Налог за пользование недрами в узбекистане

Опубликовано: 22.09.2024

Глава 42. Общие положения

Статья 242. Налоги и специальные платежи, уплачиваемые недропользователями

Недропользователями в целях налогообложения являются юридические и физические лица, осуществляющие на территории Республики Узбекистан поиск и разведку месторождений, добычу полезных ископаемых, извлечение полезных компонентов из минерального сырья и (или) техногенных минеральных образований, а также осуществляющие переработку полезных ископаемых с извлечением из них полезных компонентов. (Часть в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)

Недропользователи уплачивают следующие налоги и специальные платежи:

налог за пользование недрами;

налог на сверхприбыль;

бонус (подписной и коммерческого обнаружения).

ГЛАВА 43. Налог за пользование недрами

Статья 243. Налогоплательщики

Плательщиками налога за пользование недрами являются недропользователи:

добывающие полезные ископаемые из недр, извлекающие полезные компоненты из минерального сырья и (или) техногенных минеральных образований; (Абзац в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)

осуществляющие переработку полезных ископаемых с извлечением из них полезных компонентов.

Статья 244. Объект налогообложения

Объектом обложения налогом за пользование недрами является объем добычи (извлечения) готового продукта. Перечень готовых продуктов устанавливается решением Президента Республики Узбекистан.

Готовым продуктом признается полезное ископаемое (полезный компонент), на которое установлена ставка налога за пользование недрами и которое предназначено для реализации или передачи, включая безвозмездную передачу, а также для собственного потребления в целях производства продукции и иных нужд.

Объект налогообложения определяется отдельно по каждому виду готового продукта.

Объектом налогообложения для углеводородов являются:

добытые углеводороды, прошедшие первичную промысловую переработку, включая попутные полезные ископаемые и полезные компоненты;

полезные компоненты, извлеченные в процессе переработки углеводородов, но не прошедшие налогообложение как готовый продукт при предшествующей добыче и переработке в составе перерабатываемых полезных ископаемых.

Не является объектом налогообложения объем природного газа, закачиваемого обратно в продуктовый пласт для поддержания пластового давления и (или) извлечения углеводородов в рамках замкнутого технологического цикла. (Часть в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)

Объектом налогообложения для драгоценных металлов и драгоценных камней являются извлеченные драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе из техногенных минеральных образований.

Объектом налогообложения по твердым полезным ископаемым, кроме указанных в части шестой настоящей статьи, являются:

добытые полезные ископаемые (включая попутные); (Абзац в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)

полезные компоненты, извлеченные из полезных ископаемых, минерального сырья, техногенных минеральных образований. (Абзац в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)

Не являются объектом налогообложения общераспространенные полезные ископаемые, добытые в пределах предоставленных налогоплательщикам земельных участков и использованные для собственных хозяйственных и бытовых нужд.

Перечень общераспространенных полезных ископаемых устанавливается законодательством.

Статья 245. Налогооблагаемая база

Налогооблагаемой базой для исчисления налога за пользование недрами является стоимость объема добытого (извлеченного) готового продукта, рассчитанная по средневзвешенной цене реализации за отчетный период, если иное не предусмотрено частью шестой настоящей статьи.

Средневзвешенная цена реализации за отчетный период определяется отдельно по каждому добытому (извлеченному) готовому продукту путем деления объемов реализации в денежном выражении (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога) на объем реализации в натуральном выражении.

В случае отсутствия реализации готового продукта в отчетном периоде налогооблагаемая база определяется исходя из средневзвешенной цены реализации готового продукта последнего отчетного периода, в котором имела место реализация.

При полном отсутствии реализации готового продукта налогооблагаемая база определяется исходя из производственной себестоимости добычи (извлечения) данных полезных ископаемых за отчетный период. При этом налогоплательщик обязан произвести последующую корректировку суммы начисленного налога за пользование недрами в том отчетном периоде, когда имела место реализация, исходя из средневзвешенной цены, сложившейся за отчетный период.

При реализации или передаче готового продукта по цене ниже себестоимости для расчета средневзвешенной цены принимается себестоимость, но не выше декларируемых цен.

В случаях, когда готовый продукт (часть готового продукта) является сырьем для производства другого готового продукта или готовый продукт (продукт переработки) используется для собственных производственных или хозяйственных нужд, налогооблагаемая база для такой продукции определяется исходя из производственной себестоимости добытого (извлеченного) готового продукта.

Статья 246. Налоговый период. Отчетный период

Налоговым периодом является календарный год.

Отчетным периодом является:

для юридических лиц - квартал;

для физических лиц - календарный год.

(Часть в редакции Закона РУз от 25.12.2012 г. № ЗРУ-343)

Статья 247. Порядок исчисления, представления расчетов и уплаты налога за пользование недрами

Налог за пользование недрами исчисляется исходя из налогооблагаемой базы и установленной ставки.

По отдельным видам полезных ископаемых сумма налога за пользование недрами определяется исходя из налогооблагаемой базы и установленной ставки, но не ниже суммы налога за пользование недрами, установленной законодательством. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)

Расчет налога за пользование недрами представляется в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета в следующие сроки:

юридическими лицами - нарастающим итогом ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности;

физическими лицами - один раз в год не позднее 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

(Часть в редакции Закона РУз от 25.12.2012 г. № ЗРУ-343)

Уплата налога за пользование недрами производится:

микрофирмами и малыми предприятиями, а также физическими лицами - не позднее срока представления расчета;

юридическими лицами, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, - ежемесячно не позднее 25 числа следующего месяца, а по итогам года - не позднее срока представления годовой финансовой отчетности. (Часть в редакции Закона РУз от 24.12.2018 года № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)

ГЛАВА 44. Налог на сверхприбыль

Статья 248. Налогоплательщики

Плательщиками налога на сверхприбыль являются:

недропользователи, осуществляющие добычу (извлечение) отдельных полезных ископаемых (полезных компонентов);

юридические лица, осуществляющие производство отдельных видов продукции, производимой из полезных ископаемых.

По отдельным видам продукции по решению Президента Республики Узбекистан плательщиком налога на сверхприбыль могут быть определены иные лица, не указанные в части первой настоящей статьи. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 29.12.2008 г. № ЗРУ-196)

Не являются плательщиками налога на сверхприбыль недропользователи, осуществляющие деятельность по соглашению о разделе продукции.

Статья 249. Объект налогообложения

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть дохода (сверхприбыль), определяемая как разница между чистой выручкой от реализации и расчетной ценой, установленной законодательством. (Часть в редакции Закона РУз от 29.12.2008 г. № ЗРУ-196)

Статья 250. Налогооблагаемая база

Налогооблагаемой базой является чистая сверхприбыль, определяемая как разница между суммой сверхприбыли и суммой налогов и других обязательных платежей, исчисленных от чистой выручки, в доле, приходящейся на сверхприбыль. (Статья в редакции Закона РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)

Статья 251. Перечень полезных ископаемых и налогооблагаемой продукции, порядок исчисления и уплаты налога

Перечень полезных ископаемых и видов продукции, облагаемых налогом на сверхприбыль, а также порядок исчисления и уплаты налога устанавливаются законодательством.

ГЛАВА 45. Бонусы

Статья 252. Общие положения

Бонус является разовым платежом, осуществляемым недропользователем.

Недропользователь выплачивает следующие виды бонусов:

Бонусы не уплачивают органы государственного управления.

Статья 253. Подписной бонус

Подписной бонус - разовый фиксированный платеж недропользователя за право осуществления деятельности по поиску и разведке полезных ископаемых на основании соответствующей лицензии. (Часть в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)

Подписной бонус уплачивается в бюджет плательщиком не позднее тридцати дней со дня получения лицензии и об этом в письменной форме сообщается в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета.

Статья 254. Бонус коммерческого обнаружения

Бонус коммерческого обнаружения является платежом, уплачиваемым за каждое коммерческое обнаружение месторождений полезных ископаемых на участке недр, указанных в соответствующей лицензии, в том числе за обнаружение полезных ископаемых в ходе проведения дополнительной разведки месторождений, приводящей к увеличению первоначально установленных извлекаемых запасов. Бонус коммерческого обнаружения также уплачивается недропользователями, при получении права на добычу полезных ископаемых, если ранее по данному месторождению не был уплачен бонус коммерческого обнаружения. (Часть в редакции Закона РУз от 4.12.2014 г. № ЗРУ-379)

Бонус коммерческого обнаружения не уплачивается при проведении разведки месторождений полезных ископаемых, не предусматривающей последующей их добычи.

Объектом налогообложения является объем извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении, утвержденный уполномоченным государственным органом.

Налогооблагаемой базой является стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых. Стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых рассчитывается:

для недропользователей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, — по декларированной цене, утвержденной на данный вид полезного ископаемого;

для других недропользователей - по биржевой цене, установленной на международной бирже, в порядке, установленном законодательством, а при отсутствии цены на мировом рынке стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых – исходя из производственной себестоимости добычи, предусмотренной в технико-экономическом обосновании по промышленному освоению соответствующего месторождения, согласованного в установленном порядке, увеличенной на 20 процентов. (Абзац в редакции Закона РУз от 27.12.2016 г. № ЗРУ-417)

(Часть четвертая статьи 254 в редакции Закона РУз от 25.12.2013 г. № ЗРУ-359)

Части пятая – восьмая заменены частями пятой, шестой и седьмой в соответствии с Законом РУз от 27.12.2016 г. № ЗРУ-417

Порядок определения стоимости объема извлекаемых запасов полезных ископаемых устанавливается законодательством

Бонус коммерческого обнаружения определяется исходя из налогооблагаемой базы и установленной ставки бонуса.

Расчет бонуса коммерческого обнаружения представляется налогоплательщиком в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета не позднее двадцати пяти дней со дня утверждения уполномоченным государственным органом запасов полезных извлекаемых.

Уплата бонуса коммерческого обнаружения производится не позднее девяноста дней со дня утверждения уполномоченным государственным органом объема извлекаемых запасов полезных ископаемых из месторождения.

Порядок определения стоимости объема извлекаемых запасов полезных ископаемых и уплаты бонуса коммерческого обнаружения устанавливается законодательством.

Расчет бонуса коммерческого обнаружения представляется налогоплательщиком в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета не позднее двадцати пяти дней со дня получения лицензии на право пользования участками недр для добычи полезных ископаемых.

Уплата бонуса коммерческого обнаружения производится не позднее девяноста дней со дня получения лицензии на право пользования участками недр для добычи полезных ископаемых.

ГЛАВА 46. Особенности налогообложения деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о разделе продукции

Статья 255. Общие положения

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Республика Узбекистан предоставляет иностранному инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку месторождений и добычу полезных ископаемых на участке недр, указанном в соглашении.

Соглашение о разделе продукции предусматривает:

порядок ведения учета и отчетности;

условия налогообложения и уплаты иных платежей;

порядок вывоза доли иностранного инвестора.

Статья 256. Особенности налогообложения деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о разделе продукции

Иностранный инвестор, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о соглашениях о разделе продукции, в течение срока действия соглашения о разделе продукции уплачивает: (Абзац в редакции Закона РУз от 10.09.2009 г. № ЗРУ-217)

1) налог на прибыль;

2) земельный налог;

3) налог за пользование водными ресурсами;

4) налоги и специальные платежи для недропользователей, за исключением налога на сверхприбыль;

5) единый социальный платеж; (Пункт в редакции Закона РУз от 29.12.2008 г. № ЗРУ-196)

6) акцизный налог. (Пункт введен в соответствии с Законом РУз от 29.12.2008 г. № ЗРУ-196)

Налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные пунктами 1-5 части первой настоящей статьи (за исключением налога за пользование недрами), взимаются по ставкам, установленным для резидентов Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено соглашением о разделе продукции. Налог за пользование недрами и акцизный налог взимаются по ставкам, установленным для резидентов Республики Узбекистан. (Часть в редакции Закона РУз от 10.09.2009 г. № ЗРУ-217)

Налогообложение иностранного инвестора производится с учетом следующих особенностей:

1) налог на прибыль уплачивается раздельно по доходам, полученным при выполнении работ по соглашению о разделе продукции, и по доходу, полученному по другим видам деятельности. Объектом обложения налогом на прибыль по доходам, полученным при выполнении работ по соглашению о разделе продукции, является стоимость прибыльной продукции, принадлежащей иностранному инвестору по условиям соглашения, без проведения вычетов;

2) иностранный инвестор уплачивает следующие налоги и специальные платежи для недропользователей:

бонусы при заключении соглашения о разделе продукции и (или) по достижении определенного результата, установленные в соответствии с условиями соглашения;

налог за пользование недрами, устанавливаемый в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции в процентном соотношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции и уплачиваемый в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья;

3) компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды уплачиваются в соответствии с законодательством;

4) товары (работы, услуги), предоставляемые юридическими лицами - резидентами Республики Узбекистан инвесторам и (или) операторам, участвующим в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке;

5) товары (работы, услуги), предназначенные для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимые в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимая иностранным инвестором продукция, принадлежащая ему в соответствии с данным соглашением, освобождаются от обложения таможенными платежами, за исключением сборов за таможенное оформление. При нецелевом использовании ввезенных материально-технических ресурсов, в том числе при их отчуждении, все таможенные платежи, подлежащие уплате в бюджет, взыскиваются в порядке, установленном таможенным законодательством.

Если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, то исполнителем налоговых обязательств выступает один из участников такого объединения или оператор по выполнению работ по соглашению о разделе продукции. При этом инвестор, получивший лицензию, обязан в месячный срок письменно уведомить орган государственной налоговой службы об участнике, выступающем исполнителем налогового обязательства от данного объединения.

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.

НДПИ в налогом законодательстве

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

Методики и пример расчета

Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.

Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.

Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.

Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.

Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:

  • Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
  • Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.

Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.

Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.

  • 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
  • 35000 * 250 = 8750000 руб.
  • 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
  • 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
  • 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
  • 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.

Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.

Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Нефть

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Газ и конденсат

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Уголь

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Драгметаллы

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

Зарема МЕНАЛИЕВА

Олег ЦОЙ

В рекомендации:

– плательщики налога;
– объект налогообложения;
– налоговые ставки;
– налоговая база и исчисление налога;
– уплата налога и налоговая отчетность.

Плательщики налога

Налог за пользование недрами уплачивают недропользователи, которые
:

  • добывают полезные ископаемые из недр;
  • извлекают полезные компоненты из минерального сырья и (или) техногенных минеральных образований.

Недропользователи – юридические и физические лица, осуществляющие на территории Узбекистана:

  • поиск и разведку месторождений;
  • добычу полезных ископаемых;
  • извлечение полезных компонентов из минерального сырья и (или) техногенных минеральных образований.

Полезные ископаемые – это содержащиеся в недрах природные минеральные образования неорганического и органического происхождения в твердом, жидком или газообразном состоянии, включая промышленные подземные воды, рассолы и рапу соляных озер.

Полезный компонент – это составная часть полезного ископаемого, извлечение которой с целью промышленного использования является технологически возможным и экономически целесообразным.

Минеральным сырьем являются добытые и прошедшие первичную обработку полезные ископаемые. Техногенные минеральные образования – это отходы горнодобывающих и перерабатывающих производств, содержащие полезные компоненты, пригодные для использования
.

Не уплачивают налог физлица, ведущие деятельность по старательской добыче драгоценных металлов.

Пользователями недр могут быть юридические и физические лица

Что является объектом обложения налогом за пользование недрами

Объектом обложения налогом за пользование недрами является объем добычи (извлечения) полезного ископаемого
.

Объем добытого (извлеченного) полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезных ископаемых.

Фактические потери определяются по формуле:

Фактические потери = Расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого – Количество фактически добытого (извлеченного) полезного ископаемого

Количество фактически добытого (извлеченного) полезного ископаемого определяется по завершении полного технологического цикла по его добыче (извлечению).

Объект налогообложения определяйте отдельно по каждому виду полезного ископаемого.

Объектом обложения налогом являются:

  • добытые (извлеченные) полезные ископаемые, в том числе попутные;
  • полезные компоненты, извлеченные из полезных ископаемых, минерального сырья, техногенных минеральных образований;
  • добытые углеводороды, прошедшие первичную промысловую переработку, включая попутные полезные ископаемые и полезные компоненты;
  • полезные компоненты, извлеченные в процессе переработки углеводородов, но не прошедшие налогообложение как готовый продукт при предшествующей добыче и переработке в составе перерабатываемых полезных ископаемых;
  • извлеченные драгоценные металлы и камни, в том числе из техногенных минеральных образований.

Не являются объектом налогообложения:

  • объем природного газа, который закачивается обратно в продуктовый пласт для поддержания пластового давления и (или) извлечения углеводородов в рамках замкнутого технологического цикла;
  • общераспространенные полезные ископаемые, добытые (извлеченные) в пределах предоставленных налогоплательщикам земельных участков и использованные для собственных хозяйственных и бытовых нужд;
  • нерудные полезные ископаемые, добытые (извлеченные) в результате работ по расчистке русел рек и укреплению берегов.

Каковы ставки налога за пользование недрами

Налоговые ставки применяются по наименованиям объектов налогообложения и установлены:

1) за добычу следующих основных и попутных полезных ископаемых:

  • энергоносителей;
  • цветных, редких и радиоактивных металлов;
  • драгоценных металлов;
  • камнесамоцветного сырья;
  • черных металлов;
  • горнохимического сырья;
  • горнорудного сырья;
  • строительных материалов;

2) на полезные ископаемые, извлеченные из техногенных минеральных образований.

Различают следующие налоговые ставки
:

  • в процентах к налоговой базе;
  • в твердой сумме за единицу натурального показателя;
  • в процентах к налоговой базе, но не менее твердой суммы за единицу натурального показателя. То есть в этом случае налог уплачивается в большем размере из двух рассчитанных сумм.

Основными направлениями налоговой политики на 2021 год являются сохранение основных налоговых ставок по НДС, налогу на прибыль, налогу на доходы физлиц и другое.

Названы изменения налоговой политики в 2021 году

Минфин подготовил проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой политики на 2021 год», пишет пресс-служба ведомства.

Основными направлениями налоговой политики на 2021 год являются сохранение основных налоговых ставок по НДС (15%), налогу на прибыль (15%, для отдельных категорий 20%), налогу на доходы физических лиц (12%), налогу на имущество юридических лиц (2%), земельному налогу за земли сельскохозяйственного назначения (0,95%), социальному налогу (хозсубъекты – 12% и бюджетные организации - 25%), налогу с оборота (базовая ставка 4%).

Вместе с тем, налоговая политика на 2021 год направлена на продолжение налоговых реформ, предусматривающих обеспечение прямого действия Налогового кодекса, дальнейшей поддержки экспортеров, справедливого распределения налоговой нагрузки и повышения эффективного использования природных ресурсов.

Законопроектом предусматривается включение в состав Налогового кодекса ставок акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и налога на доходы физических лиц, установленных в фиксированном размере), а также отдельных норм, связанных с применением этих ставок.

На 2020 год эти ставки были установлены Законом «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».

На 2021 год данные ставки изменены следующим образом:

а) по акцизному налогу предусматривается выравнивание большинства ставок акцизного налога при импорте и производстве. Вместе с тем, ставки акцизного налога, установленные в абсолютной сумме, проиндексированы (с учетом отмены их предусмотренной индексации с 1 апреля 2020 года).

В связи с этим, ставки акцизного налога индексируются с 1 февраля 2021 года. При этом, ставки на алкогольную продукцию включая пиво, а также на табачную продукцию индексируются в 2 этапа: с 1 февраля 2021 года, - с учетом отказа их индексации в 2020 году, и с 1 сентября 2021 года – в среднем на 7,5%;

По 73 товарным позициям предлагается отменить акцизный налог по импорту, в частности, по пищевой продукции (20 видов товаров (соки, сыр, творог, маргарин, кондитерские мучные изделия, колбасы и аналогичные мясные продукты и т.д.)), по электротехническим товарам (35 видов товаров (холодильники, телевизоры, газовые плиты, пылесосы, стиральные машины и т.д.)) и т.д. Это позволит обеспечить равные условия субъектам предпринимательства.

Для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи, снижается ставка акцизного налога с 20 до 15 процентов.

б) по земельному налогу устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения, в разрезе регионов республики в абсолютной величине, с учетом их индексации на 15 процентов.

Ежегодная индексация ставок земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения связана с тем, что ставки установлены в абсолютной величине (сум) и позволит сохранить долю земельного налога в общих поступлениях.

При этом, конкретный размер налоговых ставок будет определяться органами государственной власти на местах на основании ставок, установленных Налоговым кодексом, с применением повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от их экономического развития и престижности района.

в) по налогу за пользование водными ресурсами ставки устанавливаются в разрезе категории налогоплательщиков, а также в части объема воды, используемого на определенные цели, что влечет за собой ведение раздельного учета объема водных ресурсов, используемого на различные цели в целях исчисления налога. Данная мера направлена на обеспечение рационального и эффективного использования водных ресурсов.

Налоговые ставки по налогу за пользование водными ресурсами индексируются на 15 процентов, а для отдельных отраслей экономики - на 30 процентов, с целью поэтапного доведения этих ставок до единой налоговой ставки, установленной для предприятий промышленности. Сохраняются ставки налога за пользование водными ресурсами на уровне 2020 года для предприятий коммунального обслуживания, а в части объема воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства, устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сум за 1 куб.м.

Законопроектом предусмотрено расширение круга предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет: стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынков и торговых комплексов. Это позволит создать равные условия осуществления деятельности и предотвратить занижения поступлений по налогу за счет переноса доли прибыли от предприятий плательщиков НДС к лицам, не уплачивающим данный налог.

В условиях коронавирусной пандемии Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года № УП-5978 было предусмотрено, что в период

с 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд. сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость на ежеквартальной основе. Данную норму предлагается сохранить и в дальнейшем, и предусмотреть ее как постоянную в Налоговом кодексе.

Законопроектом предусматривается возможность зачета НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), не зависимо от суммы поступления валютной выручки. Это позволит поддержать экспортеров, осуществляющих отгрузку товаров на экспорт на условиях консигнации (с отсрочкой платежа), и не допускать отвлечения оборотных средств. Такое право было только у текстильных предприятий в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2020 года № УП-5989 «О неотложных мерах по поддержке текстильной и швейно-трикотажной промышленности».

В целях упрощения порядка исчисления пенсий предлагается унифицировать ставки социального налога для отдельной категории физических лиц.

Так законопроектом предусматривается, что самозанятые граждане, ученики школы «Уста — шогирд» - в период их работы до достижения 25 лет, дехканские хозяйства, а также граждане Республики Узбекистан, работающие за границей по найму на основе трудового договора, граждане Республики Узбекистан, работающие в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Республики Узбекистан уплачивают социальный налог в сумме не менее 1 размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа. Соответственно для этой категории плательщиков в законопроекте уточняется срок уплаты социального налога.

Законопроектом предусматривается увеличение пониженной ставки по налогу на имущество юридических лиц с 0,2 до 0,4 процентов и понижающего коэффициента с 0,1 до 0,25, применяемого к ставкам земельного налога с юридических лиц, в отношении отдельных объектов и земельных участков. Это позволит поэтапно довести их до базовой ставки налога на имущество и земельного налога.

Напомним: пониженная ставка по налогу на имущество и понижающий коэффициент к ставкам земельного налога были введены с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы. Данная мера была введена с целью эффективного и рационального использования объектов недвижимости, а также в целях обеспечения полного учета земельных участков, принадлежащих юридическим лицам.

С отменой единого земельного налога (с 1 января 2020 года), для фермерских хозяйств был сохранен порядок обложения земель сельскохозяйственного назначения, исходя из их нормативной стоимости с целью исчисления земельного налога. С этого же периода этот порядок был распространен также и на остальных юридических лиц, имеющих земли сельскохозяйственного назначения. При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий (с 1 января 2019 года) и дехканских хозяйств был сохранен порядок исчисления земельного налога исходя из ставки, установленной в зависимости от категории земель (орошаемые и неорошаемые) и балл-бонитета.

С целью установления единого порядка налогообложения земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предусматривается распространение порядка исчисления земельного налога, исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, на плодоовощеводческие сельскохозяйственные предприятия и дехканские хозяйства. Ставка налога будет установлена как для земель сельскохозяйственного назначения.

По налогу за пользование недрами унифицируются ставки по отдельным строительным полезным ископаемым. Это создаст дополнительные условия для освоения месторождений нерудных полезных ископаемых и обеспечения их эффективной добычи, особенно из русел рек.

Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.

В статье приведён подробный анализ таких проблемных вопросов НДПИ как: нормативно-правовая база налога на добычу полезных ископаемых; объект НДПИ (особенности определения); изменения в налоговом законодательстве о налоге на добычу полезных ископаемых

Субъектами недропользования в Российской Федерации являются юридические лица и предприниматели, которые получают право пользования участками недр путём заключения соглашения о разделе продукции или выдачи разрешительного документа – лицензии.

Одним из основных условий недропользования является платность (возмездность), которая выражается, помимо прочего, в налогообложении добычи минерально-сырьевых ресурсов.

Нормативно-правовая база налога на добычу полезных ископаемых

Исчерпывающий перечень налогов и сборов, подлежащих уплате в России, регламентирован в Налоговом кодексе РФ. Главой 26 НК РФ определены основания возникновения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых (далее по тексту - НДПИ), особенности определения объекта налогообложения и исчисления указанного налога, субъектный состав плательщиков НДПИ, ставки налога и льготы по его уплате.

Закон РФ № 2395-1 «О недрах» содержит общие и частные принципы недропользования, которые имеют значение для налогообложения пользователей недр.

Помимо указанных документов, нормативную базу регулирования НДПИ составляют официальные разъяснения, письма, инструкции и приказы Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ. Эти органы не обладают полномочиями по изменению оснований, размера, срока и порядка уплаты налога, однако имеют право разъяснять конкретные нормы налогового законодательства. Подзаконные нормативные акты Минфина и ФНС РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Для целей налогообложения важное значение имеет определение срока наступления обязанности по уплате НДПИ. В соответствие со статьей 9 Закона «О недрах» обязанности пользователей участками недр наступают с момента регистрации разрешительного документа (лицензии) или даты вступления в силу договора о разделе продукции. Однако официальная позиция Министерства финансов РФ, выраженная в письме от 0810.2013 года № 03-06-05-01/41901, разъясняет общую норму Закона «О недрах»: обязанности недропользователя, в том числе и по уплате НДПИ, возникают с именно с момента регистрации лицензии.

Объект НДПИ – особенности определения

Особенности определения объекта данного налога зависят от содержания термина «полезное ископаемое». В статье 336 НК РФ в качестве объектов налогообложения указаны:

  • ресурсы, извлечённые (добытые) в пределах территориальных границ РФ на конкретном участке, предоставленном субъекту предпринимательской деятельности в пользование, учтённые в государственном запасе полезных ископаемых. Территориальный критерий включает в себя и континентальный шельф, на котором ведётся добыча минерально-сырьевых ресурсов;
  • ресурсы, извлечённые из отходов недродобывающего производства, в случаях, когда такая деятельность подлежит обязательному лицензированию;
  • ресурсы, извлечённые (добытые) вне границ Российской Федерации, если такая деятельность осуществлялась на территории, на которую распространяется юрисдикция РФ.

Таким образом, ключевыми моментами для определения объекта налогообложения являются следующие показатели:

  • добыча минерально-сырьевых ресурсов, а также извлечение их из отходов производства. Не являются объектом налогообложения минерально-сырьевые ресурсы, находящиеся в недрах (в отходах производства) и не добытые (не извлеченные) пользователем;
  • учёт в государственном балансе запасов ископаемых;
  • территориальная принадлежность места расположения добычи (извлечения) ископаемого.

В ст. 336 НК РФ указаны и виды ресурсов, которые не признаются объектом налогообложения (например, общераспространенные минерально-сырьевые ресурсы и подземные воды, добытые предпринимателем, не учтенные в государственном балансе запасов и используемые в целях удовлетворения личных потребностей). Перечень общераспространенных ископаемых в настоящее время формирует Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Изменения в законодательстве

Важное изменение законодательства в части регулирования НДПИ вступили в силу 1 сентября 2013 года. Федеральным Законом от 23 июля 2013 года № 213-ФЗ был расширен и уточнён перечень объектов налогообложения – введено понятие залежей углеводородного сырья.

С 01 января 2016 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, изменяющие регулирование налогообложения:

  • определены льготные условия в отношении налогообложения ресурсов, добытых из участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море (ст. 342.5 НК РФ);
  • уточнён перечень драгоценных металлов, которые отнесены к добытым минерально-сырьевым ресурсам, а значит и к объекту налогообложения (ст.337 НК РФ);
  • в отношении добытых нефти, газа и газового конденсата введены новые коэффициенты, применяющиеся при расчете налога (ст. 342.4, 342.5 НК РФ);
  • увеличены пени за просрочку уплаты налога.

С 01 января 2017 года в Налоговом кодексе РФ закреплено предоставление налоговые преференций для участников региональных инвестиционных проектов, в том числе и по НДПИ (изменения внесены Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 144-ФЗ).

Среди основных изменений в части налогообложения НДПИ, которые стоит ожидать в 2017-2018 годах, можно отметить:

  • установление ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твёрдых минерально-сырьевых ресурсов в привязке к мировым ценам;
  • введение дополнительных мер налогового стимулирования недропользования на новых участках недр, а также на участках со сложными условиями добычи ресурсов;
  • передача органам власти субъектов РФ полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы для общераспространенных видов минерально-сырьевых ресурсов;
  • дальнейшее применение понижающих коэффициентов для предприятий, осуществляющих деятельность по добыче минерально-сырьевых ресурсов.

Читайте также: