Налог на землю в украине 2021

Опубликовано: 29.04.2024

Земельный налог 2021: ставки, льготы, когда платить

Земельный налог (2020 года) в 2021 году должны платить владельцы земельных участков (паев) и постоянные землепользователи — физические и юридические лица.

Объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, а также земельные доли (паи), находящиеся в собственности. Адвокат Юрий Брыкайло подробно рассказывает о ставках и льготах земельного налога.

Размер (ставка) земельного налога

Органы местного самоуправления самостоятельно встанoвлюють ставки платы за землю и льготы по земельному налогу, чтo уплачивается на соответствующей территории.

Соответствующие решения должны быть обнародованы и, как правило, быть доступными онлайн — на сайтах соответствующих органов или на сайте Государственной фискальной службы Украины. Однако полный текст решения Киевского городского совета от 23 июня 2011 года № 242/5629 Об установлении местных налогов и сборов в г.. Киеве со всеми изменениями и дополнениями недоступен на сайте КГС!

1. Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения), устанавливается в размере не более 3% от их нормативной денежной оценки, для земель общего пользования — не более 1% от их нормативной денежной оценки, а для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% от их нормативной денежной оценки, а для лесных земель — не более 0,1% от их нормативной денежной оценки.

2. Ставка налога встановлюетьcя в размере нe более 12% иx нормативной денежной оценки зa земельные участки, которые находятся в постоянном пользовании Субъектам хозяйствования (кроме государственной тa коммунальной форм собственности).

3. Ставки земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, устанавливаются:

  • за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов или в пределах населенных пунктов, в размере не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области,
  • для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни,
  • для лесных земель — не более 0,1% от нормативной денежной оценки площади пашни.

На 2020 год в Киеве существенно снижены ставки земельного налога на приусадебные и садовые участки — до 0,3% от их нормативной оценки, и на участки для дачного строительства — до 0,1% их нормативной оценки. Указанные ставки утверждены Решением КГС от 23 июня 2011 года № 242/5629 «Об установлении местных налогов и сборов в г.. Киеве».

Ранее (в 2019 году) ставка была 1%, следовательно в 2020 году ставка земельного налога на приусадебные, садовые и дачные участки в столице снизилась в 3-10 раз по сравнению с 2019 годом.

Льготы по уплате земельного налога

Так, согласно ст. 281 НКУ от уплаты земельного налога в 2019 году освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту)
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
  • физические лица, признанные законом лицами, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц, распространяется на земельные участки по каждому виду использования в пределах граничных норм:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 гектара;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 гектара.

От уплаты налога освобождаются на период действия единого налога четвертой группы собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику единого налога четвертой группы.

Если физическое лицо, определенное в пункте 281.1 статьи 281 НКУ, имеет в собственности несколько земельных участков одного вида использования, то такое лицо до 1 мая текущего года подает письменное заявление в произвольной форме в контролирующий орган по месту нахождения земельного участка о самостоятельном избрании / смену земельного участки для применения льготы. Льгота начинает применяться к выбранной земельного участка с базового налогового (отчетного) периода, в котором подано такое заявление.

Органы местного самоуправления могут устанавливать и другие льготы.

Срок уплаты налога

Владельцы земли и землепользователи платят земельный налог со дня возникновения права собственности на земельный участок, а в случае прекращения права собственности или пользования земельный налог уплачивается за фактический период нахождения земли в собственности в текущем году.

Земельный налог физическими лицами уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения. Физическими лицами в сельской и поселковой местности земельный налог может уплачиваться через кассы сельских (поселковых) советов или советов объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, по квитанции о приеме налоговых платежей.

Базовым налоговым (отчетным) периодом для уплаты земельного налога является календарный год, начинающийся 1 января и заканчивается 31 декабря того же года (для вновь созданных предприятий и организаций, а также в связи с приобретением права собственности и / или пользования на новые земельные участки может быть меньше 12 месяцев).

Ответственность и освобождение от нее

В случае, если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных НКУ, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:

  • при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга;
  • при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга.

Физические лица освобождаются от ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом за несвоевременную уплату налогового обязательства, в случае если контролирующий орган не направил (Не вручил) налоговое (налоговые) уведомления-решения в установленные сроки (ст. 287 НКУ).

Земельная реформа: кто на что рассчитывает в 2021 году

Власти надеются запустить с 1 июля рынок земли в Украине. Нуждающиеся владельцы мечтают продать свои паи, а аграрии — готовятся их выкупить.

На горизонте замаячил неформальный клуб земельных инвесторов, сообщает The Page.

Продвижение земельной реформы в Украине

С 1 июля текущего года в Украине открывается рынок земли. Вступает в силу закон №552-IX об обороте земель, который Верховная Рада приняла еще в марте прошлого года. Формально — событие историческое. Ведь владельцы земельных участков сельскохозяйственного назначения наконец получат полноценное право продавать свою землю. А фермеры — перейти от арендного ситуативного производства к планомерному хозяйствованию на собственной земле.

Немалая отсрочка во вступлении в силу закона была обусловлена желанием достойно и всесторонне подготовиться к кардинальным изменениям в земельной сфере. И вот заканчивается второе десятилетие моратория на продажу земли в Украине, прошли и 10 месяцев со дня подписания исторического закона президентом. До открытия рынка земли осталось чуть более 100 дней.

За последние 10 месяцев проведения земельной реформы в Украине, кроме появления, под давлением Запада, уже упоминавшегося закона об обороте сельхозземель, были приняты еще, по крайней мере, три важных нормативных акта. Прежде всего, это законы о Национальной инфраструктуре геопространственных данных (№554-IX от 13.04.2020), по планированию использования земель (№711-IX от 17.06.2020) и по созданию Государственного аграрного реестра (№985-IX от 05.11.2020).

И немного удалось продвинуть в парламенте рассмотрение нескольких других законопроектов касательно земельной реформы. Кроме этого, правительство пытается возобновить деятельность Министерства аграрной политики и продовольствия, которое Кабмин расформировал год назад. Министерство уже утверждено главным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию госполитики в сфере земельных отношений. Но полноценно ведомство сможет заработать, в лучшем случае, лишь с марта 2021 года.

Недавно также презентовали пилотную версию Национальной инфраструктуры геопространственных данных. Но она охватывает пока лишь несколько городов и несколько десятков территориальных общин. Пока что «пилот» представили только Президенту Украины, а вот общенациональная презентация запланирована на март 2021 года. Земельная реформа не цветет, а продвигается.

Земельное ралли: успеют ли запустить рынок земли с 1 июля

Если власть и в дальнейшем будет двигаться так же медленно, как это было в течение предыдущего года, то даже законодательно она не успеет обеспечить запуск рынка земли с 1 июля.

Ведь, представляя публично в конце января 2021 года «дорожную карту» земельной реформы, новый министр аграрной политики и продовольствия Роман Лещенко признавал, что за пять месяцев нужно принять, как минимум, еще четыре закона, разработать три новых законопроекта и утвердить около 40 постановлений Кабмина и других нормативно-правовых актов.

То есть, с апреля 2020-го по февраль 2021 года парламент принял лишь четыре земельных закона, а за предстоящие четыре месяца надо утвердить еще семь. Правда, четыре из них уже одобрены в первом чтении.

Это следующие проекты:

  • об усовершенствовании управления в сфере земельных отношений (№ 2194),
  • о продаже земельных участков на электронных торгах (№ 2195),
  • о Фонде частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве (№ 3205-2),
  • о праве государственных работников на земельный пай (№ 3012-2).

Но не надо забывать, что два из них поданы в Верховную Раду еще в 2019 году, и до сих пор не стали законами. Мало того, один из этих проектов лежит «под сукном» у законодателей уже 15 месяцев, и не подает никаких признаков продвижения в сессионный зал. А один из проектов, зарегистрированных в 2020 году, ждал рассмотрения в первом чтении около семи месяцев. Но еще надо дождаться второго чтения.

Итак, очевидно, что прохождение земельных законопроектов в парламенте должно значительно ускориться. Пожалуй, действительно нужен турборежим. Ведь впереди еще одобрение десятков подзаконных актов, а 1 июля уже виднеется из-за сугробов, которые быстро тают.

Тем более, что сейчас искорки земельного оптимизма прилетают из Рады редко. За февраль из «дорожной карты» принят только в первом чтении законопроект о Фонде частичного гарантирования кредитов.

Кроме того, в проекте расписания пленарных заседаний аж на 16-19 марта наконец появились к рассмотрению во втором чтении законопроекты №2194 (повторно) и №2195. Также комитет по вопросам аграрной и земельной политики начал рассмотрение по второму чтению проекта закона о праве государственных работников на земельный пай.

Но когда у всех этих проектов появится реальный шанс стать законами, учитывая прошлые земельные достижения народных избранников, спрогнозировать нелегко.

Еще три законопроекта «дорожной карты» — о трансформации института пользования землей, консолидации земель и развития систем мелиорации — вообще только на этапе разработки. По крайней мере, в Верховной Раде как проекты законов они не зарегистрированы. А 100-дневной «флажок» часов, на шахматном языке, уже поднимается.

Новые возможности рынка земли в Украине

Сделав смелое предположение, что власть успеет выполнить запланированную «дорожную карту», получим с 1 июля стартовую модель земельного рынка в стране. Согласно ей, 7 млн владельцев земельных участков, теоретически, могут выйти на этот рынок и продать свои наделы. Но, согласно различным социологическим опросам, сделать это намерены сейчас только 6-15% респондентов.

А твердо решили без колебаний продать свой пай — всего 3% владельцев, свидетельствует свежее исследование Украинского института будущего. И еще 10% откладывают принятие решения до выяснения вопроса о будущей цене на землю.

С другой стороны, готовых покупать землю ожидается в несколько раз больше. Следовательно, вероятность того, что рынок земли хоть как-то заработает, высока. Но объем его, особенно на первом этапе (когда покупать могут только физические лица), будет небольшим — пожалуй, около $1 млрд в год. Это чуть более 1% от ВВП страны, и катастрофически меньше желаемого уровня инвестиций в отечественную экономику.

Иными словами, рынок земли со старта ожидается сопоставимым по стоимости с экспортом, разве что, отходов масложировой промышленности для кормления скота (шрота и жмыха). И существенного роста объемов рынка земли следует ожидать не ранее 2024 года, когда доступ на него получат юридические лица.

Кто будет покупать землю в Украине

Да и финансовые возможности потенциальных покупателей земли существенно ограничены. При чем, во всех их основных категориях, которых, по мнению специалистов, сейчас три.

Первая из них — это обычные трейдеры, которые намерены сейчас купить землю, сдать на два года ее в аренду, а с наступлением 2024 года — перепродать.

Дополнительная маржа на продаже, по расчетам специалистов (кроме получения арендной платы за год в размере 10-15% от нормативной денежной оценки земли), — не менее 25%. Землю они рассматривают как новую альтернативу традиционным активам в виде депозитов, недвижимости и тому подобного.

Уже даже новый неформальный термин появился — клуб частных земельных инвесторов. Вполне возможно, что эта категория покупателей сейчас наиболее платежеспособна. Но не каждый рискнет окунуться в специфический рынок, и мало у кого средства свободны.

Вторая категория потенциальных покупателей — многочисленное полчище мелких и средних, по масштабам бизнеса, фермеров. К покупке земли их может побудить желание расширить свое аграрное производство, или же просто решение кого-то из нынешних арендодателей продать свой участок ради решения личных финансовых проблем.

Но денег у фермеров крайне мало, хотя они и пытаются аккумулировать немного до открытия рынка. Сегодня фермеры признаются, что, в лучшем случае, они смогут выкупить около десятой части от площадей, которые сейчас арендуют. Кстати, в Украине, по официальным данным, больше всего фермерских хозяйств, которые обрабатывают только по 20-50 га земли. Хотя есть и такие фермеры, у которых земельный банк превышает 1000 га угодий.

И третья категория претендентов на землю — это представители интересов крупных агрохолдингов в лице доверенных физлиц из числа топ-менеджеров компаний, членов семьи собственников предприятий и тому подобных. Однако, свободных оборотных средств у агрохолдингов тоже мало.

А стоимость их земельных арендных банков площадью в несколько тысяч гектаров, даже по стартовым ценам на землю (вероятно, по 30-50 тыс. грн/га), достигает миллиардов гривен. Поэтому большинство из холдингов настроены вести себя на рынке земли сдержанно, по крайней мере, первые два года. Кстати, собственно холдинги также ориентируются на небольшую долю в размере 5-15% желающих продавать собственные земельные паи.

А амбициозных крупных игроков, которые уже планируют, например, удвоить свой земельный банк, крайне мало. И в распоряжении холдингов далеко не вся земля. К примеру, 100 крупнейших агрохолдингов обрабатывают только около 15% сельхозугодий нашей страны.

Решить проблему с дефицитом средств для приобретения земли могли бы банковские и другие финансовые учреждения. Но программы финансирования участников рынка земли еще не готовы. Мол, не принято еще соответствующее законодательное обеспечение. Круг замкнулся. И привлекать к своей клиентской базе армаду мелких агропроизводителей банкам дорого, поэтому они не очень спешат.

Первая риэлторская компания
Блог о Недвижимости
Недвижимость
Налоги при операциях с недвижимостью в Украине в 2021 году

Налоги при операциях с недвижимостью в Украине в 2021 году

Эксперт по недвижимости Александр Цвигун в этой статье расскажет детали налогообложения при сделках с недвижимостью, актуальные в 2020 и 2021 году. Вы узнаете что необходимо заплатить проводя операции на данном рынке и как сэкономить оплачивая налоги.

В 2018 году, общий объем нотариальных сделок с недвижимостью составил более 270 тыс. заключенных договоров. В сравнении с 2017 годом, динамика увеличилась на 8,4%. Следующие 2019 и 2020 года не стали исключением. Даже несмотря на волатильность гривны и падение темпов сдачи жилья, рынок прибавил еще 6%. Законодатели видят огромный и неисчерпаемый рост для установления стабильной налоговой базы.

Текущий налог на покупку и продажу квартиры нельзя назвать оптимальным. Однако и в действующем положении закона, есть свои тонкости, которые позволят значительно снизить и оптимизировать налог на недвижимость. Как платить меньше, на какие ключевые факторы обратить внимание? Рассказываем в настоящей статье.

Действующая редакция Налогового кодекса Украины ( Закон 2755-VI ) устанавливает следующие режимы налогообложения:

  • Ежегодный налог – владелец должен платить за содержание недвижимости;
  • Налог на продажу и покупку недвижимости – вступает в действие с момента заключения нотариальной сделки и регистрации в реестре недвижимого имущества.

По первому пункту, владелец платит за т.н. владение квадратными метрами. Налоговый кодекс ввел нулевую ставку на недвижимость, при условии, если собственник владеет:

  • Квартирой общей площадью менее 60 кв. метров;
  • Жилым домом с общей площадью более 120 кв. метров;
  • Суммарное владение различными типами недвижимости – более 180 кв. метров.

Если норматив превышает указанные значения – налогоплательщик оплачивает каждый «лишний» квадратный метр.

Второй установленный государством режим – уплата налога при реализации сделки. Установленная налогооблагаемая база состоит из:

  • Выплата гос. пошлины;
  • Налог на полученный доход;
  • Военный сбор.

Применение конкретных ставок зависит от срока реализации, статуса стороны сделки и условиями владения объекта недвижимости.

Налог при покупке недвижимости – что платит покупатель в 2021 году?

налог при покупке недвижимости

При заключении сделки, обязательство на налог при покупке недвижимости возникает у обеих сторон – покупателя и продавца.

Покупатель обязан оплатить следующие налоги при покупке квартиры :

  • Государственная пошлина в размере 1% от кадастровой стоимости жилья;
  • Перечисленный налог в Пенсионный фонд в размере 1% от суммы сделки, заключенной у нотариуса.

Например, покупатель оплачивает следующие налоги при покупке квартиры:

Стоимость квартиры – 1 млн. гривен, из которых выплаты налога составят:

  • 10 тыс. гривен должны быть перечислены в качестве гос. пошлины (нотариус удерживает данную сумму при регистрации сделки);
  • 10 тыс. гривен покупатель отдельно оплачивает налог в Пенсионный фонд.

Налогооблагаемая нагрузка может быть снижена в отношении следующих категорий покупателей сделки:

  • Ветераны боевых действий, а также члены их семей;
  • Ликвидаторы ЧАЭС;
  • Лица, которые впервые регистрируют сделку.

Последний пункт – важное условие оптимизации налога. Сторона получает освобождение от оплаты гос. пошлины в размере 1%. Недвижимость может быть зарегистрирована на члена семьи, который ранее не участвовал в сделках по покупке или продаже жилого или коммерческого фонда. Отец или мать могут зарегистрировать собственность на ребенка. До достижения совершеннолетия, последний не вправе распоряжаться купленной квартирой. Сделка может быть реализована с согласия обоих родителей.

Простой способ дает экономию в 50% от расходов на заключение нотариального соглашения.

Налог при продаже недвижимости в 2021 году

налог при продаже недвижимости

Налогооблагаемая база для продавца будет существеннее, в отличие от покупателя. Мера направлена на то, чтобы сделать привлекательной покупку жилья именно в новостройках.

При продаже недвижимости продавец платит 3 налога:

  • Гос. пошлина в размере 1% от стоимости объекта недвижимости;
  • Налог на доход физического лица в размере 5% (нерезидент уплачивает повышенную ставку налога на доход – 18%);
  • Военный сбор в размере 1,5% от стоимости сделки.

Например, налогооблагаемая база на налог при продаже квартиры для продавца составит:

Условная стоимость квартиры 1 млн. гривен. Продажа недвижимости обязывает продавца заплатить налог в размере 10 тыс. гривен, учесть доход физического лица в размере 50 тыс. гривен, дополнительно оплатить при продаже военный сбор в размере 15 тыс. грн. Итого, совокупная стоимость всех налогов будет составлять более 75 тыс. грн. Это достаточно высокий налог, который больно ударит по планируемому доходу продавца.

Как снизить налог при продаже недвижимости?

Продавец может получить преференции только в выплате пошлины. Налог на продажу и военный сбор будут отсутствовать. Условие действительно, если с момента последней сделки по продаже недвижимости не прошло более 3-х лет. Кроме того, за указанный период это должна быть первая продажа для продавца.

При продаже недвижимости, кроме вышеуказанных налогов, продавец понесет дополнительные расходы – заказ кадастрового плана и справки из БТИ, оплата услуг нотариуса (при продаже недвижимости, указанные расходы несет исключительно продавец).

Налогообложение при аренде недвижимости в 2021 году

налогообложение при аренде

Субъекты, которые обязаны платить налог при аренде можно разделить на три группы:

  • Физическое лицо – владелец недвижимости (или иное правомочное лицо, действующее на основании доверенности);
  • ФОП действующий на общих условиях налогообложения;
  • ФОП 2 и 3 группы.

Физическое лицо уплачивает налог при сдаче квартиры в аренду в размере ставки НДФЛ 18% и военного сбора в 1%. Условий, при наступлении которых можно снизить налогооблагаемый доход нет.

ФОП на условиях общего налогообложения, уплачивает налог на доход в размере 18%, плюс военный сбор и взнос в пенсионный фонд (не менее 1 тыс. грн.).

Условия для снижения нагрузки – ФОП оплачивает налог на доход не с выручки, а чистой прибыли. Следовательно, предприниматель должен предусмотреть все размеры максимального вычета из своей деятельности. Обратите внимание, страховые выплаты и амортизация не входят в сумму налогооблагаемой базы.

Для ФОП 2 и 3 группы законодатель предусмотрел исключения:

  • 2 группа – ограничение по аренде жилой и нежилой недвижимости свыше 100 и 300 квадратных метров соответственно. Предприниматель не имеет право передавать в аренду земельный участок более 0,2 га;
  • 3 группа – уплата налога на доход в размере 5% плюс дополнительно НДС. Кроме того, лицо перечисляет в бюджет социальный взнос в размере не менее 1 тыс. гривен в месяц.

Подводные камни налогов на сделки с недвижимостью в 2021 году

Обратите внимание, сделки по дарению и передаче в безвозмездное пользование также облагаются налогом. Законодатель расширил налогооблагаемый режим – даже на наследуемое имущество придется выплатить все указанные выше ставки налогов.

Однако, существует ограничения:

  • Наследование может быть получено от родственника – нулевая ставка обложения;
  • Применяется повышенная ставка в размере 18% НДФЛ, если наследодателем или дарителем выступает нерезидент (в условиях украинского законодательства это трудновыполнимо – априори собственник недвижимости автоматически становится резидентом, даже не будучи гражданином Украины).

Нотариус обязан уведомить налоговые органы о регистрации сделки – вся информация актуализируется для расчета налогооблагаемой базы.

Оптимальный вариант для снижения налоговой нагрузки – регистрировать жилье на несовершеннолетних членов семьи или лиц, имеющих налоговые льготы. Закон не устанавливает максимальные ограничения по количеству квадратных метров на владельцев недвижимости.

Обратите внимание, несовершеннолетний ребенок может передать в собственность квартиру другому лицу. В этом случае, обязательства выплаты налогов не возникает. Сделка может быть реализована на основании договора дарения или безвозмездного пользования имуществом.

Став собственником или пользователем земельного участка в Украине любое физическое или юридическое лицо автоматически становится плательщиком такого вида налога, как земельный налог. Впрочем, некоторые категории счастливчиков от уплаты этого налога согласно Налоговому Кодексу освобождаются (например, пенсионеры).

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Кто и за что платит налог на землю
  2. Ставки земельного налога
  3. Льготы по налогу на землю
  4. Сроки и порядок оплаты земельного налога

Кто и за что платит налог на землю

С плательщиками налога мы уже разобрались: ими являются собственники земли, а также землепользователи (как физические, так и юридические лица).

Объектами налогообложения являются:

  • земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании плательщиков;
  • земельные паи.

Размер налога может определяться исходя либо из нормативной денежной оценки земельного участка (с учетом коэффициента индексации) либо исходя из площади участка, если его нормативная денежная оценка не была проведена.

Ставки земельного налога

Ставки земельного налога зависят не только от наличия от денежной оценки, но и от категории земель, а также их местонахождения.

Ставка земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения)

Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере не более 3 процентов от их нормативной денежной оценки, для земель общего пользования - не более 1 процента от их нормативной денежной оценки, а для сельскохозяйственных угодий - не менее 0,3 процента и не более 1 процента от их нормативной денежной оценки.

Ставка налога устанавливается в размере не более 12 процентов от нормативной денежной оценки земельных участков, находящихся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности).

Ставки земельного налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена

Ставка налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, устанавливается в размере не более 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, а для сельскохозяйственных угодий - не менее 0,3 процента и не более 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.

Льготы по налогу на землю

Льготы по оплате налога установлены как для некоторых категорий физических, так и юридических лиц, а также некоторых видов земель.

Освобождаются от платы за землю такие физические лица:

  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • лица, воспитывающие 3 и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны;
  • пострадавшие вследствие чернобыльской катастрофы;

Такое освобождение от уплаты налога распространяется только на 1 земельный участок по каждому виду использования в пределах граничных норм:

  • для ведения личного сельского хозяйства — не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений: в селах — не более 0,25 га; в поселках — не более 0,15 га, в городах- не более 0,1 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,1 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 га.

От уплаты налога освобождаются на период действия единого налога 4 группы собственники земельных участков, земельных паев и землепользователи при условии передачи участка или пая в аренду плательщику единого налога 4 группы.

Если физическое лицо имеет в собственности несколько земельных участков одного вида использования, то такое лицо до 1 мая текущего года подает письменное заявление в произвольной форме в контролирующий орган по месту нахождения земельного участка о самостоятельном избрании / смене земельного участка для применения льготы. Льгота начинает применяться к выбранному земельному участку с базового налогового (отчетного) периода, в котором подано такое заявление.

  • санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов;
  • общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, которые основаны общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являются их полной собственностью, где в течение предыдущего календарного месяца количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов среднесписочной численности штатных работников списочного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25 процентов суммы общих расходов на оплату труда.

Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения на право пользования такой льготой, предоставляемой уполномоченным органом в соответствии с Законом Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине".

В случае нарушения требований этой нормы указанные общественные организации инвалидов, их предприятия и организации обязаны уплатить суммы налога за соответствующий период, проиндексированные с учетом инфляции, а также штрафные санкции согласно законодательству;

  • базы олимпийской и паралимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины.
  • дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от формы собственности и источников финансирования, учреждения культуры, науки (кроме национальных и государственных дендрологических парков), образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов.
  • государственные и коммунальные детские санаторно-курортные учреждения и учреждения оздоровления и отдыха, а также детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины, которые находятся на балансе предприятий, учреждений и организаций, которые являются неприбыльными и внесены контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. В случае исключения таких предприятий, учреждений и организаций из Реестра неприбыльных учреждений и организаций декларация представляется налогоплательщиком в течение 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций;
  • государственные и коммунальные центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, центры физического здоровья населения, центры по развитию физической культуры и спорта инвалидов, детско-юношеские спортивные школы, а также центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, детско-юношеские спортивные школы и спортивные сооружения всеукраинских физкультурно-спортивных обществ, их местных ячеек и обособленных подразделений, которые являются неприбыльными и включены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, за земельные участки, на которых размещены их спортивные сооружения. В случае исключения таких учреждений и организаций из Реестра неприбыльных учреждений и организаций, декларация представляется налогоплательщиком в течение 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.

Не уплачивается налог за:

  • сельскохозяйственные угодья зон радиоактивно загрязненных территорий, определенных в соответствии с законом такими, что подверглись радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы (зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля), и химически загрязненных сельскохозяйственных угодий, на которые введены ограничения по ведению сельского хозяйства;
  • земли сельскохозяйственных угодий, находящихся во временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения;
  • земельные участки государственных сортоиспытательных станций и питомников, которые используются для испытания сортов сельскохозяйственных культур;
  • земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования - земли под проезжей частью, обочиной, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, искусственными сооружениями, тоннелями, транспортными развязками, водопропускные сооружения, подпорными стенками, шумовыми экранами, очистными сооружениями и расположенными в пределах полос отвода другими дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, находящиеся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог, а именно:

а) параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения, противолавинные и противоселевые сооружения, улавливающие съезды, защитные насаждения, шумовые экраны, очистительные сооружения;

б) площадки для стоянки транспорта и отдыха, склады, гаражи, резервуары для хранения горюче-смазочных материалов, комплексы для взвешивания крупногабаритного транспорта, производственные базы, искусственные и другие сооружения, находящиеся в государственной собственности, собственности государственных предприятий или собственности хозяйственных обществ, в уставном капитале которых 100 процентов акций (долей, паев) принадлежит государству;

  • земельные участки сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и фермерских (крестьянских) хозяйств, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений;
  • земельные участки кладбищ, крематориев и колумбариев.
  • земельные участки, на которых расположены дипломатические представительства, в соответствии с международными договорами (соглашениями), согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, которые пользуются помещениями и прилегающими к ним земельными участками на безвозмездной основе.
  • земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения деятельности религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке.

Сроки и порядок оплаты земельного налога

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере земельных отношений и в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в сфере строительства ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца, а также по запросу соответствующего контролирующего органа по местонахождению земельного участка подают информацию , необходимую для исчисления и взимания платы за землю, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Плательщики платы за землю – юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При подаче первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (выписка) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.

Плательщик платы за землю имеет право подавать ежемесячно отчетную налоговую декларацию, что освобождает его от обязанности представления налоговой декларации не позднее 20 февраля текущего года, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

По вновь отведенным земельным участкам или по вновь заключенным договорам аренды земли плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

В случае изменения в течение года объекта и / или базы плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения.

Начисление физическим лицам сумм налога производится контролирующими органами (по месту нахождения земельного участка), которые присылают (вручают) плательщику по месту его регистрации до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога.

В случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника - юридического или физического лица к другому в течение календарного года налог уплачивается предыдущим собственником за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором прекратилось право собственности на указанный земельный участок, а новым владельцем - начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности.

Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Налог физическими лицами уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

Физическими лицами в сельской и поселковой местности земельный налог может уплачиваться через кассы сельских (поселковых) советов или советов объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, по квитанции о приеме налоговых платежей.

В случае если контролирующий орган не направил (не вручил) налоговое уведомление-решение в срок, физические лица освобождаются от ответственности, предусмотренной за несвоевременную уплату налогового обязательства. Налоговое обязательство по этому налогу может быть начислено за налоговые (отчетные) периоды (годы) в пределах сроков исковой давности.

Налог на землю в Украине 2021: Как рассчитать и оплатить

Налог на землю в Украине – это обязательный налоговый платеж, который взимается в Украине с владельцев земли, и установлен Налоговым кодексом.

Отчетным периодом платы за землю является календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря одного и того же года. Основанием для начисления земельного налога является информация государственного земельного кадастра. Налог на землю в Украине в 2021 году уплачивается частными собственниками земли один раз в год после получения уведомления от налоговой службы, или же ежемесячно – если собственником является юридическое лицо.

Как узнать размер налога на землю в 2021 году

Налогом на землю в Украине облагаются:

  • земельные участки (собственные или в пользовании);
  • собственные земельные доли (паи).

Размер налога на землю в Украине зависит от нормативной денежной оценки с учетом коэффициента индексации. Земельные участки, оценка которых еще не проведена, облагаются налогом по единой, установленной государством ставке.

Каков размер налога для оцененных участков:

  • не более 3% от нормативной денежной оценки для участков, которым проведена оценка;
  • не более 1% от нормативной денежной оценки для земель общего пользования;
  • не менее 0,3% и не более 1% от нормативной денежной оценки для сельскохозяйственных угодий;
  • не более 0,1% от нормативной денежной оценки для лесных земель;

Каков размер налога для неоцененных участков:

  • за участки за пределами населенных пунктов – не более 5% от оценки по области;
  • для сельско-хозяйственных угодий – не менее 0,3% и не более 5% от оценки по области;
  • для лесных земель-не более 0,1% от оценки по области.

Как узнать сроки уплаты земельного налога в 2021 году

Сроки уплаты налога на землю в Украине установлены следующие:

  • граждане Украины должны оплатить налог в течение 60 суток после получения налогового уведомления;
  • юридические лица должны оплачивать налог ежемесячно, в течение 30 календарных дней.

Уплачивать можно так, как удобно - через онлайн или через кассу банка. При этом отменена ответственность за неуплату налога, если налоговая не прислала уведомление.

Как узнать о задолженности по налогу за землю в 2021 году

С помощью сайта Госгеокадастра и налоговой службы, по информации о ставках налога на землю и ставок налога на землю в конкретно взятых областях. Также можно получить в налоговой справку.

Кому не надо платить налог на землю в 2021 году

Украинское законодательство вводит льготы для следующих категорий физических лиц – граждан Украины в сфере платы налога за землю:

  • инвалиды I и II группы
  • физические лица, воспитывающие 3 и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны и граждане, на которых распространяется действие Закона Украины " О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
  • граждане Украины, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные категории населения могут не платить налог на землю. Также от уплаты налога на землю освобождены следующие юридические лица:

  • санаторно-курортные и оздоровительные заведения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов;
  • общественные организаций инвалидов, предприятия и организации, учрежденные организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов;
  • спортивные базы олимпийской и паралимпийской подготовки;
  • дошкольные и общеобразовательные учебные заведения, учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, соцзащиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет государственного и местных бюджетов;
  • государственные и коммунальные детские санаторно-курортные учреждения и учреждения оздоровления и отдыха, которые на балансе неприбыльных предприятий, учреждений и организаций.

Ранее министр агрополитики заявил, что гектар земли на украинском рынке будет стоить около 2 тыс. долларов.

Также Всемирный банк может предоставить Украине 700 млн. долларов кредита после принятия "аграрных законов".

Читайте также: