Налоги и налогообложения при правлении александра 1

Опубликовано: 16.05.2024

date image
2014-10-30 views image
4817

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



План финансов Сперанского М.М.

Состояние государственных финансов в начале 19 века служило зеркальным отражением экономических. социальных и политических проблем, стоящих перед Россией.

Еще Петром 1 была заложена традиция ведущей роли государства и государственных расходов в экономической системе. И с начала 18 века крайне остро стала проблема финансовых источников, обеспечивающих государственную политику. Российские императоры стремились и были вынуждены расходовать не меньше европейских правительств, в то время как финансовая база страны была крайне слаба и неустойчива.

К началу 19 века буржуазные формы хозяйствования стали ведущими: заканчивалась перестройка классовой структуры. Для предпринимателя и фермера мотивом деятельности служит прибыль, которая является объектом налогообложения. Основными мотивами деятельности, присущими доиндустриальным, в том числе федеральным обществам, являются сохранение и стабилизация уровня благосостояния. Структура менталитета не создает стремление к устойчивому росту и прибыли, в такой экономике рост налогообложения не стимулирует хозяйственных субъектов, а ведет к их обнищанию.

Если же при этом государство стремится выступать в роли двигателя капиталистического переустройства, то в своей финансовой политике оно обречено находиться между молотом и наковальней: цена обеспечения притока денег в казну- обнищание большинства народа. Причем проблема усугубляется тем, что гарантом уплаты налогов служит сохранение традиционные федеральных структур (главным образом общины), и даже радикально настроенное правительство вынуждено консервировать добуржуазные отношения. Порочный круг замыкается, при этом государственные расходы, как правило, покрыть доходами не удается, и число проблем растет: к ним прибавляются необеспеченная эмиссия- инфляция как способ покрытия бюджетного дефицита и расстройство денежного обращения.

Первые годы правления Александра 1 сопровождались рядом реформ в области государственного устройства. В 1802 году вместо прежних коллегий – органов центрального управления России, созданных при Петре 1, были образованы министерства. Среди них было учреждено и Министерство финансов. Первым в истории российской империи министром финансов был назначен граф Алексей Васильевич Васильев. В первые годы царствования Александра 1 эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно. В условиях постоянного дефицита бюджета, ограниченные возможности получения внешних и внутренних займов правительства вынуждено было прибегнуть к дополнительному выпуску бумажных денежных знаков. Их количество в обращении к концу 1810 года достигло 579373880 руб. За один рубль ассигнациями давали только 25,4 коп. серебром.

По смете 1810 года доходы государственного бюджета составляли 105 млн. руб., расходы- 230 млн. руб., при этом в обращении находились ассигнации, которые практически представляли собой государственный долг. Для сравнения в обращении находилось до 24 млн.руб. золота, 195 млн. руб. серебра, 98 млн. руб. меди. Инфляция была на лицо.

Инфляционный процесс в России обесценивал денежное накопление имущих слоев. Состояние в 100 тыс. руб. ассигнациями, созданное в конце 18 столетия, имело реальную ценность в начале 1810 года только в сумме 50 тыс. руб. серебром, а в июле 1810 года- 33 тыс. руб., в декабре 1810 года- не более 25 тыс. руб.

Обесценивание ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. Вследствие падения курса ассигнаций уменьшилась реальная сумма задолженности по ссудам, кредитор получал от должника еще более обесцененные бумажные деньги. Первый нес огромные убытки, в то время как для заемщиков, в роли которых часто выступали дворяне, это было выгодно. По данной причине для рассматриваемого периода характерно резкое сворачивание кредитных отношений. Учреждения акционерных предприятий также казалось крайне опасным делом. Таким образом, инфляционное денежное обращение сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли, кредита.




К 1809 году финансовые проблемы усугубились тем, что центральный рынок заемных капиталов- голландский- был закрыт. Внутренний заем дал всего 3,8 млн. руб., показав ограниченность российского рынка. В этой ситуации Александр 1 призвал к решению финансовой проблемы одного из величайших государственных умов России 19 века М.М. Сперанского.

Разработанный им при помощи Балугьянского А.А. и Мордвинова Н.С. - крупных специалистов в области экономической политики- план финансов был представлен всего через 2 месяца. 1 января 1810 года император лично внес план финансов на рассмотрение Государственного Совета, и уже 2 февраля он был обнародован в форме высочайшего манифеста.

План финансов Сперанского М.М.

План финансов состоял из двух частей:

1) устройство финансов на 1810 год;

2) устройство их с 1810 года на будущее время. Очевидно он представлял собой проект масштабной финансовой реформы.

Целями предлагаемой реформы были стабилизация денежной единицы, упорядочение государственного бюджета, пересмотр налоговой системы.

Корень большинства экономических и финансовых проблем Сперанский видел в дефицитности государственного бюджета и практически неконтролируемой необеспеченной эмиссии- выпуске ассигнаций. Решая сиюминутные проблемы, дефицитная эмиссия расстраивает цены- сигнальную систему рыночного хозяйства. Поэтому "на ассигнации нельзя смотреть иначе, чем на долги государственные", следует прекратить их выпуск и изъять из обращения за счет государственного имущества, установить несоразмерность государственных доходов и расходов сокращением издержек и приумножением доходов при строгом контроле за исполнением бюджета и правильно организовать налогообложение.

В плане Сперанского сформулированы принципы налогов; налоги бывают правильны:

1) когда они не осушают источников внутреннего богатства;

2) когда распределяются уравнительно;

3) когда не прикасаются к капиталу, нужному для произведения, но отделяются от чистых прибытков;

4) когда способ взимания их для правительства дешев, а для частных лиц не притязателен.

Основной вид подушных налогов- подушную подать- Сперанский считал отвечающим приведенным выше условиям, особенно второму. Он был сторонником подоходного принципа обложения. В-пятых, условием положительного сальдо государственного бюджета служит устойчивый приток налогов, а исправность их поступления зависит от общей хозяйственной ситуации, которая , в свою очередь, базируется на стабильности денежной единицы, отсутствии инфляции. Поэтому задачей первостепенной важности является опять-таки изъятие ассигнаций и введение серебряного монометаллизма в России. Иначе постоянный рост цен, вызванный обесценением денег вследствие выпуска ассигнаций, приведет к дальнейшему увеличению государственного долга и новой эмиссии при "побочном эффекте" в виде расстройства конъюнктуры.

Для упорядочения кредита Сперанским было предусмотрено создание Центрального банка в форме смешанного акционерного общества, где государство имело право владеть только 1/3 акций. Так впервые возникла идея денежной системы от правительства.

Преобразования начались практически немедленно. Уже манифест от 2 февраля 1810 года пересекал новый выпуск ассигнаций. Была создана комиссия погашения долгов (т.е. изъятия ассигнаций). Средства для обеспечения денежной реформы обеспечивались двумя путями:

1) особый капитал погашения создавался за счет приватизации части государственного имущества (казенных лесов, арендных имений);

2) производился выпуск облигаций государственного займа на сумму не менее 100 рублей серебром с годовым доходом в процентах.

Расходная часть бюджета на 1810 год была сокращена на 20 млн. руб. Устанавливалось, что все доходы принадлежат казначейству и расходование каких бы то ни было сумм сверх бюджета допустимо только с разрешения Министерства финансов с последующим утверждением в Госсовете. Лишь с 1811 года в России началось составление ежегодных бюджетов в единообразной форме с группировкой расходов по отделам.

Манифест от 20 июня 1810 г. установил серебряный рубль в качестве единственной монетной единицы. Для стабилизации государственного бюджета Сперанский должен был обратиться и к наименее популярной форме - повышению и введению новых налогов. В принципе интересам хозяйственного развития отвечает прямой подоходный налог, идеально соответствующий указанным выше принципам самого Сперанского. Но проблема состояла в том, что подоходного налога не с кого было брать. Для подавляющего большинства населения доход просто не был формой, отражающей результаты хозяйственной

исключением было купечество, но в структуре населения оно значительной роли не играло.

Поэтому подушную подать, по мысли Сперанского, можно было заменить поземельным налогом, хотя бы косвенно учитывающим финансовое положение налогоплательщика. Но в решении текущих проблем приходилось идти традиционным путем: до 2 рублей увеличивалась подушная подать с крестьян, казенные крестьяне дополнительно должны были уплачивать еще 2-3 рубля помимо оброчной подати, до 5 рублей увеличивалась подать с мещан.

Заслуживает внимания всё же предпринятая Сперанским первая в России попытка введения подоходного налога. Манифест 17 февраля 1812 г. вводил так называемый временный сбор с помещичьих доходов, который в последствии был распространен на недвижимое имущество, приносящее доход (земли и дома). Налог был прогрессивным: получающее доход до 500 рублей его не платили; для дохода от 500 до 2000 рублей ставка налога составляла 1%, от 2000 до 4000 - 2%, от 4000 до 6000 - 3%, свыше 18000 рублей - 10%. Этот налог выстрелил сопротивление как явное, так и скрытое - в виде уклонения от уплаты и преуменьшения декларируемых доходов. По росписи 1813 г. сумма сбора составила всего 5 млн. руб., в 1814 г. - 3,3 млн. руб. В 1820 г. этот налог был отменен. В области косвенных налогов было увеличено питейное обложение, предпринятое ради чрезвычайных сборов.

Сперанский был сторонником проведения протекционистской внешнеторговой политики, способствовавшей не только притоку денег от ввозных пошлин в казну, но и ограждению молодой национальной промышленности от конкуренции более дешевых импортных товаров. Французские товары, в основном предметы роскоши, впервые были обложены солидной пошлиной, а некоторые из них вовсе запрещены к ввозу.

Курс Сперанского даже при непродолжительном воплощении быстро принес плоды. В 1811 г. дефицит государственного бюджета был снижен до 6 млн., доходы бюджета ывросли до 300 млн. руб. К сожалению, война с Францией вызвала потребность в новых арсходах, следовательно - в новом выпуске ассигнаций в 1810 г. - на сумму 46,2 млн.руб., в 1812 г. - 64,5 млн. руб., в 1813 г. 103,4 млн.руб. В год окончательного прекращения эмиссии ассигнаций их сумма в обращении составила 836 млн. руб. В дальнейшем, при их погашении использовались принципы, разработанные Сперанским.

Для объяснения отторжения реформ Сперанского обычно используют три аргумента:

1. Отечественная война 1812 г.

2. Неподготовленность реформ.

3. Формулировки типа "Сперанский опередил свое время".

Неподготовленность не позволила последовательно осуществить задуманное. Меры, которые он предлагал, были очень нужными, но народ не готов был их принять, так как уровень мышления и интеллекта был на очень низком уровне. А люди, находившиеся в государственном аппарате управления не способны были подсчитать отдельные статьи бюджета. Также в то время господствовало натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения были слабо развиты, поэтому мерами, предваряющими реформу, должны были стать меры в сфере народного хозяйства, которые бы способствовали товарно-денежных отношений. Остались без внимания бумажные деньги, которые так и не разменивались на золото и не были ничем обеспечены. Всё-таки, нужны были более глубокие реформы в промышленности. Денежный оборот в основном осуществлялся с казны. Но все меры, предлагаемые Сперанским, были большим шагом к стабильной экономике, ведь именно при нем стала развиваться кредитно-банковская система, именно при нем стала развиваться кредитно-банковская система, именно он корнем всех бед считал дефицит бюджета и эмиссии ассигнаций, на борьбу с которыми он направил большинство мер. Поэтому, несмотря на все минусы, «план финансов» Сперанского- это шаг на пути к светлому будущему.

повышение юридических знаний

Автор: EG 20 декабря 2009

19 век

Налогообложение в начале XIX века

В годы царствования императора Александра 1 было издано несколько указов, имеющих большое значение в истории становления налогообложения в России.


8 сентября 1802 г . — «Манифест об учреждении Министерств и создании Министерства финансов, ведавшего всеми источниками государственных доходов, податями и сборами.»


1 мая 1805 г . — «Об учреждении Комитета сенаторов для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии, соразмерно их населению и относительно выгодам».


14 июня 1816 г . — «Об упорядочении земских повинностей по содержанию почт, мостов, перевозов, дорог и присутственных мест» [1] .

XIX век ознаменовался введением некоторых новых налогов. В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г . — табак; 1848 г . — сахар; 1862 г . — соль; 1872 г . — керосин; 1866 г . — дрожжи; осветительные нефтяные масла — 1887 г .; спички — 1888 г .


1883 г. — в городах и поселках вводится государственный квартирный налог.

Росла ставка налога с купцов, и в конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий.


В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия — 21-25%, акцизные и таможенные сборы — 20%, поступления от эксплуатации железных дорог — 18-23% государственных доходов.

Налогообложение в период министра финансов Егора Францевича Канкрина

Незадолго до своей кончины Александр I назначил на пост министра финансов известного ученого-экономиста Егора Францевича Канкрина. Наибольшую известность Канкрин приобрел как автор удачной реформы по уничтожению ассигнаций и замене их кредитным рублем. Кроме того, он упорядочил финансовое хозяйство, введя правильную отчетность и составление смет. В других отношениях взгляды и деятельность Канкрина характеризуются следующими чертами: он был сторонником протекционизма и потому очень усилил таможенное покровительство фабричной промышленности, особенно введением общего тарифа в 1841. Канкрин несколько раз пересматривал ставки таможенных пошлин (в 1823, 1826, 1831, 1834, 1836, 1843). Это приносило доход государственной казне и защищало от конкуренции неокрепшую русскую промышленность.

В то же время Канкрин отрицательно относился к развитию кредитных учреждений, не только частных, но и казенных; при нем не было учреждено ни одного нового банка. Ввел правило, согласно которому каждая долгосрочная ссуда промышленного характера должна выдаваться казенными банками не иначе как с разрешения Министерства финансов. В 1829 провел понижение процента, платимого государственными кредитными учреждениями по вкладам, с 5% до 4% и взимаемого по ссудам с 6% до 5%.

Так же отрицательно относился Канкрин к железнодорожному делу. При нем впервые был введен табачный акциз и вместо казенной продажи вина, существовавшей с 1818. Увеличение государственных доходов путем введения новых податей и сборов расценивал как крайнюю необходимость. Восстановил систему винных откупов (1827), ввел уплату подушной подати инородцами (1830), оригинальную систему обложения табака (1838). Снизил налог на соль, отменил внутренние судоходные пошлины (1823). Сумма прямых налогов за время управления Канкрина финансами увеличилась на 10 млн руб. серебром. Канкрин боролся с бюджетными дефицитами также путем сокращения расходных статей, однако успеха не достиг из-за больших затрат на войну с Турцией, подавление польского восстания и войну на Кавказе. Всего за 20 лет пребывания Канкрина на посту министра дефицит составил 160,6 млн руб. серебром.

При этом местная финансовая администрация мало привлекала к себе внимание министра и оставалась весьма неудовлетворительной. В целом, его реформы пополнили значительно бюджет, но оставили недобрую память у населения, поскольку существовавшие ранее налоги не уменьшались, а наоборот, увеличивались и являлись тяжелой ношей для населения, но политика, проводима Конкриным, с другой стороны, защищала промышленность от иностранного импорта.

Налогообложение при Александре II в период реформ Рейтерн Михаила Христофоровича

Во время правления Александра II реформы назрели сами собой. Ликвидация последствий Крымской войны (1853-1856), необходимость перевода феодальной экономики страны на путь капиталистического развития поставили перед правительством задачу поиска путей выхода из тяжелой финансовой ситуации ставили также задачи и реформирования налоговой системы.

Реформы Рейтерн Михаила Христофоровича были основаны на зарубежном опыте. Три года провел Рейтерн в служебной командировке, изучая «финансовый строй» Пруссии, Франции, Англии и Северо-Американских Соединенных Штатов.

В 1858 г. он стал управляющим делами Комитета железных дорог, а в начале 1860 г. – Комитета финансов. Одновременно он занял должность члена Совета министров финансов (1859), и члена Ученого комитета этого министерства (1860) — комиссии по преобразованию государственных кредитных учреждений и системы податей и сборов. Эти назначения позволили ему познакомиться с деятельностью финансового ведомства по широкому кругу вопросов и общими направлениями экономической политики правительства. Экономическая ситуация, в которой находилось российское государство в начале 1860-х годов от М.Х. Рейтерна ждали быстрых и ощутимых успехов не только в сфере государственных финансов, но и в экономике страны в целом. Ему пришлось сразу же предпринять меры по оздоровлению финансовой системы.

В области налогообложения Рейтерном прежде всего была реформирована система обложения спирта. С 1 января 1863 года прекращена отдача на откуп питейного сбора, который заменил питейный акциз. В этом же году мещане была освобождены от уплаты подушной подати и введен налог на недвижимые имущества в городах. В 1863-1865 гг. реформирована система обложения торговли и промышленности. Вышел ряд нормативных документов регулирующих процесс взимания отдельных налогов и сборов. Вместе с тем податное бремя, лежавшее на крестьянском населении, не только не уменьшилось, а напротив значительно возросло, вследствие повышения подушной и оброчной податей и регулярного повышения питейного налога. Вся система налогов зиждилась на трех налогах: подушной подати, питейном налоге и таможенных пошлинах.

При Рейтерне вводится еще один путь наполнения бюджета посредством выкупных платежей, появившиеся как следствие крестьянской реформы. Размер выкупных платежей уплачиваемых одним только классом населения – крестьянством, был весьма значительным и явились еще одним дополнительным бременем для крестьянского населения. За крестьянами постоянно накапливались огромные недоимки. Несмотря на строгость взыскания, недоимки постоянно росли, делая очевидным, что эти платежи, не соответствуют не только доходности земли

Реформы Рейтерна позволили временно наполнить бюджет (во многом засчет выкупных платежей), но не переломили в ситуации в части бедственного положения населения. В конце царствования Александра II факт истощения платежных сил и всеобщего понижения благосостояния населения был признан самим правительством.

Реформы налогообложения, проводимые Николаем Христиановичем Бунге

В 1880-е годы последовала крупная реформа в налогообложении, которую по поручению Александра III , проводил Николай Христианович Бунге (1823-1895 гг.) известный ученый-экономист, педагог, опытный практик-финансист, участник Великих реформ Александра II . В начале 1880-х годов Бунге был призван к участию в государственных делах, занимал пост товарища министра финансов (1880-1881 гг.). В 1881 г. был назначен министром финансов России. Н.Х. Бунге ставил себе задачу на практике осуществить те принципы в сфере налогообложения, которые должны были способствовать развитию экономики страны, при этом, снизив налоговое бремя с крестьянства привлечь к обложению имущие классы. Он стремился обеспечить:

— внедрение прогрессивной шкалы в подоходном обложении;

— опору на самые передовые зарубежные теории налогообложения;

— условия для развития экономического потенциала страны;

— взвешенность в проведении налоговых преобразований.

Н.Х. Бунге принимал участие в разработке крестьянской реформы 1861 г. Н.Х. Бунге последовательно придерживался стратегической линии на общее улучшение экономического положения государства и поднятия народного благополучия. Став министром финансов он стремился создать условия для подъема производительных сил народа, видя в них главный источник государственной мощи и богатства. С отменой подушной подати казна теряла крестьянских платежей на 100 млн. рублей. Значительное уменьшение поступлений в государственную казну было возмещено повышением размеров ранее существовавших налогов и введением новых, причем к более высокому обложению были привлечены и более состоятельные классы общества. Эти меры способствовали более равномерному распределению прямых налогов среди разных классов населения, создавая предпосылки для постепенного перехода к подоходному обложению.

О введении подоходного налога в России стали говорить еще во времена реформ Александра II . Но только Н.Х. Бунге на практике начал осуществлять его постепенное введение. Это стремление Н.Х. Бунге к введению в России подоходного налога оценивалось его современниками как крупнейшая заслуга в области реформирования податной системы.

Кроме всего прочего Н.Х. Бунге принадлежал к той плеяде ученых и общественных деятелей, которые взвешенно, подходили к решению таких сложных проблем, как реформирование налоговой системы государства. Отсталость крестьянского обложения была очевидна, поэтому Н.Х. Бунге целенаправленно боролся с подушиной, которая еще в 1724 г. была введена в систему прямого обложения России.

Указом 18 мая 1882 г. подушина, одновременно с мещанами была отменена и для крестьян, получивших ничтожно малые наделы. Затем законом 28 мая 1885 г. с 1 января 1886 г. она была отменена для бывших помещичьих крестьян Европейской России, а с 1 января 1887 г.- для всех вообще плательщиков того же района. В Сибири подушные сборы отменены законом от 19 января 1898 г.

Однако это не означало, что крестьяне стали меньше платить. Тот же закон устанавливал способы возмещения потерь казны от ликвидации одного из основных налогов. Во-первых, увеличивался возрожденный в 1875 г. поземельный налог, дававший до 1884 г. лишь несколько миллионов прибыли. Увеличив этот налог, Бунге изменил (упорядочил) систему его взимания. Общая сумма поземельного налога определялась в Министерстве финансов и законодательно распределялась по губерниям. Затем она раскладывалась между уездами и внутри уезда (в земских губерниях губернскими и уездными земскими собраниями, в не земских — органами губернского управления). Несмотря на то, что налоговое бремя крестьян практически не снизилось, значимость реформы Н.Х. Бунге прежде всего в отмене подушиной подати, которая со времен Петра Великого составляла краеугольный камень финансовой системы России. Реформа устранила один из существеннейших пережитков феодализма в налоговой системе. При этом замена подушного принципа обложения раскладкой, пропорциональной платежным силам населения, обеспечила большее соответствие системы обложения крестьянского населения принципам капиталистической экономики [2] .

Налогообложение в период назначения министром финансов Сергея Юльевича Витте

При Витте налоги рассматриваются им как главный источник государственных доходов. Под налогами он понимал установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение гocyдарственных нужд. Ключевыми в данном определении являются следующие позиции: налоги должны быть законодательно обоснованы, налоги — это денежные взносы, и налоги должны идти на удовлетворение государственных нужд. С.Ю. Витте был сторонником прогрессивного налогообложения, остро критиковал пропорциональное обложение личных доходов за несправедливое неравномерное обложение. Подчеркивал, что обременение налогом неимущей части населения ведет часто к накоплению недоимки, которая и служит показателем неудовлетворительности оснований налоговой системы или способов ее применения.

С.Ю. Витте скрупулезно анализировал преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов. В пользу прямых налогов он выделял их большую равномерность по сравнению с косвенными. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежной способностью граждан. В отличии от прямых, косвенные налоги падая большей частью на предметы общераспространенные, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественною состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко оказываются обратно пропорциональными к средствам плательщиков. Проанализировав преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения, С.Ю. Витте делает правомерный вывод о том, что финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов бесперспективна, не может удовлетворять предъявляемым требованиям.

С.Ю. Витте был сторонником подоходного налога. Выделял два вида подоходного налога: общеподоходный налог, объектом которого является весь совокупный доход данного лица, вне зависимости от источников, специальные подоходные налоги, падающие на отдельные виды доходов (доход от земли, денежных капиталов, промыслов и т.п.).

Из специальных подоходных налогов особое внимание уделял налогу на денежные капиталы. Обложение ссудного капитала было введено в России в 1885 г. и установлено для доходов от разного рода процентных бумаг и вкладов в банковских учреждениях. Ставка налога была установлена в 5% от суммы купонов процентных бумаг, или 5% при заключении периодических счетов по вкладам. Особая роль, по мнению С.Ю. Витте, в налоговой системе принадлежит косвенным налогам, и прежде всего акцизам. При рассмотрении акцизов отмечал, что при выборе объектов акцизного обложения надо согласовывать интересы казны с экономическими интересами страны. С этих позиций наиболее выгодным в тот период было обложение акцизами спиртных напитков, табака, сахара, нефти и т.п. Начиная с 1893 г. постепенно вводилась питейная монополия. Как особо подчеркивал С.Ю. Витте, результаты питейной монополии оказались «благоприятными как с точки зрения финансовой, так и с точки зрения народного хозяйства, народного здравия и общественной нравственности» [3] .

Вместе с тем, апробировались налоги, не свойственные системам налогообложения других стран. Так, в 1883 г. в городах и поселках вводится государственный квартирный налог. Налогообложение киноиндустрии также впервые было введено еще в царской России. Таков был результат бурного успеха первого российского полнометражного фильма «Осада Севастополя». Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить «синематограф» налогом.

Но в целом, многие направления налогообложения, введенные Витте не потеряли актуальности и сейчас.

В целом, в XIX веке не было создано идеологических предпосылок для сбора налогов.

Научная мысль в области налогообложения также не была сформирована. Одной из наиболее значительных российских научных работ первой половины XIX века является исследование Николая Ивановича Тургенева «Опыт теории налогов», однако автор уделяет много внимания налоговым системам зарубежных стран. Этот факт сам автор объяснял тем, что писал работу «вне России». Таким образом, при осуществлении реформирования системы налогообложения реформаторы полагались, прежде всего, на идеи зарубежных мыслителей. Но при переложении на российскую почву реформы не всегда давали должный результат.

Налоговая система постоянно подвергалась реформированию. Налогообложение не было основано на принципе справедливости, а вся тяжесть налогообложения была переложена на плечи населения. Законодательно было закреплено неравенство между налогообложением неимущих слоев населения, появившейся промышленности и дворянством. Также отличительной чертой является следование иностранным экономическим идеям в сфере налогообложения. В XIX веке обозначился конфликт бизнеса и власти. Неравноправие в налогообложении послужило в дальнейшем усилению революционных настроений в стране.

[1] Финансы, №10 — 1999г.

[2] Россия в XIX – XX веках. Материалы II Научных чтений памяти профессора В.И. Бовыкина. — М., 2002. – С. 28.

  • Реформы Александра I
    • Влияние личных качеств Александра I на реформы
  • Первые реформы Александра I
    • Создание министерств
    • Сенат
    • Синод
  • Программы преобразования с участием Сперанского (второй этап реформ)
    • Преобразование Сената
  • Финансовая реформа
  • Реформа образования
  • Крестьянская реформа
  • Проекты конституционных реформ
  • Итоги реформ

Реформы Александра I

Александр I пришёл к власти в 1801 году путём участия в перевороте и убийстве Павла I, пятилетнее правление которого ознаменовалось жестокостью. Вину за гибель отца Александр чувствовал всю жизнь.

Будущий император воспитывался под влиянием Екатерины II, поэтому был образован согласно западному образцу. Его стремлением было создание гуманного общества, Александр поддерживал идеи Французской революции — это и стало предпосылками для большого количества реформ.

Первые шаги во внутренней политике были направлены на возвращение привилегий дворянам и исправление ущерба, нанесённого государству во время правления Павла 1. Выезд за границы страны стал свободным, возобновились международные связи, произошло ослабление цензуры.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Эпоха императора Александра I отметилась либеральной реформаторской деятельностью:

  • создание Негласного комитета — органа, компетентного возражать самодержцу;
  • изменение структуры управления;
  • крестьянская реформа;
  • нововведения в сфере образования;
  • финансовая реформа;
  • предоставление конституционных прав Польше и Бессарабии;
  • создание проекта российской Конституции.

Почти весь период правления Александра был связан с войнами против Наполеона. Внешняя политика государя была направлена на решение проблем с французами. Первая война в 1805 году завершилась поражением России и их соратников под Аустерлицем. В Отечественной войне 1812 года император практически не участвовал, доверив бразды управления компетентным полководцам. После разгрома Бонапарта российская армия продолжила победное шествие до Парижа. Этому способствовали интриганские ходы прусских ставленников при дворе императора. Под их влиянием Александр I приобрёл уверенность в том, что его священной миссией является уничтожение тирании Наполеона в Европе.

Влияние личных качеств Александра I на реформы

В историографии Александр получил название Благословенного. Среди личных качеств императора можно выделить:

  • доброта;
  • весёлый нрав;
  • деликатность;
  • впечатлительность;
  • доброжелательность;
  • нерешительность.

Именно этими качествами Александра I продиктовывались многие его реформы. Положение крестьян его ужасало, поэтому были созданы попытки если не упразднить крепостное право, то хотя бы смягчить его. Вследствие своей впечатлительности, император был подвержен влиянию со стороны. Нерешительность и опасения спровоцировать дворян на новый переворот не дали в полной мере осуществиться всем реформаторским задумкам Александра, которые были направлены на ограничение или уничтожение самодержавия.

Первые реформы Александра I

Для обсуждения и создания реформ Александром I была создана организация, получившая название Негласный комитет. Идея её создания появилась у будущего императора еще в возрасте 15 лет. В его состав вошли ближайшие друзья Александра, разделявшие его либеральные взгляды (граф Кочубей, граф Строганов, Новосильцев, князь Чарторыжский ). Государственного статуса организация не получила, однако, она обладала широкими полномочиями.

Внутренняя политика делилась по направлениям, разработкой каждого из которых занимался один из членов комитета:

  1. Вопрос крестьянства (Новосильцев).
  2. Создание министерств (Чарторыжский).
  3. Реформирование Сената (Строганов).

Создание министерств

Существовавшие на тот момент органы власти — коллегии — изжили себя и требовали реорганизации. Чарторыжский в своём проекте предложил произвести разделение органов власти. Для этого необходимо было сформировать ведомства, наделённые определёнными функциями. Возглавлять каждое из ведомств должно было одно должностное лицо, ответственное за действия всей отрасли.

Итогом работы Негласного комитета стало формирование следующих министерств:

  • иностранных дел;
  • военное;
  • морское;
  • внутренних дел;
  • финансов;
  • юстиции;
  • народного просвещения;
  • коммерции.

Особенностью реформы была подотчетность министров лично императору. Внутри министерства делились на департаменты, департаменты — на отделения, отделения — на столы, возглавляемы столоначальниками.

Данный реформаторский проект Негласного комитета был доведён до конца.

Сенат

Сенат — один из высших органов государственной власти, часто верхняя палата законодательного собрания. В некоторых странах сенатом называют отделения в составе высших судебных инстанций.

Реорганизацию Сената начинала в своё время Екатерина II, эти начинания и продолжил Негласный комитет. Проект включал в себя такие пункты:

  1. Сенат являлся верховной административной единицей, судебные функции входили в его сферу деятельности.
  2. Деятельность Сената ограничивалась только императором.
  3. Председательствовал в Сенате государь.
  4. Указы Сената должны были исполняться всеми.
  5. В Сенат поступали ежегодные отчёты министров о проделанной ими работе.
  6. В случае расхождения постановлений Сената с точками зрения генерал-прокурора или обер-прокурора, обсуждение вопросов продолжалось уже с участием императора.
  7. Если в Сенат попадали дела о лишении дворянства, такие вопросы решались только с участием государя.

Синод

Синод — собрание наиболее влиятельных представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ

Преобразования коснулись и Святейшего синода — главного органа церковной власти. Отменены были обязательные ранее собрания, его члены вызывались на заседания выборочно главой Синода. Возглавил его чиновник, получивший звание обер-прокурора, Александр Голицын.

В 1813 году состав Святейшего синода был изменён. Некоторых митрополитов и епископов не устраивали изменения, проводимые Голицыным. В 1817 году, после создания Министерства духовных дел и народного просвещения, Синод стал подведомственным ему и оказался равным в положении с католической коллегией и другими иноверными духовными управлениями.

Программы преобразования с участием Сперанского (второй этап реформ)

Следующий этап реформ времён правления Александра I связывают с именем Михаила Сперанского. Его деятельность начинается с участия в разработке организации министерств, совместно с Негласным комитетом. В 1809 году он разработал проект «Введение к уложению государственных законов». Целью была реорганизация системы государственного управления. Согласно данному плану, в государстве должны были пройти следующие изменения:

  1. Предлагалось разделение власти на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Законодательную власть представляла Государственная Дума, исполнительную — Министерства, судебную — Сенат.
  2. Реорганизация Негласного комитета в Государственный совет, задачей которого являлась разработка законопроектов и передача их в Думу для голосования. После принятия Думой, проекты могли становиться действующими законами. Главой Совета был назначен Сперанский.
  3. Разделение российского общества на классы: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и рабочий народ.
  4. Определялись гражданские права для всех сословий. Политическими правами наделялись два сословия: дворянское и среднее.
  5. У крестьян появлялась возможность выкупить себя и поменять, таким образом, сословие.
  6. Выборы в Государственную Думу состояли из 4 этапов. Первое и второе сословие избирали волостную думу, которой избиралась уездная, члены уездной думы выбирали губернскую. Уже депутаты губернской думы избирали Государственную.
  7. Во главе Государственной Думы стоял Канцлер, которого назначал император.

Проекты реформ системы государственной власти

Преобразование Сената

В 1811 году Сперанским был предложен законопроект по реорганизации Сената — «Уложения Правительствующего Сената». В документе предлагались следующие идеи:

  1. Деление Сената на Правительствующий (функции управления) и Судебный (основной орган государственной судебной власти).
  2. Создание судов территориального значения — губернский, волостных, окружных.
  3. Было высказано предложение о наделении крепостных гражданскими правами.

Из всех предложенных Сперанским идей, была воплощена и доведена до конца одна — создание Государственного Совета. Многие его мысли и начинания были раскритикованы и негативно восприняты дворянством. Поэтому Александр I, опасаясь переворота, не стал претворять в жизнь все реформаторские предложения Сперанского.

Финансовая реформа

В начале правления Александра I, ввиду дефицита бюджета, был произведён дополнительный выпуск ассигнаций (бумажных денег). Что привело к их значительному обесцениванию. Правительство попыталось стабилизировать финансовую ситуацию. В феврале 1810 года ассигнации были объявлены государственным долгом, объем их обращения собирались сократить.

Для проведения финансовой реформы привлекли М. Сперанского и нескольких светил в сфере экономики. Была сформирована комиссия по погашению государственного долга. Средства для денежной реформы находились за счет:

  • приватизации части государственного имущества;
  • выпускались государственные облигации займа с процентом в серебре;
  • сокращались траты в бюджете.

В июне 1810 года вышел Манифест, установивший единственную монетную единицу — серебряный рубль. Чтобы стабилизировать государственные финансы, произошло увеличение налогов и появление новых.

Для денежного притока средств в казну и уменьшения конкуренции для отечественных товаров, были введены большие пошлины на ввоз французских предметов роскоши, импорт некоторых из них был запрещен.

На начало 1810 года доходы государства составляли 105 млн. руб., а расходы — 230 млн. руб. К концу 1811 года, благодаря проведенным финансовым мероприятиям, дефицит бюджета снизился до 6 млн. руб., а доходы составили 300 млн. руб.

Однако, военные затраты в 1812 году потребовали выпуска ассигнаций снова.

К 1814-15 годам курс ассигнаций снизился до 15 копеек серебром за 1 рубль, инфляция достигла пика. С 1818 года ассигнации стали изымать из обращения, однако, это не остановило падение курса. Сложившаяся ситуация сделала невыгодным предоставление кредитов, создание акционерных предприятий, что привело к торможению развития торговых и кредитных отношений в России.

Реформа образования

После создания Министерства народного просвещения, реформам подверглась и образовательная сфера. Были созданы 6 учебных округов:

  • Московский;
  • Виленский;
  • Харьковский;
  • Дерптский;
  • Петербургский;
  • Казанский.

Были открыты университеты в Казани и Харькове. В Петербурге — Педагогический институт.

В 1803 году было произведено реформирование устройства образовательных учреждений, основанное на принципах бессословности:

  1. Приходские училища. Обучение длилось 1 год. Принимались все дети, без различия по сословиям. Велось обучение арифметике, письму, чтению, природоведению , закону Божьему.
  2. Уездные училища. Обучение — 2 года. в таких образовательных заведениях детей готовили к поступлению в гимназию.
  3. Обучение в гимназии составляло 4 года и давало полное среднее образование. Преподавались гуманитарные науки и математика. Велась подготовка к поступлению в университет. Для желающих преподавались: коммерция, технология, 2 иностранных языка.
  4. Университеты принимали в свои ряды студентов всех сословий. К каждому университету прикреплялся свой учебный округ, в котором давалось право организовывать управление учебными заведениями, назначением учителей в училища или гимназии. Главной задаче было подготовить студентов к государственной службе. При университетах существовали учреждения воспитания — благородные пансионы.

Для лиц дворянского происхождения были открыты лицеи, которые давали высшее образование: Царскосельский (1811), Ришельевский (Одесса, 1817), Волынский (Кременец, 1819), Нежинский, Демидовский (Ярославль), Катковский (Москва).

В каждом губернском городе должна была быть гимназия, в каждом уездном — училище.

Данная реформа не могла осуществиться в полном объеме из-за крепостного права. Так как открытие школ для крестьян должно было осуществляться на средства самих помещиков. Как следствие — во многих сёлах и в некоторых городах начальные школы не были открыты.

Крестьянская реформа

Ситуация с крепостным правом глубоко возмущала Александра I, важная часть его реформ была направлена на улучшение положения крестьян. В 1803 году был издан указ о вольных хлебопашцах, который разрешил крестьянам выкупаться вместе с землей по договору с помещиком. Был введен запрет на продажу крепостных на ярмарках и размещение в газетах объявлений о продаже людей.

Желание освободить своих крепостных высказало Прибалтийское дворянство. В этих краях крепостное право было не настолько жестким, как в других губерниях. 4 июня 1816 года Александр I утвердил Положение об эстляндских крестьянах. Согласно указу, крестьяне становились свободными, однако, земли переходили к помещику. Запрещалось свободное передвижение крестьян и выбор сферы деятельности. Данное положение было первым шагом на пути к отмене крепостного права, однако, не принесло ощутимого результата. Многие крестьяне готовы были оставаться подневольными, чтобы не терять землю.

На протяжении всего периода своего правления, император разрабатывал проект об отмене крепостного права. Он лёг в основу законопроекта 1861 года.

Проекты конституционных реформ

После Отечественной войны 1812 года началась активная подготовка конституционных проектов. Первые шаги были сделаны в двух направлениях:

  • 1815 год — предоставлена Конституция Царству Польскому;
  • 1818 год — Бессарабия приобрела автономию на основании конституционного документа «Устав образования Бессарабской области».

Далее началась разработка плана Конституции России во главе с Н. Н. Новосильцевым. Был подготовлен проект «Государственная уставная грамота Российской империи». Его основными пунктами были следующие:

  • Установление в России конституционной монархии.
  • Формирование двухпалатного Парламента — Государственного Сейма (Сенат и Посольская палата).
  • Члены в Посольскую палату избирались дворянскими собраниями и утверждались императором.
  • Депутатов Сената назначал император.
  • Законы предлагались исключительно императором, однако, они должны были в обязательном порядке одобряться сеймом.
  • Предполагалось деление России на 10-12 наемничеств, объединенных на федеративных началах.
  • В наместничествах устанавливалось свое самоуправление, по образцу общероссийского.
  • Устанавливались общегражданские свободы (свобода слова, печати, право на частную собственность).
  • Вопрос крепостного права не поднимался — предполагалось разрабатывать его параллельно с принятием Конституции.

Принятие Конституции задерживалось отсутствием единого мнению по решению крестьянской проблемы. Обсуждение заняло несколько лет и не приняло каких-либо форм по причине нерешительности Александра и яркого противоборства дворянства этой идее. Приближенным ко двору стал П. Аракчеев, с деятельностью которого связан закат реформ, в том числе и конституционных.

Итоги реформ

Делая выводы, можно сказать, что реформаторская деятельность Александра I характеризуется положительными тенденциями. Была создана новая, более совершенная система управления. Особую роль играло учреждение Государственного совета, который был постоянно действующим органом власти, в отличие от собираемых ранее совещаний. Вертикаль исполнительной власти стала более четкой и оформленной. Правление Александра I носило либеральный характер.

Война с Францией прервала этап реформ, многие изменения, запланированные Сперанским, не были доведены до конца. Остались на бумаге: идея разделения власти на 3 ветви, превращение Сената в основной административный орган управления, учреждение конституционной монархии.

Нерешенным остался вопрос крестьянского права, хоть и были сделаны некоторые шаги в этом направлении.

Причинами незавершенности многих реформаторских начинаний во время правления Александра I стали:

  • непоследовательность и нерешительность;
  • неготовность общества к кардинальным изменениям;
  • недостаток людей, способных воплощать реформаторские идеи в административном составе.

Некоторые историки называют преобразования времён Александра I бюрократической революцией. Министры стали основными управляющими в системе и были наделены довольно широкими полномочиями, они были практически не контролируемыми никем. Некоторые важные вопросы могли решаться в ходе беседы императора с министрами, хотя законодательно они обязаны были приниматься Государственным советом.

В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе.

Шарль де Голль

Негласный комитет

негласный комитет при александре 1

Вступив на престол, Александр 1 искал соратников, на которых можно было бы положиться при руководстве страной. В результате был создал Негласный комитет, в который вошли доверенные императору людям: Строганов, Чарторыйский, Кочубей, Новосильцев. Это были ближайшие соратники императора, которые стояли во главе всех реформ, которые начали проводиться в Российской Империи. Всего Негласный комитет состоял из 12 человек. Официальная работа его началась в июне 1801 года и продолжалось до мая 1802 года. По начальному замыслу основное направление деятельности Комитета заключалась в ограничения самодержавия, но решено было начать с местных, менее масштабных реформ.

Реформы 1801 года

Первые шаги либеральных реформ императора Александра 1 начались с амнистии всех, кто пострадал при Павле 1. В результате амнистии подверглось 12 тысяч человек. Это был вполне осознанное шаг, который наглядно демонстрировала, что Александр не разделяет взглядов своего отца, и что люди, которые представляют угрозу для Павла, являются друзьями для Александра. Это было кардинальное изменение курса внутренней политики страны. Кроме того в 1801 году либеральные реформы включали в себя следующие направления:

  • Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
  • Разрешение свободного выезда за границу.
  • Разрешение свободного ввоза из заграницы любой литературы.
  • Ликвидация Тайной экспедиции. Тайная экспедиция это специальный надзорный орган, который занимался политическим и гражданским сыском. Его место фактического занял теперь Сенат.

Эти реформы были проведены 2 апреля 1801 года. Они не носили кардинальных перемен для страны, но лишний раз подчеркивает курс Александра 1, который стремился изменить все, что делал его отец. Кроме того в этом году была проведена еще 1 реформа, согласно которой разрешалось мещанам и крестьянам покупать землю (указ от 12 декабря 1801). Кроме того, дворянам запрещалось подавать объявления в газету о продаже своих крепостных.

объявление о продаже крепостного

Реформа 1802 года

1802 год ознаменовался реформированием органов местной и государственной власти. В частности, Сенат получил особые полномочия, стал высшим судебным органом в стране. Кроме того, Сенат занимался еще и тем, кто контролировал деятельность всех органов местной государственной власти. Одновременно с этими реформами, Александр 1 изменил коллеги, поставив на их место министерства (указ от 8 сентября). Реформы в России 1802 года породили следующие министерства (всего их было создано 8): военное, юстиции, морское, внутренних дел, иностранных дел, народного просвещения, финансов и коммерции. Для координации деятельности министерства был создан Комитет министров, который фактически занимался вопросами управления внутри страны. Все члены Негласного комитета вошли в новое правительство (надобность в Негласном комитете ропала):

  • Кочубей занял пост министра внутренних дел.
  • Строганов стал заместителем министра внутренних дел.
  • Новосильцев получил должность министра юстиции России.
  • Чарторыйский официально числился заместителем министра иностранных дел, хотя на практике был не заместителем, а полноценным руководителем данного министерства.

Реформы 1803 года

Одними из самых значимых являются либеральные реформы Александра 1 в 1803 году. В начале этого года произошло реформирование системы народного просвещения. Молодой император настаивал на том, чтобы образование и науки были доступны для всех слоев населения, включая крестьян и бедноту. Также было увеличено количество университетов, которые дополнительно получили больше независимости.

Однако самое важное событие этого года, а также одна из важнейших реформ царствования Александра 1, произошла 20 февраля 1803 года. В этот день был издан указ о Вольных хлебопашцах. Согласно этому указу крестьяне могли по согласованию с помещиком выкупить свою свободу. В данной статье мы не будем подробно останавливаться на этом указе, поскольку он уже подробно описан на нашем сайте, и вы можете найти этот материал.

крепостные крестьяе и реформы

Все либеральные реформы с 1801 по 1804 года

Выше мы рассмотрели только основные либеральные реформы, которые проводились в России на начальном этапе правления Александра 1. Этих реформ было гораздо больше, и они оказывали воздействие на все сферы жизнедеятельности государства. В частности, реформаторская деятельность императора затронула следующие направления:

  • Образование. Александр заявил о бесплатном начальном образовании для всех. Что касается самих учебных заведений, то они были разделены на четыре основные категории: церковные школы, уездные школы, гимназии и университеты.
  • Нормы поведения и жизни. Был утвержден первый либеральный цензурный устав.
  • Открытие новых университетов. Были открыты крупные университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Работа университетов контролировалась вновь созданным министерством народного просвещения.
  • Шаги к освобождению крестьян. Впервые были озвученны и четко определены крестьянские повинности, а также возможности для выкупа своей свободы крестьянам у помещиков.

таблица либеральных реформа Александра 1

Именно такими были либеральные реформы Александра 1 на начальном этапе его правления. Молодой император с одной стороны пытался показать, что он не разделяет взглядов своего отца но, с другой стороны пытался создать условия для лучшей жизни внутри страны. Можно сколько угодно говорить о причастности Александр к смерти Павла 1, его любви или не любви к России, но его реформаторская деятельность на начальном этапе носила исключительный характер, который был направлен на попытки улучшения жизни в стране.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены вопросы возникновения и развития налогообложения, развитие налогообложения в России на разных этапах становления государства, а также проследим историю развития налогообложения при правлении различных царей, при реформах, вплоть до современности.
Цель курсовой работы - рассмотреть становление и развитие налогообложения в России.

Оглавление

Введение
1. Налоги в Древнерусском государстве
2. Подати и сборы в XVI-XVII вв.
3. Налоги в Российской империи в XVIII в.
3.1.Налоговые реформы Петра I
3.2 Изменение в налоговой системе в 1725-1750 гг.
3.3. Налоговая система и налоговая политика в России во 2 половине XVIII в.
4. Налоговая система XIX в.
4.1.Изменение в налоговой системе в период царствования Александра I
4.2 Изменение в налоговой системе, связанные с реформой 1861 г.
4.3 Налоговая система 1881 - 892 гг.
5. Налоговая система 1892 – 1917гг.
6. Налоговая система в Советской России 1917 – 1991 гг.
7. Налоговая система в РФ
Заключение
Список литературы
Задача

Файлы: 1 файл

Налоги курсовик.doc

В дореволюционной России с кочевых народов взималась в виде государственной подати или местного сбора, поступавших в губернские бюджеты, кибиточная подать, введенная в 1824 г. Единицей обложения служила кибитка, повозка, юрта и т.п. Размер кибиточной подати постоянно повышался.

В период царствования Николая I (1796—1855, российский император с 1825) в налоговую систему вносится ряд изменений. По Манифесту о короновании Николая I (22 августа 1826 г.) были прощены недоимки подушной подати за три года. В связи с проведением денежной реформы был издан Указ «О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу» (9 ноября 1839 г.). 13 июня 1851 г. были утверждены Устав и правила о земских повинностях (дорожной, почтовой, квартирной и др.) с возложением контроля на комитет о земских повинностях.

В первой половине XIX в. наряду с рассмотренными выше видами налогообложения вводятся акцизы на предметы массового потребления: в 1839 г. — на табак, в 1848 г. — на сахар и специальные государственные сборы.

В 1834 г. был введен сбор с проезда по шоссе Санкт Петербург — Москва. К 1863 г. этот сбор распространился на 23 шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, с железнодорожных грузов, сборы в морских портах. В разные годы устанавливались паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов, вводилось налогообложение полисов по страхованию от пожара. Кроме того, взимались пошлины с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (в зависимости от степени родства применялись ставки от 1 до 6% со стоимости имущества).

В сфере податного налогообложения был проведен ряд изменений. В 1832 г. учреждается новая сословная группа — почетные граждане. Почетные граждане освобождались от уплаты подушной подати, на них не распространялась рекрутская повинность, кроме того, они освобождались от телесных наказаний.

Во второй четверти XIX в. осуществляется ряд изменений в системе взимания горной подати. Значительное развитие золотого промысла и выгоды, которые извлекали из него промышленники, вызвали в 1840 г. повышение подати с золота до 20% и установление дополни тельной 4 рублевой подати с фунта золота.

В середине XIX в. налоговое обложение крестьянства в России еще более возросло. В 1857 г. 70% всех прямых налогов составляли подушная и оброчная подати, а наибольшая часть косвенных налогов, сумма которых в два с половиной раза превышала сумму прямых на логов, приходилась на питейный сбор и соляной налог. Как прямые, так и косвенные налоги ложились главным образом на крестьянство.

4.2. Изменения в налоговой системе, связанные с реформой 1861 г.

С именем Александра II (181,8—1881, российский император с 1855) связаны самые значительные преобразования в экономической и политической жизни России XIX столетия. Одним из важнейших изменений была крестьянская реформа 1861 г.

19 февраля 1861 г. Александром II были утверждены Положения о крестьянах, а 5 марта того же года состоялось торжественное объявление «воли». Крепостные крестьяне были освобождены от крепостной зависимости с землей, но наделы были во многих местах урезаны соответственно особым нормам. Земля отдана была крестьянам в постоянное пользование с уплатой за нее определенного сбора.

В связи с проведением реформы 1861 г. в налоговой системе были осуществлены следующие важнейшие преобразования: 1) была изменена система сбора промыслового налога, 2) введено налогообложение земли, 3) устанавливается подомовой налог, 4) вводятся земские налоги и сборы, 5) указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменяются акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом). При этом сохранялась важная роль в системе государственных доходов следующих видов налогов — подушного налога, питейного и таможенного сборов, соляного налога (в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866), акциза на керосин (1872), акциза на табак.

При Александре II система взимания промыслового налога была усложнена: налог стал подразделяться на основной (прежний патентный сбор) и дополнительный. Основной налог устанавливался в твердых ставках (рублях) в зависимости от разряда предприятия и класса местности. Дополнительный налог предприятия, обязанные представлять отчетность, платили в виде налога на прибыль по процентным прогрессивным ставкам (процентный сбор) и налога на основной капитал по твердой пропорциональной ставке — 15 коп. (позднее 20 коп.) с каждых 100 руб.

В России государственный поземельный налог был введен в 1875 г. в форме раскладочного налога. Величина поземельного налога устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между отдельными владельцами земли. Поземельные налоги представляют собой группу прямых реальных налогов, объектом обложения которыми являются участки земли или доходы от владения или использования земли.

Подомовой налог в России был введен в городах в 1863 г. в форме налога с недвижимого имущества. Обложению подлежали жилые дома, фабрики, заводы, театры, бани и строения с принадлежащими к ним постройками.

В эпоху царствования Александра II наряду с государственными прямыми налогами создается система земских (местных) налогов и сборов. Земские сборы были законодательно оформлены в 1851— 1864 гг. Параллельно с системой налогов, пошлин и сборов в России действовала система повинностей. По уровню местного самоуправления повинности подразделялись на земские и мирские. Земские повинности представляли собой вид местного обложения в дореволюционной России; имели как денежную, так и натуральную форму. Денежные земские повинности использовались на содержание местного административно полицейского аппарата, школ, больниц, пожарной охраны и т.п. Натуральные земские повинности применялись при ремонте дорог, мостов и т.д. Устанавливались земские повинности либо государством (ремонтные работы, почтовая и пр.), либо самими земствами (на содержание школ, больниц и т.п.).

Мирские повинности в Российской империи представляли собой специальные повинности в денежной или натуральной форме (помимо государственных и земских сборов), которые несли сельские и волостные крестьянские общества. Натуральные повинности отбывались путем выполнения определенных работ, денежные — носили нА звание мирских сборов. Ряд натуральных и денежных мирских повинностей имел обязательный характер: содержание органов волостного и сельского управления, покрытие расходов по прививке оспы, под держание в исправности дорог. К концу XIX в. мирские повинности составляли более 20% всех платежей крестьян.

Дорожные повинности представляли собой возложенную государством на население обязанность участвовать личным трудом, транспортными и денежными средствами в строительстве, ремонте и содержании шоссейных и грунтовых дорог и мостов. На устройство и содержание шоссейных дорог общегубернского значения дорожные повинности взимались в денежной форме. Участие населения в содержании грунтовых дорог осуществлялось в виде натуральных дорожных повинностей.

4.3. Налоговая система России с 1881 по 1892 г.

С периодом правления Александра III (1845—1894, российский император с 1881) связаны существенные изменения в российской истории налогов. Политическая реакция, наступившая после убийства Александра II (1 марта 1881 г.), отразилась на финансовом состоянии страны. Ситуация осложнилась двумя годами практически повсеместных неурожаев (1884 и 1885), что вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли страны.

28 декабря 1881 г. принимается закон об обязательном выкупе еще не выкупленных к тому времени крестьянских оброков, с понижением нормы выкупных платежей на 20% по сравнению с установленными по положению 19 февраля 1861 г.

С 1 января 1883 г. отменяется подушная подать для некоторых категорий плательщиков на общую сумму 19 млн. руб., а затем и вовсе уничтожена для всех податных сословий Европейской России по Закону 28 мая 1885 г. (с 1 января 1886 г.). При этом были увеличены поземельные сборы с бывших казенных крестьян на 45% под предлогом перевода их с оброка на выкуп (по Закону 12 июня 1886 г.), и повышается акциз на спирт. Кроме того, вводятся акциз на осветительные нефтяные масла (1887), акциз на спички (1888), налог с наследств (Закон от 15 июня 1882 г.) и налог на процентные бумаги (Закон от 20 мая 1885 г.).

Налог на денежный капитал впервые в России был установлен Законом 20 мая 1885 г., когда была уничтожена подушная подать и введен ряд налогов, имевших целью обложение на началах подоходности. От налогообложения освобождались (помимо бумаг, свободных от обложения по условиям их выпуска): 1) проценты по вкладам в сберегательные кассы, ссудо-сберегательные товарищества и сельские банки; 2) доходы (дивиденды и прибыли) по акциям и паям промышленных и торговых предприятий, облагаемых особым процентным налогом в составе промыслового налога.

Пошлинами с имуществ, переходящих безвозмездными способами, облагались наследование, дарение, пожалование и т.п.

Наблюдение за правильностью исчисления и поступления пошлин с наследств первоначально лежало на судебных «установлениях», а с учреждением податных инспекторов отошло в ведение Казенных палат. Фискальное значение наследственных пошлин было сравнительно невелико. На рубеже XIX—XX вв. ежегодные поступления составляли от 5 до 6 млн. рублей.

В 1881 г. была произведена надбавка в 10% на весь тариф. 16 июня 1884 последовало повышение пошлины на чугун, были повышены пошлины на вальцевые железо, сталь, машины. В 1884 г. была также установлена общая пошлина на уголь с дифференциальным обложением угля, ввозимого через черноморские порты и западную сухопутную границу.

В качестве заслуг Бунге как министра финансов нередко выделяется его стремление к введению в Российской империи подоходного налога. Однако, опасаясь коренной ломки хозяйственных отношений, он не решился сразу приступить к введению подоходного налога и на первое время установил ряд частных налогов, имевших значение мер, подготовлявших введение единого подоходного налога.

К числу других изменений, осуществленных по инициативе Бунге, относятся: регламентация фабричного труда (Закон 1 июня 1882 г.), реформирование городских и частных банков (Правила 26 апреля 1883 г.), питейная реформа (1885).

Налоговая политика в России в последние годы императора Александра III в значительной степени связана с именем И.А. Вышнеградского. В этот период, совпавший с усилением экономического роста в стране, основное внимание уделяется внутренним косвенным налогам (акцизам) и ввозным таможенным пошлинам. Система прямых налогов в этот период оставалась практически неизменной. Увеличение поступлений от прямых налогов происходило исключительно за счет экономического роста.

В сфере косвенных налогов происходят следующие изменения: вводится дополнительный раскладочный сбор с купеческих и негильдейских предприятий (1889); увеличивается добавочный сбор с акционерных обществ и товариществ на паях (1887); вводится обложение акций железнодорожных предприятий, гарантированных в размере 5% и негарантированных в размере 3% (в 1887 г.).

Существенно изменяется система акцизов на алкогольные напитки. Питейный акциз был повышен в 1887 г. с 9 до 9 14 коп. с градуса; патентный сбор в некоторых губерниях увеличен, перекур, шедший в пользу заводчиков, ограничен. В том же году был введен новый тариф бандеролей на табачные изделия, с повышением на 20—50%.

В 1888 г. были введены два новых акциза — нефтяной (40 коп. с пуда всех осветительных масел и 30 коп. с пуда легких) и спичечный; при экспорте указанные товары акцизами не облагались.

В 1890—1891 гг. вводятся дополнительный акциз (40 коп. с пуда) на рафинированный сахар и особый дополнительный сбор за право рафинировать сахар.

Одной из основных целей фискальной политики правительства становится повышение таможенных доходов. В 1887 г. повышаются ввозные пошлины на чугун (до 25 коп.), увеличивается обложение железа, стали, чугунных, железных и стальных изделий, машин, паровозов, судов и руды. Начинает взиматься пошлина с ввоза растений; повышается пошлина на хлопок с 45 коп. до 1 руб., бумажную вату и пряжу, сельскохозяйственные машины и орудия, пряности, лекарства, золотые, серебряные и платиновые изделия, столярные, токарные изделия, кружева, пуговицы, стеклярус и в особенности на каменный уголь.

Под влиянием сильного повышения курса кредитного рубля (до 4/5 ценности металлического) в 1890 г. было признано необходимым повысить все прежние тарифные ставки на 20%. Пошлины на каменный уголь и кокс были повышены на 4%.

Государственные доходы от таможенных пошлин и сборов увеличились с 98,3 млн. руб. в 1887 г. до 122,6 млн. руб. в 1891 г. Таможенные платежи к началу XX в. обеспечивали до 14% всех доходов государственного бюджета.

5. Налоговая система 1892 – 1917 гг.

В период правления Николая II (1868—1918) значительные преобразования финансовой системы проводились известными государственными деятелями С.Ю. Витте и П.А. Столыпиным. С.Ю. Витте возглавлял Министерство финансов 11 лет. Он вошел в историю как дальновидный стратег и министр-предприниматель. Этот период характеризуется значительным ростом доходов бюджета. Основным фактором явилось фактическое огосударствление железных дорог и введение винной государственной монополии. Таким образом, было доказано, что при умелом управлении казенный сектор может быть не менее эффективным, чем частный. При этом он указывал, что частный сектор в первую очередь соблюдает интересы не государства, а своих участников

6. Налоговая система в Советской России 1917-1991гг

Читайте также: