Налог солидарности в германии

Опубликовано: 19.09.2024

3 октября 1990 года состоялось объединение Германии, после которого власти ввели налог на поддержку новых земель

Конец немецкой солидарности

3 октября — День германского единства. В этот день в 1990 году состоялось объединение Германии. Федеральное Правительство решило сделать своим гражданам подарок, отменив так называемый налог на солидарность.

Собранные с его помощью средства с момента объединения страны инвестировались в земли бывшей ГДР. Учитывая его размер (5,5 процента от подоходного налога и налога на прибыль), упразднение этого фискального бремени ощутимо прибавит денег в семейных бюджетах простых жителей страны. Так, кошелек среднестатистической семьи пополнится примерно на 500 евро в год. Инициатор налогового послабления — федеральный министр финансов Олаф Шольц.

История вопроса

Налог солидарности, как его еще называют, в Германии был введен сразу после окончательного объединения страны в 1991 году. Тогдашние политики ФРГ решили, что выравнять уровни экономического развития старых и новых земель, ранее входивших в состав ГДР, можно только путем мощных финансовых вливаний. Поэтому деньги собирались для развития прежде всего инфраструктурных проектов на востоке страны.


Несмотря на царившую в Германии 90-х эйфорию по поводу объединения страны и готовности западных немцев помочь своим восточным согражданам, размер данных отчислений заметно нагрузил семейные бюджеты жителей страны. Поначалу они просто сетовали на дополнительную финансовую нагрузку, а потом попытались изменить фискальную политику властей. Законность налога на солидарность оспаривали, в том числе и в судебном порядке. Однако Федеральный финансовый суд Германии признал его не противоречащим конституции страны.

Чтобы как-то снять напряженность в этом вопросе, федеральное правительство Германии в 2001 году согласовало с правительствами всех земель «Пакт солидарности», который создал видимость добровольности данного налога. Мол, «новые» земли на востоке страны находятся в плачевном состоянии, и Германия в едином национальном порыве должна устранить диссонанс в развитии своих регионов. Рядовые немцы вроде бы согласились и последующие 18 лет исправно платили. Однако срок действия «Пакта солидарности» в конце этого года истекает. В мае Конституционный суд Германии пришел к выводу, что налог на солидарность должен быть отменен. Он утверждал, что сбор будет фактически неконституционным, если в его основе не будет пакта.

Золотая жила

Продлевать пакт на новый длительный срок вроде бы не планируют. Причиной этому явились изменения в жизни рядовых немцев, произошедшие за минувшие годы. Несколько мировых финансовых кризисов, а также огромная волна беженцев повлияли на благосостояние граждан Германии, которым надоело все туже затягивать пояса. Вопрос об уплате налога на солидарность получил в обществе новое звучание, и политики уже не могут его не учитывать.

Деньги в песок

Такой политике во многом способствует то, что по прошествии 28 лет после воссоединения Германии территория бывшей ГДР по уровню социально-экономического развития по-прежнему отстает от западной части страны. При этом правительство ФРГ в своем специальном «Ежегодном докладе о германском единстве» открыто опасается, что разрыв будет не сокращаться, а только увеличиваться. Закапывать деньги в песок властям страны, похоже, надоело. Практически вся восточно-германская территория, за исключением нескольких городов, в этом документе по-прежнему оценивается как «структурно слабые регионы». Этим правительство ФРГ фактически признает, что преодолеть наследие социализма в Восточной Германии почти за три десятилетия так и не удалось. В качестве причин называются продолжающийся процесс глобализации и демографический фактор.

От глобализации обычно выигрывают регионы с разветвленной структурой современных промышленных и сервисных предприятий, многие из которых работают на экспорт. В таких регионах экономическое развитие обычно ускоряется. Однако ни одна из 30 компаний, входящих в важнейший немецкий биржевой индекс DAX, не имеет штаб-квартиры или головного завода на востоке страны.

Отличительной чертой Восточной Германии является обилие мелких предприятий, ориентированных главным образом не на экспорт, а на внутренний и даже просто на местный рынок. С такой экономической структурой более что местному рынку грозит сжатие из-за ухудшающейся демографической ситуации — сокращения и старения населения. «Именно в наиболее слабых регионах, жители которых чувствуют себя «брошенными», дело может дойти до раскола общества и даже до возникновения радикальных на- строений», — предупреждает правительственный доклад.


Повезет не всем

Такую угрозу власти ФРГ игнорировать не могут. Министр финансов Олаф Шольц 9 августа представил законопроект на утверждение другим министерствам, а 21 августа кабинет министров его одобрил. Впрочем, если налог на солидарность в Германии действительно отменят, то не для всех. Изначально хитрый финансовый план предполагал упразднить его для всех категорий населения, в том числе и для людей с высоким уровнем дохода. Но в текущей редакции документа сказано, что полностью освобождены от налога на солидарность будут только 90 процентов налогоплательщиков. Соответственно, оставшиеся 10 процентов продолжат его платить, пусть и в меньшем объеме. По предварительным подсчетам Минфина, от них в бюджет продолжит поступать около 10 миллиардов евро в год.

Для простых немцев отмена налога на солидарность — долгожданный закон. Потому что среднестатистического гражданина Германии он явно бьет по карману. Так, согласно подсчетам журнала Spiegel, для несемейного человека с общим годовым доходом около 20 тысяч евро годовой налог составляет 337 евро. Если же речь идет о семье с двумя детьми и общим доходом в 40 тысяч евро, то налог составляет уже 488 евро в год — по 244 евро с каждого взрослого.

Таким образом, Шольц хочет достичь сразу двух целей. Во-первых, министр надеется облегчить жизнь 90 процентов населения (количество людей с низким и средним доходом). Во-вторых, ни за что не допустить утечку упомянутых 10 миллиардов из госказны. В то же время еще на стадии разработки законопроекта об отмене налога к министру финансов и его команде возникло много вопросов и у оппозиции, и у однопартийцев. Основная проблема заключается в том, что налог на солидарность вводился для всех граждан Германии независимо от их доходов. И отменить его обещали всем гражданам. А нынешняя редакция этого положения закрепляет деление граждан на три категории, что может быть расценено как неконституционный прием.


Не только в Германии

Налог на солидарность отнюдь не немецкое ноу-хау. Он существует и в других странах. В Италии, например, он был впервые введен в 2012 году. Задачей данного сбора является сбалансирование пенсионной системы страны. Все физические лица, годовой доход брутто которых превышает 300 000 евро, обязаны выплачивать три процента с суммы, превышающей эту величину.

Во Франции налог солидарности на собственность выплачивается всеми гражданами и семейными парами, собственность которых превышает 1,3 миллиона евро. Сумма налога варьируется в размере от 0,5 до 1,5 процента от стоимости собственности, превышающей 800 тысяч евро.

С 1 января 2013 года налог солидарности введен и в Чехии. В этой стране он составляет семь процентов для всех жителей страны, зарабатывающих более 100 тысяч чешских крон в месяц.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ

Правительство Германии решило преподнести подарок гражданам страны на 30-летний юбилей падения Берлинской стены.

Для подавляющего большинства из них будет отменен налог на воссоединение, иначе называемый «сбором солидарности». Этот налог сохранится после 2021 года только для небольшого процента зажиточных людей, пишут «Известия».

После того как первая эйфория от объединения Германии прошла, немцы осознали удручающие различия в экономике между ФРГ и ГДР. Средние зарплаты в Восточной Германии составляли едва ли треть от западных, инфраструктура на востоке находилась не в лучшем состоянии, а волна приватизации и закрытия производств привела к массовой безработице в бывшей ГДР и столь же массовому переселению людей в западные земли страны. После падения Берлинской стены только в период 1989–1992 годов с Востока на Запад уехало около миллиона человек.

Стало очевидно, что для выравнивания двух частей страны понадобятся колоссальные финансовые вливания. Однако в отличие от нынешней Германии, имеющей профицит бюджета, тогдашняя не располагала таким объемом свободных средств. Да и мировой кризис начала 1990-х, пусть и не такой суровый, как «Великая рецессия» 2008-го, осложнял финансовое положение. Было решено помочь ГДР на деньги западногерманских налогоплательщиков, и результатом политических дебатов стал «сбор солидарности» (Solidaritaetszuschlag).

Что представляет из себя этот налог? В первой версии 1991 года было установлено, что каждое германское домохозяйство будет платить 7,5% сверх своей ставки подоходного налога. Граждане, не подлежащие налогообложению из-за недостаточно высоких доходов, от этого сбора были освобождены. В 1995 году налог был пересмотрен, ставка сократилась до 5,5%. В таком виде он и дожил до наших дней.

Хотя изначально немцы со вздохом приняли этот сбор, понимая, что нужно раскошелиться из соображений братства с соотечественниками из ГДР, со временем он стал вызывать всё больше критики. В первую очередь было не очень понятно, почему «осси» тоже должны его платить. Для восточных немцев были свои привилегии, например, в части пенсионных накоплений, но «сбор солидарности» они выплачивали на общих основаниях. Вторым спорным моментом была непрозрачность данного налога. Германское правительство немало вкладывало в развитие восточных земель, но связь между поступлениями от «сбора солидарности» и финансовой поддержкой бывшей ГДР была совсем не очевидной. По сути, деньги просто исчезали в бюджете и могли использоваться на любые нужды.

Кроме того, Германия, не имея каких-то серьезных проблем с государственной задолженностью, в последние годы часто демонстрировала профицит бюджета. Становится непонятно, зачем из экономики изымаются значительные деньги, когда государственная казна в стабильном плюсе.

Ну и самое главное — различия между западными и восточными землями сохранились. Налог солидарности в 2018 году принес в бюджет около €19 млрд, тогда как общие расходы на развитие бывшей ГДР за последние три десятилетия превысили €2 трлн. Тем не менее, показатели восточногерманских земель по-прежнему не блещут, хотя разрыв по сравнению с началом 1990-х годов, конечно, сократился.

В итоге правительство решило убрать этот налог с известной осторожностью. План изменения сбора сумел защитить министр финансов Олаф Шольц. По его идее, налог совсем не будут платить лица с доходами в € 74 тыс. в год и меньше, а также семьи с детьми, получающие менее € 152 тыс. В общей сложности число таких налогоплательщиков составит примерно 90%. Еще 6–7% граждан смогут воспользоваться уменьшенной ставкой, а остальным (в частности, семьям с доходами выше € 220 тыс.), как и раньше, придется платить по полной.


Правительство Германии решило преподнести подарок гражданам страны на 30-летний юбилей падения Берлинской стены. Для подавляющего большинства из них будет отменен налог на воссоединение, иначе называемый «сбором солидарности». Этот налог сохранится после 2021 года только для небольшого процента зажиточных людей. Свою функцию он выполнил, но несмотря на триллионные инвестиции в экономику бывшей ГДР в последние 30 лет, различия в уровне жизни и экономического развития между двумя Германиями всё еще сохраняются.


После того как первая эйфория от объединения Германии прошла, немцы осознали удручающие различия в экономике между ФРГ и ГДР. Средние зарплаты в Восточной Германии составляли едва ли треть от западных, инфраструктура на востоке находилась не в лучшем состоянии, а волна приватизации и закрытия производств привела к массовой безработице в бывшей ГДР и столь же массовому переселению людей в западные земли страны. После падения Берлинской стены только в период 1989–1992 годов с Востока на Запад уехало около миллиона человек.

Стало очевидно, что для выравнивания двух частей страны понадобятся колоссальные финансовые вливания. Однако в отличие от нынешней Германии, имеющей профицит бюджета, тогдашняя не располагала таким объемом свободных средств. Да и мировой кризис начала 1990-х, пусть и не такой суровый, как «Великая рецессия» 2008-го, осложнял финансовое положение. Было решено помочь ГДР на деньги западногерманских налогоплательщиков, и результатом политических дебатов стал «сбор солидарности» (Solidaritaetszuschlag).

Берлинская стена

Берлинская стена — граница между Восточным и Западным Берлином

Что представляет из себя этот налог? В первой версии 1991 года было установлено, что каждое германское домохозяйство будет платить 7,5% сверх своей ставки подоходного налога. Граждане, не подлежащие налогообложению из-за недостаточно высоких доходов, от этого сбора были освобождены. В 1995 году налог был пересмотрен, ставка сократилась до 5,5%. В таком виде он и дожил до наших дней.


Сбор решал сразу несколько проблем. Во-первых, он высвобождал средства на инвестиции в восточногерманскую экономику. Во-вторых, он помог правительству в условиях кризиса решить фискальную задачу финансирования своего участия в военной операции НАТО «Буря в пустыне» в Ираке. Собственно, налог был подан населению как временный, и сначала всё так и было — в 1992 году его перестали собирать. Однако не прошло и трех лет, как налог вернулся на фоне осложнений процесса интеграции.

Хотя изначально немцы со вздохом приняли этот сбор, понимая, что нужно раскошелиться из соображений братства с соотечественниками из ГДР, со временем он стал вызывать всё больше критики. В первую очередь было не очень понятно, почему «осси» тоже должны его платить. Для восточных немцев были свои привилегии, например, в части пенсионных накоплений, но «сбор солидарности» они выплачивали на общих основаниях. Вторым спорным моментом была непрозрачность данного налога. Германское правительство немало вкладывало в развитие восточных земель, но связь между поступлениями от «сбора солидарности» и финансовой поддержкой бывшей ГДР была совсем не очевидной. По сути, деньги просто исчезали в бюджете и могли использоваться на любые нужды.


Кроме того, Германия, не имея каких-то серьезных проблем с государственной задолженностью, в последние годы часто демонстрировала профицит бюджета. Становится непонятно, зачем из экономики изымаются значительные деньги, когда государственная казна в стабильном плюсе. В конце концов, партнеры Германии по Евросоюзу, в том числе и страны с острыми долговыми проблемами (например, Италия), не стесняются иметь стабильный дефицит. Всё это вновь напоминает немцам о том, что ЕС и еврозона фактически существуют за их счет.

Ну и самое главное — различия между западными и восточными землями сохранились. Налог солидарности в 2018 году принес в бюджет около €19 млрд, тогда как общие расходы на развитие бывшей ГДР за последние три десятилетия превысили €2 трлн. Тем не менее, показатели восточногерманских земель по-прежнему не блещут, хотя разрыв по сравнению с началом 1990-х годов, конечно, сократился. В ситуации отсутствия улучшений гражданам не нравится достаточно высокое по меркам стран ОЭСР налоговое бремя.

флаги Германии и ЕС


На 2018 год зарплаты в землях бывшей ГДР составляли в среднем 85% от западногерманского уровня, причем в городах разрыв оказался куда более существенным, нежели в сельской местности. Так, в Герлице, на юго-востоке Германии, средняя заработная плата составляла 68% от среднего показателя запада страны. Наименьший разрыв был зафиксирован в Йене (Тюрингия) — 95,5% от уровня западной Германии. Йена, кстати, оказалась единственным восточным городом, вошедшим в десятку самых благополучных в стране.

Схожим образом дело обстоит и с производительностью труда — в экс-ГДР она составляет примерно 4/5 от западной. А из 500 крупнейших фирм страны 93% находятся в западногерманских землях. Без Берлина статистика по этому показателю для востока Германии ухудшилась бы еще сильнее. В 2016 году с разными целями на запад уехали 400 тыс. немцев, в обратном направлении проследовало только 150 тыс. Большая часть переехавших — трудовые мигранты, но и общий отток населения с восточных земель по-прежнему имеет место.

Разочаровывает во всей этой статистике не столько конечный результат — он, в конце концов, не ужасен, внутри многих стран, не являвшихся разделенными в течение 40 с лишним лет, бывают и более серьезные региональные различия — а отсутствие прогресса в последнее время. Скажем, зарплаты в бывшей ГДР быстрее росли в первой половине 1990-х годов, когда они достигли 75% от западногерманского уровня. C тех пор развитие существенно замедлилось.


Частично разница в уровне жизни может объясняться тем, что жители социалистической ГДР не могли накопить имущества, которое бы стало подспорьем для их детей, а значительная часть собственности была потеряна или обесценилась в пертурбациях периода объединения. Так, если в западных землях более 20% граждан получают в наследство имущество на сумму в €100 тыс. или больше, то на востоке это число составляет около 7%. Однако этим фактором можно объяснить лишь разницу в общих доходах и качестве жизни, но не в зарплатах и производительности труда.

В итоге правительство решило убрать этот налог с известной осторожностью. План изменения сбора сумел защитить министр финансов Олаф Шольц. По его идее, налог совсем не будут платить индивиды с доходами в74 тыс. в год и меньше, а также семьи с детьми, получающие менее152 тыс. В общей сложности число таких налогоплательщиков составит примерно 90%. Еще 6–7% граждан смогут воспользоваться уменьшенной ставкой, а остальным (в частности, семьям с доходами выше220 тыс.), как и раньше, придется платить по полной.

Министр финансов Германии Олаф Шольц

Министр финансов Германии Олаф Шольц

Хотя частичный отзыв налога, скорее всего, получит поддержку «большой коалиции» в бундестаге, оппозиционные партии уже подвергли проект закона резкой критике. Так, в партии «Левые» считают, что урезание налога в любом виде — это игра на стороне богатых, тогда как представители Свободной демократической партии уверены, что данный сбор неконституционен и должен быть отменен полностью и для всех.

Как бы то ни было, но есть весьма серьезные основания полагать, что Германия находится на грани рецессии и очень скоро должна будет предпринять шаги для поддержки экономики. В этом смысле отмена устаревшего непопулярного налога может стать лишь первой частью масштабного экономического стимула.

Надбавка за солидарность (Solidaritätszuschlag)

Надбавка (налог) солидарности (Solidaritätszuschlag) — это дополнительные налоговые сборы с населения и частного бизнеса. В просторечии этот налог называют «Soli».

Правовая основа — закон о начислении солидарности (SolZG).

Он взимается с уплаты подоходного налога, подоходного налога при выплате дивидендов и подоходного налога при уплате процентов.

История ввода налога солидарности

Этот вид налога был введен в июле 1991 года. Средства собранные этим налогом финансировали фонд «Строительство Востока» («Aufbau Ost») с целью инвестирования в развитие бывшей ГДР, под управлением Федерального правительства Германии.

Сбор для финансирования новых федеральных земель, в виде надбавки за солидарность, был введен с принятием Пакта солидарности. Необходимость принятия этого пакта было обусловлено требованием Основного закона страны и самим фактом объединения двух немецких государств. Пакт имеет срок действия до конца 2019 года.

Ставка надбавки за солидарность

В 2019 году ставка налога солидарности составляет – 5,5% от величины подоходного налога, налога на прибыль (Körperschaftssteuer) или от налога распределения и выплаты прибыли предприятий.

С момента ввода этой надбавки, ее ставки менялись. Изменения приводим ниже:

    • С 1 июля 1991 года по 30 июня 1992 года — 3,75% для дохода (Einkommens) и 7,50% для подоходного налога (Lohnsteuer);
    • 1993-1994 — Была приостановка надбавки за солидарность;
    • 1995-1997 — 7,50%;
    • с 1998 года — 5,50%.

Надбавка за солидарность осталась в силе после введения налога от прибыли вложенного капитала (Abgeltungssteuer) с 2009 года. Общее бремя этого налога в размере 25 процентов увеличится на 5,50 процента до 26,375 процента.

Сроки отмены налога солидарности

Уже сегодня эксперты и бизнес-организации призывают отменить надбавку за солидарность не позднее 2019 года, когда истекает срок действия Пакта солидарности II. Но, новые федеральные земли еще нуждаются в помощи.

15 ноября 2019 Бундестаг утвердил постановление Федерального правительства, согласно которому в будущем надбавка за солидарность для подавляющего большинства немцев будет отменена. Подробнее читайте тут.

Еще статьи по данной теме

Пакет государственной помощи бизнесу из-за коронавируса

Помощь государства малому и среднему бизнесу в Германии в период пандемии коронавируса

13 марта 2020 года Федеральный совет утвердил закон о связанных с кризисом улучшениях в пособиях по сокращению рабочего времени и других мерах помощи предприятиям. Закон предусматривает временные полномочия для выдачи постановлений федеральному правительству: снижать условия для получения пособий по краткосрочному трудоустройству; регулировать пособия. Документы: Проект закона о временном улучшении правил, касающихся временного пособия по безработице […]

Освобождение от дополнительных оплат за медикаменты

Освобождение от дополнительных платежей за лекарства в Германии

Часть стоимости необходимых пациенту медикаментов, которые назначил врач, оплачивает страховая компания. Как правило, застрахованные лица оплачивают пять-десять евро от полной стоимости препарата. На такие препараты врачи выписывают рецепты на розовом бланке. Не все пациенты знают, что они могут быть освобождены от дополнительной оплаты. Освобождение от дополнительных оплат за лекарство Главное условие — лекарства должны быть […]

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:16, творческая работа

Описание

История налога
9 ноября 1989 года - день падения Берлинской стены. Именно это событие ознаменовало переворот в истории Германии. Это нашло отражение в налоговом законодательстве объединенной Германии.
За солидарность немцы платят с 1991 года. Таково было решение правительства, которое искало способ покрыть расходы, связанные с объединением Германии, с боевыми действиями в Персидском заливе и помощью восточноевропейским странам.
Впервые налог был введен на 1 год. Позднее он был восстановлен ​​в 1995 году в размере 7,5% — на неограниченный срок.
С 1998 года добавочный сбор остается неизменным на уровне 5,5%.

Работа состоит из 1 файл

Налог на солидарность.pptx

Налог на солидарность

    • 9 ноября 1989 года - день падения Берлинской стены. Именно это событие ознаменовало переворот в истории Германии. Это нашло отражение в налоговом законодательстве объединенной Германии.
    • За солидарность немцы платят с 1991 года. Таково было решение правительства, которое искало способ покрыть расходы, связанные с объединением Германии, с боевыми действиями в Персидском заливе и помощью восточноевропейским странам.
    • Впервые налог был введен на 1 год. Позднее он был восстановлен ​​в 1995 году в размере 7,5% — на неограниченный срок.
    • С 1998 года добавочный сбор остается неизменным на уровне 5,5%.
    • Величина налога и порядок его взимания регулируются специальным законом о доплате за солидарность.
    • Сумма налога равняется 5,5 % подоходного налога . Однако он взимается, только когда сумма общего годового подоходного налога гражданина или корпорации превышает 972 евро. Также 5,5% от суммы налога на прибыль платят в фонд поддержки восточных земель и зарегистрированные на западе страны компании.
    • Эти деньги идут в специальный федеральный фонд, субсидирующий развитие восточных регионов страны. Всего с помощью налога солидарности немецкое государство ежегодно собирает чуть больше 10 млрд., которые тратят в основном на крупные инфраструктурные проекты в Восточной Германии.

    • Уполномоченный правительства Г ермании по делам восточных земель Вольфганг Тифензее представил в Берлине доклад о социально-экономической ситуации в бывшей ГДР. Опубликованные прогнозы неутешительны: даже в самом лучшем случае восточные территории смогут подтянуться до уровня западных не раньше чем через 15-20 лет.

    • Производительность труда на востоке страны все еще катастрофически отстает от показателей «старых земель» – в среднем восточный рабочий производит на 30% меньше продукции, чем его западный коллега, – впрочем, и получает он в среднем лишь 77% от аналогичной зарплаты на западе страны.
    • Безработица в восточной Германии – в августе 2012 года число безработных было 870 000 человек, или 10,3%. Для сравнения, на западе уровень безработицы составляет 6%.
    • На востоке до сих пор сохраняются тяжелые проблемы: отток населения, недофинансирование, безработица. Баланс миграции за годы существования объединенной Германии: на запад переселилось на миллион больше немцев, чем в так называемые "новые земли". Численность населения в бывшей ГДР уменьшилась почти на треть.

    • По мнению Тифензее, единственным решением проблемы остается продолжение политики субсидирования восточных регионов, налоговый потенциал которых до сих пор из-за слабого развития экономики составляет менее 40% от аналогичных показателей западных федеральных земель.

Мнения немецкого населения «за» и «против» налога

    • Накануне 20-летия объединения Германии 71 % немцев высказались против сохранения «налога на солидарность» в поддержку новых восточных земель. Таковы результаты социологического опроса, проведенного институтом "Форса".
    • Немцы считают, что этот добавочный налог исчерпал свое предназначение. Нечего, мол, демонстрировать солидарность таким образом. Существует достаточно налогов для поддержания экономически слабых регионов. С началом кризиса специалисты Немецкого экономического института также предложили отменить налог, чтобы оживить рынок.
    • Однако за налог до сих пор активно выступают на востоке страны. Там оставить его хотят 44 % граждан. Несколько раз недовольные налогом немцы пробовали обращаться в суд. Однако различные инстанции, куда обращались истцы, отклоняли соответствующие запросы.
    • Министр внутренних дел и уполномоченный правительства по восстановлению восточных областей Томас де Мезьер считает его введение "историей успеха". За прошедшие годы уровень и продолжительность жизни в бывшей ГДР повысились, были построены дороги, улучшена инфраструктура. «Налог на солидарность» был нужен именно для этого - ведь лишь на модернизацию городов было потрачено около 8 млрд. евро.

Планы на будущее

    • Правительство, по крайней мере до 2019 года, будет придерживаться "Пакта солидарности", который предусматривает "налог за солидарность". Это, по словам министра, Томаса де Мезьера, необходимо для выравнивания экономической ситуации на востоке и западе страны.
    • Также, по меньшей мере, на год должна быть продлена политика предоставления льгот в 30% от подоходного налога для компаний, переводящих свое производство на восток страны, – согласно прежним планам, эта налоговая льгота, ежегодно обходящаяся немецкому бюджету в 600 млн. евро.

министр экономики федеральной земли Тюрингии, социал-демократ Маттиас Махниг

    • В земли Восточной Германии необходимо инвестировать триллион евро
    • В интервью изданию Handelsblatt, господин министр, потребовал от правительства ФРГ разработки плана развития восточногерманских земель (предложенное Махнигом название – «Стратегия 2030»). Согласно его словам, федеральный налог «солидарности» поспособствовал тому, чтобы бывшие территории ГДР приблизились по уровню жизни и экономическому развитию к западной Германии. Но сейчас этого уже недостаточно, и в Восток нужно вложить куда как большие инвестиции.
    • Свое заявление министр экономики подтвердил ссылкой на исследование консалтинг – компании «Roland Berger». В исследовании, на изученном массиве данных, делается вывод о том, что для достижения экономического паритета восточных и западных земель необходимы масштабные вложения (триллион евро) до 2030-го года.
    • Вряд ли это предложение встретит понимание в федеральном правительстве и в западных регионах. Даже налог «солидарности» вызывает у большинства жителей более развитых федеральных земель негативное отношение, а в Баварии идет подготовка иска в суд, о пересмотре распределения средств между регионами.

Ситуация на сегодняшний день

    • Объединение Германии оказалось несравнимо более сложным и дорогим проектом, чем было обещано в начале 90-х правительством Гельмута Коля. Восточные регионы действительно интегрированы в немецкую экономику, однако эта интеграция еще долгие годы будет нуждаться в постоянной поддержке и тщательном уходе – иначе на востоке страны в любой момент может начаться реакция отторжения.

Читайте также: