Налог с оборота в советской экономике не является налогом в рыночном понимании этого слова

Опубликовано: 17.05.2024

§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

• оформление свидетельств о браке и рождении детей;

• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;

• принятие жалобы к рассмотрению в суде;

• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


Рис. 1. Налоговая система в России.

Примеры федеральных налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на операции с ценными бумагами;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

• налог на прибыль организаций;

• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог на игорный бизнес;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

Примеры региональных налогов:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Примеры местных налогов:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор с владельцев собак;

• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автотранспорта;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах на ипподромах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

• сбор за уборку территорий населённых пунктов;

• сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com

Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.

При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.

Предпосылки внесения поправок

Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. "Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование", – подчеркивается в документе.

Может ли решение налогового органа стать основанием для уплаты налога в большем размере, чем установлено законом? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ . Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).

Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.

"В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)", – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.

Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:

  • налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;
  • объект налогообложения – реализация товаров, работ или услуг организацией или ИП путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг;
  • налоговая база – выручка организации от реализации;
  • налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;
  • налоговая ставка – 6,2%;
  • порядок исчисления налога – произведение налоговой ставки на налоговую базу.

Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.

В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:

  • оптимизация системы налогообложения за счет замены одним налогом четырех других – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ;
  • обеспечение реализации принципа равенства налогообложения;
  • устранение налоговой дискриминации;
  • избавление от такого явления, как теневая зарплата;
  • обеспечение максимальной простоты налогового администрирования и защиты от уклонения от уплаты налогов;
  • построение профицитного пенсионного бюджета, который позволит снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;
  • восстановление инвестиционной активности и построение гармоничной отраслевой структуры экономики.

Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Позиция заинтересованных органов

Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. "Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов", – отмечалось в ответе.

Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ "О рассмотрении обращения", что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.

НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.

Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.

1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).


Статья из серии «Что знают экономисты об экономике и что знаем мы?»

Может ли государство существовать без налогов и при этом платить людям пенсии, давать бесплатное образование, осуществлять расходы на медицинское обслуживание, содержать армию, милицию, возводить новые предприятия.

Да! И таким государством был впервые в мире Советский Союз.

СССР – Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз) – государство, существовавшее с 30 декабря 1922 года до конца 1991 года, на большей части территории бывшей Российской империи.

В 1921 году Х съездом РКП(б) была принята новая экономическая политика (НЭП), проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. НЭП имел целью восстановление народного хозяйства страны с последующим переходом к социализму. Надо признать, что интересуясь НЭП, которая проводилась в период с 1921 года по 1930 год, я не смог найти официальной статистики по данному периоду. Все, что можно прочитать по данному вопросу, это то, что в данный период времени существовал НЭП, и больше ничего. Видимо НЭП не нравился правящим кругам Советского Союза за то, что там была свобода торговли, частная собственность и многое того, что считалось под запретом в экономике СССР более позднего периода времени.

Сегодня НЭП не нравится либералам–экономистам тем, что там правили большевики и у них был успех в подъеме экономике страны.

Сама программа НЭПа оказалась довольно успешной. Высоким темпам роста промышленности в период восстановления экономики СССР после гражданской войны может позавидовать любое государство. Но большевики ставили перед собой целью вырвать страну из аграрной зависимости. А сделать это можно было только с помощью индустриализации страны, развития промышленности. Но для этого нужны были деньги, большие деньги. А их никто не давал. Ведь вокруг СССР были капиталистические страны, которые совершенно не горели желанием помогать стране с новым общественным строем в развитии своей собственной промышленности.

И тем не менее в 1928 году принимается первый пятилетний план СССР, фактически сворачивается НЭП. Берётся курс на индустриализацию страны.

Возникает довольно простой вопрос: «Где партия большевиков взяла деньги на всю эту программу индустриализации страны?». Знакомясь с налоговой системой периода НЭПа можно без особого труда заметить, что основная масса налогов была прямыми, но основная масса денег в бюджет собиралась через косвенные налоги. Ленин и сами экономисты-большевики не особенно приветствовали косвенные налоги. Акцизы в период времени НЭПа вводились только на отдельные виды товаров. Самым распространенным в тот период времени был подоходный налог во всех странах. Косвенный налог НДС еще не был известен в тот период времени.

Если говорить прямо, то во время НЭПа была довольно развитая системы налогообложения граждан и предприятий. Налогов было больше, чем сегодня.

В 1930 году происходит реформа налогообложения в СССР. Вместо множества налогов времен НЭПа вводится один – налог с оборота. Анализируя экономическую литературу по данному периоду времени, можно прийти к выводу, что некоторые экономисты считают, что налогом с оборота заменили огромную массу других мелких налогов. Но при этом они не дают четкого ответа на вопрос: «Зачем это надо было делать?». Ведь, исходя из их точки зрения, общая сумма налогов взимаемых с населения не изменилась. Но тогда делать это не было никакого смысла. Ведь считать большевиков-экономистов того времени совсем за дураков очень глупо.

Ведь после 1930 года в период индустриализации СССР были затеяны большие стройки. Строительство ДнепроГЭСа, Беломорканала, Магнитка, вложения в авиационную промышленность, создание химической промышленности и многих других отраслей народного хозяйства. И при этом давать населению бесплатное образование, бесплатную медицинскую помощь, оказывать социальную помощь населению. Все это не стыкуется с утверждениями о том, что была простая замена множества мелких налогов одним налогом с оборота.

Хорошо известно, что за годы первых пятилеток в СССР было возведено более 9 000 крупных предприятий промышленности, не считая средних и мелких, реконструкции различных предприятий, возведения школ, институтов, домов отдыха и т.п. При этом ходит очень много различных мифов о итогах первых пятилеток, о том, что возведение новых заводов происходило за счет обнищания крестьян и рабочего класса. Ведь для возведения всех этих строек СССР ни прибегал к западным займам. Единственно что могли сделать большевики того времени – это продать то, чем была богата страна и купить новое современное оборудование для вновь возводимых заводов.

Так что на самом деле происходило в экономике СССР. За счет каких денежных ресурсов было все построено? Об этом и многом другом будет посвящен ряд статей об экономике страны СССР и что об этом знают сами экономисты, и что знаем мы.

В работах некоторых советских экономистов встречаются упоминание о том, что многих советских экономистов, начиная с 1950 года, интересовала природа налога с оборота. Они не могли понять, как суть и экономический смысл налога с оборота в экономике СССР и делали расчет налога с оборота чисто механически, не понимая его сущности.

В 1930 году основным законодательным актом-постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 года "О налоговой реформе" были проведены преобразования в составе и структуре платежей, поступающих в государственное пользование. В последующие годы ход налоговой реформы продолжает корректироваться. С 1930 года два обязательных платежа для государственных предприятий и организаций - налог с оборота и отчисления от прибыли - стали основными платежами в бюджет. Налог с оборота заменил собой: акцизы, промысловый налог, лесной доход, страховой и другие платежи, ранее уплачиваемые предприятиями. Отчисления от прибыли предприятий также стали включать подоходный налог, платежи с векселей и некоторые другие.

Одни экономисты считают, что налог с оборота заменил собой 53 различных налогов и сборов, другие – 86. Подавляющее большинство из них считают, что проведение налоговой реформы было нацелено на упрощение налоговой системы, сокращение общего числа и унификацию платежей, которые должно было уплачивать предприятие. Следовательно, исходя из их точки зрения, в конечном итоге общая сумма денег, собранная с помощью «налога с оборота», должна была приблизительно равняться сумме денег, собранных посредством применения других налогов, более мелких.

Но документы того времени говорят о другом. Так из свода исполнения доходов и расходов, проводимых по единому государственному бюджету СССР за 1929/30 год, составленному на основе объяснительной записки к отчету Наркомфина СССР на дату не ранее 1 октября 1930 года можно увидеть на базе каких налогов в основном формировалась доходная часть бюджета.

Государственные доходы 1929/30г. Сумма млн. руб.

Единый сельхозхозяйственный налог 405,6

Промысловый налог 1 988,7

Подоходный налог 614,6

Налог на сверхприбыль 18,9

Таможенные доходы 304,3

Пошлины и сборы 108,9

Доходы от почты, радио и телеграфа 300,5

Доходы от государственного имущества 1 897,6

Разные доходы 152,3

От государственных займов 1 271,9

Следующий документ об исполнении сборов доходов в госбюджет СССР за 1931 год начинался уже с 1 января 1931 года.

В примечаниях к бюджету за 1930 год можно прочитать следующее, что в условиях 1929/30 годов в состав унифицированного налога с оборота, общая сумма которого составляла 5351,1 млн. рублей, входили следующие платежи: акцизы (49,1%), промысловый налог и вексельные надбавки (34,4%), а также лесной доход, доходы от недр, пошлины, местные налоги и сборы, платежи по обязательному страхованию и т.п. И это только налог с оборота, не считая других собранных налогов в 4 квартале 1930 года.

Так что же такое налог с оборота, который впоследствии пытались понять все советские экономисты. Ведь если все они пытались разгадать происхождение налога с оборота, то выходит, что после войны авторов и создателей данного налога уже не было в живых. Вполне возможно они были расстреляны в годы сталинских репрессий 1936-37 годов. И все остальные экономисты СССР работали с данным налогом число механически, не понимая его смысла и назначения. Налог начислялся по определённым методикам, которые остались от авторов и создателей данного налога.

Целый ряд советских экономистов считал налог с оборота косвенным налогом. Называть их поименно бессмысленно, так это было целое течение в экономической науке перед развалом СССР. Можно привести лишь высказывание по данному поводу будущего либерала-экономиста Шохина А. Н.

"Чтобы понять место акцизной компоненты в структуре налога с оборота, необходимо представить его основные функции… Можно выделить пять функций налога с оборота.

Протекционистская функция. Ее реализация должна обеспечивать повышение конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с импортируемыми.

И тут же Шохин сам опровергает свой тезис в пользу протекционистской функции.

Для сегодняшних условий нашей страны протекционистская нагрузка налога с оборота является, на наш взгляд, чисто теоретической конструкцией, ибо реальной конкуренции на внутреннем рынке товаров отечественного производства и импорта нет..,

И тут же снова возвращается к своему первоначальному посылу

этот элемент налога с оборота выполняет классические акцизные функции.

Шохина абсолютно не смущает то факт, что акцизный налог – косвенный налог, который является частью прибыли предприятия, а, что такое налог с оборота он понять не может.

Регулятивная функция. Она связана с ценовыми методами ограничения потребления социально вредных товаров (алкоголь, табак). С экономической точки зрения налог с оборота на подобные товары служит каналом перераспределения денежных доходов населения в пользу государства (т. е. акцизом), с социальной точки зрения наличие акцизной компоненты в цене, если оно сопровождается сокращением производства и потребления, соответствующих благ, означает рост реального содержания доходов населения (поскольку означает сокращение масштабов перераспределяемых в бюджет доходов населения).

И это вздор пишет человек, который имеет диплом экономиста. С его точки зрения, если закрыть вино-водочные заводы и табачные фабрики, то сразу увеличится реальное содержание доходов населения. Такой эксперимент господа экономисты провели во времена Горбачева, вырубались даже виноградники, чтобы не делать вино, и добились лишь только того, что резко возросло самогоноварение.

Функция народнохозяйственного финансового перераспределения. Она связана с реализацией в цене потребительских товаров, во-первых, стоимости, созданной в других отраслях (при производстве средств производства), и, во-вторых, ренты, которая не отражается в цене сырьевых ресурсов и не изымается в виде рентных платежей. Перестройка системы оптовых цен, рассматриваемая как элемент радикальной реформы управления экономикой, требует устранения этого элемента налога с оборота, поскольку она предполагает использование единого подхода к оценке затрат и формирования прибыли в ценах на всех стадиях производства расходов государства, связанных с воспроизводством трудовых и природных ресурсов, установление рентных платежей (по нефти, газу, электроэнергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях, и других ресурсах) с целью непосредственного изъятия дохода, полученного на основе высокой естественной продуктивности.

Функция балансирования спроса и предложения. Устойчивый дефицит значительного числа товаров промышленного производства в условиях господства административных методов ценообразования создает предпосылки для централизованного повышения розничных цен, для установления их на предельном для данной конъюнктуры рынка уровне. В отличии от равновесной цены балансирующая функция налога с оборота не является регулятором спроса и предложения (отрыв розничной цены от оптовой цены предприятий не позволяет расширять производство при повышении цен. Другими словами, балансирующая функция налога с оборота связана главным образом с попытками достижения сбалансированности по объемным финансовым (суммарный спрос и сумма цен товаров) показателям.

Функция «чистого акциза» (косвенного налога в чистом виде). Под ней понимается такая нагрузка на налог с оборота, которая может быть обоснована лишь необходимостью перераспределения денежных доходов населения в пользу государства….

Без комментариев. Господин либерал - экономист Шохин А. Н. совершенно не понял принцип работы экономической системы СССР, для чего большевики-экономисты делали налоговую реформу с переходом на налог с оборота. (Как впрочем он не понимает и то, что сегодня происходит в экономике России и как ее вывести из затянувшегося кризиса.) Тем более, что до реформы в налоговой системе СССР существовали всевозможные акцизы. Сколько их было таких экономистов, которые считали налог с оборота косвенным налогом трудно сказать. Наверное, не один десяток, которые даже не стремились вникнуть, как функционирует экономика СССР, и надо ли было вводить косвенные налоги.

Максимальный сбор налога с оборота в доходной части бюджета СССР достигал в 1935 году -77,4%, в 1936 году – 78,5%. С чем связано дальнейшее падение доли «налога с оборота» в бюджете СССР трудно сказать. Ведь на эти годы приходятся основные сталинские репрессии, когда искали «врагов» народа, и по любому обвинению человека могли расстрелять в тот период. Может связано с другими причинами. Эта тема больше для тех, кто занимается историей своей страны.

Так что же такое налог с оборота, который существовал в СССР?

И для чего была создана командно-административная система?

Советские экономисты так и не разгадали данную тайну. Большевики-экономисты обогнали весь мир экономистов лет на двести вперед, создав данную систему. Именно им, не известным на сегодняшний день экономистам, мы обязаны величием строек первых пятилеток СССР, хотя все это связывают с именем Сталина. Доля самого Сталина в данном рывке составляла от силы 10-20%, в то время как остальное бремя славы должно принадлежать большевикам-экономистам.

Ведь за все годы существования СССР фактически ни одно правительство не протягивало руку за милостыней в виде займов у стран Запада на свои расходы.

Если вы хотите узнать, что такое налог с оборота и почему автор данной статьи пишет о том, что в СССР не было налогов поддержите мой проект по выпуску книги посвященной экономике с рабочим названием «Экономика без налогов».

Купив и прочитав ее, вы узнаете все секреты сталинской эпохи и эпохи СССР.

Вы узнаете почему субсидировались колхозы и совхозы, почему продукты питания были дешевыми. Почему Вы жили хорошо в эпоху СССР и почему плохо живется сегодня. Сколько на оборону в действительности тратило правительство СССР: 5% или 20%. И может ли государство сегодня существовать без налогов, или автор все это придумал.

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

НАЛОГ С ОБОРОТА

налог, взимаемый с валового оборота. Ставка налога устанавливается либо в процентах к оптовой цене, либо в виде наценки скидки( на цену в денежном выражении.

НАЛОГ С ОБОРОТА

Налог с оборота - налог в виде процента от цены товаров произведенных внутри страны, взимаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. В некоторых случаях налог с оборота взимается с импортных товаров. Разновидностью налога с оборота является налог на добавленную стоимость.

НАЛОГ С ОБОРОТА

налог в виде процента от цены произведенных внутри страны, а иногда и импортных товаров, взимаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. Относится к числу косвенных налогов. Широко использовался в Советском Союзе, где составлял основную долю поступлений в государственный бюджет. Разновидностью Н. с о. стал налог на добавленную стоимость.

НАЛОГ С ОБОРОТА

(sales tax) Налог, базой которого является цена реализации товара. В настоящее время такие налоги в целом расцениваются отрицательно, поскольку характеризуются каскадным эффектом. Это означает, что при перепродаже товара одним торговцем другому налог с оборота для конечного покупателя будет чрезмерно велик. Для устранения этого негативного явления и был в основном осуществлен переход к налогу на добавленную стоимость (value added tax, VAT).

НАЛОГ С ОБОРОТА

налог, устанавливаемый в условиях государственного регулирования цен на некоторые высокорентабельные изделия. Ставка налога устанавливается либо в процентах к оптовой цене, либо в виде наценки (скидки) на цену в денежном выражении. Широко применялся в отечественной хозяйственной практике до начала 1990-х гг., где составлял основную долю поступлений в государственный бюджет. Разновидностью налога с оборота является налог на добавленную стоимость.

НАЛОГ С ОБОРОТА

налог, взимаемый в виде доли, процента от стоимости (цены) произведенных внутри страны, а иногда и импортных товаров, изымаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. По сути представляет разновидность акцизного налога, относится к универсальным налогам. Широко использовался в бывшем Советском Союзе, где составлял основную долю поступлений в государственный бюджет. Разновидностью налога с оборота является налог на добавленную стоимость.

НАЛОГ С ОБОРОТА

(turnover tax) Налог, величина которого пропорциональна обороту фирмы. Он дает стимул к вертикальной интеграции (vertical integration), так как налог может сделать более дешевым производство промежуточных продуктов в рамках фирмы, чем покупку таких же продуктов, произведенных даже с большей эффективностью у внешних поставщиков. Налоги на добавленную стоимость (value added taxes) широко распространились вместо налогов с оборота по причине того, что они не вызывают такого искусственного стимулирования к вертикальной интеграции.

НАЛОГ С ОБОРОТА

англ. turnover tax) – один из основных видов косвенных налогов, взимаемый на конечной стадии производства со стоимости произведенных товаров народного потребления. В отличие от акциза, к-рый устанавливается на отд. товары и услуги, Н. с о. взимается со стоимости валового оборота пр-тия. Н. с о. облагаются преимущественно товары массового потребления и услуги пр-тий сферы обслуживания. Н. с о. возник в период 1-й мировой войны в Германии и Франции и позднее получил широкое распространение в др. гос-вах. Рост поступлений этого налога обеспечивается автоматически: за счет повышающихся в условиях инфляции цен и в результате расширения объектов обложения. Разновидностью Н. с о. является налог на покупки в оптовом звене. Объектом обложения выступают обороты в процессе произ-ва товара и реализации его оптовыми фирмами. Если пром. компании, минуя опт, непосредственно продают товары в розничную сеть, то их обороты также подлежат обложению налогом на покупки. Эта форма обложения применяется в Великобритании с 1940, Швейцарии – с 1941, Португалии – с 1966. Н. с о. (независимо от названия и форм взимания) включается в цену товаров, услуг и уплачивается потребителем. В быв. СССР Н. с о. – налог, устанавливаемый в условиях гос. регулирования цен на нек-рые высокорентабельные изделия, введен налоговой реформой 1930– 32 гг. (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сент. 1930). При помощи Н. с о. распределялась и перераспределялась часть чистого дохода общества между отраслями нар. хоз-ва и экономич. регионами страны. Н. с о. применялся как экономич. инструмент регулирования рентабельности продукции. Плательщики Н. с о. – гос. производственные об-ния, пр-тия, орг-ции, пр-тия общественных и кооперативных (кроме колхозов) орг-ций. Осн. часть Н. с о. реализовалась в отраслях легкой и пищевой пром-сти. Н. с о. облагалась выручка от реализации по розничным или оптовым ценам пром-сти товаров собственного произ-ва или собственной закупки всем покупателям, а также при отпуске по указанным ценам отд. товаров внутри об-ния, пр-тия. Облагаемый оборот определялся исходя из прейскурантных цен на товары. Н. с о. исчислялся методом разницы в ценах и по ставкам в рублевом исчислении с единицы измерения (т, мз, штуки) или в процентах к выручке от реализации. Сроки уплаты Н. с о. устанавливались с таким расчетом, чтобы обеспечить регулярное поступление платежа в бюджет и не допустить сосредоточения на счетах пр-тий, орг-ций ден. сумм, подлежащих внесению в бюджет. Значительная часть Н. с о. поступала в бюджет в момент оплаты счета или на 3-й день после совершения оборота по реализации продукции. Н. с о. широко применялся в отечеств. хозяйственной практике до начала 90-х годов. Недостаток Н. с о. – он взимается не со всех товаров, а только с тех, к-рые находятся в конце технологической цепочки (т.е. этот вид налога взимается с холодильников и автомобилей, но не взимается с чугуна, хлопка, руды). Н. с о. называют «каскадным налогом»; он стимулирует вертикальную интеграцию промышленности и торговли. В последние годы в результате осознания неэффективности налогов такого типа во мн. странах они были заменены налогом на добавленную стоимость (напр., в России с 2001, Великобритании, Франции, ФРГ) и налогом с продаж (напр., в США), лишенными этого недостатка

НАЛОГ С ОБОРОТА

англ. Turnover Taxes) — группа косвенных налогов, взимаемых с оборота товаров (работ, услуг) предприятий и организаций (юридических лиц), а в некоторых случаях и с объема реализации товаров (работ, услуг) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Подразделяются на следующие виды: собственно налог с оборота, налог на добавленную стоимость (НДС). К данной группе налогов также относятся индивидуальные акцизы и налоги с оборота в розничной торговле (налоги с продаж). В подавляющем большинстве стран налоги с оборота взимаются со стоимости валового оборота предприятия. Налогом облагаются преимущественно товары массового потребления, реализуемые внутри страны, и услуги предприятий сферы обслуживания. Налог с оборота получил широкое распространение в период Первой мировой войны 1914—1918 гг. первоначально в Германии и Франции, а затем и в других странах. Введение налога преследовало фискальные цели: удовлетворить потребности в дополнительных средствах, покрыть острый дефицит бюджета. Рост поступлений по этому виду налогообложения обеспечивается автоматически: за счет повышающихся в условиях инфляции цен, а также в результате расширения объектов обложения. Первоначально налогом облагалась стоимость валового оборота товара предприятия многоступенчатым (каскадным), или так называемым кумулятивным методом, при котором налог взимался на каждой стадии производства или обращения товара (исключая обороты внутри компании). Такая система действовала в ФРГ, Бельгии, Австрии и других государствах до конца 60-х гг.

Многократность обложения обременяла товар налогами и затрудняла организацию платежа, так как требовала использования большого количества документов. Более простой способ обложения, к которому перешло большинство государств, — взимание налога с оборота один раз — на стадии производства, оптовой или розничной торговли, но по более высокой ставке. Однократное обложение по обороту товара в производстве, с одной стороны, сдерживает централизацию промышленных и торговых предприятий, так как возрастает сумма налога в связи с обложением не только производственных, но и реализационных расходов; с другой стороны, стимулирует объединение торговых фирм, так как крупные магазины имеют меньше издержек обращения, а следовательно, их облагаемый оборот уменьшается. Распространение налогов с оборота в развитых странах объясняется не только их фискальным значением, но и возможностью использовать их для воздействия на процесс производства. Освобождая экспортеров от обложения налогами с оборота, государство стимулирует экспорт товаров. Налог с оборота, взимавшийся в СССР, представлял собой особый вид платежа предприятий в бюджет, введенный налоговой реформой 1930—1932 гг. (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.). Налогоплательщики — государственные производственные объединения, предприятия, организации, предприятия общественных и кооперативных (кроме колхозов) организаций (фабрики, заводы, фирмы, оптово-сбытовые организации, специализированные оптовые организации министерств торговли союзных республик, предприятия и организации потребительской кооперации и др.), действовавшие на основе хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке СССР. Преобладающий метод исчисления налога (исчислялось свыше 85% суммы платежа) — метод разницы в ценах, который применялся при наличии двух прейскурантов цен и утвержденных твердых оптовых цен предприятия на определенные виды товаров. Наряду с этим по многим товарам налог исчислялся по ставкам в рублях и копейках с единицы измерения (т, м3, штуки) и в процентах к выручке от реализации.

Читайте также: