Налог с вознаграждения за оказание маркетинговых услуг

Опубликовано: 17.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 ноября 2019 г. N 03-07-08/90436 О налогообложении НДС маркетинговых услуг и услуг по организации выставки на территории иностранного государства с целью рекламирования товаров (работ, услуг), оказываемых иностранными организациями российской организации

Вопрос: Фонд просит предоставить письменные разъяснения по вопросу необходимости уплаты НДС в связи с оказанием услуг нерезидентами. На базе нашего фонда есть отдел регионального центра поддержки экспорта, соданный в целях оказания консультационной и финансовой помощи экспортно ориентированным предприятиям области по продвижению их товаров, работ или услуг за рубеж. Для реализации выше поставленных целей планируется заключение контрактов с контрагентами - нерезидентами, в связи с чем просим дать разъяснения о необходимости уплаты НДС как налогового агента по следующим услугам, которые предоставляют контрагенты - нерезиденты:

1) услуги по проживанию и трансферу на территории иностранного государства;

2) услуги по предоставлению выставочных площадей/стенда/оборудования, а также возможно предоставление рекламных и дополнительных услуг, связанных с участием в экспо выставках, конференциях на территории иностранного государства, организация В2В встреч;

3) услуги по проведению маркетинговых исследований по изучению спроса на товары, работы и услуги на территории иностранного государства;

4) услуги по подготовке и проведению международных бизнес-миссий субъектов малого и среднего предпринимательства области на территории иностранного государства, в том числе предоставления логистических, лингвистических услуг, аренда помещения и т.п.

5) организация и проведение реверсных бизнес-миссий - прием иностранных делегаций на территории области.

На наш взгляд, получая такие услуги, в соответствии со ст. 148 НК РФ, Фонд не является налоговым агентом по уплате НДС, так как местом реализации услуги не является территория РФ. Просим дать разъяснения о правильности толкования норм ст. 148 НК РФ и о необходимости исчисления и уплаты НДС при получении всех вышеперечисленных услуг от налоговых нерезидентов.

Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщается, что порядок определения места реализации работ (услуг) установлен статьей 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса место реализации работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) работы (услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных подпунктами 1-4.1, 4.4 пункта 1 данной статьи.

Таким образом, местом реализации не поименованных в подпунктах 1-4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 Кодекса услуг, оказываемых иностранной организацией, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Вместе с тем, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации маркетинговых и рекламных услуг признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В связи с этим маркетинговые услуги и услуги по организации выставки на территории иностранного государства с целью рекламирования товаров (работ, услуг), оказываемые иностранными организациями российской организации, являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Иностранная организация оказывает российской компании маркетинговые услуги и услуги по организации выставки за рубежом с целью рекламирования товаров (работ, услуг). Как пояснил Минфин, такие услуги облагаются НДС в нашей стране.

Каков порядок налогового учета расходов на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ)?

Какие есть нормы указанных расходов, а также позиция контролирующих органов и судов на возможность и порядок признания таких расходов в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций, с точки зрения налоговых рисков?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме, при условии, что эти затраты произведены для деятельности, направленной на получение организацией дохода, что они экономически обоснованы и документально подтверждены.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ для признания в целях налогообложения прибыли произведенные организацией расходы должны быть: экономически обоснованы; документально подтверждены; произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Для подтверждения расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, используются первичные документы, соответствующие требованиям Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письма Минфина России от 28.03.2016 N 03-03-06/1/17097, от 17.02.2016 N 03-03-06/1/8745, от 16.02.2016 N 03-03-06/1/8312, от 19.01.2015 N 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458, от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002).

Соответственно, в целях налогообложения учитываются только те расходы, которые отвечают условиям НК РФ, т.е. обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для получения дохода (смотрите также письмо Минфина России от 04.06.2018 N 03-03-06/1/38065).

На основании п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ, если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения прибыли не учитывается.
В соответствии с пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Указанные в пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы принимаются в целях налогообложения прибыли при условии их соответствия требованиям, установленным нормами п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом каких-либо ограничений или условий о нормировании указанных расходов нормы НК РФ не содержат.

Таким образом, полагаем, что расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме, при условии, что эти затраты произведены для деятельности, направленной на получение организацией дохода, что они экономически обоснованы и документально подтверждены.

Аналогичной позиции придерживаются и контролирующие органы. Смотрите, например, письма Минфина России от 17.12.2010 N 03-07-08/367, от 27.12.2007 N 03-03-06/2/238, от 30.10.2007 N 03-03-06/2/199.

Вместе с тем, анализируя арбитражную практику и позицию контролирующих органов по данному вопросу, следует отметить повышенное внимание последних к качеству и полноте документального оформления таких расходов.

Так, на практике налоговые органы требуют, чтобы документальное оформление подобных услуг было подробным, то есть какие именно услуги и в каком объеме были оказаны. Налоговые органы требуют наличия приложения к акту отчета исполнителя, в котором приводится расшифровка оказанных им, например, маркетинговых услуг. Аналогичный подход применяется также по отношению к информационным и консультационным услугам.

В отношении арбитражной практики по рассматриваемому вопросу следует отметить, что она носит противоречивый характер, поскольку вынесенные судами решения зависят от конкретных обстоятельств дела.

В ряде судебных решений суды поддерживают позицию налоговых органов*(1).

В то же время судами принимались решения и в пользу налогоплательщиков*(2).

Судебная практика по вопросу детализации оказанных услуг в первичных документах свидетельствует, что налоговые органы предъявляют претензии к содержанию актов оказанных услуг.

В целях избежания возможных споров с налоговиками следует предусмотреть, чтобы акты оказанных услуг содержали максимальное количество сведений, позволяющих идентифицировать данную услугу, в полной мере раскрыть содержание хозяйственной операции и детализировать ее состав.

В случае если акты данным требованиям не отвечают, то организации целесообразно подготовить отчет к имеющемуся акту с детализацией таких сведений.

При этом данный отчет, в силу п.п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, как первичный документ бухгалтерского учета, должен содержать подписи лиц, совершивших сделку.

В противном случае мы не исключаем, что организации с высокой долей вероятности придется отстаивать свою позицию в судебном порядке.
С учетом имеющейся арбитражной практики полагаем, что перспектива судебного разбирательства в пользу налогоплательщика представляется неопределенной.

Рекомендуем Вам ознакомиться со следующими материалами:

- Вопрос: Между организациями заключен договор оказания услуг. Предмет договора - продвижение товара на рынке. Сторонами согласована стоимость услуг в твердой цене. При этом продвижение товара на рынке предполагает следующие действия: ведение переговоров, изготовление рекламной продукции, реклама в СМИ и подобное. Необходимо ли заказчику для целей налогообложения прибыли в данном случае требовать от исполнителя документального подтверждения всех его расходов, отчета, или достаточно одного подписанного сторонами без замечаний акта оказанных услуг для того, чтобы на расходы эту сумму принять? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.);

- Вопрос: Налоговый орган запросил отчет к акту оказанных маркетинговых услуг с полной расшифровкой услуг, подписями сторон в рамках проведения камеральной проверки декларации по НДС, на основании которой организация имеет право на возмещение налога из бюджета. Договором предусмотрен электронный документооборот. Отчет представлен в электронной форме. Подписывать его исполнитель не хочет, ссылаясь на "достаточность" акта оказанных услуг. Правомерно ли данное требование налогового органа? Каково правовое обоснование требования такого отчета налоговым органом? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2015 г.);

- Вопрос: Большую часть расходов издательства (общий режим налогообложения) составляет статья "почтовая рассылка". Услуги почтовой рассылки оказывает контрагент на основании заключенного договора. В течение месяца при осуществлении каждой почтовой рассылки контрагент оформляет дополнительное соглашение к договору и акт об оказанных услугах, в которых указываются только количество отправленных конвертов и общая стоимость услуги. Каков порядок учета описанных затрат в целях исчисления налога на прибыль? Как можно снизить налоговые риски? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2013 г.);

- Вопрос: Организации оказываются различные услуги. Правомерно ли требование налогового органа о детализации услуг в акте оказанных за отчетный период услуг? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2011 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

28 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В постановлении АС Уральского округа от 13.03.2018 N Ф09-939/18 по делу N А60-11336/2017 отмечено, что представленные в подтверждение расходов документы (договоры, акты выполненных работ) не позволяют определить, в чем заключается услуга, не представлены задания на проведение исследований, отчеты исполнителя (исследователя рынка) либо иной результат действий исполнителя, за который им предъявлен счет налогоплательщику; акты на оказание услуг содержат лишь указание на то, что услуги по договору оказаны, претензий нет. В связи с этим суд указал, что налогоплательщиком и другими лицами был создан формальный документооборот с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

В постановлении Четырнадцатого ААС от 16.01.2019 N 14АП-6797/18 было упомянуто, что предъявленные в подтверждение факта оказания услуги акты не содержат расшифровки проведенных мероприятий (речь шла о подтверждении факта дробления обществом бизнеса с целью сохранения специального налогового режима).

В постановлении АС Северо-Западного округа от 11.11.2014 N А56-78283/2012 сказано, что составленные контрагентами отчеты о результатах маркетинговых исследований по существу бессодержательны, в них отсутствуют специальные рекомендации для деятельности именно заявителя; информация, содержащаяся в отчетах, является общедоступной, содержащейся в открытых источниках информации, и не требует проведения специальных исследований, приведенные в ней отдельные обстоятельства относятся к более позднему периоду; в свободных источниках сети Интернет содержится более 10 ссылок на отчеты с идентичным содержанием.

В постановлении ФАС Поволжского округа от 15.05.2014 N Ф06-5866/13 судьи пришли к выводу, что документы не содержат сведений о том, в чем заключались оказанные маркетинговые услуги, их объем, характер, сроки выполнения, затраченное время, то есть в них не отражен факт исполнения обязательств по количественным, качественным и ценовым показателям, что не свидетельствует о реальном исполнении сделки. При этом результаты сделки не могли иметь для заявителя какого-либо практического значения и не были использованы в предпринимательской деятельности общества, поскольку продажа автомобилей была произведена задолго до заключения договора оказания маркетинговых услуг.

Смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2013 N Ф07-3781/13, ФАС Поволжского округа от 04.05.2010 N А55-12359/2009, постановления Шестнадцатого ААС от 07.07.2015 N 16АП-2479/15, Пятнадцатого ААС от 13.12.2013 N 15АП-16618/13.
*(2) В постановлении Президиума ВАС РФ от 20.01.2009 N 2236/07 суд отметил, что в актах приема-передачи работ были указаны все обязательные реквизиты согласно закону о бухгалтерском учете. Поэтому предъявление инспекцией дополнительных требований к их содержанию неправомерно.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2011 по делу N А13-415/2010 отмечено, что НК РФ не устанавливает перечня первичных документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных хозяйственных операций, и не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению. Смотрите также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 N Ф04-3677/2008(6731-А46-26).

В постановлении ФАС Поволжского округа от 23.04.2009 N А55-9765/2008 судьи указали, что в правовых нормах отсутствует указание на то, с какой степенью детализации и каким способом содержание операции должно быть описано и раскрыто. Следовательно, содержание услуги должно быть отражено в документах любым образом, позволяющим идентифицировать оказанную услугу. Аналогичная позиция приведена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2010 N Ф07-8528/2010.

В постановлении Девятнадцатого ААС от 24.05.2012 N 19АП-1887/12 судом указано, что не может быть принят во внимание довод инспекции о том, что в акте отсутствует перечень услуг, оказанных согласно договору (маркетинговые исследования), так как действующее законодательство не содержит требований о необходимости детально указывать в актах приемки расшифровку оказанных услуг. Факт отсутствия расшифровки акта сдачи-приемки оказанных услуг не является основанием для отказа в отнесении указанных затрат на расходы.

Как платить налоги с продаж на маркетплейсе?
  • Маркетплейсы
  • Налоги
  • УСН


Алексей спрашивает: «Открыл ИП на УСН для продаж на маркетплейсе. Как у меня будут рассчитываться налоги?»

Все зависит от вида УСН и схемы, по которой вы платите агентское вознаграждение

Маркетплейсы продают товары предпринимателей на своей площадке и за это берут с предпринимателей агентское вознаграждение. Есть два вида расчета вознаграждения:

  1. ИП получает всю выручку с продажи товара, а потом выплачивает вознаграждение площадке отдельно.
  2. Маркетплейс сразу удерживает свое вознаграждение и переводит ИП остаток.

В обоих случаях доход ИП — вся сумма с продажи товара. Неважно, сколько денег ИП получил на счет.

Если ИП получает выручку с продажи и выплачивает агентское вознаграждение отдельно

Каждый месяц маркетплейс перечисляет предпринимателю всю выручку за продажу товаров. С этой суммы ИП платит отдельно агентское вознаграждение — один или два раза в месяц, зависит от договора с площадкой.

На УСН «Доходы». Для расчета налога учитывается только доход. Со всей суммы, которая пришла на счет, нужно заплатить налог:


Если продаете еще через собственный интернет-магазин и торговую точку, нужно включить и эти доходы.

На УСН «Доходы минус расходы». Доходы здесь — все, что пришло от маркетплейса на счет. Расходы — агентское вознаграждение, которое вы платите площадке.


Режим УСН «Доходы минус расходы» выгодно выбирать, если расходы составляют свыше 60% доходов.

Если маркетплейс сразу удерживает агентское вознаграждение с выручки продавца

На счет придет сумма с продаж товара за вычетом агентского вознаграждения.

На УСН «Доходы». Доходы — вся сумма за проданные товары плюс агентское вознаграждение. Обычно эта сумма отражается в личном кабинете продавца на маркетплейсе, там же вы найдете сумму вознаграждения площадки.


На УСН «Доходы минус расходы». Агентское вознаграждение учитывается как расход. Налог считаем с суммы, которая поступила на счет.


Эксперты ответят на ваш вопрос

Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.

Как узнать налоговую ставку

Если вы только планируете открыть ИП для продаж на маркетплейсе, уточните на сайте налоговой ставку в вашем регионе.

В разных регионах ставки налога могут различаться. Например, на УСН «Доходы» — от 1 до 6%, на УСН «Доходы минус расходы» — от 5 до 15%.

Проверить размер ставки можно на сайте налоговой. Там же — информация о льготах.

Проверка размера ставки на УСН на сайте налоговой
Выберем Ярославскую область

Внизу страницы найдите блок «Информация ниже зависит от вашего региона». Здесь собраны тексты законов по УСН.

Тексты законов по УСН на сайте налоговой
Нажмите на «Загрузить», чтобы перейти к документу

Ниже расположена краткая информация по льготным ставкам.

Информация о налоговых ставках по УСН в Ярославской области
Например, у вас есть форелевая ферма и вы работаете по УСН «Доходы минус расходы» в Ярославской области. Ваша налоговая ставка — 5%

Если ваш бизнес не попадает ни в одну из льготных категорий, то вы платите налог по федеральной ставке — 6% на УСН «Доходы» и 15% на УСН «Доходы минус расходы».

Бухгалтерское обслуживание Тинькофф

Если вы не хотите разбираться с налогами и отчетностью самостоятельно, можете подключить бухгалтерское обслуживание

  • Расчет налогов для ИП на УСН или патенте;
  • Подготовка документов и отчетности по сотрудникам;
  • Проверенные бухгалтеры с опытом от 5 лет.


О дно из ценных ноу-хау последних лет в сфере маркетинга – накопительные бонусные программы. На практике оказалось, что они моментально активизируют импульсивный спрос на товары (работы, услуги) сразу нескольких компаний. Однако в этой «бочке меда» оказалась своя «ложка дегтя» с привкусом больших проблем с налоговыми органами. В связи с этим предлагаем на опыте первопроходцев подробнее узнать о новом способе «раскрутки» и продвижения своей продукции и товаров партнеров, а также о том, как при этом обезопасить свой бизнес от претензий налоговых органов.

Программы лояльности

Накопительные программы выступают составной частью общей программы лояльности к клиентам. Проще говоря, это управление потребительским поведением клиентов.

Любая фирма, работающая с физическими лицами, может реализовывать собственную программу лояльности. А может (помимо либо вместо нее) участвовать в коалиционной программе лояльности. В ней, как правило, задействовано сразу несколько компаний сферы торговли и услуг (в том числе ретейлеры). Ко всему прочему, она позволяет более активно привлекать новых потребителей, в том числе за счет обмена клиентскими базами.

Накопительная бонусная программа

Эта программа представляет собой прежде всего систему методов идентификации, завлечения и удержания настоящих и будущих клиентов. Попутно она способствует ведению перекрестных продаж между компаниями, участвующими в программе.

Стратегическими целями накопительной программы являются:

  • увеличение посещаемости мест продаж (офисы, торговые площадки, интернет-сайты) участников программы;
  • увеличение количества покупок у участников программы;
  • повышение прибыльности компаний-участников.

Как работает программа

Стандартный механизм накопительной программы следующий: участники-физические лица (потребители) при совершении покупок получают поощрения в виде скидок либо бонусов, которые, в свою очередь, направляются в качестве предоплат на приобретение у менеджера программы (организатора) соответствующих поощрительных товаров (работ, услуг).

Участие физического лица в накопительной программе подтверждает специальная пластиковая карта. При ее предъявлении перед оплатой товаров, работ или услуг на лицевой счет покупателя зачисляется определенное количество баллов в соответствии с правилами их начисления. По каждому потребителю баллы учитываются в специальном реестре.

При накоплении достаточного количества баллов потребитель вправе обменять их, например, на поощрительный товар из каталога, который ведет организатор. Баллы в этом случае имеют строго ограниченный функционал – ими можно оплатить только поощрительные товары из каталога.

Далее включается своего рода скидочная составляющая. Дело в том, что потребители могут накапливать не только основные баллы, совершая повседневные покупки. Они также могут получать так называемые экспресс-баллы, будучи участниками специальных предложений данной программы. Таким образом, потребитель может получить в несколько раз больше баллов.

Правовая основа

Правовая конструкция подобных программ основана на заключении трех видов сделок:

  • соглашение об участии между организатором и присоединяющейся компанией (обычно заключают смешанный договор возмездного оказания услуг с элементами агентского договора);
  • непосредственно агентский договор между организатором и торговой компанией;
  • договор купли-продажи так называемого поощрительного товара между организатором и конечным потребителем – участником программы.

Такая маркетинговая схема для многих новая и, если вникнуть в детали, местами путано-сложная. Совершенно логично, что она привлекла внимание налоговиков. На последнем этапе одно из первых подобных дел курировало Правовое управление ФНС России.

Агентские отношения

Для исполнения соглашений об участии организатор программы и торговые компании заключают агентские договоры. По ним агент (торговая компания) за вознаграждение совершает по поручению принципала от его имени и за его счет юридические и иные действия, связанные с реализацией программы. В том числе обрабатывает карты участников программы, учитывает совершенные участниками транзакции, взимает предоплаты, ежемесячно перечисляет организатору сделанные участниками программы предоплаты (авансы) за поощрительные товары.

Факт выполнения торговыми компаниями своих обязательств подтверждают отчеты и платежные поручения на перечисление организатору сумм предоплаты, собранные с владельцев накопительных карт. Оплату организатором агентского вознаграждения подтверждают платежные поручения.

Как бы «скидка»

Основное внимание налоговиков привлек тот момент, что при продаже товаров (работ, услуг) покупателям компании-участники перечисляли организатору определенную сумму денег, поименованную как «скидка». Организатор, в свою очередь, аккумулировал эти средства и приобретал на них поощрительные товары.

В соглашениях об участии стороны квалифицировали спорную сумму как предварительную оплату поощрительных товаров, которую компании перечисляют в пользу потребителей. И вроде бы никаких проблем ? НК РФ позволяет не учитывать такие суммы в составе доходов в момент их получения (подп. 1 п. 1 ст. 251). Поэтому организатор спокойно включал их в доходы в момент реализации поощрительных товаров потребителям либо в момент списания баллов.

Факт оплаты товаров потребителями на условиях предоплаты подтверждали:

  • кассовые чеки торговых компаний (в них был указан размер скидки в процентом и абсолютном значении, перечисляемой в накопительную программу);
  • отчеты агентов (в них указывались общие суммы собранных предоплат с потребителей);
  • платежные поручения (по ним торговые компании перечисляли организатору собранные предоплаты).

Идиллию нарушила выездная налоговая проверка: она доначислила компании-организатору налог на прибыль и НДС. Инспекторы пришли к выводу, что компания не учла в составе доходов более одного миллиарда рублей, полученных от компаний-участников за привлечение и удержание потребителей. Более того, налоговики переквалифицировали соглашения об участии на договор возмездного оказания услуг по привлечению и удержанию клиентов. Вдобавок появились претензии в части НДФЛ.

Точка. и две за ней

Сейчас уже можно проанализировать арбитражный опыт первых лет функционирования в России накопительных программ. Это позволяет сделать недавно вышедшее итоговое постановление Президиума ВАС РФ (от 26.06.2012 № 16370/11 по делу № А40-111792/10-127-534) по одной из самых известных накопительных программ. Проблема только в том, что закончился спор мировым соглашением между компанией-организатором бонусной программы и налоговиками.

Налоговые претензии

Основная налоговая угроза при использовании накопительных программ в том, что проверяющие могут доначислить значительные суммы налога на прибыль (плюс соответствующие пени, штраф) за счет неотражения в доходах от реализации (ст. 249 НК РФ) выручки, поступившей за оказание участвующим в программе компаниям услуг по привлечению и удержанию потребителей в рамках накопительной программы.

Доначисление инспекторы объясняют следующим:

  • заключенные организатором программы с торговыми компаниями агентские договоры (соглашения об участии), по сути, являются договорами оказания услуг (маркетингового характера) по привлечению и удержанию потребителей;
  • деньги, уплаченные потребителями при покупке товаров, нельзя признать предоплатой;
  • торговые компании не предоставляют покупателям никаких скидок, поэтому полученные физическими лицами поощрительные товары являются бесплатными;
  • перечисленные торговой компанией в адрес организатора программы деньги должны включаться в доход в периоде их получения, а не в периоде передачи поощрительного товара потребителю.

Налоговики пояснили, что у потребителя нет юридической возможности отказаться от договора и вернуть деньги либо денежный эквивалент накопленных баллов. А это противоречит положениям ГК РФ о договоре розничной купли-продажи (п. 4 ст. 497 ГК РФ).

Таким образом, отношения организатора программы и ее компаний-участников инспекторы квалифицировали как возмездное оказание маркетинговых услуг.

Позиция налоговых инспекторов

Налоговики полностью переквалифицировали заключенные соглашения с компаниями-участниками, поскольку посчитали, что в их рамках оказывались именно возмездные услуги. И организатор накопительной программы согласился с тем, что это маркетинговые услуги, а полученный за их оказание доход должен облагаться налогом на прибыль.

В итоге судебные акты нижестоящих инстанций были отменены (решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2010, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2011, постановление ФАС Московского округа от 31.08.2011 по делу № А40-111792/10-127-534). Дело в том, что представители налоговой инспекции и юристы компании договорились об оплате всего, что было доначислено по решению налогового органа. А это налог на прибыль, суммы пеней и санкций. Напомним, что если налогоплательщик согласен с переквалификацией, значит, принимает ее налоговые последствия (доначисления).

Высшие арбитры в итоговом постановлении сделали также важное дополнение по поводу маркетинговой составляющей. Так, маркетинг не ограничивался созданием и реализацией самой накопительной программы. Помимо этого компания разрабатывала мероприятия, направленные на:

  • повышение узнаваемости данной программы среди потенциальных потребителей (кампании для узнаваемости бренда по ТВ, радио, в Интернете, в наружной рекламе, прессе, других значимых информационных каналах);
  • поддержание интереса у потребителей через издание журнала с информацией о программе, специальные предложения торговых компаний, предоставление поощрительных товаров и пр.;
  • обучение персонала с целью проведения рекламных кампаний до периода старта программы в одобренных местах продаж.

Таким образом, учет начисляемых баллов, формирование каталога поощрительных товаров и передача данных товаров потребителям – все это способы достижения поставленных целей в рамках оказания маркетинговых услуг.

Неожиданно

Однако судебная тяжба закончилась утверждением мирового соглашения между налоговиками и организатором накопительной программы. Налоговики считают это хорошим примером медиации. Мол, никто никого не заставлял. Компания сама проявила такую инициативу.

Чтобы не быть голословными, приведем выдержки из мирового соглашения, которые интересны и ценны с юридической точки зрения: «Общество признает правомерной позицию инспекции о том, что для целей налогообложения поступающие от партнеров общества в программе (компаний) платежи ? суммы перечисленных обществу предоплат за поощрительные товары, являются оплатой обществу оказанных компаниям маркетинговых услуг, направленных на привлечение и удержание потребителей, и подлежат обложению налогом на прибыль в момент ежемесячного подписания соответствующего отчета агента (акта). Общество и инспекция признают, что передача обществом поощрительных товаров участникам программы носит возмездный характер и обществом в целях оказания компаниям услуг по привлечению и удержанию потребителей ? участников программы, в связи с чем у участников программы не возникает обязанности по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц при получении поощрительных товаров».

Главный плюс данного мирового соглашения в том, что отныне закрыт вопрос о том, как с позиции права квалифицировать деятельность, связанную с реализацией программы лояльности. Она однозначно носит маркетинговый характер. Тем самым фактически предрешена судьба аналогичных дел, которые сейчас находятся на рассмотрении судов.

Юридическая загвоздка

Открытым остался вопрос в части НДФЛ. А именно ? можно ли расценивать приобретение поощрительных товаров как доход физического лица, облагаемый НДФЛ? И, соответственно, должен ли организатор программы исполнить ряд обязанностей налогового агента? Ответы зависят от того, что прописано в правилах накопительной программы, а также от того, как она реализуется по факту.

Вот что интересно. Обычно при оформлении потребителем карты участника накопительной программы он не получает никаких скидок. И цена товара остается той же. Но за покупки начисляются баллы, которые он может впоследствии обменять на соответствующие призы. То есть баллы выступают как эквивалент денег. Далее многое зависит от субъективных факторов. Так, клиент может вообще не получить (например, проигнорировать) поощрительный товар, либо можно просто не накопить нужное количество баллов. Проще говоря, доход отсутствует.

С другой стороны, карта для накопления бонусов может быть обезличенной. То есть по ней невозможно установить реального получателя дохода (выгодоприобретателя). Ведь в большинстве случаев при оформлении подобных карт сообщать весь основной набор персональных данных не требуется.

Не исключены и такие ситуации, когда:

  • на одно лицо оформлено несколько карт (как правило, это не запрещено);
  • карта выписана на вымышленную фамилию;
  • карта передана третьему лицу.

То есть она становится картой «на предъявителя». Идентифицировать в этих случаях реального конечного получателя дохода тоже не представляется возможным.

Безусловно, организатор программы ведет своего рода реестр физических лиц, которые владеют картами участника накопительной программы. Однако на практике его достоверность, как правило, вызывает большие сомнения. Определить точное количество соответствующих реальных физических лиц на основании реестра невозможно.

Более того, уплата налога с дорогих призов (цена подарка минус 4000 руб.) лишает потребителя той материальной выгоды, о которой идет речь (письмо Минфина России от 19.04.2012 № 03-04-08/0/78). Получается, что дохода, подлежащего налогообложению, у физического лица возникать не должно.

Условия программы и накопления баллов

Правила накопительной программы ее организатор разрабатывает самостоятельно, при необходимости согласовывая те или иные положения с торговыми компаниями – потенциальными участниками будущей маркетинговой цепочки. Нормами права данный процесс не урегулирован. Соответственно, и в правилах накопительной программы могут быть отражены не все ситуации и нюансы, которые возникнут при ее реализации. Отсюда — и неопределенность с налогообложением.

Важно отметить, что условия сделок должны быть прописаны так, чтобы подарки передавались физическим лицам именно в рамках оказания организатором программы маркетинговых и иных услуг своим партнерам. В этом случае такие операции не направлены на передачу дохода непосредственно физическим лицам. Соответственно, у организатора не возникает обязанностей налогового агента по НДФЛ.

Например, в громком деле, которое мы рассматриваем, правила накопления баллов были следующими. При накоплении достаточного количества баллов участник программы вправе получить у организатора поощрительный товар из его каталога. При этом сами баллы – это учетная условная единица, не имеющая наличного выражения. Они учитывались по каждому потребителю в специальном реестре, который вел организатор. Объем прав потребителя на заказ поощрительных товаров определялся как в баллах, так и в рублях, исходя из размера скидок, предоставленных компаниями при совершении соответствующих покупок.

Указанные баллы подлежали аннулированию при:

  • неиспользовании их в течение трех лет с момента начисления;
  • прекращении участия потребителя в программе в случае его смерти либо несовершении им покупок с использованием карты в течение двенадцати месяцев;
  • в ряде иных случаев.

Как подсчитать выручку

Как видно, при применении программ поощрения в виде скидок и бонусов на первый план выходит проблема того, как правильно рассчитать поступившую выручку. На этот счет есть правовая позиция Президиума ВАС РФ, выраженная в постановлении от 22.12.2009 № 11175/09, письмах Минфина России от 25.04.2011 № 03-03-06/1/268 и УФНС России по г. Москве от 22.10.2009 № 17-15/110609.

Из названных документов следует, что система поощрения может выражаться в предоставлении:

  • скидки (определяет размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре);
  • бонуса (дополнительное вознаграждение, своего рода премия от продавца за выполнение условий сделки).

Позиция высших арбитров такова: независимо от того, как стороны соглашения определили систему поощрения (скидочная либо бонусная), а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисление на расчетный счет, зачет в качестве аванса, уменьшение задолженности) при определении налогооблагаемой базы сумму выручки нужно устанавливать с учетом скидок. А при необходимости ? корректировать ее за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг).

Соломоново решение

По сути, высшие арбитры приняли соломоново решение: они пошли на уступки в части обязанностей компании как налогового агента по НДФЛ и при этом уверенно приняли все доначисления по налогу на прибыль. Поэтому теперь остается только отслеживать, как будет развиваться арбитражная практика по аналогичным делам в части НДФЛ.

В том, что спорная ситуация в итоге привела к мировому соглашению, есть, конечно, и объективное рациональное зерно. Уж слишком сложна и многовариантна правовая природа накопленных бонусов (скидок) и их дальнейшая судьба. Тем не менее своего рода прецедент налицо.

Арбитражные суды в своих постановлениях указали на множество нюансов. Например, что фактически участники известной накопительной программы, приобретая товары и услуги, никаких скидок не получают. А продажная цена для участников программы и не участников одинакова. Такие понятия, содержащиеся в соглашениях и правилах участия, как «предварительная оплата» и «скидка», являются условными и даны в целях двустороннего учета деталей и реквизитов соответствующей сделки.

Чтобы избежать противоречий и проблем с налоговыми органами, прежде всего следует со всей ответственностью подойти к разработке внутреннего документа - Положения о маркетинговой политике. И, конечно, не забывайте учитывать все юридические нюансы накопительных программ и аккумулирования скидок, которые подробно расписаны в постановлениях судов по делу № А40-111792/10-127-534.

Облагаются ли маркетинговые услуги НДС? Разберемся в этом вопросе подробнее. Расходы на маркетинг всегда интересуют налоговиков. Налогоплательщику приходится доказывать обоснованность подобных расходов налоговым органам, а также подтверждать их документально.

ндс маркетинговые услуги

Что такое маркетинг?

Маркетинг (от английского «market», то есть "рынок") представляет собой экономический термин, который не определяется ни в налоговом, ни в гражданском, ни в бухгалтерском законодательстве. Это означает, что для правового регулирования данного понятия в каждом случае требуется анализ содержания, вкладываемого в него.

Маркетинг в классическом понимании является предпринимательской деятельностью, управляющей продвижением различных услуг и товаров к потребителю от производителя.

Чаще всего под этим понятием имеется в виду деятельность, направленная на изучение состояния рынка в данный момент, выявление его тенденций к дальнейшему изменению, которая позволяет выработать самую оптимальную бизнес-стратегию. Всегда ли нужно платить НДС на маркетинговые услуги?

Правовой характер соглашения

Отношения, основанные на договоре по оказанию маркетинговых услуг, регламентируются нормами главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Такое соглашение отличается двусторонним характером. В качестве сторон договора выступают заказчик и исполнитель. Участниками договора способны быть и физические, и юридические лица в том случае, когда другое не предусматривается на законодательном уровне или не вытекает из специфики услуги.

В обязанность исполнителя по договору маркетинговых услуг входит совершение определенных действий, основанных на техническом задании заказчика, а он, в свою очередь, должен оплатить результаты совершенных работ.

стоимость маркетинговых услуг

Когда договор считается заключенным?

Договор будет являться заключенным при перечислении в нем конкретных действий, которые исполнитель обязуется совершить, или же указана определенная деятельность. Стоимость маркетинговых услуг рассмотрим ниже.

Когда происходит оказание таких услуг, то есть совершаются определенные действия, которые предусматриваются договором, овеществленный результат отсутствует.

Но если со стороны гражданского законодательства не требуется фиксация результата при оказании маркетинговых услуг, так как это не является частью перечня условий соглашения об оказании услуг (либо необходимо заключение договора подряда в противном случае), с точки зрения налогового законодательства требуется предоставление документа, который фиксирует их оказание. НДС маркетинговые услуги облагаются.

Виды маркетинговых услуг

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности отсутствуют такие термины, как «маркетинговые исследования» и «оказание маркетинговых услуг». Вместо них используются понятия «деятельность по выявлению общественного мнения» и «исследования конъюнктуры рынка». Под исследованием рынка возможно осуществление таких процедур, как:

  • определение характера и размера рынка;
  • анализ факторов, которые влияют на развитие рынка;
  • определение уровня насыщенности рынка и т. п.;
  • вычисление потенциальной и реальной рыночной емкости;
  • установление специфики анализа регионального и товарного рынка;
  • сегментация рынка и выявление типов потребителей по их главным характеристикам, таким как пол, возраст, профессия, уровень доходов, социальное положение, объективная необходимость того или иного продукта, место проживания и т. д.;
  • анализ внешних стимулов, влияющих на развитие рынка;
  • наличие оптовых и розничных торговых предприятий, а также обеспеченность вспомогательными и складскими торговыми помещениями и др.;
  • исследование силы товарно-проводящей (торгово-сбытовой) сети, которая обслуживает данный рынок.

услуги облагаются ндс

Стоит отметить, что в документах Госкомстата России употребляется термин «маркетинговые исследования».

Каков размер НДС на маркетинговые услуги?

Согласно ст. 164 НК РФ, по всей территории страны на услуги установлена ставка НДС в размере 18%. Есть, правда, из этого правила исключения. О них расскажем ниже.

Налоговый учет

В соответствии со ст. 252 п. 1 НК РФ, любые документы, которые подтверждают расходы, должны оформляться в соответствии с законодательными нормами РФ (налоговым, бухгалтерским, гражданским и т. п.).

Необходимо помнить при этом, что признание операций в бухгалтерском учете в зависимости от одного их экономического содержания не обязательно может совпадать с признанием тех же операций в налоговом учете, поскольку для последнего одинаково важными являются и экономическое содержание, и правовая форма.

Таким образом, правовая форма сделки в налогом учете в обязательном порядке связана с ее экономическим содержанием, и лишь на основании интегрированной оценки будет принято решение об использовании того или иного варианта. В связи с этим налоговые последствия соглашений на оказание маркетинговых услуг определяются напрямую тем, каким образом оформлена сделка.

обложение маркетинговых услуг ндс

В ст. 264 подпункте 27 НК РФ предусматривается, что расходы на текущее исследование (изучение) рыночной конъюнктуры, сбор различной информации, которая непосредственно обусловлена реализацией и производством товаров, услуг, работ, учитываются как прочие расходы, связанные с реализацией и/или производством, если соблюдается требование ст. 252 п. 1 данного Кодекса. ИП маркетинговые услуги также оказывает. Они являются плательщиками налога на добавленную стоимость, но только на ОСНО.

Упомянутая выше норма кодекса показывает, что в НК РФ не применяются такие термины, как «маркетинговые исследования» и «маркетинговые услуги». Ст. 11 п. 1 НК РФ также подчеркивает, что термины, понятия и институты семейного, гражданского и иных законодательных отраслей РФ, которые используются в данном кодексе, функционируют в том значении, в каком применяются в этих отраслях законодательства, если другое не предусматривается в НК РФ.

Какой тип договора выбрать?

В связи с этим рекомендуется обозначать в данном случае тип договора не в качестве соглашения на оказание маркетинговых услуг, а в виде соглашения на оказание услуг по текущему исследованию (изучению) рыночной конъюнктуры. НДС на маркетинговые услуги в любом случае начисляется.

В таком договоре необходима максимальная детализация предмета данного договора и формулировка его таким образом, чтобы терминология, функционирующая в тексте, соответствовала дословно определенным нормам НК РФ. Как происходит обложение маркетинговых услуг НДС?

договор маркетинговых услуг

В налоговом учете признание расходов на текущее исследование (изучение) рыночной конъюнктуры, сбор сведений, непосредственно обусловленных реализацией и производством услуг, работ и товаров, не зависит напрямую от наличия в структуре учреждения соответствующих служб (маркетингового отдела) либо должностных лиц, которые исполняют соответствующие функциональные обязанности.

Однако нужно учитывать, что при дублировании функции своего отдела маркетинга, а также деятельности стороннего, который работает с данной организацией на основе договора, не соблюдается принцип рациональности. Это означает, что при отсутствии у работников отдела маркетинга (либо другого отдела) должностной обязанности, подразумевающей исследование рыночной конъюнктуры, а также сбор необходимых сведений, непосредственно обусловленных реализацией и производством услуг, работ и товаров, выполняемых сторонней организацией, оплачивать ее услуги можно затратами, включенными в себестоимость продаж с целью исчисления налога на прибыль.

оказание маркетинговых услуг

Итак, расходы на текущее исследование (изучение) рыночной конъюнктуры, а также сбор сведений, которые непосредственно связаны с реализацией и производством услуг, работ и товаров, если они связаны с нынешней деятельностью организации, снижают налогооблагаемую прибыль данного налогового отчетного периода. Относятся они к расходам косвенного характера, и списание их осуществляется в полном объеме в снижении налоговой базы в том налоговом отчетном периоде, в котором находились.

НДС на маркетинговые услуги нерезиденту

Если резидентом перечисляются деньги нерезиденту за оказанные услуги, и место реализации оказанных услуг - территория Российской Федерации, то резидент обязан оплатить НДС в бюджет страны одновременно с платежом.

Порядок, по которому определяется место реализации услуг, устанавливает Налоговый кодекс РФ. Подтверждением сделки является договор и акт, удостоверяющие факт оказания услуги. И хотя плательщик НДС - иностранное юрлицо, налоговую базу определяет налоговый агент, которым и считается резидент. То есть у российской организации имеется обязанность исчислить, удержать и уплатить налог в соответствующем размере.

Сумму НДС нужно перечислить в бюджет одновременно с оплатой иностранному партнеру. Контролем за осуществлением платежа по НДС должен заниматься валютный контроль банка. Поручение от налогового агента на перевод денежных средств в пользу нерезидента за услуги по договору не будет принято, если налоговым агентом не представлено в банк также поручение по налогу. Всегда ли такие услуги облагаются НДС?

Однако Россия не всегда является местом реализации услуг. Именно в этом случае у резидента нет обязанности платить НДС в бюджет РФ, но при этом ему нужно предоставить в валютный контроль банка разъяснительное письмо.

Стоимость маркетинговых услуг

Стоимость таких услуг рассчитывается для каждого заказчика индивидуально и складывается из соответствующего перечня услуг. Чаще всего весь объем работ состоит из ряда составляющих, оцениваемых исходя из следующих факторов:

  • стоимость деятельности консультанта по времени;
  • ориентировочные цены и сроки на отдельные разновидности работ;
  • стоимость работы лиц, которые нанимаются дополнительно при необходимости.

маркетинговые услуги нерезиденту ндс

Конкретные цифры

Например, исследование клиентов по количественному признаку может проводиться около двух или двух с половиной месяцев и иметь стоимость в пределах от 5000 до 15000 у. е., что определяется выбранной конфигурацией – объемом анкеты (от двадцати до ста вопросов), числом выборки (от 30 до 1500 обследуемых), сложности обработки и т. п. Внутренний маркетинговый аудит может быть проведен меньшими усилиями за один-два месяца и стоить от двух до пяти тысяч. Конечно же, окончательные цифры будут зависеть от объема и перечня работ.

Читайте также: