Налог на нефть в казахстане

Опубликовано: 16.05.2024

Документ полезен? 0 m n 0

Порядок введения в действие настоящего приказа см. п. 4 .

1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 февраля 2016 года N 81 "Об утверждении Перечня товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, размера ставок и срока их действия и Правил расчета размера ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и товары, выработанные из нефти" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов N 13217, опубликован 25 февраля 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет") следующие изменения:

в Перечне товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, размер ставок и срок их действия, утвержденном указанным приказом:

в разделе 2. "Нефть сырая и товары, выработанные из нефти, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, размер ставок и срок их действия":

изложить в следующей редакции:

2709 00 900 9 Нефть сырая В соответствии с Правилами расчета размера ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и товары, выработанные из нефти постоянно
2710 12 за исключением 2710 12 110 1, 2710 12 150 1, 2710 12 900 2 Легкие дистилляты и продукты В соответствии с Правилами расчета размера ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и товары, выработанные из нефти С 1 января 2021 года постоянно
2710 19 110 0, 2710 19 150 0, 2710 19 210 0, 2710 19 250 0, 2710 19 290 0 Средние дистилляты В соответствии с Правилами расчета размера ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и товары, выработанные из нефти С 1 января 2021 года постоянно
2710 19 42, 2710 19 460 0 Тяжелые дистилляты: газойли В соответствии с Правилами расчета размера ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и товары, выработанные из нефти С 1 января 2021 года постоянно

в Правилах расчета размера ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и товары, выработанные из нефти, утвержденных указанным приказом:

пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Ставки вывозных таможенных пошлин на светлые нефтепродукты определяются исходя из ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть на текущий месяц по следующей формуле:

СВТПс – ставка вывозной таможенной пошлины в отношении светлых нефтепродуктов;

К – поправочный коэффициент 0,3;

ВТПнефть – ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть.".

приложение 1 к Правилам расчета размера ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и товары, выработанные из нефти изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту внешнеторговой деятельности Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра торговли и интеграции Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

Министр торговли и интеграции
Республики Казахстан
Б. Сұлтанов

"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан

"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

"СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан


Приложение
к приказу
Министра торговли и интеграции
Республики Казахстан
от 25 декабря 2020 года N 310-НҚ

Приложение 1
к Правилам
расчета размера ставок
вывозных таможенных пошлин
на сырую нефть и товары,
выработанные из нефти

(Артур Анищенков — независимый политолог)

Власти Казахстана намереваются с 1 января 2009 года ввести налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на сырую нефть, включая газовый конденсат и на все виды металлов. С 2011 года казахские власти планируют увеличить ставки и ввести в действие НДПИ на газ, согласно проекту Налогового кодекса Республики Казахстан.

Новый налоговый кодекс предусматривает ставку налога на нефть и газовый конденсат с 2011 года, которая будет варьироваться от 7% до 20%.

Новый НК такой же предусмотривает наиболее низкий налоговый порог для компаний, добывающих до 250.000 тонн в год и наиболее высокая — для компаний, добывающих свыше 10 миллионов тонн. Также с 2011 года в Казахстане вводится НДПИ на газ в размере 10% от мировой цены.

Продажи на внутреннем рынке будут облагаться меньшим налогом: в зависимости от объема добычи НДПИ в этом случае составит от 0,5% до 1,5%.

Как сообщает Reuters, с 2011 года НДПИ на железо и марганцевые руды составит 3 процента (2,5 процента в 2009 году и 2,8 процента в 2010), на хромовую руду — 17,0 процента (16,2 процента и 16,8 процента), на закись-окись урана — 15 процентов (14 процентов и 16,5 процента), на медь — 8,0 процента (8,7 процента и 9,8 процента), цинк — 9,0 процента (8,0 процента и 9,0 процента), свинец — 8,5 процента (8,0 процента и 8,5 процента), золото и серебро — 5 процентов (5,0 процента и 5,5 процента), алюминий — 0,3 процента (0,25 процента и 0,28 процента). Также с 2011 года, согласно проекту Налогового кодекса в Казахстане будет действовать НДПИ на олово и никель в размере 6 процентов, также на ванадий — 4 процента, хром, титан, магний, кобальт, вольфрам — 6 процентов, литий, бериллий, ниобий, тантал, стронций, галлий — 7,7 процента. Будет введен НДПИ на экспортируемый каменный уголь со ставкой 2,51 процента, на фосфориты — 4,0 процента.

Подобный шаг соответствует политике властей Казахстана, которые снижают налоговое бремя на несырьевые сектора экономики и увеличивают налоги для компаний, добывающих сырье. Возможно, что исключительными останутся лишь контракты компаний, которые занимаются разработкой крупнейших нефтяных месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.

Новый Налоговый кодекс будет внесен в парламент на обсуждение в сентябре этого года и начнет действовать с 1 января 2009 года.

В 2007 году в Казахстане было произведено 67,5 млн. тонн нефти и конденсата, экспорт составил 60,8 млн тонн. Прогноз добычи на 2008 год — 67,6 млн. тонн.

Независимый политолог Артур Анищенков считает «действия казахских властей предсказыемыми, поскольку, как известно, Казахстан в наибольшей степени пострадал от кризиса рискованной ипотеки в США. Поэтому сейчас власти пытаются залатать возникшие в бюджете дыры».

Андрей Диргин, БКС Экспресс

Последние новости

Рекомендованные новости

Итоги торгов. Пессимизм быстро сменился эйфорией

Как старение населения влияет на прибыльность акций. Дискуссия экспертов

Новая стратегия Белуги. Что ждать от акций

Что из себя представляет АФК Система? Инфографика

8 фишек БКС Экспресс, которые вам пригодятся

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Прибыль от экспорта черного золота поступает двумя путями: налоговые выплаты и таможенная пошлина

Как распределяют нефтяные доходы Казахстана?- Kapital.kz

Кто и как распределяет нефтяные доходы — об этом центру деловой информации Kapital.kz рассказал директор департамента исследований и статистики Национального банка РК Виталий Тутушкин.

Ни для кого не секрет, что одной из ведущих отраслей казахстанской экономики является нефтегазовый сектор. Казахстан относится к числу наиболее перспективных нефтегазовых регионов и на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест в мире по запасам нефти (12-е место в мире, 1,8% от мировых запасов). Нефтегазовая промышленность является одним из основных драйверов экономического роста страны, тем самым отражая существенную зависимость экономики от доходов данной отрасли. Так, экспорт нефти и газа в 2013 и 2014 достиг рекордного показателя 70% от всего экспорта страны (2017 году около 60%).

Учитывая важность и значимость нефтегазового сектора, интересен вопрос, как распределяются доходы, полученные от продажи черного золота.

Прибыль от экспорта нефти в Казахстан поступает двумя путями: налоговые выплаты, включая специальные платежи недропользователей (перенаправляются в Национальный фонд РК), и в виде экспортной таможенной пошлины на сырую нефть и товары, выработанные из нефти (в республиканский бюджет).

Поступления в Национальный фонд. Поступления в НФ РК состоят из следующих статей:

• прямые налоги от предприятий нефтяного сектора:

 корпоративный подоходный налог (39% от поступлений в 2017 году);

 налог на добычу полезных ископаемых (31%);

 доля РК по разделу продукции по заключенным контрактам (14%);

 рентный налог на экспорт (13%);

 налог на сверхприбыль, прочие виды налогов (3%);

• инвестиционные доходы от управления НФ РК;

• другие поступления от операций, осуществляемых предприятиями нефтяного сектора;

• иные поступления, не относящиеся к вышеуказанным статьям.

Основная доля поступлений в Национальный фонд приходится на прямые налоги от предприятий нефтяного сектора. При этом каждый отдельный вид налога, направляемых в НФ РК, имеет свои особенности по размеру присваиваемых ставок и правилам сроков уплаты согласно Налоговому кодексу РК.

Справочно: Национальный фонд был создан в 2000 году, за образец была взята модель Стабилизационного фонда Норвегии. Основной целью Национального фонда является сбережение финансовых ресурсов посредством формирования накоплений доходов от нефтяного сектора для будущих поколений, снижение зависимости государственного бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках. Основными функциями Национального фонда являются стабилизационная и сберегательная.

Следует отметить, что законодательная база в отношении налоговых поступлений подвержена изменениям. В Налоговом кодексе 2018 года в целях стимулирования разработки морских и сверхглубоких месторождений углеводородного сырья введен новый вид налога — альтернативный налог. Данный налог не является дополнительным, поскольку представляет собой возможность недропользователя альтернативным способом исполнять свои налоговые обязательства по ряду специальных платежей и налогов недропользователей (вместо налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ), исторических затрат, рентного налога и налога на сверхприбыль).

Альтернативный налог на недропользование определяется аналогично КПН как разница между выручкой и вычетами, за исключением расходов по вознаграждению, которые не подлежат вычету. Ставка по нему устанавливается дополнительно к КПН и исчисляется в зависимости от мировых цен на нефть (до 50 долл. США за баррель — 0%, выше 90 долл. США за баррель и выше — 30%). Также с 2019 года отменяется бонус коммерческого обнаружения, что, по мнению специалистов Делойт и PwC, было сделано в целях стимулирования разведки. Согласно старому налоговому кодексу уплата данного бонуса была обязательной сразу после обнаружения коммерческих запасов полезных ископаемых, что в условиях низких цен на нефть явилось сдерживающим фактором от проведения разведывательных работ.

Перечень предприятий нефтяного сектора, вышеперечисленные налоговые поступления которых зачисляются в Национальный фонд, ежегодно утверждается совместным приказом Министерств финансов и экономики Республики Казахстан. На 2018 год список представлен 152 организациями.

Основным налогоплательщиком в нефтяной отрасли является ТОО «Тенгизшевройл», налоговые выплаты которого в 2017 году составили 1,13 трлн тенге (рис. 1). Общая доля налогов, приходящаяся на остальные компании, гораздо ниже.

791e933557da7fb904f784a5d74.jpg

Поступления в государственный бюджет. Экспортная таможенная пошлина (далее — ЭТП) на сырую нефть и товары, выработанные из нефти, является единственным налогом в нефтегазовой отрасли, с помощью которого пополняется республиканский бюджет.

С 1 марта 2016 года для расчета ЭТП используется прогрессивная шкала. Основной целью такого подхода является смягчение налоговой нагрузки на недропользователей — экспортеров казахстанской нефти. В отношении вывозимой сырой нефти в течение месяца применяется одна из ставок вывозных таможенных пошлин, предусмотренных в Правилах.

Впервые экспортная таможенная пошлина была введена в мае 2008 года и действовала до января 2009 года. Ее размер варьировался от 109,91 до 203,8 доллара США за тонну. Отмена экспортной таможенной пошлины в январе 2009 года была связана с падением мировых цен на нефть.

В связи со «стабилизацией цен на нефть» ставка ЭТП с августа 2010 года составляла 20 долларов за тонну, в 2011 году — 40 долларов, в 2013 году — 60 долларов, в 2014 году — 80 долларов, в 2015 году — 60 долларов, а с 1 января 2016 года — 40 долларов за тонну.

Согласно утвержденным Правилам ставка таможенной пошлины используется в расчете на 1 тонну в зависимости от значения средней рыночной цены на нефть за предшествующий период.

Шкала ставок ЭТП стартует со средней рыночной цены в 25 долларов США и доходит до цены в размере 185 долларов США за баррель и выше (максимальная ставка — 236 долларов США за тонну нефти).

Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, рассчитываются ежеквартально на основе среднеарифметического значения средних рыночных цен сырой нефти за три календарных месяца. Расчет производится в долларах США за тонну с учетом поправочных коэффициентов. Согласно методике, в расчете от среднеарифметического значения средних рыночных цен отнимается рыночная цена сырой нефти, ниже которой вывоз нефтепродуктов вывозными таможенными пошлинами не облагается, равной 187,5 долл. за тонну (около 25,5 долл. за баррель, 1 баррель ≈ 0,1364 тонн нефти).

Поступления в государственный бюджет от ЭТП в первом полугодии 2018 года увеличились на 17% при росте цен на нефть на 35%. Необходимо отметить, что это максимальный показатель с 2011 года (рис. 2).

6da2ebfc1b292d1a747dcdbd83c.jpg

В целом выручка от нефтяного сектора в основном поступает в Национальный фонд РК, который играет важную роль в экономике страны. Активы Национального фонда, наряду с золотовалютными резервами Национального Банка, являются подушкой экономической безопасности и служат гарантом макроэкономической стабильности в стране. Определенная часть поступлений от нефтяного сектора попадает в республиканский бюджет в виде таможенных пошлин. Кроме того, ежегодно из Национального фонда в республиканский бюджет выделяются гарантированные трансферты, размеры которых определены Концепцией формирования и использования средств Национального фонда. Таким образом, зависимость бюджета от поступлений нефтяного сектора высокая. При этом Правительством в рамках снижения зависимости от нефтяных доходов предпринимаются меры по диверсификации экономики страны.

Нур-Султан. 4 марта. КазТАГ – Свыше $562 млрд дополнительных инвестиций может понадобиться Казахстану для ответа на введение углеродного налога на всей территории Европейского союза (ЕС), сообщил премьер-министр Аскар Мамин.

«Сценарий глубокой декарбонизации, в котором учитываются значительные меры по включению новых регулируемых отраслей экономики в СТВ (систему торговли выбросами – КазТАГ) и внедрение углеродного налога в Казахстане для нерегулируемых секторов экономики (приведут к сокращению выбросов ПГ (парниковых газов – КазТАГ) до 80%). Объем дополнительных инвестиций предварительно оценивается в $562,3 млрд. Данные меры позволят исключить углеродный налог для казахстанских товаров путем достижения уровня углеродной цены ЕС», — сообщил Мамин, отвечая на запрос группы депутатов мажилиса касательно углеродного налога на импорт.

Парламентарии в своем запросе указывали на то, что в целях усиления стимулов к зеленой экономике с учетом последствий пандемии страны Евросоюза с 2022 года планируют ввести углеродный налог на импорт.

«Это вызывает наше беспокойство, так как более половины казахстанского экспорта приходится именно на страны Европы», — отметили 3 февраля мажилисмены.

Они уточнили, что углеродный налог, применяемый в ряде стран Европы, и теперь планируемый на все страны ЕС, может иметь три формы: 1) введение налога на границе ЕС на углеродоемкий импорт; 2) распространение системы торговли квотами на выбросы углерода на страны, не входящие в Евросоюз; 3) установление углеродного НДС.

По мнению депутатов, законодательство Казахстана позволяет интегрироваться в европейскую систему торговли квотами на выбросы углерода, если будет принята вторая форма углеродного налога и «вопрос будет стоять лишь в цене углеродных единиц».

«Однако если примутся первая или третья форма углеродного налога, то это, на наш взгляд, будет нести в себе существенный риск для экономики Казахстана, в экспорте которой преобладает углеродоемкий сырьевой сектор, в первую очередь, поставки нефти. И к этому надо быть готовым заранее», — отмечали депутаты, попросив отразить позицию правительства по указанным проблемам.

Как уточнил Мамин, основные риски и меры в отношении Казахстана определены в разрабатываемой концепции низкоуглеродного развития до 2050 года, которая включает три сценария развития экономики Казахстана: базовый, зеленой экономики и упомянутый выше – глубокой декарбонизации. Влияние углеродного корректирующего пограничного механизма (УКПМ), как заверил премьер, учитывается во всех трех сценариях.

Два других сценария по предварительным результатам моделирования это:

— базовый сценарий (сохранение текущих мер и политик) – выплата углеродного налога в бюджет ЕС для всех отраслей экономики Казахстана к 2035 году при уровне экспорта и ценах 2017 года может достигнуть 18,4 % от общего дохода экспорта;

— сценарий зеленой экономики – включает в себя меры по ужесточению СТВ путем внедрения механизма платного распределения квот на выбросы ПГ, при котором сокращение выбросов ПГ достигнет 60% (на реализацию данного сценария потребуется $81,3 млрд дополнительных инвестиций к 2050 году, это приведет к снижению налога на 6,3% по отношению к базовому сценарию при уровне экспорта и ценах 2017 года).

«ЕС намерен сократить выбросы парниковых газов на 55% к 2030 году и достичь полной углеродной нейтральности к 2050 году. В рамках заявленной цели Еврокомиссия предлагает ввести УКПМ, окончательная форма которого еще не определена, при этом наиболее вероятный механизм – налог на импорт в ЕС. Основная задача данного налога – это в первую очередь, сокращение выбросов ПГ как в ЕС, так и стимулирование сокращения выбросов в других странах. Вторая задача – это повышение конкурентоспособности европейских товаров на рынке. Введение данного налога в ЕС планируется не раньше 1 января 2023 года. Ориентировочные сроки по определению структуры и методологии расчета налога – III квартал 2021 года. Так планируется, что с 2023 года налог покроет продукцию таких секторов, как производство электроэнергии, черная металлургия и производство минералов, а с 2025 года схема налога будет расширена на другие сектора, среди них: химическая промышленность, все виды металлургической промышленности и нефтехимия», — пояснил глава кабмина.

По его словам, ожидается, что цена на углерод в СТВ ЕС значительно вырастет в ближайшие 10-15 лет.

«В 2020 году углеродная цена составила в среднем около $29 за тонну СО2 (углекислый газ), прогнозируемый рост цены приведет к $105,9 за тонну СО2 в 2030 году. На сегодняшний день утверждена дорожная карта по ответным мерам, которая включает усовершенствование институциональных и других мер, а также рассматривается возможность адаптации казахстанской СТВ с европейской для расширения рынка торговли углеродными единицами и, в зависимости от ситуации в ЕС, недопущения роста тарифов», — заключил Мамин.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.

НДПИ в налогом законодательстве

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

Методики и пример расчета

Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.

Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.

Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.

Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.

Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:

  • Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
  • Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.

Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.

Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.

  • 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
  • 35000 * 250 = 8750000 руб.
  • 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
  • 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
  • 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
  • 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.

Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.

Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Нефть

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Газ и конденсат

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Уголь

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Драгметаллы

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

Читайте также: