Налог на производство и импорт тары

Опубликовано: 16.05.2024

Информация об изменениях:

Наименование изменено 10 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 31 октября 2018 г. N 1293

Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. N 284
"Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)"

С изменениями и дополнениями от:

31 октября 2018 г.

ГАРАНТ:

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности

В соответствии со статьей 24.5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 10 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 31 октября 2018 г. N 1293

1. Утвердить прилагаемые ставки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора).

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 сентября, представлять в Правительство Российской Федерации согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения о ставках, утвержденных настоящим постановлением, на очередной календарный год.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Информация об изменениях:

Ставки изменены с 10 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 31 октября 2018 г. N 1293

Ставки
сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. N 284)

С изменениями и дополнениями от:

31 октября 2018 г.

Наименование групп товаров, групп упаковки товаров, предусмотренных перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р

Ставка экологического сбора (рублей за 1 тонну)

Группа N 1 "Изделия текстильные готовые (кроме одежды)"

Группа N 2 "Ковры и ковровые изделия"

Группа N 4 "Одежда верхняя прочая"

Группа N 6 "Одежда прочая и аксессуары"

Группа N 7 "Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие"

Группа N 8 "Изделия деревянные строительные и столярные прочие"

Группа N 10 "Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона"

Группа N 11 "Мешки и сумки бумажные"

Группа N 12 "Тара, упаковка бумажная и картонная прочая"

Группа N 13 "Изделия хозяйственные из бумаги или картона"

Группа N 14 "Принадлежности канцелярские бумажные"

Группа N 15 "Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона"

Группа N 16 "Издательская продукция печатная"

Группа N 18 "Шины, покрышки и камеры резиновые"

Группа N 19 "Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины"

Группа N 20 "Изделия из резины прочие"

Группа N 21 "Изделия пластмассовые упаковочные"

Группа N 22 "Изделия пластмассовые строительные"

Группа N 23 "Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые"

Группа N 24 "Изделия пластмассовые прочие"

Группа N 25 "Стекло листовое гнутое и обработанное"

Группа N 27 "Изделия из стекла изолирующие многослойные"

Группа N 29 "Бочки и аналогичные емкости из черных металлов"

Группа N 30 "Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов"

Группа N 31 "Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия"

Группа N 32 "Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование"

Группа N 33 "Мониторы, приемники телевизионные"

Группа N 35 "Техника бытовая электронная"

Группа N 36 "Приборы оптические и фотографическое оборудование"

Группа N 37 "Элементы первичные и батареи первичных элементов"

Группа N 40 "Провода и кабели электронные и электрические прочие"

Группа N 41 "Оборудование электрическое осветительное"

Группа N 42 "Приборы бытовые электрические"

Группа N 43 "Приборы бытовые неэлектрические"

Группа N 44 "Инструменты ручные с механизированным приводом"

Группа N 45 "Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное"

Группа N 46 "Фильтры для двигателей внутреннего сгорания"

Группа N 47 "Упаковка металлическая из стали"

Группа N 48 "Упаковка металлическая из алюминия"

Группа N 50 "Упаковка из гофрированного картона"

Группа N 51 "Упаковка из бумаги и негофрированного картона"

Группа N 53 "Упаковка деревянная и пробковая"

Группа N 54 "Упаковка из текстильных материалов"

24.09.2015 Правительство РФ установило перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. В него входят товары, которые составляют основную часть твердых коммунальных отходов (бумага и картон, полимеры, стекло, текстиль и швейные изделия, кожа и резина, металлы, элементы питания). Утверждены ставки экологического сбора по каждой группе таких товаров.

Сбор уплачивается производителями, импортерами, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров. Его размер колеблется от 2 025 руб. (аккумуляторы) до 33 476 руб. (батареи аккумуляторные) за тонну.

Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. N 284 "Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)"

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 апреля 2016 г., в "Российской газете" от 18 апреля 2016 г. N 82, в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 16 ст. 2221

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. N 1293

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2018 г.

Ввоз любых товаров на территорию России облагается налогами. Ставка налога зависит от многих условий: вида товара, страны происхождения, объема закупки, сезонности и т.д. Если предприятие планирует хотя бы один раз купить за рубежом товары или сырье, нужно заранее рассчитать, какую часть от стоимости контракта составят налоги.

Что такое налог на импорт

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Это сборы, которые государство взимает с субъекта внешнеэкономической деятельность. А объектом налогообложения становятся товары и услуги, которые ввозятся на территорию другого государства. Смысл налога на импорт — регулировать товарооборот на внутреннем рынке, поддерживать национального производителя и пополнять госбюджет.

Бухгалтерский словарь относит к налогу на импорт все сборы и платежи, кроме НДС. Хотя при ввозе товаров на территорию России импортер обязан уплатить НДС вместе с другими сборами. Расчет порядка и суммы отчислений регулируется Налоговым и Таможенным кодексами. При этом НДС с импортируемых товаров поступает вместе с таможенной пошлиной в Федеральную таможенную службу.

Из чего состоит налог на импорт

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Таможенный кодекс Таможенного союза в статье 70 перечисляет необходимые налоги и сборы. К ним относятся:

  1. Пошлина на ввоз товара.
  2. Налог на добавленную стоимость.
  3. Акциз.
  4. Таможенный сбор.

В зависимости от вида товаров, статуса импортера и других условий, которые указаны в законодательстве, зависит то, какие именно налоги и сборы придется уплатить и в каком размере.

Пошлины

Налог на импорт

Как рассчитать размер таможенной пошлины? Чтобы определить, какую сумму налога должен заплатить импортер, есть несколько видов ставок.

Адвалорная ставка — это процент от стоимости ввозимой продукции. Такая ставка не имеет фиксированного размера и каждый раз рассчитывается индивидуально. Например, предприятие-импортер покупает за границей оборудование стоимостью 4 000 долларов. Размер ввозной пошлины для этого товара составляет 20%. Соответственно в таможенные органы придется перечислить 800 долларов.

Если пошлина взимается в конкретной сумме с каждой единицы продукции, то такая ставка называется специфической. Например, на территорию страны ввозится партия из 500 пар обуви, ставка за каждую пару составляет 30 евроцентов. Следовательно, импортер должен будет заплатить пошлину 150 евро.

Если применяются сразу и адвалорная пошлина, и специфическая, то работает уже комбинированная ставка, в которой учитывается оба принципа. Например, ввозится партия одежды, с каждой единицы продукции берется пошлина в 1 евро. Но при этом общая пошлина за партию должна быть не меньше 100 евро. Комбинированная пошлина — это самый распространенный вид сборов.

К товарам, которые не облагаются таможенной пошлиной относятся: личные вещи, валюта, гуманитарная помощь, транзитные и лизинговые грузы, рыба и морепродукты, если они были добыты российским судном, периодика и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, если она ввозится для библиотек, архивов и издательств.

Сборы

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Таможенные сборы — это платежи, которые собирают таможенные органы за свои услуги по оформлению, хранению и сопровождению товаров.

Таможенные сборы применяются ко всем видам товаров независимо от их принадлежности. Сумма сбора зависит от заявленной таможенной стоимости товара. Если подавать декларацию на товары в электронном виде, то сбор можно уплатить со скидкой в 25%.

Акцизы

Ряд товаров являются подакцизными. При их ввозе на территорию РФ приходится платить акцизный сбор, который относится к косвенным налогам.

Акцизный сбор собирается при ввозе табачной продукции,алкогольных напитков, спирта и спиртосодержащих жидкостей, легкового автотранспорта (автомобилей и мотоциклов), горюче-смазочных материалов (например, моторного масла и топлива).

Размеры акцизных ставок определяются Налоговым кодексом. Для формирования конкретной величины акцизного сбора используется несколько параметров, как и при расчете таможенного сбора. Импортеру нужно учесть, что для каждой партии ввозимой продукции ставки акцизов могут меняться, в том числе и из-за изменения цены товара, объема поставки и т.д. Следовательно, для каждой поставки величина акцизного сбора рассчитывается индивидуально.

Налог на добавленную стоимость

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Когда товары, в том числе материалы, оборудование и сырье для производства пересекают границу Российской Федерации, то помимо таможенных платежей и сборов импортер рассчитывает и платит НДС. Это правило закреплено в статье 146 Налогового кодекса.

Если товар ввозится из стран Таможенного Союза (Белоруссия, Казахстан), НДС нужно перечислить в налоговую инспекцию по месту регистрации импортера. Если же товар поступает из других стран, НДС уплачивается таможенным органам вместе с другими платежами и сборами.

Есть три основных ставки НДС для импорта: 20%, 10% и 0%.

Базовая ставка — 20%, она распространяется на большинство товаров. Остальные две ставки — льготные.

Чтобы рассчитать сумму НДС к уплате, сложите стоимость товара, таможенные пошлины и акцизы и затем из итоговой суммы рассчитайте налог. Таможенные сборы в расчет не включаются.

По ставке 10% налог платят предприятия, которые ввозят продукты питания, социально-значимые товары, медицинскую продукцию и т.д. Полный перечень кодов товарных групп, на которые распространяется льготная ставка, устанавливается Правительством РФ.

Статья 150 Налогового кодекса указывает группы и категории товаров, освобожденные от уплаты НДС. К ним относятся грузы, которые ввозятся на территорию страны как безвозмездная помощь, объекты культурной и исторической ценности (экспонаты для музеев, библиотек, архивов), все виды печатной продукции для библиотек и архивов, некоторые лекарственные препараты или сырье для их изготовления и высокотехнологичное оборудование, которое не выпускается в России и т.д.

Налог на добавленную стоимость не уплачивается или уплачивается частично, если речь идет о реэкспорте, транзите грузов, ввозе товаров для уничтожения на территории РФ или в случае, когда покупатель или импортер отказываются от товара в пользу государства.

Если товар ввозится из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), то НДС рассчитывается и уплачивается в особом порядке. Налог на добавленную стоимость перечисляется в налоговый орган по месту регистрации покупателя. Заплатить его можно не сразу, как при ввозе товаров из других стран, а не позднее 20 числа следующего месяца после того, как груз поступит и будет принят к учету. Если компания регулярно получает товары из стран ЕАЭС, то декларацию по уплате НДС нужно заполнять ежемесячно, а не раз в квартал.

Налогообложение при импорте товаров — тема, которая требует учитывать множество факторов. Основные из них — это страна-производитель, тип товара (подакцизный, льготный) и назначение груза. Также ввозимый товар при определенных условиях может быть освобожден от уплаты НДС и таможенных пошлин. Для точного и всестороннего расчета налога на импорт опирайтесь на Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, постановления Правительства, инструкции Минфина и Федеральной налоговой службы.

Автор текста: Ирина Николаева

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Ольга Захарова

Разбираем ситуации, когда импортёрам и производителям товаров и упаковки сложно определить, кто несёт ответственность по экосбору. Вопрос серьёзный, ведь теперь штрафы за неуплату экосбора начинаются от 500 тысяч рублей.

  • Новые штрафы
  • Кто должен платить и отчитываться: общее правило
  • Упаковка товара
  • Многооборотная упаковка
  • Толлинг
  • Off-take

Новые штрафы

В 2019 году штрафы по экосбору существенно выросли (Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ) и теперь составляют:

  • за несдачу отчётности или сдачу с опозданием: от 70 до 150 тыс. рублей для юрлиц; от 50 до 70 тыс. рублей для лиц, ведущих деятельность без образования юрлица;
  • за отчётность не в полном объёме или представление недостоверных данных: двукратный размер платы по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 250 тыс. рублей для юрлиц; двукратный размер платы по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 100 тыс. рублей для лиц, ведущих деятельность без образования юрлица.
  • за неуплату экосбора вовремя: трёхкратный размер платы по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 500 тыс. рублей для юрлиц; трёхкратный размер платы по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 250 тыс. рублей для лиц, ведущих деятельность без образования юрлица.

Чтобы штраф не оказался неприятным сюрпризом, давайте разбираться, кому и в каком случае нужно платить экосбор и сдавать отчётность. Общее правило простое, но есть сложные случаи, когда ответ неочевиден.

Кто должен платить и отчитываться: общее правило

Отчитываться по экосбору и вносить платежи должны организации и ИП, которые импортируют или производят товары и упаковку из Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (далее — Перечень).

Например, нефтеперерабатывающий завод производит индустриальное масло и продаёт его машиностроительному заводу, который использует его в станках. Так как нефтеперерабатывающий завод производит масло, то он и должен отчитаться по экосбору и внести платёж. При этом в отчётности надо учитывать объём реализованного масла, а не общее количество произведенного. Когда масло в результате технологического процесса станет отходом, машиностроительный завод должен собрать его, передать на утилизацию и учесть в отчётности как отход, например 40613001313 «Отходы минеральных масел индустриальных».


Упаковка товара

Чтобы определить, кто должен отчитываться по экосбору за упаковку, которая входит в Перечень, надо выяснить, для каких целей выполнена реализация:

Ситуация Кто несёт ответственность по экосбору Основание
Производитель упаковки продал её другому производителю, который упаковывает в неё свой товар Тот производитель, который использует упаковку для своих товаров Правила взимания экологического сбора, утвержденные Постановлением Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018
Производитель упаковки поставляет её в магазин для продажи конечному потребителю — населению Производитель упаковки

Все указанное выше касается упаковки, произведённой на территории РФ. Если нужно определить ответственного за импортированную упаковку, рекомендуем уточнять это в Центральном аппарате РПН, так как этот вопрос законодательством до конца не урегулирован.

Чтобы прояснить ситуацию окончательно, рассмотрим примеры.

ООО «Сирень» производит подарочные пакеты из бумаги, которые поставляет в розничные магазины для продажи населению. За бумажные пакеты отчитывается и платит экосбор ООО «Сирень», так как реализует их конечному потребителю — населению, при этом декларирует эти коробки как свой товар.

Другая ситуация: ООО «Сирень» производит пакеты из бумаги и реализует их ферме, которая в этих упаковках продаёт населению сыр собственного производства. За бумажные пакеты отчитывается и платит экосбор ферма, так как упаковывает в них свой товар. Пакеты декларируются как упаковка. При этом за товар, которые помещается в упаковку, отчитываться не надо (сыр не входит в Перечень).

Наконец, третья ситуация: ООО «Сирень» импортирует полиэтиленовую плёнку и реализует её ООО «Жасмин», которое упаковывает в эту плёнку свой товар и реализует его. По нашему мнению, за ввезённую плёнку должен нести ответственность по экосбору её импортёр — «Сирень». Но для надёжности обратитесь за официальными разъяснениями в Центральный аппарат РПН.

Многооборотная упаковка

Многооборотной является упаковка, которая используется несколько раз и часто разными потребителями. Это, например, ящики, поддоны, паллеты.

За многооборотную упаковку ответственность по экосбору несёт тот, кто первый реализовал её на территории РФ. Если тара используется для собственных нужд производителя или импортёра, то отчитываться за неё по экосбору не надо.

Ситуация Кто несёт ответственность по экосбору Основание
Компания A произвела деревянный ящик, продала его компании В. Компания B реализовала в ящике свой товар компании C. А компания C в этом же ящике продаёт свой товар компании D Компания A, которая первично реализовала многооборотную упаковку — деревянный ящик Письмо Минприроды России от 28.03.2017 № 09-47/8797
Компания A производит деревянные ящики, чтобы хранить в них свой товар Ответственности по экосбору не возникает. После потери потребительских свойств данные о ящиках вносятся в отчётность по отходам

ООО «Сирень» импортирует товар на поддонах и реализует его на тех же поддонах ООО «Жасмин». Ответственность по экосбору за поддоны несёт «Сирень». Если импортируемый товар также входит в Перечень, то отчитываться по экосбору нужно и за него.

Другой пример: ООО «Сирень» производит товары и реализует их на паллетах, которые закупает у производителя паллет — ООО «Жасмин». За паллеты отчитывается ООО «Жасмин». За товар, если он входит в Перечень, отчитывается ООО «Сирень».


Толлинг

Толлинг — схема производства товаров из давальческого сырья, когда одна компания делает заказ на производство в другой компании и предоставляет свое сырьё. В этой ситуации ответственность по экосбору несёт заказчик, который дал сырьё для производства продукции (Письмо РПН от 28.06.2017 № АС-10-02-36/13739).

ООО «Сирень» заказало цеху футболки и предоставило сырьё. За футболки несёт ответственность по экосбору ООО «Сирень», так как футболки принадлежат этой организации на праве собственности, а цех только оказывает услугу.

Off-take

Off-take — это продажа готового товара, сделанного на заказ, когда одна компания делает заказ на производство продукции второй компании и та использует свое сырьё. Готовую продукцию производитель продаёт заказчику. В этом случае за экосбор несёт ответственность производитель, который предоставил сырье (Письмо РПН от 28.06.2017 № АС-10-02-36/13739).

ООО «Сирень» заказывает цеху произвести футболки, при этом сырье для изготовления футболок принадлежит цеху. За футболки ответственность по экосбору несет цех — он использовал для производства свое сырье, и футболки являются его товаром, который он реализует ООО «Сирень».

Материал подготовила Ольга Ермакова

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Будет ли уплачивать предприятие экологический налог при импорте товаров, упакованных в тару?

Ответ

Тара: термины и определения

Для начала необходимо разобраться, что понимается под термином «тара», так как часто плательщики:

  • не могут определить правильно вид тары;
  • путают тару с упаковкой;
  • не могут установить, включает ли упаковка тару.

Понятия терминов «тара», «упаковка» и других даны в ГОСТ 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения».

ГОСТ 17527-2003 введен в действие с 1 января 2005 г. постановлением Госстандарта РБ от 28.06.2004 № 28. Стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области упаковки продукции. Что касается дополнительных терминов и определений по упаковке опасных грузов, то они должны соответствовать ГОСТ 26319.

Обращаем внимание на то, что ГОСТ 17527-2003 разделяет понятия «упаковка» и «тара».

По стандарту упаковка - это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции - транспортирование, хранение и реализацию. В качестве примеров упаковки в ГОСТ 17527-2003 указаны вакуумная упаковка, аэрозольная, асептическая (для пищевых продуктов с длительным сроком хранения), упаковка многоразового использования (которую можно закрыть после откупоривания, позволяющую расходовать содержимое по частям при сохранении защитных свойств).

В свою очередь тара является основным элементом упаковки, предназначенным для размещения продукции. Тара бывает транспортная (ящик, бочка, фляга, мешок и т.д.) и потребительская (пакет, бутылка, коробка, ампула, коробка и т.д.).

Отметим, что таких терминов, как «первичная» или «вторичная» упаковка, которыми зачастую оперируют производственники, ГОСТ 17527-2003 не содержит.

Где можно приобрести или ознакомиться с ГОСТами и СТБ, действующими на территории Беларуси в 2008 г.?

С перечнем технических нормативных правовых актов (ТНПА) можно ознакомиться на сайте Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС) belgiss.org.by; с текстами ТНПА - в библиотеке БелГИСС (220113, г.Минск, ул.Мележа, 3, тел.262-06-11, факс 262-49-31), Республиканской научно-технической библиотеке (г.Минск, пр-т Победителей, 7, тел.223-31-07), а также в информационных отделах региональных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС), расположенных в областных центрах.

Приобрести ТНПА можно в магазине «Стандарты» по адресу: 220113, г.Минск, ул.Мележа, 3, и в информационных отделах ЦСМС.

Согласно этому стандарту упаковка - это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции. В свою очередь тара - основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.

Рассматривая эти определения, можно сделать следующие выводы:

  • во-первых, упаковка - самостоятельное изделие, полученное посредством объединения различных средств, предназначенных защитить продукцию от повреждения и потерь, окружающую среду от загрязнений (тары, вспомогательных упаковочных средств, обвязочного материала и т.п.);
  • во-вторых, упаковка как изделие может быть представлена только одним элементом - тарой, являющейся самостоятельным изделием;
  • в-третьих, упаковывание продукции может быть произведено как с использованием тары, так и без тары.

В ГОСТ 17527-2003 виды тары по форме - стандартизированы и означают, в частности, следующее:

  • ящик - транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой;
  • бочка - транспортная тара, имеющая корпус цилиндрической или параболической формы, с обручами или зигами катания, с доньями;
  • канистра - тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, форму, близкую к прямоугольной, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором;
  • фляга - транспортная тара, предназначенная для многократного применения, имеющая корпус цилиндрической формы и цилиндрическую горловину, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса и крышкой с затвором;
  • мешок - транспортная мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом или закрытым верхом с клапаном, вместимостью более 20,0 куб.дм;
  • банка - потребительская тара, имеющая цилиндрический корпус, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса или незначительно меньше его, с плоским или вогнутым дном, вместимостью от 0,025 до 10,0 куб.дм;
  • бутылка - потребительская тара, имеющая цилиндрический корпус, переходящий в узкую горловину, предусмотренную для укупоривания, с плоским или вогнутым дном;
  • коробка - разовая потребительская тара, имеющая корпус разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая клапанами или крышкой съемной или на шарнире, или в форме обечайки;
  • пакет (причем не допускается употребление слов «кулек», «мешочек») - разовая потребительская мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом, вместимостью до 20,0 куб.дм;
  • лоток - разовая потребительская тара, имеющая корпус разнообразной формы, с плоским дном и низкими бортиками, предназначенная для упаковывания продукции, укупоривание которой проводится с помощью пленочных материалов;
  • туба (причем не допускается употребление слова «тюбик») - разовая потребительская тара, имеющая корпус, обеспечивающий выдавливание содержимого, с узкой горловиной, укупориваемой бушоном, и дном, закрываемым после наполнения продукцией;
  • стаканчик - разовая потребительская тара, имеющая корпус в форме цилиндра или усеченного конуса, сужающегося ко дну, с плоским или вогнутым дном.

Производители товаров вправе производить свою тару по форме и материалу, отличную от тары, указанной в стандарте, но при этом разработать и зарегистрировать в порядке, установленном законодательством о стандартизации и метрологии, технические условия на тару.

Определяем объект налогообложения

Прежде чем платить налог, надо установить, есть ли в упаковке тара. Для этого плательщику нужно всего лишь правильно «разобрать» упаковку товаров на составляющие и определить, включает ли она тару. И здесь он должен руководствоваться определениями видов тары. То есть если в упаковке имеется тара (или тара - единственный элемент упаковки), то имеется объект обложения экологическим налогом при импорте таких товаров, если же тары нет - нет и объекта налогообложения.

При этом обращаем внимание на следующий момент: вспомогательные материалы, использованные при упаковке товара, не являются тарой и, соответственно, объектом обложения экологическим налогом.

Рассмотрим варианты упакованных товаров и определим, есть ли тара, а значит, и объект налогообложения:

Описание упаковки товара Виды тары Вспомогательные материалы
1 Соковыжималка помещена в полиэтиленовый пакет, затем в картонную коробку, между изделием и стенками ящика для жесткости проложены пенопластовые вкладыши Полиэтиленовый пакет, картонная коробка Пенопластовые вкладыши
2 Парфюмерное масло разлито в пластмассовые флаконы, затем 10 флаконов помещены в картонный ящик Флаконы, картонный ящик
3 Проволока намотана на пластмассовую катушку, вся катушка обмотана полиэтиленовой пленкой. Затем катушка помещена на деревянный поддон Тары нет Пластмассовая катушка, полиэтиленовая пленка
4 Листы фторопласта обмотаны полиэтиленовой пленкой, затем десять единиц листов помещены в картонный ящик Картонный ящик Пленка
5 Мелкие запасные части для автомобиля обернуты бумагой, далее запасные части разных наименований помещены в картонный ящик, затем ящики поставлены на деревянный паллет и вместе они обмотаны полиэтиленовой пленкой Картонный ящик Бумага, полиэтиленовая пленка
6 Вино разлито в стеклянные бутылки и по 4 бутылки поставлено в картонный ящик, между бутылками картонная прокладка Стеклянные бутылки, картонный ящик Картонная прокладка
7 Ткань в виде рулонов упакована в полиэтиленовую пленку, запаянную на торцах Нет тары Полиэтиленовая пленка (рулон - это упаковочная единица)
8 Бумага в виде рулонов упакована в полиэтиленовые мешки, конец мешка закручен Полиэтиленовый мешок
9 Канцелярские товары помещены на картонный лист и сверху герметично закрыты полиэтиленовой лентой, далее они помещены в картонный ящик Картонный ящик (канцелярские товары помещены в блистерную упаковку, которая не является тарой)
10 Мука упакована в бумажные пакеты, которые затем в количестве 20 шт. помещены в полиэтиленовый мешок Бумажные пакеты, полиэтиленовый мешок

Как видно из таблицы, во всех примерах, кроме 7-го и 8-го, товары упакованы в комбинированную упаковку, т.е., согласно стандарту, в упаковку, состоящую из транспортной тары, в которую вложено одно или несколько изделий в потребительской таре. Комбинированную упаковку нужно отличать от комбинированной тары, т.е. тары, изготовленной из двух или более различных упаковочных материалов. Например, для напитков, соков чаще всего используется комбинированная тара типа «Тэтра Пак», состоящая из слоев разных материалов - бумаги, полиэтиленовой пленки, алюминиевой фольги.

Товары, упакованные в комбинированную тару, не являются объектами обложения экологическим налогом.

Не облагается налогом тара, предназначенная для упаковки товаров, указанных в подп.2-1.13 п.2-1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» (далее - Указ № 215). К этим товарам относятся: хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия, молочная продукция, детское питание, сахар, соль, мука, мясо (в т.ч. птицы), лекарственные и ветеринарные средства, фармацевтические субстанции, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника и другие товары медицинского назначения, включая используемые в ветеринарии, денежные знаки.

Импорт льготных товаров, упакованных в тару, при условии раздельного учета, не облагается экологическим налогом.

Сведения о массе использованной тары и ставки налога

Согласно приложению 6 к Указу № 215 ставки налога при импорте товаров, упакованных в тару, зависят от наличия в договоре на поставку товара, упакованного в тару (а также в товарно-сопроводительных документах), сведений о массе использованной тары. Когда такие сведения у плательщика есть, ставки налога следующие:

  • за импорт 1 тонны пластмассовой тары - 230 000 руб.;
  • за импорт 1 тонны стеклянной тары - 140 000 руб.;
  • за импорт 1 тонны тары на основе бумаги и картона - 15 000 руб.

В случае когда у плательщика нет сведений о массе тары, использованной для упаковки товара, то ставка налога равна 0,3 % от цены товара, указанной в договоре, без учета налога на добавленную стоимость.

При импорте товара, упакованного в тару, налоговой базой может быть:

  • цена товара(-ов), указанная в договоре, без учета налога на добавленную стоимость;
  • масса тары, израсходованная для упаковывания товара.

Это важно помнить при расчете сумм налога за импорт товара, упакованного в комбинированную упаковку.

Импорт товара, упакованного в разные виды тары (пластмассовую, на основе бумаги и картона, стеклянную), является самостоятельным объектом обложения экологическим налогом. В силу п.3 ст.28 Общей части Налогового кодекса РБ один и тот же объект может облагаться определенным налогом у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Значит, в случае импорта товара, упакованного в комбинированную упаковку, и при отсутствии сведений о количестве каждого вида тары указанный товар облагается экологическим налогом один раз, независимо от количества видов тары, использованной для упаковки.

Соковыжималка помещена в полиэтиленовый пакет, затем в картонную коробку, между изделием и стенками ящика для жесткости проложены пенопластовые вкладыши.

Стоимость соковыжималки - 200 тыс.руб. (без НДС).

вариант 1 - сведения в товарно-сопроводительных документах о массе полиэтиленового пакета и картонного ящика, в которые упакована соковыжималка, отсутствуют;

вариант 2 - согласно договору поставки масса полиэтиленового пакета составляет 100 г, а картонного ящика - 1 кг.

Рассчитаем сумму экологического налога (СН):

для варианта 1 - налог будет исчисляться от стоимости соковыжималки:

СН = 0,003 х 200 000 х 1,065 = 639 руб.;

для варианта 2 - налоговой базой будет масса полиэтиленового пакета и масса картонного ящика:

СН = (0,0001 х 230 000 + 0,001 х 15 000) х 1,065 = 40,47 руб.

Иные варианты расчета экологического налога

  • При исчислении налога в случае наличия сведений только об одном виде тары (например, картонном ящике) и отсутствия сведений о другом виде тары нужно использовать в качестве налоговой базы стоимость товара.
  • При отсутствии в товарно-сопроводительных документах сведений о массе тары нельзя применять порядок определения массы тары в виде разницы между массой «брутто» и массой «нетто». Такой порядок расчета налоговой базы не предусмотрен в Указе № 215 и постановлении МНС РБ от 31.05.2007 № 82. При отсутствии сведений о массе тары в договоре, а также в спецификациях, товаротранспортных накладных и иных документах к договору налоговой базой будет цена товаров, указанная в договоре (без учета НДС).
  • Еще возможна ситуация, когда имеется импорт партии товаров, но в тару, например, пластмассовую, упакована лишь часть товара, указанного в спецификации к договору. При этом поставщик в договоре указал общую массу пластмассовой тары по данной спецификации товаров без конкретизации по наименованиям товара. В этом случае считается, что сведения об использованной таре предоставлены, т.е. выполнено требование Указа № 215, и налоговой базой будет суммарная масса пластмассовой тары, а не цена товара, указанная в договоре.

Момент возникновения налогового обязательства: устраняем ошибки

Очень часто у бухгалтеров организаций при установлении момента возникновения налогового обязательства при импорте товара, упакованного в тару, возникают ошибки.

Так, в соответствии с Указом № 215 при импорте товаров, упакованных в тару, моментом возникновения обязательства по исчислению и уплате налога является дата таможенного оформления товаров, упакованных в тару, в одном из следующих таможенных режимов:

  • свободного обращения;
  • свободной таможенной зоны;
  • свободного склада;
  • реимпорта;
  • переработки на таможенной территории.

Виды таможенных режимов определены ст.148 Таможенного кодекса РБ.

При импорте товаров с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление (например, Российской Федерации), моментом возникновения обязательства по исчислению и уплате налога является дата принятия на учет товаров, упакованных в тару.

Организация ввезла из Германии 1 000 рулонов ткани, упакованных в полиэтиленовые мешки, и поместила их 20 января под таможенный режим таможенного склада. Первая партия товара - 500 рулонов помещена под таможенный режим свободного обращения 1 февраля, вторая партия - 100 рулонов - 25 февраля, третья партия - 300 рулонов - 1 марта. Получается, что помещение рулонов ткани под таможенный режим таможенного склада не вызвало обязательства по уплате налога. Определим налоговый период для каждой партии товаров:

  • для первой партии товаров обязательство по уплате налога возникло 1 февраля и налоговый период - февраль;
  • для второй партии товаров обязательство по уплате налога возникло 25 февраля и налоговый период - также февраль;
  • для третьей партии товаров обязательство по уплате налога возникло 1 марта и налоговый период - март.
  • Для остатка ткани налоговое обязательство не возникло.

Лица, приобретающие товары, выпущенные в свободное обращение на территории Республики Беларусь, не являются плательщиками экологического налога.

Обращаем Ваше внимание

С 1 апреля 2008 г. в постановление Министерства по налогам и сборам РБ от 31.05.2007 № 82 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу), формы сведений о сумме, на которую уменьшена сумма налога за использование природных ресурсов (экологического налога) в результате использования налоговых льгот, и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» на основании постановления Министерства по налогам и сборам РБ от 19.03.2008 № 32 внесены изменения.

С 1 июля 2008 г. в Указ Президента РБ от 07.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» на основании Указа Президента РБ от 02.09.2008 № 492 внесены изменения и дополнения.

С 19 октября 2008 г. в постановление Министерства по налогам и сборам РБ от 31.05.2007 № 82 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу), формы сведений о сумме, на которую уменьшена сумма налога за использование природных ресурсов (экологического налога) в результате использования налоговых льгот, и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» на основании постановления Министерства по налогам и сборам РБ от 30.09.2008 № 76 внесены изменения и дополнения.

С 24 февраля 2009 г. постановление Министерства по налогам и сборам РБ от 31.05.2007 № 82 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу), формы сведений о сумме, на которую уменьшена сумма налога за использование природных ресурсов (экологического налога) в результате использования налоговых льгот, и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» на основании постановления Министерства по налогам и сборам РБ от 31.12.2008 № 125 утратило силу.


Газеты, картонные коробки, спортивные костюмы, стеклянные банки, электроплиты — за эти и многие другие товары и упаковку до 1 апреля надо отчитаться по экосбору. Выясните, нужно ли это сделать вашей компании. Штрафы за неуплату сбора выросли до полумиллиона.

Экосбор — отчетность производителей и импортеров, в которой они показывают государству, как утилизируют свои товары и упаковку после потери ими потребительских свойств. С точки зрения экосбора отчитываться надо за то, что попадает в определенный Перечень из 54 видов товаров и упаковки, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р .

Если организация или ИП несет ответственность по экосбору, то выполняет следующее:

1. Утилизирует товары/упаковку (самостоятельно или воспользовавшись услугами спецорганизации, или вступив в ассоциацию или союз производителей и импортеров).

2. Отчитывается по экосбору.

3. Платит сумму экосбора в бюджет. Такая обязанность наступает, если предприятие утилизирует товары не в полном объеме, то есть не выполняет установленные нормативы утилизации.

5 «секретов» отчетности по экосбору

Есть несколько важных моментов, которые надо знать при подготовке и подаче отчетности по экосбору.

1. Отчитываться по экосбору нужно не за все количество произведенного или импортированного товара/упаковки, а только за то, что было реализовано в России (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Исходя из этого рассчитывается та масса товаров/упаковки, которую необходимо утилизировать (или уплатить за нее экосбор).

2. Сдавать формы отчетов надо в строго определенном порядке:

  • cначала Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров — до 1 апреля 2020 года.
  • Затем Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров — также до 1 апреля 2020 года.
  • И после этого Расчет суммы экологического сбора — до 15 апреля 2020 года (при необходимости уплаты экосбора).

3. Если вы утилизируете товар/упаковку через спецорганизацию, то к отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно приложить также договор с указанной организацией, копию лицензии (при необходимости) и акт об утилизации.

4. Еще есть и четвертая форма экосбора — Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров. Но его сдают только те предприятия, у которых есть указанные объекты утилизации или места сбора. Отчитаться по форме надо до 1 апреля 2020 года.

5. Все производители и импортеры, чьи товары и упаковка входят в Перечень, должны сдать декларацию, а еще и Отчетность о выполнении нормативов утилизации — независимо от того, производила организация/ИП утилизацию или нет. Что касается Расчета суммы экосбора, то его надо сдать, если вы не выполнили утилизацию или выполнили ее не в полном объеме. Если утилизация проведена в полном объеме, то сдавать расчет и платить экосбор не надо.

В каких же случаях компания несет ответственность по экосбору

Исходим из Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018.

1. Если организация/ИП ввозит или производит товары и упаковку из Перечня.

И это основной момент. Поэтому, если вы производитель или импортер, перейдите в Перечень и поищите там свой товар и упаковку. Если нашли, то отчитаться по экосбору придется.

Например, ООО «Лютик» импортирует одежду в картонных коробках и продает ее ООО «Ромашка», которое занимается ее реализацией. В этой ситуации ответственность по экосбору за товар и упаковку лежит на «Лютике», ведь он импортирует то и другое.

2. Если организация/ИП упаковывает производимый ей товар для продажи в упаковку из Перечня. Например, молокозавод производит молоко и закупает у фабрики полиэтиленовые пакеты для упаковки. За молоко ответственности по экосбору нет, а вот за упаковку — есть, и несет ее молокозавод.

Это значит, что если производитель упаковки реализовал ее другому производителю, который упаковывает в нее свой товар для продажи, то ответственность по экосбору несет второй.

3. Если организация/ИП производит упаковку как товар и реализует ее конечному потребителю.

К примеру, фабрика выпускает подарочные пакеты и поставляет их в торговые центры для продажи населению.

4. Если организация/ИП импортирует товар в упаковке, которая входит в Перечень.

Например, ООО «Лютик» импортирует духи в стеклянной таре и поставляет на продажу в магазин «Ромашка». «Лютик» должен отчитаться по экосбору за стеклянную тару, так как импортирует упаковку, которая входит в Перечень и подлежит утилизации.

5. Если организация/ИП производит или импортирует многооборотную упаковку (поддоны, паллеты и т.д.) и затем реализует ее на территории России (Письмо Минприроды России от 28.03.2017 № 09-47/8797).

Например, ООО «Лютик» произвело металлический поддон, продало его ООО «Ромашка».

«Ромашка» реализовала в поддоне свой товар ООО «Фиалка». А «Фиалка» на этом же поддоне продает свой товар компании «Хризантема». Ответственность по экосбору несет «Лютик», который первично реализовал многооборотную упаковку — металлический поддон.

Или другой пример, ООО «Лютик» производит товары и реализует их на паллетах, которые закупает у производителя паллет — ООО «Ромашка». За паллеты отчитывается ООО «Ромашка» единоразово. За товар, если он входит в Перечень, отчитывается ООО «Лютик».

6. Если компания делает заказ на производство в другой компании и предоставляет свое сырье (Письмо РПН от 28.06.2017 № АС-10-02-36/13739). Такая схема производства называется толлинг.

Например, ООО «Лютик» заказало ООО «Ромашка» напечатать блокноты и предоставило сырье. За блокноты несет ответственность по экосбору «Лютик», так как блокноты принадлежат ему на праве собственности, а «Ромашка» только оказывает услугу.

7. Если организация/ИП производит что-то для заказчика из собственного сырья (Письмо РПН от 28.06.2017 № АС-10-02-36/13739). Такая схема производства называется Off-take.

Например, ООО «Лютик» заказало ООО «Ромашка» произвести блокноты, при этом сырье для изготовления блокнотов принадлежит «Ромашке». За блокноты ответственность по экосбору несет «Ромашка» — она использует для производства свое сырье, и блокноты являются ее товаром, который она реализует «Лютику».

Почему все это так важно

С середины 2019 года штрафы по экосбору стали очень внушительными:

От 70 до 150 тыс. рублей для юрлиц и от 50 до 70 тыс. рублей для ИП — за несдачу отчетности или сдачу ее с опозданием (ст. 8.5.1 КоАП).

Двукратный размер платы по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 250 тыс. рублей для организаций, двукратный размер платы по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 100 тыс. рублей для ИП — за отчетность не в полном объеме или представление недостоверных данных (ст. 8.5.1 КоАП).

Трехкратный размер платы по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 500 тыс. рублей для организаций и трехкратный размер платы по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 250 тыс. рублей. для ИП — за неуплату экосбора вовремя (cт. 8.41.1 КоАП).

Сервис «Отчетность в РПН» поможет рассчитать сумму экосбора с учетом нужных ставок и нормативов утилизации.

Читайте также: