Налог на прибыль управляющей компании жкх

Опубликовано: 14.05.2024

Окружающие нас многоквартирные дома нуждаются в управлении, которое немыслимо без налаженного учета. Бухгалтеры в системе ЖКХ весьма востребованы. В чем специфика работы в этой отрасли? Наша статья поможет вам сориентироваться.

Эксплуатация современного многоквартирного дома (МКД) требует решения многочисленных задач, главные из которых – обеспечение потребностей собственников помещений в коммунальных услугах, техническое обслуживание внутридомового инженерного оборудования, текущий и капитальный ремонт общего имущества. В этих целях собственники помещений должны выбрать способ управления многоквартирным домом. Варианты предусмотрены в пункте 2 статьи 161 Жилищного кодекса. Остановимся на двух из них, наиболее распространенных, - когда управление осуществляет товарищество собственников жилья (ТСЖ) либо управляющая организация. Последнюю обычно именуют управляющей компанией (УК). Это юридические лица, функционирование которых немыслимо без отлаженного бухгалтерского учета. В чем его особенности?

Выбор способа управления

Товарищество собственников жилья – некоммерческая организация, которая создается собственниками помещений для совместного управления общим имуществом и его содержания, а также для получения коммунальных услуг. Решение о создании ТСЖ принимается на общем собрании собственников большинством голосов (ст. 135 ЖК РФ). А количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения, пропорционально его доле в праве собственности на общее имущество в данном доме (п. 3 ст. 48 ЖК РФ).

С 1 сентября 2014 года ТСЖ относятся к товариществам собственников недвижимости (ст. 123.12 – 123.13 ГК РФ, подп. 6 п. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Отметим, что субъектом малого предпринимательства ТСЖ не считается.

ТСЖ и УК применяют код ОКВЭД 70.32 «Управление недвижимым имуществом» (70.32.1 – «Управление эксплуатацией жилого фонда», 70.32.2 – «Управление эксплуатацией нежилого фонда»).

На общем собрании собственники должны решить, организовать ли им ТСЖ либо нанять специализированную УК (подп. 4 п. 2 ст. 44 ЖК РФ). Закон допускает и такую конструкцию, когда ТСЖ заключает договор управления с УК. Но эту схему мы рассматривать не будем.

А вот если ТСЖ не создается, то выбранная собственниками УК заключает договор с каждым из них на условиях, указанных в решении общего собрания (п. 1, 2 ст. 162 ЖК РФ).

Управляющая компания – это коммерческая организация. По договору управления за плату она обязуется:

  • оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
  • предоставлять коммунальные услуги владельцам помещений.

ТСЖ основано на членстве собственников (п. 1 ст. 143 ЖК РФ). Источником финансирования его деятельности являются обязательные платежи и взносы членов товарищества, размеры которых определяет общее собрание. Кроме того, общее собрание утверждает смету доходов и расходов товарищества на год (подп. 4, 8.1 п. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в ТСЖ.

Статус коммерческой либо некоммерческой организации определяет особенности бухгалтерского учета и налогообложения ее деятельности. Однако в любом случае бремя расходов по содержанию общего имущества МКД несут собственники помещений. А деятельность по управлению многоквартирными домами регламентируется едиными правилами, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416.

Рассмотрим основные положения учетной политики ТСЖ и УК.

Источники средств товарищества собственников жилья

Для начала определимся с характером поступлений ТСЖ. Средства ТСЖ состоят из (п. 2 ст. 151 ЖК РФ):

  • обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;
  • доходов от хозяйственной деятельности товарищества;
  • субсидий (на обеспечение эксплуатации общего имущества, ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и др.);
  • прочих поступлений.

Средства обязательных платежей и (или) взносов ТСЖ направляет на оплату расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также на оплату коммунальных услуг (п. 5 ст. 155 ЖК РФ). Доходов они не образуют.

ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества. Заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в МКД, а также трудовые договоры со специалистами, ТСЖ выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах своих членов (постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57).

Перечень видов хозяйственной деятельности, которыми вправе заниматься ТСЖ, носит закрытый характер. Это:

  • обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в МКД;
  • строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в МКД;
  • сдача в аренду, внаем части общего имущества в МКД.

Доходы от такой деятельности используются для оплаты общих расходов или направляются в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом ТСЖ (ст. 152 ЖК РФ).

Важный нюанс: ТСЖ осуществляет управление домом в целом и для этого собирает денежные средства со всех собственников помещений. Между тем не все они являются членами ТСЖ (ст. 143 ЖК РФ). Такие лица вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в МКД и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (п. 6 ст. 155 ЖК РФ). Эти средства относятся к прочим поступлениям.

Как видно, в ТСЖ поступают средства различного характера. Классификация поступлений определяет учетную политику.

Учет в ТСЖ

Большинство бухгалтеров (и не без оснований!) считает более ответственной постановку налогового учета. Поэтому с него и начнем. А учетную политику в целях бухгалтерского учета сформируем исходя из потребности в исчислении налогов.

Как правило, ТСЖ выбирают упрощенную систему налогообложения. Дело в том, что применение этого спецрежима позволяет применять пониженные тарифы страховых взносов. А именно – взносы за работников уплачиваются только в ПФР, причем по тарифу 20 процентов. Основание – подпункт 8 («я.2») пункта 1 и пункт 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Если все собственники помещений в МКД – члены ТСЖ, то расчеты с ними не порождают доходов. Исключение – вознаграждение за работы и услуги индивидуального характера (подп. 4 п. 1 ст. 137 ЖК РФ).

Поступления ТСЖ, которые не порождают доходов при «упрощенке», перечислены в письмах Минфина России от 21.01.2014 № 03-11-11/1653 и от 16.08.2013 № 03-11-11/33417. В соответствии с налоговым законодательством это:

  • взносы членов (вступительные, членские, паевые) на содержание ТСЖ и ведение им уставной деятельности;
  • средства собственников помещений на финансирование проведения ремонта общего имущества;
  • средства бюджетов, выделяемые ТСЖ на долевое финансирование проведения капитального ремонта МКД в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и с Жилищным кодексом;
  • денежные средства, полученные ТСЖ в качестве комиссионера, агента и (или) иного поверенного, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Общее имущество МКД (п. 1 ст. 36 ЖК РФ) принимается на забалансовый учет – как в ТСЖ, так и в УК. Для этого следует открыть специальный счет.

Уставная деятельность ТСЖ охарактеризована в пункте 1 статьи 135 Жилищного кодекса. В частности, она подразумевает содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в МКД. Следовательно, поступления от членов ТСЖ на эти цели считаются членскими взносами и доходов в целях налогообложения они не образуют. А вот средства на те же цели, поступающие от «нечленов», - уже доходы.

Объем прав и обязанностей членов ТСЖ и «нечленов» (собственников помещений) - одинаковый (ст. 143.1 ЖК РФ), поэтому для снижения суммы налога при «упрощенке» агитируйте собственников за вступление в ТСЖ. К тому же собственник, не являющийся членом ТСЖ, находится в невыгодном положении. Не участвуя в общих собраниях членов ТСЖ, он может влиять на принятие решений, но обязан участвовать в расходах на содержание и ремонт, размер которых устанавливается общим собранием членов ТСЖ.

Спрашивается: а нельзя ли в расчетах за индивидуальное потребление коммунальных услуг рассматривать ТСЖ в качестве посредника между собственниками и ресурсоснабжающими организациями? Такая позиция актуальна в отношении «нечленов» ТСЖ. Универсального ответа на этот вопрос не существует. Потребителем ресурсов являются владельцы помещений. Но отдельно взятый собственник принципалом выступать не может, постольку ТСЖ заключает договор на снабжение электроэнергией, водой, теплом и прочим дома в целом (всех собственников). Кроме того, сделка, совершенная до установления отношений по агентскому договору, не может быть признана заключенной во исполнение поручения принципала (п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 № 85). Не считается для ТСЖ принципалом и ресурсоснабжающая организация, если она не выплачивает ТСЖ обязательное вознаграждение (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Добавим, что посреднические договоры ТСЖ охарактеризованы в письме ФНС России от 22.04.2011 № КЕ-4-3/6526.

Итак, в составе поступлений ТСЖ – облагаемые и необлагаемые суммы. ТСЖ в качестве получателя целевых поступлений обязано вести раздельный учет расходов, понесенных в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). А значит, перед бухгалтером встает задача: обеспечить распределение затрат косвенного характера, обеспечивающих деятельность ТСЖ. В большинстве случаев базой распределения общих расходов является площадь помещений. А если ТСЖ еще и оказывает собственникам платные услуги (скажем, по ремонту сантехники), то затраты на них можно выделить исходя из удельного веса такой выручки в общей сумме поступлений.

Затраты, произведенные в рамках целевого финансирования, в расходы не включаются (п. 17 ст. 270 НК РФ). В отсутствие раздельного учета средства целевого финансирования рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Дополнительные разъяснения – в письме Минфина России от 21.02.2014 № 03-11-06/2/7386.

В итоге работа бухгалтера начинается с формирования постатейной сметы расходов и их последующего распределения. В этой связи предстоит организовать детализированный аналитический учет.

На основании сметы в отношении каждого собственника помещений производятся начисления:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
- отражена задолженность члена ТСЖ (по обязательным платежам, в том числе за индивидуальное потребление, а также по взносам);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
- отражена задолженность собственника помещений, не являющегося членом ТСЖ (по тем же статьям).

О расходах ТСЖ производятся записи:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70, 69, 71, 01, 10 и пр.
- признаны затраты на содержание ТСЖ;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68
- начислен налог, связанный с применением упрощенной системы налогообложения;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60
- отражены затраты на содержание общего имущества МКД (согласно счетам ресурсоснабжающих организаций, а также за услуги и работы других сторонних организаций – например, за вывоз твердых бытовых отходов);

ДЕБЕТ 86, 20 КРЕДИТ 26
- распределены между собственниками помещений (членами ТСЖ и лицами, не являющимися таковыми) затраты на содержание ТСЖ и содержание общего имущества МКД (пропорционально площади помещений);

ДЕБЕТ 86, 20 КРЕДИТ 60
- отражена задолженность собственников помещений за индивидуальное потребление коммунальных ресурсов;

ДЕБЕТ 90 субсчет «себестоимость продаж» КРЕДИТ 20
- списаны затраты, связанные с обслуживанием «нечленов» ТСЖ.

А поскольку ТСЖ выставляет счета членам и «нечленами» по единому принципу, финансовый результат по счету 90 «Продажи» не образуется.

Расчеты с банком ведутся в следующем порядке:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 51
- отражены расходы на расчетно-кассовое обслуживание;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
- получены проценты за остаток средств на счете;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» КРЕДИТ 99
- выявлена прибыль по операциям с банком;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 84
- произведена реформация баланса;

ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 86 субсчет «Фонд общего потребления»;
- нераспределенная прибыль отнесена к средствам целевого финансирования;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»
- выявлен убыток по операциям с банком;

ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 99
- произведена реформация баланса;

ДЕБЕТ 76, 62 КРЕДИТ 84
- убыток предъявлен к покрытию собственникам помещений.

Формирование и использование ремонтного фонда бухгалтер ТСЖ отразит записями:

ДЕБЕТ 86, 20 КРЕДИТ 96
- произведены отчисления в ремонтный фонд;

ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 60
- отражены фактические затраты на ремонт общего имущества МКД.

Затраты на оказание собственникам помещений платных услуг в индивидуальном порядке ТСЖ аккумулирует на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Такая учетная политика в целом соответствует Рекомендациям по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утвержденным приказом Госстроя РФ от 14.07.1997 № 17-45. Правда, этот документ не является нормативным. Кроме того, в нем применены устаревшие номера счетов.

Размер платежей на содержание и ремонт общего имущества определяется органами управления ТСЖ на основе утвержденной сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (п. 33 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).


Учетная политика управляющей компании

Как уже отмечено, управляющая компания – коммерческая организация, целью деятельности которой является извлечение прибыли. Деятельность в сфере ЖКХ прибыльной не считается, поэтому каждая УК обычно принимает на обслуживание несколько МКД. В результате по критерию величины дохода управляющие организации не имеют возможности применять «упрощенку». Они уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Обратите внимание на отношения между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией распространяется Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в. 3 обзора судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2013 г., утв. Президиумом ВС РФ 04.06.2014).

Банкротство ТСЖ либо управляющей организации перспектив не имеет, поскольку взысканием долгов с собственников помещений займется арбитражный управляющий.

Условия деятельности УК охарактеризованы в статье 162 Жилищного кодекса. Бухгалтеру важно уяснить следующее. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в МКД с каждым собственником помещения заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50 процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. На основании указанного договора УК по заданию собственников помещений в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления. В договоре должны быть указаны: порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Условия договора устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в МКД.

При таких обстоятельствах все средства, поступившие от собственников, признаются доходами УК, а ее издержки, связанные с получением этих доходов, - расходами.

В итоге УК организует учет по схеме оказания возмездных услуг и выполнения работ по договору подряда. Поэтому все поступления от собственников помещений считаются доходами УК, за исключением тех расчетов, в которых УК выступает в качестве агента. Этот подход применяется как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения. Подробности – в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29.01.2014 № Ф03-6635/2013.

Акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД подписывает председатель совета многоквартирного дома (подп. 4 п. 8 ст. 161.1 ЖК РФ).

Все мы не только счетные работники. Большинство из нас - еще и жители многоквартирных домов. Кому, как не бухгалтерам, участвовать в их управлении? Практика показывает, что среди активистов, на общественных началах контролирующих сферу ЖКХ, наши коллеги лидируют.

Елена Диркова, редакция журнала «Практическая Бухгалтерия»


«Практическая бухгалтерия» - бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Получите гарантированный ответ эксперта на Ваши вопросы, а таже полный доступ ко всем материалам >>

Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Выбор читателей

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Новое при внесении изменений в ЕГРЮЛ

Responsive image

Новый порядок постановки на учет и снятия с учета в ФСС

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 августа 2018 г. № СА-4-7/15613@ О налогообложении платежей за коммунальные услуги, перечисляемых собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах товариществам собственников жилья (товариществам собственников недвижимости, жилищным кооперативам) и управляющим организациям

Федеральная налоговая служба в целях единообразного применения норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс) направляет обзор сложившейся судебной практики по вопросу налогообложения платежей за коммунальные услуги, перечисляемых собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах товариществам собственников жилья (товариществам собственников недвижимости, жилищным кооперативам) и управляющим организациям.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 главы 25 Налогового кодекса "Налог на прибыль организаций" при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Подпунктом 1 пункта 1.1. статьи 346.15. главы 26.2. Налогового кодекса "Упрощенная система налогообложения" предусмотрено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

В связи с этим, если исходя из договорных обязательств, деятельность товарищества собственников жилья либо управляющей организации по закупке коммунальных услуг является посреднической деятельностью, выполняемой по поручению собственников помещений в многоквартирном доме, то налогооблагаемым доходом указанных организаций будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

При этом квалификация договорных отношений осуществляется не только исходя из наименования и условий договоров, но и из фактических обстоятельств исполнения обязательств.

Так, по делу N А74-10158/2016, рассмотренному по заявлению ООО "Ремонтно-эксплуатационное управление" (выводы, содержащиеся в судебных актах апелляционной и кассационной инстанций поддержаны Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2017 N 302-КГ17-15230) суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции указал, что из условий договоров с учетом обстоятельств их исполнения не следует, что заявитель в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений выступал в качестве посредника, агента.

Принимая во внимание то обстоятельство, что в соответствии с договорами на техническое обслуживание жилых помещений и предоставление коммунальных услуг, заключенными с собственниками жилых помещений и договорами общества с исполнителями работ (услуг), общество приобретало коммунальные услуги для обеспечения жильцов этими видами коммунальных услуг, а также обеспечивало техническое обслуживание жилых домов, суды пришли к выводу о том, что общество является исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам жилых помещений.

Правомерность такой позиции подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 10841/10 по делу N А26-9658/2009, рассмотренному по заявлению ООО "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости".

В данном постановлении Президиум поддержал выводы нижестоящих судов о том, что суммы платежей, перечисленные обществу собственниками помещений за оказанные им услуги по содержанию и ремонту недвижимости, неправомерно не учтены обществом в целях налогообложения в составе дохода от реализации товаров (работ, услуг), так как общество не являлось посредником (агентом) по предоставлению собственникам помещений услуг по содержанию и ремонту недвижимости организациями-исполнителями, которым и перечислялась плата за эти услуги.

При этом судами по данному делу учтено, что согласно условиям договора управления многоквартирным домом общество от своего имени и за счет собственников за вознаграждение обязуется осуществлять деятельность, направленную на организацию предоставления собственнику услуг по управлению, ремонту общего имущества и коммунальных услуг; плата за услуги включает в себя плату за содержание и ремонт общего имущества, а также вознаграждение управляющей организации за осуществление функций управления многоквартирным домом; плата за содержание и ремонт общего имущества перечисляется организациям-исполнителям; плата за осуществление функций управления многоквартирным домом является вознаграждением управляющей организации и ее доходом; размер платы за услуги устанавливается в соответствии со сметой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, утвержденной решением общего собрания собственников помещений. По данному спору суды также сочли, что на оценку взаимоотношений сторон по договору управления не влияет собственными ли силами выполняет такие работы общество или в этих целях оно привлекает других лиц.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что общество обязано было определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль в соответствии с положениями статей 153, 249, 274 Кодекса.

Налоговым органам также следует учитывать изменения, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым дополнен пункт 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса подпунктом 4 из которого следует, что доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, управляющими организациями, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнерствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, при определении объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения не учитываются.

При этом такие изменения в главу 25 Налогового кодекса "Налог на прибыль организаций" не вносились.

Таким образом, при наличии документов, подтверждающих самостоятельное исполнение работ (услуг) либо поставок товаров, а также в случае, когда управляющая компания либо товарищество собственников жилья не является агентом (комиссионером) в доход включаются все поступившие денежные средства от собственников многоквартирных домов.

В тоже время, учитывая вышепоименованные изменения, внесенные в Налоговый кодекс, с 2018 года данные выводы распространяются только на лиц, применяющих общий режим налогообложения. При этом учитывая, что оплата коммунальных услуг, перечисляемая управляющим компаниям и товариществам собственников жилья, является выручкой от реализации, а расходы, связанные с перечислением платежей ресурсоснабжающим организациям, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в размере, равном полученным доходам, то дополнительного налогообложения поступивших указанным организациям денежных средств за коммунальные услуги не происходит.

Вместе с тем, в случае, если фактические обстоятельства хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика свидетельствуют о получении и последующем перечислении в полном объеме денежных средств, полученных от собственников жилья, то такой налогоплательщик выступает в имущественном обороте в интересах собственников помещений в многоквартирных домах, то есть действует не в самостоятельных экономических интересах, а в интересах собственников помещений в многоквартирных домах.

Соответственно, поступившие денежные средства от собственников помещений в данной ситуации признаками дохода не обладают.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2018 N 305-КГ17-22109 по делу N А41-86032/2016, рассмотренному по заявлению ТСЖ "Новый бульвар, 19" Судебная коллегия по экономическим спорам отметила, что если фактическая деятельность товарищества собственников жилья соответствует его предназначению, установленному жилищным законодательством, и, в частности, товарищество собственников жилья не получает какую-либо выгоду в связи с передачей от собственников помещений оплаты за выполненные коммунальные работы (оказанные услуги) их поставщикам, то, в отсутствие иных на то указаний в налоговом законодательстве, не имеется оснований полагать, что денежные средства, поступившие от собственников жилых помещений на оплату данных работ (услуг), являются доходом в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса.

Соответственно, в таких случаях поступления от собственников помещений, квалифицированные налоговым органом при проверке как доходы, подлежащие обложению, в действительности доходами не являлись.

Такие выводы применимы и к налогообложению деятельности управляющих компаний в случае отсутствия доказательств самостоятельного исполнения ими работ (услуг) либо поставки товаров, а также при отсутствии доказательств подтверждающих, что собственникам помещений в многоквартирных домах предъявлена стоимость работ (услуг, товаров) по содержанию и ремонту общего имущества, оказанию коммунальных услуг, не соответствующая стоимости их приобретения у сторонних лиц (поставщиков).

В Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.05.2018 по делу N А53-15798/2017, рассмотренному по заявлению ООО "Фирма ЖКХС" суд пришел к выводу, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса (пункт 1 статьи 41 Налогового кодекса).

Суд, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П, отметил, что в сфере налогообложения равенство понимается прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

Следовательно, доход для целей исчисления и уплаты налога по упрощенной системе налогообложения, должен исчисляться исходя из результатов экономической деятельности налогоплательщика, в том числе с учетом заработанных им денежных средств в отчетном периоде. Иной подход не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.

Наличие у общества статуса управляющей компании, а не товарищества собственников жилья, при отсутствии фактов получения посреднического, агентского или иного аналогичного вознаграждения за перечисление спорных денежных средств, какой-либо выгоды в связи с передачей оплаты от собственников помещений за оказанные им ресурсоснабжающими организациями и подрядными организациями услуги (работы, товары при выполнении текущего ремонта) правового значения не имеет в связи с установленными статьями 3 и 5 Налогового кодекса общеправовыми принципами всеобщности и равенства налогообложения, запрета различного применения исходя, в том числе, из таких критериев, как форма собственности, организационно-правовая форма субъекта предпринимательской деятельности.

При этом Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по рассматриваемому делу также обратил внимание на то, что взыскание с контрагентов перечисленных им денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах невозможно в силу фактического исполнения такими подрядчиками (поставщиками) обязательств перед собственниками.

Так, согласно позиции, отраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 по спору между ООО "Радуга-Хит" и ООО "Жилищный сервис", пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункт 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в их системном истолковании рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.

Указанное правовое регулирование свидетельствует о неправомерности включения платежей за коммунальные услуги, перечисляемых собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах товариществам собственников жилья (товариществам собственников недвижимости, жилищным кооперативам) и управляющим организациям в налоговую базу по налогу на прибыль организаций либо по упрощенной системе налогообложения указанных налогоплательщиков в случаях получения и последующего перечисления ими в полном объеме денежных средств, полученных от собственников жилья.

Кроме того, арбитражные суды также квалифицируют платежи за коммунальные услуги, перечисляемые собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах некоммерческим организациям (товариществам собственников жилья) как целевые, что исключает их из-под налогообложения на основании пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса.

По делу N А43-4208/2017, рассмотренному по заявлению ТСЖ "Факел" (Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2017 N 301-КГ17-17182) суды установили, что товарищество в силу своего правового статуса не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов, является некоммерческой организацией. Осуществляя функции по сбору коммунальных платежей, товарищество не преследовало цели получения дохода, а удовлетворяло потребности собственников помещений в многоквартирном доме. Заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, товарищество выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества. Товарищество оплачивает услуги организациям, непосредственно, выполняющим работы (оказывающим услуги) для собственников помещения дома.

Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что денежные средства, поступившие в проверяемом периоде на расчетный счет товарищества от собственников жилых помещений, были израсходованы им на оплату коммунальных услуг, предоставленных сторонними организациями собственникам жилья в многоквартирном доме, и в силу пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса не подлежат учету при определении налоговой базы.

При таких обстоятельствах доначисления сумм налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признано судами неправомерным.

Таким образом, доначисления налогов в рассматриваемых в настоящем обзоре случаях возможны только при наличии доказательств, подтверждающих, что собственникам помещений в многоквартирных домах предъявлена стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества, оказанию коммунальных услуг, превышающая стоимость их приобретения у сторонних лиц (поставщиков), а также в случае выполнения работ (оказания услуг) непосредственно управляющими компаниями или товариществами собственников жилья.

Учитывая вышеизложенное налоговым органам при рассмотрении вопроса налогообложения платежей за коммунальные услуги, перечисляемые собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах товариществам собственников жилья либо управляющим организациям, следует руководствоваться настоящим письмом и приведенной судебной практикой.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенные рекомендации до нижестоящих налоговых органов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А. Аракелов

Обзор документа

Представлен обзор сложившейся судебной практики по вопросу налогообложения платежей за коммунальные услуги, перечисляемых собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах ТСЖ (товариществам собственников недвижимости, жилищным кооперативам) и УК.

Отмечено, что при налогообложении прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Разъяснено, что при наличии документов, подтверждающих самостоятельное исполнение работ (услуг) либо поставок товаров, а также в случае, когда УК либо ТСЖ не является агентом (комиссионером), в доход включаются все поступившие денежные средства от собственников многоквартирных домов.

Поскольку оплата коммунальных услуг, перечисляемая УК и ТСЖ, является выручкой от реализации, а расходы, связанные с перечислением платежей ресурсоснабжающим организациям, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в размере, равном полученным доходам, то дополнительного налогообложения поступивших указанным организациям денежных средств за коммунальные услуги не происходит.

Даны разъяснения на случай, когда организация применяет УСН.

Многие УО и ТСЖ хотят работать по упрощённой системе налогообложения. Но не все знают, как на неё перейти и чем это может обернуться. 16 мая мы провели онлайн-семинар, на котором Юрий Романченко, налоговый юрист, рассказал о рисках, возможностях и правилах работы УО и ТСЖ по упрощённой системе налогообложения.

Что нужно знать об экономии управляющей организации

Понятие упрощённой системы налогообложения

Упрощённая система налогообложения или УСН – один из пяти специальных налоговых режимов, согласно п. 2 ст. 18 НК РФ. Такой режим ориентирован на малый бизнес, а его цель – упрощение расчёта и уплаты налогов при ведении предпринимательской деятельности. Порядок применения упрощённой системы налогообложения регулируется нормами главы 26.2 НК РФ.

Эксперт по налогам, основатель аутсорсинговой компании «ЮрфинекС» и помощник по налогам Уполномоченного по правам предпринимателей Республики Карелия Юрий Романченко на онлайн-семинаре «Упрощённая система налогообложения: риски, возможности, правила для УО и ТСЖ» отметил, что УСН – оптимальное решение для ведения налогового учёта в управляющих компаниях и ТСЖ, ЖК, ЖСК. Ведь кооперативы и товарищества сложно отнести к крупному бизнесу, а управляющие компании далеко не всегда вырастают до среднего предпринимательства.

Тем не менее сложилась судебная практика, когда суды признают поступления оплаты за коммунальные и жилищные услуги доходами УО, ТСЖ, ЖК. Поэтому устойчивого мнения о том, делает ли УСН их жизнь легче, нет.

Также отметим, что при УСН налогоплательщик вправе сам выбрать один из двух объектов налогообложения, указанный в ст. 346.14 НК РФ:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на расходы.

Чем может грозить УО дробление бизнеса

Порядок перехода на УСН

Переход на упрощённую систему налогообложения доброволен. Сделать это могут организации и индивидуальные предприниматели.

Перейти на УСН можно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором вы подаёте заявление о переходе на УСН, доходы организации не превысили 45 миллионов рублей без учёта НДС, а с 1 января 2017 года – 112,5 миллионов (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.13 НК РФ перейти на УСН можно только с 1 января нового года. Для этого организация или ИП должны уведомить налоговый орган о смене режима налогообложения не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.

Вновь созданные организации и ИП могут уведомить налоговый орган о применении УСН в тридцатидневный срок с момента регистрации лица.

Для перехода на УСН в налоговый орган подаётся заявление. Рекомендованные формы таких заявлений утверждены приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Если вы не хотите использовать формы приказа, напишите заявление в произвольной форме. При этом обязательно укажите в нём:

  • сведения об организации,
  • вид объекта налогообложения,
  • среднюю численность работников,
  • стоимость основных средств.

Индивидуальный предприниматель в роли управляющей организации

Какие организации не вправе применять УСН

Для УК, ТСЖ и ЖК ограничений для применения УСН нет, так как они не занимаются банковской, микрофинансовой деятельностью и не работают с ценными бумагами.

Тем не менее им могут не позволить перейти на УСН, если:

  • средняя численность работников за налоговый период превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учёта превышает 150 миллионов рублей;
  • организация зарегистрирована за пределами РФ;
  • организация не уведомила о переходе в установленные сроки;
  • организация имеет филиалы.

Полный перечень условий, при которых перейти на УСН невозможно, вы найдёте в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Преимущества перехода на УСН для УО, ТСЖ, ЖК

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощённой системы налогообложения освобождает от уплаты некоторых видов налогов:

1. Налога на добавленную стоимость.

Исключение – ввоз товаров в Россию.

2. Налога на имущество организаций.

Исключение – исчисление налоговой базы по кадастровой стоимости.

3. Налога на прибыль организаций.

Исключение – налог, уплачиваемый с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ – при выплате дивидендов, ценным бумагам.

Остальные налоги при УСН выплачиваются по общим основаниям.

Изменения в сфере управления МКД в 2018 году

Изменения в работе УО, ТСЖ, ЖК при УСН в 2018 году

С 2018 года управляющие компании, ТСЖ и ЖК, которые применяют упрощённую систему налогообложения, смогут не учитывать в качестве налогооблагаемых доходов суммы, полученные от собственников в счёт оплаты коммунальных услуг, которые оказаны сторонними организациями (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Для этого между управляющей и ресурсоснабжающей организацией должен быть заключен договор ресурсоснабжения.

Это хорошая новость для УК, ТСЖ и ЖК, хотя без сложностей не обошлось. Так, если договор ресурсоснабжения носит посреднический характер, сумму агентского вознаграждения придётся включить в доходы. На онлайн-семинаре Юрий Романченко подробно объяснил, как правильно рассчитать налоговые расходы при такой схеме отношений. Подробные рекомендации вы найдёте в записи онлайн-семинара.

При исчислении доходов по УСН в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, поступления за коммунальные услуги не будут учитываться в доходах и расходах.

При этом УК, ТСЖ и ЖК по-прежнему нужно учитывать в качестве налогооблагаемых доходов иные поступления. В том числе:

  • плату за содержание и ремонт общего имущества МКД;
  • оплату дополнительных услуг.

В выручку по-прежнему не нужно включать:

  1. Средства бюджетов, выделяемые на долевое финансирование капитального ремонта МКД.
  2. Средства собственников на целевое финансирование капитального ремонта общего имущества МКД.
  3. Членские взносы, уплачиваемые товариществу или кооперативу как некоммерческой организации, не связанные с конкретными целевыми программами.
  4. Взносы и пожертвования членов товарищества или кооператива на формирование налогового резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества МКД.

При наличии необлагаемых доходов УК, ТСЖ, ЖК нужно вести раздельный учёт, иначе льготами воспользоваться не получится и все доходы придётся учитывать при расчёте упрощённого налога.

Юрий Михайлович отметил, что при использовании УСН важно не упустить ни одного нюанса такой системы, в противном случае организация может утратить право на её применение.

Изменится порядок подачи документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ

Утрата права на применение УСН

Управляющие организации, ТСЖ и ЖК не вправе до окончания налогового периода сменить режим налогообложения.

Однако при несоблюдении отдельных условий они могут утратить право на применение упрощённой системы налогообложения. Перечислим такие условия:

  1. Превышение доходов налогоплательщика за отчётный период.
  2. Превышение установленного ограничения по численности работников и стоимости основных средств.
  3. Ведение деятельности, при которой не допускается применение УСН или ограничен выбор объекта налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

С момента утраты права применения УСН налогоплательщик должен рассчитать и уплатить налоги по общему режиму налогообложения, который предусмотрен для вновь созданных организаций или ИП. Пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором налогоплательщик перешёл на общий режим налогообложения, не взимаются (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Вернуться к применению УСН можно не ранее, чем через один год после утраты права на неё.

Утрата права на применение УСН – не единственное негативное последствие, которое может возникнуть у УО, ТСЖ, ЖК при неверной уплате налоговых взносов. Юрий Романченко рассказал также о том, за что могут получить штрафы юридические и должностные лица, дал рекомендации, как организациям работать так, чтобы не попасть под штраф.

Но хватит о грустном. Если подробно изучить тему УСН, никакие штрафы вам не страшны. Смотрите видеозапись онлайн-семинара и вы узнаете также о:

  • критериях отнесения лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • том, какие доходы и расходы учитываются при УСН;
  • понятии «налоговая база» и его применении;
  • налоговых ставках;
  • налоговом и отчётном периодах;
  • порядке исчисления и уплаты налога;
  • составлении налоговой декларации;
  • том, облагается ли налогом вознаграждение совету МКД.

В раздаточном материале к статье вы найдёте нормативные правовые акты, письма профильных ведомств и образцы документов, которые помогут вам глубже разобраться в теме УСН.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Как известно, обеспечение населения коммунальными услугами, ремонт и содержание жилищного фонда являются делом хлопотным и весьма затратным. В этой связи является вполне понятным желание управляющих компаний, создаваемых, как правило, на базе бывших ЖКУ и ЖКО, применять упрощенную систему налогообложения, позволяющую законным способом минимизировать налоговые обязательства. Наш опыт налогового консультирования показывает, что управляющим компаниям следует обращать особое внимание на особенности налоговых последствий сделок, заключаемых ими в интересах граждан.

Его основными задачами является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (ч.1 ст.161 ЖК РФ).

Приведенные положения ясно указывают на социальную направленность института Управления: в целях максимальной защиты интересов граждан, проживающих в жилых помещениях, законодатель разграничил функции по непосредственному выполнению работ (оказанию услуг) в сфере ЖКХ и по организации указанных процессов между различными субъектами, поставив, по сути, «буфер» между потребителями и непосредственными исполнителями в виде Управляющей организации.

Жилищным кодексом РФ предусмотрены три формы управления многоквартирным домом (ч.2 ст.161 ЖК РФ): непосредственно гражданами, товариществом собственников жилья (иным специализированным потребительским кооперативом) и управляющей компанией. Первые два из перечисленных способов находятся за рамками настоящего исследования, поэтому мы будем рассматривать лишь правоотношения, возникающие в рамках управления с привлечением Управляющей организации.

Фактически жилищное законодательство содержит три случая, когда многоквартирный дом может управляться Управляющей организацией:

1) если такой способ Управления выбран на общем собрании собственников помещений в доме (ч.3 ст.161 ЖК РФ); 2) при получении от органа местного самоуправления уведомления о необходимости заключить договор управления с Управляющей организацией, признанной победителем открытого конкурса. Такое уведомление направляется, если до 01 января 2007 года собственники не приняли решение о выборе способа управления или не реализовали его на практике (ч.4 ст.161 ЖК РФ, ч.1 ст.18 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.04 г. №189-ФЗ); 3) если все помещения в многоквартирном доме находятся в государственной или муниципальной собственности (ст.163 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления должен заключаться в письменной форме с каждым собственником помещения в многоквартирном доме.

По общему правилу, конкретные условия договора управления определяются общим собранием собственников. Однако в случае, если такое собрание не утвердило такие условия, либо договор управления заключается на основании уведомления органа местного самоуправления (ч.4 ст.161 ЖК РФ), последний утверждает форму договора управления своим решением.

Предмет договора управления состоит в том, что Заказчики обязуются оплачивать, а Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей Управления деятельность.

Таким образом, договор управления по своей правовой природе является смешанным договором с элементами подряда и возмездного оказания услуг. Данный вывод подтверждает и пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, определяющий исполнителя (которым может быть и Управляющая организация) как юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Кроме того, согласно п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме… «надлежащее содержание общего имущества … обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией…».

В целом деятельность Управляющей организации можно разделить на две основные составляющие.

1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.

Специфика данного вида деятельности заключается в том, что Управляющая организация самостоятельно производит либо покупает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций и трансформирует их в коммунальные услуги, предоставляемые потребителям (пункт 3, подпункт «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Таким образом, если Управляющая организация не имеет собственных мощностей для производства коммунальных ресурсов, она заключает договор купли-продажи с ресурсоснабжающей организацией.

Очевидно, что при такой схеме оформления договорных отношений (обусловленной требованиями действующего законодательства) невозможно говорить о том, что Управляющая компания в отношениях с ресурсоснабжающей организацией выполняет функции агента, выполняющего задание собственников жилых помещений.

Следовательно, ресурсоснабжающие организации несут ответственность за надлежащее выполнение условий договора только перед Управляющей компанией.

В свою очередь, Управляющая компания в отношениях с гражданами не может ссылаться на нарушение условий договора ресурсоснабжающей организацией.

Если рассматривать налоговые последствия данного вида деятельности, необходимо отметить, что выручка Управляющей организации должна складываться из всех сумм, поступающих от жильцов, поскольку они являются доходом от реализации (ст.249 НК РФ).

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что плата за коммунальные услуги не включает в себя вознаграждение Управляющей компании (ст.154 ЖК РФ). На практике это означает, что приобретение коммунальных ресурсов и предоставление коммунальных услуг гражданам производится по одному тарифу, утвержденному в установленном порядке (п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), то есть в распоряжении Управляющей компании после расчетов с ресурсоснабжающей организацией не остается какой-либо прибыли, ее доходы в целях налогообложения равны расходам.

2. СОДЕРЖАНИЕ, ТЕКУЩИЙ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В ДОМЕ.

Содержание данного вида деятельности регламентируется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые определяют состав общего имущества и требования к его содержанию, а также перечень видов работ, которые не относятся к содержанию общего имущества.

Управляющая компания может обладать необходимыми мощностями и трудовыми ресурсами для осуществления содержания и текущего ремонта своими силами. Вместе с тем она может привлекать для выполнения указанных работ третьих лиц, если запрет на это не установлен договором управления.

Рассматриваемый вид деятельности содержит в себе как элементы подряда (текущий и капитальный ремонт), так и возмездного оказания услуг (содержание имущества). В этой связи отношения, связанные с привлечением третьих лиц, регулируются нормами о генеральном подрядчике и субподрядчике.

В результате Управляющая организация выступает неким «буфером», поскольку в силу закона несет ответственность как перед жильцами – за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств субподрядчиком, так и перед субподрядчиком – за невнесение либо несвоевременное внесение оплаты гражданами (ч.3 ст.706, ст.783 ГК РФ).

В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя, в том числе, и плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом. По общему правилу, размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется общим собранием собственников. Однако в случае, когда собственники не приняли решения о выборе способа управления, размер такой платы утверждается органами местного самоуправления.

Специфика данного вида деятельности Управляющей организации заключается в том, что собственники вносят плату за текущий и капитальный ремонт здесь и сейчас, а фактически эти работы будут выполнены в будущем, то есть Управляющая компания аккумулирует эти средства на своих счетах до момента принятия общим собранием собственников решения о необходимости проведения ремонта.

Безусловно, сразу же возникает вопрос: каким образом Управляющая компания должна определять свою выручку?

Относительно платы за содержание жилья все ясно: она учитывается в составе доходов от реализации, поскольку эти услуги оказываются в текущем периоде. Что же касается средств на осуществление ремонта, они также являются доходом от реализации, однако их учет в целях налогообложения зависит от применяемого Управляющей компанией метода определения дохода.

Если Управляющая организация применяет общую систему налогообложения и определяет доходы по методу начисления, у нее есть возможность отнести средства на капитальный ремонт к доходам будущих периодов в виде предварительной оплаты работ и на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитывать их при формировании налогооблагаемой базы.

В случае, если Управляющая организация определяет доходы кассовым методом, суммы оплаты за ремонт должны учитываться ей в том периоде, когда они фактически поступили в кассу (пункт 2 ст.273 НК РФ). Возможность отнесения на расходы данных сумм связана с моментом фактического выполнения и оплаты ремонтных работ (п.3 ст.273 НК РФ).

Аналогичный учет необходимо вести и Управляющим компаниям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Поскольку в силу пункта 1 ст.346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств в кассу (кассовый метод), плата за ремонт жилья должна учитываться в периоде ее фактического поступления от жильцов.

Представляется, что плата за ремонт не может быть признана имуществом, получаемым в рамках целевого финансирования, поскольку перечень случаев такого финансирования, приведенный в подпункте 14 п.1 ст.251 НК РФ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

К аналогичному выводу приходит и Минфин РФ, рассматривая в письме от 26 июня 2006 г. №03-11-04/2/128 вопрос о налогообложении платы за ремонт, получаемой ТСЖ: «…средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются.

Плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги являются выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» (выделено автором).

Нельзя не отметить, что существует альтернативная рассмотренной в настоящей статье точка зрения, основанная, в частности, на письме МНС России от 06.10.03 г. №22-2-16/8195-ак185, а также на письмах Минфина России от 14.11.05 г. №03-11-05/100 и от 26.06.06 г. №03-11-04/2/128.

Сторонники указанной позиции считают возможным учитывать в составе доходов Управляющей организации только сумму ее вознаграждения, то есть фактически допускают применение в сфере ЖКХ института агентирования.

Данная точка зрения представляется нам в корне неверной, поскольку она базируется на терминах и понятиях, содержавшихся в Правилах предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 26.09.94 г. №1099, и утративших юридическую силу с 09 июня 2006 г. в связи с утверждением постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. №307 новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, изменивших правовые подходы к толкованию понятия «коммунальные услуги».

В заключение хотелось бы отметить, что необходимость включения в состав доходов Управляющей организации всех сумм, поступающих от граждан, а также высокая вероятность утраты права на применение УСН побуждают компании, управляющие многоквартирными домами, изыскивать законные способы налоговой оптимизации своей деятельности, которые, безусловно, существуют.

Автор: Влад О. В., эксперт журнала

УК, находящаяся на УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», до 2020 года, считая свою деятельность в отношении предоставления коммунальных услуг исполнительской, а не посреднической, признавала в бухгалтерском учете доходы от оказания коммунальных услуг доходами от обычного вида деятельности и отражала их в бухучете с использованием счета 90 «Продажи». При определении объекта налогообложения УК учитывала в составе доходов полученную от собственников помещений в МКД плату за коммунальные услуги, а в составе расходов – оплаченные коммунальные ресурсы, приобретенные у РСО для оказания указанных услуг. Правомерно ли ведение учета в описанном порядке до 2020 года? Должна ли УК с 2020 года не учитывать в целях налогообложения обозначенные доходы и расходы и изменить в связи с этим учетную политику? Нужно ли в бухгалтерском учете отражать в составе выручки реализацию коммунальных услуг населению?

Деятельность – исполнительская или посредническая?

Как показывает судебная практика, УК, находящейся на УСНО, как правило, не удается доказать, что ее деятельность по закупке коммунальных услуг у поставщиков коммунальных услуг (РСО) и их перепродаже потребителям является посреднической (агентской). Это в целях налогообложения актуально для периода до 01.01.2018, когда УК, находящаяся на УСНО, должна была включать в состав налогооблагаемых доходов весь объем денежных средств, полученных от реализации собственникам помещений в МКД коммунальных услуг.

Один из последних примеров – Постановление АС СКО от 21.02.2020 № Ф08-643/2020 по делу № А53-7429/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 30.04.2020 № 308-ЭС20-6072.

В проверяемом периоде (2017 году) общество осуществляло деятельность по управлению МКД на основании договоров управления, заключенных с собственниками помещений в доме, по условиям которых в целях реализации полномочий по управлению МКД, действуя по поручению собственника, за плату оказывало услуги и выполняло работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в доме и предоставляло коммунальные услуги.

В целях выполнения условий договоров общество заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг и с организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги.

В итоге судьи посчитали, что деятельность общества является деятельностью управляющей компании, оказывающей собственникам помещений услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая коммунальные услуги. В спорных правоотношениях общество выступает в качестве самостоятельного субъекта по отношению к собственникам помещений в МКД, его правовое положение соответствует правовому положению исполнителя, в том числе коммунальных услуг, а не агента (посредника). Полученные от собственников денежные средства являлись собственными средствами общества по основному виду его деятельности, расходовались по его усмотрению и подлежали включению в 2017 году в налогооблагаемую базу по единому налогу при УСНО.

Арбитры также отметили, что общество не приобрело какие-либо товары (работы, услуги), для оплаты которых ему были необходимы целевые бюджетные средства, а, наоборот, само оказало услуги. Поэтому получаемые им средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению, о расходовании указанных средств общество не обязано отчитываться.

Поступившие обществу от собственников помещений за оказанные услуги денежные средства не могут считаться целевыми поступлениями, поскольку общество является исполнителем коммунальных услуг и приобретает их у РСО для предоставления коммунальной услуги собственникам помещений в МКД, а также выступает в роли исполнителя услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в доме.

Поэтому полученные обществом средства не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), ни в качестве целевых поступлений из бюджета (п. 2 ст. 251 НК РФ).

К сведению

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях АС СКО от 30.01.2020 № Ф08-12496/2019 по делу № А53-2653/2019, от 28.01.2020 № Ф08-12357/2019 по делу № А53-8684/2019, в передаче которых в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано определениями ВС РФ от 06.05.2020 № 308-ЭС20-6066, от 30.04.2020 № 308-ЭС20-6070 соответственно.

Как организовать учет при применении УСНО?

Оплата коммунальных услуг – неучитываемый доход при УСНО.

С 01.01.2018 ситуация изменилась, так как в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ благодаря Федеральному закону от 27.11.2017 № 335-ФЗ появился пп. 4, на основании которого при определении объекта налогообложения не нужно стало учитывать доходы, полученные ТСЖ, УК от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями.

В связи с этим, как комментировали финансисты, с 01.01.2018 суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет УК в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, в том числе в 2017 году, при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу в составе ее доходов не учитываются (письма от 26.01.2018 № 03-11-06/2/4381, от 23.04.2018 № 03-11-06/2/27129).

Позднее Минфин уточнил, что положения пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ распространяются в том числе на доходы, полученные УК от собственников (пользователей) недвижимости в оплату оказанных им коммунальных услуг, в случае оказания таких коммунальных услуг управляющей организацией, заключившей договоры ресурсоснабжения с РСО (договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором), в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ (письма от 14.06.2018 № 03-11-06/2/40525, от 28.06.2018 № 03-11-06/2/44575, от 09.07.2018 № 03-11-06/2/47463). И таких разъяснений было еще много[1].

Указанная формулировка Минфина с 01.01.2020 закреплена в Налоговом кодексе (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Оплата РСО – неучитываемый расход при УСНО.

Кроме того, в пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ появился новый абзац о том, что ТСЖ, УК, заключившие договоры ресурсоснабжения с РСО (договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональными операторами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, не учитывают при исчислении «упрощенного» налога в составе материальных расходов средства, перечисленные в оплату коммунальных услуг, если такие средства получены указанными организациями от собственников (пользователей) недвижимости в оплату оказанных им коммунальных услуг и не учитывались при определении объекта налогообложения в соответствии с пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.

Считаем, что в период с 01.01.2018 по 01.01.2020 УК (ТСЖ) в связи с применением указанной нормы (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ), несмотря на отсутствие специальной нормы, также не должна была учитывать расходы на оплату коммунальных ресурсов (услуг по обращению с ТКО), приобретенных у РСО (регионального оператора), при определении объекта налогообложения. Понятно, что речь идет о ситуации, когда в качестве объекта налогообложения выбраны доходы за вычетом расходов.

На основании п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, которые можно учесть при определении объекта налогообложения, принимаются при их соответствии критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Напомним: расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (дохода, учитываемого при налогообложении). Поскольку поступления в виде оплаты коммунальных услуг исключены из состава налоговых доходов «упрощенцев», расходы на приобретение соответствующих коммунальных ресурсов не учитывались при определении объекта налогообложения (несмотря на отсутствие специальной нормы).

Вывод.

Таким образом, начиная с 01.01.2018 УК, выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы за вычетом расходов и выступающая в качестве исполнителя коммунальных услуг путем приобретения соответствующих коммунальных ресурсов у РСО (регионального оператора по обращению с ТКО) на основании заключенных с ними договоров, не учитывает:

в составе налогооблагаемых доходов – поступившую от собственников помещений в МКД плату за коммунальные услуги;

в составе налогооблагаемых расходов – средства, перечисленные РСО (региональному оператору) за коммунальные ресурсы, приобретенные для оказания коммунальных услуг.

Поправки, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом № 325-ФЗ и вступившие в силу с 01.01.2020, окончательно прояснили данные обстоятельства.

Минфин, комментируя обновленные нормы, указал: если ТСЖ получило от собственников недвижимости денежные средства в оплату коммунальных услуг, в том числе начисленные за места общего пользования, и полностью перечислило их поставщикам коммунальных ресурсов, такие средства при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, не должны учитываться ни в доходах, ни в расходах (Письмо от 27.03.2020 № 03-11-11/24201).

Считаем, что если полученные от собственников недвижимости денежные средства в оплату коммунальных услуг в полном объеме будут перечислены поставщикам коммунальных ресурсов (то есть стоимость оказанных коммунальных услуг равна стоимости приобретенных коммунальных ресурсов), то полученные средства в полном объеме в налогооблагаемых доходах не учитываются. Соответственно, при последующем перечислении денежных средств РСО не возникают налогооблагаемые расходы (напомним, при применении УСНО используется кассовый метод признания доходов и расходов).

Если между фактом поступления денежных средств от собственников и перечислением оплаты РСО возникает временной разрыв, по нашему мнению, это не приводит к возникновению налогооблагаемых доходов и (или) расходов.

Отметим еще один момент. Финансисты в Письме № 03-11-11/24201 рассмотрели ситуацию, когда ТСН получает от собственников недвижимости денежные средства в оплату коммунальных услуг, в том числе начисленные за места общего пользования, и полностью перечисляет их поставщикам коммунальных ресурсов.

Со своей стороны напомним, что плата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КР на СОИ) с 01.01.2017 входит в состав не платы за коммунальные услуги, а платы за содержание жилого помещения. Плата за КР на СОИ включается в состав платы за коммунальные услуги только в том случае, когда собственники помещений в МКД сами непосредственно управляют домом или ими не выбран способ управления домом либо выбранный способ не реализован (ч. 5 ст. 154 ЖК РФ).

В связи с этим рассуждения Минфина о том, что плата за коммунальные ресурсы, использованные для содержания общего имущества, также не учитывается в составе налогооблагаемых доходов, являются спорными.

На сегодняшний день других официальных разъяснений по указанной теме нет.

Нужно ли подавать уточненные декларации?

В рассматриваемой ситуации УК в 2018 и 2019 годах при определении объекта налогообложения учитывала в составе доходов полученную от собственников помещений в МКД плату за коммунальные услуги, а в составе расходов – оплаченные коммунальные ресурсы, приобретенные у РСО для оказания указанных услуг. Нужно ли в связи с этим подавать уточненные декларации по «упрощенному» налогу?

На основании п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде налоговая база и сумма налога пересчитываются за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе пересчитать налоговую базу и сумму налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым периодам, также в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Изложенным нормам корреспондируют положения п. 1 ст. 81 НК РФ.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Таким образом, если допущенные УК ошибки (искажения) не привели к занижению подлежащей уплате в бюджет суммы «упрощенного» налога за 2018 и 2019 годы, уточненные декларации в налоговый орган можно не представлять.

Нужно ли менять бухгалтерский учет?

Считаем, что исключение на основании норм гл. 26.2 НК РФ доходов от оказания коммунальных услуг и соответствующих им расходов из состава налогооблагаемых доходов и расходов соответственно не меняет порядок организации бухгалтерского учета у УК, применяющей УСНО и выступающей согласно условиям договора управления МКД в качестве исполнителя услуг. Поэтому доходы от оказания коммунальных услуг признаются доходами от обычных видов деятельности (то есть в выручку включается реализация по предоставлению коммунальных услуг), что отражается в учете путем использования счета 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка».

УК, находящаяся на УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», выступающая в качестве исполнителя коммунальных услуг и оказывающая их путем заключения договоров ресурсоснабжения с РСО, не должна с 01.01.2018 учитывать при определении объекта налогообложения:

доходы, полученные от собственников помещений в МКД в качестве платы за коммунальные услуги;

расходы на приобретение коммунальных ресурсов у РСО для оказания указанных услуг.

Это следует из норм Налогового кодекса (уточненных с 01.01.2020), поэтому указанный порядок учета подлежит применению вне зависимости от того, что закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Вместе с тем, если в учетной политике прописан иной порядок организации учета, его следует привести в соответствие с положениями НК РФ.

Считаем, что в бухгалтерском учете доходы от оказания коммунальных услуг управляющая организация, выступающая в качестве исполнителя, должна признавать в качестве доходов от обычных видов деятельности (Дебет 62 Кредит 90-1). Факт исключения этих доходов из налогооблагаемых доходов не влияет на порядок организации бухгалтерского учета.

[1] См. письма Минфина РФ от 16.07.2018 № 03-11-06/2/49564, 03-11-06/2/49557, от 17.07.2018 № 03-11-06/2/49839, от 02.10.2018 № 03-11-06/2/70669, от 01.10.2018 № 03-11-06/2/70354, 03-11-06/2/70348, от 17.07.2018 № 03-11-06/2/50011, 03-11-06/2/50009, от 22.11.2018 № 03-11-06/2/84378, от 16.01.2019 № 03-11-06/2/1320, 03-11-06/2/1311, от 07.03.2019 № 03-11-06/2/14855, от 24.07.2019 № 03-11-06/2/55051, от 19.02.2019 № 03-11-06/2/10212, от 14.02.2019 № 03-11-06/2/8980.

Читайте также: