Налоги и экономический кризис

Опубликовано: 30.04.2024

В статье рассматривается влияние кризиса на поступление налогов в бюджетную систему России. Проведен анализ поступления налогов в бюджетную систему РФ. Предложены меры по совершенствованию налогового администрирования в условиях кризиса и преодолению отрицательного влияния экономического кризиса на поступление налогов в бюджетную систему.

In article the influence of crisis on receipt of taxes in budgetary system of Russia is considered. The analysis of receipt of taxes in budgetary system of the Russian Federation is carried out. Measures on perfection of tax administration in the conditions of crisis and to overcoming of negative influence of an economic crisis on receipt of taxes in budgetary system are offered.

Ключевые слова: мировой финансовый кризис, налоги, налоговое администрирование, налоговое планирование, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость.

Keywords: world financial crisis, taxes, tax administration, tax planning, the profit tax, the value-added tax.

Для любого государства, на какой бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, обеспечение доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды и, соответственно, создаются материальные условия для функционирования публичной власти. Мировой экономический кризис, обернувшийся для России падением цен на энергоносители и оттоком капиталов, привел к резкому снижению поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ. Это обусловило необходимость корректировки всех сфер экономической жизни, в первую очередь внесения изменений в сферу налогообложения.

Налоговая система существенно пострадала в условиях финансового кризиса. В совокупности со снижением объемов производства и цен сократились налоговые базы, что привело к резкому снижению налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, как в целом, так и по отдельным налогам. За 10 месяцев 2009 г . снижение поступления налоговых доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды, по налогам, администрируемым Федеральной налоговой службой, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составило 21,2 %, в консолидированный бюджет РФ – 24,9 %, при этом налоговые поступления продолжают снижаться [2].

Лидер снижения налоговых поступлений - налог на прибыль организаций. В федеральный бюджет за 10 месяцев поступило 23,1% налога по сравнению с уровнем прошлого года, а в консолидированные бюджеты регионов – 56,7% [2].

Факторами, оказавшими негативное влияние на поступления налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ явились:

1) снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5 % до 2%;

2) увеличение числа убыточных предприятий и снижение прибыли, полученной прибыльными организациями;

3) рост цены заемных средств и увеличение объема заимствований у тех налогоплательщиков, которые ранее обходились собственными ресурсами или имели возможность использовать краткосрочные дешевые кредиты, а сегодня вынуждены брать дорогие долгосрочные кредиты;

4) включение в состав затрат всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников в рамках социальных обязательств;

5) изменение амортизационной политики. В 2009 г . методика расчета амортизации в целях налогообложения существенно отличается от расчетов по правилам бухгалтерского учета. Теперь налогоплательщики имеют возможность отказаться от пообъектного начисления амортизации и перейти к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам. Это создает стимулы для инвестиций, которые были утрачены после отмены инвестиционной налоговой льготы, но уменьшает сумму налога на прибыль.

Поступления налога на добавленную стоимость (НДС) от реализации товаров и услуг на территории РФ за 10 месяцев 2009 г . составили 104,8 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, однако темпы поступлений последовательно снижаются, так как продолжается падение объемов производства [2].

Изменен порядок уплаты НДС. Теперь налог уплачивается в бюджет не единовременно 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, а ежемесячно в размере одной трети платежа в течение трех последующих месяцев. Это связано с тем, что в условиях финансового кризиса действующий механизм уплаты налога способствует дефициту оборотных средств у налогоплательщика и ухудшает его финансовое положение, что приводит к снижению налоговых поступлений.

Существенные сбои налогового механизма НДС связаны с применением нулевой ставки налога. Срок сбора документов, обосновывающих применение нулевой ставки, увеличен до 270 дней. При этом на 2009 г . для подтверждения применения льготы предоставлено право подавать в налоговые органы не копии таможенных деклараций, а реестры таможенных деклараций. Был принят также ряд частных решений, упрощающих уплату НДС в отдельных ситуациях.

Поступления акцизов немного выросли (на 3,4 %), но при этом в федеральный бюджет по сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступление снизилось на 35,2 %, а поступления в региональные бюджеты увеличились на 28,9 %. Это связано с ростом поступлений акцизов на нефтепродукты, которые полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Надо отметить, что реализация нефтепродуктов на территории РФ практически не сократилась, а цены если и упали, то незначительно [2].

В 2009 г. сохранены без изменения ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторное масло, однако существенно увеличена ставка акциза на прямогонный бензин, что позволяет создать невыгодные условия для получения автомобильного бензина путем смешения прямогонного бензина с присадками, повышающими октановое число бензина, поскольку чаще всего в результате получается автомобильный бензин низкого качества.

Акцизы на автомобили целиком поступают в федеральный бюджет, однако сокращение выпуска отечественных автомобилей и падение показателя реализации импортных автомобилей обусловили снижение соответствующих поступлений на 26%.

Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ уменьшились на 1,4 % [2].

Снижение поступлений налога на доходы физических лиц явилось следствием:

1) сокращения контингента плательщиков налога за счет роста числа безработных;

2) снижения доходов, полученных налогоплательщиками в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций в результате принятия мер по ограничению в условиях кризиса размеров выплачиваемых дивидендов;

3) уменьшения поступления налогов с доходов, полученных в виде всевозможных выигрышей, поскольку резко сократилось число рекламных акций и кампаний;

4) появления новаций социального характера, выразившихся в увеличении налоговых вычетов по НДФЛ:

- пороговое значение дохода, дающего право на вычет 400 руб. увеличилось до 40000 руб. Эта мера вызвала существенное выпадение доходов бюджетов регионов, но практически не повлияла на материальное положение налогоплательщиков, поскольку налоговая выгода составляет только 52 руб. в месяц.

- стандартные налоговые вычеты на детей, увеличились с 600 до 1000 руб., пороговое значение дохода, дающего право на вычет, составило 280000 руб., вместо 40000 руб. Однако эта мера на демографическую ситуацию не повлияет, 130 руб. экономии на налогах не помогут родителям вырастить ребенка. На доходы бюджета указанная мера оказывает крайне негативное влияние.

- имущественный налоговый вычет в связи с приобретением или строительством) жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них увеличился с 1000000 до 2000000 руб.

Поступления налога на имущество физических лиц остались на уровне прошлого года, хотя рыночная стоимость имущества за последние годы резко выросла. Отсутствие методики оценки реальной стоимости имущества делает этот налог неэффективным и несправедливым.

Доходы местных бюджетов от поступлений земельного налога выросли благодаря достаточно современному механизму его определения.

Проблема введения налога на недвижимость и создания реестра имущества взамен ныне действующих налога на имущество физических лиц и земельного налога в настоящее время решается, но в 2010 г. налог не введен.

Растут поступления транспортного налога (на 20 %), поскольку автомобилей с каждым годом становится больше, растет и их мощность, которая является объектом налогообложения и от которой зависит величина налоговой базы.

Крайне сложная ситуация сложилась с поступлениями платежей за пользование природными ресурсами: они сократились на 45 %, при этом основная часть средств поступила в федеральный бюджет. Налоговая база налога на добычу полезных ископаемых резко уменьшилась как за счет падения цен, в основном на нефть, так и за счет сокращения объемов добычи. В результате поступления налога от добычи нефти сократились в наибольшей степени - на 47,8% [2].

С 2009 г. "налоговые каникулы" по НДПИ распространяются на участки недр, расположенные на территориях севернее Северного полярного круга, Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, на континентальном шельфе РФ, Азовском и Каспийском морях. Одновременно отменено условие применения прямого метода учета количества добытой нефти, а также сверхвязкой нефти и нефти на участках недр с высокой степенью выработанности.

Расчет налога на добычу полезных ископаемых по нефти отличается тем, что для определения налоговой базы применяется специальный коэффициент Кц, в механизме расчета которого заложен необлагаемый минимум, который повышается с 9 до 15 долл. с целью учета роста себестоимости тонны добываемой нефти. Это негативно повлияло на размер налоговых поступлений.

Произошло достаточно резкое падение налоговых поступлений от водного налога - на 33,7%. Сократившиеся объемы производства и банкротство многих крупных предприятий предопределили сокращение объема использования воды. На размер поступлений водного налога оказывают влияние низкие ставки налога, которые не меняются и не индексируются с учетом роста стоимости водных ресурсов и уровня инфляции. Для России, которая владеет огромными водными ресурсами, крайне незначительный объем налоговых поступлений (0,5% налоговых доходов федерального бюджета) недопустим. При этом нельзя игнорировать тот факт, что размеры существующих ставок водного налога обеспечивают поступления средств, составляющих менее 30% от суммы затрат, необходимых для содержания и развития водного комплекса.

Несмотря на то, что в 2009 г. ужесточилось законодательство, регулирующее размеры сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, поступления по этому налогу снизились.

За 10 месяцев текущего года наметился резкий спад налоговых поступлений от налогоплательщиков, работающих в условиях специальных налоговых режимов и эта тенденция продолжается. На спад налоговых поступлений от предпринимателей повлияли две главные причины:

- спад производства, приведший к снижению налоговых баз и закрытию предприятий, уход предпринимателей в теневую экономику;

- резкое облегчение налогового законодательства, в том числе и касающегося налогового администрирования, в частности, предоставление права законодательным органам субъектов РФ уменьшать ставку налога при упрощенной системе налогообложения в случае, если объектом налогообложения выступает доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, с 15 до5 %..

Рассмотрим ситуацию с поступлением налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, которая сложилась за 2008-2009 годы в Республике Коми.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ по Республике Коми, тыс. руб. [3]

В 2020 году последствия пандемии коронавируса стали тяжёлым бременем для российской экономики. На фоне введения карантинных ограничений с апреля по июнь ВВП России сократился сразу на 8%, а по итогам всего года снижение может составить порядка 4%. Между тем наблюдаемый экономический спад был более сдержанным, чем в ряде других государств.

«Вопреки негативным прогнозам, в России спад оказался не таким глубоким, как во многих странах мира, а процессы восстановления идут даже более динамично. Прежде всего благодаря своевременным решениям президента и действиям правительства», — заявлял ранее премьер-министр страны Михаил Мишустин.

По его словам, правительство оперативно приняло ряд мер, которые позволили поддержать население и бизнес в непростой период. Речь идёт о предоставлении кредитных каникул, а также о льготных займах для компаний и предпринимателей. Помимо этого, одним из ключевых факторов помощи бизнесу стали налоговые послабления.

Так, для малых и средних предприятий были снижены страховые взносы. Действие этой льготы станет бессрочным и продолжится даже после кризиса. Одновременно властями были приняты беспрецедентные меры по поддержке IT-компаний в виде снижения ставки по налогу на прибыль с 20 до 3%.

Ещё одной мерой стало фактическое введение инвестиционной льготы. Как отмечают эксперты, юридическая возможность предоставлять инвестиционную льготу для бизнеса у регионов существовала давно, однако на деле эта мера не действовала, поскольку в региональных бюджетах не было на это средств. Теперь же благодаря финансовой господдержке компании получили право уменьшать налог на прибыль на ту сумму, которую они потратили на создание или модернизацию производственного оборудования.

«Весь комплекс мер, которые мы проводили во время борьбы с коронавирусом и экономическим кризисом себя оправдал. Теперь мы должны перейти к решению новых задач, и во главу угла по-прежнему ставится безусловное выполнение всех социальных обязательств государства перед людьми», — заявлял Михаил Мишустин.

Высокие траты

Между тем только за счёт снижения страховых взносов, отсрочки и списания налогов бюджет страны потерял порядка 1 трлн рублей. На этом фоне по итогам 2020 года расходы российской казны могут заметно превысить доходы. Так, по оценке Минфина, дефицит бюджета составит 4,4% ВВП.

«Бюджетная политика в 2020—2021 годах в первую очередь ориентирована на содействие борьбе с пандемией и её последствиями. В целях поддержки граждан, бизнеса реализуются пакеты мер, в стоимостном выражении составляющие порядка 5% ВВП», — подчеркнул глава ведомства Антон Силуанов.

На фоне возросших бюджетных расходов правительство планирует нарастить заимствования для пополнения казны. В 2020 году они, как ожидают эксперты, в чистом виде составят 4—4,5 трлн рублей, что вдвое превышает прошлогодний показатель. В 2021 году объём заимствований должен увеличиться ещё на 875 млрд рублей. В результате госдолг России может приблизиться к отметке 20% ВВП, однако такой уровень остаётся неопасным, уверен Силуанов.

Помимо этого, на покрытие дефицита в 2020 году планируется потратить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) порядка 350 млрд. Также в 2021 году средства будут мобилизованы и за счёт сокращения расходов. Отменяется индексация зарплат госслужащих, на 10% урезаны все бюджетные траты, не связанные с социальными обязательствами, на 5% — госпрограмма вооружений. В результате уже в следующем году бюджет получит дополнительно более 900 млрд рублей.

Дополнительные меры

Между тем, как признают эксперты, предложенных мер по балансировке бюджета по-прежнему недостаточно. В связи с этим кабмин анонсировал проект налоговых законов, который позволяет обеспечить необходимые доходы казны.

«Некоторые крупные компании заявляют, что мы забираем деньги только у нефтяных компаний. Это не так. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Это наша осознанная политика», — заявил Мишустин.

Так, правительство увеличивает налогообложение ряда доходных отраслей. В частности, кабмин одобрил и внёс на рассмотрение в Госдуму законопроект о повышении с 1 января 2021 года налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 3,5 раза для металлургов и производителей удобрений. По словам Антона Силуанова, в результате в следующем году российский бюджет дополнительно получит 56 млрд рублей.

Отметим, что на сегодняшний день во всех странах мира компании, добывающие полезные ископаемые, уплачивают государству горную ренту в виде роялти, привязанного к цене на ресурсы. Между тем для российских предприятий, добывающих твёрдые полезные ископаемые, в том числе руду, химическое сырьё, всё это время налоговое законодательство оставалось сверхмягким, уверены эксперты. Горная рента сейчас уплачивается от себестоимости затрат на добычу, что в разы меньше, чем рыночная цена на такие природные ресурсы.

Например, эффективная ставка НДПИ в России по нефти составляет 40—50% от получаемой выручки, по газу — 15%, драгоценным камням — 8%, по драгметаллам — около 6%, а по твёрдым полезным ископаемым — лишь 0,5—0,6%. Для сравнения: в ряде других государств соответствующий показатель варьируется от 2 до 6%.

«Сейчас очень тяжёлая ситуация для бюджета. Поэтому правительство повышает налоговую нагрузку там, где есть возможность. С такой позицией нельзя не согласиться. Потому что значительная часть тех налогов, которые будут поступать и от минеральных удобрений, и от металлургии, и от нефтяников, пойдёт обратно людям. То есть полученные средства будут направлены на бонусные и социальные программы», — объяснил в беседе с RT директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Лишние льготы

Помимо этого, с 1 января 2021 года власти планируют отменить льготы по НДПИ для выработанных месторождений. По словам Антона Силуанова, инициатива принесёт бюджету дополнительно 260 млрд рублей в следующем году.

Как отмечают эксперты, на сегодняшний день система налогообложения нефтяной отрасли в России наполовину состоит из льгот. На этом фоне в ряде случаев компании могут вообще не платить налоги в течение многих лет.

Хотя Министерство финансов неоднократно предпринимало попытки перевести систему на налог на добавленный доход (НДД), старая система всё ещё сохраняется, подчёркивают специалисты.

Между тем некоторые из предоставляемых льгот уже являются морально устаревшими. В частности, речь идёт о так называемом коэффициенте выработанности. Изначально данная льгота была введена для старых выработанных месторождений, поскольку добыча на них намного более затратна, чем на месторождениях с большими остаточными запасами. Однако коэффициент был введен ещё в 2007 году, с тех пор параметры его расчёта не обновлялись, и в настоящий момент приводят не к стимулированию добычи, а к сверхприбыли у нефтяных компаний.

Также власти предлагают изменить параметры налога на добавленный доход (НДД). Первоначально НДД должен был заменить старую систему, но пока он вводился как экспериментальный режим для пилотных месторождений. Тем не менее Минфин обнаружил, что параметры создали перекос в пользу нефтяников — бюджет в результате недополучил 200 млрд рублей в 2019 и 2020 годах. Сейчас идёт донастройка режима через корректировку одного из параметров — это принесёт бюджету дополнительно 97,3 млрд рублей только в 2021 году.

«Расширяют базу налогообложения. То есть какие-то рентабельные или высокорентабельные месторождения и предприятия будут облагаться налогом, чтобы этот налог поступал в бюджет. А дальше из бюджета деньги бы шли на образование, здравоохранение, социальную помощь, строительство. Другими словами, правительство за счёт налогов пытается простимулировать экономику, забирая деньги у высокорентабельных и прибыльных предприятий», — пояснил Георгий Остапкович.

Одновременно власти предлагают повысить акциз на табачную продукцию на 20%. Согласно текущей версии Налогового кодекса, в 2021 году ставки акцизов на табачную продукцию должны вырасти на 4% — до 2045 рублей, а ставка акциза на электронные сигареты и вейпы — до 52 рублей за штуку. В предложенных Минфином изменениях ставки акцизов составят 2359 и 60 рублей соответственно.

По словам Антона Силуанова, инициатива позволит привлечь дополнительно 70 млрд рублей. Министр отметил что «это будет стоить около 20 рублей к пачке, если смотреть на стоимость сигарет в размере примерно около 120 рублей».

Новые условия

Помимо этого, дополнительные доходы бюджету должны принести и пересмотры соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Ещё в конце марта президент России Владимир Путин распорядился повысить налог за перевод дивидендов и процентов на зарубежные счета до 15% с 2021 года.

«Все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом. Сейчас две трети таких средств, а по сути это доходы конкретных физических лиц, в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются ставкой налога лишь в 2%», — указал Путин.

Российский лидер отметил, что такой шаг потребует корректировки соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран. В случае отказа государств принять новые условия Россия будет в одностороннем порядке выходить из подобных договоров.

Как объяснил RT главный аналитик «ТелеТрейд» Марк Гойхман, первоначально соглашения должны были стать стимулом для привлечения иностранных инвестиций в Россию. Так, если, скажем, кипрская компания получает доход от юридического лица в России, то налоги выплачиваются не в обеих странах, а только один раз, причём по льготным ставкам, принятым в республике.

«Однако такое льготное налогообложение позволяет и российскому бизнесу существенно экономить на выплатах казне. Компании зачастую открывают или покупают связанную с ними фирму на острове, которая становится формальным акционером или заимодателем юрлица в России. Оно платит дивиденды или проценты по займам на Кипр. Дивиденды при этом облагаются налогом от 5 до 10%, а проценты по займам — 0%. Это более чем в два раза меньше, чем соответствующая ставка в России (13—15%)», — пояснил Гойхман.

По оценке Минфина, за время действия соглашения с Кипром его юрисдикцией воспользовались многие российские компании. Так, в 2018 году в республику было выведено 1,4 трлн рублей, а в 2019-м — более 1,9 трлн. В результате российское Министерство финансов предложило коллегам на Кипре и в ряде других юрисдикций поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам.

8 сентября Россия и Кипр подписали протокол о внесении изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения. Теперь взимаемый налог с дивидендов и процентов не должен превышать 15% от общей суммы дивидендов. При этом в некоторых случаях предусмотрен льготный процент (до 5%), если лицо, имеющее право на дивиденды, является иностранной страховой компанией или пенсионным фондом, а также органом местной власти или центральным банком.

Начиная с 2021 года дополнительные поступления в российский бюджет от обложения налогом выплат на Кипр должны будут составлять порядка 130—150 млрд рублей ежегодно. Об этом ранее заявлял статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов.

Отметим, что в ближайшее время аналогичный протокол планируется подписать с Мальтой. При этом выравнивание налоговых ставок может подтолкнуть предпринимателей перерегистрироваться в так называемые российские офшоры. Речь идёт о специальных административных районах с льготным налогообложением на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области. Как ранее отмечал Сазанов, в ближайшее время российские власти планируют повысить привлекательность обеих юрисдикций для бизнеса.

«Выгоднее будет всё переводить обратно в Россию. Мы сейчас будем совершенствовать законодательство в части административных районов с тем, чтобы сделать эти юрисдикции более привлекательными для перевода холдинговых структур обратно в Россию», — отмечал Сазанов.

Доходная ставка

Одним из ключевых с точки зрения пополнения бюджета является законопроект о повышении с 1 января 2021 года ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13 до 15% для граждан, зарабатывающих более 5 млн рублей в год. Соответствующую инициативу в конце июня озвучил президент России Владимир Путин, а на сегодняшний день документ уже внесён на рассмотрение в Госдуму.

Как ожидается, в результате с 2021 по 2023 год бюджет страны дополнительно получит 190 млрд рублей. Эти деньги пойдут на лечение детей с тяжёлыми заболеваниями.

«Средства предлагаю окрасить, как говорят специалисты, защитить от любого другого использования и целевым образом направлять на лечение детей с тяжёлыми редкими заболеваниями: на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций», — заявлял Путин.

По словам экспертов, инициатива президента означает отказ от плоской шкалы налогообложения. Соответствующая система была введена в России ещё в 2001 году — с тех пор все граждане страны платят НДФЛ по единой ставке 13%.

«Предложение повысить ставку налога с 13 до 15% для граждан с доходами свыше 5 млн рублей в год — это шаг к введению прогрессивной шкалы налогообложения в России. Эта инициатива со временем позволит снизить ставки налогов для малообеспеченных граждан. И конечно, такой подход во всём мире считается более справедливым в распределении доходов, чем плоская шкала налогообложения», — рассказал RT вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павел Сигал.

Вспомним об этих решениях. Для малого и среднего бизнеса были снижены страховые взносы, для IT-сферы - ставка по налогу на прибыль, с 20 до 3%. Компании получили право уменьшать налог на прибыль на сумму, потраченную на приобретение и модернизацию оборудования.

"Комплекс мер, которые мы проводили во время борьбы с коронавирусом и экономическим кризисом, себя оправдал. Теперь мы должны перейти к решению новых задач, и во главу угла по-прежнему ставится безусловное выполнение всех социальных обязательств государства перед людьми", - заявил Михаил Мишустин.

Однако за счет снижения страховых взносов, отсрочки и списания налогов страна потеряла до 1 трлн рублей, а дефицит бюджета может составить 4,4% ВВП.

"Бюджетная политика в 2020-2021 годах в первую очередь ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями. В целях поддержки граждан, бизнеса реализуются пакеты мер, в стоимостном выражении составляющие порядка 5% ВВП", - констатирует глава Минфина Антон Силуанов.

Как это восполнять? Кабмин нарастит заимствования: в 2020 году они составят 4-4,5 трлн рублей, в 2021-м возрастут на 875 млрд. На покрытие дефицита из Фонда национального благосостояния выделят 350 млрд. Отменяется индексация зарплат госслужащих, на 10% урезаны бюджетные траты, не связанные с соцобязательствами, на 5% - программа вооружений. В итоге в 2021-м бюджет получит дополнительно более 900 млрд рублей.

В Госдуму внесен законопроект о повышении с 1 января налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 3,5 раза, что в 2021-м принесет бюджету 56 млрд рублей. Во всем мире компании, добывающие полезные ископаемые, уплачивают государству роялти от цен на ресурсы. В России рента платится от себестоимости затрат на добычу, что в разы меньше рыночной цены на ресурсы. Ставка НДПИ по нефти составляет 40-50% от выручки, газу - 15%, драгкамням - 8%, драгметаллам - 6%, твердым полезным ископаемым - 0,5-0,6%. В ряде государств последний показатель составляет 2-6%.

"Правительство повышает налоговую нагрузку там, где есть возможность, - отмечает директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. - Значительная часть налогов, которые будут поступать от минудобрений, металлургии и нефтяников, пойдет обратно людям. Средства будут направлены на соцпрограммы".

С 2021-го планируется отмена льготы по НДПИ для выработанных месторождений, что принесет еще 260 млрд рублей. Система налогообложения нефтяной отрасли наполовину состоит из льгот. Минфин пытается перевести ее на налог на добавленный доход (НДД), так как ряд льгот морально устарел.

Например, коэффициент выработанности ввели в 2007-м для старых месторождений, так как добыча там более затратна, и параметры его расчета не обновлялись. Сейчас это приводит не к стимулированию добычи, а к сверхприбыли нефтяников.

НДД вводился в виде эксперимента для пилотных месторождений. Но Минфин выявил перекос в пользу нефтяников - бюджет недополучил 200 млрд рублей в 2019 и 2020 годах. Теперь параметры налога скорректируют, что даст бюджету 97,3 млрд рублей в 2021-м.

"Рентабельные или высокорентабельные месторождения и предприятия будут облагаться налогом, чтобы он поступал в бюджет, а дальше путь денег - на образование, здравоохранение, соцпомощь, строительство", - объяснил Остапкович.

Предлагается повысить акцизы на табачную продукцию на 20%, что даст еще 70 млрд рублей. Антон Силуанов считает, что "это будет стоить около 20 рублей к пачке, если смотреть на стоимость сигарет в размере примерно около 120 рублей".

Доход принесет и пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Выплаты процентов и дивидендов, уходящие в офшоры, должны облагаться адекватным налогом. Сейчас 2/3 средств облагаются ставкой 2%. В случае отказа государств принять новые условия РФ будет в одностороннем порядке выходить из договоров.

Как пояснил главный аналитик "ТелеТрейд" Марк Гойхман, соглашения должны были стать стимулом для привлечения иностранных инвестиций в РФ. Но "компании открывают или покупают фирму на Кипре, которая становится формальным акционером или заимодателем юрлица в России. Оно платит дивиденды или проценты по займам на Кипр. Дивиденды облагаются налогом 5-10%, а проценты по займам - 0%".

По оценке Минфина, в 2018-м на Кипр было выведено 1,4 трлн рублей, в 2019-м - свыше 1,9 трлн. Поэтому и предложено поднять ставки до 15%. Россия и Кипр уже подписали протокол об изменении соглашения. По оценке замминистра финансов Алексея Сазанова, дополнительные поступления в бюджет будут составлять 130-150 млрд рублей ежегодно. На очереди - Мальта. Выравнивание налогов подтолкнет бизнес перерегистрироваться в спецрайоны с льготным налогообложением на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области.

В Госдуму внесен и проект о повышении НДФЛ с 13 до 15% для граждан с годовым доходом более 5 млн рублей. Благодаря этому в 2021-2023-м бюджет дополнительно получит 190 млрд рублей, которые пойдут на лечение детей с тяжелыми заболеваниями.

"Инициатива позволит снизить ставки налогов для малообеспеченных граждан, - считает вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Павел Сигал. - Такой подход во всем мире считается более справедливым в распределении доходов, чем плоская шкала налогообложения".

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

В периоды кризисных ситуаций усиливается регулирующая роль государства в рыночной экономике, правительственная регламентация не только экономики, но и социальной жизни. Когда кризис позади – такая регламентация ослабевает. В мировой практике накоплен опыт разработки и реализации антикризисных программ, позволяющих ускорить выход из кризиса и минимизировать негативные последствия кризиса. Однако, в нынешних условиях, когда масштаб экономического кризиса носит характер мирового, кризис относится к глубоким, острым, для которого характерен целый клубок противоречий, проблем и серьезные негативные последствия, применяются не только старые, проверенные способы и пути выхода из кризиса, но и, конечно, новые (инновационные). Многими учеными-экономистами в первой половине 21 века прогнозировалось[36]:

─ сокращение масштабов госсектора, концентрация производства и капитала (монополии, ТНК);

─ глобализация экономики и диктат ТНК (в итоге – синхронизация циклов и кризисов в различных сферах и странах);

─ в структуре экономических циклов возрастает роль динамики фиктивного капитала, финансово-кредитной сферы, финансовых центров, в которых аккумулируются огромные капиталы и через которые осуществляются их перетоки, возникают очаги зарождения мировых кризисов;

─ в структуре экономики падает доля товаров и возрастает доля услуг (до трети ВВП, которые обеспечивают растущую долю занятости). Периодические колебания в сфере услуг (информационные, финансовые, туристические, образовательные и др.) оказывают определяющее воздействие на ход экономических циклов;

─ усиление влияния на экономическую динамику внеэкономических циклов и кризисов – социокультурных, военно-политических, экологических, что ведет к деформации экономических циклов.

─ завершение цивилизационного кризиса – первая четверть 21 века;

─ развертывание глубокого экономического кризиса – в 10-е годы 21 века;

─ в начале каждого десятилетия экономический цикл будет начинаться с кризисной фазы (поражающей реальную экономику).

Прогноз, к сожалению, оказался верным. Таким образом, несомненно, нужно быть готовым к кризису, можно и нужно управлять кризисом, можно и нужно просчитывать, предвидеть последствия кризиса. Это является одной из важнейших функций государства. Государственное регулирование – функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы. Одной из форм регулирования является нормативно-законодательная деятельность государства, включающая принятие таких важных нормативных правовых актов как[37]: Гражданский кодекс РФ (основной хозяйственный закон в РФ); законодательство о конкуренции, в первую очередь Федеральный закон «О защите конкуренции»; законодательство об инвестициях и инновациях, о банкротстве; законодательство о приватизации, предприятиях; таможенное законодательство; финансовое (бюджетное, налоговое, банковское). Причем именно финансовое законодательство обеспечивает управление, во-первых, совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий, домохозяйств; во-вторых, источниками доходов, статьями расходов; в- третьих, порядком их формирования и использования. Наиболее значимым, по мнению автора, является налоговое законодательство, являющееся инструментом государственной налоговой политики, элементом налоговой системы. Надо сказать, что эффективная налоговая система является критерием эффективности рыночной экономики – показателем эффективности налоговой системы является наибольший вес в ВВП налогов с граждан и юридических лиц (в США-75%, в России в 1998 – 30%).

Именно, налоговое законодательство устанавливает пределы и формы вмешательства государства в рыночную экономику посредством налогов. Налоги, тщательно продуманное и развитое налоговое законодательство являются одним из основных средств, с помощью которых государство воздействует на экономические процессы, защищает от издержек рыночного хозяйствования. В этой связи налоговое регулирование становится одной их основных форм государственного регулирования, особенно в условиях кризиса. А налоги становятся тем самым фактором, позволяющим преодолеть или минимизировать негативные последствия кризиса, выйти из кризиса.

Налоговая политика в условиях кризиса, безусловно, должна рассматриваться как форма государственного регулирования кризисными ситуациями в сфере экономической и финансовой, поскольку с помощью налогов можно[38]:

─ реализовать общие задачи и цели экономических преобразований;

─ обеспечить минимум в условиях кризиса управляемости экономики и экономического процесса в целом;

─ разрешить или смягчить острые социальные противоречия, возникающие в результате смены общественного строя, порождающих ходом реформ;

─ развивать новые отношения бюджетного федерализма.

С помощью функций налогов, особенно, регулирующей, можно обеспечить:

─ концентрацию и централизацию финансовых ресурсов;

─ воздействие на экономический рост и занятость;

─ реализацию экономических, социальных и политических функций государства.

С помощью налогов государство способно вывести экономику из кризисных ситуаций:

─ стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банках и небанковских финансовых институтов;

─ привлечь прямые и портфельные иностранного капитала и внешние заимствования.

Поэтому в условиях кризиса крайне важно осуществлять тщательно продуманную налоговую политику, особенно в отношении наиболее крупных налогоплательщиков: банков, фондовых институтов и др.

Ослабление налогового бремени (через регулирование состава налогов, масштаба и направленности налоговых льгот, регулирование налоговых ставок), безусловно, будет способствовать:

─ экономическому росту (инвестиционное развитие конкурентоспособной части реального сектора экономики – например, переработка, торговля и вложения в сельское хозяйство, что приведет к снижению удельного веса импортной продукции);

─ разделению функций бюджетной системы и деятельности ее организационных структур в части формирования доходов и обеспечения режима финансирования, определить границы ответственности (оптимизация доходов и расходов);

─ развитию реального сектора;

─ повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Итак, каким образом с помощью налогов государство демпфирует (т.е. смягчает) негативные последствия кризиса, выводит экономику из кризиса. В целях минимизация негативных последствий кризиса 2008-2009 гг., поддержки деловой активности бизнеса, государством были введены налоговые послабления, называемые антикризисными. Причем эти послабления были введены экстренно. Смягченные нормы законодательства о налогах и сборах призваны были улучшить положение налогоплательщиков в неблагоприятных экономических условиях. Наиболее значимым признается снижение налоговой нагрузки для всех предприятий путем снижения до 20% налоговой ставки по налогу на прибыль организаций. Во-вторых, организации, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. В-третьих, введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Были полностью освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства. Это не полный перечень налоговых послаблений, носящих антикризисный характер. По оценке власти, принятые Правительством решения значительно облегчили налоговую нагрузку на экономику. Но вместе с тем в 2009 г. отмечается тенденция снижения поступлений в бюджетную систему на 420 млрд.рублей[39]. Между тем Правительство РФ расценивает это как положительную для бизнеса тенденцию, поскольку данные решения увеличивают остающиеся в распоряжении предприятий средства, которые могут использоваться на выплату заработной платы либо инвестиции. Однако экономисты также пытались оценить эффективность фискальных мер Правительства на рост ВВП. В развитых странах их средняя эффективность оказалась близка к 1, то есть на один вложенный рубль они дают на рубль рост ВВП. В странах с развивающимися экономиками показатель в 2 раза ниже. Нулевым результатом выделяется Россия: на вложенный рубль мы не получаем ничего, а по некоторым мерам зафиксированы даже отрицательные результаты. Некоторые считают, что антикризисные поправки носят популистский характер, каких-то серьезных выгод для налогоплательщиков не принесут. Ощутимого облегчения не произойдет, предприниматели будут жить также, а некоторые даже хуже. Бизнес не ждет снижения ставок налогов, но надеется, что они, хотя бы, не будут увеличены. В 2010 году будут откорректированы подходы к основным направлениям макроэкономической политики. От «демпфирования» последствий кризиса, расширения объема предоставляемой ликвидности, масштабного бюджетного стимулирования экономики будет осуществляться постепенный переход к «посткризисной» политике формирования стабильных макроэкономических условий для долгосрочного экономического развития. Главная задача социально-экономической политики государства на современном этапе – не только достичь докризисного уровня развития экономики, но и начать ее модернизацию. Реализация этой цели включает в себя, прежде всего обеспечение макроэкономической стабильности путем совершенствования экономических институтов, обеспечивающих расширение деловой активности в экономике[40]:

─ это минимизация уровня административных барьеров;

─ это формирование стимулирующей налоговой системы.

Усиление стимулирующего характера налоговой системы, ее ориентации на поддержку модернизации и инноваций, предполагается путем разработки и принятия пакета налоговых льгот по направлениям, где предполагается создание новой налоговой базы. В рамках усиления стимулирующего характера налоговой системы предполагается[41]:

─ расширение льготного (1,5-кратное списание расходов) перечня НИОКР, совершенствование администрирования данной льготы, в том числе через формирование перечня научных организаций, уполномоченных давать заключение налоговым органам о соответствии проводимых компаниями НИОКР льготному перечню;

─ предоставление льгот по уплате налога на прибыль и налога на имущество отдельной категории предприятий инновационной направленности;

─ установление сроков амортизации для нематериальных активов, непосредственно используемых в научно-технической и производственной деятельности (изобретения, полезные модели, патенты и т.д.) по выбору компании: от 2 до 10 лет или на основании имеющихся документов и др.

Одной из мер антикризисного характера считают замену единого социального налога на страховые выплаты – платежи (взносы) в государственные внебюджетные фонды. Цель такой замены – дефицит Пенсионного фонда в связи со старением населения России. Однако, специалисты, представители бизнеса считают иначе. Так, ЕСН называют ошибкой года, считают, что лет через 8-10 все вернется. ЕСН собирался лучше других налогов (например, в 2009 году по НДФЛ – 99,1%, по ЕСН – 100,8%, по налогу на прибыль организаций – 47,8%)[42]. В условиях кризиса эта замена негативно скажется на малом бизнесе, поскольку увеличит на него финансовую нагрузку до 2,4 раза. Вероятен возврат к практике выплаты зарплаты в конвертах. Кроме того, отмечают трудности администрирования страховых выплат, поскольку Пенсионный фонд и Фонд социального страхования явно не готовы к этой работе, да и правила этого администрирования отсутствуют в Налоговом кодексе РФ. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что в одних руках сосредотачиваются функции по сбору платежей и их расходованию, что увеличивает риски ведомственного произвола, при таком раскладе и фискальная функция взносов явно будет превалировать над контролирующей. Сегодня можно говорить о том, что в связи с заменой ЕСН не обеспечивается реализация таких принципов налогообложения как ясность налогового законодательства (поскольку не ясно каким образом фонды будут собирать и контролировать уплату взносов), стабильность налоговой системы (поскольку не так давно такие взносы существовали), эффективности налогообложения (поскольку уже сейчас просматриваются тенденции уклонения от уплаты этих взносов), нейтральности (поскольку ни у кого нет уверенности в том, что данные взносы не будут препятствовать деловой активности бизнеса, скорее, наоборот). Такие принципы как принцип простоты и принцип дешевизны явно в новых условиях не реализуются. Реформирование – это всегда ощутимые для страны затраты, и вряд ли сегодня, в условиях кризиса они целесообразны и обоснованны.

Читайте также: