Налог на веру в исламе

Опубликовано: 15.05.2024

Налог – это одна из немногих составляющих жизни, которая, согласно широко известному афоризму, как и смерть, является неизбежной. Налогообложение — это система, которую используют государства для получения средств, обеспечивающих финансирование государственных расходов. Государства используют налоговые поступления для того, чтобы содержать армию и полицию, строить плотины и дороги, обеспечивать работу школ и больниц, предоставлять бедным питание, а пожилым медицинскую помощь и для сотен других целей. Государство не могло бы существовать без налогов, которые формируют бюджетный фонд страны, необходимый для выполнения государством его функций.

Система исламского налогооблажения сложилась в процессе арабских завоеваний в VII-VII веках и формирования финансовой структуры Арабского халифата.Налогообложению в исламе отводится далеко не второстепенная роль. В ходе арабских завоеваний в VI-VIII вв. побежденным народам предоставлялась возможность выбора одной из трех альтернатив: умереть, платить налоги или сменить веру. При этом народы, населявшие завоеванные территории и переходившие в мусульманскую веру, уплачивали менее обременительные исламские налоги. Важнейшей особенностью налогообложения в исламском мире было то, что оно основывалось на священных первоисточниках - Коране и cунне. Поэтому исламские налоги имели не только экономическое, но и религиозное значение. Причем исламскими называются только те налоги, которые утверждены шариатом: закят, ушр, хумс, харадж и джизья.

Ислам имеет совершенно иной взгляд на экономику и налогообложение, так как Исламская основа отличается от капиталистической. С принципиальной точки зрения, в Исламе, и в Халифате, при налогообложении уделяется особое внимание налогам на имущество, а не на доходы. Исламская система налогообложения облагает налогом не прибыль, а капитал. Это означает, что средний человек получит более чистый доход, и он будет обязан платить налог на то имущество, которое останется в конце года. Это будет оказывать существенное влияние на экономику.

Исламские налоги - различные формы платежей или иных податей, взимаемые с населения исламских стран.

Закят - обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём и так далее. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята.

Закят выплачивается со следующих категорий имущества:

1. Ценности: золото, серебро, денежные единицы (в том числе наличные деньги, арендная плата, вклады в банках), акции:

2. Скот: только с молочного, племенного и пастбищного, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Например, со стада 5-9 голов верблюдов взимается одна овца; а облагаемый минимум овец - 40 голов, с которых также взимается одна овца;

3. Урожай: зерно и плоды.

4. Товары (имущество, предназначенное для продажи): закят в размере 2,5 % выплачивается с товаров, если цена их достигает размера, установленного для золота (84,8 г) и со времени последней выплаты закята с такого имущества прошёл уже полный лунный год;

5. Имущество, добытое из земли, недр, морей и морского шельфа: так с золота и серебра, извлекаемых из рудников уплачивают 1/40, а с найденного клада - 1/5 часть.

Категорий получателей закята:

1. Бедняки - это нуждающиеся люди, которые ничего не имеют.

2. Неимущие - это также нуждающиеся люди, однако их положение лучше, чем положение первых, то есть они не имеют достаточно (категория людей, не обладающих необходимым минимумом, с которого выплачивается закят).

3. Тем, кто занимается сбором закята, назначенные имамом или его заместителями для сбора, хранения, учёта или распределения закята.

4. Тем, чьи сердца хотят завоевать, - это люди, веру которых хотят укрепить.

5. На выкуп рабов и пленников-мусульман для дарования им свободы.

6. Должники а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.) б) которые взяли в долг в интересах другого человека.

7. На дела во имя Аллаха — эти средства раздаются воинам, ведущим джихад, то есть идущим по пути Аллаха. В том числе людям, способствующим распространению ислама и истинных знаний о нём (фи сабилил-лях) и т. д.

8. Путники - люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию.

Ушр (мн. ч. ушур; «десятая часть») - налог или сбор в размере 1/10, десятина. Налог с продуктов земледелия, выплачиваемый мусульманами с земель, которые не подлежат обложению хараджем; торговая пошлина с ахль аль-харб в размере 1/10 цены товара; всякие торговые сборы с мусульман сверх законного закята. Необходимость выплаты ушра закреплена Кораном, Сунной и единогласным решением исламских богословов (иджмой).

Налог с продуктов земледелия выплачивался мусульманами с тех земель, которые по праву завоевания, окультуривания или дарения правителем не подлежат обложению хараджем. Обычно ушр дается с урожая зерновых и фруктов, а огородные культуры обычно не облагаются ушром. Это общее положение лишь приблизительно отражает существовавшую в Арабском халифате практику: так, с одной стороны, с ушровых земель, орошаемых с помощью технических приспособлений, бралась 1/20 урожая, а с другой — харадж с малодоходных богарных земель составлял 1/10 урожая. Право выплаты ушра вместо хараджа со временем превратилось в персональную привилегию. Теоретически ушр представляет собой обязательную милостыню (закят) с продуктов земледелия, и поэтому, некоторые факихи считали, что мусульманин — владелец хараджной земли должен платить ушр сверх хараджа, то есть ушр равен закат. В действительности крупные землевладельцы, платившие ушр, получали с арендаторов харадж и платили из него ушр, оставляя себе разницу.




Хумс (или хумус, мн. ч. ахмас; «пятая часть») - отчисление с различных видов добычи в размере 1/5 части. Введен пророком Мухаммадом как выделявшаяся ему доля военной добычи; заменил традиционную четверть, которая отчислялась вождю.

В последующее время хумсом называлось:

1. доля добычи (ганима), каторая отчислялась в распоряжение главы государства (халифа);

2. пошлина государству при продаже мусульманином земли иноверцу;

3. налог с добытых продуктов моря (амбра, драгоценные камни, жемчуг);

4. отчисление доли найденного клада(кафиру).

Не всякий налог в размере 1/5 считался хумсом. Так, христиане-таглибиты платили не джизию, а ушр, но в двойном размере. Данный налог назывался двойной десятиной.

Налоги с иноверцев:

Джизья - подушная подать с иноверцев (зимми) в мусульманских государствах. Исламские правоведы рассматривают джизью как выкуп за сохранение жизни при завоевании. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII века) и христиане, воевавшие в мусульманской армии.

Термин джизья встречается в 29 аяте суры Ат-Тауба. Средневековые правоведы сомневались в том, что в этом аяте под ним разумеется определенный налог, а не просто «воздаяние». В VII веке джизья смешивалась с хараджем, так как весь налог с завоеванной области рассматривался как выкуп иноверцев. В первой четверти VIII века джизья выделилась в особый налог с индивидуальной ответственностью. Из-за увеличения общей суммы налогов по податным округам и исчезновения помощи круговой поруки произошло ухудшение положения податного населения. Джизьей облагались мужчины, достигшие зрелости. В зависимости от имущественного положения налогоплательщика, джизья равнялась 12, 24 или 48 дирхамам, а в странах с золотым обращением — 1,2,4 динара. Эти ставки сохранялись до XV века, однако из-за постоянного падения достоинства монеты в Османской империи время от времени размер джизьи изменялся. Теоретически джизья должна была выплачиваться единовременно по истечении налогового года, однако на практике она взималась частями. В XI—XIII веках в большинство исламских стран перешло к системе коллективной ответственности. В зависимости от численности иноверцев каждой общине устанавливалась общая сумма джизьи. За её сбор и своевременную сдачу государству отвечал глава общины. В Османской империи в разное время применялись обе формы выплаты джизьи. Иногда джизью выплачивали женщины, получившие в наследство землю. От джизьи освобождались христиане, воевавшие в мусульманской армии. В норманнской Сицилии джизьей называлась также подушная подать с мусульман.

Харадж в исламе — государственный налог, который взимается за пользование землей. Харадж брался с иноверцев (кафиров) с земель, которые были завоеваны мусульманами. Принявшие ислам иноверцы освобождались от выплаты джизьи, но продолжали платить харадж. Система обложения хараджем в большинстве областей Халифата восходит к византийским нормам. Увеличение числа новообращенных мусульман грозило серьезным сокращением поступлений в бюджет государства, поэтому утвердилось представление о том, что статус хараджных земель неизменен и не зависит от религии землевладельца или арендатора. В конце VIII—IX веке факихи толковали харадж как плату (фай), взимаемую с жителей завоеванных областей за пользование его землями.

Первый земельный кадастр в Сирии и Ираке был проведён при омейядском халифе Муавии, в Египте — в 724-25 годах. В Ираке и многих других областях Ирана харадж был коллективным налогом, лежавшим на земледельцах каждого населённого пункта, связанных круговой порукой. С IX века харадж был индивидуальным налогом в Египте. Харадж взимался как деньгам (Египет), так и натурой (либо в смешанной форме). Ханафитский правовед Абу Юусуф считал наиболее справедливой смешанную форму. Денежный налог собирался в течение всего года, иногда даже месячными долями. По ханафитскому мазхабу, мусульманин, купивший земли немусульман, должен продолжать платить с этих земель не ушр, а харадж, то есть один вид налога. В трёх других суннитских правовых школах харадж и ушр может выплачиваться с одной и той же земли. Хараджные земли могут быть переданы в аренду.

Харадж бывает трёх видов:

1. аль-Мисаха (муфадана), взимавшийся в твердых ставках с единицы обработанной площади.

2. аль-Муваззафа (мукатаа, мунаджиза), предусмотренный для пригодных для земледелия территорий. В период правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, муваззафа была в размере 18 кг и 1 дирхема с территории 1600 квадратных метров. В зависимости от объективных условий эта цифра могла меняться.

3. аль-Мукасама, выплачиваемый с урожая земель, с которых брали харадж. Размер мукасамы зависел от количества собранного урожая и колебался в размере от четверти до половины урожая. Харадж был установлен пророком Мухаммадом, который после завоевания мусульманами оазисов Хайбар и Фадак, обязал иудеев выплачивать половину собранного ими урожая.

Контрольные вопросы:

1. Что такое Закят?

2. Исламские налоги - это?

3. Что такое харадж?

4. Перечислите виды налогов в исламе.

Тестовые вопросы:

а. это тип земельного налога сбор, налагаемый на землю

б. это налог на имущество

в. это подушный налог

г. это налог на транспорт

а. это налог на имущество, которым облагается 2,5% имущества граждан, которым они владеют в течении года

б. это тип земельного налога сбор, налагаемый на землю

в. это подушный налог

г. это налог на транспорт

а. это налог обязаны выплачивать все совершеннолетние мужчины зимми (немусульманские граждане), которые имеют средства, чтобы его оплатить

б. это налог на имущество

в. это тип земельного налога сбор, налагаемый на землю

г. это налог на транспорт

Задания на самостоятельную работу студента (СРС):Сдача глоссария (АРМ).

Провести сравнительный анализ основ исламского права и нормативных документов РК, регулирующих деятельность финансовых институтов (конспект с анализом)

Office-hours (СРСП): Провести сравнительный анализ традиционной и исламской системы налогооблажения (презентация PowerPoint, 10-12 слайдов).

Запрещенные направления инвестирования в мусульманском праве (доклад, 2-3 стр.).


Закят в Исламе это один из пяти столпов мусульманской религии, одна из основ, выполнение которой является важнейшей обязанностью мусульманина, если он в состоянии ее исполнить.

Закят - это ежегодный обязательный налог в Исламе, который исламское право предписывает выплачивать каждому мусульманину со своего имущества и доходов. Выплачивать закят должны все самостоятельные, свободные, дееспособные взрослые мусульмане, а вырученные средства, идут в фонд помощи тем единоверцам, которые испытывают нужду. Закят выплачивается с части имущества и денежных средств мусульманина в пользу определенных категорий нуждающихся людей, размер отчисления из денежных средств составляет 2,5%.

Закят сколько процентов? Выплачивается 2,5% с денежной массы, от дохода или сохранившийся суммы (дома, на банковском счету, акциях или депозитах), при условии, что сумма в денежном эквиваленте за год на день выплаты закята, достигла нисаба - закятооблагаемой суммы, которая в 2021 году составляет около 5000$.

Предписания Ислама в выплате закята распространяются только на мусульман, для немусульман, проживающих на территориях исламского государства устанавливается фиксированная сумма налога, составляющая 10%.

Смысл закята в Исламе

Закят – это не просто налог, в Исламе это важнейший социально-экономический институт, который призван утвердить в мусульманском обществе принципы справедливости, который затрагивает в обществе многие аспекты жизнедеятельности. Выплата закята означает по Шариату, что нажитое богатство мусульманина и его доходы не являются греховными. В мусульманских странах действую открытые благотворительные организации, которые занимаются сбором и распространением закята.

Не следует путать такие понятия, как «закят» и «садака», поскольку закят является обязательной милостыней в Исламе, а садака – милостыня добровольная. Закят как выплачивать и его размер определяет Шариат один раз в год и на определенных условиях. Милостыня садака выплачивается по Исламу в том размере, в каком считает нужным сам мусульманин, и он может выплатить ее в любой момент и в неограниченном количестве.

Всевышний Аллах, возложив на мусульман обязанность выплаты закята, проявил огромную милость и глубокую мудрость, ведь в закяте очень много пользы: это и борьба с бедностью, и усиление братства между мусульманами, и воспитание в мусульманах щедрости, очищение от жадности и от скупости сердец, придание бараката материальному состоянию человека, а также преувеличение имущества мусульманина и защита его от бед, и даже болезней.

Оставление выплаты закята

По своей сути закят является собственностью бедных мусульман, нуждающихся, поэтому мусульманину, который не выплатит в земном мире закят, все равно придется вернуть его тем, кто в нем нуждался, но не получил его, в Ахирате. Поэтому после смерти мусульманина его родным с того имущества, которое осталось после покойного, следует в первую очередь выплатить закят, если у него есть долги по закяту, и только после этого можно начинать исполнение завещания.

Если мусульманин отрицает обязательность закята, то он впадает в неверие, а если мусульманин закят выплачивать отказывается, то мусульманский правитель должен забрать у него закят и раздать нуждающимся.

Для тех мусульман, которые не выплатили закят, в Судный день уготованы особые мучения, которые будут настолько же суровыми, насколько грешник нарушил его выплату: все то серебро и золото, с которых они не выплатили закят, будут прикладывать раскаленным к их телу со словами: «Это ваше состояние, с которого вы не выплатили закят и которое хранили, теперь вкусите наказание из-за него». Если же мусульманином не был выплачен закят со скота, то такая скотина, в Судный день превратится в самых крупных животных, которые будут бодать грешника и топтать его до самого момента завершения допроса людей, который будет проходить на Махшаре. Имущество, с которого закят не будет выплачен, превратится в больших ядовитых змей, у которых между глаз будет два пятна, и эти змеи свернутся вокруг шеи грешника и скажут ему, что они – то самое имущество, с которого не выплатил закят грешник.


Размер закята и облагаемая часть

Размер закят равняется одной сороковой части (два с половиной процента) от имущества мусульманина, которую он выплачивает в пользу нуждающихся.

По Шариату, закятом облагается: серебро и золото, крупный рогатый и мелкорогатый скот и верблюды, торговый товар, фрукты и финики, виноград и зерновые сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые и найденные клады.

Выплата со скота

Если у мусульманина есть крупнорогатый скот или овцы, то, когда их поголовье достигнет нисаба или закятооблагаемого минимума или выйдет на большее количество, которое не уменьшится за год и будет находиться на выпасе большую часть года, то по Исламу закятом этот скот также облагается.

Размер закята с крупнорогатого скота определяется таким порядком:

  • за стадо от 30 до 39 голов выплачивают одного годовалого теленка;
  • за стадо от 40 до 59 голов выплачивают одну двухгодовалую телку;
  • за стадо от 60 до 69 голов – выплачивают двух годовалых телят;
  • за стадо от 70 до 79 голов – выплачивают одну двухгодовалую тёлку и одного годовалого телёнка;
  • за стадо от 80 до 89 голов – выплачивают двух двухгодовалых телят;
  • за стадо от 90 до 99 – выплачивают трех телят годовалых;
  • за стадо от 100 до 109 голов, то с него выплачивают двух годовалых и одного двухгодовалого теленка;
  • за стадо от 110 до 119 голов, то с него выплачивают одну годовалую тёлку и двух двухгодовалых;
  • за стадо от 120 до 129 голов, то с него выплачивают четырех годовалых и трех двухгодовалых телят;
  • за каждую тридцатую голову выплачивают еще одного телёнка годовалого, а за каждого сорокового теленка выплачивают двухгодовалую тёлку.

Закят за стадо овец выплачивается в таком порядке:

  • если овец 40-120 голов, то за них выплачивают одну овцу годовалую;
  • если стадо составляет 121-200 голов, то выплачивают две головы;
  • если 201-399 голов, то выплачивают три головы;
  • если количество голов составляет большее поголовье, то с каждой сотой головы выплачивают одну овцу.


Выплата с золота и серебра

Сколько закята следует выплачивать с серебра и золота, решается таким порядком: за 85 граммов или 20 мискаль золота, которое будет находиться в собственности человека на протяжении года, а также за 595 граммов или 200 дирхамов серебра придется выплатить сороковую часть или 2,5 процента, независимо от того, в монетах или в слитках находится у мусульманина золото и серебро, в виде украшений женских или мужских.

Калькулятор закята с золота, серебра и сбережений

Закят с зерновых

С урожая пшеницы или с других зерновых культур закят следует платить с каждых пяти вуску или девятисот литров. Десятая часть выплачивается в качестве закята с того урожая, который поливался только дождем. С урожая, полученного с помощью искусственного орошения, выплачивают закят в размере двадцатой части. Если же на искусственном орошении была выращена только половина урожая, то с такого урожая выплачивают пятнадцатую часть.

Закят с товара

Для тех предпринимателей, которые занимаются торговлей, также положена выплата закята, если общая сумма его товара достигает нисаба. В закятооблагаемую сумму не входит то имущество, которое было куплено на прибыль от торговли – машина, дом, земля и подобное. В шафиитском мазхабе закят нельзя отдавать товаром – следует его стоимость перевести в деньги и отдать его деньгами.

Если нашел клад

Если мусульманин находит клад, то ему следует выплатить закят с него в размере пятой части.


Налог – это одна из немногих составляющих жизни, которая, согласно широко известному афоризму, как и смерть, является неизбежной. Налогообложение - это система, которую используют государства для получения средств, обеспечивающих финансирование государственных расходов. Государства используют налоговые поступления для того, чтобы содержать армию и полицию, строить плотины и дороги, обеспечивать работу школ и больниц, предоставлять бедным питание, а пожилым медицинскую помощь и для сотен других целей. Государство не могло бы существовать без налогов, которые формируют бюджетный фонд страны, необходимый для выполнения государством его функций.

Налогообложение и экономика

Государства всего мира используют налогово-бюджетную политику для того, чтобы оказывать влияние на уровень совокупных расходов в экономике. Хотя для большинства стран этот метод перестал быть приоритетом в качестве рычага управления экономикой, все же до 1980-х годов это был основной метод, обеспечивающий отсутствие перегрева экономики и сокращение инфляции. В эпоху Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана использование налогов для управления экономикой уступило место монетаризму, т.е. использованию процентных ставок и денежной массы.

Налоги являются наиболее важным источником доходов современных государств и, как правило, составляют более 90% их доходов. Остальная часть государственных доходов поступает за счет займов. Страны значительно отличаются суммами налогов, которые они собирают. В Соединенных Штатах в 2000 году около 30% валового внутреннего продукта (ВВП) - показатель экономического производства - ушло на налоговые платежи. С исторической точки зрения, 30% – это относительно низкая цифра. В результате очередного этапа снижения налогов в 2003 году, доля налоговых поступлений от ВВП, как ожидалось, была ниже, чем в любое время с 1959 года, когда многие крупные государственные программы, такие как Medicare и Medicaid, не существовали. В Канаде около 35% ВВП страны идет на налоги. Во Франции эта цифра составляет 45%, а в Швеции 51%.

Виды налогов

Существует много видов налогов, которыми государства облагают народ. В большинстве развитых стран, люди выплачивают налог на прибыль, когда они зарабатывают деньги, налог на потребление, когда они их тратят, налог на имущество, когда они владеют домом или землей, а в некоторых случаях налог на наследство, когда они умирают. В США все уровни органов власти - федеральные, государственные и местные - собирают налоги. Налоги на доходы населения играют важную роль в системе доходов всех развитых стран. В США личный подоходный налог является самым крупным источником государственного дохода. В 2006 году на его долю пришлось почти 50% всех доходов федерального бюджета.

Налог на потребление служит символом Запада. Такой налог налагается на товары и услуги. Основные виды налога на потребление: общий налог с продаж, акцизы, налог на добавленную стоимость и таможенные пошлины. Величина ставки общего налога с продаж является единой для большого числа товаров и, в некоторых случаях, услуг.

В 1990 году в Великобритании была реализована система местного подушного налога. Британцы посчитали этот налог настолько несправедливым, что провели ряд демонстраций, в том числе с применением силы, по всей стране. Крайняя непопулярность этого налога способствовала отставке премьер-министра Маргарет Тэтчер. Ее преемник Джон Мейджор, в 1991 году отменил этот налог. В США в 1964 году была принята 24-я поправка к конституции, которая запретила взимать избирательный налог за участие в общенациональных выборах.

Проблемы налогово-бюджетной политики

В любой стране уровень налогообложения влияет на экономическую активность людей, в том числе где работать, как хранить деньги и куда их вкладывать. Налогообложение на Западе создало ряд проблем в распределении капитала, где на бедных ложится большая нагрузка, в то время как богатые используют налоговые лазейки и налоговые убежища.

Таблица

Чтобы понять это, приведем простой пример Великобритании, где человек обязан платить налог на прибыль и национальные страховые взносы, налоговое бремя которых достигает 34%. Если добавить к этому налоги на потребление, местные налоги правительству, дорожные налоги и другие косвенные налоги, то налоговая нагрузка приблизится к 50% отметке. Какой бы налоговый режим не использовался, прогрессивный или регрессивный, на Западе налоговая нагрузка остается очень высокой и резко влияет на потребительские расходы. Уровень расходов в экономике любой страны зависит от уровня налогообложения. Высокая налоговая нагрузка может оказывать большое влияние на экономику в целом, особенно на Западе, где расходы играют ключевую роль.

Инвестиционные решения компаний также находятся под влиянием налогообложения. Так, например, материальные инвестиции предполагают вложение капитала в такие объекты, как машины, заводы, компьютерная техника, грузовые автомобили, офисная мебель и т.д. За счет прибыли от материальных инвестиций предприятия увеличивают свои доходы. Как влияют налоги на материальные инвестиции? По сути, налог на доход от предпринимательской деятельности является налогом на прибыль от материальных инвестиций – налог уменьшает доходы фирмы и, таким образом, инвестирование становится не выгодным. Большинство экономистов считают, что бизнес-налоги уменьшают объем материальных инвестиций предприятий.

Налоги также оказывают влияние на то, какие виды материальных инвестиций осуществляют предприятия. Это происходит потому, что государственные налоги на некоторые виды инвестиций имеют более высокие ставки, чем на другие. Эти различия становятся причиной того, что предприятия принимают инвестиционные решения скорее на основе того, какие впоследствии придется платить налоги, а не потому, что они были целесообразными с точки зрения бизнеса. Искажая эти инвестиционные решения, налоговая система приводит к неэффективной структуре инвестирования.

Сумма налогов вызывает постоянные споры на Западе. Например, в Великобритании компании обязаны платить акцизные взносы, когда они добывают нефть, затем нефть облагается налогом после переработки, после чего автомобилисты обязаны уплатить определенный сбор или налог на потребление, когда они заправляют топливом свои транспортные средства. Здесь одна и та же нефть облагается налогом три раза. По большему счету, проблема и спорный вопрос остается: что должно облагаться налогом - доход или капитал, и правительства развивающихся стран продолжают спорить о том, какой уровень налогообложения необходим для выполнения ими функций государства. Каждый год более 40% государственных расходов идет на социальное обеспечение и национальные системы здравоохранения.

Исламский налог?

Ислам имеет совершенно иной взгляд на экономику и налогообложение, так как Исламская основа отличается от капиталистической. С принципиальной точки зрения, в Исламе, и в Халифате, при налогообложении уделяется особое внимание налогам на имущество, а не на доходы. Исламская система налогообложения облагает налогом не прибыль, а капитал. Это означает, что средний человек получит более чистый доход, и он будет обязан платить налог на то имущество, которое останется в конце года. Это будет оказывать существенное влияние на экономику. Можно это продемонстрировать, взяв цифры из британской экономики и подставив их в исламскую модель. В 2007 году средняя годовая зарплата в Великобритании составляла 23 244 фунтов стерлингов, и налоговая нагрузка на эту зарплату составила 34% (подоходный налог и социальное страхование), что немного меньше 8 000 фунтов стерлингов. Получается, что в добавок к косвенному налогообложению (то есть налоги на расходы, а не доходы), а также муниципальному налогу, дорожному налогу, налогу с продаж и т. д., реальная налоговая нагрузка приближается к 40-50%-ой отметке. Это означает, что средний человек в этой стране тратит 10 000 - 12 000 фунтов стерлингов на налоги.

В Исламе, если упрощенно, налог на имущество составляет 2,5%. Это означает, что в течение одного года, средний человек может сэкономить, по крайней мере, 10 000 фунтов стерлингов. Это также означает, что каждый месяц средний человек будет иметь дополнительные 700 фунтов на расходы, так как он не будет облагаться налогом на свои доходы. Принимая во внимание, что общая численность населения Великобритании составляет около 31 миллиона человек, получается, что если бы доходы не облагались налогом, в экономику были бы влиты дополнительные 240 млрд. фунтов стерлингов. В результате чего два или три человека смогли бы легко организовать свой бизнес, удовлетворяя спрос потребителей на некоторые товары, в том числе промышленные, и, таким образом, создавая больше рабочих мест в экономике. Прямым результатом этого будет увеличение спроса на товары и услуги во всей экономике, которая будет порождать рост в торговле и, в свою очередь, увеличение капитала для бизнеса.

Основными доходами Халифата являются:

  1. Различные виды доходов от государственной собственности
  2. Средства Закята
  3. Трофеи (фай)
  4. Земельный налог (харадж)
  5. Подушный налог (джизья)

Различные виды доходов от государственной собственности

В Исламе государство формирует фонды денежных средств, чтобы удовлетворить основные потребности всего населения, устанавливая, что любой объект общего пользования, который считается необходимым для общества, является общественной собственностью. Необходимым он считается в том случае, если при его отсутствии люди вынуждены будут повсюду его искать, т.е. это ресурсы, которые трудно найти и трудно использовать, так как их нужно перерабатывать. Это означает, что объекты общего пользования будут находится в государственной собственности, и доход от них будет идти на благо всех граждан. Это правило выведено на основе хадиса Пророка صلى الله عليه وسلم : "Мусульмане являются совладельцами в трех вещах: в воде, огне и пастбищах". Хотя в хадисе упоминается только три вещи, мы можем использовать кийас (аналогию) и расширить это доказательство для охвата всех необходимых объектов общественного пользования. Таким образом, источники воды, леса и топливная древесина, пастбища для скота и тому подобное – все это является объектами общественного пользования, также как и нефтяные месторождения, электростанции, моря, озера, каналы, заливы, проливы, плотины и т.п. Халиф назначит уполномоченных лиц, которые будут отвечать за государственные доходы. Государство также будет экспортировать нефть в страны за рубеж, что принесет огромные суммы в казну государства. В 2006 году за день производилось 81 млн. баррелей нефти, 45% которой были добыты в мусульманских странах, а это почти 38 млн. баррелей в день, что при текущих ценах на нефть (80 долларов за баррель от 12 октября 2007 г.) составило 3 миллиарда долларов в день!

Средства Закята

Закят (милостыня) - это налог на имущество, которым облагается 2,5% имущества граждан, которым они владеют в течение года. Средства Закята хранятся в специальном месте в Байт уль-Мал (Государственная казна), и их можно расходовать только на восемь категорий людей, упомянутых в Коране. Но Халифу разрешено расходовать их так, как он считает нужным, по его мнению и иджтихаду, на эти восемь категорий людей. Этот налог служит для перераспределения имущества, которое раздается бедным, нуждающимся, тем, у кого есть долги и тем, кто несет исламский призыв, а также людям из других категорий, упомянутых в Коране.

Трофеи (фай)

Это имущество, которое будет передано в сферу полномочий Халифата посредством объединения мусульманских стран. Ислам обязывает мусульман жить в Халифате, который является политической структурой Ислама. Прямым результатом этого будет то, что экономика Халифата будет постоянно сливаться с другими экономиками, поскольку они перейдут в сферу его полномочий.

Земельный налог (харадж)

Харадж - это тип земельного налога; сбор, налагаемый на землю. Ставка налога рассчитывается в зависимости от качества земли и возможной стоимости производства. Это изменит ландшафт мусульманских стран, так как сегодня большая часть плодородных земель не используется или находится в руках землевладельцев, которые унаследовали огромное количество земельных участков от ушедших колонизаторов. Наряду с этим налогом будет проводится ряд других политических мер; Халифат положит начало сельскохозяйственной революции путем предоставления всем своим гражданам субсидий, дешевой аренды земли для того, чтобы обеспечить поддержку его сельскохозяйственной политики народом. Те землевладельцы, земля которых не используется в течение трех лет, будут лишены ее.

Подушный налог (джизья)

Джизья-налог обязаны выплачивать все совершеннолетние мужчины зимми (немусульманские граждане), которые имеют средства, чтобы его оплатить. Женщины и дети освобождены от выплаты этого налога, так же как и нищие, у которых нет средств к существованию.

Джизья налагается в соответствии с благосостоянием зимми. Во время правления Умара ибн аль-Хаттаба رضي الله عنه было определено три различных вида джизьи в соответствии с материальным положением человека.

  • Add to friends
  • RSS

Правда об исламе

Ислам или христианство? Почему не ислам?


  1. Определение.
  2. Контекст.
  3. Джизья как символ куфра и позора (нечестия).
  4. Исламские ученые о джизьи.
  5. Джизья в истории.
  6. Джизья в современном мире
  7. Теневая джизья.

1. Определение.


Джизья (جزْي) дискриминационный налог на немусульман (зимми), живущих под властью мусульман в соответствии с Кораном и хадисами:

«Я призываю вас к Аллаху и к исламу. Если вы отвечаете согласием, то вы мусульмане. Вы получаете преимущества, которыми пользуетесь, и несете ответственность, которая на вас возложена. Если вы откажетесь, то вы должны платить джизью. Если вы откажетесь платить джизью, я наведу на вас племена, которые больше стремятся к смерти, чем вы к жизни. Мы будет бороться с вами, пока Аллах не вынесет свой вердикт между нами и вами».

«Призывайте людей к Аллаху, и тех, кто вас услышит, приветствуйте. Те же, кто противится, должны платить подушный налог в качестве символа унижения и покорности. Если они отказываются его платить, меч будет наградой их головам. Бойтесь Аллаха, исполняя то, что вам поручено».

Как только территория завоевана исламской армией, правитель может установить специальный налог для немусульман, которые отказываются принимать ислам.

Джизья платится как знак покорности и дает зимми некоторые элементы правовой защиты. По дхимми (правовой режим по исламскому закону (шариату) для немусульман) зимми обычно не разрешается брать в руки оружие для самообороны, служить в армии или в государственных органах, отображать символы своей веры, строить или ремонтировать места религиозного назначения и культа и т.д. Если униженные не хотят платить джизью или принимать ислам, они могут стать рабами (статус раба разрешает применять к нему физическое и сексуальное насилие) или (о чем свидетельствуют цитаты выше) быть убитыми.

Размер джизьи и способ ее взимания имел различия в зависимости от времени и места, но тем не менее, принудительный налог давал значительный толчок к переходу в ислам, ради освобождения от налогового гнета. В некоторых случаях налогообложение немусульман было так выгодно, что исламские правители запрещали своим подданным переходить в ислам, чтобы не терять постоянный доход.

2. Контекст.

Справедливости ради необходимо отметить, что джизья не является совсем 100% исламской инициативой или инновацией пророка Мухаммада (ударение в данном случае на слове «совсем»). Определенная форма джизьи существовала среди племен Северной Аравии в доисламские времена. Об этом факте свидетельствует известный историк Филипп и К. Хитти в своей «Истории арабов». Газв (غزو) или другие подобные набеги ради наживы были общепринятой нормой среди бедуинских племен того времени. Как отмечает Хитти, Газв был «формой утверждения бедуинов на захваченных территориях, и их воинственность была особой формой психического состояния».

Для членов этих племен все, что принадлежало другим племенам, обеспечивало материальную выгоду, становилось законной целью для истребования и захвата. В связи с этим, слабые оседлые племена, жившие по границам, покупали защиту у сильного племени, заплатив за это хувах, который позже стал джизью в исламе Мухаммеда. Наряду с добычей, приобретаемой через набеги и опустошительные войны, джизья, как налог, был хорошим источником дохода для верующих, ведь они были постоянно заняты распространением недавно основанной религии, опять же с помощью насилия. Таким образом, путем введения джизьи для покоренных неверующих, Мухаммад внедрил небожественные племенные нормы в свою религию, тем самым, расширяя подобную дикую практику налогообложения.


3. Джизья как символ куфра и позора (нечестия).

Аллах сказал: (пока они выплачивают джизью), отказываясь принимать ислам, (с добровольным подчинением), будут пораженными (чувствуя себя подавленными), униженными и опозоренными. Таким образом, мусульмане не должны быть честными в отношении населения дхимми (делая их равными себе) или утверждать их власть над мусульманами, потому что они, априори, несчастны, опальны и униженны. Муслим записал от Абу Хурайры слова Пророка (с.а.с): «Не приветствуйте первыми евреев и христиан, и если вы встретите их посреди дороги, выталкивайте их в самый узкий переулок». Именно поэтому лидер мусульман Умар бин аль-Хаттаб, да будет Аллах доволен им, потребовал всем известные условия, предъявляемые к христианам, условия, которые обеспечили их дальнейшее унижение, деградацию и позор.

«Оплата джизьи является признаком куфра и позора (нечестия)». Тафсир Ибн Касира



В прежние века немусульмане были обязаны платить дань своим хозяевам-мусульманам. Эта практика была прервана в XIX веке благодаря вторжению европейцев. Сегодня она снова вернулась благодаря западному вторжению.

«Мусульмане не должны ни с кем воевать до тех пор, пока они не рассказали неверным о религии Аллаха и дали им выбор между двумя вещами, либо принять ислам, либо, если они отказываются это делать, исповедовать собственные религии, выплачивая джизью (налог) в пользу мусульман, в обмен на защиту. Если они отказываются и от этого, то разрешается вести против них боевой джихад».

«Если неверные упорно отвергают религию Аллаха и стоят на пути, который запрещен Аллахом, или они борются против исламской миссии (даавата), то мы предлагаем им выбор из 3-х вещей: либо они становятся мусульманами; либо они отказываются от первого и выплачивают джизью (сумма в пользу исламской уммы в обмен на право продолжать владеть и распоряжаться их собственностью и землей, и защиту со стороны мусульман); либо они отказываются от последнего и ставят себя на путь, который они сами выбрали, являясь врагами исламской миссии (даавата). Таким образом, мусульмане должны управлять неверными, брать их в плен, и содержать униженными, как постановил шариат».

«Саудовской шейх Мухаммад бин Абд аль-Рахман аль-Арифи, имам мечети Короля Фахда (Академии обороны), обсуждали предстоящий мусульманский поход на Ватикан. Ссылаясь на хадис, в статье, опубликованной на веб-сайте Kalemat в 2002 году, он заявил:

« мы будем владеть землей Ватикана; мы будем контролировать Рим и утвердим ислам. Христиане, которые вырезают кресты на груди у мусульман будут платить нам джизью [налог для неверных], в знак того, что они унижены, или же будут принимать ислам »»

«Возможно, случится так, что враги ислама сочтут целесообразным не принимать никаких мер против ислама, если ислам оставит их в рамках их же географических границ, чтобы они продолжали господствовать на этих землях, подчиняя одних людей другим, и не распространяли свои универсальные идеи свободы за пределы границ своих государств. Но ислам не может пойти на это только в случае, если они согласятся платить джизью за свою автономию…».

«Это и является целью джихада против евреев и христиан, но это не заставит их стать мусульманами и принять «исламский образ жизни». Их необходимо вынудить платить джизью, чтобы положить конец их независимости и верховенства, чтобы не осталось правителей и государей на земле. Эти полномочия должны быть вырваны из их рук последователями истинной веры, которая должна взять на себя суверенитет и вести за собой других на правильный путь ислама, в то время как они должны стать субъектами, выплачивающими джизью…[Исламское государство] не может допустить, чтобы они оставались верховным правителями в любом месте и устанавливали неправильные ценности, навязывая их другим. Такое положение вещей неизбежно порождает хаос и беспорядок, обязанность истинных мусульман сделать все возможное, чтобы положить конец их нечестивым путям и установить над ними праведный порядок.Что касается вопроса «Что получают неверные в обмен на джизью?», то в ответ достаточно сказать, что это цена свободы, которую делегирует им исламское государство, позволяя им продолжать следовать за своими заблуждениями, живя под юрисдикцией ислама, пользуясь правом на защиту. Деньги, собранные таким образом, тратятся на поддержание праведного режима правления, который дает им свободу и защищает их права. Это также служит напоминанием, что они были лишены чести платить закят на пути Аллаха, и вынуждены платить джизью, в качестве цены за их заблуждения».

«Однажды Мухаммед бин Касим зарекомендовал себя в Синде, послав письмо мусульманскому халифу в Дамаске, в поисках инструкции о том, как он должен себя вести с индуистами и буддистами завоеванного региона. Ответ пришел, что они будут рассматриваться в соответствии с постановлениями шариата, касающихся людей Писания (Ахль-и-Китаб), евреев и христиан. Соответственно, буддистам и индуистам Синда была предоставлена полная свобода исповедовать свою религию, сохранить за собой их жизнь и имущество, в том числе содержать храмы, предоставлялась защита. В свою очередь, они должны были платить налог, джизью. Престарелые, больные, дети и священники должны были быть освобождены от налогов. Неверные не обязаны проходить военную службу, в отличие от мусульман. Последовав за этими установлениями, Мухаммад бин Касим, создал прецедент, практика которого в дальнейшем имела место и в других регионах».

«Генеральный план партии Хамас также включает в себя введение специального налога, называемого аль-джизья, для всех немусульманских жителей палестинских территорий. Этот налог возрождает традицию, которая прослеживается во всей исламской истории в отношении зимми, второсортных еврейских и христианских граждан».

«Один из последних случаев насилия произошел в районе района Багдада (Дора), когда местные жители рассказали о том, как боевики стучались в двери христианских семей, требуя платить джизью, специальный налог традиционно взимаемый с немусульман, либо убираться из Ирака. Джизья не взимается в исламских государствах уже около 100 лет».

«Талибан выдвинул ультиматум против местных индуистов и сикхов в северо-западной пограничной провинции (СЗПП): либо вы платите «джизью», исламский подушный налог для религиозных меньшинств, либо вы убираетесь с земель Афганистана. Большинство (более 400) индуистских и сикхских семей уже уехали в Пешавар и соседние провинции.

Угрозы в адрес сикхов и индусов одни из последних примеров в серии насилия в отношении религиозных меньшинств в СЗПП, в том числе христиан, которые должны платить джизью и подчиняться шариату.

«Мы жили в состоянии постоянного страха: страха перед «Талибаном», страхом перед «Лашкар-э-Ислам» и другими вооруженных бандитскими группами»».

«Была получена информация о том, что восемь членов христианской общины были похищены в племенной области Пакистана Вазиристан. Боевики и преступники, составляющие «племенной костяк беззакония» в Пакистане, проводят акции устрашения против таких религиозных меньшинств, как индусы, сикхи и христиане. Несколько представителей религиозных меньшинств было похищено с целью выкупа, или с целью шантажа для выплат джизьи, налога, взимаемого с немусульман».

«Правозащитной организации стало известно о случае, когда христианский бизнесмен подвергся насилию во время своего передвижения через Лахор, за отказ платить деньги за «мусульманское покровительство», ему 8 раз выстрелили в ноги.

Мобина, [сестра христианина], рассказала ICC, Суклейн на свободе и свободно передвигается по округе. Правительство не сделало ничего, чтобы помочь нам, хотя мой брат известный бизнесмен. Мы не чувствуем себя в безопасности, наши дети слишком напуганы, чтобы выходить на улицу. Пожалуйста, помогите нам, нам необходима справедливость».

«По данным Халдейской Культурной Ассоциации за мир в Ираке, по крайней мере, 500000 христиан покинули свое жилище и 200 000 христиан были вынуждены платить вымогателям деньги, а десятки других были похищены с целью получения выкупа, и затем выпущены.

«До 2003 года было около 2,1 миллионов христиан в Ираке, сейчас же не более 500 000 (с) Машо. Он подверг критике правительство Ирака за то, что оно не в состоянии защитить христиан, и сказал, что правительство даже не выполняет своих обещаний по возмещению компенсаций. 1960 христиан убиты в Ираке с 2003 года».

7.«Теневая» джизья

«Джизья была отменена, поскольку росло давление со стороны Европы. Но немусульмане были объектом замаскированной «теневой» джизьи. Несмотря на реформы, которые должны были привести к полному юридическому равенству между мусульманами и немусульманами в Турции, во время Второй мировой войны был установлен большой налог от правительства на граждан-немусульман, которые, несмотря на политику «кемализма», или, возможно, как раз из-за нее, не рассматривались как «турки» в мусульманском понимании.В Малайзии немусульмане также были субъектами замаскированной джизьи системы Бумипутра, что способствовало экономическому подъему мусульман, и по сути включало в себя передачу богатства от более трудолюбивых и предприимчивых немусульман (китайцев и индусов) мусульманам (малайцам, но не членам местных племен, которые были обращены в христианство, или оставались языческими, и только в настоящее время исламизированных через сильнейшее давление и даават-миссию).

В другом месте, в Пакистане и Бангладеше, индусы и христиане живут в состоянии непрекращающейся опасности физической расправы, и которые беззащитны перед мусульманами-грабителями или мародерами, и не могут защитить себя из-за своего статуса «немусульманина». Большинство евреев бежали из арабского мира, около миллиона из них оставили свою собственность, которая была последней передачей богатства в руки мусульман.

В Египте, во время правления президента Насера, имущество большинства евреев и христиан греков, итальянцев и других получили статус «национализированного». Но это было не более чем наложение ареста на их имущество. Копты в Египте не платят прямые джизьи. Но есть и другие способы, чтобы заставить местных христиан, постоянно опасаясь за свое благополучие, платить налог, или взяв себе покровителей среди мусульман. Собственность немусульман в исламских странах не имеет фактически никакой правовой защиты, равно как существуют различные способы изъятия денежных средств у граждан-немусульман на «защиту», то есть джизья выплачивается часто в косвенной, неофициальной и замаскированной форме, чтобы не портить имидж мусульманским странам в глазах западных партнеров».

Портал

Исла́мские нало́ги — различные формы платежей или иных податей, взимаемые с населения исламских стран.

Система исламского налогооблажения сложилась в процессе арабских завоеваний в VII—VII веках и формирования финансовой структуры Арабского халифата [1] .

Первоначально одни налоги взимались только с мусульман (закят, ушр), другие (джизья, харадж) — с иноверцев. В современных концепциях исламской экономики налоги играют роль средств обеспечения социальной справедливости путем перераспределения доходов в обществе. В Пакистане и некоторых других исламских странах закят и ушр имеют государственный статус [1] .

Содержание

  • 1 Налоги с мусульман
    • 1.1 Закят
    • 1.2 Ушр
    • 1.3 Хумс
  • 2 Налоги с иноверцев
    • 2.1 Джизья
    • 2.2 Харадж
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Закя́т (араб. زكاة ‎) — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём и так далее. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята.

Закят выплачивается со следующих категорий имущества:

  1. Ценности: золото, серебро, денежные единицы (в том числе наличные деньги, арендная плата, вклады в банках), акции:
  2. Скот: только с молочного, племенного и пастбищного, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Например, со стада 5-9 голов верблюдов взимается одна овца; а облагаемый минимум овец — 40 голов, с которых также взимается одна овца;
  3. Урожай: зерно и плоды.
  4. Товары (имущество, предназначенное для продажи): закят в размере 2,5 % выплачивается с товаров, если цена их достигает размера, установленного для золота (84,8 г) и со времени последней выплаты закята с такого имущества прошёл уже полный лунный год;
  5. Имущество, добытое из земли, недр, морей и морского шельфа: так с золота и серебра, извлекаемых из рудников уплачивают 1/40, а с найденного клада — 1/5 часть.

Категорий получателей закята:

  1. Бедняки — это нуждающиеся люди, которые ничего не имеют.
  2. Неимущие — это также нуждающиеся люди, однако их положение лучше, чем положение первых, то есть они не имеют достаточно (категория людей, не обладающих необходимым минимумом, с которого выплачивается закят).
  3. Тем, кто занимается сбором закята, назначенные имамом или его заместителями для сбора, хранения, учёта или распределения закята.
  4. Тем, чьи сердца хотят завоевать, — это люди, веру которых хотят укрепить.
  5. На выкуп рабов и пленников-мусульман для дарования им свободы.
  6. Должники а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.) б) которые взяли в долг в интересах другого человека.
  7. На дела во имя Аллаха — эти средства раздаются воинам, ведущим джихад, то есть идущим по пути Аллаха. В том числе людям, способствующим распространению ислама и истинных знаний о нём (фи сабилил-лях) и т. д.
  8. Путники — «дети дорог» — люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию.

Ушр (мн. ч. ушур; «десятая часть») — налог или сбор в размере 1/10, десятина. Налог с продуктов земледелия, выплачиваемый мусульманами с земель, которые не подлежат обложению хараджем; торговая пошлина с ахль аль-харб в размере 1/10 цены товара; всякие торговые сборы с мусульман сверх законного закята. Необходимость выплаты ушра закреплена Кораном, Сунной и единогласным решением исламских богословов (иджмой).

Налог с продуктов земледелия выплачивался мусульманами с тех земель, которые по праву завоевания, окультуривания или дарения правителем не подлежат обложению хараджем. Обычно ушр дается с урожая зерновых и фруктов, а огородные культуры обычно не облагаются ушром. Это общее положение лишь приблизительно отражает существовавшую в Арабском халифате практику: так, с одной стороны, с ушровых земель, орошаемых с помощью технических приспособлений, бралась 1/20 урожая, а с другой — харадж с малодоходных богарных земель составлял 1/10 урожая. Право выплаты ушра вместо хараджа со временем превратилось в персональную привилегию. Теоретически ушр представляет собой обязательную милостыню (закят) с продуктов земледелия, и поэтому, некоторые факихи считали, что мусульманин — владелец хараджной земли должен платить ушр сверх хараджа, то есть ушр равен закат. В действительности крупные землевладельцы, платившие ушр, получали с арендаторов харадж и платили из него ушр, оставляя себе разницу [2] .

Хумс (или хумус, мн. ч. ахмас; «пятая часть») — отчисление с различных видов добычи в размере 1/5 части. Введен пророком Мухаммадом как выделявшаяся ему доля военной добычи; заменил традиционную четверть, которая отчислялась вождю [3] .

В последующее время хумсом называлось [3] :

  1. доля добычи (ганима), каторая отчислялась в распоряжение главы государства (халифа);
  2. пошлина государству при продаже мусульманином земли иноверцу;
  3. налог с добытых продуктов моря (амбра, драгоценные камни, жемчуг);
  4. отчисление доли найденного клада(кафиру) [3] .

Не всякий налог в размере 1/5 считался хумсом. Так, христиане-таглибиты платили не джизию, а ушр, но в двойном размере. Данный налог назывался двойной десятиной [3] .

Джи́зья (араб. جزْية ‎) — подушная подать с иноверцев (зимми) в мусульманских государствах. Исламские правоведы рассматривают джизью как выкуп за сохранение жизни при завоевании. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII века) и христиане, воевавшие в мусульманской армии.

Термин джизья встречается в 29 аяте суры Ат-Тауба. Средневековые правоведы сомневались в том, что в этом аяте под ним разумеется определенный налог, а не просто «воздаяние». В VII веке джизья смешивалась с хараджем, так как весь налог с завоеванной области рассматривался как выкуп иноверцев. В первой четверти VIII века джизья выделилась в особый налог с индивидуальной ответственностью. Из-за увеличения общей суммы налогов по податным округам и исчезновения помощи круговой поруки произошло ухудшение положения податного населения [4] .

Джизьей облагались мужчины, достигшие зрелости. В зависимости от имущественного положения налогоплательщика, джизья равнялась 12, 24 или 48 дирхамам, а в странах с золотым обращением — 1,2,4 динара. Эти ставки сохранялись до XV века, однако из-за постоянного падения достоинства монеты в Османской империи время от времени размер джизьи изменялся. Теоретически джизья должна была выплачиваться единовременно по истечении налогового года, однако на практике она взималась частями. В XI—XIII веках в большинство исламских стран перешло к системе коллективной ответственности. В зависимости от численности иноверцев каждой общине устанавливалась общая сумма джизьи. За её сбор и своевременную сдачу государству отвечал глава общины. В Османской империи в разное время применялись обе формы выплаты джизьи. Иногда джизью выплачивали женщины, получившие в наследство землю. От джизьи освобождались христиане, воевавшие в мусульманской армии. В норманнской Сицилии джизьей называлась также подушная подать с мусульман [4] .

Хара́дж (араб. خراج ‎) — в исламе — государственный налог, который взимается за пользование землей. Харадж брался с иноверцев (кафиров) с земель, которые были завоеваны мусульманами. Принявшие ислам иноверцы освобождались от выплаты джизьи, но продолжали платить харадж [5] . Система обложения хараджем в большинстве областей Халифата восходит к византийским нормам [6] .

Увеличение числа новообращенных мусульман грозило серьезным сокращением поступлений в бюджет государства, поэтому утвердилось представление о том, что статус хараджных земель неизменен и не зависит от религии землевладельца или арендатора. В конце VIII—IX веке факихи толковали харадж как плату (фай), взимаемую с жителей завоеванных областей за пользование его землями [6] .

Первый земельный кадастр в Сирии и Ираке был проведён при омейядском халифе Муавии, в Египте — в 724-25 годах. В Ираке и многих других областях Ирана харадж был коллективным налогом, лежавшим на земледельцах каждого населённого пункта, связанных круговой порукой. С IX века харадж был индивидуальным налогом в Египте. Харадж взимался как деньгам (Египет), так и натурой (либо в смешанной форме). Ханафитский правовед Абу Юусуф считал наиболее справедливой смешанную форму. Денежный налог собирался в течение всего года, иногда даже месячными долями [6] .

По ханафитскому мазхабу, мусульманин, купивший земли немусульман, должен продолжать платить с этих земель не ушр, а харадж, то есть один вид налога. В трёх других суннитских правовых школах харадж и ушр может выплачиваться с одной и той же земли. Хараджные земли могут быть переданы в аренду [5] .

Харадж бывает трёх видов:

  1. аль-Мисаха (муфадана), взимавшийся в твердых ставках с единицы обработанной площади.
  2. аль-Муваззафа (мукатаа, мунаджиза), предусмотренный для пригодных для земледелия территорий. В период правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, муваззафа была в размере 18 кг и 1 дирхема с территории 1600 квадратных метров. В зависимости от объективных условий эта цифра могла меняться.
  3. аль-Мукасама, выплачиваемый с урожая земель, с которых брали харадж. Размер мукасамы зависел от количества собранного урожая и колебался в размере от четверти до половины урожая. Харадж был установлен пророком Мухаммадом, который после завоевания мусульманами оазисов Хайбар и Фадак, обязал иудеев выплачивать половину собранного ими урожая [5] .

Читайте также: