Налог на тару в рб

Опубликовано: 02.05.2024

Будет ли уплачивать предприятие экологический налог при импорте товаров, упакованных в тару?

Ответ

Тара: термины и определения

Для начала необходимо разобраться, что понимается под термином «тара», так как часто плательщики:

  • не могут определить правильно вид тары;
  • путают тару с упаковкой;
  • не могут установить, включает ли упаковка тару.

Понятия терминов «тара», «упаковка» и других даны в ГОСТ 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения».

ГОСТ 17527-2003 введен в действие с 1 января 2005 г. постановлением Госстандарта РБ от 28.06.2004 № 28. Стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области упаковки продукции. Что касается дополнительных терминов и определений по упаковке опасных грузов, то они должны соответствовать ГОСТ 26319.

Обращаем внимание на то, что ГОСТ 17527-2003 разделяет понятия «упаковка» и «тара».

По стандарту упаковка - это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции - транспортирование, хранение и реализацию. В качестве примеров упаковки в ГОСТ 17527-2003 указаны вакуумная упаковка, аэрозольная, асептическая (для пищевых продуктов с длительным сроком хранения), упаковка многоразового использования (которую можно закрыть после откупоривания, позволяющую расходовать содержимое по частям при сохранении защитных свойств).

В свою очередь тара является основным элементом упаковки, предназначенным для размещения продукции. Тара бывает транспортная (ящик, бочка, фляга, мешок и т.д.) и потребительская (пакет, бутылка, коробка, ампула, коробка и т.д.).

Отметим, что таких терминов, как «первичная» или «вторичная» упаковка, которыми зачастую оперируют производственники, ГОСТ 17527-2003 не содержит.

Где можно приобрести или ознакомиться с ГОСТами и СТБ, действующими на территории Беларуси в 2008 г.?

С перечнем технических нормативных правовых актов (ТНПА) можно ознакомиться на сайте Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС) belgiss.org.by; с текстами ТНПА - в библиотеке БелГИСС (220113, г.Минск, ул.Мележа, 3, тел.262-06-11, факс 262-49-31), Республиканской научно-технической библиотеке (г.Минск, пр-т Победителей, 7, тел.223-31-07), а также в информационных отделах региональных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС), расположенных в областных центрах.

Приобрести ТНПА можно в магазине «Стандарты» по адресу: 220113, г.Минск, ул.Мележа, 3, и в информационных отделах ЦСМС.

Согласно этому стандарту упаковка - это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции. В свою очередь тара - основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.

Рассматривая эти определения, можно сделать следующие выводы:

  • во-первых, упаковка - самостоятельное изделие, полученное посредством объединения различных средств, предназначенных защитить продукцию от повреждения и потерь, окружающую среду от загрязнений (тары, вспомогательных упаковочных средств, обвязочного материала и т.п.);
  • во-вторых, упаковка как изделие может быть представлена только одним элементом - тарой, являющейся самостоятельным изделием;
  • в-третьих, упаковывание продукции может быть произведено как с использованием тары, так и без тары.

В ГОСТ 17527-2003 виды тары по форме - стандартизированы и означают, в частности, следующее:

  • ящик - транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой;
  • бочка - транспортная тара, имеющая корпус цилиндрической или параболической формы, с обручами или зигами катания, с доньями;
  • канистра - тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, форму, близкую к прямоугольной, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором;
  • фляга - транспортная тара, предназначенная для многократного применения, имеющая корпус цилиндрической формы и цилиндрическую горловину, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса и крышкой с затвором;
  • мешок - транспортная мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом или закрытым верхом с клапаном, вместимостью более 20,0 куб.дм;
  • банка - потребительская тара, имеющая цилиндрический корпус, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса или незначительно меньше его, с плоским или вогнутым дном, вместимостью от 0,025 до 10,0 куб.дм;
  • бутылка - потребительская тара, имеющая цилиндрический корпус, переходящий в узкую горловину, предусмотренную для укупоривания, с плоским или вогнутым дном;
  • коробка - разовая потребительская тара, имеющая корпус разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая клапанами или крышкой съемной или на шарнире, или в форме обечайки;
  • пакет (причем не допускается употребление слов «кулек», «мешочек») - разовая потребительская мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом, вместимостью до 20,0 куб.дм;
  • лоток - разовая потребительская тара, имеющая корпус разнообразной формы, с плоским дном и низкими бортиками, предназначенная для упаковывания продукции, укупоривание которой проводится с помощью пленочных материалов;
  • туба (причем не допускается употребление слова «тюбик») - разовая потребительская тара, имеющая корпус, обеспечивающий выдавливание содержимого, с узкой горловиной, укупориваемой бушоном, и дном, закрываемым после наполнения продукцией;
  • стаканчик - разовая потребительская тара, имеющая корпус в форме цилиндра или усеченного конуса, сужающегося ко дну, с плоским или вогнутым дном.

Производители товаров вправе производить свою тару по форме и материалу, отличную от тары, указанной в стандарте, но при этом разработать и зарегистрировать в порядке, установленном законодательством о стандартизации и метрологии, технические условия на тару.

Определяем объект налогообложения

Прежде чем платить налог, надо установить, есть ли в упаковке тара. Для этого плательщику нужно всего лишь правильно «разобрать» упаковку товаров на составляющие и определить, включает ли она тару. И здесь он должен руководствоваться определениями видов тары. То есть если в упаковке имеется тара (или тара - единственный элемент упаковки), то имеется объект обложения экологическим налогом при импорте таких товаров, если же тары нет - нет и объекта налогообложения.

При этом обращаем внимание на следующий момент: вспомогательные материалы, использованные при упаковке товара, не являются тарой и, соответственно, объектом обложения экологическим налогом.

Рассмотрим варианты упакованных товаров и определим, есть ли тара, а значит, и объект налогообложения:

Описание упаковки товара Виды тары Вспомогательные материалы
1 Соковыжималка помещена в полиэтиленовый пакет, затем в картонную коробку, между изделием и стенками ящика для жесткости проложены пенопластовые вкладыши Полиэтиленовый пакет, картонная коробка Пенопластовые вкладыши
2 Парфюмерное масло разлито в пластмассовые флаконы, затем 10 флаконов помещены в картонный ящик Флаконы, картонный ящик
3 Проволока намотана на пластмассовую катушку, вся катушка обмотана полиэтиленовой пленкой. Затем катушка помещена на деревянный поддон Тары нет Пластмассовая катушка, полиэтиленовая пленка
4 Листы фторопласта обмотаны полиэтиленовой пленкой, затем десять единиц листов помещены в картонный ящик Картонный ящик Пленка
5 Мелкие запасные части для автомобиля обернуты бумагой, далее запасные части разных наименований помещены в картонный ящик, затем ящики поставлены на деревянный паллет и вместе они обмотаны полиэтиленовой пленкой Картонный ящик Бумага, полиэтиленовая пленка
6 Вино разлито в стеклянные бутылки и по 4 бутылки поставлено в картонный ящик, между бутылками картонная прокладка Стеклянные бутылки, картонный ящик Картонная прокладка
7 Ткань в виде рулонов упакована в полиэтиленовую пленку, запаянную на торцах Нет тары Полиэтиленовая пленка (рулон - это упаковочная единица)
8 Бумага в виде рулонов упакована в полиэтиленовые мешки, конец мешка закручен Полиэтиленовый мешок
9 Канцелярские товары помещены на картонный лист и сверху герметично закрыты полиэтиленовой лентой, далее они помещены в картонный ящик Картонный ящик (канцелярские товары помещены в блистерную упаковку, которая не является тарой)
10 Мука упакована в бумажные пакеты, которые затем в количестве 20 шт. помещены в полиэтиленовый мешок Бумажные пакеты, полиэтиленовый мешок

Как видно из таблицы, во всех примерах, кроме 7-го и 8-го, товары упакованы в комбинированную упаковку, т.е., согласно стандарту, в упаковку, состоящую из транспортной тары, в которую вложено одно или несколько изделий в потребительской таре. Комбинированную упаковку нужно отличать от комбинированной тары, т.е. тары, изготовленной из двух или более различных упаковочных материалов. Например, для напитков, соков чаще всего используется комбинированная тара типа «Тэтра Пак», состоящая из слоев разных материалов - бумаги, полиэтиленовой пленки, алюминиевой фольги.

Товары, упакованные в комбинированную тару, не являются объектами обложения экологическим налогом.

Не облагается налогом тара, предназначенная для упаковки товаров, указанных в подп.2-1.13 п.2-1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» (далее - Указ № 215). К этим товарам относятся: хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия, молочная продукция, детское питание, сахар, соль, мука, мясо (в т.ч. птицы), лекарственные и ветеринарные средства, фармацевтические субстанции, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника и другие товары медицинского назначения, включая используемые в ветеринарии, денежные знаки.

Импорт льготных товаров, упакованных в тару, при условии раздельного учета, не облагается экологическим налогом.

Сведения о массе использованной тары и ставки налога

Согласно приложению 6 к Указу № 215 ставки налога при импорте товаров, упакованных в тару, зависят от наличия в договоре на поставку товара, упакованного в тару (а также в товарно-сопроводительных документах), сведений о массе использованной тары. Когда такие сведения у плательщика есть, ставки налога следующие:

  • за импорт 1 тонны пластмассовой тары - 230 000 руб.;
  • за импорт 1 тонны стеклянной тары - 140 000 руб.;
  • за импорт 1 тонны тары на основе бумаги и картона - 15 000 руб.

В случае когда у плательщика нет сведений о массе тары, использованной для упаковки товара, то ставка налога равна 0,3 % от цены товара, указанной в договоре, без учета налога на добавленную стоимость.

При импорте товара, упакованного в тару, налоговой базой может быть:

  • цена товара(-ов), указанная в договоре, без учета налога на добавленную стоимость;
  • масса тары, израсходованная для упаковывания товара.

Это важно помнить при расчете сумм налога за импорт товара, упакованного в комбинированную упаковку.

Импорт товара, упакованного в разные виды тары (пластмассовую, на основе бумаги и картона, стеклянную), является самостоятельным объектом обложения экологическим налогом. В силу п.3 ст.28 Общей части Налогового кодекса РБ один и тот же объект может облагаться определенным налогом у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Значит, в случае импорта товара, упакованного в комбинированную упаковку, и при отсутствии сведений о количестве каждого вида тары указанный товар облагается экологическим налогом один раз, независимо от количества видов тары, использованной для упаковки.

Соковыжималка помещена в полиэтиленовый пакет, затем в картонную коробку, между изделием и стенками ящика для жесткости проложены пенопластовые вкладыши.

Стоимость соковыжималки - 200 тыс.руб. (без НДС).

вариант 1 - сведения в товарно-сопроводительных документах о массе полиэтиленового пакета и картонного ящика, в которые упакована соковыжималка, отсутствуют;

вариант 2 - согласно договору поставки масса полиэтиленового пакета составляет 100 г, а картонного ящика - 1 кг.

Рассчитаем сумму экологического налога (СН):

для варианта 1 - налог будет исчисляться от стоимости соковыжималки:

СН = 0,003 х 200 000 х 1,065 = 639 руб.;

для варианта 2 - налоговой базой будет масса полиэтиленового пакета и масса картонного ящика:

СН = (0,0001 х 230 000 + 0,001 х 15 000) х 1,065 = 40,47 руб.

Иные варианты расчета экологического налога

  • При исчислении налога в случае наличия сведений только об одном виде тары (например, картонном ящике) и отсутствия сведений о другом виде тары нужно использовать в качестве налоговой базы стоимость товара.
  • При отсутствии в товарно-сопроводительных документах сведений о массе тары нельзя применять порядок определения массы тары в виде разницы между массой «брутто» и массой «нетто». Такой порядок расчета налоговой базы не предусмотрен в Указе № 215 и постановлении МНС РБ от 31.05.2007 № 82. При отсутствии сведений о массе тары в договоре, а также в спецификациях, товаротранспортных накладных и иных документах к договору налоговой базой будет цена товаров, указанная в договоре (без учета НДС).
  • Еще возможна ситуация, когда имеется импорт партии товаров, но в тару, например, пластмассовую, упакована лишь часть товара, указанного в спецификации к договору. При этом поставщик в договоре указал общую массу пластмассовой тары по данной спецификации товаров без конкретизации по наименованиям товара. В этом случае считается, что сведения об использованной таре предоставлены, т.е. выполнено требование Указа № 215, и налоговой базой будет суммарная масса пластмассовой тары, а не цена товара, указанная в договоре.

Момент возникновения налогового обязательства: устраняем ошибки

Очень часто у бухгалтеров организаций при установлении момента возникновения налогового обязательства при импорте товара, упакованного в тару, возникают ошибки.

Так, в соответствии с Указом № 215 при импорте товаров, упакованных в тару, моментом возникновения обязательства по исчислению и уплате налога является дата таможенного оформления товаров, упакованных в тару, в одном из следующих таможенных режимов:

  • свободного обращения;
  • свободной таможенной зоны;
  • свободного склада;
  • реимпорта;
  • переработки на таможенной территории.

Виды таможенных режимов определены ст.148 Таможенного кодекса РБ.

При импорте товаров с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление (например, Российской Федерации), моментом возникновения обязательства по исчислению и уплате налога является дата принятия на учет товаров, упакованных в тару.

Организация ввезла из Германии 1 000 рулонов ткани, упакованных в полиэтиленовые мешки, и поместила их 20 января под таможенный режим таможенного склада. Первая партия товара - 500 рулонов помещена под таможенный режим свободного обращения 1 февраля, вторая партия - 100 рулонов - 25 февраля, третья партия - 300 рулонов - 1 марта. Получается, что помещение рулонов ткани под таможенный режим таможенного склада не вызвало обязательства по уплате налога. Определим налоговый период для каждой партии товаров:

  • для первой партии товаров обязательство по уплате налога возникло 1 февраля и налоговый период - февраль;
  • для второй партии товаров обязательство по уплате налога возникло 25 февраля и налоговый период - также февраль;
  • для третьей партии товаров обязательство по уплате налога возникло 1 марта и налоговый период - март.
  • Для остатка ткани налоговое обязательство не возникло.

Лица, приобретающие товары, выпущенные в свободное обращение на территории Республики Беларусь, не являются плательщиками экологического налога.

Обращаем Ваше внимание

С 1 апреля 2008 г. в постановление Министерства по налогам и сборам РБ от 31.05.2007 № 82 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу), формы сведений о сумме, на которую уменьшена сумма налога за использование природных ресурсов (экологического налога) в результате использования налоговых льгот, и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» на основании постановления Министерства по налогам и сборам РБ от 19.03.2008 № 32 внесены изменения.

С 1 июля 2008 г. в Указ Президента РБ от 07.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» на основании Указа Президента РБ от 02.09.2008 № 492 внесены изменения и дополнения.

С 19 октября 2008 г. в постановление Министерства по налогам и сборам РБ от 31.05.2007 № 82 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу), формы сведений о сумме, на которую уменьшена сумма налога за использование природных ресурсов (экологического налога) в результате использования налоговых льгот, и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» на основании постановления Министерства по налогам и сборам РБ от 30.09.2008 № 76 внесены изменения и дополнения.

С 24 февраля 2009 г. постановление Министерства по налогам и сборам РБ от 31.05.2007 № 82 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу), формы сведений о сумме, на которую уменьшена сумма налога за использование природных ресурсов (экологического налога) в результате использования налоговых льгот, и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» на основании постановления Министерства по налогам и сборам РБ от 31.12.2008 № 125 утратило силу.

Основные процедуры и требования по оформлению импорта товаров в Республику Беларусь

1. Договор

Должен содержать: сумму, на которую планируется ввоз товаров в рамках этого договора, а так же валюту и сроки оплаты. При предоплате товар должен поступить в течении 90 календарных дней.

За несоблюдение сроков завершения внешнеторговой операции белорусским покупателем налагается штраф для ответственного лица (директора или иного назначенного приказом лица) — до 30 базовых величин, для ИП или юрлица — до 2% от суммы незавершенной в срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, при этом не более суммы незавершенной операции.

По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых, с учетом приложений и дополнений к этому договору, составляет три тысячи евро (в эквиваленте и более), импортер обязан до даты поступления товаров, либо проведения платежей, зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет импортера.

3. Маркировка контрольными (идентификационными) знаками

Для обеспечения экономической безопасности страны, а также защиты интересов граждан РБ и предотвращения вовлечения в теневой оборот товарно-материальных ценностей на территории страны с 2005 года введена маркировка контрольными (идентификационными) знаками некоторых групп товаров.

Существует перечень товаров, которые подлежат маркировке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых вносится в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров»:

Существует квартальная отчетность по использованию и реализации маркированных товаров.

4. Пошлины

При ввозе товаров из стран дальнего зарубежья, продукция облагается таможенными пошлинами по ставкам, которые зависят от кодов ТН ВЭД этих товаров. Уплачиваются они при таможенном оформлении товаров для выпуска в таможенной процедуре для внутреннего потребления:

5. НДС

Уплата ввозного НДС производится по ставкам 0,10,20 %, в зависимости от видов товаров. Осуществляется она при таможенном оформлении товаров для выпуска в таможенной процедуре, для внутреннего потребления при импорте из стран дальнего зарубежья, а также в ИМНС при ввозе из стран входящих в ЕАЭС. Уплата должна производиться по 20-е число следующего месяца за месяцем ввоза товаров, при подаче следующего пакета документов:

  • Заявление
  • Декларация НДС
  • Договор
  • Счет фактура (для плательщиков НДС)
  • СМР (не нужна, когда везете сами)
  • Документ, подтверждающий уплату НДС
  • Электронную счет фактуру на портале vat.gov.by

6. Акцизы

Акцизы представляют собой косвенные налоги, которые включаются в цену товара и в результате этого фактически оплачиваются покупателем, хотя юридически их плательщиками должны быть организации и индивидуальные предприниматели, производящие или реализующие товары.

Согласно статье 109 Налогового кодекса РБ, плательщиками акцизов являются организации, ИП, а также физлица, на которых налоговым законодательством возложена обязанность по уплате акцизов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов - как для товаров, которые производятся плательщиками акцизов, так и для товаров, которые ввозятся плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуются на таможенной территории Республики Беларусь, которые устанавливаются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Налоговым кодексом Республики Беларусь объекты обложения акцизами и перечень товаров, облагаемых акцизами, определяются следующим образом.

- подакцизные товары, которые производятся плательщиками и реализуются ими на территории Республики Беларусь;

- ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов;

- подакцизные товары, которые ввозятся на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Перечень подакцизных товаров предусмотрен ст. 111 НК:

  • спирт этиловый ректификованный технический;
  • алкогольная продукция, включая этиловый спирт, который получают из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, ром, коньяк, бренди, джин, виски, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7% и более);
  • непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
  • пиво и пивные коктейли;
  • слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, слабоалкогольные спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;
  • табачные изделия;
  • бензин для автомобилей;
  • дизельное и биодизельное топливо;
  • топливо для судоходного транспорта;
  • газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, которые используются в качестве автомобильного топлива;
  • масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704);
  • сидры;
  • пищевая продукция, содержащая спирт в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Ставки акцизов на товары устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах, начисляемых от стоимости товаров (адвалорные ставки). В настоящее время в Республике Беларусь применяются только твердые (специфические) ставки.

Ставки акцизов определены в приложении 1 к НК.

Плательщики акцизов обязаны предоставлять налоговым органам по месту нахождения налоговые декларации (расчеты) о суммах акцизов, подлежащих уплате в бюджет, по установленной форме не позднее 20-го числа месяца, который следует за отчетным.

7. Статистическое декларирование товаров

Подача статистической декларации осуществляется только в случае, если сумма договора, по которому ввезен товар, составляет более тысячи евро.

Производится она в течение семи рабочих дней от даты поставки.

Статистическая декларация — документ, который подается в таможенный орган импортером, грузополучателем или же их таможенным представителем в электронном виде для осуществления статистического учета импорта товаров.

Если у вас в данном месяце несколько поставок по одному договору, вы можете подать общую СТД до 7 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров.

8. Сбор на обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары.

Действует, если Вы ввозите товар, упакованный в тару (упаковку) из стекла, картона, полиэтилена и пластмассы, а так же товары, согласно перечня, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления":

Ставки от объема или стоимости в зависимости от вида отходов.

Датой возникновения обязанности по обеспечению сбора отходов при ввозе товаров в полимерной упаковке является дата выпуска таких товаров, в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся (абз. 3 ч. 4 подп. 1.5 п. 1 Указа N 313).

Для определения количества упаковки при расчете платы за сбор отходов целесообразно руководствоваться ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения" (далее - ГОСТ 17527-2003).

В подп. 3.3 п. 3 ГОСТ 17527-2003 определено, что в качестве массы брутто товара принимается массу упаковки и продукции в ней. В свою очередь, масса нетто товара представляет собой массу продукции в упаковочной единице (то есть вес товара без учета упаковки). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация может рассчитать вес упаковки, как разницу между массой брутто и массой нетто товара, указанными в товаросопроводительных документах.

Производители и поставщики обязаны пройти процедуру регистрации в реестре производителей и поставщиков до 22 числа месяца, который следует за кварталом, на который приходится первый случай возникновения обязанности, связанной с обеспечением сбора, обезвреживанием и (или) использованием отходов. Подача отчета осуществляется по 20-е число, а уплата - по 22-е число, ежеквартально в месяце, следующим за отчетным кварталом.

Документ полезен? 0 m n 0

Для обеспечения защиты национальных интересов, с учетом недружественных действий в отношении белорусского народа и на основании Указа Президента Республики Беларусь от 30 марта 2021 г. N 128 "О применении специальных мер" Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке действий в отношении запрещенных товаров (прилагается).

2. Установить перечень запрещенных товаров согласно приложению.

3. Для целей настоящего постановления под запрещенными товарами понимаются товары, которые запрещены к ввозу на территорию Республики Беларусь и реализации на территории Республики Беларусь и включены в соответствующий перечень, установленный Советом Министров Республики Беларусь.

4. Действие настоящего постановления не распространяется на:

ввозимые на территорию Республики Беларусь товары для личного пользования, указанные в пунктах 1 и 3 приложения;

транспортные средства*, зарегистрированные в государствах – членах Евразийского экономического союза, а также временно ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в том числе для личного пользования;

остатки запрещенных товаров, промаркированных специальными контрольными знаками в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

* Классифицируются кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 8703.

5. Республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.

6. Настоящее постановление вступает в силу в следующем порядке:

пункты 1–4 – через десять дней после официального опубликования настоящего постановления;

иные положения настоящего постановления – после его официального опубликования.

Пункты 2 и 4 настоящего постановления действуют в течение шести месяцев.

Первый заместитель
Премьер-министра
Республики Беларусь
Н.Снопков


Приложение
к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
от 23.04.2021 № 240

* Товары определяются исключительно кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и графой «Производители», краткое наименование товара приведено только для удобства пользования.

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке действий в отношении запрещенных товаров

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок действий в отношении запрещенных товаров при применении специальных мер в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 марта 2021 г. N 128.

2. Контроль за ввозом на территорию Республики Беларусь запрещенных товаров через:

таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) осуществляется таможенными органами;

белорусско-российский участок Государственной границы Республики Беларусь осуществляется в рамках проведения специальных мероприятий мобильными подразделениями таможенных органов, органов внутренних дел, органов пограничной службы, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, подчиненных ему государственных организаций, органов государственной ветеринарной службы.

3. Контроль за реализацией на территории Республики Беларусь запрещенных товаров осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли, Министерством по налогам и сборам и его территориальными органами, подразделениями Государственного комитета по стандартизации, Министерства здравоохранения, облисполкомов (Минского горисполкома).

4. В целях выявления запрещенных товаров должностные лица таможенных органов могут проводить таможенный контроль с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих его проведение, в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС.

В случае выявления при проведении таможенного контроля несоответствия сведений о стране происхождения товаров, указанных в документах о происхождении товара, с информацией, имеющейся на товарах (упаковке, таре, ярлыках, бирках, этикетках), страна происхождения товаров считается неподтвержденной.

5. При выявлении должностными лицами таможенных органов запрещенных товаров, в том числе в случаях, когда страна их происхождения неизвестна либо считается неподтвержденной, должностное лицо таможенного органа принимает решение о запрете ввоза на территорию Республики Беларусь таких товаров.

Решение таможенного органа о запрете ввоза на территорию Республики Беларусь запрещенных товаров оформляется путем проставления на всех экземплярах транспортных (перевозочных), коммерческих документов, сопровождающих данные товары, штампа "Ввоз в Республику Беларусь запрещен" либо внесения записи "Ввоз в Республику Беларусь запрещен". Такие штамп и запись заверяются личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа с указанием даты и времени их проставления (внесения).

6. При перемещении по территории Республики Беларусь в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита автомобильными транспортными средствами международной перевозки запрещенных товаров в иные государства – члены ЕАЭС либо государства, не являющиеся государствами – членами ЕАЭС, применяются навигационные устройства (пломбы)*.

7. В случае выявления должностными лицами таможенных органов на территории Республики Беларусь запрещенных товаров, находящихся под таможенным контролем, такие товары подлежат вывозу лицом, во владении которого они находятся, за пределы Республики Беларусь под таможенным контролем.

8. При выявлении на территории Республики Беларусь запрещенных товаров, ввезенных в Республику Беларусь через белорусско-российский участок Государственной границы Республики Беларусь, лицам, во владении которых находятся такие товары, выдается требование по форме согласно приложению 1.

В течение суток с момента выдачи такого требования запрещенные товары подлежат вывозу за пределы территории Республики Беларусь.

9. При выявлении фактов ввоза на территорию Республики Беларусь запрещенных товаров налоговый орган** на основании имеющихся у него сведений направляет в адрес плательщика уведомление*** с указанием на запрет ввоза запрещенных товаров на территорию Республики Беларусь и принятие мер по их вывозу за пределы территории Республики Беларусь с представлением документов (их копий), подтверждающих вывоз таких товаров за пределы территории Республики Беларусь (далее – подтверждающие документы).

* В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. N 311 "О применении навигационных устройств (пломб)".

** По месту постановки на учет плательщика.

*** В порядке, установленном в части первой пункта 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь.

10. Подтверждающими документами являются:

при вывозе запрещенных товаров за пределы территории Республики Беларусь через таможенную границу ЕАЭС – таможенная декларация и транспортные (перевозочные) документы;

при вывозе запрещенных товаров в государства – члены ЕАЭС – транспортные (перевозочные) документы.

11. В Республике Беларусь контроль за реализацией запрещенных товаров осуществляется в торговых объектах, на рынках, выставках, ярмарках, в интернет- магазинах и глобальной компьютерной сети Интернет.

12. Субъекты торговли, во владении которых на дату вступления в силу настоящего Положения находятся остатки запрещенных товаров:

приостанавливают оптовую и (или) розничную торговлю такими товарами;

в течение пяти рабочих дней проводят инвентаризацию образовавшихся остатков данных товаров (включая инвентаризацию остатков товаров во вскрытой потребительской упаковке с указанием их объема (массы) и оформляют инвентаризационную опись в двух экземплярах. В инвентаризационную опись не включаются остатки товаров с просроченным сроком годности на дату инвентаризации;

не позднее пяти рабочих дней с даты составления инвентаризационной описи представляют два ее экземпляра в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет (далее – инспекция МНС);

в течение 60 календарных дней обеспечивают маркировку остатков таких товаров специальными контрольными знаками согласно приложению 2, которые наносятся на потребительскую упаковку товара;

реализуют остатки данных товаров после их маркировки специальными контрольными знаками;

реализуют или используют остатки данных товаров во вскрытой потребительской упаковке без маркировки их специальными контрольными знаками в течение 60 календарных дней с даты проведения инвентаризации, но не более установленного срока годности.

13. Инспекция МНС:

в день представления двух экземпляров инвентаризационной описи проставляет на них отметки о дате приема, после чего один экземпляр инвентаризационной описи возвращает субъекту торговли;

в течение пяти рабочих дней после получения инвентаризационной описи направляет ее копию в республиканское унитарное предприятие "Издательство "Белбланкавыд" (далее – РУП "Издательство "Белбланкавыд").

14. Хранение остатков запрещенных товаров допускается при соблюдении следующих условий:

с даты проведения инвентаризации до момента представления в инспекцию МНС инвентаризационной описи – при наличии в месте нахождения остатков таких товаров инвентаризационной описи либо ее копии, заверенной субъектом торговли;

после представления в инспекцию МНС инвентаризационной описи до маркировки их специальными контрольными знаками – при наличии в месте нахождения остатков данных товаров инвентаризационной описи с отметкой инспекции МНС либо ее копии, заверенной субъектом торговли.

15. Реализация специальных контрольных знаков осуществляется РУП "Издательство "Белбланкавыд" на возмездной основе на основании копии инвентаризационной описи, поступившей из инспекции МНС.

Специальные контрольные знаки являются документами с определенной степенью защиты. Общее количество реализуемых РУП "Издательство "Белбланкавыд" субъекту хозяйствования специальных контрольных знаков не должно превышать количество товара, за исключением товара во вскрытой потребительской упаковке, указанного в инвентаризационной описи.

16. В случае выявления не маркированных специальными контрольными знаками запрещенных товаров* лицам, во владении которых находятся указанные товары, руководителями государственных органов (организаций)** или уполномоченными ими должностными лицами выдаются требования по формам согласно приложениям 1 и (или) 3.

В течение десяти календарных дней со дня выдачи требования по форме согласно приложению 1 запрещенные товары подлежат вывозу за пределы территории Республики Беларусь.

В случае выявления фактов обращения на территории Республики Беларусь не маркированных специальными контрольными знаками запрещенных товаров налоговый орган*** на основании имеющихся у него

сведений направляет в адрес плательщика уведомление**** с указанием на запрет обращения таких товаров на территории Республики Беларусь и (или) принятие мер по их вывозу за пределы территории Республики Беларусь с представлением подтверждающих документов.

* За исключением хранимых и реализуемых в сроки и порядке, установленные в пунктах 12–14 настоящего Положения.

** Указаны в пункте 3 настоящего Положения.

*** По месту постановки на учет плательщика.

**** В порядке, установленном в части первой пункта 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь.


Приложение 1
к Положению о порядке
действий в отношении
запрещенных товаров

Елена Махота, финансовый директор ООО «ЮЖЭЛИ-ПАРФЮМ»

Глава 19 «Экологический налог» Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) регулирует вопросы исчисления и сроки уплаты экологического налога, плательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, ставки, налоговый период, сроки представления налоговых деклараций (расчетов), порядок включения налога в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

Плательщики экологического налога

В соответствии со ст. 204 НК плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели. При этом бюджетные организации не являются плательщиками экологического налога.

Также не признаются плательщиками экологического налога организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, на основании нижеследующего. Применение упрощенной системы налогообложения регулируется гл. 34 НК. В соответствии с п. 2 ст. 286 НК уплата налога при упрощенной системе заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет или государственные внебюджетные фонды, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, кроме обязательных платежей, в число которых не входит экологический налог. При этом гл. 34 НК предусмотрено, что обязанность по уплате иных налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет либо в государственные внебюджетные фонды возлагается на плательщиков, применяющих упрощенную систему, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в Налоговый кодекс. На основании изложенного у плательщиков, применяющих упрощенную систему, обязанности уплаты экологического налога в 2010 г. не возникает.

Объект налогообложения экологическим налогом

Объектами налогообложения экологическим налогом на основании ст. 205 НК признаются:

  • производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона;
  • производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений (краски и лаки, включая эмали, политуры, клеевые краски, и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки, полиграфическая краска).

Следует учитывать, что не являются объектами налогообложения экологическим налогом:

  • производство пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета;
  • импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, используемой для упаковки товаров, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета;
  • производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, предназначенной для упаковки хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, продуктов молочных, детского питания, сахара, соли, муки, мяса (в т.ч. птицы), лекарственных и ветеринарных средств, фармацевтических субстанций, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и других товаров медицинского назначения, включая используемые в ветеринарии, а также импорт этих товаров, денежных знаков, упакованных в тару, при условии раздельного учета.

Пример 1

Предприятие — производитель овощных консервов импортирует стеклянную тару (банки). В указанную тару закатывается произведенная продукция, которая реализуется на экспорт.

Является ли данное предприятие плательщиком экологического налога за импорт стеклянной тары?

Предприятие не является плательщиком экологического налога за импорт стеклянной тары при условии реализации стеклянных банок на экспорт и ведения их раздельного учета.

Пример 2

Предприятие — производитель молочных продуктов импортирует пластмассовую тару (бочки) для упаковки своей продукции, которая реализуется на территории Республики Беларусь.

Является ли данное предприятие плательщиком экологического налога за импорт пластмассовой тары?

В соответствии со ст. 205 НК предприятие не является плательщиком экологического налога за импорт пластмассовой тары, предназначенной для упаковки молочных продуктов, при условии ведения раздельного учета пластмассовой тары.

Виды тары

Для правильного исчисления экологического налога за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги, а также импорт товаров, упакованных в такую тару, необходимо четко понимать значение терминов «упаковка» и «тара».

В соответствии с ГОСТ 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения» упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции. Упаковка как изделие может быть представлена только одним элементом — тарой. Тара — основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции. Упаковывание продукции может быть произведено как с использованием тары, так и без ее использования.

Согласно вышеуказанному стандарту различают следующие виды тары:

  • ящик — транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой;
  • бочка — транспортная тара, имеющая корпус цилиндрической или параболической формы, с обручами или зигами катания, с доньями;
  • канистра — тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, форму, близкую к прямоугольной, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором;
  • фляга — транспортная тара, предназначенная для многократного применения, имеющая корпус цилиндрической формы и цилиндрическую горловину, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса и крышкой с затвором;
  • мешок — транспортная мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом или закрытым верхом с клапаном, вместимостью более 20,0 дм 3 ;
  • банка — потребительская тара, имеющая цилиндрический корпус, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса или незначительно меньше его, с плоским или вогнутым дном, вместимостью от 0,025 до 10,0 дм 3 ;
  • бутылка — потребительская тара, имеющая цилиндрический корпус, переходящий в узкую горловину, предусмотренную для укупоривания, с плоским или вогнутым дном;
  • коробка — разовая потребительская тара, имеющая корпус разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая клапанами или крышкой съемной или на шарнире, или в форме обечайки;
  • пакет (причем не допускается употребление слов «кулек», «мешочек») — разовая потребительская мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом, вместимостью до 20,0 дм 3 ;
  • лоток — разовая потребительская тара, имеющая корпус разнообразной формы, с плоским дном и низкими бортиками, предназначенная для упаковывания продукции, укупоривание которой проводится с помощью пленочных материалов;
  • туба (причем не допускается употребление слова «тюбик») — разовая потребительская тара, имеющая корпус, обеспечивающий выдавливание содержимого, с узкой горловиной, укупориваемой бушоном, и дном, закрываемым после наполнения продукцией;
  • стаканчик — разовая потребительская тара, имеющая корпус в форме цилиндра или усеченного конуса, сужающегося ко дну, с плоским или вогнутым дном.

Производители товаров вправе производить свою тару по форме и материалу, отличную от тары, указанной в стандарте, но при этом разработать и зарегистрировать в порядке, установленном законодательством о стандартизации и метрологии, техническим условиям на тару.

Пример 3

Основной вид деятельности организации — швейное производство. Для его осуществления организация импортирует нитки, намотанные на пластмассовые катушки.

Является ли швейное предприятие плательщиком экологического налога за импорт пластмассовой тары?

Швейное предприятие не является плательщиком экологического налога за импорт пластмассовой тары, т.к. катушка — это вспомогательное упаковочное средство, имеющее цилиндрическую форму и предназначенное для наматывания нитей или материалов. Импорт вспомогательных упаковочных средств (пластмассовых катушек) не включается в объект для исчисления экологического налога за производство и (или) импорт пластмассовой тары.

Пример 4

Организация-импортер приобретает у нерезидента товар — пластмассовые коробки для СD-дисков, упакованные в полиэтиленовую пленку.

Является ли организация-импортер плательщиком экологического налога за импорт пластмассовой тары?

Полиэтиленовая пленка согласно разъяснениям Белорусского государственного института стандартизации и сертификации по сравнению с пакетом не имеет корпуса в форме рукава, с дном и открытым верхом и, соответственно, характеризоваться понятием «тара» не может. Руководствуясь определениями тары и упаковки, указанными в стандарте и соответствующем техническом условии, тарой в рассматриваемом случае являются пластмассовые коробки для СD-дисков, а полиэтиленовая пленка — вспомогательное упаковочное средство. Следовательно, организация является плательщиком экологического налога за импорт пластмассовой тары — пластмассовых коробок для СD-дисков.

Налоговая база экологического налога

Налоговая база экологического налога в соответствии со ст. 206 НК определяется как фактические объемы:

  • производства и (или) импорта пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорта товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
  • производства и (или) импорта товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений.

Расчет налога за производство пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона производится исходя из фактической массы отгруженной тары согласно отгрузочным документам (товарной накладной формы ТН-2, товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 и т.п.)

При импорте пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также товара, упакованного в такую тару, налоговая база рассчитывается исходя из фактической массы товара или тары, указанной в договоре или в товаросопроводительных документах (спецификации, товарной накладной, товарно-транспортной накладной инвойсе, packing list — упаковочном листе и др.), в соответствии с которыми импортируется товар. Если сведения о массе тары в сопроводительных документах отсутствуют, то налоговая база экологического налога рассчитывается в процентах от цены товара, указанного в договоре, без учета налога на добавленную стоимость.

При исчислении экологического налога при импорте товара, упакованного в несколько видов тары, в случае наличия сведений о массе только одного вида тары и при отсутствии сведений о других видах тары налоговая база экологического налога рассчитывается в процентах от цены товара, указанного в договоре, без учета налога на добавленную стоимость на основании нижеследующего. Импорт товара, упакованного в разные виды тары: пластмассовую, стеклянную, на основе бумаги и картона является самостоятельным объектом обложения экологическим налогом. На основании п. 3 ст. 28 НК один и тот же объект может облагаться определенным налогом у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Следовательно, если импортируется товар, упакованный в разные виды тары, и при этом отсутствуют сведения о массе каждого вида тары, то налоговая база рассчитывается в процентах от цены товара, указанного в договоре, без учета налога на добавленную стоимость и независимо от количества видов тары только один раз.

Моментом возникновения обязательства по исчислению и уплате экологического налога при производстве пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона является дата отгрузки товаров и тары в соответствии с оформленными документами по произведенной пластмассовой, стеклянной таре, таре на основе бумаги и картона.

Пример 5

Организация производит полиэтиленовые стаканчики из полиэтиленовой преформы и упаковывает в них свою продукцию. В процессе производства стаканчиков остаются отходы полиэтиленовой преформы, а также часть стаканчиков оказываются испорченными.

Как следует уплачивать экологический налог за производство пластмассовой тары в данной ситуации?

В соответствии со ст. 208 НК момент возникновения обязательств — дата отгрузки в соответствии с оформленными документами. Следовательно, расчет налога за изготовление пластмассовой тары производится исходя из массы отгруженной тары, которая представляет собой массу отгруженной готовой продукции — полиэтиленовых стаканчиков. Отходы полиэтиленовой преформы, полученные в результате производства стаканчиков, не являются объектом обложения налогом. В случае порчи полиэтиленовых стаканчиков отсутствует отгрузка изготовленной тары, и, следовательно, налог по указанному объему также не исчисляется.

Моментом возникновения обязательства при импорте пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также товара, упакованного в такую тару, является дата таможенного оформления в одном из следующих таможенных режимов, определенных ст. 148 Таможенного кодекса Республики Беларусь:

  • свободное обращение;
  • свободная таможенная зона;
  • свободный склад;
  • реимпорт;
  • переработка на таможенной территории.

При импорте тары и товаров с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, например, из Российской Федерации, моментом возникновения обязательства по исчислению и уплате налога считается дата принятия на учет тары или товаров, упакованных в тару.

Моментом возникновения обязательства при производстве товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений (краски и лаки, включая эмали, политуры, клеевые краски, и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки, полиграфическая краска) является дата отгрузки таких товаров в соответствии с оформленными сопроводительными документами.

Моментом возникновения обязательства по уплате налога за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, является дата выдачи таможенными органами свидетельства о помещении тары и товаров под таможенные режимы свободного обращения, свободной таможенной зоны, свободного склада, реимпорта, переработки на таможенной территории либо дата принятия на учет указанных тары и товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится.

Состав летучих органических соединений в импортируемом товаре на основании письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 сентября 2009 г. № 2-2-18/854 «О налогообложении» подтверждается следующим:

  • технической документацией производителя на такие товары, в которой содержится информация о количественном и качественном составе компонентов продукции;
  • приложением А к Руководящему документу Республики Беларусь 0212.5-2002 «Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при использовании лакокрасочных материалов», утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 мая 2002 г. № 11;
  • заключением аккредитованной лаборатории о содержании в товаре компонентов летучей части;
  • сведениями, указанными производителем на таре (упаковке).

Пример 6

Организация импортирует эмали и глазури стекловидные, код 3207 20 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС).

Является ли организация-импортер плательщиком экологического налога за импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений?

По разъяснениям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь товары, подлежащие налогообложению, определяются товарной позицией 3208 по коду ТН ВЭД ТС — краски и лаки (включая эмали и политуры) на основе синтетических полимеров или химически модифицированных природных полимеров, диспергированные или растворенные в неводной среде, растворы.

Таким образом, объем импортируемых товаров — эмалей и глазури стекловидных, код ТН ВЭД ТС 3207 20, не является объектом обложения экологическим налогом.

Ставки экологического налога

Ставки экологического налога за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона на 2010 г. установлены в приложении 9 к Налоговому кодексу и приведены в таблице 1.

В связи с возникающими вопросами по порядку исчисления в 2019 году НДС при отгрузке (возврате) возвратной тары Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь 30 января 2019 г. выпустили совместное письмо № 2-1-9/00283 / № 5-1-17/29.

1. Изменение порядка налогообложения.
Согласно п. 6 ст. 128, п. 28 ст. 133 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) в редакции, действующей с 01.01.2019 г.:

при изменении порядка исчисления НДС (изменении объектов налогообложения, налоговой базы) новый порядок исчисления применяется в отношении товаров, отгруженных с момента изменения порядка исчисления НДС;

при изменении порядка применения налоговых вычетов новый порядок вычетов действует в отношении товаров, оприходованных с момента изменения порядка применения налоговых вычетов.

Справочно : до 01.01.2019 не признавалась объектом налогообложения НДС передача тары, подлежащей возврату в сроки, установленные договором или законодательством, за исключением случаев реализации такой тары (ст. 93 НК). Налоговая база при реализации приобретенной многооборотной тары определялась как положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения. Одновременно, суммы НДС, предъявленные при приобретении (уплаченные при ввозе) такой многооборотной тары не подлежали вычету. Таким образом, у продавца товара возникала обязанность исчислить НДС только в случае, если покупатель не вернул возвратную тару в установленный срок, и только, если возникала налоговая база. При возврате покупателем возвратной тары с нарушением срока ее возврата продавец уменьшал оборот по реализации и, соответственно, ранее исчисленный им НДС.

2. Возникновение объекта налогообложения НДС.

Согласно ст. 31 НК реализацией товаров признается отчуждение товара одним лицом другому лицу. В связи с чем, отгрузка возвратной тары и ее не возврат в установленный срок приравнена к реализации товара.

С 2019 года объект налогообложения НДС по операциям с возвратной тарой возникает как у продавца, так и у покупателя:

в случае не возврата покупателем возвратной тары в установленный срок - продавец товара, отгруженного в возвратной таре, становится также продавцом возвратной тары, а покупатель товара, приобретенного (полученного) в возвратной таре, становится также покупателем возвратной тары;

в дальнейшем, в случае, если покупатель товара, приобретенного (полученного) ранее в возвратной таре, ставший также уже и покупателем возвратной тары по истечении установленного срока ее возврата, осуществит возврат такой тары – покупатель выступает уже ее продавцом.

Справочно : Объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров, в том числе обороты по отгрузке (возврату) возвратной тары продавцом покупателю (покупателем продавцу) (пп. 1.1.7 п. 1 ст. 115 НК). При этом под возвратной тарой понимается тара, стоимость которой не включается в цену реализации отгружаемых в ней товаров и которая подлежит возврату продавцу товаров на условиях и в сроки, установленные договором или законодательством.

По общему правилу, покупатель обязан вернуть продавцу возвратную тару, в которой поступил товар, в срок, установленный законодательством, если иное не установлено договором (ст. 487 ГК). При не установлении законодательством сроков возврата возвратной тары такие сроки устанавливаются сторонами в договоре.

2.1. Определение объекта налогообложения НДС у продавца.

У продавца товара при отгрузке товара в таре, признаваемой возвратной:

операции с возвратной тарой на счетах учета доходов и расходов не отражаются;

сумма НДС в первичных учетных документах не предъявляется, ЭСЧФ не выставляется.

На счетах расчетов с покупателем отражается дебиторская задолженность покупателя по возврату тары, сумма которой определяется в зависимости от порядка оценки тары продавцом (по залоговой (договорной) стоимости, по фактической себестоимости возвратной тары).

В случае, если покупатель не вернет возвратную тару в установленный срок, то стоимость не возвращенной покупателем тары, т.е. тары, признаваемой реализуемой, отражается у продавца на счетах учета доходов и расходов.

Соответственно, у продавца по возвратной таре:

  • отгруженной до 01.01.2019 и не возвращенной покупателем в установленный срок, с учетом положений п. 6 ст. 128 НК обязательство исчислить НДС, выставить ЭСЧФ возникает только при наличии налоговой базы, определяемой в порядке, действовавшем до 01.01.2019.

В случае не возврата покупателем возвратной тары в установленный срок подлежащая исчислению сумма НДС предъявляется продавцом покупателю в первичном учетном документе (например, в акте сверки), оформляемом в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете и отчетности. Исчисленная сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки НДС в размере 20%.

2.2. Определение объекта налогообложения НДС у покупателя.

В случае, если покупатель возвращает возвратную тару с нарушением установленного срока, т.е. тару, признаваемую реализуемой, то ее стоимость отражается у покупателя на счетах учета доходов и расходов.

Соответственно, у покупателя по возвратной таре:

  • возвращенной продавцу с 01.01.2019 в установленный срок обязательство исчислить НДС, выставить ЭСЧФ, отразить оборот в налоговой декларации (расчете) по НДС не возникает;

  • возвращенной продавцу с 01.01.2019 с нарушением установленного срока ее возврата, возникает обязательство исчислить сумму НДС, выставить в адрес продавца ЭСЧФ, отразить оборот по реализации в налоговой декларации (расчете) по НДС за тот отчетный период, в котором возвращена такая тара. Подлежащая исчислению сумма НДС предъявляется покупателем продавцу в первичном учетном документе, оформляемом при возврате им возвратной тары, признаваемой реализуемой. Исчисленная сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки НДС в размере 20%.

3. Совершение операций с возвратной тарой, признаваемой реализуемой, в случае, когда покупатель – не плательщик НДС с оборотов по реализации либо бюджетная организация – плательщик НДС.

Как определено п. 6 ст. 130 НК, организации и индивидуальные предприниматели по не признаваемым объектом налогообложения НДС товарам (работам, услугам), имущественным правам, индивидуальные предприниматели, применяющие общий порядок налогообложения без уплаты НДС, а также организации и индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без уплаты НДС, при реализации (отгрузке) товаров (работ, услуг), имущественных прав:

НДС не исчисляют;

ЭСЧФ выставляют (направляют) в случаях, установленных ст. 131 НК;

первичные учетные документы, применяемые при реализации (отгрузке) товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляют (выписывают) без выделения сумм НДС и предъявления этих сумм покупателю. При этом в указанных документах делается запись или ставится штамп «Без НДС».

Согласно пп. 2.6 п. 2 ст. 115 НК объектом налогообложения НДС не признаются обороты по реализации бюджетными организациями приобретенных товаров, за исключением основных средств и нематериальных активов, по ценам их приобретения.

При возврате продавцам возвратной тары, следует учитывать следующее.

В случае, если покупатель, не являющийся плательщиком НДС с оборотов по реализации либо бюджетная организация – плательщик НДС, предъявит продавцу сумму НДС в первичном учетном документе при возврате возвратной тары с нарушением установленного срока, то есть признаваемой реализуемой, то такая сумма НДС признается излишне предъявленной и подлежит исчислению и уплате в бюджет (пп. 7.1 п. 7 и пп. 8.1.4 и 8.1.5 п. 8 ст. 129 НК). Возникает обязанность выставления ЭСЧФ в адрес продавца для осуществления последним вычета.

Следовательно, в первичных учетных документах в адрес продавца при возврате возвратной тары:

покупатель - бюджетная организация – плательщик НДС должна указать «Без НДС» – в случае возврата возвратной тары, как в установленный срок, так и с нарушением установленного срока;

покупатель – не плательщик НДС должен указать «Без НДС» – в случае, если возвратная тара возвращается в установленный срок;

  • покупатель – не плательщик НДС должен указать «Без НДС» с пометкой, что он не является плательщиком НДС – в случае, если возвратная тара возвращается с нарушением установленного срока, т.е. признается реализуемой.

Рекомендуется покупателю в графе 11 «Примечание» формы ТТН-1 (в случае ее выписки) указать стоимость с НДС и сумму НДС, предъявленную ранее продавцом по возвратной таре, невозвращенной покупателем в установленный срок.

4. Переходные положения. Выделение сумм НДС для вычета из стоимости возвратной тары.

Пунктом 4 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» предусмотрено, что подлежат вычету суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении до 01.01.2019 возвратной тары, стоимость которой включается с 01.01.2019 в налоговую базу у такого покупателя. Указанные суммы налога с 01.01.2019 признаются налоговыми вычетами в соответствии с законодательством и отражаются покупателем:

в бухгалтерском учете организаций;

в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

в учете доходов и расходов индивидуальных предпринимателей.

Применение вышеуказанной нормы возможно только в отношении сумм НДС, которые были предъявлены покупателю при приобретении возвратной тары до 01.01.2019 и отнесены соответственно на увеличение ее стоимости, и только при включении с 01.01.2019 стоимости такой тары в налоговую базу.

Самостоятельное выделение сумм НДС для вычета не производится в случае, если:

предъявление сумм НДС не осуществлялось (ЭСЧФ не были получены);

производился ввоз тары с уплатой «ввозного» НДС, который в силу применяемого до 01.01.2019 законодательства должен был также относиться на увеличение стоимости ввезенной тары.

5. Ввоз (вывоз) возвратной тары на территорию Республики Беларусь (с территории Республики Беларусь):

5.1. во взаимной торговле с государствами – членами ЕАЭС.

Согласно п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Протокол), под товаром понимается реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.

Поскольку тара, признаваемая возвратной, не является имуществом, реализуемым или предназначенным для реализации, то есть не является товаром для целей Протокола, являющегося международным договором, то при ввозе товаров в возвратной таре на территорию Республики и (или) вывозе с территории Республики Беларусь товаров в возвратной таре налоговые обязательства по НДС в отношении возвратной тары не возникают.

5.1.1. В отношении возвратной тары, ввезенной на территорию Республики Беларусь на условиях возвратности и невозвращенной белорусским покупателем в установленный срок, перешедшей ему в собственность по условиям договора (контракта) на приобретение товара в возвратной таре и (или) на основании иных документов:

не возникают обязательства по уплате «ввозного» НДС;

возникают обязательства по исчислению и уплате в бюджет НДС как при приобретении товара, находящегося на территории Республики Беларусь, согласно п. 1 ст. 114 НК при наступлении момента фактической реализации, определяемого согласно п. 29 ст. 121 НК как день оплаты или день иного прекращения обязательств.

5.1.2. В отношении возвратной тары, вывезенной с территории Республики Беларусь на условиях возвратности и невозвращенной белорусскому продавцу в установленный срок, перешедшей в собственность нерезидента по условиям договора (контракта) на реализацию товара в возвратной таре и (или) на основании иных документов, обязательства по исчислению НДС не возникают, поскольку местом реализации такой тары территория Республики Беларусь не признается. Оборот отражается по строке 9 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС.

5.2. во взаимной торговле с государствами, с которыми применяется таможенный контроль и таможенное оформление.

5.2.1. При таможенном оформлении операций по импорту товаров в возвратной таре на территорию Республики Беларусь и вывозу возвратной тары с территории Республики Беларусь, как правило, возвратная тара помещается соответственно под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 219, 238 Таможенного кодекса ЕАЭС).

Согласно пп. 2.21 п. 2 ст. 115 НК объектами налогообложения НДС не признаются обороты по реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта.

Таким образом, при возврате белорусским покупателем возвратной тары, помещенной под таможенную процедуру реэкспорта, объект налогообложения НДС отсутствует.

5.2.2. При таможенном оформлении операций по экспорту товаров в возвратной таре с территории Республики Беларусь в случае помещения возвратной тары под таможенную процедуру временного вывоза (ст. 227 ТК ЕАЭС) или под таможенную процедуру экспорта и невозвращенной белорусскому продавцу в установленный срок, перешедшей в собственность нерезидента по условиям договора (контракта) на реализацию товара в возвратной таре и (или) на основании иных документов, обязательства по исчислению НДС не возникают, поскольку местом реализации такой тары территория Республики Беларусь не признается. Оборот отражается по строке 9 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС.

Читайте также: