Налог с оборота днр

Опубликовано: 14.05.2024

Донецкой Народной Республики

К сведению граждан, сдающих в аренду недвижимость: договоры аренды подлежат обязательной регистрации в налоговых инспекциях по месту жительства.

Приказ Министерства доходов и сборов от 19.05.2021 №235 (Опубликован 19.05.2021г.)

Порядок заполнения и форма декларации по налогу с оборота для плательщиков особого режима налогообложения налогом на прибыль и налогом с оборота.

Информация о выявленном имуществе, которое имеет признаки бесхозяйного

Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики, сообщает о выявленном имуществе (вещах) (мебель для кафе и ресторанов) с признаками бесхозяйного, расположенное по адресу: ДНР, г. Донецк, ул. Шутова, д. 30а.

Информация о выявленных бесхозяйных вещах

Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики, сообщает о выявленных бесхозяйных вещах (лом черного металла в ассортименте), по следующему адресу: ДНР, г. Енакиево, ул. Марата, д.1.

Приказом Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики от 27.04.2021 №208 внесены изменения в приказ Министерства доходов и сборов Донецкой Народной республики от 06.05.2017 №179 (Опубликован 19.05.2021 г.)

Настоящим приказом вносятся изменения в

Телефон доверия

Телефон доверия
по вопросам коррупции

Департамента собственной безопасности Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики

(071) 303-32-10

dsb@mdsdnr.ru

Дорожная карта


Кадровый резерв


Перечень бирж


Обобщающие консультации


Реестр решений о классификации товаров


Материалы

Порядок заполнения и предоставления отчетности по налогу с оборота

Порядок заполнения и предоставления отчетности по налогу с оборота

Раздел I. Общие положения

1.1. Предоставление декларации по налогу с оборота (далее - декларация) предусмотрено статьей 110 Главы 16 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» с изменениями и дополнениями (далее – Закон).

1.2. К налоговой отчетности по налогу с оборота относятся:

1.2.1. декларация по налогу с оборота (Приложение 1);

1.2.2. приложение А «Расшифровка предоплаты и авансов, полученных в отчетном периоде» (Приложение 2);

1.2.3. приложение Л «Сведения о предоставленных льготах» (Приложение 3).

1.3. Налоговая отчетность подается в территориальный орган доходов и сборов Донецкой Народной Республики лицом, которое является плательщиком налога, согласно пункту 106.1 статьи 106 Закона.

Раздел II. Отчетный период и сроки предоставления декларации

2.1. Отчетным периодом, согласно пункту 110.1 статьи 110 Закона, является календарный месяц.

2.2. В соответствии с пунктом 110.2 статьи 110 Закона плательщики обязаны подать декларацию не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Раздел III. Порядок оформления налоговой отчетности и внесение изменений в нее

3.1. Налоговая отчетность оформляется на листах формата А4.

3.2. В строках, где отсутствуют данные для заполнения, должен быть проставлен прочерк.

3.3. Все показатели в налоговой отчетности проставляются в российских рублях без копеек. При этом значение показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

3.4. Плательщик налога самостоятельно исчисляет сумму доходов, которую отмечает в отчетности.

3.5. Налоговая отчетность должна быть подписана:

3.5.1. руководителем юридического лица или уполномоченным лицом, а также лицом, которое отвечает за ведение бухгалтерского учета и предоставление налоговой декларации. В случае ведения бухгалтерского учета непосредственно руководителем плательщика, такая налоговая декларация (расчет) подписывается только руководителем;

3.5.2. физическим лицом-предпринимателем или его представителем.

3.6. Подписи скрепляются печатью (для физических лиц-предпринимателей – при ее наличии).

3.7. В случае если плательщик выявляет ошибки, которые содержатся в ранее поданной декларации, такой плательщик подает новую или уточняющую декларацию в соответствии со статьей 31 Закона.

Раздел IV. Порядок заполнения общей части декларации по налогу с оборота

4.1. В поле «Тип декларации» отмечается соответствующий тип подаваемой декларации «Отчетная», «Новая отчетная» или «Уточняющая».

4.2. В поле «Основной вид деятельности» указывается код основного вида экономической деятельности (КВЭД), проставляется наименование основного кода вида деятельности плательщика.

4.3. В поле «Отчетный период» указываются цифрами месяц и год (в четырехзначном формате), за который подается декларация.

4.4. В поле «Кассовый метод» делается отметка при выборе налогоплательщиком кассового метода учета объекта налогообложения в случаях, предусмотренных законодательством.

4.5. В поле «ИКЮЛ/РНУКН» указывается идентификационный код юридического лица (в первых двух клетках проставляются 0) или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика. Плательщики - физические лица, которые отказались от принятия регистрационного номера в соответствии с законодательством, указывают серию и номер паспорта.

4.6. В поле «Наименование плательщика» указывается полное наименование субъекта хозяйствования - юридического лица либо фамилия, имя, отчество физического лица - предпринимателя согласно регистрационным документам.

4.7. В поле «Юридический адрес» указывается адрес, по которому зарегистрировано юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель.

4.8. В поле «Телефон» указывается контактный телефон плательщика.

4.9. В поле «E-mail» указывается адрес электронной почты плательщика.

4.10. В поле «Наименование территориального органа доходов и сборов Донецкой Народной Республики» указывается наименование органа доходов и сборов, в который подается отчетность.

Раздел V. Порядок заполнения Раздела I декларации по налогу с оборота «Объект налогообложения»

5.1. В Раздел I декларации включается стоимостное выражение объекта налогообложения, определенного статьей 107 Закона. Датой возникновения объекта налогообложения считается дата, которая приходится на отчетный период, в течение которого осуществляется любое событие произошедшее ранее:

5.1.1. дата зачисления денежных средств, на банковский счет плательщика налога или поступление денежных средств в его кассу от покупателя (заказчика), как оплата товаров, работ, услуг, подлежащих поставке.

5.1.2. дата отгрузки товаров, а для работ, услуг – дата оформления документа, который свидетельствует о факте поставки работ, услуг плательщиком налога.

5.1.3. дата продажи товаров, которая отмечена в отчете комиссионера (агента), в случае продажи товаров по договору комиссии (агентскому договору).

5.2. В строке 1 декларации указывается выручка – товарооборот, предоплаты, авансы, полученные субъектом хозяйствования в отчетном периоде (сумма строк 1.1-1.5), включая операции, на которые предоставляются льготы, отраженные в графах 8 и 9 приложения Л.

5.3. В строке 1.1 декларации указывается сумма выручки-товарооборота, полученного от реализации товаров, продукции, сырья, материалов в отчетном периоде, уменьшенная на стоимость товаров, продукции, сырья, материалов, отгруженных в отчетном периоде в счет предоплат (авансов), включенных с состав объекта налогообложения в предыдущих периодах.

5.4. В строке 1.2 декларации указывается стоимость выполненных работ, оказанных услуг в отчетном периоде, уменьшенная на стоимость выполненных работ, оказанных услуг в отчетном периоде в счет предоплат (авансов), включенных с состав объекта налогообложения в предыдущих периодах.

5.5. В строке 1.3 декларации указывается стоимость оказанных услуг по предоставлению в аренду объектов недвижимости в отчетном периоде, уменьшенная на стоимость оказанных услуг по предоставлению в аренду объектов недвижимости в отчетном периоде в счет предоплат (авансов), включенных с состав объекта налогообложения в предыдущих периодах.

5.6. В строке 1.4 декларации указывается сумма полученной предоплаты, авансов в отчетном периоде.

5.7. В строке 1.5 декларации указывается стоимостное выражение прочих объектов налогообложения.

5.8. В строке 2 декларации отражается стоимостное выражение операций, определенных пунктом 108.2 статьи 108 Закона, по которым уменьшается база налогообложения в отчетном периоде.

5.9. В строке 2.1 декларации отражается сумма денежных средств, определенных подпунктом 108.2.1 пунктом 108.2 статьи 108 Закона.

5.10. В строке 2.2 декларации отражается стоимостное выражение операций, осуществленных в отчетном периоде, определенных подпунктом 108.2.2 пунктом 108.2 статьи 108 Закона.

5.11. В строке 2.3 декларации отражается сумма операций, осуществленных в отчетном периоде, определенных подпунктом 108.2.3 пунктом 108.2 статьи 108 Закона.

5.12. В строке 3 отражается сумма дохода, подлежащая налогообложению в отчетном периоде (строка 1 - строка 2).

5.13. В строке 3.1 отражается стоимостное выражение операций, облагаемых в отчетном периоде по ставке, установленной Законом.

5.14. В строке 3.2 отражается сумма дохода, подлежащая налогообложению по льготной ставке.

5.15. В строке 3.2.1 отражается стоимостное выражение операций, облагаемых в отчетном периоде по ставке 0% (соответствует графе 8 приложения Л).

5.16. В строке 3.2.2 отражается стоимостное выражение операций, облагаемых в отчетном периоде по льготной ставке (соответствует графе 9 приложения Л).

Раздел VI. Порядок заполнения Раздела II декларации по налогу с оборота

«Расчет налога»

6.1. В строке 4 указывается сумма налога, подлежащая уплате (сумма строк 4.2. и 4.4).

6.2. В строке 4.1 указывается ставка налога, определенная статьей 109 Закона.

6.3. В строке 4.2 отражается сумма налога, которая рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно по формуле строка 3.1* строку 4.1.

6.4. В строке 4.3 указывается ставка налога, по предоставленной льготе.

6.5. В строке 4.4 отражается сумма налога по льготной ставке, которая рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно по формуле строка 3.2* строку 4.3.

Раздел VII. Порядок заполнения Раздела III декларации по налогу с оборота «Исправление ошибок»

7.1. В строке 5 указывается начисленная сумма налога по данным ранее поданной налоговой декларации, показатели которой уточняются.

7.2. В строке 6 указывается сумма налога, которая уменьшает сумму начисленного налога в связи с исправлением ошибки (строка 5 - строка 4). Графа заполняется в случае, если сумма в строке 5 больше суммы, указанной в строке 4.

7.3. В строке 7 указывается сумма налога (недоплата), которая увеличивает сумму начисленного налога в связи с исправлением ошибки (строка 4 - строка 5). Графа заполняется в случае, если сумма в строке 4 больше суммы, указанной в строке 5.

7.4. В строке 8 указывается сумма самостоятельно начисленной налогоплательщиком штрафной санкции на сумму доначисленного налога (строка 7* 3%) согласно пункту 31.2 статьи 31 Закона.

Раздел VIII. Порядок заполнения Раздела IV декларации по налогу с оборота «Данные по операциям, освобожденным от налогообложения налогом с оборота»

8.1. В строке 9 указывается стоимостное выражение операций, освобожденных от налогообложения налогом с оборота (не являющиеся объектом налогообложения).

8.2. Сумма по строке 9 декларации соответствует итоговому значению графы 7 приложения Л.

Раздел IX. Порядок заполнения приложения А к декларации по налогу с оборота «Расшифровка предоплаты и авансов, полученных в отчетном периоде»

9.1. Приложение к декларации подается в обязательном порядке в случае получения в отчетном периоде субъектом хозяйствования предоплат, авансов.

9.2. В поле «Отчетный период» указываются цифрами месяц и год (в четырехзначном формате) за который подается декларация.

9.3. В поле «ИКЮЛ/РНУКН» указывается идентификационный код юридического лица (в первых двух клетках проставляются 0) или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика. Плательщики - физические лица, которые отказались от принятия регистрационного номера в соответствии с законодательством, указывают серию и номер паспорта.

9.4. В поле «Наименование плательщика» указывается наименование субъекта хозяйствования – юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица- предпринимателя.

9.5. В графе 1 таблицы «№ п/п» указывается порядковый номер записи.

9.6. В графе 2 таблицы «ИКЮЛ/РНУКН» указывается идентификационный код юридического лица или регистрационный номер учетной карточки физического лица-предпринимателя – контрагента, от которого в отчетном периоде получены предоплата и/ или аванс.

9.7. В графе 3 таблицы «Наименование контрагента» указывается наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица-предпринимателя, от которого в отчетном периоде получены предоплата и/ или аванс.

9.8. В графе 4 «Сумма» указывается сумма операции.

Раздел X. Порядок заполнения приложения Л к декларации по налогу с оборота «Сведения о предоставленных льготах»

10.1. Приложение к декларации подается в обязательном порядке в случае получения в отчетном периоде субъектом хозяйствования льгот.

10.2. В поле «Отчетный период» указываются цифрами месяц и год (в четырехзначном формате) за который подается декларация.

10.3. В поле «ИКЮЛ/РНУКН» указывается идентификационный код юридического лица (в первых двух клетках проставляются 0) или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика. Плательщики - физические лица, которые отказались от принятия регистрационного номера в соответствии с законодательством, указывают серию и номер паспорта.

10.4. В поле «Наименование плательщика» указывается наименование субъекта хозяйствования – юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица - предпринимателя.

10.5. В графе 1 таблицы «№ п/п» указывается порядковый номер записи.

10.6. В графе 2 «Нормативный правовой акт о предоставлении налоговой льготы» указывается вид нормативного правового акта (Распоряжение, Указ, Постановление) о предоставлении налоговой льготы.

10.7. В графе 3 «Нормативный правовой акт о предоставлении налоговой льготы» указывается дата принятия нормативного правового акта о предоставлении налоговой льготы.

10.8. В графе 4 «Нормативный правовой акт о предоставлении налоговой льготы» указывается номер нормативного правового акта о предоставлении налоговой льготы.

10.9. В графе 5 «Период действия налоговой льготы» указывается дата начала действия предоставленной налоговой льготы.

10.10. В графе 6 «Период действия налоговой льготы» указывается дата окончания действия предоставленной налоговой льготы.

10.11. В графе 7 «Стоимостное выражение операций, освобожденных от налогообложения налогом с оборота (не являющиеся объектом налогообложения)» указывается сумма дохода, освобожденная от налогообложения налогом с оборота, что соответствует строке 9 раздела IV декларации.

10.12. В графе 8 «Стоимостное выражение операций, облагаемых в отчетном периоде по ставке 0%» указывается сумма дохода, подлежащая налогообложению по ставке 0%, что соответствует строке 3.2.1 декларации.

10.13. В графе 9 «Стоимостное выражение операций, облагаемых в отчетном периоде по льготной ставке» указывается сумма дохода, подлежащая налогообложению по льготной ставке, что соответствует строке 3.2.2 декларации.

Налог с оборота в ДНР

Что представляет из себя налог с оборота в ДНР и с кого изымается.

Плательщиками налога с оборота являются юридические лица и физические лица – предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения (т.е. плательщики налога на прибыль).

Не являются плательщиками налога с оборота:

- финансовые учреждения, осуществляющие в установленном законодательством порядке, валютно-обменные операции;

- плательщики сельскохозяйственного налога;

- неприбыльные организации, учреждения, предприятия – в части полученных доходов, не являющихся объектом налогообложения налога на прибыль;

- плательщики упрощенного налога;

- субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу и переработку угля и угольной продукции;

- субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обращения с отходами черных и цветных металлов;

- субъекты хозяйствования, которые в установленном законодательством порядке получили статус платежного агента (субагента), оператора по приему платежей, осуществляющие на территории Донецкой Народной Республики хозяйственную деятельность по приему платежей от физических лиц при помощи платежных терминалов;

- предприятия, получающие денежные средства за выполненные работы исключительно из республиканского и/или местного бюджетов Донецкой Народной Республики в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета 150120 «Строительство и развитие сети метрополитенов»;

- жилищно-коммунальные предприятия государственной или муниципальной формы собственности, предприятия городского авто-, электротранспорта, дорожно-эксплуатационные (содержание дорог), зеленого хозяйства (благоустройства), наружного освещения государственной или муниципальной формы собственности;

- предприятия государственной формы собственности (доля государственной собственности в которых составляет 75 и более процентов),кроме предприятий, осуществляющих импорт, продажу горюче-смазочных материалов

Уплата налога с оборота не освобождает плательщика, находящегося на общей системе налогообложения, от уплаты налогов, установленных Законом, в том числе налога на прибыль.

Объектом налогообложения налогом с оборота (т.е. то, что учитывается для его расчета) является выручка (доход), полученная плательщиком в отчётном периоде, которая для этих целей определяется как совокупность реализованной (отгруженной) продукции, выполненных работ (предоставленных услуг) (независимо от того, были они оплачены или нет) и полученных предоплат (авансов). Объект налогообложения, выраженный в стоимостной форме, будет являться базой для исчисления налога с оборота.

В случае, если в последующих периодах осуществляется возврат предоплат покупателю или возврат товаров (продукции) от покупателя, база налогообложения уменьшается на сумму таких возвратов в том периоде, в котором они были осуществлены (возвращены).

Дата возникновения объекта налогообложения налогом с оборота определяется по правилу «первого события», т.е. в пределах отчетного периода дата события, произошедшего ранее?

дата отгрузки товаров (подтвержденная расходной накладной), а для работ, услуг – дата оформления документа, который свидетельствует о факте поставки работ, услуг плательщиком налога, дата продажи товаров, которая отмечена в отчете комиссионера (агента), в случае продажи товаров по договору комиссии (агентскому договору).

дата оплаты - дата зачисления денежных средств, на банковский счет плательщика налога или поступление денежных средств в его кассу от покупателя (заказчика), как оплата товаров, работ, услуг, подлежащих поставке, т.е. предоплата (аванс)

Исключением являются налогоплательщики республиканской или муниципальной форм собственности, которые дату возникновения объекта налогообложения могут рассчитывать также и по кассовому методу (по их выбору).

Отчетным периодом для начисления налога с оборота является календарный месяц.

Ставка налога - 1,5 % от объекта налогообложения.

Отчетность подается ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, уплата налога с оборота производится ежемесячно в течение 10 календарных дней с момента граничного срока подачи отчетности.

Какой Вы должны были сделать вывод:

Плательщики налога

юридические лица и физические лица – предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения

Объект налогообложения

сумма реализованной (отгруженной) продукции, выполненных работ (предоставленных услуг) и полученных предоплат (авансов) в отчетном периоде

База налогообложения

объект налогообложения, выраженный в стоимостной форме

Уменьшение базы налогообложения

в случае возврата покупателю полученных предоплат (авансов) либо возврата товаров от покупателя

Дата возникновения объекта налогообложения

определяется по правилу «первого события»: дата события, произошедшего ранее ? отгрузка либо оплата. Налогоплательщики республиканской или муниципальной форм собственности, по их выбору, могут применять кассовый метод.

Налоги

Одним из признаков государства является организация института фиска. Провозгласив независимость, руководство ДНР взяло на себя обязательство взимания налогов и формирования законодательства в данной сфере. В 2021 г. эта работа проводится на самом высоком организационном уровне. Сегодня налоги в ДНР взимаются так же, как и в любом другом государстве. Рассмотрим особенности фискальной системы республики.

Налоговое законодательство ДНР

Налоги

Основной нормативный акт, регулирующий данную сферу, был принят 25 декабря 2019 г. и вступил в силу 18 января 2019 г. Закон о налоговой системе ДНР под № 99-IHC был разработан специальной комиссией и утвержден парламентом республики. Однако на этом работа над законодательством не прекратилась.

Изменения в налоговой системе ДНР 2019 г. коснулись распределения прибыли государственных предприятий. Прежде всего, были урегулированы такие вопросы, как учет амортизационных потерь и валовых расходов компаний.

Также Министерство налогов и сборов ДНР сделало более прозрачной процедуру декларирования доходов. Особенно сильно это коснулось институтов нотариата и адвокатуры.

  • сельскохозяйственного налога;
  • экологического сбора;
  • земельной пошлины.

Еще одним нововведением стали скорректированные требования при заверении сделки купли/продажи недвижимости. Теперь нотариус обязан рассчитать пошлину и проконтролировать, чтобы продавец квартиры внес ее полную сумму. Данный порядок регулирует ст. 122.8 налогового закона ДНР.

Система налогообложения республики

Фискальная политика республики осуществляется на основании 99 закона с учетом имеющихся на сегодняшний день 16 поправок. Согласно ст. 11 нормативного акта в ДНР действует 16 фискальных сборов. Налоги в ДНР для физических лиц и юридических компаний включают:

  • подоходное обложение;
  • налог на прибыль;
  • акцизы;
  • отчисления с оборота;
  • экологический;
  • с/х налог;
  • транспортное обложение.

Дополнительно в систему налогов, принятую в ДНР, входят 8 сборов:

  • транзит;
  • обложение за разведение виноградников;
  • патентный сбор;
  • на использование земли;
  • потребление воды;
  • за валютные операции;
  • потребление биоресурсов;
  • разработку недр.

Предприниматели ДНР обязаны подавать декларацию: ежемесячно, ежеквартально и по итогам финансового года.

В 2020 г. в ДНР действует сразу 3 системы обложения.

Общая система

Подоходный налог в ДНР, как и в России, составляет 13%. Он взимается с зарплат официально трудоустроенных на территории республики. С пенсий и иных социальных пособий отчисления не происходят.

Нотариусы обязаны удерживать по 5% от суммы сделки при продаже недвижимости, автотранспорта и перед вступлением в наследование.

Подоходное обложение рассматривается властями ДНР как главный бюджетообразующий сбор.

Налог на прибыль

Данная система касается предпринимателей. От обложения освобождены некоторые компании. Прежде всего, работающие в сфере оборота металлолома (и черного, и цветного). Также условием смягчения фискальной политики является валовая годовая выручка ниже 10 млн. рублей и штат предприятия до 50 человек.

Налог на прибыль в ДНР крайне важен для наполнения бюджета республики и выполнения властями своих социальных обязательств.

В связи с рядом обстоятельств и, прежде всего, тяжелой внешнеполитической обстановкой компании облагаются ежемесячно. Причем на уплату по декларации отводится лишь 10 суток. Ставка составляет 20%.

Налог с оборота

Данный сбор напоминает НДС. Он составляет всего 1.5% с любой продажи. Налог с оборота в ДНР отчисляется ежемесячно. Однако он не предусматривается при следующих сделках и обстоятельствах:

  • при обмене валют;
  • от сбора освобождены плательщики льготного сельскохозяйственного налога;
  • занятые в сфере оборота металлолома;
  • государственные строительные компании;
  • занятые в сфере угледобычи;
  • при сделках, связанных с коммунальным хозяйством;
  • от налога с оборота освобождены неприбыльные предприятия.

Законодательством ДНР не предусмотрен перечень категорий, которые полностью освобождены от фискальной нагрузки. Вопрос льгот довольно сложен и запутан.

Кто освобожден от уплаты

Конкретного списка освобожденных от налогов не существует. Но государство имеет право вводить особые фискальные режимы. Плательщиков могут освободить от отдельных пунктов налогообложения или существенно снизить нагрузку. К данным режимам относят:

  • упрощенный;
  • патентный;
  • с/х налог;
  • обложение за обмен валют;
  • артельная угледобыча;
  • поставки энергоносителей в ДНР.

Данные режимы являются временными. Они могут охватывать отдельные предприятия или населенные пункты.

Упрощенная система

Данная категория получает возможность не отчислять процент с оборота и прибыли. Законодательство ДНР предусматривает перечень предприятий, которые ни при каких обстоятельствах не могут получить статус «упрощенца»:

  • филиалы компаний, не являющихся резидентами ДНР;
  • упрощенный налог в ДНР не действует для валютообменных пунктов;
  • торговцев ГСМ;
  • фармацевтических компаний;
  • продавцов спиртного и табака.

Также в группу компаний ДНР с упрощенными налогами не могут войти:

  • брокерские компании;
  • финансовые учреждения;
  • инжиниринговые предприятия;
  • страховые компании;
  • банки;
  • управленческие компании;
  • предприятия с/х и общепита.

Упрощенцы делятся на 3 категории. Каждая из них предусматривает свои льготы.

I группа

В таких предприятиях могут работать не свыше 3 наемных сотрудников, а годовой оборот не должен превышать 3 млн. рублей. Также из перечня попадающих в 1 группу налога в ДНР исключены занятые в автотранспортном бизнесе. И предприниматели, сдающие в аренду торговые площади свыше 20м2.

1 группа упрощенного налога ДНР предусматривает месячную ставку 2.5% от валовой прибыли. Либо следует отдавать 2200 руб. при условии не более 21м2 торговых площадей и стоимости каждой единицы товаров до 6000 руб.

II группа

В данную категорию включаются производители, импортеры и продавцы любых товаров и услуг с валовым доходом до 60 млн. рублей. Иные условия на хозяйствующие субъекты республики не накладываются. Упрощенный налог для предприятий ДНР 2 группы подразумевает ставку 6%.

III группа

К категории относятся фирмы по угледобыче и обработке сырья с валовым годовым доходом до 240 млн. рублей. На предприятии должно работать не менее 12 человек. Причем на выемочном участке добычи должно трудиться минимум 35 сотрудников. Если же предприятие занимается переработкой или реализацией, то 25 рабочих и специалистов.

Для резидентов 3 группы ставка составляет 3%. Налог рассчитывается в соответствии с задекларированными доходами.

Патентная система

При данной системе налогообложения платить придется только за патент и обязательную страховку. Сумма умножается на количество занятых на предприятии.

Система предусмотрена для плательщиков с годовых доходом до 1 млн. руб. Если прибыль повысится, предприятие автоматически переводится на обычные фискальные условия. Исключение составляют только поставщики сельскохозяйственной продукции в ДНР.

Стать патентным налогоплательщиком не имеют право:

  • продавцы ГСМ (в сосудах менее 20 л);
  • спиртного и табака;
  • лекарств;
  • занятые в общепите.

В систему могут входить только физлица со статусом и лицензией предпринимателя.

Стоимость патента

Тарифы помесячной оплаты формируются с учетом конкретной деятельности. Для подтверждения патента необходимо помимо самого документа предоставлять чек о внесении сбора.

  1. Занятые в сфере пассажирских перевозок платят 510 руб.
  2. Для работника грузового автотранспорта и спецтранспорта сбор составляет 1020 руб.
  3. Владельцы бильярдных клубов отдают ДНР по 1000 руб. за каждый стол.
  4. Продавцы на рынке или занятые в сфере услуг платят по 510 руб.

Держателям патента не обязательно пользоваться кассовыми аппаратами. Однако у сотрудников должна быть документация с указанием цен. Ее придется предъявлять по первому требованию покупателей.

Каков срок действия

Обычно документ выдается на год. Однако по желанию заказчика патент разрешено оформить на меньший срок.

Документ считается действительным только при условии оплаты за текущий месяц. Деньги следует перечислять до 20 числа очередного платежного периода. Переоформление патента на следующий год производится до 10 февраля.

Держатели документа вправе не платить налог за один месяц при условии предоставления больничного или справки о нахождении в отпуске.

Плюсы и минусы каждой из систем

Упрощенный порядок обложения характеризуется меньшим бумагооборотом и сниженной нагрузкой. Однако плательщики ограничены в возможностях развития предприятия.

Патентное обложение хорошо тем, что сумма налога является низкой. Однако из-за ограничений такую систему выбирают в основном индивидуальные перевозчики и рыночные торговцы. Данная категория отталкивает запретом на реализацию спиртного и табака – весьма прибыльных товаров.

В целом то, какие налоги платят в ДНР и как организована сама фискальная система республики, мало отличается от тех порядков, которые были при Украине.

Транспортный налог в ДНР

Легковые автомобили

Данный сбор взимается с владельцев колесной техники, летательных аппаратов, а также моторных катеров. Для автотранспорта расчет идет по объему двигателя (в кубосантиметрах). Рассмотрим, на основании чего формируется транспортный налог в ДНР для физических лиц.

Как рассчитать

Начисление осуществляется по 97 ст. закона. Сумма взимается за год вперед. Если в этот период владелец продаст свой автотранспорт, возврат денег не предусмотрен. Сумма начисляется по мощности двигателя и классу автомобиля.

Кто не платит

В льготную категорию входят:

  • машины для инвалидов;
  • сельскохозяйственная техника (трактора, комбайны);
  • спецтранспорт медицинских служб;
  • служебный транспорт госорганов.

Также налог не предусмотрен для владельцев весельных лодок. Тем же, у кого есть катер, придется платить по тарифу в зависимости от длины судна.

Земельный налог

Ежегодным сбором облагаются все пользователи угодий. Сумма устанавливается по индексу ДО (денежной оценки). Земельный налог ДНР является следующим:

  • за многолетние лесные массивы и целину – 0.03 в год;
  • обрабатываемые угодья – 0.1;
  • угодья общего значения вне пределов поселений – 5%;
  • водоемы – 0.3%;
  • полосы отчуждения железнодорожных сетей – 0.02%.

Также базовой ставкой земельного налога является 1%, который взимается дополнительно к расчетной стоимости.

Льготами по данной единице обложения наделяются пенсионеры, инвалиды, ветераны и многодетные семьи, а также госорганы и учреждения медицинского либо санаторно-курортного профиля.

Порядок уплаты

Важным фактором является порядок внесения в городской бюджет различных сборов. Уплата налогов осуществляется не позднее окончания предельной даты, установленной в Законе.

Правила подачи отчетности

Декларация составляется и предоставляется ежемесячно. Просроченная уплата налогов ДНР предусматривает штрафные санкции – до 50% от невнесенной суммы. Также за неподанную декларацию придется отдать в казну республики 10% от задекларированного сбора. По сравнению с Украиной это не очень высокая сумма.

Подводя итоги

Налоговое законодательство ДНР во многом копирует украинскую систему. На 2020 г. можно с уверенностью сказать, что действующая фискальная система является упорядоченной, сравнительно прозрачной и стабильно исполняет свою основную функцию – наполняет бюджет республики. Это позволяет властям выполнять свои социальные обязательства перед гражданами.

Руководство самопровозглашённой Донецкой Народной Республики с 2014 активно занимается построением системы слаженного функционирования государственных органов. Одной из её главных составляющих является взимание в бюджет обязательных платежей. Налоги в ДНР не стали меньше, чем были до 2014 года. Недавно появилась информация о том, что руководство Народного Совета и Миндоходов, совместно с другими контролирующими органами готовится вновь дополнить базовое право.

Изменения в налоговом законодательстве ДНР

Налоги

Депутаты Народного Совета 3 августа 2018 года скорректировали основной документ, формирующий принципы внесения обязательных платежей, – Закон «О налоговой системе ДНР» от 18.01.2016 №99-IHC. (https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-vnesenii-izmenenij-v-zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-nalogovoj-sisteme/). Он детализирует правила распределения прибыли, получаемой предприятиями государственной формы собственности.

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Изменения в налоговой системе ДНР коснулись практически всех видов платежей. Прежде всего, учёта валовых расходов и амортизации основных фондов. Изменён порядок предоставления деклараций субъектами предпринимательства. Новый режим налогообложения коснется нескольких категорий плательщиков:

  • нотариусов.
  • адвокатов и т. д.

Как и прежде, контролирующей структурой является Министерство налогов и сборов ДНР. Внесённые изменения коснулись порядка администрирования ряда платежей: экологического, сельскохозяйственного, земельного.

Система налогообложения

Для нормального функционирования процесса необходим базовый документ. Таковым, в соответствии с которым действует система налогов и сборов в ДНР, является Закон от 25.12.2015 №99-IHC. В настоящий момент в него внесено уже 16 правок. Требованиями статьи 11 установлено, что предприниматели ДНР – юридические и физические лица – уплачивают 16 видов платежей. В их числе:

  • налоги (8) – акцизный, на прибыль, с оборота, экологический, подоходный, упрощённый, сельскохозяйственный, транспортный;
  • сборы (8) – за землю, транзит, воду, виноградарство, использование биоресурсов и недр, осуществление валютных операций, патент.
Ваш браузер не поддерживает фреймы

От некоторых из них действует освобождение. Налоги в ДНР для физических лиц и некоторых субъектов предпринимательства могут уплачиваться по трём различным системам.

Общая

Одним из основных источников наполнения местных бюджетов является подоходный налог. В ДНР он составляет 13% и платится с официальной заработной платы рабочих и служащих. Источник происхождения облагаемого дохода должен находиться на территории республики. Статьёй 122.3 устанавливается перечень ставок – 5, 10 и 20%.

Освобождаются от обложения подоходным налогом проценты по вкладам, пособия, пенсии, другие виды социальной помощи. Также не взимается платёж с путёвок на лечение, предоставленных профсоюзными организациями. Подоходный налог относится к группе бюджетообразующих. Он взимается на общих основаниях. Дополнительно сюда включены два сбора.

Налог на прибыль

Это платёж, который играет важнейшую роль для наполнения доходной части бюджета. Налог на прибыль в ДНР уплачивают все субъекты, кроме:

  • физических лиц.
  • «упрощенцев»;
  • предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере оборота лома чёрных и цветных металлов.

Для плательщиков объектом обложения является прибыль. Валовые суммы определяются в соответствии с правилами. Ставка составляет 20%. Для предприятий, связанных с ГСМ, она действует при соблюдении предельной наценки на товар в размере 20% стоимости. При превышении взимается 100% полученной прибыли.

Налоговый период – один месяц. Для отдельных категорий плательщиков он может составлять квартал, полугодие или год. Декларация представляется ежемесячно до 20 числа. На уплату даётся 10 суток. При появлении отрицательного значения уменьшать сумму в последующих периодах запрещается. Шесть таких деклараций, представленных подряд за один календарный год, дают право на проведение внеплановой проверки. Её целью является определение правильности расчёта налогов.

Платёж исчисляется субъектами хозяйствования при наличии валового дохода свыше 10 млн. р. за один календарный год. Кроме того, обязаны представлять декларации предприятия, количество наёмных работников на которых – от 50 человек.

Налог с оборота

Налог с оборота

Действующие правила установлены статьями 106-111 вышеуказанного закона. Освобождаются несколько категорий субъектов предпринимательства:

  • плательщики упрощённого и сельскохозяйственного налога;
  • валютно-обменные пункты;
  • неприбыльные организации и предприятия сферы ЖКХ;
  • угледобывающие и строительные (бюджетные) предприятия;
  • осуществляющие операции с ломом чёрных и цветных металлов.

Налог с оборота в ДНР является неким подобием НДС. Он платится с выручки, предоплаты или аванса. Для субагентов объектом налогообложения является комиссия за услуги. Ставка – 1,5% облагаемой суммы. База может быть уменьшена при возврате или возмещении средств. Объект возникает в день:

  • зачисления суммы платежа на банковский счёт;
  • отгрузки товара покупателю;
  • продажи объекта договора комиссии.

Отчётным периодом для подачи декларации является календарный месяц. Ещё десять дней – на внесение в бюджет расчётной суммы. Кассовый метод используется для определения базы налогообложения государственных предприятий, объектов ЖКХ и сферы ТБО.

Кто не платит

От декларирования и внесения налогов в Донецкой Народной Республике освобождаются некоторые субъекты предпринимательской деятельности. Отдельная статья с перечнем категорий физических и юридических лиц, не являющихся плательщиками всех налогов и сборов, не предусмотрена. Кроме того, могут вводиться специальные режимы. Для них предусматривается освобождение от налогообложения в отдельном порядке. К таковым относятся шесть видов обязательных платежей.

  1. Упрощённый.
  2. Патент.
  3. Сельхозналог.
  4. Сбор за осуществление валютно-обменных операций.
  5. Поставка энергоносителей на территорию ДНР.
  6. Артельная добыча угля.

Каждый режим может предусматривать льготы по уплате для некоторых категорий субъектов налогового права ДНР.

Упрощённая

Упрощенная система

Для отдельных физических и юридических лиц действуют несколько специальных режимов. Одним из них является упрощённый налог. В ДНР он заменяет собой отдельные категории обязательных сборов. Освобождение действует в отношении двух основных платежей:

  • на прибыль;
  • с оборота.

Запрет на получение статуса «упрощенца» действует в отношении филиалов предприятий – нерезидентов. Не могут осуществлять деятельность в данном специальном режиме те, кто занимается оборотом валютных ценностей, торговлей ГСМ, алкоголем и табаком, фармацевтическими товарами.

Запрет действует также в отношении кредитной, брокерской, страховой, инжиниринговой, финансово-экономической и управленческой деятельности, общественного питания и сельского хозяйства. Плательщики упрощённого налога в ДНР разделены на три группы. Для каждой есть некоторые ограничения, связанные с количеством работающих и объёмом выручки.

Первая группа

Включает юридических и физических лиц, осуществляющих все разрешённые виды деятельности, кроме автотранспортников и арендодателей МАФ под торговые точки площадью свыше 20 квадратных метров. В предприятиях 1 группы налога на территории ДНР по найму могут работать не более 3 человек. Годовой доход – до 3 млн р.

Ставка, на которой находится I группа упрощённого налога в ДНР, составляет 2,5% валового дохода в месяц. В качестве альтернативы применяется фиксированная сумма – 2200 р. Её могут платить те, у кого торговая площадь меньше 21 м. кв., а самый дорогой товар стоит 6000 руб.

Вторая группа

Есть только одно ограничение: сумма вала за период не может превышать 60 млн р. В состав плательщиков 2 группы упрощённого налога в ДНР входят субъекты, занимающиеся производством и реализацией продукции, импортом товаров и услуг. Сумма ежемесячного платежа – 6% объектного дохода. Других ограничений не предусмотрено.

Третья группа

В неё входят предприятия угольной промышленности и переработки с валовым доходом за календарный год до 240 млн р. Меньше 12 человек в таких структурах работать не должно. Но состав одного выемочного участка ограничен (чел.):

  • для добывающих предприятий – 35;
  • для структур, осуществляющих переработку и реализацию – 25.

Ежемесячная сумма платежа для субъектов предпринимательства, включённых в третью группу по уплате упрощённого налога, составляет 3% задекларированного валового дохода.

Патентная

Физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, могут выбрать другую систему. Она удобна тем, что при осуществлении определённых видов деятельности не нужно вносить другие налоги и сборы, кроме платы за патент и за единое общегосударственное обязательное страхование. Если используется наёмный труд, сумма умножается на количество работающих.

Патент могут получить налогоплательщики, у которых годовой валовой доход до 1 млн р. При превышении этой суммы документ аннулируется, и со следующего налогового периода плательщик переводится на общую систему (кроме операций по импорту сельхозпродукции с местом реализации в ДНР). Запрет на получение патента действует для тех, кто осуществляет операции купли-продажи:

  • ГСМ в ёмкостях до 20 л;
  • алкогольных и табачных изделий;
  • фармацевтической продукции.

Аналогичный запрет касается предпринимательства в сфере общественного питания.

Стоимость патента по разным видам деятельности

Патент на роботу

В зависимости от характера бизнеса меняется величина расходов. Документ легитимен только при наличии квитанции об уплате суммы за текущий месяц. Месячные ставки для некоторых видов деятельности:

  • пассажирские перевозки – 510 р. (легковые автомобили), и 1020 р. (малотоннажный и специализированный грузовой транспорт);
  • торговля на рынках – 510 р. плюс аналогичная сумма за каждого наёмного работника;
  • предоставление услуг – 510 р.;
  • функционирование бильярдных клубов – 1000 р. за стол.

Лица, избравшие для осуществления предпринимательской деятельности патентную систему, могут рассчитываться за товары и услуги без применения РРО. По требованию клиента они обязаны выдавать документ, подтверждающий сумму расходов.

Срок действия патента

Налоговым периодом является календарный год. Плательщик может по собственному желанию уменьшить срок действия документа, указав в заявлении, на сколько месяцев он оформляется. При досрочном прекращении патентуемого вида деятельности оплата вносится за фактическое количество месяцев. Отчётность подаётся ежегодно до 10 февраля.

Один раз в течение налогового периода, но не более чем на 30 суток можно оформить освобождение от уплаты стоимости патента. Для этого необходимо представить в Миндоходов следующие документы:

  • приказ на оформление отпуска;
  • справку о болезни.

Оплачивается стоимость патента ежемесячно до 20 числа, следующего за отчётным.

Преимущества и недостатки каждой из систем

Упрощённый вариант налогообложения удобен для тех, кто не планирует большой оборот. Отчётность значительно меньше, чем у субъектов предпринимательства, уплачивающих налоги на прибыль и с оборота. Но у неё есть ряд неудобств:

  • запрет на осуществление бартерных сделок, куплю-продажу ГСМ;
  • невозможность заниматься популярными видами торговли – алкоголем и табаком.

Патентная система в основном касается субъектов предпринимательской деятельности – юридических и физических лиц, осуществляющих торговлю на рынках. Бесспорным преимуществом патентов является их невысокая стоимость в сравнении с возможным полученным доходом. Кроме того, для этой категории плательщиков установлен минимум отчётности. Однако круг патентованных видов деятельности весьма ограничен.

О том, какие налоги платят в ДНР субъекты, находящиеся на обычной системе, можно сказать коротко – практически все. Разумеется, есть профильные сборы, которые характерны лишь для некоторых СПД – за виноградарство, за транзит, за пользование недрами. Сюда же относятся различные акцизы. Но есть несколько налогов, которые должны декларировать и уплачивать все:

  • на прибыль;
  • с оборота;
  • за землю;
  • за спецводопользование;
  • экологический;
  • транспортный.

Разумеется, администрирование такого числа платежей создаёт неудобство из-за количества обрабатываемых документов. В целом по отзывам различных категорий заинтересованных лиц, налоговая система ДНР выглядит такой же громоздкой, как и до 2014 года на Украине.

Транспортный налог

Транспортный налог

Для граждан и субъектов предпринимательства, имеющих во владении колёсную технику, также существует специальный режим расчётов с государством. Они уплачивают транспортный налог. В ДНР для физических и юридических лиц базой обложения является колёсные а/с – объём двигателя в см 3 ; воздушные суда – суммарная статическая тяга силовой установки на взлётном режиме в кгс; буксируемые водные т/с – длина корпуса в см.

Как рассчитывается

Ставка варьируется в зависимости от класса транспортного средства. Числовые и расчётные характеристики для каждого наименования в отдельности определены статьёй 97 Закона. Налоговый период – один год. Уплата осуществляется по месту регистрации транспорта. В случае продажи машины, ранее внесённые в бюджет суммы не возвращаются.

Кто освобожден от уплаты

Льготы по транспортному налогу имеют несколько категорий:

  • вёсельные лодки, речные и морские промысловые суда;
  • автомобили для инвалидов;
  • тракторы и комбайны;
  • средства передвижения медицинского специального назначения.

Не вносится в бюджет платёж за автомобили парков, закреплённых за государственными органами управления и исполнительной власти.

Налог на землю

Основополагающий вопрос, который должно оперативно решать государство, – использование природных ресурсов. Один из главных источников пополнения бюджета – земельный налог. ДНР, посредством решения своего законодательного органа, Народного Совета, установила, что его должны платить все пользователи независимо от результатов ведения бизнеса.

Объектом налогообложения является размер земельного участка или доли (пая), базой – индексированная денежная оценка (ДО). Как и у большинства других сборов, не связанных с предпринимательством, налоговый период равняется одному календарному году (с 1 января по 31 декабря). Ставка для участков сельхозназначения в % ДО:

  • пашни, сенокосы и пастбища – 0,1;
  • многолетние насаждения – 0,03.

Для прочих видов земель проценты распределяются следующим образом:

  • угодья общего назначения вне границ населённых пунктов – 5%;
  • полосы отвода для движения железнодорожного транспорта – 0,02%;
  • водный фонд – 0,3%.

Основная ставка налога для земель вне зависимости от места нахождения – 1% от суммы денежной оценки . Льготы по уплате предоставляются инвалидам, пенсионерам, ветеранам ВОВ, семьям с тремя и более детьми, участникам боевых действий и т. д. Также освобождены от внесения налога государственные органы власти, заповедники, санаторно-курортные и религиозные учреждения. Расчёт производится раз в год, до 20 февраля. Внесение в бюджет осуществляется ежемесячно, равными долями.

Особенности уплаты и подачи отчетности

Подача отчетности

Важным фактором системы является порядок внесения в бюджет различных сборов. Налоговые сроки в ДНР исчисляются по статье 7 Закона. Это могут быть четыре календарных периода:

  • год;
  • квартал;
  • месяц;
  • день.

Уплата налогов и сборов осуществляется не позднее окончания предельной даты, установленной для их внесения. Сроки декларирования определяются Законом для каждого платежа. При установлении контролирующим органом нарушений к субъекту предпринимательства применяются штрафные санкции, сумма которых (% от величины задолженности) зависит от количества дней неуплаты:

  • до 30 – 10%;
  • до 90 – 20%;
  • свыше 90 – 50%.

Нарушения порядка внесения фиксированной ставки для упрощенцев влечёт наложение штрафа в 50-процентном размере.

Подводя итоги

Налоговое законодательство в ДНР имеет очень большое сходство с тем, которое действовало до 2014 года. Среди налогов отсутствует НДС – наиболее весомый платёж по уровню администрирования и количеству затрачиваемой бумаги. Поэтому пока республика не имеет своего налогового кодекса. С принятием 3 августа изменений (Закон №247) налоговое бремя на физических и юридических лиц должно значительно снизиться.

Руководство самопровозглашённой Донецкой Народной Республики с 2014 активно занимается построением системы слаженного функционирования государственных органов. Одной из её главных составляющих является взимание в бюджет обязательных платежей. Налоги в ДНР не стали меньше, чем были до 2014 года. Недавно появилась информация о том, что руководство Народного Совета и Миндоходов, совместно с другими контролирующими органами готовится вновь дополнить базовое право.

За что и сколько платят непризнанной республике её жители?

«А в ДНР что, и своя налоговая система есть?» - с искренним удивлением спросил автора этих строк один из собеседников, узнавших, что мы работаем над статьёй на эту тему. Да, своя налоговая система в непризнанной ДНР существует, причём довольно давно. Первая версия Закона ДНР «О налоговой системе» была принята в декабре 2015-го года, и с тех пор пережила уже более 10 серьёзных редакций.

Какие налоги и как платят физические и юридические лица непризнанной республики, и чем система налогообложения ДНР отличается от той, что существует в Украине, пытались разобраться журналисты ТАЙМЕРА.

Два кита

Налоговая система Украины базируется на трёх «китах»: налоге на прибыль предприятий, доходах физических лиц (НДФЛ), а также налоге на добавленную стоимость (НДС). В ДНР имеется два из трёх этих налогов: налог на прибыль и НДФЛ.

Большинство предприятий Украины платит налог на прибыль по ставке в 18%, хотя есть и исключения: например, страховая деятельность облагается по ставке в 3%. В ДНР действует более высокая ставка: 20%, предусмотрена льготная ставка в 0% для предприятий угледобывающей отрасли.

Ещё одно важное отличие - отчётный период. В Украине налог на прибыль оплачивается большинством предприятий раз в квартал. В ДНР же установлен отчётный период в один месяц. То есть, ту отчётность, которую украинские предприятия готовят и подают раз в три месяца, в ДНР вынуждены готовить ежемесячно - изрядный «геморрой» для бухгалтеров.

Вторая проблема - различия между бухгалтерским и налоговым учётом, т.е. тем, что засчитывается в доходы и расходы с точки зрения предприятия, и тем, что «признаёт» в этом смысле налоговая. В Украине в последние годы постарались свести к минимуму различия между налоговым и бухгалтерским учётом, разрешив вычитать из дохода при подсчёте облагаемой прибыли почти все виды расходов, за исключением отдельно перечисленных в Налоговом кодексе исключений - «налоговых разниц». В ДНР же действует обратная система: закон «О налогообложении» предусматривает вполне конкретный список расходов, которые можно рассматривать в таком качестве при вычислении суммы облагаемой прибыли. Всё остальное с точки зрения налоговой расходами не является.

С одной стороны, такая система является куда менее прогрессивной и значительно более бюрократизированной нежели та, что действует на Украине. С другой - в Украине издавна практически никто не платил реальный налог на прибыль: возможно, в ДНР решили «затянуть гайки», чтобы не оказаться в такой же ситуации.

Теми же мотивами можно объяснить и другие нюансы администрирования налога на прибыль в ДНР. К примеру, при продаже товаров и услуг по цене ниже себестоимости продавец должен включить разницу между себестоимостью и заявленной ценой продажи в доходы. Очевидно, эта мера призвана закрыть одну из распространённых схем уклонения от уплаты налогов, однако по факту выглядит это со стороны весьма странно.

Заслуживает внимания и подход к предприятиям, в том или ином периоде понёсшим убыток: им официально запрещено перераспределять этот убыток на последующие периоды, уменьшая за счёт этого базу налогообложения, а декларирование убытков шесть раз в течение года даёт право фискалам прийти на предприятие с внеочередной проверкой.

Идея о запрете переноса убытков с одного периода на другой - золотая мечта украинских фискалов всех лет независимости. Она претворялась в жизнь неофициально - через запрет сдавать «минусовые» декларации, официально - через запрет переносить убытки в полном объёме (разрешалось «использовать» убытки только несколькими частями в течение ряда лет), не раз пытались протащить норму о полном запрете переноса убытков между периодами. Мечты украинских налоговиков в ДНР стали реальностью, и эта откровенно репрессивная фискальная практика может быть оправдана только чрезвычайным состоянием экономики ДНР.

Ставка второго ключевого налога - на доходы физлиц, или НДФЛ, в ДНР ощутимо меньше, чем в Украине: 13% вместо 18% для большинства видов дохода.

Зато в ДНР выше ставка единого социального взноса, который платят с зарплаты наёмных работников: она составляет 31% против 22%, для бюджетных организаций предусмотрена пониженная ставка в 28%. Таким образом, совокупная нагрузка на зарплату в ДНР составляет 44% (13% НДФЛ + 31% ЕСВ) против 40% в Украине (18% НДФЛ + 22% ЕСВ).

Пассивные доходы (проценты, дивиденды и т.п.) и в ДНР, и на Украине облагаются по ставке 5%.

В общем и целом, сравнивая налогообложение в Украине и в ДНР по двум этим видам налогов, следует признать: соответствующее украинское законодательство - более зрелое и современное, тогда как для законодательства ДНР характерен более бюрократичный характер, а кроме того, оно выглядит достаточно сложным для выполнения.

НДС VS Налог с продаж

Ключевую роль в налоговой системе Украины также играет налог на добавленную стоимость - печально известный НДС. Это - косвенный налог, т.е. налог, который как бы включается в цену товара - считается, что его платит покупатель. Как и следует из названия, этим налогом облагается добавленная стоимость - то есть, разница между ценой, по которой продаётся товар или услуга, и суммой затрат на её оказание. Ставка налога в Украине на сегодня составляет 20% (7% для лекарств и оборудования медназначения).

В общих чертах проиллюстрировать процесс взимания этого налога можно на таком примере. Добывающее предприятие продаёт производителю ресурсы на 100 гривен. В эти 100 гривен закладывается НДС в 20% от этой суммы - т.е. 20 гривен. Эти деньги прибавляются к цене продажи: покупатель доплачивает их продавцу, который обязан передать их в бюджет («цена с учётом НДС»). Это так и называется: налоговое обязательство. А с точки зрения покупателя-производителя эти 20 гривен являются налоговым кредитом - то есть, государство как бы «запоминает», что он уже уплатил эти самые 20 гривен НДС.

Производитель изготовляет из купленных ресурсов товар, который продаёт дистрибьютору за 150 гривен. НДС в этом случае составит 30 гривен, соответственно, покупатель-дистрибьютор должен заплатить продавцу-производителю 180 гривен, из которых 30 тот должен отдать в бюджет. Однако у производителя есть налоговый кредит в 20 гривен, т.е. в бюджет он платит только 10. А 30 гривен становятся налоговым кредитом для дистрибьютора.

Наконец, дистрибьютор продаёт товар конечному потребителю за 300 гривен, к которым добавляются 20%, или 60 гривен НДС. Дистрибьютор обнуляет за счёт этих 60 гривен свой налоговый кредит в 30 гривен, а остаток, т.е. ещё 30 гривен, отдаёт государству.

В конечном итоге со всей цепочки сделок в сумме государство получит те же 60 гривен, которые заплатил конечный покупатель. Именно поэтому НДС называется налогом на потребление.

Однако просто это лишь в данном конкретном примере. На деле же при подсчёте НДС существует масса тонкостей и нюансов, что делает его одним из самых сложных в администрировании и ёмких в плане способов уклонения от налогов, коррупции и мошенничества.

Так вот, в ДНР всех этих тонкостей нет. Вместо 20% налога на добавленную стоимость там взимают 1,5% налог с продаж. Он считается куда проще: 1,5% от стоимости товара, которые платит каждый из продавцов на каждом этапе цепочки. В нашем случае уплате в бюджет подлежат сначала 1,5% от 100 гривен, затем 1,5% от 150 гривен и т.п. Общая сумма платежа составит 7 гривен 25 копеек - вместо 60 гривен при украинской системе.

Однако в нашей цепочке всего 3 элемента. Но представьте себе, если таких шагов, скажем, 20? В случае с НДС это не имеет значения: в бюджет будет заплачено столько же, сколько заплатит конечный покупатель. А вот при налоге с продаж каждый шаг цепочки означает очередные 1,5% налоговых платежей - и соответствующее удорожание товара.

С другой стороны, неоспоримым преимуществом налога с продаж является его относительная простота, кроме того, он удобен и необременителен в случае коротких производственных цепочек, на каждом из этапов которых создаётся значительная добавочная стоимость. А ещё он выгоден крупным вертикально интегрированным компаниям, в которых и производство, и дистрибьюция осуществляются различными подразделениями одной и той же фирмы. А вот невыгоден он торговым посредникам различного рода.

Упрощённая система налогообложения

Как известно, на Украине существуют три группы «упрощенцев». Первая группа - это субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют розничную торговлю на рынках, не используют труд наёмных работников и чей доход не превышает 300 тысяч гривен в год. Эти предприниматели платят Единый налог с фиксированной ставкой в 160 гривен в месяц, да к тому же единый социальный взнос в 352 гривны ежемесячно.

Вторая группа плательщиков Единого налога - предприниматели, продающие товары и оказывающие услуги физлицам, имеющие не более 10 наёмных работников и годовой доход - не более 1,5 миллиона гривен. Для них также действует единая ставка в 640 гривен - плюс единый социальный взнос в 704 гривны

Третья группа плательщиков может работать и с юридическими лицами, а также иметь неограниченное число наёмных работников, но доход таких предприятий не может превышать 5 миллионов гривен в год. Представители третьей группы платят государству 5% от выручки, а также единый социальный взнос в 704 гривны.

Наконец, четвёртая группа «упрощенцев» - сельхозпредприятия, платящие в зависимости от площади обрабатываемой ими земли.

Система, существующая в ДНР, и похожа, и не похожа на украинскую одновременно.

Для тех, кто на Украине относился бы к первой и частично второй группе плательщиков Единого налога, в непризнанной ДНР существует т.н. патентная система. Работает это просто: уплатив некую фиксированную сумму, предприниматель избавляется от уплаты всех прочих налогов в принципе.

Выбрать патентную систему налогообложения могут предприниматели, продающие товары на рынках, а также вне их - но только для определённого списка товаров (хлебобулочные изделия, овощи и фрукты, мороженое, безалкогольные напитки, цветы, детские игрушки и т.п.). Кроме того, могут перейти на патентную систему те, кто оказывают населению услуги (автоперевозки, парикмахерские услуги, репетиторство, ремонт одежды, обуви и бытовой техники).

Предельный объём дохода для выбравших патентную систему предпринимателей не может превышать 1 миллиона рублей в год, или около полумиллиона гривен - то есть, больше, чем для первой группы плательщиков на Украине, но меньше, чем для второй. Кроме того, «патентодержатели» могут привлекать наёмных рабочих (для определённых видов деятельности, как правило - не более трёх человек).

Стоимость патента также зависит от вида деятельности, однако для большинства из них составляет 510 рублей (около 250 гривен) в месяц.

Далее следует уже собственно упрощённая система налогообложения в том виде, в котором она реализована в ДНР. Здесь также есть группы плательщиков - только три, а не четыре, как в Украине. Важно отметить, что законодательство ДНР налагает на «упрощенцев» куда меньше ограничений, нежели украинское: к примеру, все группы плательщиков могут работать с юридическими лицами.

Первая группа - предприниматели, которые имеют не более 1,5 миллиона рублей (около 750 тысяч гривен) годового дохода и не более 10 наёмных работников. Они освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога с продаж, а вместо этого платят единый налог в 2,5% от фактического поступления денежных средств (от «кассы»).

Вторая группа не имеет ограничений на количество наёмных работников, а её доход ограничен цифрой в 60 миллионов рублей в месяц - т.е. почти 30 миллионами гривен (для сравнения, самая гибкая группа упрощённой системы в Украине предусматривает максимальный доход в 5 миллионов гривен). Плательщики второй группы «упрощенцев» в ДНР платят государству 6% от поступлений денежных средств (для сравнения, 3-я группа Единого налога в Украине платит 5%).

Правда, есть некоторые ограничения: перейти на вторую группу упрощённой системы могут только производители товаров, работ и услуг, импортёры, а также те, кто продают товары и услуги физлицам для их личных потребностей (не для перепродажи или другого использования в рамках предпринимательской деятельности). К примеру, не могут воспользоваться данной системой различные торговые посредники - оптовые торговые базы и т.п.

Также не подходит упрощённая система тем, кто торгуют алкоголем и табачными изделиями, топливом, оказывают страховые и финансовые услуги и т.п. Отдельным пунктом запрещена упрощённая система для предприятий в сфере общественного питания - кафе, ресторанов и прочего.

Предприниматели первой и второй групп плательщиков единого налога также платят социальный взнос в размере 600 рублей, т.е. около 300 гривен в месяц. Для сравнения, в Украине предприниматели первой группы платят 352 гривны ЕСВ в месяц, второй и третьей - 704 гривны.

Третья группа плательщиков единого налога - структуры, осуществляющие добычу и переработку угля с годовым доходом до 240 миллионов рублей. Для таких предприятий ставка единого налога составляет 3% от оборота - похоже, данная норма введена специально для того, чтобы реализовать малые угольные шахты - артели, или т.н. «копанки».

В целом, упрощённая система налогообложения в ДНР представляется значительно более гибкой и удобной, нежели существующая на Украине.

Отзывы «потребителей»

Любые нормы законов следует оценивать лишь в приложении к их конкретной реализации. Именно поэтому анализ налоговой системы непризнанной ДНР мы решили завершить краткой подборкой мнений об этой системе тех, кому реально приходится платить налоги в соответствии с этим законодательством.

К примеру, у налоговиков существуют негласные правила относительно минимальной нормы прибыли относительно общего дохода, которая должна быть показана в налоговых отчётах: в зависимости от рода деятельности, прибыль должна составлять от 1,5 до 3 процентов от дохода, тем, кто указывают меньше, советуют «посчитать ещё раз». Т.е. по факту налог с прибыли превращается в налог с оборота. Ситуация, хорошо знакомая украинским бухгалтерам - однако в ДНР-то имеется настоящий налог с оборота (налог с продаж)!

Аналогичная история - с заработной платой: сотрудники налоговых органов начинают нервничать, видя в отчётах предприятия зарплаты меньше 8 тысяч рублей.

Кроме того, почти все наши собеседники жалуются на непомерные штрафы, которые налагают фискальные органы за любые, даже мельчайшие нарушения. Причём многие из них признают: штрафуют часто за дело, однако вот суммы штрафов - совершенно неподъёмны.

«Негласная расценка штрафа - 50 тысяч рублей, - сетует один из наших собеседников. - Откуда платить такие штрафы? Понимаю, 3-5 тысяч рублей. Но не 50-80». При этом многие собеседники уверяют: откупиться от штрафов, как это нередко делали в Украине, невозможно.

Некоторые предприниматели жаловались на нелогичность существования в одной системе и налога с оборота (с продаж), и налога на прибыль. «Это всё равно, что я тебе продаю еду с наценкой и потом ещё пишу - 10% за обслуживание. А за что тогда наценка была?» - удивляется один из наших собеседников.

Ещё один повод для претензий - постепенное «закручивание гаек», ужесточение правил игры: например, упомянутый выше запрет для ресторанов пользоваться упрощённой системой налогообложения.

Впрочем, есть и те, кто новой системой откровенно доволен. Как и следовало ожидать, подобный редкий случай обнаружился среди предпринимателей-«упрощенцев»: им оказался владелец небольшого продуктового магазина в одном из спальных районов Донецка. «Да, я доволен, и я честно говорю, что доволен, - говорит он. - Я сижу на "упрощёнке", плачу 6% от оборота - и у меня всё в порядке, я не парюсь. На порядок, в разы проще стало жить, если говорить о налогах». Правда, даже он сталкивался со слишком большими штрафами, которыми наказывают предпринимателей как налоговая, так и другие контролирующие органы. «50-60 тысяч штрафа - это невозможно совершенно. Это российские штрафы, но доходы-то у нас - не российские!» - возмущён наш собеседник.

Впрочем, о злоключениях малого и среднего бизнеса непризнанной ДНР мы подробнее расскажем в следующем материале нашего цикла.

Читайте также: