Налог на выведенный капитал

Опубликовано: 16.05.2024


Идея введения налога на выведенный капитал обсуждается в нашем обществе уже несколько лет. Многие эксперты озвучивают свои доводы как за внедрение такой модели налогообложения, так и против. И у каждого из них есть свои весомые аргументы. Давайте попробуем в них разобраться и сделать собственный вывод о целесообразности такого коренного изменения системы налогообложения.

Олег Добровольский,

партнер юридического объединения ID Legal Group

Краткий исторический экскурс

Несмотря на существенный резонанс, модель обложения налогом на выведенный капитал работает только в нескольких европейских странах – в Эстонии с 2000 года, в Грузии с 2017 года и в Латвии с 2018 года. Во всех других европейских государствах в том или ином виде функционирует корпоративный налог – аналог нашего налога на прибыль. При этом правила налогообложения являются достаточно разными (от самых простых до весьма требовательных) и действуют различные налоговые ставки.

По ныне действующей системе налогообложения прибыли в Украине облагается валовая прибыль предприятия, в то время как в некоторых странах ЕС облагается как валовая прибыль, так и чистая прибыль в форме дивидендов. Например, в ФРГ, Испании и Португалии закон предусматривает возможность уменьшения налогообложения на уровне компании. По этой схеме прибыль компании делится на такую, что распределяется и не распределяется. Для прибыли, распределяемой в форме дивидендов, устанавливаются либо более низкие ставки налога (ФРГ, Португалия), либо частичное освобождение от налога (Финляндия, Испания). В некоторых странах распределяемая прибыль полностью освобождается от налога на уровне компании (Греция) или на уровне акционеров (Италия). При этом следует иметь в виду, что национальное законодательство может объединять способы расчета корпоративного налога и предусматривать возможность применения различных схем в зависимости от конкретных целей налоговой политики.

Мы видим, что каждая из стран наработала свои требования к налогообложению прибыли, и если их внимательно проанализировать, то можно усмотреть в них и элементы налогообложения именно выведенного капитала. То есть налогообложение выведенного капитала – это такая форма налогообложения прибыли, которая по своей сути смещает дату налогообложения прибыли: не в момент ее возникновения, а в момент ее потребления. И именно Эстония впервые в своей системе налогообложения прибыли применила тот принцип, когда подоходный налог начал возникать именно в момент распределения прибыли. При этом если прибыль выплачивается с дивидендов, полученных от дочерней компании или от постоянного представительства в другой юрисдикции, тогда она не подлежит налогообложению вообще (сумма уплаченного за пределами Эстонии налога зачисляется). Подоходный налог для доходов на территории Эстонии и налоговых резидентов страны составляет 20 %, подоходный налог на дивиденды (налог на выведенную из предприятия чистую прибыль – 25 %).

Основная идея налога на выведенный капитал

Заработанная прибыль облагается налогом только тогда, когда выплачивается собственникам в виде дивидендов и приравненных к ним платежей.

Цель любого бизнеса – это зарабатывать деньги. При этом расход этих денег может быть разным. С одной стороны, они могут дальше "крутиться" в бизнесе, развивая его, создавая добавленную стоимость, генерируя новые прибыли, удерживая рабочие места и пополняя бюджет от НДС, НДФЛ, ЕСВ. С другой стороны, они могут "проедаться", направляясь на выплату собственникам, акционерам и другим заинтересованным лицам в различных формах (безвозвратной помощи, благотворительных выплат и т. д.). И именно налог на выведенный капитал предусматривает налогообложение исключительно тех доходов, которые направляются на "проедание".

Таким образом, прослеживается четкая стимулирующая функция налога на выведенный капитал – реинвестирование в развитие бизнеса, что само по себе должно дать четкий толчок к его развитию, который в свою очередь должен непосредственно повлиять на экономическое развитие страны в целом.

К операциям по выводу капитала относятся:

1. Выплата дивидендов в пользу неплательщика налога на выведенный капитал – ставка НнВК 15 %;

2. Выплаты в денежной и натуральной форме в пользу владельца корпоративных прав, плательщика НнВК – ставка НнВК 0 %.

Кроме того, к операциям по выводу капитала приравниваются выплаты (ставка НнВК – 20 %):

1. Проценты, комиссионные платежи по займам связанным нерезидентам, страховые платежи нерезидентам; роялти нерезидентам;

2. Финансовая помощь и бесплатное предоставление товаров, работ, услуг неплательщику НнВК;

3. Инвестиции в объекты за пределами Украины как в денежной, так и неденежной форме, инвестирование в неплательщиков НнВК;

4. Приобретение товаров, работ, услуг, поставленные связанными неплательщиками НнВК; расходы в пользу физических лиц;

5. Контролируемые операции в рамках ТЦО, условия которых не соответствуют принципу "вытянутой руки".

Ставки налога предусмотрены две:

• 15 % – по операциям по выводу капитала непосредственно собственником (дивиденды и прочие прямые выплаты в денежной и натуральной форме, даже если они не оформлены как дивиденды);

• 20 % – по операциям, которые приравниваются к выводу капитала, и для доначислений.

Преимущества модели налогообложения выведенного капитала очевидны.

1. Создаются стимулы для деловой и инвестиционной активности. Прогнозируемый "режим убытков" может длиться около 2 – 3 лет. Глава комитета по налоговой политике общественных советов при Минфине и ГФС Татьяна Шевцова говорит, что в тех странах, где внедрили налог на выведенный капитал, ВВП в среднем увеличивается на 1,5 % в год.

2. Создаются благоприятные условия для определения финансового результата предприятия, которым нет необходимости занижать финансовый результат для целей налогообложения.

3. Меняется смысл работы фискальных органов, которые должны будут только контролировать факт наличия таких операций. Соответственно, не будет возникать вопрос "хозяйственного назначения" расходов, документальных недостатков первичных документов, ненадежных контрагентов, которые могут вызвать "бестоварную" операцию. Соответственно, упрощение фискального контроля будет способствовать оживлению и развитию бизнес-среды; упрощение ведения бизнеса станет позитивным сигналом для иностранных инвесторов и роста ВВП.

4. Фокусировка фискальных органов будет сосредоточена на действительно крупных налогоплательщиках, таких как транснациональные корпорации. Будет развиваться направление контроля за трансфертным ценообразованием, вводиться европейские механизмы контроля за налоговой базой, что в еще большей степени приблизит Украину к гармонизации с европейскими стандартами налогообложения.

Недостатки, которые отмечают оппоненты:

1. Отсутствие источников финансирования очевидного дефицита бюджета, который может создаться из-за недополучения налога на прибыль. Ожидается существенное сокращение поступлений. По словам Президента, в первый год они не превысят 25 млрд грн. Глава ГФС считает, что поступления достигнут 20 – 40 млрд грн. А в офисе крупных налогоплательщиков заявляли, что потери бюджета за два года, в случае принятия налога на выведенный капитал, составят 80 – 100 млрд грн. И здесь могут иметь место неприятные ожидания в форме повышения (может, и временного) ставок других налогов (например, НДС, акциз, НДФЛ);

2. Бесспорно, что бизнес, который мыслит логикой построения схем уклонения от налогообложения, и в дальнейшем может работать в направлении минимизации. Хотя здесь как раз ответ очевиден: при ставке налога в 15 % уже нет никакого смысла применять схемы уклонения, граничащих с уголовной ответственностью и цена которых (около 12 %) почти приближается к ставке обложения НнВК (15 %);

3. Существует мнение, что дискриминационное налогообложение платежей в виде роялти в пользу нерезидента не будет способствовать вхождению крупного бизнеса в Украину. Но это касается отдельных видов бизнеса, которые построены на продаже франшиз.

4. Существует риск того, что фискальные органы в ходе проверок попытаются приравнять большое количество сомнительных операций к операциям по выводу капитала и, соответственно, подвести их под дополнительное налогообложение;

5. Отсутствует основа для эффективной защиты интересов налогоплательщиков в судах и силовых структурах. Ведь бизнес не будет инвестировать деньги в развитие, если понимает, что завтра могут произойти рейдерские захваты или необоснованные "наезды" со стороны прокуратуры, МВД или СБУ.

Я считаю, что если инвестиции пойдут в экономику, как отечественные, так и иностранные, то это должно способствовать росту ВВП не на 1,2 – 1,5 % в год, как это демонстрирует экономика сегодня, а до 4 % в год, что уже будет расцениваться как существенный экономический рост.

При этом не вызывает никакого сомнения необходимость комплексного решения проблемы – не только изменение системы налогообложения, но и введение целого комплекса законодательных изменений в сфере защиты бизнеса и инвестиций, защиты частной собственности и обеспечения других гарантий, прав и свобод.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

В Украине снова заговорили о перспективах введения налога на выведенный капитал. Более того, депутаты рассчитывают, что соответствующий закон удастся принять до конца текущего года, а полноценно он сможет заработать уже с 2021-го.

В Украине снова заговорили о перспективах введения налога на выведенный капитал.

Некоторые считают принятие этого налога несвоевременным, опасаясь, что это уменьшит поступления в бюджет. Другие уверенны в обратном: НнВК – это реинвестирование в развитие украинского бизнеса, толчок для восстановления и усиления его деловой и инвестиционной деятельности.

О целесообразности такого коренного изменения системы налогообложения и как НнВК может помочь бизнесу, в колонке для «Минфина» рассказал член Украинской рады бизнеса, основатель SMK group Денис Парамонов.

Почему инвесторам не нравится Украина

Коронавирус сильно ударил по украинскому бизнесу. К обилию исторических проблем, которые мы имели и раньше, добавились огромные потери из-за карантинных ограничений. Поэтому, с одной стороны, нужно в буквальном смысле спасать украинский бизнес, с другой — повышать инвестиционную привлекательность Украины. Причем не только для внешних, но и для внутренних инвесторов.

Почему инвесторы не выстраиваются в очередь, чтобы вложить деньги в Украину? Причин несколько.

Во-первых, у нас до сих пор сохраняются высокие риски и низкая доходность ведения бизнеса в Украине. Ни один бизнесмен не захочет иметь дело с Украиной, где нет прозрачных правил игры, где не соблюдаются обязательства. Где из-за политической и экономической турбулентности постоянно меняется законодательство, и невозможно просчитать экономическую целесообразность, сформировать бизнес-планы хотя бы на несколько лет вперед, не говоря уже о долгосрочной перспективе.

Во-вторых, у нас до сих пор процветает рейдерство, причем часто «отжим» предприятий осуществляется под ширмой закона. Не секрет, что для Украины привычным стало такое явление, как «черные регистраторы», которые могут переписать любое предприятие на посторонних лиц. И настоящий владелец компании не может ничего доказать, потому что сталкивается с еще одной украинской бедой — несовершенством судебной системы. Несмотря на все обещания властей провести судебную реформу, у нас до сих пор собственность предпринимателя — как физическая, так и интеллектуальная — не защищена, а принцип верховенства права существует только в теории.

Ну и, наконец, еще одна наша традиционная проблема — огромное количество регуляторных учреждений и органов по проверке, вместо того, чтобы выполнять функции сервиса и помогать бизнесу, оказывают ему препятствия.

Прежде всего, речь идет о налоговиках. Наше налоговое законодательство — и прежде всего налог на прибыль — выписаны так, что представитель налоговой службы уполномочен требовать от предпринимателя документы, доказывающие, что расходы предприятия были настоящими, а не занижающими прибыль и соответственно налог на него. В конце концов, это превращается в шантаж предпринимателя остановкой его деятельности, пока он не оплатит определенную сумму в бюджет (для выполнения плана налоговой) или в карман налогового инспектора.

Простое решение сложных проблем

Как можно это устранить? Нужно сделать два шага.

  1. Лишить налоговую права проверок путем остановки бизнеса. Превратить ДПС с карательно-репрессивной в сервисную службу. Зато создать не силовой, а аналитический центр — Бюро финансовых расследований – который бы за счет аналитики, данных из различных реестров высчитывал злоупотребления или ошибки в уплате налогов.
  2. Заменить дискреционный (то есть, перекладывает на налоговика право решать) налог на прибыль налогом на выведеный капитал. Когда облагается только та часть прибыли, которая выводится из бизнеса на собственные нужды предпринимателя.

Украинская рада бизнеса настаивает много лет на том, что надо уменьшить давление на бизнес, в том числе, налоговое. Я понимаю предостережения тех, кто считает принятие этого налога несвоевременным, ведь это якобы уменьшит поступления в бюджет. Однако опыт других стран доказывает обратное. Есть успешный пример Грузии, где после введения НнВК в течение двух лет наблюдалось незначительное падение ВВП, а затем начался стремительный рост — + 2,9% в 2015 и + 4,8% в 2017-м. Просто в этой стране никто не рассматривал введение этого налога с точки зрения недополучения бюджетных средств. А смотрели на это как на инвестирование средств в развитие грузинского бизнеса.

Украинским чиновникам также нужно пересматривать философию налогообложения. В самом Минфине признают, что только 10% украинских компаний платят налог на прибыль, все остальные пытаются уклониться от него путем «оптимизации». Так кого мы обманываем, когда держимся за этот «бюджетообразующий» налог? На самом деле, введение налога на выведенный капитал не приведет к бюджетным потерям. Это реинвестирование в развитие украинского бизнеса, толчок для восстановления и усиления его деловой и инвестиционной деятельности. И поддержка нашим предпринимателям сегодня нужна как никогда.

Лед тронулся

Меня радует, что к нашему мнению прислушался президент Украины Владимир Зеленский, который «дал добро» на принятие соответствующего закона, добавив, что это надо делать «быстро, решительно и без половинчатых мер».

В Верховной Раде тоже публично заявляют о скором принятие соответствующего законопроекта. По словам председателя парламентского комитета по вопросам экономического развития Дмитрия Наталухи, уже к концу года должен быть принят соответствующий закон, а внедрение самого НнВК планируется со следующего года, что принесет значительное облегчение бизнесу.

Очень рассчитываю на серьезность намерений властной команды. Ведь внедрение нового налога — это игра вдолгую, направленная на всестороннюю поддержку украинского бизнеса. Положительные последствия его проявятся не так быстро, но будут стабильными и поспособствуют устойчивому развитию экономики и росту ВВП.

Налог на выведенный капитал: влияние на экономику

4 июля в Верховной Раде был зарегистрирован новый законопроект №8557 о налоге на выведенный капитал. Его подал президент Украины Петр Порошенко, сообщает Сегодня.

Законопроект предполагает, что привычный налог на прибыль будет в Украине упразднен, а вместо него – уже с 1 января 2019 года – появится новый налог: на выведенный капитал (НВК). Сторонники этого налога утверждают, что такое новшество будет способствовать развитию производства в Украине и выводу доходов предприятий из тени.

О введении налога на выведенный капитал говорится уже не первый год. Похожая модель налогообложения была предложена в законопроекте №3357, который был подан еще в 2015 году просто рекордно большим авторским коллективом. Правда, термин "налог на выведенный капитал" в законопроекте не упоминался. Соавторами этого документа значатся более 120 народных депутатов, включая главу комитета по вопросам налоговой политики Нину Южанину. Несмотря на это, до рассмотрения в сессионном зале за три года дело так и не дошло.

Чем не устраивает налог на прибыль

Налог на прибыль сегодня должны платить большинство предприятий, кроме неприбыльных организаций (например, общественных), бюджетных учреждений (больниц и пр.) и плательщики единого налога (ФОПы и др.). Выплачивать налог полагалось раз в год по итогам финансового отчета о расходах и доходах предприятия. При этом суммы рассчитываются по сложной и запутанной формуле, где нужно учитывать множество разнообразных факторов: род деятельности, амортизацию и виды финансовых операций.

В попытке минимизировать налоговые платежи предприниматели изобрели множество схем, которые позволяют им не показывать реальную прибыль. В итоге по отчетам большинство украинских предприятий проходят как убыточные или с минимальной прибылью. А такие предприятия не могут инвестировать средства в свое развитие – денег-то на это у них, по отчетам, нет. А если "появятся" – это может вызвать вопросы проверяющих органов.

С другой стороны, запутанность и сложность законодательства позволяла этим самым проверяющим органам оспаривать правильность составления отчетов и определения размера прибыли предприятиями. Большинство дел о "сокрытии доходов" и об "уклонении от уплаты налогов" построены именно на такой казуистике. Взяточничество и штрафные санкции (или их угроза) в предпринимательской среде тоже во многом были порождены сложностью налогового законодательства.

Вместе с упразднением налога на прибыль должны исчезнуть многие коррупционные схемы, считают сторонники изменения налогового законодательства. А принцип действия нового налога – на выведенный капитал – намного проще и понятнее, чем тонкости налога на прибыль.

Доходы предприятий перестанут интересовать налоговиков

Введение нового налога – на выведенный капитал – предполагает, что доходы и прибыль предприятия вообще не будут интересовать контролирующие органы. Потому что этот показатель перестает быть базовым при начислении налогов. А значит, скрывать прибыль больше не будет нужды.

Представлять интерес для фискальных служб будут только суммы, которые акционеры или собственники получат в качестве дивидендов, выведут за рубеж или каким-то иным способом изымут из бюджета предприятия. Вот именно с этих сумм и предполагается взимать налог на выведенный капитал.

А вот прибыль, которую собственники решат потратить на развитие производства, улучшение условий труда и прочие полезные для предприятия вещи, налогами облагаться не будет. Поэтому сторонники налога на выведенный капитал считают, что упразднение налога на прибыль и введение налога на выведенный капитал приведет к всеобщей модернизации предприятий, улучшению условий труда (в т. ч. росту зарплат) и вообще к расцвету экономики страны.

Собственникам придется инвестировать в развитие предприятий

Изношенность основных фондов украинских предприятий считают серьезным "тормозом" для развития экономики. В пояснительной записке к президентскому законопроекту говорится, что изношенность основных средств в целом по экономике составляет 58,1%, а в ведущем секторе – перерабатывающей промышленности – оценивается в 76,4%!

Поскольку новая система налогообложения предполагает, что платить в казну придется как раз с тех средств, которые не будут вкладываться в модернизацию и развитие, собственники захотят больше средств оставлять на счетах своих компаний и вкладывать их в развитие, полагают инициаторы новшества.

В результате упростятся условия ведения бизнеса, сократятся траты налогоплательщиков, повысится капитализация предприятий и будет создан мощный стимул для привлечения инвестиций в украинскую экономику. Это доказывают, в частности, примеры тех стран, которые учредили налог на выведенный капиталраньше: Эстонии, Латвии, Грузии.

Правда, все это ожидается не сразу, а в лучшем случае через несколько лет после налоговых изменений. А вот в первые годы после внесения новшеств в Налоговый кодекс бюджет недополучит значительные суммы.

Именно это обстоятельство объясняет, почему введение налога на выведенный капитал год от года откладывается. Многие и сейчас сомневаются, что новый налог будет введен с начала следующего года. Даже несмотря на то, что президентский законопроект определен как "неотложный". Один из аргументов противников нового налога – западные партнеры Украины не рекомендуют вводить новый налог, возражая из-за сокращения доходов бюджета.

В то же время скептики считают, что даже под "угрозой" налогообложения многие собственники не откажутся от дивидендов. К тому же, зная "изобретательность" соотечественников, они полагают, что вскоре после введения нового налога появятся и новые схемы "обхода" прямых законодательных норм.

Сколько заставят платить

Согласно законопроекту №8557, ставка налога на выведенный капитал составит 15% для таких операций:

  • выплата дивидендов в пользу физического или юридического лица, которое не платит налогинеплательщика
  • выплата части прибыли государственными некорпоративными ,казеными или коммунальными предприятиями
  • возврат взносов собственнику корпоративных прав – неплательщику налога и др.

К платежам, которые приравниваются к выплате дивидентов, относятся следующие:

  • проценты, уплаченные нерезидентам
  • выплаты по договорам страхования в пользу страховиков-нерезидентов (в отдельных случаях)
  • безвозвратная финансовая помощь, предоставленная плательщиком налога неплательщику
  • денежные переводы на зарубежные счета и многие другие.

Налоговая ставка по таким операциям составит 20%. Исключение составят операции по выполнению долговых обязательств – за них будут взимать налог 5%.

Нацбанк обяжут разработать новую систему присвоения кода денежным операциям. Облагаться налогом на выведенный капитал будут только те средства, которые будут подпадать под "налоговые" коды.

Законопроектом предусмотрено, что первые три года после введения нового налога предприниматели смогут выбирать, платить ли им налоги по старой схеме или по новой. А вот с 2022 года налог на выведенный капитал станет обязательным для всех.

Реестр налогоплательщиков планируется разместить на сайте Государственой фискальной службы.

Это поистине конец эпохи офшоров – так реагируют консультанты на слова президента Владимира Путина о повышении налоговой нагрузки на выплачиваемые за границу доходы. В обращении к населению 25 марта он предложил поддержать людей, а также малый и средний бизнес: повысить пособие по безработице, снизить страховые социальные взносы, увеличить выплаты по больничным. Платить за это предстоит бизнесу с зарубежными структурами, иностранным инвесторам и вкладчикам с депозитами больше 1 млн руб.

Адекватный налог

Все выплаты процентов и дивидендов за рубеж «должны облагаться адекватным налогом», сказал Путин, сейчас же они «облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%», что несправедливо, так как люди с зарплат платят 13%. Поэтому он предложил повысить ставку налога на выводимые за рубеж доходы до 15%, а если страны откажутся скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения, Россия из них выйдет. Это коснется как физических, так и юридических лиц, уточнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, будет ли увеличена нагрузка и на выплачиваемые за границу роялти, он не сказал.

У России более 100 таких соглашений. Без них компания, которая выплачивает дивиденды, проценты или роялти за границу, будет платить налоги по максимуму – по 15 и 20% соответственно, сейчас же это может быть и 0%, как, например, с процентов по займам, выплачиваемым на Кипр.

Путин хочет начать с пересмотра соглашений со странами, через которые проходят «значительные ресурсы российского происхождения». Первый в очереди – Кипр, говорит федеральный чиновник. А также, возможно, Нидерланды, уточняет еще один чиновник, все соглашения меняться скорее всего не будут – сделать это слишком сложно и вряд ли необходимо. За первые девять месяцев 2019 г. Россия вложила в Кипр $13,4 млрд, а получила $4,8 млрд прямых инвестиций.

Путин выступил с обращением к нации. Главное

С 2015 г. при выплате дохода за рубеж компаниям и без того все сложнее пользоваться пониженными ставками соглашений. Классическая схема – деньги транзитом, например, через Кипр переводятся в другие юрисдикции, оседая в итоге в офшорах. Но если получатель – промежуточная компания, которая не может ими распоряжаться, налоговики могут доначислить налоги. Повышение ставки до 15% еще сильнее снизит привлекательность зарубежных структур в странах, с которыми будут изменены или расторгнуты соглашения, говорит партнер EY Марина Белякова. Нагрузка на инвестиции в Россию вырастет, предупреждает партнер «Кроу экспертизы» Рустам Вахитов: для большинства стратегических инвесторов доходность вложений в российские активы снизится на 10 п. п., в некоторых случаях это может быть достаточным для отказа от инвестиций. Если странам не удастся договориться и соглашения будут расторгнуты, то есть риск, что иностранному бизнесу придется платить налоги и в России, и в других странах, опасается директор департамента налогов и права Deloitte Олег Трошин.

Пока не станет ясно, как будет работать новая норма, Россия скорее всего столкнется с оттоком капитала, предупреждает директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG Александр Токарев. Иностранные инвестиции сократятся, уверен налоговый менеджер крупной международной компании. Уйдут те, кто в нынешней ситуации и при новом налогообложении не сможет получать прибыль на российском рынке, считает Токарев.

Все страны постепенно к этому идут, но дьявол в деталях, говорит сотрудник крупного инвестфонда: важно, чтобы повышенная ставка налога не относилась к инвестструктурным и институциональным инвесторам. Судя по заявлению президента, у властей есть понимание, когда соглашения о двойном налогообложении используют фиктивные структуры, поэтому есть надежда, что эти меры будут применяться к недобросовестным компаниям, рассчитывает собеседник «Ведомостей».

Российские представительства иностранных фирм и так платят в России налоги с дивидендов, а 15% – это немного, сказал сотрудник западной компании. Сотрудник иностранного фонда, инвестирующего в Россию, также говорит, что компания не платила меньше 15%. SAP, по словам ее представителя, не использует схемы оптимизации налогов. Представитель «Норникеля» назвал меры, предложенные президентом, правильными и своевременными. «Магнит» полностью инкорпорирован в России и инициатива президента никак не скажется на операционной и финансовой деятельности компании, заверил его представитель.

Для тех, у кого за миллион

Под ударом и доходы части населения. «Во многих странах мира процентные доходы граждан от вкладов в банках и инвестиций в ценные бумаги облагаются подоходным налогом. У нас такой доход налогом не облагается. Предлагаю для граждан, чей общий объем банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн руб., установить налог на процентный доход в размере 13%», – сказал Путин. Будет ли это правило распространяться в том числе на «народные» ОФЗ, он не уточнил.

По словам президента, «мера затронет только порядка 1% вкладчиков». Но это 55,3% от общей суммы вкладов, или почти 17 трлн руб., по данным АСВ на 1 января.

Россиянам придется платить налог с процентов по вкладам и облигациям

Сейчас НДФЛ с процентов по вкладам и корпоративным облигациям взимается, только если их ставки превышают ключевую ставку ЦБ, увеличенную на 5 п. п. (сейчас это 11% годовых), – в размере 35% с суммы превышения. Купоны ОФЗ этим налогом не облагаются независимо от ставки.

Когда изменится налогообложение принадлежащих гражданам вкладов и облигаций, президент не указал. Согласно Налоговому кодексу вводить нормы, ухудшающие условия для налогоплательщиков, например НДФЛ для вкладов и облигаций, можно только с нового налогового периода, т. е. с 1 января 2021 г., констатирует старший юрист BGP Litigation Денис Савин. «Чтобы провести эти изменения задним числом, потребуется менять Налоговый кодекс и прописывать, что в случае чрезвычайных ситуаций, пандемии, кризисных явлений в экономике и проч. такие меры могут вводиться задним числом», – добавил он.

Финансисты разочарованы грядущими переменами. «Налог на депозиты – плохая идея, особенно после снижения ключевой ставки ЦБ. Это подстегнет спрос на валюту: люди будут забирать деньги из банков и покупать валюту, кредитуя США и ЕС», – сетует руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. Эта мера сейчас может привести к перетоку денег с рублевых вкладов на валютные счета «до востребования» для защиты от риска обесценения рубля, согласен аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. «В облигациях и евробондах есть риск, что, во-первых, инвесторы будут просить премию за недополученный из-за налога доход, поэтому доходности облигаций будут выше, а сами бумаги – дешевле, а во-вторых, часть инвесторов может переориентироваться на менее рискованные иностранные бонды», – говорит Порывай.

«Если вкладчики держат на рублевых вкладах больше 1 млн руб., то разумнее всего такие вклады сейчас закрыть и купить консервативные облигации, лучше всего ОФЗ. Доходность по ним сейчас даже за вычетом 13% будет выше, чем процентный доход по вкладам минус 13%. Также можно перевести эту сумму на индивидуальный инвестиционный счет и сэкономить деньги на налоговом вычете», – советует независимый финансовый консультант Наталья Смирнова.

Сможет ли прогрессивный налог на прибыль компаний задержать средства в России?

Сергей Аксенов

На фото: премьер-министр РФ Михаил Мишустин



Премьер Михаил Мишустин предложил ввести прогрессивную шкалу налога на прибыль некоторых компаний для сдерживания вывода капитала из России.

«Если компания ведет агрессивную деятельность по выводу больших дивидендов, процентов, роялти из РФ, то соответствующие ставки прогрессивные налога на прибыль и какие-то другие подходы должны быть сделаны. К этой работе мы готовы, мы будем ждать предложений в том числе от депутатского корпуса», — заявил Мишустин, выступая в Госдуме отчетом о работе правительства.

По его словам, лидерами по выводу капитала из России являются компании ТЭК — 27% всех дивидендов, роялти и процентов. На втором месте металлургия, на третьем месте банки. Следом идут ритейл, логистика и другие отрасли. Властям же остается следить, чтобы объемы выводимых средств не превышали кратно суммы налогов, уплачиваемых этими компаниями в бюджетную систему.

При этом Мишустин оговорился, что важно не убить в предпринимателях стремление производить новую продукцию и экспортировать ее. В настоящее время основная часть поступлений от налога на прибыль (ставка 20%) идет в бюджеты регионов, которые нуждаются в средствах для развития инфраструктуры, социальной сферы и для создания новых рабочих мест.

Премьер напомнил, что сейчас Россия пересматривает соглашения об избежании двойного налогообложения с транзитными юрисдикциями, через которые идет основной вывод капитала из России. Кипр, Мальта и Люксембург согласились на новые условия, Нидерланды отказались и соглашение будет расторгнуто.

На перечисленные страны приходится 1,3 трлн рублей пассивных доходов, дивидендов, процентов и роялти, выведенных из России в 2019 году. Всего же было выведено 4,3 трлн рублей. В планах государства изменить соглашения об избежании двойного налогообложения с Швейцарией, Сингапуром и Гонконгом. Тогда это коснется 90% выводимых средств такого рода.

Объяснения Мишустина были ответом на реплику спикера Госдумы Вячеслава Володина о «жадности» бизнеса, которая наносит вред экономике страны. «Выводятся средства, которые могли бы дальше расходоваться на развитие предприятий, — возмутился спикер. — С другой стороны, те, кто их выводят, подвергают риску эти ресурсы». Вопрос беспокоит все фракции, подчеркнул Володин.

— Речь здесь идет о выводе инвестиционных доходов из России, которые выводят на законных пока основаниях иностранные инвесторы. Это не касается российского капитала, — пояснил профессор кафедры международных финансов МГИМО, д. э. н. Валентин Катасонов.

Российский капитал, конечно, убегает за границу по контрабандным каналам. Но в платежном балансе страны это отражается во втором разделе «Операции с капиталом». Это не инвестиционные доходы. Инвестиционные доходы отражаются в первом разделе баланса, который называется «Текущие операции».

Понятно, что для полноты картины надо суммировать и первый, и второй раздел. Там еще есть и третий, и четвертый — ошибки и пропуски — это тоже фактически нелегальный вывод капитала. То есть премьер говорит о том, чтобы прикрыть одну из имеющихся дыр для вывода капитала. А с моей точки зрения ее надо не прикрывать, а закрывать.

«СП»: Такая большая?

— Я не раз публиковал статистику, которая показывает, что отток инвестиционных доходов из России очень весомый и порой превышает чистый отток капитала. Это очень серьезная дыра в российской экономике. В отдельные годы сальдо инвестиционных доходов (разница между входящими и выходящими инвестиционными доходами) достигало 70−80 млрд долларов.

Более того, с моей точки зрения, нужно поставить вопрос: зачем вообще нашей стране нужен иностранный капитал? Потому что 90 процентов иностранного капитала приходит сюда ничего не создавая. Они просто приобретают доли в компаниях, покупают ценные бумаги на внутреннем рынке, а потом выводят доходы.

«СП»: Вот, Мишустин предлагает отщипывать у них побольше с помощью прогрессивной ставки налога на прибыль…

— Конечно, с помощью налогов можно замедлить вывод капитала, но все-таки иностранный капитал в России — это пятое колесо в телеге. А значит надо действовать масштабнее. Провести ревизию того, чем у нас занимается иностранный капитал. Ведь часто он занимается просто подрывной деятельностью. Поэтому то, что предложил Мишустин, — необходимо, но явно недостаточно.

Если действительно пытаться заставить иностранный капитал работать на Россию, то надо делать как в Китае. Они очень сдержано относятся к привлечению иностранного капитала. Но кое-где допускают, а кое-где даже поощряют. Но при этом установлен мораторий на вывод инвестиционных доходов на 10 лет. Так и в России можно сделать. Пусть сделают что-то полезное для страны!

Ведь к нам заходят фактически мародеры. Приходят с пустыми чемоданами, а уходят с полными.

По мнению профессора Финансового института при правительстве РФ Бориса Хейфеца, государству в борьбе с вывозом капитала следует активнее использовать меры принуждения.

— Существует дифференцированный налог — можно повышать процент на вывоз капитала. Например, в Белоруссии он был 15 процентов. Но надо понять речь сейчас идет о выводе капитала вообще за пределы страны или опять будет вводиться список стран — куда можно вывозить, а куда нет? К тому же у нас еще есть дифференциация: кому можно вывозить — есть льготы, а кому нет.

«СП»: Премьер напомнил о пересмотренных соглашения об избежании двойного налогообложения…

— Да, но никто не говорит, что в этих соглашениях льготы сохраняются: для компаний, которые котируются на бирже. Просто увеличивается налог с пяти процентов до пятнадцати. И с нулевых ставок, скажем, по роялти, за пользование кредитом — с нуля до двадцати. Есть льготы и для страховых компаний. То есть этот пересмотр соглашений неоднозначный.

Я еще в 2013 году писал, что надо как можно скорее пересматривать все 80 соглашений об избежании двойного налогообложения, отказываться от льгот для офшорах. Они позволяют избегать налогов даже при повышенной ставке, так как выплачивая дивиденды они не платят социальные страховые взносы, которые составляю значительную долю в налогах. Фактически, получают дополнительный доход.

Сейчас в мире около 200 стран и больше 100 из них могут быть задействованы в схемах агрессивной минимизации налогообложения. Всегда можно найти какие-то обходные пути.

По-прежнему офшорные компании, принадлежащие россиянам, используются в схемах госзакупок. Для преодоления этого нужна эффективная система обмена налоговой информацией. Она действует уже три года, мы официально обмениваемся информацией с 71 страной. Но избирательное применение правил снижает эффективность. По идее, должна помочь цифровизация. Вообще, нужно усилить использование кнута. Пряник, который мы использовали до сих пор не очень работает.

«СП»: А как поживают российские офшоры, созданные для того, чтобы выманить бизнес из иностранных юрисдикций?

— Первые шаги сделаны. Созданы специальные административные районы: остров Русский на Дальнем Востоке, остров Октябрьский в Калининградской области. Но результаты пока не очень, хотя там изумительные условия налогообложения — налоговый рай. Так, на Октябрьском, по последним данным, были зарегистрированы 36 компаний, на Русском — две компании и еще с тремя велись переговоры. То есть массово бизнес не перерегистрируется туда.

В свою очередь генеральный директор «Рокет Хьюманс» Анастасия Ускова считает, что правительство, желаю обуздать вывоз капитала из страны, преследует социальные цели.

— Я, как, наверное, и большинство бизнесменов — за четкую налоговую ставку, без прогрессивных налогов. Но в данном случае идея вполне осмысленная. Цены выросли, доходы граждан упали, и теперь предпринимаются шаги по привлечению дополнительных доходов в бюджет.

Речь здесь идет об экспортерах, повышающих ценник внутри России на свою продукцию до мировых цен и выводящих прибыль за рубеж. Это и сельхозпроизводители, и компании, добывающие сырье, и перекупщики. Получается, что не экономика выигрывает от роста цен, а конкретные компании, в том числе посредники. И смысл решения: либо ставьте разные «домашние» и экспортные цены на продукцию или услуги, либо поделитесь прибылью от объема.

Такая своего рода принудительная социальная ответственность бизнеса, в интересах тех, кто производит для внутреннего рынка, а также в интересах малоимущих граждан, которые, в идеале, что-то получат от этого повышения налогов.

► О выступлении в Госдуме Михаила Мишустина с ежегодным отчетом о работе правительства читайте в материале «Свободной Прессы» — И «постковидный прорыв» впереди…

Читайте также: