Налоги и налоговая политика государства в условиях интернет технологий

Опубликовано: 30.04.2024

Rawpixel / Depositphotos.com

Целью программы "Цифровая экономика в РФ", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, является создание такой экосистемы, где данные в цифровой форме будут являться ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, и где будет обеспечено эффективное взаимодействие между гражданами, бизнесом и государством.

Участники круглого стола, который прошел в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, обсудили необходимость разработки налоговых льгот на электронную торговлю, особенности налогообложения этой сферы, а также упрощение и ускорение отдельных административных процедур.

Проблемы налогового законодательства в цифровой экономике в России

По мнению ведущего научного сотрудника отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Юрия Трунцевского, необходимо принять новые правила налогообложения операций, совершаемых в Интернете, которые бы соответствовали современной мировой экономике и охватывали существующие бизнес-модели и бизнес-услуги. Эксперт считает, что в настоящее время реализация товаров, работ и услуг через Интернет позволяет управлять бизнесом с минимальными налоговыми затратами и без географических ограничений, как это делают транснациональные корпорации, открывая дочерние компании в странах, предоставляющих нерезидентам возможность уменьшить их налоговые платежи путем ведения бизнеса в них. В качестве примера он привел американскую компанию, оказывающую услуги такси и доставки продуктов через мобильное приложение, которая выплачивает роялти в размере 0% в Нидерландах. Интернет предоставляет компаниям возможность быть мобильными и не арендовать помещения, а предоставлять услуги сразу после заказа с мобильного приложения. Но при этом появляется сложность определения местонахождения получателя услуг в электронной форме и место реализации услуги, если например, сервер, к которому предоставляется доступ, располагается в юрисдикции третьего государства. Поэтому эксперты сходятся во мнении, что необходимо найти набор общих правил, который будет учитывать особенности цифровой экономики.

Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала план мероприятий по противодействию размыванию и выводу прибыли из налогообложения – Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting, в рамках которого в марте 2018 года ОЭСР сделала несколько предложений:

  • доходы, получаемые в пределах Европейского Союза, с услуг в электронной форме будут облагаться налогом в том государстве, в котором компания имеет официальный сайт, другими словами, постоянное виртуальное представительство. Отсюда и возник термин –цифровое присутствие, который сейчас активно входит в оборот;
  • необходимо ввести налог в размере 3% с продажи интернет-рекламы и за предоставление доступа к цифровым платформам. При этом налог необходимо будет оплачивать по местонахождению пользователя.

Напомним, что созданы условия для обмена налоговой информацией между налоговыми органами РФ и ОЭСР, подписавшими Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 г. (ратифицирована на основе Федерального закона от 4 ноября 2014 г. № 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам"). Россия активно участвует в рабочих программах ОЭСР, и указанный план мероприятий в сфере налогообложения носит рекомендательный характер для России.

Юрий Трунцевский отметил, что вступившая в силу с 1 января 2017 года ст. 174.2 Налогового кодекса стала попыткой обложить налогами существующие виды услуг, однако не затронула российские компании и ИП, оказывающих услуги в Интернете, так как в указанной статье закреплены особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме. Напомним, что налоговая база для них определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации, а сумма налога считается как процентная доля налоговой базы, соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25% (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).

"В первую очередь необходимо определиться с терминологией для решения налоговых проблем, появляющихся с развитием цифровой экономики", – считает руководитель отдела юридического и налогового консалтинга Аудиторской компании ЗАО "ЦБА" Федор Гудков. Эксперт отмечает, что передаваемые информационные данные с помощью средств вычислительной техники не являются принадлежностью информационно-телекоммуникационной сети, а значит, находятся за рамками определения и регулирования. Важно отметить, что информация не является самостоятельным объектом гражданского права (ст. 128 Гражданского кодекса). Однако, исходя из смысла ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно сделать обратный вывод, и отнести информацию к объектам гражданским прав, и следовательно, она может быть объектом налогообложения. Федор Гудков описал несколько спорных примеров, указывая, почему так важно разобраться в квалификации оказываемых цифровых услуг.

Пример № 1. Если рассматривать сайт как продукт компьютерной программы, то в зависимости от того, будет отнесен просмотр сайта к получению услуги или информации, последует необходимость уплаты налогов, в частности НДС за получение услуги. Напомним, что обложению НДС не подлежит передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ), при условии, что владелец сайта предоставил лицензию для использования программного продукта путем просмотра страницы сайта. Если же предоставление доступа к информации, которая содержится на странице сайта, отнести к услуге, то владельцу сайта необходимо уплачивать НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Пример № 2. Организация заключила договор с иностранным поставщиком услуг о предоставлении доступа к платформе в Интернете, с помощью которой они проводят вебинары. С точки зрения налогообложения возникает вопрос: организация купила услугу по обучению, приобрела лицензию на использование сайта или получила услуги связи таким образом? Владелец платформы – иностранный субъект, соответственно, также необходимо определить место оказания услуги, и место ее реализации. К примеру, владелец платформы – компания из США, получатель услуги – компания из России, а вебинары будут проходить на платформе, зарегистрированной на сайте третьего государства.

Пример № 3. Аналогичная ситуация и с интернет-банкингом: его нужно относить к услуге по управлению счетами или к предоставлению лицензии на использование программного продукта, позволяющего этими счетами управлять? В случае признания управление счетами услугой, необходимо будет платить НДС, а во втором случае, если предоставлена лицензия, то нет.

Федор Гудков считает, что на данный момент также затруднительно проверить подлинность субъекта, чьим имуществом пользуются, с вытекающей отсюда проблемой определения места оказания услуг достоверно и точно, и, соответственно, невозможностью точно определить, какие действия выполнялись с использованием сети.

Дело осложняется тем, что услуги, оказываемые в Интернете, как правило, носят комплексный характер, и имеют сразу несколько результатов и одну оплату. В результате мультипредметный договор не разграничен по стоимости каждой услуги и условиями налогообложения по каждой из них, соответственно, должны быть применены разные правила налогообложения. Следовательно, в целях налогообложения необходимо разделить эту стоимость договора на количество услуг и цену каждой из них. Правда, если исходить из подхода, в соответствии с которым для разных видов услуг будут применяться различные условия налогообложения, то, по мнению Федора Гудкова, налоговые органы и граждане просто запутаются в формах отчетности и суммах, которые будут полежать уплате. В связи с этим эксперт предлагает ввести дифференцированное налогообложение по видам услуг, оказываемых в сети. Он также предлагает расширить классификацию этих услуг по общим родовым признакам, разделив их условно на три большие группы:

  • услуги по предоставлению пользования цифровых платформ, коммуникационных приложений и т. д. как услуги связи;
  • услуги по дистанционному использованию аппаратных средств пользователей;
  • услуги лицензионного типа.

Предложения об изменении законодательства, направленные на создание стимулов для субъектов цифровой экономики

Эксперты считают, что в условиях активной цифровизации экономики одной из первостепенных задач для поддержания конкурентоспособности российской налоговой системы в мире является разработка качественных и эффективных мер стимулирования, направленных на поддержку российских компаний, которые развивают и реализуют цифровые услуги, электронные услуги, а также разрабатывают программное обеспечение в России. По мнению менеджера налоговой и таможенной практики офиса Dentos в Москве Яны Бутримович, необходимо ввести налоговый вычет для частных инвесторов, вкладывающих свои средства в высокотехнологичные компании на начальных уровнях развития, то есть в стартапы. Для этого она предложила принять закон, который будет включать положения по уменьшению НДФЛ, уплачиваемый инвесторами, на сумму произведенных инвестиций, но не более 50% от этой суммы и с определенным ограничением по верхнему порогу.

Кроме этого, планируется предусмотреть уменьшение минимального срока владения акциями (долями) высокотехнологичной компании с пяти до двух лет, необходимый для освобождения от НДФЛ инвестиционного дохода, полученного компанией в результате продажи акций (п. 18 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Целью предложения является кратное увеличение высокоэффективных инвестиций в перспективные технологичные компании на начальных уровнях развития. По оценкам экспертов, это поможет увеличить доходность инвестиций до 19%. А без уменьшения НДФЛ после пяти лет владения акциями доходность окажется отрицательной (–1,4%, а после двух лет –0,2%).

От эксперта также поступило предложение по оптимизации обложения НДС в условиях цифровой экономики и установлению более преференциальных условий для компаний, которые развивают и реализуют электронные услуги, IT-услуги и программное обеспечение. Инициатива предусматривает прежде всего введение освобождения от НДС налогоплательщика, который реализует на территории РФ программное обеспечение. И в то же время она считает нужным закрепить возможность отказаться от этой льготы, если она является для налогоплательщика бременем, и он не может вычесть входящий НДС по товарам и услугам, необходимым для реализации этих услуг. Кроме этого, при экспорте электронных услуг, по мнению эксперта, существует определенная дискриминация. Для далеких от цифровой экономики компаний, которые экспортируют товары, например, табуретки, производство этих табуреток обходится дешевле, чем для другой организации, которая экспортирует высокотехнологичные электронные или IT-услуги, поскольку при экспорте товаров ставка НДС определяется как 0% (п. 1 ст. 164 НК РФ), и компания может вычесть входящий НДС, необходимый для производства этих товаров, а высокотехнологическая компания должна будет заплатить до 18%. Если при экспорте услуг Россия не является местом реализации этих услуг, то тогда такая реализация не будет объектом обложения НДС, и соответственно, входящий НДС для такой компании становится бременем.

Налоговое резидентство физических лиц: новые правила

Очевидно, что цифровая экономика стремительно развивается, а бизнес становится трансграничным. Это позволяет ему извлекать прибыль с помощью Интернета, не имея отдельного офиса, а предлагая свои услуги через мобильное приложение. Мировая конкуренция в силу высокой мобильности человеческих ресурсов и бизнеса смещается в сторону конкуренции за людей, за их умения и навыки, и понятно, что высококвалифицированные специалисты, в том числе владельцы бизнеса, могут работать практически в любой точке мира. Поэтому эксперты считают, что в российском законодательстве должен быть пересмотрен принцип определения налогового резидентства физических лиц, который в настоящее время определен количеством дней – 183, проведенных на территории России (п. 2 ст. 207 НК РФ), так как он уже не соответствует современным экономическим реалиям. Однако, эксперты не сошлись во мнении, в какую сторону необходимо изменять количество дней для признания лица резидентом: увеличения или уменьшения, однако, на текущий момент правила определения налогового резидентства не способствует привлечению таких лиц в российскую юрисдикцию. Соответственно, по мнению экспертов, необходимо принять такие меры, чтобы высококвалифицированные специалисты из России проводили больше времени здесь. Кроме того, именно местонахождение получателя услуг сейчас влияет на налогообложение организаций.

В свою очередь эксперты, являющиеся инициаторами изменений в системе налогообложения в России, выражают надежду, что проблемы бизнеса будут приняты во внимание в первую очередь при разработке и принятии именно тех решений, которые будут выгодны и просты для предпринимательства.

7.2. налоги и налоговая политика государства в условиях интернет-технологий

Как отмечалось в предыдущей главе, постепенно происходит перемещение многих функций государства, связанных со взиманием налогов, в онлайновый режим. Сами государственные службы способствуют этому, поскольку такие формы сотрудничества имеют целый ряд преимуществ. Так, например, правительственные органы США и Канады гарантируют, что все, кому полагаются налоговые возвраты, получат их в течение двух недель при условии, что необходимые документы были заполнены в электронном виде. Правительственные органы Великобритании предлагают компаниям вознаграждение в размере 50 фунтов стерлингов, если они оформляют возврат по НДС в электронном виде, и еще такую же сумму, если они оформят налог на фонд заработной платы таким же образом, а физические лица получают скидку в размере 10 фунтов стерлингов, если они в электронном виде предоставляют документацию по подоходному налогу. Конечно, это поднимает вопрос о социальном неравенстве, основанном на различной степени доступа в Интернет, а значит, об увеличении степени дискриминации налоговой системы в результате использования Сети в этой области, но, абстрагируясь от оценочных суждений, следует признать, что такой процесс идет достаточно быстро, а значит, необходимо по возможности максимально учитывать его последствия.

Быстрое развитие электронных форм обмена порождает много вопросов в отношении налогов и налоговой политики государства. Прежде всего отметим, что электронная коммерция может вызвать искажение налоговой базы. Налоги на потребителя применяются в соответствии с законодательством отдельной страны, в то время как электронная коммерция осложняет возможности применения национального налогового законодательства. Если мы, например, рассмотрим НДС, особенно в случае его применения в сегменте В2С, может сложиться ситуация, когда поставщик, ответственньгй за сбор налогов на потребителя, не будет в состоянии точно определить местонахождение потребителя. Поставщик также может оказаться в зоне юрисдикции фискальных властей той страны, где осуществляется потребление. Видимо, в перспективе государственным органам предстоит заняться решением этих вопросов, тем более что потенциально Интернет чисто технически облегчает доступ к информации относительно налогов и их сбора.

Бурный рост всех форм электронной коммерции модифицирует те принципы, на которых строятся отношения в налоговой сфере в традиционной оффлайновой экономике. В первую очередь мы рассмотрим влияние существующих налогов на интенсивность и направление сделок через Интернет, а затем затронем вопросы возможного изменения налоговых норм с учетом тех требований, которые диктуют новые формы ведения бизнеса.

Существующая в развитых странах система налогообложения оказывает влияние на электронную коммерцию. Вопрос об этом влиянии не столь часто исследуется в научной экономической литературе, посвященной проблемам онлайнового бизнеса, уступая место вопросам ценообразования и доступа к информационному пространству. Тем не менее исследования, проводимые в этой области, показывают, что продажи через Интернет оказываются чрезвычайно чувствительными к налогам, причем это справедливо как для отдельных регионов, так и для отдельных государств. Налоговая эластичность электронной коммерции достаточно высока. Для того чтобы исследовать это влияние, используют показатель относительных цен в оффлайновом и онлайновом секторах экономики —

где t — налог с продаж; А; — цена в розничном магазине; Р1 — цена в онлайновом секторе.

Чем выше данный показатель, тем в большей степени индивид будет склонен совершать онлайновые покупки, которые в основном освобождаются от налогов с продаж.

Если дальше продолжить рассуждения о возможной модификации налоговой системы в духе Рамсея (при оптимальном налогообложении физический объем производства/продаж каждого из товаров сокращается в одинаковой пропорции), то следовало бы приблизить налоговые правила в отношении электронных сделок к тем, которые существуют для оффлайновых аналогов. Это и предлагают сделать многие экономисты, аргументируя свои рассуждения необходимостью дополнительных поступлений в бюджет, которые в случае действующих в отношении сетевых сделок правил исключаются из потенциального дохода государства. Но, как показывают исследования, применение существующих налоговых ставок к продаже через Интернет сократит количество онлайновых покупателей на 20—25\%, а онлайновые расходы — на 25—30\%'. Мы видим существенное сокращение активности в Сети, в то время как влияние сетевых сделок на поступления в бюджет может оказаться незначительным, поскольку на настоящий момент электронная коммерция не играет такой значительной роли, когда можно было бы говорить о решающем ее влиянии на доходные статьи бюджета.

Таким образом, подобные действия могут резко затормо

1 Goolsbee A. In a World without Borders: the Impact of Taxes on Internet Commerce / A. Gooisbee. NBER Working Papers. Working Paper 6863.

зить развитие электронной коммерции, которое сейчас идет достаточно динамично.

Есть и другие аргументы против применения обычного налогового законодательства к электронным сделкам. Это и сложность взимания налогов, связанная с трудностями контроля за сетевыми сделками; и неопределенность, связанная с электронными сделками, когда потребитель удален от реального товара, а в таких условиях низкие налоги или полное их отсутствие могут стать тем решающим фактором, который необходим для принятия решения о заключении сетевой сделки, и т. д.

Поэтому пока вариант налоговой политики в отношении элекгронной коммерции, основанной на обычно применяемом налоговом законодательстве, не выглядит наиболее удачным.

Тем не менее в отношении налогообложения сделок в области электронной коммерции не существует не только какой-то более-менее отработанной практики с учетом специфики подобных сделок, но нет даже теории налогообложения в данной области. В связи с этим по-прежнему основной остается идея о том, что для электронного бизнеса следует применять все те принципы и положения, которые применимы для неэлектронного сектора экономики. Пока таким же остается подход Международной налоговой ассоциации (International Fiscal Association — IFA), которая занимается вопросами электронного налогообложения в сотрудничестве с ОЭСР.

Что касается влияния новых технологий на торговую политику, то в связи со стиранием торговых границ возникает вопрос о применимости национального тарифного законодательства в отношении товаров, становящихся предметом электронной коммерции. Этими вопросами уже занимается ВТО. К электронной торговле применяются те же основные принципы, что и к оффлайновой торговле. Члены ВТО в мае 1998 г. пришли к соглашению о введении временного моратория на таможенные сборы в отношении электронных сделок. Такая мера связана в том числе и со сложностями однозначного решения данной проблемы, которая тем не менее находится на рассмотрении соответствующих органов.

Налогообложение виртуального сектора ставит перед его разработчиками ряд проблем.

Во-первых, продавец может не знать статуса покупателя, а именно: является покупатель резидентом или нерезидентом, юридическим или физическим лицом и т.п.

Во-вторых, очень часто бывает сложно определить, где находится место реализации товара, то есть каким образом определить налоги, взимаемые по месту деятельности. Иногда случаются серьезные затруднения при выяснении того, что было поставлено: товар или услуга (например, в случае поставки программного обеспечения в цифровой форме), ведь при этом могут действовать разные налоги в отношении товаров и услуг.

В-третьих, возникает серьезная проблема признания сделок через Интернет недействительными, если покупатель отказывается принять товар, и в данном случае опять же могут возникать, помимо прочих, проблемы налогового характера.

В-четвертых, компания иногда использует серверы, расположенные в других государствах, чтобы уйти от части налогов, но деятельность таких серверов может быть расценена как деятельность постоянного представительства, и компания столкнется с необходимостью уплатить налоги по полной схеме. В связи с этим возникает двойная проблема: для государства — заставить компанию уплатить все налоги, для компании — реально представлять себе объем налоговых платежей.

Специалист из МВФ В. Танци называет восемь «фискальных термитов», разъедающих основания налоговой системы страны:

оффшорные финансовые центры;

деривативы и хеджевые фонды;

неспособность облагать налогом финансовый капитал; растущая зарубежная деятельность индивидов, включая инвестирование сбережений за границу; покупки иностранцев за границей '. Таким образом, он рассматривает электронную коммерцию

1 Tanzi V. Globalization^ Technological Developments, and the Work of Fiscal Termites/V. Tanzi. IMFWorking Paper00/181 Wasliirgton International Monetary

и электронные деньги в качестве двух первых «фискальных термитов». Посредством электронной коммерции правительство в перспективе может терять все большую и большую часть налоговых поступлений, что связано как с виртуализацией трансакций, так и с появлением нарастающего количества товаров, которые могут передаваться в цифровом виде, а это, безусловно, затрудняет определение субъекта налогообложения и контроль за осуществлением налоговых процессов. Электронные деньги усиливают это явление: не поддающиеся аудиторской проверке денежные электронные потоки ставят под вопрос возможность адекватного учета НДС и подоходного налога. Косвенным образом электронные процессы усиливают и формирование офшорных финансовых компаний, которые, в свою очередь, также способствуют утечке налоговых поступлений. В глобальном экономическом сообществе, сформировавшемся под воздействием информационных технологий, становится вообще достаточно проблематично осуществлять эффективное налогообложение, поскольку факторы производства, прежде всего капитал, приобретают огромную мобильность и возможности перелива.

Чтобы преодолеть эти проблемы, В. Танци предлагает вести постоянный мониторинг электронной коммерции и электронных денег, вводить специальные налоги («битовые налоги» — bit taxes, налоги Тобина — Tobin taxes) наиностранные трансакции и применять другие аналогичные меры.

Налоги Тобина получили свое название по имени их автора. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Дж. То-бин в 1972 г. выступил с предложением облагать налогом в размере 0,1\% все краткосрочные финансовые операции, включая операции по обмену валюты, что, по его мнению, сделает невыгодными краткосрочные валютные спекуляции, ограничит краткосрочный перелив капитала, стабилизирует обменные курсы валют и будет приносить доход более 150 млрд. долл. ежегодно1. Хотя идея налога Тобина выглядит достаточно заманчивой, на практике ее реализация сталкивается с целым рядом трудностей:

1 Tobin J. A Proposal for International Monetary Reform / J. Tobin. Eastern Economic Journal. 1978. V. 4. P. 153-159.

до тех пор, пока такой налог не будет принят во всех странах, налог Тобина не может быть эффективен, поскольку валютная торговля переместится в те страны и регионы, где не введен этот налог; кроме того, ставится под сомнение возможность достижения поставленной цели стабилизации финансовых потоков через введение налога Тобина: зачастую те, кто осуществляет долгосрочные прямые инвестиции в экономику какой-то страны, являются и активным действующим лицом на рынках капитала этой страны, и налог не сможет полностью снять активность в области краткосрочных финансовых потоков.

В целом в развитых странах существует настрой против введения новых налогов на Интернет-сделки, особенно в США, но возможно более четко рассмотреть пути налогового регулирования электронной коммерции в рамках действующего налогового законодательства.

Кроме того, необходимо увеличить степень координации действий различных стран в этом вопросе. Этого же требует и налогообложение доходов на капитал. Повышение таких налогов, при прочих равных условиях, приводит к сокращению притока в страну реального капитала, страна сталкивается с сокращением инвестиций и ростом показателей безработицы. Поэтому возможно начало разрушительного соревнования по снижению таких налогов, которое в итоге приведет к сокращению поступлений в бюджет и обострению в связи с этим социальных проблем. Отсюда вытекает необходимость гармонизации налогов на капитал и налогов на доходы в глобальном масштабе.

Иногда выдвигается предложение о введении так называемых «глобальных налогов» в отношении отдельных благ, то есть таких налогов, которые были бы едины для всех. Очевидно, они должны взиматься в отношении таких товаров, производство и потребление которых относительно однородно по странам и регионам. Американский экономист Дж. Робертсон среди возможных «глобальных налогов» выделяет следующие:

налоги и сборы на использование международных ресурсов, таких, как океаническое рыболовство, добыча на материковом шельфе, освоение морских, воздушных просторов и открытого космоса, использование электромагнитного поля;

налоги и сборы на деятельность, загрязняющую и разрушающую окружающую среду, а именно: различные формы водного и воздушного загрязнения; налог на военные расходы и торговлю оружием; более унифицированные налоги в отношении сделок в рамках мировой торговли;

унифицированный налог на международные сделки по

обмену валютой1. На сегодняшний день уже выдвинут ряд международных инициатив в плане модификации налоговых систем различных стран с учетом требований глобального мирового экономического и социально-политического пространства. Данные вопросы рассматриваются странами ОЭСР, в рамках Европейского Союза, отдельными странами и группами стран. Очевидно, что такая деятельность должна в перспективе стать не только более координированной, но и более конструктивной. В своей работе «Нужна ли мировому сообществу всемирная налоговая организация» В. Танци даже ставит вопрос о возможности создания специальной всемирной налоговой организации, которая разрабатывала бы подобные вопросы и координировала выполнение принятых решений2. Появились сторонники так называемого «глобального управления» (global governance) — глобального сотрудничества частных и общественных организаций, которые, хотя и призывают не путать его с «глобальным правительством» (global government), предполагающим наличие формализованного наднационального органа управления, тем не менее не отрицают возможность создания суверенных централизованных институтов мирового уровня, подобно таким, которые представляют из себя ВТО, Мировой Банк, МВФ и т.п.3

1 Robertson J. The New Economics ofSustamable Development AErieling for Policy Makers. P. 120-121.

* Tanzi V. Does the World Need a World Tax Organization? / V. Tanzi. The Eranomks of Globalization; A Razn, E Sadka, eds. — Cambridge and New York: Cmbridge University Press, 1999. — P. 173—186.

3 Axtmann R Between Polycentricity and Globalization: Democratic Governance in Europe / R. Axtmann. Balancing Democracy; R. Axtmann, ed. — London; New York: Continuum, 2001. — P. 41.

Электронные деньги (e-money) Дезинтермедиация (disintermidiation) Интернет-банкинг (internet-banking) «Фискальные термиты» (Fiscal Termites) Битовые налоги, налоги Тобина (bit taxes,Tobin taxes) Глобальное управление (global governance) Глобальное правительство (global government)

Вопросы для самостоятельной подготовки:

Опишите, как электронные деньги выполняют функции денег.

Что такое дезинтермедиация банковского сектора?

Назовите основные преимущества и недостатки онлайновой банковской деятельности.

Почему в отношении электронных форм обмена нельзя полностью применять налоговые правила, аналогичные тем, которые существуют для оффлайновых сделок?

Как отмечалось в предыдущей главе, постепенно происходит перемещение многих функций государства, связанных со взиманием налогов, в онлайновый режим. Сами государственные службы способствуют этому, поскольку такие формы сотрудничества имеют целый ряд преимуществ.

альном неравенстве, основанном на различной степени доступа в Интернет, а значит, об увеличении степени дискриминации налоговой системы в результате использования Сети в этой области, но, абстрагируясь от оценочных суждений, следует признать, что такой процесс идет достаточно быстро, а значит, необходимо по возможности максимально учитывать его последствия.

Быстрое развитие электронных форм обмена порождает много вопросов в отношении налогов и налоговой политики государства. Прежде всего отметим, что электронная коммерция может вызвать искажение налоговой базы. Налоги на потребителя применяются в соответствии с законодательством отдельной страны, в то время как электронная коммерция осложняет возможности применения национального налогового законодательства. Если мы, например, рассмотрим НДС, особенно в случае его применения в сегменте В2С, может сложиться ситуация, когда поставщик, ответственный за сбор налогов на потребителя, не будет в состоянии точно определить местонахождение потребителя.

Бурный рост всех форм электронной коммерции модифицирует те принципы, на которых строятся отношения в налоговой сфере в традиционной оффлайновой экономике. В первую очередь мы рассмотрим влияние существующих налогов на интенсивность и направление сделок через Интернет, а затем затронем вопросы возможного изменения налоговых норм с учетом тех требований, которые диктуют новые формы ведения бизнеса.

Существующая в развитых странах система налогообложения оказывает влияние на электронную коммерцию. Вопрос об этом влиянии не столь часто исследуется в научной экономической литературе, посвященной проблемам онлайнового бизнеса, уступая место вопросам ценообразования и доступа к информационному пространству. Тем не менее исследования, проводимые в этой области, показывают, что продажи через Интернет оказываются чрезвычайно чувствительными к налогам, причем это справедливо как для отдельных регионов, так и для отдельных государств. Налоговая эластичность электронной коммерции достаточно высока. Для того чтобы исследовать это влияние, используют показатель относительных цен в оффлайновом и онлайновом секторах экономики —

где t — налог с продаж; — цена в розничном магазине; Р1 — цена в онлайновом секторе.

Чем выше данный показатель, тем в большей степени индивид будет склонен совершать онлайновые покупки, которые в основном освобождаются от налогов с продаж.

Если дальше продолжить рассуждения о возможной модификации налоговой системы в духе Рамсея (при оптимальном налогообложении физический объем производства/продаж каждого из товаров сокращается в одинаковой пропорции), то следовало бы приблизить налоговые правила в отношении электронных сделок к тем, которые существуют для оффлайновых аналогов.

Таким образом, подобные действия могут резко затормо- [CIV] зить развитие электронной коммерции, которое сейчас идет достаточно динамично.

Есть и другие аргументы против применения обычного налогового законодательства к электронным сделкам. Это и сложность взимания налогов, связанная с трудностями контроля за сетевыми сделками; и неопределенность, связанная с электронными сделками, когда потребитель удален от реального товара, а в таких условиях низкие налоги или полное их отсутствие могут стать тем решающим фактором, который необходим для принятия решения о заключении сетевой сделки, и т. д.

Поэтому пока вариант налоговой политики в отношении электронной коммерции, основанной на обычно применяемом налоговом законодательстве, не выглядит наиболее удачным.

Тем не менее в отношении налогообложения сделок в области электронной коммерции не существует не только какой- то более-менее отработанной практики с учетом специфики подобных сделок, но нет даже теории налогообложения в данной области. В связи с этим по-прежнему основной остается идея о том, что для электронного бизнеса следует применять все те принципы и положения, которые применимы для неэлектронного сектора экономики. Пока таким же остается подход Международной налоговой ассоциации (International Fiscal Association — IFA), которая занимается вопросами электронного налогообложения в сотрудничестве с ОЭСР.

Что касается влияния новых технологий на торговую политику, то в связи со стиранием торговых границ возникает вопрос о применимости национального тарифного законодательства в отношении товаров, становящихся предметом электронной коммерции. Этими вопросами уже занимается ВТО. К электронной торговле применяются те же основные принципы, что и к оффлайновой торговле. Члены ВТО в мае 1998 г. пришли к соглашению о введении временного моратория на таможенные сборы в отношении электронных сделок. Такая мера связана в том числе и со сложностями однозначного решения данной проблемы, которая тем не менее находится на рассмотрении соответствующих органов.

Налогообложение виртуального сектора ставит перед его разработчиками ряд проблем.

Во-первых, продавец может не знать статуса покупателя, а именно: является покупатель резидентом или нерезидентом, юридическим или физическим лицом и т.п.

Во-вторых, очень часто бывает сложно определить, где находится место реализации товара, то есть каким образом определить налоги, взимаемые по месту деятельности. Иногда случаются серьезные затруднения при выяснении того, что было поставлено: товар или услуга (например, в случае поставки программного обеспечения в цифровой форме), ведь при этом могут действовать разные налоги в отношении товаров и услуг.

В-третьих, возникает серьезная проблема признания сделок через Интернет недействительными, если покупатель отказывается принять товар, и в данном случае опять же могут возникать, помимо прочих, проблемы налогового характера.

В-четвертых, компания иногда использует серверы, расположенные в других государствах, чтобы уйти от части налогов, но деятельность таких серверов может быть расценена как деятельность постоянного представительства, и компания столкнется с необходимостью уплатить налоги по полной схеме. В связи с этим возникает двойная проблема: для государства — заставить компанию уплатить все налоги, для компании — реально представлять себе объем налоговых платежей.

Специалист из МВФ В. Танци называет восемь «фискальных термитов», разъедающих основания налоговой системы страны: электронная коммерция; электронные деньги; внутрикорпорационная торговля; оффшорные финансовые центры; деривативы и хеджевые фонды;

неспособность облагать налогом финансовый капитал; растущая зарубежная деятельность индивидов, включая инвестирование сбережений за границу; покупки иностранцев за границей '.

Таким образом, он рассматривает электронную коммерцию [CV] и электронные деньги в качестве двух первых «фискальных термитов». Посредством электронной коммерции правительство в перспективе может терять все большую и большую часть налоговых поступлений, что связано как с виртуализацией трансакций, так и с появлением нарастающего количества товаров, которые могут передаваться в цифровом виде, а это, безусловно, затрудняет определение субъекта налогообложения и контроль за осуществлением налоговых процессов. Электронные деньги усиливают это явление: не поддающиеся аудиторской проверке денежные электронные потоки ставят под вопрос возможность адекватного учета НДС и подоходного налога. Косвенным образом электронные процессы усиливают и формирование офшорных финансовых компаний, которые, в свою очередь, также способствуют утечке налоговых поступлений. В глобальном экономическом сообществе, сформировавшемся под воздействием информационных технологий, становится вообще достаточно проблематично осуществлять эффективное налогообложение, поскольку факторы производства, прежде всего капитал, приобретают огромную мобильность и возможности перелива.

Чтобы преодолеть эти проблемы, В. Танци предлагает вести постоянный мониторинг электронной коммерции и электронных денег, вводить специальные налоги («битовые налоги» — bit taxes, налоги Тобина — Tobin taxes) наиностранные трансакции и применять другие аналогичные меры.

Налоги Тобина получили свое название по имени их автора. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Дж. Тобин в 1972 г.

В целом в развитых странах существует настрой против введения новых налогов на Интернет-сделки, особенно в США, но возможно более четко рассмотреть пути налогового регулирования электронной коммерции в рамках действующего налогового законодательства.

Кроме того, необходимо увеличить степень координации действий различных стран в этом вопросе. Этого же требует и налогообложение доходов на капитал. Повышение таких налогов, при прочих равных условиях, приводит к сокращению притока в страну реального капитала, страна сталкивается с сокращением инвестиций и ростом показателей безработицы. Поэтому возможно начало разрушительного соревнования по снижению таких налогов, которое в итоге приведет к сокращению поступлений в бюджет и обострению в связи с этим социальных проблем. Отсюда вытекает необходимость гармонизации налогов на капитал и налогов на доходы в глобальном масштабе.

Иногда выдвигается предложение о введении так называемых «глобальных налогов» в отношении отдельных благ, то есть таких налогов, которые были бы едины для всех. Очевидно, они должны взиматься в отношении таких товаров, производство и потребление которых относительно однородно по странам и регионам. Американский экономист Дж. Робертсон среди возможных «глобальных налогов» выделяет следующие:

налоги и сборы на использование международных ресурсов, таких, как океаническое рыболовство, добыча на материковом шельфе, освоение морских, воздушных просторов и открытого космоса, использование электромагнитного поля;

налоги и сборы на деятельность, загрязняющую и разрушающую окружающую среду, а именно: различные формы водного и воздушного загрязнения; налог на военные расходы и торговлю оружием; более унифицированные налоги в отношении сделок в рамках мировой торговли;

унифицированный налог на международные сделки по обмену валютой1.

На сегодняшний день уже выдвинут ряд международных инициатив в плане модификации налоговых систем различных стран с учетом требований глобального мирового экономического и социально-политического пространства. Данные вопросы рассматриваются странами ОЭСР, в рамках Европейского Союза, отдельными странами и группами стран. Очевидно, что такая деятельность должна в перспективе стать не только более координированной, но и более конструктивной. В своей работе «Нужна ли мировому сообществу всемирная налоговая организация» В. Танци даже ставит вопрос о возможности создания специальной всемирной налоговой организации, которая разрабатывала бы подобные вопросы и координировала выполнение принятых решений[CVII] [CVIII] [CIX]. Появились сторонники так называемого «глобального управления» (global governance) — глобального сотрудничества частных и общественных организаций, которые, хотя и призывают не путать его с «глобальным правительством» (global government), предполагающим наличие формализованного наднационального органа управления, тем не менее не отрицают возможность создания суверенных централизованных институтов мирового уровня, подобно таким, которые представляют из себя ВТО, Мировой Банк, МВФ и т.п.3

Электронные деньги (e-money)

Дезинтермедиация (disintermidiation) Интернет-банкинг (internet-banking)

«Фискальные термиты» (Fiscal Termites)

Битовые налоги, налоги Тобина (bit taxes,Tobin taxes) Глобальное управление (global governance)

Глобальное правительство (global government)

Вопросы для самостоятельной подготовки: Опишите, как электронные деньги выполняют функции денег. Что такое дезинтермедиация банковского сектора? Назовите основные преимущества и недостатки онлайновой банковской деятельности. Почему в отношении электронных форм обмена нельзя полностью применять налоговые правила, аналогичные тем, которые существуют для оффлайновых сделок? Что такое налоги Тобина?

В результате принятия ФЗ № 265-ФЗ отдельные аспекты налогообложения IT-компаний с 01.01.2021 подлежат существенным изменениям, в частности, касающиеся налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и страховых взносов.

В настоящем обзоре мы представим комплексный анализ всех нововведений, а также порядок и условия их применения.

Льгота по НДС

Льгота заключается в освобождении от обложения НДС операций по реализации (передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

  • исключительных прав на программы для электронно-вычислительных машин (далее – ЭВМ) и базы данных, включенные в единый реестр;
  • прав на использование указанных программ и баз данных.

При этом, права на использование таких программ и баз данных могут передаваться не только путем заключения лицензионного договора, но также путем предоставления к ним удаленного доступа через интернет.

Необходимо отметить, что реализация прав на использование обновлений к указанным программам, базам данных и дополнительным функциональным возможностям также освобождается от обложения НДС.

Для получения указанной льготы передаваемые по лицензионному договору программное обеспечение должно быть включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, опубликованном на официальном сайте Минкомсвязи России. В случае если в указанном реестре сведения о передаваемом ПО или базе данных отсутствуют, операции по передаче исключительных прав или прав на использование такого ПО (базы данных) не освобождаются от обложения НДС.

Необходимо отметить, что освобождение от обложения НДС вышеуказанных операций не распространяется на передачу прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, если эти права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламу интернете или получать доступ к ней;
  • размещать в интернете предложения о приобретении или реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях и продавцах или заключать сделки.

Льгота по налогу на прибыль организаций

Льгота заключается в применении ставки по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3% и ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0%. Соответственно, суммарная ставка по налогу на прибыль для организаций, имеющих право на указанную льготу, составляет 3%.

Получение данной льготы предусмотрено для двух категорий организаций:

1. К первой группе относятся организации:

  • осуществляющие деятельность в области IT;
  • разрабатывающие и реализующие разработанные ими программы для ЭВМ, базы

данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи или оказывающие услуги по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных;

  • устанавливающие, тестирующие и сопровождающие программы для ЭВМ и базы данных.

2. Ко второй группе организаций, имеющих право на получение льготы по налогу на прибыль, относятся организации, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Для применения организациями пониженных ставок требуется одновременное соблюдение следующих условий:

  • организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо организация включена в реестр российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2392);
  • доля доходов от операций в сфере IT по итогам отчетного или налогового периода составляет не менее 90% от суммы всех доходов, полученных организацией;
  • среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.

Необходимо отметить, что в случае, если по итогам налогового (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из указанных условий, она утрачивает право применения пониженных ставок по налогу на прибыль с начала года, в котором допущено несоответствие вышеуказанным условиям.

Льгота по страховым взносам

Льгота заключается в возможности применения российскими организациями, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, разрабатывающих и реализующих разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающими услуги по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных, устанавливающих, тестирующих и сопровождающих программы для ЭВМ, базы данных, пониженных тарифов страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование – 6%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%;
  • на обязательное медицинское страхование – 0,1%.

Таким образом суммарная величина тарифов по страховым взносам составляет 7,6%.

Для получения организациями указанной льготы обязательно их соответствие следующим требованиям:

  • получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико- внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • среднесписочная численность сотрудников организации за расчетный (отчетный) период составляет не менее семи человек;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период.

При этом важно, что если организация утратит аккредитацию либо статус резидента технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ или по итогам очередного периода перестанет соответствовать одному из вышеуказанных условий, то страховые взносы необходимо будет пересчитать с начала года по стандартным тарифам.

Порядок определения доходов от IT-деятельности

В доходы от деятельности в области IT включаются доходы от:

  • реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ (баз данных);
  • передачи исключительных прав на разработанные ею программы, базы данных, прав на их использование по лицензионному договору (в том числе путем предоставления удаленного доступа через Интернет к программам и базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности).
  • услуг (работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники). Это могут быть программы, базы данных собственной разработки или разработанные другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров) (письмо Минфина России от 04.12.2020 № 03-03-06/1/106185);
  • услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению программ и баз данных, которые организация разработала либо адаптировала или модифицировала. Адаптированные, модифицированные программы, базы данных могут быть как собственной разработки, так и разработанными другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров)[1].

Исключение составляют доходы от предоставления прав использования программ (баз данных), состоящих в распространении рекламы в Интернете, получении доступа к ней, размещении предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, в поиске информации о потенциальных покупателях (продавцах), заключении сделок. Их не нужно учитывать в составе доходов от деятельности в IT‑сфере.

Например, не нужно учитывать доходы от предоставления прав на программы, позволяющие участвовать в торгово-закупочных процедурах в электронной форме, размещать рекламу и предложения о продаже товаров (работ, услуг) на электронной торговой или рекламно-торговой площадке (приложение к письму Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669).

Приведенный выше перечень доходов от IT-деятельности является исчерпывающим. Какие-то иные доходы (в частности, вознаграждения за предоставление прав на использование топологий микросхем, секретов производства (ноу-хау) по лицензионным договорам) к сфере IT отнести нельзя[2].

Для IT-компании, созданной в результате выделения (разделения) и получившей исключительные права на программу (базу данных) в порядке правопреемства, имеется особенность. Такая компания может учесть названные доходы при расчете 90% доли, в том числе в случае, когда программу (базу данных) разработала реорганизованная организация[3].

Сумму доходов необходимо определять по данным налогового учета, исключив из нее:

  • доходы в виде курсовых разниц;
  • доходы в виде субсидий, указанных в п. 4.1 ст. 271 НК РФ;
  • доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от деятельности в области IT.

При подсчете доли доходов, дающей право на применение льготной ставки налога, не учитываются доходы, которые не формируют налоговую базу по налогу на прибыль. Это относится, в частности, к полученным средствам целевого финансирования, например, грантам. Это правило действует только если ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1.15 ст. 284 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.08.2020 № 03‑03‑07/74034).

Пограничные ситуации применения IT-льгот

Стоит понимать, что в отношении операций по реализации прав на программное обеспечение и базы данных, которые состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в интернете, получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в интернете, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) или заключать сделки, не действует освобождение от НДС. Доходы по таким операциям не учитываются в числителе при расчете доли доходов от IT-деятельности при расчете доходов для применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и страховым взносам.

Однако в письме Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669 приведено несколько типовых ситуаций, когда передача прав на программу по лицензионному договору не подпадает под рассматриваемое исключение и налогоплательщик может воспользоваться освобождением от НДС, если программа включена в соответствующий реестр, а также квалифицировать полученные доходы в качестве доходов от IT-деятельности:

  • программа обеспечивает электронный документооборот. Пользуясь программой, клиенты могут создавать, изменять, хранить, передавать, обменивать, согласовывать, искать документы. В том числе клиенты могут обмениваться с контрагентами договорными документами, подписанными квалифицированной электронной подписью;
  • программа позволяет управлять отношениями с клиентами (CRM), автоматизировать процессы их обслуживания, сбора данных, планирования, бюджетирования, проведения и анализа результатов маркетинговых кампаний и программ лояльности, отслеживания статуса выполнения заказов, контроля процесса продаж. В числе прочего с помощью такой программы можно рассылать сообщения через электронную почту и сервисы обмена мгновенными электронными сообщениями. Характер распространяемой в них информации не влияет на освобождение от НДС. Даже если лицензиар распространяет рекламную информацию (например, рассылает по собственной базе клиентов сообщения об акциях и скидках), препятствий для применения освобождения нет;
  • программа позволяет проводить анализ и проверку контрагентов на основании информации из широкого круга источников (ЕГРЮЛ, информационные базы судов, Росстата, данные торговых площадок и т.д.) и отслеживать изменения в ней;
  • программа предназначена для организации процесса создания, редактирования и управления сайтом (CMS). Пользуясь ею, лицензиат получает возможность конструировать сайт, например, сайт для интернет-магазина. Характер размещаемой на нем информации для освобождения от НДС значения не имеет. Даже если на созданном с помощью программы сайте разместить рекламную информацию или предложения о реализации товаров, применению освобождения от НДС по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ это не препятствует.

Конкуренция IT-льгот с льготами для резидентов «Сколково»

Резиденты проекта «Сколково» еще до введения IT-маневра уже имели право на ряд льгот. В частности, при соблюдении ряда условий, имели право в течение первых 10 лет с момента присвоения статуса на:

  • освобождение от уплаты НДС;
  • освобождение от уплаты налога на прибыль;
  • применение по страховым взносам ставки 14%.

Сравнивая льготы в рамках IT-маневра и льготы для резидентов «Сколково» становится видно, что применение льгот в рамках IT-маневра резидентам «Сколково» выгодно в части страховых взносов. В тоже время, применять освобождение от уплаты налога на прибыль и НДС выгоднее, применяя статус резидента «Сколково».

Возможно ли в таком случае комбинировать налоговые льготы? Минфин России в письме от 28.09.2020 № 03-03-10/84983 ответил утвердительно.

Финансовое ведомство разъяснило, что выбор налогоплательщиками осуществляется по каждому платежу отдельно и не зависит от преференций по другим платежам. Например, если по страховым взносам компания выбрала льготу в рамках IT-маневра, то по налогу на прибыль она может воспользоваться преференцией для участника проекта «Сколково» и наоборот.

О «деловой цели» использования IT-льгот

Снижение налоговой нагрузки в рамках IT-маневра неизбежно вызовет желание многих компаний воспользоваться данным преимуществом. После введения IT-льгот некоторое крупные многопрофильные компании задумались о выведении существующих IT-подразделений в отдельные бизнес-единицы, с целью получить возможность воспользоваться льготами.

Однако везде, где есть налоговая выгода, могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов о признании её необоснованной. Об этом напомнила ФНС России в письме от 21.01.2021 № СД‑4‑2/561@.

Так, ФНС России в целом не ставит под запрет выделение существующих IT‑подразделений в новые юридические лица. Вместе с тем налоговая служба обратила внимание, что создание IT-компании в результате реорганизации существующих юридических лиц должно исследоваться налоговыми органами в каждом отдельно взятом случае на предмет наличия признаков «дробления бизнеса», когда единственной целью этих действий является получение права на применение пониженных ставок налога на прибыль организаций и тарифов страховых взносов.

В то же время налоговая служба признает создание IT-компании, применяющей пониженные ставки по налогу на прибыль организаций и тарифы страховых взносов, при отсутствии искажений, направленных на создание видимости соблюдения условий их применения, в качестве правомерной деловой цели, полностью соответствующей целям введения пониженного уровня обложения для IT-компаний.

Что это может значить для бизнеса? Выделение из существующей «материнской» компании не должно преследовать цель налоговой экономии. Например, приведенные ниже ситуации наверняка вызовут претензии со стороны налоговых органов:

  • единственным заказчиком вновь созданного IT-подразделения остается «материнская» компания;
  • в результате выделения и снижения выручки/количества персонала «материнской компании» она получила возможность применять и применяет специальный налоговый режим (УСН);
  • вновь выведенное IT-подразделение, в которое трудоустроен большой штат «материнской компании», не имеющий отношения к IT-разработкам.

Поэтому при реорганизации существующих юридических лиц с целью выделить IT-подразделение, которое подпадает под льготный режим, собственники заранее должны готовить обоснование для такой операции. В будущем, при проведении проверки или возникновении вопросов со стороны налогового органа компания должна представить логичное и экономически обоснованное объяснение о наличии деловой цели для выделения IT-подразделения в отдельное юридическое лицо. Например, такой деловой целью может являться:

  • развитие IT-направления в качестве самостоятельной бизнес-единицы;
  • обособление IT-подразделения в качестве профессионального IT-участника для участия в процедурах закупок и тендерах;
  • перепрофилирование IT-активов;
  • диверсификация рисков от развития IT-направления, например, при разработке нового продукта и защита существующего (основного, непрофильного) бизнеса от рисков неудачи.

К сожалению, невозможно привести исчерпывающий перечень обоснований деловой цели или вариантов рискованных действий без изучения каждой конкретной ситуации. Поэтому наиболее безопасным будет заранее готовить обосновывающие материалы, в том числе с привлечением профессиональных консультантов, при планировании бизнес-решений. А собственникам бизнеса рекомендуем в таком случае задать себе простой вопрос: какие преимущества, помимо налоговых, я получу при выделении IT- подразделения в отдельное лицо? Если ответом будет понятная и выгодная бизнес- стратегия, то шансы выиграть спор с налоговой инспекцией значительно повышаются.

[1] письмо Минфина России от 04.12.2020 № 03-03-06/1/106185

[2] письмо Минфина России от 23.11.2020 № 03‑03‑06/1/101948

[3] Письмо Минфина России от 10.12.2020 № 03-03-10/108118

В статье рассматриваются вопросы сущности и развития цифровой экономики в России, особенности налогообложения российских и зарубежных интернет – магазинов.

Ключевые слова: цифровая экономика, налогообложение, интернет - магазины, НДС, специальные налоговые режимы

Развитие цифровой экономики оказывает значительное влияние на развитие бизнеса: происходят кардинальные изменения в сфере информационно-коммуникационных технологий, которые отражаются на различных видах деятельности компаний. Информационные технологии помогают снижать издержки, значительно повышать эффективность и производительность труда, расширять электронизацию документооборота, доступность информации, упрощать осуществление расчетов, способствовать становлению свободного рынка. Положение компаний на рынке в условиях цифровой экономики становится все более сложным, т.к. возрастают риски и уровень неопределенности при принятии стратегических решений.

Единого понимания, что такое цифровая экономика, в современном мире не существует. Однако есть множество определений, в том числе в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 года №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы»: «Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

Отличительной особенностью современного мира является то, что информация становится товаром, появление новых технологий преобразует сферу услуг и рынок информационных изобретений. Поэтому возникают проблемы, среди которых: угроза «цифровому суверенитету» страны, снижение уровня безопасности данных, уменьшение числа рабочих мест низкой и средней квалификации, повышение уровня сложности бизнес – моделей и схем взаимодействия, резкое усиление конкуренции во всех сферах экономики, изменение в моделях поведения производителей и потребителей, необходимость пересмотра положений НК РФ.

Из определения сущности цифровой экономики самым распространенным ее видом является интернет – торговля. Согласно статистическим данным, темпы роста онлайн – заказов из года в год имеют тенденцию роста на уровне более, чем 20%.

Интернет- торговля имеет свои особенности в налогообложении: на общей системе налогообложения в основном работают оптовые интернет- магазины, а розничные интернет – магазины, как правило, применяют специальные налоговые режимы, самым распространенным из которых является УСН с объектом налогообложения «доходы» и «доходы – расходы».

Интернет – магазины, применяющие общую систему налогообложения, имеют обязательства в части НДС, налога на имущество, налога на прибыль организаций, страховых взносов. Эти налоги и взносы занимают наибольший удельный вес в налоговых платежах.

Интернет – магазины, использующие упрощенную систему налогообложения (УСН), уплачивают либо единый налог по ставке 6% (в случае, если объектом налогообложения являются доходы), либо по ставке 15% (в случае, если объектом налогообложения являются «доходы- расходы»)

Эта система значительно упрощает налоговый учет и направлена на уменьшение налоговой нагрузки организаций, относящихся к малому и среднему бизнесу. Однако следует заметить, что первый вариант подходит интернет – магазинам, имеющим незначительные расходы, в отличие от второго варианта.

К специальным налоговым режимам относится и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), но продажу товаров через интернет – магазин нельзя отнести к деятельности, подпадающей под данную систему налогообложения, несмотря на то, что в экономической и юридической литературе существует множество противоположных точек зрения по данному вопросу.

Однако следует различать продажу товаров через интернет – магазин и оформление заказов в Интернете с выдачей товара в розничной точке продаж.

Во втором случае организация или индивидуальный предприниматель на законных основаниях может применять ЕНВД. Доставка товара является обязательной услугой при продаже его через Интернет. Продавец может оказывать эту услугу собственными силами или по договоренности с транспортными компаниями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися перевозкой грузов.

В случае доставки товара личным транспортом, оказание услуг по доставке заказов можно отнести к деятельности, облагаемой ЕНВД. При этом важным условием применения специального налогового режима является количество транспортных средств – не более 20 единиц.

На практике возникают ситуации, когда стоимость доставки не прописана в товарных накладных отдельной строкой, т.е. включена в цену товара, и на данную услугу не оформляется отдельный договор. В этом случае доставка тесно связана с процессом продажи товара, и ее нельзя квалифицировать как отдельный вид деятельности, поэтому рассчитать ЕНВД только по услугам доставки не представляется возможным. Если же оказание услуг по доставке оформляется отдельным договором, и ее стоимость прописана отдельной строкой, то в такой ситуации доставку товара можно отнести к деятельности, подпадающей под ЕНВД.

Патентная система налогообложения (ПСН) в целом удобна для предпринимателей тем, что оплата налога осуществляется при оформлении патента. Но интернет-предприниматели не могут выбрать данную систему для налогообложения торговли через интернет-магазин, т.к. перечень видов деятельности, которые могут относиться к ПСН, законодательно ограничен. В список видов деятельности, в отношении которых можно применять ПСН, включаются бытовые услуги, оказываемые населению, розничная торговля на стационарных и нестационарных объектах (если имеется торговый зал, площадь не должна превышать 50 кв. м.), услуги общественного питания, риэлтерские услуги.

Кроме налоговых платежей интернет-предприниматель обязан уплачивать страховые взносы за наемных работников, а также удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с дохода сотрудников. Если организация приобретает в собственность земельный участок или транспортное средство, то она обязана уплачивать земельный и транспортный налог. При ввозе импортных товаров возникает обязанность по уплате НДС, независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация или индивидуальный предприниматель - общую или УСН.

Очень часто российский потребитель заказывает товары за рубежом через интернет – магазин, при этом поставка товара зарубежной компанией приравнивается в своей стране к экспорту, который в большинстве стран не облагается иностранным аналогом российского НДС. Поэтому либо налог возвращается покупателю, либо его нет в цене, т.е. каких- либо наценок к цене товара в виде VAT, зарубежный интернет – ритейлер не делает. Учитывая то, что российский бизнес не имеет никаких льгот в части НДС, Минфин РФ предложил уравнять конкурентные условия, обложив и зарубежных продавцов российским НДС.

Очевидно, что в этих условиях иностранцы должны будут встать на учет в российском налоговом органе как налогоплательщик и при получении оплаты от покупателей НДС перечисляется интернет – площадкой в российский бюджет. Однако есть опасение, что не все зарубежные интернет – площадки будут вставать на учет в России. В этой связи целесообразно ввести альтернативный вариант, когда покупатель, получая посылку, доплачивает НДС при ее получении, а почта, как налоговый агент, перечисляет налог в бюджет.

По мнению многих экспертов, иностранным продавцам выгодно регистрироваться в налоговых органах, т.к. посылки не будут досматривать на таможне, и покупатель будет получать их значительно быстрее, т.к. будут проходить таможню по «зеленому коридору». С другой стороны, с введением НДС значительно повысятся цены на ввозимые из-за рубежа товары, что является большим минусом для российского покупателя. Оборотной стороной введения НДС является то, что уплата налога с каждой посылки позволит сделать цены по ряду позиций в России выгоднее, чем в иностранных интернет – магазинах.

Таким образом, цифровая экономика – это виртуальная среда, которая ускоряет и улучшает взаимодействие между людьми, максимально удовлетворяет спрос потребителей, и налоговое законодательство должно не препятствовать этим процессам.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

2.Мандрощенко О.В. Проблемы возмещения НДС налогоплательщиками //Современные концепции научных исследований: сборник статей X Международной научно-практической конференции. – Москва: Евразийский союз ученых, 2015. - С. 65-66

3.Мандрощенко, О.В., Мандрощенко В.М. Лизинговые операции в предпринимательстве: особенности бухгалтерского учета и налогообложения // Экономика и предпринимательство - 2017.- №7(84) – С. 427-433

Читайте также: