Налог церковный в германии

Опубликовано: 20.09.2024

В прошлом году религиозные общины Германии собрали в свою казну рекордное количество средств – около 11,5 миллиардов евро. И это несмотря на отток плательщиков так называемого "церковного налога" и тенденцию к официальному "отказу от религии".

Федеральное статистическое управление подсчитало, что 2015 год стал рекордным для Германии по объему денежных средств, собранных в казну религиозных общин. Вся сумма составила около 11,5 миллиардов евро, и по сравнению с предыдущим годом возросла на 690 миллионов. При этом общеизвестно, что число плательщиков "налога на церковь" с каждым годом лишь уменьшается: кто-то "отходит от церкви" по идеологическим мотивам, кто-то не выдерживает проверку «десятиной», сказывается и демографическая ситуация в стране – "старение общества" и низкая рождаемость. Главными причинами рекорда налоговых сборов эксперты называют общий рост благосостояния граждан и среднее увеличение заработных плат.

Церковный налог – один из самых древних в мире. Христианские общины переняли библейскую традицию "церковной десятины" – добровольного жертвования на религиозные цели десятой части прироста имущества. В некоторых государствах Западной Европы, начиная с VI века, десятина превратилась в обязательную подать. Сегодня церковный налог, помимо Германии, в разных формах платят в Австрии, Швейцарии, Италии, Испании, Дании, Швеции, Финляндии.

История германских епископств и церковных княжеств уходит своими корнями к самым истокам христианства. Переустройство немецкого мира и новый этап секуляризации произошел в начале XIX века, когда в результате наполеоновских войн была перекроена территориальная карта католической Германии. После подписания Францией и Священной римской империей мирного соглашения немецкие земли на левом берегу Рейна отошли к французам. Согласно договору князья, потерявшие свои владения и вотчины, должны были получить компенсацию от проигравшей немецкой стороны. Необходимые деньги нашлись за счет конфискации церковного имущества, а на содержание церкви было решено ввести сборы среди членов религиозных общин.

Сегодня церковный налог в Германии платят христиане основных конфессий – протестантской, католической, старокатолической церквей – и члены еврейских общин. Некоторые организации, например, евангелические свободные церкви, сами отказываются собирать налог, другим – свидетелям Иеговым, баптистам, адвентистам и буддистам – запрещает государство. Религиозная община пополняется новыми прихожанами после процедуры крещения. Приезжие указывают свою принадлежность к какой-либо из конфессий во время регистрации по месту жительства или при приеме на работу. Затем списки крещеных и официально зарегистрированных верующих автоматически передаются в налоговую службу.

Правовая основа налогообложения в пользу церкви – Статья 140 Основного закона ФРГ. Она ссылается на Веймарскую конституцию 1919 года и декларирует, что в Германии нет государственной религии, а все официально признанные религиозные организации действуют в качестве так называемых публично-правовых корпораций. По реестру Министерства внутренних дел, такой статус сейчас имеет около 40 церковных структур. Это положение оговаривает запрет на любую государственную поддержку, но дает церковным организациям право собирать налоги. Кроме того, в стране действует принцип независимого управления церковным имуществом, согласно которому "служители культа" не обязаны отчитываться о своих доходах и расходах.

Государственные службы в этой системе выступают в роли "инкассатора": они лишь взимают налог и передают его той общине, к которой относится налогоплательщик. За свое посредничество они получают небольшой процент от собранных денег. Налог – это примерно две трети всех доходов церкви, остальное складывается из коммерческих услуг и пожертвований. Ставка церковного взноса составляет часть суммы годового подоходного налога. Так, в Баварии и Баден-Вюртемберге это 8 %, в остальных федеральных землях – 9 %. При этом подоходный налог в Германии прогрессивен и составляет от 0 до 45 %. То есть при годовом доходе в 30 тысяч евро, подоходный налог составит почти 2,7 тысячи, а церковный сбор – около 240 евро. Граждане, не платящие подоходный налог – дети, пенсионеры и взрослые с низким доходом – освобождаются и от налога "на веру". Чтобы не растерять состоятельных прихожан, церковь ввела ограничение суммы сбора – 2,75-3,5 %, опять же в зависимости от земли.

По официальным данным с 1990 года количество зарегистрированных верующих в Германии сократилось на 17,5 %. Паства действительно все чаще покидает лоно церкви, просто чтобы освободиться от дополнительного налогового бремени. Это легко сделать, подав заявление в паспортный стол. Причины "отказа от религии" указывать не нужно, но заплатить за него придется. Единоразовая плата колеблется от 10 до 32 евро. Еще недавно церковь не следила за уплатой "членских взносов". Однако затем католическое духовенство решило повлиять на ситуацию: в 2012 году в силу вступил декрет об отказе всем неплательщикам в исповеди, причастии и отпевании. Они не могут работать в религиозных организациях, управляемых ими школах, больницах и домах престарелых, а также не будут похоронены на церковном кладбище. Единственное послабление, которое описано в декрете, состоит в том, что "отошедшему" от церкви могут разрешить венчаться, если он обязуется "воспитывать детей в христианской вере".


Да, католики и протестанты Германии вполне официально платят церкви налоги. Часть этих денег вычисляют прямо из зарплаты. Удивлены? Мы, узнав, были удивлены не меньше вашего. Давайте разберёмся, почему люди платят и на что идут эти деньги.

При устройстве на работу каждому новому сотруднику дают заполнить анкету для отдела кадров, где в числе прочих есть вопрос о религиозной принадлежности: атеист, католик, протестант. Oт ответа зависит, будет ли удерживаться у работника так называемый церковный налог или нет.

СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ?

В настоящее время ставка церковного налога составляет девять процентов от подоходного налога. В Баварии и Баден-Вюртемберге — восемь процентов. В совокупности выходит около 9,8 млрд евро в год. Из них 5,2 млрд евро получает католическая церковь и 4,6 млрд евро — протестантская. Главное, что дают налоги церкви — независимость от государства.


В некоторых регионах Германии церковный налог взимается с недвижимого имущества, например, в районах Рейнланд-Пфальц, в епархиях Лимбург и Шпейер. Он собирается муниципалитетами вместе с имущественным налогом.

Но не каждый член церкви платит этот налог. Малоимущие не платят ничего (например, матери-одиночки с одним ребенком, зарабатывающие менее 2 тыс. евро, или пенсионеры с пенсией 800 евро). Налог платят хорошо зарабатывающие. Hапример, супруги с двумя детьми, зарабатывающие в месяц 5 тыс. евро, платят 37,37 евро в качестве церковного налога, объясняет в своем видео сайт katholisch.de.

Отказывающиеся платить церковный налог исключаются из церкви. Это значит, что они не могут венчаться, крестить детей и их не будут отпевать.

КТО ЭТО ПРИДУМАЛ?

​Церковный налог возник "в результатe войны с Наполеоном в 1803 году, когда земли слева от Рейна отошли Франции, имущество церкви на прилегающей территории Германии было экспроприировано. Всё состояние церкви, все земли и здания с инвентарем отошли фюрстам, потерявшим свои земли, в качестве компенсации за потерю. Церковь обеднела и больше не могла выполнять свои социальные обязанности: обучать бедных детей, ухаживать за больными в больницах, за одинокими пожилыми в домах престарелых. Откуда взять на это деньги? Ответ — налог!"

НА ЧТО ТРАТЯТ ДЕНЬГИ?


Церковь Германии — это не только здания и службы. Это огромная, разветвленная система социальных учреждений. Все они содержатся на церковные налоги и пожертвования.

Почти половина налогов уходит на организацию церковных служб, на детские сады, на организацию групп пенсионеров, на работу с трудными подростками, на работу с молодежью, на церковные школы, на оплату учителей религии в школах, на университеты. Работа с заключенными, консультационные центры (например, людям, потерявшим контроль над своими финансами, семейные консультации и пр.). Службы психологической поддержки по телефону, терапевты, поддержка обездоленных по всему миру. Дома престарелых и больницы, центры помощи беженцам. Административные расходы на содержание аппарата составляют самую маленькую часть. На 70-80% церковных денег финансируются детские сады, религиозное образование, консультирование и душепопечение.

Такое современное в немецком языке и уходящее — да что там, уже ушедшее! — из русского слово "душепопечение" означает психологическую помощь, наставничество. Когда к священнику можно прийти, если дома — беда. Или, наоборот, радость — венчание, крещение.

Когда мы крестили младшего сына, священник пришел к нам домой. Поговорить о том, почему мы хотим его крестить именно в протестантскую веру, не против ли я, атеистка ("Мне очень важно, чтобы это было Ваше осознанное решение," — сказал он мне). Чтобы больше узнать о нашей семье. Мы проговорили два часа — как будто со старым, добрым, мудрым другом. Всё для того, чтобы таинство крещения было индивидуальным, было лично для нас.

— У вас, наверное, за столько лет службы, есть заготовки речей, которые вы произносите на крещении? -— спросил мой муж.

— Что вы! Я каждую речь пишу заново. Каждый человек не похож на другого. Каждый — со своей историей. Даже — если он пока такой маленький.

Мои сыновья трёх и шести лет ходят в протестантский садик. Просто потому, что он близко к дому. Берут туда всех — и атеистов, и католиков, и мусульман. Садик находится под эгидой протестантской церкви, она принимает самое деятельное участие в его работе: например, решает в рамках своих полномочий кадровые и финансовые вопросы. Брать ли на полную ставку музыкального работника, покупать ли новые велосипеды для прогулок — всё это решается при участии пастора.

Известное региональное баварское СМИ Bayerischer Rundfunk посчиталo в качестве примера, на что тратятся каждые 100 евро налогов.

  • Церковные общины и приходы: им уходит 45,68 евро. Это самая большая доля церковных налоговых отчислений. Из этих денег финансируются церковные службы, работа с молодежью, с женщинами, с пожилыми людьми и с семьями. Отсюда же — оплата церковных музыкантов, секретарей, пономаря, дворника, ремонт церкви или офиса священника.
  • Детские сады и учебные заведения: 28,12 евро

Этот вклад субсидирует церковные детские сады и школы. Часть денег также поступает в образовательные церковные учреждения, на содержание художественных и епархиальных музеев.

  • Социальные организации и их услуги: 5,84 евро

Попавшие в беду, обездоленные или нуждающиеся люди находят помощь в Каритас (Caritas, католическая церковь) или Диакони (Diakonie протестантская церковь). Поэтому часть церковного налога уходит на оплату и содержание консультационных центров для семей и женщин, детей и подростков, бездомных, инвалидов или склонным к правонарушениям гражданам.

  • 3,70 евро уходят на более глобальные задачи:

Католические деньги поступают в фонд, доступный для всех баварских епископств. Из этого фонда финансируются, например, католические университеты и колледжи, а также —миссионерские проекты и помощь в целях развития за рубежом. Протестанты тоже не знают границ: из этих денег финансируются транснациональные проекты, а также — сотрудничество региональных церквей в Германии.

  • На административные нужды, а также на собственные СМИ и аудит уходит 9,97 евро.
  • Расходы по возмещению налогов и сбору церковных налогов: 6,69 евро. Эту сумму церковь платит государству за то, что оно собирает для неё налоги. Государство удерживает 3%.

НО ЕСТЬ ЕЩЕ СБОРЫ

G

Церковный налог — не единственный сбор. В конце каждой службы в церкви по рядам пускается кошелек — прихожане кидают туда монеты или даже опускают банкноты в 5 -10 евро. У выхода из церкви на двери видит ящичек — туда тоже нужно опустить денежку. Ну и в конце концов существуют еще так называемые "церковные деньги".

Я — некрещёный атеист, так сложилось. Но мой муж воспитан в протестантской вере — и ему важно оставаться в церкви. Поэтому раз в год мы получаем по почте письмо с бланком перевода: пришло время платить "церковные деньги"!

— Ты же уже платишь церковный налог! — как-то удивилась я. — А это что? Второй?

И полезла в интернет выяснять, почему платят еще и "церковные деньги".

И выяснила, что эти деньги получает напрямую местная церковь — как дополнительное финансирование церковной общины. Да, церковные деньги — тоже налог, который обязаны платить все. И те, с чьей зарплаты уже отчисляется церковный налог, и малоимущие, которые его не платят. Так достигается, как это называют сами немцы, "горизонтальная справедливость взносов".

Этот церковный сбор платит каждый совершеннолетний член церкви, имеющий минимальный доход. Это не обязательно должны быть доходы от капитала, зарплаты или аренды (т.е. виды дохода, с которых взимается церковный налог). Но к данным доходам относится также пособия по семейным обстоятельствам (алименты), пособия по безработице, социальная помощь или стипендия.

Годовой церковный сбор — минимум 5 евро и не более 120 евро. Он дифференцируется в зависимости от доходов. Основой для самоопределения членов является таблица. В ней каждый может сам посмотреть, сколько он должен платить.

А ВОТ ЧТО ДУМАЮТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ


​Уве Ц.:

— С моей зарплаты каждый месяц отчисляют 134 евро церковного налога. Правда, из-за того, что жена — атеистка, нам в конце года всё пересчитывают и часть возвращают. Плюс перечисляю 70 евро церковных денег. Ну и когда на службу в церковь хожу, кидаю в кошелек пять евро и в ящичек на двери три кладу. С кошельками в определенный момент службы человек десять церковников ходят — как не положишь? Система прозрачна. В конце службы священник объявляет, что "в прошлый раз мы собрали 985 евро". А также объясняет, на что пойдут эти деньги. Много собирают адресно — на конкретный проект. Охотно ли я плачу? Кто ж платит охотно. Но я смотрю на это так: наша церковь много всего проводит, работает с нуждающимися, c мигрантами, с детьми, с молодежью, праздники устраивают. В детский садик протестантский мои дети ходят. Эти деньги в конце-концов доходят и до них. Хотя бы вот в виде новых велосипедов, которые купил наш садик.

Дженни Б.:

— Мы — католики. Я плачу, конечно, этот налог. Я смотрю на это так: я покупаю социальный мир. Чтобы, условно говоря, отчаявшиеся бедняки не пошли со злости меня грабить — я плачу эти деньги, чтобы у всех был кусок хлеба и теплая крыша над головой.

Маргарете А.:

— Это — наше социальное мировосприятие, если хотите — часть нашей немецкой культуры. Надо помочь тому, кому плохо. Если тебе хорошо — поделись с тем, кому хуже. Так что, конечно, мы платим. Тем более всё прозрачно — сразу видно, на что и сколько тратится.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Церковный налог - это налог, взимаемый некоторыми религиозными общинами со своих членов и используемый для финансирования расходов общины. В Германии церковный налог взимается одновременно со взиманием подоходного налога. Администрированием процесса занимается Финансовая служба соответствующей федеральной земли. Принадлежность к той или иной религиозной общине добровольно регистрируется в паспортном столе по месту жительства. Размер налога составляет около 2 - 3 % от налогооблагаемого дохода гражданина.

1. Законодательство

Статья 140 конституции ФРГ ссылается на статьи 136, 137, 138, 139 и 141 Веймарской конституции 1919 года, где декларируется, что религиозные общества, являющиеся публично-правовыми корпорациями, имеют право взимать налоги на основании гражданских налоговых списков, а также оговаривается запрет на государственную поддержку религиозных обществ, основанную на законе, договоре или на особых правооснованиях. К религиозным обществам также приравниваются союзы, которые ставят себе задачей общественное поощрение какого-либо мировоззрения.

Только часть религиозных общин, обладающих правом взимания церковного налога, пользуются этим правом. К ним относятся:

  • Евангельские земельные церкви и их общины в Евангелической Церкви Германии
  • Епископства Римско-Католической Церкви
  • Еврейские общины
  • Унитарное религиозное общество свободных протестантов
  • Старокатолическая Церковь
  • Союз религиозных общин, не принадлежащих ни к одной официальной конфессии

Остальные религиозные общины данным правом не пользуются. К ним относятся, например:

  • Евангелические свободные церкви считают церковный налог несовместимым с принципом "отделения Церкви от государства" и финансируют свою работу посредством добровольных членских взносов.
  • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней мормоны
  • Свидетели Иеговы

Федеральные земли оставляют себе в качестве возмещения за сбор церковного налога, в зависимости от земли, от 2 % до 4.5 % поступлений, что составляет сотни миллионов евро ежегодно. В 1980-е - 1990-е годы между церковью и федеральными землями велась дискуссия о справедливом размере этого возмещения. Церковные организации утверждали, что реальные административные издержки Финансовой службы существенно ниже.

2. Размер налога

Размер церковного налога устанавливается церковным руководством, законодательно закреплён парламентом федеральной земли и составляет 8 % от подоходного налога в Баварии и Баден-Вюртемберге, в остальных землях - 9 %. При высоких доходах размер церковного налога ограничивается сверху и не превышает 2.75 - 3.5 % от налогооблагаемого дохода. Например, если объём ежегодного подоходного налога составляет 10 тысяч евро что примерно соответствует налогу со средней годовой зарплаты в Германии, то церковный налог для жителя Баварии дополнительно составит 800 евро за год.

3. Поступления от налога

Примерно 30 % населения Германии зарегистрированы как католики, около 29 % - как протестанты, что в сумме составляет 48 миллионов человек. Поскольку церковный налог взимается в процентах от подоходного налога, его не платят те, кто не платят подоходный налог, то есть около 65 % верующих - дети, пенсионеры и взрослые с низким доходом.

Сборы церковного налога с двух основных групп верующих в 2014 году составили 10 миллиардов евро.

Церковный налог является основной частью около 70 % дохода религиозной общины. В дополнение к церковному налогу, Германия - а не церковь - оплачивает зарплаты и накладные расходы например, служебные автомашины священникам. Эта норма была внесена в немецкое законодательство в 1803 году в качестве компенсации за масштабную экспроприацию церковного имущества в конце XVIII века.

4. Отказ от уплаты

Налогоплательщик имеет право выйти из церкви и не платить налог, для чего требуется уведомить паспортный стол нем. Statsamt по месту жительства. Ежегодно эту процедуру проходят несколько десятков тысяч человек - как по финансовым соображениям, так и по идеологическим. С 1990 по 2013 года количество зарегистрированных верующих сократилось на 17.5 %.

В 2014 году, после принятия закона, согласно которому церковным налогом облагается и доход от прироста капитала например, дивиденды или прибыль от продажи квартиры, было подано более 300 000 заявлений.

Те, кто отказались платить налог, могут быть отлучены от церкви, или по крайней мере им может быть отказано в проведении ряда обрядов. В 2012 году католическая церковь издала официальный декрет, запрещающий отказавшимся причащаться, быть похороненными на церковном кладбище, работать в церковных организациях в том числе - больницах и школах.

Среда, 21.11.2012, 01:24:00

Злостные неплательщики церковного налога в ФРГ, согласно соответствующему Декрету, наказываются санкциями : лишены возможности совершения церковных обрядов, но венчаться все же смогут. Только 35% верующих должны платить налог, а дети, взрослые с низкой зарплатой и пенсионеры не должны платить его

Злостные неплательщики церковного налога в ФРГ, согласно соответствующему Декрету, наказываются санкциями : лишены возможности совершения церковных обрядов, но венчаться все же смогут. Только 35% верующих должны платить налог, а дети, взрослые с низкой зарплатой и пенсионеры не должны платить его >>

Немецкая католическая церковь решила из-за отказа платить церковный налог отлучать от церкви, как сообщается в декрете, который опубликовали на сайте немецких епископов. В документе описана санкция в отношении неплательщиков. В частности, неплательщики не смогут пройти обряд миропомазания, причаститься, вступить в церковное объединение, исповедаться и стать крестными.

Но таким людям можно будет договориться со священником о венчании, если молодожены пообещают «воспитывать детей – католиков и хранить веру». Кроме этого, если человек, вышедший из института церкви и не показавший раскаяния, умрет, то его родственникам откажут в церковном погребении. В целом, это отвечает отлучению от церкви, но немецкие епископы в своем декрете не используют этих слов, отмечает Die Welt.

При этом ожидается, что священники должны стараться вернуть в церковь ушедших. Когда католик обращается в ЗАГС, чтобы сказать о выходе из церкви, после того, как священник получит подтверждение, обязан пригласить этого человека на вразумительную беседу о нужде воссоединения с церковью.

Декрет будет распространен только по территории ФРГ.

Таким образом немецкая католическая церковь отозвалась на прецедент, состоявшийся в 2007 году с Хартмутом Цаппом, профессором из Фрайбурга. Он официально вышел из церкви, но заявил, что все еще чувствует себя участником католической общины. При этом он сослался на закон Ватикана, согласно которому выход из церкви может быть определен не юридическими бумагами, а лишь чувствами верующего. Прежде Ватикан поддерживал следующую позицию: прихожанин, пока он еще не сообщил, что теперь не считает себя верующим, может рассчитывать абсолютно на все обряды церкви.

Церковный налог взыскивается государственными службами, которые затем передают собранные деньги церковной общине, чтобы финансировать ее расходы. При этом государственные службы получают поощрение за посреднические услуги. Для этого имеется пункт в налоговой декларации, в котором необходимо указать свою причастность к религиозной общине. Эти налоги являются основными источниками дохода церковных общин Германии (приблизительно 70%), и в прямой зависимости от федеральной земли, составляет 8-10% от суммы дохода.

Соответствуя 140 статье конституции ФРГ, право облагать налогом имеют те религиозные общины, которые являются публично-правовой корпорацией. Верующие других общин и атеисты этим налогом не облагаются. Только 35% верующих должны платить налог, а дети, взрослые с низкой зарплатой и пенсионеры не должны платить его. Иностранцы должны платить этот налог, если они имеют местожительства в Федеральной Республике Германии и относятся к церкви, которая по закону облагается налогами, несмотря на то, взимается или нет церковный налог в их родной стране.

Размер налога устанавливает церковное руководство и закрепляется федеральными землями. В нынешнее время налог составляет 8% в Баварии и Баден – Вюртемберге, а в остальных владениях – 9%. Предельная граница при этом налоге собирает 3,5%, и 3% облагаемого дохода. Но в большинстве федеральных земель для получения налога нужно подать ходатайство (заявление) в финансовые отделы. За взимание налога государство обкладывает церковь государственной пошлиной в 4% от величины всего дохода.

Только немного религиозных общин обладают правом взимать налог. Среди них:
1. Еврейские общины;
2. Евангельские общины и земельные церкви;
3. Евангелическая Церковь германии;
4. Старокатолическая Церковь;
5. Союз религиозных общин, которые не принадлежат ни к какой официальной конфессии.

Остальные общины таким правом не пользуются. Например, такие как:
1. Евангелические свободные церкви, которые финансируют свою работу добровольными членскими взносами.
2. Свидетели Иеговы;
3. Православная Церковь.

Церковный налог используется для 90 % церковных нужд. Дополнительно 7,5 млрд. евро предоставляются государством на нужды церкви. Этот налог учитывается, как особенная выдача после заполнения налоговой декларации для уменьшения дохода, облагаемого налогами.
Сообщение полностью можно прочитать здесь

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.

Вопрос финансирования Церкви сегодня почему-то особенно занимает умы людей. Особо яростные атеисты готовы отобрать у Церкви всё её имущество, обложить её налогами, сделать практически нищей. Но тогда встаёт закономерный вопрос – за счёт чего она тогда должна существовать? Как проблема финансирования Церкви решалась в России и Европе раньше и сейчас – в нашем материале

Власти Германии приступили к разработке инициативы по введению нового религиозного сбора с населения – «налога на мечеть». То есть все граждане, считающие себя мусульманами, обязаны будут платить этот налог на содержание немецких мечетей. В противном случае вход туда для них будет закрыт.

Это делается по аналогии с «церковным налогом», существующим в ряде европейских стран, – Германии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Дании, Италии, Финляндии и Исландии. В этих странах Церковь существует на средства налогоплательщиков. Мы решили вспомнить особенности церковного налогообложения в «просвещённой» Европе, которые, возможно, удивят тех, кто привык обвинять Русскую Православную Церковь в стяжательстве или вмешательстве в дела государства.

Германия. В этой стране церковный налог высчитывается как процент от суммы подоходного налога – как правило, 8-9% в зависимости от коммуны. Это примерно 3-3,5% дохода физического лица. Им облагается любой крещёный немец. Для того чтобы перестать платить церковный налог, надо официально выйти из лона Церкви, отказавшись от совершения всех таинств, включая Исповедь и Причащение.

Кельн

В Кёльнском соборе. Фото: Noppasin Wongchum / Shutterstock.com

Как отмечает издание Breitbart, быстро растущий отток верующих и упадок католической веры в Германии вызваны как раз церковным налогом и растущей либерализацией церкви, тяготением её к протестантизму. Сегодня многие немецкие священнослужители – неверующие, а отношения между людьми внутри церкви становятся всё более формальными и утилитарными, пишет издание. Упадок веры и церкви в Германии в 2015 году был отмечен даже папой Франциском. Резкое снижение посещаемости воскресных месс, числа церковных браков, рукоположений заставили его говорить о разрушении католической веры в этой стране.

При этом в 2017 году церковь в Германии получила 7,1 млрд долларов налоговых поступлений (в рублях это бы составило около 413 млрд по тому курсу). И это несмотря на то, что с 1996 года официальное католическое население Германии сократилось с 27,5 до 23,6 млн человек – более чем на 14%. Только в 2016 году церковь покинули 162 тысячи граждан.

То есть в практически неверующей стране церковь получила лишь за год семь миллиардов долларов налогов. Запомним эту цифру.

В других европейских странах церковный налог несколько меньше. Так, в Австрии он составляет 1,1% дохода, там его может собирать любая официально признанная религиозная группа, однако пользуется этой возможностью в основном только католическая церковь. В Дании размер церковного налога составляет от 0,42 до 1,48% дохода верующего лица – в зависимости от коммуны. В 2013 году таким образом было собрано 6,3 млрд датских крон (если в рублях – это около 357,8 млрд). В Швейцарии платят 2,3% от дохода, в Финляндии – 1-2%, в Италии – 0,8%.

в церкви

Фото: www.globallookpress.com

В Швеции налог на церковь – 1%, причём платят его как верующие, так и неверующие. При том, что здесь религия отделена от государства. Любой гражданин, не указавший своё вероисповедание, по умолчанию платит налог в Церковь Швеции – он автоматически вычитается из зарплаты. Так что все шведские атеисты по налоговой статистике – члены церкви. Так, в 2013 году в Швеции насчитывалось 6,6 млн членов Церкви Швеции, из которых лишь 15% говорили, что верят в Иисуса Христа. Из них тех, кто хотя бы раз в месяц посещает богослужения, – 6%.

В Исландии ситуация схожа со Швецией. Церковный налог здесь тоже платят как верующие, так и неверующие. В 2015 году около 75% граждан были членами Евангелическо-лютеранской церкви, однако значительное число из них были атеистами, и лишь 12% регулярно (минимум раз в месяц) посещали церковь. При этом, согласно исследованию Gallup International, лишь 51% всего населения Исландии можно было назвать религиозным.

То есть в европейских странах, которые часть наших граждан до сих пор воспринимают как некий идеал справедливого общественного устройства, церковь спокойно вмешивается в дела государства, даже если официально она от этого государства отделена. Церковь собирает неплохие налоговые поступления, миллиарды долларов в год, причём налоги на её содержание платят в том числе неверующие. А там, где этим налогом облагаются только верующие, без его уплаты невозможно совершить ни одно церковное таинство. И такая традиция в Западной Европе идёт от VI-VIII веков. В частности, в 779 году Карл Великий превратил в обязательный для всех налог церковную десятину, которая до этого была добровольным приношением в церковь десятой доли доходов.

Карл

Карл Великий. Фото: www.globallookpress.com

А что в России?

В истории России также существовала церковная десятина, и её появление связано с именем святого князя Владимира, крестившего Русь. Принятие православной веры означает и принятие Православной Церкви, а её существование требует, в том числе, и материальных затрат – на строительство и благоустройство храмов, создание и распространение церковной литературы, написание икон, содержание клира и многое другое. На всё это требуются деньги, и в этом нет ничего зазорного.

Святой князь Владимир определил в качестве первого источника доходов Церкви десятую часть «от имения своего и от градов своих», как свидетельствует «Повесть временных лет». То есть десятину, прежде всего, стал платить глава государства. Другим источником доходов Церкви стали церковные суды: Церковь получила право рассуживать гражданские дела, от чего ей полагались отчисления в виде пошлин. Но десятина князя всё же оставалась главным ресурсом существования Русской Церкви.

князь Владимир

Святой князь Владимир. Фото: www.globallookpress.com

Вот что пишет историк Дмитрий Володихин о различии десятины на Руси и в Западной Европе того времени:

В Западной Европе на протяжении VI-VIII столетий церковная десятина превратилась в обременительный налог, обязательный для всех прихожан. Это вызывало ярость и ненависть к священству. В эпоху Реформации такая десятина, наряду с индульгенциями, симонией и иными «сосудами скверны», сыграла роль страшной бреши в позициях католичества. У нас, на Руси, весьма долго десятину платил только князь. Для времен двоеверия, борьбы с мятежами волхвов и прочими прелестями языческой старины такой порядок обеспечения Церкви был весьма полезным. Он лишал почвы настроения недовольства в обществе, настороженно относившемся к новой вере, он избавлял от лишних конфликтов.

После монголо-татарского нашествия русские князья стали беднее, а главным богатством Руси стала земля. Вот и церквям и монастырям вместо десятины дали земельные угодья, на которых они сами смогли бы строить хозяйства и обеспечивать себя.

«Распорядиться земельными владениями монашеская обитель сплошь и рядом могла гораздо лучше, нежели светский вотчинник. По своей грамотности, по обладанию книжными сокровищами духовенство стояло выше всех прочих слоёв русского общества. Оно развивало инженерную мысль, ставило смелые экономические эксперименты, осваивало доселе непроходимые дебри. Конечно, некоторым храмам и монастырям выплачивалась «руга» - постоянное денежное обеспечение от монарха, знатной семьи или же богатых горожан. Но всё-таки земля обеспечивала достаток священников и епископов гораздо надёжнее. От неё приходили деньги на благотворительность, покупку богослужебных предметов, строительство, да просто на жизнь попам и дьяконам», - пишет Володихин.

Интересно, что и в домонгольскую эпоху, и после неё на Руси, в отличие от Европы, деньги на содержание Церкви выделяли князья, знать и богатые горожане. Обеспечение Церкви было мудрым и справедливым, не в форме обременительного налога, как в Европе, а в форме пожертвования.

Петр 1

Пётр I. Фото: www.globallookpress.com

После петровских реформ в XVIII веке началась секуляризация церковных земель – государство их стало отбирать.

Вместо отобранных владений вся Церковь снизу доверху оказалась посаженной на государственное жалование. Время от времени его выплачивали скверно, иногда совсем не выплачивали. Множество монастырей оказалось «за штатом», иначе говоря, им не платили ни копейки, отдав на милость местных жителей. В Российской империи Церковь жила бедно. Ну а советская власть, забрав то, что ещё у Церкви сохранилось, приучала её к нищете, расстрелам и страданиям,

- свидетельствует Дмитрий Володихин.

А что же сейчас? Сейчас Русская Православная Церковь живёт, в основном, на пожертвования и средства от продажи свечей, икон, духовной литературы, продающихся на территориях различных храмов. Но это не торговля в привычном смысле слова. Так, в интервью изданию «Православие.ру» казначей Московского Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский) назвал главное отличие: полученный от продажи доход не является прибылью и не идёт на обогащение заинтересованных лиц – он полностью направляется на «уставную деятельность монастыря или прихода, в первую очередь – на социальное служение, а также на восстановление и украшение храма».

Иериней

Иеромонах Ириней (Пиковский). Фото: vk.com

Было бы странно запрещать Церкви принимать пожертвования или брать деньги за требы – священнодействия, совершаемые священником по нужде отдельных лиц. Откуда тогда она возьмёт деньги на восстановление и благоустройство храмов, на хлеб и вино для совершения Евхаристии, на зарплату тем же священникам, чей труд немалый? Тем более что в России это всё, в отличие от некоторых европейских стран, происходит на добровольной основе: налогов на содержание Церкви мы не платим, палкой в храм никто никого не гонит.

Историк Дмитрий Володихин считает, что Русская Церковь сегодня могла бы пойти по пути возрождения церковной десятины, которую мог бы платить «актив приходских общин в обмен на право получать полный отчёт о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы». Другой путь – передача всё большего имущества во владение или оперативное пользование Церкви. Конечно же, не с целью обогащения последней. А для более эффективного использования, например, земли и производства. Здесь нет ничего страшного, тем более что опыт такой у Русской Церкви был. И это лишь точка зрения.

В любом случае, обвинения Русской Православной Церкви в стяжательстве и вмешательстве в государственные дела несостоятельны, особенно в сравнении с Европой. Когда вам захочется поругать нашу Церковь, вспомните Германию, где, несмотря на огромный отток верующих от католической церкви, она получает миллиарды долларов в год через налоги простых граждан. Или Швецию с Исландией, где содержание церкви, в которой почти не осталось верующих, оплачивают атеисты.

Читайте также: