетов по налогам и сбо­рам».


К счету 68 «Учет расчетов по налогам и сбо­рам» открываются субсчета, соответствующие различным налогам, плательщиком которых (или налоговым агентом по кото­рым) является организация.

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности расчетов по налогам и сборам аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с феде­ральным правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательст­ва».

При проверке учета расчетов по налогам и сборам аудитор мо­жет применять следующие способы получения доказательств:

· пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица);

Инспектирование представляет собой проверку записей и доку­ментов при проверке учета и отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором про­цесса или процедуры, выполняемой другими лицами по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо вы­полнение аудитором самостоятельных расчетов по налогам и сборам.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете операций, выявление причин таких ошибок и искажений по расчетам с бюд­жетом и внебюджетными фондами.

На проверяемом экономическом субъекте могут быть обнаруже­ны различные упущения, ошибки при организации учета расчетов по налогам и сборам, например:

1) не определен ответственный за ведение учета по налогам и сборам;

2) отсутствует утвержденная приказом учетная политика в об­ласти налогообложения;

3) не определено подразделение, которое отвечает за расчеты по налогам и сборам;

4) отсутствует утвержденный перечень федеральных, региональ­ных и местных налогов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект;

5) отсутствует утвержденный перечень сборов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект;

6) ответственные за учет расчетов по налогам и сборам сотруд­ники проверяемого экономического субъекта некомпетентны в во­просах наступления и исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;

7) не соблюдается порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;

8) не соблюдаются сроки уплаты налога и сбора;

9) налоговые льготы используются безосновательно.

АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Этот объект проверки имеет особое значение, поскольку определяет полноту выполнения обязательств хозяйствующего субъекта перед государством.

По каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами аудитор должен проверить:

• состояние внутреннего контроля этих расчетов (путем тестирования);

• правильность определения налогооблагаемой базы (с помощью таких приемов контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров учета);

• правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);

• правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения особенностей организации и т.д.);

• правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам (путем прослеживания, изучения первичных документов, пересчета арифметических данных);

• полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности (путем проверки платежных документов, налоговых расчетов и т.д.);

• правильность оформления первичных платежно-расчетных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (путем сканирования, сверки данных различных регистров учета).

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются расчетные ведомости по начислению заработной платы, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 68, 69, 70, 76, 84, 90, 91, 99 и др., Главная книга, Баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам и пр.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудитор должен помнить, что налогооблагаемая база, ставки и другие параметры начисления налогов в предыдущем периоде могли меняться, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными материалами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.

Учитывая нестабильность налогового законодательства РФ, аудитор еще на стадии предварительного этапа аудиторской проверки должен выяснить, какие налоги должен платить аудируемый объект, насколько полно он выполняет свои обязательства и какими нормативными документами пользуется при расчете налогов.

Полезно также ознакомиться с результатами предыдущих налоговых проверок предприятия налоговыми органами. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

Детальной проверки требуют расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, НДС, акцизам, налогам с продаж, налогу на доходы физических лиц, налогам, сборам во внебюджетные государственные фонды. Именно на долю этих налогов приходится основная масса платежей предприятия в бюджет, а также нарушений налогового законодательства и обусловленных этими нарушениями финансовых санкций (штрафов, пеней и др.). Если предприятие является участником внешнеэкономической деятельности, то углубленному анализу должно быть подвергнуто и налогообложение экспортно-импортных операций.

Аудитору следует помнить, что учет расчетов с бюджетом по налогам ведется на счете 68 «Расчеты с бюджетом»; по сборам во внебюджетные фонды (социальное страхование, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования) осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет организуется по каждому налогу и сбору на соответствующих субсчетах указанных счетов.

Поскольку налогооблагаемая база для косвенных налогов (акцизов и НДС) связана с оценкой реализации продукции, то при аудите косвенных налогов проверяющий опирается на данные проверки учета реализации продукции.

Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли предприятия, заработной платы персонала).

В соответствии с действующим налоговым законодательством учет реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения может осуществляться одним из двух методов: по начислению или кассовым методом. Доходы от внереализационных операций подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления (признания) независимо от поступления денежных средств. Расходы по этим операциям учитываются для целей налогообложения, как правило, при условии фактической оплаты.

В заключение аудитор должен установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 и 69 с данными синтетического учета в Главной книге и в отчетности.

При проведении налоговых расчетов выявляются следующие типичные ошибки:

• неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

• неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии указания на него в расчетно-платежных документах отдельной строкой.

Выявленные в ходе проверки нарушения регистрируются в рабочей документации аудитора.

Налогооблагаемой базой для расчета сборов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц является фонд начисленной заработной платы. При проверке правильности учета этих налогов необходимо, во-первых, проверить правильность учета заработной платы и выделения той ее части, которая облагается соответствующими начислениями. Аудитор руководствуется правилом, что начисления на заработную плату проводятся по всем основаниям, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, используемой для расчета пенсий, выплат отпускных пособий и больничного листа.

При аудите начисления сборов во внебюджетные фонды аудитор учитывает формы договора, заключенного с физическим лицом и как следствие – те социальные гарантии, за предоставление которых организация несет ответственность. Например, выплаты по договору подряда не учитываются при определении базы для начислений в фонд социального страхования.

С введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организации» учет расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), должен обеспечиваться системой налогового учета организации.

Основным источником информации являются налоговая декларация и регистры налогового учета.

При проверке аудитору следует учитывать наличие различий между правилами бухгалтерского и налогового учета. В этой связи основными источниками информации на данном этапе проверки являются аналитические регистры учета.

Перечень расходов, связанных с производством и реализацией, определен ст. 253 Налогового кодекса РФ. К данным расходам относятся расходы, связанные с изготовлением, производством, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на их поддержание в исправном состоянии; расходы на освоение природных ресурсов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, обязательное и добровольное страхование, прочие расходы.

Проверяя расходы, связанные с производством и реализацией, аудитор должен знать, какие расходы учитываются для целей налогообложения, а какие не принимают участия в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Кроме перечисленных, к прочим расходам относятся суммы налогов и сборов, начисленные в соответствии с законодательством РФ; расходы на сертификацию продукции и услуг; расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; расходы на оплату услуг по охране имущества; расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ; расходы на канцелярские товары; расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты и информационных систем; расходы на текущие исследования конъюнктуры рынка и другие расходы.

Определенная группа расходов, которая связана с производством и реализацией продукции (работ, услуг), учитывается при налогообложении в пределах установленных законодательством норм и условий. Такие ограничения действуют в отношении командировочных и представительских расходов, некоторых видов расходов на рекламу, расходов работодателей по договорам долгосрочного страхования жизни работников, по пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению, а также расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.

Расходы на подготовку и переподготовку кадров учитываются для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:

а) услуги должны оказываться российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию;

б) подготовку, переподготовку проходят работники, которые числятся в штате организации;

в) программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации работника и соответствует деятельности организации.

В ходе аудита особого внимания заслуживают расходы предприятия, которые в соответствии со ст. 270 Налогового кодекса не учитываются для целей налогообложения. К ним относятся расходы, связанные с приобретением и созданием амортизируемого имущества; материальная помощь, премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения; оплата дополнительно предоставляемых (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам; надбавки к пенсиям; единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда; расходы, связанные с организацией развлечений, отдыха, лечения сотрудников; платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, и некоторые другие расходы.

По итогам проверки аудитор формулирует выводы о качестве организации налогового учета расходов, связанных с производством, реализацией продукции (работ, услуг); соблюдении норм налогового законодательства в части определения расходов, участвующих в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

При проведении налоговых расчетов выявляются следующие типичные ошибки:

• неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

• ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.);

• нарушение сроков платежей по налогам.

1. Задачи аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

2. Тестирование средств внутреннего контроля при аудите расчетных операций с бюджетом и внебюджетными фондами.

3. Аудит системы бухгалтерского учета расчетов с бюджетом.

4. Оценка и факторы внутрихозяйственного риска при аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

5. Аудиторские процедуры при аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

6. Аудит платежей налога на добавленную стоимость.

7. Аудит платежей налога на прибыль.

8. Аудит платежей в государственный пенсионный фонд.

1. При проверке правильности расчета налога на прибыль основным источником информации являются:

а) данные отчета о прибылях и убытках;

б) регистры налогового учета;

в) регистры бухгалтерского учета.

2. Учет расчетов по уплате налогов ведется на счете:

3. При проверке правильности начислений в государственные внебюджетные фонды аудитор использует в качестве базы для пересчета начислений:

а) общую величину фонда оплаты труда;

б) общую величину фонда оплаты труда за минусом сумм, выплачиваемых за счет чистой прибыли организации;

в) только ту часть фонда оплаты труда, которая является базой для начислений.

4. Для проверки правильности уплаты косвенных налогов аудитор должен изучить данные, характеризующие:

а) величину имущества организации;

б) реализацию продукции (работ, услуг);

в) величину расходов на оплату труда.

5. В учетной политике организации выбран метод начисления налога на добавленную стоимость по оплате. В этом случае сумма налога на добавленную стоимость с реализованной, но не оплаченной покупателем продукции в бухгалтерском учете:

а) не учитывается;

б) отражается на счете 68;

в) отражается на счете 76.

6. При проверке правильности начислений в государственные внебюджетные фонды аудитор учитывает:

а) форму договора, заключенного с работником;

б) срок договора, заключенного с работником;

в) трудовые функции работника, предусмотренные договором.

7. Из перечисленных ниже налогов к косвенным относятся:

а) налог на прибыль;

б) налог на добавленную стоимость;

б) налог на имущество.

8. Для исчисления налога на прибыль установлены нормативы для включения в расходы:

а) всех расходов на рекламу;

б) некоторых видов расходов на рекламу;

в) расходов на рекламу в прессе, радио– и телевещании.

9. Какие из перечисленных видов расходов принимаются для исчисления прибыли в полном объеме:

а) сумма компенсации за неиспользованный отпуск;

б) сумма компенсации командировочных расходов;

в) сумма компенсации за использование личных легковых автомобилей.

10. Суммы выплаченной работнику материальной помощи при расчете налога на прибыль организации:

а) учитываются в полном объеме;

б) учитываются в пределах установленного норматива;

Читайте также: