Налог на реализацию горюче смазочных материалов

Опубликовано: 11.05.2024

Приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ) имеет свои особенности. Закупка топлива может производиться по-разному: оплатой наличными и банковской картой, по талонам, картам, ведомостям. В зависимости от выбранного способа методы принятия к учету ГСМ будут тоже отличаться.

Из статьи вы узнаете:

  • какие способы приобретения топлива существуют;
  • как правильно оформить и внести в 1С документы по покупке ГСМ;
  • что делать с НДС, предъявленным поставщиком, и когда принимать налог к вычету рискованно.

Нормативное регулирование

Бухгалтерский и налоговый учет

Как и все материалы, ГСМ принимаются к учету в сумме фактических затрат на их приобретение (п. 5, п. 6 ПБУ 5/01). В целях налога на прибыль фактическая стоимость МПЗ определяется исходя из покупных цен (без учета входящего НДС и акцизов) и иных затрат на их приобретение (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Приобретение ГСМ может происходить как за наличный расчет, так и безналичный.

В безналичной форме выделяют:

  • прямую безналичную оплату: по банковской карте или через расчетный счет;
  • косвенную безналичную оплату: по топливным картам, талонам, ведомостям, другим документам, позволяющим получить определенное количество заранее оплаченного топлива.

Поступление ГСМ и дальнейший его учет производится на счетах (план счетов 1С):

  • 10.03.1 «Топливо на складе»;
  • 10.03.2 «Топливо в баке».

Для контроля за его движением необходимо организовать учет по местам хранения и материально ответственным лицам (МОЛ) в разрезе различных видов ГСМ.

Вопрос принятия НДС к вычету при покупке ГСМ стоит особенно остро там, где имеется большой автопарк и затраты на ГСМ занимают значительную долю в структуре общих затрат.

При приобретении материалов НДС принимается к вычету при выполнении условий (п. 2 ст. 171 НК РФ) :

  • материалы должны использоваться в деятельности, облагаемой НДС;
  • в наличии правильно оформленный СФ (УПД);
  • материалы приняты на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Причем, если говорить о безналичной оплате, то эти три условия выполняются при заключении любого из договоров поставки топлива: на оптовый склад покупателя, по топливным картам, талонам, ведомостям. По каждому из указанных договоров покупатель получает от поставщика накладную и счет-фактуру.

В случае приобретения ГСМ за наличные принять НДС к вычету может быть проблематично.

Можно ли принять к вычету НДС по кассовым чекам, полученным на АЗС и приложенным к авансовому отчету?

Если ГСМ куплены на АЗС за наличные без предъявления счета-фактуры, то НДС по нему к вычету принять не получится (Письмо Минфина РФ от 24.01.2017 N 03-07-11/3094). Чек ККТ, отраженный в книге покупок, не найдет себе «пару» в общей базе счетов-фактур по России.

Топливные карты и талоны на ГСМ — денежные документы или нет?

Учет топливных карт и талонов не регламентирован бухгалтерскими нормативными документами. В Инструкции по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, топливные талоны и карты не поименованы как денежные документы, но список таких документов является открытым.

Исходя из анализа Инструкций, утвержденных Приказами Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н и от 01.12.2010 N 157н, можно выделить несколько признаков денежных документов:

  • документ имеет фиксированную стоимость;
  • товар (услуга) по документу оплачен, но не получен;
  • получение актива имеет, как правило, единовременный характер.

Исходя из этого, можно сделать вывод: количественно-суммовые и суммовые талоны на ГСМ можно считать денежными документами по договорам, где право собственности на топливо переходит в момент заправки. Учет денежных документов организован в 1С на счете 50.03 «Денежные документы».

Топливная карта не имеет денежной оценки и может применяться многократно. По нашему мнению, она не отвечает признакам денежного документа и может учитываться на забалансовом счете, например, МЦ.04 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации».

Учет в 1С

Счет учета 10.03.1 «Топливо на складе»

Для корректного ведения учета топлива необходимо проверить настройки счетов и справочников. В программе предусмотрено, что учет ГСМ ведется на счете 10.03.1 «Топливо на складе». Для всех счетов учета запасов устанавливаются единые параметры ведения аналитики в разрезе субконто:

  • Номенклатура — ведется суммовой учет. Возможность аналитики по данному признаку установлена изначально и не меняется настройками.
  • Партии — ведется учет по документам поступления.
  • Склады — активы учитываются по количеству или количеству и сумме.

Настройка параметров учета доступна из раздела Администрирование – Настройки программы – Параметры учета – Настройка плана счетов – Учет запасов: По номенклатуре, партиям и складам (по количеству и сумме) . PDF

Справочник Номенклатура

Справочник Номенклатура для работы с ГСМ часто не требует дополнительных настроек. В программе изначально установлено, что все номенклатурные позиции с видом номенклатуры ГСМ принимаются к учету на счет 10.03.1 «Топливо на складе».


Однако при разнообразии используемых в организации ГСМ иногда требуется задать более точные параметры для принятия на учет и для дальнейшего движения конкретных видов топлива или масел. Для каждой номенклатурной позиции или группы по ссылке Счета учета номенклатуры из справочника Номенклатура можно установить:

  • Счет учета , который будет автоматически подставляться в документы поступления.
  • Склад , на который будет производиться оприходование.
  • Счета доходов и расходов от реализации , если ГСМ будут отпускаться на сторону.
  • Счета учета НДС .

Чем детальнее будут определены правила, тем меньше ячеек останется для ручного заполнения в документах принятия на учет и движения ГСМ.

Справочник Склады

В справочнике Склады указываются места хранения ТМЦ. Это могут быть реальные склады, а могут быть условные.


Для ГСМ можно предусмотреть отдельную группу складов ГСМ , в которую войдут все возможные места хранения топлива и масел:

  • ГСМ в резервуарах — если в организации есть склад хранения топлива.
  • Автомобиль №1 и т. д. — для ГСМ, хранящихся в транспортных средствах, можно организовать справочник по регистрационным номерам машин.
  • ГСМ в резервуарах АЗС — для предоплаченного ГСМ, когда договором предусмотрен переход права собственности на топливо в момент передачи талонов поставщиком или оплаты на топливную карту.

Для каждого склада нужно установить материально ответственное лицо (МОЛ). Это может быть кладовщик на складе или водитель автомобиля. Для склада ГСМ в резервуарах АЗС целесообразно определить ответственным лицом бухгалтера, ведущего учет талонов (топливных карт). При необходимости ответственное лицо можно поменять, ведется история изменений. PDF

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Приобретение ГСМ подотчетным лицом за наличный расчетОдним из привычных, проверенных вариантов приобретения ГСМ является покупка через.
  2. Приобретение ГСМ подотчетным лицом через корпоративную картуПриобретение ГСМ через подотчетное лицо по безналичному расчету подразумевает использование.
  3. Приобретение ГСМ по топливной карте (из записи эфира от 26 ноября 2019 г.).
  4. Приобретение ГСМ по топливной карте с доп. расходами.

Карточка публикации

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Все комментарии (1)

Спасибо Вам и вашей команде за интересную статью

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

Приобретение малоценных объектов сроком использования более 12 месяцев

Нам исполнилось 10 лет - с ЮБИЛЕЕМ! Идем и дальше вместе!

Здравствуйте!
Большое спасибо Марине Аркадьевне! Как всегда обстоятельно и доходчиво раскрывает тему и отвечает на вопросы.
Я пока еще только 3 года смотрю вебинары, но всегда остаюсь довольна.

Списание ГСМ в затраты невозможно без их документального подтверждения. Основным документом, выполняющим эту функцию, считается путевой лист, однако он не является единственным способом зафиксировать понесенные затраты в учете. Организации, не являющиеся транспортными, могут использовать иные документы, соответствующие требованиям ФЗ-402 «О бухучете». О том, в каких случаях возможен учет ГСМ БЕЗ путевых листов и как это сделать правильно, публикуем ниже.

В каких случаях путевой лист не нужен

Бензин и другие ГСМ могут использоваться не только для транспортных нужд. Например, организация использует газонокосилку для ухода за территорией. Агрегат заправляется бензином. Очевидно, что использование путевого листа для подтверждения его расхода здесь лишено смысла. В подобных случаях пользуются технической документацией на агрегат, где указаны нормы расхода бензина за час работы, масел (обычно указывается на литр расхода топлива).

Другой вариант — опытным путем в присутствии комиссии устанавливают, сколько фактически сжигается ГСМ за единицу времени. Эти показатели и расчеты вносят в локальный НА, к примеру «Показатели работы газонокосилки». Если обрабатывается одна и та же территория, то ее площадь известна и можно определить количество времени, необходимое для покоса, расход бензина.

После выполнения работы на основании заказа-наряда или иного подтверждающего документа составляется акт на списание ГСМ. В нем указываются площадь скошенного участка, время работы агрегата, наименование и количество израсходованного бензина, его цена и стоимость, отнесенная в расходы. В акт вносится информация о том, что установленные нормы расхода ГСМ не превышены, расходы обоснованы и бензин подлежит списанию. Документ подписывается членами комиссии и заверяется руководителем.

Организации, не занимающиеся перевозками, но имеющие служебный, производственный транспорт, могут обходиться в учетной работе без путевых листов (Минфин, документ №03-03-06/1/354 от 16/06/11):

  1. При использовании системы ГЛОНАСС или иных подобных систем контроля. ПО позволяет делать распечатки – отчеты, отражающие все показатели движения машины.
  2. Если маршрут движения не меняется, например, автомобиль предназначен для ежедневного развоза работников. Число поездок, километраж, расход бензина будет постоянным, следовательно, можно применять списание по утвержденным нормам расхода ГСМ. Организация может разработать форму документа, контролирующего поездки и расход бензина, в течение месяца, самостоятельно.

Списание ГСМ осуществляется на основании этих документов актом на списание.

Кстати говоря! Перевозчики могут использовать тахографы, ГЛОНАСС, системы GPS как вспомогательный инструмент контроля расхода горючего.

Нюансы и проблемы

Отказ от использования путевых листов для подтверждения расходов по ГСМ воспринимается неоднозначно контролирующими органами и судьями. Минфин в письме №03-03-06/1/354 допускает такую возможность, оговаривает, что документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Порядок оформления первички по расходу ГСМ Минфин не устанавливает. Обязательные реквизиты документов содержит ФЗ-402 «О бухучете». Любой документ, соответствующий его требованиям и утвержденный в учетной политике (ПБУ1/2008 п.4), может использоваться для подтверждения расходов. Из этого следует, что акты на списание ГСМ и документы, подтверждающие работу нетранспортных агрегатов на бензине, являются достаточным основанием для списания, если они правильно оформлены и утверждены в организации как рабочие.

Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г. делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях.

В то же время ФАС СЗО в постановлении №Ф07-2241/12 по делу №А42-3168/2011 от 12/04/12 г. говорится: путевой лист – не единственный документ, подтверждающий, что расходы на ГСМ экономически обоснованы. Поддерживает эту позицию и постановление 9-го ААС №09АП-12355/12 от 9/06/12 г. Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных.

Организация, не применяющая путевые листы, может столкнуться с необходимостью доказывать свою правоту контролирующим и судебным органам, особенно по вопросу включения топливных затрат в расчеты по налогу на прибыль.

Расчет затрат

Расчет стоимости израсходованного бензина без путевых листов, как указано выше, можно делать по факту расхода (на основе данных системы контроля, содержащихся в отчетах), либо по нормативу расхода, если маршрут движения автомобиля постоянен, либо используется агрегат, заправляемый ГСМ. Показатели расхода расцениваются наиболее часто по средней стоимости единицы топлива. Она исчисляется как сумма двух стоимостных показателей – остатка топлива и прихода за месяц, разделенная на сумму остатка и прихода того же топлива в литрах.

Пример: ООО «Рассвет» по данным БУ имеет сальдо по бензину определенной марки 25 л, по цене 41 руб. Приход текущего месяца составил 120 л по цене 39 руб.

Стоимость единицы бензина равна:

  • 25 * 41 = 1025,00 руб.
  • 120 * 39 = 4680,00 руб.
  • 1025 + 4680 = 5705,00 руб.
  • 25 + 120 = 145 л.
  • 5705 / 145 = 39,34 руб.

Умножая стоимость единицы на фактически определенный системой контроля расход топлива, получим затраты.

Не представляют сложности и расчеты расхода ГСМ на работу агрегатов, о них подробно говорилось выше. Рассмотрим на примере учет ГСМ без путевок по нормативам, если речь идет о постоянных маршрутах. Нормы и формулы расчета, принятые Минтрансом как рекомендательные (документ АМ-23-Р от 14/03/08 г.), можно использовать в данном случае.

Пусть условно перевозки осуществляются автобусом, базовая норма расхода бензина по которому определена 15,2 л на 100 км. Автомобиль, проезжая по одному и тому же маршруту, увеличивает пробег на 50 км. Применим формулу из р.2 п. 8 норм Минтранса АМ-23-Р: Qн = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 x D) + Hот * T.

Кроме нормы расхода на 100 км (Hs) и пробега (S), формула учитывает работу независимого отопителя (Hот – норма расхода топлива в час, Т-время его работы) и поправочный коэффициент D, как правило, в виде надбавки расхода топлива в зимний период. Рекомендуемые показатели, относящиеся к зимнему времени, содержатся в приложениях к документу Минтранса. В приведенном расчете они не применяются. Qн = 0,01 * 15,2 * 50 * (1 + 0,01) = 0,01 * 15,2 * 50 * 1,01= 0,01 * 760 * 1,01= 7,6*1,01= 7,68 л.

Расценим использованное топливо по средней стоимости и включим в затраты: 7,68 * 39,34 = 302,13 руб. Автобус перевозит работников основного производства, проводка: Дт 20 Кт 10/3 (субсчет «Топливо») 302,13 руб.

Можно разработать собственные нормы расхода топлива по результатам контрольных замеров членами созданной для этой цели комиссии и применять их в расчетах.

Приказ на списание

Приказ на списание ГСМ издается с учетом методики списания, принятой в организации. Если принято решение отказаться от путевых листов, в документе нужно в первую очередь отразить этот факт. Приведем образец приказа, отражающий применение технических средств контроля работы автомобиля, о которых шла речь выше.

Об установлении порядка расчета объемов расходования ГСМ

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. С 01.06.2019 рассчитывать объемы расходования ГСМ по фактическим показателям, с использованием технических средств, указанных в приложении к приказу.
2. В случае технических сбоев и поломок расчет производить по нормам в соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р, с учетом актуальных на момент использования документа поправок.
3. Инженерной службе обеспечивать мониторинг и своевременный ремонт технических средств контроля.
4. Заместителю руководителя по хозяйственной части обеспечивать контроль использования ГСМ по нормам в случае сбоев и поломок технических средств контроля.

Директор ООО «Рассвет» Красногоров М. П.

С приказом ознакомлены:

главный инженер Мартынов А.А.
заместитель директора по хозчасти Кривицкий О.И.
главный бухгалтер Михалкова Т.В.


Целевые бюджетные и внебюджетные средства дорожных фондов образуются за счет налога на реализацию горюче-смазочных материалов налога на пользователей автомобильных дорог налога с владельцев транспортных средств налога на приобретение автотранспортных средств, кроме приобретаемых гражданами в личное пользование легковых автомобилей акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан. В дорожные фонды могут направляться также средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добровольных взносов и др. [c.580]

Кроме НДС и акцизов, которые вычитаются из выручки для включения в отчетность, вычитаются также другие обязательные платежи суммы налога на реализацию горюче-смазочных материалов, экспортных пошлин, установленных процентных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры. [c.368]


Под аналогичными платежами, которые вычитаются из выручки в форме № 2, подразумеваются установленные процентные надбавки к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры, вносимые в бюджет, аналогично НДС, а также экспортные пошлины и налог на реализацию горюче-смазочных материалов. (Экспортные пошлины к розничной торговле не относятся.) Реализация товаров населению за наличный расчет, что составляет содержание розничного товарооборота, объективно включает и НДС, и акцизы, и процентные надбавки к розничным ценам, и налог на ГСМ. Весь розничный товарооборот отражается на кредите счета 46 в корреспонденции со счетом 50 Касса . [c.406]

НДС, акцизы и налог на реализацию горюче-смазочных материалов (при их экспорте экспортер не платит). [c.335]

К налогам, которые платят организации в Федеральный и территориальные дорожные фонды относятся налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан. [c.406]

Законодательным актом, определяющим порядок формирования указанных фондов, является Закон РФ от 18.10.1991 г. № 1759-1 О дорожных фондах в Российской Федерации (далее — Закон о дорожных фондах). Этим законом предусматривалось, что налоговые поступления в виде налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на приобретение автотранспортных средств и налога с владельцев транспортных средств поступали в Федеральный дорожный фонд РФ (далее — Федеральный дорожный фонд) и территориальные дорожные фонды, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. [c.222]


Источниками формирования Федерального дорожного фонда являлись налог на реализацию горюче-смазочных материалов и федеральный налог на пользователей автомобильных дорог, зачисляемый в указанный Фонд по ставке, установленной Законом о дорожных фондах в РФ, в остальной части суммы налога зачислялись в территориальные дорожные фонды. [c.222]

Прежде всего ст. 5 Закона № 118-ФЗ установлено, что Закон о дорожных фондах утрачивает силу с 1 января 2003 г. До этого времени он применяется с учетом следующих положений Федеральный дорожный фонд с 1 января 2001 г. упразднен, а действие Закона о дорожных фондах в части создания и деятельности Федерального дорожного фонда приостановлено. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов и налог на приобретение автотранспортных средств не взимаются соответственно также с 1 января 2001 г. [c.223]

К обязательным платежам можно отнести суммы налога на реализацию горюче-смазочных материалов, экспортные пошлины и т.д. [c.208]

К обязательным платежам, которые в соответствии с установленным порядком не признаются организацией доходами, в частности, относятся суммы налога на реализацию горюче — смазочных материалов, экспортные пошлины. [c.357]

В частности, согласно установленной в Кодексе налоговой системе отменены действующие налоги на реализацию горюче-смазочных материалов, приобретение автотранспортных средств, на операции с ценными бумагами, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбора на нужды образовательных учреждений, сбора за использование наименований Россия , Российская Федерация , целевых налогов на содержание милиции, благоустройство территории, региональных, зональных и местных налогов и сборов на ввозимые (вывозимые) товары (при перемещении товаров по территории России), ряд других налогов и сборов. [c.12]

Существенные изменения внесены в порядок применения акцизов. В частности, в связи с отменой налога на реализацию горюче-смазочных материалов, введены акцизы на дизельное топливо и на автомобильные масла. По этой же причине, а также из-за снижения ставки налога на пользователей автомобильных дорог существенно увеличены ставки акцизов по автомобильному бензину. [c.20]

В стоимость товаров, работ или услуг, полученных в натуральной форме, должны также включаться соответствующие суммы НДС, а также налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога с продаж, а для подакцизных товаров — соответствующая сумме акцизов. [c.254]

С момента принятия второй части Налогового кодекса система налогов, поступающих Е дорожные фонды, претерпела пожалуй самые кардинальные изменения. Во-первых, из этой системы выпали два достаточно крупных налога. С 1 января 2000 г. отменены налог на реализацию горюче-смазочных материалов и налог на приобретение автотранспортных средств. Кроме того, резко сокращена ставка налога на пользователей автомобильных дорог. [c.332]

Формирование объекта обложения налогом на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) [c.328]

Кроме налога на реализацию горюче-смазочных материалов, как уже отмечалось, дорожные фонды формируют другие источники. К налоговым платежам относятся и такие достаточно крупные поступления, как налог на приобретение автотранспортных средств (рис. 77), налог на пользователей автомобильных дорог (рис. 78) и налог с владельцев транспортных средств (рис. 79). [c.329]

Порядок зачета расходов предприятий и организаций на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы при исчислении суммы одноименного налога производится в соответствии с методическими разъяснениями Комиссии Федерального собрания по бюджету, налогам и ценам. Зачет производится из норм, рассчитанных и установленных местными органами власти на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, числящихся на балансе предприятий, а также финансируемых в порядке долевого участия. На суммы фактически произведенных расходов на вышеуказанные цели производится уменьшение величины начисленного налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. В случае недостаточности суммы налога на покрытие указанных расходов предприятия исключаются из состава плательщиков. В налогооблагаемый оборот предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, принимается фактическая выручка от реализации без НДС, акцизов, налога на реализацию горюче-смазочных материалов для заготовительных, торгующих, снабженческо-сбытовых организаций — валовой доход, равный разнице между продажной ценой и покупной для банков и кредитных организаций — сумма доходов, уменьшенная на необлагаемые доходы (постановление Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 490) для страховых организаций — сумма страховых взносов (премий, комиссионных вознаграждений по перестрахованию и доходов от других услуг) для бирж — доход в виде комиссионного вознаграждения со сделок на биржевых торгах, доход от продажи брокерских мест, плата за участие в торгах. С 1998 г. предусматривается постепенная [c.382]

Необходимость такого регулирования отчасти объяснялась низким качеством законов о налогах, их чрезмерной лаконичностью . Например, Закон РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-I О налоге на добавленную стоимость содержал всего 10 статей. А девятью статьями Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-1 О дорожных фондах в Российской Федерации регулировался порядок исчисления и уплаты четырех налогов налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств, налога на реализацию горюче-смазочных материалов. [c.234]

Налог на реализацию горюче-смазочных материалов уплачивается на основе цены сделки предприятиями и предпринимателями, реализующими (в том числе перепродающими) определенные виды нефтепродуктов. [c.282]

Этот порядок не распространяется на задолженность организации по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также на пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов. [c.373]

При получении доходов в натуральной форме. налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, в стоимость которых включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога с продаж. [c.411]

Дорожные фонды создаются в качестве целевых во многих государствах. На территории России они образуются с 1 января 1992 г. в соответствии с Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в РСФСР". Их средства будут формироваться главным образом за счет специальных налогов и вводимых сборов, согласно указанному Закону. К ним в первую очередь относятся федеральный и территориальный налоги на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжиженного газа), уплачиваемые предприятиями всех форм собственности и гражданами, реализующими указанные материалы. Налоги устанавливаются в процентах от сумм реализации горюче-смазочных материалов, причем федеральный налог составляет 18% и поступает в федеральный фонд, а [c.186]

Налог на реализацию горюче-смазочных материалов 12891,1 43,6 [c.147]

Налоги, объектом обложения которыми является выручка НДС, налог с продаж, акцизы, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. [c.224]

НАЛОГ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (федеральный и территориальный) - по российскому законодательству уплачивают предприятия, объединения, организации и предприниматели независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм собственности, а также граждане, реализующие указанные материалы, в процентах от сумм реализации (в денежном исчислении) в размерах федеральный налог-18%, территориальный налог- 7%. [c.128]

Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог. [c.168]

При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором или контрактом срока по указанной в этом договоре или контракте цене) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, начисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса, действующих на дату реализации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога с продаж. [c.605]

Налогообложение производится по ставке 13,79% (расчетная ставка без учета налога с продаж) при приобретении горюче-смазочных материалов, подлежащих налогообложению налогом на реализацию горюче-смазочных материалов через заправочные станции. [c.605]

В соответствии с налоговым законодательством к таким налогам относятся следующие налоги на реализацию горюче-смазочных материалов, на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств и налог на приобретение автотранспортных средств. [c.624]

Налог на реализацию горюче-смазочных материалов [c.624]

Налогооблагаемой базой при исчислении налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) является сумма оборота по вышеуказанным видам ГСМ. При исчислении данного налога из налогооблагаемой базы исключаются обороты предприятий-изготовителей, а также остальных хозяйствующих субъектов по реализации за пределы государств — участников СНГ по ценам, приближенным к мировым. [c.624]

Налоговые портупления являются основными источниками формирования средств дорожных фондов, часть налогов зачисляется в федеральный фонд, а часть налогов поступает в территориальные дорожные фонды. Наряду с налогами в дорожные фонды могут направляться средства, поступающие от проведения аукционов и лотерей, добровольные отчисления предприятий и граждан, другие пожертвования. В дорожные фонды поступают также суммы финансовых санкций за нарушение Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-1 О дорожных фондах РФ (с изменениями и дополнениями), положения которого конкретизирует одноименная Инструкция ГНС от 15 мая 1995 г. № 30 (с изменениями и дополнениями). Положения данной Инструкции регламентируют порядок формирования и уплаты в бюджет четырех налогов на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), на пользователей автодорог, с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств. [c.327]

Приведем характерный пример принятия нормативного акта в чьих-либо интересах. Статья 18 Инструкции Госналогслужбы РФ О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды № 30 от 15.05.95 г. устанавливала, что при исчислении налогооблагаемой базы из выручки исключаются налог на добавленную стоимость, акцизы (один из видов налогов французское — a ise — от латинского a idere — обрезать), налог на реализацию горюче-смазочных материалов, экспортные пошлины, лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции и суммы установленных процентных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры. [c.92]

Приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ) имеет свои особенности. Закупка топлива может производиться по-разному: оплатой наличными и банковской картой, по талонам, картам, ведомостям. В зависимости от выбранного способа методы принятия к учету ГСМ будут тоже отличаться.

Из статьи вы узнаете:

  • какие способы приобретения топлива существуют;
  • как правильно оформить и внести в 1С документы по покупке ГСМ;
  • что делать с НДС, предъявленным поставщиком, и когда принимать налог к вычету рискованно.

Нормативное регулирование

Бухгалтерский и налоговый учет

Как и все материалы, ГСМ принимаются к учету в сумме фактических затрат на их приобретение (п. 5, п. 6 ПБУ 5/01). В целях налога на прибыль фактическая стоимость МПЗ определяется исходя из покупных цен (без учета входящего НДС и акцизов) и иных затрат на их приобретение (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Приобретение ГСМ может происходить как за наличный расчет, так и безналичный.

В безналичной форме выделяют:

  • прямую безналичную оплату: по банковской карте или через расчетный счет;
  • косвенную безналичную оплату: по топливным картам, талонам, ведомостям, другим документам, позволяющим получить определенное количество заранее оплаченного топлива.

Поступление ГСМ и дальнейший его учет производится на счетах (план счетов 1С):

  • 10.03.1 «Топливо на складе»;
  • 10.03.2 «Топливо в баке».

Для контроля за его движением необходимо организовать учет по местам хранения и материально ответственным лицам (МОЛ) в разрезе различных видов ГСМ.

Вопрос принятия НДС к вычету при покупке ГСМ стоит особенно остро там, где имеется большой автопарк и затраты на ГСМ занимают значительную долю в структуре общих затрат.

При приобретении материалов НДС принимается к вычету при выполнении условий (п. 2 ст. 171 НК РФ) :

  • материалы должны использоваться в деятельности, облагаемой НДС;
  • в наличии правильно оформленный СФ (УПД);
  • материалы приняты на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Причем, если говорить о безналичной оплате, то эти три условия выполняются при заключении любого из договоров поставки топлива: на оптовый склад покупателя, по топливным картам, талонам, ведомостям. По каждому из указанных договоров покупатель получает от поставщика накладную и счет-фактуру.

В случае приобретения ГСМ за наличные принять НДС к вычету может быть проблематично.

Можно ли принять к вычету НДС по кассовым чекам, полученным на АЗС и приложенным к авансовому отчету?

Если ГСМ куплены на АЗС за наличные без предъявления счета-фактуры, то НДС по нему к вычету принять не получится (Письмо Минфина РФ от 24.01.2017 N 03-07-11/3094). Чек ККТ, отраженный в книге покупок, не найдет себе «пару» в общей базе счетов-фактур по России.

Топливные карты и талоны на ГСМ — денежные документы или нет?

Учет топливных карт и талонов не регламентирован бухгалтерскими нормативными документами. В Инструкции по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, топливные талоны и карты не поименованы как денежные документы, но список таких документов является открытым.

Исходя из анализа Инструкций, утвержденных Приказами Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н и от 01.12.2010 N 157н, можно выделить несколько признаков денежных документов:

  • документ имеет фиксированную стоимость;
  • товар (услуга) по документу оплачен, но не получен;
  • получение актива имеет, как правило, единовременный характер.

Исходя из этого, можно сделать вывод: количественно-суммовые и суммовые талоны на ГСМ можно считать денежными документами по договорам, где право собственности на топливо переходит в момент заправки. Учет денежных документов организован в 1С на счете 50.03 «Денежные документы».

Топливная карта не имеет денежной оценки и может применяться многократно. По нашему мнению, она не отвечает признакам денежного документа и может учитываться на забалансовом счете, например, МЦ.04 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации».

Учет в 1С

Счет учета 10.03.1 «Топливо на складе»

Для корректного ведения учета топлива необходимо проверить настройки счетов и справочников. В программе предусмотрено, что учет ГСМ ведется на счете 10.03.1 «Топливо на складе». Для всех счетов учета запасов устанавливаются единые параметры ведения аналитики в разрезе субконто:

  • Номенклатура — ведется суммовой учет. Возможность аналитики по данному признаку установлена изначально и не меняется настройками.
  • Партии — ведется учет по документам поступления.
  • Склады — активы учитываются по количеству или количеству и сумме.

Настройка параметров учета доступна из раздела Администрирование – Настройки программы – Параметры учета – Настройка плана счетов – Учет запасов: По номенклатуре, партиям и складам (по количеству и сумме) . PDF

Справочник Номенклатура

Справочник Номенклатура для работы с ГСМ часто не требует дополнительных настроек. В программе изначально установлено, что все номенклатурные позиции с видом номенклатуры ГСМ принимаются к учету на счет 10.03.1 «Топливо на складе».


Однако при разнообразии используемых в организации ГСМ иногда требуется задать более точные параметры для принятия на учет и для дальнейшего движения конкретных видов топлива или масел. Для каждой номенклатурной позиции или группы по ссылке Счета учета номенклатуры из справочника Номенклатура можно установить:

  • Счет учета , который будет автоматически подставляться в документы поступления.
  • Склад , на который будет производиться оприходование.
  • Счета доходов и расходов от реализации , если ГСМ будут отпускаться на сторону.
  • Счета учета НДС .

Чем детальнее будут определены правила, тем меньше ячеек останется для ручного заполнения в документах принятия на учет и движения ГСМ.

Справочник Склады

В справочнике Склады указываются места хранения ТМЦ. Это могут быть реальные склады, а могут быть условные.


Для ГСМ можно предусмотреть отдельную группу складов ГСМ , в которую войдут все возможные места хранения топлива и масел:

  • ГСМ в резервуарах — если в организации есть склад хранения топлива.
  • Автомобиль №1 и т. д. — для ГСМ, хранящихся в транспортных средствах, можно организовать справочник по регистрационным номерам машин.
  • ГСМ в резервуарах АЗС — для предоплаченного ГСМ, когда договором предусмотрен переход права собственности на топливо в момент передачи талонов поставщиком или оплаты на топливную карту.

Для каждого склада нужно установить материально ответственное лицо (МОЛ). Это может быть кладовщик на складе или водитель автомобиля. Для склада ГСМ в резервуарах АЗС целесообразно определить ответственным лицом бухгалтера, ведущего учет талонов (топливных карт). При необходимости ответственное лицо можно поменять, ведется история изменений. PDF

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Приобретение ГСМ подотчетным лицом за наличный расчетОдним из привычных, проверенных вариантов приобретения ГСМ является покупка через.
  2. Приобретение ГСМ подотчетным лицом через корпоративную картуПриобретение ГСМ через подотчетное лицо по безналичному расчету подразумевает использование.
  3. Приобретение ГСМ по топливной карте (из записи эфира от 26 ноября 2019 г.).
  4. Приобретение ГСМ по топливной карте с доп. расходами.

Карточка публикации

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Все комментарии (1)

Спасибо Вам и вашей команде за интересную статью

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

Приобретение малоценных объектов сроком использования более 12 месяцев

Нам исполнилось 10 лет - с ЮБИЛЕЕМ! Идем и дальше вместе!

Здравствуйте!
Большое спасибо Марине Аркадьевне! Как всегда обстоятельно и доходчиво раскрывает тему и отвечает на вопросы.
Я пока еще только 3 года смотрю вебинары, но всегда остаюсь довольна.

Согласно действующему законодательству РФ, дизельное топливо, приобретаемое юридическими лицами и ИП, подлежит обязательному учету. Порядок и нюансы этой процедуры прописаны в «Правилах учета ГСМ», которые для организаций разного типа могут разниться. Однако учтите, бухгалтерский и налоговый учет довольно сильно разнятся между собой. И если не учитывать эти нюансы, можно заработать серьезные проблемы с законом.

Специфика бухгалтерского учета

Покупатель становится полноправным владельцем дизельного топлива в момент заправки или перекачки солярки в принадлежащий ему резервуар. Поэтому при разработке формы учета фирме надлежит действовать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. В частности – руководствоваться положениями о реквизитах бланков первичных учетных регистров.

Бухгалтерия обязана использовать только количественные показатели. Так, правила учета ГСМ определяются, исходя из способа их закупки:

При покупке за наличные необходимы следующие проводки следующих форматов:

Если для закупки ГСМ используются топливные карты/талоны:

ДЕБЕТ КРЕДИТ Основание
60 51 Перечисления на карты, отражаются в виде аванса.
68 76 Авансовый НДС принимается к вычету.
10 60 Учет ранее отпущенного ДТ.
19 60 Отражаемый НДС по солярке.
68 19 Вычет НДС по ГСМ.
76 68 Восстановление НДС с аванса, который ранее был принят к вычету.

При проведении бухгалтерского учета ГСМ списывают по факту расхода. Правда, в большинстве моделей автотранспорта и других приборов, работающих на солярке, отсутствуют датчики, позволяющие до мл определить, сколько ДТ было потрачено на ту или иную поездку. Поэтому для расчета затрат нередко используют показатели спидометра, помноженные на принятый компанией норматив.

Суммарная стоимость растраченного за месячный период топлива в этой ситуации рассчитывается в соответствии с показаниями, зафиксированными в путевых листах или системах GPS-отслеживания. При этом используется проводка: ДЕБЕТ 20 – КРЕДИТ 10. Чтобы при отражении цены ДТ принять к вычету НДС поставщика, сначала получите с него счет-фактуру (в соответствии с письмом Минфина № 03-07-11/335 от 03 августа 2010 г).

Нюансы налогового учета

Чтобы правильно вести учет приобретаемого ДТ, компания должна заранее определить, каким образом она будет обосновывать данную строку расходов. Самый простой вариант – руководствоваться распоряжением Минтранса N АМ-23-р от 14 марта 2008 г (текущая редакция - от 20 сентября 2018 г), где подробно расписаны нормы расхода ГСМ для большинства транспортных средств. Однако, как правило, пользуются им лишь профильные организации, использующие машины для транспортировки грузов или людей. Остальные же предпочитают иные способы. Закон это позволяет. В налоговом кодексе нет однозначных указаний, какие именно нормативы обязано использовать юридическое лицо, выполняющее соответствующие расчеты. И тут возможны две ситуации:

    Вариант №1. Взять информацию у производителя автомобиля.

Посмотреть показатели расхода дизельного топлива можно в технической документации, идущей в комплекте с транспортным средством.

Вариант №2. Рассчитать нормативы самостоятельно

Руководство компании формирует комиссию из ее сотрудников (или привлекает экспертов со стороны) и выполняет необходимые замеры практическим путем. Заливает в бак транспортного средства определенный объем дизельного топлива и отслеживает, за сколько км то полностью израсходуется. Затем литры делятся на километры, указанные на спидометре, и получается искомый норматив. Так выполняются замеры для движения автомобиля в различных условиях (зимой и летом, с грузом и без, по простой трассе и проблемной). Собранные результаты фиксируются в нормативном акте, и тот подписывают все участники комиссии.

Вариант №3. Утвердить единый норматив

Этот способ частично перекликается с предыдущим. С той лишь разницей, что компания утверждает всего один норматив. А учет повышенного расхода ДТ (например, в зимнее время) ведет путем введения соответствующих поправочных коэффициентов.

Однако необходимо понимать, что во всех трех случаях возможны погрешности, поскольку учет ведется на основании теоретических, а не практических значений. Поэтому организация должна регулярно сверять фактические остатки топлива с документальными. И чем больше эти расхождения, тем чаще нужно производить проверку. Как правило, раза в месяц – вполне достаточно, однако в отдельных случаях сверку необходимо делать раз в неделю, а то и каждый день.

Документы, используемые для расчетов

Как уже неоднократно упоминалось, формат учета дизельного топлива у разных организаций может разниться. Поэтому и набор документов, используемых при расчетах, также будет отличен. Однако есть и общие бумаги.

Первая форма, о которой следует упомянуть, - отчет движения дизтоплива. Именно на основании него бухгалтерия в дальнейшем будет вести все связанные расчеты и готовить последующую документацию. Его формирует материально ответственное лицо, которое отвечает за выдачу ГСМ. В документе необходимо указать:

  • Ф.И.О. и должность сотрудника, получающего солярку.
  • Объем выдаваемого горючего, его вид, марку.
  • Цель запроса.
  • Документы, на основании которых производилась выдача (товарно-транспортная накладная, карточка учета ГСМ и т.п).
  • Остаток топлива на начало/конец отчетного периода.

В качестве дополнения отчету нередко используются приходно-расходные документы. Они помогают сделать картину движения ГСМ более полной и понятной. Когда документы заполнены и проверены, ответственное лицо заверяет их своей подписью.

Второй немаловажный документ – ведомость учета выдачи ГСМ, где прописывается все топливо, выданное работникам компании за отчетный период. В документе содержится информация о:

  • Транспортном средстве (модель, год производства, регистрационный номер).
  • Горючем (марка, объем).
  • Водителе (Ф.И.О, табельный номер).

Также в документ (при необходимости) можно внести данные о ДТ, выделяемом на ремонт и/или техническое обслуживание автомобиля. Но только, если у водителя имеются соответствующие накладные или лимитно-заборные карты.

Заверяется ведомость и лицом, ответственным за выдачу дизтоплива, и получающим горючее водителем. Параллельно материально ответственное лицо делает соответствующую пометку в путевой лист.

Путевые листы

Как упоминалось выше, учет расхода финансов организации на закупку дизельного топлива не обходится без использования путевых листов. Этим термином принято обозначать бумаги, которые используют для первичного отражения пробега транспортного средства.

В теории фирмы по развозу и доставке обязаны использовать путевые листы, форма и реквизиты которых прописаны в приказе Минтранса №12 от 18 сентября 2008. Компании, использующие автомобили, как вспомогательную технику, могут разработать собственные бумаги, отталкиваясь от положений ФЗ №402 от 06 декабря 2011 года. Однако в действительности и те, и другие предпочитают использовать документы, утвержденные постановлением Госкомстата № 78 от 28 ноября 1997 г. Там форма путевого листа напрямую завит от вида транспортного средства (для грузовых один вариант, для легковых – другой).

При любом из вариантов, запомните:

  • Максимальный срок действия документа – один календарный месяц.
  • На каждое транспортное средство (будь то машина или мотоцикл) оформляется собственный путевой лист.
  • Обязательно должны быть отражены все маршруты совершенных за месяц поездок и нормы расхода, утвержденные для данного средства передвижения.

Поскольку документ первичен, старайтесь составлять его максимально подробно и развернуто. Так у вас не будет трудностей с обоснованием необходимости использования транспорта, а значит, и проблем с налоговой.

Иногда использование путевого листа невозможно. Например, когда дизелем заправляют не транспортное средство, а пилу или какую-то специализированную технику. В таких случаях просто оформляют акты на списание ГСМ, которые мы рассмотрим далее.

Электронные системы отслеживания

Еще недавно единственным документом первичного учета движения транспортного средства были путевые листы, заполнявшиеся водителями. Малейшая ошибка – и наблюдалось расхождение реальных показателей с отраженными в документах. Однако так было до письма № 03-03-06/1/354, опубликованного Минфином РФ 16 июня 2011 года. С того момента подтверждать топливные расходы стало возможно с помощью распечаток маршрутов, полученных из систем GPS-отслеживания. В последующие годы эти сервисы развивались семимильными шагами, сегодня с их помощью можно отследить передвижение транспортного средства буквально до метра. А значит, и рассчитать расход ГСМ максимально точно.

Правильный учет «бонусного» топлива

Те, кому доводилось сталкиваться с куплей-продажей транспорта, знают, что нередко довеском к автомобилю идет солярка, оставшаяся в топливном баке. Когда этот «бонус» изначально прописывается в договоре, никаких проблем не возникает. Бухгалтер учитывает его по тем же правилам, что и закупаемое обычным путем.

Однако распространены случаи, когда в подписываемых бумагах о топливе нет ни слова. В подобной ситуации действовать надо, исходя из объема имеющейся солярии. Если он не велик, никаких дополнительных телодвижений не требуется. Учет поступления/списания дизеля начинают вести с первой заправки. Когда топлива много, нужно оформить его как:

  • Безвозмездную передачу. В этой ситуации цену ГСМ нужно проводить по дебету счета 10 и кредиту – 98 (доходы будущих периодов). Списание же выполняют по дебетам счета 98 и 20, 26 или 44 (на выбор) и кредитам 91 (прочие доходы и расходы) и 10 (материалы). Налоговый учет дизтоплива выполняют по ст. 250.8 НКРФ.
  • Излишки, что удалось выявить во время инвентаризации. В рамках бухгалтерского учета их проводят по дебету 10 и кредиту 91. При налоговом – по ст. 250.20 НК РФ.

Когда вы не покупаете, а продаете машину, в баке которой осталось ДТ, лучше отдельно прописать это в договоре. Тогда вы без труда разведете эти продажи (ГСМ и машины) на две разные операции. Если соответствующего пункта в бумагах не оказалось, бухгалтер проводит эти расходы по дебету счета 91 и кредиту счета 10. В налоговом же учете эти траты не отображаются, поскольку, согласно ст. 270.16 Налогового кодекса, стоимость имущества, переданного на безвозмездной основе, никак не влияет на размер облагаемого дохода.

Если транспорт берется в аренду

Нередко ситуация решается довольно просто. Стороны договариваются, что арендатор по истечении срока аренды просто вернет автомобиль с тем же объемом ГСМ, что и брал. Формально владельцем топлива так и остается арендодатель, а документально передвижения солярки никак не отображаются.

Однако подобная практика ошибочна, ведь арендатор пользуется ДТ, а значит, должен вести его учет. Поэтому, если хотите сделать все правильно, воспользуйтесь одним из описанных ниже вариантов:

  • Проведите передачу ДТ, как «реализацию». Согласно ей, на момент начала аренды арендодатель продаст вам ДТ, а по ее окончанию вы продадите ему аналогичный объем солярки.
  • Оформите товарный заем. Арендатор станет заимодавцем, а вы – заемщиком.

Оба варианта законны и равнозначны по эффективности. Какой из них выбрать, решает бухгалтер организации, исходя из текущего положения дел.

Учет компенсаций ГСМ

Ситуации, когда для выполнения рабочих задач привлекается личный транспорт сотрудника, для многих организаций давно уже привычны. Посетить клиента в нерабочее время, завести груз по адресу, находящемуся «по пути» к дому – вариантов наберется не один десяток. Закон (в частности, Трудовой кодекс) обязывает работодателя компенсировать работнику подобные издержки. Но и здесь не обходится без нюансов.

Размер компенсационных выплат

Чтобы соблюсти все правила налогового учета, обратимся к ст. 188 ТК РФ. Согласно ей, сотруднику полагается денежная компенсация, если его имущество используется в интересах нанимателя с согласия последнего. Размер выплаты стороны определяют самостоятельно при составлении соответствующего письменного соглашения. Ограничений нет, однако рекомендуется устанавливать обоснованные значения, поскольку для налогообложения прибыли существуют определенные нормативы. Так, согласно п. 1.11 ст. 264 НК РФ, затраты, охватывающие компенсационные выплаты, допускается применять исключительно в пределах Постановления Правительства №92 от 08 февраля 2002 г, где закреплены нормы:

  • Для машин, у которых объем двигателя не превышает 2 тыс. см3 – 1200 руб.
  • Для легковых автомобилей с большим объемом кубов – 1500 руб.

Соответственно, учесть сумму, превышающую эти нормы, не удастся. Что подтверждается ст. 270.38 Налогового кодекса. Также учтите, что отдельное возмещение стоимости дизтоплива Минфином приравнено к сверхнормативным выплатам. А они по налогу на прибыль налоговую базу не уменьшают.

Как правильно оформить компенсацию

Чтобы в дальнейшем не было недопонимания с налоговой, составьте двустороннее письменное соглашение, оформив его, как приложение к действующему трудовому договору. Формат и текст документа вы вправе определять самостоятельно. Но обязательно укажите:

  • Данные сотрудника (Ф.И.О, должность).
  • Характеристики транспортного средства (марка и гос. номер, год выпуска, объем двигателя).
  • Правила расчета компенсации (на основе пройденного в рабочих целях километража или чего-то иного).
  • Принятые нормативы расхода топлива (прописанные в руководстве по эксплуатации машины, установленные фирмой, Минтрансом или какие-то иные).

Работодателю же следует контролировать, чтобы получающий компенсационные выплаты сотрудник:

  • Предоставил копии свидетельства о регистрации ТС и руководства по его эксплуатации.
  • Надлежащим образом вел учет рабочих поездок на личном транспорте в путевых листах.
  • Своевременно предоставлял эти и другие документы, подтверждающие расход дизтоплива, в бухгалтерию.
  • Обращаться за компенсационными выплатами необходимо в последний рабочий день месяца, когда выполнялись поездки.

Как организации правильно оформить расходы на компенсацию

Расходом компенсационная выплата становится только с того момента, когда ее переводят работнику. До этого момента учитывать эту сумму в расходах запрещено законом. Чтобы правильно обосновать траты, руководство фирмы должно либо заключить с работником договор, о котором писалось выше, либо выпустить соответствующий приказ (иной локальный нормативный акт). На каком бы варианте вы ни остановили свой выбор, убедитесь, что в нем указаны:

  • Размер компенсационных выплат.
  • Правила и сроки получения.
  • Данные сотрудников, которым эти выплаты предназначаются.

Допускается списывать расходы на компенсацию на те же счета учета затрат, что используются при оформлении заработной платы сотрудника. Главное, не забудьте указать, что в учет идут лишь те дни, когда автомобиль эксплуатировался. Если же сотрудник был в отпуске, на больничном, в командировке или отсутствовал на рабочем месте по каким-то другим причинам, компенсация ему не полагается. Обосновать это требование можно письмом Минфина № 03-03-01-02/140 от 16 мая 2005 г.

Правила списания дизельного топлива

Если хотите, чтобы ваша бухгалтерия была в порядке, знаний о правильном учете горючего недостаточно. Как и прочее имущество фирмы, солярку также нужно корректно списывать. Для этого обратимся к приказу Минфина РФ № 44н от 09.06.2001 г (в редакции от 16.05.2016 г). Согласно главе III, посвященной отпуску материально-производственных запасов, списывать ГСМ надлежит одним из 2 способов:

  • По средней себестоимости.
  • По себестоимости запасов, которые приобретались первыми по времени1 (метод ФИФО).

Поскольку курсы рубля и нефтепродуктов нестабильны, на практике все чаще применяют первый вариант. Цену поступления горючего складываем со стоимостью остатков, а затем получившееся значение делим на сумму поступления и остатка в натуральном выражении.

Бухгалтерский учет ДТ проводится по счету 10, дебит которого используется для учета прихода ГСМ, а кредит – для списания. С налоговым учетом ситуация несколько сложнее. Чтобы правильно оформить данную операцию, необходимо ответить на следующие вопросы:

    Для каких целей используется транспорт?

Если на нем развозят людей или товары, ГСМ включают в материальные затраты (п. 1.5, ст. 254 НК РФ). Если же машины используются, как служебные, дизельное топливо относят в категорию «прочих расходов» (п. 1.11, ст. 264 НК РФ).

Требуется ли нормирование расходов на списание солярки?

Для ответа на этот вопрос обратимся к реквизитам путевого листа. Данный документ содержит информацию о фактическом пробеге транспорта и использовании дизтоплива. Однако в Налоговом кодексе РФ нигде не указано, что для расчета обязаны приниматься исключительно эти нормы. Поэтому расчет вести можно как по данным, полученным практическим путем, так и по теоретическим нормативам.

Как быть, если нормы расхода для используемого организацией транспорта не утверждены?

Позиция Минфина РФ по этому вопросу проста. Если нормативов нет, фирма/ИП может разработать их самостоятельно или посредством привлечения профильных организаций. После того, как техническая документация будет утверждена, расчеты нужно выполнять с ее помощью. Однако учтите, если вы превысили нормы списания дизеля, установленные вами же, и указали это превышение в налоговом учете, налоговая инспекция может отказаться признавать это расходом. А значит, вас ждет доначисление налога на прибыль. Единственная возможность решить вопрос в вашу пользу в этой ситуации – обращение в суд.

Как видите, процессы учета и списания дизельного топлива не так уж и сложны (хотя и требуют предельного внимания). Другое дело, когда закупается некачественная солярка, и у фирмы появляются дополнительные расходы на повторную закупку ДТ, списание неликвида, ремонт поврежденной техники. Чтобы не сталкиваться с подобными казусами, серьезные фирмы приобретают дизельное топливо только у поставщиков, чье качество работы не вызывает сомнений.

Компания «НефтеГазЛогистика» работает на отечественном топливном рынке с 2008 г. Мы сотрудничаем с ведущими НПЗ страны и перед отправкой проверяем каждую партию в собственной лаборатории. Покупая топливо у нас, вы можете рассчитывать не только на качество продукта, но также на:

  • Доступные цены, которые всегда ниже средних по рынку.
  • Быструю доставку. Как правило, с момента обработки заявки до получения топлива клиентом проходит не более 3 часов.
  • Выгодные акции. Для постоянных клиентов мы разработали персональные предложения, а оптовым покупателям предоставляем бесплатную доставку при заказе от 1000 л.

Заинтересовались? Чтобы сделать заказ, звоните по телефону, указанному в шапке страницы. Или оставьте свой номер, и мы вам перезвоним.

Читайте также: