Имущество в оперативном управлении налог на имущество

Опубликовано: 03.05.2024

Виктория Ким, эксперт по налогообложению

Расчет налога на имущество всегда вызывает много вопросов у бухгалтеров, так как имеет массу нюансов. Какие объекты облагаются по среднегодовой стоимости, а какие подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, как рассчитать налог и отчитаться по нему? Все эти вопросы раскрыты в нашей статье.

Кто платит налог на имущество

НК РФ обязывает платить имущественный налог все организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). К таковым относятся российские и иностранные компании, имеющие и не имеющие представительства в РФ, но владеющие здесь имуществом.

Компании, которые работают на УСН тоже должны платить налог на имущество. Правда, не всегда. Речь идет только о тех ситуациях, когда компания-упрощенец обладает объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. При этом в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость, платить налог не нужно (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Что облагается налогом на имущество

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, которое принято на учет в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Сюда входит также имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.

Какое имущество не подпадает под обложение имущественным налогом? В п. 4 ст. 374 НК РФ приведен исчерпывающий перечень льготных объектов:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления ряду госучреждений;
  • объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры);
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов и другие объекты.

Исключение составляют объекты, принятые на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Кроме того, не включаются в базу по налогу на имущество объекты, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 были внесены поправки в Классификацию ОС, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

Однако Минфин РФ в письме от 14.11.2016 № 03-03-06/1/66701 разъяснил, что внесение данных корректив не является основанием для изменения срока полезного использования введенных в эксплуатацию основных средств, установленного в соответствии с Классификацией, действовавшей на дату принятия объектов к бухгалтерскому учету.

Расчет налога на имущество организаций

При расчете налога на имущество воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  1. определите объект налогообложения;
  2. проверьте наличие и возможность применения льгот по налогу на имущество;
  3. определите налоговую базу (определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Среднегодовая стоимость имущества — сумма, полученная в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца и последнее число года / на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу).

определите ставку налога;

  • рассчитайте сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
  • Формулы для расчета авансовых платежей и имущественного налога используйте следующие (п. 1, 2 и 4 ст. 382 НК РФ).

    Авансовый платеж = Налоговая база х Ставка налога: 4

    Сумма налога за год = Налоговая база х Ставка налога — Сумма авансовых платежей

    Перечислить налог на имущество и авансовые платежи нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 6 ст. 383 НК РФ).

    Что касается остаточной стоимости имущества — она должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.

    Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01. Единица учета основных средств — это инвентарный объект. Если у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

    Изменение первоначальной стоимости ОС, в которой они приняты к бухучету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов.

    Следует отметить, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как ее кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НКРФ. К таким объектам относятся:

    • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
    • нежилые помещения, назначение, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
    • объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ;
    • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.

    НК РФ установлено, что региональными властями не позднее 1 числа года перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный перечень направляется в налоговый орган по субъекту и размещается на его официальном сайте или на официальном сайте региона. Таким образом, перечень, определенный на следующий налоговый период должен быть составлен не позднее 1 января календарного года соответствующего налогового периода.

    Если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, облагаются налогом исходя из кадастровой стоимости. Причем даже если указанные помещения в перечне отсутствуют (письмо ФНС РФ от 16.03.2017 № БС-4-21/4780).

    Если кадастровая стоимость здания определена, но в отношении конкретного помещения она не указана, то налоговая база в отношении помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором оно находится, соответствующая площади помещения в общей площади здания.

    При этом если то или иное здание не включено в указанный перечень, то налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Это подтверждает Минфин РФ (письмо от 17.06.2015 № 03-05-05-01/35000).

    Следует отметить, что кадастровая стоимость недвижимости может быть изменена в течение календарного года. Дело в том, что в период между проведением работ по государственной кадастровой оценке возможно изменение рыночной конъюнктуры, методических подходов к определению кадастровой стоимости.

    Кроме того, основанием для пересмотра результатов кадастровой оценки является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Этим может обусловливаться изменение кадастровой стоимости объекта оценки как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

    Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ установлено, что в случае несогласия с результатами кадастровой стоимости, их можно оспорить. Сделать это могут как компании, так и органы власти.

    С какого момента налогоплательщик должен применять измененную кадастровую стоимость объекта? Если указанная стоимость скорректирована из-за выявленной ошибки, то новую стоимость можно применять, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

    Если данный показатель был изменен в связи с принятием решения соответствующей комиссии или судебного акта, то обновленная кадастровая стоимость должна быть учтена, начиная с налогового периода, в котором подано было заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

    Сроки уплаты налога на имущество

    Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Хотя налог и является региональным, устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в НК, субъекты не вправе. Ставка налога на имущество устанавливается региональными властями. При этом она не может превышать 2,2 процента.

    Сроки, когда организация должна уплачивать налог на имущество следующие:

    • до 30 апреля — I квартал;
    • до 30 июля — полугодие;
    • до 30 октября — 9 месяцев;
    • до 30 января — год.

    Отчетность по налогу на имущество

    Если у компании есть имущество, которое облагается налогом, то она обязана отчитываться по нему в ИФНС. Форма по КНД 1152026 — Налоговая декларация по налогу на имущество (Приказ ФНС от 5 ноября 2013 г. № ММВ-7-11/478@). Отчетность по налогу на имущество нужно сдавать, даже если самортизированы все основные средства ( письмо ФНС РФ от 08.02.2010 № 3-3-05/128 ). Исключение — нулевая декларация, ее подавать не нужно (письмо Минфина РФ от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).

    Декларацию организации сдают только по итогам года. Срок — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Ежеквартально компаниям положено предоставлять с инспекцию расчет по авансовым платежам по налогу на имущество. Делать это необходимо не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

    При оформлении титульного листа отчетности в 2017 году необходимо обратить внимание на заполнения поля «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД». Порядок заполнения отчетности требует указывать в этой строке код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001. Однако этот классификатор утратил силу с 01.01.2017. Дело в том, что Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст введен в действие ОКВЭД2, который применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2017. Несмотря на это в порядок по заполнению налоговой отчетности по имуществу коррективы не внесены.

    Поэтому возникает вопрос: какие коды необходимо указывать при представлении в 2017 году уточненной налоговой отчетности за предшествующие отчетные (налоговые) периоды — согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 или ОКВЭД2?

    В письме ФНС РФ от 09.11.2016 № СД-4-3/21206@ содержится ответ на этот вопрос: при сдаче уточненок за предыдущие периоды указывается тот же код по ОКВЭД, который был отражен в первичных налоговых декларациях.

    Проверить правильность заполнения отчетности по налогу на имущество помогут контрольные соотношении, которые приведены в письме ФНС РФ от 27.10.2015 № БС-4-11/18786.

    Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

    Автор: Снегирев А. Г., эксперт журнала

    Должно ли муниципальное казенное предприятие (МКП) исчислять налог на имущество в отношении объектов недвижимости, закрепленных за ним на праве оперативного управления, исходя из кадастровой стоимости этих объектов?

    Объект налогообложения.

    Российские организации признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов ОС по правилам бухгалтерского учета. Иное может быть предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

    Так, согласно п. 1 ст. 378 НК РФ имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежат налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления.

    Из статьи 378.1 НК РФ следует, что в отношении имущества, переданного концессионеру и (или) созданного им в соответствии с концессионным соглашением, налогоплательщиком является концессионер.

    Согласно пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектом обложения налогом на имущество признаются также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.

    Налоговая база.

    По общему правилу налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Исключение из этого правила касается отдельных объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

    Налог на имущество и право оперативного управления.

    Итак, в ст. 378.2 НК РФ закреплены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости. Одна из особенностей состоит в том, что объект недвижимости, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей им на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 НК РФ (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

    Для справки:

    Унитарное казенное предприятие (казенное предприятие) создается на базе государственного или муниципального имущества в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 8 Федерального закона № 161-ФЗ[1], и является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. Учредителем унитарного предприятия, в том числе казенного, может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Соответственно, имущество казенного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве оперативного управления.

    Находящиеся на балансе у государственных или муниципальных организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества – собственность РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, которые не являются организациями. Соответственно, собственник указанного имущества не исчисляет налог на имущество организаций и положения ст. 378.2 НК РФ на него не распространяются (см. письма Минфина РФ от 06.10.2016 № 03-05-04-01/58164, от 15.08.2016 № 03-05-04-01/47752).

    Поэтому в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, учредителем которого является муниципальное образование, применяется общеустановленный порядок определения налоговой базы – исходя из среднегодовой стоимости объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

    С 1 января 2018 года Пермский край перешел на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов, перечисленных в пп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае»).

    В соответствии с пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ объект недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения.

    Недвижимость в оперативном управлении облагается налогом по среднегодовой стоимости независимо от включения здания (помещения) в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.

    Следовательно, в отношении имущества, которое принадлежит организации на праве оперативного управления, действует общее правило: недвижимость, например административное здание, облагается налогом по среднегодовой стоимости.

    Таким образом, налоговая база в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении вышеуказанных организаций, определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества.

    Муниципальное казенное предприятие рассчитывает налог на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных за ним на праве оперативного управления, исходя из среднегодовой стоимости этих объектов.

    [1] Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».



    Предыстория

    И значально «оперативное управление» не называлось правом и в него вкладывался несколько иной смысл.

    Обратимся к истории вопроса. Ранее право оперативного управления было закреплено в статье 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года (далее – Основы гражданского законодательства СССР) и в статье 93.1 ГК РСФСР 1964 года. В дальнейшем оно было преобразовано в «право полного хозяйственного ведения» (для предприятий, производящих товары, работы, услуги) и право оперативного управления (для бюджетных учреждений, не производящих добавленную стоимость). Это разделение было, в частности, закреплено в статье 5 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» и в статьях 47 и 48 Основ гражданского законодательства СССР.

    В пореформенное время (с 1994 г.) в ГК РФ субъектами права оперативного управления названы учреждения и государственные предприятия (ст. 296 ГК РФ). Определяющее значение для понимания сути, смысла и особенностей налогообложения операций с имуществом, находящимся в оперативном управлении, имеет статья 299 ГК РФ.

    «. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения. ».

    Таким образом, оперативное управление является своеобразным «пережитком прошлого», плохо вписывающимся в рыночные отношения. Более того, разница в статусах имущества, находящегося в оперативном управлении и/или хозяйственном ведении, стала вообще неопределенной: и некоммерческие организации, и государственные предприятия могут осуществлять коммерческие (то есть приносящие доход) операции, подпадающие под действие налогового законодательства. Подобная неопределенность крайне усложняет учет и налогообложение операций с имуществом в учреждениях, осуществляющих его оперативное управление, что усугубляется еще и недостаточной урегулированностью таких операций в налоговом законодательстве.

    Деятельность учреждений

    Основными нормативными документами, регулирующими деятельность учреждений 1 , являются Гражданский кодекс и Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

    Отметим, что и ГК РФ, и Закон № 7-ФЗ в качестве непременного условия существования учреждения называют осуществление им некоммерческой деятельности. Тем не менее некоммерческие организации могут вести и деятельность, приносящую доход, но лишь в рамках достижения целей своего создания. Как правило, считается, что коммерческая деятельность не должна быть основным источником дохода учреждения. Если следовать контексту Закона № 7-ФЗ, то учреждение, которое не будет осуществлять основную (некоммерческую) деятельность, может быть ликвидировано в связи с несоответствием фактической деятельности статусу НКО. Однако на практике частные учреждения, действующие в сферах здравоохранения (а также культуры, физической культуры и спорта, образования), до 100% своего объема финансирования могут получать от приносящей доход деятельности.

    Учредитель может наделить учреждение имуществом, закрепив за ним право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), при этом сохраняя право собственности за собой, что дает ему возможность изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним либо приобретенным за счет средств целевого финансирования, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Более того, право распоряжения указанным имуществом в течение всего срока оперативного управления принадлежит собственнику имущества (учредителю оперативного управления).

    Остановимся подробнее на особенностях учета прав на результаты использования имущества, закрепленного за учреждением на правах оперативного управления.

    Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное на них имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются отдельно. Означает ли это, что если, к примеру, учреждение здравоохранения получило доход от платной медицинской деятельности и приобрело новые основные средства, то оно может ими распорядиться по своему усмотрению? В том-то и дело, что нет: доход учреждения, полученный в результате предпринимательской деятельности с использованием имущества, находящегося у него на правах оперативного управления, становится собственностью учредителя, как и новое имущество, приобретенное за счет такого дохода, при этом учреждение будет осуществлять оперативное управление им.

    Именно по этой причине в тех случаях, когда собственник (учредитель оперативного управления) принимает решение об изъятии имущества или его перераспределении, возникают неочевидные налоговые последствия для обеих сторон (как учредителя, так и учреждения).

    Операции по передаче имущества

    Передавать имущество, изымать его обратно и получать доходы от учреждения собственник может несколькими способами.

    Вариант 1

    В соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ учредитель оперативного управления вправе передать и при необходимости изъять имущество учреждения по собственной инициативе, если оно не используется им, используется не по назначению, является излишним или при реорганизации учреждения.

    В перечисленных ситуациях порядок бухгалтерского и/или налогового учета определен лишь в отношении имущества, ранее переданного собственником учреждению. Что же касается имущества, приобретенного в процессе деятельности учреждения, то этот вопрос нормами права (как гражданского, так и налогового) до настоящего времени не урегулирован.

    Вариант 2

    В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ учреждение передает имущество, полученное им в результате осуществления деятельности, приносящей доход, собственнику. Может показаться, что такая сделка имеет признаки дарения. Однако на наш взгляд, передача имущества, заработанного учреждением в рамках коммерческой деятельности, собственнику не является дарением, поскольку право собственности на такое имущество не переходит от одного лица к другому: имущество принадлежит учредителю управления с момента его приобретения, хотя и находится в оперативном управлении у учреждения. Описанную ситуацию мы рассматриваем как неурегулированную с точки зрения налогового законодательства и потенциально приводящую к негативным для учредителя налоговым последствиям.

    Круговорот имущества: порядок учета

    Учреждение признается налогоплательщиком (п. 2 ст. 11 НК РФ). Соответственно, при операциях, связанных с перемещением имущества, чаще всего ОС, при определенных условиях могут возникать налоговые обязательства. Для того чтобы определить их статус и объем, рассмотрим более подробно то, как эти операции отражаются в учете (с точки зрения обложения налогом на прибыль).

    Передача имущества

    Срок оперативного управления отсчитывается с даты фактической передачи имущества наделяемой организации. Права на полученное некоммерческими организациями недвижимое имущество требуют госрегистрации в сроки и в порядке, которые определены Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. При этом, как правило, в учете передающей стороны данная операция отражается как «операция по формированию актива», принимающей – как задолженность перед учредителем управления с одной стороны и признанием стоимости актива с другой.

    В учете учредителя операция отражается проводками:

    • Дебет 01 Кредит 01;
    • Дебет 02 Кредит 01;
    • Дебет 76 (58) Кредит 01.

    Учреждение отражает операцию проводкой:

    • Дебет 08 Кредит 76.

    Эксплуатация ОС

    Рассмотрим порядок учета отдельных операций, связанных с эксплуатацией имущества в оперативном управлении.

    Амортизация или износ?

    Утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н (ред. 27.11.2006 г.) ПБУ 6/01 «Учет основных средств» устанавливает, что по объектам ОС некоммерческих организаций вместо амортизации ежемесячно исключительно линейным способом начисляется износ. Эти операции учитываются на забалансовом счете 010.

    Однако, по нашему мнению, не стоит буквально воспринимать эту норму ПБУ 6/01. Дело в том, что в ряде случаев учреждениям все-таки следует начислять амортизацию.

    Итак, если некоммерческая организация ведет исключительно уставную деятельность, не приносящую доход, то начисление износа – это единственный способ определить остаточную стоимость имущества (в том числе для целей формирования базы по налогу на имущество). Но если учреждение оказывает и платные услуги, с использованием имущества, находящегося в оперативном управлении, то ситуация становится неопределенной по нескольким причинам:

    • соответствующая норма ПБУ 6/01 не является бесспорной, так как аналогичная формула пункта 48 приказа Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 26.03.2007 г.) признана недействующей решением ВС РФ от 23.08.2000 г. № ГКПИ 00-645. Поскольку редакция приказа № 34н приходится на более позднюю дату по сравнению с приказом № 26н, который в последний раз редактировался в ноябре 2006 года, при прочих равных условиях и наличии противоречий следует пользоваться нормами «позднего» приказа;
    • в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации для целей налогового учета «…имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности».

    Таким образом, буквальное толкование данной нормы ПБУ 6/01 требует одновременного соблюдения двух условий: целевое поступление и осуществление некоммерческой (не приносящей доход) деятельности.

    В этой связи по каждому объекту следовало бы определять пропорцию, в которой он используется в уставной некоммерческой деятельности и в деятельности, направленной на получение дохода. Это процентное соотношение, по нашему мнению, нужно использовать при начислении амортизации и/или износа, поскольку по такому объекту правильнее было бы ежемесячно формировать и сумму износа (кредит счета 010), и сумму амортизации (кредит счета 02 в корреспонденции со счетами учета затрат).

    Отдельно отметим, что согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях гл. 25 НК РФ исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование. Необходимо уточнить, что эта норма налогового законодательства не может быть применена к отношениям с имуществом, находящимся в оперативном управлении либо приобретенным учреждением в процессе осуществления деятельности.

    Закон № 7-ФЗ обязывает некоммерческие организации вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с предпринимательской деятельностью и с использованием средств целевого финансирования. Доходы и прибыль, полученные от осуществления коммерческой деятельности, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

    Покупка нового ОС

    Теперь рассмотрим ситуацию, когда некоммерческая организация приобретает объект за счет дохода, полученного в рамках коммерческой деятельности. Казалось бы, такой объект должен учитываться по общеустановленным правилам: амортизироваться и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Однако не все так просто.

    Следуя п. 2 ст. 299 ГК РФ, данные операции учреждение отражает в учете проводками:

    • Дебет 60 Кредит 51 – произведена оплата поставщику;
    • Дебет 08 Кредит 60 – получен актив;
    • Дебет 01 Кредит 08 – актив признан в составе объектов ОС;
    • Дебет 84 Кредит 83 – на отдельном субсчете к счету 84 учтено расходование прибыли на приобретение ОС.

    Разъясним причину формирования последней записи. Она произведена именно на основании п. 2 ст. 299 ГК РФ. То есть при прекращении оперативного управления такое имущество должно быть передано учредителю.

    Система начисления износа и амортизации в бухгалтерском учете в данном случае может быть произведена по уже рассмотренной выше схеме, а именно: износ начисляется по объектам, используемым в уставной некоммерческой деятельности, амортизации – при ведении учреждением деятельности, приносящей доход, с использованием такого имущества.

    Возвращение имущества

    Остановимся на особенностях учета выбытия ОС из оперативного управления.

    Ситуация 1. Прекращение оперативного управления по распоряжению учредителя с требованием обратной передачи имущества.

    Допустим, в период нахождения имущества в оперативном управлении начислялся износ на забалансовом счете 010 или в случаях, описанных выше, – амортизация, величина которой аккумулирована по кредиту счета 02. Рассмотрим схему проводок, которыми будут сопровождаться операции по передаче.

    В учете организации-учредителя:

    • Дебет 01 Кредит 76 – на стоимость имущества;
    • Дебет 76 Кредит 02 – на сумму амортизации и сумму износа по счету 010;
    • Дебет 91.2 Кредит 76 – на сумму амортизации и сумму износа по счету 010 (расходы, не принимаемые в НУ);
    • Дебет 99 Кредит 91.9 – убыток учредителя, признаваемый для целей БУ;
    • Дебет 99 Кредит 68 – ПНО по расходам, не признанным для целей НУ.

    Записи в учете учреждения:

    • Дебет 02 Кредит 76 – на сумму начисленной амортизации;
    • Дебет 76 Кредит 01 – на стоимость имущества;
    • Дебет 76 Кредит 83 – на сумму амортизации;
    • Дебет 010 – на сумму износа.

    Ситуация 2. Передача имущества, приобретенного за счет средств целевого финансирования, в учете учредителя отражается проводками:

    • Дебет 08 Кредит 91.1 – на стоимость имущества;
    • Дебет 01 Кредит 08 – принят к учету объект ОС;
    • Дебет 91.2 Кредит 02 – на сумму амортизации по счету 02 и сумму износа по счету 010 (расходы, не принимаемые в НУ);
    • Дебет 91.9 Кредит 99 – прибыль учредителя, признаваемая для целей БУ;
    • Дебет 99 Кредит 68 – ПНО по расходам, не признанным для целей НУ.

    В учете учреждения производятся следующие записи:

    • Дебет 02 Кредит 76 – на сумму начисленной амортизации;
    • Дебет 76 Кредит 01 – на стоимость имущества;
    • Дебет 83 Кредит 76 – на разницу 01 и 02 счетов;
    • Дебет 010 – на сумму износа.

    Ситуация 3. Передача имущества, приобретенного за счет деятельности, приносящей доход.

    Ситуация 3. Передача имущества, приобретенного за счет деятельности, приносящей доход.

    В учете организации-учредителя производятся следующие проводки:

    • Дебет 08 Кредит 91.1 – на стоимость имущества;
    • Дебет 01 Кредит 08 – принят к учету объект ОС;
    • Дебет 91.2 Кредит 02 – на сумму амортизации по счету 02 и сумму износа по счету 010 (для целей НУ не принимается только начисленный износ);
    • Дебет 91.9 Кредит 99 – прибыль учредителя, признаваемая для целей БУ;
    • Дебет 99 Кредит 68 – ПНО по расходам, не признанным для целей НУ;
    • Дебет 010 – на сумму износа.

    • Дебет 02 Кредит 76 – на сумму начисленной амортизации;
    • Дебет 76 Кредит 01 – на стоимость имущества;
    • Дебет 83 Кредит 76 – на разницу 01 и 02 счетов;
    • Дебет 83 Кредит 84 – на остаток счета 83;
    • Дебет 010 – на сумму износа.

    Выводы

    Из приведенных выше учетных схем следует, что прекращение оперативного управления и передача имущества (ОС) учредителю приводит к формированию финансового результата и возникновению налоговых обязательств у последнего, а именно:

    • при обратной передаче имущества (ОС) у учредителя формируется убыток, не признаваемый для целей налогового учета;
    • при передаче имущества (ОС), приобретенного учреждением за счет целевых поступлений, на стороне учредителя оперативного управления возникает прибыль, размер которой для целей налогового учета должен быть увеличен на сумму износа и амортизации;
    • при передаче имущества (ОС), приобретенного учреждением за счет дохода, полученного в рамках коммерческой деятельности, у учредителя также возникает прибыль, размер которой для целей налогообложения увеличивается на сумму начисленного износа.

    Эти последствия необходимо учитывать коммерческим организациям – учредителям частных учреждений при их реорганизации и/или при перераспределении имущества между несколькими такими учреждениями.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налог на имущество

    Схема расчета и уплаты налога на имущество сравнительно прозрачна. Ее практическое применение, как правило, не вызывает проблем. Однако в преддверии подведения итогов налогового периода (по окончании календарного года) возникает необходимость уточнения правильности исчисления ранее произведенных авансовых платежей.

    С этой целью следует провести анализ изменений налогового и бухгалтерского законодательства за истекший период. Одновременно – оценить необходимость корректировки процедур расчета и уплаты налога и схем документооборота в части, касающейся определения налоговой базы по налогу на имущество.

    Налог на имущество организаций является одним из наиболее распространенных региональных налогов. Он устанавливается главой 30 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством. На уровне регионов законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы (дополнительно к перечню льгот, определенному в статье 381 НК РФ).

    Налог на имущество организаций уплачивается практически всеми хозяйствующими субъектами всех отраслей материального производства, сферы торговли и услуг. Не являются исключением и бюджетные учреждения. При этом особенности организации и ведения бюджетного учета, а также правового статуса имущества, используемого учреждениями для осуществления основной и приносящей доход деятельности, обуславливают наличие определенных особенностей администрирования данного налога. Данные особенности целесообразно рассмотреть применительно к структуре главы 30 НК РФ.

    Объект налогообложения

    Объектом налогообложения налогом на имущество согласно статье 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

    Следует обратить внимание на то, что земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы не облагаются налогом на имущество, хотя и учитываются в составе основных средств.
    Кроме того, не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом исключение такого имущества из состава объектов налогообложения возможно только при условии его использования для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

    Перечень органов, в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Также согласно ст. 8 указанного закона к воинской службе приравнена служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
    При практическом определении бюджетными учреждениями состава объектов налогообложения возникают вопросы, обусловленные не только правовым статусом используемого имущества, но особенностями его бюджетного учета.
    В частности, вопрос о том, следует ли включать в налоговую базу стоимость объектов нематериальных активов, вытекает из того, что ранее (до 2000 г.) такие объекты учитывались в составе объектов основных средств. Кроме того, Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) содержит раздел, содержащий перечень нематериальных основных фондов (по существу объектов нематериальных активов). С переходом в 2005 г. на новый план счетов бюджетного учета вопрос можно считать окончательно урегулированным. Тем не менее, правомерность исключения стоимости подобных объектов из налоговой базы по налогу на имущество до сих пор ставится под сомнение. В связи с этим письмом Минфина России от 16.09.2009 № 03-05-05-01/56, в частности, дополнительно разъяснено, что объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов, со сроком полезного использования более 12 месяцев, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101000 – 010109000), а нематериальные активы, учитываемые на счете аналитического учета 01020100000 "Нематериальные активы", не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

    Аналогично следует рассматривать вопрос о правомерности исключения из состава объектов налогообложения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. По общему правилу (с учетом правового статуса подобных объектов) результаты НИОКР могут учитываться либо в составе объектов нематериальных активов (если используются в деятельности учреждения), либо в составе готовой продукции (если работы выполнялись в соответствии с заказом или результаты работ предназначены для перепродажи). В обоих случаях не имеется оснований для включения стоимости подобных объектов в налоговую базу по налогу на имущество.
    Более сложным до 2009 г. представлялся вопрос о налогообложении объектов основных средств, относящихся к имуществу государственной или муниципальной казны.
    Так, еще в прошлом году письмом Минфина России от 15.05.2008 № 03-05-05-01/33 было разъяснено, что налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны (т. е. основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями) признается балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны.

    В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, в План счетов бюджетного учета включены дополнительные счета (синтетический и аналитические) для обособленного учета имущества казны. С 1 января 2009 г. данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов. При этом введен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 "Амортизация" (010410410, 010411410, 010412420).
    В связи с тем, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.

    Этот вывод содержится в нескольких письмах Минфина России, в частности: от 22.04.2009 № 03-05-04-01/17, № 03-05-04-01/26, №03-05-04-01/22, № 03-05-04-01/24, от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32 и от 22.07.2009 № 03-05-05-01/35.
    Вместе с тем, следует учитывать, что государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 ГК РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

    Следовательно, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и переданное учреждению в оперативное управление, в состав государственной казны не входит, а муниципальное имущество, переданное муниципальному учреждению, не являются имуществом муниципальной казны.
    Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе бюджетного учреждения в составе объектов основных средств и иных активов. Таким образом, учреждение в отношении находящейся на балансе на праве оперативного управления федеральной или муниципальной собственности (основных средств) обязано уплачивать налог на имущество организаций в общеустановленном порядке.

    Налоговая база

    Статьей 374 гл. 30 НК РФ установлено, что налоговая база для целей налогообложения налогом на имущество определяется по данным бухгалтерского учета. Так как методы начисления амортизации объектов основных средств и определения их остаточной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете различаются весьма существенно, данное требование можно считать одним из наиболее специфических – в отношении других налогов имеются ссылки на соответствующие главы НК РФ (как правило, на гл. 25 НК РФ). Особенности налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений (для целей налогообложения налогом на прибыль) установлены нормами ст. 321.1 НК РФ. При этом правила учета амортизируемого имущества (в том числе объектов основных средств, стоимость которых включается в налоговую базу по налогу на имущество) существенно отличаются от правил бюджетного учета.

    Пунктом 2 ст. 375 НК РФ специально оговорено, что в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Данная норма обязывала бюджетные учреждения включать в налоговую базу также и стоимость объектов библиотечного фонда (начисление амортизации или износа по которым ранее не предусматривалось). С 2009 г. библиотечный фонд был включен в состав амортизируемого имущества, а суммы амортизации должны были быть доначислены по состоянию на 1 января 2009 г. В результате, в настоящее время в налоговую базу по налогу на имущество фактически может быть включена только стоимость подарочных, раритетных и иных дорогостоящих книжных изданий (стоимостью свыше 20 тыс. руб.). В случае если стоимость объектов библиотечного фонда ниже указанной суммы, она списывается в состав расходов или полностью амортизируется в момент выдачи (приемки) объектов в эксплуатацию.

    Порядок расчета налоговой базы установлен непосредственно в тексте главы 30 НК РФ (статьи 375 и 376 НК РФ).
    Общий принцип определения среднегодовой стоимости имущества состоит в том, что определяется средняя арифметическая величина (до 2004 г. рассчитывалась средняя хронологическая). Однако в расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным. В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету (соответственно – 4, 7, 10 и 13). Подчеркнем, что к расчету принимается сумма ежемесячных остатков, а не ежеквартальных.

    Пример 1
    Стоимость объекта основных средств по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 200 тыс. руб. Норма амортизации – 12% (1% в месяц). При этом налоговая база в течение 2009 г. будет определяться следующим образом:

    Месяц года

    Остаточная стоимость на начало месяца

    Как рассчитать и заплатить

    Этот материал обновлен 15.03.2021.

    Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

    Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.

    Плательщики налога на имущество организаций

    Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

    Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

    Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

    Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

    УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

    К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

    ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

    Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

    Объекты налогообложения

    Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

    1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
    2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

    Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

    1. Передала в доверительное управление.
    2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
    3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

    Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

    Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

    Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

    Что еще не признается объектом налогообложения:

    1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
    2. Памятники истории и культуры федерального значения.
    3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

    Также не облагается налогом на имущество:

    1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
    2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

    Налоговая база

    По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

    Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

    Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

    Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

    Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

    Остаточная стоимость считается по формуле:

    Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

    Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

    При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

    Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

    Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

    Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

    С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

    Налоговый и отчетные периоды

    Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

    Отчетными периодами признаются:

    • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
    • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

    Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

    Налоговая ставка

    Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.

    Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.

    Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.

    Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.

    Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.

    Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

    Читайте также: