Налоги ао в россии

Опубликовано: 22.09.2024

Акционерное общество – это хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на определённое число акций. Акционерное общество несет ответственность по всем своим обязательствам. Владельцы (акционеры) не отвечают по обязательствам предприятия. Они могут лишь понести убытки от падения стоимости их акций. То есть, участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Законодательство и акционерное общество

Деятельность акционерных обществ регулируется:

федеральным законом «Об акционерных Обществах» от 26.12.1995 г. N 208;

статьями с 96 по 104 Гражданского кодекса РФ.

Особенности акционерного общества

К особенностям акционерного общества относится следующее:

эффективный способ в организации управления;

участие акционеров в управлении общества;

право акционеров на получение дивидендов.

Юридические признаки акционерного общества

Как следует из нормативных актов, которые регулируют деятельность акционерного общества, к юридическим признакам акционерного общества можно отнести следующие характеристики:

У акционерного общества есть уставный капитал, который разделен на акции.

Акционерное общество является коммерческим юридическим лицом. Цель акционерного общества заключается в получении прибыли.

Акционерное общество имеет имущество, обособленное от акционеров.

Акционерное общество заключает договоры и осуществляет другие действия от своего имени.

Акционеры по общему правилу не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск убытков от деятельности общества только в пределах стоимости принадлежащих им акций. То есть, если акционерное обществ убыточно и становится банкротом, то по общему правилу акционер потеряет только денежные средства, которые он потратил на покупку акций общества.

Учредители акционерного общества

Учредителями акционерного общества могут быть физические и юридические лица.

Не могут быть учредителями акционерного общества государственные органы и органы местного самоуправления.

Устав акционерного общества

Учредительным документом акционерного общества является устав.

Устав – это документ, который позволяет предприятию осуществлять профессиональную деятельность.

Устав акционерного общества содержит следующую обязательную информацию:

Фирменные названия акционерного общества (полное и сокращенное названия);

Местоположение (адрес) акционерного общества;

Тип акционерного общества (открытое или закрытое акционерное общество);

Данные об акциях компании и правах акционеров;

Размер уставного капитала акционерного общества;

Структура органов управления акционерного общества и порядок принятия ими решений;

Информация по общему собранию акционеров акционерного общества;

Другие положения, которые предусмотрены действующим законодательством.

Уставный капитал акционерного общества

Уставный капитал акционерного общества представляет собой условную сумму, выраженную в рублях. Одна из главных функций уставного капитала акционерного общества заключается в распределении размера долей акционеров в акционерном обществе.

Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное количество акций, имеющих номинальную стоимость. Сумма всех номинальных стоимостей акций равна сумме уставного капитала акционерного общества. Решение о том, сколько акций и какая у этих акций будет номинальная стоимость, принимают акционеры в момент учреждения акционерного общества либо позже.

Акции бывают двух видов: обыкновенные акции и привилегированные акции.

Обыкновенные акции дают право голоса на общем собрании акционеров.

Привилегированные акции права голоса не предоставляют, но такие акции дают право акционерам получать фиксированный доход при соблюдении определенных условий.

Эмиссия ценных бумаг акционерного общества

Акционерное общество выпускает ценные бумаги в строго регламентированном порядке. Общий порядок эмиссии подразумевает пять этапов.

На первом этапе принимается решение о размещении эмиссионных ценных бумаг. Например, это может быть решение об увеличении уставного капитала через размещение дополнительных акций. Такое решение может принимать общее собрание акционеров или совет директоров — в зависимости от положений устава.

На втором этапе утверждается решение о выпуске ценных бумаг. Аналогично первому этапу такое решение может принимать общее собрание акционеров или совет директоров — в зависимости от положений устава.

На третьем этапе осуществляется государственная регистрация выпуска ценных бумаг. После первых двух этапов документы направляются в соответствующее подразделение Банка России, которое регистрирует выпуск ценных бумаг. Выпуску присваивается государственный регистрационный номер.

На четвертом этапе проводится размещение ценных бумаг. Этот этап подразумевает непосредственное совершение сделок с ценными бумагами. Это может быть, например, договор купли-продажи, который заключается между акционерным обществом и его акционером.

На пятом этапе происходит государственная регистрация отчета об итогах выпуска. Это финальный этап, на котором в подразделение Банка России предоставляется отчет о размещении ценных бумаг. В таком отчете содержится информация, например, о сроках и способах размещения, количестве размещенных акций.

Органы управление акционерного общества

Акционерным обществом управляют не акционеры, а специально создаваемые органы. В акционерном обществе в обязательном порядке формируются два таких органа: общее собрание акционеров и исполнительный орган акционерного общества.

Наряду с этими органами в непубличном акционерном обществе по решению акционеров может создаваться совет директоров акционерного общества, а в публичном акционерном обществе совет директоров акционерного общества обязателен. Отметим, что каждый орган управления акционерного общества обладает своей компетенцией и принимает решения по определенным вопросам. Таким образом, к органам управления акционерного общества относятся:

Общее собрание акционеров. Одна акция дает 1 голос. Контрольным пакетом считается 50% + 1 акция;

Совет директоров (наблюдательный совет);

Генеральный директор и дирекция (правление).

Общее собрание акционеров

Общее собрание акционеров является высшим органом акционерного общества, состоящим из объединившихся акционеров. Все другие органы акционерного общества прямо или косвенно создаются общим собранием акционеров. К функциям общего собрания акционеров относится:

Утверждение и изменение устава акционерного общества;

Принятие решения о реорганизации и ликвидации акционерного общества;

Избрание ревизионной комиссии и назначение аудитора;

Распределение прибыли акционерного общества по результатам отчетного года.

Общее собрание акционеров бывает годовым собранием акционеров и внеочередным собранием акционеров. Годовое собрание акционеров проводится в сроки, которые устанавливаются уставом собрание акционеров и связаны с финансовым годом. Так, годовое собрание акционеров проводится не ранее, чем через два месяца, и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года. На таком собрании, например, решаются вопросы об утверждении аудитора общества, избрании совета директоров, ревизионной комиссии.

Внеочередное общее собрание акционеров проводится в любое другое время кроме годового собрания акционеров по инициативе совета директоров, акционеров, которые владеют не менее чем 10% голосующих акций, ревизионной комиссии или аудитора акционерного общества.

Исполнительный орган акционерного общества

Исполнительный орган акционерного общества может быть создан в двух вариантах: в виде коллегиального исполнительного органа (правление) и единоличного исполнительного органа (генеральный директор).

Единоличным исполнительным органом может быть физическое или юридическое лицо. В последнем случае такое юридическое лицо называется управляющей компанией и полномочия единоличного исполнительного органа управляющая организация получает по договору. Единоличный исполнительный орган создается всегда, а коллегиальный исполнительный орган создается не всегда. Здесь все зависит от решения акционеров.

Совет директоров акционерного общества

Совет директоров акционерного общества проводит общее руководство деятельностью и избирается общим собранием акционеров с помощью кумулятивного голосования. При такой форме голосования голоса акционеров умножаются на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров. При этом акционер общества имеет право отдать голоса, полученные таким образом, полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.

К компетенции совета директоров акционерного общества относятся, например, такие вопросы, как:

Определение приоритетных направлений деятельности акционерного общества;

Созыв годового и внеочередного общего собрания акционеров;

Утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

Выработка рекомендаций по размеру дивидендов по акциям и в отношении порядка выплаты дивидендов.

Виды акционерных обществ

В настоящее время существует публичное акционерное общество (ПАО) и непубличное акционерное общество (НАО).

Публичное акционерное общество (ПАО)

В публичном акционерном обществе акции могут приобретать любые желающие. Крупные компании котируются на фондовых рынках в открытом доступе. Любой инвестор может приобрести пакет акций на бирже без каких-либо дополнительных вопросов и требований. Они обязаны быть полностью прозрачными и выкладывать в открытый доступ ежегодные отчёты о финансовых результатах.

Уставный капитал должен быть не менее 1000 МРОТ. При этом его формирование можно осуществить при регистрации ПАО. Количество акционеров не ограничено.

Непубличное акционерное общество (НАО)

Непубличное акционерное общество (НАО) – хозяйственное сообщество, акционеры которого строго определены еще на этапе создания организации и формирования уставного капитала.

Число собственников, обладающих акциями НАО, ограничено уставными документами. Ценные бумаги такой компании не поступают в свободное обращение, не могут продаваться вне круга акционеров, например, выставляться на биржу.

В названии таких предприятий нет указания на публичность.

Непубличная форма акционерного общества предполагает больше возможностей и свободы в сфере управления предприятием. Но при этом риски выше из-за строго ограниченного числа собственников и сложного механизма продажи акций.

К основным характеристикам непубличного акционерного общества относятся:

Уставной капитал – не менее 100 минимальных зарплат, официально установленных на момент создания. Размер капитала фиксируется в уставных документах.Увеличение уставного капитала НАО возможно в том случае, когда за это проголосовало не менее 2/3 участников.

Имущество НАО, приобретенное в процессе хозяйственной деятельности, может быть внесено в уставной капитал после независимой оценки.

Акции принадлежат ограниченному кругу лиц, при продаже ценных бумаг НАО участники имеют преимущественное право на покупку. Возможность реализации акций сторонним лицам определяется уставом – среди ограниченного круга лиц, или по результатам общего голосования участников.

Продажа акций среди участников непубличного акционерного общества может проводиться путем обычной сделки.

Стоимость ценных бумаг может быть изменена в сторону увеличения или уменьшения по решению общего собрания акционеров.

В учредительных документах отсутствует обязательная для ПАО приставка «публичное». То есть, при регистрации компания будет иметь правовую форму Акционерное общество АО.

Управление НАО может иметь любую форму, установленную уставом. Это означает, что управляющим органом может быть и совет директоров, и избранный единоличный исполнительный орган (президент, директор).

Участники НАО имеют право наделять отдельных акционеров особыми полномочиями и дополнительными правами.

Непубличные акционерные общества не обязаны размещать результаты своей деятельности, финансовую отчетность, годовые отчеты, перечень аффилированных лиц и иную коммерческую информацию в открытых источниках. Только НАО с числом акционеров более 50 человек обязаны обнародовать годовой отчет и итоги финансовой и бухгалтерской деятельности.

В ЕГРЮЛ вносится сокращенная информация о непубличных АО – стоимость активов, сведения о лицензии, оповещение о введении арбитражного суда, гарантии кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК РФ) и сведения о ликвидации (ст. 63 ГК РФ).

Плюсы и минусы акционерных обществ

Плюсы акционерных обществ

К плюсам акционерных обществ можно отнести следующие факторы:

Удобный механизм привлечения новых средств;

Возможность покупать нужное количество акций;

Свободная продажа акций;

Возможность объединения капитала;

Владельцы (акционеры) несут риски только в рамках потери своей части инвестиции;

Возможность получения прибыли в виде дивидендов.

Минусы акционерных обществ

К минусам акционерных обществ можно отнести следующие обстоятельства:

Доминирование одного акционера. Если кто-то владеет 50% и 1 акцией, то фактически он может полностью определять вектор развития, не взирая на остальное общество;

Решения в обществе принимаются в результате длительных процедур, которые могут длиться месяцами;

Полная публичность несет в себе риски и иногда может препятствовать развитию.

Если бизнес успешен, то он приносит своим владельцам доход. Но, как и с любого дохода, учредители компании, получившие дивиденды, должны заплатить налог. Размер уплаченного налога зависит не только от суммы дохода, но и от его получателя. Иными словами, учредители – российские налоговые резиденты и иностранные компании будут платить налог по разным ставкам.

В случае если получателем дохода от бизнеса является учредитель – гражданин, то налоговая ставка составляет 13% от суммы выплаченного ему дохода. Данная ставка применяется, если гражданин является налоговым резидентом. Если же он не является таковым, то есть свыше полугода проживает за пределами России, то налоговая ставка равняется 15%. Согласно Налоговому кодексу при выплате компанией дохода, в том числе дивидендов, в пользу граждан, данная организация выполняет обязанности налогового агента. То есть она должна самостоятельно рассчитать НДФЛ и самостоятельно заплатить его из суммы дохода. Для примера рассмотрим ситуацию, когда организация планирует выплатить своему участнику-физическому лицу дивиденды в размере 100 тысяч рублей. Данный учредитель 10 месяцев в году проводит за пределами нашей страны. Соответственно, для целей уплаты налогов он не признаётся налоговым резидентом. В результате ставка НДФЛ, применимая к доходам данного лица составит не 13%, а 15%. Компания должна уплатить налог с доходов в размере 15 тысяч рублей и в этот же день перечислить своему учредителю оставшуюся после уплаты налога сумму в размере 85 тысяч рублей. Таким образом, налог платиться с дохода учредителя, но фактическую уплату налога осуществляет компания, а не гражданин.

Теперь поговорим про ситуацию, когда учредителем бизнеса является не человек, а другая компания. В этом случае предприятие, выплачивающее дивиденды, также является налоговым агентом и должно самостоятельно исчислять и платить налог с дивидендов.

Если получателем дивидендов является российская компания, то налоговая ставка по налогу с дивидендов составляет 13%. В случаях, когда получатель дивидендов – это иностранное предприятие, ставка налога составляет 15%. Однако закон предусматривает ситуации, в которых налог с дивидендов не платится по причине применения нулевой ставки. Первый случай – это получение дивидендов российской компанией, которая не менее 1 года владеет не менее чем 50%-ным вкладом (долями) в уставном или складочном капитале выплачивающей дивиденды организации. Второй случай применяется, когда дивиденды получает международная холдинговая компания, которая не менее 1 года владеет не менее чем 15%-ным вкладом (долями) в уставном или складочном капитале выплачивающей дивиденды организации. Международная холдинговая компания – это иностранная организация, которая сама себя признала налоговым резидентом России и платит налоги по российским правилам.

Так же стоит отметить, что при определении налоговой ставки и размера налогов с дивидендов не имеет значение система налогообложения, которую применяет компания-получатель дохода или компания, выплачивающая дивиденды. Говоря простым языком, даже если компания, применяющая УСН, будет выплачивать дивиденды другой компании, применяющей ЕНВД, налог с дивидендов платится по вышеуказанным правилам, несмотря на то, что обе организации освобождены от уплаты налога на прибыль.

Говоря о налогообложении дивидендов, получаемых иностранными компаниями, нельзя не упомянуть о международных соглашениях об избежании двойного налогообложения. Россия заключила с некоторыми странами двусторонние соглашения, цель которых сводится к недопущению двойного налогообложения. Например, в сделке между российским покупателем и иностранным заказчиком налог платится не по правилам местного законодательства, а в соответствии с положениями соглашения. Таким образом, если текст подобного соглашения противоречит нормам российского Налогового кодекса, применению подлежат правила этого соглашения. Также данные соглашения могут предусматривать специальные ставки при расчёте налога с дивидендов. Иногда данные ставки ниже тех, которые предусмотрены Налоговым кодексом. Международные соглашения могут предусматривать специальные требования, при соблюдении которых возможно применение пониженных налоговых ставок.

Также хочется немного обсудить случаи, когда проценты по займу признаются дивидендами. Об этом подробно написано в статье 269 Налогового кодекса. Эта норма регулирует вопрос контролируемой задолженности. Задолженность становится контролируемой, если она возникает в одном из следующих случаев:

  • перед зарубежным предприятием, владеющим как минимум пятой частью от уставного капитала российского предприятия-должника;
  • перед отечественной фирмой, которая считается аффилированным лицом данного зарубежного предприятия;
  • перед отечественной фирмой, по задолженности которой зарубежная фирма или её аффилированный объект обеспечивают исполнение кредитного обязательства с помощью поручительства, предоставления гарантии или иными способами.

При этом долг должен в троекратном размере превосходить разность между суммой активов и обязательств должника (российской компании). Если задолженность меньше указанного значения, то она не может быть контролируемой.

Особенность контролируемой задолженности в том, что расходы в виде уплаты заёмных процентов подлежат учёту у заёмщика только в размере предельных процентов. Эти проценты рассчитываются по особой формуле с применением специального коэффициента капитализации. Говоря простым языком, в состав расходов заёмщик сможет включить не все проценты по контролируемой задолженности, а только те, которые не превышают норматив, рассчитанный специально для этой задолженности. Но как же быть, когда проценты, рассчитанные по договору, превышают размер предельных процентов? Ответ на этот вопрос содержится в статье 284 Налогового кодекса. В ней указано, что в случае, когда проценты по контролируемой задолженности превышают предельные проценты, разница приравнивается к дивидендам и облагается налогом на прибыль по ставке 15%.

Мы рассмотрели теоретические аспекты налогообложения дивидендов учредителей. Теперь попробуем разобрать на конкретном примере ситуацию, когда обычный договор займа инспекторами может признаваться скрытой выплатой дивидендов, что повлечёт начисление недоимки, пени и штрафа.

В качестве примера возьмём для анализа известное дело с участием акционерного общества «Каширский двор – Северянин». Налогоплательщик получил процентный займ от австрийской компании «А». Сумма займа была существенной для налогоплательщика и составляла 303 миллиона евро. Вся деятельность займодавца контролировалась другой австрийской компанией «Б». Эта компания «Б» косвенно владела 100% акций кипрской компании «В». В свою очередь, данная кипрская организация являлась единственным акционером налогоплательщика. В ходе налоговой проверки инспекция посчитала полученный акционерным обществом займ контролируемой задолженностью. При этом было установлено, что проценты по договору были включены с состав расходов в полном объёме, тогда как они превышали сумму предельных процентов. Как итог – налоговики сверхнормативные проценты посчитали дивидендами и начислили недоимку. При расчёте налога с этих дивидендов инспекция применила ставку 10%, предусмотренную соглашением между Россией и Австрией об избежании двойного налогообложения. Налогоплательщик оспаривал решение налогового органа о начислении недоимки, пени и штрафа. В основу своих доводов «Каширский двор – Северянин» положил утверждение, что в силу международного соглашения акционерное общество имеет все основания для применения налоговой ставки в размере 5% при выплате заёмных процентов, которые в ходе налоговой проверки были переквалифицированы в дивиденды. В указанном международном соглашении право на применение этой ставки зависит от факта инвестиции иностранного участника в капитал российской организации, которая платит дивиденды. При этом минимальный размер инвестиций, необходимых для применения пониженной пятипроцентной ставки также предусмотрен в тексте данного соглашения. Инспекция считала, что применять эту пониженную ставку нельзя, так как инвестиций в капитал российской компании не было, а был только займ.

Разрешая спор, суды посчитали, что российская компания неправомерно включила в расходы сумму всех процентов по займу, тогда как должна была учесть лишь предельные проценты, а оставшиеся квалифицировать как дивиденды. Верховный Суд, рассматривая этот кейс, сформировал очень важные выводы, которые многие компании могут взять на вооружение. Суд решил, что для целей применения льготных ставок по соглашениям об избежании двойного налогообложения инвестированием в капитал компании может являться займ, несмотря на то, что он носит возвратный характер. В связи с этим, налогоплательщик в рассматриваемом кейсе имел право применять 5% ставку вместо 15% (определение ВС РФ от 05.04.2018 по делу № А40-176513/2016).

Разговаривая про налоги с дивидендов, стоит упомянуть про «сквозной» подход и концепцию фактического права на доход.


Суть «сквозного» подхода проще всего объяснить на примере. Российская организация выплачивает дивиденды голландской материнской компании. При этом российская организация удерживает налог с дивидендов по стандартной для иностранных компаний ставке в размере 15%. Затем голландская фирма, получив деньги, сразу же перечисляет их своему единственному владельцу – кипрской организации. Между Россией и Кипром существует международное соглашение, согласно которому ставка при выплате дивидендов может составлять 5%. Применяя «сквозной» подход, российская компания должна при выплате дивидендов голландской фирме удержать налог не по ставке 15%, а 5%. Это обусловлено тем, что в нашем примере конечным получателем дивидендов фактически является не голландская фирма, а организация из Кипра.

Рассматривая данный пример, мы затронули правило фактического права на доход. Теперь попробуем разобраться в том, что представляет собой это правило. Основная его суть заключается в том, что правомерно пользоваться пониженными налоговыми ставками, предусмотренными международным соглашением, сможет зарубежная организация, которая является фактическим получателем этого дохода. Налоговые органы и суды сформировали ряд критериев, которым должна соответствовать иностранная организация, чтобы признаваться фактическим получателем дохода. Например, она должна самостоятельно распоряжаться полученными от российской компании средствами, у иностранной компании не должно быть обязательств по их дальнейшему перечислению иным лицам и так далее.

Попробуем рассмотреть работу «сквозного» подхода в действии. Для этого мы взглянем на кейс с участием инспекции и ООО «Актив Рус».

Предыстория дела в том, что российская компания «Актив Рус» заключила с кипрской фирмой договор процентного займа. По просьбе своего займодавца налогоплательщик осуществил возврат заёмных средств и процентов не на счёт кипрской компании, а на счёт фирмы из Британских Виргинских Островов (БВО). Между этими двумя иностранными организациями заключён агентский договор, по условиям которого кипрская компания поручала организации из БВО управлять своим банковским счётом, осуществлять приём на него средств, а также последующее перечисление с этого счёта денег.

По итогам выездной проверки российской компании начислен налог с доходов, полученных иностранными организациями от источников в России. Основанием для этого стало то, что обществом при выплате процентов по договору, не исполнены обязанности налогового агента по исчислению и удержанию этого налога.

Инспекция пришла к выводу, что фактическим получателем процентов по договору являлась компания – резидент Британских Виргинских Островов (далее – БВО). Суды согласились с этим, указав, что кипрская компания фактически не получила выгоду от дохода и не определила его дальнейшую судьбу (определение ВС РФ от 15.10.2018 г. по делу № А62-3777/2017). Дополнительным аргументом в пользу инспекции явилось то, что доказана взаимозависимость между российской организацией «Актив Рус» и фирмой из БВО.

Суды всех инстанций и налоговики пришли к выводу, что кипрская компания, несмотря на наличие по условиям договора займа права на доход в виде процентов, фактическое право на получение и распоряжение этими средствами находилось у фирмы из БВО. Таким образом, кипрский займодавец был признан кондуитной организацией.

Кондуитная компания – иностранное юридическое лицо, являющееся «техническим» звеном для транзитной передачи дохода от одной компании (источника выплаты дохода) в пользу конечного получателя этого дохода.

Из данного кейса, который закончился негативно для налогоплательщика, можно сделать полезные выводы по защите своего бизнеса от налоговых рисков. При определении налоговой ставки в ходе налогообложения доходов иностранных владельцев бизнеса необходимо выявить бенефициара, то есть конечного выгодоприобретателя дивидендов. Также потребуется собрать доказательства того, что именно получатель дивидендов обладает фактическим правом на доход. Для этого необходимо, чтобы бенефициар не обладал признаками кондуитной структуры. В связи с этим потребуется доказать, что:

  • он фактически присутствует в иностранном государстве (регистрация в государственных органах, аренда офиса, сдача отчётности, наличие штата сотрудников и так далее);
  • именно он вправе распоряжаться полученными дивидендами;
  • он несёт риски по возможному неполучению этого дохода;
  • он имеет прямое или косвенное участие в капитале российской фирмы, которая выплачивает дивиденды;
  • у него есть иной источник дохода, кроме дивидендов от российской компании (например, от своей основной предпринимательской деятельности бенефициар получает выручку);
  • сумма этого иного дохода должна быть больше, чем размер полученных от российской компании дивидендов;
  • полученные дивиденды декларируются бенефициаром в своей налоговой отчётности.

Налоговая служба регулярно даёт разъяснения по вопросу применения правила «фактического права на доход». В этих разъяснениях она указывает, что при налоговой проверке правильности налогообложения доходов иностранных учредителей инспекторам не обязательно устанавливать фактического получателя дохода. На практике это означает, что налоговики могут доказать наличие у иностранного учредителя признаков кондуитной компании. В связи с этим, инспекция сможет отказать российскому предприятию в применении льготных ставок (5% или 10%), предусмотренных международными соглашениями. Затем инспекция доначислит налог исходя из общей ставки в размере 15%, которая применяется в соответствие с российским Налоговым кодексом при выплате дивидендов иностранным компаниям.

Если резюмировать всё вышесказанное, то можно понять, что для надёжной защиты бизнеса от налоговых претензий при выплате дивидендов иностранным учредителям, необходимо быть готовым доказывать больше, чем этого требует Налоговый кодекс.

    24.09.20 0 комментариев
  • 3177

ООО ПАО НАО

При создании предприятия перед владельцем бизнеса встает вопрос, какую форму собственности выбрать – общество с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерное общество (АО). И если он выбирает АО, то ему дополнительно требуется определить его тип – публичное (ПАО) или непубличное (НАО). Но что такое НАО и чем отличается ПАО от АО? Поможем владельцу с выбором, сравнив основные параметры каждой формы собственности.

ООО, ПАО и НАО: основные понятия

Деятельность ООО регулируется нормами ст. 87-94 ГК РФ, а также Федеральным законом от 08.02.98 г. № 14-ФЗ. АО регулируется ст. 96-104 ГК РФ и ФЗ № 208 от 26.12.95 г.

ООО – это предприятие , созданное одним или несколькими юр. или физ. лицами, уставный капитал (УК) которого разделен между учредителями на доли. После регистрации учредители становятся участниками общества. Сведения об учредителях (участниках) содержатся в ЕГРЮЛ (едином госреестре юр. лиц).

АО – предприятие , УК которого разделен на акции. При регистрации бизнеса происходит первичный выпуск (эмиссия) и бумаги делятся между учредителями. При дальнейшей эмиссии акции ПАО будут торговаться на бирже, а для НАО – повторно распределяться между учредителями. Любое лицо, купившее акции ПАО, становится участником общества – акционером.

Типы акционерных обществ

В ЕГРЮЛ вносится только информация об учредителях, но не об акционерах ПАО. Например, у Банка ВТБ (ПАО) всего 10 учредителей, но акционером компании может стать любой человек или юридическое лицо.

Создание ООО считается завершенным с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Как только общество осуществило постановку на учет в ФНС, оно может осуществлять деятельность. АО, напротив, может начать работать только после выпуска и распределения акций, что делает процесс его создания значительно сложнее и дольше.

Налогообложение ООО и АО

ПАО, НАО и ООО могут осуществлять любой вид деятельности, не запрещенный законом. Также компании могут выбрать любую из систем налогообложения, которая соответствует их виду деятельности и иным критериям, установленным НК РФ.

Чтобы применять Упрощенную систему налогообложения (УСН) или Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) предприятие должно соответствовать критериям:

  • численность работников до 100 чел.;
  • ежегодный доход до 150 млн. руб.

ПАО, как правило, крупные предприятия, поэтому они не попадают под критерии для применения УСН и ЕНВД.

Кроме того, компания обязана применять общий налоговый режим, если у нее есть филиалы или владельцем более 25% фирмы является другое юр. лицо. Так как акции ПАО открыто торгуются на бирже, то иногда (в зависимости от free-float) владельцем 25% может стать другая компания — поэтому, чтобы не получить штрафы за нарушение налогового законодательства, ПАО обычно выбирают ОСНО (общую систему налогообложения).

налог на облигации и депозиты с 2021 г.

НАО и ООО, соответствующие критериям налогового законодательства, могут выбрать любой спец. режим налогообложения. Состав участников общества не может измениться неожиданно, поэтому они не нарушат критерий о владении 25% компании юр. лицом.

В целом процесс исчисления и уплаты налогов не зависит от выбранной формы собственности. ПАО, НАО и ООО одинаково взаимодействуют с ФНС и уплачивают налоги в соответствии с применяемой налоговой системой.

ООО и НАО

По структуре создания и управления ООО больше похоже на НАО.

Сравнение ООО и НАО

Главное отличие ООО от НАО – у первой формы собственности УК состоит из долей, а у второй – из акций. Отсюда вытекает множество правовых нюансов. Каких?

Например, отношение между учредителями ООО носят более закрытый от общественности характер. По решению владельцев бизнеса принятие новых членов может быть запрещено уставом. Т.е. никто из участников такого общества не имеет права отчуждать свою долю посторонним лицам без согласования других членов общества.

Если один из учредителей захочет выйти из ООО, его доля может быть перераспределена между другими участниками, или УК компании будет уменьшен на долю вышедшего учредителя. Вышедшему участнику выплачивается стоимостное выражение принадлежащей ему доли.

В случае смерти одного из учредителей его наследники могут претендовать на долю в бизнесе только при согласии других участников ООО. Если другие участники против, они должны выплатить наследующим денежный эквивалент доли покойного.

После выхода одного из учредителей из ООО остальные члены общества должны внести изменения в ЕГРЮЛ и учредительные документы.

В НАО состав участников может меняться без разрешения других учредителей. Если один из участников захочет выйти из общества, то он обязан сначала предложить выкупить свои акции другим учредителям. При этом не обязательно делить их между всеми участниками поровну.

Акции непубличного общества не торгуются на фондовой бирже и не могут быть проданы сторонним лицам без согласования с другими членами НАО. Но они могут быть подарены или унаследованы людьми, не имеющими отношения к бизнесу. При этом получать разрешение от других акционеров на такие действия не требуется.

Сравнение с ПАО

ПАО существенно отличается от ООО и НАО.

характеристики ПАО

Акции ПАО открыто торгуются на фондовом рынке, и вступить в общество может любой желающий путем приобретения ценных бумаг.

Если бизнес регистрируется в правовой форме ПАО, то его наименование должно содержать прямую ссылку на публичность. Например, Публичное акционерное общество «Полюс». Если наименование не содержит слова «публичное», то акции такого общества не могут открыто торговаться на бирже.

▲ ПАО и НАО обязаны ежегодно проводить аудит годовой отчетности, независимо от сферы деятельности. ООО проводит аудит только в определенных законодательством случаях. Их перечень закреплен в ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Состав акционеров ПАО может изменяться хоть ежедневно. Учет ценных бумаг ведется специальной организацией – регистратором, на платной основе. Каждое ПАО должно выбрать своего (и только одного) регистратора. Изменения состава акционеров не отражаются в учредительной документации общества или ЕГРЮЛ.

🔔 Однако: при изменении состава учредителей информация в обязательном порядке передается в ФНС.

Права и обязанности участников

Все права участников ООО устанавливаются положениями устава, причем для каждого участника могут быть определены различные права. Если необходимо передать больше прав по управлению обществом одному из них, то такое решение принимается на общем собрании единогласно или же дополнительные права изначально предусматриваются уставом общества в момент создания.

В АО у держателей акций одного типа одинаковые права. Например, если обыкновенные акции являются голосующими и 1 акция = 1 голос, то такое право распространяется на всех держателей обыкновенных акций. Акционеры вправе:

  • получать дивиденды;
  • распоряжаться своими акциями;
  • иметь доступ к отчетности;
  • принимать участие в собрании акционеров;
  • претендовать на имущество в случае ликвидации компании

Обязанности у участников ООО и АО совпадают. Они должны своевременно оплатить акции (доли) и не должны разглашать конфиденциальную информацию о деятельности компании.

Ответственность

ООО и АО несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам собственными активами, при этом общество не отвечает за обязательства своих членов.

Сами участники несут ответственность и риски только в пределах финансов, вложенных на выкуп акций или долей. По долгам общества участники собственным имуществом не отвечают .

Субсидиарная (коллективная) ответственность может быть возложена на всех членов общества лишь в случае доказанного факта, что они умышленно довели компанию до банкротства.

Получение дохода

В АО прибыль перераспределяется путем выплаты дивидендов на акцию. Решение об этом может приниматься поквартально или единовременно, по окончании года. Какая сумма дохода будет приходиться на каждый тип акций АО решается путем голосования на собрании акционеров. Размер дохода каждого участника напрямую зависит от количества акций, которыми он владеет.


ООО могут перераспределять чистую прибыль по итогам каждого квартала, раз в полугодие или раз в год. Решение принимается на общем собрании. Чистая прибыль распределяется между членами ООО пропорционально их доле в УК.

Сравнение крупнейших компаний России

Газпром;

Сбербанк;

Роснефть;

Лукойл;

НОВАТЭК

Среди непубличных компаний в список Forbes вошли ООО «Оренсал» (г. Оренбург), НАО «Главстрой», ООО «Группа ГАЗ», НАО «Евросибэнерго».

Сравнительные показатели нескольких компаний представлены в таблице. Отчетность взята по РСБУ, т.к. этот же стандарт используют различные ООО. Данные в тыс. рублей.

ПоказательПАО «Газпром»НАО «Главстрой»ООО «Оренсал»
Количество учредителей169951
Размер УК118 367 564 500450 0005 000 000
Выручка за 2018 г.5 179 549 285181 565 000360 000 000
Прибыль за 2018 г.651 124 1143 061 971 000123 000 000

Выводы

Обобщающая информация по основным показателям представлена в таблице.

При выборе формы бизнеса следует учитывать, что деятельность АО более строго регламентируется законом и отслеживается государством. ООО имеет больше возможностей для определения полномочий и взаимодействия учредителей, так как вся деятельность подчиняется уставу. Владельцы ООО могут внести изменения в устав в любой момент и перераспределить права участников.

Для малого бизнеса предпочтительнее открывать ООО, так как процесс регистрации фирмы гораздо проще, чем у ПАО или НАО. К тому же если компания не выпускает акции, то она не подлежит контролю со стороны ЦБ РФ, который отслеживает эмиссию ценных бумаг в АО.

адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов,

профессор кафедры государственного права СПбГУП

Акционерное общество как налоговый агент:
обязанности и налоговая ответственность общества,
уголовная ответственность директора

Согласно п.1 ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Как известно, агент - это лицо, действующее по поручению и в интересах другого лица. Введение правого института налоговых агентов в налоговое законодательство обусловлено необходимостью обеспечить экономически эффективное удержание налогов с тех доходов, источником выплаты которых являются лица, определенные законодателем в качестве налоговых агентов. В отношении этих налогов введение института налоговых агентов не только значительно уменьшает объем технической работы, которую в противном случае пришлось бы выполнять налогоплательщикам и налоговым органам, но и дает возможность последним существенно уменьшить объем контрольной работы, сведя ее, в основном, к контролю за налоговыми агентами, численностью значительно уступающим налогоплательщикам (налоговых агентов значительно легче контролировать и с них гораздо проще спрашивать, нежели с огромной массы налогоплательщиков, получающих доход от налоговых агентов). Кроме того, в ряде случаев, в первую очередь, когда речь идет о налогообложении иностранных лиц, не имеющих представительства на российской территории, только институт налоговых агентов может обеспечить фактическое взимание налогов в массовом порядке (юридическое преследование массового налогоплательщика на чужой территории заведомо неэффективно, даже если оно реализуемо юридически).

Налоговый агент становится таковым в силу закона и действует по поручению государства. При этом он фактически выступает также в качестве своего рода посредника между налогоплательщиками, с одной стороны, и государством и налоговыми органами, с другой. В этом плане, он, хотя и по разным причинам, выгоден обеим сторонам. Однако при этом налоговый агент не является представителем налогоплательщика в смысле главы 4 НК РФ и, будучи участником налоговых правоотношений (п.2 ст.9 НК РФ), не выступает от имени налогоплательщика; соответственно, он представляет интересы свои, а не налогоплательщика. Поэтому, например, п.2 ст.45 НК РФ указывает, что если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена Налоговым кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Из легального определения налогового агента следует, что им может быть только то лицо, которое является источником выплаты дохода налогоплательщику (но не все лица, являющиеся таким источником, наделяются статусом налогового агента). Для признания лица налоговым агентом не имеет значения режим налогообложения, применяемый этим лицом; как указано в п.4 ст.346.1 и п.5 ст.346.11 НК РФ, организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения предусмотренных Налоговым кодексом обязанностей налоговых агентов.

Будучи наделенным, в силу закона, статусом налогового агента, лицо, вместе с тем, наделяется определенными правами и на него возлагаются определенные обязанности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых оно несет ответственность в соответствии с законодательством.

По общему правилу п.2 ст.24 НК РФ налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено нормами самого же НК РФ.

Перечень обязанностей налоговых агентов содержится в п.3 ст.24 НК РФ, согласно которому налоговые агенты обязаны:

- правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

- вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговый кодекс связывает возникновение обязанностей налогового агента с наличием определенных обстоятельств, специфицированных по трем налогам: налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций. Соответственно, обязанности налоговых агентов, помимо общих правил п.3 ст.24 НК РФ, регулируются также соответствующими нормами части второй НК РФ.

По налогу на добавленную стоимость обязанности налогового агента регулируются следующими статьями главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ (здесь и далее по конкретным налогам названы только те статьи, что прямо указывают на налоговых агентов):

- статья 161 НК РФ ("Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами");

- статья 163 НК РФ ("Налоговый период");

- статья 164 НК РФ ("Налоговые ставки");

- статья 166 НК РФ ("Порядок исчисления налога");

- статья 167 НК РФ ("Момент определения налоговой базы");

- статья 168 НК РФ ("Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю");

- статья 171 НК РФ ("Налоговые вычеты");

- статья 172 НК РФ ("Порядок применения налоговых вычетов");

- статья 173 НК РФ ("Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет");

- статья 174 НК РФ ("Порядок и сроки уплаты налога в бюджет").

Акционерное общество признается налоговым агентом в части НДС, если оно:

1) приобретает на территории РФ товары (работы, услуги) у налогоплательщиков (по НДС) - иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п.2 ст.164);

2) является арендатором федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, предоставленного в аренду на территории РФ органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления (п.3 ст.164);

3) осуществляет предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, заключенных с не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (по НДС) иностранными лицами, при реализации товаров этих лиц на территории РФ (п.5 ст.161);

4) является собственником судна на момент исключения (до истечения 10 лет с момента регистрации судна в Российском международном реестре судов) его из Российского международного реестра судов, если судно исключено из указанного реестра (кроме исключения вследствие признания судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки или любых других изменений), или, если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в указанном реестре не осуществлена, является лицом, в собственности которого находится судно по истечении 45 дней с момента такого перехода права собственности (п.6 ст.161).

По налогу на доходы физических лиц обязанности налогового агента регулируются следующими статьями главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ:

- статья 214 НК РФ ("Особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации");

- статья 214_1 НК РФ ("Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги");

- статья 218 НК РФ ("Стандартные налоговые вычеты");

- статья 220 НК РФ ("Имущественные налоговые вычеты");

- статья 221 НК РФ ("Профессиональные налоговые вычеты");

- статья 226 НК РФ ("Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами");

- статья 230 НК РФ ("Обеспечение соблюдения положений настоящей главы");

- статья 231 НК РФ ("Порядок взыскания и возврата налога").

Акционерное общество признается налоговым агентом в части налога на доходы физических лиц, если от него или в результате отношений с ним налогоплательщик получил доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц (п.1 ст.226).

По налогу на прибыль организаций обязанности налогового агента регулируются следующими статьями главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ:

- статья 275 НК РФ ("Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях");

- статья 286 НК РФ ("Порядок исчисления налога и авансовых платежей");

- статья 287 НК РФ ("Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей");

- статья 289 НК РФ ("Налоговая декларация");

- статья 309 НК РФ ("Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации");

- статья 310 НК РФ ("Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом");

- статья 311 НК РФ ("Устранение двойного налогообложения");

- статья 312 НК РФ ("Специальные положения").

Акционерное общество признается налоговым агентом в части налога на прибыль организаций, если оно:

1) является источником выплаты облагаемых налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов (п.п.2 и 3 ст.275);

2) выплачивает налогоплательщику (по налогу на прибыль организаций) - иностранной организации доходы от источников в РФ, не связанные с постоянным представительством иностранной организации в РФ (п.4 ст.286).

Как показывает налоговая практика, одно из условий признания лица налоговым агентом -лицо должно являться источником выплаты дохода - помнится всегда; если в этом плане и возникают налоговые споры, то суть их сводится не к оспариванию обязательности этого условия, а обусловлена разными мнениями участников налогового правоотношения по поводу того, является ли конкретное лицо указанным источником, а если является, то имело ли оно фактическую возможность удержать налог в связи с выплатой дохода.

Однако для признания лица налоговым агентом недостаточно одного того факта, что оно является источником выплаты дохода; необходимо, чтобы доход выплачивался тому, кто признан налогоплательщиком по российскому налоговому законодательству. Это, казалось бы очевидное условие, налоговики не всегда учитывают, когда проверяют правильность налогообложения налогом на прибыль организаций дивидендов, выплачиваемых акционерными обществами публично-правовым образованиям. Примером является следующая ситуация, описанная в п.6 недавнего Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества штрафа, предусмотренного ст.123 НК РФ, за неисполнение обязанности по удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль организаций, который, по мнению налоговиков, подлежит удержанию обществом при выплате дивидендов департаменту недвижимости субъекта РФ в силу положений, установленных п.2 ст.275, п.3 ст.284, п.4 ст.287 НК РФ.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленное требование, отказал (суды апелляционной и кассационной инстанций решение оставили без изменения) в его удовлетворении по следующему основанию. Собственником акций общества является субъект РФ. Департамент недвижимости, получая дивиденды, действовал от имени субъекта РФ как орган государственной власти в рамках установленной компетенции. При этом вся сумма перечисленных обществом дивидендов поступила в бюджет субъекта РФ. В соответствии со ст.246 НК РФ субъекты РФ, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль организаций. Поскольку налоговый агент обязан удержать налог у лица, являющегося плательщиком налога (ст.24 НК РФ), то в данном случае - при выплате дивидендов по принадлежащим субъекту РФ акциям - у общества не возникает обязанность по удержанию налога.

Суть, как указано в заголовке п.6 вышеназванного Информационного письма: поскольку публично-правовое образование не является плательщиком налога на прибыль, при выплате ему дивидендов по акциям налог на прибыль организаций не удерживается (впоследствии эта же позиция изложена в письме Минфина России от 24.04.2006 N 03-03-04/2/119).

Налоговый кодекс предусматривает только один вид налогового правонарушения, присущий исключительно налоговым агентам: невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (так называется ст.123 НК РФ).

Согласно ст.123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Объективная сторона этого правонарушения состоит в невыполнении налоговым агентом возложенной на него обязанности правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги и выражается в неправомерном неперечислении (неполном перечислении) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

По ст.123 НК РФ налоговый агент подлежит привлечению к ответственности только за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. За неисполнение прочих обязанностей, предусмотренных НК РФ, налоговый агент ответственности по ст.123 не несет.

В силу ст.106, п.п.1 и 6 ст.108, п.2 ст.109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения налогового агента к ответственности по ст.123 (в силу п.2 ст.109 налоговый агент не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины в совершении правонарушения).

Напомним, что согласно ст.110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным:

- умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия);

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Читайте также: