Налог за скважину на участке в беларуси

Опубликовано: 12.05.2024








Нам помогли разобраться в ситуации специалисты одной из столичных компаний, занимающейся добычей воды путем бурения скважин: Владислав БЫСТРЕНКО, заместитель директора, и Андрей АПАНАСИК, начальник отдела инженерно-геологических изысканий.

- До 2013 года по законодательству в нашей стране бурить скважины на значительную глубину (свыше 20 метров) не разрешалось. Поэтому в частном порядке допускалось освоение скважин на глубине до 20 метров. Однако по многочисленным просьбам населения Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды пошло на некоторые уступки и разрешило пользоваться водой до первого водоупора, который начинается где-то с глубины 18 метров, а где-то - и с 65 метров. Ситуация сейчас такова, что если вода нужна для технических нужд (полива и т.п.), то ее можно поднять и с глубины 20 метров. Если же мы хотим использовать воду для питья, то она должна поступать со второго водоносного горизонта.

Kачество

- Какую воду мы пьем в действительности, находясь на даче?

Стоимость самого простого оборудования для добычи воды (насоса, труб, троса, кабеля, оголовка, колец, крышки и др.) сегодня составляет от 2000 условных единиц и выше. Для того чтобы пробурить скважину достаточной глубины – от второго водоносного горизонта и ниже, заказчику необходимо собрать ряд разрешительных документов:

- Многие загородные жители путают понятия о приемлемости качества воды в селе и в дачном кооперативе: мол, «у нас есть колодец, условно 6-12 м глубиной, с кристально чистой водой!» Но не забывайте, что в деревне совсем иная, малая плотность застройки. А в садовых товариществах, где уже свыше 100 участков и домов, кто-то обустраивает биотуалеты, кто-то - выгребные ямы, а кто-то вообще провел канализацию. В таком случае скважины 30 метров глубиной на дачах недостаточно для качественной питьевой воды. Лабораторный анализ воды, может, и покажет, что нитратов и вредных веществ в ней нет, но содержащиеся примеси, фосфаты, диоксиды и другие остаточные химические продукты, к сожалению, выявляют не все лабораторные анализы. А между тем мы пьем такую воду и губим свое здоровье.

Следует учитывать и еще один негативный фактор. В садовых товариществах скважины делали давно и по старой технологии: со временем они пришли в негодность. А в наши дни в обязательном порядке используются как синтетические, так и полимерные фильтры, нержавеющая проволока и другие современные материалы. Кроме того, к новым скважинам есть определенные требования ГОСТ, соответственно, они имеют гораздо больший срок службы. Поэтому, увы, в старых товариществах скважины уже не работают.

Ремонт и установка

- Сложно ли отремонтировать старые скважины?

- Ремонт старых скважин проблематичен по ряду причин: потеряна документация с техническими характеристиками, и ремонт практически невозможен, а пробить новую скважину накладно; членам товарищества нужно проходить массу инстанций; нужно производить тампонаж (ликвидацию) прежней скважины. Поэтому люди начинают самостоятельно оборудовать отдельные колонки для технических нужд до 30 метров, то есть с первого водоносного уровня. Однако использование такой воды для питья опасно! Учтите, что и второй водоупор может оказаться на глубине 30 метров, и такая вода не совсем пригодна для пищевого употребления.

- Как правильно выбрать место для скважины, глубину бурения, диаметр трубы, место установки насоса, чтобы вода шла бесперебойно?

- Глубина бурения опять-таки зависит от степени глубины водоносного горизонта. Место установки насоса зависит от характеристики отдельно взятой скважины, качеств самого насоса. Подбирать насос, не пробурив скважину, глупо. Есть два общих совета, где бурить скважину: максимально далеко от выгребной ямы и там, где можно обеспечить подъезд буровой установки. Все подбираемое оборудование также определяется характеристиками самой скважины, ее производительностью, которая в свою очередь зависит от площади рабочей поверхности фильтра и диаметра трубы. Если скважина неглубокая, то хватает непогружного насоса. Насосы мембранного типа «ручеек» для бытовых нужд дают достаточно воды - полкуба в час. Для более глубоких скважин (40-120 м) чаще используют погружные насосы от 3-4 дюймов в диаметре. В конструкции скважины используются обсадные трубы НПВХ российского и турецкого производства с 50-летней гарантией. К сожалению, отечественных производителей оборудования и материалов по добыче воды нет. Хотя спрос на бурение скважин в частном порядке сейчас высок.

Нормы

- В чем может быть причина нехватки воды (приходится ждать после первого подъема воды 30 минут)?

- Нехватка воды может быть обусловлена неправильной конструкцией скважины, а также работой по соседству станций водозабора с множеством других скважин. Они могут влиять на наполняемость воды на вашем участке и в доме. В норме скважина должна давать от одного-двух кубов в час. А этого вполне достаточно. В среднем по ГОСТу на человека расходуется порядка 300 литров в сутки.

- Нужно ли на зиму снимать насос со скважины и где его хранить? Можно ли из насоса убрать воду, не разбирая конструкции?

- Если в неглубокой скважине насос типа «ручеек», то его достают, просушивают и хранят до весны. С обустроенной скважиной ничего делать не нужно, там на глубине сохраняется плюсовая температура. Главное, чтобы верхняя кессонная часть скважины была теплой. Если в доме есть система гидроаккумулятора и вы длительное время отсутствуете, то перед заморозками воду нужно слить, освобождая трубы.








У многих дачников до сих пор нет центрального водопровода. Чтобы обеспечить себя водой на долгие годы, можно пробурить скважину. Как это сделать, разбирался «АиФ».

Что по закону

До 2013 года по законодательству в Беларуси бурить скважины на значительную глубину (свыше 20 метров) не разрешалось. Поэтому в частном порядке допускалось освоение скважин на глубине до 20 метров.

Однако по многочисленным просьбам населения Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды пошло на некоторые уступки и разрешило пользоваться водой до первого водоупора, который начинается где-то с глубины 18 метров, а где-то – и с 65 метров.


На данный момент в случае если владельцем участка является физическое лицо, то для бурения скважины, предназначенной для добычи подземных вод, не требуется разработка проекта и получения какого-либо разрешения, пояснили «АиФ» в пресс-службе Минприроды.

Для чего источник

Далее необходимо определиться: какой объем воды планируется потреблять? Для каких нужд необходима скважина? Ею будут пользоваться только в сезон или круглогодично? Есть ли на участке место, чтобы расположить скважину по всем правилам?

Если на вашем участке нет ни скважины, ни колодца, ни водопровода, первым делом выясните, на какой глубине на вашем участке есть подземные воды. Чтобы это узнать, можно поинтересоваться у соседей по даче, у которых уже есть скважины или колодцы, либо обратиться к землеустроителю в сельсовет. Еще один вариант: позвонить в организацию, которая занимается бурением скважин именно в вашем районе, области.

Но, по словам бурильщиков, если у вашего соседа вода, допустим, залегает на глубине 20 метров, то нет 100%-ной уверенности, что на такой же глубине водоносный слой будет находиться и на вашем участке.

Поэтому узнать точно, какой будет глубина скважины на конкретном участке, можно только после разведывательного бурения.

Цена вопроса

Бурение скважин – это очень трудоемкий процесс. Стоимость всегда индивидуальна. Расходы можно разделить на две составляющие. Прежде всего, само бурение скважины. Его стоимость зависит от многих факторов: типа бурения, используемой установки, глубины и диаметра скважины, типа обсадной трубы (металлическая или пластиковая). Соответственно, чем глубже скважина, тем дороже обойдется работа. Так, за бурение одного погонного метра земли в одной организации нам назвали сумму в 30 рублей, в другой – 50 рублей, а в третьей уже попросили 70 рублей за метр. Но и это не предел.


Отдельная статья расходов – монтаж оборудования для скважины. Тут тоже придется потратиться. Стоимость будет зависеть от глубины скважины, удаления скважины от дома (влияет на расход труб и кабеля, объем земляных работ), от типа и мощности насоса (200-1200 руб.), обустройства кессона или использования скважинного адаптера (90-130 руб.), автоматики для насоса (140-200 руб.).

В среднем за монтаж скважины «под ключ» буровые компании называли сумму в 2000 рублей.

Кстати, по словам бурильщиков, сегодня гораздо выгоднее пробурить одну скважину на несколько участков (домов). Но здесь важно, чтобы люди договорились между собой об использовании скважины. Нередко бывает так, что сосед пробурил скважину на своем участке, развел воду на три дома, а через пару лет продал участок. Новый владелец уже просит 100 долларов в месяц за пользование водой. И такие случаи – не редкость. Чтобы такой ситуации не возникло, договоренность надо юридически оформить у нотариуса.

В ТЕМУ

По завершении работ хозяин участка должен получить паспорт от буровой компании. В нем будет указана подробная информация о местонахождении (координатах), глубине, производительности скважины и др. Паспорт заполняется в трех экземплярах. Один экземпляр остается у заказчика, второй – у буровой компании, а третий подается в контролирующие геологические службы для регистрации и занесения данных в архив. После регистрации скважина считается введенной в эксплуатацию, скважине присваивается номер.

КСТАТИ

Чтобы скважина давала воду, она должна работать, иначе происходит заиливание. Если подойти к бурению скважины с умом, то она может прослужить 50 лет и даже более.

Ветка водопровода проходит в 100 м от моего дома, летом с приездом дачников напор никакой, да еще платить за воду по счетчику. Рассказываю, во сколько мне обошлось бурение и обустройство своей собственной скважины.


Стоимость бурения с оплатой за метры

Прозванивая бурильщиков, мне очень хотелось знать, во сколько мне обойдется бурение, хотя бы примерно. Но в ответ обычно слышал цену за метр, с уточнением используемой трубы.

На сегодня средние расценки у частников в Беларуси 20-30$ за метр, в зависимости от глубины, труб:

  • самые бюджетные — пластиковые 90 мм
  • подороже — стальные 113 мм
  • самые дорогие — пластиковые трубы 125 мм

У крупных организаций, особенно государственных (Геосервис, НПЦ по геологии и др), с собственным геофизическим оборудованием, стоимость будет выше.

Также цена и будет отличаться в зависимости от бурильной установки, потому у каждой свой предел возможных глубин:

  • малогабаритные электрические (послабее) или гидравлические (помощнее) установки обычно до 50, но в теории и до 80 м
  • шнековые установки базе грузовиков — до 30-40 м, предел 80 м
  • ротор — до 200 м. Самый дорогой способ, для больших глубин.

В большинстве районов РБ хватает малогабаритных установок, но есть места, доступные только для роторного способа, например, в районе пос. Руба под Витебском (месторождения доломита).

Как же узнать примерную глубину?

  • спросить соседей
    • в моем случае оказалось, что у большинства — колодцы либо центральный водопровод. Узнать глубину удалось лишь у соседей в 2 км от меня — 20 м, и в 300 м — 35 м.
  • узнать параметры центральной скважины, используемой для водопровода — в Водоканале или в «Белгосгеоцентре»
    • в моем случае такая имелась — глубина 30 метров
  • спрашивать самих буровиков. Но некоторые этой информацией не делятся, считая это коммерческой тайной или что-то вроде этого.

Заодно узнавайте, о качестве воды — вкус, цвет, содержании нитратов.

Исходя из этой информации сделайте для себя вывод — потянете ли вы бюджет в случае, если у вас окажется максимальная глубина? Не говоря уже о том, что на вашем участке вода может оказаться глубже, чем у всех соседей. Оговорите с буровиками этот момент максимально четко. Некоторые могли бурить в вашей местности и согласятся на вариант, что если воды не будет до оговоренной глубины, оплату не брать.

По итогу моя скважина получилась глубиной 35 м, стоимость 750$

Некоторые думают, что если у соседа на горке вода на 35 метрах, то у меня в низине будет меньше. Вовсе необязательно, зачастую бывает и наоборот.

В эту стоимость входила:

  • труба нПВХ 90 мм
  • заводской сетчатый фильтр (труба с отверстиями и сеткой)

Разрешенная глубина по закону

Согласно статье 17 Кодекса РБ «О недрах» землепользователи участков могут строить и эксплуатировать скважины для добычи подземных вод из первого от земной поверхности напорного водоносного горизонта, без предоставления горного отвода, установления нормативов в области использования и охраны недр.

Кстати, пока не забыл. В Беларуси очень мало сайтов и телеграм-каналов, посвященных Финансам. Наш канал @FinBel в числе.

Мы публикуем интересные материалы про все, что связано с деньгами в Беларуси: инвестиции, недвижимость, бизнес, ИП, налоги и немного бухгалтерии, финансовые лайфхаки. Все статьи основаны на личном опыте авторов.

Подписывайтесь, чтобы потом не искать - @FinBel

Как видим, абсолютного значения разрешенной глубины в метрах не указано. Значит, за исключением верховодки (колодезной воды), бурение разрешено до первого напорного водоносного слоя. Проведение работ без горного отвода до следующих слов будет нарушением законодательства. Чаще всего, воды с первого слоя вполне достаточно, но бывают нюансы с качеством:

  • наличие железа (очень распространенная проблема)
  • запах болота, сероводорода
  • превышение нитратов. На вкус и цвет это не определить, но есть список деревень, где уже заведомо известно, что первый слой загрязнен.

Все эти нюансы не являются гарантийными случаями, и буровые компании не будут делать новую скважину на тот же слой. Разве что могут предложить продолжить бурить глубже, но вы уже в курсе, как это делается правильно.

Также важно знать, что п о окончании строительства скважины, подрядчик должен составить паспорт скважины в 3-х экземплярах, один из которых отдает заказчику, а второй передает в Минприроды для ведения государственного геологического фонда и государственного кадастра недр. Регулируется это нормами ТКП 17.04-21-2010 и другими — подробнее на сайте Белгосгеоцентра.

Как я контролировал качество скважины

Как я уже писал выше, со вкусом и запахом воды ничего не поделать. В итоге у меня оказалась вкусная, чистая по цвету вода, но с содержанием нитратов выше нормы. Впрочем, я был к этому готов, так как официально пить воду из местного водопровода нельзя, по этой же причине.

Сделать анализ воды, на содержание нитратов, бактерий можно в городском центре гигиены и эпидемиологии. Стоимость от 50 р. Но примерное содержание нитратов покажет аквариумный тест, причем использовать его можно несколько раз.


Что на самом деле важно?

1. Песок в воде из скважины. Его не должно быть, допускается буквально 50 г на 1 куб м

Как я проверял: после того, как буровики опустили свой насос на нужную глубину, я подставлял ведро из черного технического пластика и набирал воду. Потом выключал насос, включал и снова подставлял ведро. Если просто включить воду, подождать минут 10 и набрать воду, она может быть чистой, а после выключения-включения снова пойти песок. Буровики на это обычно говорят, что в новой скважине это допустимо, после прокачки пройдет.

Возможно, это и так, но есть риск что скважина не прокачается. С чем я, собственно, и столкнулся. Мне пробили скважину, вода шла с мелким песочком. Покачаешь минут 20, песка почти нету, выключишь-включишь — снова песочит. Меня уговорили, что это пройдет, и я почти месяц качал воду по 5-10 часов в день (подключил насос через розетку с таймером).

Но мое терпение иссякло, и мне вернули деньги, благо, что по первому требованию. Обратился к другим буровикам, ребята сделали новую скважину, буквально на 2 метра глубже и попали в водоносный слой, как надо. Оглядываясь назад, я бы лучше дополнительно оплатил первым прокачку скважины (если бы она в итоге прокачалась), и мне кажется, что они пришли бы к тому же выводу гораздо быстрее.

Если нужны контакты буровиков, которые пробурили мне скважину с хорошей водой и дебитом — напишите на почту редакции finbelarus@yandex.by с пометкой «Скважина Андрею».

2. Дебит скважины, то есть ее производительность

Как я проверял. Вообще, есть непростые формулы расчета на основе производительности насоса, и уровней воды. Но меня устроил упрощенный вариант: зная производительность насоса (например, 2 куба в час), опускаем на нужную глубину, и включаем на час непрерывной работы. Если за это время вода на этом уровне не кончилась (когда уровень воды приблизится к насосу, из скважины будут характерные звуки «сёрбанья»), значит дебит выше производительности насоса, и это хорошо.

Для точности еще замеряю, за сколько наберется емкость с известным объемом (старые насосы могут выдавать производительность меньше заявленной). Например, бачок 100 л набрался на 3 минуты, значит за час наберется 20 тысяч литров, или 2 куба. Если не ошибаюсь, минимально допустимый дебит (и его прописывают в договоре) составляет 1,5 куба в час. Хотя видел, что на форуме люди писали, что и 0,6-0,8 куба/час им хватает.

В первой скважине, помимо наличия песка в воде, еще и дебит был никакой — 0,3 куба в час. Из последующего общения с другими мастерами я понял, что такой слабый водонос бывает, но очень-очень редко. А гораздо чаще, буровики попадают в край водоноса, либо вообще в линзу.

Помимо этого, вы должны проверить:

  • какие у вас трубы. Если пластик, то это должен быть нПВХ (у меня был синего цвета)
  • фильтр (заводской или самодельный). Бывает из сетки и полипропилена
  • глубина установки насоса
  • заполненный паспорт

Кстати, если вы, как я, закажете гидробурение малогабариткой, будьте готовы, что на участке выкопают небольшой бассейн. В него будет сливаться вода с буровым раствором из скважины. А рядом вырастет кучка отработанной породы, глина-песок-камни.

Обустройство скважины. Кессон

Я выбрал обустройство с кессоном в виде бетонного кольца и крышки с люком.


Примерная смета на обустройство кессона и завод воды в дом:

6 января 2021 г. принят Закон Республики Беларусь № 84-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь о недрах».

Закон усовершенствован с учетом практики его применения, исключения коллизий и пробелов в регулировании, совершенствования и упрощения правового регулирования в рассматриваемой сфере, в том числе с учетом правоприменительной практики, а также исключения пробелов в действующем законодательстве.

В документе закрепляется ряд определений терминов: «извлекаемые запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр», «подземные воды», «прогнозные ресурсы полезных ископаемых», «одиночный водозабор» и «проявление полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр». Такое дополнение позволит в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, применять указанные термины и их определения на законных основаниях.

Законом закрепляется первоочередное право на предоставление недропользователям, осуществившим геологическое изучение недр за счет собственных средств, горного отвода, а также установление требования, не допускающего предоставление права пользования недрами в пределах ранее предоставленного другому недропользователю геологического или горного отвода. Такой подход будет способствовать усилению гарантии прав недропользователей.

Законом в целях своевременного получения недропользователем права пользования недрами и без приостановки хозяйственной деятельности продолжать добычу полезных ископаемых увеличивается срок подачи недропользователем документов, необходимых для продления срока пользования недрами – горным отводом, когда решение о предоставлении горного отвода принимается Президентом Республики Беларусь.

Закрепляется право на продление недропользователю срока пользования недрами для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр в случае неполного извлечения запасов полезных ископаемых, неполного использования геотермальных ресурсов недр в границах предоставленного горного отвода. Данная норма позволит недропользователю, соблюдающему требования законодательства об охране и использовании недр, отработать в полном объеме запасы полезных ископаемых, использовать геотермальные ресурсы недр, что, в свою очередь, будет положительно влиять на рациональное использование недр.

Законом устанавливается порядок продления срока пользования недрами для геологического изучения недр. Данная норма позволит недропользователю осуществлять продление ранее предоставленного права пользования недрами для геологического изучения недр и без приостановления проводить такие работы.

Устанавливается запрет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, на пользование недрами в населенных пунктах, связанное с добычей рудных, нерудных, горючих полезных ископаемых, а также на использование иных ресурсов недр при условии, что такое ограничение установлено законодательными актами. Такой подход направлен на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, их имущества граждан, и имущества, находящегося в собственности государства.

Расширен перечень видов работ по геологическому изучению недр, подлежащих государственной регистрации, в частности, регистрации поисковых и разведочных работ на подземные воды при бурении скважин глубиной, превышающей уровень залегания первого от земной поверхности напорного водоносного горизонта, осуществляемые для создания одиночных водозаборов. Данная норма позволит Минприроды в полной мере вести учет скважин, предназначенных для добычи подземных вод.

Усовершенствованы вопросы проведения государственной экспертизы геологической информации. На законодательном уровне закреплено право привлекать для проведения экспертизы на договорной основе экспертов, имеющих определенные навыки и стаж работы (не менее 5 лет) в сфере недропользования.

Законом закреплено требование о недопущении использования полезных ископаемых в иных направлениях, чем те, для которых в установленном порядке утверждены запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр. Данный подход позволит вести налоговый учет и осуществлять налоговые выплаты – налог за добычу (изъятие) природных ресурсов в строгом соответствии с налоговым законодательством и по тем направлениям использования полезных ископаемых, для которых утверждены их запасы.

Закреплена возможность, позволяющая недропользователю, осуществляющему добычу полезных ископаемых, вносить изменения и (или) дополнения в ежегодный план развития горных работ, и тем самым корректировать свою деятельность в зависимости от определенных возможностей, в том числе финансовых.

Дополнительно к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр отнесены недопущение осуществления работ по добыче полезных ископаемых без согласованного ежегодного плана развития горных работ и недопущение использования полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в иных направлениях, чем те, которые указаны в приказе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, издаваемом по результатам государственной экспертизы геологической информации.

Предоставлено право недропользователю при отсутствии спроса на добываемое сырье или иных экономических причин осуществлять временную приостановку эксплуатации горных предприятий, горных выработок, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, без их консервации на срок до шести месяцев при условии соблюдения мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды на весь срок их приостановки. Это позволит субъектам хозяйствования сокращать финансовые затраты.

Законом определена компетенция Совета Министров Республики Беларусь на установление формы и порядка предоставления недропользователями сведений, необходимых для ведения государственных балансов запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр.

Уточнен перечень объектов, подлежащих учету в государственном кадастре недр. В целях наиболее полного наполнения государственного кадастра недр недропользователями, осуществившими работы по геологическому изучению недр, одновременно с геологической информацией предоставляются в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды паспорта месторождений (их частей), проявлений полезных ископаемых, геотермальных ресурсов недр, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, структур, перспективных для постановки работ по поискам и разведке месторождений полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, одиночных водозаборов, отдельных буровых скважин, предназначенных для добычи углеводородов.

Минприроды наделяется полномочиями на утверждение формы перечня работ по геологическому изучению недр, подлежащих государственной регистрации, формы акта о передаче месторождения углеводородов или отдельных буровых скважин в пробную эксплуатацию и акта технического состояния буровых скважин, определение направления использования полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Закон вступит в силу 14 октября 2021 г. и будет способствовать единообразному применению законодательных норм в области охраны и использования недр, а также либерализации и упрощению вопросов, связанных с охраной и использованием недр.

Г.Н. Ерилин, эколог Связаться с автором, либо заказать услуги в области охраны окружающей среды Вы можете, написав на электронный адрес erilingleb@tut.by

Требования к добыче вод из подземных источников установлены различными нормативно-правовыми актами. Основным документом является Водный кодекс Республики Беларусь (далее ВК). Так, с точки зрения п.38 ст.1 и п.1.2 ст. 30 ВК добыча подземных вод является специальным водопользованием. Граждане являются субъектами в области охраны и использования вод в соответствии с п.1.2 ст.7 ВК. В соответствии с п.2 ст.30 ВК при добыче подземных вод необходимо получать разрешение на специальное водопользование, кроме добычи менее 5 куб.м. в сутки в соответствии с п.2.2 указанной статьи. Таким образом, в случае, если суточная добыча превышает 5 куб.м. воды, следует получать разрешение на специальное водопользование.

Порядок выдачи указанного разрешения определен Положением, о порядке выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов утвержденным постановлением Совмина от 2 марта 2015 г. № 152 (далее Положение). В соответствии с п.7 Положения гражданин представляет в орган выдачи разрешений заявление по форме, установленной Минприроды, на бумажном носителе, а также документы, указанные в пункте 16.71 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее – перечень). В соответствии с п.10 Положения выдача разрешения на добычу подземных вод с применением водозаборных сооружений, в том числе самоизливающихся буровых скважин, которые эксплуатируются водопользователем на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании, осуществляется на основании заключения о возможности добычи заявленных водопользователем объемов подземных вод, выдаваемого республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный геологический центр», в котором отражаются:

сведения об утвержденных запасах подземных вод по месту осуществления водопользователем добычи подземных вод (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

обобщенные данные о техническом состоянии водозаборных сооружений, предназначенных для добычи подземных вод, в том числе самоизливающихся буровых скважин (фактический срок эксплуатации буровых скважин, их производительность, динамические уровни подземных вод, их изменения за весь период эксплуатации);

выводы о возможности добычи подземных вод в объемах, заявленных водопользователем (расчетный срок добычи, минимальные (максимальные) расходы буровых скважин и другое), с рекомендациями по эксплуатации буровых скважин, включая мероприятия по охране и рациональному использованию подземных вод.

Для получения заключения представляет республиканскому унитарному предприятию «Белорусский государственный геологический центр» заявление о получении заключения на бумажном носителе и документы, указанные в пункте 16.72 перечня.

16.71. Выдача разрешения на специальное водопользование, внесение в него изменений и (или) дополнений, продление срока, прекращение его действия, выдача дубликата этого разрешения

областные (Минский городской) комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды

для получения разрешения на специальное водопользование:
заявление по установленной форме (на бумажном и электронном носителях)
копия схемы водоснабжения с указанием мест добычи (изъятия) воды
заключение о возможности добычи заявленных водопользователем объемов подземных вод – в случае добычи подземных вод с применением водозаборных сооружений, в том числе самоизливающихся буровых скважин

16.72. Выдача заключения о возможности добычи заявленных водопользователем объемов подземных вод

республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный геологический центр»

заявление по установленной форме
копия документа, удостоверяющего право на земельный участок
копии паспортов буровых скважин, предназначенных для добычи подземных вод, – в случае, если заключение выдается впервые
документ, подтверждающий внесение платы

Платежи за пользование водой.

В соответствии со ст.35 ВК водопользование является платным, за исключением общего водопользования, обособленного водопользования прудами-копанями, расположенными в границах земельных участков, предоставленных в установленном порядке юридическим лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, пользования водными объектами для ликвидации чрезвычайных ситуаций и (или) их последствий, пользования поверхностными водными объектами для нужд судоходства. Платежи, связанные с водопользованием, взимаются в форме налога или арендной платы. Установление, введение, изменение и прекращение действия налогов в области охраны и использования вод, а также порядок и условия их взимания определяются налоговым законодательством. Однако в соответствии с п.1 ст.210 Налогового кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели. Таким образом, платежей за пользование подземными водами для физических лиц не предусмотрено.

Необходимость учета вод.

Статьей 57 ВК таковая необходимость установлена только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, у граждан нет обязанности по ведению учета вод. Однако таковая необходимость установлена ст.5 и 18 Закона «О питьевом водоснабжении». Однако порядок учета добываемых физическими лицами подземных вод не установлен ни одним нормативно-правовым актом, в том числе техническим. Существующие ТНПА (ЭкоНиП 17.01.06-001-2017, ТКП 17.02-12-2014 (02120)) распростнаняются только на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, отсутствует документ, определяющий порядок ведения учета, соответственно, вести учет не надо.

Оформление документов в области санитарно-эпидемиологического благополучия.

Необходимость оформления указанной документации установлена Законом «О питьевом водоснабжении» от 24 июня 1999 г. № 271-З (далее Закон 271-З), в соответствии со ст. 4 которого собственники систем водоснабжения являются субъектами указанного закона. В соответствии со ст.1 указанного закона скважины и колодцы, в том числе принадлежащие физическим лицам, относятся к нецентрализованным системам питьевого водоснабжения. В соответствии с п.13 указанного закона Нецентрализованные системы питьевого водоснабжения создаются для обеспечения питьевой водой потребителей при отсутствии централизованных систем питьевого водоснабжения. Основные обязанности установлены ст.18 Закона 271-З.

Обязанности по обеспечению допуска контролирующих органов. Так, одной из обязанностей является допускать на объекты, используемые для осуществления деятельности, связанной с питьевым водоснабжением, представителей органов и организаций, указанных в абзаце пятом части первой статьи 4 Закона 271-З (органы государственного санитарного надзора, органы государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов, органы государственного метрологического надзора, органы государственного строительного надзора), при проведении ими в установленном порядке проверок, республиканского органа государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством и его территориальных органов при проведении ими исследований по определению радиационной безопасности питьевой воды на источниках питьевого водоснабжения в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера и предоставлять им безвозмездно информацию по вопросам функционирования объектов питьевого водоснабжения.

Обязанности по санитарному контролю. Собственники систем водоснабжения обязаны организовывать осуществление контроля за качеством питьевой воды по методикам выполнения измерений, прошедшим метрологическое подтверждение пригодности методик выполнения измерений, лабораториями, аккредитованными в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, и своевременно информировать потребителей об отклонении качества подаваемой воды от нормативных требований .Однако существующие санитарные нормы и правила в этой области (СанПиН1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий», СанПиН 10-124 РБ 99) распространяются только на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, физическим лицам осуществлять контроль не требуется.

Обязанности по разработке и соблюдению проектов зон санитарной охраны. В соответствии со ст.21 Закона 271-З зоны санитарной охраны устанавливаются для всех источников и систем питьевого водоснабжения (кроме систем питьевого водоснабжения транспортных средств) независимо от форм собственности в целях предупреждения их случайного или умышленного загрязнения, засорения и повреждения. Однако документ, устанавливающий правила установления зон санитарной охраны (Санитарные нормы и правила «Требования к организации зон санитарной охраны источников и централизованных систем питьевого водоснабжения», утв. пост. Минздрава от 30 декабря 2016 г. № 142), не распространяются на нецентрализованные системы питьевого водоснабжения. Таким образом, нет требований к разработке какой-либо документации и правил установления зон санитарной охраны для скважин физических лиц.

Обязанности пользователя месторождений питьевой воды, как недропользователя. В соответствии со ст.30 Кодекса Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г. Правовыми основаниями пользования недрами являются: акт, удостоверяющий геологический или горный отвод. В соответствии со ст.1, 18, 25 указанного кодекса подземные воды относятся к полезным ископаемым. Требования по предоставлению акта, удостоверяющего горный отвод, в соответствии со ст.17 Кодекса о недрах не распространяются на строительство и эксплуатацию буровых скважин, шахтных колодцев и иных сооружений в недрах, предназначенных для добычи подземных вод из первого от земной поверхности напорного водоносного горизонта, при условии соблюдения требований законодательства об охране и использовании вод. Однако, несмотря на то, что физические лица в соответствии со ст. 4 Кодекса о недрах являются субъектами отношений в области использования и охраны недр, в соответствии с п.1 ст.33 Кодекса о недрах горные отводы предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Таким образом, предоставление горных отводов физическим лицам не предусмотрено в любых случаях.

Читайте также: