Налог на землю на 2012

Опубликовано: 17.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 сентября 2012 г. N 03-05-05-02/90 Об уплате земельного налога и предоставлении налоговой декларации по земельному налогу в отношении земельного участка, представляющего собой историко-культурную ценность

Вопрос: Общественная организация оформила право собственности на земельный участок 15 августа 2011 года.

До 15 августа 2011 года земельный участок находился в бессрочном пользовании. На данный участок имеется охранное обязательство, так как он является объектом культурного наследия Федерального значения "Культурный слой города", находящийся на государственной охране в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации)".

Согласно п. 2 ст. 389 Налогового кодекса России объекты культурного наследия не являются объектами налогообложения. Обязана ли организация подавать декларацию по земельному налогу и является ли она плательщиком данного налога с момента оформления участка в собственность?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного налога и предоставления налоговой декларации по земельному налогу и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.

При этом пунктом 2 статьи 389 Кодекса определены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения земельным налогом.

Так, подпунктом 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса определено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

На основании подпункта 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограниченными в обороте являются, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" данные об объектах, представляющих собой историко-культурную ценность, вносятся в специальные документы. Перечень таких документов, формы их ведения, рекомендации по их заполнению определяются Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Указанные документы являются частью реестра и подлежат бессрочному хранению.

Положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждено приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 г. N 954.

Учитывая изложенное, если земельный участок, представляющий собой историко-культурную ценность, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, то данный земельный участок не должен признаваться объектом налогообложения по земельному налогу в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса и, следовательно, организация, обладающая таким земельным участком, не должна признаваться налогоплательщиком земельного налога в отношении этого земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 398 Кодекса налогоплательщики земельного налога - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Таким образом, организация, которая не признается налогоплательщиком земельного налога, не должна представлять в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Обзор документа

Земельным налогом, в частности, не облагаются участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России.

Данные об объектах, представляющих собой историко-культурную ценность, вносятся в специальные документы. Последние являются частью единого госреестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России.

Если участок представляет собой историко-культурную ценность и включен в упомянутый выше реестр, он не признается объектом налогообложения. Соответственно, организация, обладающая таким участком, земельный налог не платит и не представляет декларацию по нему.

Автор: mixa от 26-08-2013, 14:22, посмотрело: 15316

Земельный налог относится к местным, подробно описан в 31 главе Налогового кодекса Российской Федерации и является обязательным к уплате в регионах, власти которых приняли нормативный правовой акт о введении этого налога. Земельный налог для ИП является довольно обширной темой, но мы постараемся рассказать о нем максимально информативно для вас.

Земельный закон в Рф – плательщики, налоговая база, льготы, проблемы

земельный налог в 2012-2013 году
Плательщики земельного налога — абсолютно все организации, и обычные люди, владеющие землей.В Москве и Санкт-Петербурге нюансы земельного налога устанавливают сами местные власти. Местные власти регионов на основании Федерального закона издают местные положения о земельном налоге, которые устанавливают сроки порядок уплаты налога, отчетный период, льготы и прочее.

Федеральный закон о земельном налоге

Земельный налог введен Федеральным законом от 29.11.2004 №141-ФЗ, в 2010 году в статьи 396, 397 и 398 (в которых определяется порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по нему, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей, порядок и сроки представления налоговой декларации) Федеральным законом № 229-ФЗ внесены правки. В 31 главе Налогового кодекса прописаны все нюансы, касающиеся земельного налога, со всеми правками и изменениями.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база (то есть характеристика объекта, исходя из которой рассчитывается налог) – это кадастровая стоимость земельного участка, за который будет выплачиваться налог.

Организации и индивидуальные предприниматели определяют ее сами, на основании сведений государственного земельного кадастра, физическим лицам налоговую базу определяет налоговая служба, на основании предоставленных государственными органами сведений из того же реестра.

Если земельный участок находится в общей собственности, налоговая база делится поровну между всеми собственниками, если земельный участок находится в общей долевой собственности, налоговая база делится пропорционально долям собственников.

Земельный налог для ИП

Индивидуальные предприниматели обязаны платить земельный налог так же, как и все остальные, если их земельные участки используются в предпринимательской деятельности.

То есть если ИП, например, занимается сельским хозяйством и владеет землей, на которой выращивает картошку на продажу, он обязан платить земельный налог. Но только если данный земельный участок принадлежит ИП по праву собственности, праву постоянного (бессрочного) пользования или праву пожизненного наследуемого владения, если же земля в аренде или безвозмездном срочном пользовании, то земельный налог выплачивает ее владелец.
ИП обязан платить земельный налог вне зависимости от используемой им системы налогообложения.

Земельный налог физических лиц

Физические лица, владельцы земельных участков, так же, как организации и ИП (если владеют землей по праву собственности, праву постоянного (бессрочного) пользования или праву пожизненного наследуемого владения) являются плательщиками земельного налога. Сумма налога составляет процент от кадастровой стоимости земли (определяется специальной комиссией).

Налоговый период по земельному налогу

Согласно законодательной базе, налоговый период устанавливается сроком на календарный год (как для организаций, ИП, так и для физических лиц). Сроки уплаты налога устанавливают органы местного самоуправления, граждане должны выплачивать налог на основании присылаемых уведомлений из соответствующих организаций.

Начисление земельного налога

земельный налог физических лиц

Физическим лицам начисление налога производится исключительно налоговыми органами, организации и ИП сами рассчитывают свой земельный налог.

И авансовые платежи по земельному налогу, и налог выплачиваются в соответствии с установленным налоговым периодом в местный бюджет (той территории, которой принадлежит земельный участок).

Задолженность по земельному налогу

Если вдруг у вас возникают сомнения о задолженностях или вы хотите проверить свою бухгалтерию, Федеральная служба Российской Федерации ввела новый онлайн сервис: возможность узнать и рассчитать задолженность с помощью специальной формы. Вам понадобится ввести лишь фамилию и имя, а также идентификационный код.
Кстати, данный сервис помогает не только узнать задолженность по земельному налогу,но и по имущественному, транспортному и налогу на доходы физических лиц.

Коды бюджетной классификации

Оплачивая земельный налог (впрочем, как и любой другой), необходимо правильно указывать все реквизиты, в частности коды бюджетной классификации. КБК по земельному налогу физических лиц на 2012 и 2013 года можно легко найти в интернете на сайтах, посвященных бухгалтерии и налогам.

Налоговые льготы по земельному налогу

Закон предусматривает налоговые льготы и налоговые вычеты для некоторых налогоплательщиков.

Льготы по уплате земельного налога

Пятый пункт статьи 391 Налогового кодекса гласит, что налоговую льготу в размере 10 000 рублей получают такие граждане, как:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I группы инвалидности и II группы инвалидности (если она была установлена до первого января 2004 года);
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и прочих боевых действий;
  • физические лица, которые принимали в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физические лица, которые подверглись радиационному влиянию в результате Чернобыльской катастрофы и ликвидации ее последствий, в результате аварии на ПО «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в речку Теча, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • физические лица, которые получили или перенесли лучевую болезнь или стали инвалидами в результате взаимодействия с любыми видами ядерных установок.

Освобождение от земельного налога

В 395 статье Налогового кодекса есть перечень из девяти действующих пунктов, согласно которому от земельного налога освобождаются (конечно, при условии целевого использования земельных участков):

  • религиозные организации;
  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
  • организации, владеющие участками, по которым проходят государственные автомобильные дороги;
  • общественные организации инвалидов (при условии, что инвалиды составляют не менее 80% организации);
  • организации народных художественных промыслов;
  • судостроительные организации, которые имеют статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • организации-резиденты особой экономической зоны;
  • организации, подпадающие под Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»;
  • физические лица – представители малочисленных народовСибири, Севера и Дальнего Востока Российской Федерации. Общины таких народов.

Как снизить земельный налог

Сделать это можно только уменьшив кадастровую стоимость земли. Сделать это может не только владелец участка, но и землепользователь, арендатор и даже субарендатор.

Для изменения кадастровой стоимости земельного участка нужно обратиться в арбитражный суд и предоставить туда пакет документов от заявления о пересмотре кадастровой стоимости до заключений и отчетов о стоимости объекта налогообложения и недвижимости (если таковая на земельном участке имеется).

Второй способ снизить земельный налог: обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (в течение полугода после кадастровой оценки).

Какие участки не подлежат налогообложению

Земельный налог устанавливаетсяна конкретные земельные участки юридических и физических лиц. Существует ряд участков, который налогом не облагается, например, такие земли, как:

  • занятые объектами культурного и археологического наследия, заповедниками;
  • предоставленные для нужд обороны и безопасности государства, а также для таможенных служб;
  • предоставленные лесному и водному фондам;
  • изъятые из оборота.

Налоговые ставки

Размер земельного налога зависит от целевого назначения земель, а также от статуса его владельца (льготник или нет). Если вышенаписанное о льготах и освобождении от уплаты к вам не относится, а земельный участок вы используете для:

  • сельского хозяйства;
  • жилья или будущего жилья;
  • сада, огорода, личного подсобного хозяйства,

вы будете выплачивать 0,3 процента от кадастровой стоимости земли раз в год.

В остальных случаях выплачивается 1,5 процента.

Местные органы самоуправления могут установить дифференцированную налоговую ставку. Для земельных участков, приобретенных для строительства жилья, в период проектирования и постройки налогообложение производится с учетом коэффициента.

Напомним, что налог на землю предпринимателями платится при любой системе налогообложения, то есть земельный налог при УСНили ЕНВД выплачивается так же, как и при общей системе.

Перерасчет земельного налога

Кадастровая оценка земель проводится раз в пять лет. Если по результатам переоценки произошло улучшение положения налогоплательщика, можно обратиться в налоговую службу с заявлением о перерасчете земельного налога.
Новые данные считаются действующими с первого января нового года, следовательно, вы можете просить перерасчет налога, например, за прошлый год, потому что нормативные акты перерасчета имеют обратную силу, если улучшают положение налогоплательщика.

Проблемы земельного налога

В связи с тем, что налоговую базу определяют согласно кадастровой стоимости земельных участков, а многие муниципальные образования предоставляют информацию об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков в налоговые службы не вовремя или не в полных объемах, страдают физические лица, которым сумму налога начисляют именно налоговые службы.

Определенные проблемы возникают и при начислении налога на участки, где построены многоквартирные жилые дома: зачастую кадастровый учет таких участков не производился, и у владельцев квартир нет документов на землю.

Если вы считаете, что с вашим налогом на землю какие-то проблемы, смело открывайте Налоговый кодекс, главу 31 «Земельный налог», и не стесняйтесь обращаться в государственные органы с жалобами и заявлениями.

Земельный налог в 2012 году

С первого января 2012 года на основании пункта 11 ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации судостроительные организации (см. выше абзац об освобождении от земельного налога) не выплачивают земельный налог. Если, конечно, используют земельные участки для судоремонта и под производственные помещения.

Также в 2011 году был произведен перерасчет кадастровой стоимости земель, что позволяет тем налогоплательщикам, чье положении в соответствии с новыми сведениями улучшилось, подать заявление о перерасчете земельного налога.

Земельный налог в 2013 году

В 2013 году планируется новый налог на недвижимость, который заменит одновременно земельный и имущественный налоги. Налог будет обязательным как для юридических, так и для физических лиц, а также будет устанавливаться на основе кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Новый налог планировали ввести с первого января 2013 года, но теперь же сроки перенесли на следующий год.

Как вы уже поняли, разобраться в том, что касается земельного налога в налоговом кодексе, не так уж сложно, если потратить несколько часов своего времени и внимательно изучить соответствующие статьи.

Земельный налог — кто платит и как правильно рассчитать

Налог на землю относится к местным налогам. Все денежные средства от него уплачиваются в бюджет той местности, к которой относится данный земельный участок.

как правильно расчитать земельный налог

Земля, облагаемая налогом

Посмотрите здесь видео про секс в попу или как сейчас говорят АНАЛ.

Физическое лицо, которое являются индивидуальным предпринимателем, уплачивают сумму налога или сумму авансовых платежей по налогу самостоятельно по каждому из земельных участков, используемых им в процессе своей деятельности.

Облагаемой базой в этом случае являются земельные участки, которые используются для предпринимательской деятельности, а также земельные участки, принадлежащие индивидуальному предпринимателю на правах собственности или находящиеся в постоянном использовании.

После окончания налогового периода индивидуальный предприниматель обязан заполнить и подать в ФНС РФ налоговую декларацию по исчисленному земельному налогу.

Льготы на земельный налог

На расчет земельного налога влияют льготы. Они могут быть региональные и федеральные. Налоговые льготы на землю устанавливают органы муниципальных образований. Льготы бывают четырех видов:

  • льготы, которые предоставлены в виде не облагаемой налогом суммы;
  • освобождение от налогообложения;
  • льготы, в виде не облагаемой площади земельного участка;
  • льготы, которые уменьшают сумму земельного налога.

Налоговым периодом для налога на землю является календарный год. Отчетными периодами согласно Налоговому кодексу Российской Федерации могут быть первые три квартала учитываемого календарного года (статья 393 НК РФ).

Порядок расчет земельного налога

Земельный налог исчисляется на основании статьи 396 Налогового Кодекса Российской Федерации. Формула расчета земельного налога в отчетном периоде выглядит таким образом:

Н = КС x Ст x Кф, в этом математическом выражении КС – это кадастровая стоимость; Ст – налоговая ставка земельного налога; Кф – коэффициент, который высчитывается делением количества полных месяцев, на протяжении которых данный участок земли находится в пользовании, на количество календарных месяцев в отчетном периоде.

Как видим из формулы, на расчет земельного налога влияют такие понятия как кадастровая стоимость и налоговая ставка земельного налога. Вот об этих понятиях мы и поговорим ниже.

Кадастровая стоимость земли и налоговая база земельного налога

налоговая ставка земельного налога

Земля, под строениями также облагается налогом

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом земельного налогообложения являются земельные участки, которые расположены в пределах территории муниципального образования.

Органы, которые осуществляют ведение государственного земельного кадастра, должны подать данные о земельных участках в налоговую службу РФ до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом. Затем эта информация распределяется по территориальным налоговым управлениям. Налогоплательщики с этими сведениями должны быть ознакомлены не позднее 1 марта.

Налоговая база земельного налога базируется на основе кадастровой стоимости земельных участков, которые признаны объектом земельного налога и обусловливается в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января. Исходя из этого, при повышении кадастровой стоимости земельного участка, вырастает и размер земельного налога.

Налоговая ставка земельного налога

Размер ставки земельного налога для разных земельных участков по законодательству Российской Федерации должны устанавливать органы муниципальных образований. При этом данный размер не должен быть верхней границы, которая установлена в Налоговом кодексе.

Ставка земельного налога в 2013 году равна:

  • 0,3% от кадастровой стоимости участка для сельскохозяйственных земель, земель, на которых находятся объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или жилищные фонды, земли для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или животноводства;
  • 1,5% от кадастровой стоимости участка для земель, который используется для прочих нужд.

Особенности расчета земельного налога

Давайте рассмотри некоторые примеры расчета земельного налога, которые чаще всего вызывают затруднения:

  • Кадастровая стоимость земельного участка не установлена. В этом случае уплачивать налог не нужно;
  • Цена на земельный участок изменилась на протяжении года. Согласно НК РФ кадастровую стоимость нельзя изменять на протяжении налогового периода. Исходя из этого, изменение цены на земельный участок будет учитываться только в следующем налоговом периоде. Но налог на землю все-таки приодеться пересчитать, если результаты оценки земельного участка изменены задним числом, вследствие судебного решения или технических ошибок;
  • Право на собственность земельным участком прекращено во время налогового периода. В таком случае исчислять земельный налог необходимо с учетом коэффициента, который определяется таким образом. Число полных месяцев, на протяжении которых земельный участок был собственностью организации, нужно поделить на количество календарных месяцев в налоговом периоде;
  • Земельный участок находится одновременно в нескольких муниципальных образованиях. Для таких случаев налоговая база определяется отдельно для каждой части земельного участка как доля кадастровой стоимости этого участка, пропорциональная части площади, занимаемой им на территории соответствующего муниципалитета.

Земельный налог платится физическими лицами на основании уведомления, высланного налоговыми органами. Как он рассчитывается и как его заплатить? У кого есть льготы?

Кто является плательщиком?

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Таким образом, чтобы понять, являетесь ли вы плательщиками этого налога или нет, вам необходимо взять в руки правоустанавливающие документы и посмотреть, что там написано.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которые являются объектами налогообложения. Итак, налог рассчитывается от кадастровой стоимости участка. Это значение налоговые органы узнают от компетентных органов – орган, осуществляющий кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если вы сомневаетесь в данных, указанных в налоговом уведомлении, стоимость участка вы так же можете запросить в федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. А также кадастровую стоимость участка можно найти в Интернете (http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/). Здесь вы указываете номер участка и можете посмотреть кадастровую стоимость земли. Кроме того, этот сервис можно использовать для того, чтобы точно удостовериться, что это именно тот участок, документы на который у вас перед глазами. Но это интересно покупателям участков.

Если участок принадлежит вам в общей долевой собственности, то налог определяется для каждого из собственников данного земельного участка, пропорционально его доле. А если участок находится в общей совместной собственности, то налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

Если вы приобретаете здание, сооружение или другую недвижимость, то к вам в собственность переходит и та часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. При этом если собственников дома несколько, то налог рассчитывается пропорционально доле каждого налогоплательщика в недвижимом имуществе.

Порядок уплаты

Налог платится за год. Авансовые платежи (поквартально) платят только юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом гаражно-строительные кооперативы, товарищества собственности жилья и садоводческие товарищества освобождены от уплаты авансовых платежей. Они платят налог только один раз в год.

Если право собственности на земельный участок возникает или прекращается у вас в течение года, то налог исчисляется с учетом коэффициента. Это коэффициент равен частному от деления числа полных месяцев, в течение которых данный участок находился в собственности, на 12.

Если мы приобрели участок до 15-го числа включительно, этот месяц считается полным. А если после 15-го числа, то когда мы будет его продавать, вне зависимости от того, какого числа это будет, налог будет начислен за полный месяц, в котором будет совершена продажа. А месяц покупки не принимается для расчета налога.

Если я продаю земельный участок до 15-го числа, то необходимо посмотреть, когда я купила этот участок – до 15-го или после. Если до 15-го, то месяц продажи не берется. А если после 15-го числа, то месяц продажи берется полностью. А если я продаю земельный участок после 15-го числа, то полностью учитывается месяц продажи.

Если вы получили земельный участок (его долю) по наследству, то налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

Физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Ставки налога

С 1 января 2006 года на территории города Рязани действует земельный налог, введенный в соответствии с Налоговым кодексом России и Решением Рязанского городского Совета от 24.11.2005 г. №384-3 «Об установлении земельного налога».

На территории города Рязани налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 0,13 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);

2) 0,2 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

3) 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного использования в городе Рязани и используемых для сельскохозяйственного производства;

предоставленных для жилищного строительства;

4) 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.

Для того чтобы строительство индивидуальных жилых домов не затягивалась на десятилетия, и граждане регистрировали свои дома (и потом платили с него налог на имущество), существует 10-летний период, по истечение которого налог увеличивается в 2 раза. Если вы приобрели участок для индивидуального строительства дома и по истечении 10 лет его не построили, то до момента государственного регистрации прав на построенный объект налог у вас увеличится ровно в 2 раза.

Порядок и сроки уплаты налога

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом не позднее 1 ноября года, следующего за налоговым периодом. Этот срок начал действовать только с 2011 года. До этого срок уплаты налога был до 15 сентября за первую половину года и 15 ноября – за вторую половину года.

Льготы по уплате

Для физических лиц, как Налоговым кодексом, так и вышеуказанным решением Рязанского городского Совета, льготы установлены в виде не облагаемой земельным налогом суммы в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика льготной категории. Согласно статье 391 Налогового кодекса, указанной льготой могут воспользоваться:

– Герои Советского Союза,

– Герои Российской Федерации,

– полные кавалеры ордена Славы,

– инвалиды, имеющие 3-ю степень ограничения способности к трудовой деятельности,

– лица, которые имеют 1-ю и 2-ю группы инвалидности, установленные до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности,

– инвалиды с детства,

– ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий,

– физические лица, подвергшиеся воздействию радиации.

Пунктом 4 статьи 4 Решения Рязанского городского Совета от 24.11.2005 г. №384-III (в редакции Решения Рязанского городского Совета от 13.04.2006 г. №221-III) дополнен перечень налогоплательщиков – физических лиц, которым предоставляется льгота в виде уменьшении кадастровой стоимости на 10000 рублей.

К ним относятся:

а) пенсионеры, получающие пенсии, назначенные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

б) граждане – члены семей, в составе которых имеются трое и более детей в возрасте до 18 лет;

в) сироты – учащиеся общеобразовательных ученых заведений и сироты – студенты высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведений дневной формы обучения, а также несовершеннолетние дети-сироты;

г) родители и супруги военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при исполнении иных обязанностей военной службы, либо умерших вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родители и супруги государственных и муниципальных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Документы, подтверждающие право на налоговые льготы, а также на уменьшение налоговой базы в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка до 1 февраля следующего года.

Налог на землю для ТСЖ, ГСК и садоводческих товариществ

Если право собственности на земельный участок оформлено на каждого члена ТСЖ, ГСК, садоводческого товарищества, то этот налог уплачивается отдельно каждым членом на основании уведомления, высылаемого налоговой инспекцией. А если земля оформлена на кооператив, ТСЖ или товарищество, то обязанность по уплате налога возникает именно у кооператива. А они уже являются юридическими лицами, и налог может быть уплачен только через расчетный счет этого юридического лица. Кроме того, ему необходимо подавать декларацию по налогу на землю. Однако в этой части есть льгота по срокам уплаты авансовых платежей по налогу. В Рязани садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения освобождены от уплаты авансовых платежей в течение налогового периода. А прочие юридически лица, хоть и не подают декларацию ежеквартально (с 2011 года), но все равно уплачивают налог ежеквартально.

Еще решением Рязанской городской Думы от 14.10.2010 г. №500-1 внесены изменения в статью 2 Положения о земельном налоге, утвержденного решением Рязанского городского Совета от 24.11.2005 г. №384-3, согласно которым ставка земельного налога установлена в размере 0,13% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Таким образом, указанная ставка налога стала применяться, в том числе и в отношении участков, занятых индивидуальными жилыми домами и объектами инженерной инфраструктуры, которые ранее облагались по ставке 0,2% от кадастровой стоимости.

При этом решение Рязанской городской Думы от 14.10.2010 г. №500-1 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. То есть ставка уменьшилась почти 2 раза. Но зато в отношении земельных участков под индивидуальным жилищным строительством, напротив, увеличилась (изменения в Положение о земельном налоге внесены решением Рязанской городской Думы от 29.11.2010 г. №384-3, которое вступило в силу с 1 января 2011 года). Ставка налога в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инфраструктуры, увеличена с 0,1% до 0,13%.

Кроме того, с 2011 года значительно уменьшена льгота налогоплательщикам, обладающим на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, занятыми индивидуальными и коллективными гаражами хозяйственными блоками. Если в прошлом году у этих налогоплательщиков налоговая база уменьшалась на не облагаемую налогом сумму в размере 80% от налоговой базы, то с 1 января 2011 года указанная льгота снижена до 50%.

ИП, использующие земельные участки в предпринимательской деятельности

С 1 января 2011 года налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, не только используемых в предпринимательской деятельности, но и предназначенных для использования в предпринимательской деятельности. Если раньше налог исчислялся налоговыми органами независимо от того, использовались эти земли предпринимателем или нет (раз они оформлены на физическое лицо), то теперь предприниматель самостоятельно должен рассчитать налог и подать декларацию, а также уплачивать авансовые платежи по налогу ежеквартально не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября текущего года, а подать декларацию и оплатить окончательный годовой налог – не позднее 1 февраля следующего года.

В этом году все предприниматели, которым принадлежат земли под нежилыми помещениями обязаны были предоставить декларацию по земельному налогу до 1 февраля и заплатить налог. Эта обязанность возникла у них с 2011 года, а декларацию необходимо было подать уже в 2012 году.

Земельный налог относится к местным налогам и регулируется главой 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях муниципальных образований.

В Красноярске земельный налог введен Решением Красноярского городского Совета от 01.07.1997 № 5-32.

Налогоплательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, владеющие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения:

- на праве собственности,

- на праве постоянного (бессрочного) пользования,

- на праве пожизненного наследуемого дарения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

Перечень земельных участков, которые не являются объектами налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 389 НК РФ. Это – земельные участки, ограниченные в обороте или изъятые из оборота, а также земли лесного фонда.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Отчетными периодами являются 1-й квартал, 2-й квартал, 3-й квартал.

Местные органы власти в своих нормативных правовых актах могут не устанавливать отчетный период.

В Красноярске отчетные периоды установлены.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков доводятся до налогоплательщиков в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка и равна кадастровой стоимости этого участка, сформированной на начало налогового периода (на 1 января календарного года).

Если земельный участок образован в течение налогового периода, то его кадастровая стоимость определяется на дату постановки земельного участка на кадастровый учет.

Если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется по каждому муниципальному образованию пропорционально «муниципальной» доле земельного участка. Для исчисления налоговой базы надо кадастровую стоимость всего участка умножить на соответствующую долю муниципального образования.

Если двое и более лиц владеют земельным участком на праве общей собственности, то налоговая база исчисляется каждым налогоплательщиком отдельно. Особенности определения налоговой базы для таких случаев установлены статьей 392 НК РФ.

Согласно пункту 3 ст. 391 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно. При этом на предпринимателей это правило распространяется только в отношении земель, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Налоговая база может быть уменьшена на необлагаемую сумму в размере 10 000 рублей налогоплательщиками, перечисленными в пункте 5 ст. 391 НК РФ.

Налоговые ставки устанавливаются местными органами власти. Предельные размеры этих ставок, выше которых «местные» ставки быть не могут, установлены пунктом 1 ст. 394 НК РФ.

Органы власти на местах вправе устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель, а также разрешенного использования земельного участка.

В Красноярске ставка земельного налога:

1) составляет 0,1 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества или животноводства;

- занятых гаражами и автостоянками;

2) составляет 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Организации и физические лица, которым предоставлены льготы по земельному налогу, перечислены в статье 395 НК РФ. Этот перечень действует на всей территории РФ.

Местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков (п.2 ст. 387 НК РФ).

В Красноярске освобождаются от налогообложения:

- органы государственной власти Красноярского края и городского самоуправления в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности;

- учреждения здравоохранения, финансируемые из краевого бюджета и (или) бюджета города и Фонда обязательного медицинского страхования;

- учреждения образования, спорта, культуры и социальной защиты, финансируемые из краевого бюджета и (или) бюджета города.

Расчет авансовых платежей и налога

Земельный налог (ЗН) по каждому земельному участку за налоговый период исчисляют как произведение налоговой базы (НБ) на ставку налога (СН), установленную в конкретном муниципальном образовании, где находится земельный участок (или его часть), с учетом поправочного коэффициента (К):

ЗН = НБ х СН х К

Поправочный коэффициент (К) определяется как отношение числа полных месяцев ( N ), в течение которых налогоплательщик владел земельным участком в течение календарного года, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12 месяцев):

Если возникновение (прекращение) прав налогоплательщика на земельный участок произошло до 15-го числа месяца, то за полный принимается месяц возникновения прав. После 15-го числа – месяц прекращения указанных прав.

Сумма авансового платежа за i -тый квартал (А i ) рассчитывается как четвертая часть произведения налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (СН) с учетом поправочного коэффициента (К i ) на фактический срок владения участком:

А i = ¼ х НБ х СН х К i

Квартальный поправочный коэффициент рассчитывают как отношение полных месяцев ( N кв ), в течение которых налогоплательщик владел участком в отчетном периоде (квартале), к числу месяцев отчетного периода (3 месяца):

Сумма налога (ЗНуп), подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), определяется за минусом начисленных в течение года авансов:

Особенности исчисления налога и авансов по земельным участкам, приобретенным (предоставленным) в собственность для жилищного строительства (кроме индивидуального жилищного строительства) предусмотрены пунктами 15 и 16 ст. 396 НК РФ. Если налогоплательщик приобрел (получил) земельный участок под жилищную застройку, то первые три года он рассчитывает налог с повышающим коэффициентом 2. Если построенный и введенный в эксплуатацию объект будет зарегистрирован до истечения 3-летнего срока, то сумма налога в размере однократной ставки подлежит зачету или возврату. Если строительство будет продолжаться после истечения 3-летнего периода, то налог рассчитывается с повышающим коэффициентом 4 вплоть до даты государственной регистрации объекта недвижимости.

Платежи и отчетность

Сроки уплаты налога, авансовых платежей и представления отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями по земельному налогу представлены в таблице.

5.3 Земельный налог

Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образо ­ ваний в соответствии с нормативными правовыми актами представи ­ тельных органов этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе ­ мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Законодательные (представительные) органы муниципальных об ­ разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер ­ бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ ­ ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало ­ гоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организа ­ ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово ­ ру аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас ­ положенные в пределах муниципального образования (городов феде ­ рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото ­ рого введен земельный налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные пред ­ приниматели в отноше ­ нии участков, исполь ­ зуемых ими в пред ­ принимательской дея ­ тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно ­ го наследуемого владения.

Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од ­ ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол ­ ных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин ­ валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю ­ чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под ­ тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на ­ логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого ­ плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча ­ стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на ­ логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав ­ ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны ­ ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани ­ ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

• отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или зем ­ лям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселе ­ ниях и используемых для сельскохозяйственного производства;

• занятые жилым фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земель ­ ный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства;

• приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства

Прочие земельные участки

Муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) могут устанавливать дифференцирован ­ ные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по налогу:

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей

Исчисляют сумму налога (суммы авансовых платежей)

Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности

Сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляются налоговыми органами

Исчисление сумм авансовых платежей производится по истечении отчетного периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как со ­ ответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, уменьшенная на суммы уплаченных авансовых платежей.

Представительный орган муниципального образования (законода ­ тельные (представительные) органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут предусмотреть для отдельных ка ­ тегорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Организации и индивидуальные предприниматели налог и авансо ­ вые платежи по налогу уплачивают в порядке и сроки, установленные представительным органом муниципального образования (законода ­ тельным (представительным) органом городов федерального значе ­ ния Москвы и Санкт-Петербурга). При этом сроки уплаты авансовых платежей не могут быть установлены ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а срок уплаты налога — ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на осно ­ вании уведомлений налоговых органов.

Отчетность представляется в налоговые органы только организа ­ циями и индивидуальными предпринимателями.

Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода пред ­ ставляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позд ­ нее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным пе ­ риодом.

Налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налогового расчета и налоговой декларации и порядки их заполнения утверждены приказом Минфина России.

Читайте также: