Налог на землю в биробиджане

Опубликовано: 14.05.2024

Земельный налог уплачивает каждый собственник земельного участка в обязательном порядке, как и имущественный налог. Ставки, порядок уплаты и льготы по налогу определяются муниципальными властями территорий самостоятельно. Законодательно регулируется главой 31 НК РФ.

Налог на землю — последние изменения 2021 года

  1. Если сумма налога после перерасчета получилась больше уплаченных в предыдущих периодах, то сумму оплаты оставят прежней (ст. 52 НК РФ).
  2. Теперь рост налога ограничен 10% в год по сравнению с предыдущим. Кроме земель на которых находится долгострой (п. 17 ст. 396 НК РФ).
  3. Увеличился список льготников, которым положен вычет 6 соток на один земельный участок, а именно многодетным семьям имеющим трех и более детей до 18 лет.
  4. В случаях изменения ВРИ, категории земли, а также площади новая кадастровая стоимость теперь учитывается с момента внесения сведений в ЕГРН (ст. 391 НК РФ).
  5. Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.
  6. В расчете налога будут применены новые данные кадастровой оценки земель (не во всех регионах).

Кому нужно платить налог на землю

Оплата земельного налога регулируется статьей 388 НК РФ. Где сказано, что налог на землю оплачивают все лица, которые владеют участком на правах собственности:

  • пользования без срока;
  • пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог не подлежит оплате, если участок земли:

  • находится на праве безвозмездного пользования (ст. 24 ЗК РФ );
  • переданы по договору аренды.

Некоторым категориям граждан интересует вопрос — «Платят ли налог на землю пенсионеры, инвалиды 2 группы, несовершеннолетние дети, ветераны труда?». Да, но для них существуют федеральные и местные льготы, способствующие уменьшить земельный налог до нуля.

Льготы земельного налога в 2021 году

Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить:

  • в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится;
  • в справочной информации о льготах по имущественным налогам (инструкция, как найти расположена ниже).

К федеральным льготам относятся:

  • герои Советского Союза и России;
  • люди имеющие инвалидность;
  • ветераны велико отечественной войны;
  • участники чернобыльской катастрофы;
  • пенсионеры;
  • физлица обладающие правом на социальные льготы и имеющие 3 и более детей.

Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли:

  • используемые для сохранения и развития традиционных промыслов,
  • хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.

Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от уплаты налога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставить пакет документов, которыми можно подтвердить льготу (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

Налоговый вычет за земельный участок

Есть возможность не платить налог, если площадь земельного участка равно или меньше 600 кв. метров. Эта льгота распространяется не на всех, уменьшить налоговую базу земельного налога на 6 соток можно всем попадающим в список категорий лиц, согласно п. 5 ст. 391 НК РФ.


Льготу необходимо подтвердить документально. Сроки подачи регулируются законодательными актами регионов.

Как определяется налоговая база по земельному налогу

В основе расчета земельного налога лежит кадастровая стоимость участка, взятая по состоянию на начало года уплаты. Для рядовых граждан высчитывает размер налога налоговая инспекция. В уведомлении мы видим наименование объекта, кадастровую стоимость, ставку налога и итоговую сумму к уплате.

Узнать кадастровую оценку можно на официальном сайте Росреестра по кадастровому номеру участка или точному адресу из пошаговой инструкции.

Что же поменялось с наступлением 2021 года? Существенным изменением стало установление и увеличение кадастровой стоимости земли, приближаясь к рыночной, что сказалось на росте налога.

Ставка земельного налога для физических лиц в 2021 году

Ставка земельного налога определяются нормативными актами местных властей или законами Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и не могут быть больше:

0,3 % для:

  • участков садоводства и огородничества, кроме использующихся в целях коммерции;
  • земель сельскохозяйственного назначения;
  • участков под многоквартирным домом, поделенных на всех жильцов по долям, пропорционально площади квартиры к общей дома;
  • участков с инженерными сетями, а также для государственных нужд.

1,5 % — для остальных.

Как посмотреть налоговую ставку и льготы в своем регионе рассчитывая налог на недвижимость?

Зайдите на официальный сайт ФНС и следуйте инструкции:


Налоговый кодекс допускает применение дифференцированной ставки, зависящей от категории земли и разрешенного его использования.

Повышающий коэффициент

Согласно п. 16 ст. 396 НК РФ, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство индивидуального жилого дома (ИЖС) и дом не построен в течении 10 лет с момента регистрации, то к исчислению налога применяется повышенный коэффициент 2. Только после того, как жилье будет построено и зарегистрировано, ставка станет в обычном размере равное 1.

Как рассчитать налог на землю: формула и примеры

Для расчета земельного налога по кадастровой стоимости применяется единая формула (ст. 396 НК):

ЗН = НБ × Д × НС × К, где

  • НБ — налоговая база, определяется из ходя кадастровой стоимости земельных участков;
  • Д — размер доли, при долевой собственности;
  • НС — налоговая ставка;
  • К — коэффициент времени владения участком (при этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа).

Важно! Статьёй 52 НК РФ установлено, что налог рассчитывается до целого числа, применяя правило округления.


В собственности Соколенко Ю.В. имеется земельный участок в Ленинградской области г. Приозерск. Его кадастровая стоимость — 867 459 рублей.

Расчёт земельного налога:

Ставка налога для этого участка земли — 0,3.

ЗН = 867 459 × 0,3 % = 2602 руб.

Гражданин К. купил и оформил в собственность участок земли под садоводство и огородничество 13 марта 2019 года в Московской области. Тогда за месяцы владения будет взят период с марта по декабрь, то есть 10 месяцев. Кадастровая стоимость участка составляет 1 244 000 рубля.

Расчёт земельного налога:

Налоговая ставка по региону — 0,3.

Коэффициент владения участком: K = 10 /12 = 0,8333

ЗН = 1 244 000 × 0,3 % × 0,8333 = 3110 рублей.

Гражданка Ф. продала участок земли 10 февраля 2018 года за 385 000 рублей. Поскольку сделка по отчуждению права произошла до 15 числа месяца, то он не будет участвовать в расчете причитающегося к уплате налога. Поэтому можно учитывать только 1 месяц (январь).

Расчёт налога:

Налоговая ставка — 0,3. Коэффициент владения участком: K = 1 /12 = 0,083

ЗН = 385 000 × 0,3 % × 0,083= 96 руб.

Калькулятор земельного налога

Правильность расчета земельного налога можно проверить на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Среди электронных сервисов есть очень удобный онлайн калькулятор земельного налога.

Результат вашего расчета не всегда может совпадать с мнением налоговой инспекции. Такая ситуация может возникать при допущенной ошибке или неучтенных льготах. Чтобы восстановить справедливость, необходимо обратиться в орган ФНС с заявлением, составленном в двух экземплярах. К заявлению обязательно приложите документы, согласно которым станет понятна ваша позиция.

Налоговый орган обязан рассмотреть заявление и документы и принять решение об отказе или изменении суммы налога. Отказ должен быть аргументирован и выдан в письменном виде. Если вы настойчиво стоите на своей позиции, обратитесь в суд.

Видео: Налог на землю — рассказывает начальник отдела УФНС России

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА БИРОБИДЖАНА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

от 27 октября 2005 года N 267

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД БИРОБИДЖАН" ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. решений городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 02.11.2006 N 423, от 29.10.2009 N 144, от 30.09.2010 N 348, от 13.11.2010 N 396, от 31.03.2011 N 517, от 26.04.2012 N 742, от 31.01.2013 N 889, от 28.02.2013 N 899, от 30.10.2014 N 11, от 24.12.2015 N 213, от 29.09.2016 N 304, от 18.11.2016 N 339, от 26.04.2018 N 530)

(в ред. решения городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 02.11.2006 N 423)

1. Установить и ввести в действие с 1 января 2006 года земельный налог (далее в настоящем решении - налог) на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.

(в ред. решения городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 02.11.2006 N 423)

2.1. Налоговые ставки в следующих размерах:

2.1.1. 0,3 процента в отношении земельных участков:

1) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городском округе и используемых для сельскохозяйственного производства;

2) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

3) приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

(в ред. решений городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 26.04.2012 N 742, от 28.02.2013 N 899)

4) ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

(абзац введен решением городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 28.02.2013 N 899)

2.1.1.1. 0,1 процента в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуатации и содержания зданий, строений, сооружений физкультурно-спортивного назначения.

(пп. 2.1.1.1 введен решением городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 30.09.2010 N 348)

2.1.1.2. 1,1 процента в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

(пп. 2.1.1.2 введен решением городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 26.04.2012 N 742)

2.1.2. 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2.2. Следующие порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по нему:

- налог, подлежащий уплате налогоплательщиками - организациями, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщиками - физическими лицами - в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом;

(в ред. решения городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 29.09.2016 N 304)

- налогоплательщики - организации уплачивают авансовые платежи по налогу в следующие сроки: 25 апреля, 25 июля, 25 октября;

(в ред. решения городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 29.09.2016 N 304)

- налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не уплачивают авансовые платежи по налогу.

3. Установить, что налоговые льготы предоставляются следующим категориям налогоплательщиков в виде полного освобождения от уплаты налога, находящимся на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области:

(в ред. решения городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 02.11.2006 N 423)

1) органы местного самоуправления муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, другие органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области;

(в ред. решения городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 02.11.2006 N 423)

2) муниципальные учреждения муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области;

(в ред. решения городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 02.11.2006 N 423)

3) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;

(пп. 3 введен решением городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 31.03.2011 N 517)

4) граждане, имеющие трех и более детей, которым земельные участки предоставлены бесплатно в собственность, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации;

(пп. 4 введен решением городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 31.01.2013 N 889)

5) резиденты территории опережающего социально-экономического развития, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, сроком на три года начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации таких организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве резидента территории опережающего социально-экономического развития.

(пп. 5 введен решением городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 18.11.2016 N 339)

(пп. 6 введен решением городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 26.04.2018 N 530)

3.1. Документами, удостоверяющими право на налоговую льготу, установленную пунктом 3 настоящего решения, являются заверенные в установленном порядке копии учредительных документов налогоплательщиков (устав, положение и т.д.), а также заверенные в установленном порядке копии документов о статусе налогоплательщиков - физических лиц, подтверждающие их статус категории налогоплательщиков согласно пункту 3 настоящего решения.

(в ред. решения городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 31.03.2011 N 517)

Юридические лица - налогоплательщики, льгота по уплате налога для которых установлена пунктами 1 - 6, 8 статьи 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в виде полного освобождения от уплаты налога, представляют заверенные в установленном порядке копии учредительных документов налогоплательщиков (устав, положение и т.д.), подтверждающие их статус категории налогоплательщиков.

Физические лица - налогоплательщики, льгота по уплате налога для которых установлена пунктом 7 статьи 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в виде полного освобождения от уплаты налога, представляют заверенные в установленном порядке копии документов о статусе таких налогоплательщиков.

3.2. Налогоплательщики, указанные в подпункте 3.1 пункта 3 настоящего решения, представляют документы, удостоверяющие право на налоговую льготу, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

4. Установить, что налоговые льготы предоставляются следующим категориям налогоплательщиков в виде 50% освобождения от уплаты налога, находящимся на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области:

(в ред. решения городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 02.11.2006 N 423)

1) исключен. - Решение городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 29.10.2009 N 144;

2) исключен. - Решение городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 26.04.2018 N 530;

3) малообеспеченным семьям, использующим земельные участки для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, сенокошения, выпаса и выгула скота, индивидуального жилищного строительства, обслуживания индивидуального жилого дома.

4.1. Документами, удостоверяющими право на налоговую льготу, установленную пунктом 4 настоящего решения, являются заверенные в установленном порядке копии учредительных документов налогоплательщиков (устав, положение и т.д.), а также заверенные в установленном порядке копии документов о статусе налогоплательщиков - физических лиц, предусмотренных подпунктами 2, 3 пункта 4 настоящего решения, подтверждающие их статус категории налогоплательщиков согласно пункту 4 настоящего решения.

4.2. Налогоплательщики, имеющие право на налоговую льготу, установленную пунктом 4 настоящего решения, представляют документы, удостоверяющие право на налоговую льготу, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

5. Документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы в соответствии со статьей 391 главы 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, представляются в налоговые органы по месту нахождения земельного участка налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями - в срок до 1 октября года, являющегося налоговым периодом.

В случае возникновения (утраты) до окончания налогового периода права на уменьшение налоговой базы налогоплательщиками представляются документы, подтверждающие возникновение (утрату) данного права, в течение 10 дней со дня его возникновения (утраты).

6. Кадастровая стоимость земельных участков на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области по состоянию на 1 января календарного года подлежит опубликованию мэрией города в муниципальной информационной газете в срок не позднее 1 марта этого года.

(в ред. решения городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 02.11.2006 N 423)

7. Признать утратившими силу следующие решения городской Думы:

- от 29.09.2005 N 257 "О проекте решения городской Думы "Об установлении и введении земельного налога на территории муниципального образования "Город Биробиджан";

- от 26.05.2005 N 225 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 25.11.2004 N 107 "Об утверждении положения о дифференциации средних ставок налога за городские земли, установлении базового размера арендной платы в год за земли, переданные в аренду, и предоставлении льгот по уплате земельного налога в муниципальном образовании "Город Биробиджан" и признании утратившими силу решений городской Думы от 22.07.2004 N 63, от 24.06.2004 N 33, от 26.12.2003 N 623, от 30.05.2003 N 557, от 13.03.2003 N 525, от 19.12.2002 N 495, от 28.02.2002 N 363, от 27.12.2001 N 334, от 25.03.1999 N 288";

- от 27.01.2005 N 172 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 25.11.2004 N 107 "Об утверждении положения о дифференциации средних ставок налога за городские земли, установлении базового размера арендной платы в год за земли, переданные в аренду, и предоставлении льгот по уплате земельного налога в муниципальном образовании "Город Биробиджан" и признании утратившими силу решений городской Думы от 22.07.2004 N 63, от 24.06.2004 N 33, от 26.12.2003 N 623, от 30.05.2003 N 557, от 13.03.2003 N 525, от 19.12.2002 N 495, от 28.02.2002 N 363, от 27.12.2001 N 334, от 25.03.1999 N 288";

- от 21.12.2004 N 126 "О внесении изменений в решение городской Думы от 27.11.2003 N 598 (в ред. решения городской Думы от 31.03.2004 N 4) "О местных налогах и сборах на территории муниципального образования "Город Биробиджан" и признании утратившими силу некоторых решений городской Думы";

- от 25.11.2004 N 107 "Об утверждении положения о дифференциации средних ставок налога за городские земли, установлении базового размера арендной платы в год за земли, переданные в аренду, и предоставлении льгот по уплате земельного налога в муниципальном образовании "Город Биробиджан" и признании утратившими силу решений городской Думы от 22.07.2004 N 63, от 24.06.2004 N 33, от 26.12.2003 N 623, от 30.05.2003 N 557, от 13.03.2003 N 525, от 19.12.2002 N 495, от 28.02.2002 N 363, от 27.12.2001 N 334, от 25.03.1999 N 288";

- от 22.07.2004 N 63 "О внесении дополнения в решение городской Думы от 26.12.2003 N 623 "Об утверждении положения о плате за землю на территории муниципального образования "Город Биробиджан";

- от 24.06.2004 N 33 "О протесте и.о. прокурора города Биробиджана от 17.05.2004 N 4968 на решение городской Думы от 26.12.2003 N 623 "Об утверждении положения о плате за землю на территории муниципального образования "Город Биробиджан";

- от 31.03.2004 N 4 "О протесте прокурора города Биробиджана на пункт 3 решения городской Думы от 27.11.2003 N 598 "О местных налогах и сборах на территории муниципального образования "Город Биробиджан" и признании утратившими силу некоторых решений городской Думы";

- от 26.12.2003 N 623 "Об утверждении положения о плате за землю на территории муниципального образования "Город Биробиджан";

- от 27.11.2003 N 598 "О местных налогах и сборах на территории муниципального образования "Город Биробиджан" и признании утратившими силу некоторых решений городской Думы";

- от 30.10.2003 N 592 "О проекте решения городской Думы "О местных налогах и сборах на территории муниципального образования "Город Биробиджан" и признании утратившими силу некоторых решений городской Думы";

- от 30.05.2003 N 557 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 27.12.2001 N 334 "Об утверждении положения о плате за землю на территории муниципального образования "Город Биробиджан";

- от 13.03.2003 N 525 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 27.12.2001 N 334 "Об утверждении положения о плате за землю на территории муниципального образования "Город Биробиджан";

- от 19.12.2002 N 495 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 27.12.2001 N 334 "Об утверждении положения о плате за землю на территории муниципального образования "Город Биробиджан";

- от 25.07.2002 N 440 "О внесении изменений и дополнений в приложение к решению городской Думы "Об утверждении положения о местных налогах и сборах на территории муниципального образования "Город Биробиджан", утвержденное решением городской Думы от 29.07.1999 N 33";

- от 28.02.2002 N 363 "О внесении дополнений в решение городской Думы от 27.12.2001 N 334 "Об утверждении положения о плате за землю на территории муниципального образования "Город Биробиджан";

- от 27.12.2001 N 334 "Об утверждении положения о плате за землю на территории муниципального образования "Город Биробиджан";

- от 30.11.2000 N 176 "О внесении изменений в положение о местных налогах и сборах на территории муниципального образования "Город Биробиджан", утвержденное решением городской Думы от 29.07.1999 N 33";

- от 29.07.1999 N 33 "Об утверждении положения о местных налогах и сборах на территории муниципального образования "Город Биробиджан";

- от 25.03.1999 N 288 "О плате за землю в городе Биробиджане".

8. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию городской Думы по бюджету и муниципальному имуществу.

(в ред. решений городской Думы МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 02.11.2006 N 423, от 26.04.2012 N 742)

9. Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

10. Опубликовать настоящее решение в муниципальной информационной газете.

Земельный налог уплачивает каждый собственник земельного участка в обязательном порядке, как и имущественный налог. Ставки, порядок уплаты и льготы по налогу определяются муниципальными властями территорий самостоятельно. Законодательно регулируется главой 31 НК РФ.

Налог на землю — последние изменения 2021 года

  1. Если сумма налога после перерасчета получилась больше уплаченных в предыдущих периодах, то сумму оплаты оставят прежней (ст. 52 НК РФ).
  2. Теперь рост налога ограничен 10% в год по сравнению с предыдущим. Кроме земель на которых находится долгострой (п. 17 ст. 396 НК РФ).
  3. Увеличился список льготников, которым положен вычет 6 соток на один земельный участок, а именно многодетным семьям имеющим трех и более детей до 18 лет.
  4. В случаях изменения ВРИ, категории земли, а также площади новая кадастровая стоимость теперь учитывается с момента внесения сведений в ЕГРН (ст. 391 НК РФ).
  5. Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.
  6. В расчете налога будут применены новые данные кадастровой оценки земель (не во всех регионах).

Кому нужно платить налог на землю

Оплата земельного налога регулируется статьей 388 НК РФ. Где сказано, что налог на землю оплачивают все лица, которые владеют участком на правах собственности:

  • пользования без срока;
  • пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог не подлежит оплате, если участок земли:

  • находится на праве безвозмездного пользования (ст. 24 ЗК РФ );
  • переданы по договору аренды.

Некоторым категориям граждан интересует вопрос — «Платят ли налог на землю пенсионеры, инвалиды 2 группы, несовершеннолетние дети, ветераны труда?». Да, но для них существуют федеральные и местные льготы, способствующие уменьшить земельный налог до нуля.

Льготы земельного налога в 2021 году

Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить:

  • в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится;
  • в справочной информации о льготах по имущественным налогам (инструкция, как найти расположена ниже).

К федеральным льготам относятся:

  • герои Советского Союза и России;
  • люди имеющие инвалидность;
  • ветераны велико отечественной войны;
  • участники чернобыльской катастрофы;
  • пенсионеры;
  • физлица обладающие правом на социальные льготы и имеющие 3 и более детей.

Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли:

  • используемые для сохранения и развития традиционных промыслов,
  • хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.

Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от уплаты налога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставить пакет документов, которыми можно подтвердить льготу (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

Налоговый вычет за земельный участок

Есть возможность не платить налог, если площадь земельного участка равно или меньше 600 кв. метров. Эта льгота распространяется не на всех, уменьшить налоговую базу земельного налога на 6 соток можно всем попадающим в список категорий лиц, согласно п. 5 ст. 391 НК РФ.


Льготу необходимо подтвердить документально. Сроки подачи регулируются законодательными актами регионов.

Как определяется налоговая база по земельному налогу

В основе расчета земельного налога лежит кадастровая стоимость участка, взятая по состоянию на начало года уплаты. Для рядовых граждан высчитывает размер налога налоговая инспекция. В уведомлении мы видим наименование объекта, кадастровую стоимость, ставку налога и итоговую сумму к уплате.

Узнать кадастровую оценку можно на официальном сайте Росреестра по кадастровому номеру участка или точному адресу из пошаговой инструкции.

Что же поменялось с наступлением 2021 года? Существенным изменением стало установление и увеличение кадастровой стоимости земли, приближаясь к рыночной, что сказалось на росте налога.

Ставка земельного налога для физических лиц в 2021 году

Ставка земельного налога определяются нормативными актами местных властей или законами Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и не могут быть больше:

0,3 % для:

  • участков садоводства и огородничества, кроме использующихся в целях коммерции;
  • земель сельскохозяйственного назначения;
  • участков под многоквартирным домом, поделенных на всех жильцов по долям, пропорционально площади квартиры к общей дома;
  • участков с инженерными сетями, а также для государственных нужд.

1,5 % — для остальных.

Как посмотреть налоговую ставку и льготы в своем регионе рассчитывая налог на недвижимость?

Зайдите на официальный сайт ФНС и следуйте инструкции:


Налоговый кодекс допускает применение дифференцированной ставки, зависящей от категории земли и разрешенного его использования.

Повышающий коэффициент

Согласно п. 16 ст. 396 НК РФ, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство индивидуального жилого дома (ИЖС) и дом не построен в течении 10 лет с момента регистрации, то к исчислению налога применяется повышенный коэффициент 2. Только после того, как жилье будет построено и зарегистрировано, ставка станет в обычном размере равное 1.

Как рассчитать налог на землю: формула и примеры

Для расчета земельного налога по кадастровой стоимости применяется единая формула (ст. 396 НК):

ЗН = НБ × Д × НС × К, где

  • НБ — налоговая база, определяется из ходя кадастровой стоимости земельных участков;
  • Д — размер доли, при долевой собственности;
  • НС — налоговая ставка;
  • К — коэффициент времени владения участком (при этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа).

Важно! Статьёй 52 НК РФ установлено, что налог рассчитывается до целого числа, применяя правило округления.


В собственности Соколенко Ю.В. имеется земельный участок в Ленинградской области г. Приозерск. Его кадастровая стоимость — 867 459 рублей.

Расчёт земельного налога:

Ставка налога для этого участка земли — 0,3.

ЗН = 867 459 × 0,3 % = 2602 руб.

Гражданин К. купил и оформил в собственность участок земли под садоводство и огородничество 13 марта 2019 года в Московской области. Тогда за месяцы владения будет взят период с марта по декабрь, то есть 10 месяцев. Кадастровая стоимость участка составляет 1 244 000 рубля.

Расчёт земельного налога:

Налоговая ставка по региону — 0,3.

Коэффициент владения участком: K = 10 /12 = 0,8333

ЗН = 1 244 000 × 0,3 % × 0,8333 = 3110 рублей.

Гражданка Ф. продала участок земли 10 февраля 2018 года за 385 000 рублей. Поскольку сделка по отчуждению права произошла до 15 числа месяца, то он не будет участвовать в расчете причитающегося к уплате налога. Поэтому можно учитывать только 1 месяц (январь).

Расчёт налога:

Налоговая ставка — 0,3. Коэффициент владения участком: K = 1 /12 = 0,083

ЗН = 385 000 × 0,3 % × 0,083= 96 руб.

Калькулятор земельного налога

Правильность расчета земельного налога можно проверить на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Среди электронных сервисов есть очень удобный онлайн калькулятор земельного налога.

Результат вашего расчета не всегда может совпадать с мнением налоговой инспекции. Такая ситуация может возникать при допущенной ошибке или неучтенных льготах. Чтобы восстановить справедливость, необходимо обратиться в орган ФНС с заявлением, составленном в двух экземплярах. К заявлению обязательно приложите документы, согласно которым станет понятна ваша позиция.

Налоговый орган обязан рассмотреть заявление и документы и принять решение об отказе или изменении суммы налога. Отказ должен быть аргументирован и выдан в письменном виде. Если вы настойчиво стоите на своей позиции, обратитесь в суд.

Видео: Налог на землю — рассказывает начальник отдела УФНС России

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

За использование земельного участка каждый год необходимо оплачивать определённый земельный налог. Он будет зависеть от некоторых факторов и для каждого региона сумма начислений будет различной.

Рассмотрим, как рассчитывают земельный налог для владельцев участков на Дальнем Востоке.

  • Законодательство
  • От каких факторов зависит размер налога на землю на Дальнем Востоке?
  • Как рассчитывается налог?
  • Примеры расчёта
    • Пример 1
    • Пример 2
  • Как снизить размер налога?
  • Кто освобождён от уплаты налога. Льготы

Законодательство

Земельный налог — это определённая сумма оплаты государству за то, что вы используете участок. Плательщиком в данном случае выступает собственник надела или арендатор бессрочного пользования, пожизненного владения.

При начислении налогов опираются на такую нормативно-правовую базу:

  • Конституция РФ;
  • Налоговый Кодекс;
  • Земельный Кодекс;
  • Постановления Правительства;
  • законодательные акты местного самоуправления.


Налог платят за все земли, которые находятся в границах любого муниципального образования.

От каких факторов зависит размер налога на землю на Дальнем Востоке?

кадастровая информация о земельном участке

Ставка налога на земельные участки отличается в разной местности. На неё будут влиять:

  • региональное расположение;
  • кадастровая стоимость надела;
  • назначение использования;
  • ставка налога;
  • наличие льгот.

Каждый регион самостоятельно может:

  • утверждать размер ставки, которая должна быть не больше указанной в Налоговом Кодексе;
  • устанавливать дополнительные льготы;
  • разделять налоговую ставку;
  • утверждать сроки оплаты;
  • вводить аванс при оплате налога.

При расчёте размера, который нужно будет заплатить за использование земельного участка, главным фактором влияния является кадастровая стоимость надела.

Так, например, кадастровая стоимость земли сельскохозяйственного назначения площадью 2,001 м² в Якутии составляет 66 449 рублей 21 копейку. А в Сахалинской области земли площадью 1 000 м², отданные под населённые пункты публично-правовому образованию по кадастровой стоимости будут 260 770 рублей. В Хабаровском крае участок площадью 6 м² — 474 рубля 92 копейки.

Как рассчитывается налог?

Земельный налог рассчитывают по такой формуле:

Размер налога = кадастровая стоимость*налоговую ставку*коэффициент владения участком

На федеральном уровне есть два максимальных размера налога на землю:

  • 0,3% - для земель сельскохозяйственного назначения. К ним относят участки, отданные под жилищный фонд, объекты инфраструктуры, личное строительство, садоводство, огородничество;
  • 1,5% - для всех остальных.

Региональная ставка не может быть больше этих, указанных в законе.

проведение операций с земельными участками

На Дальнем Востоке по решению местных органов власти земельный налог установлен:

  • 0,2% оплачивают те участки, на территории которых находятся многоквартирные дома;
  • 0,7% - гаражные кооперативы;
  • 0,6% - объекты спорта, культуры, искусства, детские дошкольные учреждения, которые не оплачиваются из бюджета РФ.

0,3% и 1,5% принятые на федеральном уровне.

Примеры расчёта

Пример 1

118 220, 48 *0,3%* 11/12= 325,10, где

  • первое число — это кадастровая стоимость участка,
  • второе — налоговая ставка для этой земли,
  • третье — время пользование участком: 11 месяцев из 12.

Пример 2

1 096 766, 88 *0,7% * 12= 921 208, 41

Как снизить размер налога?

Основной причиной высоких налогов является завышенная кадастровая стоимость участка. Чтобы снизить обязательные выплаты за землю государству, вначале необходимо узнать кадастровую стоимость своего участка. Если вы её не знаете, сделать это можно онлайн в «Публичной кадастровой карте».

кадастровые документы на землю

В том случае, когда полученные результаты не устраивают можно поступить по такой схеме:

  1. найти независимого эксперта, у которого будет соответствующая лицензия;
  2. заказать ему отчёт о рыночной стоимости участка на дату кадастровой оценки;
  3. заверить у нотариуса копию свидетельства о праве собственности;
  4. заказать в Росреестре справку о нынешней кадастровой стоимости;
  5. обратиться с собранными документами в Росреестр.

Если с решением этой организации вы будете несогласны, то можно подать иск в суд. Когда снизиться кадастровая стоимость, тогда меньше будет и налог на землю.

согласование границ земельного участка при межевании участка
Проверить статус земельного участка по кадастровому номеру требуется при проведении различных сделок с землей.

При проведении межевания земли необходимо получить согласие соседей. Как это сделать правильно и какие проблемы при этом могут возникнуть, вы узнаете, прочитав нашу статью.

Родители детей-инвалидов могут получить землю в собственность бесплатно. Подробнее читайте здесь.

Кто освобождён от уплаты налога. Льготы

налоговые льгоыт военным пенсионерам

Есть категория лиц, которые освобождаются от уплаты налога. К ним относят:

  • инвалиды 1 и 2 групп, если они были получены до 1 января 2004 года;
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды различных боевых действий;
  • герои СССР и РФ;
  • коренные народы Дальнего Востока;
  • пенсионеры;
  • многодетные семьи;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС.

В каждом регионе могут быть свои дополнительные льготы. О них стоит узнать в органах местного самоуправления.

Итак, налог на земельный участок будет зависеть от его кадастровой стоимости, региона, целевого назначения. Рассчитать размер своих выплат можно самостоятельно, воспользовавшись специальной формулой. Но на окончательный результат будут влиять и льготы определённым категориям граждан, если они им положены.







С участков земли физические лица должны платить налог, а иначе будет начисляться пеня и в конечном итоге налоговая через суд взыщет с вас средства.

«КП» рассказывает всю самую важную информацию про земельный налог для физических лиц в 2021 году.

Ставка земельного налога

Ставку земельного налога устанавливает представительный орган муниципалитета. Говоря простым языком, дума или совет депутатов вашего города. Но по закону ставка не может превышать 0,3% или 1,5% от кадастровой стоимости для разных видов объектов. Кадастровую стоимость можно узнать на официальном сайте Росреестра.

Для каких объектов земельный налог в 2021 году не превышает 0,3% кадастровой стоимости:

  • земли сельхозназначения;
  • занятые жилым фондом, инженерной инфраструктурой для него;
  • приобретенные или предоставленные для жилищного строительства;
  • земли для личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

Все прочие виды участков облагаются налогом в 2021 году не более 1,5% кадастровой стоимости. Зачастую, это земли, которые используют для предпринимательства.

Расчет земельного налога

Расчетом земельного налога для физических лиц в 2021 году занимается налоговая. Самостоятельно никаких данных передавать не нужно. Но вы можете проверить свое отделение ФНС. Для этого публикуем формулу для расчета.

Кадастровая стоимость X Размер вашей доли X Налоговая ставка X Коэффициент владения земельным участком, который применяют только если владеете участком не весь год.

Сроки уплаты земельного налога

Льготы на земельный налог

В 2021 году существуют два вида льгот. Первые называются федеральные. По ним земельный налог для физлиц могут не платить представители коренных народов Сибири, Дальнего Востока и Севера, если они используют участок для традиционного образа жизни, промыслов и хозяйства.

Вторые льготы именуют местными. Их определяют законы муниципалитетов. То есть в Челябинске будут свои льготы, в Москве иные, а в Салехарде третьи. Чаще всего к льготникам относят инвалидов, ветеранов, многодетных. Узнать полный список можно в региональных налоговых или получить консультацию по телефону: 8 (800) 222-22-22.

Популярные вопросы и ответы

Уплата налога производится на основании налоговых уведомлений из ФНС, — рассказывает адвокат Юлия Михайлова. — Однако уведомления могут и не приходить. Это может происходить по двум причинам:

  • гражданин зарегистрирован в качестве налогоплательщика в личном кабинете ФНС. В этом случае все налоговые уведомления направляются не в бумажном, а в электронном виде в личный кабинет;
  • размера налога по какой-либо причине настолько мал, что для налоговой убыточно каждый раз направлять уведомления. В таком случае налоговая пришлет их сразу за несколько лет. При этом надо знать, что оплате подлежат налоги только за последние три года.
Оба этих случая абсолютно законны и предусмотрены налоговым законодательством. Третий случай, по которому могут не приходит налоговые уведомления, банален — проблемы с почтой.

Отсутствие налоговых уведомлений не является основанием для неуплаты. Если гражданин понимает, что налоги он платить должен, но извещений почему-то нет, ему необходимо самому принять меры для выяснения суммы к уплате и причины, по которой он не получает извещения. Сделать это можно либо в ИФНС, либо через личный кабинет налогоплательщика.

Пени за просрочку платежа начислять будут только в том случае, если ИФНС докажет, что налоговые уведомления гражданину направлялись, но он их проигнорировал.

Читайте также: