Налог на прибыль с предприятий и организаций по уровню бюджета в который зачисляется тест

Опубликовано: 20.09.2024

Ставки налога, декларация, отчетность

Этот материал обновлен 20.04.2021

Налог на прибыль — обязательная статья расходов для компаний, работающих на территории России по общей системе налогообложения. Налог на прибыль платят только юридические лица. Индивидуальные предприниматели платят НДФЛ.

Налог на прибыль считают из базы — налогооблагаемой прибыли. Если предприятие только начинает работать и не получает прибыли, то и облагать налогом нечего.

Кто платит налог

Налог на прибыль платят российские и иностранные компании, которые ведут деятельность в РФ. Иностранные компании получают прибыль через представительство или от российских источников в виде дивидендов, страховых выплат и т. д.

Кто не платит

Компании не платят налог на прибыль в следующих случаях:

  1. Они имеют право на ставку 0% по налогу на прибыль.
  2. Они не являются плательщиками налога на прибыль.

Не являются плательщиками налога на прибыль компании, которые:

  1. Работают в сфере игорного бизнеса.
  2. Ведут деятельность со специальным режимом налогообложения: ЕСХН или УСН.

Имеют право на ставку 0% компании, которые:

  1. Участвуют в проекте «Сколково», но при определенных условиях.
  2. Работают в сфере здравоохранения или образования, но при выполнении определенных условий.
  3. Оказывают социальные услуги гражданам — тоже при выполнении определенных условий.
  4. Оказывают гостиничные услуги на территории Дальневосточного федерального округа — опять же при выполнении определенных условий.
  5. Реализуют сельскохозяйственную продукцию собственного производства и переработки.

Виды доходов и расходов

К доходам, которые организации учитывают в налоговой базе, относятся следующие категории:

  1. От реализации товаров, работ, услуг.
  2. От реализации имущественных прав, например от сдачи квартиры в аренду.
  3. Внереализационные доходы — то есть доходы, которые напрямую не относятся к работе организации, например доход от процентов по договору займа.

Расходы организаций — документально подтвержденные и обоснованные денежные потоки. Нельзя купить в личное пользование автомобиль, который не нужен для работы организации, записать его в расходы и уменьшить налог на прибыль.

Не все деньги, которые компания получила или потратила, учитывают при определении налоговой базы. Например, если организация берет кредит, кредитные деньги не будут считаться доходом. Также деньги, которые идут на погашение задолженности по кредиту, не считаются расходами.

Cтавки налога на прибыль в 2021 году

Стандартной ставкой считается 20% от прибыли организации. С 2017 по 2024 год 17% от суммы будут идти в региональный бюджет, 3% — в федеральный. Региональная ставка может быть понижена региональным законом.

Федеральная ставка тоже может быть снижена. Например, для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, налоговая ставка в федеральный бюджет — 0%.

Специальные ставки региональной и федеральной частей налога на прибыль действуют для российских ИТ-компаний . Они должны платить в федеральный бюджет 3%, а в региональный — 0%. Такие же ставки применяются для организаций, занимающихся проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Есть виды доходов, к которым применяются другие ставки:

  1. Проценты по некоторым ценным бумагам — по ним ставка 15%.
  2. Дивиденды от российской или иностранной компании. Налог на прибыль по ним от 0 до 13%.

Порядок расчета налоговой базы

Сначала считают базу — налогооблагаемую прибыль, затем сумму выплат. Налоговая база — это разница между доходами и расходами компании. Часто при расчете налога на прибыль нужно учитывать множество нюансов: например, какие доходы и расходы облагаются налогом, а какие нет.

Прибыль компании считают по-разному.

Для российских компаний прибыль — это разница между доходами и расходами, которые учитываются при налогообложении. То же самое для зарубежных компаний, которые работают на территории РФ через постоянные представительства.

Для иностранных компаний, получающих прибыль от российских источников, есть свои особенности. У этих компаний облагаются налогом только некоторые виды доходов.

Для участников консолидированной группы налогоплательщиков прибыль — это сумма из общей прибыли, которая приходится на конкретного участника этой группы.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговый период — срок, за который определяют налоговую базу и считают сумму выплат. У налога на прибыль это календарный год.

В налоговом периоде есть несколько отчетных периодов: квартал, полгода и девять месяцев.

Для налогоплательщиков, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации превысили в среднем 15 млн рублей за каждый квартал, отчетным периодом является каждый месяц.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Расчет по налогу на прибыль сдают до 28 числа месяца, который следует за окончанием отчетного периода. Например, вы отчитываетесь за первый квартал. Первый квартал кончается в марте, значит, отчитаться и заплатить за него нужно до 28 апреля.

По налоговому периоду нужно отчитаться до 28 марта и выплатить налог за год.

Если организация платит налог на прибыль ежемесячно, то она отчитывается до 28 числа каждого месяца с января по ноябрь, а за год сдает отчет до 28 марта.

Организации обязаны сдавать декларации, даже если сумма налога к уплате равна нулю.

В случаях применения ставки 0% к декларации прилагаются подтверждающие документы. Например, резиденты «Сколкова» прикладывают к ней расчет прибыли.

Если налог считается по общей ставке 20%, никаких дополнительных документов добавлять к декларации не надо.

Декларации за год сдаются по общей форме, за отчетный период — по упрощенной. Также упрощенную декларацию сдают некоммерческие организации, если их налог на прибыль равен нулю, независимо от периода.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Чтобы посчитать налог на прибыль, нужно определить облагаемые доходы, принимаемые в расчет расходы и ставку налога. Схема расчета налога выглядит так:

  1. Определяем налоговую базу: доходы от реализации и внереализационные доходы минус расходы.
  2. Если есть убыток прошлых лет, вычитаем его из налоговой базы. В 2021 году можно уменьшить налогооблагаемую базу на убыток не более чем на 50%.
  3. Определяем ставку налога. Если ставок несколько, расчет ведется раздельно по каждой ставке.
  4. Умножаем налоговую базу на ставку — получаем сумму авансового платежа по налогу, если речь об отчетном периоде, или сумму налога, если считаем за год.
  5. Если считаем налог за второй и последующие отчетные периоды, из сумма налога за данный период отнимаем суммы налога за предыдущие периоды в рамках этого же календарного года.

Пример расчета. Организация платит налог на прибыль ежеквартально. Сначала нужно посчитать, какая прибыль была в первом квартале.

Считаем налоговую базу: из доходов вычитаем расходы.

Считаем авансовый платеж по налогу на прибыль: умножаем налоговую базу на ставку 20%..

Следующий период, когда компания должна считать налоговые выплаты, — полгода. Даем данные за полгода работы фирмы.

Вычитаем авансовый платеж по налогу за первые три месяца:

Считаем сумму выплат за девять месяцев — все то же самое.

И последнее: считаем сумму за весь налоговый период.

Получился ноль, потому что в последние три месяца доходы были равны расходам. Прибыли нет, следовательно, налог на прибыль платить не нужно.

1. Основным налогом в России в XIX в. являлся/являлась:
• подушная подать

2. На суда, приписанные к российским портам, действие налоговых законов РФ:
• всегда распространяется

3. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:
• Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах

4. Налог на игорный бизнес в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

5. Земельный налог в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

6. Подоходный налог с физических лиц по уровню бюджета относится к налогам:
• регулирующим

7. Во время правления Ивана III основным прямым налогом на Руси был налог:
• подушный

8. Действие налоговых законов РФ на суда, находящиеся в российских территориальных водах, .
• распространяется

9. Система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом, называется:
• налоговой политикой государства

10. Таможенная пошлина в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

11. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются.
• в пользу налогоплательщика

12. Антиналогообложение — это:
• явление, возникающее вследствие несоответствия налоговых систем различных стран, когда ни одно из государств не признает какого-либо налогоплательщика или объект в качестве «своих»

13. «Налоговое Действие», для совершения которого установлен срок, может быть выполнено.
• до двадцати четырех часов последнего дня срока

14. Ставки налога бывают:
• твердые, процентные

15. Существующая российская налоговая система создавалась:
• на базе опыта зарубежных стран

16. Акты законодательства о налогах и сборах в соответствии с налоговым законодательством РФ, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:
• обратной силы не имеют

17. Экологический налог в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

18. Органы местного самоуправления . устанавливать местные налоги и сборы, не закрепленные в НК РФ.
• не вправе

19. Налоги, взимаемые в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, называются:
• прямыми

20. При налоговой скидке налог, уплаченный в иностранном государстве, рассматривается как:
• расходы, вычитаемые из сумм доходов, подлежащих налогообложению

21. Российское законодательство уплату налога имуществом .
• не предусматривает

22. Налоговый гнет в России составляет:
• 32%

23. Налоговая система Франции характеризуется:
• преобладающим значением косвенного налогообложения и относительно небольшой долей подоходного налога

24. Относятся ли приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами Министерства РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ обязательные для их подразделений к законодательству о налогах и сборах?
• нет

25. Налоги, взимаемые через цену товара, называются:
• косвенными

26. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее:
• 1 января года, следующего за годом их принятия

27. Объект налогового правоотношения — это:
• сам налог как обязательный взнос в бюджет

28. Ставки акцизов и таможенных пошлин в РФ устанавливает:
• Правительство РФ

29. Общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом, соблюдение которого обеспечивается в необходимых случаях силой принуждения государства, называется:
• налогово-правовой нормой

30. Автором «Исследования о природе и причинах богатства народов» является:
• Адам Смит

31. Самой крупной статьей доходов в США является:
• подоходный налог с населения

32. Не являются участником налоговых правоотношений:
• отделы по борьбе с экологическими преступлениями МВД РФ

33. Налог на имущество организаций в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

34. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в России равно:
• 2:1

35. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении.
• одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

36. Предмет налогообложения — это:
• имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств

37. Налоговое право — это:
• подотрасль финансового права

38. Резким отличием российской налоговой системы от зарубежных налоговых систем является/являются:
• низкая доля подоходного налога с физических лиц и высокая доля налога на прибыль предприятий

39. Какие акты не имеют обратной юридической силы?
• устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов

40. Налог на рекламу в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

41. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
• федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы

42. Охраняемая государством мера возможного поведения субъектов налогового права называется:
• субъективным налоговым правом

43. Принципы налогообложения впервые сформулировал:
• Адам Смит

44. Ставка налога — это:
• размер налога, приходящийся на единицу налогообложения

45. Налог с продаж и НДС присутствует одновременно в налоговых системах:
• Японии

46. Налог на наследование или дарение в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

47. Уравнительный налог существует в налоговой системе:
• Японии

48. К специальным налоговым режимам относятся:
• упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции

49. Законодательство о налогах и сборах регулирует.
• властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

50. Объект налогообложения — это:
• юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог

51. Налоговой системе России присущи:
• нестабильность и неурегулированность

52. Налог на имущество физических лиц в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

53. Налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории, называются:
• федеральными

54. Налог на пользование недрами в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

55. Плательщики налогов — это:
• юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги

56. В качестве источника публикации о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях определены:
• «Налоговый курьер»

57. К источникам налогового права не относится:
• Налоговое законодательство зарубежных стран

58. Субъект налоговых правоотношений — это:
• реальный участник налоговых правоотношений

59. Налог на недвижимость в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

60. Налоговые законы приоритет над неналоговыми законами .
• имеют

61. Налоги, вводимые государством для формирования бюджета в целом, называются:
• абстрактными

62. К способам, исключающим двойное международное налогообложение, относится:
• налоговый гнет

63. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в.
• вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд

64. Подоходный налог с физических лиц в США:
• является одной из самых крупных статей доходов

65. Налог – это:
• обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

66. Основной чертой налоговой системы России в XVIII в. было:
• большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми

67. Какой из российских налогов, введенный Петром I, действует в модифицированной форме в настоящее время:
• подушный

68. Пошлина — это:
• плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий в интересах этих организаций и граждан

69. Установление налога — это:
• первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налоговый платеж определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства

70. Налоговая льгота, как правило, — это:
• предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные действующим законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками

71. К косвенным налогам относятся:
• акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота

72. Могут ли устанавливаться региональные или местные налоги и(или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ?
• нет

73. Система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов путем императивного метода воздействия на соответствующие субъекты с элементами диспозитивности, называется:
• налоговым правом

74. Доля косвенных налогов в России за последние 5 лет в 1997 году составляла:
• 70-75%

75. К прямым налогам относятся:
• подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения

76. Действие налоговых законов РФ . на посольства и консульства РФ в других странах.
• распространяется всегда

77. Могут ли субъекты РФ устанавливать налоги и сборы (ставку и виды)?
• да

78. Содержанием налоговых правоотношений является/являются:
• права и обязанности их участников

79. Налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ, называются:
• региональными

80. Для российской налоговой системы свойственно соотношение компетенции центральных и местных органов власти по варианту:
• разные налоги и разные ставки

81. Налоговая база — это:
• стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения

82. Налог на добавленную стоимость в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

83. Налоги, вводимые для финансирования конкретного направления затрат государства, называются:
• целевыми

84. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения.
• филиалов и иных обособленных подразделений

85. Принципиальное отличие налоговой системы Германии от французской налоговой системы состоит в:
• наличии налога с продаж вместо НДС

86. Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика:
• внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки

87. По налоговому законодательству РФ юридические лица считаются резидентами, если они:
• созданы на территории России по российскому законодательству

88. При установлении налогов должны быть определены.
• все элементы налогообложения

89. Смешанные налоги — это:
• категория налогов, плательщиками которой являются как физические лица, так и предприятия, организации

90. Установите последовательность нормотворческих действий:
• 1) установление налога
• 2) введение налога
• 3) внесение изменений и дополнений
• 4) отмена налога

91. Масштаб налога — это:
• определенная законом физическая характеристика или параметр изменения ставок налогообложения

92. Обязанность платить налоги — .
• конституционная обязанность

93. Наибольший доход в бюджеты городов Древнего Рима приносил:
• поземельный налог

94. Предоставление льгот по налогообложению путем освобождения налогоплательщиков от уплаты налога на имущество физических лиц относиться к типу:
• освобождение отдельных категорий населения

95. Налог на прибыль с предприятий и организаций по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, относится к налогам:
• разноуровневым

96. После событий 1917 года основным доходом Советского государства выступили:
• эмиссия денег, контрибуции и продразверстка

97. Количество уровней в налоговой системе государства зависит от:
• государственного устройства

98. Международное двойное налогообложение — это:
• одновременное обложение в двух или более странах одного налогоплательщика в отношении одного и того же объекта одним и тем же или аналогичным налогом

99. Могут ли полномочные министерства и ведомства принимать нормативные акты направленные на регулирование налоговых правоотношений?
• да, но такие акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах

100. Уплата налогов носит характер:
• не только добровольный, но и принудительный

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль


Юрлица, работающие на ОСНО, а отдельных случаях и упрощенцы, платят налог на прибыль. Расскажем о нюансах исчисления и уплаты этого налога.

Кто платит налог на прибыль юридических лиц

Налогоплательщики прибыльного налога перечислены в п. 1 ст. 246 НК РФ. К таковым кодекс относит российские юрлица, иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получают доходы в РФ.

Обратите внимание: российские фирмы являются налогоплательщиками вне зависимости от того, получают они доходы, облагаемые налогом на прибыль, или нет (письмо Минфина РФ от 28.06.2006 № 03-05-01-04/187, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2005 № А26-9760/04-212).

В ряде случае компании, работающие на УСН, тоже платят налог на прибыль.

Так, например, уплачивать в бюджет налог на прибыль следует с суммы дивидендов, полученных от отечественных или иностранных организаций, а также с прибыли контролируемых иностранных компаний.

В отдельных случаях налог за налогоплательщика уплачивает налоговый агент.

Сроки уплаты налога на прибыль юридических лиц

Компания — плательщик налога на прибыль уплачивает в казну авансовые платежи не позднее 28 календарных дней с даты завершения отчетного периода, а сумму налога за год — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 287 НК РФ).

Конкретный срок уплаты авансов зависит от способа их уплаты: ежемесячные и квартальные авансовые платежи, только квартальные авансовые платежи или ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Таким образом, в 2021 году установлены следующие сроки уплаты налога на прибыль:

  • 28.01.2021 — 1-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 01.03.2021 — 2-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 29.03.2021 — налог за 2020 год;
  • 29.03.2021 — 3-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 28.04.2021 — платеж по итогам I квартала 2021 года;
  • 28.04.2021 — 1-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.05.2021 — 2-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.06.2021 — 3-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.07.2021 — платеж по итогам за II квартала 2021 года;
  • 28.07.2021 — 1-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 30.08.2021 — 2-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 28.09.2021 — 3-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 28.10.2021 — платеж по итогам III квартала 2021 года;
  • 28.10.2021 — 1-й платеж за IV квартал 2021 года;
  • 29.11.2021 — 2-й платеж за IV квартал 2021 года;
  • 28.12.2021 — 3-й платеж за IV квартал 2021 года.

Если компания нарушит сроки уплаты налога, ей грозят пени за каждый день просрочки, а также штраф по ст. 122 НК РФ. При этом за несвоевременную уплату авансового платежа налоговики не оштрафуют, но могут начислить пени (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Ставка налога на прибыль юридических лиц

Основная ставка по налогу на прибыль — 20 процентов. При этом три процента из этой суммы платится в федеральный бюджет РФ, остальная сумма — в бюджет региона. Власти субъектов вправе принять нормативные акты, предусматривающие пониженные ставки налога, зачисляемые в казну региона.

Кроме того, в зависимости от категории плательщика и вида получаемого дохода НК РФ предусмотрены специальные ставки. Для наглядности информацию о спецставках мы поместили в таблицу.

Условия применения ставки

Нулевую ставку могут применять отдельные категории российских и иностранных организаций, которые получают определенные виды доходов (ст. 284 НК РФ). К таким доходам, в частности, относятся:

— дивиденды, которые получает российская организация;

— дивиденды, полученные международной холдинговой компанией;

— доход от реализации долей и акций;

— доходы отдельных категорий организаций;

— доход по операциям с отдельными видами долговых обязательств;

— дивиденды, полученные международной холдинговой компанией

Ставка применяется в отношении доходов иностранных организаций, не связанных с их деятельностью в РФ через постоянное представительство. По данной ставке облагается только доход, полученный:

— от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахт, субаренду) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров при международных перевозках;

— от международных перевозок.

Весь налог зачисляется в федеральный бюджет

Спецставка применяется в отношении прибыли:

— от добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении организаций из п. 1 ст. 275.2 НК РФ;

— от контролируемых иностранных компаний (п. 1.6 ст. 284 НК РФ);

— от иностранных организаций, прибыль которых не связана с деятельностью в РФ через постоянное представительство.

Весь налог зачисляется в федеральный бюджет

Налог по данной ставке платится с доходов по ценным бумагам (кроме дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые хранятся на счетах депо:

— иностранных номинальных или уполномоченных держателей;

Налог по данной ставке перечисляется в федеральный бюджет

Расчет налога на прибыль юридических лиц

Объектом налогообложения является прибыль, полученная организацией, которая рассчитывается как разница между доходами и расходами (налоговая база). Показатель определяется нарастающим итогом с начала года. Если компания получила убыток, то налоговая база равна нулю.

Налоговая база по операциям, которые облагаются по основной ставке 20 процентов, рассчитывается следующим образом.

Доходы, исчисленные нарастающим итогом с начала года, — расходы, исчисленные нарастающим итогом с начала года, — убытки прошлых лет.

При подсчете доходов учитываются доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). В статье 251 кодекса приведен список доходов, не учитываемых при расчете прибыльного налога.

Также не все расходы уменьшают налоговую базу по прибыли, так в ст. 217 кодекса закреплен перечень таких расходов. Кроме того, расходы учитываются при налогообложении прибыли, только если они экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

На расчет налога влияет метод признания доходов и расходов. Кодекс выделяет два: метод начисления и кассовый метод. Последний могут применять только те организации, чья выручка за предыдущие четрые квартала не превысила 1 млн рублей в квартал. В этом случае доходы учитываются в момент получения, а расходы — после их оплаты.

Метод начисления вправе принимать все организации. Доходы и расходы учитываются при расчете прибыльного налога в том периоде, в котором они возникли.

Налоговый период по налогу — год, отчетные периоды:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев — для организаций, уплачивающих ежеквартальные и ежемесячные авансовые платежи внутри квартала, а также для организаций, которые уплачивают только ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль;
  • месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания года — для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Налог на прибыль рассчитывается как произведение налоговой базы на ставку за вычетом авансовых платежей.

Расчет авансовых платежей исчисляется как произведение налоговой базы на ставку за вычетом предыдущих авансовых платежей этого года (п. 1 ст. 286, п. 1 ст. 287 НК РФ).

Если сумма налога окажется меньше авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода, то налог платить не нужно.

По итогам отчетного (налогового) периода предоставляется декларация по налогу на прибыль по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

Оплата налога на прибыль юридических лиц

Все налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на прибыль. Исключение — юрлица, перечисленные в п. 3 ст. 286 НК РФ.

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превысили 15 млн рублей за каждый квартал, уплачивают квартальные авансовые платежи (п. 3 ст. 286 НК РФ). Если лимит превышен, то со следующего квартала следует, кроме квартальных авансовых платежей, уплачивать ежемесячные авансовые платежи (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Ежемесячные авансовые платежи могут уплачиваться либо в течение квартала, либо ежемесячно — исходя из фактической прибыли (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Организация, которая уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение квартала, вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей из фактической прибыли (п. 2 ст. 286 НК РФ). Для этого нужно обязательно уведомить ИФНС (п. 2 ст. 286 НК РФ).

КБК налога на прибыль юридических лиц

КБК на уплату налога на прибыль и авансового платежа по нему идентичны. При этом налог в федеральный и региональный бюджеты нужно оформлять отдельными платежками, КБК у данных платежей разные.

Кроме того, есть отдельные КБК для некоторых операций или категорий плательщиков (для налогообложения дивидендов, прибыли КИК и другие).

При заполнении платежного поручения бухгалтер должен указать следующие реквизиты.

Налог на прибыльКБК
Налог на прибыль, который платится в федеральный бюджет 182 1 01 01011 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится в региональный бюджет 182 1 01 01012 02 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов российской организации от российской организации 182 1 01 01040 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов иностранной компании от российской организации 182 1 01 01050 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов российской организации от иностранной компании 182 1 01 01060 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 182 1 01 01070 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется иностранной компанией с доходов, не связанных с деятельностью через российское представительство (кроме дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) 182 1 01 01030 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится по КГН в федеральный бюджет 182 1 01 01013 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится по КГН в региональный бюджет 182 1 01 01014 02 1000 110

КБК для уплаты пени по налогу на прибыль следующие:

  • в федеральный бюджет — 182 1 01 01011 01 2100 110;
  • в региональный бюджет — 182 1 01 01012 02 2100 110;
  • с дивидендов российским организациям — 182 1 01 01040 01 2100 110.

Льготы по налогу на прибыль юридических лиц

Льготы по налогу на прибыль выражены в виде:

  • освобождения от уплаты налога. Такое право имеют участники проекта «Сколково», а также инновационных научно-технологических проектов. Однако освобождение от уплаты налога ограничено временным отрезком — 10 лет с момента получения соответствующего статуса;
  • применения пониженных ставок. Данные ставки применяются в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и некоторых видов доходов. Об этом писали ранее, смотрите пункт «Ставка налога на прибыль юридических лиц».

Кроме того, НК РФ содержит перечень доходов, при получении которых база по налогу на прибыль не увеличивается (ст. 251 НК РФ).

СТ 50 БК РФ

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 25 процентов;

налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 20 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

абзац одиннадцатый утратил силу с 1 января 2015 г.;

абзац двенадцатый (ранее одиннадцатый) утратил силу с 1 января 2009 г.;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 12 процентов;

акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 50 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;

водного налога - по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать седьмой (ранее двадцать третий) утратил силу с 1 января 2010 г.;

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацами тридцатым и тридцать первым настоящей статьи) - по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать девятый (ранее двадцать седьмой) утратил силу с 1 января 2015 г.;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 50 процентов;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 75 процентов;

акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на темное судовое топливо, производимое на территории Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья - по нормативу 100 процентов.

Комментарий к Ст. 50 Бюджетного кодекса РФ

В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ перечислены основные составляющие налоговых доходов федерального бюджета:

1) федеральные налоги и сборы;

2) таможенные платежи;

3) государственная пошлина.

1. Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Налогового кодекса РФ).

Перечень федеральных налогов и сборов содержится в статье 13 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ней к федеральным налогам и сборам отнесены:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Однако данная статья Налогового кодекса РФ с перечнем федеральных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ). Таким образом, в настоящее время продолжает действовать статья 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которой перечень федеральных налогов и сборов составляют:

--------------------------------
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 1. Ст. 527.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3341.

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на операции с ценными бумагами;

6) таможенная пошлина;

7) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

8) налог на прибыль организаций;

9) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;

10) государственная пошлина;

11) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

12) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

13) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

14) налог на игорный бизнес;

15) плата за пользование водными объектами;

16) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

17) налог на добычу полезных ископаемых.

Ставки федеральных налогов и сборов определяются налоговым законодательством Российской Федерации. Пропорции распределения федеральных налогов и сборов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

--------------------------------
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения) (ст. 53 Налогового кодекса РФ).

2. Таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации (п. 18 ст. 18 Таможенного кодекса РФ).

Перечень таможенных платежей приводится в статье 110 Таможенного кодекса РФ:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

Следует обратить внимание, что перечень таможенных платежей, приведенный в статье 110 Таможенного кодекса РФ, является закрытым. Это приводит к возникновению ряда юридических коллизий (например, когда ведомственными актами ГТК России устанавливаются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами, которые не содержатся в перечне таможенных платежей в статье 110 Таможенного кодекса РФ).

В настоящий момент таможенные органы взимают ряд платежей, не предусмотренных в статье 110 Таможенного кодекса РФ: таможенные платежи, уплачиваемые по единой ставке таможенных пошлин и налогов (п. 2.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации) , сбор за включение банков и иных организаций в реестр ГТК России (п. 3.6 Правил ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами) и др.

--------------------------------
Утверждены Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 814.

Утверждены Приказом ГТК России от 24 апреля 2000 г. N 341.

Попытка сделать перечень таможенных платежей открытым была предпринята с принятием Временной инструкции о взимании таможенных платежей (приложение к письму ГТК России от 8 июня 1995 г. N 01-20/8107). Однако в настоящий момент этот акт не применяется в связи с признанием его недействующим (не подлежащим применению) решением Верховного Суда РФ от 18 февраля 1999 г. N ГКПИ 99-58.

Перечисленные в комментируемой статье платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо в других случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

Современная таможенная практика демонстрирует тенденцию к расширительному толкованию понятия таможенных платежей. К последним относят не только таможенные платежи в смысле статей 18 и 110 Таможенного кодекса РФ, но и любые иные платежи, предусмотренные таможенным законодательством. Последнее понятие является более широким и включает как собственно таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Перечень платежей, которые современная таможенная практика относит к таможенным платежам, содержится в приложении N 15 к Приказу ГТК России от 25 декабря 1996 г. N 774 "О классификаторах и списках нормативно - справочной информации, используемых для таможенных целей" .

Следует также обратить внимание на то, что действующее налоговое законодательство не оперирует понятием "таможенные платежи". Вместо него в Налоговом кодексе РФ используются: "таможенная пошлина и таможенные сборы", "НДС (акциз) на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации".

3. Государственная пошлина - установленный Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" обязательный и действующий на территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

--------------------------------
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 11. Ст. 521.

Государственная пошлина взимается:

- с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;

- за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;

- за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

- за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;

- за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом РФ "О государственной пошлине".

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона РФ "О государственной пошлине" государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ, зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

СТ 50 БК РФ

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 25 процентов;

налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 20 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

абзац одиннадцатый утратил силу с 1 января 2015 г.;

абзац двенадцатый (ранее одиннадцатый) утратил силу с 1 января 2009 г.;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 12 процентов;

акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 50 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;

водного налога - по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать седьмой (ранее двадцать третий) утратил силу с 1 января 2010 г.;

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацами тридцатым и тридцать первым настоящей статьи) - по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать девятый (ранее двадцать седьмой) утратил силу с 1 января 2015 г.;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 50 процентов;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 75 процентов;

акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на темное судовое топливо, производимое на территории Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья - по нормативу 100 процентов.

Комментарий к Ст. 50 Бюджетного кодекса РФ

В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ перечислены основные составляющие налоговых доходов федерального бюджета:

1) федеральные налоги и сборы;

2) таможенные платежи;

3) государственная пошлина.

1. Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Налогового кодекса РФ).

Перечень федеральных налогов и сборов содержится в статье 13 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ней к федеральным налогам и сборам отнесены:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Однако данная статья Налогового кодекса РФ с перечнем федеральных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ). Таким образом, в настоящее время продолжает действовать статья 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которой перечень федеральных налогов и сборов составляют:

--------------------------------
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 1. Ст. 527.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3341.

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на операции с ценными бумагами;

6) таможенная пошлина;

7) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

8) налог на прибыль организаций;

9) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;

10) государственная пошлина;

11) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

12) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

13) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

14) налог на игорный бизнес;

15) плата за пользование водными объектами;

16) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

17) налог на добычу полезных ископаемых.

Ставки федеральных налогов и сборов определяются налоговым законодательством Российской Федерации. Пропорции распределения федеральных налогов и сборов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

--------------------------------
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения) (ст. 53 Налогового кодекса РФ).

2. Таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации (п. 18 ст. 18 Таможенного кодекса РФ).

Перечень таможенных платежей приводится в статье 110 Таможенного кодекса РФ:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

Следует обратить внимание, что перечень таможенных платежей, приведенный в статье 110 Таможенного кодекса РФ, является закрытым. Это приводит к возникновению ряда юридических коллизий (например, когда ведомственными актами ГТК России устанавливаются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами, которые не содержатся в перечне таможенных платежей в статье 110 Таможенного кодекса РФ).

В настоящий момент таможенные органы взимают ряд платежей, не предусмотренных в статье 110 Таможенного кодекса РФ: таможенные платежи, уплачиваемые по единой ставке таможенных пошлин и налогов (п. 2.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации) , сбор за включение банков и иных организаций в реестр ГТК России (п. 3.6 Правил ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами) и др.

--------------------------------
Утверждены Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 814.

Утверждены Приказом ГТК России от 24 апреля 2000 г. N 341.

Попытка сделать перечень таможенных платежей открытым была предпринята с принятием Временной инструкции о взимании таможенных платежей (приложение к письму ГТК России от 8 июня 1995 г. N 01-20/8107). Однако в настоящий момент этот акт не применяется в связи с признанием его недействующим (не подлежащим применению) решением Верховного Суда РФ от 18 февраля 1999 г. N ГКПИ 99-58.

Перечисленные в комментируемой статье платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо в других случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

Современная таможенная практика демонстрирует тенденцию к расширительному толкованию понятия таможенных платежей. К последним относят не только таможенные платежи в смысле статей 18 и 110 Таможенного кодекса РФ, но и любые иные платежи, предусмотренные таможенным законодательством. Последнее понятие является более широким и включает как собственно таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Перечень платежей, которые современная таможенная практика относит к таможенным платежам, содержится в приложении N 15 к Приказу ГТК России от 25 декабря 1996 г. N 774 "О классификаторах и списках нормативно - справочной информации, используемых для таможенных целей" .

Следует также обратить внимание на то, что действующее налоговое законодательство не оперирует понятием "таможенные платежи". Вместо него в Налоговом кодексе РФ используются: "таможенная пошлина и таможенные сборы", "НДС (акциз) на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации".

3. Государственная пошлина - установленный Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" обязательный и действующий на территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

--------------------------------
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 11. Ст. 521.

Государственная пошлина взимается:

- с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;

- за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;

- за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

- за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;

- за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом РФ "О государственной пошлине".

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона РФ "О государственной пошлине" государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ, зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Читайте также: