Налог на имущество в управленческих расходах

Опубликовано: 14.05.2024

Управленческие расходы представляют собой траты на управление компанией. Они отделяются от трат на поддержание производственного процесса. В этом их основная особенность.

Что входит в управленческие расходы?

Сначала разберемся, что не входит в управленческие расходы. В них не входят любые траты, которые связаны с производственной деятельностью.

Рассмотрим пример. Зарплата начальника цеха – это то, что можно отнести к тратам на производственные процессы. Связано это со спецификой работы этого специалиста. Он непосредственно обеспечивает стабильность производства. Зарплата гендиректора – это уже управленческие расходы. Главное отличие этих расходов заключается в том, что производственные траты влияют на себестоимость конечного изделия, а управленческие расходы не влияют. Однако последние могут включаться в себестоимость опосредованно.

Рассмотрим характерные примеры управленческих расходов:

  • Траты на административные нужды.
  • Обеспечение работы управленцев.
  • Амортизация и траты на ремонт ОС управленческого назначения.
  • Аренда помещений под деятельность компании.
  • Траты на услуги аудитора, консультанта.
  • Траты на прочие управленческие нужды.
  • Охрана.
  • Расходы на обращение к сторонним компаниям.
  • Подготовка кадрового состава.
  • Представительские расходы.
  • ЖКХ.
  • Траты на канцелярию, телефонную связь.

Вопрос: Три организации заключили договор о совместном использовании судна, находящегося в общей долевой собственности. Одна из них обеспечивает деятельность судна и понесла управленческие расходы. Вправе ли она взыскать их с других организаций в качестве неосновательного обогащения?
Посмотреть ответ

УР имеют условно-постоянное значение. То есть они практически не изменяются. Размер трат можно предсказать. Связано это с тем, что на объем управленческих расходов не влияет число выпускаемых изделий. Однако расширение объемов производства ведет к снижению размера УР на единицу изделия. По этой причине повышается прибыль с единицы произведенного изделия.

ВНИМАНИЕ! Сведения об общем объеме УР можно получить из строки 2220 отчета об убытках. Развернутые сведения содержатся на счете 26 бухучета.

Разновидности УР и формы их планирования

Управленческие расходы не привязаны напрямую к показателям продаж или объемам производства. Расчет производится без учета динамики доходов предприятия. Большинство накладных трат включены не в нормированные, а в лимитируемые расходы. То есть для них устанавливается определенный лимит на заданный период. Управленческие расходы можно разделить на две категории:

  1. Привязанные к активам. Это начисления по амортизации, траты на содержание и ремонт ОС, помещений, плата за аренду.
  2. Привязанные к развитию предприятия. К ним относятся траты на выплату зарплат управленческому составу. Это могут быть выплаты командировочных, отпускных. Планирование подобных трат весьма затруднительно.

Управленческие траты постоянно увеличиваются. Это нужно учитывать при их планировании. Увеличение трат необходимо для обеспечения эффективности функционирования компании, поддержания конкурентоспособности. Важнейшую роль играет индексация. Рассмотрим способы планирования УР:

  1. Традиционный. Данный метод использовался еще в Советском союзе, а потому его второе название – советский. Подразумевает ограничение УР установленным процентом от фонда выплат зарплат. Данный метод считается устаревшим. Связано это с тем, что у него есть много недостатков. В частности, его применение ведет к уменьшению эффективности производства. Традиционный способ практически не используется. Он не актуален для коммерческих производств.
  2. Планирование исходя из уже достигнутых результатов. Метод предполагает ежегодное повышение (индексацию) показателей УР. Увеличение производится исходя из темпов роста расходов. Рассматриваемый метод часто используется коммерческими компаниями.
  3. Планирование, предусматривающее связь с окончательным результатом. Это наиболее эффективный метод, который используется ключевыми структурами высокоразвитых стран.

Конкретный метод определяется в зависимости от нужд предприятия. В России наиболее популярен второй вариант.

Особенности бухучета управленческих расходов

Понятие управленческих трат не содержится в нормативных актах, регламентирующих бухучет. Учет этих трат определяется практическим путем. В частности, УР фиксируются по строке «Управленческие траты», на счете 26 (дебет):

  • ДТ КТ02, 05 – начисление амортизации по ОС.
  • ДТ26 КТ04 – списание трат на научные и прочие исследования, итоги которых будут использованы в дальнейшей общехозяйственной деятельности.
  • ДТ26 КТ16 – списание отклонений в стоимости ОС, которые были применены в общехозяйственных нуждах.
  • ДТ26 КТ18 – списание НДС.
  • ДТ26 КТ21 – использование полуфабрикатов, которые были изготовлены на производстве, для общехозяйственных нужд.
  • ДТ26 КТ23 – списание трат вспомогательных производств.
  • ДТ26 КТ29 – списание расходов обслуживающих хозяйств.
  • ДТ26 КТ43 – списание стоимости готовых изделий, которые использованы для общехозяйственных нужд.
  • ДТ26 КТ60, 76 – учет трат на услуги аудиторов, консультантов и прочих представителей сторонних компаний.
  • ДТ26 КТ68 – начисление налоговых сборов.
  • ДТ26 КТ69 – начисление взносов на пенсионное или медицинское страхование.
  • ДТ26 КТ70 – начисление заработка управленческому составу.
  • ДТ26 КТ71 – списание в счет общехозяйственных трат, которые сформированы подотчетными сотрудниками.
  • ДТ26 КТ76 – предоставление услуги для общехозяйственных потребностей.
  • ДТ26 КТ79 – общехозяйственные траты, сформированные в головном офисе и полученные филиалами, направленные на автономный баланс.
  • ДТ26 КТ94 – списание недостач и трат от порчи материальных объектов.
  • ДТ26 КТ96 – формирование резервов будущих трат на общехозяйственные расходы.
  • ДТ26 КТ97 – списание трат предстоящих периодов.

Рассмотрим проводки по кредиту счета 26:

  • ДТ76 КТ26 – возмещение ущерба, который ранее были учтен в составе общехозяйственных трат.
  • ДТ86 КТ26 – списание трат за счет денег, направленных на целевое финансирование.
  • ДТ90 КТ26 – списание трат, которые находятся на счете 26, в дебет счета 90.

Каждая из проводок должна быть подтверждена первичной документацией. Если первичные документы отсутствуют, у проверяющих органов возникнут вопросы. По каждой проводке указывается сумма операции.

Какие данные бухгалтерского учета используются при заполнении строки 2220 «Управленческие расходы»?

Налоговый учет

Любые траты компании, в том числе управленческие расходы, учитываются при налогообложении. Для учета они должны соответствовать следующим условиям:

  • Расходы являются рациональными с экономической точки зрения.
  • Траты подтверждены первичной документацией. Все расходы включаются в налоговый учет только на основании сведений из бухучета.
  • Главная цель расходов – прибыль предприятия в дальнейшем.

Траты будут отражены в периоде, к которому они принадлежат.

К СВЕДЕНИЮ! При налоговом учете управленческих расходов у специалистов возникает множество вопросов. К примеру, многие не знают, относятся ли к тратам следующих периодов УР в случае, если прибыль отсутствует. При анализе налоговых нормативных актов можно сделать вывод: УР для налогообложения признаются только в тратах нынешнего отчетного периода. В бухучете компания самостоятельно определяет порядок признания трат и фиксирует это в учетной политике.

Содержание

  1. Что такое управленческие расходы, чем отличаются от коммерческих
  2. Что входит в состав управленческих расходов
  3. Отражение управленческих издержек в бухгалтерском учете
  4. Финансовый анализ расходов на управление

Каждая компания сама определяет, как признавать управленческие расходы (УР), что предусмотрено Положениями по бухучету. Это траты, которые не имеют отношения к производству, и расходуются на управление организации. Их включают в себестоимость производства или реализации товаров (услуг), выполненных работ и других видов деятельности предпринимательства. Но такие издержки распределяются между всеми товарами пропорционально зарплате штата производственного цеха или другому показателю, который экономически обоснован.

Что такое управленческие расходы, чем отличаются от коммерческих

Не имеющие связи с основным производством, выполняемыми работами, реализацией услуг и продукции траты – то, что включают в себя управленческие расходы.

Коммерческие, наоборот имеют прямое отношение к перечисленным видам деятельности (зарплата руководителя производственного отдела и другие).

Нормативы, законы и документы, которыми регулируется этот вопрос:

  • Закон №129-ФЗ;
  • ПБУ (Положения по бухгалтерскому учету) 10/99 п.20 и 1/2008 п.4;
  • письмо Министерства финансов № 07-05-06/191 от 02.09.2008;
  • План счетов Министерства финансов 31.10. 2000.

По последнему пункту: счета для проведения УР определяются с учетом сферы деятельности предприятия, его размера и структуры, организационно-правовой формы и других особенностей.

Что входит в состав управленческих расходов

Поскольку рассматриваемые затраты могут отличаться по составу, что зависит от перечисленных выше условий, выделим общие:

  • зарплата и отчисления администрации;
  • расходы на услуги связи;
  • содержание административных зданий: кадровый, юридический и другие отделы;
  • приобретение канцелярских товаров и офисного оборудования;
  • аренда общехозяйственных помещений;
  • охрана труда (закупка спецодежды, средств индивидуальной защиты (СИЗ) и прочего) и сертификация товаров;
  • представительские мероприятия;
  • транспортная доставка работников на предприятие и обратно;
  • амортизация не имеющих отношения к производству основных средств (ОС);
  • командировки офисных работников;
  • пожарная охрана предприятия и мероприятия, связанные с пожарной безопасностью;
  • транспортные налоги, уплачиваемые на ОС;
  • страхование сотрудников и имущества;
  • ремонт не имеющих отношения к производству ОС;
  • расходы на жилищно-коммунальные услуги (электроэнергия, вода, отопление и прочее) в административных зданиях;
  • налог на вредные выбросы;
  • услуги управленческой организации;
  • оплата услуг специалистов-аудиторов, консультантов и прочих экспертов.

Список можно расширить финансированием обучения работников (включая повышение квалификации), поиск новых сотрудников. Допускается включение расходов на СИЗ для коллектива, содержание медпункта, территории предприятия и так далее.

Отражение управленческих издержек в бухгалтерском учете

Административные издержки включаются в «Общехозяйственные расходы», так как на них не оказывает влияние объем деятельности предприятия.

Списание осуществляется двумя способами: признание затрат условно-постоянными с включением их в себестоимость и разделение на условно-переменные и условно-постоянные.

Первый вариант проводится как К26, Д90. Второй предполагает подсчет сокращения себестоимости производства, а условно-постоянные издержки признаются снижающими доход и включаются в «Себестоимость продаж» (Д90-2).

Условно-переменная часть списывается одним из способов в зависимости от того, с чем она связана:

  1. К26, Д20 – с основным производством;
  2. К26, Д23 – со вспомогательным производственным процессом;
  3. К26, Д29 – с производством или обслуживающим хозяйством.

УР включаются в состав себестоимости после реализации товара и списываются на счет «Продажи». При отсутствии таковых в отчетный период, можно использовать Д91 – так утверждают экономисты.

Камнем преткновения с налоговой службой становятся затраты на услуги управленческих компаний. Контролирующее ведомство может рассматривать их как уклонение от уплаты налогов, поскольку они такая работа невыгодна экономически. Но при наличии договора, подтверждающего оплату документа, акта приема выполненных работ шансы на доказательство обоснованности таких расходов довольно высоки.

Для налоговой инспекции УР должны отвечать требованиям:

  • экономически рациональные;
  • подвержены первичной документации;
  • в перспективе принесут прибыль.

Финансовый анализ расходов на управление

Административные траты не зависят от объема производства, поэтому относятся к условно-постоянным.

При его росте, прибыль на единицу выпускаемой (реализуемой) продукции увеличивается за счет масштаба. Информация об общем объеме УР отображаются в отчете об убытках в строке 2220.

Руководство предприятий в силу усложненных экономических условий пересматривает расписание административного отдела: совмещает функции подразделений с целью сокращения численности штата. Такие меры позволяют снизить расходы на заработную плату, транспорт, офисное оборудование, аренду и командировки сотрудников. Средства, сэкономленные в результате этих мер, являются объемом повышения прибыли.

Как вы знаете, с 2021 года к запасам, которые фирма использует для управленческих нужд, новый ФСБУ 5/2019 не применяется. Кроме того, в себестоимость запасов нельзя включать управленческие и некоторые другие расходы – таких не много, но, тем не менее, кому-то пришлось менять свою учетную политику. А если их нельзя включать в себестоимость запасов, то что тогда с ними делать? Будем разбираться.

Управленческие запасы

Напомним, что к запасам ФСБУ 5/2019 относит предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг сырье, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, а также инструменты, инвентарь и другие активы.

Запасы, которые фирма использует для управленческих нужд, по новому ФСБУ 5/2019 сразу списываются в расходы отчетного периода (п. 2 ФСБУ 5/2019).

Как вы поняли, речь идет об офисной бумаге, картриджах, канцелярских и прочих принадлежностях.

Если в учетной политике на 2021 год вы прописали, что подобные материалы вы сразу списываете в расходы текущего периода, то это еще не все. Перед началом использования нового стандарта вы должны выполнить еще ряд действий, который зависит от порядка перехода.

А именно, если вы выбрали ретроспективный порядок перехода на новый учет запасов, то вам придется пересмотреть входящее сальдо счета 10.

Из него нужно выделить «управленческие» запасы и списать их стоимость. Проводка будет такой:

  • Дебет 84 Кредит 10
    • списана стоимость запасов для управленческих нужд в связи с переходом на ФСБУ 5/2019 (на основании бухгалтерской справки и оборотно-сальдовой ведомости по счету 10).

При перспективном переходе на новые правила ничего пересчитывать не нужно.

Что делать с управленческими расходами

По новому ФСБУ 5/2019 в себестоимость запасов (как приобретаемых, так и создаваемых) не включаются расходы:

  • управленческие, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (созданием) запасов;
  • на хранение, если оно не является частью технологии подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или не обусловлено условиями приобретения (создания) запасов (раньше – включались без всяких оговорок);
  • возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими ЧС (раньше – включались);
  • иные затраты, которые не являются необходимым условием для приобретения (создания) запасов (п. 18 ПБУ 5/2019).

Как видим, это все расходы (за редкими исключениями), которые не относятся к прямым. Они относятся к косвенным расходам, но по новым правилам их уже нельзя относить на себестоимость продукции, а нужно будет признаваться текущими расходами.

Из управленческих расходов – это расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, расходы на зарплату администрации и другие, которые напрямую не относятся к производству.

Кроме управленческих расходов ФСБУ 5/2019 не разрешает включать в себестоимость запасов расходы на хранение продукции. Они тоже должны признаваться текущими расходами. То есть из себестоимости запасов и они переходят в себестоимость продаж

Но с затратами на хранение могут быть исключения. Например, у производителей сыра технология предусматривает этап «созревания» продукта. Это значит, что он должен некоторое время полежать в соответствующем месте в определенных условиях.

В подобном случае расходы на такое хранение будут производственными затратами, формирующими себестоимость продукции.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Директ-Костинг

Исходя из того, что новым стандартом запрещено включать в себестоимость управленческие расходы и расходы на хранение, все организации (кроме тех, которые освобождены от применения ФСБУ 5/2019) обязаны с 2021 года применять метод учета затрат «Директ-Костинг».

Ранее была возможность списывать затраты, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», на счет 20 «Основное производство», включая таким образом управленческие расходы в состав фактической себестоимости продукции.

ФСБУ 5/2019 запрещает включать управленческие расходы в фактическую себестоимость всех запасов (за исключением случаев, когда такие расходы непосредственно связаны с производством).

Это значит, что общехозяйственные расходы, накопленные на счете 26, на счет 20 списывать нельзя. Закрывать 26 счет придется сразу на счет 90.

Расходы на хранение можно собирать как на счете 26, так и, например, на счете 44 «Расходы на продажу», если ценности в дальнейшем предназначаются для продажи (перепродажи). А затем уже относить на счет 90, минуя счет 20.

Списание счета 26 на счет 20 с 2021 года будет считаться ошибкой, которая существенно исказит показатели бухгалтерского учета и отчетности.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Действующие нормативные акты по бухгалтерскому учету не определяют, в каком порядке организации должны учитывать в своих расходах начисленные суммы налога на имущество организаций и транспортного налога.

Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

При отражении исчисленных налогов в бухгалтерском учете необходимо руководствоваться общими нормами признания расходов.

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Для целей ПБУ 10/99 расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Налог на имущество организаций

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

С одной стороны, начисленные организацией к уплате в бюджет суммы налога на имущество, представляют собой отдельный вид расхода, который обусловлен нормами НК РФ и непосредственно с производством продукции (работ, услуг) не связан.

С другой стороны, база по налогу на имущество формируется исходя из остаточной стоимости основных средств организации. То есть использование основных средств при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) влечет возникновение затрат по уплате налога на имущество.

По мнению Минфина России, выраженному в письмах от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16 и от 05.10.2005 N 07-05-12/10, налог на имущество организаций относится к расходам по обычным видам деятельности. И в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, сумма налога (авансового платежа) на имущество организаций отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Однако необходимо отметить, что письма Минфина России не являются нормативно-правовыми актами и не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.

Поэтому организация вправе самостоятельно исходя из специфики своей деятельности и структуры основных средств установить, относятся ли суммы начисленного к уплате налога на имущество к расходам по обычным видам деятельности или учитываются в составе прочих расходов, предусмотрев соответствующий порядок в учетной политике.

Так, если организация осуществляет производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) и большинство основных средств используется непосредственно в производстве продукции (работ, услуг) или для управленческих целей, то, на наш взгляд, налог на имущество, начисленный к уплате в бюджет, следует учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности.

Тем не менее организация может предусмотреть в учетной политике включение начисленных сумм налога на имущество в состав прочих расходов и отражать их в учете соответственно по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Порядок учета начисленных к уплате сумм налога на имущество организаций следует раскрыть в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Транспортный налог

Объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется по объектно, т.е. в отношении каждого транспортного средства (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Поэтому, по нашему мнению, логично в бухгалтерском учете отражать начисленные суммы на счетах учета соответствующих затрат на производство или в составе прочих расходов в зависимости от того, в каких целях используется тот или иной транспорт.

Если транспортные средства в организации используются для осуществления основной деятельности, то расходы на уплату транспортного налога по этим транспортным средствам следует включать в состав расходов по обычным видам деятельности:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу"
- начислен транспортный налог по каждому транспортному средству, работающему в основном производстве или в аппарате управления;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу" кредит 51
- транспортный налог перечислен в бюджет.

В случае если транспортные средства используются не по основной деятельности (например, сдаются в аренду, и это не является основным видом деятельности), то расходы по уплате налога может быть включены в состав прочих расходов и отражены в учете следующим образом:

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу"
- начислен транспортный налог.

Так же, как и в отношении налога на имущество, организация может конкретизировать в учетной политике порядок признания в расходах начисленных сумм транспортного налога.

К сведению:

Отметим, что для целей налогообложения прибыли суммы транспортного налога и налога на имущество однозначно относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При определении для целей налогообложения прибыли доходов и расходов методом начисления датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам) признается дата их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Бойко Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

18 ноября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество
Марина Пивоварова и Елена Королева, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

О том, как организации, применяющей общий режим налогообложения, учитывать суммы налога на имущество, исчисленные с применением метода «по начислению», а также как отразить соответствующие сведения в декларации по налогу на прибыль рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Марина Пивоварова и Елена Королева.

Организация применяет общую систему налогообложения, при исчислении налога на прибыль она применяет метод начисления. На каких счетах бухгалтерского учета следует отражать начисление налога на имущество? Как должен отражаться налог на имущество в налоговом учете? В какой строке декларации по налогу на прибыль отражается данный вид расхода?

Бухгалтерский учет

Так, в соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.
Согласно п. 17 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее ПБУ 10/99) расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). А в соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Для целей ПБУ 10/99 расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. Таким образом, суммы налога на имущество могут отражаться в качестве прочего расхода по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы".

По разъяснениям Минфина России, в письмах от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16 и от 05.10.2005 N 07-05-12/10 налог на имущество относится к расходам по обычным видам деятельности. И в соответствии с Планом счетов сумма налога (авансового платежа) на имущество организаций отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Так, если организация осуществляет производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) и большинство основных средств используется непосредственно в производстве продукции (работ, услуг) или для управленческих целей, то, полагаем, организация вправе налог на имущество, начисленный к уплате в бюджет, учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности.

Учитывая то, что в нормативных актах нет предписаний, на каком счете учитывать суммы налога на имущество, в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" организация вправе самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности и структуры основных средств, установить, относятся ли суммы начисленного к уплате налога на имущество к расходам по обычным видам деятельности или учитываются в составе прочих расходов, предусмотрев соответствующий порядок в учетной политике.

Порядок учета начисленных к уплате сумм налога на имущество организации следует раскрыть в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Налоговый учет

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее - Декларация) и Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее - Порядок), действующие в настоящее время, утверждены приказом ФНС от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка её заполнения".

На основании п. 7.1 Порядка сумма начисленного налога на имущество, организации, применяющие метод "по начислению", отражают расходы, относящиеся к косвенным расходам, в соответствии со ст. 318 НК РФ, по строке 040 и по строке 041 Приложения N 2 к Листу 02 Декларации.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Читайте также: