Какие правила применяются при перерасчете имущественных налогов физических лиц

Опубликовано: 13.05.2024

При расчете и перерасчете транспортного, земельного налогов и налога на имущество налоговые инспекции нередко допускают ошибки. Возможны и другие нарушения, которые приведут к переплате. Что делать в таких случаях налогоплательщику?

Как не переплатить имущественные налоги

Как уплачиваются имущественные налоги?

Физлица, у которых в собственности есть имущество, обязаны уплачивать налоги: транспортный – например, на автомобиль, земельный – на участок, налог на имущество – на квартиру или дачу. Такие налоги называют имущественными.

Они уплачиваются на основании налоговых уведомлений, которые присылает налоговая инспекция. Уведомление направляется налогоплательщику на бумаге по почте или в электронной форме. Если человек регистрировался в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС России, уведомление каждый год будет направляться через этот сервис без дублирования на бумажном носителе. Поэтому владельцам «личного кабинета» рекомендуется регулярно проверять его на наличие новых уведомлений.

Как рассчитывается сумма налога?

Налоговая инспекция формирует уведомления на основании имеющихся у нее данных об имуществе налогоплательщика. Для расчета суммы налога инспекторы используют различные источники информации. Например, Единый государственный реестр недвижимости и базы ГИБДД по транспортным средствам. Из этих источников видно, кому принадлежит имущество и какими характеристиками обладает объект: кадастровая стоимость и площадь земельного участка, мощность автомобильного двигателя и т.д.

Можно ли проигнорировать ошибочное уведомление, в котором указана большая сумма налога?

Нередко налогоплательщикам приходят «письма счастья», из которых они узнают, что должны заплатить больше, чем следовало бы. Причиной может быть, например, техническая ошибка, поскольку уведомления формируются в автоматическом режиме. Такие случаи не следует оставлять без внимания. Стоит как можно скорее приступить к урегулированию возникших разногласий.

И помните: налоги следует уплачивать в установленные законом сроки. Задержка повлечет негативные последствия:

  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы налоговой задолженности за каждый день просрочки;
  • штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога;
  • заявление налоговой инспекции в суд о принудительном взыскании налога. Это может обернуться неприятностями для налогоплательщика, такими как арест имущества, ограничение на выезд за границу, обращение взыскания на деньги в банке.

К вопросам взаимодействия с налоговой инспекцией и реагирования на получаемые документы следует относиться ответственно. При этом нельзя забывать, что инспектор может допустить ошибку. Чтобы не пришлось переплачивать, нужно знать о возможных нарушениях со стороны налогового органа. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Включение в уведомление налогов более чем за три предшествующих налоговых периода

С 1 января 2017 г. физлица обязаны самостоятельно сообщать налоговой об имеющихся у них в собственности объектах недвижимого имущества и транспортных средствах, если не было получено налоговое уведомление. За неисполнение этой обязанности налогоплательщика могут оштрафовать. Размер штрафа – 20% от неуплаченной суммы налога с объекта, о котором физлицо не сообщило в налоговую.

Неправильно рассчитана сумма налога

После получения налогового уведомления следует внимательно изучить его содержание. Проверьте указанные элементы налога: налоговую базу, ставку и др. Именно при расчете суммы налога в инспекциях часто допускают ошибки.

Обратите внимание на налоговую базу. Например, по земельному налогу ею является кадастровая стоимость земельного участка. Ошибки возможны, например, в случае если кадастровая стоимость изменилась в результате ее оспаривания. У налоговой может быть устаревшая информация. Учитывая, что данные о земельных участках инспекция берет преимущественно из сведений, предоставляемых Росреестром, неточности налогового уведомления могут быть обусловлены некорректными сведениями базы Росреестра.

Проверьте размеры налоговой ставки и льгот. Инспекция может применить некорректную ставку или забыть про льготу. О наличии льготы налогоплательщик должен уведомить инспекцию заранее. Размеры налоговых ставок и льготы устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а также региональными нормативными актами (транспортный налог) и нормативными актами местных органов власти (земельный налог и налог на имущество физлиц).

Если в уведомлении указаны некорректные сведения об имуществе, из-за которых сумма налога рассчитана неверно, следует как можно скорее обратиться в инспекцию с заявлением о перерасчете налога. К нему нужно приложить документы, подтверждающие обстоятельства, которые влияют на исчисление налога.

Незаконный перерасчет налога

Такое может произойти, например, после поступления в инспекцию новых сведений о кадастровой стоимости объекта. В этом случае уведомление должно содержать специальный раздел «Перерасчет налога». В нем будут указаны прежняя и новая суммы налога, а также разница между ними.

Случается, что налогоплательщик получает уведомление, в котором содержится перерасчет налога, хотя для этого не было оснований. Налоговый орган может использовать такое уведомление для продления истекшего срока взыскания налога. Поэтому важно внимательно изучить полученные документы и выяснить, были ли у инспекторов основания для перерасчета.

Направление налогового уведомления по неправильному адресу

Если налоговая выслала уведомление по иному адресу, оно является направленным ненадлежащим образом (Письмо Минфина России от 30 августа 2017 г. № 03-05-06-01/55500). Это нарушение поможет налогоплательщику при отстаивании своей позиции в споре с налоговым органом.

Нарушение срока направления требования об уплате налога

Если налогоплательщик не уплатил налог в срок, указанный в уведомлении, он получит требование об уплате налога. Инспектор направляет его только при наличии налоговой задолженности (недоимки).

Налогоплательщик должен исполнить требование налоговой в течение восьми рабочих дней с даты его получения либо в срок, указанный в нем (в любом случае не меньше восьми рабочих дней). Неисполнение требования в установленный срок дает налоговой основание обратиться в суд.

Нарушение срока обращения в суд

Налоговые органы периодически допускают ошибки при обращении в суд с требованием о взыскании налоговой недоимки с физлица.

На подачу в суд административного искового заявления у налоговиков есть шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Подача заявления за пределами этого срока является процессуальным нарушением и может послужить основанием для отказа налоговому органу в удовлетворении требований.

Памятка налогоплательщику о процедуре взыскания налогов

Для взыскания с налогоплательщика просроченных платежей налоговому органу необходимо соблюсти установленные законом сроки:

  • 3 месяца со дня, следующего за последним днем срока уплаты налога, указанного в налоговом уведомлении, – время, отведенное на направление налогоплательщику требования об уплате налога;
  • 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога – срок для подачи в суд заявления о принудительном взыскании налоговых платежей.

1 Пункт 2 ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 3 ст. 409 НК РФ.

Кто и когда платит налог на недвижимость

Этот материал обновлен 14.03.2021.

Что такое налог на имущество

Налог на имущество — это плата государству за владение недвижимыми объектами. Купили квартиру, оформили ее на себя — теперь вы собственник и у вас есть недвижимость. За право владеть ею нужно платить. Больше объектов собственности — больше налоговых обязательств.

Налог на недвижимость раз в год начисляет Федеральная налоговая служба: во второй половине года она начисляет плату за объекты, которыми вы владели в прошлом отчетном периоде. ФНС формирует налоговое уведомление — квитанцию — с указанием, за что и сколько нужно заплатить, и направляет собственнику. Мы уже писали, где получить это уведомление и как проверить свои долги.

Если у вас есть личный кабинет на сайте налоговой, по умолчанию никакие их уведомления почтой вам не приходят. Чтобы они приходили почтой, от вас нужно заявление на бумажную отправку. После регистрации в личном кабинете можно выбрать, продолжить получать бумажные квитанции о задолженности почтой или отказаться от этого.

Кто платит налог на имущество физических лиц

Налог на имущество платят собственники недвижимости. Неважно, кто живет и зарегистрирован в квартире: налогоплательщиком будет тот, кому она принадлежит.

Объекты налогообложения

Налогом облагается только недвижимое имущество. Какие объекты являются движимыми, а какие недвижимыми, определяет ст. 130 ГК РФ. Например, автомобиль считается движимым объектом, а дом, гараж, комната в коммуналке — недвижимыми.

Движимое имущество

Движимое имущество закон определяет от обратного: это любые вещи, которые не являются недвижимостью. Например, автомобиль, деньги, телевизор или персидский кот. Перечень недвижимых объектов дан в гражданском кодексе — за собственность, не указанную в этом списке, налог на имущество не платят.

Закон требует регистрации прав на любую недвижимость, а для движимых объектов такого требования нет. Не путайте с регистрацией транспортных средств в ГИБДД: при выдаче паспорта транспортного средства автомобиль ставится на учет, а не регистрируется право собственности на него. За счет ПТС хозяин «привязан» к машине, но это не аналог права собственности.

Владельцы транспортных средств не платят налог на имущество, но должны отдавать государству транспортный налог.

Недвижимое имущество

Определения недвижимости в законе нет — там просто дан полный перечень объектов, которые признаются таковой. Налогом на имущество облагается не любая недвижимость. Список того, за что его платить, тоже дан в законе: жилой дом, квартира, комната, гараж или машино-место. Есть и другие, более редкие объекты налогообложения.

ст. 401 НК РФ: за какое имущество надо платить налог

Налоги на общедомовое имущество в многоквартирных домах не платят.

Ставки налога на имущество физических лиц

С помощью ставки вычисляют сумму налога на имущество. Налоговая ставка — это процент от налоговой базы. А налоговая база — это стоимость объекта налогообложения. Для расчета берут не всю стоимость — и не ту, что указана в договоре купли-продажи. Стоимость объекта определяют государственные органы, и она бывает двух видов: инвентаризационная или кадастровая. Но разбираться в видах стоимости и вычетах необязательно: все данные указаны в налоговом уведомлении. Главное — проверить их перед оплатой.

Закон задает базовые ставки налогообложения для физических лиц. Они зависят от вида объекта и его стоимости. Если это жилой дом, квартира, комната или гараж — 0,1% от стоимости, все остальное — 0,5%, но за объекты дороже 300 млн рублей — 2%.

На основе базовых ставок каждый регион имеет право установить свои территориальные. Указанную базовую ставку налога на имущество можно уменьшить до нуля или увеличить, но не более чем в три раза. Например, ставка налогообложения 0,1% для жилых объектов в разных регионах меняется от 0 до 0,3%.

Узнать ставки налога на имущество в своем регионе можно на сайте ФНС. Например, в 2020 году в Москве региональные ставки налогообложения совпали с базовыми: за квартиру стоимостью до 10 млн рублей платят 0,1% от стоимости, а за дорогое имущество — от 300 млн рублей — 2%.

Как рассчитать налог на имущество физических лиц

Сумма за год зависит от ставки и налоговой базы. Ставку определяет закон и региональные власти. Налоговая база — это стоимость объекта. Ее умножают на ставку налогообложения и получают сумму налога на имущество.

До 2014 года за налоговую базу брали инвентаризационную стоимость. Инвентаризационная стоимость — это устаревшая схема расчета, которая учитывает изначальную стоимость и износ. Инвентаризационная стоимость объекта налогообложения не связана с рыночной. Ее определяло бюро технической инвентаризации — БТИ. Собственник недвижимости может получить справку о размере инвентаризационной стоимости. Обращаться нужно в БТИ по месту расположения объекта.

Начиная с 2015 года для расчета налога на имущество стали использовать кадастровую стоимость — цену объекта налогообложения, рассчитанную по схеме Росреестра. Эта цена ближе к рыночной. Оценивают объекты уполномоченные Росреестром сотрудники.

Узнать кадастровую стоимость объекта можно четырьмя способами: в личном кабинете Росреестра, в личном кабинете ФНС, через налоговый калькулятор на сайте налоговой или на публичной кадастровой карте. Еще инвентаризационную и кадастровую стоимость указывают в налоговых уведомлениях за соответствующие годы.

В большинстве случаев кадастровая стоимость выше инвентаризационной, поэтому сумма налоговых обязательств выросла. Разница может быть как в три раза, так и в десять.

Возьмем реальную квартиру в Омске площадью 60 м². Рыночная стоимость этой квартиры — 2—3 млн. По инвентаризации она стоила 230 000 Р , а по кадастру стоит 810 000 Р — в три с половиной раза дороже.

В 2015 году на расчет по кадастровой стоимости перешли только 28 регионов, остальные позднее. Год, в котором регион перешел на расчет по кадастру, влияет на этот расчет.

Сроки перехода регионов на расчет по кадастровой стоимостиXLSX, 22 КБ

Вычеты по налогу на имущество физических лиц

При начислении налога на имущество по кадастровой стоимости действуют налоговые вычеты. Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, поэтому общая сумма налога на имущество становится меньше.

Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.

Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости: для дома — 50 м², для квартиры — 20 м², для комнаты — 10 м².

За загородный дом площадью 100 м² с налогоплательщика возьмут вдвое меньше: только за 50 м² вместо 100. За дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.

Площадь омской квартиры, которую мы взяли для примера, — 60 м². Значит, платить придется только за 40 м².

Расчет по кадастровой стоимости

Чтобы заплатить налог на недвижимое имущество, не нужно предварительно ничего считать. Налоговая посчитает все сама, и в уведомлении уже будет указана итоговая сумма за отчетный период. Расскажем, откуда она берется, чтобы вы могли проверить. Если не сойдется — отправьте сообщение в ФНС.

Сейчас для налогоплательщиков действует переходный период: налог на имущество берут не полностью, а умножают на понижающие коэффициенты. Но сначала покажем, как считают полную сумму.

При расчете налога на имущество по кадастровой стоимости ее уменьшают на вычет и умножают на ставку налогообложения. Еще важен срок владения: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, налоговые обязательства пропорционально делят между всеми собственниками.

Н = Б × С × КПВ × Д

Здесь Н — сумма налога на имущество, Б — налоговая база, или кадастровая стоимость объекта после вычета, С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта, КПВ — коэффициент периода владения, Д — размер доли собственности в объекте.

Чтобы определить КПВ, нужно разделить период владения объектом в месяцах на 12. Если купили квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается.

ст. 408 НК РФ: расчет налога на имущество

Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. Тогда июнь в периоде не учитывается, а декабрь считается. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.

В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета. Она не обязательно совпадет с нашей, потому что мы привели пример без учета понижающих коэффициентов. Чтобы их применить, организация сначала считает налог на имущество по инвентаризационной стоимости. Как это сделать, расскажем дальше, но сначала посчитаем полный налог на имущество по кадастру на реальном примере.

Пример расчета

Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Омске за 2020 год. Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р . Площадь — 60 м².

Сначала применим налоговый вычет. Для этого посчитаем кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р .

Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р .

Ставка налогообложения для квартир в Омске равна 0,1%

Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.

Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р .

Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.

Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р .

А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25.

Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р .

Расчет по инвентаризационной стоимости

Налог на имущество по инвентаризационной стоимости вычисляют, чтобы затем подставить в формулу для снижения налога на имущество по кадастровой стоимости.

Сумму по инвентаризационной стоимости тоже считает налоговая, но для наглядности опишем, как получается итоговая сумма. Формула расчета похожа. Только за налоговую базу берут не кадастровую, а инвентаризационную стоимость, умноженную на коэффициент-дефлятор. Коэффициент-дефлятор устанавливает правительство.

Налоговые вычеты не применяются.

Н = И × КД × С × КПВ × Д

Здесь Н — сумма налога на имущество, И — инвентаризационная стоимость объекта, КД — коэффициент-дефлятор, С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта, КПВ — коэффициент периода владения, Д — размер доли собственности в объекте.

Пример расчета

Посчитаем налог на имущество по инвентаризационной стоимости для нашей омской квартиры. Омская область перешла на учет по кадастру в 2016 году, поэтому последний период для расчета по инвентаризационной стоимости — 2015 год. Инвентаризационная стоимость — 230 000 Р . Коэффициент-дефлятор в 2015 году — 1,147.

На сайте ФНС выясняем налоговую ставку в Омске за 2015 год. Для квартир стоимостью до 300 000 Р это 0,1%.

Налог на имущество по инвентаризационной стоимости: 230 000 × 1,147 × 0,1% = 264 Р .

Если срок владения квартирой — полгода, указанная сумма уменьшится вдвое и составит 132 Р .

Если налогоплательщику принадлежит только четверть этой квартиры, он заплатит 66 Р .

Налог на имущество по инвентаризационной стоимости получился в два раза меньше, чем по кадастровой. Поэтому при переходе на новый способ расчета действуют понижающие коэффициенты.

Расчет по кадастровой стоимости до 2020 года

Полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости большинство собственников пока не платят. Для плавного перехода к новой налоговой нагрузке ввели понижающие коэффициенты. 2020 год — срок, в который должен был завершиться переходный период для регионов, начавших считать по-новому в 2015 году. С этого времени собирались брать налоги в полном размере, но условия поменяли. Теперь в большинстве случаев сумму будут рассчитывать с учетом понижающих коэффициентов за 2020 год и после него.

Размер налога на имущество растет постепенно. В первые три года после перехода на кадастр используют такую формулу:

Н = (Н1 − Н2) × К + Н2

Здесь Н — окончательная сумма налога на имущество за текущий год.

Н1 — полный размер налога на имущество по кадастру. Как его считают, мы рассказали выше.

Н2 — налоговые обязательства по инвентаризационной стоимости за последний период, когда их считали. Например, в Москве это 2014 год, в Омской области — 2015 год.

К — понижающий коэффициент. В первый год после перехода на кадастр он равен 0,2, во второй год — 0,4, в третий год — 0,6.

С четвертого года налоговая сравнивает полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости с суммой за прошлый год. Если полная сумма выросла больше чем на 10%, организация увеличивает сумму налоговых обязательств в текущем периоде на 10%. Если не больше — с этого момента берут в полном размере.

Полная формула с учетом всех параметров:

Н = ((Б × С − Н2) × К + Н2) × КПВ × Д − Л

где Л — налоговая льгота.

Когда сумма по кадастровой стоимости меньше налога на имущество по инвентаризационной, понижающие коэффициенты не действуют.

Пример расчета

Посчитаем, как растет размер налога на имущество за нашу квартиру в Омске. В 2015 году его брали по инвентаризации, и мы заплатили 264 Р . Полная сумма по кадастру — 540 Р . Допустим, что кадастровая стоимость меняться не будет.

Рост по кадастровой стоимости за первые три года после перехода

Год Расчет Итоговая сумма
2016 (540 − 264) × 0,2 + 264 319 Р
2017 (540 − 264) × 0,4 + 264 374 Р
2018 (540 − 264) × 0,6 + 264 430 Р
  • 2016 год — (540 − 264) × 0,2 + 264 = 319 Р
  • 2017 год — (540 − 264) × 0,4 + 264 = 374 Р
  • 2018 год — (540 − 264) × 0,6 + 264 = 430 Р

С 2019 года сравниваем полный налог на недвижимость с суммой за 2018 год. 540 Р превышает 430 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимое имущество за 2019 год составит 430 + (430 × 10%) = 473 Р .

В 2020 году тоже сравниваем. 540 Р превышает 473 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимость за 2020 год составит 473 + (473 × 10%) = 520 Р .

В 2021 году опять сравниваем. 540 Р превышает 520 Р менее чем на 10%, поэтому платим полную сумму — 540 Р . В 2022 году и далее тоже платим эту сумму.

Льготы для физических лиц

Налог на имущество платят не все. Некоторым категориям предоставляют льготы в размере 100 или 50%.

Льготы по налогу предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности, например квартиру, комнату, дом, гараж. Льготу можно получить только на один объект каждого вида.

Основания предоставления налоговых льгот

Льготы предоставляют определенным категориям лиц, например героям СССР и РФ, инвалидам первой и второй группы, участникам ВОВ, военнослужащим и их родственникам, пенсионерам. Список льготных категорий указан в ст. 407 налогового кодекса. Для них льготы по налогу на имущество равны 100%.

Это федеральные льготы, а органы местного самоуправления в регионах добавляют к ним свои. Их найдете на сайте ФНС. Местные льготы бывают равны полной сумме налога на имущество или его части.

Порядок предоставления налоговых льгот

Льготы предоставляются по заявлению в налоговую организацию. Заявление на льготу подают один раз в любое время. Можно даже после расчета налога на имущество, тогда пересчитают задним числом. Но лучше до 1 апреля следующего года, тогда ее учтут при расчете. Например, срок подачи заявления для снижения суммы выплат за 2020 год — до 1 апреля 2021 года.

Если у вас несколько объектов одного вида, в заявлении укажите, за какой хотите льготу. Менять свой выбор можно хоть каждый год, но делать это нужно до 31 декабря того года, за который будете платить. Можно вообще не выбирать льготный объект, тогда налоговая по умолчанию выберет объект с наибольшей стоимостью.

Если у вас в собственности разные виды недвижимости, налоговые льготы предоставят по каждому виду. С 2018 года при подаче заявления можно не приносить документы, а только предоставить реквизиты: налоговая сама запросит данные и сообщит решение.

У пенсионера две квартиры: одна в Москве, кадастровой стоимостью 3 млн, другая в Омске, кадастровой стоимостью 810 000 Р . Поскольку московская квартира дороже, по умолчанию он получит льготу за нее. Но по заявлению он может выбрать омскую квартиру, тогда за московскую придется платить. Если речь идет о налоге на имущество за 2021 год, то выбор надо сделать до 31 декабря 2021 года.

Еще у этого пенсионера частный дом. Поскольку это другой вид недвижимости, за него тоже платить не придется.

Заявление на саму льготу, а не на выбор объекта для льготы, он может подать когда угодно. Если речь идет о налоге на имущество за 2020 год, лучше уложиться в срок до 1 апреля 2021 года.

Платят ли дети налог на имущество

Если ребенок — собственник объекта или его доли, за него нужно платить налог на недвижимость. Дети-инвалиды имеют право на налоговые льготы. В некоторых регионах от налога на имущество освобождены еще дети-сироты и несовершеннолетние в многодетных семьях.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 1 декабря 2016 г. N БС-4-21/22888@

О ПЕРЕРАСЧЕТАХ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В связи с поступающими в ФНС России обращениями по вопросам взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками - физическими лицами в случае перерасчета им транспортного налога, налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога (далее - налоги) предлагаем Вам учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Независимо от вида налога направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 3 статьи 409 Кодекса).

Исходя из пункта 5 приказа ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@ "Об утверждении формы налогового уведомления" при перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налоговом уведомлении, формируется раздел "Перерасчет налога" по налогу, по которому произошли изменения. При этом перерасчет налога осуществляется в отношении объекта (объектов) налогообложения в целом по каждому: муниципальному образованию - по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц; субъекту Российской Федерации - по транспортному налогу.

Применение вышеперечисленных положений может осуществляться в случае перерасчета налогов, обусловленного, в частности:

1) обращением налогоплательщика о неактуальных сведениях, указанных в налоговом уведомлении, требующем взаимодействия налогового органа с органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими предоставление сведений в соответствии со статьей 85 Кодекса, далее - регистрирующие органы (в т.ч. по основаниям, предусмотренным пунктом 101 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н);

2) предоставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих право на налоговую льготу, налоговый вычет, освобождение от уплаты налога, за налоговый период, указанный в налоговом уведомлении;

3) изданием нормативных правовых актов, изменяющих элементы налогообложения (размеры налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов и т.п.), распространяющихся с обратной датой на налоговый период, за который было направлено налоговое уведомление;

4) определением кадастровой стоимости объектов недвижимости (налоговой базы) по результатам исправления ошибок либо вследствие оспаривания ее значения после направления налоговых уведомлений за налоговый период, на который распространяется действие вновь определенной кадастровой стоимости;

5) получением налоговыми органами ранее не предоставленных регистрирующими органами сведений о прекращении (возникновении, регистрации) прав на объект налогообложения, об изменении адреса места жительства физического лица и иных сведений, влияющих на формирование налогового уведомления;

6) иными ошибками (некорректная настройка справочников НСИ, ошибки в идентификации сведений и т.п.).

По общему правилу, в вышеперечисленных случаях налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При этом следует понимать, что Кодексом не установлен предельный срок, в течение которого налоговому органу необходимо завершить перерасчет налогов, влекущий (при наличии оснований) формирование налогового уведомления, за исключением общей нормы о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Кроме того, положениями приказов ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@ и от 26.05.2016 N ММВ-7-12/338@ "Об утверждении Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных" не исключено направление налоговых уведомлений с перерасчетом налогов как в рамках ежегодного графика массовой печати и отправки налоговых документов, так и в режиме единичного формирования налогового уведомления.

С учетом изложенного налоговый орган в срок, установленный законодательством для рассмотрения соответствующего обращения налогоплательщика, принимает исчерпывающие меры, направленные на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении либо на сторнирование налоговых обязательств (при наличии оснований), с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов.

В случае, если до истечения предельного срока рассмотрения обращения информация, позволяющая определить наличие/отсутствие оснований для перерасчета налогов налоговым органом не получена, налогоплательщик в итоговом ответе на обращение информируется о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений, с сообщением о том, что новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии оснований, предусмотренных Кодексом. Дальнейшее выполнение соответствующих действий мониторится структурным подразделением налоговой инспекции, ответственным за формирование налоговых обязательств по налогам.

В каждом случае при возникновении (документированном подтверждении) оснований для формирования нового налогового уведомления вследствие перерасчета налога (налогов), работник налогового органа, ответственный за расчет и формирование нового налогового уведомления, не позднее 30 дней :

В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов.

- проводит актуализацию налоговых обязательств со сторнированием ранее начисленной суммы налога и пеней (с информированием налогоплательщика в установленном порядке);

- определяет новый срок уплаты налога в налоговом уведомлении, при этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении;

- информирует налогоплательщика о том, что актуальная информация о налоговых обязательствах и налоговые уведомления размещаются в интернет-сервисе "Личный кабинет налогоплательщика" на официальном сайте ФНС России;

- после завершения процесса формирования налогового уведомления информирует налогоплательщика о возможности получения налогового уведомления при личном обращении (либо обращении уполномоченного представителя налогоплательщика) в налоговую инспекцию (за исключением пользователей Личного кабинета налогоплательщика), а в случае неполучения налогового уведомления при личном обращении - принимает меры по обеспечению направления налогового уведомления в установленном порядке.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести настоящие разъяснения до сотрудников, осуществляющих администрирование налогов, а также обеспечить наличие на информационных стендах по месту приема налогоплательщиков прилагаемого типового листа информирования.

руководителя ФНС России

руководителя ФНС России

к письму ФНС России

от "__" __________ 2016 г. N _____

Для размещения на информационных стендах инспекций ФНС России по месту приема налогоплательщиков - физических лиц.

В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов.


  • О Владивостоке
  • Геральдика
  • Почетные граждане
  • Международные отношения
  • Межмуниципальное сотрудничество
  • Экономика
    • Социально-экономическое развитие
    • Экономика
    • Торговля и услуги
    • Муниципальные программы
    • Местное налогообложение
    • Бюджет города
    • Бюджет для граждан
    • Предпринимательство
    • Муниципальные закупки
    • Муниципальный контроль
    • Инвестиционная деятельность
    • Имущественная поддержка субъектов МСП
  • Городская среда
    • ЖКХ
    • Благоустройство
    • Архитектурная деятельность
    • Проектная деятельность
    • Муниципальная собственность
    • Транспорт
    • Реклама
    • Экология
    • Туризм
  • Социальная сфера
    • Социальная поддержка
    • Охрана здоровья
    • Культура
    • Образование
    • Детские сады
    • Опека и попечительство
    • Земля многодетным семьям
    • Земля молодым семьям и семьям с двумя детьми
    • Молодежная политика
    • Спорт
  • Общество
    • Труд и занятость
    • Муниципальные услуги
    • Справочник горожанина
    • Общественная безопасность
    • Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в городе Владивостоке
  • Градостроительная деятельность
    • Градостроительная деятельность
    • Управление градостроительства
  • Перерасчет имущественных налогов по ранее направленным физлицам налоговым уведомлениям проводится при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах. В частности, к ним могут относиться:

    • впервые заявленная гражданином налоговая льгота или информация о прекращении существования объекта налогообложения, относящаяся к периоду, за который направлено налоговое уведомление;
    • оспаривание кадастровой стоимости, использованной в качестве налоговой базы;
    • снижение налоговых ставок или введение налоговых льгот в отношении периода, за который направлено налоговое уведомление;
    • получение уточненных сведений из органов (организаций), регистрирующих объекты недвижимого имущества или транспортные средства (Росреестр, ГИБДД МВД России, ГИМС МЧС России, инспекции гостехнадзора и т.п.);
    • исключение сведений из перечня объектов торгово-офисного назначения, предусмотренного п. 7 ст. 378.2 НК РФ;
    • получение уточненных сведений Минпромторга России о включении транспортного средства в перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей для определенного налогового периода.

    Перерасчет проводится не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления в связи с таким перерасчетом, если иное не предусмотрено п. 2.1 ст. 52 НК РФ. При этом перерасчет не выполняется, если он влечет увеличение ранее уплаченных по налоговому уведомлению сумм земельного налога или налога на имущество физических лиц, то есть ухудшает положение налогоплательщика. С 1 июля 2021 года данное условие применяется и для транспортного налога. Иных норм, ограничивающих период, за который при наличии оснований проводится перерасчет имущественных налогов, НК РФ не установлено.

    Например, если гражданин, имеющий право на льготу по транспортному налогу, не подал заявление о ее предоставлении или не сообщил об отказе от ее применения, то льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом от иных уполномоченных ведомств. Она применяется с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на льготу, предусмотренную закономсубъекта РФ. Таким образом, перерасчёт налога проводится с налогового периода, в котором у физического лица возникло право на налоговую льготу.

    В случае установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, в том числе по результатам оспаривания, с 2019 года сведения об уменьшенной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы с даты применения изменяемой кадастровой стоимости. Таким образом, перерасчёт земельного налога проводится с налогового периода, в котором применялась оспоренная кадастровая стоимость.

    Комментарий к письму ФНС России от 01.12.2016 N БС-4-21/22888@ "О перерасчетах налогов на имущество физических лиц"

    Граждане - плательщики транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц уплачивают указанные налоги на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговыми инспекциями (п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ).

    Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

    В налоговом уведомлении должны быть указаны:

    • сумма налога, подлежащая уплате;
    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • а также срок его уплаты.

    Если гражданин является плательщиком двух или трех названных налогов, то в налоговом уведомлении указываются данные по всем этим налогам.

    Налоговики в настоящее время используют форму налогового уведомления, утвержденную Приказом ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@. А с 1 апреля 2017 года будет применяться обновленная форма, утвержденная Приказом ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@.

    В обеих формах имеется рекомендация налогоплательщику относительно порядка направления сообщения в налоговую инспекцию при возникновении вопросов, связанных с исчислением налога по конкретному объекту, а также на случай обнаружения в уведомлении недостоверной информации. При этом указывается номер контактного телефона.

    И довольно часто у физических лиц возникают вопросы по исчисленным суммам налогов. Последовав же рекомендациям, они обращаются в соответствующую налоговую инспекцию. И налоговики не столь уж редко вынуждены осуществлять перерасчет подлежащей уплате суммы налога (сумм налогов).

    У налоговиков на местах в связи с этим возник вопрос: как же им взаимодействовать с налогоплательщиками - физическими лицами в случае перерасчета ими транспортного налога, налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога? С этим вопросом они обратились в ФНС России.

    Руководство налоговой службы в комментируемом письме от 01.12.2016 N БС-4-21/22888@ подготовило разъяснения. И хотя они предназначены непосредственно для работников первичного звена, содержание разъяснений будет интересно и гражданам - плательщикам рассматриваемых налогов.

    Ситуации, приводящие к перерасчету

    Несколько отступим от последовательности, изложенной в рассматриваемом письме N БС-4-21/22888@, и начнем комментарий с тезиса, изложенного в его второй части. Здесь приведены возможные ситуации, обусловливающие необходимость осуществления перерасчета налогов. По мнению руководства налоговой службы, обстоятельствами для перерасчета налогов могут быть:

    • обращение налогоплательщика о неактуальных сведениях, указанных в налоговом уведомлении. Такое обращение требует взаимодействия налоговой инспекции с органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими представление сведений в соответствии со статьей 85 НК РФ (далее - регистрирующие органы);
    • представление налогоплательщиком документов, подтверждающих право на налоговую льготу, налоговый вычет, освобождение от уплаты налога, за налоговый период, указанный в налоговом уведомлении;
    • издание нормативных правовых актов, изменяющих элементы налогообложения (размеры налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов и т.п.), распространяющихся с обратной датой на налоговый период, за который было направлено налоговое уведомление;
    • определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (налоговой базы) по результатам исправления ошибок либо вследствие оспаривания ее значения после направления налоговых уведомлений за налоговый период, на который распространяется действие вновь определенной кадастровой стоимости;
    • получение налоговыми органами ранее не предоставленных регистрирующими органами сведений:
      • о прекращении (возникновении, регистрации) прав на объект налогообложения;
      • об изменении адреса места жительства физического лица;
      • иных сведений, влияющих на формирование налогового уведомления;
    • иными ошибками (некорректной настройкой справочников НСИ, ошибками в идентификации сведений и т.п.).

    Необходимые действия

    По общему правилу в вышеперечисленных случаях налоговая инспекция должна:

    Напомним, что статья 85 НК РФ обязывает органы, осуществляющие:

    • кадастровый учет, ведущие государственный кадастр недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • регистрацию транспортных средств, -

    сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

    Предоставление государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) урегулировано административным регламентом (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н).

    Указанный запрос, направляемый с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также полученный ответ на этот запрос не позднее следующего рабочего дня фиксируются в информационном ресурсе инспекции ФНС России с указанием номера соответствующего документа и даты его отправки (даты получения ответа на запрос).

    НК РФ при этом не установлен предельный срок, в течение которого налоговому органу необходимо завершить перерасчет налогов, влекущий (при наличии оснований) формирование налогового уведомления. Исключение составляет общая норма о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

    И здесь для налоговиков возникает ограничение в виде 31 декабря года, в котором осуществляется перерасчет налога, если такой перерасчет затрагивает третий по счету предыдущий налоговый период. Ведь в случае направления уведомления в следующем году указанный предыдущий налоговый период становится четвертым по счету, а по нему в силу упомянутого пункта 2 статьи 52 НК РФ отсутствует возможность осуществления начисления налогов.

    В начале же комментируемого письма ФНС России обратилась к пункту 6 статьи 58 НК РФ. Согласно этой норме в случае перерасчета налоговой инспекцией ранее исчисленного налога налогоплательщик должен уплатить налог по налоговому уведомлению в указанный в нем срок. При этом, как и первоначальное уведомление, "корректировочное" налоговое уведомление должно быть направлено налогоплательщику не позднее 30 рабочих дней до наступления указанного в нем срока.

    То есть налоговики на местах должны определить срок уплаты перерассчитанной суммы налога, исходя из даты оформления уведомления.

    Пункт 2.4 Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных (утв. Приказом ФНС России от 26.05.2016 N ММВ-7-12/338@) предписывает обеспечить передачу оператору почтовой связи налоговых уведомлений не позднее чем за 30 рабочих дней до срока уплаты налогов.

    С учетом вышеизложенного руководство ФНС России настойчиво рекомендовало подчиненным налоговым инспекциям в срок, установленный законодательством для рассмотрения соответствующего обращения налогоплательщика, принять исчерпывающие меры, направленные:

    • на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении;
    • либо на сторнирование налоговых обязательств (при наличии оснований), -

    с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов.

    • как в рамках ежегодного графика массовой печати и отправки налоговых документов;
    • так и в режиме единичного формирования налогового уведомления.

    Связь с налогоплательщиком

    Может случиться так, что до истечения предельного срока рассмотрения обращения налоговая инспекция не получит информацию, позволяющую определить наличие (отсутствие) оснований для перерасчета налогов. В этом случае в итоговом ответе на обращение налоговая инспекция должна проинформировать налогоплательщика о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений. При этом ему сообщается о том, что:

    • новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо
    • будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии оснований, предусмотренных НК РФ.

    А дальше структурное подразделение налоговой инспекции, ответственное за формирование налоговых обязательств по налогам, осуществляет мониторинг выполнения соответствующих действий.

    В каждом случае при возникновении (документированном подтверждении) оснований для формирования нового налогового уведомления вследствие перерасчета налога (налогов) работник налогового органа, ответственный за расчет и формирование нового налогового уведомления, не позднее 30 дней:

    • проводит актуализацию налоговых обязательств со сторнированием ранее начисленной суммы налога и пеней (с информированием налогоплательщика в установленном порядке);
    • определяет новый срок уплаты налога. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления указанного в нем срока;
    • информирует налогоплательщика о том, что актуальная информация о налоговых обязательствах и налоговые уведомления размещаются в интернет-сервисе "Личный кабинет налогоплательщика" на официальном сайте ФНС России.

    При неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов приведенный 30-дневный срок в исключительных случаях может быть продлен не более чем на 30 дней.

    После завершения процесса формирования налогового уведомления упомянутый ответственный работник ИФНС информирует налогоплательщика о возможности получения налогового уведомления при личном обращении (либо обращении уполномоченного представителя налогоплательщика) в налоговую инспекцию за исключением пользователей личного кабинета налогоплательщика.

    В случае же неполучения налогового уведомления при личном обращении им принимаются меры по обеспечению направления налогового уведомления в установленном порядке.

    Руководство ФНС России поручило управлениям ФНС России по субъектам РФ довести разъяснения, изложенные в комментируемом письме, до сотрудников, осуществляющих администрирование налогов. Налоговики также должны обеспечить наличие на информационных стендах по месту приема налогоплательщиков типового листа информирования (форма типового листа информирования приведена в приложении к комментируемому письму).

    Читайте также: