Налог на постройки на земельном участке 2020

Опубликовано: 13.05.2024


Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 20 минут

Понравилась статья? Поделитесь!


С 2020 года изменились некоторые правила порядка исчисления, уплаты и представления отчетности по имущественным налогам, к которым относятся: транспортный и земельный налог, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц.

В нашей статье мы остановимся более подробно на новациях именно в сфере имущественных налогов, которые были внесены, в прошедшем году, в Налоговый Кодекс следующими федеральными законами:

  • от 28.11.2019 № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 379-ФЗ);
  • от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 325-ФЗ);
  • от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон № 63-ФЗ).

Как известно, с 2019 года из объекта обложения налогом на имущество организации было исключено движимое имущество. Теперь законодатели решили полностью изменить формулировку, и в статью 374 НК РФ определяющую объекты налогообложения, Законом № 325-ФЗ внесены соответствующие изменения. В действующей редакции, начиная с 2020 года объектами налогообложения признаются:

  • недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как среднегодовая стоимость имущества;
  • недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН.


С 01.01.2020 утратил силу пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, который предусматривал возможность налогообложения по кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности или на праве хозяйственного ведения. Таким образом, исходя из этой нормы, имущество, находящееся в оперативном управлении, облагается по среднегодовой стоимости в общем порядке. Разъяснения на этот счет даны в письме Минфина от 03.04.2019 N 03-05-05-01/22907.

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

С 1 января 2020 года вступили в силу поправки, внесенные в ст. 394 НК РФ, касающиеся налоговых ставок. Так, ставка 0,3 процента будет применяться, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.

Устанавливать дифференцированные налоговые ставки муниципалитеты теперь смогут только в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка. Ранее коэффициенты дифференциации, устанавливаемые органами местного самоуправления, могли применяться по совершенно разным основаниям, например, в зависимости от местоположения земельного участка, от вида деятельности лица, использующего земельный участок, вида функционального использования земельного участка, назначения объекта, расположенного на земельном участке и т.д.

В этой связи, муниципалитетам необходимо будет пересмотреть и актуализировать муниципальные правовые акты, устанавливающие налоговые ставки на подведомственной территории.

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

Перечень видов объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, установлен в п.1 ст. 378.2. НК РФ. В эту норму в течение 2019 года дважды вносились изменения. Сначала Законом № 325-ФЗ было предусмотрено, что эта норма будет содержать открытый перечень имущества. Однако уже в конце года Законом № 379-ФЗ было внесено еще одно изменение, определившее окончательную редакцию, где в пп.4 поименованы все виды объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется с учетом установленных особенностей.

С 2020 года под налогообложение по кадастровой стоимости попадают:

  • жилые помещения,
  • гаражи,
  • машино-места,
  • объекты незавершенного строительства,
  • а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговым Кодексом предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта РФ определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость. Согласно разъяснению, данному в Письме ФНС России от 14.01.2020 г. № БС-4-21/340, в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в данный перечень, в него могут вноситься изменения.

Напомним, что особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, должны быть установлены соответствующим Законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством такой закон может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Юридические лица перестанут декларировать транспортный и земельный налог. Последние декларации будут сдаваться в этом году за 2019 год. Не позднее 3 февраля текущего года организациям необходимо было представить налоговые декларации по транспортному и земельному налогам за 2019 год.

Сообщения о наличии объекта налогообложения с приложением копий правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, будут представляться в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обращаем внимание, что за не предоставление указанных сообщений с обозначенной даты будут действовать налоговые санкции, предусмотренные ст. 129.1 НК РФ. Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.



Урегулирован порядок предоставления декларации организациями, имеющими на балансе несколько объектов недвижимости, территориально находящихся в разных местах.

С 2020 года налогоплательщик, стоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Уведомление должно представляться ежегодно, до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный порядок сдачи налоговой декларации. Формы уведомления о порядке представления декларации по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311.

АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

В соответствии с изменениями, внесенными в пп.1 п.12. ст. 378.2. НК РФ, Законом № 63-ФЗ с 01.01.2020 года, организациям не нужно будет предоставлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество. Отчитываться нужно будет только по итогам года.

Но обязанность вносить авансовые платежи сохранится. При этом, если кадастровая стоимость изменилась в течение года, сумму авансового платежа нужно будет считать из измененной стоимости, а не той, которая была на 1 января налогового периода.

СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Внесенные изменения касаются также и сроков уплаты налогов. С 1 января 2021 года представительные органы субъекта не будут устанавливать сроки уплаты имущественных налогов. Налоговым Кодексом установлены единые сроки уплаты транспортного и земельного налога для организаций.

С 2021 года уплата налогов будет производиться в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (I, II и III квартал).

Также новации законодательства затрагивают вопросы предоставления в налоговые органы информации от соответствующих уполномоченных органов о неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения и о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. С 1 июля 2020 года вступят в силу соответствующие п.18 и п.19 ст. 396 НК РФ, введенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Представление сведений в налоговые органы о земельных участках должно будет осуществляться органом, осуществляющим государственный земельный надзор. Соответствующая форма для представления сведений утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-21/646.

Информирование о многодетных должны будут осуществлять уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации:

  • орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • или находящееся в его ведении учреждение, осуществляющие функции в сфере социальной защиты населения.

Форма «Сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей», ее формат, а также порядки заполнения и представления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 19 ноября 2019 г. № ММВ-7-21/577 (вступает в силу с 1 июля 2020 г). Предусмотрено, что указанные сведения представляются в электронной форме в формате, утверждённом ФНС России, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который предоставляются сведения.

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕРЕХОДА К ИСЧИСЛЕНИЮ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗЛИЦ ИСХОДЯ ИЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ



Как указано на сайте Федеральной налоговой службы в сообщении от 10.01.2020г., в качестве налоговой базы по налогу на имущество физлиц впервые будет применена кадастровая стоимость на территории Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области.

В семи регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. - 0,2). В 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. - 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. В 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога.

В девяти регионах, не принявших решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор, равный 1,518 (в 2019 г. - 1,481). Кроме того, в 2020 году начнут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки недвижимости в регионах, где она проводилась в 2018 году.

В целом по оценке ФНС России, с налогового периода 2020 года для исчисления налога на имущество физлиц во всех регионах, кроме Севастополя, будет использоваться кадастровая стоимость. Таким образом, можно говорить о том, что в России завершился переход к исчислению налога на имущество физлиц, исходя из кадастровой стоимости.

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Случаи нецелевого использования земель далеко не редкость. Сельхозземли не возделываются и зарастают бурьяном, земли под жилищное строительство – не застраиваются.

В этой связи вполне понятно стремление государства (в лице налоговых органов) ограничить применение пониженной ставки земельного налога при использовании участков не по назначению.

В частности, можно считать сформировавшейся судебную практику по дачным участкам[1].

Суды в этих делах (со ссылкой на Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») пришли к заключению, что пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.

В деле, рассмотренном Конституционным Судом РФ (Определение от 23 июля 2020 г. № 1707-О), даже наличие у налогоплательщика статуса некоммерческой организации (товарищество собственников недвижимости - ТСН) не позволило применить пониженную ставку налога.

Суды установили, что спорные участки использовались товариществом в коммерческих целях (для перепродажи), а не для ведения дачного хозяйства или дачного строительства.

В ходе обследования было обнаружено, что дачные строения, сооружения на обследуемых территориях отсутствуют, земельные участки не используются для выращивания плодовых, овощных и сельскохозяйственных культур. На территории участка отсутствуют водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газификация, дороги, водонапорные башни, общие ворота, заборы, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения. Земельные участки не используются для дачного хозяйства (садоводства и огородничества). Обследованные земельные участки покрыты плотной сорной растительностью естественного происхождения, с остатками травостоя прошлых лет (высохшая трава), с преимущественным видовым составом сорняков: пырей, пижма, лебеда, осот, полынь и др.

Постановление 10ААС от 12.12.2019 по делу №А41-25410/19

Конституционный Суд, отказывая в принятии жалобы налогоплательщика, указал, что пп.1 п.1 ст.394 НК РФ[2]

предполагает возможность применения предусмотренной им налоговой ставки лишь в отношении указанных в нем земельных участков, в том числе при соблюдении любым собственником участка установленных ограничений по его использованию

Но на практике вырванные из контекста отдельных судебных актов фразы начинают применяться правоприменителем и в ситуациях, когда само целевое использование земельного участка налицо.

Причем происходит смешение отдельных, самостоятельных оснований для пониженной ставки: выводы из дел по «дачным» участкам применяют в делах по жилищному строительству.

Вот реальный пример.

В 2019г. Застройщик приобрел земельные участки с разрешенным использованием «под индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС).

Заказал проект планировки и план благоустройства и озеленения коттеджного поселка; размежевал участок, подвел все коммуникации, построил дороги, детские и спортивные площадки и т.д. По заказу покупателей (которые выбирают приглянувшийся участок и проект дома) стал возводить и продавать коттеджи.

Полагая, что все условия соблюдены (вид разрешенного использования под ИЖС + осуществление жилищного строительства) – применил пониженную ставку земельного налога 0,3% (вместе с повышающим коэффициентом 2).

Но налоговый орган пересчитал налог по общей ставке (1,5%).

Объяснение простое: раз участок под ИЖС – воспользоваться пониженной ставкой налога по таким участкам могут лишь граждане, которые строят «для себя» (много ли тех, кто может и, главное, хочет самостоятельно заниматься строительством своего дома – большой вопрос). А застройщик использует участок в предпринимательской деятельности, прибыль извлекает.

Действительно, с 01.01.2020 законодатель ввел прямой запрет (оправданность которого - тем для отдельной дискуссии) на применение ставки 0,3: в отношении участков под ИЖС, используемых в предпринимательской деятельности (пп.1 п.1 ст.394 НК РФ):

приобретенных (предоставленных) для жилищнгого строителства

приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности

Очевидно, что указанная норма ухудшает положение налогоплательщиков и в силу п.2 ст.5 НК РФ не имеет обратной силы.

Следовательно, запрет на применение пониженной ставки земельного налога для земельных участков, использующихся в предпринимательской деятельности, не распространяется на прошлые периоды.

В проверяемом периоде (речь про 2019 год) указанная норма не содержала ограничений в отношении субъектов, которыми приобретены (предоставлены) данные земельные участки (юридические или физические лица).

Поэтому ставка налога 0,3% (до 01.01.2020) должна применяться в отношении всех земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, независимо от того, юридическим или физическим лицом приобретен (предоставлен) такой земельный участок.

Тем не менее, налоговый орган отказал в применении ставки 0,3% в 2019г.

И это несмотря на подход Верховного Суда РФ[3] о том, что в качестве «прививки» от злоупотреблений и нерасторопности в освоении земель под жилищное строительство (а согласно классификатору[4] ИЖС – это подвид жилищного строительства) законодатель предусмотрел повышающий коэффициент (х2 в течение 3 лет, далее – х4) к «жилищно-строительной» ставке, а не применение общей ставки земельного налога.

К чему приводит такое расширительное толкование (вопреки буквальному содержанию пп.1 п.1 ст.394 НК РФ и экономическому обоснованию земельного налога) условий применения пониженной «жилищно-строительной» ставки земельного налога?

Очевидно, к удорожанию стоимости загородного жилья (ставшего особенно актуальным в период пандемии) – ведь в конечном счете все свои издержки застройщик перекладывает на покупателя.

[1] Определения Верховного Суда РФ от 18.05.2015 №305-КГ14-9101, от 29.02.2016 №305-КГ15-13502, от 20.04.2017 №305-КГ17-3265, от 15.01.2018 №305-КГ17-20424, от 21.12.2018 №307-КГ18-20670

[2] Справедливости ради надо отметить, что в Определении Суд привел редакцию пп.1 п.1 ст.394 НК РФ, действующую с 01.01.2020. Тогда как в деле налогоплательщика речь шла о 2017г.

[3] Определения ВС РФ от 04.02.2020 по делу №А53-21469/2017, от 15.10.2020 по делу №А60-50402/2019

[4] Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. №540


Налоги

Большинство собственников участков не регистрируют новые постройки. В результате они не облагаются налогом. Такие постройки, как баня, сарай и летняя кухня, признаются хозяйственными строениями. С 2020 года они облагаются имущественным налогом. В чем особенность процедуры?

Содержание статьи:

Особенности законопроекта принятого в 2019 году

Баня

Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ, все сооружения являются объектами недвижимости, если они прочно связаны с землей. При этом их перемещение невозможно без серьезного ущерба конструкции. Они должны иметь самостоятельное хозяйственное назначение и выступают обособлено в гражданском обороте. Так, сарай и баня могут передаваться арендатору по отдельности. В результате эти сооружения признаются объектами недвижимости, за которые необходимо платить налог.

Если человек одновременно является инвалидом и пенсионером, ему не нужно платить имущественный налог на постройку любого назначения и любой площади. Постройка может быть как жилого, так и нежилого назначения. В результате, у такого лица есть возможность не платить налог за хозяйственную постройку площадью до 50 кв. м., расположенную в садоводческом товариществе.

Если недвижимость не находится на кадастровом учете, с 2019 года за нее устанавливается двойной земельный налог.

Процедура оформления документов

Налог распространяется на имущество, расположенное на придомовой территории. При этом речь идет только о земле, владельцами которых являются физические лица. Данные изменения распространяются не только на дачников, но и на жителей деревень. Пенсионеры также будут платить за все постройки, кроме одной.

Расчет налога

Сумму налога рассчитывает инспектор налоговой службы. Для этого он использует средние показатели по всем данным. Общая сумма делится на количество участков, указанных в документе. В итоге получается сумма, применяемая ко всем землям.

Обратите внимание! На сегодняшний день кадастровая оценка земель проводится не реже, чем 1 раз за 5 лет. Но она не может проводиться чаще одного раза за 3 года. Именно от ее размера зависит размер налога.

Особенности оплаты налога на хозпостройки и др

Речь идет об оплате обычного налога на имущество физических лиц, который должен вносить каждый собственник, начиная с 1992 года. В 2016 году были внесены поправки в главу 32 Налогового кодекса РФ, согласно которым все хозяйственные постройки признаются объектами налогообложения наравне с жилыми строениями.

Но существуют следующие оговорки:

Налог оплачивается только за капитальные постройкиЭто те постройки, которые нельзя переместить без нарушения конструкций.
Размер площади от 50 кв. м.До этого размера действует льгота.
Право собственностиОблагаться могут только те объекты, на которые оформлено право собственности.

Важно! Сначала необходимо оформить право собственности на постройки. Только после этого можно обратиться с соответствующим заявлением в налоговую инспекцию.

Уведомление налоговой инспекции

Уведомление налоговой службы – обязанность всех налогоплательщиков, являющихся собственниками земельных участков с постройками. Это необходимо сделать до 31 декабря отчетного года. Необходимо учесть, что налоговая может самостоятельно начислить налог, так как между Росреестром и ФНС РФ осуществляется информационный обмен. Но в этом случае устанавливается повышенная ставка 0,5 %.

Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ, стандартная ставка составляет от 0,1 до 0,3 % от кадастровой стоимости объекта имущества. Конкретная ставка устанавливается на местном уровне и может отличаться в зависимости от региона и района. Более чем на 80 % территории страны действует ставка 0,3 %. Таким образом, если не сообщить своевременно об имеющихся постройках, налог будет почти в 2 раза выше стандартного.

У собственника всегда остается возможность подать уведомление. В этом случае налоговый инспектор внесет поправки и сделает перерасчет.

Как оформить льготы?

Если раньше льготники были обязаны предоставить соответствующие документы, начиная с 2019 года обязанность переходит в право. Если документы не будут представлены, инспекция самостоятельно запросит требуемые сведения. Но для этого гражданину необходимо подать заявление. После принятия решения налогоплательщик получит соответствующее уведомление.

К льготникам относятся следующие категории граждан:

  1. Герои СССР и Российской Федерации.
  2. Пенсионеры по выслуге лет и возрасту.
  3. Инвалиды детства любой группы.
  4. Инвалиды 1 и 2 группы.
  5. Члены семей военных и силовых служащих, погибших при исполнении обязательств.
  6. Лица, пострадавшие при испытаниях атомных устройств или радиации при ликвидации аварий.

Данные лица полностью освобождаются от оплаты по налогам за следующее:

  • жилые дома;
  • машиноместа;
  • гаражи.

При этом они освобождаются от налога только за один объект. Если в собственности такого лица находится квартира и загородный дом, необходимо выбрать только один объект. Об этом необходимо уведомить налоговую инспекцию.

Если от налогоплательщика не поступает уведомление, налоговая инспекция считает, что гражданин пока не нуждается в предоставлении льготы. Но у заявителя есть возможность пересчитать оплаченные налоги за последние 3 года.

Новый налог они могут не платить на сарай, баню и теплицу, если площадь постройки не более 50 кв. м. Если площадь более 50 кв. м., можно не платить только за одну постройку.

Таким образом, с 2020 года требуется уведомлять налоговую службу обо всех постройках на участке. Если размер постройки более 50 кв. м., устанавливается налог на имущество. Лучше это сделать самостоятельно, чтобы налоговая инспекция не начислила увеличенный налог.

Видео сюжет расскажет о новом налоге на хозпостройки

О ситуации с исчислением налога на имущество по кадастровой стоимости в 2020 году после поправок, внесенных осенью 2019 г. в ст.378.2 НК РФ


Вроде бы только порадовались, что законодатель сам и достаточно оперативно исправляет собственные недочеты в своей работе, но оказывается, что не все вопросы сняты.

Вот, пожалуйста, первые вопросы.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ)), вступающей в силу с 01.01.2020, определено, что объектами налогообложения по налогу на имущество организаций будут являться:

  1. недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как среднегодовая стоимость;
  2. недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

При этом в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в редакции Закона № 325-ФЗ следовало исчислять налог исходя из кадастровой стоимости по:

"иным объектам недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта."

Таким образом, из поправок, внесенных Законом № 325-ФЗ в статью 378.2 НК РФ (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и подп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ), следовало, что с 1 января 2020 года вне зависимости от факта упоминания недвижимого имущества в соответствующем региональном Перечне, если кадастровая стоимость имущества установлена, то подлежит уплате налог на имущество организаций, исчисленный по этой кадастровой стоимости.

То есть данные изменения влекли обязанность налогоплательщиков с 01.01.2020 исчислять налог на имущество по кадастровой стоимости фактически по всем объектам недвижимости, по которым определена кадастровая стоимость. При этом не имело значения, содержится ли недвижимость в региональном перечне, к какому типу относится эта недвижимость и т. д.

В связи с резонансом, вызванным предстоящим порядком исчисления налога на имущество по кадастровой стоимости по всей недвижимости (который многократно увеличивал налоговую нагрузку на налогоплательщиков), были внесены изменения в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Так, 28 ноября 2019 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. ЗЗЗ.33 и 378.2 части II НК РФ» (далее - Закон № 379-ФЗ), уточняющий перечень недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость.

Такими объектами согласно новой («последней») редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ считаются:

«жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства».

При этом приходится признать, что и в этот раз не обошлось без неясностей.

Так, в данной формулировке остается не вполне понятным смысловое назначение союза «а также», который разделяет перечисляемые объекты налогообложения и с точки зрения правил русского языка позволяет толковать новую формулировку подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ одним из двух вариантов.

Вариант 1: союз «а также» не имеет самостоятельной смысловой функции и использован исключительно для интонационного «разбавления» текста из 8-ми однородных членов предложения (жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения, сооружения). Таким образом, в целях кадастрового налогообложения критерий расположения объекта на определенном земельном участке относится ко всем перечисленным объектам.

Вариант 2: союз «а также» является смысловым разделителем перечисленных объектов на две самостоятельные части:

1) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства,

2) а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения, сооружения, расположенные на земельных участках.

То есть в целях кадастрового налогообложения критерий расположения объекта на определенном земельном участке относится только ко второй части объектов, перечисленных после союза «а также». Таким образом, первая часть объектов – жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства – облагаются по кадастровой стоимости независимо от назначения земельного участка, на котором они расположены, то есть в любом случае при наличии у них кадастровой стоимости.

Вместе с тем, по нашему мнению, законодатель всё же имел в виду первый вариант формулировки подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, то есть предполагал кадастровое налогообложение по отношению ко всем перечисленным в данной норме объектам исключительно в зависимости от вида земельного участка; если же объект, в том числе жилье, гараж, машино-место, НЗС находится на ином земельном участке, то он облагается по среднегодовой стоимости (и только если относится к основным средствам организации).

Так, например, в Толковом словаре Ефремовой[1] приведено следующее толкование союза «а также»:

«Употребляется при соединении однородных членов предложения или предложений в составе сложносочиненного предложения, указывая на их тождественность или близость по значению; соответствует по значению словам: в равной мере, равным образом, тоже, вместе с».

В защиту данной позиции можем сослаться также на имеющийся в нашем распоряжении текст письма Минфина РФ от 10.10.2019 № 03-05-05-01/77851 за подписью И. В. Трунина, в котором Минфин, еще до Закона № 379-ФЗ, предпринял попытку «успокоить» налогоплательщиков по вопросу «тотального» кадастрового налогообложения всех иных объектов недвижимости:

«…

Вместе с тем, поскольку включение новых объектов налогообложения налогом на имущество организаций реализовано через ссылку на положения главы 32 Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц», при применении новых норм исходя из системного толкования положений Налогового Кодекса следует исходить из того, что речь идет лишь о тех объектах имущества, которые могут находиться в собственности физических лиц - налогоплательщиков налогом на имущество физических лиц и в отношении которых налог на имущество физических лиц должен уплачиваться исходя из кадастровой стоимости таких объектов

Таким образом, руководствуясь положениями главы 32 Налоговою кодекса, полагаем, что в качестве иных объектов недвижимою имущества, подлежащих налогообложению налогом но имущество организаций по кадастровой стоимости, выступают принадлежащие организациям жилые помещения, садовые дома, жилые строения, гаражи и машино-места, объекты незавершенного строительства, а также хозяйственные строения, расположенные на садовых и приусадебных участках, т.е. ограниченный перечень имущества.

Вместе с тем нельзя исключать и иное – по Варианту 2 – толкование последней редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, которое может быть основано на том, что роль союза «а также» заключается в противопоставлении двух групп перечисленных объектов по критерию их нахождения или ненахождения на определенном земельном участке.

Так, например, можно встретить и такой анализ правил применения союза «а также»[2]:

«Союз а также объединяет предыдущее множество объектов в одну семантическую группу и добавляет к ним выделенный объект. Это может быть сделано либо с целью противопоставления, либо просто с целью присоединения к упомянутому множеству объекта другой природы…».

Официальные комментарии по данному вопросу пока отсутствуют.

Таким образом, по нашему мнению, с 2020 года по кадастровой стоимости организации следует облагать следующие объекты:

  • коммерческую торгово-офисную недвижимость, включенную в региональный перечень (подп. 1-3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ)
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (если по данным объектам определена кадастровая стоимость).

По остальным объектам, учитываемым на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, то есть как среднегодовая стоимость.

2020 год принес существенные изменения, которые коснулись плательщиков земельного налога. Главной новостью стала отмена предоставления налоговых деклараций, начиная с отчетного периода 2020 г. Отчет, который организации сдают в текущем году за период 2019 г. – последний.

Земельный налог 2020: когда нужно отчитаться за прошлый год

В текущем году необходимо отчитаться по земельному налогу следующим организациям (п.1 ст.388 НК РФ):

  • имеющим земельный участок в собственности (на балансе);
  • если участок находится в бессрочном пользовании.

Нет обязанности подавать декларацию организациям, если участки;

  • получены в пользование по договору аренды;
  • находятся на праве безвозмездного пользования.

По итогам 2019 г. организации обязаны самостоятельно рассчитать земельный налог для юридических лиц, а также подать декларацию в ИФНС. В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость участка, числящаяся в Росреестре по состоянию на 01.01.2020 г. Уточнить стоимость можно:

  • зайдя на официальный сайт Росреестра (сервис «Публичная кадастровая карта»);
  • заказав выписку из ЕГРН на сайте Росреестра, либо в офисе ведомства, а также через МФЦ.

Если организация пользуется налоговыми льготами по земельному налогу, установленными ст.395 НК РФ, то из кадастровой стоимости вычитается сумма льготы, и остаток умножается на ставку налога.

Размер ставок устанавливается местными органами власти, с учетом верхней границы, регламентируемой ст.394 НК РФ. Для уточнения ставки, действующей в конкретном регионе, плательщикам необходимо обратиться в свою ИФНС. Это поможет избежать переплаты по налогу. Применять ставки, указанные в ст.394 НК РФ можно только в том случае, если на местном уровне ставки не были введены. Аналогично и со льготами: их точный перечень, применимый на территории субъекта, а также список подтверждающих документов необходимо уточнять в местной налоговой инспекции или на ее сайте.

Поскольку ставки и размер льгот – фиксированные величины, то для уменьшения суммы земельного налога в 2020 году к уплате организация может попытаться снизить кадастровую стоимость. Сделать это можно в следующих случаях:

  • при изменении качественных и количественных характеристик участка (изменение площади или присвоенной категории земель);
  • если в данных Росреестра содержатся ошибочные сведения;
  • по решению суда.

За 2019 год заплатить земельный налог для юридических лиц надо не позднее 01.02.2020 г. Но поскольку дата выпадает на выходной день, срок переносится на 03.02.2020 г. Это самый ранний срок, когда муниципалитет может требовать внесения платы за землю. Но на местном уровне могут устанавливаться и более поздние даты, а также периодичность уплаты (квартальные авансы или единый годовой платеж). Это также уточняется в местной ИФНС.

Уплачивается налог по месту нахождения участка, вне зависимости от того, где зарегистрировано юридическое лицо-собственник. Если участок относится к разным муниципальным образованиям, платеж распределяется пропорционально площади, относящейся к каждому из них. Соответственно, внести платеж придется несколькими платежными поручениями в разные ИФНС.

Изменения по земельному налогу с 2020 года

В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2020 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2020 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2019.

Основные изменения относительно налогового периода 2020 г. следующие:

  • с отчета за 2020 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2019 г.);
  • юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2019 г.);
  • вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
  • запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
  • ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка - в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2020 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.

С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.

Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2019 г. установлен 01.02.2020 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2020 г.), то в 2021 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):

  • налог за 2020 год – не позднее 01.03.2021 г.;
  • авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
  • за 1-й квартал 2021 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
  • за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
  • за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)

Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.

Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС - такие участки будут облагаться по повышенной ставке.

КБК для юрлиц по земельному налогу в 2020 г. остались без изменений.

Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2020 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.

Читайте также: