Налог золотой орде 4

Опубликовано: 15.05.2024

Татаро-монгольское иго было на Руси с 1237 по 1480 года. Оно означало не только потерю суверенитета, но и выплату дани. В переносе на современные реалии – налогов. Причём историки по-разному оценивают размеры дани для наших предков. Одни считают её грабительской. Другие – вполне посильной.

Выплаты начались в 1245 году. Тогда татаро-монголы решили провести перепись завоёванного населения. Это было сделано, чтобы понять, на какие сборы можно рассчитывать. После этого с населения начали собирать дань.

До татаро-монгольского ига население ничего не платило?

Вообще повсеместным налогам мы обязаны именно татаро-монгольскому игру. До этого значительная часть населения ничего не платила, в том числе и князьям. Поэтому первые поборы были данью от побеждённых – победителям. И воспринимались они крайне негативно. Население часто устраивало бунты, убивало сборщиков дани. Однако все эти восстания нередко жёстко подавлялись самими князьями, которые не хотели проблем со всесильными монгольскими ханами и желали сохранить за собой власть ставленников.

Когда татаро-монгольское иго было сброшено, выплаты не прекратились. Просто теперь князья забирали средства себе, благо народ уже привык. Впрочем, подобная система всё равно рано или поздно бы появилась: этого требовало развитие государственного аппарата. К тому же и в Киевской Руси было понятие дани. Можно вспомнить хотя бы князя Игоря, мужа Ольги, которого убили за чрезмерный сбор средств в княжескую казну. Просто до татаро-монгольского ига это явление не было повсеместным, многие славянские племена всё же ничего не платили. Но ситуация изменилась.

Так какие налоги выплачивались монгольским ханам? Их было несколько. Ниже перечислены основные.

В переводе название этого налога означает “выход”. Им облагались крестьяне, ремесленники и рабочий люд (мастеровые). Все они обязаны были платить 10% от своего дохода. В качестве налогооблагаемой единицы бралась одна семья. Изначально татаро-монголы принимали как деньги, так и натурпродукт. Например, брали шкурки куниц, мёд, зерно. Но потом быстро выяснилось, что перевозить и хранить товары проблематично. Поэтому начали брать только деньгами.

Постепенно изменился и расчёт налога. Так, к 1275 каждая семья в Нижнем Новгороде ежегодно обязана была платить около 100 граммов серебра. Татаро-монголы отошли от вычета процентов, потому что сборщиков налогов часто обманывали, скрывая доходы. А установить реальный размер прибыли – долго, хлопотно, в некоторых случаях к тому же не особо реально.

Тамга

Этот налог взимался с купцов. В зависимости от географии он варьировался от 3% и до 5% от дохода или от оборота. Решение, от чего делать отсчёт, принималось в зависимости от состоятельности купца, а также от того, насколько активно у него шла торговля, насколько прозрачными были дела.

Мелкие и средние купцы выплачивали дань коллективно, объединяясь в группы. А вот с крупных всё взималось в индивидуальном порядке.

Каждый населённый пункт должен был обеспечить содержание почтовой службы. Это казалось как выплат людям, так и расходов на корм для лошадей. Прочие траты тоже покрывались населением. Между прочим, именно этот обычай положил начало ямской службе (и название пошло оттуда же).

Это средства, которые шли на приём ханских послов и на обеспечение их жизни в русских княжествах. Монгольские ханы тратиться не желали. Причём содержать полагалось всё посольство. Централизованным сбором средств на это занимались обычно князья.

Туска

Представители Золотой Орды имели право на получение подарков от населения. Это всячески поощрялось. Официально к дани не относилось, однако не считалось чем-то постыдным, как современная коррупция. Отдельно стоит отметить, что с богатыми дарами к монгольским ханам ездили и князья.

Запросы

Татаро-монгольская империя на завоевании Руси не остановилась. Походы продолжились в Азии. Тем не менее, поддержание военной активности требовало постоянных выплат. Поэтому князьям периодически поступали запросы. Соответствующие деньги шли на снаряжение военных.

Кулуш

Наши предки обязаны были отслужить в татаро-монгольской армии. Но если родители, например, не были готовы отпустить единственного сына рекрутом, они могли откупиться. В этом случае выплачивался кулуш. Его размеры определялись индивидуально. Если говорить о суммах, то Новгородское княжество целиком отдавало в год около 2 тысяч рублей. Москва – 1280.

Нужно отметить, что выплаты прекратились задолго до 1480 года. Начались задержки, население бунтовало. Князья могли запаздывать с отчислением дани годами. А потом и вовсе перестали её платить. И закончилось всё окончательным сбросом татаро-монгольского ига.

В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.

Обложили почти всех

Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.

Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков - сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов. В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).[С-BLOCK]

Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико. Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии - такова была политика.

Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.

Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.

Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.

Тамга

Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.

Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.

Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.

Другие налоги

Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.

Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.

Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.[С-BLOCK]

Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.

Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.

Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.[С-BLOCK]

За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.

Так сколько?

Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.

Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.

Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.[С-BLOCK]

Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.

Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.


В первые десятилетия после завоевания Руси Орда провела перепись местного населения и установила в качестве налога 10% от дохода русичей. Были также отдельные налоги на вспашку земли, на мосты, на содержание чиновников-татар, единовременные военные выплаты. В целом они составляли до 20% доходов. Дань сначала собирали ордынские баскаки, а середины XIV века монополию на сбор налогов со всей Руси отдали Москве. Московские князья оставляли себе 6-12% от собранной дани, и это позволило им провести централизацию Руси.

О том, каковы были налоги и их величина, почему во время ига возвысилась Москва рассказывается в книге немецкого историка, востоковеда, тюрколога, специалиста по истории монголов Бертольда Шпулера "Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223-1502, изд-во Центрполиграф, 2017). В ознакомительных целях мы приводим выдержки из книги по этой теме.

Величина налогов

Наибольший размер дани татары Золотой Орды получали от Руси, хотя порой по сравнению с тем, что имели ильханы в Иране, он и был ниже. Например, в 1384 году каждое русское село выплачивало по половине рубля, или полтине, что составляло значительную сумму. Без этой финансовой опоры экономика Орды просто не смогла бы развиваться.

Первоначально на Руси, так же как и в Иране, взимание дани происходило неорганизованно. Гуюк и Бату просто послали в русские деревни "сарацина" (арабского чиновника), который сильно завысил размер выплат, взимая дань в различной, преимущественно натуральной форме. Натуральные выплаты состояли из шкур медведей, чёрных бобров, соболей, чёрно-бурых лисиц и других товаров. Неплатежеспособных людей угоняли в рабство. Татарские сборщики дани в 1237 году потребовали в Рязани отдать им десятину и всех лошадей.

Такой произвол, совершавшийся в самом начале нашествия, в скором времени был прекращён. Бату привез от великого хана специалиста по организации взимания дани по имени Нусал, который позже наводил порядок в этом вопросе и в Персии. Первую оценку размеров регулярных выплат татары произвели в 1257 году уже при Берке. Тогда по распоряжению великого хана по всей Руси стали разъезжать государственные татарские чиновники, так называемые баскаки. По свидетельству русских летописей, наиболее активно они действовали в районах Мурома, Рязани, Суздаля и Владимира.

Баскаки с помощью специальных переписчиков, так называемых численцев, организовали учёт лиц, обязанных уплачивать дань. Одновременно было образовано специальное налоговое ведомство. Организационно оно строилось по армейскому образцу - татары ввели должности налоговых десятников, сотников, тысячников и темников. Русские летописи пишут о начислении ими в то время двух видов налогов. Первый составляла десятина (скорее всего, от произведённой сельскохозяйственной продукции), так называемый ясак. Второй представлял собой налог с оборота, так называемую тамгу. Отчисления с оборота реализованных товаров касались в первую очередь торговцев. Данные два вида дани являлись основным источником пополнения казны татар.


Позднее слово "дань" стали заменять термином "выход". Он и встречается в русских летописях чаще всего, хотя позже в них появляется и термин "ясак". Вторая кардинальная оценка размеров регулярных выплат на Руси состоялась в 1275 году. Тогда от уплаты дани и прочих сборов было освобождено духовенство и монашество, а также все их служки и другие обслуживающие церковь люди. Церковный обслуживающий персонал, а также работавших в интересах церкви ремесленников, сокольничих, ловчих, рабочих и прочих работников запрещалось привлекать к иным видам работ. Это соответствовало основным положениям религиозной политики татар, которая приводила к тому, что священнослужители в основной своей массе по отношению к завоевателям были настроены благосклонно. Документы об освобождении от поборов, выдававшиеся ханами, очень ценились митрополитами и бережно хранились.

Существовали и другие виды дани и финансовых нагрузок. Налог на вспаханную землю (сабанлык, или, по-русски, "поплужное"; уплачивался обычно натуральными продуктами - зерном, мёдом, воском), почтовый сбор (ям), повинность, связанная с обеспечением лошадьми почтовых станций (улаг, или, по-русски, "подводы") относились к категории "пошлина" (по-тюркски "калан"). Сюда же следует отнести и обязанность обеспечения постоем и пищей проезжих чиновников, послов и т.д. (шусун или по-русски "корм").

Плата за пользование мостами, или мостовые деньги (мостовщина), а также таможенные пошлины взимались со всех слоёв населения в одинаковом размере. В одном из ярлыков упоминается и такой сбор, как подорожная, уплачивавшийся вплоть до конца XV столетия. Для войсковых нужд обычно вводился дополнительный налог (нимер или немер, по-русски "запрос"), от которого русское духовенство также освобождалось. Этот вид сборов вводился время от времени.

Налоговая администрация

Не все города согласились выплачивать дань. Так, в 1262 году, когда хан Берке воевал на Кавказе, а в Монголии шла гражданская война, вспыхнули бунты во Владимире, Суздале и Ростове. Потребовались все дипломатические качества Александра Невского, чтобы уладить с Берке этот конфликт. Позднее, в 1281 году, против выплаты дани выступил великий князь Владимирский Андрей, а в 1340 году начались волнения в Смоленске.


Наряду с государственными чиновниками - даругами, татары в отдельных русских городах на постоянной основе посадили ещё представителей хана - баскаков. Районы, как уже говорилось выше, объединялись по десятичной системе в более крупные соединения, для управления которыми была введена должность великого баскака, резиденция которого в 1269 году была во Владимире. Но в первой половине XIV века следы деятельности баскаков на территориях, относившихся к северу Руси, исчезают. В качестве их помощников появляются казначеи и атаманы.

Другими нижестоящими чиновниками налогового ведомства являлись распределители подушевого налога, а также контролёры снабжения продовольствием, собиратели (поборщики) и взыскатели налога на вспаханную землю (поплужники).

Судя по всему, практика сдачи в аренду права взимания налогов применялась повсеместно. В летописях также упоминается, что время от времени татарские баскаки принимали участие в военных походах князей, на территории которых они находились. Иногда после возвращения из Орды русских князей для наведения порядка на места прибывали специальные налоговые служащие, как, например, в 1326-1327 годах в Тверь, в 1331-1332 годах в Киев. А в 1444 году такой инспектор приехал в Москву вместе с князем Московским Василием II. Иногда ханы и сами отправляли посланцев для урегулирования вопросов выплаты дани, как это сделал Тохтамыш в 1383-1384 годах.

Постепенно ханы предпочли возложить право по сбору дани и прочих выплат на самих русских князей. Но, несмотря на это, баскаки ещё долго оставались в русских городах, что находит свое подтверждение в текстах договоров Москвы с другими князьями. Упоминания о них содержатся в летописях, относящихся даже к XV веку. На территории Руси они сидели во Владимире, Твери, Москве, Туле, Боровске, Рязани и других городах.

Москва как главный сборщик ордынской дани

Русских князей, несомненно, порадовало возложение ханами на них вопросов сбора дани, а не на татар. Тем самым их власть стала менее ограниченной. Первое время дань поступала в Орду регулярно, но уже скоро князья стали удерживать значительную её часть для своих нужд. Так, в 1397 году Мамай вынужден был настоятельно просить московского князя Дмитрия Донского платить ему дань в таких же размерах, как и при Джамбеке. Дмитрий отклонил его просьбу и продолжил производить выплаты в сниженных размерах.

Такое поведение великого князя Московского является наглядным показателем ослабления власти Золотой Орды, чей закат проступил ещё отчётливее, когда в промежуток между 1395 и 1407 годами Москва периодически не платила вообще никакой дани. Москва всё чаще стала брать на себя прерогативу по выплате дани татарам другими княжествами, что было закреплено в соответствующих договорах, например в 1481 году с князьями Углича и Волоколамска. А в 1504 году в своем завещании Иван III вообще ограничил других князей в правах на общение с Ордой, возложив это право только на своего старшего сына, положив тем самым конец всяческим интригам.


Особый интерес представляет договор с князем Угличским, поскольку в нём приводятся сведения о величине выплат дани татарам в те времена. Из 1000 рублей, предназначенных для выплаты дани, Москва забирала себе 100 рублей, 30 алтын и 3 денежки, а при заключении договора с князем Волоколамским Иван III удовлетворился 61 рублем, 10 алтынами и 1 денежкой. Деньги, предназначенные для выплаты дани, должны были аккумулироваться в Ярославле.

Выплаты со стороны Москвы начали производиться всё реже, а после (первого) взятия Казани в 1468 году на целое столетие (до 1571 года) и вовсе прекратились. Затем Москва продолжала выплату дани Крымскому ханству до времени правления Петра I, примерно до 1700 года.

У Блога Толкователя есть Телеграм-канал

Также советуем читать наши телеграм-каналы

Ещё в Блоге Толкователя о татаро-монголах:

В отечественной истории принято считать, что в Куликовской битве в 1380 году участвовало от 100 до 300 тысяч русских войск. Однако в то время княжеский двор мог выставить не более 500 воинов, и анализ участвовавших в битве княжеских дворов показывает, что у Дмитрия Донского было не более 6 тысяч воинов. Для Средневековья – это очень большая численность.


Историография о нашествии монголо-татар (или татаро-монголов, или татар и монголов, и так далее, кому как нравится) на Русь насчитывает свыше 300 лет. Это нашествие стало общепринятым фактом еще с конца XVII века, когда один из основателей русского православия, немец Иннокентий Гизель написал первый учебник по истории России - "Синопсис". По этой книге родную историю русские долбили все последующие 150 лет. Однако до сих пор никто из историков не взял на себя смелость сделать "дорожную карту" похода хана Батыя зимой 1237-1238 годов на Северо-Восточную Русь.


Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Карта Сбербанка — 5469 3800 8261 5112

СОДЕРЖАНИЕ

1. Налоги Древней Руси. 5

2. Налогообложение во времена татаро-монгольского ига. 7

3. Налогообложение во времена Ивана Грозного. 10

4. Налоги в ранней Романовской Руси. 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 17

ВВЕДЕНИЕ

Налоги - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Понятие "налог" уходит своими корнями вглубь веков. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию.

Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным законом.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Целью данной работы является выявление особенностей налогообложения конкретного исторического периода развития государства, выявить его черты и описать как можно более полно существовавшую тогда систему налогообложения.

Налоги Древней Руси

Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег (?—912), утвердив­шись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных пле­мен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала»[1]. Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских севе­рян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения пресле­довала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее пла­тившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дру­жине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жив­шие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачи­вать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Послед­ним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу.

Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она приво­зилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружи­ны сами ездили за нею.

Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря (?—945). По свидетельст­ву Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть доброде­тель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через ре­ку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.

Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составля­ли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого хо­лопа без вины убийца платил господину цену убитого в возме­щение витков, а князю - пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или пла­тить за него виру способствовала раскрытию преступлений, пре­дотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не плати­ли в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054).

Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавли­валась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну»[2]. Таков же размер пошлины уплачи­вался за похищение бобра из ловища.

Налогообложение во времена татаро-монгольского ига

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномочен­ными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чи­новников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каж­дой души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличи­вая налоговый гнет на русские княжества.

Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих кня­зей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350—1389) с тем­ником Мамаем (? — 1380) — фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству С.М. Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; на­шествие Тохтамыша и задержание в Орде сына великокняжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход. брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей»[3].

А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425) упоми­нается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижего­родское княжество платило в это же время дань в 1500 руб.

Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних до­ходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет при­соединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353).

Торговые пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины — деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. Упо­минается в летописях пошлина с серебряного литья, с клейме­ния лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д.

Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Ру­си входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощ­ник, именовавшийся мытником.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой систе­мы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел дан­ные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производ­ства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строи­тельство засек — укреплений на южных границах Московского государства.

Именно ко времени Ивана III относится древнейшая пере­писная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описы­вается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковно­служителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собст­венное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скаши­ваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, сле­дующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому.

Кроме дани, источником дохода казны великого князя слу­жили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, ре­ки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и по­лучила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземель­ный налог. Последний определялся не только количеством зем­ли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней — 14, худой — 16 четей.

Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных дан­ных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков — зависел от об­ласти, качества почвы, принадлежности земель.

Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Едини­цей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и отку­пов, главными из которых были таможенные и винные.

Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486—1566), дважды побывавший в России (в 1517 и в 1526 гг.), писал в За­писке о Московитских делах: «Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну. Со всякой вещи стоимостью в один рубль платят семь де­нег, за исключением воска, с которого пошлина взыскивается не только по оценке, но и по весу. А с каждой меры веса, которая на их языке называется пудом, платят четыре деньги»[4].

Деньга в то время равнялась одной второй копейки. В сере­дине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей — 10 денег (5 копеек с рубля оборота).

Персональный блог Аркадия Брызгалина

четверг, 13 декабря 2012 г.

Чарльз Адамс о налоговой системе Руси при Золотой Орде: интересные откровения


С.В. Иванов "Баскаки" (1909)
Однажды на просторах Интернета я наткнулся на перевод книги некоего Чарльза Адамса «К Добру и Злу» (1993), в которой очень много внимания было уделено историческому анализу налогообложения, в том числе и в Древней Руси. Одна из глав книги так и называлась «Налоги в истории русских». Перевел книгу Чарльза Адамса некто Георгий Польский. Должен сразу сказать, что об авторе книги я не смог собрать достаточной информации, скажу только, что это не Чарльз Фрэнсис Адамс (старший) (1807-1886), который в позапрошлом веке являлся одним из ведущих государственных деятелей США.
В самой книге «К Добру и Злу» вообще много материалов по истории налогов, в частности есть глава «Налоги в истории евреев», а также «Слово просвещения о налогах».
Материал автора, скажу мягко, более чем неоднозначен. Автор вообще всю историю как Древней Руси, так и еврейского народа рассматривает через призму налогов. Можно даже сказать, что это такой своеобразный авторский метод: «история страны – это в первую очередь история его налогов». Должен отметить, что ряд положений из главы «Налоги в истории русских» меня сильно озадачили смелостью интерпретации, в связи с чем я решил опубликовать парочку отрывков для ознакомления с ними читателей, ну и с моими комментариями.Что думаете коллеги?

«… История Росси увлекала и приводила запад в недоумение на протяжении многих веков. О Русских принято говорить как о «таинственных славянах», а их история, как однажды сказал Уинстон Черчилль, это «головоломка, обернутая тайной, внутри загадки». Головоломка, однако, не является не решаемой, если понять налоговую историю России.

Российское политическое psyche развилось из жестокой налоговой политики Золотой Орды и ранних правителей Москвы. Позже Петр Первый поставил Россию на путь ведущий к получению статуса сверхдержавы – через изменение налоговой системы, которая до этого калечила экономику и сдерживала экономический рост на протяжении веков. Он дал русскому народу выбор – либо платить подушную подать, либо идти на государственную службу.
Коммунисты, занимаясь уничтожением правящих классов, всего лишь изъяли первый вариант»…

Это начало. Как вам? Лихо у Чарльза Адамса получилось всю многовековую историю России свести к ее налоговым реформам. Я даже не критикую сейчас этот подход (хотя очевидно, что он достаточно оригинален), а пытаюсь сам для себя определить суть самого подхода автора.

«Политический вакуум в степи в итоге был заполнен Золотой Ордой. Под предводительством Чингиз Хана море монгольских воинов, выросших на конском молоке, подчинило своей власти местные племена и обратило свои взоры на русов. Монголы сразу потребовали десятую часть… от всего, и еще – чтобы этот налог выплачивался ежегодно. Это не был тот же налог, который возлагали Хазары. Десять процентов, требуемых Хазарами, были мелочью в сравнении с десятью процентами Монгол. Русским пришлось выучить, что о налоговых системах нельзя судить только по их ставкам».

Как-то уж очень смело. Думаю, автору следовало более подробно описать, от чего «всего» была установлена ставка 10%.

«Монгол интересовали только подати и рекруты для их армий. Русская культура, в этом плане, их не интересовала, как и всякая другая. Под игом монгол русская цивилизация скатилась в века мрака в тот самый момент, когда Запад начал выбираться из самого мрачного периода в своей истории, вступая в эпоху Ренессанса – возрождения культуры древней Греции и Рима. «Монголы», как заметил русский поэт Пушкин, «не подарили России Аристотеля». … Расшатывание русской культуры достигалось монголами с помощью налогообложения.

В течение более чем двухсот лет Монгольского ига Россия прошла через три ярко выраженные фазы монгольской налоговой системы…»

«…Вначале Монголы передали работу по сбору податей влиятельным мусульманским купцам из Багдада. Сами Монголы были воинами, и работа по сбору податей была ниже их достоинства. Мусульманские сборщики податей с не меньшим успехом занимались работорговлей. Жителей деревень, которые были не в состоянии расплатится, они хватали и отправляли на рынки рабов в Багдаде. В 1162 году несколько русских городов восстали и перерезали всех мусульман до единого, навлекая на себя тем самым неминуемую месть и смерть. История, однако, как и все, на что оказывает влияние природа человека, не может быть точно предсказана…»

«Великий русский князь Александр Невский убедил хана не предпринимать карательных набегов, а вместо этого – реформировать систему сбора налогов. В результате чего мусульманские сборщики податей были выведены из нее. Хан разделили Россию на ряд военно-финансовых округов, во главе каждого из которых встал монгол – директор по сбору податей – Великий Баскак, поддерживаемый гарнизоном монгольских воинов». .

«Появилась система двойного управления. Удельные русские князья ведали всем, кроме сбора податей и военной политики, находившихся в руках хана. Великие Баскаки были районными начальниками татаро-монгольских финансов, занимаясь сбором семи базовых налогов:
1) годовая подать и чрезвычайные сборы;
2) налог с продаж;
3) таможенная подать;
4) налог с необрабатываемой пахотной земли;
5) налог с обрабатываемой пахотной земли;
6) полюдье;
7) подать за уклонение от военной службы.

Третья заключительная фаза монгольской системы налогообложения несла в себе семена собственного уничтожения. Хан допустил обычную, но фатальную ошибку, связанную с ослаблением контроля над сбором налогов. Великие Баскаки были заменены русскими князьями. Со стороны система смотрелась хорошо. Удельные князья будут руководить налоговой системой, и необходимость в поддержке монгольских гарнизонов отпадет. Новая система сулила хану быстрые и гораздо более дешевые деньги.

Какой-то непонятный князь из никому не известного русского городка обратил на себя внимание хана своими необычайно успешными методами выколачивания денег. Город назывался Москвой, князя звали Иван Первый по прозвищу Калита (денежный мешок) – за его экстраординарные таланты в сборе податей. Иван убедил хана поручить ему сбор податей с русских городов-должников. Слава Денежного Мешка быстро росла, как и спрос на его услуги.

Очевидно, монголы задавались вопросом – почему бы разъяренным русским налогоплательщикам не иметь дело с Иваном? Зачем отважным воинам унижать себя сбором податей, когда Денежный Мешок в состоянии сделать эту работу за них? Какими бы доводами монголы не руководствовались, так или иначе они стремились к тому, чтобы ответственность по сбору налогов была переложена на московского князя. Имея в своем распоряжении большие доходы от собираемых податей, Иван и его потомки подготовили почву для освобождения от татарского ига. Русские заставили татар бороться за дань.

Постепенно контроль монгол над Русью (точнее – за системой сбора податей) ослабевал. В шестнадцатом веке Монгольскому владычеству над Русью был положен конец благодаря усилиям Ивана Четвертого, известного как Иван Грозный. Ресурс власти, заложенный его отцами через налогообложение, дорос до уровня, когда Иван уже мог изгнать монгол раз и навсегда.

Изгнание монгол началось с того, что сначала Иван отказался оплачивать свои податные обязательства, когда Московский Дорога совершил свой очередной ежегодный визит за податями. В память об этом событии Иван Четвертый отстроил Храм Покрова (Собор Василия Блаженного). Теперь он получил титул «Царь всея Руси», и князья всех остальных русских городов должны были получать от него право на княжение, становясь перед всевластным царем на колени. Городские собрания налогоплательщиков, назначавшие русских князей на княжение до нашествия монгол, более никогда не вернутся.
Новая система власти, построенная Иваном, «была безумием, но безумием гения».

Утверждение автора о том, что Собор Василия Блаженного был построен в честь отказа платить налоги, ничем не подтверждается, сколько я ни искал. Все исторические источники, которые я просмотрел, единодушно свидетельствуют о том, что Покровский собор, построенный в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного, был возведен в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Конечно, причиной русско-казанских войн (1437-1552) наверняка, были в том числе и какие-то фискальные интересы сторон, однако говорить о том, что строить Собор стали в честь победы в налоговых войнах, – это уже слишком.

Читайте также: