Налог на имущество на объект культурного наследия

Опубликовано: 05.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 ноября 2020 г. N 03-05-05-01/97157 Об особенностях определения объекта налогообложения по налогу на имущество организаций и земельному налогу

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо университета (далее - Университет) по вопросу применения по налогу на имущество организаций и земельному налогу норм, предусмотренных подпунктом 3 пункта 4 статьи 374 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в отношении имущества Университета и сообщает.

Подпункт 3 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено что не признаются объектами обложения налогом на имущество организаций объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).

На объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), собственнику (или иному законному владельцу) указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия (статья 21 Федерального закона N 73-ФЗ).

Сведения о здании, (сооружении, помещении), которые являются объектами культурного наследия, включенными в реестр объектов культурного наследия, земельном участке в границах территории объекта культурного наследия вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (статья 20.2 Федерального закона N 73-ФЗ).

Порядок определения территории объекта культурного наследия и границ объекта культурного наследия установлен статьей 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации" (далее - Указ N 1487) установлено, что присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает, в частности, включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее - Государственный свод).

При этом пунктом 2 Положения "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации", утвержденного Указом N 1487, предусматривается, что отнесение объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2020 N 236 Университет отнесен к особо ценным объектам культурного наследия. Минкультуры России поручено включить Университет в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

По мнению Департамента, с учетом вышеизложенного Университет имеет право на применение по налогу на имущество организаций и земельному налогу норм подпункта 3 пункта 4 статьи 374 Кодекса и подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса соответственно в отношении объектов, составляющих объект культурного наследия федерального значения, внесенных в реестр, и земельных участков в границах территории данного объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Государственный свод в качестве особо ценного объекта культурного наследия.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что включение Университета в Государственный свод не свидетельствует о наличии оснований для применения норм подпункта 3 пункта 4 статьи 374 Кодекса, подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса в отношении всего имущества Университета, в том числе всех земельных участков, закрепленных за Университетом.

Земельные участки, на которых расположены объекты, не внесенные в реестр, в обороте не ограничены и подлежат налогообложению на общих основаниях. Указанная позиция подтверждается судебной практикой (Определение ВАС РФ от 13.12.2013 N ВАС-17297/13 по делу N А62-6619/2012, Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2015 N 310-КГ15-10792 по делу N А23-5895/2013).

Одновременно обращаем внимание, что вопросы включения имущества Университета в Государственный свод, определения состава особо ценного объекта культурного наследия, территории особо ценного объекта культурного наследия и его границ, относится к полномочиям Минкультуры России.

Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Обзор документа

В рассматриваемой ситуации университет отнесен к особо ценным объектам культурного наследия. В связи с этим Минфин разъяснил, как применяются льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу правомерности применения льготы по налогу на имущество организаций по пункту 5 статьи 381 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в отношении капитальных вложений, произведенных обществом в арендованное здание, признаваемое объектом культурного наследия, и сообщает, что Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что статьей 374 Кодекса установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств ПБУ 6/01", утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

На основании пункта 5 ПБУ 6/01 в составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.

Пунктом 47 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, определено, что законченные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств зачисляются организацией-арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором аренды.

Согласно пункту 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. При этом под выбытием указанных капитальных вложений, по мнению департамента, можно понимать возмещение арендодателем стоимости произведенных арендатором улучшений (за исключением случая возмещения стоимости произведенных арендатором улучшений арендованного имущества посредством установления соответствующей величины арендной платы), передачу по акту приемки-передачи капитальных вложений арендодателю, окончание договора аренды, досрочное прекращение договора аренды и иные условия.

Поэтому произведенные арендатором капитальные вложения в арендованный объект основных средств (стоимость улучшений арендованного имущества) учитываются арендатором в составе основных средств до их выбытия в рамках договора аренды.

Пунктом 5 статьи 381 Кодекса установлено, что освобождаются от налогообложения организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Поэтому, если здание признается памятником истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, то в отношении произведенных капитальных вложений в указанное здание арендатор вправе применять льготу по налогу на имущество организаций, установленную пунктом 5 статьи 381 Кодекса, до их выбытия из состава основных средств в рамках договора аренды.

О применении льготы по налогу на имущество в отношении объекта культуры

Налогоплательщик осуществил капитальные вложения в арендованное задание, которое является объектом культурного наследия. В Минфин России он направил запрос: можно ли в его случае применить льготу по налогу на имущество согласно положениям пункта 5 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Объектом налогообложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе организации в качестве объектов основных средств (если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового кодекса РФ) (ст. 374 НК РФ). В составе основных средств коммерческих организаций учитываются капвложения в арендованные основные средства (п. 5 ПБУ 6/01). Они подпадают под определение объекта налогообложения налогом на имущество.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 381 Налогового кодекса РФ российские организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество в отношении объектов, которые признаны памятником истории и культуры федерального значения в установленном законодательством порядке. Такая льгота, сообщает финансовое ведомство, применяется и в отношении капвложений в объекты культурного наследия. Поэтому налогоплательщик-арендатор вправе применить льготу в отношении капвложений в здание, которое в соответствии с нормами действующего законодательства является объектом культурного наследия.

Обратите внимание: Порядок отнесения объектов к памятникам истории и культуры установлен Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Учет всех объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) ведет Минкультуры России в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Единый реестр) (ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, п. 3 Положения, утвержденного приказом Минкультуры России от 03.10.2011 № 954).

Объекты культурного наследия включаются в Единый реестр путем присвоения им регистрационных номеров состоящих из пятнадцати цифр (п. 7, 8 Положения, утвержденного приказом Минкультуры России от 03.10.2011 № 954). Последняя цифра регистрационного номера обозначает категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия:

  • ­ 4 - объект культурного наследия местного (муниципального) значения;
  • ­ 5 - объект культурного наследия регионального значения;
  • ­ 6 - объект культурного наследия федерального значения;
  • ­ 7 - объект культурного наследия федерального значения, включенный в Список всемирного наследия;
  • ­ 8 - объект культурного наследия федерального значения, признанный особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации;
  • ­ 9 - объект культурного наследия федерального значения, признанный особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации и включенный в Список всемирного наследия.

Таким образом, регистрационный номер объекта культурного наследия федерального значения может заканчиваться на одну из цифр от 6 до 9 включительно.

Капвложения в арендованное задание, которое является объектом культурного наследия, учитываются на балансе организации до момента их списания с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01). Специалисты финансового ведомства сообщают, что под выбытием указанных капвложений следует понимать:

  • ­ возмещение арендодателем стоимости произведенных арендатором улучшений (за исключением случая возмещения стоимости произведенных арендатором улучшений арендованного имущества путем установления соответствующей величины арендной платы);
  • ­ передачу по акту приемки-передачи капитальных вложений арендодателю;
  • ­ окончание договора аренды;
  • ­ досрочное прекращение договора аренды;
  • ­ иные условия.

Законопроект разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 04.12.2018 № ОГ-П44-8573, данного по итогам VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Согласно положениям Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия; их государственная охрана является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В целях сохранения объектов культурного наследия в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» разработан ведомственный проект Минкультуры России «Возрождение исторических усадеб».

Одной из целей ведомственного проекта «Возрождение исторических усадеб» является создание условий для привлечения инвестиций в процесс восстановления и реставрации исторических усадеб (усадебных комплексов).

Наиболее оптимальным способом стимулирования и создания условий для привлечения инвестиций в указанную сферу деятельности Минкультуры России видит в предоставлении налоговых послаблений для владельцев усадебных комплексов.

В настоящее время количество исторических усадеб, в отношении которых проводятся работы по сохранению, крайне незначительно. Сложившаяся ситуация обусловлена дороговизной ремонтно-реставрационных работ, а также значительной финансовой нагрузкой собственников на содержание, эксплуатацию, текущий ремонт усадебных комплексов. Более того, значительное количество исторических усадеб находится в казне Российской Федерации, а основную финансовую нагрузку на содержание и проведение работ по их сохранению несет федеральный бюджет.

В целях решения вопроса сохранения исторических усадеб в Российской Федерации законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), предусматривающие льготы для владельцев усадебных комплексов.

Одновременно законопроектом предлагается внести отдельные изменения в НК РФ, касающееся иных объектов культурного наследия Российской Федерации.

В соответствии со статьей 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения объекты, являющиеся объектами культурного наследия федерального значения.

Законопроектом предлагается расширить указанную норму и освободить от уплаты налога на имущество организаций также объекты культурного наследия регионального и местного значения.

Кроме того, законопроектом предлагается ввести аналогичную норму и освободить физических лиц от налога на имущество в отношении объектов культурного наследия федерального, регионального или местного значения.

Одновременно законопроектом предусматривается для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые приобрели и восстановили усадьбы, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, возможность применять к основной норме амортизации специальный повышающий коэффициент, равный 3. При этом правом применения повышающего коэффициента могут воспользоваться не все собственники усадеб, а только те, которые приобрели усадьбы, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, а значит требующие вложения значительных средств. Подобная норма позволит владельцам усадеб учитывать понесенные ими расходы на реставрацию, уменьшающие размер налога на прибыль, в ускоренном режиме.

Также законопроектом предлагается освободить от земельного налога собственников земельных участков, на которых расположены усадебные комплексы, являющиеся объектами культурного наследия и находящиеся в неудовлетворительном состоянии, на период восстановления (реставрации) усадебного комплекса, но не более чем на 7 лет.

Кроме того, законопроектом предлагается увеличить имущественный налоговый вычет для граждан с 2 млн. руб. до 4 млн. руб., в случае приобретения жилого дома или квартиры, являющихся объектами культурного наследия.

Одновременно предлагается установить, что физическое лицо-собственник усадебного комплекса имеет право на имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведённых им расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на воссоздание (реставрацию) объекта культурного наследия, но не более 6 млн. рублей (в настоящее время предусмотрен налоговый вычет в размере 3 млн. руб. на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома).

Важно отметить, что после возникновения у частного лица права собственности на усадебный комплекс риски его физической утраты минимизированы Законом об объектах культурного наследия.

В отношении усадебных комплексов, переданных в частную собственность, сохраняются все предусмотренные Законом об объектах культурного наследия обязательства по их сохранению.

В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 11 Закона об объектах культурного наследия в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, должностные лица органов охраны объектов культурного наследия имеют право предъявлять в суд соответствующие иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия.

Кроме того, пунктом 1 части 1 статьи 5.1 Закона об объектах культурного наследия установлен запрет на строительство на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Также Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (ст. 243).

Усадебный мир России является национальным и культурным достоянием. Учитывая, что передача исторических усадеб в частную собственность сегодня является общемировой практикой, создание благоприятного налогового поля для владельцев усадебных комплексов сделает их более привлекательным объектом для инвестирования и, как следствие, позволит сохранить наше культурное достояние.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество организаций


Налог на имущество в последние годы стал весьма ощутимой статьей расходов организаций, в связи с чем вопросам определения объектов налогообложения по данному налогу уделяется повышенное внимание. При этом с 2020 года изменились отдельные правила исчисления налога на имущество. Контролирующие органы, в частности ФНС, предпринимают попытки донести свое видение порядка расчета налога на имущество организаций до налогоплательщиков. Детали — в нашем материале.

Новые правила налогообложения с 2020 года

Так, прекращает действовать условие об обязательном учете объектов недвижимости на балансе организаций в качестве основных средств для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. При этом сохраняются иные условия, а именно:

  • о принадлежности объектов организации на праве собственности или хозяйственного ведения;
  • о наличии сведений о кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
  • об установлении законом субъекта РФ особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и включении торгово-офисных объектов в перечень, ежегодно формируемый уполномоченным органом исполнительной власти региона (ст. 378.2 НК РФ).
К видам объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, теперь дополнительно отнесены гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозпостройки, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Напомним, чтобы перейти к исчислению налога на имущество организаций по кадастровой стоимости объектов недвижимости, субъект РФ должен принять соответствующий закон. Если кадастровая стоимость таких объектов не определена, то налог или суммы авансовых платежей по нему в текущем налоговом периоде исчисляются по их среднегодовой стоимости.

Кроме того, с налогового периода 2020 года плательщик налога на имущество организаций, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять декларацию по налогу в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

Уведомление о порядке подачи декларации в налоговый орган на территории субъекта РФ представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления декларации в течение налогового периода не допускается. Таким образом, вместо нескольких налоговых органов для представления налоговой декларации можно выбрать один. Но указанные положения не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

К сведению:

На сайте ФНС заработала промостраница «Новый порядок налогообложения имущества организаций». Она содержит все актуальные разъяснения по этой теме и поможет налогоплательщикам разобраться в нововведениях, действующих в налоговом периоде — 2020.

Движимое или недвижимое?

Проблема связана с тем, что Налоговый кодекс не содержит определения понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество». С учетом ст. 11 НК РФ в таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся помещения и машино-места. Кроме этого, федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено иное имущество.

Также в соответствии со ст. 131 ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в ЕГРН.

Не далее как в феврале 2020 года ФНС направила своим сотрудникам, осуществляющим администрирование налогообложения имущества организаций, Письмо от 14.02.2020 № БС-4-21/2584@, в котором дала рекомендации по разграничению движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов обложения налогом на имущество организации. Эти рекомендации были основаны на Письме Минэкономразвития России от 12.02.2020 № Д23и-4183. Представители ведомств пришли к следующим выводам:

1. Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в п. 10 ст. 1 ГрК РФ и определено как «здание. сооружение. за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)». В данном понятии присутствует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить «настоящие» объекты капитального строительства от «ложных», которые являются улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие «составная часть»), из-за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением. Однако из приведенного ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся такие сооружения, которые, хотя и имеют прочную связь с землей, не требуют разрешения на строительство или декларации о начале строительства. Следовательно, под объектами капитального строительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).

2. Что касается соотношения между понятиями «объект капитального строительства» и «недвижимая вещь», следует отметить отсутствие полного соответствия. Указанные понятия разные по своему объему, ведь недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, и машино-места, также они применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие «объект капитального строительства» применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ). В то же время гражданское законодательство оперирует понятиями «недвижимая вещь», «недвижимость», «недвижимое имущество» для определения зданий и сооружений как вещей, по поводу которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота. При этом представляется возможным отождествить оба понятия, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению). Другими словами, вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью. Соответственно, строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капитального строительства и с большой степенью вероятности — к объектам недвижимости. Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.

3. Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капитального строительства, ни объектами некапитального строительства, гражданское право считает их с большей вероятностью неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка. Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов [1] , использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, то есть являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.

4. В силу п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется. Таким образом, объекты, подпадающие под регулирование данной нормы, не могут являться объектами капитального строительства.

В итоге был сделан окончательный вывод: если объекты построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Какая-то ясность в этих разъяснениях есть, тем более что они направлены в территориальные налоговые органы для использования в работе. Но не прошло и 10 дней, как данное письмо было отозвано (Письмо ФНС России от 25.02.2020 № БС-4-21/3137@). Это говорит только о том, что четкой и однозначной позиции по рассматриваемому вопросу пока не сформировано.

Правоприменительная практика, касающаяся квалификации недвижимого имущества

Представители ФНС считают, что для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например для объектов капитального строительства — наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т. п.
При отсутствии записей об объекте имущества в ЕГРН основания для применения норм НК РФ, зависящих от вида объекта имущества (движимое или недвижимое), определяются исходя из действующих нормативных правовых актов и сложившейся судебной практики.

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13

Постановление АС МО от 14.07.2016 по делу № А41-19566/2015 (Определением ВС РФ от 11.11.2016 № 305-КГ16-14860 оставлено без изменения)


В данной статье проанализированы основные специальные требования и ограничения для собственников и арендаторов зданий, нежилых помещений и квартир, относящихся к объектам культурного наследия, описаны возможные риски правообладателей и даны рекомендации по их минимизации.

Ключевые слова: объект культурного наследия, охранное обязательство, обязанности собственника, предмет охраны, особенности проведения работ, ответственность.

Покупка или аренда недвижимости в историческом центре города иногда означает получение вместе с помещением или квартирой в престижном старинном доме дополнительных обязательств и ограничений для собственников или арендаторов. Многие старинные дома сами по себе, а также их внутренние архитектурные элементы отделки и отделимые предметы интерьера относятся к объектам культурного наследия и представляют собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства и искусства. Владение, пользование и распоряжение такими объектами недвижимости в связи с их особым статусом должно осуществляться с соблюдением специального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [1]. В статье приведены основные специальные требования и ограничения, о которых потенциальным собственникам и арендаторам полезно знать при принятии решения о приобретении таких объектов в собственность либо в пользование.


Охранное обязательство собственника и особенности оформления прав на объект

Собственники объекта культурного наследия должны оформить отдельный документ – охранное обязательство в федеральном или региональном органе охраны объектов культурного наследия (в зависимости от статуса объекта). В охранном обязательстве госорганом указываются обязанности и ограничения для собственника в отношении данного объекта, в частности, устанавливаются требования: к сохранению объекта (в то числе по финансированию собственником работ по сохранению); к содержанию и использованию объекта; к обеспечению доступа к объекту; к размещению наружной рекламы на объекте, в случае, если ее размещение допускается законом; по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта. При необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия вправе устанавливать дополнительные требования. Если собственник объекта не согласен с установленными требованиями и ограничениями, он может обжаловать их в суде. Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия.

Предоставление охранного обязательства и паспорта объекта культурного наследия (если они ранее оформлялись в отношении конкретного объекта) обязательно при государственной регистрации перехода права собственности, а также при регистрации договора аренды в отношении такого объекта. Кроме того, договор купли-продажи или аренды в обязательном порядке должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на оснований такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре указанного существенного условия и (или) непредставления на государственную регистрацию прав охранных документов, государственная регистрация права собственности или договора аренды будет приостановлена. Неустранение причин приостановления государственной регистрации повлечет отказ в ее проведении [2].

Закон не устанавливает требований по оформлению собственных охранных обязательств для арендаторов объекта культурного наследия. Вместе с тем, они также в силу закона обязаны соблюдать ограничения, установленные законом и охранными документами собственника. При этом арендаторы несут ответственность, предусмотренную законодательством за несоблюдение этих требований.

В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении такого объекта в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме. Поэтому отдельно, необходимо отметить, что собственники и наниматели (по договору социального найма) квартир в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, также имеют дополнительные обязанности по охранным обязательствам.


Требования к сохранению объекта культурного наследия


Особенности проведения работ на объекте культурного наследия

Важно отметить, что к проведению работ допускаются только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.

За нарушение вышеуказанных требований Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность (ст. 7.14.) в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.


Дополнительные риски ответственности

Независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности, в случае утраты или повреждения элементов охраны, виновное лицо несет риск гражданско-правовой ответственности по общим нормам Гражданского кодекса РФ о возмещении убытков. В случае утраты или повреждения элементов или предметов, перечисленных в паспорте объекта, пользователь (собственник) обязан в срок, установленный органом охраны, воссоздать утраченное или устранить повреждение, а при невозможности выполнения названных действий - возместить стоимость утраченного [5].

В связи с этим, рекомендуем собственникам и пользователям таких объектов застраховать ответственность либо имущество на случай повреждения или уничтожения элементов охраны объекта культурного наследия.

Размещение рекламы на объекте культурного наследия


О льготах для арендаторов и собственников

Собственник объекта культурного наследия федерального значения, либо лицо, пользующееся им на основании договора безвозмездного пользования и производящее за счет собственных средств работы по его сохранению, имеет право на компенсацию произведенных им затрат. Размер компенсации определяется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и входит в федеральную государственную программу сохранения и развития культуры.

[1] Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
[2] Росреестра от 10.04.2015 N 14-исх/04995-ГЕ/15 .
[3] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
[4] «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
[5] «Методические рекомендации по оценке объектов недвижимости, отнесенных в установленном порядке к объектам культурного наследия» (одобрены к применению Советом по оценочной деятельности (заседание от 23.06.2015).

Читайте также: