Налог на имущество организаций диплом на примере ооо

Опубликовано: 15.05.2024

Управляющий партнер Митсан Консалтинг, член Экспертного совета НОСТРОЙ

специально для ГАРАНТ.РУ

Владельцы бизнеса в России достаточно хорошо знакомы с налоговым законодательством и стараются выполнять его требования в полном объеме. Но кому же не хочется в сложное время всеобщего локдауна снизить налоги? Реально ли это сделать, не преступив закон? Конечно, можно! И закон не только это не запрещает, а даже позволяет, если его правильно читать. Поделюсь с читателями некоторыми лайфхаками, неоднократно апробированными на практике.

Статьей 375 Налогового кодекса регламентирует методику определения налоговой базы по объектам недвижимости. Основное правило – налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Однако, есть ряд объектов, внесенных в ЕГРН, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости. Она применяется с 1 января года налогового периода с учетом особенностей, указанных в ст. 378.2 НК РФ.

Как видно из нормы, в ряд объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, входят административно-торговые центры, нежилые помещения, используемые под офисы, торговые точки, точки общепита и бытового обслуживания или предназначенные для такого использования по сведениям ЕГРН и/или документам техучета (инвентаризации).

Сюда же относятся объекты недвижимости иностранных организаций, ведущие свою деятельность на территории России через свои представительства, а также объекты недвижимости и незавершенного строительства, размещенные на участках земли с назначением "ведение личного подсобного хозяйства", "садово-огородническая деятельность" и (или) "ИЖС".

С полным списком данных объектов можно ознакомиться по ссылке.

В связи с вышеизложенным, становится ясно, что по закону для бизнеса налогообложение ведется двумя способами: налог на имущество организаций рассчитывается либо от кадастровой стоимости, либо от среднегодовой, или балансовой стоимости объектов недвижимости компании.

Как правило, балансовая стоимость ниже кадастровой, поэтому владельцы бизнеса прикладывают все усилия для того, чтобы их объект недвижимости не был включен или был исключен из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень).

Напомним, Перечень существует в каждом регионе и формируется ежегодно согласно указанной выше ст. 378.2 НК РФ с учетом рекомендаций, изложенных в Письме ФНС России от 11 января 2018 г. № БС-4-21/195 "О рекомендациях по отдельным вопросам применения ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации". По ним помещения, находящиеся в здании, оцениваемом по кадастровой стоимости, Минфин России защищает от двойного налогообложения. Но от этого кадастровая стоимость вашего объекта не становится ниже балансовой.

Поэтому, если принадлежащее вам здание или помещение вашей компании расположено в объектах, внесенных Перечень, нужно постараться, при наличии оснований, их оттуда исключить.

Это можно сделать, если ваш бизнес не связан с оказанием бытовых услуг, общепитом, торговлей и сдачей в аренду помещений для офисов. При наличии подтверждающих лицензий, договоров, а также уставных документов с указанными кодами ОКВЭД исключение из списка кадастровых объектов практически гарантирован. Уже есть судебные прецеденты и положительные решения Верховного суда (№ 5-АПГ17-22, № 5-АПГ16-116).

Но владельцам компаний с вышеуказанными видами деятельности, раньше времени нужно не расстраиваться, а следить за обновлением региональных Перечней. Они постоянно актуализируются и очень часто в них попадают объекты, которые там находиться не должны. Поэтому, как только ваш объект появится в Перечне, а у вас есть основания, по которым вы можете доказать, что ваш объект недвижимости занесен в список ошибочно – сразу заявляйте об этом, чтобы исключить из Перечня ваш объект и установить балансовую базу налогообложения.

Необходимо добиваться составления акта очного осмотра объекта недвижимости инспектором, занимающимся формированием Перечня. Также важно знать, что о включении объекта в Перечень владельцам зданий инспекторы сообщать не обязаны.

К примеру, в Санкт-Петербурге более 5 тыс. объектов включены в Перечень, но далеко не у всех есть соответствующие документы. И наоборот: некоторые владельцы какого-нибудь НИИ или администрации промышленного предприятия, то есть здания, не являющегося офисным центром, просто не в курсе того, что их объект включен в Перечень, и продолжают платить налоги по балансовой стоимости. Из-за этого в конце налогового года возникают споры с ФНС России о недоимках.

Изменить базу налогообложения поможет и вид использования земельного участка, на котором располагается объект недвижимости. Ведь зачастую инспекторы заполняют эту графу в акте осмотра объекта, не выезжая на место, а руководствуясь только спутниковыми снимками.

Как мы писали выше, в большинстве случаев балансовая стоимость объектов недвижимости ниже кадастровой. Однако, бывает и наоборот. И собственники таких объектов недвижимости стремятся попасть в Перечень.

Отметим, что для физических лиц в случае, если начисленный им по балансовой стоимости налог на имущество значительно превышает налог, рассчитанный по кадастровой стоимости, есть возможность замены расчета имущественного налога. Данный способ работал, согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации, в районах, где не установлена единая дата применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество физлиц. Более подробные разъяснения в данном вопросе даны в письме ФНС России от 19 февраля 2019 г. № БС-4-21/2825@.

Однако, согласно новеллам законодательства, налогообложение физических лиц ведется в любом случае по кадастровой стоимости и описанный выше способ перестал работать.

Не действует он и для имущества организаций. Самостоятельный "переход в Перечень" и выбор расчета для уплаты налога (по кадастровой или по балансовой стоимости) для имущества юрлиц невозможен. Это другая налоговая позиция, для ее налогообложения применяются другие правила.

Поэтому, если у владельца объекта недвижимости, где балансовая стоимость выше кадастровой, есть основания полагать, что объект не включен в Перечень незаконно, то об этом необходимо немедленно заявить в органы, занимающиеся формированием данного списка, инициировать внеплановое обследование объекта и доказать право включения вашего объекта в кадастровый Перечень. То есть действовать в противовес лайфхаку № 1.

В свою очередь, если вы приняли решение, что хотите продолжать платить налоги, исходя из балансовой стоимости объекта недвижимости, а ваш объект включен в Перечень, то вам, опять-таки, обязательно нужно добиться исключения объекта недвижимости из Перечня. А для большего снижения налогов заняться оптимизацией расходов по балансовой стоимости.

Снизить налог на имущество организаций позволяет кейс разделения объекта недвижимости большой площади на несколько маленьких.

Так, например, на территории Санкт-Петербурга на сегодняшний день налогом, рассчитываемым по кадастровой стоимости, облагаются помещения, включенные в Перечень, но площадью более 1 тыс. кв. м. При этом напомню, что до 2019 года метражный порог составлял 3 тыс. кв. м. Поэтому владельцы крупных объектов недвижимости использовали лайфхак деления больших помещений на малые, избегая таким образом, включения в Перечень.

Однако, после снижения метражного порога в 2019 году, а также учитывая тенденцию снижения площадного ценза, данный способ теряет свою актуальность.

Кроме этого, согласно вступившим в силу новеллам закона Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" оценка земельных участков на территории Российской Федерации должна быть завершена к 2022 году, а объектов недвижимости – к 2023 году. Поэтому эксперты сходятся во мнении, что примерно с 2024 года все объекты недвижимости будут облагаться налогом, рассчитываемым по кадастровой стоимости.

Так что этот лайфхак временный и скоро прекратит свое существование.

Если ваш объект недвижимости все же точно находится в Перечне, вы об этом знаете, и исключить его из этого списка нет возможности, то необходимо очень внимательно отнестись к самой кадастровой оценке объекта недвижимости.

Небольшой пример того, как функциональное использование объекта недвижимости влияет на ценообразование в Санкт-Петербурге, показан в таблице.

Таблица. Зависимость размера коэффициента к кадастровой стоимости от функционального использования объекта недвижимости

Значение фактора Подставляемое значение фактора для расчетов Описание
ПСН 1,0 Свободного назначения
ОФ 0,601 Офисное
СКЛ 0,288 Производственно складское

Из таблицы мы видим, что разница в коэффициентах между объектами ПСН и ОФ составляет 40% (объекты СКЛ пока не облагаются налогом по кадастровой стоимости).

Для того, чтобы понять, какой коэффициент был применен при установлении кадастровой стоимости вашего объекта недвижимости, владельцу необходимо обратиться в Фонд данных государственной кадастровой оценки 1 .

После этого есть смысл ознакомиться с документами технической инвентаризации и кадастрового учета по вашему объекту недвижимости и обратить внимание на заполнение графы "функциональное использование".

При этом важно знать, что прикладываемые к заявлению документы должны иметь дату не позднее даты начала действия ГКО, по итогам которой была определена последняя кадастровая стоимость.

Петербургские объекты должны иметь документы, датированные до 1 января 2018 года.

При соблюдении всех вышеописанных условий, налог на имущество может быть снижен владельцами бизнеса до 40%. И важно понимать, что "функциональное использование объекта недвижимости" не единственный фактор, влияющий на ценообразование, а, следовательно, на налогообложение, за изменением которого необходимо внимательно следить в методике оценки вашего объекта.

Не секрет, что споры вокруг включения / невключения налога на добавленную стоимость в кадастровую стоимость идут давно. Еще при разработке Методических указаний о государственной кадастровой оценке в редакции законопроекта было указано, что "налог на добавленную стоимость при проведении кадастровой оценки не учитывается. Кадастровая стоимость определяется без учета налога на добавленную стоимость".

Но, несмотря на уже сформированную однозначную судебную позицию о том, чтобы не включать в кадастровую стоимость НДС (с результатами судебных разбирательств можно ознакомиться в нашей новости, а также, прочитав ряд кассационных определений по административным делам ВС РФ: № 5-КГ18-307, № 5-КА19-6, № 5-КА19-7, № 5-КА19-15 и № 5-КА19-35), некоторые регионы, в том числе Москва, проводя последнюю государственную кадастровую оценку в 2018 году, все же включили в кадастровую стоимость НДС.

Санкт-Петербург также планировал это сделать в рамках ГКО 2020 года, но, к счастью, это намерение не было утверждено.

В свою очередь профессионалы придерживаются однозначного мнения, что кадастровая стоимость НДС включать не должна, потому что она не является стоимостью обязательной, которая применяется при сделках. Она применяется лишь для целей налогообложения.

При купле-продаже объектов недвижимости коммерческих организаций (да и имущества физлиц), по воле продавца в основном применяется рыночная стоимость, которая никак не привязана к кадастровой. В таких случаях, в момент совершения сделки должен появляться НДС. И это первый довод в пользу невключения налога на добавочную стоимость в кадастровую стоимость.

Второй довод – в том, что в случае включения НДС в кадастровую стоимость и при основном ее использовании для уплаты налога на имущество организаций получается, что владельцы платят налог с налога, что само по себе невозможно.

Возвращаясь к утвержденной практикой позиции судов, проблема включения НДС в кадастровую стоимость продолжает быть актуальной для ряда регионов. При этом практика определения кадастровой стоимости идет различными путями, и региональные ГБУ, занимающиеся государственной кадастровой оценкой, разными способами включают НДС в кадастровую стоимость.

К примеру, в Москве в 2018 году НДС был включен при применении способа "оценка замещения" в стоимость материалов, которые необходимо было потратить для восстановления оцениваемого объекта недвижимости. И, как мы понимаем, стоимость материалов – это не единственный ценообразующий фактор при установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости. В формуле расчета кадастровой стоимости присутствует еще множество.

А вот некоторые регионы просто прибавляют 20% (НДС) ко всей формуле расчета кадастровой стоимости, тем самым увеличивая не только стоимость замещения (восстановления), но и другие ценообразующие факторы, НДС в которых не может быть по определению.

Таким образом, становится понятно, что НДС в составе кадастровой присутствует и присутствует довольно часто.

Поэтому добропорядочному владельцу недвижимого имущества при оплате налога НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ самостоятельно вычитать из кадастровой стоимости 20%. Такой подход будет считаться нарушением требований закона.

В данном случае нужно пойти в ГБУ, ответственное за проведение государственной кадастровой оценки, либо в суд и доказывать необходимость уменьшения кадастровой стоимости путем исключения из нее НДС.

Напомним, что к пятерке лайфхаков, о которых мы рассказали в этой статье, для снижения налога на недвижимость можно добавлять способы, описанные в материале "Снижение налогов на недвижимость скрыто в законе: что нужно знать каждому предпринимателю?". А о том, как уменьшить земельный налог, можно будет прочесть в следующей колонке.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:36, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование проблем налогообложения имущества организации для выработки предложений по его совершенствованию.
На основании поставленной цели в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть экономическое содержание налога на имущество организаций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Экономическая сущность налога на имущество организаций
1.2 Элементы налога на имущество организаций
1.3 Льготы по налогу на имущество организаций
2 АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ООО ПСО «ТРУДДОРСТОЙПРОМ»
2.1 Анализ поступлений налога на имущество организаций
в бюджетную систему Российской Федерации
2.2 Организационно-экономическая характеристика ООО ПСО «Труддорстройпром»
2.3 Порядок формирования налоговой базы по налогу на имущество ООО ПСО «Труддорстройпром»
2.4 Порядок исчисления и уплаты налога на имущество ООО ПСО «Труддорстройпром»
2.5 Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество организаций
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ
3.1 Проблемы налогообложения имущества организации
3.2 Перспективы развития имущественного налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Работа состоит из 1 файл

диплом.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Колледж экономики, права и информатики

Допустить к защите

Зам. директора КЭПИ

«_____» _______________2011 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: «Налогообложение имущества организации,

на примере ООО ПСО «Труддорстройпром»»

Специальность: 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

к.э.н., Чужмарова С.И.

«_____» июня 2011 г.

студентка 31 группы

«____» июня 2011 г.

1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Экономическая сущность налога на имущество организаций

1.2 Элементы налога на имущество организаций

1.3 Льготы по налогу на имущество организаций

2 АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ООО ПСО «ТРУДДОРСТОЙПРОМ»

2.1 Анализ поступлений налога на имущество организаций

в бюджетную систему Российской Федерации

2.2 Организационно-экономическая характеристика ООО ПСО «Труддорстройпром»

2.3 Порядок формирования налоговой базы по налогу на имущество ООО ПСО «Труддорстройпром»

2.4 Порядок исчисления и уплаты налога на имущество ООО ПСО «Труддорстройпром»

2.5 Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество организаций

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1 Проблемы налогообложения имущества организации

3.2 Перспективы развития имущественного налогообложения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях для управления организацией необходим багаж знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.

Актуальность данной темы вполне очевидна, так как налог на имущество организаций является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете зависит от уровня развития экономики. Налог на имущество организации является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно. К тому же налог на имущество организаций занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта и изменений, предусмотренных проектом Налогового кодекса Российской Федерации.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при налогообложении имущества в ООО ПСО «Труддорстойпром».

Предметом исследования является налогообложение имущества организаций.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование проблем налогообложения имущества организации для выработки предложений по его совершенствованию.

На основании поставленной цели в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:

 рассмотреть экономическое содержание налога на имущество организаций;

 провести анализ налогообложения имущества ООО ПСО «Труддорстойпром»;

 выявить проблемы налогообложения имущество организации;

 предложить направления совершенствования налогообложения имущества организаций.

Данная работа посвящена основным аспектам, связанным с налогом на имущество организаций, а также возможным перспективам его развития.

Первая глава работы раскрывает экономическое содержание налога на имущество организаций. В ней дается описание элементов налога, плательщиков налога, объектов налогообложения, порядка его исчисления, ставок, порядка и сроков уплаты, льготы по уплате налога.

Во второй главе приведен анализ и рассматривается механизм исчисления и взимания налога на имущество ООО ПСО «Труддорстройпром».

В третьей главе рассмотрены проблемы и перспективы развития налогообложения имущества организации.

Для наглядности в работе используются примеры для иллюстрации порядка расчета налогооблагаемой базы по налогу на имущество организации, определения среднегодовой стоимости имущества для целей налогообложения.

Методологической основой написанию выпускной квалификационной работы послужили труды ученых экономистов, нормативные акты по налогу на имущество организаций, периодические печатные издания, статистические материалы, отчетные данные ООО ПСО «Труддорстойпром».


1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Экономическая сущность налога на имущество организаций

Налог на имущество организаций являет­ся региональным налогом. Это значит, что сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в район­ный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения пред­приятия.

Особенностью всех региональных налогов и налога на имущество в частно­сти, является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодатель­ством региона.

Вообще же, налогообложение имущества, в том числе недвижимого, общепринято в развитых странах. Поимущественный налог был известен с древнейших времен, когда-то рассматривался как самый справедливый из возможных налогов. Во все времена делалась попытка облагать имущество налогом в соответствии с его стоимостью. В России налог на имущество предприятий в его современном виде – это прямой налог, который берется от имущественного состояния юридического лица.

При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации преследовались цели: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия. Таким образом, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию.

Попытка ввести такие платежи предпринималась и ранее в нашей стране, так, например, в конце 1970-х гг. была введена плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Но она в корне отличалась от налога на имущество объектом налогообложения и размером ставки, и, что самое главное, источником платежа. При исчислении данного налога в состав налогооблагаемой стоимости имущества попадают принципиально новые стоимостные элементы, присущие рыночным условиям хозяйствования. К таким элементам относится рыночная стоимость основных фондов, нематериальных активов; применение механизма ускоренной амортизации и использование индексации в переоценке основных средств с учетом инфляционных процессов; залог имущества и другие формы его движения, обусловленные конъюнктурными колебаниями и поиском путем стабилизации финансового состояния.

Необходимость налога на имущество обусловлена наличием в современной России предприятий разных форм собственности. Именно конкуренция между ними вызывает необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту доходов предприятия.

Налог на имущество организаций, по способу взимания является прямым налогом[1]. Прямой налог взимается а процессе накопления материальных благ непосредственно со стоимости имущества налогоплательщика.

При взимании налога на имущество реализуются обе функции налога: и фискальная и регулирующая. Фискальная — благодаря тому, что посредством налога на имущество обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы бюджетов. Регулирующая функция реализуется через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества.

1.2 Элементы налога на имущество организаций

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций регламентирован 30 главой налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками налога на имущество являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. [2]

Не признаются налогоплательщиками (применяется до 1января 2017г.):

1. организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

2. лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, - в отношении имущества, используемого исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских игр и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Объектами налогообложения имущества организаций признается:

 Для российских организаций - движимое и недвижимое имущество (в т.ч. переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

 Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства - движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

 Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства - находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Не признаются объектами налогообложения:

1. земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2. имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости.

Налоговая база определяется отдельно в отношении:

 имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),

 имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,

 каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации,

 каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации,

 в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,

 имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (кроме системы централизованной заправки самолетов, космодрома). Это положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.

Порядок определения налоговой базы и исчисления налога на имущество организации ООО Фирма "Торгкомплект". Порядок составления и предоставления отчетности. Методика, процедура и основания проведения камеральной проверки по налогу на имущество организации.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.03.2016
Размер файла 938,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

    Введение
  • 1. Теоретические основы учёта расчётов с бюджетом по налогу на имущества организации
  • 1.1 Нормативное регулирование по налогу на имущество организации
  • 1.2 Элементы налогообложения по налогу на имущества организации
  • 1.3 Формы, методы и порядок проведения налогового контроля
  • 2. Организация учёта расчётов с бюджетом по налогу на имущество организации ООО фирма "Торгкомплект"
  • 2.1 Краткая технико-экономическая характеристика предприятия и организация бухгалтерского и налогового учёта в ООО фирма "Торгкомплект"
  • 2.2 Порядок определения налоговой базы и исчисления налога на имущество организации ООО фирма "Торгкомплект"
  • 2.3 Порядок составления и предоставления отчетности по налогу на имущество организаций
  • 3. Методика проведения камеральной проверки по налогу на имущество организаций на ООО фирма "Торгкомплект"
  • 3.1 Процедура и основания проведения камеральной налоговой проверки
  • 3.2 Предоставление налоговой декларации для камеральной налоговой проверки
  • 3.3 Оформление результатов камеральной проверки по налогу на имущество организации ООО фирма "Торгкомплект"
  • Заключение
  • Список использованной литературы

камеральная проверка налог имущество

2012г. в % к 2010г.

Среднесписочная численность работников, чел.

в т. ч. занятых в оптовой торговле

Собственный капитал, тыс. руб.

Собственные оборотные средства, тыс. руб.

Проведя анализ производственно - экономического потенциала предприятия можно сделать следующие выводы: численность работников в соотношении 2011 года с 2012 годом увеличилась на 16,6 %, что будет в дальнейшем отражаться на увеличении реализации продукции; произошло увеличение собственного капитала на 79,2 % за счет нераспределённой прибыли; собственные оборотные средства уменьшились в 6 раза.

В таблице 2 представлены показатели состава и структуры имущества ООО фирмы "Торгомплект".

Таблица 2. Состав и структура имущества ООО фирма "Торгкомплект", в тысячах рублей

Разделы и статьи баланса

1. Внеоборотные активы

- в % ко всему имуществу

2. Оборотные активы

- в % ко всему имуществу

- в % к оборотным активам

2.2 Денежные средства

- в % к оборотным активам

2.3 Дебиторская задолженность

- в % к оборотным активам

В анализируемом периоде с 2011 по 2012 год можно подвести следующие итоги. Общая стоимость имущества предприятия увеличилась за отчетный год на 4 870 тыс. руб., а так же увеличилась стоимости внеоборотных активов на 2 583 тыс. руб. Произошло увеличение оборотных активов на 2 287 тыс. руб., в процентах ко всему имуществу увеличение в 1 раз, это означает, что в нашей организации в 2011 году в процентах ко всему имуществу было меньше оборотных средств, а в 2012 году больше, за счет увеличения дебиторской задолженности и внеоборотных активов. Произошло увеличение запасов на 1 369 тыс. руб. В отчетном году сумма дебиторской задолженности увеличилась на 517 тыс. руб. Увеличение дебиторской задолженности может быть результатом увеличения товарных ссуд, выданных потребителям готовой продукции, появления просроченной задолженности.

В таблице 3 представлены показатели состава и структуры источников формирования имущества ООО фирмы "Торгомплект".

Таблица 3. Состав и структура источников формирования имущества ООО фирма "Торгкомплект" в тысячах рублей

Разделы и статьи баланса

Источники финансирования всего

1. Собственный капитал

- в % ко всем источникам финансирования

2. Заемный капитал

- в % ко всем источникам финансирования

2.1 Долгосрочные пассивы

- в % к заемному капиталу

2.2 Краткосрочные пассивы

- в % к заемному капиталу

Из них: кредиторская задолженность

в % к заемному капиталу

Из таблицы видно что, в отчетном году собственный капитал увеличился на 973 тыс. руб., что говорит об увеличении капитала и резервов организации. Видно, что увеличился заемный капитал на 3 897 тыс. руб., что свидетельствует об увеличении размеров кредитов и займов, также об увеличении хозяйственных отношений с кредиторами и учредителями. Увеличение заемного капитала произошло за счет долгосрочных и краткосрочных обязательств. Долгосрочные пассивы увеличились на 1 006 тыс. руб., а краткосрочные на 2 888 тыс. руб. На предприятии ООО фирма "Торгкомплект" источники финансирования увеличились на 4 870 тыс. руб. Произошло увеличение средств, являющихся собственностью организации, которые впоследствии будут направляться на финансирование долгосрочных вложений.

На основании бухгалтерской отчетности ООО фирма "Торгкомплект" проведем анализ ликвидности баланса и финансовой устойчивости.

Таблица 4. Оценка ликвидности баланса и финансовой устойчивости предприятия ООО фирмы "Торгкомплект"

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

2. Коэффициент "критической" оценки

3. Коэффициент текущей ликвидности

Из данных таблицы можно подвести следующие итоги: коэффициент абсолютной ликвидности не соответствует рекомендуемым значениям ни в одном из исследуемых периодов, это говорит о том, что у организации наблюдается недостаток денежных и других средств, для оплаты долгосрочных и краткосрочных обязательств в данный момент. Коэффициент критической ликвидности, за рассматриваемые периоды, существенно не меняется и показывает, что при условии полного погашения дебиторской задолженности ООО фирма "Торгкомплект" не сможет погасить своих обязательства. Коэффициент текущей ликвидности за рассматриваемые периоды: на конец 2011 года уменьшается, но уже к концу 2012 года опять увеличивается с 0,57 до 0,58. Данный показатель за последние два года ниже рекомендуемого. На конец 2012 года резервный запас для компенсации убытков будет снижен. Если ООО фирма "Торгкомплект" придется расплачиваться по своей кредиторской задолженности полностью, то сможет продолжать свою финансово - хозяйственную деятельность в минимальном объеме.

По проведенному анализу, видно, что у предприятия рассчитанные коэффициенты не все соответствуют рекомендуемым, это говорит о трудном финансовом положении ООО фирмы "Торгкомплект" и платежеспособность будет проблематична.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что ООО фирма "Торгкомплект" в 2011 году находилось в кризисном состоянии, но не смотря на это в 2012 году предприятие смогло преодолеть сложившиеся трудности и выйти из кризисного состояния.

Как видно из приведенных данных ООО фирма "Торгкомплект" является недостаточно финансово устойчивым, что приводит к нарушению платежеспособности предприятия и необходимости привлекать дополнительные источники финансирования. На показатели ликвидности и платежеспособности оказало значительное влияние резкое снижение прибыли предприятия.

Перспективными планами на 2013 год являются:

освоение новых видов продукции;

повышение эффективности использования оборудования;

снижение задолженности по налоговым платежам.

На предприятии ООО фирма "Торгкомплект" осуществляется бухгалтерский учёт и бухгалтерская отчетность формируется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером.

Структуру бухгалтерии предприятия ООО фирма "Торгкомплект" можно представить в виде следующего рисунка:

Схема 5. Структура бухгалтерии ООО фирма "Торгкомплект

Бухгалтерия ООО фирма "Торгкомплект" состоит из 3 человек, их обязанности прописаны в должностных инструкциях сотрудников.

Ответственность за ведение бухгалтерского учета и соблюдение правил законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель ООО фирма "Торгкомплект".

Главный бухгалтер является организатором бухгалтерского учёта хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, относится к категории руководителей, назначается и освобождается от занимаемой должности директором ООО фирма "Торгкомплект".

Установлена компьютерная технология учетной информации, организованная ведением бухгалтерского учета с использованием программного обеспечения "Консультант плюс", "1С Предприятия" версии 7.7.

Объектами бухгалтерского учета на предприятии ООО фирма "Торгкомплект" являются:

хозяйственные операции, осуществляемые предприятием в процессе своей деятельности.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведет в рублях и копейках.

В целях обеспечения достоверности бухгалтерского учета в ООО фирма "Торгкомплект" периодически проводится инвентаризация всех активов и пассивов, т.е. проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию имущества и обязательств.

Организация осуществляет налоговый учёт параллельно с бухгалтерским учётом. Для организации налогового учёта разработана учётная политика.

Налоговый учёт ведётся согласно требованиям ПБУ 18/02 "Учёт расходов по налогу на прибыль организаций" и действующей редакции типового Плана счетов.

Амортизация начисляется линейным способом, как в бухгалтерском, так и в налоговом учёте.

НДС согласно требованиям п.1 ст.174 НК РФ уплачивается ежемесячно. Организация рассчитывает авансовые платежи по налогу на прибыль в общем порядке, в соответствии с требованиями п.2 ст.286 НК РФ исходя из ставки налога на прибыль, подлежащий налогообложению и рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.

ООО фирма "Торгомплект" платит налоги по общепринятой системе налогообложения: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество организации, налог на добавленную стоимость в установленном законом порядке.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество


Сэкономить на налогах стремятся все. Вопрос лишь в том, какие методы для этого выбрать. Нарушать закон для этого совершенно не обязательно — ведь существуют абсолютно легитимные варианты, которые прописаны в действующем законодательстве. Более того, ни в коем случае не нарушайте закон — за это предусмотрена уголовная ответственность!

Те, кто умеет правильно читать закон, в любой ситуации чувствуют себя уверенно, поскольку знают, как снизить налоги и таким образом поддержать собственный бизнес в нынешнее непростое время. Сегодня поделюсь с вами лайфхаками, как минимизировать налог на имущество организаций. Налоговый кодекс РФ нам в помощь.

Способ первый: налоговая база — по кадастру или по балансу?

Согласно методике определения налоговой базы по объектам недвижимости, разъяснённой в ст.375 НК РФ, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Но в отношении некоторых объектов, которые внесены в ЕГРН, определение налоговой базы происходит на основе их кадастровой стоимости (отдельные нюансы оговорены в ст.378 НК РФ).

В первую очередь к таким объектам относятся:

  • административно-торговые здания;
  • нежилые помещения, предназначенные для офисов;
  • торговые точки;
  • точки общепита и бытового обслуживания населения;
  • объекты недвижимости иностранных организаций;
  • объекты недвижимости и незавершённого строительства, размещённые на участках земли с назначением «ведение личного подсобного хозяйства», «садово-огородническая деятельность» и (или) «ИЖС».

Очевидно, что, в соответствии с действующим законодательством, в случае с имуществом организаций действуют две схемы налогообложения: исходной точкой расчёта становится либо кадастровая, либо среднегодовая/балансовая стоимость объектов предприятия.

В большинстве случаев кадастровая стоимость оказывается заметно выше балансовой; немудрено, что собственники предприятий отнюдь не стремятся к тому, чтобы имеющиеся у них объекты недвижимости были зафиксированы в Перечне объектов недвижимого имущества, для которых именно кадастровая стоимость является налоговой базой.

Замечу, что такой Перечень ежегодно составляется в каждом регионе РФ. Он формируется с выше упомянутой ч.2 ст. 378 НК РФ. При этом необходимо учитывать рекомендации ФНС России, данные в Письме от 11 января 2018 г. № БС-4-21/195 «О рекомендациях по отдельным вопросам применения ст. 378.2 НК РФ». Согласно этому документу, невозможно применить двойное налогообложение по отношению к помещениям, которые находятся в здании, оценённом по кадастровой стоимости. Однако такая норма не делает кадастровую стоимость объекта ниже балансовой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что собственники зданий/помещений, находящихся в упомянутых в Перечне объектах, при любой законной возможности стремятся исключить их оттуда.

Но как это сделать? «Зелёный свет» — тем, кто не занимается:

  • оказанием бытовых услуг населению;
  • сферой общественного питания;
  • торговлей;
  • сдачей в аренду помещений под офисы.

Чтобы убрать объект из Перечня, нужно иметь лицензии, договоры, а также уставные документы с указанными кодами ОКВЭД, подтверждающие, что вы не занимаетесь перечисленными выше родами деятельности. В этом случае можно не сомневаться, что ваше имущество будет исключено из списка кадастровых объектов. Спорные вопросы, как правило, успешно разрешаются в судебных инстанциях, — уже есть соответствующие прецеденты, подкреплённые положительными решениями Верховного суда РФ (№ 5-АПГ17-22, № 5-АПГ16-116).

Однако собственникам предприятий, чья деятельность подпадает под выше перечисленные виды, не следует опускать руки. Просто следите за регулярным обновлением того Перечня, который актуален для вашего региона — тем более, что никто не обязан извещать вас о включении вашей собственности в этот список. Изменения вносятся постоянно, благодаря чему в список попадают даже те объекты, которые теоретически не должны там находиться. И если вы сможете доказать, что вашему объекту там точно не место, настаивайте на своей правоте. Требуйте исключения объекта из Перечня и перевода на балансовую базу налогообложения.

Чтобы добиться этого, понадобится вызвать специалиста, ответственного за формирование Перечня в вашем регионе. Инспектор должен провести очный осмотр принадлежащего вам объекта недвижимости и составить соответствующий акт.

Приведу такой пример. На сегодняшний день санкт-петербургский Перечень подобных объектов включает в себя более 5 тысяч позиций, однако документы об этом есть далеко не у всех. А бывает и по-другому: собственники какого-нибудь НИИ либо заводского административного корпуса попросту не знают о включении их объекта в пресловутый Перечень — составители Перечня считают эти объекты «офисными». Соответственно, уплата налогов происходит на основании балансовой стоимости имущества. В результате ФНС РФ в конце налогового года начисляет недоимку, что становится неприятным сюрпризом для владельцев.

Способ второй: когда Перечень выгоден

Мы уже говорили о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, находящихся в собственности у юрлиц, чаще всего оказывается выше, чем кадастровая. Но бывает и наоборот. В таких случаях попадание в Перечень становится желанной целью.

Физлица могли поменять систему расчёта налога на имущество, если налог, начисленный по балансовой стоимости, существенно выше налога, рассчитанного по стоимости кадастровой — если, в соответствии с определением Конституционного Суда РФ, речь идёт о территориях, где единая дата применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество физлиц не была установлена. Нюансы были подробно разъяснены в письме ФНС России от 19 февраля 2019 г. № БС-4-21/2825.

Но в соответствии с законодательными новеллами этот механизм утратил свою актуальность: теперь физлица платят налоги на имущество, исходя из его кадастровой стоимости. Юридические лица тоже не могут самостоятельно становиться на учёт в Перечень и выбирать способ расчёта, по которому они будут платить имущественный налог. То есть это принципиально иная налоговая позиция, и здесь, соответственно, работают другие принципы налогообложения.

Если балансовая стоимость имущества предприятия превышает кадастровую, и в то же время у вас есть причины считать отсутствие вашего объекта в Перечне незаконным, обращайтесь с заявлением об этом в соответствующие структуры и требуйте проведения внепланового обследования объекта. То есть доказывайте, что вы имеет законное право на включение вашей собственности в Перечень.

Способ третий: один большой объект или несколько маленьких?

Одним из вариантов снижения имущественного налога является разделение одного крупного объекта недвижимости на несколько. В частности, в Санкт-Петербурге внесённые в Перечень объекты облагаются налогом, который рассчитывается на основе кадастровой стоимости — но лишь в тех случаях, когда их площадь превышает 1 тыс. кв. м. Кстати, совсем недавно, вплоть до 2019 года, лимит метража был гораздо выше — 3 тыс. кв. м. В такой ситуации собственникам крупных объектов приходилось применять лайфхак по «дроблению» помещений, чтобы не оказаться в Перечне.

Уже к 2022 году, в соответствии с новеллами Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на территории РФ должен быть завершён процесс оценки земельных участков (недвижимости — к 2023 году). И не исключено, что уже в 2024 году предприятия-собственники будут платить имущественные налоги, рассчитанные в соответствии с кадастровой стоимостью. А значит, такой вариант сокращения расходов просто потеряет свою актуальность.

Способ четвёртый. «Функциональное использование объекта недвижимости» — и не только оно

Но вот выяснилось, что принадлежащее вашему предприятию имущество попало в кадастровый Перечень, и при этом убрать его оттуда невозможно. В этом случае советую тщательно проанализировать саму кадастровую оценку данного объекта, которая зачастую оказывается завышенной.

Здесь надо знать, что очень важную роль в вопросе ценообразования играет функциональное использование конкретной недвижимости. Ведь коэффициенты могут существенно различаться; к примеру, между помещениями свободного назначения и офисными такие дифференции составляют, ни много, ни мало, порядка 40%.

Какой именно коэффициент использовался, когда производилась оценка кадастровой стоимости в вашем случае? Чтобы выяснить это, наведите справки в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Изучите касающиеся вашего объекта документы технической инвентаризации и кадастрового учёта. При этом особое внимание обратите на содержание пункта «Функциональное использование». Если есть расхождения — сообщите об этом в ГБУ, проводившее государственную кадастровую оценку. В качестве подтверждения справедливости ваших требований предоставьте фотоотчёт, договоры и другие документы, которые могут подтвердить, что по факту помещение используется иначе, чем это было зафиксировано.

Важно, чтобы документы, приложенные к вашему заявлению, которыми подкрепляется ваше заявление, были датированы не позднее, чем дата начала последней кадастровой оценки.

Неукоснительное соблюдение перечисленных параметров может дать собственникам бизнеса снижение имущественного налога на 40%. Но при этом следует помнить: на ценообразование, а значит, и на сумму выплачиваемых налогов, может повлиять не только «функциональное использование объекта недвижимости». Есть великое множество нюансов, которые не стоит упускать из виду.

Способ пятый. «Об НДС замолвите слово»

Дискуссии на тему, включать или не включать НДС в кадастровую стоимость, ведутся не первый год. Когда разрабатывались Методические указания о ГКО, авторы методики обозначили, что при определении кадастровой стоимости объекта не нужно учитывать налог на добавленную стоимость.

На этот счёт существует вполне недвусмысленная судебная позиция (в качестве примеров можно привести административные дела ВС РФ: № 5-КГ18-307, № 5-КА19-6, № 5-КА19-7, № 5-КА19-15 и № 5-КА19-35).

Несмотря на это, в ряде российских регионов (и Москва не стала исключением) в ходе проведения предыдущей ГКО (2018-й год) налог на добавленную стоимость был включён в кадастровую стоимость объектов. Позднее, в 2020-м году, по тому же пути предполагали пойти и в северной столице. Чего, к счастью, не произошло.

Мнение экспертного сообщества сводится к тому, что делать этого не стоит — хотя бы по той простой причине, что кадастровая стоимость не относится к разряду обязательных, использующихся в процессе совершения сделок, а применяется только для исчисления налогообложения.

Общеизвестно, что в процессе купли-продажи недвижимости все и всегда ориентируются на рыночную стоимость, а она никоим образом не связана с кадастровой. Значит, в ходе сделки НДС в любом случае неминуемо актуализируется. И это обстоятельство становится первым «против» в копилке доводов его невключения в кадастровую стоимость.

Вторая причина — если включить НДС в кадастровую стоимость объекта и при этом пользоваться ею при исчислении имущественного налога, то создаётся абсурдная ситуация, когда собственникам приходится платить «налог на налог».

При этом отечественная судебная практика наглядно свидетельствует о том: во многих регионах собственникам по-прежнему приходится доказывать необоснованность включения НДС в кадастровую стоимость. Специалисты ГБУ, ответственные за проведение ГКО, изыскивают самые разнообразные лазейки для того, чтобы всё-таки включить НДС в кадастровую стоимость.

Так, три года назад в Москве, используя способ «оценка замещения», НДС включили в стоимость строительных материалов, которые были израсходованы при восстановлении подлежавшего оценке объекта. Нетрудно догадаться, что стоимость стройматериалов не является единственным фактором, который определяет итоговую кадастровую стоимость. Сама формула расчёта КС подразумевает множество других слагаемых.

Бывает и такое, что регионы идут по ещё более простому и нелепому пути, просто добавляя 20% (НДС) ко всей формуле расчёта кадастровой стоимости. Такая «бесхитростная» уловка не только существенно увеличивает стоимость замещения, — она влияет на прочие факторы ценообразования, где НДС никак не может участвовать.

Оплачивая налог, ни при каких обстоятельствах не вычитайте 20% из кадастровой стоимости недвижимого имущества самостоятельно. Такими действиями вы нарушаете требования закона. Обращайтесь в ГБУ, занимающееся проведением ГКО. Если не удалось «мирным путём» доказать обоснованность снижения кадастровой стоимости путём исключения из нее НДС, для этого есть судебные инстанции.

Многие виды налогов, установленные в Налоговом Кодексе РФ, являются региональными. Это значит, что их порядок, ставку, особенности определения базы, льготы и пр. устанавливают законодательные органы субъектов РФ, опираясь на соответствующую главу НК. Налог на имущество организаций относится как раз к такому типу сборов.

Как правильно вычислять налог на имущество, которым владеет организация, и как часто его платить? Любое ли имущество подлежит обложению этим налогом? Каждая ли организация является плательщиком? Какие перемены ожидают в этой сфере предпринимателей? Анализируем и отвечаем на эти вопросы.

Организации, платящие налог на имущество организаций

Российские и иностранные предприятия, владеющие имуществом, подлежащим налогообложению согласно ст. 374 НК РФ, являются плательщиками данного налога.

Для отечественных компаний объектом налогообложение станут движимые объекты и недвижимость:

  • в собственности;
  • во временном пользовании;
  • используемая по распоряжению;
  • находящаяся в доверительном управлении;
  • внесенная в совместную деятельность;
  • полученная по соглашению концессии.

Относительно этого имущества должны быть одновременно верны следующие положения:

  • приобретено до начала 2013 года;
  • учитывается на балансе как основные средства.

Для иностранных предприятий, работающих по постоянному представительству, разницы в объектах налогообложения практически нет. А если деятельность по постоянному представительству не ведется, то налог на недвижимость будет относиться к собственности иностранной компании, находящейся на территории РФ, и к недвижимости, полученной по концессии.

Какая недвижимость не облагается налогом на имущество

Не признаны объектом налогообложения такие формы недвижимости:

  • земельные участки, водные объекты, природные ресурсы;
  • имущество федеральных органов, которое используется для нужд безопасности граждан РФ;
  • объекты культурного наследия, признанные таковыми федеральным законодательством;
  • суда с ядерными или атомными установками, ледоколы;
  • космические устройства;
  • имущество, числящееся в 1 или 2 группе амортизационных средств.

Как часто нужно платить

Налоговым периодом является календарный год, а отчетными – каждый квартал.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Так как налог является региональным, то местные власти имеют право не устанавливать для него отчетных периодов.

Если отчетные периоды установлены, по ним необходимо производить авансовые платежи в размере четверти от налоговой ставки. В налоговый период налог исчисляется по обычной формуле: произведение налоговой ставки на налоговую базу, из которого вычитаются авансовые платежи.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если в течение того или иного периода имущество, облагаемое налогом, перестало находиться в собственности у налогоплательщика, то налог вычисляется, исходя из полных месяцев отчетного периода, когда имущество принадлежало владельцу.

По истечении периода (отчетного или налогового) в органы ФНС предоставляется налоговая декларация (ее надо подать не позже, чем через 30 дней после истечения периода).

Налоговая база: теперь их две

  1. До 2016 года базой налога на имущество была его среднегодовая стоимость.

Бухгалтерский учет, принятый в каждой организации, утверждает остаточную стоимость имущества с учетом амортизации, по которой и вычисляется данный налог. При этом учитывается остаточная стоимость на каждое первое число месяца в отчетном периоде, и делится на количество месяцев в периоде плюс один следующий (так как платеж производится до истечения 30 дней).

Пример расчета. Остаточная стоимость недвижимого имущества ООО «Сонет» составляла:

  • на 1 января 2015 года – 26 000 руб.;
  • на 1 февраля 2015 года – 25 600 руб.;
  • на 1 марта 2015 года – 25 000 руб.;
  • на 1 апреля 2015 года – 750 000 руб.;
  • на 1 мая 2015 года – 740 500 руб.;
  • на 1 июня 2015 года – 720 000 руб.;
  • на 1 июля 2015 года – 710 000 руб.;
  • на 1 августа 2015 года – 700 000 руб.;
  • на 1 сентября 2015 года – 680 000 руб.;
  • на 1 октября 2015 года – 680 000 руб.;
  • на 1 ноября 2015 года – 670 300 руб.;
  • на 1 декабря 2015 года – 660 000 руб.;
  • на 31 декабря 2015 года – 650 000 руб.

Среднегодовая стоимость имущества составит: сумма за эти месяцы 7 037 400 руб. / (12 + 1 месяц) = 541 338, 46 руб.

  • С началом года изменения, принятые ст. 378.2 НК РФ, объявили налоговой базой для отдельных видов недвижимого имущества их кадастровую стоимость на момент 1 января налогового периода. Это нововведение относится к такой недвижимости, как:
    • торговые комплексы и помещения внутри них;
    • офисные сооружения и помещения;
    • нежилой фонд, который по кадастровым документам пригоден для размещения административных, торговых центров, предприятий общепита и бытового обслуживания;
    • имущество иностранных предприятий, не действующих по постоянным представительствам;
    • жилая недвижимость, не стоящая на балансе как объекты основных средств.
  • ВНИМАНИЕ! Федеральные власти могут сами определять типы имущества, где налог нужно рассчитывать, исходя из новой базы.

    Если предприниматель не принял во внимание нововведение и перечислил налог, исходя из среднегодовой стоимости, тогда как должен был считать его по кадастровой оценке, то, кроме доплаты по недоимке, его ожидает крупный штраф.

    Порядок вычисления налога по кадастровой оценке

    Чтобы определить, по какому принципу рассчитать налог по новой базе, предприниматель должен последовательно пройти следующую процедуру.

    1. Узнать, принят ли в его регионе переход на новую налоговую базу.
    2. Уточнить относительно своей недвижимости, касаются ли ее критерии закона относительно налогообложения по кадастровой оценке.
    3. На официальном сайте своего региона найти свой объект недвижимости в перечне имущества, попадающего на налогообложение по новому принципу.

    К СВЕДЕНИЮ! Если площадь, по факту используемая под деятельность, составляет меньше пятой части от суммарной площади недвижимости, то налоговой базой останется среднегодовая стоимость, даже если по остальным критериям недвижимость облагается налогом по кадастровой оценке.

    Кадастровая оценка завышена?

    Если предприниматель не согласен с суммой кадастровой оценки (обычно она указывается как максимальная), он может изменить ее, проведя независимое оценивание и подав заявление с его результатами в Росреестр. Если эта инстанция откажет, можно обратиться в суд, имея достаточно большой шанс на удовлетворения иска.

    Ставка по налогу на имущество организаций

    Законодательство РФ не разрешает устанавливать налоговую ставку по этому налогу, превышающую 2,2%.

    Региональность налога дает право местным властям снижать ставку, а также делать ее дифференцированной для тех или иных категорий предпринимателей или видов имущества.

    Для некоторых объектов недвижимости, установленных Правительством РФ, ставка законодательно не может превышать цифры, предусмотренной для каждого года отдельно. Так, для железнодорожных путей, трубопроводов, ЛЭП и их технологических компонентов ставка в 2016 году не может быть выше 1,3%, а в 2017 ­– не превысит 1,6%.

    Для недвижимости, базой для которых стала кадастровая стоимость, ставка для всех субъектов РФ с 2016 года не может быть выше 2%.

    В Крыму и Севастополе ставка не может повышаться в течение 5 лет.

    Кто вправе рассчитывать на льготы?

    Налог на имущество не будут платить или уплатят только частично такие владельцы имущества:

    • религиозные организации, если это имущество имеет отношение непосредственно к религиозной деятельности;
    • уголовно-исправительная система, использующая имущество для своей прямой деятельности;
    • адвокатские конторы, юридические консультации;
    • организации инвалидов в официальном статусе;
    • государственные научные организации;
    • производители фармацевтики.

    Читайте также: