Налог на прибыль опх

Опубликовано: 01.05.2024

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу ведения налогового учета федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (далее - ОПХ) как в рамках выполнения государственного задания, так и при оказании услуг на платной основе, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, являющихся таковыми на основании статьи 275.1 Налогового кодекса, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Налоговая база по указанной деятельности определяется отдельно по каждому объекту ОПХ.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому, в частности, относится имущество в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом, в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями.

В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее - Бюджетный кодекс) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Таким образом, в целях статьи 275.1 и подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса с учетом статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, статьи 78.1 Бюджетного кодекса следует организовать раздельный налоговый учет в отношении:

  • основной деятельности бюджетного образовательного учреждения, связанной с исполнением государственного (муниципального) задания по обеспечению учебного процесса и использованием при ее осуществлении объектов имущества ОПХ (например, при использовании бассейна для проведения занятий в рамках учебного плана);
  • деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ в целях предоставления платных услуг, как своим работникам, так и сторонним лицам, в части доходов в виде субсидий бюджетов, предназначенных на частичное покрытие расходов по содержанию и использованию таких объектов;
  • деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ в целях предоставления платных услуг, как своим работникам, так и сторонним лицам, в части доходов в виде платы за услуги.

Налоговая база по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ в целях предоставления платных услуг вне учебного процесса, как своим работникам, так и сторонним лицам, в части доходов в виде платы за услуги определяется в соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса. При этом, по нашему мнению, при формировании налоговой базы по такой деятельности расходы, связанные с предоставлением платных услуг, также принимаются в размере, пропорциональном доле доходов от оказания платных услуг в общей сумме доходов, включая субсидии бюджетов, относящихся к такой деятельности.

Абзацами пятым-восьмым статьи 275.1 Налогового кодекса устанавливается ряд условий, при соблюдении которых в случае если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в данной статье объектов, такой убыток признается для целей налогообложения.

По нашему мнению, предоставление услуг на безвозмездной основе или с установлением предельной, отличной от рыночной, их стоимости, а также получение субсидий бюджета на частичное покрытие расходов по содержанию и использованию объектов ОПХ не отвечает условиям, предусмотренным абзацами пятым-восьмым статьи 275.1 Налогового кодекса.

Полагаем, что в таких случаях налогоплательщик вправе перенести убыток, полученный от деятельности с использованием объектов ОПХ, на будущие налоговые периоды и погашать его за счет прибыли, полученной при осуществлении указанных видов деятельности.

Порядок налогообложения прибыли при наличии ОПХ

Для налогоплательщиков, имеющих на балансе объекты обслуживающих производств и хозяйств (далее - ОПХ), установлен особый порядок налогообложения прибыли. А именно, налоговая база по деятельности, связанной с использованием данных объектов, определяется отдельно от общей налоговой базы (ст. 275.1 НК РФ).

Объекты обслуживающих производств и хозяйств

Для целей налогообложения прибыли к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся:

  • подсобные хозяйства;
  • объекты жилищно-коммунального хозяйства (жилой фонд, гостиницы (кроме туристических), дома и общежития для приезжих, бассейны, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта соответствующих объектов);
  • объекты социально-культурной сферы (объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты и лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта, объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны);
  • учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы.

При этом обязательным условием отнесения объектов к ОПХ является реализация ими товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам. Иными словами, деятельность по обслуживанию объектов ОПХ не должна быть основной деятельностью организации, равно как и не должна быть направлена на обслуживание только своих работников. Об этом сказано в абзаце первом статьи 275.1 Налогового кодекса РФ и подтверждено в письмах Минфина России, в частности, в письме от 05.07.2011 № 03-03-06/1/393.

Нюансы финансового обеспечения бюджетных учреждений

Бюджетное образовательное учреждение обратилось в Минфин России с запросом о порядке налогообложения деятельности, связанной с использованием бассейна, находящегося на его балансе и относящегося к объекту ОПХ.

Основной деятельностью учреждения является оказание бесплатных образовательных услуг, гарантированных государством. Кроме прочего, учреждение оказывает платные образовательные услуги. Бассейн учреждения используется:

  • для обеспечения учебного процесса;
  • для предоставления платных услуг сторонним лицам;
  • для предоставления бесплатных услуг своим работникам.

Источниками финансового обеспечения деятельности учреждения являются:

  • субсидии из бюджета на обеспечение нормативных затрат на одного учащегося в рамках выполнения государственного задания по обеспечению учебного процесса (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
  • субсидии из бюджета на иные цели, в том числе и на частичное покрытие расходов по содержанию и использованию объектов ОПХ (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
  • плата за услуги, предоставляемые сторонним лицам.

Бассейн учреждения используется как в деятельности, облагаемой налогом на прибыль, так и в деятельности, не подлежащей обложению. Поэтому однозначно определить сумму расходов на содержание бассейна в соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса РФ не представляется возможным.

Раздельный налоговый учет

В своем письме специалисты финансового министерства разъясняют, что требования налогового законодательства обязывают учреждение организовать раздельный налоговый учет своих доходов и расходов не только в целях статьи 275.1 Налогового кодекса РФ. Так, согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, субсидии из бюджета относятся к целевому финансированию и не подлежат обложению налогом на прибыль. При отсутствии раздельного учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Учитывая требования Налогового кодекса РФ, Минфин России рекомендует организовать раздельный учет доходов учреждения по следующим направлениям:

  1. основная деятельность учреждения, связанная с выполнением государственного задания, которая обеспечивается субсидиями из бюджета;
  2. деятельность, связанная с использованием объектов ОПХ для предоставления услуг как своим работникам, так и сторонним лицам, которая обеспечивается:
  3. субсидиями на частичное покрытие расходов по содержанию и использованию объектов ОПХ;
  4. платой за услуги, оказанные вне учебного процесса.

Расходы, связанные с предоставлением платных услуг бассейна, рекомендуется принять в размере, пропорциональном доле доходов от платных услуг в общей сумме доходов (включая субсидии на содержание и использование объектов ОПХ).

Признание убытков

Финансовые результаты по вспомогательной деятельности, связанной с ОПХ, в расчет общей налоговой базы не включаются. Иными словами, полученный убыток налогоплательщик сможет погасить только за счет прибыли, полученной от объекта ОПХ в последующие 10 лет. Однако такой убыток можно признать для целей налогообложения в общей налоговой базе, но для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  • стоимость товаров (работ, услуг) в ОПХ соответствует стоимости аналогичных услуг специализированных организаций;
  • расходы на содержание ОПХ не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов специализированными организациями;
  • условия оказания услуг ОПХ существенно не отличаются от условий, предлагаемых специализированными организациями.

По мнению Минфина России в образовательном учреждении данные условия не соблюдаются. Это значит, что налогоплательщик может перенести убыток от деятельности ОПХ на будущие налоговые периоды и погашать его только за счет прибыли от соответствующей деятельности.


  • Проблемы в отнесении объектов к ОПХ
  • Затраты на содержание объектов питания
  • Расходы по содержанию медпунктов
  • Итоги

Проблемы в отнесении объектов к ОПХ

Основной проблемой, имеющей значение для методологии учета затрат по объектам обслуживающих производств и хозяйств (ОПХ), является решение вопроса о том, можно ли вообще считать объект ОПХ. Здесь есть 2 проблемные ситуации:

  • объект ОПХ есть, но не используется по назначению;
  • объект ОПХ реализуют свою продукцию исключительно работникам организации.

В первом случае причислять объект к ОПХ нет оснований (письмо Минфина России от 30.01.2017 № 03-03-06/1/4483).

А по второй ситуации точка зрения Минфина меняется в зависимости от вида деятельности ОПХ и не всегда сходится с позицией судебных органов. Рассмотрим, каковы эти точки зрения в отношении наиболее часто возникающих ОПХ — объектов общественного питания и медпунктов.

Эксперты «КонсультантПлюс» подготовили пошаговую инструкцию по налоговому учету доходов и затрат ОПХ:


Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Затраты на содержание объектов питания

Чиновники Минфина и налоговые органы считают, что если объекты общественного питания не реализуют свои товары (работы, услуги) никому кроме работников организации, то их не следует относить к ОПХ, а затраты на их содержание должны быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 19.12.2013 № 03-03-10/56009 [доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 14.01.2014 № ГД-4-3/271], УФНС России по Москве от 15.01.2008 8-11/002010@).

Такого же мнения придерживаются и некоторые арбитражные суды (постановления ФАС Московского округа от 31.05.2011 № КА-А40/4102-11, ФАС Поволжского округа от 28.10.2008 № А65-610/2007-СА2-22).

В то же время в постановлениях ФАС Уральского округа от 18.05.2011 № Ф09-2707/11-С3, от 22.10.2008 № Ф09-7611/08-С3 содержится противоположный вывод.

См. также:

Расходы по содержанию медпунктов

А вот к затратам на содержание медпунктов у Минфина России несколько другой подход. По мнению финансистов, если трудовое законодательство (ст. 212, 213 ТК РФ) в обязательном порядке требует проводить обязательные медицинские осмотры некоторых категорий работников (например, предрейсовые медицинские осмотры водителей в организациях, эксплуатирующих транспортные средства согласно абз. 7 п. 1 ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ), то затраты на содержание медицинских объектов можно учесть на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. В противном случае медпункты должны быть отнесены к ОПХ.

Однако стоит отметить, что согласно абз. 17 ч. 2 ст. 212 ТК РФ (также п. 2 ст. 25 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ) организация должна обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, что также является требованием трудового законодательства. Поэтому можно предположить, что если услуги оказываются только работникам организации, то расходы на содержание медпунктов можно учитывать по подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Суды по данному вопросу поддерживают сторону налогоплательщиков (постановления ФАС Центрального округа от 09.11.2006 № А08-11753/05-25, ФАС Московского округа от 17.09.2006, 28.09.2006 № КА-А40/7292-06). Но следует помнить, что претензий со стороны налоговиков, скорее всего, избежать не удастся.

Итоги

Доходы и расходы на ОПХ считаются отдельно от основной деятельности. Прибыль по ОПХ включается в общую прибыль предприятия. А убыток можно списать за счет общей прибыли предприятия в текущем периоде, только если соблюдены определенные условия, названные в абз. 5 ст. 275.1 НК РФ. Если эти условия не соблюдаются, убыток списывается за счет прибыли ОПХ следующих лет.

Какие расходы ОПХ можно учитывать не в специальном порядке

Как доказать, что структурное подразделение не является ОПХ

Чем помогут реорганизация и аренда для оптимизации убытка

Многие предприятия имеют в своем составе структурные подразделения, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей работников, например, в медицинской помощи, отдыхе, питании, спорте, обучении. В целях применения главы 25 НК РФ такие подразделения обобщили под названием обслуживающие производства и хозяйства (далее — ОПХ). Очевидно, что коммерческое предприятие не станет содержать социальные объекты, если они не приносят прибыль. В данном случае она может выражаться не прямо, но такие структурные подразделения являются важным звеном, обеспечивающим ее получение. Услуги этих подразделений работодатель позиционирует в качестве социального пакета для работников, который идет в дополнение к денежному вознаграждению за труд. Но само по себе большинство этих социальных объектов убыточно.

В силу требований налогового законодательства компании не всегда могут принять возникший убыток в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (см. подверстку). Выполнить условия, необходимые для учета убытка по деятельности ОПХ в общей налоговой базе, довольно сложно. Поэтому вопросы, связанные с оптимизацией налоговых издержек по деятельности ОПХ, для многих компаний, владеющих такими объектами, являются актуальными.

Убыток не страшен, если ОПХ работает «как все»

Доходы и расходы по деятельности ОПХ определяются отдельно от иных доходов и расходов компании (п. 1 ст. 275.1 НКРФ). Полученный финансовый результат в виде прибыли учитывается в общей налоговой базе организации отчетного (налогового) периода.

А для признания в целях налогообложения убытка от деятельности объекта ОПХ в текущем периоде необходимо, чтобы показатели деятельности ОПХ были сопоставимы с показателями деятельности специализированной организации, осуществляющей аналогичную деятельность. У ОПХ стоимость товаров, работ и услуг и условия их реализации должны соответствовать стоимости и условиям, на которых происходит реализация подобных товаров, работ, услуг специализированными организациями. А также расходы на содержание объектов ОПХ не могут превышать затрат на обслуживание аналогичных объектов специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной (п. 5 ст. 275.1 НКРФ). Если условия не соблюдаются, то убыток все равно учитывается, но только за счет прибыли ОПХ и в течение 10 лет после возникновения (п. 6 ст. 275.1 НКРФ).

Способ 1. Не распределять на ОПХ общие расходы

Из статьи 275.1 НК РФ следует, что расходы по деятельности, связанной с использованием ОПХ, учитываются отдельно от расходов по иным видам деятельности в самостоятельной налоговой базе. При этом нормы названной статьи не содержат ни перечня, ни четких критериев разделения затрат на расходы, относящиеся к деятельности обслуживающих производств и на общие расходы организации. Поэтому оптимизация возможна на этапе распределения таких расходов. Целесообразно проанализировать расходы, возникающие в процессе деятельности объекта ОПХ, и выделить из них те, которые, безусловно, относятся к нему.

Очевидно, что, например, расходы на оплату труда работников бассейна, принадлежащего компании, прямо относятся к деятельности бассейна и подлежат учету в отдельной налоговой базе. Аналогичным образом учитываются и расходы на коммунальные платежи, аренду (лизинг) спортивного оборудования, приобретенного для нужд бассейна, а также другие подобные расходы. А как быть с теми расходами, которые относятся к деятельности объекта ОПХ опосредованно? Например, расходы на охрану территории компании, в том числе и той ее части, на которой расположено здание бассейна? Или же расходы на выкуп в собственность земельного участка, часть которого занята бассейном? Справедливы эти вопросы и в отношении уплаты имущественных налогов, аренды земли, затрат на проведение землеустроительных работ, благоустройство территории.

В целях оптимизации расходов по деятельности ОПХ и во избежание споров с налоговыми инспекторами стоит закрепить в учетной политике перечень расходов, прямо относящихся к деятельности ОПХ и подлежащих учету в отдельной налоговой базе. Те обоснованные расходы, которые прямо к деятельности ОПХ не относятся, организация сможет учесть в общей налоговой базе по налогу на прибыль. В пользу такого подхода свидетельствует и положение пункта 4 статьи 252 НК РФ. В нем сказано, что организация вправе самостоятельно определить, как именно она будет учитывать затраты, которые с равными основаниями можно отнести одновременно к нескольким группам расходов. Суды в отношении некоторых видов «спорных» расходов, имеющих косвенное отношение к деятельности объектов ОПХ, уже поддержали налогоплательщиков.

Способ 2. Считать землю под ОПХ самостоятельным активом

Компания выкупила земельные участки, на которых расположены объекты ОПХ (стадион, оздоровительный комплекс), а затраты для целей налогообложения прибыли учла в составе прочих расходов на основании статьи 264.1 НК РФ. По мнению налогового органа, особый порядок учета расходов при приобретении земельных участков, установленный главой 25 НК РФ, в данном случае не имеет значения. Существенным является только использование участков в деятельности, связанной с функционированием объектов ОПХ. Это влечет необходимость применения специальной нормы по определению налогооблагаемой базы в отношении деятельности, связанной с использованием указанных объектов (ст. 275.1 НКРФ).

Президиум ВАС РФ в постановлении от20.05.14 №1160/14 указал на приоритет норм статьи 264.1 НК РФ. Порядок учета расходов на приобретение прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен специальными нормами. Положения статьи прямо предусматривают возможность учета в целях исчисления налога на прибыль таких затрат и устанавливают механизм реализации данного права. Дополнительного условия для признания расходов в виде наличия прибыли либо убытка от эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на рассматриваемых земельных участках, Налоговый кодекс не вводит. А значит, утверждение налогового органа о необходимости учета расходов по приобретению прав на земельные участки в составе убытка от деятельности ОПХ со ссылкой на статью 275.1 НК РФ является несостоятельным.

Выводы Президиума ВАС РФ можно подкрепить и дополнительными аргументами, которые обоснуют общехозяйственный характер таких расходов. То, что недвижимость занята ОПХ, не мешает использовать ее в виде актива для иных целей. Например, она может быть предметом залога при получении кредита в банке или по договору займа, средства по которым используются для основной деятельности.

Способ. 3. Суммы налогов ОПХ вычитать из общей налоговой базы

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ суммы налогов и сборов относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. По мнению Минфина России, расходы в виде сумм земельного налога, налога на имущество, уплачиваемые по объектам ОПХ, налоговую базу по основной деятельности не уменьшают (письмо от28.02.08 №03-03-05/14). Они учитываются для целей налогообложения прибыли по правилам, предусмотренным статьей 275.1 НК РФ: формируют отдельную налоговую базу по деятельности, связанной с использованием этих объектов. Правда, ранее Минфин России придерживался иного мнения, разрешая учитывать суммы имущественных налогов по непроизводственным объектам в составе прочих расходов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ (письма от11.07.07 №03-03-06/1/481, от27.03.06 №03-03-02/70).

По мнению арбитражных судов, суммы налогов являются самостоятельными видами расходов налогоплательщика, связанными с исполнением им обязанности перед бюджетом, а не с содержанием ОПХ. Следовательно, включение в налоговую базу по основному виду деятельности земельного налога, налога на имущество по объектам ОПХ правомерно (постановления федеральных арбитражных судов Уральского от07.11.11 №Ф09-7085/11, от23.06.11 №Ф09-3440/11-С2, Московского от05.12.12 №А40-47856/10-107-250, от13.12.10 №КА-А40/14268–10 округов).

Способ 4. Не выделять арендную плату в части ОПХ

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные и лизинговые платежи за арендуемое или принятое в лизинг имущество, в том числе земельные участки. По мнению арбитражных судов, под положения подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ подпадают и расходы в виде арендных платежей за земельный участок, находящийся под объектами ОПХ.

Один из аргументов судей — арендная плата уплачивается за весь участок, а не за его часть, занятую отдельно стоящими зданиями, в которых расположены объекты ОПХ. Следовательно, арендную плату за арендованное имущество в целях налогообложения следует рассматривать как единый расход, связанный с производственной деятельностью налогоплательщика (постановления федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского от15.11.12 №А27-3804/2012, Восточно-Сибирского от09.06.07 №А58-170/06-Ф02-2502/07, А58-170/06-Ф02-2504/07, А58-170/06-Ф02-2735/07 округов).

Способ 5. Искусственно увеличить доходы ОПХ

Сбалансировать налоговую базу и тем самым предотвратить возникновение убытка поможет и увеличение доходов объекта ОПХ. Для этого, к примеру, можно изменить порядок расчетов за услуги, оказываемые таким объектом. Если работники получали эти услуги бесплатно, то целесообразно ввести за них плату с последующей компенсацией затрат работникам. Таким образом, компания поспособствует увеличению доходов своего структурного подразделения. Понесенные же расходы в виде компенсационных выплат работникам компания сможет учесть в налоговой базе по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда, предусмотренных статьей 255 НК РФ. Это применимо, в частности, к деятельности объектов общественного питания, общежитий, спортивных объектов.

Аналогичным образом решается вопрос и при льготной системе оплаты услуг, оказываемых объектами ОПХ. Ведь, как правило, сотрудники организации, владеющей такими объектами, имеют финансовые преимущества при оплате услуг по сравнению со сторонними лицами. Например, коллективным договором предприятия предусмотрено, что работники и их дети вправе приобретать путевки в санаторий и детский оздоровительный лагерь, находящиеся на балансе компании, по льготной цене, составляющей половину от стоимости путевок для третьих лиц. Если санаторий и лагерь убыточны, то, безусловно, имеет смысл отменить такое прямое льготирование. Работники будут оплачивать услуги в размере 100 процентов их стоимости с последующей компенсацией компанией половины цены. Как видно, всего лишь изменением порядка и последовательности в расчетах между работниками и структурными подразделениями, эксплуатирующими объект ОПХ, можно добиться существенно более высоких показателей доходности этого объекта.

Кроме того, в некоторых случаях целесообразно увеличить общее количество сторонних пользователей услуг, предоставляемых объектами ОПХ, расширить спектр предоставляемых услуг для привлечения большего числа посетителей. Например, компания имеет на балансе базу отдыха. Часть территории базы компания сдала в аренду конному клубу, который одновременно оказывает услуги отдыхающим по обучению верховой езде. В этой ситуации база отдыха, , расширяет перечень развлечений, досуга, которым могут воспользоваться посетители и который привлечет внимание еще большего числа потенциальных отдыхающих. И, что немаловажно, в структуре доходов объекта ОПХ появляется еще одна дополнительная статья от аренды имущественного комплекса.

Очевидно, что увеличение доходов — один из самых простых способов избежания убытка. Чтобы добиться этого, нужно проанализировать состав доходов структурного подразделения и выбрать один из способов, описанных выше, или же оба сразу: скорректировать порядок расчетов за услуги, оказываемые работникам компании, или же расширить объем реализуемых на сторону услуг.

Способ 6. Обслуживать чужих бесплатно или не обслуживать вообще

Вариантом может быть также и сокращение доходов от обслуживания сторонних лиц. Ведь одним из квалифицирующих в качестве ОПХ признаков структурного подразделения является реализация товаров, работ и услуг на сторону. Если доходы от этой деятельности невелики, имеет смысл оценить, насколько целесообразно вообще заниматься ею. Не будет этого квалифицирующего признака — структурное подразделение не будет считаться обслуживающим производством вообще (п. 2 ст. 275.1 НКРФ). А значит, доходы и расходы по такому подразделению учитываются в общем порядке в составе иных доходов и расходов организации.

Арбитражные суды не соглашаются признавать структурное подразделение ОПХ, если услуги оказываются безвозмездно. Суды указывают, что положения главы 25 Кодекса не предусматривают включение в понятие «реализация» безвозмездного оказания услуг, поэтому для целей ее применения под реализацией следует понимать только возмездные действия. Если доказательств получения компанией платы или иного вознаграждения за оказанные услуги через структурное подразделение не представлено, то оснований для применения норм статьи 275.1 НК РФ не имеется (постановления федеральных арбитражных судов Уральского от11.04.11 №Ф09-1678/11-С3, от10.06.09 №Ф09-3778/09-С3, Московского от13.09.12 №А40-112683/11-99-482 округов).

Способ 7. Обслуживать как можно больше чужих

Этот способ противоположен предыдущему, но дает тот же эффект. Увеличение доходов от сторонних клиентов позволяет расширить деятельность со вспомогательной до одной из основных. Тогда получится, что деятельность подразделения носит не вспомогательный характер, а ведется исключительно ради получения прибыли. Следовательно, налогом на прибыль такие операции облагаются в общем порядке. На это указали, в частности, федеральные арбитражные суды Московского (постановление от01.08.14 №Ф05-7848/2014), (постановление от27.06.07 №Ф04-4073/2007(35450-А27-37), Ф04-4073/2007(35453-А27-37)) округов.

Суды также считают, что если наличие у компании определенного структурного подразделения (например, медсанчасти) обусловлено требованиями действующего законодательства РФ, то деятельность такого подразделения не признается деятельностью обслуживающих производств и хозяйств в соответствии со статьей 275.1 НК РФ. В этом случае предоставление услуг, как сторонним организациям, так и собственным работникам, обусловлено требованиями действующего законодательства РФ и является основным видом деятельности компании (постановления федеральных арбитражных судов Московского от24.02.09 №КА-А40/454–09, Восточно-Сибирского от06.12.11 №А78-2/2011 округов).

Способ 8. Перевести объект ОПХ на аутсорсинг

Еще одним способом оптимизации налогообложения является выделение объекта ОПХ в качестве самостоятельного юридического лица. Рычаги влияния на деятельность объекта ОПХ при желании можно сохранить путем участия в ее органах контроля и управления в качестве, например, материнской компании. В этом случае проводится реорганизация в форме выделения или разделения. А возможно иное решение: реализовать необходимые для осуществления ОПХ деятельности активы дружественному юридическому или физическому лицу.

Но в любом случае не стоит забывать о главной цели — построение бизнеса таким образом, чтобы можно было учесть убыток от деятельности ОПХ. Значит, на новом предприятии образования убытка стоит избегать. Например, заключив договор с материнской компанией на корпоративное обслуживание по рыночным ценам. Тогда для компании те же самые расходы на содержание ОПХ будут обычными расходами, связанными с производством или реализацией. В зависимости от содержания их можно будет учесть как расходы на социальную программу поддержки работников, расходы по обеспечению требований охраны труда и безопасности труда, повышение образовательного уровня, расходы на оплату труда.

Отметим, что в данном случае безубыточная деятельность ОПХ, которая и являлась целью дробления, будет оправдывать его деловую цель. В случае претензий налоговых органов любой суд признает экономическую эффективность проведенных мероприятий: новое юридическое лицо стало из убыточного процветающим. А значит, снизить налоговые издержки можно будет и за счет применения спецрежимов — УСН или ЕНВД. Налоговая экономия будет оправданной.

Способ 9. Передать объект ОПХ третьим лицам по договору аренды

Не всегда собственники готовы дробить бизнес. Соображения контроля над активами часто оказываются важнее налоговой оптимизации. В этом случае объекты ОПХ можно передать не в собственность другому лицу, а в аренду. Разумеется, в договоре аренды стоит предусмотреть условие о том, что через этот объект арендаторы будут оказывать требуемые компании услуги. Например, организовывать питание для работников компании, если это столовая. , бассейн, медицинский кабинет должны будут оказывать спортивное, медицинское обслуживание.

По мнению контролирующих органов и судов, если компания имеет на балансе объект ОПХ, который сдает в аренду и через который самостоятельно не осуществляет соответствующей деятельности, положения статьи 275.1 НК РФ не применяются. Полученные доходы и расходы на содержание объекта подлежат учету компанией в общем порядке (письма Минфина России от09.03.11 №03-03-06/1/129, УФНС России пог.Москве от28.08.12 №16–15/080199@, постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного от29.04.14 №А13-4941/2013, Московского от19.12.13 №Ф05-16028/2013, от23.11.07 №КА-А40/12012–07 округов).

Поскольку компания будет получать арендную плату, то налицо экономический эффект от подобного шага. Если даже расходы по приобретению услуг превысят полученный доход, обосновать управленческое решение можно с помощью целого ряда аргументов. Например, существенная сумма предполагаемых расходов и при самостоятельной организации работы ОПХ, отсутствие ресурсов для этого, необходимость получения специальных разрешений. Таким образом, передача в аренду объекта ОПХ позволит осуществить все необходимые расходы, как и в предыдущем случае с дроблением бизнеса, только уже через договор аренды. При этом не возникнет споров с учетом полученного убытка.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 октября 2013 г. N 03-03-06/1/45436 Об учете для целей налога на прибыль организаций расходов, связанных с осуществлением деятельности с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств

Вопрос: Компания имеет свыше пятидесяти обособленных подразделений, предусмотренных и не предусмотренных (обособленные подразделения филиала Компании) учредительными документами (филиалы Компании), осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ.

На балансе обособленных подразделений на праве собственности числятся общежития, квартиры, пансионаты, базы отдыха, столовые (столовые-раздаточные, комнаты приема пищи) (далее - столовые).

С учетом вышеуказанных разъяснений общежития и (или) квартиры, оказывающие услуги как своим работникам, так и сторонним лицам, относятся к объектам жилищно-коммунального хозяйства, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 275.1 НК РФ. Данная позиция согласуется с мнением финансового ведомства, выраженным в письме Минфина РФ от 21.03.2011 N 03-03-06/1/157.

По общежитиям, оказывающим услуги только своим работникам в соответствии с Коллективным договором и (или) трудовым договором, приказом директора филиала Компании, без взимания платы, указанные в ст. 275.1 НК РФ критерии, по нашему мнению, не соблюдены.

Отвечает или нет структурное подразделение (общежитие, квартира, столовая и т.д.) критериям отнесения подразделений Компании к объектам ОПХ в целях статьи 275.1 НК РФ, если указанные подразделения Компании оказывают услуги только своим работникам?

По нашему мнению, в случае если столовая находится на территории подразделения Компании и обслуживает только своих работников, то расходы, связанные с содержанием этой столовой, подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данная позиция согласуется с мнением Минфина РФ и УФНС РФ (письмо Минфина РФ от 10.01.2012 N АC-4-3/9, от 14.07.2011 N 03-03-06/2/112, от 18.03.2011 N 03-03-06/1/146, от 16.09.2009 N 03-03-06/1/584, от 13.03.2008 N 03-03-06/1/173, от 11.09.2007 N 03-03-06/1/659, от 12.04.2007 N 03-03-06/1/232, письмо УФНС по г. Москве от 15.01.2008 N 18-11/002010@), письмо УФНС РФ по г. Москве от 14.12 2007 N 20-12/119671).

Как классифицировать расходы на содержание помещений общественного питания Компании, оказывающих услуги по обеспечению горячим питанием только своим работникам, в соответствии со ст. 275.1 НК РФ или подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ?

Финансовое ведомство и налоговая служба разъясняют на примере структурного подразделения "столовая", что определять критерии отнесения подразделений организации к объектам ОПХ следует по конкретному объекту - столовой, общежитию, квартире и т.д. Данная позиция согласуется с мнением Минфина РФ и УФНС РФ (письмо Минфина РФ от 13.03.2008 N 03-03-06/1/173, письмо Минфина РФ от 12.04.2007 N 03-03-06/1/232, письмо УФНС РФ по г. Москве от 14.12.2007 N 20-12/119671).

Каким образом следует определять критерии отнесения подразделений к объектам ОПХ в целях ст. 275.1 НК РФ Компании, у которой имеются подразделения, оказывающие услуги своим работникам и сторонним лицам в целом по Компании, либо отдельно по каждому объекту ОПХ (общежитию, квартире, столовой и т.д.)?

Отвечает ли квартира, находящаяся на балансе филиала Компании и переданная по договору найма жилого помещения в долгосрочное пользование своему работнику по договору найма жилого помещения, самостоятельно оплачивающего коммунальные услуги, критериям отнесения структурного подразделения к объектам ОПХ в целях ст. 275.1 НК РФ?

Либо Компании необходимо их учитывать в составе ее доходных вложений на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" в соответствии с Учетной политикой Компании?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу об учете для целей налога на прибыль организаций расходов, связанных с осуществлением деятельности с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, и сообщает следующее.

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлен статьей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно указанной статье Кодекса налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

При этом для целей налогообложения прибыли к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.

При этом предусмотренные статьей 275.1 Кодекса особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль применяются организациями, имеющими на балансе указанные выше объекты.

Таким образом, столовая, числящаяся на балансе организации и оказывающая услуги, как своим работникам, так и сторонним лицам, относится к объектам жилищно-коммунального хозяйства, налоговая база по которому определяется в соответствии с вышеуказанной статьей Кодекса.

Следует отметить, что согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 Кодекса.

Таким образом, в случае если столовая находится на территории предприятия и обслуживает только работников этого предприятия, то расходы, связанные с содержанием этой столовой, подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 48 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

Обзор документа

Если налогоплательщик имеет на балансе объекты обслуживающих производств и хозяйств (ОПХ), то он определяет базу по налогу на прибыль по их деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. К ОПХ относятся в т.ч. объекты ЖКХ, реализующие товары (работы, услуги) как своим работникам, так и сторонним лицам.

По мнению Минфина России, если столовая числится на балансе организации и оказывает услуги как своим сотрудникам, так и другим лицам, она является объектом ЖКХ. Следовательно, база по налогу на прибыль по ее деятельности исчисляется в указанном выше порядке.

Если столовая находится на территории предприятия и обслуживает только его работников, затраты на ее содержание включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.


Налог на прибыль – прямой налог, величина которого прямо зависит от итоговых финансовых результатов деятельности юридического лица.

Объектом налогообложения является прибыль – разница суммы доходов и суммы расходов организации.

Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ.

Плательщики налога

В соответствии со ст. ст. 246, 247 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются:

  • Все юридические лица РФ (ОАО, ЗАО, ООО, ИП и др.)
  • Иностранные юр. лица, работающие в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в России.

В соответствии со ст. ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ налог на прибыль платить не должны:

  • Налогоплательщики, применяющие спец. режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ЕНВД), а также являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес
  • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»

Обязанность уплаты налога на прибыль возникает только при наличии объекта налогообложения. При отсутствии прибыли, налог на прибыль платить не нужно.

Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов (ст. 247 НК РФ).

Налог на прибыль Объект налогообложения

Доходы Классификация доходов

Доходы — это суммы полученные от основного вида деятельности (доходы от реализации), а также от прочих видов деятельности (внереализационные доходы). Такие как: доходы от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и т.д. При исчислении налога на прибыль все доходы учитываются без НДС и акцизов.

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) .

Доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и приобретенных ранее, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права, выраженных как в денежной, так и натуральной формах.

Внереализационные доходы.

Внереализационными доходами являются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, например такие как:

  • от долевого участия в других организациях;
  • в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы;
  • от сдачи имущества в аренду;
  • в виде процентов, по договорам кредита, займа, банковского вклада;
  • и т.д.

Доходы исчисляются на основании документов налогового учета, первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы.

Часть доходов освобождена от налогообложения. Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении предусмотрен ст. 251 НК РФ. :

  • в виде имущества, имущественных прав, полученных в форме залога или задатка;
  • доход в виде взносов в уставный капитал юридического лица;
  • в виде имущества или средств, полученных по договорам кредита или займа;
  • в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором;
  • других доходов, предусмотренных ст. 251 НК РФ.

Расходы.

Расходы — это документально подтвержденные и экономически обоснованные понесённые затраты организации. Их можно разделить на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (стоимость сырья и материалов, зарплата работников, амортизация основных средств и т.д.), и на внереализационные расходы (судебные и арбитражные сборы, отрицательная курсовая разница и др.). Также, существует закрытый перечень расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. Например: взносы в уставный капитал, дивиденды, погашение займов и т.д.

Расходы на производство и реализацию, понесённые в течение отчетного (налогового) периода:

— Прямые (ст. 318 НК РФ):

  • Материальные расходы (пп.1 и 4 п.1 ст. 254 НК РФ);
  • Суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (ст. 256-259 НК РФ);
  • Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст. 255 НК РФ).

— Косвенные (ст. 318 НК РФ) —

все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ):

  • расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества;
  • проценты по долговым обязательствам;
  • расходы на выпуск собственных ценных бумаг;
  • расходы в виде отрицательной курсовой разницы, от переоценки имущества в виде валютных ценностей;
  • затраты в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика;
  • расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты;
  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и т.д.

Прямые расходы

ежемесячно распределяются на остатки незавершенного производства и стоимость изготовленной продукции (работ, услуг). Таким образом, прямые расходы учитываются в уменьшение базы по налогу на прибыль по мере реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике организации перечень прямых расходов для целей налогообложения, связанных с производством товаров (работ, услуг).

Сумма косвенных расходов

на производство и реализацию товаров (работ, услуг), осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода в полном объеме.

Расходы, оговоренные в ст. 270 НК РФ, не уменьшают полученные юридическим лицом доходы. Данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Все расходы, перечисленные в данном перечне, не могут уменьшать доходы организации.

Налог на прибыль Расчет

При расчете налога на прибыль, необходимо точно знать, какие доходы и расходы можно признать в данном периоде, а какие нет. Существует два метода для определения дат, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения. (ст. 271-273 НК РФ)

Метод начисления.

При данном методе налогового учета доходы (расходы) признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся). Дата признания доходов и расходов не зависит от даты фактического поступления средств (фактической оплаты расходов).

Порядок признания доходов:

  • доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав;
  • в том случае когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности;
  • для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

  • дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг);
  • дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) организации.

Порядок признания расходов:

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В том случае, когда сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Датой осуществления материальных расходов признается:

  • дата передачи в производство сырья и материалов;
  • дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) производственного характера и т.д.

Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

  • дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов;
  • дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата предъявления налогоплательщику документов.

Кассовый метод.

При применении данного метода ведения налогового учета доходы и расходы признаются по дате фактического поступления средств — фактической оплаты расходов.

Порядок определения доходов и расходов

  • датой получения дохода является день поступления денежных средств на счет в банк или в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
  • расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и т.д) признается прекращение встречного обязательства приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав, непосредственно связаное с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Необходимо выбрать единый метод налогового учета для доходов и расходов организациии.

Организации имеют право на определение даты получения дохода (расхода) кассовым методом, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Налог на прибыль Порядок расчета

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

В соответствии со ст. 315 НК РФ, расчет налоговой базы должен содержать:

  • период, за который определяется налоговая база;
  • сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
  • сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
  • прибыль (убыток) от реализации;
  • сумму внереализационных доходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период;
  • для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащая переносу.

По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Основная ставка

2% — в федеральный бюджет

18% — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать налог на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.

Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль.

Налоговый период. Отчетный период

Налоговый период – это период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате. (cт. 285 НК РФ)

Налог на прибыль — налоговым периодом признается календарный год.

Отчетные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговый период- год.

Налоговая декларация

Налоговая декларация предоставляется:

  • Не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода
  • Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций заполняется и подается в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

Декларацию необходимо предоставить в ИФНС:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей

Наименования платежей Сроки уплаты
Налог, уплачиваемый по итогам налогового периодаНе позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Авансовые платежи по итогам отчетного периода:
— уплачиваемые ежемесячно по фактически полученной прибыли
— уплачиваемые ежеквартально
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчисляется сумма авансового платежа.
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Ежемесячные авансовые платежиЕжемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца
Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащих налогообложению у получателя доходаВ течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход

Налоговый учет

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. (cт. 313 НК РФ)

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы;
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период.

Особенности регионального законодательства

Информация ниже приведена для Республики Марий Эл.

Налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Марий Эл для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Марий Эл:

Читайте также: